Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития. Социальные изменения Основные закономерности смены типов общества

Духовная жизнь и общественное сознание.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь - это специфическое "место бытия" объективированного духовного, чем и определяется его место в целостном бытии.

Особую роль в этой сфере играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного и объективированного духовного. В первом случае речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определяют духовную структуру личности, во втором случае - о воплощенных в науке, культуре, массовом сознании (их документах) идеях, идеалах, нормах, ценностях. Оба эти вида духовно-нравственного бытия играют существенную роль в развитии личности (как индивидуализированное духовное) и в совершенствовании культуры (как объективированное духовное).

Но в том-то и заключается смысл проблемы бытия, что все бытийные аспекты имеют равное значение, ибо каждый из них высвечивает бытие в целом - как неразрывное, нерасторжимое единство, как целостность.

Как уже отмечалось выше, внимание человечества и соответственно интерес философии к проблеме бытия обостряется в кризисные, переломные эпохи. А поскольку наше время - XX и наступивший XXI век - отмечено многими угрозами и опасностями, неудивительно, что вопрос о бытии целым рядом крупных мыслителей был признан самым существенным в философском "вопрошании". М. Хайдеггер, автор книги "Бытие и время", подчеркивал: только человек способен вопрошать о бытии, задавать вопрос о том, в чем состоит специфика бытия человека; в этом смысле ему вверена судьба бытия. И отсюда проистекает, быть может, самая главная ответственность и высшая задача человечества.

Материалистическое понимание истории исходит из признания первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Материальная и духовная стороны общественной жизни не тождественны уже потому, что реальный процесс жизни индивидов не осознается и не охватывается общественным сознанием полностью. Производственная деятельность, труд не только основа жизни индивидов, но и база, на которой формируется, развивается индивидуальное и общественное сознание. Хотя становление общественного бытия и общественного сознания происходит одновременно, главные источники возникновения и развития сознания заключены не в нем самом, а в общественном бытие, в исторической практике людей.

Наиболее общие законы развития общественного сознания выражают его вторичность, производность от общественного бытия в жизни общества. К ним относятся три основных закона: 1) зависимости общественного сознания от общественного бытия, 2) относительной самостоятельности общественного сознания, 3) активного влияния общественного сознания на материальные процессы.


1. Закон зависимости общественного сознания от общественного бытия.

Поскольку общественное сознание отражает общественное бытие, оно зависит от него. Как известно, общественное сознание не имеет своей абсолютно самостоятельной истории, ступени его развития необходимо выводить и объяснять из ступеней общественного бытия.

Поскольку общественное бытие не однородно, а раздвоено на неравнозначные стороны – труд и отношения, зависимость общественного сознания от общественного бытия двойственна: оно зависит от труда как такового и от производственных отношений, сложившихся на его основе. Поэтому возможен в известной мере непосредственный перевод содержания общественного бытия в те или иные духовные принципы (труд и соответствующие его природе нравственные, этические и др. принципы) и опосредованный (труд, экономический базис и соответствующие им нравственные, эстетические и иные принципы)

Зависимость общественного сознания от общественного бытия имеет две стороны. Качественной стороной этой зависимости является их содержательное сходство, или соответствие; количественной – степень этого сходства, соответствия. Сознание отражает общественное бытие не полно, не точно, в лучшем случае приблизительно верно. При этом оно всегда содержит в себе иллюзии, заблуждения, ошибки, которые возникают в силу игнорирования действительной основы исторического процесса, скольжения по его поверхности, непосредственного перевода экономических принципов в духовные. Взгляды классов в целом тоже таковы, каково их реальное положение в системе производства. Важнейшая закономерность общественного сознания – непрерывный рост общечеловеческого содержания.

2. Закон относительной самостоятельности общественного сознания.

Как производное, вторичное общественное сознание обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Когда появляется разделение материального и духовного труда, становится возможным его отрыв от общественного бытия, появляется возможность представить общественное сознание как полностью независимое от материального бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания означает, что, будучи зависимым, от общественного бытия, оно вместе с тем обладает собственными закономерностями, присущими его собственной природе и выраженными в ряде тенденций: 1) отставании, в конечном счете, от общественного бытия, 2) преемственности, 3) неравномерности развития уровней и форм сознания.

Отставание общественного сознания от общественного бытия обусловлено в значительной мере консервативностью, живучестью идей, традиций, чувств, их способностью быть активными и тогда, когда они уже устарели, не соответствуют коренным образом изменившейся действительности.

Относительная самостоятельность общественного сознания выражается в преемственности идей, традиций, чувств и т.д.

Удержание и накопление духовной культуры вместе с тем зависит и от поставленных тем или иным классом целей или задач, которые, в свою очередь, зависят от глубины осознания этим классом объективных процессов, происходящих в обществе, и, соответственно, от возможности и способности достижения им поставленных целей.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется также в неравномерном развитии форм общественного сознания: экономического, экологического, политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, научного и философского. Эта неравномерность зависит от степени близости той или иной формы сознания к целесообразной деятельности и экономическому базису. Наиболее тесно связаны с трудом и экономическими отношениями экономическое, политическое, правовое сознание, и потому они изменяются быстрее остальных форм сознания.

3. Закон активного влияния общественного сознания на материальные процессы.

Будучи производным, от общественного бытия, общественное сознание не является пассивным, а оказывает активное влияние не материальные, в том числе экономические, процессы и при известных условиях может играть решающую роль.

С позиции марксизма общественное сознание активно, однако набольшей активностью обладает не оно, а общественное бытие, материальный труд. Роль идей тем выше, чем ближе они к действительности, теснее связаны с жизнью, более полно и точно ее отражают, являются достоянием не одиночек, а масс. К тому же одно дело – активность научных идей, другое – религиозных. Чем большую роль в обществе играют религиозные идеи, тем меньше остается места для влияния научных идей, и наоборот.

Наибольшая активность сознания вообще, общественного в частности проявляется в его способности опережать наличное бытие, предвосхищать будущее. В своей способности предвосхищать будущее сознание реализует свою относительную самостоятельность, ибо оно лишь обнаруживает элементы, ростки будущего. Оно опережает не общественное бытие, а наличное, не глубинные тенденции, заключенные в нем, а лишь реализованные. Идея опережает реализованную часть бытия, а не глубинные тенденции, заложенные в нем. Э. Фромм пришел к выводу, что социальный характер формируется экономическими условиями. Этот характер представляющий собой совокупность черт, свойственных той или иной социальной группе, определяет ее мысли, чувства, действия. Экономический фактор как ведущий обладает наибольшей самостоятельностью, ибо экономика развивается по собственным объективным законам. Однако, будучи зависимыми, от экономики, психология и идеология оказывают на нее активное воздействие.

2. Законы и т еории развития общества

Закон ускорения исторического времени

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что есть большие различия между социальной структурой древнего и современного общества.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них; можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше, времени, чем на предыдущую.

Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем, сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

Технический и культурный; прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 миллионов лет назад появились первые орудия труда, c которых и бeрeт начало технический прогресс. Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры. Около 8-10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно 6 тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

Закон неравномерности

Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса. Механизмом развития социальной структуры общества и одновременно механизмом его социального прогресса выступает разделение общественного труда. С появлением новых отраслей народного хозяйства растет количество статусов.

Благодаря знанию o социальной структуре (совокупности пустых, не заполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития. Иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания.

Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России coceдcтвyют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать c неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации кopeннoгo населения. В процессе модернизации во второй половине ХХ века вслед за Америкой и Западной Европой втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма, народные обычаи нравы.

Существующие теории развития, можно условно разбить их на три группы: социокультурные, индивидуально-технологические и социально-экономические. Каждая из теорий выделяет свой определенный фактор общественного развития.

Социокультурные теории считают главными изменения, происходящие в социокультурной сфере общества - мировоззрении, религии, системе ценностей и менталитете социальный группы, общества и целых эпох. К социокультурным теориям относят учения Конта, Вебера, Сорокина.

Всю историю человечества Конт делит на три стадии развития, соответствующие состояниям человеческого ума. Первое состояние теологическое (фиктивное), когда главная, фактическая часть науки содержалась в богословской оболочке, а все явления объяснялись волей одушевленных предметов или сверхъестественных существ (духов, гномов, богов). Вторым является метафизическое (критическое) состояние, когда более многочисленные факты объясняются через различные отвлеченные, абстрактные, априорные понятия (таковы причина, сущность, материя, общественный договор, права человека и т.д.). Заслугу этой стадии Конт видит лишь в разрушении теологических идей и подготовке перехода к следующей, третьей и последней, позитивной, или научной, стадии. Задача позитивной философии заключается в классификации и объединении наук, причем науки должны выяснять законы связи явлений, а не заниматься метафизическими проблемами. Так, согласно Конту, невозможно познать сущность вещей и причинную связь; поэтому науки должны лишь проверять многочисленные факты “самими фактами, которые часто являются достаточно простыми, чтобы стать принципами”.

М. Вебер создал общую теорию рационализации общества. Отличительной чертой рациональности является наличие бюрократии, однако этот вывод отражает лишь один, хотя и очень важный, аспект (наряду с капитализмом) широкомасштабного процесса рационализации общества. Он исследовал два типа рационализма (формальный и субстантивный), однако следует упомянуть и два других: практический (повседневный рационализм, с помощью которого люди воспринимают реалии окружающего мира и стремятся справиться с ними наилучшим образом) и теоретический (стремление к когнитивному управлению реальностью с помощью абстрактных концепций).

Сорокин не столько принимал преобладавшей эволюционные или связанные с развитием модели, сколько полагал, что общество лучше всего понимать как подверженные циклическим, хотя и не регулярным, образцам изменения. В самом общем и схематичном виде эту эволюцию можно охарактеризовать типично русской формулой «от марксизма к идеализму» Он доказывал, что социальный дезинтеграционный и культурный кризис мог быть преодолен только новым альтруизмом.

Индивидуально-технологические теории рассматривают социальные изменения как производные от изменений в сфере производства. Наиболее известные теории этого типа созданы Уильямом Ростоу и Даниэлем Беллом.

Ростоу создал теорию стадий экономического роста, согласно которой, развитие общества определяется изменениями технологии производства (ручной труд, мануфактурный, машинное производство). Согласно Ростоу, общество проходит 5 стадий - традиционное, переходное, "сдвига, "зрелости", "высокого массового потребления".

Белл создал теорию индустриального общества, согласно которой, общество проходит три этапа - доиндустриальное (основной сферой производства является сельское хозяйство, так как не развиты технологии), индустриальное (основная сфера - промышленность), постиндустриальное (основная сфера - обслуживание).

Социально-экономические теории считают определяющими, изменения, которые происходят в системе экономических отношений. У истоков наиболее известных социально-экономических теорий стояли Карл Маркс, Карл Бюхер и Бруно Гильдебранд.

К. Маркс: Основа развития общества - материальное производство. Исходные положения этой концепции состоят в том, что основой существования и развития общества являются материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производительных сил. С развитием производства создаются новые общественные отношения. Совокупность производственных отношений, материальный базис общества определяют формы сознания, юридическую и политическую надстройку. Право, политика, религия управляются базисом; взаимосвязь между двумя сторонами общественного организма необычайно сложна и противоречива. Действующие в обществе социологические законы выражают принцип соответствия между производительными силами и производственными отношениями, а также между идеологической и Политической надстройкой и базисом. Принцип соответствия между уровнем развития производства и формой организации общества объясняет, почему происходят перемены в общественных отношениях: производственные отношения становятся тормозом развития производительных сил и должны быть преобразованы революционным путем. «С изменением экономической основы, - писал К. Маркс, - более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Основной экономический труд К. Маркса «Капитал» состоит 13 четырех томов. Анализ системы экономических отношений начинается не с богатства (слишком общей категории), а с товара. Именно в товаре, по мысли Маркса, в зародышевой форме заложены все противоречия исследуемой системы.

1. Процесс развития личности.

4. Развитие и воспитание.

5. Деятельность как фактор развития.

1.Процесс развития личности.

Процесс – движение вперед, изменение. Процесс развития личности – это целый ряд количественных и качественных изменений происходящих под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Результат развития - становление человека, как биологического вида и как социального существа. Для того, чтобы разобраться в проблемах развития личности необходимо выяснить сущность некоторых понятий, в частности таких, как «человек» и «личность».

Человек – величайшее произведение природы, замечательный результат социо-культурной эволюции. Только человек обладает уникальной способностью самопознания и саморазвития, познания и преобразования окружающего мира.

Мы многое знаем о человеке, но еще больше не знаем. И вам – будущим педагогам – предстоит продолжить бесконечный путь познания Человека и одновременно участвовать в его создании. что потребует от вас изучения Человека.

В процессе изучения педагогики мы не раз встретим такие лексические конструкции, как развитие человека, социализация личности, образование человека и т.д.

Проведя небольшой анализ мы придем к выводу, что приведенные понятия не тождественны. Рассмотрим определения приведенных понятий.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, пользоваться ими в процессе труда, представляющего собой единство физического и духовного, природного и социального. наследственного и приобретенного.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:



· развивающимся самосознанием

· активностью

· наличием «Я- образа»

· направленностью – устойчивой системой мотивов

· способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности

· характером;

Таким образом, исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему присущи от рождения, тогда как личностные качества – психические и социальные – формируются и развиваются прижизненно, можно сделать следующие выводы:

объектом и предметом пед. теории и пед. деятельности могут и должны быть:

· личность человека во всем многообразии ее природных, психических и социальных свойств, качеств и проявлений;

· процесс воспитания, обеспечивающий целенаправленное формирование и развитие личности.

По этой причине нам необходимо знать как происходит развитие личности. Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В советской педагогике и психологии этот вопрос изучали П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Г.С.Рубинштейн, А.Р.Лурия; в Европе Э.Геккель, Ф.Мюллер, Й.Шванцара.

Ученые искали ответ на вопрос: почему различные люди достигают различного уровня развития, от чего зависит этот процесс и его результат?

Исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека зависит от ряда внешних и внутренних условий.

Внутренние условия:

Физиологические свойства организма;

Психические св-ва человека;

Внешние условия:

Окружение человека:

Среда обитания в которой он

живет и развивается;

2. Наследственность и развитие.

Наследственность – один из факторов влияющих на развитие человека, иначе данный фактор еще называют природным.

Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками, а через них со всем окружающим миром.

Отражение биологического – наследственность .

Под наследственность понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены.

Наследственная программа развития включает устойчивую и переменную части.

Устойчивая часть обеспечивает продолжение человеческого рода и предполагает передачу от родителей к детям таких качеств, как речь, прямохождение, мышление; внешние признаки: особенности телосложения, цвет глаз, волос, кожи, сочетание различных белков, группа крови, резус. особенности развития нервной системы и т. д.

Переменная часть обеспечивает способность приспосабливаться к реальной жизни. Эта часть дает возможность для воспитания, саморазвития, самосовершенствования.

В проблемах наследственности самыми актуальными для педагогики являются вопросы- передаются ли по наследству такие качества, как:

· уровень интеллекта,

· специальные качества,

· моральные качества.

По поводу передачи по наследству уровня интеллекта существует множество разных мнений, но одно из самых распространенных – ученые считают, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта но может быть неблагоприятная для развития интеллекта наследственность и среда.

Рассматривая проблему передачи специальных качеств необходимо сказать что специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Специальными задатками называются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и многие др.

Ученые утверждают, что по наследству могут передаваться специальные задатки, которые могут перерасти в способности в случае наличия специальных условий.

Самый сложный и спорный вопрос возникает по поводу наследования моральных качеств. Споры по поводу наследования моральных качеств имеют долгую историю и сегодня трудно с полной уверенностью говорить о верности одной или другой версии. Но сегодня все больше ученых приходят к утверждению о том, что моральные качества передаются по наследству.

3. Влияние среды на развитие личности.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общение, взаимодействие с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой . На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные.

По интенсивности влияний выделяют ближнюю и дальнюю среду.

К ближней среде относят влияния семьи, родственники, друзей. К влияниям дальней или социальной среды относят влияния общественного строя, системы производственных отношений, материальных условий жизни и т.д.

Как же среда влияет на развитие человека?

Конечно, человек достигает более высокого уровня развития, когда ближнее и дальнее окружение предоставляют ему наиболее благоприятные условия.

Наиболее интенсивным и действенным в жизни человека является влияние семьи, в которой закладываются основные моральные и нравственные нормы.

Кризис семьи о котором много говорят в современном обществе несомненно плохо отражается на воспитанности молодежи и развитии подрастающего поколения.

Ученые, представители различных течений- биогенетического и социогенетического пытаются доказать преобладание влияний наследственности или среды. Но никто с полной уверенностью не сможет сказать какой из факторов преобладает так как в каждом случае это соотношение будет индивидуальным.

4. Развитие и воспитание.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание призвано помочь качественной социализации человека.

Эффективность воспитательного влияния в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Слабость в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия в то время, как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека невозможно. Воспитание призвано заполнить пробелы в программе развития человека. Одна из основных задач воспитания – выявить склонности и дарования человека и развивать их на максимальном уровне возможностей.

5.Деятельность как фактор развития.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется очень важным фактором – деятельностью человека. Под деятельностью понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает.

Чтобы деятельность привела к формированию запроектированных результатов, ее нужно правильно организовать и направить.

Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение и труд. По направленности выделяются познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая и др. виды деятельности. особый вид деятельности – общение. Деятельность может быть как активной так и пассивной. Для полноценного развития важна не просто деятельность сама по себе а активная, осознанная деятельность. Для того чтобы деятельность была активной необходимо, чтобы в основе ее лежали потребности.

6. Диагностика развития.

Проблема выявления уровня развития очень актуальна в современной педагогике, т.к. для эффективного обучения и воспитания необходимо знать исходный, первоначальный уровень.

Диагностика – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Физическое развитие диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире используются специально разработанные тесты, измеряющие степень развития как общих, так и специальных качеств.

Духовное и социальное развитие диагностировать гораздо сложнее. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя используют методики для изучения отдельных качеств личности, но по результатам этих исследований сложно дать оценку общему развитию человека. Для будущего педагога очень важно овладеть простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых. Очень важно научится диагностировать особенности умственной деятельности обучаемых, мотивация поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развитие социального поведения и многие др. качества. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств – тестирование.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Подвергните анализу термины «человек» и «личность».

2. Проанализируйте биосоциальный путь развития человека.

3. Какова взаимозависимость факторов, влияющих на развитие человека?

Практические задания:

1. Проанализируйте собственное развитие и выявите факторы, влиявшие и влияющие на ваше развитие. Выполните работу в виде описательного сочинения или тезисно.

1

Дудник Ю.Д. Курков А.А. Рогальская Н.А.

Данная статья представляет собой введение к программе поиска эмпирических закономерностей развития цивилизации. Первая закономерность получена по результатам научных оценок возраста Вселенной данным с момента зарождения науки до настоящего времени. Замысел программы и первая закономерность из этой программы появилась благодаря полученным физическим результатам. Современная физическая теория показывает, что предсказуема и поддаётся расчёту вся цепочка эволюции от образования Вселенной и Солнечной системы до эволюции планет земной группы. В данной статье в популярной форме излагаются основы физической теории, позволяющей описывать физические характеристики каждой из планет земной группы. Эволюция физических характеристик планет показывает условия возникновения и направление развития жизни на Земле. Если вся эта цепочка поддаётся расчёту, то можно допустить предсказуемость эволюции цивилизации и существование строгих социально-экономических законов.

Представленная статья служит введением к задуманному циклу статей, в котором предполагается рассмотреть общие температурные и физические закономерности на планетах земной группы, условия возникновения и эволюции жизни на Земле, «законы» эволюции человекоподобных обезьян и человека, как естественного продолжателя всей этой эволюционной цепочки. Цель задуманного цикла статей состоит в том, чтобы показать предопределённость всей цепочки событий от возникновения Вселенной до наших дней и рассмотреть некоторые аспекты эволюции цивилизации на Земле.

Эта цепочка событий протянулась по времени на 10 млрд лет, а возможность контакта с другими цивилизациями, например, у человечества появилась лет 100 назад. За это время других цивилизаций земляне пока не обнаружили, но наши наблюдательные возможности растут очень быстро. Не исключено, что существуют цивилизации, которые «старше» землян и они обладают колоссальными возможностями, пока не достигнутыми нами, но эти цивилизации не вышли на контакт из-за его нецелесообразности.

Кроме того, вся эта цепочка событий воссоздавалась миллионами учёных в течение нескольких сотен лет, в ней нет места Богу, но и нужна она только самим учёным, так как обычный человек не увидит разницы между творением Божьим и законом Вселенной.

Сначала рассмотрим эволюцию научных взглядов на возраст Вселенной T . Для этого собраны сведения различных оценок возраста Вселенной, Солнечной системы и Земли, данные учёными с различных позиций в разное время t (дата). Исходные данные собраны в таблице.

Поскольку научные оценки возраста Вселенной изменялись достаточно быстро, то в таблице приведена ещё одна величина - логарифм возраста (учитывая законы накопления информации - ln T ) для которой построен рисунок. Рисунок представляет собой зависимость логарифма возраста Вселенной от даты ln T = f (t ), когда эта оценка произведена учёным.

На рисунке представлены также две горизонтальные линии. Линия, помеченная цифрой 1, соответствует возрасту Вселенной по Библии (точка № 0 в таблице), а помеченная цифрой 2 соответствует общепринятому современному возрасту Вселенной (точка № 15 в таблице).

Эволюция научных оценок возраста Вселенной. Тёмные кружки - исходные данные. Горизонтальная линия 1 - возраст Вселенной по Библии. Горизонтальная линия 2 - современная общепринятая оценка возраста Вселенной

Эволюция научных оценок возраста Вселенной

Возраст T ,
тыс. лет

Р. Декарт, Библия

Сохранилась по Библии

М. Бюффон, горение угля или др. органики

Ч. Лайель, геологические процессы осадконакопления

Г. Гельмгольц, потенциальная энергия сжатия Солнца

У. Кельвин, остывание Земли

У. Кельвин, новые оценки

Э. Резерфорд, радиоактивный распада

А. Холмс, возраст пород по радиоактивному распаду

Э. Хаббл, разбегание галактик

К. Паттерсон, Pb изотопный анализ 5 метеоритов

А. Сандедж, расширение Э.Хаббла

Д. Ламбер, эволюция Солнца

Х. Арп, шаровые скопления

А. Курков, Эмпирическая Теория Вселенной

Общепринятое современное значение

На рисунке не помечена дата основания современной науки, в качестве которой можно принять дату публикации трактата «О движении» Галилео Галилеем (1564-1642) в 1590 году. Как известно Г. Галилей - итальянский физик, астроном, философ и математик, основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.

По точкам таблицы с номерами 1-13 (на рисунке тёмные кружки) проведена линейная регрессионная зависимость (наклонная линия на рисунке). Коэффициент детерминации R 2 = 0,89 свидетельствует о высоком качестве полученной регрессии. Как видно из рисунка линия регрессии пересекает линию 1 и линию 2 в 1695 и 1956 годах соответственно.

Из проведённого небольшого исследования следует, что с момента возникновения науки в 1590 году, ей потребовалось:

    Примерно сто лет на совершенствование наблюдательной техники, изучение ближайших к Земле окрестностей и на победу над религией (заметим, что параллельно шло формирование светских государств, то есть наука является социально - экономическим процессом);

    Около 260 лет на однозначную оценку возраста Вселенной;

    И около 55 лет на создание физической теории и обоснования наблюдаемого возраста и всей структуры Вселенной (Эмпирическая Теория Вселенной, точка № 14 в таблице и светлый квадратик на рисунке).

В последующих статьях рисунок послужит математической моделью анализа социально - экономических процессов. А сейчас вернёмся к светлому квадратику (№ 14 в таблице) на рисунке, точнее к физическим основам, которые привели к этому результату.

В основу науки Г. Галилей положил опыт (эмпиризм), обобщение результатов которого приводит к теории. Теория в свою очередь требует проверки опытом границ применения. Установление таких диалектических рамок (нижней - опыт, верхней - теория) позволило человеку целенаправленно и объективно не только познавать окружающий мир, но и преобразовывать его в своих интересах.

На первых порах использовалось простое наблюдение в опыте и очевидное (аксиомы) при формировании теорий. Ограниченность очевидных аксиом обнаружилась сначала в абстрактных науках. В философии диалектика послужила следующим шагом развития этой науки, а идеи Д. Гильберта, изменившие аксиомы Евклида, в математике. В физике также наметился кризис, но выход из него всё ещё не состоялся. Подсознательно физики осознают, что проблема заключается в понимании пространства, но в микромире проблему подменили «квантовым пространством», а в макромире, несмотря на закон расширения Вселенной Э. Хаббла, добавили тёмную материю и тёмную энергию.

Проблема физики объективно сложна, так как пространство для человека настолько «очевидно», что не вызывает каких-либо подозрений. Оно настолько вне подозрений, что нет идей по его регистрации или измерению как физической величины. Более того, время существования «научной» цивилизации не позволяло обнаружить какие-либо изменения связанные с пространством, даже гипотеза А. Вегенера о расколе общего материка и расширении Атлантического океана не подвинула физическую мысль в сторону изучения пространства.

В физике уже достаточно долго существует теория, построенная не на аксиомах, а на эмпирических соотношениях (аналог идей Д. Гильберта). В 1864 г. Дж. Максвелл создал теорию, в которой электрическое и магнитное поля объединены в единое целое - электромагнитное поле. Из неё следует, что изменения электромагнитного поля порождают электромагнитные волны, распространяющиеся с постоянной, конечной скоростью, зависящей от свойств среды. Эта теория ещё при своем создании разрешила ряд проблем, предсказала новые эффекты (впоследствии полностью подтвердившиеся) и до нашего времени сохранила свою работоспособность.

Попытки распространить теорию поля Дж. Максвелла на гравитацию предпринимались с момента её создания. Теория предсказывает, что в этом случае, в дополнение к закону Всемирного тяготения необходимо:

    Найти «магнитную» составляющую гравитационного поля и вычислить соответствующую константу;

    Зарегистрировать гравитон и измерить скорость его распространения.

Такие попытки также предпринимались самым традиционным способом - непосредственным опытом, совершенно не задумываясь о физическом смысле экспериментов.

В Эмпирической Теории Вселенной предполагается, что гравитон является пространством. Такой гравитон невозможно зарегистрировать или измерить его скорость в каком-либо эксперименте, но его свойства должны проявляться в Солнечной системе, за существование которой он ответственен. По хорошо известным данным Солнечной системы как раз и вычислены недостающие константы, показан их физический смысл и приложение в этой единственной изученной гравитационной системе.

Эксперимент показал следующие значения новых констант:

Физический смысл «магнитной» гравитационной константы G K состоит в том, что она однозначно определяет пространство вокруг тела (массы) и это пространство одновременно является переносчиком гравитационного взаимодействия. Если массу Солнца разделить на константу G K , то получим длину волны основного гравитона Солнца - м; период волны - лет. И длина (радиус орбиты), и период волны (период обращения планеты) соответствуют главной планете Солнечной системы - Юпитеру .

Следовательно, и макромир и микромир обладают корпускулярно-волновыми свойствами. Кроме того, не только масса определяет пространство, но и пространство определяет массу. То есть масса Солнца определяет не только пространство вокруг себя, но и массы и свойства всех объектов, входящих в Солнечную систему (также как заряд ядра определяет оболочки атома) .

Если граница Вселенной определяется фронтом света, то есть радиусом R = C T (здесь T - возраст Вселенной), то пространство «растягивается» вместе с этим фронтом. При этом Вселенная представляет собой внутреннюю часть чёрной дыры и описывается соответствующим уравнением. Из теории поля Дж. Максвелла следует, что скорость света (и гравитона) не зависит от системы отсчета, а значит, линейно и пропорционально растут линейные размеры пространства (и размеры всех тел) во Вселенной и линейно растет масса всех космических тел (поскольку масса и пространство однозначно связаны между собой). Итак, наша Вселенная изнутри замкнута фронтом света и ограничена собственным пространством.

Зная закон изменения радиуса Вселенной R = C T , получим закон расширения Вселенной:

Этот закон получен в общем виде и в отличие от закона Хаббла распространяется на все космические тела. Более того, константа расширения H зависит от возраста Вселенной.

Принцип относительности движения, учитывающий расширение и малую скорость гравитона по сравнению со скоростью света, приводит к обоснованию наблюдаемой крупномасштабной структуры Вселенной и иерархии Солнечной системы .

Зная наблюдаемое приращение радиуса орбиты Луны вокруг Земли и закон расширения, вычислен возраст Солнечной системы. Этот возраст позволяет вычислить «аномалии» планет земной группы: скорость удаления каждой из планет от Солнца, скорость увеличения радиусов планет и скорость увеличения их масс.

Венера, Земля и Марс имеют атмосферы и бинарные гипсометрические распределения. Дополнением к ним служат Луна и Меркурий. Таким образом, имеется статистическое количество планет для того, чтобы получить законы эволюции этих планет, и вычислить эволюцию каждой из них, не прибегая к построению моделей. Основанием этому замыслу служат предопределённость всей Вселенной и простые законы её устройства и эволюции.

Итак, имеется возможность на основе открытых универсальных законов вычислить и проследить эволюцию требуемых параметров (физических, химических и других) на Земле для того, чтобы понять причины, условия и весь ход биологической эволюции на планете.

Такое впечатляющее вступление вдохновляет на поиск аналогичных универсальных законов социально-экономической эволюции цивилизации.

Список литературы

    Курков А.А., Дудник Ю.Д., Рогальская Н.А. Закон Мура - социально-экономический закон // Человек и Вселенная. - 2010. - № 4(75). - С. 63-69.

    Курков А.А. Теория устройства солнечной систе- мы // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 9. - С. 85-88.

    Курков А.А. Новые фундаментальные константы // European Journal Of Natural History. - 2011. - № 3. - С. 104-105.

    Курков А.А. Теория максвелла описывает солнечную систему // European Journal Of Natural History. - 2011. - № 3. - С. 106-107.

    Курков А.А. Пространство - переносчик гравитационного взаимодействия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 10. - С. 35-37.

    Курков А.А. Гравитация в микромире // Современные наукоёмкие технологии. - 2011. - № 5. - С. 58-62.

  1. Курков А.А. Относительность движения, учитывающая электромагнитные и гравитационные взаимодействия // European Journal Of Natural History. - 2011. - № 3. - С. 105.

Библиографическая ссылка

Дудник Ю.Д., Курков А.А., Рогальская Н.А. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 8. – С. 102-105;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30641 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Социальные изменения - это многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в его структуре, в деятельности и функционировании всех компонентов социума.

Среди основных причин социальных изменений выделяют:

1 . Демографические изменения (рост населения, увеличение продолжи-тельности жизни и т. д.).

2 . Природные изменения. Они, в свою очередь, делятся на естествен-ные (наводнения, землетрясения, засуха и т. д.) и начавшиеся в результате воздействия человека (истощение минеральных и энергетических ресурсов, загрязнение окружающей среды, глобальное потепление и т. д.).

3 . Изменение в области технологии (автоматизация производства, ис-пользование компьютеров) значительно повысили экономическую продук-тивность и уровень жизни многих слоев населения.

4 . Изменения в области культуры (научные открытия, новые верования и ценности и т. д.).

Под воздействием различных факторов в обществе происходит изменение:

а ) состава населения (этнического состава, занятий и доходов);

б ) способов поведения (изменение уровня социального взаи-модействия, способов добывания средств существования);

в ) социальной структуры (перемены в экономике и распреде-лении власти, в семейной жизни, образовании и религии);

г ) культуры (рост популярности каких-либо социально-политических идей).

Социальные изменения охватывают все сферы общества , все виды многообразных перемен в нем, составляя суть социальной динамики общества. Социальная динамика может быть выражена и через такие понятия, как социальный процесс, социальное развитие, социальная эволюция, социальный прогресс и т. п. Социальная динамика включает в себя и рассмотрение основных законов развития общества. К ним относятся: закон ускорения истории (на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую, что свидетельствует об уплотнении исторического времени) и закон неравномерности (народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью).

Социальное развитие - процесс накапливающихся, необратимых измене-ний в достаточно больших интервалах времени, в результате которого возника-ет качественно новое состояние социального объекта. Разделение социальных изменений на определенные типы может быть реализовано и в зависимости от направленности осуществляющихся перемен. Так, выделяют прогрессивные, регрессивные социальные изменения и циклическое движение. При прогрессивных социальных изменениях происходит переход от нижнего уровня развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой более совершенной социальной системе. Регрессивные социальные изменения заключаются в переходе от высшего к низшему этапу развития общества, в процессах деградации, упадка и т. п.


Между прогрессом и регрессом существует не только связь противоположностей, но и более многообразная взаимозависимость. Так, с одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития социальной системы, а, с другой, при усилении регрессивных изменений системы в целом отдельные ее структурные компоненты или функции могут сохранять или усиливать прогрессивное направление развития. Социальный прогресс возможен, но эта возможность не предполагает его неизбежности. Циклическое движение - чередование восходящего и нисходящего раз-вития, прогресса и регресса.

В зависимости от темпа социальных изменений различают следующие виды социально-го развития: социальная эволюция и социальная революция.

Социальная эволюция - это медленные, постепенные изменения в обществе.

Социальная революция - это быстрые, радикальные изменения в обществе. В обществе происходят разнообразные революции: в производительных силах, науке и технике, в сознании и культуре и т. д. Социальная революция предполагает качественные изменения в общественных отношениях, во всей их системе.

История человечества представляет собой постепенный переход от одного типа обществ к другому. В социологии принято выделять несколько типологий обществ по различным основаниям.

По критерию письменности выделяют общества дописьменные и письменные (алфавит и фиксация звука на материальных носителях).

По числу уровней управления и степени социального расслоения выделяют общества простые и сложные. Простые общества возникли 40 тыс. лет назад. Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты: эгалитаризм , т. е. социальное, экономическое и политическое равенство, относительно небольшие размеры объединения, приоритет кровно-родственных связей, низкий уровень разделения труда и развития техники. В науке принято выделять два этапа развития простых обществ: локальные группы и первобытные общины.

Сложные общества возникли 6 тысяч лет наза д. Переходной формой от простого общества к сложному является вождество. По числености вождество представляет собой крупное объединение. В вождествах существует имущественное неравенство, несколько уровней управления (от 2 до 10 и более). До сих пор сохранились вождества в Полинезии, Новой Гвинее и тропической Африке. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления.

В основании третьей классификации обществ лежит способ добывания средств существования . Выделяют общества, существующие за счет охоты и собирательства. Например, аборигены Центральной Австралии. Общества, занимающиеся скотоводством и огородничеством. В настоящее время такой тип общества сохранился, главным образом, в Африке и на юге Сахары (кочевой образ жизни). Политическая структура данного общества состоит не более чем из двух слоев, основой социальной структуры выступают родственные связи.

Аграрны еобщества появились в результате неолитической революции . Впервые возникли в Древнем Египте. Для этого типа общества характерно: оседлый образ жизни, использование деревянных
мотыг, которые постепенно заменяются деревянным плугом, а позже железным, в качестве рабочей силы начали использоваться животные, возросла продуктивность сельского хозяйства, появился прибавочный сельскохозяйственный продукт. Все это, в свою очередь, является предпосылкой для возникновения городов, развития ремесел и торговли. Система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества и уступила место более сложным. Несмотря на это, родственные связи долгое время продолжали играть важную роль в политической жизни.

Промышленные общества возникли после индустриальной революции (Англия) и французской революции. Основную роль в развитии промышленных обществ сыграли индустриальные технологии и использование новых источников энергии. Постепенно складывались высокоразвитые системы государственного управления. Появлению такого типа обществ способствовала индустриализация (создание крупного машинного производства) и урбанизация (переселение людей в города). Это привело к смене феодализма капитализмом и классовому расслоению общества, утверждению новой политической формы общества - демократии.

По мнению К. Маркса , тип общества определяется способом производства и формой собственности , в зависимости от которых выделяют: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общество.

Современная социология использует наиболее общую классификацию типов обществ. Так, американский социолог Д. Белл выделяет следующие типы обществ: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.Индустриальное общество возникло около 200 лет назад, когда аграрную цивилизацию сменила промышленная. Становление постиндустриального общества приходится на 70-е гг. XX в., характерными чертами которого выступают информационные технологии, информация и сфера обслуживания.

Понятием «модернизация» в мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному об-ществу. Концепция модернизации опирается на понятие социального прогресса и предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе ни располагались, вовлечены в единый, универсальный процесс научно-технического прогресса, в котором культурное своеобразие каждой страны отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет, - система общечеловеческих цен-ностей.

Модернизация - сложная совокупность экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с про-цессом индустриализации, освоения научно-технических достижений. Модернизация призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние про-блемы, т. е. указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма.

Различают два вида модернизации : органическая и неорганическая. Органическая модернизацияпредполагает, что страна развивается по капиталистическому пути на собственной основе и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции (например, Англия). Неорганическая модернизация предполагает, что страна догоняет более развитые страны и заимствует у них передовые технологии, капиталовложения и опыт (например, Япония).

Наравне с модернизацией в социологии в рассмотрении вопроса о социальной динамике уделяется внимание стратегии устойчивого развития общества , которая получила обоснование во «Всемирной стратегии охраны окружающей среды» (1980), и основной вывод которой сводится к тому, что дальнейшее развитие общества невозможно без сохранения окружающей среды. Это предполагает как сохранение среды обитания и природно-ресурсного потенциала биосферы, так и ограничение экономического роста и создания условий для справедливого распределения природно-ресурсного потенциала.

Среди основных принципов устойчивого развития можно выделить следующие: принцип биоантропоцентризма, принцип сокращения потребления за счет оптимизации потребностей, принцип экологической чистоты человеческой деятельности, принцип компенсации, т. е. восстановление нарушенных процессов в природе, принцип соответствия темпов и характера развития общества законам эволюции биосферы и другие.



Поделиться