Социальные революции и реформы социальный прогресс. Социальные изменения

Социальные изменения бывают двух типов – постепенные и скачкообразные. Постепенное преобразование политического режима власти, общественного устройства, экономического уклада, образа и уровня жизни людей принято называть реформой. Глубокое качественное изменение в развитии общества или познания, связанное с уничтожением основ прежней структуры, именуют революцией. Так, переворот, совершенный в астрономии Николаем Коперником, называют революцией.

Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Археологи отмечают неолитическую революцию, специалисты по управлению – революцию менеджеров, социологи говорят о "молчаливой революции", историки изучают социалистическую революцию.

Реформа и революция

Реформы – это постепенные, или инкрементальные (прирастающие), изменения; длительный процесс, в котором одна модификация следует за другой. Процесс идет малыми шагами, медленно и незаметно до тех пор, пока накопление не создаст значительную трансформацию на выходе.

Так, неолитическая революция, проходившая тысячелетия, постепенно меняла способ производства и образ жизни. Индустриальная революция, отдельные элементы которой появились задолго до внедрения машинных технологий, в результате привета к кумулятивному эффекту – радикальному разрыву с прошлым. Еще один пример – "молчаливая революция": изменение всех аспектов социальной жизни под влиянием распространения компьютеров и смены их поколений.

Революция – не путь количественного накопления новых признаков, а качественная трансформация прежнего уклада; она затрагивает не форму, а содержание общественной жизни. Это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Реформа, т.е. пере-формирование, изменение формы, предполагает частичные улучшения отдельных сторон жизни, хотя ее последствия, если они крупномасштабные, могут сказаться на всех сторонах жизни общества. Такими событиями в России были отмена крепостного права в 1861 г. и столыпинская аграрная реформа. Обычно они задумываются правительством как одиночное или состоящее из серии нововведение, подкрепленное законодательно или административно (механизм внедрения). Любая реформа есть нововведение, но не каждое нововведение, если, например, оно затрагивает отдельное предприятие, называется реформой.

Революции, как и реформы, различаются масштабом , или своими размерами, областью принадлежности, субъектами осуществления и исторической ценностью. Причем если первые три параметра со временем не меняются, то оценка реформы или революции может измениться на прямо противоположную. Так произошло в случае с Октябрьской революцией 1917 г. в России.

Революции бывают долговременными и кратковременными. Самым длительным процессом в истории человечества была неолитическая революция – качественный скачок, благодаря которому цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государства и культуру. Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют долгого времени и всегда приводят к качественному изменению общества.

Социальная революция предстает перед нами как совокупность большого числа реформ, проводимых одновременно, с целью изменения основ социального строя.

Октябрьская революция 1917 г. задумывалась именно с такой целью. В результате были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, одним словом, основы существующего строя. Прежде чем перейти к комплексным социальным преобразованиям, партия большевиков провела политический переворот – штурм Зимнего и свержение Временного правительства. Только после этого, создав новые структуры власти, большевики с первых же дней издали основные законоположения, касающиеся экономической и социальной сферы.

Начавшись в одной стране, революция может перекинуться на другие страны. Если они вовлекаются в революционный процесс стихийно, а весь процесс носит характер цепной реакции, то следует говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазнодемократической революцией 1848 г., охватившей различные страны Европы. Исключением явилась Россия. В ней буржуазно-демократическая революция совершилась в феврале 1917 г. Она не могла распространиться на другие страны, поскольку произошла в стране, запоздавшей в своем развитии.

Напротив, социалистическая революция в октябре 1917 г. вовлекла в процесс и другие страны: либо добровольно (Германия и Венгрия в 1918 г.), либо принудительно (те же Германия и Венгрия в 1945 г.). К 1950 г. сформировался социалистический лагерь, к которому присоединились Польша, Чехословакия, Албания, Болгария, Румыния. Революция в них происходила принудительно, при военной помощи другой страны. Тем не менее ее следует считать глобальной социальной революцией, изменившей существующий социальный строй.

Исследователи отмечают, что новая революция России не нужна. Две революции прошлого века привели ее к фундаментальному перераспределению собственности. Кровавая революция 1917 г. привела к передаче собственности от граждан к государству, а почти бескровная революция начала 1990-х гт. – к движению в обратном направлении. После каждой революции происходило огромное по своим размерам изъятие собственности.

Революции как некий качественный скачок из одного состояния в другое могут происходить в обществе в целом (неолитическая, промышленная и социалистическая революции) либо в одной из его сфер, областей. К таким скачкам относятся научная революция, революция в моде, в сознании людей и т.п. Социальная революция, затрагивающая интересы больших социальных групп в области культуры, называется культурной революцией.

Такая революция проходила в 1966–1976 гг. в Китае. Эта грандиозная кампания была направлена против партийно-бюрократической иерархии. Весной 1966 г. отряды "красных охранников" (хунвэйбинов), состоявшие в основном из школьной и студенческой молодежи, начали массовые акции против партийного аппарата, привилегий высших слоев и "западного влияния", переросшие затем в террор. Мао поставил перед китайскими коммунистами цель создать нового человека. Во имя нее развернулась кампания по перестройке культурной жизни, осуществляемой насильственными методами с позиций примитивных представлений о "подлинно пролетарской культуре".

  • От лат. incrementum – рост, увеличение.

П. Штомпка называет революции «пиком» соци­альных изменений.

От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:

1. комплексность: они захватывают все сферы и уров­ни общественной жизни;

2. радикальность: революционные изменения носят фундаментальный характер, пронизывают основы соци­ального устройства;

3. скорость: революционные изменения происходят очень быстро;

4. исключительность: революции неизгладимо оста­ются в памяти людей;

5. эмоциональность: революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, уто­пический энтузиазм.

Определения революции акцентируют внимание на масштабах и глубине совершаемых преобразовании (в этом революции противопоставляются реформам), на элементы насилия и борьбы, а также на сочетании этих факторов. Вот примеры синтетических определений:

- «Быстрые, фундаментальные насильственные внут­ренние изменения в доминирующих в обществах ценно­стях и мифах, в его политических институтах, социаль­ной структуре, лидерстве и политике правительства» (С. Хантингтон).

- «Быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур общества путем переворотов снизу» (Т. Скокпол).

- «Захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ» (Э. Гидденс).

Таким образом, главные отличительные черты революций - комплексность и фундаментальность происхо­дящих преобразований и вовлечение широких народных масс. Применение насилия не обязательно сопровожда­ет революционные преобразования: например, социаль­но-экономические преобразования последнего десятиле­тия в Восточной Европе были практически бескровными и ненасильственными.

По мнению Эдвардса и Бринтона, социальные революции обычно проходят следующие стадии:

1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

2) неспособность ин­теллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения помогала им;

3) побуждение к актив­ным действиям, восстанию, к соц. мифу или системе верований, оправдывающих это побуждение;

4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

5) период правле­ния умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;

6) выход на активные пози­ции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образ­цам прежней предреволюционной жизни.


Выделяют следующие типы социальных революций: антиимпе­риалистические (национально-освободительные, антиколониаль­ные), буржуазные, буржуазно-демократические, народные, народ­но-демократические и социалистические.

Антиимпериалистические - революции, происходившие в колониях и зависимых странах и направленные на достижение националь­ной независимости (были направлены против экономического и военно-политического господства иностранного капитала и поддерживающей его компрадорской или бюрократической буржуазии, феодальных кланов и т.д.)

Главной задачей буржуазных революций является ликвидация феодального строя и становление капиталистичес­ких производственных отношений, свержение абсолютных монар­хий и господства земельной аристократии, утверждение частной собственности, политического господства буржуазии. Движущие силы буржуазных революций - промышленная, финансовая, торговая буржуазия, массовая база - крестьянство, городские слои (пример - Вели­кая Французская Революция).

Буржуазно-демократическая революция- разновидность буржуазной революции. На ее ход решающее влияние оказывает активное участие в ней широких народных масс, поднявшихся на борьбу за свои интересы и права (европей­ские революции 1848 - 1849 гг., русская революция 1905 г.).

Социалистическая революция трактовалась (согласно марксистско-ленинской концепции) как высший тип социальной революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к социализму и коммунизму.

Народ­ная революция- широкое и массовое движение в противополож­ность «верхушечным», «дворцовым», военным или политическим пе­реворотам. Они могут иметь различное социально-экономическое и политическое содержание.

Народно-демократическая революция - антифашистская, демократическая, национально-освободитель­ная революция, развернувшаяся в большой группе стран Восточ­ной Европы в ходе борьбы с фашизмом во время второй мировой войны. В ходе этой борьбы сложился широкий союз национальных и патриотических сил.

«Нежная» (бархатная) революция - демок­ратическая революция конца 1989 г. в Чехословакии. В ходе революции в результате мощных социальных выступлений мирным путем были лик­видированы существовавшие до этого государственные и политические структуры «реального социализма» и отстранена от власти коммунистическая партия. Близкими к «нежной» революции были революционные процес­сы, происходившие немного ранее или одновременно с ней и в др. странах Восточной Европы.

Урок по обществознанию, 11 класс.

Тема: «Революция и реформы. Проблема общественного прогресса и его критериев»

План урока:

1. Дать определение понятиям: революция и реформа.

2. Понятие прогресса. Общественный прогресс.

3. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса

4. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Основные понятия : реформа, революция, прогресс, общественный прогресс регресс.

Цели и задачи урока:

1. В результате урока учащиеся должны познакомиться с историческими понятиями и проблемами общественного развития.

Узнать чем реформа отличается от революции;

Вспомнить какие государства прошли через революционные изменения;

Составить представления о цене прогресса;

Анализировать проблему смысла и направленности исторического процесса;

Научится аргументировать свою точку зрения;

Определять круг проблем общественного развития;

Использовать и объяснять основные понятия;

Воспитательная цель: любить и уважать свою Родину и её историю.

1. Процесс общественного развития может носить реформистский или революционный характер, отсюда производные понятия «реформизм», «реформатор», «революционность», «революционер».

Реформа – это изменение (чаще всего усовершенствование) в какой –либо сфере жизни общества, проводимые одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Социальные реформы , осуществляемые сверху правящими кругами, - это преобразования, изменения в каких-либо направлениях общественной жизни, не уничтожающие основ существующей социальной системы (эти реформы непосредственно связаны с людьми)

Экономические – это преобразования хозяйственного механизма – форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством станы (приватизация, закон о банкротстве, налоговые законы и т.п.)

Политические – изменения в политической сфере (изменения в конституции, расширение гражданских свобод, избирательная система и т.п.)

Степень реформаторских преобразований может быть очень существенной, даже изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности: реформы Петра 1, нынешние реформы в России.

Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными).

Последствия реформ проявляются не всегда быстро, следовательно, их объективная оценка может быть дана только по прошествии времени.

Другой вид изменений – это революция (поворот, переворот), то есть коренное качественное изменение в основах каких – либо явлений природы, общества и познания. Социальная революция затрагивает основы общественного строя.

2. Сущность и критерий общественного прогресса

Прогресс - это поступательное движение, развитие, идущее по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному.

Противоположным по значению является понятие регресса. Это движение по нисходящей линии, упадок, деградация.

Процессы поступательного движения имеют место в самых разных областях действительности - в неорганической природе, в природе органической, в жизни общества. Это - процессы большого разнообразия.

Всеобщие диалектические законы бытия по-разному проявляются в различных формах движения материи, в качественно различных областях действительности, процессах. Поступательное движение получает особые, специфические черты в зависимости от качественного своеобразия тех явлений и процессов, в которых это поступательное движение осуществляется.

Прогресс в неорганической природе отличается от прогресса в природе органической, прогресс в человеческом обществе имеет свои особые черты, присущие только ему. В этом - основание для специального изучения социального прогресса, прогресса в жизни общества.

Маркс указывал, что «понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции». Прогресс - это одна из форм развития, характеризующаяся такими необратимыми изменениями явления или целостный системы, в результате которых осуществляется их переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному состоянию. Дав определение прогресса, необходимо в первую очередь выяснить, о чьем прогрессе - индивида, социальной группы, общества или всего человечества - идет речь? Это далеко не

праздный вопрос, потому что прогресс индивида имеет свои характеристики и свои критерии, не совпадающие с таковыми применительно к обществу или человечеству.

Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества, рода "человек", характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется переход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса? Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогрессанеправомерно, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса.

Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием общественного прогресса является производственных сил общества.

Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил.

Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил в статике предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма

важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже. Если в качестве критерия прогресса берется развитие производственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.

Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, считает, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.

Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.

Этот двуединый критерий общественного прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения человека к природе и к обществу, к естественным и общественным силам.

Однако "ахиллесова пята" этой позиции заключается не только во внутренней несогласованности элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистической формы общественного прогресса.

Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество – это, прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека.

Важнейшим аргументом в пользу такого критерия общественного прогресса является то, что говорит о поступательном развитие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество, - нелепо. Бесспорно и то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков.

1. Ю. И. Семенов. Объективный критерий социального прогресса. «вопросы философии», 1962, № 9.

2. Более обстоятельное изложение вопроса о критерии общественного прогресса см. В кн.: а. А. Макаровский. «общественный прогресс». М., политиздат, 1970, и в статье «о критерии общественного прогресса» («философские науки», 1968, № 2). См. Также кн.: в. Мишин. «общественный прогресс». Горький, 1970.

Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. «Механизм» же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени (при переходе от феодализма к капитализму).

Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

Диалектика понятий «реформа - революция» весьма сложна. Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа - революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь (первая - терапевтическими методами, вторая - хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия истории

Развитие человеческого общества представляет собой сложный и многогранный.. по проблеме единства и многообразия истории выделяют по меньшей мере две точки зрения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия истории
Экзаменационные вопросы № 42-44, 57 Общество – это исторически развивающаяся система, изучение которой является предметом комплекса социально-гуманитарных наук. В философии

Формационный подход
Всемирно-исторический прогресс был представлен К. Марксом как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – общество, наход

Цивилизационный подход
Философия Арнольда Тойнби А.Тойнби выдвинул две гипотезы: 1. Не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальны

Культурологический подход
Данный подход к истории широко использовал немецкий философ Освальд Шленглер. Каждая культура существует изолированно и замкнуто. Таких культур восемь: индийская,


Смысл проблемы источника развития общества заключается в следующих вопросах: почему возможна историческая динамика общества? Что в обществе является объективным источником, порождающим исто

Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса
В краткой формулировке сущность поставленной проблемы можно выразить: «Кто является творцом истории?». В связи с этим в философии истории используется два близких,

Концепции элит (элитаризма)
Данная концепция оформилась в конце 19- начале 20 в. (В.Парето, Г. Моска). Общество подразделяется на две неравные части, меньшую из которых составляет элита. Ее главный признак - способность к соз

Феномен толпы
Данный подход связан с анализом феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события просматривается на всем протяжении всемирной истории и являлось предметом обсуждения е

История понятия
Сама идея прогресса зародилась еще в античное время. Авторы данного времени приходят к выводу о наличии только умственного прогресса, в нравственном отношении человечество регресси

Критерии прогресса
Особую сложность представляет проблема критериев общественного прогресса. В отношении общества следует применять комплексный критерий прогресса. Фактически каждая сфера общества требует своего спец

В истории социологии были представлены самые разные механизмы (модели, формы) преобразования общества. Например, Г. Тард сформулировал закон подражания, в соответствии с которым именно «подражание» является основным механизмом социальных трансформаций. Однако наиболее употребляемыми терминами для описания механизмов преобразования общества являются понятия «революция» и «реформа» («эволюция»).

Революция (лат. – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (геологическая революция, промышленная революция, НТР, культурная революция и т.п.). Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции (постепенного развития какого-либо процесса), а также от реформ. Наиболее широко понятие революции применяется для характеристики общественного развития.

Социальная революция – способ перехода от исторически изжившей себя эпохи к более прогрессивной; коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества. Вопрос о роли революций в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Многие представители «социологии революции» утверждают, что революция как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными издержками и во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Представители марксизма, наоборот, называют социальные революции «локомотивом истории». Они настаивают на том, что только в революционные эпохи совершается общественный прогресс. Таким образом, в марксизме всемерно подчеркивается прогрессивная роль социальных революций:

1) социальные революции разрешают многочисленные противоречия, медленно накапливающиеся в период эволюционного развития, открывают больший простор для прогресса производительных сил и общества в целом;

2) приводят к революционизирующемуся освобождению сил народа, поднимают народные массы на новую ступень активности и развития;



3) освобождают личность, стимулируют ее духовное и нравственное развитие, увеличивают степень ее свободы;

4) отбрасывают устаревшее, сохраняют из старого все прогрессивное, тем самым социальные революции являются прочной основой для успешного поступательного развития общества.

В реальных процессах развития эволюция и революция одинаково являются необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство. При описании социальной революции выделяются две наиболее характерные черты:

1) социальная революция как перерыв постепенности, как качественный переход к следующей ступени развития, как проявление творчества масс и революционных элит (марксистское учение о социальной революции как качественном скачке при переходе общества на более высокую ступень развития);

2) социальная революция как быстрые и масштабные преобразования в обществе (здесь революция противопоставляется реформам).

В социальной жизни к понятиям эволюции и революции добавляется термин «реформа».

Реформа (лат. – преобразование) – изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, которая не уничтожает основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформой подразумевается нововведение любого содержания, однако на практике под реформой обычно понимается прогрессивное преобразование.

Социальный (общественный) прогресс. Большинство социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой древности. При этом прогресс противопоставлялся регрессу – в том смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Были предприняты попытки найти лежащие в основе прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как однонаправленный переход общества от однородных и простых структур к все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами развития общества считались дарвиновские «борьба за существование» и «выживание наиболее приспособленных». Эти законы природы уподоблялись законам свободной конкуренции.

Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни. В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т.д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер.

Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий или даже тысячелетий назад. Вместе с тем в отношении таких явлений, как техника, технология и т.д., можно вполне однозначно говорить как о постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность, регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих тенденций (в применении к конкретному социальному явлению) преобладает. Оценка прогрессивности или регрессивности того или иного явления должна основываться на объективных показателях. Отсюда встает вопрос о критериях прогресса. Например, в марксизме в качестве общеисторического критерия прогрессивного развития человечества был взят уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. В технократических теориях уровень развития общества измеряется по критерию развития техники и технологий. В ряде других социальных учений в качестве критериев выступают уровень развития мышления человека, нравственности в обществе, религиозности и т.д.

В социологии для характеристики развития общества используется несколько распространенных понятий.

Модернизация. Существует несколько определений модернизации: дихотомическое (модернизация как переход от одного состояния общества – традиционного – к другому – индустриальному). Историческое (описание процессов, посредством которых осуществляется модернизация: трансформации, революции и т.д.). Инструментальное (модернизация как трансформация инструментов и способов освоения и контроля над окружающей природной и социальной средой). Ментальное (определение через ментальный сдвиг – особое состояние рассудка, которое характеризуется верой в прогресс, склонностью к экономическому росту, готовностью адаптироваться к изменениям). Цивилизационное (цивилизация как modernity, т.е. модернизация как распространение данной цивилизации).

В качестве элементов модернизации выделяют следующие процессы: индустриализацию, урбанизацию, бюрократизацию, строительство нации, коммерциализацию, профессионализацию, секуляризацию, распространение грамотности и средств массовой информации, рост социальной и профессиональной мобильности и т.д.

Модернизация выступает прежде всего как индустриализация общества. Исторически возникновение современных обществ тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, связываемые с понятием современности (модерна), могут быть соотнесены с индустриальным типом общества. Модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Она может совершаться в течение столетий, а может происходить ускоренно. Так как развитие различных обществ отличается нерегулярностью и неравномерностью, то всегда существуют развитые и отстающие регионы. При модернизации и индустриализации происходит заметная трансформация соответствующих обществ (трансформируются типы и характер входящих в них социальных групп и т.д.). Так, при переходе к буржуазному обществу прежняя сословная организация общества уступила свое место социально-классовой структуре, а ранее – кровнородственные первобытные общины сменились кастами и рабством. Бюрократизация – становление иерархической социальной структуры для управления организациями на принципах рациональности, квалификации, эффективности и обезличенности.

Урбанизация – процесс перемещения сельского населения в города и сопутствующая этому концентрация экономической активности, административных и политических институтов, коммуникационных сетей на урбанизированных территориях. Урбанизация тесно связана со снижением доли аграрного сектора и широким распространением индустрии.

В истории социологии сложилось несколько типологий исторического развития общества:

а) двухзвенная: от доцивилизационной к цивилизационной форме общежития;

б) трехзвенная: аграрное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество;

в) четырехзвенная: аграрное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество – информационное (сетевое) общество;

г) пятизвенная (марксистская типология): первобытнообщинное общество – рабовладельческое общество – феодальное общество – буржуазное общество – коммунистическое общество. Пятизвенная типология основывается на учении об общественно-экономической

формации. Общественно-экономическая формация – это совокупность производственных отношений, детерминируемых уровнем развития производительных сил и детерминирующих надстроечные явления.

Общественно- экономическая формация

Характеристика

Первобытнообщинная . Низкий уровень развития производительных сил, примитивные формы организации труда, отсутствие частной собственности. Социальное равенство и личная свобода. Отсутствие оторванной от общества публичной власти.

Рабовладельческая . Частная собственность на средства производства, в том числе на «говорящие орудия» (рабов). Социальное неравенство и классовое расслоение (рабы и рабовладельцы). Появляется государство и правовое регулирование общественной жизни. Господствует внеэкономическое принуждение.

Феодальная . Крупная земельная собственность феодалов. Труд свободных, но зависимых экономически (редко – политически) от феодалов крестьян. Главные классы – феодалы и крестьяне. Внеэкономическое принуждение дополняется экономическими стимулами труда.

Капиталистическая. Высокоразвитые производительные силы. Главная роль промышленности в экономике. Классовая структура общества основывается на взаимосвязи буржуазии и пролетариата. Частная собственность на основные средства производства. Личная свобода рабочих, экономическое принуждение. Формальное равенство граждан.

Коммунистическая. Отсутствие частной собственности на средства производства. Государственная (общественная) собственность на средства производства. Отсутствие эксплуататорских классов. Справедливое равномерное распределение произведенного продукта между всеми членами общества. Высокий уровень развития производительных сил и высокая организация труда. Отмирание государства и права.

Все эти типологии имеют общую черту – они признают неуклонный и прогрессивный характер развития общества от одной ступени к другой.

Обычно анализ эволюции обществ начинают с характеристики общества охотников и собирателей, где главную ячейку социальной организации составляли род и семья. Общества охотников и собирателей были невелики (до полусотни человек) и вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место по мере сокращения запасов пищи на данной территории. Эти общества носили эгалитарный характер, здесь не было социально-классовой стратификации, государства, права и т.д.

Скотоводческие и огороднические обществавозникли около 10-12 тыс. лет назад как два направления прогрессивного развития и преодоления прошлого состояния. Одомашнивание животных и растений можно назвать первой социальной революцией. Начали появляться излишки продовольствия, что позволило социальным группам прийти к общественному разделению труда, которое стимулировало торговлю, а значит, и накопление богатства. Все это явилось предпосылкой возникновения социального неравенства в обществе.

Аграрные обществапоявились примерно 5-6 тыс. лет назад, когда произошла вторая социальная революция, связанная с изобретением плуга.

Эти общества базировались на экстенсивном земледелии с использованием тягловых животных. Излишки сельскохозяйственной продукции стали настолько большими, что привели к интенсивному росту социального неравенства. Концентрация ресурсов и власти повлекла за собой появление государства и права.

Иногда аграрное общество называют традиционным , имея в виду общество докапиталистическое, доиндустриальное. По К. Сен-Симону, для такого общества характерны следующие черты: аграрный уклад, малоподвижная социальная структура, традиция как основной способ социальной регуляции и т.д. Традиционные общества в истории имеют разную социально-классовую структуру. Они могут быть малодифференцированными, сословными, классовыми и, но все основываются на сходных отношениях собственности (нет неделимой частной собственности), в них нет свободы личности. Иногда традиционное общество обозначается как доиндустриальное, тогда выстраивается трехчленная модель развития общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (Д. Белл, А. Турен и др.).

Индустриальные обществапоявились в результате третьей социальной революции (промышленной), которая началась с изобретения и применения парового двигателя. Новый источник энергии (1765 г. – первое применение парового двигателя) привел к замене грубой силы человека или животного силой машины. Началась индустриализация и урбанизация.

Для индустриального общества характерны такие черты, как развитое промышленное производство, гибкая социальная структура, социальная мобильность, демократия и др.

Постиндустриальные обществавозникают в конце XX в. на базе информационной революции. Новые информационные и телекоммуникационные технологии становятся технологической базой новой структуры производства и услуг. Отрасли сервиса (просвещение, здравоохранение, управление, научные исследования и т.д.) становятся главенствующими по сравнению с сельским хозяйством и промышленным производством.

Данная типология обществ перекликается с другими типологиями, однако в ней ударение делается на тенденциях развития современного общества. В доиндустриальном обществе господствует сельское хозяйство, церковь и армия; в индустриальном - обществе промышленность, фирмы и корпорации. В постиндустриальном обществе главной сферой производства становится производство знания. Здесь в наличии информационная основа общества, новая элита (технократия). Главное место начинают занимать университеты. Собственность как критерий социальной стратификации теряет свое значение и уступает место знанию и образованию. Происходит переход от товаропроизводящей экономики к экономике обслуживающей (превосходство сферы услуг над сферой производства). Например, в царской России сельское хозяйство занимало 97%, а в современной Швеции оно составляет всего 7%.

Изменяется социальный состав и социальная структура общества: классовое деление уступает место профессиональной, поколенческой и другим формам стратификации. Вводится планирование и контроль над техническими изменениями. Широко развиваются социальные технологии. Основное социальное противоречие в таких обществах не между трудом и капиталом, а между знанием и некомпетентностью.

Существует также деление обществ на «закрытые» и «открытые» (классификация К. Поппера). Данное разделение обществ проводится посоотношению социального контроля и свободы индивида. «Закрытоеобщество» – это догматическое, авторитарное, застывшее общество.

«Открытое общество» – это демократическое, плюралистическое, легко изменяющееся общество. Для него характерен индивидуализм и критицизм.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Чем отличаются социальное пространство и социальное время от физического пространства и времени? Раскройте функции социального времени.

2. Раскройте понятие, опишите структуру и приведите классификации социальных процессов.

3. Охарактеризуйте основные источники и главные результаты социальных изменений.

4. Сравните социальную революцию и социальные реформы, выделите общие и особенные черты.



Поделиться