Здания 30 х годов. Советская архитектура: описание, история и интересные факты

Каждый промежуток времени истории человечества, запечатлен величайшими сооружениями, и архитектура 20-го века не является исключением. Она характерна тем, что добилась совершенно нового масштаба — от зданий, которые скребут своими крышами небеса, к небывалым ранее дизайнерским строениям. Начало развиваться это искусство в начале 20 века. Одно из самых первых направлений являлся модерн. Он включал в себя функционализм, а также эстетические идеалы, но противоречило классическим основам искусства. В модерне пытались объединить основы дизайна в архитектуре, с новшествами скоростного технического развития и модернизации, происходящей в современной общественности.

Как закладывалась основа архитектуры 20 века?

Архитектура 20-го века была неким течением, которое объединило многочисленные школы дизайна, а также разнообразие направлений и многогранность стилей. Из величайших имен архитекторов, которые стали новаторами в данном искусстве достигли прогрессивных дизайнов и ультрасовременных новшеств, необходимо выделить Райта, Салливана, Аальто, Нимейера, Роэ, Корбюзье и Гропиуса. Модерн представлял течение архитектурного искусства с начала 20-го века до 70-80-х годов. Модернизм состоит из таких направлений, как: органическая архитектура, функционализм, интернациональный стиль, конструктивизм, рационализм и др.

Расцвет новейших технологий в архитектуре

Архитектурный модерн пытался создавать дизайнерские идеи построек, не оглядываясь на классические элементы строительства прошлых веков, а вдохновляясь функционалом построенных зданий, их месторасположением, а также географическим положением. «Форма следует за функцией» — говорил Луис Салливан, имея в виду, что дизайнерский замысел должен основываться на функциональном предназначении постройки. Так думал и архитектор Фрэнк Райт, когда он проектировал сооружения, важнейшей деталью для него была земля, на которой собирались произвести постройку. Он утверждал, что здание и земля должны являться одним целым. Для архитектуры 20 века также характерно: использование в строительных работах новейших строй материалов, таких как железобетон, отсутствие деталей декора на постройках.

Советский народ популяризировал архитектурный конструктивизм, данное направление необычайно процветало в 20-30-х годах. Конструктивизм включал в себя ультрасовременные технологии, а также коммунистическую политику, Советскую философию и социальные цели строившейся заново страны. Один из основателей данного течения — советский архитектор Константин Степанович Мельников. Он спроектировал не безызвестный Дом Мельникова, здание которое по сей день является символом советского авангарда. В то время движение разделилось на несколько школ, которые конкурировали между собой, что сопутствовало многочисленным постройкам прекрасных зданий, пока такое искусство архитектуры как конструктивизм не попало в немилость у верхушки правительства СССР.

Порой нам надоедает смотреть на эту старую советскую мебель. Но стоит подождать несколько десятков лет, и это будет уже раритет. Будем вспоминать о данном предмете интерьера с любовью, поскольку он является частью искусства. Но не только это рассматриваетс. Основная часть материала направлена на изучение советской архитектуры 20-х годов, когда только закончилась революция. Кстати, о данной теме у ученых до сих пор остается немало вопросов. Представленную отрасль развивали многие специалисты и они унесли за собой немало секретов. Вот исследователи до сих пор делают попытки разгадать их.

Все события начинаются еще в 1917 году, когда произошел архитектурный авангард. Наверное, предоставленную информацию мало где можно встретить, потому относим ее к разряду уникальных. Во время указанного процесса происходила процедура создания творческих направлений. Несмотря ни на что, все они имели между собой общие черты. Причем развитие осуществлялось неимоверными темпами.

На то время в СССР тоже проводились архитектурные конкурсы. Очень интересно узнать, кто же тогда побеждал и какого принципа придерживались специалисты. Стоит признаться, материал собирался очень долго, поскольку некоторые данные было найти чрезвычайно тяжело. Но автор справился со всем, взял комментарии ученых.

4. Отражение новой идеологии в облике Москвы. Советская архитектура 20-30-х годов.

Еще только-только установилась Советская власть, еще нетвердо стояла она на ногах, еще шла Гражданская война и было непонятно, "кто кого", а новая социалистическая идеология уже сказалась на.блике столицы. Сперва -- на названиях улиц и площадей. Театральная площадь стала называться площадью Свердлова, Большая Никитская -- улицей Герцена, Варварская площадь -- площадью Ногина, Патриаршии пруды -- Пионерскими, Тверская -- улицей Горького, Знаменка -- улицей Фрунзе... Безликие новые названия приживались c трудом, что особенно хорошо видно сейчас, когда возвращаются историче ские.

Далее были демонтированы памятники Александру II, Алескандру III и генералу М.Д Скобелеву. Вместо старых монументов возводили новое. В честь первой годовщины Революции их было открыто целых тр и: временный памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу на площади Революции, мемориальная доска "Павшим в борьбе за мир и братство народов" на Сенатской башне Кремля, и памятник-обелиск выдающимся мысли bелям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся в Александровском саду. Обелиск представляет собой четырехгранный шпиль из серого гранита, установленный на кубическом основании. Архитектор монумента -- Н.А. Всеволжский. На обелиске высечены имена Маркса, Энгельса, Кампанеллы, Бакунина, Чернышевского, Герцена и др. По основанию высечены надписи: "РСФСР" и ниже -- "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

В Москве множество памятников Ленину, начиная от Мавзолея (об этом позже) и заканчивая мемориальными досками, которые отмечают посещение Лениным того или иного завода или предприятия. Памятный знак-камень установлен даже на месте покушения на Ленина 30-ого августа 1918 г. Наиболее известные памятники -- на территории локомотивного депо Октябрьской железной дороги (1925 г.) и на Советс кой (бывш. Тверской) площади, перед зданием Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма пр ЦК КПСС (1940 г.). Кстати, там же до 1918 г. располагался памятник Скобелеву, отчего площЕ дь с 1912 до 1918 гг. называлась Скобелевской.

За памятниками пошли храмы и монастыри: их закрывали, разбирали, взрывали. Так были уничтожены Страстной монастырь (1937), Никитский (1935), частично Зачатьевский, Златоустовский, Сретенский и мно гие другие. Те, что не стирались с лица земли, закрывались, и в "освободившихся" зданиях размещались какие-нибудь культурные организации, как, например, филиал Музея древнерусского искусства церкви Покрова в Филях.

В 1931 г. был взорван Храм Христа Спасителя (энциклопедия "Москва" 1980-ого года издания стыдливо сообщает: был разобран в связи с реконструкцией Москвы). На его месте предполагалось возвести огро мный Дворец советов. В 1931 г. проводился конкурс на лучший проект Дворца. Из всех представленных предпочтение было отдано проекту Б.М. Иофана, предлагавшему сделать Дворец доминирующим зданием во всей системе центра Москвы.

Это должен был быть символ победы над "старым миром", не только общественное здание, но и памятник Ленину, который было решено установить на вершине здания. (Этакий храм Ленина на месте храма Х риста.) Общая высота здания по плану -- 420 метров. Оно бы "задавило" и Кремль, и самые высокие ближайшие строения. Даже колокольня Ивана Великого рядом с таким Дворцом смотрелась бы просто крохотной (ее высота -- 81 метр).

Строительство было начато, подведено метро "Дворец Советов", успели даже положить специальный фундамент чашеобразной формы. Предполагалось, что это защит здание от землетрясений и прочих ко лебаний, если такое вдруг случится. И построили бы его, если бы не Великая Отечественная война. Высокопрочная хромедистая сталь пошла на изготовления орудий и снарядов, стройку забросили. Вт.рая попытка возвести-таки Дворец Советов была сделана уже в конце 50-х годов, но тоже неудачно. Кончилось тем, что чашеобразный фундамент превратили в бассейн "Москва".

Но это не значит, что "храм Ленина" так и не был возведен.

(Известно, что свято место пусто не бывает.) Он был, и был еще до попытки построить Дворец Советов, и есть по сей день. Это -- Мавзолей.

Всего Мавзолеев было три: два временных, деревянных, и постоянный, каменный. Все они были сооружены по проекту А.В. Щусева, причем архитектура строения почти не менялась. Он задумывался, во-пер вых, как гробница Ленина, во-вторых, как вечный памятник, и, в-третьих, как трибуна для торжественных выступлений. С 26 января 1924 г. Мавзолей постоянно охраняется (Пост N 1). Каменный Мавзолей построен в 1929 г. Он выполнен из мрамора, порфира, гранита и других ценных пород. Основное сочетание цветов -- красного, черного и серого -- придает всему сооружению торжествен ность. Это впечатление усиливается отсутствие каких бы то ни было украшений. Венки и букеты расположены в строгом порядке, часовые вымуштрованны, стоят -- не шелохнутся. Четкий порядок -- лучшая красота, этот принцип еще не раз будет использоваться в истории советской культуры.

Вообще в архитектуре 20-30-х гг. развиваются новые течения. Одним из самых ярких архитектурных направлений этого времени был конструктивизм. Конструктивисты предлагали осмыслить возможности новой техники, освоить ее логичные, функционально целесообразные конструкции. Главное в том, чтобы архитектура здания отвечала его назначению, поэтому конструктивисты предпочитали четкие #еометрические формы и не украшали зданий. Прекрасным примером этого стиля является жилой комплекс на ул. Серафимовича (в народе Дом на набережной). Он построен в 1928-1931 гг. по проекту Б.М. Иофмана (того самого, чей план был взят за основу при проектировании Дворца Советов). Комлекс является, по сути, одним огромным зданием. Оно делится на несколько простых корпусов, соединенных между собой высокими 2-3 пролетными арками. Корпуса образуют 3 больших внутренних двора, в которых разбиты скверы. В доме 500 квартир, ясли, детский сад, прачечная, отделение сберкассы, библиотека. В центральной части фасада, выходящего на Бер aеневскую набережную, расположены помещения для клубов, со стороны Водоотводного канала -- кинотеатр "Ударник", в средней части здания -- универсальный магазин. Здание совершенно лишено декора отдельные его части являются простыми геометрическими фигурами (кубами и призмами).

В целом Дом на набережной -- мини-город, маленькая социалистическая община. Когда жители (члены правительства) въезжали в свои квартиры, они уже были обставленны однотипной казенной мебелью. Qтановится понятен первоначальный замысел, необычайно близкий идеям социализма: сделать всех равными, сделать все общим.

И все-таки о том, построен ли Дом на набережной в стиле конструктивизма, еще можно спорить. Его простые формы слишком сложны, хотя, казалось бы, уж куда проще?

Проще всегда есть куда. Классический пример конструктивизма -- здание комбината газеты "Правда".

Его архитектура в высшей степени лаконична. Вся композиция "построена на сочетании огромного и высокого прямоугольного блока 7-этажногоредакционно-издательского корпуса и распластанного п ониженного производственного. Вестибюлю, главной лестнице и зоне холлов соответствует огромный витраж в центре фасада, залам -- такие же огромные застекленные эркеры на торцах здания".

Бетон со стеклом -- и больше ничего! Функция, назначение -- в первую очередь, а форма не столь важна.Другие архитекторы продолжали традиции классицизма и модерна, развивая и перерабатывая их. "В архитектуре общественных зданий проявилось стремление к созданию идейно значимых художественЕ-ых образов на основе использования традиций мирового и национального зодчества. К наследию классицизма обращались И.А. Фомин, сохранивший принципы ордерной архитектуры (дом общества "Динамо"), И.В. Жолтковский, опиравшийся в решении современных задач на традиции зодчества итальянского Возрождения (здание Центрального театра Советской Армии)."

Массовые застройки 20-30-х годов способствовали разработке максимально простой архитектуры зданий. Так появляются новые районы, похожие друг на друга, удобные, благоустроенные, просторные, но угнетающие своей однотипностью. Все прочнее входит в жизнь понятие стандарта. Преломный момент в изменении облика столицы наступил с принятием Генерального плана реконструкции Москвы. Его проект, составленный коллективом архитекторов под руководством В.Н. Семенова Е(С.Е. Чернышева, был утвержден 10 июля 1935 г. Многие аспекты этого Плана я рассматривала в предыдущих статьях темы "Довоенная Москва", сейчас же буду говорить только об отраженнии в новом облике города новой идеологии.

В том же 1935 г. двуглавые орлы на четырех кремлевских башнях (Спасской, Троицкой, Никольской и Боровицкой) были заменены на звезды. Корпус звезд из нержавеющей стали был облицован медными золо gеными листами. С двух сторон звезды украшали серп и молот, составленные из уральских самоцветов. Но эта конструкция оказалась неудачной, блестящие поверхности самоцветов быстро потемнели и потребовали переогранки.

К 20-ой годовщине Октябрьской революции они были заменены звездами из рубиного стекла. Тогда же была установлена и пятая звезда (на Водовзводной башне).

"Несущая конструкция кремлевских звезд из нержавеющей стали представляет собой пятиконечную пространственную звезду, лучи которой имеют форму четырехгранной пирамиды. Прочность и жесткость конструкции рассчитаны на воздействие ураганного ветра. Звезды освещаются изнутри лампами накаливания, а равномерное распределение светового потока обеспечивается рефракторами, состоЕoщими из призматических стеклянных плиток.

Мощность ламп (в звездах Водовзводной и Боровицкой башен установлены лампы мощностью 3,7 кВт, в остальных до 5 кВт) обеспечивают хорошую видимость звезд в ночное и дневное время.

При остеклении звезд надо было добиться того, чтобы они светились ночью достаточно ярко, днем сохраняли рубиново-красный цвет и чтобы нити накала ламп не были заметны. Вторая задача была осо!енно сложной, т. к. красное стекло, освещенное снаружи, а не на просвет, кажется черным." Современное остекление кремлевских звезд было установлено уже после Великой Отечественной войны, в 1946 г. (тут я несколько выхожу за положенные хронологические рамки). Тогда звезды были покрыты молочным стеклом. Оно хорошо рассеивает свет ламп и одновременно отражает дневной свет, что смягчаее темноту рубинового стекла. Рубиновое стекло не однотонное, а разных оттенков. Этим достигается большая контрастность и подчеркивается лучистая форма звезд.

Если сравнить звезды, скажем, с крестами на куполах москомских храмов, то видно, что они массивны, "давят" на стройные шатры кремлевских башен, даже вносят некоторую дисгармонию. Вряд ли такое было сделано умышленно, скорее всего, это еще одно проявление свойственной всей советской культуре гигантомании. (Дворец Советов с Лениным на верху -- из этой же серии.)

Особо следует отметить архитектуру залов и вестибюлей московского метро, самых красивых в мире. Очень интересны в этом плане залы станций "Дворец Советов" (ныне "Кропоткинская"), "Маяковская", "Красные ворота" (ныне "Лермонтовская"), "Охотный ряд" (ны -е "Проспект Маркса"), "Площадь революции". Стены и колонны залов выложены мрамором разных цветов, скажем, при отделке станции "Кропоткинская" использовался светлый мрамор желтоватых тонов, а на "Площади революции" сочетания более яркие: черный, красный, светло-золотистый, белый и серый. Архитектурное решение каждого из залов уникально и не повторяется при отделке других. Например, на той же "Площади революции" у пилонов расположены 76 бронзовых скульптур работы, олицетворяющих завоевание, защиту и труд советских людей, а на "Маяковской" освещающие зал лампы расположены в 36 овальных куполах, украшенных мозаичными панно из смальты. Пол залов выложен гранитом, причем таким образом, что гранитные плиты разных цветов создают геометрический орнамент.

В архитектуре подземных станций тоже много идеологических символов. Например, наземный вестибюль станции "Арбатская" Филевской линии в плане имеет форму пятиконечной звезды; cтены станции "Комсомольская" Кировско-Фрунзенской линии украшены майоликовыми панно на тему труда комсомольцев-метростроевцев, а капители колонн увенчаны эмблемой Коммунистического интернационала молЕ.дежи.

В 1935 г. начались реконструктивные работы на набережных Москвы-реки и Яузы. "В связи со значительным повышением уровня воды в Москва-реке поосле постройки канала Москва-Волга набережные были на несколько метров приподняты. Берега одевались в гранит и бетон, проезжие части и тротуары асфальтировались, озеленялись. Если в дореволюционной Москве имелось всего 2,3 км облицованных пе aчаником набережных в районе Кремля, то в 1939 г. общая протяженность гранитных набережных Москвы-реки, Яузы и водоотводного канала составляла около 52 км".

Если благоустраивались набережные -- значит, строились и реконструировались мосты. Во время довоенных пятилеток были реконструированы почти все мосты, существовавшие до революции, возводились новые. В первую очередь -- Москворецкий, Большой Каменный, Крымский мосты через Москву-реку, Малый Краснохолмский, Чугунный, Малый Каменный -- через Яузу, Малый Устьинский -- через Водоотвод ный канал.

Наиболее интересны в архитектурном отношении Большой Каменный и Крымский мосты.

Новый Большой Каменный мост, возведен в 1938 г. Его длина с подходами составляет 497 метров, ширина -- 40. Речной пролет перекрыт стальными арками с надарочными строениями клепаной конструкции, пр.езжая и пешеходная части моста проложены по монолитной железобетонной плите. Боковые пролеты находятся над набережными Москвы-реки и отделаны крупными блоками, стилизованными под необработанный камень (техника руста). Интересны перила моста, сделанные из литых чугунных решеток с изображением советского герба Москвы.

Крымский мост -- единственный висячий мост в Москве. Его длина с подходами -- 671 метр, ширина -- 33 метра. Пролетные строения выполнены из стальных элементов висячей конструкции, а речной пролет подвешен к перекинутым через пилоны (клепаные стальные столбы) цепям.

Крымский мост был открыт в 1938 г. к празднику 1-ого мая и завершил первый этап благоустройства набережных, согласно Генеральному плану.

Важным событием явилось проведение в Москве сельскохозяйствнных выставок. Первая их них, Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка была проведена в 1923 г. На ней были представлены все основные сельскохозяйственные и промышленные районы Союза. Но гораздо более значимым было открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, поскольку она задумывалась не как выставка "на один раз", а как постоянный архитектурно-планировочный комплекс.

Решение о ее создании было принято в августе 1938 г. на сессии Верховного Совета СССР. Основной задачей этого было отображение достижений сельского хозяйства республик и областей Союза. АвторЕ.м генерального плана выставки был архитектор В.К. Олтаржевский.

"Осенью 1938 г. в районе подмосковного села Останкина началось строительство крупнейшего в мире выставочного комплекса с территорией свыше 140 га, на которой разместилось более 250 различных выс тавочных зданий. Сотни тысяч квадратных метров отводились под посевы и насаждения, призвенные отобразить многообразие растениеводства в СССР.

Эмблемой выставки стала скульптурная композиция -- тракторист и колхозница с высоко поднятым снопом -- установленная на 52-метровом пилоне Главного павильона. В архитектурный ансамбль выставки кроме павильонов и опытных участков входили также парк с тенистыми аллеями, просторные площади, пруды, сельскохозяйственные постройки и др." "Экспозиция строилась по отраслевому (механизЕ ция, сельское хозяйство, животноводство и др.) и по территориальному принципам (союзные и автономные республики, отдельные природные зоны)."

Открытие выставки состоялось 1 августа 1939 г. Всего за первые три месяца работы ее посетило свыше 3,5 млн. человек. В 1939-1941 гг. в ВСХВ участвовали более 20000 колхозов и совхозов, 15000 животноводчески х ферм, 498 МТС. В 1941 г. на ВСХВ появились два новых павильона, "представлявших" республики Прибалтики: Литву, Латвию и Эстонию, а также Молдавскую республику.

Сельскохозяйственнык выставки стали первыми в своем роде (до этого в Москве сельскохозяйственных выставок не проводилось), можно сказать -- экспериментами, но экспериментами удачными. Они наглядно продемонстрировали развитие сельского хозяйства в России накануне Великой Отечественной войны, а в том, что они вообще была создана, четко видна одна из главных социалистических идей: труд -- это почетно. (Сейчас такие установки все чаще высмеивают, но лично я не вижу в них ничего смешного или непрвильного.)

Для того, чтобы закончить начатую тему, мне придется опять забежать вперед и обратиться к высотным домам, построенным в конце 40-х - начале 50-х, так как это имеет непосредственное отношение к св язи социалистической идеологии c обликом Москвы.

Высотные здания в просторечии, как правило, называют сталинскими высотками. Всего их семь (новое здание МГУ на Воробьевых горах, здание Министерства иностранных дел и Министерства внешней т.рговли СССР на Смоленской площади, гостиницы "Ленинградская" и "Украина", административно-жилое здание на Лермонтовской площади и жилые дома на площади Восстания и Котельнической набережной, и построены они по единому градостроительному замыслу согласно специальному постановлению Совета Министров СССР от 1947 года. В каждом здании от 26 до 32 этажей.

Даже неспециалист видит, что основа всех семи одинакова: высокое здание ярусного типа, переходящее в остроконечную башню, которая несколько напоминает кремлевские, и два примыкающие к нему крыла, более короткие, широкие, и без башни. Все здание стремится вверх, благодаря чему при больших размерах создается эффект стройности и легкости силуэта. Но нас в данном случае будет интересовать не архитектура "высоток", а их идеологическая подоплека, их косвенное предназначение. Примеры из мировой истории подтверждают, что каждый самодержец, самовластитель или даже тиран старается создать какой-то архитектурный символ, который бы в сознании народа ассоциировался с ним даже после его смерти. В России таким символом традиционно был Кремль. Но чем больше временной промежуток от времени постройки Кремля до времени деятельности конкретного правителя, тем слабее становится эта ассоциация. Петр I и следовавшие за ним императоры ассоциировались вообще не с Москвой, а с Петербургом. Ну, а ассоциация Кремля со Сталиным вообще была чисто внешней, и cж никак не сохранилась бы так долго, как того хотелось.

Поэтому "Кремль должен каким-то образом иметь продолжение в окружающем городском пространстве, надо было визуально связать центр, сердце страны и города, с самим городом, с его жилыми кварта +ами. Эту роль... и выполнили "высотки".

Если посмотреть на Кремль в плане, то это -- неправильный пятиугольник, отороченный по всем углам разными по рисунку, но едиными по стилю башнями. По двум же самым длинным сторонам (той, что вдо ль набережной, и той, что вдоль Александровского сада) ярче других ровно по центру выделяются еще две башни -- Тайницкая и Троицкая; эти семь могучих красавиц и определяют визуально архитекту `ную пульсацию политического центра страны. И чтобы этот сердечный ритм ощущался зрительно всюду, то есть и в удалении от Кремля, возник как бы большой круг архитектурного "кровообращения" -- Qадовое кольцо, для чего пришлось вырубить сады и освободить место для наглядной пульсации в автомобильных траекториях (автомобильный поток способствует визуальному соединению высотных башен друг с другом и их выходу внутрь кольца -- к Кремлю), а образ главных семи кремлевских башен возникает повторно в семи "высотках", разбросанных по периметру кольца и замыкающих тогда весь г `омадный город в конце проспекта в колоссе -- башне университета, построенного в том же стиле".

Конечно, это только теория, и степень ее вероятности спорна. Но высотные дома по-прежнему зовутся "сталинскими". Недавно с "высоток" стали снимать пятиконечные звезды, заменяя их двуглавыми ор лами. (Хороший символ: с башен "настоящего" Кремля снимают орлов, устанавливают звезды, с башен "копии" снимают звезды, заменяя их орлами). Царские гербы на "высотках" смотрятся нелепо, а некотор ых даже раздражают. Получается, что в сознании человека происходит наложение друг на друга двух несовместимых понятий: сталинская высотка и царский орел. Сознание отвергает всякую возможность такого смешения.


Период). /Соничева Н.Е. – М.: «Знание», 1991. – 64 с. 26. Тесемников В. А. Русские профессора Белградского университета (1919-1941 гг.) // Педагогика. – 1998. – № 5. С. 22 – 26; 27. Тесемников В. А. Российская эмиграция в Югославии (1919-1945 гг.) //Вопросы истории. – 1988. – № 10. – С. 128 – 136. 28. Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. / Л.К. Шкаренков. – М.: «Мысль»,1987. – 236 с. 29. ...

Отношений Германии и России в военно-политической сфере. 3. Проанализировать принципы принятия внутри- и внешнеполитических решений касающихся военно-политических отношений двух стран. 4. Проанализировать причины ухудшения советско-германских отношений в начале 30-х годов. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Глава I. ...

... ”, тяга к городам на рессорах и неспособность решать надчеловеческие задачи. Масштаб и образ новой столицы могли выразить только воплощение власти. Новую эпоху в архитектуре Москвы можно назвать “архитектурой наркоматов”. Громадные здания наркоматов уже начинают доминировать в облике довоенной России. На проекты объявляются масштабные конкурсы, отводятся ключевые места столицы. Согласно замыслу, ...

Сначала, то есть со­здавать свою новую культуру. В октябре 1917 года был взят курс, в том числе, и на культурную революцию. 2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало, как указывалось выше, создания чисто «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого. Как выяснилось вскоре, задача не...


На фото: Форум Романум в Риме. Реконструкция Г.Тоньетти.

Любое настоящее беременно какими-то необычными идеями, которые по тем или иным причинам (обычно в силу косности мышления ответственных работников) не получают развития. Однако когда в стране происходит революция, новый режим обычно пытается разорвать все связи с прошлым и тогда вот эти некогда «непроходные» необычные идеи получают зелёный свет, особенно идеям больших визуальных форм, таких, как архитектура. За короткий срок страна преобразуется не только идеологически, но и визуально, что создаёт впечатление того, что новый режим в самом деле породил и новые формы. Однако на самом деле новый режим лишь воспользовался тем, чем не хотел воспользоваться старым. Именно этим интересны новые архитектурные послереволюционные формы. Через какое-то время новый режим сам закостенеет, и точно также начнёт гнать всё новое. Но до поры, он призывает все творческие силы дать себе фантазию на полную катушку. Вот почему мне интересна советская архитектура 20-х - 30-х годов. И сегодня небольшой пост по страницам советского журнала «Архитектура СССР», №1 за 1936 год.

На строительство пошло 7 млн. штук кирпича, 8 тыс.тонн инкерманского известняка, 3,9 тыс.тонн мрамор, 3 тыс. тонн граница. Театр был оборудован электрической подстанцией, мощностью большей, чем все электростанции города до революции.

Боковой фасад

Вход в зрительный ряд.

Вестибюль зрительного зала.

Фойе балкона

Проект застройки административно культурного центра г.Сталинска (один из индустриальных центров Кузбасса)

Проект здания универмага. 1923 г. Архитектор: В.Н.Владимиров

Проект автобазы ЦИК СССР и ВЦИК на 800 машин. 1935 г.

Проект жилого дома посёлка при заводе №24 им.Фрунзе. 1934 год.

Так могла бы выглядеть Смоленская набережная в Москве. Проект 1934 г.

Проект жилого дома МХАТ, 1934 год.

Проект центрального физкультурного комбината в Ташкенте (кликабельно). 1934-45 г.г.

Из самого названия можно сделать вывод, что ташкентских физкультурников планировалось производить, как продукцию на фабрике. Вот кто придумал биороботов. И ещё попутно можно сказать, что если бы этот комбинат построили, то он бы всё равно, скорее всего, уже не существовал. Поскольку вряд ли пережил бы Ташкентское землетрясение 26 апреля 1966 года.

А это общий вид центрального физкультурного комбината. Крутовато для Ташкента.

Проект кинотеатра в г.Нукусе. 1935 год.

Весьма своеобразное здание. Как сказано в статье, во всех работах Калмыкова (автора проекта) сквозит закономерность сильного творческого темперамента и индивидуального своеобразия. От чего страдают закономерности «по вертикали и горизонтали». В принципе, я с этим утверждением согласен.

Университетский городок. Аллея, ведущая к зданию ректората.

А вот и не угадали. Это вовсе не Москве и даже не Ташкент. Это Рим. Новая фашистская (по-настоящему - фашистская) архитектура. А где ещё советским архитекторам набираться идей, как не в фашистской Италии?

Мне тут видится нечто, напоминающее фронтон нового здания библиотеки им.Ленина в Москве.

Ну вот на этом краткую экскурсию по архитектурным идеям СССР 30-х годов закончим.

Построение нового общества не могло не отразиться на культуре страны в целом и на архитектуре в частности. Советская архитектура прошла несколько этапов развития, она знала взлеты и падения, но в любом случае она стала определенным событием в мировом зодчестве. В СССР было несколько зодчих высочайшего уровня и сегодня на просторах можно увидеть несколько шедевров мирового масштаба. Расскажем о том, как складывались стили советской архитектуры, и как она развивалась.

После Октябрьского переворота 1917 года новое правительство страны активно взялось за изменение всех сфер жизни. Некоторое время всем было не до архитектуры, но очень скоро стало понятно, что она тоже должна выполнять идеологическую функцию, как и все остальное искусство. В 20-х годах перед зодчими не ставились впрямую задачи по формированию нового пространства, но творцы сами остро чувствовали, что пришло время новых форм и начали вести поиски выражения идей перемен. Но позже советская архитектура была призвана на службу идеям социализма. Все искусство в СССР должно было доказывать единственно правильный путь развития - социалистический. Это и обусловило основные особенности советского зодчества, которое всегда должно было быть в первую очередь идейным, а в последнюю - красивым. Если на первых порах творцам еще удавалось сочетать пользу, идею и красоту, то постепенно эстетика уступила место утилитарности, и это привело к упадку в потенциале великой архитектуры.

Исторический очерк

Развитие советской архитектуры прошло несколько этапов. Зарождение этого феномена связывают с периодом 20 - началом 30-х годов, когда идут активные поиски новых форм, переосмысливаются классические приемы зодчества. В это время складывается два основных авангардных направления советской архитектуры: конструктивизм и рационализм. В конце 30-х годов становится понятно, что авангарду не по пути с идеологической советской культурой. Начинает формироваться новая архитектура, цель которой прославлять величие и достижения социалистической идеи. Реализации идей этого периода помешала Вторая мировая война, после которой начинается новый период в архитектуре. Он связан не только с восстановлением разрушенных городов, но и созданием нового пространства, которое бы поддерживало в человеке ощущение гордости за свою страну. Именно на этой идеологической основе формируется с его тягой к масштабности. Начало 60-х годов обострило проблему жилой архитектуры. Люди жили в нечеловеческих условиях, и это уже нельзя было списать на послевоенное восстановление. Необходимо решать проблему постройки массового жилья. Эта задача решалась за счет максимального удешевления проектов. Это обернулось трагедией для советской архитектуры. которая выбрала не самый лучший путь развития и пошла вслед за французами в их функциональном типовом строительстве.

Все творческие попытки архитекторов признавались избыточными и вредными. Что заставило творцов заниматься «бумажной архитектурой», т. е. создавать проекты без надежды на воплощение. В 80-х годах советские зодчие остро ощущают надвигающийся кризис. В это время господствует типовой, безликий проект. Архитектура превращается из искусства в простое чертежное мастерство. Из этого кризиса она очень медленно стала выходить только к концу 90-х годов, но это уже постсоветский период.

По окончании Гражданской войны встал вопрос о восстановлении Москвы. К этому времени в архитектуре страны сложилось два новых направления: конструктивизм и рационализм. Они были созданы которые сформировались в рамках российской и европейской традиции, но видели необходимость создания нового зодчества, которое бы отвечало новым реалиям. В то время творцы были очарованы идеей создания нового общества и формирования нового, гармоничного человека.

Конструктивисты во главе с братьями Весниными, Константином Мельниковым, Моисеем Гинзбургом считали, что композиция здания должна отвечать функции. Они отказывались от исторической преемственности, главную роль отдавали простым конструкциям с минимумом декора. Благодаря ним архитектура советского авангарда обогатилась такими сооружениями, как круглый дом К. Мельникова в Москве, зданием газеты «Известия», Дворцом культуры ЗИЛа и многими другими. Направление было очень благосклонно воспринято архитекторами и его ответвления появились в Ленинграде, Харькове, Горьком, Свердловске. Во многих городах бывшего СССР и сегодня можно полюбоваться на конструктивистские сооружения.

Второе авангардное направление, рационализм, возглавляемый Н. Ладовским и В. Кринским, получил меньшую реализацию, чем конструктивизм. Они главным в своей работе видели учет психологии восприятия здания человеком. В начале 30-х годов авангард был признан идеологически чуждым советскому искусству и быстро прекратил свое существование. Позже рационализм был «реабилитирован» и его идеи активно использовались в архитектуре в 60-х годах.

Архитектура 30-40-х годов

В середине 30-х годов советская архитектура вступает в новый период. У новой власти назревает необходимость массовой реконструкции жилых и построения сооружений нового типа, например, площадки для проведения сельскохозяйственной выставки. На первый план выходят традиционные приемы и методы. Во главе традиционалистов встает прекрасный архитектор старой школы, неоклассицист И. Жолтовский. Ретроспективист по своим взглядам он возвращает в отечественную практику любовь к колоннам, пилястрам, аркам и т.д. В этот период еще сильно влияние конструктивизма, но уклон к классике становится все явственнее. До начала Второй мировой войны в стране, особенно в Москве наблюдается строительный бум. Появляются комплекс ВДНХ, Государственная библиотека им. Ленина, строятся несколько станций московского метрополитена. В Харькове возводится ансамбль площади Дзержинского. В Ереване появляется Дом правительства. На карте СССР появляются новые города, планы которых воплощают идеи новой архитектуры. Таковы Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск, Хабаровск. До войны в стране было построено около 170 млн кв. м жилья. Постепенно складывается новый, имперский стиль СССР.

Сталинский ампир

После Второй мировой войны история советской архитектуры вступает в новый этап. Понадобилось много ресурсов, чтобы восстановить разрушенные поселения. В середине 40-х годов в СССР складывается второй после конструктивизма «большой стиль» в архитектуре - сталинский ампир. Он соединил в себе несколько направлений: классицизм, барокко, ар-деко, ампир. Ему были свойственны размах, помпезность, величественность. Здания в этом стиле были призваны демонстрировать победу и масштабность советских достижений. Символом этого стиля стали знамениты московские «высотки»: МГУ, гостиница «Украина», МИД и другие. Сталинский ампир стал доминирующим стилем на 150 лет, он изменил облик страны. Сталинская архитектура появилась практически во всех городах страны.

Массовая жилая архитектура

В послевоенный период остро встала проблема жилья. Но в 50-х годах ее решать руководство не могло, так как было необходимо восстанавливать производственную инфраструктуру. А вот в 60-х годах откладывать решение этой задачи уже было невозможно. Как раз к этому времени пришел конец сталинской эпохе и Н. Хрущев призвал максимально удешевить жилое строительство. Также он инициировал борьбу с «художественными излишествами», за образец было рекомендовано взять кварталы французского функционализма. Так появились знаменитые Черемушки, как образец новой жилой среды. В квартале должны были быть все объекты социальной инфраструктуры, а здания должны обеспечивать минимальную площадь на каждого проживающего.

Архитектура 60-80-х годов

С конца 60-х годов начинается массовое поточное строительство типового жилья. Во всех городах и поселках СССР появляются дома из укрупненных бетонных деталей. Строительство идет быстро, люди получают квартиры. Но применять слово «архитектура» к этой застройке трудно, так как здания были абсолютно безликими и одинаковыми. Так архитектура советского района по типовому проекту в любом городе была как две капли воды похожа на другие населенные пункты. Именно над этим и смеялся кинорежиссер Э. Рязанов в ленте «Ирония судьбы». Массовое строительство и борьба с архитектурными излишествами привела к тому, что к 80-м годам феномен советской архитектуры превратился в ничто. Безусловно, были отдельные творцы и здания достойные внимания, но в целом зодчество находилось в глубоком кризисе. Интересно, что живое архитектурное творчество в то время перемещается из столиц в провинции и союзные республики.

"Бумажная" архитектура

В 80-х годах, когда официальная архитектура советского периода погружается в кризис, появляется этот необычный феномен. Молодые зодчие в то время не могли рассчитывать не только на реализацию своих идей, но даже на их признание. Поэтому они создавали проекты в бумаге, нередко отправляли их на разные зарубежные конкурсы и выигрывали призы. В этой области складывается целое поколение хороших архитекторов. Основоположниками движения являются А. Бродский, И. Уткин, М. Белов, Ю. Аввакумов, Архитекторы выработали собственный стиль подачи идеи. Так как они были уверены, что проекты не будут реализованы, они сосредоточивались на визуальной подаче концепции. В основном эти архитекторы вдохновлялись идеями античности, хотя и создавали часто футуристические проекты.

Лучшие архитекторы СССР

Советская архитектура в первой половине своей истории развивалась благодаря творчеству зодчих, учившихся и формировавшихся еще в имперские времена. После того, как это поколение ушло, наступает небольшой период затишья. Но вскоре вырастает новая плеяда архитекторов, которые несут новые идеи и новые задачи. К числу лучших зодчих СССР специалисты относят К. Мельникова, В. Татлина, А. Щусева. Эти конструктивисты составляют настоящую гордость нашей страны в мировой архитектуре. Также к числу лучших в отечественном зодчестве относятся Н. Ладовский, И. Рерберг, братья Веснины, А. Красовский. Большой вклад в формирование образа многих советских городов внесли И.В. Жолтовский, В.Н. Семенов, Н. Докучаев, Б. Иофан, В. Кринский. В советское время сформировались архитекторы, которым довелось преображать постсоветское пространство после перестройки. Среди них стоит упомянуть И. Уткина, А. Бродского, Ю. Григоряна.

Архитектура полна интересными объектами и фактами. Так, круглый дом К. Мельникова является одним из лучших в мире памятников конструктивизма. Выдающийся мировой архитектор Ле Корбюзье трижды приезжал в Москву, чтобы вдохновиться новыми идеями. В 30-х годах был создан самый масштабный проект советской архитектуры - Дворец Советов, высота которого должна была составить около 400 м, 100 этажей. Для его реализации был взорван Храм Христа Спасителя, но реализован замысел не был.

Советская архитектура, следуя по принципиальному пути Маркса, Ленина, Сталина, всегда ценивших классическое искусство, сумела преодолеть левацкие загибы, упрощенство в своей среде, приспособленчество в среде части старых архитекторов и стала на путь использования лучших элементов старой классической архитектуры .

Л. М. Каганович

В конце прошлого года исполнилось 60 лет одному, казалось бы, заурядному событию в общественно-политической жизни Советского Союза. 30 ноября 1954 года открылось Второе Всесоюзное совещание строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, на котором высшим партийным руководством было фактически принято решение о ликвидации социалистической архитектуры. Непосредственно руководил этим процессом Первый секретарь Коммунистической партии Советского Союза - Н. С. Хрущёв. Это был один из первых актов политики Н. С. Хрущева, направленной, в конечном счёте, на подрыв социалистического строя в СССР. Я далёк от мысли, что «Дорогой Никита Сергеевич» сознательно разрушал советский строй, но результатом его антинаучной, волюнтаристской политики стало то, что были сломаны многие механизмы, защищавшие советское общество от буржуазного перерождения. Ревизии подверглись принципы, следуя которым Советский Союз смог за несколько десятилетий создать одну из самых мощных экономик мира и совершить грандиозную Культурную революцию, приобщив миллионные народные массы к высотам человеческой культуры. Тяжёлым был и удар по социалистическому искусству. Особенно сильным он был нанесён по наиболее «общественному» виду искусства - советской архитектуре.

Развитие архитектуры в СССР прошло несколько этапов. В первое послереволюционное десятилетие магистральным путём развития советского искусства был авангард. Язык модернизма, как казалось многим художникам того времени, наиболее адекватно отражает революционную эпоху слома классового общества. Классические формы искусства ассоциировались в то время исключительно с помещичье-дворянской культурой и были заклеймены, как классово чуждые. Двадцатые годы - период расцвета в Советском Союзе «левых» течений во всех видах творчества. В архитектуре главенствуют два направления модернизма: конструктивизм и рационализм. Конструктивизм (лидерами которого были братья Веснины и М. Гинзбург) провозглашал полный разрыв с архитектурной традицией прошлого (с ордерной системой, национальной архитектурной школой) и утверждал утилитарность и «индустриальность» архитектуры. Творческие задачи решались конструктивистами компоновкой различных прямоугольных объёмов без применения декора. Следуя пяти принципам лидера мирового архитектурного авангарда Ле Корбюзье, русские конструктивисты предпочитали ленточное остекление и плоскую крышу.


Здание Госпрома (арх.С. С Серафимов и др,1928, Харьков).

Вторым модернистским течением в СССР стал рационализм (лидер-Н. А. Ладовский). Это течение, разделяя многие принципы конструктивизма, благосклоннее относилось к классическому наследию и допускало декоративность в оформлении.

Вестибюль станции метро «Красные ворота», (арх. Н. А. Ладовский, 1938 г., Москва)

В первую пятилетку в СССР появляются целые новые отрасли промышленности. В это время встаёт вопрос о строительстве городов вокруг крупных производств. Для их проектирования в Советский Союз приглашается франкфуртский архитектор Эрнст Май. Его группа привлекла внимание советских чиновников тем, что она имела опыт строительства «жилья для рабочих». Однако поначалу не был учтён тот момент, что архитектор имел дело с заказами со стороны крупного капитала, опасавшегося революционных выступлений пролетариата, и поэтому решавшим жилищный вопрос сугубо прагматически. Функционализм (стиль, в котором работала группа Э. Мая) предполагал максимальную стандартизацию (и соответственно, удешевление). Кварталы города представляли из себя многократно повторяющиеся «ансамбли» домов - коробок, лишенных каких- либо индивидуальных особенностей. Широко применялась строчная застройка (расположение домов торцами на улицу). Но, уже в 1931 году в печати начали появляться статьи, осуждающие такой бездушный принцип градостроительства. Подчёркивалось, что социалистические города не должны производить впечатление унылости и серости, ведь архитектура - эта та среда, в которой человек проводит, практически всё время, трудится и отдыхает, под влиянием которой во многом формируется его личность. Если конструктивизм и рационализм считались позже в СССР этапами поиска социалистического архитектурного метода, и к этим стилям относились нейтрально, то модернистский принцип градостроительства был решительно отвергнут, как совершенно чуждый задачам социалистического строительства.

Успехи первой пятилетки и коллективизации позволили партийному руководству более целенаправленно проводить социалистическую культурную политику. В 1932 году после постановления Политбюро ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" началась «коллективизация» культурной жизни СССР. Вместо массы идеологически пёстрых культурных группировок создаются Союзы, призванные быть проводниками партийной политики в художественной среде. В июле 1932 года создаётся Союз советских архитекторов. За год до этого произошло событие, ознаменовавшее собою крутой поворот в архитектурной политике советского государства. На всесоюзном конкурсе проектов главного здания СССР - Дворца Советов первую премию получил архитектор Б. М. Иофан за работу, выполненную в классическом ордерном стиле. С этого момента начался период становления советской архитектуры, вобравшей в себя лучшие художественные достижения прошлого, вдохновляющейся пафосом социалистического строительства настоящего, и устремлённой в коммунистическое будущее. Через ряд промежуточных этапов модернистские архитектурные стили были вытеснены стилями, обращавшимися к классическим мировым традициям.

Перед советскими архитекторами была поставлена задача, опираясь на многовековые художественные традиции России и Европы, создать архитектурный метод социалистического зодчества. Этот процесс проходил не просто и не был завершён. Тем не менее, за короткий срок советские города преобразились совершенно. Бережное, но, вместе с тем, и творчески-смелое обращение к мировым архитектурным традициям позволило естественно и гармонично вписать в исторический ландшафт советских городов здания новой социалистической архитектуры. В 1935 году принимается Генеральный план реконструкции Москвы, в котором было выдвинуто требование «исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей». Плановый принцип ведения социалистического хозяйства давал советским архитекторам уникальную возможность архитектурно мыслить в масштабе целого города, создавая в нём единое бытовое и эстетическое пространство. Реконструируются центральные проспекты города, ударно расширяется сеть метрополитена. В 1937 году вступает в строй канал Москва - Волга имени Сталина. В 1939 на Северо-Востоке столицы открывается Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Все постройки этого периода впечатляют своим «общественным» звучанием. Руководством проводится в жизнь ленинский план монументальной пропаганды, но с таким размахом и пафосом, о котором Владимир Ильич в трудные двадцатые и не мечтал. Облик советского города должен вдохновлять трудящихся, уже сегодня предвосхищать жизнь будущего коммунистического общества - гармоничную, целеустремлённую, благородно-красивую. Воплощается в жизнь ренессансный принцип синтеза искусств. На украшение социалистических городов бросаются лучшие творческие силы архитекторов, художников, скульпторов, инженеров.

Дом на Моховой улице. (Арх. И. В. Жолтовский. 1934 г. Москва.)

Вестибюль станции московского метрополитена «Площадь революции» (арх. А.Н. Душкин 1938 г.)

Главный стиль, к которому обращаются советские архитекторы - классицизм. Но от советских зодчих требовалось, чтобы формы, отточенные тысячелетиями человеческой истории, были наполнены новым социалистическим содержанием. Остро ощущается отсутствие теории архитектуры социалистического реализма, не чётко сформулированы позитивные требования к новой архитектуре. Порой критике подвергаются даже ведущие советские архитекторы И. В. Жолтовский (за «реставраторство», т.е. буквальное копирование приёмов классического стиля) и А. В. Щусев (за эклектизм, некритическое соединение стилей различных эпох). Но, преодолевая болезни роста, архитектурный метод социалистического реализма крепнет и кристаллизируется.

Апофеозом развития социалистической архитектуры должно признать реконструкцию советских городов в послевоенный период. Мощный патриотический подъём, вызванный битвами Великой Отечественной войны, не мог не отразиться на пафосе послевоенного строительства. Новые здания и линии метрополитена задумывались как монументы народу-победителю. В кратчайшие сроки из руин восстанавливаются разрушенные войной советские города. Преображается столица. Архитектурные процессы, происходящие в Москве, берутся за образец для реконструкции городов СССР. В день 800- летия Москвы, 7 сентября 1947 года состоялась торжественная закладка восьми высотных зданий. «Сталинские высотки» создали в столице новые доминанты, не нарушив сложившийся исторический облик города. Московские высотные дома принципиально отличались от западных небоскрёбов. Если последние решительно рвут с художественной традицией прошлого, массой своих этажей-сот подавляя городского жителя, то при возведении московских высоток архитекторы обращаются к сокровищницам мирового, прежде всего русского, зодчества, строят их в свободной, жизнеутверждающей манере. За основу была взята древняя русская традиция строительства шатровых зданий. Наиболее полно отвечал задачам, решаемым советскими зодчими, раннепетровский нарышкинский стиль. Для этого стиля характерна мощная праздничная вертикальная устремлённость, но вместе с тем тонкая проработка деталей, узорочье.

Небоскрёбы. Центр Нью-Йорка. США.

Высотное здание МГУ. (арх. Л. В. Руднев. 1953 г. Москва)

14 марта 1954 года метростроевцы замкнули Кольцевую линию Московского метрополитена. В 1955 году была открыта первая очередь Ленинградского метро. В этих архитектурно-инженерных сооружениях нашёл своё художественное воплощение триумф советского народа-победителя. Убранство наземных павильонов и подземных вестибюлей станций было грандиозно. Подземные дворцы украшались лучшими художниками и скульпторами Советского Союза, использовались ценные виды природного камня, богатый декор. Центральной темой, воплощённой в оформлении станций, была тема Победы советского народа, социалистического строя. Многие станции напоминали античные храмы (станция «Калужская»), где объектом художественного воспевания выступает Человек Труда. Равняясь на столицу, в торжественно-триумфальном стиле отстраиваются и реконструируются многие города СССР. После войны, с образованием социалистического содружества, метод социалистического реализма становится интернациональным. В отличие от «интернационального» модернистского стиля, где интернациональность мыслилась как полный отказ и от мировой классики, и от какого-либо своеобразия национальных школ, социалистическое зодчество органично выводило интернационализм из творчески переосмысленных национальных архитектурных традиций, одновременно выделяя и подчёркивая в них общий культурный «корень», произрастающий из гуманистической традиции высокой классики.


Главная улица Киева - Крещатик. Украинская ССР. Арх. А. Власов.

Станция московского метрополитена «Калужская» (с 1961 г.- «Октябрьская») Арх. Л. М. Поляков

Карл-Маркс-аллее. (Берлин. Архитектурные сооружения 50-х.)

Станция метрополитена столицы КНДР.

Плодотворны были и регулярные творческие дискуссии о совершенствовании архитектурного метода социалистического реализма. Шёл напряжённый поиск архитектурных форм, наиболее полно отражающих процесс созидания нового бесклассового общества. Этот поиск, согласно эстетическим принципам марксизма, велся в области реалистической художественной традиции, безоговорочно отвергался схематизм и бездушность буржуазного архитектурного модернизма. Правда в послевоенный период начала набирать силу и негативная тенденция в советской архитектуре, которая дала реальные основания для обвинения в 1954 -1955 годах советских архитекторов в «бездумном украшательстве». Некоторые архитекторы подходили к классическому наследству не критично, ими не улавливалась та грань, которая отделяла вневременное, подлинно - гуманистическое содержание архитектурных памятников от наносного, классово-ограниченного. Всё-таки, «дворцы и храмы пролетариата» должны с необходимостью нести эстетическую печать новой социалистической эпохи. А получалось так, что пытаясь выразить величие строящегося социалистического общества, архитекторы шли по наиболее простому пути - заменяли творческий поиск адекватных социалистическому сознанию архитектурных форм роскошной позолотой.

Придя к власти, Н. С. Хрущёв развернул широкий фронт борьбы со всевозможными, по его мнению, проявлениями культа личности И. В. Сталина. Архитектура стала одной из первых жертв «неистового Микиты». С одной стороны, зодчество середины 30-50 годов прочно ассоциировалась у народных масс с именем Сталина, до сих пор архитектура этого периода именуется как «сталинский стиль», «сталинский ампир», «сталинское барокко». Осуждение «архитектурных излишеств» дало возможность дискредитировать двадцатилетнюю политику, проводимую партией в области советского градостроительства. С другой стороны, Хрущеву, не обладавшему и сотой долей авторитета И. Сталина, необходимы были громкие популистские кампании, которые бы подняли его политический авторитет. И разворачивание программы строительства массового жилья казалась Хрущёву хорошим способом, как сегодня говорят, пропиариться. На самом деле, заслуга Н. Хрущева в решении жилищной проблемы в СССР, по крайней мере, спорна.

Ведя борьбу с «архитектурными излишествами» , Хрущёв, на самом деле, выступал против Человека, строящего коммунистическое общество. Он не понимал мощного воспитательного импульса, исходящего из новой советской архитектуры. Помимо того, что, постоянно находясь в архитектурной среде, в которой воплотились многовековые достижения художественного и инженерного гения человечества, у человека вырабатывалась естественным образом культура труда и быта, созвучная гармонии и красоте Высокой классики. Помимо этого социалистическая архитектура выполняла важнейшую мобилизующую функцию - звала в будущее, когда всё вокруг будет подчинено всестороннему развитию каждого члена общества. И ради этого, уже сегодня осязаемого будущего, можно и должно преодолевать все трудности эпохи перехода предыстории человеческого общества к его подлинной истории.

Что касается той программы, ради выполнения которой, якобы, и была ликвидирована «изобилующая излишествами» социалистическая архитектура - программы массового жилищного строительства, то, если обратиться к статистике, эта кампания, как и многие другие, проводимые хрущёвским руководством, была провалена. Сталинское руководство, естественно, понимало исключительную важность решения жилищной проблемы в Советском Союзе. В своей последней политэкономической работе «Об экономических проблемах в СССР» И. В. Сталин ставит вопрос о «коренным образом улучшении жилищных условий», как важнейший для перехода к коммунистическому обществу. И этот вопрос, судя по всему, тщательно прорабатывался. Но, по мнению специалистов, действительно по- социалистически, с заделом на будущее, советское государство в 50-е, начала 60- х годов для решения этой проблемы ещё не имело достаточных ресурсов. Необходима была ещё пара пятилеток, чтобы основательно подготовить промышленные мощности для такого строительства, необходимо было время для «вызревания» идеологии массового социалистического строительства. Так, например, идея индустриального крупноблокового стандартизированного строительства возникла задолго до массовой «хрущёбизации». В 1940 году был сдан в эксплуатацию один из первых домов, построенный таким способом. Это знаменитый «Ажурный дом» архитектора А. К. Бурова на Ленинградском проспекте в Москве. В поточном строительстве того времени было принято решение стандартизировать не проект в целом, а лишь отдельные архитектурные детали. Такие принципы стандартизации строительства выгодно отличаются от принципов последующей эпохи, когда безликость кварталов стандартных коробок стала даже основой для сюжета известной кинокомедии Э. Рязанова.

Ажурный дом . Проект индустриального домостроения 40-е г.

Хрущёвка. Проект индустриального домостроения 60-е г.

Хрущёвское же руководство считало, что достаточно максимально удешевить строительство, отказавшись от какого-либо архитектурного образа, максимально ужать жилую площадь в расчёте на человека и снизить качество внутренней отделки, и проблема будет решена. Приходится констатировать, что социалистические города в 60-80 годы мало чем образно отличались от провинциальных городов капиталистических стран. Идеал жилища для советских людей Хрущев нашел в французском муниципальном жилье. Перед угрозой социалистической революции буржуазное правительство Франции строило для своих рабочих жилье, позволявшее удовлетворять минимальные потребности рабочего человека. Оно было малогабаритным и эстетически не привлекательным. При его возведении использовались методы, апробированные функционализмом еще в 30- годы, и решительно тогда отвергнутые советским обществом. Статистика же свидетельствует, что темпы прироста вводимой жилой площади, начиная с шестидесятых годов неуклонно снижались, ударным «массовое строительство» было лишь в немногих городах СССР (в основном, в столице). Качество же возводимых домов катастрофически падало. Всё это было закономерным следствием проводимой группой Хрущёва авантюрной экономической политики. В результате в Советском Союзе произошёл частичный отказ от социалистических принципов жилищного строительства. Советская архитектура перестала выполнять воспитательную и пропагандистскую роль, практически все позиции, достигнутые советскими строителями в предыдущие десятилетия, были сданы на откуп кажущейся «экономической эффективности». После 1955 года начался процесс свертывания истинно советской архитектуры. Многие дома, заложенные до 1955 года, но еще не вполне законченные были безжалостно "раздеты": предусмотренный строительным планом декор либо был исключен из окончательного вида дома, либо был варварски "ободран". Если раньше творческие силы инженеров и архитекторов направлялись на отбор лучших образцов зодчества прошлого, на воплощение с их помощью идеалов труда и быта человека свободного труда, то со второй половины 50-х усилия советских инженеров были направлены на поиски изуверских способов удешевления жилья, а творчество архитекторов - на выявление "поэтики" панельных коробок. Унылый «коробочный» пейзаж стал нормой для советских городов. Правительственным постановлением от 23 августа 1955 года была ликвидирована Академия архитектуры и образована Академия строительства и архитектуры, тем самым архитектура низводилась до уровня недорогого приложения к индустриальному строительству. На ключевые места в управлении архитектурой приходят случайные люди, по архитектурному образованию наносится сокрушительный удар. В результате этих мероприятий романтически-социалистический подход к градостроительству полностью вытесняется вульгарно-прагматическим. Один из ярких маячных огней будущего общества всесторонне развитых людей погас.

Во второй половине 60-х и до 1991 происходит дальнейшее активное «встраивание» советской архитектуры в мировой архитектурный модернизм. Такой явно выраженной контрреволюционной тенденции, пожалуй, не знала ни одна из сторон советского общества. За образцы берутся самые крайние западные модернистские архитектурные эксперименты.

А.Меерсон. Жилой дом на Беговой улице. 1978г. Москва. (арх.стиль-брутализм)

Г. Чахава. Министерство автомобильных дорог Грузинской ССР. 1975. Тбилиси. (арх. стиль-брутализм)

В области жилищного строительства дальнейшее развитие получает функционалистское направление. Жильё становится хотя и более комфортным (увеличивается метраж, улучшаются коммуникации, качество внутренней отделки), но в своей эстетике жилые дома несут всё большее отчуждение. Советский Союз поглощают рязановские «улицы строителей»- бесцветные, мёртвые, однообразные кварталы высотных коробок. Дегуманизированная архитектура разъедает социалистический город.


Типичная высотная городская застройка. СССР 1970-1980-е.

Экспериментальная многоэтажка. «Дом-корабль» на Большой Тульской. Москва. 1981 г.

Модернистские сооружения совершенно варварским способом внедряются в исторический ландшафт советских городов. Веками складывающийся облик городов Советского Союза уродуется антиисторичной по своей сути модернистской архитектурой. Одним из наиболее ярких примеров такой застройки являются «вставные челюсти Москвы» - серия многоэтажных домов на проспекте Калинина, проходящего через исторический центр города. Архитектурный ревизионизм безжалостно уничтожает памятники подлинно социалистического зодчества. Показательным является «реконструкция» Выставки достижений народного хозяйства в Москве. Уникальный архитектурный комплекс, сочетавший в себе лучшие образцы мирового классического искусства с самобытным колоритом искусства национальных республик СССР и РСФСР, решили «осовременить» к юбилею Октябрьской революции. В 1967 году классический облик многих павильонов был до неузнаваемости искажён модернистскими новациями, а уникальные павильоны центральной аллеи попросту снесены.


ВСХВ (после 1959 г-ВДНХ). Павильон «Азербайджанская ССР». 1954 г.

Павильон «Вычислительная техника» (реконструированный в 1967 г. павильон «Азербайджанская ССР»).


ВСХВ (после 1959 г-ВДНХ). Павильон «Животноводство». 1954 г.

Павильон «Электрификация», построенный на месте снесённого в 1965 г. павильона «Животноводство».

После уничтожения СССР уже ничто не сдерживало экспансию модернистской архитектуры в российские города. Происходит дальнейшее уничтожение исторического их облика. Вместе с тем, проявляются тенденции возрождения интереса к эстетике классической архитектуры. В Москве, наряду с ультра-модернистскими сооружениями возводятся здания в классическом и «псевдо-сталинском» стиле. В 2014 году в Москве прошла масштабная реконструкция ВДНХ, где была предпринята попытка возвращения, где это ещё возможно, аутентичной архитектуры 1954 года. Такие противоречивые тенденции, по-видимому, связаны с неоднородностью правящего буржуазного класса РФ. Консервативное его крыло объективно заинтересовано в поддержки осознавшего или не осознавшего себя - просоветского большинства российского общества. В глазах этого ещё слабо- оформленной социальной группы, особенно на фоне культурной либеральной вакханалии, истинно-социалистические достижения советского общества становятся всё более и более привлекательными.

История советской архитектуры неразрывно связана с процессом становления и разрушения государств раннего социализма. Преодолев «левацкий» культурный загиб периода «пролеткульта», советская архитектура к середине 30-х годов вырабатывает подлинно социалистическую концепцию градостроительства. Буржуазному архитектурному модернизму даётся решительный бой. Стало понятно, что для будущего бесклассового общества необходимо бережно сохранить все высшие культурные достижения предыстории человечества. Сохранить и наполнить новым гуманистическим содержанием формы высокой классики. Этот процесс, с неизбежными издержками и перегибами, поступательно развивался вплоть до середины 50-х годов. Перехват политической власти ревизионистским крылом КПСС одними из первых почувствовали на себе советские архитекторы. Непонимание высшим политическим руководством особой идеологической функции архитектуры привело к потере социалистическим обществом одного из важных духовных ориентиров. Культурное и бытовое пространство советских городов стало заполняться чуждой социалистической эстетике модернистской архитектурой. Диалектическое единство архитектурного сооружения - быть «крышей над головой» и произведением искусства - было извращено. Прагматизм квадратных метров поглотил романтику идеи Города-солнца. Духу социализма в искорёженных модернизмом городах становилось всё неуютнее... Тем не менее, этот дух и сегодня, после победы буржуазной контрреволюции, зримо присутствует в величественных высотных зданиях Москвы, архитектуре великих волжских каналов, убранстве ленинградского метрополитена, главной улице Киева и в тысячах и тысячах прекрасных зданий больших и малых городов бывшего Советского Союза. Это воистину памятники героической эпохи первого штурма общества всеобщего отчуждения. Хочется надеяться, что настанет время и идеалы действительного равенства и братства с невиданным размахом будут воплощены в архитектуре возрождённых советских городов, а творчество архитекторов 30-50-х годов будет надёжным маяком для зодчих грядущего коммунистического будущего.



Поделиться