Русско-индейская война на аляске. Коренное население аляски Новоархангельск – столица Русской Америки

За тысячелетнюю историю русская армия много с кем воевала. Но, пожалуй, самыми экзотичными были войны с американскими индейцами.

Гордые тлинкиты

Едва освоив Приамурье и берега Чукотки с Камчаткой, русские торговцы и охотники двинулись за Берингов пролив. В 1732 году они открыли Аляску, и теперь их путь лежал дальше на юг, вдоль западного берега Северной Америки.

Русские уже имели немалый опыт контактов с северными народами. С эскимосами, например, поладили хорошо. С алеутами сначала повздорили, но потом жили мирно. А военные действия против чукчей для русских дважды закончились полным разгромом.

Побережье юго-восточной Аляски занимал индейский народ - тлинкиты. Они делились на фратрии, фратрии - на роды, а роды - на куаны (группы родственных семей). В каждой деревне был свой вождь, свой шаман, свободные люди и рабы.

Тлинкиты занимались охотой и рыболовством, но знали зачатки ремесла. С соседями могли, как торговать, так и воевать. Тем более что в ходу у тлинкитов были человеческие жертвоприношения, для чего всегда требовались рабы.

Каждый мужчина у тлинкитов считался воином, к чему его готовили с трёх лет. Заставляли плавать в ледяной воде, спать на снегу или в ветвях деревьев, неделями не принимать пищу, терпеть боль. И, разумеется, владеть оружием.

На войне тлинкиты использовали луки и стрелы с железными наконечниками, медные и железные кинжалы, палицы с каменным ударником, шлемы с забралом и деревянные защитные панцири. Излюбленными приёмами в битве были неожиданная атака на рассвете и рукопашный бой. Иногда они собирали флотилии из каноэ численностью до сотни штук. Соседи боялись и уважали тлинкитов.

Когда они впервые столкнулись с русскими, их было около 15 тысяч человек. Треть - воины. Вот только война никогда не считалась общим для всех делом. В редких случаях объединялась фратрия. Чаще каждый куан стоял сам за себя.

Первые сражения

Первая встреча произошла летом 1741 года на острове Якоби. 15 моряков с пакетбота «Святой Павел» высадились на берег, завидев дым костра. Обратно никто не вернулся. Считается, что моряков перебили или взяли в плен индейцы.

Во второй раз всё прошло довольно мирно. Отряд Григория Шелихова обследовал залив Якутат и завязал отношения с тлинкитами.

Но чем дальше на юг забирались пришлые охотники, тем менее приветливо их встречали. Тлинкитам не нравились попытки русских основать постоянные фактории. Индейцев, привыкших жить в гармонии с природой, возмущали и варварские методы добычи морского зверя.

Но больше всего тлинкитов беспокоило, что с русскими в их земли пришли эскимосы-чугачи и алеуты - их заклятые враги.

Летом 1792 года тлинкиты из якутат-куана пошли в набег на чугачей. По дороге они наткнулись на лагерь главного правителя Русской Америки Александра Баранова на острове Нучек. Ночью они незаметно подобрались вплотную к охранению и ринулись в атаку - началась рукопашная. Оружие чугачей не брало тлинкитские доспехи, и они в ужасе разбежались.

Русские тоже не сразу сообразили, куда надо целить из ружей. Пули толком не пробивали ни нательные доспехи, ни деревянные шлемы. Бой затянулся на два часа, тлинкиты не дрогнули даже под огнём единственной русской пушки. В итоге индейцы всё же отступили, унося тела 12 убитых и раненых. Чугачей погибло 15 человек, русских - двое.

Баранов запросил у начальства «как можно больше кирасного доспеха и ружей, а особо пушек и пороху». Но и тлинкиты оказались не глупее Баранова. Они тоже стали закупать ружья и порох - у англичан и испанцев, все чаще появлявшихся в их краях.

У русских действовал жесточайший запрет на продажу туземцам огнестрельного оружия. Они не давали его даже своим подручным - чугачам. К тому же почти всё оружие, присылаемое из России, было негодным. Зато американские и британские торговцы с удовольствием продавали тлинкитам всё, что их могло заинтересовать.

Гибель Новоархангельска

Русские пытались наладить отношения с индейцами, старались приобщиться к их быту и даже умерили пыл своих батюшек, желавших крестить немедленно всех и вся.

В 1799 году была образована Российско-американская компания. Ей перешла вся власть над американскими владениями России.

Возглавил её Баранов, уже настроенный против тлинкитов. Он считал важнейшей задачей основать на новых территориях мощный опорный пункт - настоящий город с постоянным населением. Выбор пал на остров Ситка, где заложили форт Новоархангельск.

Ситка была «родовым владением» двух сильнейших тлинкитских куанов. Зимой 1802 года по их просьбе состоялся совет всех индейских вождей. Решили начать войну с русскими.

Интересно, что на совете присутствовали капитаны двух американских шхун. Они передали индейцам огромную партию ружей и боеприпасов, а также две или три пушки. Но, главное, американцы прямо подстрекали тлинкитов к нападению на русских, говоря, что не приведут больше своих кораблей для торговли, если не будет истреблён Новоархангельск.

С помощью иностранцев индейцы составили план кампании. Они хотели дождаться, пока крупные промысловые партии выйдут в море, после чего атаковать Якутат и Новоархангельск. Специальные «летучие флотилии» выделялись для перехвата промысловиков в море.

23 мая тлинкиты начали действовать. Почти всё намеченное они исполнили: взяли и сожгли Новоархангельск и его цитадель, перебили несколько промысловых партий.

Потеря Ситки стала для честолюбивого Баранова настоящим ударом. Он собрал в Якутате все имеющиеся силы и решил контратаковать. Но другие промышленники его отговорили.

Спирт - всему голова

В боях погибли 26 русских и 300 алеутов. Боеприпасы и оружие оказались негодными - пули не пробивали даже деревянные доспехи. Пушек осталось мало, а пороха к ним ещё меньше. Союзники-алеуты боялись тлинкитов до смерти, а особенно их вождей Тануха и Катлиуана, чьи дружины не знали поражений.

Казалось, русским в Америке не удержаться. Тем более вокруг Ситки и других островов уже маячили целые флотилии англичан и американцев. И тогда Баранов наплевал на все принципы, которыми русские руководствовались раньше.

Алеутам раздали огнестрельное оружие. Перестали ждать нападения индейцев, стали нападать сами. При этом Баранов приказал применять корабельную артиллерию без ограничений: по одиночным каноэ, по вооружённым тлинкитам, по береговым посёлкам.

Уже в августе 1804 года русские отбили Ситку. Индейцы построили там деревянную крепость, но два часа бомбардировки сделали её оборону бесполезной. Союз куанов стал быстро разваливаться - Катлиуан заключил союз с русскими.

Борьбу продолжал лишь Танух. В августе 1805 года он смог хитростью захватить Якутат и перебить крупный русский гарнизон, но это уже была лебединая песня. На Аляску прибыло несколько военных кораблей. Число вооружённых русских выросло и составило около 1500 человек. Тлинкиты перешли к партизанской войне, которая постепенно затихла. С большинством куанов вскоре заключили мир.

Баранов же решил поступить так, как поступали с индейцами англичане, но до этого никогда не делали русские. Тлинкитов стали приобщать к спирту. Так что через 25 лет от воинственного племени осталась лишь бледная тень. Например, в 1851 году тлинкиты решили поднять восстание на Ситке и даже осадили цитадель. Но стоило начальнику магазина Николаю Розенбергу пригрозить, что он запретит продавать индейцам спирт, как грозные воины разошлись по домам.


Русско-тлинкитская война 1802-1805 гг

Первыми европейцами, посетившими Аляску 21 августа 1732 года были члены команды бота «Св. Гавриил» под началом геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова в ходе экспедиции А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого 1729-1735 годов.

C 9 июля 1799 по 18 октября 1867 года Аляска с прилегающими к ней островами находилась под управлением Русско-американской компании.

Населяли Аляску в те времена алеуты, эскимосы, атабаски.
А на юге Аляски - три туземные народности Тлингит (Tlingit,) Хайда (Haida) и Тсимшиан (Tsimshian). Или в просторечии - индейцы.

В период 1794-1799 гг. русские промысловые партии всё глубже проникали в Аляску, основывая там опорные базы и ведя хищнический промысела. В 1794 г. на юг были отправлены Егор Пуртов и Демид Куликалов во главе партии, в состав которой входили 10 русских и более 900 местных жителей. Встречи и переговоры с тлинкитами Якутат-куана завершились вывозом на Кадьяк двенадцати аманатов, как мужчин, так и женщин. Там они были крещены священниками из только что прибывшей в колонии православной миссии. Они стали, формально, пожалуй, первыми христианами среди тлинкитов. В 1795 г. А.А. Баранов на борту судна "Ольга" посетил Якутат и Ситку.

Хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-Американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в торговле, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта. Необдуманные и грубые поступки русских промышленных послужили толчком к объединению тлинкитов в борьбе за изгнание РАК со своих территорий. Борьба эта вылилась в открытую войну против русских поселений и промысловых партий, которую тлинкиты вели как в составе обширных союзов, так и силами отдельных куанов и даже кланов.
Самое известное сражение - битва при Ситке 1-4 октября 1804 г. стала крупнейшим военным столкновением между русскими и союзными им американскими туземцами с одной стороны и индейским племенем тлинкитов (которых русские называли колошами) с другой. Поводом для неё стало разрушение тлинкитами в июне 1802 г. первого русского поселения на острове Ситка – Михайловской крепости, основанной Русско-американской компанией тремя годами раньше.
Из всех индейских племён Северной Америки тлинкиты имели наиболее сложное и совершенное оружие и доспехи, включая железные кинжалы и копья, а также шлемы и панцири из древесины ольхи, которые зачастую оказывались непроницаемыми даже для ружейных пуль.
В 1972 г. решением властей США «с целью увековечить тлинкитское и русское прошлое Аляски» на месте Битвы при Ситке был создан Ситкинский национальный исторический парк. В память о погибших тлинкитах на месте их крепости был воздвигнут тотемный столб, в память о погибших русских – памятник на берегу, где высадился русский десант. В сентябре 2004 г., в двухсотую годовщину битвы, индейские и русские потомки её участников приняли участие в традиционном тлинкитском Обряде плача, а на следующий день клан Киксади провёл церемонию примирения, знаменующую формальное окончание двухвековой вражды.

....................................

Продвигаясь на юг вдоль материкового побережья Аляски в поисках более богатых промысловых угодий, русские партии охотников на морского зверя постепенно приближались к территории, заселённой Тлинкитами – одним из наиболее могущественных и грозных племён Северо-Западного побережья. Русские называли их Колошами (происходит от обычая тлинкитских женщин вставлять в разрез на нижней губе деревянную планку – калужку, отчего губа вытягивалась и отвисала). "Злее самых хищных зверей", "народ убийственный и злой", "кровожаждущие варвары" – в таких выражениях отзывались о Тлинкитах русские первопроходцы. И на то у них были свои причины.

К концу XVIII в. Тлинкиты занимали побережье юго-восточной Аляски от залива Портленд-Канал на юге до залива Якутат на севере, а также прилегающие острова архипелага Александра.

Страна Тлинкитов делилась на территориальные подразделения – куаны (Ситка, Якутат, Хуна, Хуцнуву, Акой, Стикин, Чилкат и др.). В каждом из них могло быть несколько крупных зимних деревень, где проживали представители различных родов (кланов, сибов), принадлежавших к двум большим фратриям племени – Волка/Орла и Ворона. Эти кланы – Киксади, Кагвантан, Дешитан, Тлукнахади, Текуеди, Нанъяайи и т. д. – нередко враждовали между собой. Именно родовые, клановые связи и были наиболее значимыми и прочными в тлинкитском обществе.
Первые столкновения русских с тлинкитами датируются 1741 годом, позже также происходили небольшие стычки с применением оружия.

В 1792 году на острове Хинчинбрук произошёл вооружённый конфликт с неопределённым результатом: глава партии промышленников и будущий правитель Аляски Александр Баранов едва не погиб, индейцы отступили, но русские не решились закрепиться на острове и также отплыли на остров Кадьяк. Тлинкитские воины были одеты в плетёные деревянные куяки, лосиные плащи и звероподобные шлемы. Вооружены индейцы были преимущественно холодным и метательным оружием.

Если при нападении на партию А. А. Баранова в 1792 г. Тлинкиты ещё не применяли огнестрельного оружия, то уже в 1794 г. у них было множество ружей, а также приличные запасы боеприпасов и пороха.
Русские в 1795 году появляются на острове Ситка, которым владел клан тлинкитов киксади. Более тесные контакты начались с 1798 года.

После нескольких мелких стычек с небольшими отрядами киксади, которые возглавлял молодой военный вождь Катлеан, Александр Андреевич Баранов заключает договор с вождем племени киксади, Скаутлельтом о приобретении земли для строительства фактории.

Скаутлельт крестился, и его имя стало Михаил. Баранов был его кресным отцом. Скаутлельт и Баранов договорились об уступке киксади русским части земель на берегу и строительстве небольшой фактории в устье речушки Старригавань.

Союз между русскими и киксади был выгоден обеим сторонам. Русские покровительствовали индейцам и помогали им в защите от других враждующих племен.

15 июля 1799 года русские начали строительство форта «Святого Архистратига Михаила», теперь это место называется Старая Ситка.

Тем временем племена киксади и дешитанов заключили перемирие – вражда между индейскими кланами прекратилась.

Опасность для киксади исчезла. Слишком тесная связь с русскими становится теперь чересчур обременительной. И киксади, и русские почувствовали это весьма скоро.

Тлинкиты из других кланов, посещавшие Ситку после прекращения там военных действий, насмехались над её жителями и «хвалились свободою своей». Крупнейшая размолвка произошла на Пасху, однако, благодаря решительным действиям А.А. Баранова, кровопролития удалось избежать. Однако, 22 апреля 1800 г. А.А. Баранов отбыл на Кадьяк, оставив в новой крепости начальствующим В.Г. Медведникова.

Несмотря на то, что тлинкиты имели богатый опыт общения с европейцами, отношения между русскими поселенцами и аборигенами всё более обострялись, что привело, в конечном итоге, к затяжной кровавой войне. Однако, такой результат отнюдь не был всего лишь нелепой случайностью или же последствием происков коварных иностранцев, как не были эти события порождены и единственно природной кровожадностью «свирепых колошей». На тропу войны тлинкитские куаны вывели иные, более глубокие причины.

У русских и англо-американских торговцев была в здешних водах одна цель, один главный источник прибыли - пушнина, мех каланов. Но средства достижения этой цели были различны. Русские сами добывали драгоценные меха, посылая за ними партии алеутов и основывая в районах промысла постоянные укреплённые поселения. Скупка шкур у индейцев играла второстепенную роль.

Прямо противоположно поступали, в силу специфики своего положения, британские и американские (бостонские) торговцы. Они периодически приходили на своих кораблях к берегам страны тлинкитов, вели активную торговлю, закупали пушнину и уходили, оставив индейцам взамен ткани, оружие, боеприпасы, спиртное.
Российско-Американская компания не могла предложить тлинкитам практически ничего из этих, столь ценимых ими, товаров. Действующий среди русских запрет на торговлю огнестрельным оружием, толкал тлинкитов к ещё более тесным связям с бостонцами. Для этой торговли, объём которой постоянно возрастал, индейцам требовалось всё больше и больше мехов. Однако русские своей деятельностью мешали тлинкитам торговать с англосаксами.

Активный промысел калана, который вели русские партии, был причиной оскудения природных богатств края, лишал индейцев их основного товара в сношениях с англо-американцами. Все это не могло не отразиться на отношениях индейцев к русским колонистам. Англосаксы активно подогревали их враждебность.

Ежегодно около пятнадцати иностранных судов вывозили из владений РАК 10-15 тысяч каланов, что равнялось четырехлетнему русскому промыслу. Усиление русского присутствия грозило им лишением прибылей.

Таким образом, хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-Американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в выгодной торговле с англо-американскими морскими торговцами, чьи подстрекательские действия послужили своеобразным катализатором, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта. Необдуманные и грубые поступки русских промышленных послужили толчком к объединению тлинкитов в борьбе за изгнание РАК со своих территорий.

Зимой 1802 г. в Хуцнуву-куане (о.Адмиралти) состоялся великий совет вождей, на котором было принято решение о начале войны против русских. На совете был разработан план военных действий. Было намечено с наступлением весны собрать воинов в Хуцнуву и, выждав ухода с Ситки промысловой партии, напасть на форт. Партию же намечалось подстеречь в Погибшем проливе.

Военные действия начались в мае 1802 г. с нападения в устье р.Алсек на Якутатскую промысловую партию И.А. Кускова. Партия насчитывала 900 туземных охотников и более десятка русских промышленных. Атака индейцев после нескольких дней перестрелки была успешно отражена. Тлинкиты, видя полную неудачу своих воинственных планов, пошли на переговоры и заключили перемирие.

Восстание тлинкитов – уничтожение Михайловского форта и промысловых партий русских

После того, как из Михайловского форта ушла промысловая партия Ивана Урбанова (около 190 алеутов), на Ситке осталось 26 русских, шестеро «англичан» (американских матросов на службе у русских), 20-30 кадьякцев и около 50 женщин и детей. Небольшая артель под началом Алексея Евглевского и Алексея Батурина 10 июня отправилась на охоту к «дальнему Сиучьему камню». Прочие обитатели поселения продолжали беспечно заниматься своими повседневными делами.

Индейцы атаковали одновременно с двух сторон - из леса и со стороны залива, приплыв на боевых каноэ. Этот поход возглавлял военный вождь киксади, племянник Скаутлельта, молодой вождь – Катлиан. Вооруженная толпа тлинкитов, насчитывавшая около 600 человек под командованием вождя ситкинцев Скаутлелта окружила казарму и открыла сильный ружейный огонь по окнам. На призывный крик Скаутлелта из-за мыса бухты вышла огромная флотилия боевых каноэ на которых находилось не менее 1000 индейских воинов, немедленно присоединившихся к ситкинцам. Вскоре заполыхала крыша казармы. Русские пытались отстреливаться, но не могли противостоять подавляющему превосходству нападавших: двери казармы были вышиблены и, несмотря на прямой огонь пушки, стоявшей внутри, тлинкитам удалось проникнуть внутрь, перебить всех защитников и разграбить хранившиеся в казарме меха.

.................................................

Существуют различные версии участия англосаксов в развязывании войны.

Ост-индский капитан Барбер высадил в 1802 году на острове Ситка шесть матросов якобы за бунт на корабле. Их взяли на работу в русский город.

Подкупив индейских вождей оружием, ромом и безделушками, за время долгой зимней стоянки в деревни тлинкитов, посулив им дары, если они прогонять русских со своего острова и пригрозив не продавать ружья и виски, Барбер сыграл на честолюбии молодого военного вождя Катлеана. Ворота форта открыли изнутри американские матросы. Итак, естественно, без предупреждений и объяснений индейцы напали на крепость. Все защитники, включая женщин и детей, были убиты.

По другой версии реальным же подстрекателем индейцев следует считать не англичанина Барбера, а американца Каннингема. Он, в отличие от Барбера и матросов оказался на Ситке явно не случайно. Есть версия, что он был посвящён в замыслы тлинкитов, а то и участвовал непосредственно в их разработке.

То, что виновниками Ситкинской катастрофы будут объявлены иностранцы было предопределено изначально. Но причины того, что главным виновником был тогда признан англичанин Барбер кроются, вероятно, в той неопределённости, в какой пребывала в те годы российская внешняя политика.

...............................................

Крепость была полностью разрушена, а все население истреблено. Там до сих пор ничего не строят. Потери для Русской Америки были значительны, два года Баранов собирал силы для того, чтобы вернуться в Ситку.

Весть о разгроме крепости Баранову привез английский капитан Барбер. У острова Кадьяк он выставил 20 пушек с борта своего корабля - «Юникорн». Но, побоявшись связываться с Барановым, ушел на Сандвичевы острова - торговать с гавайцами добром, награбленным в Ситке.

Через день индейцы уничтожили почти целиком маленькую партию Василия Кочесова, возвращавшуюся в крепость с промысла сивучей.

Тлинкиты питали особую ненависть к Василию Кочесову, знаменитому охотнику, известному среди индейцев и русских, как непревзойденно меткий стрелок. Тлинкиты называли его Гидак (Gidak), что происходит, вероятно, от тлинкитского имени алеутов, чья кровь текла в жилах Кочесова - giyak-kwaan (мать охотника была родом с островов Лисьей гряды). Заполучив, наконец, ненавистного стрельца в свои руки, индейцы постарались сделать его смерть, как и смерть его товарища, как можно более мучительной. По словам К.Т.Хлебникова, "варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов... не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях"

В том же 1802 году: была выслежена индейцами Промысловая Ситхинская партия Ивана Урбанова (90 байдарок) в проливе Фредерик и атакована в ночь с 19 на 20 июня. Затаившись в засадах, воины куана Кэйк-Кую ничем не выдавали своего присутствия и, как писал К.Т.Хлебников, «начальники партии не примечали ни неприятностей, ни повода к неудовольствиям... Но сия тишина и молчание были предвестниками жестокой грозы». Индейцы атаковали партовщиков на ночлеге и «почти на повал истребили их пулями и кинжалами». В резне погибло 165 кадьякцев и это было не менее тяжелым ударом по русской колонизации, чем уничтожение Михайловской крепости.

Возвращение русских в Ситку

Затем наступил 1804 год – год возвращения русских на Ситку. Баранов узнал, что из Кронштадта вышла в море первая русская кругосветная экспедиция, и с нетерпением ожидал прихода «Невы» в Русскую Америку, занимаясь в то же время строительством целой флотилии кораблей.

Летом 1804 г. правитель русских владений в Америке А.А. Баранов отправился к острову со 150 промышленниками и 500 алеутами на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав».

А.А. Баранов приказал русским кораблям расположиться напротив селения. Целый месяц он вел переговоры с вождями о выдаче нескольких пленных и возобновлении договора, но все было безуспешно. Индейцы перешли из своей старой деревни в новое поселение в устье Индейской Реки.

Начались военные действия. В начале октября к флотилии Баранова присоединился бриг «Нева», которым командовал Лисянский.

После упорного и длительного сопротивления от колош явились парламентеры. После переговоров все племя ушло.

Новоархангельск – столица Русской Америки

Баранов занял опустевшее селение и разрушил его. Здесь была заложена новая крепость – будущая столица Русской Америки – Ново-Архангельск. На берегу залива, там, где стояла старая индейская деревня, на возвышении, было построено укрепление, а потом и дом Правителя, который так и называли индейцы – Замок Баранова.

Только осенью 1805 года, было вновь заключено соглашение между Барановым и Скаутлельтом. В качестве даров были преподнесены бронзовый двуглавый орел, Шапка мира, сделанная русскими по образцу тлинкитских церемониальных шляп, и синий халат с горностаями. Но еще долго русские и алеуты опасались углубляться в непроходимые дождевые леса Ситки, это могло стоить им жизни.

20 августа 1805 года воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли Якутат и перебили остававшихся там русских. Из всего населения русской колонии в Якутате в 1805 г. погибло, по официальным данным, 14 русских «и с ними ещё много островитян», то есть союзных алеутов. Основная же часть партии вместе с Демяненковым была потоплена в море налетевшей бурей. Тогда погибло около 250 человек. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжелым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

Таким образом, вооруженные действия тлинкитов и эяков в 1802-1805 гг. значительно ослабили потенциал РАК. Прямой финансовый ущерб достигал, видимо, не менее полумиллиона рублей. Все это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки. Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы РАК в районе арх. Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски.

Примеры.

Так, 4 февраля 1851 г. индейский военный отряд с р. Коюкук напал на селение индейцев, живших у русской одиночки (фактории) Нулато на Юконе. Атаке подверглась и сама одиночка. Однако нападавшие были с уроном отбиты. Потери были и у русских: погиб начальник фактории Василий Дерябин и были смертельно ранены служащий компании (алеут) и английский лейтенант Бернард, прибывший в Нулато с британского военного шлюпа «Энтерпрайз» для поисков пропавших участников третьей полярной экспедиции Франклина. Той же зимой тлинкиты (ситкинские колоши) устроили несколько ссор и драк с русскими на рынке и в лесу близ Новоархангельска. В ответ на эти провокации главный правитель Н. Я. Розенберг объявил индейцам, что в случае продолжения беспорядков он распорядится вообще закрыть «колошенский рынок» и прервёт с ними всякую торговлю. Реакция ситкинцев на этот ультиматум носила беспрецедентный характер: утром следующего дня они предприняли попытку захватить Новоархангельск. Часть из них, вооружившись ружьями, засела в кустах у крепостной стены; другая, приставив заранее заготовленные лестницы к деревянной башне с пушками, так называемой «Колошенской батарее», едва не овладела ею. К счастью для русских, часовые были начеку и вовремя подняли тревогу. Подоспевший на помощь вооружённый отряд сбросил вниз трёх уже влезших на батарею индейцев, а остальных остановил.

В ноябре 1855 г. произошёл ещё один инцидент, когда несколько туземцев захватили Андреевскую одиночку в нижнем течении Юкона. В это время здесь находились её управляющий - харьковский мещанин Александр Щербаков и двое служивших в РАК работников-финнов. В результате внезапного нападения байдарщик Щербаков и один рабочий были убиты, а одиночка разграблена. Оставшемуся в живых служащему РАК Лаврентию Керянину удалось бежать и благополучно добраться до Михайловского редута. Немедленно была снаряжена карательная экспедиция, которая разыскала скрывавшихся в тундре туземцев, разоривших Андреевскую одиночку. Они засели в бараборе (эскимосской полуземлянке) и отказывались сдаваться. Русские вынуждены были открыть огонь. В результате перестрелки пятеро туземцев были убиты, а одному удалось бежать.

..........................................

Тлинкиты.

Русские первопроходцы считали колошей кровожадными варварами, «злее самых хищных зверей». Американские власти, которые купили Аляску у России, также имели проблемы с этим воинственным индейским племенем. Для их успокоения периодически приходилось привлекать корабли морского флота и использовать артиллерию. Внешность эти дикари имели устрашающую, нравы - отталкивающие. В прошлом у них было развито рабовладение.

Колоши (тлинкиты) - индейское племя, проживающее уже несколько тысяч лет на юго-востоке Аляски и прилегающих частях Канады, вплоть до берегов Мексиканского залива. В 1840-х гг. в Америке колошей было до 14 000 душ обоего пола. В настоящее время в США и Канаде их живет около 20 000 человек. Территория, на которой они обосновались, отличается неприветливым климатом с постоянными сыростью и дождями.

Самоназвание племени - тлинкит, что означает «человек». Колошами назвали их русские, так как на них произвело неизгладимое впечатление странный обычай этого племени вставлять в рассеченную и оттянутую вниз губу калюжку - кусок дерева, раковины или камня. Обычно такое украшение носили женщины и старейшины. Эти губные вставки делали девушкам после первого месячного очищения. Калюжка мешала женщинам говорить и есть, а при жевании табака, который местные женщины очень любят, с нее постоянно текла слюна.

Кроме того, сама процедура очень болезненна. Сначала в нижней губе медвежьим когтем делается маленькое отверстие, куда вставляется небольшая шпилька, которая со временем сменяется калюжкой до 12 см в окружности. Калюжка являлась признаком хорошего рода. Смена калюжки новой, большего размера сопровождалось семейным праздником с плясками в масках.

Надо сказать, что к танцам этот суровый народ всегда испытывал большую страсть. Танцоры в устрашающих масках кружатся вокруг огня под звуки барабана, потрясая погремушками. Зрители бьют в ладоши как можно громче.

Наши соотечественники, увидев колошей в первый раз, пришли в ужас. Вот описание колошей русскими путешественниками: «Эти люди отличаются крепким, но чрезвычайно уродливым и непропорциональным телосложением. Их черные лоснящиеся волосы беспорядочно свисают на выступающие вперед скулы. На массивном лице выделяется широкий и плоский нос, большой рот с толстыми губами. Несмотря на крупные черты лица, глаза у них – маленькие и черные, горящие диким огнем. Есть, правда, одно достоинство - удивительно белые зубы». Но и это показалось первопроходцам страшным зрелищем, так как зубы сверкали на крайне темной коже.

Оказывается, колоши ежедневно мазали лицо и все тело охрой и черноземом. Кроме калюжек, они стремились украсить себя и детей еще одним изуверским способом - тотчас после рождения сжимали ребенку череп орудиями в виде лопаток. В результате таких деформаций у индейцев расширялись ноздри, брови поднимались кверху, а и без того непропорциональные черты лица производили еще более отталкивающее впечатление.

Был у них еще один обычай - раскрашивать лицо широкими черными, белыми и красными полосами киноварью и сажей, пересекающимися во всех направлениях. Конечно, путешественники не увидели в этой раскраске никакой упорядоченности, но, видимо, по этим полосам представители различных племен умели отличать друг друга. Еще более бешеный вид придавали им торчащие из спутанных волос грудные перья белоголового орла. Конечно, сами себе туземцы очень нравились.

Путешественников поразила еще одна особенность этих дикарей – они абсолютно не боялись холода и одевались одинаково как в самую сильную жару, так и в зимнюю стужу. Климат этих мест довольно суров и двадцатиградусные морозы – не редкость. Даже зимой колоши разгуливали практически нагишом. Если же замерзали, то применяли очень странный способ согреться - опускались по шею в холодную воду. Любили они ночевать под открытым небом, на горячей золе костра. Правды, приходилось при этом время от времени поворачиваться то на один, то на другой бок, чтобы не обгореть.

В 18 веке колоши не имели постоянных поселений, а кочевали вдоль берегов. Они передвигались в больших лодках, в которых помещалось все их имущество, а также материал для временных хижин. Облюбовав хорошее место, они втыкали в землю множество жердей, заполняя промежутки между ними дощечками, а крышу покрывали древесной корой. В холодное время года в центре хижины горел огонь.

Человек, осмелившийся переступить порог их убогого жилища, видел неприглядную картину: уродливые женщины, которые ищут насекомых в звериных шкурах или в головах мужчин, большой общий ночной горшок. Кроме того, в хибаре стоял запах тухлой рыбы, ворвани и всяких отбросов.

Но еще в более плачевном состоянии находились их рабы. Богатые колоши имели множество рабов и рабынь, которые назывались калга. Рабами становились военнопленные и их потомки. Хозяин раба имел полное право убить его. Если же хозяин умирал, то на его могиле умерщвляли двух рабов, чтобы у него были слуги и на том свете, в мире душ умерших людей и животных.

По понятиям этих индейцев, есть разные виды загробной жизни. Есть рай для тех, кто умер от старости или болезни. Есть другой рай для тех, кто стал жертвой насилия. Утонувшие или заблудившиеся в лесу люди остаются на земле. Они становятся полулюдьми - полувыдрами. Верили индейцы и с духов, которые живут, как они считали, на звездных кострах. Духи покровительствовали озёрам, рекам, ледникам, горам и другим стихиям. Они верили, что солнце и луна - живые. У них есть предание, что земля покоится на гигантском столбе в виде лапы бобра, а его удерживает подземная старуха Агишануку. Главный же герой их мифов – человек-ворон Йэлом, который борется со старухой, и из-за этого происходят землетрясения.

К концу девятнадцатого века большая часть тлинкитов приняли православие, часть – попало под влияние пресвитерианских миссионеров. После того, как американцы стали полновластными хозяевами Аляски, закон США давал гражданство лишь тем, кто вел цивилизованный образ жизни.

Пресвитерианцы организовали школу для местного населения, стремясь в то же время полностью искоренить местные культурные традиции и язык. У колошей почти полностью отобрали родовые земли. Вначале индейцы пытались оказывать вооруженное сопротивление, но затем приняли предложенные правила игры.

С конца XIX века колоши стали заниматься коммерческим рыболовством и переселились в поселки и города. В то же время значительная часть тлинкитов живёт в традиционных селениях, но уже по правилам американской культуры. К началу XX века в связи с общим процессом американизации был упразднен институт рабства, пришел в упадок шаманизм. Значение родовой системы упало, но сохранились большесемейные связи, многие родовые традиции.

В 1971 году под влиянием общественности, отстаивающей права аборигенов, им все-таки возвратили часть земель. Для управления этими землями были организованы Региональная и 10 поселковых корпораций. На этих территориях они активно занимаются лесозаготовками и рыболовством.

Среди образованных колошей встречаются учителя, адвокаты, инженеры. При этом среди молодежи высок уровень безработицы, алкоголизма, наркомании, убийств. Тлинкиты склонны объяснять это культурным шоком при столкновении с новыми культурными ценностями, упадком традиционной культуры. Родной язык знает не более 700 колошей.

Конечно, жаль, когда национальное своеобразие народа утрачивается, но колошам это в определенной мере пошло на пользу. Несмотря на отрицательные явления, С 1950-х годов на Аляске резко усилился естественный прирост коренного населения, в том числе колошей. Поразительная картина наблюдалась в течение последних трех-четырех десятилетий в части браков - 60% являются межэтническими. В то же время дети от межэтнических браков, как правило, признаются тлинкитами.

Сегодня, среди тлинкитов есть яркие лидеры в государственных органах, один из них - Пол Уильям (1885-1977). Он начинал как выпускник юридической школы и практикующий адвокат и стал первым тлинкитом, принимающим участие в деятельности представительного органа штата Аляски, внес вклад в наделение тлинкитов равными правами, занимался урегулированием земельных вопросов. Одним из ярких лидеров был и Фрэнк Дж. Ператрович (1895-1984), получивший в Университете Аляски звание почетного доктора за государственную службу. Он был первым тлинкитом, заседавшим в сенате Аляски.

...................................

Кинжалы Тлинкитов.

В качестве оружия воины тлинкитов, облаченные в броню из кожи и дерева, использовали лук и стрелы, тяжелые копья, палицы, а также железные и медные кинжалы.

Мужчины тлинкиты не только во время войны, но и в повседневной жизни постоянно носили кинжалы, в ножнах из кожи, повешенных на шею на ремне (клинком вниз). Кинжал был для них не только оружием, но и хозяйственным инструментом. Своим кинжалам, наряду с другими видами оружия, тлинкиты имели привычку давать имена собственные. Есть сведения, что перед сражением тлинкиты иногда привязывали кинжалы к руке, вероятно используя для этого часть обмотки их рукоятки кожаным ремешком, чтобы не потерять оружие во время боя. Но тут, похоже, речь идет не об обычных сражениях, где в первую очередь применялись копья (кинжал был запасным оружием), а о молниеносных набегах, которые тлинкиты имели обыкновение осуществлять на рассвете, быстро вырезая спящих обитателей поселений враждебных племен и враждебных кланов кинжалами прямо в их жилищах.

Двухклинковые кинжалы тлинкитов, вероятно, произошли в результате постепенной эволюции, в ходе которой массивные резные навершия, характерные для обычных (с одним клинком) кинжалов тлинкитов однажды превратились во второй (короткий) клинок. Возможно, именно воинственность тлинкитов стала почвой для этого улучшения и разработки изощренной техники фехтования с двухклинковыми кинжалами. Один из наиболее распространенных приемов выглядел следующим образом - пользуясь тем, что враг, прежде всего, следит за основным (длинным) клинком кинжала, воины тлинкитов норовили неожиданным движением нанести ему шокирующее ранение лица вторым (коротким) клинком, после чего добить основным клинком. Короткий клинок двухклинкового кинжала тлинкитов обычно снабжался собственными кожаными ножнами, вероятно для большей безопасности владельца и большего удобства использования кинжала (его длинного клинка) в качестве инструмента.

........................................

Тлинкиты. Каталог коллекций Кунсткамеры:

Литература: А.Зорин, А.Гринев, Н.Болховитинов...

Картины и разъяснения Гордона Миллера: http://gordonmiller.ca/index_natives.htm

Русскую страницу в истории Аляски не принято изучать подробно. Массовым стал лишь сам факт того, что когда-то она принадлежала Российской империи. А потом ее то ли отдали, то ли продали. В общем, лишились. Но отделались от Аляски, вопреки распространенному мнению, не по глупости и недальновидности, а по целому ряду веских причин.

Подписание договора о продаже Аляски 30 марта 1867 года. Слева направо: Роберт С. Чу, Уильям Г. Сьюард, Уильям Хантер, Владимир Бодиско, Эдуард Стекль, Чарльз Самнер, Фредерик Сьюард

Решение о продаже Аляски (а заодно и Алеутских островов) принял Александр II. Произошло это в 1867 году. Но до этого на протяжении более 60 лет Русско-Американская компания (РАК) всеми силами пыталась удержаться в регионе.

Ближе к концу XVIII века РАК начала планомерное освоение новой для себя территории - Аляски. Русские колонисты, двигаясь по побережью Тихого океана, достигли земель тлинкитов. Те, как и многие другие племена индейцев, не были едины. Крупные деревни, населенные разными родами, были объединены в куаны. И между представителями разных «домов» то и дело вспыхивали конфликты. Поскольку русские колонисты пришли в земли тлинкитов с миром, то поначалу отношения между хозяевами и гостями сохранялись нейтральными. Но затем вооруженные стычки стали обычным явлением. Индейцам не нравилось, что чужаки вели промысел животных, и они всячески им об этом «намекали».

Гром грянул в 1792 году. Русские промышленники во главе с Александром Андреевичем Барановым подверглись атаке тлинкитов на острове Хинчинбрук. Индейцы смогли пробраться к лагерю незаметно для караула. Внезапно из темноты выскочили воины, одетые в плетеные деревянные куяки, лосиные плащи и шлемы, сделанные из черепов животных. Караульные остолбенели. Тлинкиты же принялись копьями пронзать палатки, выгоняя из них сонных промышленников. Среди криков нападавших и стонов раненых раздались оружейные выстрелы. Но тлинкитов они не остановили, поскольку пули не могли пробить ни куяки, ни шлемы. Кадьякцы (они же алутиики, прибрежные эскимосы Южной Аляски.), которые входили в группу Баранова, в панике бросили оружие и начали сбегать. Они запрыгивали в байдарки и гребли что было сил. Те, кто не смог добраться до посудин, просто ждали смерти.


Баранов А. А.

Баранов, которого ранили в руку, руководил сопротивлением. Но получалось плохо, поскольку промышленников сковал ужас при виде первобытных воинов противника. Лишь несколько более опытных колонистов, которым уже доводилось встречаться с индейцами, пытались им противостоять. Они стреляли по тлинкитам из ружей и однофунтовой пушки, били их по головам, но… Казалось, что людей в шлемах из черепов диких зверей становилось все больше. Но вот забрезжил рассвет… И тлинкиты, забрав раненых, отступили. Солнечный свет озарил недавнее место боя.

Баранов обнаружил, что все не так уж плохо, как могло оказаться. Погибло двое русских и около десятка кадьякцев. Еще несколько человек получили легкие ранения. Нападавшие потеряли 12 воинов. Рисковать Александр Андреевич не стал. Он решил вернуться на Кадьяк, опасаясь нового нападения. После того ночного боя Баранов никогда не снимал с себя кольчугу, скрывая ее под верхней одеждой.


Тлинкиты

Отступать русские колонисты не собирались. Они продвигались вперед, выискивая новые охотничьи угодья. Стычки с тлинкитами стали делом обыденным, и того первобытного ужаса уже никто не испытывал.


Тлинкиты

Минуло два года. Тлинкиты стали опытнее. Арсенал их примитивного оружия разбавил «огнестрел» и боеприпасы. Как так получилось? Ведь колонистам строжайше запрещалось выменивать товары на ружья и порох. Ответ прост: постарались американская и английская разведки. Представители США и Британии, помогая тлинкитам, убивали двух зайцев: наживались на торговле и делали сильнее единственного врага русских.


Русский военный шлюп «Нева», принимавший участие в битве при Ситке

Русские же колонисты тем временем обосновались на острове Ситка (теперь - остров Баранова). С местным родом киксади удалось заключить мирный договор. Вождь даже крестился, доказывая, что он - преданный друг русских. Крестным отцом стал Александр Андреевич. Союз был выгодный: индейцы получили защиту от врага, РАК - уверенность, что не получит удар с тыла. Вскоре на Ситке был возведен форт Святого Архистратига Михаила. Произошло это в середине июля 1799 года.

Что у русских колонистов, что у американцев и прочих «англичан» в аляскинских водах была конкретная цель - мех каланов. Но вот достигалась эта цель разными способами

Вот только, на беду Баранова, «совет да любовь» быстро разбился о камни быта. Сначала киксади каким-то чудом сумели убедить врага - род дешитанов - сдать томагавки в «комиссионку». Затем они вдруг решили, что дружба с русскими несет вред. Тем более что соседи посмеивались, говоря, что те прячутся под русской юбкой. Тучи сгущались. Наконец тлинкиты решили, что пора доставать топор войны.

Долгое время считалось, что русско-тлинкитские войны были развязаны индейцами без причины. Мол, дикари, какой с них спрос? На самом деле все не так. Развязать вооруженный конфликт их вынудили экономические проблемы, в которых как раз было виновато недальновидное руководство Русско-Американской компании.

Что у русских колонистов, что у американцев и прочих «англичан» в аляскинских водах была конкретная цель - мех каланов. Но вот достигалась эта цель разными способами. Англо-американцы выменивали нужный им товар на оружие, порох, боеприпасы и прочие нужные индейцам штуки. А представители РАК добывали мех сами, используя в качестве рабочей силы то кадьякцев, то других туземцев. А чаще всего алеутов - исторических врагов тлинкитов. Что само по себе уже вызывает удивление. При этом РАК основывала еще и укрепленные поселения, ясно давая понять, что остается здесь надолго. В принципе, такой подход понять можно: у русских колонистов банально ничего не было ценного для тлинкитов.


Тлинкиты, конец XIX века

Между тем объем торговли между индейцами и англоговорящими белыми возрастал. Требовалось больше каланов, а русские лишь мешались и сокращали численность зверьков. Были еще две причины. Во-первых, промышленники частенько разграбляли индейские захоронения, а также их запасы на зиму. Баранов пресекал это как мог, но контролировать каждый отряд он не мог физически. Во-вторых, некоторые колонисты весьма надменно и даже жестоко вели себя с тлинкитами, что являлось прямой провокацией.

23 мая 1802 года тлинкиты официально объявили РАК войну. Сначала они попытались расправиться с партией Ивана Кускова. Но русские и алеуты сумели отбиться. Тогда около 600 тлинкитов во главе с вождем Катлианом атаковали Михайловскую крепость на Ситке. Момент для нападения они выбрали идеальный, когда почти все мужчины ушли на промысел. Оборону держали лишь несколько десятков человек, включая женщин и детей. Вскоре крепость была захвачена и уничтожена. Затем тлинкиты вырезали партию Василия Кочесова, которая возвращалась с промысла. После этого индейцы нашли промышленников из Михайловской крепости и атаковали их. Случайно оказавшийся поблизости английский корабль «Юникорн» подобрал около двух десятков выживших. Но картина сложилась удручающая. РАК потеряла Ситку и более 200 людей.


Освоение Аляски

Так можно охарактеризовать дальнейшие боевые действия между русскими и тлинкитами. В 1804 году Баранов решил, что у него хватит ресурсов для возвращения Ситки. Летом к острову направились четыре корабля: «Ермак», «Екатерина», «Ростислав» и «Александр». Поддерживали их алеуты на байдарках. В сентябре флотилия достигла цели. У Ситки Баранов встретил шлюп «Нева» под командованием Юрия Федоровича Лисянского, совершавшего кругосветное плавание. Совместными усилиями они решили атаковать главную индейскую крепость на острове. В общей сложности Баранов выставил полторы сотни русских промышленников, которых поддерживали 500 алеутов. Расклад сил был полностью на стороне Александра Андреевича, поскольку в крепости находились всего лишь около 100 тлинкитов. Надо отдать должное Баранову: сначала он попытался договориться с индейцами, дабы не проливать лишнюю кровь. Переговоры затянулись на месяц, но результата не принесли. Тогда начался штурм. Тлинкиты отбивались храбро, но сказалась малочисленность. Вскоре они оставили крепость, и над Ситкой вновь был поднят русский флаг. Вместо разрушенной крепости построили новую - Ново-Архангельскую (современная Ситка), которой суждено было стать столицей Русской Америки.


Дом вождя, 1883 год

Потеря Якутата стала сокрушительным ударом для РАК. Петербург молчал. Александру I, который был тогда императором, некогда было заниматься далекими землями - над Европой нависла тень Наполеона

Ответ тлинкитов последовал быстро. Летом 1805 года войско, состоящее из нескольких родов, напало на крепость Якутат. 14 русских колонистов и несколько десятков алеутов погибли. Но основное население Якутата пало не от рук тлинкитов. Порядка 250 человек решили спастись от индейцев по воде, но флотилия угодила в сильнейшую бурю. Выжившие либо попали в плен к тлинкитам, либо погибли в лесах. Потеря Якутата стала сокрушительным ударом для РАК. Петербург молчал. Александру I, который был тогда императором, некогда было заниматься далекими землями - над Европой нависла тень Наполеона. К тому же финансовые перспективы освоения Аляски начали ставиться под сомнения. Поскольку кроме убытков в сотни миллионов рублей она ничего не приносила. По факту уже тогда РАК оказалась загнанной в угол. Рассчитывать на победу, используя лишь кадьякцев и алеутов, не приходилось.

Тлинкиты, пользуясь ситуацией, держали в напряжении русских колонистов, выдавливая из угодий. Более того, вскоре после уничтожения Якутата индейцы хитростью смогли разрушить Константиновскую крепость в Чугацком заливе.


Тлинкитка в европейской одежде. Ситка, 1880 год

Осенью 1805 года Баранову все-таки удалось заключить перемирие. Но носило оно формальный характер, поскольку русские так и не могли полноценно заниматься промыслом.


Тотемы на могилах, 1880 год

***

Александр Андреевич оставил пост губернатора Аляски в 1818 году из-за серьезной болезни. «Писарро российский» (так он сам себя называл) мечтал умереть на родной земле. Не получилось. Он умер возле Явы в конце апреля 1819 года. А стычки продолжались и дальше, до тех пор пока в 1867 году Аляску не продали американцем. Причин для такого поступка у Александра II было несколько. Аляска приносила огромные убытки и являлась абсолютно неперспективной. Можно, конечно, было и дальше с ней мучиться, но появилась угроза вмешательства со стороны Британской Канады.

Мир между Россией и тлинкитским кланом киксади официально был заключен лишь в 2004 году. На церемонии присутствовало множество высокопоставленных лиц, в том числе и прямой потомок Баранова. У тотемного столба вождя Катлиана два народа все-таки зарыли топор войны.

Кристина Тучина

У эскимосов есть не одно, а целых 49 слов для определения снега.
Это потому что его у них очень много.

Х/ф "Быть Джоном Малоквичем"

По мнению многих ученых, освоение Америки проходило во время ледникового периода через заледеневший Берингов пролив, который с изменением климата разделил Аляску и Сибирь. Заселение проходило в три волны: сначала люди шли в Северную Америку, затем они заселили центр Америки, и уж в третьем этапе заполнили Южную Америку.

Земли Аляски были привлекательны для заселения, так в прибрежных водах водилось огромное количество разнообразной рыбы, моллюсков и морских млекопитающих, на почвах прорастали растения, пригодные в пищу, а в лесах водились бесчисленные животные.

Первыми людьми, заселившими Аляску, стали народности Тлинкит, Хайла и Тсимшиан. Тлинкит были самым многочисленным племенем, основавшим множество поселений на Аляске. У них существовал свой язык, относящийся к группе языков племени Атабаски. Основным занятием всех трех племен считалось рыболовство. К орудиям рыболовства индейцы относились с почтением, искусно украшая их. Отношения в племени строились по принципу матриархата. Племена были независимы друг от друга, каждый клан имел свое божество, вождя, персональное имя, свои песни и ритуальные танцы. Индейцы были язычниками.

В отличие от перечисленных выше племен, представители Атабасков проживали в более суровых условиях, на севере континента. Вследствие этого они занимались охотой на лосей, медведей гризли, диких коз, зайцев и полярных куропаток; гораздо меньше они занимались рыболовством. Они вели кочевой или полукочевой образ жизни, характерный для племен охотников. Несмотря на искусные охотничьи умения, Атабаски часто голодали. Обычными домами для Атабасков считались вигвамы, достаточно вместительные для семьи и домашних животных, однако кочевники строили более легкие жилища. Место жительства зависело от времени года: зимой устраивалось временное поселение, а летом на рыбалке организовывались лагеря, так называемые биваки.

В отличие от сложной социальной структуры более южных племен, у Атабасков деление общества было очень простым. Однако у них также основными были принципы матриархата. У Атабасков существовали различные традиции и церемониалы, которые они поддерживали и в своих отношениях с «бледнолицыми». Пиры устраивались по разным причинам: первая охота, военный подвиг, свадьба, похороны и др.

Атабаски также являлись язычниками. Их мир был населен множеством духов, а также они верили в переселение людских душ в животных. У этого племени существовали шаманы - хранители религиозных обрядов, а также предсказатели и знахари.

Еще одним народом, который считается коренным на Аляске, являются эскимосы, или инуиты. Их культура развивалась на западе Аляски и во многом была связана с океаном, поэтому большое внимание уделялось лодкам и другим средствам водного передвижения. Занятия варьировались в зависимости от региона проживания эскимосов: охота на морских животных (китов и котиков), охота на оленей и кабаргу. Существовало и разделение труда по временам года. Однако, несмотря на разницу в занятиях, культура эскимосов была общей, в том числе национальная одежда и традиции. Социальные отношения были сконцентрированы вокруг родовой семьи, при этом в ней существовало разделение полномочий: мужчины были охотниками, а женщины занимались воспитанием детей.

Зимой в наиболее холодных районах эскимосы конструировали иглу из снежных блоков и деревянные хижины в субарктических регионах, а летом они проживали в палатках из дерева и кожи.

Также среди племен, проживающих на Аляске, точнее, в большинстве своем на Алеутских островах, выделяли алеутов. Название дано русскими первопроходцами, скорее всего, происходит от чукотского слова алиат – остров, или алиут – островитяне. Название укоренилось в начала XX века.

Алеуты проживали семьями в отдельных землянках, иногда превращаясь в полукочевое население. Селения обычно располагались на побережье водоема и состояло из 3-4 полуземлянок, в которых проживали от 10 до 40 семей. Общество было разделено на следующие группы: вожаки, простые люди и рабы – в основном это были военнопленные, которые за прилежный труд или храбрость могли стать свободными. По своим традициям и обычаям алеуты были очень похожие на другие народности, проживавшие на территории Аляски. Однако у населения островов встречались элементы, не характерные для материка: нарты с собачьими упряжками, короткие и широкие лыжи.

Основными занятиями алеутов были охота на котиков, моржей, морских львов, китов. При морской охоте обычно использовали байдары (прообраз современной спортивной байдарки). Также они охотились на птиц, которых проживало на островах бесчисленное множество. Они прекрасно использовали преобладание морских ресурсов в месте проживания. Помимо этого, мужчины умели изготавливать большое количество орудий труда из камня, женщины тем временем шили, вышивали одежду, плели корзины и циновки. Обычной одеждой была парка из меха морского котика, калана или птичьих шкурок, которая защищала от ветра и мороза, а сверху одевалась камлейка, напоминавшая современный дождевик. Существовали также головные уборы, соответствующие случаю: праздник, промысел или повседневная жизнь.

Для алеутов характерен анимизм: почитались духи предков. Было также распространено шаманство, но существовала и охотничья магия, которая заключалась в обрядах вызывания зверя, особых запретах и охранных амулетах.

С приходом русских в 40-х гг. XVIII века образ жизни коренных народов стал кардинально меняться. Многие приняли христианство, стали носить русскую одежду, большая часть населения работала на Русско-Американскую компанию, впрочем, продолжая заниматься традиционным промыслом в рамках своей работы. Однако многие обычаи и традиции канули в Лету с приходом русской цивилизации.

На данный момент в США и России проживает в общей сложности более 4 000 тысяч алеутов, порядка 40000 Атабасков, и более 150000 эскимосов, однако стоит сказать, что все же большая часть эскимосов проживает на территории России.

В наши дни в связи с уменьшением коренного населения люди стараются развивать внимание к культуре своих народов, так, например, в Анкоридже, Аляска, существует центр исследования Арктики, который занимается вопросами коренных племен региона. Хочется надеяться, что такие уникальные культуры не исчезнут из исторической памяти и долго будут радовать и удивлять своих потомков.

Список использованных источников и литературы:

  1. Eskimo people: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/192518/Eskimo
  2. Алеуты. - http://www.indigenous.ru/russian/people/r_aleut.htm
  3. Жители побережья: народы моря. - http://www.uarctic.org/singleArticle.aspx?m=512&amid=3216
  4. Юлия Аверкиева. Страны и народы. Америка. Общий обзор. Северная Америка.

Русский военный шлюп «Нева», принимавший участие в Битве при Ситке

План колошской крепости Шисги-Нуву («Крепость Молодого Деревца»), составленный Юрием Лисянским после Битвы при Ситке

Русско-тлинкитская война 1802-1805 гг. (Русско-индейская война ) - серия вооруженных конфликтов между русскими колонистами и индейцами-тлинкитами за контроль над островом Ситка (ныне штат Аляска , США).

Предыстория

Впервые русские промышленники столкнулись с тлинкитами в 1792 году на острове Хинчинбрук , где между ними произошёл вооружённый конфликт с неопределённым результатом: глава партии промышленников и будущий правитель Аляски Александр Баранов едва не погиб, индейцы отступили, но русские не решились закрепиться на острове и также отплыли на остров Кадьяк . Тлинкитские воины были одеты в плетёные деревянные куяки , лосиные плащи и звероподобные шлемы (по-видимому, из черепов животных) .

Восстание тлинкитов

Противостояние

В форпост русской колонизации в Америке на остров Кадьяк в ноябре 1802 года прибыла шестипушечная бригантина «Св. Елизавета», что остановило индейцев от дальнейшего штурма русских колоний. В начале мая 1803 г. Баранов послал галиот «Св. Александр Невский» в Якутат к Ивану Кускову, где находился значительный русский гарнизон. Кусков отговорил Баранова от поспешной карательной экспедиции на год.

Зимой 1803/1804 индейцы напали на два русских разведотряда в бассейне реки Коппер .

Битва при Ситке

В 1804 году Баранов двинулся из Якутата на завоевание Ситхи. В его отряде было 150 русских и 500-900 алеутов на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав». В сентябре А. А. Баранов достиг Ситхи. Здесь он обнаружил бриг «Нева» Лисянского, который совершал кругосветное плавание. Индейцы выстроили деревянную крепость, в которой засело около сотни бойцов. Русские обстреляв из корабельных орудий поселение, начали штурм, который, однако, был отбит. Во время неё Баранов был серьезно ранен в руку. Однако осада продолжалась. Осознав бесперспективность сопротивления, индейцы покинули свою крепость. 8 октября 1804 года над туземным поселением был поднят русский флаг. Началось строительство форта и нового поселения. Вскоре здесь вырос город Новоархангельск. Потери русской коалиции составили около 20 человек.

Падение Якутата

20 августа 1805 года воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли Якутат и перебили остававшихся там русских. Из всего населения русской колонии в Якутате в 1805 г. погибло, по официальным данным, 14 русских «и с ними ещё много островитян», то есть союзных алеутов. Основная же часть партии вместе с Демяненковым была потоплена в море налетевшей бурей. Тогда погибло около 250 человек. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжелым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

Результаты

В результате нападений индейцев были уничтожены 2 русские крепости и селение в Юго-Восточной Аляске, погибло около 45 русских и более 230 туземцев (еще приблизительно 250 из партии Демяненкова стали косвенными жертвами конфликта в Якутате). Все это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки. Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы РАК в районе арх. Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски.

Рецидивы противостояния

Рецидивы войны продолжались и после 1805 года.

Так, 4 февраля 1851 г. индейский военный отряд с р. Коюкук напал на селение индейцев, живших у русской одиночки (фактории) Нулато на Юконе . Атаке подверглась и сама одиночка. Однако нападавшие были с уроном отбиты. Потери были и у русских: погиб начальник фактории Василий Дерябин и были смертельно ранены служащий компании (алеут) и английский лейтенант Бернард, прибывший в Нулато с британского военного шлюпа «Энтерпрайз» для поисков пропавших участников третьей полярной экспедиции Франклина. Той же зимой тлинкиты (ситкинские колоши ) устроили несколько ссор и драк с русскими на рынке и в лесу близ Ново-Архангельска. В ответ на эти провокации главный правитель Н. Я. Розенберг объявил индейцам, что в случае продолжения беспорядков он распорядится вообще закрыть «колошенский рынок» и прервёт с ними всякую торговлю. Реакция ситкинцев на этот ультиматум носила беспрецедентный характер: утром следующего дня они предприняли попытку захватить Ново-Архангельск. Часть из них, вооружившись ружьями, засела в кустах у крепостной стены; другая, приставив заранее заготовленные лестницы к деревянной башне с пушками, так называемой «Колошенской батарее», едва не овладела ею. К счастью для русских, часовые были начеку и вовремя подняли тревогу. Подоспевший на помощь вооружённый отряд сбросил вниз трёх уже влезших на батарею индейцев, а остальных остановил.

В ноябре 1855 г. произошёл ещё один инцидент, когда несколько туземцев захватили Андреевскую одиночку в нижнем течении Юкона . В это время здесь находились её управляющий - харьковский мещанин Александр Щербаков и двое служивших в РАК работников-финнов. В результате внезапного нападения байдарщик Щербаков и один рабочий были убиты, а одиночка разграблена. Оставшемуся в живых служащему РАК Лаврентию Керянину удалось бежать и благополучно добраться до Михайловского редута. Немедленно была снаряжена карательная экспедиция, которая разыскала скрывавшихся в тундре туземцев, разоривших Андреевскую одиночку. Они засели в бараборе (эскимосской полуземлянке) и отказывались сдаваться. Русские вынуждены были открыть огонь. В результате перестрелки пятеро туземцев были убиты, а одному удалось бежать



Поделиться