Карачаевские националисты. Происхождение балкарцев и карачаевцев в свете летописи хачатура кафаеци

1

В статье анализируется феномен роста национализма на государственном и общественно-политическом уровнях в национальных автономиях РСФСР: Карачаево-Черкесской и Чечено-Ингушской в позднесоветский период. Исследуются условия формирования национализма: действия «центра» и процессы роста этнонационального самосознания в национальных автономиях. Методом сравнительного анализа исследуется генезис национализмов, его основания и формы, исследуется деятельность общественно-политических движений. Отдельного внимания удостоилось поведение национальных элит и их роль в динамике развития политического суверенитета субъектов Российской Федерации. Сравнение ситуации противостояния двух типов национализма в двух российских автономиях показало, что события происходили примерно в одно и то же время, но привели к совершенно различному результату. Анализ этих событий имеет прямое практическое значение, помогая извлекать уроки для практической политики во избежание дальнейших ошибок при решении сложных проблем межнациональных отношений.

государство

переходный период

автономия

Карачаево - Черкесской автономной

Чечено-Ингушская АССР

политика

национализм

элита суверенитет

1. Васильева О. Республика Карачаево-Черкессия и карачаевский национализм // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе: в 3 тт. [под общ.ред. Э.Яна] Т.3: национализм в национально-территориальных образованиях – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

2. Гакаев Дж. Очерки политической истории Чечни (ХХ век). В 2 ч. – Ч. 1. – М., 1997.

3. Государственные акты Карачаевской Республики. – Карачаевск, 1990.

4. Декларация о государственном суверенитете чечено-ингушской республики [Электронный ресурс] // Российский правовой портал: Библиотека Пашкова - URL: http://constitutions.ru/?p=2915 - (дата обращения: 30.04.2015).

5. Джамагъат. – 1990. – № 3-4.

На рубеже 80-90-х годов XX века распалось единое союзное государство, но под угрозой распада оказалось и выделившееся из него новое Российское государство. Важнейшая причина этих воистину драматических событий - формирование национализма, получившего повсеместное распространение. Сам термин «национализм» неоднозначен. В советские времена ему придавали сугубо негативное значение. И в последующий период национализм в негативном смысле получил наименование «этнонационализм». Имеется в виду гипертрофирование интересов и потребностей того или иного этноса за счет ущемления прав других этносов, с которыми соответствующий этнос так или иначе соприкасается. Однако этот термин получил и другое, более или менее «позитивное» значение: отстаивание законных прав соответствующего этноса, его самоидентификация, что в конкретных исторических условиях приняло форму утверждения собственной государственности. Наиболее остро процесс самоидентификации протекал среди народов, подвергшихся репрессиям по этническому признаку в сталинский период отечественной истории (чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки и др.). Процесс их реабилитации в период «оттепели» носил частичный, незавершенный характер, сами эти события не были проанализированы с должной степенью глубины, их причины до конца не были выявлены, а в период «застоя» рассмотрение этой темы вообще было свернуто. Далее на первый план вышла проблема восстановления территориальной автономии. Она существовала у карачаевского народа до выселения, и ее восстановление рассматривалось карачаевцами в качестве гаранта их окончательной реабилитации. Это требование выдвигалось обществом «Джамагъат» («Народное собрание»), созданном в июле 1989 года. Оно получило массовую поддержку карачаевцев.

В октябре 1989 года под лозунгом восстановления карачаевской автономии прошел первый съезд народов Карачая, в котором приняли участие представители всех населенных пунктов, входивших в Карачаевскую АО в 1943 году. Поддержала национальное движение партийно-государственная номенклатура карачаевского происхождения во главе с хозяйственным руководителем Владимиром Хубиевым (в 1992 году он стал главой администрации автономии). Это было связано со стремлением усилить карачаевское представительство в органах власти автономии и как запасной вариант - все же добиться реанимации Карачаевской АО в соответствии с лозунгами неформального национального движения. Эта поддержка выразилась в решении вопросов финансирования создания районных отделений общества «Джамагъат». В результате уже к декабрю 1990 года численность общества составила 10000 человек .

Здесь и обнаружились существенные расхождения между карачаевской номенклатурой и представителями не входящего в номенклатуру карачаевского национального движения. Наиболее радикальная часть этого движения считала, что для полной и окончательной реабилитации карачаевского народа необходим более выгодный статус карачаевской государственности - статус суверенной республики, что вполне вписывалось в уже проходивший по всей стране «парад суверенитетов».

Шаг в этом направлении был сделан в ноябре 1990 г., когда на съезде карачаевских депутатов всех уровней была принята декларация о провозглашении Карачаевской ССР - «суверенного государства в составе РСФСР». Однако Москва не была заинтересована в расчленении единой Карачаево-Черкессии, равно как и номенклатура, представляющая другие народы автономии. Поэтому вскоре после данного события состоялась сессия областного совета автономии, где было принято постановление о суверенитете уже единой Карачаево-Черкесской ССР. За это решение голосовали и депутаты - карачаевцы (они представляли карачаевскую номенклатуру. В апреле 1991 года по инициативе карачаевских, чеченских и ингушских депутатов Верховный Совет РСФСР принял закон о реабилитации репрессированных народов, где содержалось положение и о территориальной реабилитации. Таким образом, создавалась правовая основа для восстановления самостоятельной карачаевской автономии. Однако руководство федерального центра понимало всю нежелательность и потенциальную опасность перестройки границ субъектов РФ, поэтому уже вскоре после этого был дан задний ход. В июле 1991 года был принят закон РСФСР «О преобразовании Карачаево-Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую ССР в составе РСФСР» и назначены выборы в Верховный Совет новой республики на основе декларации о суверенитете Карачаево-Черкесской ССР, принятой областным советом. Столь резкое изменение позиции федерального центра не привело к умиротворению, а только обострило ситуацию. Лидеры «Демократического Джамагъата» пошли по пути создания альтернативных органов власти, для чего ими был инициирован созыв четвертого съезда карачаевского народа в том же июле 1991 года. На съезде был избран Временный комитет по восстановлению национальной государственности карачаевского народа, а президенту РСФСР было предложено наделить этот комитет властными полномочиями в рамках закона о реабилитации. В ноябре 1991 года по инициативе «Демократического Джамагъата» начался бессрочный общенациональный митинг с требованием восстановления государственности Карачая. В противном случае было решено через месяц приступить к формированию «конституционных органов власти и управления в Карачае». Под давлением этого митинга Совет народных депутатов Карачаево-Черкесской АО, где были представлены не только лица карачаевской национальности, обратился в Верховный Совет РСФСР с просьбой принять постановление «О полной реабилитации карачаевского народа и восстановлении его незаконно ликвидированной государственности в статусе Республики Карачай в составе РСФСР». Очевидно, это был тактический маневр с целью недопущения дальнейшей эскалации конфликта. Президент РСФСР Б.Н. Ельцин направил в российский Верховный Совет законопроект о создании Карачаевской автономии в составе РСФСР. Цель, таким образом, была достигнута: руководство «Демократического Джамагъата» расценило это решение как своей успех и прекратило митинг .

Истинные намерения как федеральных, так и региональных властей прояснились несколько позже. Понимая всю нежелательность расчленения единой многонациональной автономии, официальные власти пошли по пути организации опроса населения о возможности сохранения единства Карачаево-Черкессии. Проведенный 28 марта 1992 года опрос дал положительный результат: за сохранение единства Карачаево-Черкессии высказались 75 % из 79 % пришедших на голосование . В результате в апреле 1992 года Президент РФ отозвал из Верховного Совета РСФСР проект Закона «О восстановлении Карачаевской АО и Черкесской АО». Еще ранее, 31 марта 1992 года власти Карачаево-Черкессии (в отличие от властей Чечни и Татарстана) подписали инициированный руководством России федеративный договор, не сделав при этом никаких оговорок. Территориальная целостность автономии была сохранена.

В рассматриваемый период для карачаевского национального движения были характерны постоянные колебания между политическим национализмом и этнонационализмом. Это нашло свое выражение, в частности, в проекте конституции будущей Карачаевской Республики, предложенном «Демократическим Джамагъатом». В этом проекте, с одной стороны, утверждается, что «карачаевский народ (нация) конституируется в своей республике, осуществляет государственную власть через формируемые им органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все государственные и общественные органы Карачая подотчетны и подвластны ее народу (ст.4), а с другой - утверждается, что «за пределами акта конституирования как нации, обретения государственности ее коренное население никакими привилегиями не пользуется (ст. 23), а «карачаевский народ, пользуясь правом на самоопределение и правом на самоуправление, вместе с другими национальными группами образует самостоятельное государство - Карачаевскую ССР - суверенное государство в составе РСФСР» (ст. 3) . В дальнейшем ход межэтнического противостояния в Карачаево-Черкессии обусловил закрепление понятия этнонации.

Карачаевский этнонационализм не принял крайнюю форму своего выражения, что было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, сказалась острота межэтнического противостояния в автономии. Другие этнические группы образовали свои национальные движения, лишавшие карачаевское национальное движение монополии, а в численном отношении карачаевский народ отнюдь не доминировал. Во-вторых, политическая элита Карачая оказалась достаточно сильна и консолидирована, чтобы успешно противостоять «неформалам». К тому же в ходе политической борьбы она проявила способность к гибкому маневрированию. В-третьих, к гибкому политическому маневрированию оказался предрасположен и федеральный центр, извлекая уроки из своей неудачи в Чечне. В-четвертых, политическая культура карачаевцев была более толерантна, чем у ряда других кавказских народов. Карачаевцы не принимали участия в кавказской войне XIX века, и соответственно их историческая память не была отягощена опытом противостояния с Россией. Да и обычай кровной мести у них не был так распространен, как у чеченцев: в таких случаях они обычно предпочитали выкуп. Наконец, сказался и такой фактор, как отсутствие сильного харизматичного лидера типа Дж. Дудаева, способного возглавить движение в русле этнонационализма.

В отличие от карачаевского национализма чеченский национализм принял гораздо более радикальный характер. В первую очередь следует указать на причины социально-экономического плана: по оценке Дж. Гакаева, главным итогом модернизационных процессов в республике является значительное отставание чеченцев от других народов России. Оно проявляется в высокой рождаемости, ведущей к росту людей нетрудоспособных возрастов в популяции, в численном преобладании сельских жителей над горожанами (70 % чеченцев жили в селах), в сравнительно невысоком уровне образования (в 1989 году на тысячу чеченцев людей с высшим образованием приходилось в 5-7 раз меньше, чем на такое же число коренных жителей в соседних республиках), в деформированной социально-профессиональной структуре общества, в отсутствии национального отряда индустриальных рабочих, среднего класса, в самом низком (среди республик России) уровне жизни и самой высокой смертности, в самом высоком проценте безработных (40 %) и рекордном числе отходников (100000 в год) .

Как и в Карачаево-Черкессии, в Чечено-Ингушетии периода 1988-1991 гг. можно выделить и политический, и этнонационализм, но с весьма существенными отличиями. В первую очередь лозунги политического национализма первоначально прокламировались не официальными властями республики, а представителями впервые возникшего в начале 1988 года национального движения, несколько позже обозначившегося как «Союз содействия перестройке» (еще позже оно было переименовано в «Народный фронт Чечено-Ингушетии»). Политический (принявший форму государственно-бюрократического) национализм чеченской политической элиты стал разыгрываться с июня 1989 года, когда на пленуме Чечено-Ингушского обкома КПСС первым секретарем обкома впервые за всю историю коммунистической власти был избран чеченец Доку Завгаев, ранее работавший вторым секретарем обкома. Первые шаги Завгаева на этом поприще давали надежды на достижение межнационального согласия в республике. Однако обострение социально-экономической ситуации порождало недовольство среди широких слоев населения и появление новых политических сил. Так, в мае 1990 г. на свет появилась Вайнахская демократическая партия (ВДП). На первом этапе партия выдвигала достаточно умеренные лозунги общедемократического характера, но уже осенью того же года появилась резкая антироссийская риторика и требования достижения полной независимости, т.е. выхода из состава СССР и РСФСР. Таким образом, эта партия приобрела экстремистскую окраску и скатилась к этнонационализму.

Тенденции к этнонационализму проявились и на съезде чеченского народа, состоявшемся в ноябре 1990 года. На нем с крайне националистической речью выступил генерал ВВС Джохар Дудаев, имевший статус приглашенного лица. На съезде проявилась тенденция к обособлению «чеченской части» все еще единой Чечено-Ингушетии: от имени чеченского народа съезд декларировал государственный суверенитет Чечни «Нохчи - Чоъ». Еще ранее, в сентябре 1989 года, на аналогичном съезде ингушского народа была декларирована необходимость создания Республики Ингушетия вместе со спорным Пригородным районом, входившим в состав Северной Осетии. Обе декларации послужили фактором давления на Верховный совет Чечено-Ингушской АССР, который 27 ноября 1990 года принял наконец «Декларацию о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики» . Декларация была выдержана вполне в духе политического национализма. О выходе из состава СССР и РСФСР речи не было, но Чечено-Ингушетия объявлялась суверенным государством, которая будет подписывать союзный и федеративный договоры на равноправной основе. Вполне в духе политического национализма к нации причислялись все жители республики, постоянно проживающие на ее территории, независимо от их этнической принадлежности. Во всех законодательных актах республиканского Верховного Совета говорилось о многонациональном народе Чечено-Ингушской Республики.

В конце 1990 года радикальные националистические партии и организации, действовавшие в Чечено-Ингушской Республике (ВДП, «зеленое движение», Исламская партия возрождения, партия «Исламский путь» и Общество «Кавказ») создали оппозиционный блок «Общенациональное движение чеченского народа» (ОДЧН) с целью реализации идеи «народного суверенитета чеченского народа». Этот блок провел серию митингов с требованием отставки правительства Завгаева и проведения новых выборов. Для этой цели ими был использован и исполком съезда чеченского народа, проведенного, как мы отмечали ранее, в ноябре 1990 года. Первоначально в исполкоме преобладали политики умеренной ориентации, но в июне 1991 года сторонники этнонационализма провели второй этап съезда чеченского народа, предварительно профильтровав соответствующий делегатский корпус. Этот съезд, возглавляемый Дж. Дудаевым, объявил о низложении существующей власти и о провозглашении суверенной чеченской Республики «Нохчи-Чоъ», не входящей ни в РСФСР, ни в СССР. В последующие месяцы отделения исполкома съезда были созданы в районах республики. Так создавался организационный механизм для последующего захвата власти. Применив большевистские методы захвата власти, этнонационалисты во главе с Дудаевым захватили основные общественные здания и электронные СМИ, развернув интенсивную антироссийскую пропаганду. На этом фоне 27 октября 1991 года они провели «выборы» Парламента и Президента Чеченской Республики, которым и был «избран» Дудаев.

Окончательно власть в их руки, впрочем, еще не перешла. Многие жители республики их еще не поддерживали, а силовые структуры продолжали подчиняться Москве. Ситуация резко изменилась в первой декаде ноября 1991 года, когда Президент РФ опрометчиво ввел в республике чрезвычайное положение, организационно отнюдь не подкрепленное. Это вызвало возмущение чеченского народа, воспринятое как имперское вмешательство в дела республики. Настроения качнулись в пользу Дудаева, который реально овладел теперь и всеми рычагами власти. Итак, де-факто произошел раскол до этого единой Чечено-Ингушской Республики, а вновь образованная Чеченская Республика «Нохчи Чоъ» реально вышла из состава СССР и РСФСР, что и было закреплено принятой вновь «избранным» Парламентом ЧР Конституцией Республики в марте 1992 года. Поскольку официальный национализм нового «государства» принял этнократическую окраску, идеология политического национализма в дальнейшем была представлена демократической оппозицией режиму Дудаева (движение «Даймохк», «Движение демократических реформ», «Ассоциация интеллигенции», «Гражданское согласие», движение «Маршо», Республиканская партия). Подводя итог рассмотрению темы чеченского национализма, отметим следующие моменты:

1. Чеченский политический национализм, в отличие от карачаевского, первоначально выступал в форме государственно-бюрократического национализма и лишь потом, после взятия власти национал-радикалами, принял форму демократической оппозиции этнократическому режиму.

2. Чеченский этнонационализм, первоначально представленный оппозиционными силами национал-радикализма, принял в дальнейшем государственную форму, противопоставив себя Российской Федерации.

3. Российское руководство в ряде случаев проявило самоуверенность и некомпетентность при решении «чеченского вопроса», вызвав недовольство и протест чеченского народа и этим усилив позиции этнонационализма. Ошибкой также оказалось игнорирование демократической оппозиции режиму национал-радикализма.

4. Не был в полной мере учтен силовой фактор чеченской ментальности, предопределенный длительной историей российско-чеченского противостояния.

5. Существенную роль сыграл фактор харизматического лидера (Дж. Дудаева), способного повести за собой значительную часть населения с невысокой политической культурой. Игнорирование этого фактора привело к неверным политическим оценкам, вызвавшим отрицательный политический эффект.

В данной статье мы сравнили ситуации противостояния двух типов национализма в двух российских автономиях. События происходили примерно в одно и то же время, но привели к совершенно различному результату. Анализ этих событий помогает извлекать уроки для практической политики, чтобы избежать дальнейших ошибок при решении сложных проблем межнациональных отношений.

Рецензенты:

Восканян С.С., д.пол.н., профессор, профессор кафедры государственного управления и политологии Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО «РАНХиГС», г. Волгоград;

Шелекета В.О., д.фил.н., профессор, профессор кафедры социально-гуманитарных наук филиала ФГБУ ВПО «НИУ МЭИ» в г. Волжском, г. Волжский.

Библиографическая ссылка

Дильман Ю.В., Буров А.Н., Сарматин Е.С. НАЦИОНАЛИЗМ ДЕПОРТИРОВАННЫХ НАРОДОВ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ: НА ПРИМЕРЕ КАРАЧАЯ И ЧЕЧНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19321 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Карачаевцы населяют Карачаево-Черкесию и являются по происхождению тюрками. Это очень интересный народ, характеризующийся многочисленностью, особыми свадебными традициями и красивой культурой.

Численность

В России проживает более 200 тысяч карачаевцев. Большая часть сосредоточена в Карачаево-Черкесии. В СНГ живет не более 5000 человек - это Казахстан и Киргизия.

История

Карачаевцы жили в области Карачай, у них были свои князья и налаженный жизненный уклад. Однако в начале 19 века сюда вторглась русская армия, что привело к присоединению Карачая к Российской империи. Это помогло уберечь Карачай от разгрома и сохранить все обычаи, которые сформировались за долгие годы жизни народа. Движение за независимость началось в 1831 году, что стало причиной покидания родных земель некоторыми карачаевцами. Их потомки и сейчас живут в других странах, например, Турции. Самым сложным периодом жизни народа стала депортация, начавшаяся в 1943 году. Ее причиной стала оккупация территории фашистскими войсками. Во избежание возможного сотрудничества с фашистской армией Советская власть массово переселяла людей в Казахстан и Киргизию. Реабилитироваться народу удалось только в 1957 году. Одновременно произошло создание Карачаево-Черкесской автономной области, позже преобразованной в республику.

Язык

Основной язык - карачаево-балкарский. Считается достаточно сложным ввиду малоизученности. Одной из его главных особенностей является наличие нескольких числительных систем, в том числе четверичная, десятичная и двадцатеричная. Карачаевцы также знают русский язык.

Жизнь

Основу быта карачаевцев всегда составляло животноводство. Фермерское дело тоже было развито, карачаевцы занимались выращиванием пшеницы, кукурузы, огородных культур. Из ремесел наибольшее распространение получили изготовление ковров, обработка кожи, вязание, изготовление изделий из дерева.
Самой значимой в жизни каждого карачаевца была община, которой он принадлежал. Земля и всякий скот были имуществом общины, пользоваться ими могли все ее члены.

Жилище


Дома карачаевцы строили из бревен, причем бревна могли иметь различную длину. Из-за большой толщины каждый дом казался монументальном. Некоторые жилые постройки носили оборонительных характер. Например, арбазы представляли собой множество соединенных вместе корпусов, в центре которых располагался двор. У каждого такого корпуса был выход в арбаз. Здесь складировали все оружия и припасы, причем двор был накрыт сверху. Главным входом во двор служили ворота из прочных пород дерева.
Чтобы свет попадал внутрь дома, использовали дымоход. Очаг располагали возле стены, а сам дымоход выходил на крышу. Карачаевцы селились вместе, даже женатые сыновья жили с родителями в специальных помещениях. Для приема гостей выделяли особое помещение, иногда его роль играл целый дом.

Характер

Карачаевцы являются народом гор, что характеризует их как изолированных от остальных людей. Их главными чертами стали независимость и стремление к взаимопомощи.
Определяющую роль играет «Ёзден Адет», регламентирующий права и этикет. В этом кодексе есть правила, которым следуют мужчины и женщины. Уважение к женщине в первую очередь основано на понимании того, что она является дочерью своих родителей.

Внешность

Одежда


Основными элементами мужского национального костюма карачаевцев являются:

  1. Рубашка в виде туники.
  2. Кёлек, который шьют из черной или белой ткани. Праздничный вариант может быть полосатым.
  3. Чепкен - верхняя одежда, которую сейчас называют черкеской. Это преимущественно праздничный вид одежды, изготавливаемый из сукна. Чепкен украшали серебряными монетами. Характерной особенностью этого элемента одежды стали специальные вырезы, в которых хранили заряды. Называют их газыри.
  4. Пояс у карачаевцев обычно узкий, делается из кожи, украшается бляшками из серебра. Пояс всегда является важным элементом одежды, без него мужчине не положено появляться на людях.

Штаны в традиционном карачаевском костюме называется кёнчек. Они слегка заужены, имеют широкий клин. Поверх них надевают ноговицы, которые могут доходить до колен. Головной убор представляет собой шапку-папаху, характерную для многих кавказских народов. На праздники надевают каракулевую шапку, а в поход надевают бурку. Обувь делают из сыромятной кожи и носят почти круглый год. С наступлением зимы надевают сапоги из войлока.

Женская одежда имела свои особенности. Девушки носили платья, украшенные пряжами. Праздничное платье шили из бархата, как правило, оно имело темно-красный цвет. Украшали такие платья вышивкой из золотых нитей. Пояс кямар считался самым дорогим, не менее роскошно смотрелась шапочка.

Традиции

Самой яркой традицией карачаевского народа является «воровство невесты». Носит похищение чисто формальный характер, однако иногда это событие случается весьма неожиданно. Часто невесту крадут по сговору, что позволяет ей выбрать себе спутника. Он должен быть в любом случае - играть роль сопроводителя.
Кража обычно совершается друзьями или родственниками жениха. Невесту доставляют к жениху в дом, а родители спешат девушку вернуть. Девушке надлежит остаться, но ее родные так просто сдаваться не должны. Они отправляют друзей и родственников, чтобы те сумели ее вернуть. На этот случай у дома жениха будет дежурить целый отряд его друзей.
Все это - воссоздание старой традиции, которая наглядно иллюстрирует нравы карачаевцев. Невест действительно похищали и удерживали в доме до тех пор, пока они не давали согласия. Сейчас настоящие похищения являются редкостью, хотя и не исключены.
Другим свадебным обрядом было обережение - жениху положено праздновать свадьбу в отдельной комнате со своими друзьями. После этого он должен был уходить в военный поход, поэтому появление на свадьбе перед всеми могло навлечь сглаз. Невеста же должна всю свадьбу сидеть в углу и проявлять сдержанность.
Очень важным элементом каждой свадьбы был платок невесты. Перед тем, как его снять, невеста должна была зайти в зал, пока ее осыпали монетами, а над головой держали кинжал. Такой обряд должен был защитить ее и всю семью, подарить богатство и счастье. Платок на голове невесты был не простым, а тройным: один она шила сама, а два других делали родственники со стороны ее семьи и семьи мужа.

Свадьба


События свадьбы всегда ассоциировалось с большой радостью и большими тратами. Такое событие могли позволить себе далеко не все. Свадьба обязательно предполагала организацию торжества и выплату калыма. Организацией свадьбы тогда и сейчас занимаются родственники, они же собирают деньги, хотя молодые в этом тоже обязаны участвовать. Основные элементы свадьбы таковы:

  • калым;
  • приданое со стороны невесты;
  • подарки;
  • затраты на само торжество.

Сначала семья жениха отправляет деньги после получения согласия, вместе с ними нужно дарить угощение, в том числе вина и сладости. Затем идет уплата калыма. Раньше калым выплачивался деньгами и скотом. Теперь скот дарить не нужно, а вот деньги являются обязательным условием. Без них выкуп невесты невозможен. Третий раз жених платит деньги на смотринах. Помимо заранее оговоренной суммы им должны быть преподнесены украшения и подарки, которые он вручит родственникам невесты. Причем делать это он должен не в одиночку - его родственники тоже участвуют в преподнесении подарков и дарят украшения, купленные за собственные средства.
Может создаться впечатление, будто семья жениха и сам жених должны потратить огромные суммы, однако траты семьи невесты несоизмеримо больше. В приданое, которое она обязана преподнести, обязательно входит вся утварь, которой молодые будут пользоваться в быту. Родственники с ее стороны тоже должны дарить подарки семье жениха. Нести дары приходится дважды: первый раз - до свадьбы, второй раз - после так называемой побывки. Самым же дорогим становится свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. Зачастую родственники с обеих сторон вкладывают суммы, которые приходится занимать.
Последние годы свадьбы проходят более скромно, что обусловлено проникновением в жизнь карачаевцев ислама. Мусульманские свадьбы исключают выпивку, которая может стоить очень дорого, подарки и калым. Гостей приглашают только из числа близких и доверенных.

Культура


Карачаевцы научились в совершенстве отделывать ткани из войлока. Техника позволяла им быстро наносить узор на ткань с двух сторон. Основными узорами являются ромбы и треугольники. Если требовалось провести инкрустацию, использовали другую технику. Для этого брали два разных войлока и накладывали их один на другой. Широкое распространение получила аппликация, обычно исполненная в красном и белом цветах. Карачаевцы не ограничивались исключительно геометрическими узорами, вышивая животных, человека и растительные орнаменты.
В наши дни развивается изготовление ковров. Карачаевцы ткут ковры со сложными узорами, перенимая технику у черкесов и создавая абсолютно уникальные узоры. Золотое шитье устаревает, так как является трудоемким делом. Чаще пользуются шелковыми нитями, благодаря которым можно создавать тонкие работы. Активно развивается хореографическое искусство - у карачаевцев много танцев. Самым популярным музыкальным инструментом является свирель. Народной стала гармонь, которая была позаимствована у русского народа. В хоровых песнях мужчины тянут одну ноту, в то время как один начитывает текст. Хоровое пение может сопровождаться танцем, в котором тоже участвуют мужчины.

Фольклор

В фольклоре отражалась жизнь народа, каждодневные занятия, борьба за жизнь. Многие произведения посвящены восхвалению образцовости горцев и высмеиванию самых тяжких грехов, которыми, по их мнению, были обжорство и трусость. Мужчины сочиняли песни для работы, а женщины пели про любовь и сочиняли колыбельные. Советский период был связан с войной, чему посвятили множество легенд и хоровых песен.
Карачаевцы уделили внимание сказками и анекдотам, пословицам, историям о борьбе с ханами.
В советский период стала преобладать поэзия, восходящая к традициям народа. Немало вдохновения карачаевцы черпали из работ русских авторов. Многие карачаевские авторы призывали соотечественников бороться с фашизмом, взывали к гордости и чувству долга, призывали быть храбрыми во время боя.

Карачаевцы являются одним из тех народов, который ориентировался на культуру других, чтобы создать собственную. Им приходилось сталкиваться с очень тяжелыми временами, когда произошла депортация. Но они все пережили и сейчас живут в мире.

Карачаево-Черкесская республика – ещё одна кавказская автономия, которая до сих пор тщетно пытается преодолеть и забыть непростое наследие выселения в годы Великой Отечественной войны. Однако, как оказалось, не менее трудно забыть и тот период, который принято называть «первой волной возвращения». Она пришлась на 1955-1965 годы и практически совпала с драматическим переделом границ после повторного объединения Карачая с Черкесией в единую автономную область в составе Ставрополья, которое было оперативно провёрнуто по указке из Кремля в феврале 1957 года.

На самом деле в Кремле фактически шли только вслед за процессом – сами многочисленные кавказские «наместники» после XX съезда КПСС торопились отчитываться перед Москвой в «преодолении последствий культа личности» самого разного рода. По национальным проблемам в том числе. В многочисленных письмах, уходивших тогда в Москву, но до неё, как правило, не доходивших, местные жители, в основном из числа тех, кого не депортировали, писали, что черкесов опять «положили под Карачай». Последствия такого интернационального решения сказываются и в наши дни.


При желании в Кавказа можно найти "обоснование" под любые территориальные переделы

Совсем недавно инициативные группы черкесов и абазинов заявили о своих планах создать на севере Карачаево-Черкесской республики отдельную двуединую автономию в составе Ставрополья. Причины такой инициативы известны, хотя и не очень активно освещаются центральными СМИ: в республике растёт социально-экономическая, языковая и политическая дискриминация менее многочисленных народностей со стороны карачаевцев.

Эти заявления стали по сути попыткой продолжить дело, начатое с направлением в Москву открытого письма президенту В. Путину практически с тем же содержанием. Как известно, его подписали Абу-Юсуф Банов, представляющий "Совет старейшин черкесского народа", Джанибек Кужев из общественной организации "Абаза" (самоназвание абазинов) и Рауф Дауров из "Центра черкесской культуры".

Необходимо напомнить, что всё это уже было, и было довольно давно. С теми же предложениями представители коренного населения ряда районов Карачаево-Черкессии выступали ещё четыре десятилетия назад. Показательна оценка, которую дал подобного рода инициативам председатель КГБ СССР Юрий Андропов, направивший 9 декабря 1980 года служебную записку в Политбюро. У неё абсолютно характерное для той эпохи, наверное, не случайно получившей название «эпохи застоя», название: «О негативных процессах в Карачаево-Черкесской АО».

Итак, выдержки из документа.

«Среди определенной части коренного населения автономной области отмечаются негативные процессы, характеризующиеся националистическими, особенно антирусскими настроениями. На этой почве имеют место антиобщественные проявления, а также уголовные преступления. На характер этих процессов оказывают влияние также враждебные элементы из числа лиц старшего поколения, принимавшие ранее участие в вооруженной борьбе с советским строем, в т.ч. в 1942-1943 гг.
Под воздействием идей национализма некоторые представители творческой интеллигенции в своих произведениях подчеркивают национальное превосходство карачаевцев, наделяют положительными качествами изображаемых ими бывших предателей Родины. Черкесское население и другие национальные группы проявляют недовольство тем, что они фактически «отдалены» от большей части руководящих должностей в области в различных сферах…»

Как видим, национальные проблемы, какими бы назревшими они ни были, никак не решались ни в период развенчания культа личности, ни при развитом социализме. Есть ощущение, что и сейчас многое в федеральном центре хотели бы просто спустить на тормозах. Более того, на вооружение порой берётся отнюдь не самый удачный опыт из советской истории.

А советское руководство (истинные ленинцы, а значит, интернационалисты) изначально не было сторонником того, чтобы плодить на Северном Кавказе многочисленные этнические автономии, действуя по принципу «потом собирать замучаемся», озвученному ещё Серго Орджоникидзе.

Не слишком многочисленные этносы просто объединяли, не принимая во внимание, насколько близки они друг другу этнически и культурно. Религиозные предпочтения в стране государственного атеизма вообще игнорировали, главное, чтобы территориально всё получалось пристойно. Впрочем, обычно именно из-за территорий разгорались конфликты на национальной и религиозной почве, как это стало всё чаще случаться и сейчас. На базе именно такого подхода была сформирована не только Карачаево-Черкессия, но и Чечено-Ингушетия, и Кабардино-Балкария. А вот Осетию поделили на Южную и Северную, и даже после августа 2008 года там ещё очень и очень далеко до всеобщего национального счастья.

Сама же Карачаево-Черкесская автономия, сначала в статусе области, была образована в 1922 году. Её основой стал Карачаевский национальный округ из состава тогдашней Горской АССР. Но в 1926-м область было решено разделить на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ в составе Ставрополья, тогда ещё Северо-Кавказского края, который в конце 30-х годов получит имя того самого знатока национального вопроса – Орджоникидзевский. При этом в Карачае сохранится достаточно крупный черкесский анклав, точнее, если подходить формально, - эксклав.

Эксцессы между черкесами и карачаевцами возникли почти сразу, хотя они, вообще-то, не прекращались практически никогда, просто теперь появился достаточно серьёзный повод. При этом разного рода антисоветские группы, которые стали формироваться в горах, легко объединяли представителей обеих этносов. И те, и другие активно пытались срывать коллективизацию, боролись против ликвидации частной собственности, всеми возможными средствами противодействовали наступлению властей на Ислам. Кроме того, враждующие народности единым фронтом выступали против внедрения русского языка и других советских мероприятий, а главное - против обязательного военного призыва, хотя при царе служить отнюдь не отказывались.

Причем до половины этих групп, в основном карачаевских, сумели продержаться в таком своеобразном подполье вплоть до германской оккупации Северного Кавказа в августе 1942 года. А когда немецко-фашистские войска в феврале-марте 1943 года были с Кавказа выдворены, карачаевцы и черкесы тут же вернулись к партизанской деятельности. При поддержке германской и турецкой разведок они сумели продержаться ещё три-четыре года. Есть достаточно обширная информация о тех диверсионных группах, которые ухитрились получить помощь и от западных, прежде всего английских спецслужб, на их ликвидацию потребовалось ещё больше времени.

Стремительное продвижение германских войск к Главному Кавказскому хребту вызвало буквально шквал новых антисоветских эксцессов. Ответом спецслужб стали жестокие репрессии, которые зачастую явно запаздывали. Почти сразу, порой ещё до прихода немцев, большинство выходцев из зажиточных этносоциальных слоев, а также из тех, кто в Гражданскую воевал и против большевиков, и против белогвардейцев, выйдя из подполья, оказывались в рядах коллаборационистов. Туда же двинулись и «пострадавшие» при атеистических мероприятиях, жертвы раскулачивания, а также весьма многочисленные сторонники независимости так называемой единой адыго-черкесско-балкарской республики.

Из представителей именно таких слоев германскими властями были сформированы осенью 1942-го «Карачаевский национальный комитет» во главе с К. Байрамуковым и «Черкесская национальная управа» во главе с А. Якубовским. В этой связи характерно, что в Берлине, в отличие от Москвы, сразу учли сложные отношения между черкесами и карачаевцами, создав там по этническому принципу не одну, а две марионеточные структуры.

«Карачаевский национальный комитет» при этом получил конкретные властные полномочия: ему была «передана советская государственная, колхозная и общественная собственность, также руководство экономикой, культурой и пропагандой (под немецким контролем)». Он, по тем же данным, соучаствовал в оккупационных репрессиях, материально помогал оккупантам, установил связи с другими коллаборационистами в регионе, с национальными формированиями СС и вермахта. Об этом, ничуть не стесняясь, в период оккупации региона сообщали и местные марионеточные газеты и журналы.

Комитет даже успел провозгласить объединение Карачая и Балкарии в «единый Карачай» со столицей где бы вы думали - в русском Кисловодске!

В ноябре 1943 года в докладе начальника Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР A. Леонтьева на имя замнаркома внутренних дел СССР С. Круглова отмечалось: «Вскоре после оккупации немецкое командование в Карачае установило тесную связь с местными националистами, главарями банд, руководителями духовенства и мюридских сект. И из их представителей создало так называемый «Карачаевский национальный комитет». Во главе комитета были утверждены Кады Байрамуков и Муратби Лайпанов (заместитель. – Авт.), впоследствии (с мая 1943 по апрель 1944 года. – Авт.) работавшие в немецкой разведшколе в Бешуе под Симферополем».

Всё это свидетельствует лишь об одном: основания, и немалые, для массовой депортации у советского руководства были. Для тогдашней практики это было вообще почти нормой. А по сравнению с депортацией черкесов ещё при царизме - и вовсе цветочки. Само выселение было проделано очень быстро: со 2 по 22 ноября 1943 года десятки тысяч человек (считается, что общая численность депортированных карачаевцев превышает 65 тысяч) «переехали» в Казахстан и Киргизию. Достоверной статистики по погибшим и пропавшим без вести в ходе депортационных перевозок нет. До 85% территории Карачая было передано Грузии (остальное – в Черкесскую АО и в Ставрополье).

Тем не менее, огульно обвинять карачаевцев в сотрудничестве с оккупантами – это всё же, мягко говоря, гипербола. По данным Обобщённого банка данных «Мемориал» и ряда других источников, на фронтах Великой Отечественной войны погибли и пропали без вести свыше девяти тысяч выходцев из Карачая. На фронт ушли более 17 тысяч карачаевцев. 11 из них были удостоены звания Героя Советского Союза.

В военные годы жители Карачая собрали и отправили на фронт в 1941-1943 гг. шесть вагонов коллективных, индивидуальных подарков и дополнительно 68 650 единиц различных шерстяных и кожевенных изделий (а также национальный сыр, баранину, козье молоко, кумыс, минеральные воды, лекарственные травы). В боях за перевалы Главного Кавказского хребта участвовало 17 партизанских отрядов, девять из них были почти исключительно карачаевскими. Смертью храбрых пали в этих боях партизаны карачаевской и карачай-абазинской национальностей Р. Романчук, З. Эркенов, М. Исаков, З. Эркенова, И. Акбаев, X. Касаев, Я. Чомаев, многие другие.

Сам же факт реабилитации, а затем и репатриации карачаевцев, как, впрочем, и других кавказских народов, свидетельствует лишь о сомнительной принципиальности тогдашнего советского правосудия и полной беспринципности спецслужб и высшего руководства страны, пришедшего на смену сталинскому. Решение о возвращении было принято по личному указанию первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва уже в 1955 году.

А в феврале 1957 г. была воссоздана Карачаево-Черкесская автономная область в составе Ставрополья. За всё это время внутренние границы автономии менялись не меньше пяти раз, а границы со Ставропольем – и того больше. В то же время Москвой были приняты и решения о максимальном благоприятствовании карачаевцам, как, впрочем, и другим «ссыльным» народам. А это, в свою очередь, спровоцировало многочисленные конфликтные ситуации между ними, с одной стороны, и черкесами, русскими, абазинами – с другой. Эти конфликты тлеют и по сей день, всё чаще разгораясь до прямых столкновений с применением

" парламент Карачаево-Черкессии захотел, чтобы в Уголовном Кодексе появилась статья за "отрицание сталинских" репрессий. За отрицание репрессий карачаевские депутаты хотят наказания от одного до двух миллионов рублей штрафа, либо присудить "виновного" к обязательным работам на срок до 320 часов. Эту писульку разослали по всем кавказским республикам и везде, кроме Северной Осетии, получили согласие. Разумеется с этой паскудной инициативой в Думе нашлись согласные личности.

"Я не думаю, что найдутся люди, отрицающие сталинские преступления,- заявил глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Павел Крашенинников.- Но если такие примеры есть, то я считаю возможным законодательно оформить наказание за это".

Зачем это кавказцам нужно? Послушаем самого инициатора писульки некоего Ахмата Эбзеева.

"Предлагаемый нами закон имеет цель впредь оградить незаконно репрессированных и их потомков от спекуляций по поводу преступления, которое было совершено Сталиным и его режимом,- заявил господин Эбзеев.- Подобные нормативные акты действуют во всем мире, запрещая, например, отрицание холокоста".

Вон даже как, оказывается потомкам кавказских фашистов и карателей не нравится, что их предков постигло заслуженное наказание за предательства и преступления и они требуют за это наказания. Даже не за отрицание сталинских репрессий как таковых, а именно напоминание представителям кавказских народов о службе фашистским оккупантам.

Карачаевцы на службе вермахта.

А зачем этот закон вообще нужен? Ответ простой, чтобы любой кавказский фашист, националист или моджахед мог безнаказанно обвинять Россию и русский народ в геноциде и преступлениях против его народа, не получая в ответ ничего. Этакой "исторической виной" хотят обложить русский народ, да еще рот заткнуть на все грязные обвинения в геноциде их предков. Уже представляется диалог из будущего:

Карачаевец: Ты, русский, ты виноват в репрессиях против моего деда!

Русский: Но постой, твой дед служил в легионе СС.

Карачаевец: Ты отвергаешь сталинские репрессии? Я на тебя в суд подам и получу миллион!

Перед нами фактически диверсия кавказских сепаратистов и националистов против Российской Федерации и русского народа. И нужно просто удивляться наличию в Думе безмозглых индивидуумов, которые этого не видят.

Чтобы не быть голословным приведу отрывок из статьи "Мы отомстим!" кавказских коллаборационистов "Газават" от 11 августа 1943 года :

"В июне 1941 года в горах Кавказа прозвучала радостная весть: Германия начала войну против большевиков, Германия протягивает руку братской помощи угнетаемым большевиками народам Восточной Европы. Опустели аулы Карачая. Сотни, тысячи карачаевцев ушли в горы и там под руководством Кады Байрамукова организовали повстанческие отряды. Крупнейший из этих отрядов, непосредственно руководимый Кады, вскоре вырос до 400 человек. Далее, когда фронт был еще далеко, карачаевцы-повстанцы уже вели мужественную борьбу против большевиков, которым приходилось держать в Карачае многочисленные гарнизоны. Когда же фронт приблизился к горам Кавказа, действия руководимых Кады Байрамуковым повстанцев настолько активизировались, что они смогли отрезать для красных все пути отступления, в частности, Клухорский перевал, через который несколько тысяч красных пытались уйти в Сванетию. Сотни убитых комиссаров, тысячи пленных красноармейцев, большие отары отбитого у отступающих большевиков скота, огромное количество воинского снаряжения и оружия - таковы были трофеи повстанцев. При активной помощи карачаевцев германские войска заняли Карачай обходным движением без единого выстрела. По тропинкам, известным только сынам гор, вошли германские солдаты-освободители в аулы"

Тут, как говорится, из песни слов не выкинешь. Предательство среди карачаевцев было и предательство массовое. И вот теперь потомки этих предателей хотят запретить мне напоминать про предательство их предков. Они хотят заставить меня забыть про то, как их предки служили Гитлеру и убивали моих предков. Я должен, оказывается по воле карачаевских националистов, помнить только о сталинских репрессиях и вечно каяться перед потомками гитлеровских прислужников. А не много ли они хотят, физиономия не треснет от хотелок?

Карачаевские каратели отдыхают после боя.

Что я, как и любой другой гражданин Российской Федерации, могу ответить на писульку кавказских националистов. Эта писулька нагло попирает мои конституционные права. Согласно статье 29 Конституции РФ мне, как гражданину РФ, гарантируются права:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Отрицание сталинских репрессий не является пропагандой, возбуждающей какую-либо ненависть. Русский народ от репрессий пострадал не меньше, если не больше других народов. В репрессиях одинаково участвовали все представители народов СССР. Сам спор о репрессиях - это спор из области истории. Пусть историки спорят, кто, кого, в каком количестве и за что репрессировал. Это не является ни фашизмом, ни национализмом. Наша власть давно осудила репрессии и реабилитировала невинно осужденных. Этот вопрос закрыт раз и навсегда.

А вот когда потомки прислужников фашистов запрещают мне вспоминать о том, как их предки служили Гитлеру - это уже является преступлением против конституционного строя Российской Федерации и прямое нарушение моих гражданских прав.


Бойцы одного вспомогательных кавказских батальонов вермахта.

Законопроект кавказских националистов по наказанию за отрицание сталинских репрессий - это по сути есть оправдание фашизма и кавказского сепаратизма. Этот закон им необходим для легитимных репрессий против всех недовольных националистической и исламистской плесенью, разъедающей единство нашей страны. Не говоря уже о том, что сам законопроект является прямым оскорблением русского народа. Единственное к чему приведет принятие этого закона - это к подрыву единства Российской Федерации и посеет межнациональную рознь среди народов России. Нужно быть крутым идиотом, чтобы этого не понимать. Я еще могу понять кавказских националистов, ведущих тайную борьбу против нашей страны. Но как мне прикажете понимать индивидуумов в Думе, которые одобряют антироссийский закон? Это глупость или измена? Если это глупость, то таким личностям нечего делать во власти, а если измена, то им одна дорога - на нары. Если тот же Крашенинников не в состоянии сделать выводы и просчитать последствия предложенного закона, то делать ему во власти не чего. А вот всякими борцами со "сталинским наследием", должен разговаривать уже следственный комитет и ФСБ, чтобы стало понятно на кого они работают против России.

Черкес, карачай, абаза и ногай. Заметки мусульманина

Карачаевский аул Учкекен, черкесский аул Адыге-Хабль, ногайский аул Эркен-Шахар, абазинский аул Эльбурган, а также две столицы Карачаево-Черкесии – города Черкесск и Карачаевск за 4 дня. С 12 по 15 февраля Рабочая группа Общественной палаты РФ по Кавказу во главе с журналистом и политологом Максимом Шевченко проводила в городах и аулах Карачаево-Черкесии серию круглых столов и встреч в рамках гражданского проекта «Мир Кавказу».

Обнищание духа

Нас немного – старший группы Максим Шевченко, журналист Орхан Джемаль, ведущий специалист по Исламу Центра Карнеги Алексей Малашенко, главный редактор «Кавказского узла» Григорий Шведов, наш организатор Мария, я и съемочная бригада канала «Russia.Ru». Каждый из нас по-своему восхищается красотами республики, обилием молодых лиц, кавказским гостеприимством, ломящимися от обилия угощений столами. Я для себя отмечаю непривычное количество молодых ребят во власти – молодые главы районов, мэр Карачаевска, десятка два депутатов Народного собрания, министр по делам молодежи. Красивые, статные, мужественные ребята. Это Кавказ – моя Родина.

Больше всего во время посещений аулов и городов Карачаево-Черкесии меня поразила та огромная разница в проблемах, которые волнуют людей разной национальности и разного возраста. Ногайцы из Эркен-Шахара, а также большинство черкесов, карачаевцев и абазин старшего возраста говорят о социально-экономических и бытовых проблемах.

Не хватает работы и денег, не хватает детских садов, плохие дороги, инфраструктура, бюджеты на всех уровнях разворовываются. Но, в отличие от многих вымирающих русских областей, – кругом крепкие хозяйства, приличные машины, опрятно одетые люди. Народы Кавказа любят и умеют работать. Они предприимчивы и находчивы. Они кормят семьи и растят детей.

Но почему-то почти всем кажется, что этого недостаточно. Многие ждут какой-то особой государственной заботы и легких денег. Я объясняю себе это двумя катастрофами кавказского народа. Первая случилась в советские годы, когда государство отучило людей проявлять инициативу, развивать свои хозяйства, приучив их к социальному иждивенчеству.

Вторая катастрофа произошла в 90-е после краха СССР. То было время легких денег. Молодежь стремительно криминализировалась, училась отбирать и хапать. А сегодня эти времена прошли. Сегодня надо проявлять предпринимательскую и карьерную инициативу, сегодня надо получать образование и трудиться в поте лица. А советское и постсоветское поколения этого пока не умеют в полной мере.

Кроме того, я успел поговорить с черкесскими, карачаевскими и абазинскими имамами. Большинство из них отмечает, что народ больше стремится к мирскому и материальному, нежели к духовному обогащению. Это при том, что со слов этих же имамов, никогда их народы не жили так хорошо, как сейчас. Машины, дома, крепкие хозяйства, мобильные телефоны...

А предки наши раньше выживали в каменных саклях, без воды, света и газа, без пенсий и пособий, без машин и телефонов. Но при этом умудрялись и детей растить, и честь, и свободу народа отстаивать, и хафизами становиться, и религию свою развивать. Так что с нами случилось? – задаются вопросом имамы. Ответ очевиден – обнищание духа.

Я не призываю вернуться в прошлое. Я призываю осознать всю ту милость, которую нашему поколению оказал Всевышний. Я призываю сравнивать наше благосостояние не с голливудскими звездами, а с положением наших предков и теми поколениями мусульман, которые, несмотря на скромный достаток, обеспечили процветание Ислама. Я призываю использовать все те блага, которые дарованы нашему поколению на стремительное повышение уровня образования наших детей, на помощь друг другу, на благие дела, на развитие своей национальной, но пропитанной исламской нравственностью и чистотой, кавказской культуры.

Слепящая боль

Стоит проехать несколько километров от озабоченного бытовыми проблемами ногайского Эркен-Шахара до черкесского Адыге-Хабль, как картина коренным образом меняется. Каждый черкес, подходивший к микрофону, пытается выкричать и донести до московского десанта вековую боль своего народа, который после геноцида в царское время оказался в меньшинстве на своей родине.

Черкесы, действительно, пережили страшную трагедию – истребление целых племен царскими войсками по завершению Кавказской войны, ужасы переселения на турецкую чужбину, потерю значительной части миллионного народа. Некогда один из крупнейших народов Кавказа, давший умме величайших героев, сопротивлявшийся царской агрессии даже после пленения имама Шамиля, вписавший в мировую историю легендарную битву в урочище Кбаада (Красная поляна), сегодня вынужден кричать о том, что его права ущемляются на его же родной земле.

О том же самом говорят и абазины в ауле Эльбурган – представители маленького народа, очень близкого абхазам. Особую остроту беседе с абазинами неожиданно придает вопрос об Олимпиаде в Сочи. А именно о том, что олимпийские объекты возводятся на костях черкесских и абазинских шахидов Красной поляны. При том, что власть никоим образом перед черкесской и абазинской общиной не пытается даже обсудить этот вопрос.

Абазины также¸ как и черкесы, беспокоятся о том, что окружающие народы постепенно растворяют их. Абазинская молодежь забывает свою культуру и язык. Однако стоит расспросить подробнее, выясняется, что условия для сохранения культуры для черкесов и абазин созданы – уроки национального языка, своя газета, свои районы. Выходит проблема забвения национальной культуры кроется в другом.

В чем же? В ходе беседы я пытаюсь найти этот ответ. Начинаю с того, что мне, как представителю разделенного лезгинского народа, понятна та боль, которую пытаются донести до нас молодые черкесы и абазины. Но почему-то эта боль вся описывается через ежедневные бытовые проблемы – стычки на национальной почве, дискриминация при приеме на работу. Почему-то, как решение этих бытовых проблем предлагаются предельно радикальные методы и утопичные проекты – разделить республику на Карачай и Черкесию, закрепить плоскостные районы за определенными национальностями, создать национальные дружины, запретить проведение Олимпиады в Сочи.

Один народ – два подхода

Эмоции настолько захлестывают говорящих и слушающих в Адыге-Хабль и Эльбургане, что никто не вспоминает о том, что основной проблемой черкесов и абазин сегодня является не отсутствие собственной республики, а страшный уровень бездуховности, которая разъедает молодые души, распространение алкоголизма, наркомании, распущенности парней и девушек, низкий уровень образования.

Пугает то, что ни один из выступающих даже не ощущает все это, как проблему. Не ощущает то, насколько именно эти пороки и беды подкосили волю и способность черкесского и абазинского народов к социальной конкуренции, выживанию и развитию.

Я ощущаю, что молодая и горячая кровь, как прежде, уже не подымает черкесский и абазинский народ на подвиги и свершения во имя веры, народы и родины. Поскольку эту кровь кто-то сознательно подсаживает на алкоголь, табак, наркотики, и подрывает духовные устои народа. Эта проблема актуальна для всех народов Кавказа, но более всего для черкесов, абазин и абхазов. Я ищу перед собой тех черкесов, которых воспел Лермонтов:
Но отдохнуть черкесы не дают,
То скроются, то снова нападут!
Они как тень, как дымное видение,
И далеко, и близко в то ж мгновение!

Я верю, что они есть. Но им нужно время, чтобы вновь расправить плечи. Им нужна братская помощь соседних народов, чтобы вновь взять на свои плечи всю ответственность за судьбы своей родины

Это не только мое ощущение. Об этом же говорят все образованные черкесы, с которыми я делюсь своими ощущениями. Черкесская и абазинская молодежь, которая прежде была движущей силой истории Кавказа, сегодня «кучкуется» на пятачках и решает, кому пойти за водкой, или где достать дозу.

Молодежь, в которой так сегодня нуждаются черкесский и абазинский народы, которая должна быть атомной электростанцией, дающей народу бешеную социальную энергию созидания, блуждает, потеряв вектор и забыв свою историю. Вместо борьбы с пороками, повышения духовной культуры и готовности к социальной конкуренции, она с предельной горячностью переводит все проблемы в национальную плоскость.

Но ведь в прошлом, когда ни черкесам, ни абазинам никто не создавал особых условий, отдельных районов и республик, они вписали в мировую историю самые славные страницы истории. Породили самых великих сынов своего народа, которые, не ожидая ни от кого пенсий, пособий и грантов, в братстве с соседними народами, жизнями своими платили за сохранение народа, культуры, свободы и чести.

Я еще больше укрепляюсь в своем прежнем мнении. Когда мусульманские народы забывают о своем истинном предназначении в этом мире… когда они перестают усердствовать на пути Истины… Когда они перестают щедро расходовать себя на пути Аллаха…. Когда они перестают по-братски помогать своим соседям…. Тогда начинается постепенная деградация мусульман.

Когда из сердец вымывается понимание Истины, в сердца проникают ядовитые семена национализма, размежевания, поиска врагов и виновников в собственных бедах. Я осознаю, насколько разительным образом от сегодняшних молодых черкесов и абазин Кавказа отличаются те черкесы и абазины, которые в свое время с потоками мухаджиров оказались на Балканах и Ближнем Востоке.

Яркие примеры тому – мой преподаватель арабского языка и истории жизни Пророка Мухаммада (мир ему) в дамасском университете Абу-Нур, черкесский устаз Рамадан Наджда и молодой мухаджир Абази из Косово – студент того же университета. Их сердца тоже полны боли за сегодняшнее состояние своего народа. Но они видят корни этих проблем совершенно в другом.

А именно в оставлении черкесами религии, утрате черкесами духовного стержня Единобожия, оставления ими верви Аллаха и исламского братства. Они в решении проблем своего народа призывают не к национальному размежеванию, а к возвращению черкесов в лоно исламской культуры, к борьбе с моральным разложением народа, с пороками пьянства и наркомании, к повышению уровня образования и братскому отношению ко всем соседним народам.

Недозревшая община

В Карачаевске и духовной цитадели карачаевского народа Учкекене круг обсуждаемых вопросов – совершенно иной. Отсутствие Джума-мечети в столице республики, внесудебное преследование молодых мусульман, дискриминация верующих, пытки в отношении задержанных. В отличие от черкесов и абазин, карачаевская молодежь говорит не о межнациональном расколе, а о внутринациональном расколе – на «верующих» и «неверующих».

Карачаевцы в основной массе стремительно возвращаются в Ислам, строят мечети, с готовностью женятся и щедро рожают детей. Мусульманская религиозная община республики стремительно растет в основном за счет карачаевцев, хотя и среди них проблемы пьянства, наркомании, криминала – не пустой звук.

Не все, конечно, проходит гладко. Один за другим выступающие говорят о том, что при решении проблем мусульман, власть предпочитает силовые методы, а не конструктивные социальные, экономические и политические технологии.

Даже выбритые парни и девушки без хиджабов говорят о том, что в отношении быстро растущей мусульманской общины республики ведется неправомерно жесткая политика в нарушение всех законов. «В отношении верующих ребят не действует презумпция невиновности», - эти слова произнесены не имамом и не адвокатом задержанных, а преподавательницей госуниверситета с непокрытой головой.

Раздаются голоса о том, что, чем больше денег власть закачивает в анти-террор, тем больше расширяется в республике угроза радикализма. Один из имамов в сердцах восклицает: «Когда мне десять лет подряд говорят, что я бандит, я в конце концом им стану!»

Но при этом и среди карачаевских практикующих мусульман раздаются голоса о том, что власть-де «не помогает» и «не дает». Многие, слишком многие, для здорового кавказского общества ожидают помощи «от дяди». Я жажду услышать от кого-нибудь хоть слово о том, что мы сами можем справиться с проблемами, лишь бы не мешали… Но не слышу.

Исламовед Алексей Малашенко из московской делегации говорит в ответ о некоем комплексе неполноценности, который сформировался у кавказских народов. Говорит о том, что кавказским мусульманам не достает уверенности в том, что они могут и должны защищать свои права, не достает уровня образования, правовой грамотности, готовности отстаивать свои права, гражданской мобилизации.

Дерзкие цели

В беседах с людьми действительно осознаешь, что кавказцы, при всем взрывном возвращении Ислама в их жизнь, при всем том, что они помнят о своем славном прошлом, потеряли некоторые навыки и социальный опыт. Забыли о том, что некогда они были примером сильной общинной демократии, забыли о том, что русские дворяне, декабристы, европейские поэты и писатели были вдохновлены гражданским мужеством горцев, готовых отстаивать истину перед лицом самых несправедливых и жестоких правителей.

Забыли о том, что в своей истории умма породила сильнейшие институты гражданского общества – гражданские объединения молодых торговцев и ремесленников «футувва», мощные сообщества улемов, факихов и кадиев. Ничто из опыта прошлого сегодня не используется мусульманами Кавказа.

Мы не готовы, как наши предки все свое имущество и жизни свои отдавать за защиту своей веры, родной земли, интересов своей общины. Вместо того, чтобы поддерживать в собственной же груди тот огонь, который пылал в сердцах наших предков, мы только храним пепел памяти об их героизме. Но этот пепел не поможет нам ни построить мечети, ни защитить своих братьев от преследований, ни отстоять свое право на справедливость…

Вне всякого сомнения, будущее наших народов, будь то лезгины или абазины, чеченцы или черкесы, ногайцы или русские, карачаевцы или аварцы, в том, чтобы поставить перед собой самые дерзкие цели и самые большие высоты. Выдвинуть из своей среды новых Бейбарсов и Клыч Гиреев, породить собственных Ломоносовых и Толстых, Махатхтиров и Эрдоганов… Стать экономическим, социальным, политическим локомотивом страны… Превратить наш Кавказ из окраины России в интеллектуальный, деловой и энергетический центр Евразии…

По силам ли нам все это? Конечно, будущее ведомо только Аллаху. Но именно Он даровал нам все средства для достижения этого – легендарную и героическую историю, невероятно отважную, мужественную и целомудренную молодежь, горячую и не знающую покоя кровь, дерзкий ум и готовые вырваться из тесной груди сердца… А все остальное – зависит от нас.

Руслан Курбанов, политолог, исламовед



Поделиться