Правовое регулирование перевозок туристов различными видами транспорта. Виды и средства перевозок в туризме

Следует обратить внимание, что согласно общим положениям гражданского законодательства право на изменение условий договора в одностороннем порядке может возникнуть также при существенном нарушении условий договора другой стороной (см. вопрос 4 темы 5).

Расторжение договора о реализации туристского продукта .

Одним из существенных условий данного договора, согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ» являются положения об ответственности сторон за расторжение договора, при этом ответственность не может быть ниже того уровня, который установлен законодательством (в частности, Законом РФ «О защите прав потребителей »). Также согласно ст. 16 указанного закона излишне заложенные условия ответственности потребителя (туриста) будут признаны недействительными – если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.

В соответствии с действующим законодательством турист вправе в одностороннем порядке в любой момент расторгнуть договор, при этом турфирма обязана вернуть ему уплаченные за тур деньги. При этом за турфирмой остается право удержать сумму фактически понесенных при подготовке тура расходов (документально подтвержденных). На практике туристам, если они приняли решение о расторжении договора о реализации туристского продукта следует не медлить с этой процедурой, так как сумма возвращаемых денежных средств напрямую зависит от количества дней, оставшихся до начала тура (чем позднее будет расторгнут договор, тем большая сумма удерживается).


Согласно ч. 5 ст.10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» каждая из сторон вправе потребовать расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств , из которых она исходила при заключении договора (см. выше «изменение условий договора о реализации туристского продукта»). При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств у турфирмы также будет право на удержание суммы фактически понесенных в связи с исполнением договора расходов.

Турист также может расторгнуть договор с туристской фирмой, если обнаружатся существенные недоработки (существенные нарушения ) в организации приобретенного тура. Это может быть сделано как до начала поездки, так и в процессе путешествия. В этой ситуации, согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» стоимость тура возвращается целиком без удержания фактически понесенных расходов.

Тема 8. Договор перевозки в туризме

1. Правовое регулирование отношений по перевозке пассажиров (туристов) и багажа. Транспортная система России.

2. Договорные отношения между туроператором и перевозчиком. Договор фрахтования и договор аренды транспортного средства.

3. Договорные отношения перевозчика с пассажирами (туристами). Правила перевозки пассажиров (туристов).

1. Основная роль туроператора как субъекта туристской деятельности заключается в организации путешествий. Смысл этой деятельности состоит во вступлении в договорные отношения с различными поставщиками услуг – транспортными, гостиничными и иными организациями. Эти организации впоследствии исполняют обязательства туроператора перед туристами либо способствуют их исполнению самим туроператором. Цель заключения таких договоров – возможность туроператора от своего имени (или от имени турагентов) предлагать туристское обслуживание потенциальным потребителям туристского продукта.

При организации туров актуальным для туроператора становится вопрос доставки туристов к месту отдыха и обратно, а потому одной из предлагаемых им услуг обязательно является перевозка . Согласно п. 13 ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» под туристским продуктом понимается «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

В России перевозка пассажиров (в том числе и туристов) регулируется следующими актами:

1) Гражданский кодекс РФ (глава 40).

2) Транспортные уставы и кодексы:

Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (ред. от 01.01.2001);

Федеральный закон от 10 января 2003 г. Устав железнодорожного транспорта РФ (ред. от 01.01.2001);

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 17 марта 2001 г. (ред. от 01.01.2001);

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. (ред. от 01.01.2001);

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ред. от 01.01.2001).

3) Иные федеральные законы (например, ФЗ от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в РФ»).

4) Правила перевозки на отдельных видах транспорта:

Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей , грузополучателей » (утв. Приказом Министерства Транспорта РФ);


Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ);

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (утв. Постановлением Правительства РФ);

Правила обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ);

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ);

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (утв. Приказом Министерства путей сообщения РФ 26.07.2002 № 30);

В силу того, что туризм связан с перемещением лиц с территории одного государства в другое (в другие) туристские перевозки регулируются и международными документами (соглашениями). В частности Россия участвует в следующих соглашениях: Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР/AETR) от 1 июля 1970 г.; Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ/CVN) от 1 мая 1976 г.; Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 г. (Варшавская конвенция); Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору от 18 сентября 1961 г. и др.

В России транспортным средством признается объект для транспортировки пассажиров, грузов, почты, багажа. В транспортную систему России в настоящее время входят следующие виды транспорта:

Железнодорожный;

Речной (внутренний водный);

Морской;

Автомобильный;

Воздушный.

2. Роль туроператора при организации и осуществлении перевозок может проявляться в двух формах:

1) Туроператор может не являться непосредственным исполнителем услуги по перевозке, оставаясь при этом ответственным за исполнение всех услуг, включая эту.

2) Туроператор может выступать непосредственным исполнителем услуги по перевозке, одновременно являясь лицом, ответственным за предоставление всего туристского обслуживания;

Для самостоятельного выполнения перевозки туристов туроператор должен удовлетворять требованиям, предъявляемым отечественным законодательством к перевозчикам (иметь лицензию, сертификат эксплуатанта и т. д.). На практике чаще всего туроператор самостоятельно не выполняет перевозку туристов. В таком случае он заключает договоры с перевозчиками, которые будут оказывать услугу по перевозке, исполняя обязательства туроператора перед туристами в соответствующей части договора. В последнем случае будет применяться договор в пользу третьих лиц (то есть туристов).

В настоящее время для регламентации отношений, связанных с организацией и осуществлением перевозок туристов, чаще всего используется договор фрахтования . Сущность договора фрахтования раскрывается в ст. 787 ГК РФ. Данный договор (его еще называют договор чартера ) представляет собой соглашение, по которому фрахтовщик предоставляет фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством, если перевозка носит международный характер, или с национальным законодательством, если она носит внутренний характер.

Воздушный транспорт имеет 3 уровня регулирования:

  • - национальное регулирование;
  • - межправительственное регулирование;
  • - международное регулирование.

Авиационные перевозки пассажиров в международном сообщении регулируются Варшавской конвенцией "Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок" от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг. (в дальнейшем - Правила), а также Гаагским протоколом к ней и всеми текущими дополнениями и приложениями. Разработаны и применяются пакеты правил и норм, разработанные IATA. Национальное законодательство учитывает нормы Варшавской и Гаагской конвенций. Варшавская конвенция является основой для страхования пассажиров, почты и багажа на международных авиаперевозках.

4 ноября 2003 г. вступила в силу Монреальская конвенция, заключенная в 1999 г. Она отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией, по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. Россия данную конвенцию пока не ратифицировала.

Среди правовых документов, Соглашение о международном воздушном транспорте (Чикаго, 1944), Соглашение о транзите по международным воздушным линиям (Чикаго, 1944), Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Рим, 1952), Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токио, 1963.).

Международные организации: Международная организация гражданской авиации (IСАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

При выполнении международных полетов экипажи воздушных судов России руководствуются:

В воздушном пространстве России:

  • - Воздушным кодексом РФ, Положением об пользовании воздушного пространства России, инструкцией по применению этого Положения;
  • - Основными правилами полетов в воздушном пространстве России и сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам. транспорт турист перевозка правовое

В воздушном пространстве иностранных государств:

  • - Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикагской конвенцией, 1944), соответствующими международными стандартами, рекомендациями, а также правилами полетов иностранных государств, в воздушном пространстве которых выполняется полет;
  • - международными договорами России о воздушном сообщении и соответствующими разрешениями на полеты со стороны полномочных органов иностранных государств;
  • - Воздушным кодексом РФ и Основными правилами полетов в воздушном пространстве России, если их положения не противоречат правилам, установленным в иностранном государстве;
  • - сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам.

разработаны международные принципы организации воздушных пассажирских полетов, включая свободу полета над территорией или акваторией, находящейся под юрисдикцией других стран. Эти принципы, принятые в Чикаго на международной конференции по гражданской авиации, получили название "свободы воздухоплавания".

Полеты над водным пространством . Право полетов регулируется Конвенцией по морскому праву в целом и двусторонними соглашениями между государствами при полетах над их территорией, на которую распространяется государственный суверенитет.

Правовое обеспечение внутренних авиаперевозок. Регулирование воздушных перевозок во внутреннем сообщении России осуществляется Воздушным кодексом РФ, который был принят 19 февраля 1997 г.

Правовое регулирование железнодорожных перевозок туристов. В 1921 г. под эгидой Лиги Наций в Барселоне (Испания) были приняты Конвенция и Статут о свободе транзита. Страны, принявшие конвенцию, обязывались способствовать друг другу в осуществлении транзитных перевозок по железным дорогам и воздушным путям сообщения.

Пограничные ж/д соглашения заключаются между железными дорогами граничащих стран.

Единая конвенция о международных перевозках (редакция 1980 г.), объединившая бернские конвенции, принятые в конце XIX в. рядом европейских государств. В ней отражены основные правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.

Ж/д перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются также рядом многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных на правительственном уровне уполномоченными госорганами.

Объединения: Организация сотрудничества железных дорог, основанная в 1956 г. В настоящее время в нее входят более 19 стран.

Международная ассоциация ж/д конгрессов, созданная еще в 1885 г. Ее основная цель - проведение конгрессов для обмена опытом по актуальным проблемам ж/д транспорта, опубликование и распространение технической информации.

Международный союз железных дорог, созданный в 1922 г. В 1975 г. была создана Международная конференция по пассажирским тарифам. Эта неправительственная организация занимается выработкой и согласованием тарифов на перевозки грузов и пассажиров между европейскими странами.

Существует также целый ряд региональных объединений, занимающихся вопросами технического и технологического обслуживания пассажирских и грузовых ж/д перевозок: Европейская конференция министров транспорта, Латиноамериканская ж/д ассоциация, Союз африканских железных дорог, Ассоциация высокоскоростного движения на ж/д транспорте и др.

Основными документами, регулирующими ж/д перевозки во внутреннем сообщении, являются Федеральный закон от 25 августа 1995 г. "О федеральном ж/д транспорте", Устав ж/д транспорта РФ (от 10 января 2003 г.), Федеральный закон от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях", Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном ж/д транспорте (oт 11 марта 1999 г.) и др.

Последний Устав ж/д транспорта был принят Госдумой в январе 2003 г. Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур ж/д транспорта общего пользования, владельцами ж/д путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами ж/д транспорта общего пользования и необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключенных между ними и перевозчиком.

Правовое регулирование автомобильных перевозок. Женевская международная конвенция (Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки). Соглашение о Международной нерегулярной перевозке пассажиров автобусами. Европейское соглашение о международных магистралях и Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах. Конвенция о дорожных знаках и сигналах.

Международное Европейское соглашение - касается работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

Европейская конференция министров транспорта, организованна в целях предоставления органам, ответственным за принятие решений по транспортной политике, основ, необходимых для обмена идеями путем прямых консультаций.

Международного союза автомобильного транспорта. Цель защиту интересов национальных и международных автомобильных пассажирских и грузовых перевозчиков.

В России в 1974 г. учреждена Ассоциация международных автомобильных перевозчиков.

Российские нормативно-правовые акты, регулирующие международные автобусные перевозки: ФЗ "О госконтроле за осуществлением международных автобусных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"; Постановления Правительства РФ "О госконтроле за осуществлением международных автомобильных перевозок", "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам РФ"; Приказ Минтранса РФ, "О мерах по повышению эффективности взаимодействия Российской транспортной инспекции, Минтранса России, в автомобильных пунктах пропуска через госграницу РФ".

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом во внутреннем сообщении регулируется: "Уставом автомобильного транспорта РФ"; "Временными правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ"; Положением "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами Минтранспорта РФ".

Правовое регулирование перевозок туристов морским транспортом. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа. Россия является участницей этой конвенции. В документе предусмотрена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесных повреждений, а также в результате утраты или повреждения багажа.

Вопросы морского судоходства находятся в компетенции международной морской организации International Maritime Organization (IMO). Эта организация занимается разработкой актов в области морских перевозок, имеющих международный статус. В результате ее деятельности были ратифицированы многие конвенции: Международная конвенция об охране человеческой жизни на море, Международная конвенция об унификации некоторых правил перевозки морем багажа и пассажиров, Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, Международная конвенция о поиске и спасении на море и др.

Кодекс торгового мореплавания РФ. Согласно этому документу, под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.

Если морская перевозка носит круизный характер, то договор о ней сопровождается рядом дополнительных соглашений, касающихся сферы обслуживания клиента: питания, развлечения, экскурсионной программы.

Правовое регулирование перевозок туристов речным транспортом.

Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, который был принят в феврале 2001 г. Положения кодекса распространяются на внутренние водные пути России и размещающиеся на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях РФ; суда и иные плавучие объекты.

Кодексом предусмотрена возможность аренды судов на основании договора, заключенного между лицом, сдающим судно в аренду, и лицом, принимающим его в аренду. Более подробно эти вопросы отражены в Правилах оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденных в феврале 2003 г.

Внутренние, транзитные и международ­ные перевозки. Услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта. Правила перевозок туристов воздушным транспортом. Правовое регулирование услуг морского транспорта в сфере туризма. Международно-правовое регулиро­вание речных пассажирских перевозок. Правовое регулирование перевозок туристов автотранспортом. Правовые формы реализации услуг железнодорожно­го транспорта в сфере туризма.

22. Туристские формальности: паспортно-визовые формальности. Туристские формальности для выездного туризма граждан РФ.

Понятие паспортных и визовых формальностей. Нормативно-правовая база паспортно-визовых формальностей. ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Порядок оформления и выдачи документов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации. Порядок выезда гражданина Российской Федерации из Российской Федерации. Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ. Страны с особыми или облегченными условиями въезда. Страны с минимальным сроком оформления визы и/или минимальным набором документов на визу. Шенгенское соглашение. Шенгенские визы. Проиллюстрировать действие паспортно-визовых формальностей на примере нескольких стран.

23. Туристские формальности: таможенные и валютные формальности.

Понятие таможенных и валютных формальностей. Нормативно-правовая база таможенных и валютных формальностей. Классификация таможенных режимов. Процедуры таможенного декларирования. Порядок ввоза и вывоза иностранной валюты. Рассмотреть действие таможенных и валютных формальностей на примере нескольких стран.

24. Туристские формальности: правила ввоза в РФ и вывоза из РФ культурных ценностей; порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ образцов флоры и фауны, медицинские формальности.

Правила ввоза в РФ и вывоза из РФ культурных ценностей; порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ образцов флоры и фауны; санитарные правила в системе туристских формальностей. Нормативно-правовая база правил ввоза в РФ и вывоза из РФ культурных ценностей, порядка ввоза в РФ и вывоза из РФ образцов флоры и фауны и медицинских формальностей. Основные заболевания путешественников. Особо опасные инфекционные заболевания. Показать действие рассматриваемых туристских формальностей на примере нескольких стран.

25. Туристские формальности: правила въезда и пребывания иностранных граждан в РФ.

Понятие и типы туристских формальностей. Влияние туристских фор­мальностей на развитие туризма. Значение международных соглашений в области туризма и деятельности международных туристских организаций по упрощению туристских формальностей. ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Форма визы, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты и порядок аннулирования визы. Въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

- 54.55 Кб

1.правовые основы договорных взаимоотношений о транспорте при реализации тур. Путешествий

Правовое регулирование перевозок туристов различными видами транспорта.

Правовое обеспечение перевозок воздушным транспортом.

Воздушная перевозка представляет собой транспортировку пассажиров и багажа, выполняемую авиационными предприятиями на воздушных судах за установленную плату, а также наземными

Период перевозки включает в себя: при перевозке пассажира - период времени с момента входа пассажира на перрон аэропорта для посадки на воздушное судно - до момента, пока он не покинет перрон под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика; при перевозке багажа - период времени с момента принятия багажа к перевозке и до выдачи его согласно установленным правилам другой организации.

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством

Воздушный транспорт имеет 3 уровня регулирования:

Национальное регулирование - лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и на международных маршрутах;

Межправительственное регулирование - когда регулярные воздушные маршруты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран;

Международное регулирование - когда тарифы на регулярные авиарейсы устанавливаются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между участвующими авиакомпаниями при посредничестве Международной ассоциации воздушных перевозчиков (IATA) или третьего лица.

Авиационные перевозки пассажиров в международном сообщении регулируются Варшавской конвенцией "Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок" от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг. (в дальнейшем - Правила), а также Гаагским протоколом к ней и всеми текущими дополнениями и приложениями. Разработаны и применяются пакеты правил и норм, разработанные IATA. Национальное законодательство учитывает нормы Варшавской и Гаагской конвенций. Варшавская конвенция является основой для страхования пассажиров, почты и багажа на международных авиаперевозках. В Варшавской конвенции даны:

Определение международной воздушной перевозки;

Порядок осуществления перевозок пассажиров и багажа авиаперевозчиками по воздушному пространству;

Основные перевозочные документы, подтверждающие договор на перевозку;

Порядок ответственности перевозчика;

Порядок присоединения государств к участию в настоящей конвенции.

Условия конвенции применяются ко всем перевозкам пассажиров и багажа по воздуху, предоставляемым перевозчиком как за полное вознаграждение, так и с учетом различных льгот (включая бесплатные перевозки), если перевозчик не предусматривает иное в своих Правилах.

Важным пунктом Варшавской конвенции является пункт об ответственности перевозчика за смерть или нанесение ущерба здоровью пассажира и за утрату и повреждение багажа . Согласно этому документу, ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажиров на международных рейсах в большинстве случаев ограничивается суммой в 10 тыс. дол. США. Ответственность за утрату или повреждение багажа для большинства международных перевозок отвинчивается суммой в 20 дол. США за килограмм зарегистрированного багажа и 400 дол. США за незарегистрированный багаж в отношении каждого пассажира

4 ноября 2003 г. вступила в силу Монреальская конвенция, заключенная в 1999 г. Она отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией, по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также Соглашение о международном воздушном транспорте (Чикаго, 1944), Соглашение о транзите по международным воздушным линиям (Чикаго, 1944), Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Рим, 1952), Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токио, 1963.).

Для регулирования деятельности в мировом воздушном пространстве были созданы несколько международных организаций, целью которых стала разработка основных стратегических направлений в развитии международного авиационного сообщения. К наиболее значимым организациям относятся Международная организация гражданской авиации (IСАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

При выполнении международных полетов экипажи воздушных судов России руководствуются:

В воздушном пространстве России:

Воздушным кодексом РФ, Положением об пользовании воздушного пространства России, инструкцией по применению этого Положения;

Основными правилами полетов в воздушном пространстве России и сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам.

В воздушном пространстве иностранных государств:

Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикагской конвенцией, 1944), соответствующими международными стандартами, рекомендациями, а также правилами полетов иностранных государств, в воздушном пространстве которых выполняется полет;

Международными договорами России о воздушном сообщении и соответствующими разрешениями на полеты со стороны полномочных органов иностранных государств;

Воздушным кодексом РФ и Основными правилами полетов в воздушном пространстве России, если их положения не противоречат правилам, установленным в иностранном государстве;

Сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам.

Правовое обеспечение внутренних авиаперевозок. Регулирование воздушных перевозок во внутреннем сообщении России осуществляется Воздушным кодексом РФ, который был принят 19 февраля 1997 г. Он содержит следующие главы: Общие положения, Госрегулирование использования воздушного пространства, Госрегулирование деятельности в области авиации, Воздушные суда, Авиационный персонал, Экипаж воздушного судна, Авиационные предприятия, Полеты воздушных судов, Международные полеты воздушных судов, Авиационная безопасность, Поиск и спасение, Расследование авиационного происшествия, Воздушные перевозки, Авиационные работы и Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя.

Правовое регулирование железнодорожных перевозок туристов.

В 1921 г. под эгидой Лиги Наций в Барселоне (Испания) были приняты Конвенция и Статут о свободе транзита. Страны, принявшие конвенцию, обязывались способствовать друг другу в осуществлении транзитных перевозок по железным дорогам и воздушным путям сообщения. Транзитными признавались пассажиры и их багаж, грузы, пассажирские и грузовые вагоны и суда, а также другие транспортные средства, если их перемещение (с перегрузкой, перевалкой, пересадкой, переменой вида транспорта или без таковых) через территорию, находящуюся под суверенитетом или под властью одной из стран-участниц конвенции, являлось лишь частью пути следования, которое начиналось и заканчивалось за пределами государства, по территории которого осуществлялась транзитная перевозка.

Транзитные права и условия предоставляются без каких-либо различий, основанных на национальности лиц, флаге судов, пунктах отправления и назначения, производства, ввоза и вывоза, а также на принадлежности судов или иных транспортных средств. Принятие этой конвенции значительно либерализировало систему международных ж/д сообщений, что особенно важно для Европы, обладающей множеством небольших государств и неизбежным транзитом при следовании поездов на дальние расстояния.

При организации международных ж/д перевозок также значительную роль играют пограничные ж/д соглашения, которые заключаются между железными дорогами граничащих стран. В них оговариваются порядок и характер взаимоотношений между этими железными дорогами, решаются вопросы передачи грузов и подвижного состава, необходимой технической оснащенности станций, расчетов по взаимным услугам и другие вопросы. Пограничные ж/д соглашения, таким образом, служат упорядочению организации международных перевозок.

В странах ЕС железные дороги объединены в единую европейскую систему железнодорожных сообщений, которая позволяет организовать перевозки пассажиров на обширной территории европейского континента - от Великобритании до Греции. Создана сеть скоростных сообщений "Трансъевропейская система скоростных поездов" (TEE). Это обобщенное наименование поездов железной дороги класса Euro City Express.

Наиболее полным документом в области международного ж/д сотрудничества является Единая конвенция о международных перевозках (редакция 1980 г.), объединившая бернские кон-венции, принятые в конце XIX в. рядом европейских государств. В ней отражены основные правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.

Ж/д перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются также рядом многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных на правительственном уровне уполномоченными госорганами. В рамках многостороннего Договора о международных перевозках пассажиров и багажа сотрудничают железные дороги Великобритании, Германии, Италии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Испании, Финляндии и Турции. Железные дороги РФ являются участниками многостороннего Соглашения о международном грузовом сообщении. Двусторонние договоры в области ж/д перевозок Россия имеет с Австрией, Турцией, Финляндией, Сербией и Черногорией.

К наиболее известным объединениям относится Организация сотрудничества железных дорог, основанная в 1956 г. В настоящее время в нее входят более 19 стран.

Другой важной организацией в этой сфере является Международная ассоциация ж/д конгрессов, созданная еще в 1885 г. Ее основная цель - проведение конгрессов для обмена опытом по актуальным проблемам ж/д транспорта, опубликование и распространение технической информации.

Значимой организацией является и Международный союз железных дорог, созданный в 1922 г.

Основными документами, регулирующими ж/д перевозки во внутреннем сообщении, являются Федеральный закон от 25 августа 1995 г. "О федеральном ж/д транспорте", Устав ж/д транспорта РФ (от 10 января 2003 г.), Федеральный закон от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях", Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном ж/д транспорте (oт 11 марта 1999 г.) и др.

Последний Устав ж/д транспорта был принят Госдумой в январе 2003 г. Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур ж/д транспорта общего пользования, владельцами ж/д путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами ж/д транспорта общего пользования и необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

", "сборы" и др.

Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки ж/д транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу.

Инфраструктура - технологический комплекс, включающий ж/д пути общего пользования и другие сооружения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением, а также иные здания, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование данного комплекса.

Грузоотправитель - указанное в перевозочном документе физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа.

Федеральное агентство по образованию

Уфимская государственная академия экономики и сервиса

Кафедра Туризма и гостеприимства

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Правовое обеспечение в СКСТ»

на тему: «Правовое регулирование транспортных услуг в сфере туризма».

Выполнила: студент гр. СД-21

Зааманов А.З.

Проверил: доц. Расулев А.И.

Введение...................... .............................. .............................. .............................. . 3

  1. Правовое обеспечение междунаро дных перевозок…………...…………6

Глава II. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом…….......15

  1. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом…………………….……………..... .............................. ...….15
  2. Перевозочные документы……….………………………………………. 18

внутренним водным транспортом.………………...………………….. 33

Заключение…………………………………………………… …...…………….37

Введение

В последние годы одно из главных мест в экономике большинства стран стала занимать индустрия туризма. Продукт, производимый ею – турпродукт, включает большой и разнообразный комплекс услуг и товаров, которые могут потребляться людьми при путешествиях. Транспортные услуги являются составной частью содержания турпродукта. Эти услуги оказывают существенное влияние на качество турпродукта.

Перевозки пассажиров (туристов) осуществляются различными видами транспорта – воздушным, наземным, водным. Востребованность разных видов транспорта для туристких перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и жизненного уровня людей. Все виды транспортных систем преследуют одну главную цель – наиболее полное удовлетворение потребностей путешественников при реализации услуг по перевозке.

Транспортное обслуживание базируется на правовой основе, закрепленной в законодательных документах, разработанных:

  • различными международными транспортными организациями;
  • национальным законодательством стран;
  • внутренними правилами самих перевозчиков.

Особого внимания требуют различные стороны транспортного обслуживания при реализации международного туризма. Расширение границ международного сотрудничества в сфере путешествий вызывает необходимость постоянного совершенствования норм и правил осуществления таможенного, пограничного и санитарного видов контроля.

Важным вопросом при осуществлении перевозок является безопасность, которая подразумевает соблюдение правил эксплуатации подвижного состава, профессиональную и слаженную работу различных служб, обеспечивающих движение транспортных средств, соблюдение правил поведения самими пассажирами, использование экологически чистых видов транспорта.

Целью данной курсовой работы является изучение роли транспортного обслуживание в сфере туризма. Актуальность данной темы связана с тем, что перевозка организованных групп туристов имеет ряд особенностей, связанных с работой маршрутов, заказом билетов, размещением на транспорте, реализацией программ туров, поэтому туристическим фирмам приходится налаживать контакты с транспортными компаниями.

Многие проблемы, связанные с транспортным обслуживанием туристов, могут и должны решаться турфирмами, другие же имеют глубокие корни, уходящие в сферу деятельности перевозчиков. Понимание этих проблем должно помочь будущим специалистам в области турбизнеса правильно и грамотно организовать свою работу при создании и продвижении турпродукта.

Глава I. Перевозки туристов воздушным транспортом

Главной особенностью воздушного транспорта, которая отличает его от других видов транспорта, является скорость перевозки, учитывающая все время, которое необходимо затратить пассажиру от момента выезда из пункта отправления в пункт назначения. На коротких расстояниях (до 500 км) железнодорожный и автомобильный транспорт имеют явное преимущество перед воздушным за счет значительно меньшего времени на наземное обслуживание. Однако при возрастании расстояния перевозок пассажиры отдают предпочтение воздушному транспорту.

Воздушная линия - это постоянный маршрут регулярных полетов самолетов между населенными пунктами, обеспеченный наземным оборудованием для обслуживания полета.

Технические средства воздушного транспорта составляют аэропорты, аэродромы, самолетный парк, средства управления воздушным движением и обслуживания самолетов и пассажиров.

Аэропорт - это предприятие, осуществляющее прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полета воздушных судов. Для выполнения своих функций аэропорт имеет аэродром, аэровокзал, различные наземные сооружения и оборудование.

В прошлом авиалинии классифицировались как местные, региональные, национальные и международные. Сейчас они классифицируются по годовому обороту. Наиболее крупные перевозчики имеют оборот, превышающий $1 миллиард, национальные перевозчики от $100 миллионов до $1 миллиарда, большие региональные от $10 миллионов до $100 миллионов, средние менее $10 миллионов.

Авиация подразделяется на тран спортную авиацию (воздушные перевозки) и авиацию общего назначения.

Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов и почты.

Авиация общего назначения - она обеспечивает как общепринятые, так и специальные услуги и может быть подразделена на шесть категорий:

1) Воздушные такси, оперирующие как чартеры. Это могут быть специальные самолеты в аэропортах.

  1. Самолеты принадлежащие предприятиям и фирмам для перевозки производственного персонала.
  2. Частные самолеты для бизнеса и путешествия.
  3. Спортивные самолеты.
  1. Правовое обеспечение междунаро дных перевозок

Основными документами, регулирующими международные перевозки, являю тся международные глобальные и двусторонни конвенции.

Одним из правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская « Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», принятая 12 октября 1929 г. В этом нормативном акте даны:

Определение международной воздушной перевозки;

Порядок осуществления перевозок пассажиров и багажа авиаперевозчиками по воздушному транспорту;

Основные перевозочные документы, подтверждающие договор на перевозку;

Порядок ответственности перевозчика;

Порядок присоединения государств к участию в настоящей конвенции.

Впоследствии Варшавская конвенция нашла развитие в дополнениях и изменениях, внесенных Гаагским протоколом 1971 г. и Монреальским протоколом 1975 г.

Основными документами, регулирующими авиационные перевозки по территории России, являются:

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 28 июня 2007 г. N 82 г. Москва "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"

Важным пунктом Варшавской конв енции является пункт об ответственности перевозчика за смерть или нанесение ущерба здоровью пассажира и за утрату и повреждение багажа.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также

    • «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго,1944г.) ;
    • «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго,1944 г.);
    • Римская «Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим,1952 г.);
    • Токийская «Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963 г.) и др.

Для регулирования деятельности в мировом воздушном пространстве были созданы несколько международных организаций, целью которых стала разработка основных стратегических направлений в развитии международного авиационного сообщения. К наиболее значимым организациям относятся Международная организация гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation Organization) и Международная ассоциация воздушного транспорта IATA (International Air Transport Association).

2.Авиационные перевозки в России

В последнее время в нашей стране получил большое развитие авиационные туристские перевозки, путешествия. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно организовать авиамаршруты для туристов России. Услугами отечественного воздушного транспорта пользуются свыше 120 млн. пассажиров внутри стран СНГ и около 6 млн. - за рубежом.

Являясь составной частью мирового воздушного транспорта, наш авиатранспорт способствует развитию политических, экономических и культурных связей между народами и государствами. Самолеты "Аэрофлота" выполняют полеты в 132 пункта 103 государств.

Совет по гражданской авиации в нашей стране был создан 9 февраля 1923 г. В 1930 г. образован единый государственный орган - Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, с 1932 г. - "Аэрофлот". В 1964 г. создано Министерство гражданской авиации.

"Аэрофлот" - крупнейшая российская авиакомпания, имеющая статус

национального перевозчика, выполняющая почти две трети объема международных авиаперевозок. Общее количество международных аэропортов в России - 48.

В ноябре 1970 г. СССР стал равноправным членом Международной организации гражданской авиации (ICAO), а после распада СССР Россия подтвердила свое членство в данной международной организации.

В 1991 г. была создана Национальная авиационная ассоциация России. Задачей ассоциации является формирование в России единой системы управления авиацией общего назначения и регистрация самолетов и аэродромов.

В целях проведения активной промышленной и внешнеэкономической политики, а также стимулирования развития рынка воздушных перевозок Президент Российской Федерации 18 мая 1995 г. издал Указ о создании финансово-промышленного объединения, Российский авиационный консорциум. Основной целью создания такого консорциума является формирование рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок на базе авиационной техники отечественного производства.

В состав Российского авиационного консорциума вошли следующие акционерные общества:

Краткое описание

В последние годы одно из главных мест в экономике большинства стран стала занимать индустрия туризма. Продукт, производимый ею – турпродукт, включает большой и разнообразный комплекс услуг и товаров, которые могут потребляться людьми при путешествиях. Транспортные услуги являются составной частью содержания турпродукта. Эти услуги оказывают существенное влияние на качество турпродукта.
Востребованность разных видов транспорта для туристких перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и жизненного уровня людей.

Глава I. Перевозки туристов воздушным транспортом…………….………….5

Правовое обеспечение международных перевозок…………...…………6
Авиационные перевозки в России……………………………...……...…8
Регулярные и чартерные рейсы………………………………..………...10

Глава II. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом…….......15

Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом…………………….……………......................................….15
Перевозочные документы……….……………………………………….18

Глава III. Автомобильный транспорт………………………………………….19

Правовые основы перевозки пассажиров
автомобильным транспортом……………………………………………19
Концепции развития автомобильного транспорта РФ до 2010 года, разработанной НИИАТ Минтранса России…………………….……...22

Глава IV. Перевозка туристов водным транспортом……………...…….....…28

Правовые основы регулирования перевозок
пассажиров морским транспортом……………………………………..28
Правовые основы регулирования перевозок пассажиров
внутренним водным транспортом.………………...…………………..33

Заключение………………………………………………………...…………….37

Список использованных источников и литературы………………………….39



Поделиться