Принцип коммуникативности в социальной работе. Социально-коммуникативное развитие

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности.

дошкольного возраста в системе ФГОС ДО

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие. В качестве же доминирующего фактора социального развития ребенка выступает социальная среда.

Основные аспекты социализации

Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Включает в себя два основных аспекта:

  • усвоение социального опыта индивидом за счет вхождения его в социальную систему общественных связей;
  • активное воспроизводство системы общественных связей индивида в процессе его включения в общественную среду.

Структура социализации

Говоря о социализации, мы имеем дело с определенным переходом социального опыта в ценности и установки конкретного субъекта. Причем сам индивид выступает в качестве активного субъекта восприятия и применения данного опыта. К основным компонентам социализации принято относить передачу посредством социальных институтов (семья, школа и т.д.), а также процесс взаимовлияния индивидов в рамках совместной деятельности. Таким образом, среди сфер, на которые направлен процесс социализации, выделяют деятельность, общение и самосознание. По всем данным сферам происходит расширение связей человека с окружающим миром.

Деятельностный аспект

В концепции А.Н. Леонтьева деятельность в психологии представляет собой активное взаимодействие индивида с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя тем самым свои потребности. принято различать по нескольким признакам: способам осуществления, форме, эмоциональной напряженности, физиологическим механизмам и др.

Основным же отличием между разными видами деятельности является специфика предмета, на который направлен тот или иной вид деятельности. Предмет деятельности может выступать как в материальной, так и в идеальной форме. При этом за каждым данным предметом стоит определенная потребность. Также следует отметить, что ни один вид деятельности не может существовать без мотива. Немотивированная деятельность, с точки зрения А.Н. Леонтьева, является условным понятием. В реальности мотив все равно имеет место, однако он может носить латентный характер.

Основу любой деятельности составляют отдельные действия (процессы, определяемые сознательной целью).

Сфера общения

Сфера общения и тесно связаны между собой. В отдельных психологических концепциях общение рассматривается в качестве стороны деятельности. Одновременно с этим деятельность может выступать в качестве условия, при котором может осуществляться процесс общения. Процесс расширения общения индивида происходит в ходе увеличения его контактов с окружающими. Данные контакты, в свою очередь, могут устанавливаться в процессе выполнения тех или иных совместных действий - то есть в процессе деятельности.

Уровень контактов в процессе социализации индивида определяется его индивидуально-психологическими характеристиками. Значимую роль здесь также играет возрастная специфика субъекта общения. Углубление общения осуществляется в процессе его децентрации (переход от монологической формы к диалогической). Индивид учится ориентироваться на своего партнера, на более точное его восприятие и оценку.

Сфера самосознания

Третья сфера социализации, самосознание личности, формируется посредством становления его Я-образов. Экспериментально было установлено, что Я-образы возникают у индивида не сразу, а формируются в процессе его жизнедеятельности под воздействием различных социальных факторов. Структура Я-индивида включает в себя три основных компонента: знание себя (познавательный компонент), оценка себя (эмоциональный), отношение к себе (поведенческий).

Самосознание определяет понимание личностью себя как некой целостности, осознание собственной идентичности. Развитие самосознания в ходе социализации является контролируемым процессом, осуществляемым в процессе приобретения социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Таким образом, развитие самосознания не может проходить вне деятельности, в которой постоянно осуществляется трансформация представлений личности о себе в соответствии с представлением, складывающимся в глазах других.

Процесс социализации, таким образом, должен рассматриваться с точки зрения единства всех трех сфер - как деятельности, так и общения и самосознания.

Особенности социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает влияние не только непосредственно на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.). Уровень данного развития в дошкольном возрасте прямо пропорционален уровню эффективности его последующей адаптации в обществе.

Социально-коммуникативное развитие по ФГОС для включает в себя следующие параметры:

  • уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;
  • уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
  • уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка;
  • уровень развития целенаправленности и самостоятельности;
  • уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
  • уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);
  • уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).

Количественные уровни социально-коммуникативного развития дошкольников

В зависимости от степени сформированности навыков, определяющих социально-коммуникативное развитие по ФГОС, можно выделить низкий, средний и высокий уровни.

Высокий уровень, соответственно, имеет место при высокой степени развития рассмотренных выше параметров. При этом одним из благоприятствующих в данном случае является фактор отсутствия проблем в сфере общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Доминирующую же роль играет характер отношений в семье дошкольника. Также положительный эффект имеют занятия по социально-коммуникативному развитию ребенка.

Средний уровень, определяющий социально-коммуникативное развитие, отличается недостаточностью сформированности навыков по некоторым из выделенных показателей, порождающей, в свою очередь, сложности в сфере общения ребенка с окружающими. Однако данный недостаток развития ребенок может компенсировать самостоятельно, при незначительной помощи со стороны взрослого. В целом же процесс социализации проходит относительно гармонично.

В свою очередь, социально-коммуникативное развитие дошкольников с низким уровнем выраженности по некоторым из выделенных параметров может порождать значительные противоречия в сфере общения ребенка с семьей и окружающими. В данном случае дошкольник не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно - требуется содействие со стороны взрослых, в том числе психологов и социальных педагогов.

В любом случае социализация детей дошкольного возраста требует постоянного сопровождения и периодического контроля со стороны как родителей ребенка, так и образовательного учреждения.

Социально-коммуникативная компетентность ребенка

Социально-коммуникативное развитие в ДОУ направлено на формирование у детей Всего же выделяют три основные компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку в рамках данного учреждения: технологическая, информационная и социально-коммуникативная.

В свою очередь, социально-коммуникативная компетентность включает в себя два аспекта:

  1. Социальный - соотношение собственных стремлений со стремлениями окружающих; продуктивное взаимодействие с членами группы, объединенными общей задачей.
  2. Коммуникативный - умение получать необходимую информацию в процессе диалога; готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; умение использовать данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.

Модульная система в формировании социально-коммуникативной компетентности

Социально-коммуникативное развитие в рамках образовательного учреждения представляется целесообразным сопровождать в соответствии со следующими модулями: медицинский, модуль ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) и диагностики, психологический, педагогический и социально-педагогический. Первым в работу включается медицинский модуль, затем, в случае успешной адаптации детей, модуль ПМПк. Остальные модули запускаются одновременно и продолжают функционировать параллельно с медицинским и модулем ПМПк, вплоть до выпуска детей из ДОУ.

Каждый из модулей подразумевает наличие конкретных специалистов, действующих четко в соответствии с поставленными задачами модуля. Процесс же взаимодействия между ними осуществляется за счет управленческого модуля, координирующего деятельность всех подразделений. Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей имеет поддержку на всех необходимых уровнях - физическом, психическом и социальном.

Дифференциация детей в ДОУ в рамках модуля ПМПк

В рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума, в который обычно включены все субъекты воспитательного процесса ДОУ (воспитатели, психологи, старшие медсестры, заведующие и др.), целесообразно дифференцировать детей по следующим категориям:

  • дети с ослабленным соматическим здоровьем;
  • дети, относящиеся к группе риска (гиперактивные, агрессивные, замкнутые и др.);
  • дети, имеющие трудности в обучении;
  • дети, имеющие ярко выраженные способности в той или иной сфере;
  • дети, не имеющие особенностей в развитии.

Одной из задач работы с каждой из выделенных типологических групп является формирование социально-коммуникативной компетентности как одной из значимых категорий, на которую опирается образовательная область.

Социально-коммуникативное развитие - динамичная характеристика. Задачей консилиума является отслеживание данной динамики с точки зрения гармоничности развития. Соответствующий консилиум должен проводиться на всех группах в ДОУ, включая в свое содержание социально-коммуникативное развитие. Средняя группа, например, в процессе программы включается в систему социальных отношений посредством решения следующих задач:

  • развитие ;
  • привитие элементарных норм и правил взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формирование патриотических чувств ребенка, а также семейной и гражданской принадлежности.

Для реализации данных задач в ДОУ должны быть специальные занятия по социально-коммуникативному развитию. В процессе данных занятий происходит трансформация отношения ребенка к окружающим, а также способностей к саморазвитию.

Тема 16. Теоретические основы коммуникативной деятельности социального работника

План

1. Сущность и специфика коммуникативной деятельности социального работника.

2. Обратная связь и эффективность коммуникативной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Определите понятия «деятельность», «коммуникация», «общение».

2. В чем состоит специфика коммуникативной деятельности социального работника?

3. Как связаны между собой понятия «коммуникация» и «общение»?

4. Что такое обратная связь социального работника и клиента?

5. Как обратная связь влияет на эффективность коммуникативной деятельности?

Темы докладов и рефератов

1. Роль коммуникации в социальной работе.

2. Коммуникация как информационная сторона профессионального общения социального работника и клиента.

3. Обратная связь коммуникативной деятельности социального работника: понятие и пути совершенствования.

4. Обратная связь и эффективность коммуникативной деятельности.

Библиографический список

1. Веселов, И.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки / И.В. Веселов. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993.

2. Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации: учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 1997.

3. Курбатов, С.Н. Речевая коммуникация как знаковая активность сотрудничающих личностей / С.Н. Курбатов // Ученые записки РГСУ. – 2006. – № 3. – С. 152-155.

4. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.

5. Панфилова, А.И. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие / А.И. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. – 496 с.

6. Тупицина, И.Н. Речевая коммуникация: личностно-когнитивное измерение / И.Н. Тупицина. – М.: Изд-во РГСУ, 2005.

7. Шарков, Ф.П. Теория коммуникаций / Ф.П. Шарков. – М.: РИИ-холдинг, 2004.

Предыдущая

В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как “взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата ” (Лисина, 1986). Значительной вехой в развитии коммуникативной деятельности является формирование у детей “способности к согласованным действиям с учетом позиции другого ”, которая рассматривается в качестве основного новообразования дошкольного возраста в сфере сотрудничества (Цукерман, 1993). Соответственно коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская, 1982). В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

Концепция формирования универсальных учебных действий и компетентностный подход определяют формирование и раз­витие коммуникативной компетенции в качестве и цели, и про­межуточного результата обучения. В содержание понятия комму­никативной компетенции входят:

· языковая компетенция: владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;

· социолингвистическая компетенция: способность ис­пользовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;

· дискуссионная компетенция: способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований;

· речевая компетенция: способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);

· информационная компетенция: способность ориенти­роваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;

· социокультурная компетенция: степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;

· социальная компетенция: способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).

Коммуникативный подход обеспечивает формирование и развитие готовности к общению; он приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, прояв­лять интеллектуальные, познавательные, творческие способно­сти.

Психологический анализ коммуникативной деятельности позволил выделить в ней несколько базовых компонентов: познавательный, эмоциональный, поведенческий и личностный.

Поведенческий компонент объединяет элементы "коммуникативного поведения", доступные наблюдению действия, осуществляемые в ходе межличностного общения (мимику, жесты, пантомимику, локомоции), речь, а также тактику поведения в различных ситуациях и т.п. (Ковалев, 1980). Это совокупность вербальных и невербальных средств общения, "паттернов" поведения в определенных ситуациях и т.д.

Эмоциональный компонент главным образом связан со способностью к сопереживанию, эмпатии, но это также особенности эмоциональной сферы в целом и влияющий на нее характер самооценки.

В отношении содержания когнитивного компонента исследователи сходятся на том, что это совокупность процессов восприятия и понимания, а также "свобода от стереотипов в оценке других людей", "осознание нравственных аспектов общения", рефлексивные способности и другие характеристики. Это особенности перцептивной сферы, характер познавательных тактик и стратегий, индивидуальных "ограничений" в межличностном познании и понимании, совокупность представлений об общении, знаний его закономерностей и т.д.

Наиболее сложный компонент коммуникативной деятельности – личностный , где речь идет о совокупности нравственных, ценностно-смысловых установок и потребностно-мотивационных образований личности в отношении общения людей.

В последней редакции (1994 г.) тарифно-квалификационной характеристики должности “специалист по социальной работе” выделяются следующие его функции:

· аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);

· диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей);

· системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи);

· активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);

· действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно-оздоровительные учреждения; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др.);

· организаторская (координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания);

· эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Особо можно выделить функцию коммуникативную , с помощью которой осуществляются практически все предыдущие. “Коммуникативная функция призвана устанавливать с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека”.

Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др.



Среди основных профессиональных требований к социальному работнику, помимо того, что он должен иметь хорошую профессиональную подготовку и знания в различных областях, обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией о современных политических, экономических и социальных процессах, он также должен обладать определенной социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе “трудных” подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации и т. д. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, он должен уметь общаться.

Таким образом, деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. “Задачей социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники ведения беседы и правила общения, психологические особенности людей и значение невербальных средств общения, но и обладать такими качествами, как вежливость, приветливость, любезность, направленность на людей, терпение (толерантность), интуиция, сострадание и т. д.”

Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: социальная работа – это профессия коммуникативная, то есть тесно связанная и неотрывная с процессом общения, как на микро- и мезоуровнях, так и на макроуровне социальной работы.

  1. Управление общением в коммуникативной деятельности социального работника.

“Палитра общения весьма богата разнообразием видов, форм, используемых средств. И это понятно: в социально-психологическом смысле саму суть человеческой жизни можно определить как общение, ибо все пространство жизнедеятельности человека межличностного по своему характеру. С этой точки зрения трудно зрения трудно переоценит вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

В многообразн6ых случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие компоненты, как партнеры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера (характеристик) самих составляющих – кто партнер, какова ситуация или задача – и своеобразие связей между н6ими. В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в себе самом – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче”.

Для специалиста по социальной работе палитра общения возможно даже богаче, чем у представителей других профессий, ведь помимо общения с клиентами социальных служб и своими коллегами, он контактирует и с представителями различных организаций, с чиновниками различных уровней (включая правительство и законодательные органы страны – влияние на социальную политику государства, его деятельность в социальной сфере), в функции социального работника может входить PR (например, привлечение широкой общественности к помощи нуждающимся людям), он может также контактировать с представителями международных организаций (ООН, “Красный Крест” и т.п.). Очень важно, чтобы социальный работник был компетентен в общении, т. к. от этого зависит эффективность его работы, а значит и состояние (психическое, физическое, материальное и т. д.) его клиентов. Кроме того, компетентный в общении социальный работник может оказать помощь в умении общаться своему клиенту и через это решить его проблему.

Для социального работника в его профессиональной деятельности можно выделить 3 основных вида (типа) общения:

1. деловое (это общение в официально-деловой сфере специалиста по социальной работе с представителями организаций, социальных институтов, чиновниками различных уровней, с целью улучшения деятельности служб социальной помощи, решения каких –либо проблем (правовых, материальных, жилищных, психологических и пр.) своих клиентов и т. д.)

2. консультативное (это общение с целью оказания помощи клиенту, чаще всего психологической, но необязательно)

3. интимно-личностное (это общение, основанное на дружеских, доверительных отношениях между клиентом и социальным работником).

Все эти виды общения могут переплетаться, и все они осуществляются с помощью как вербальных (речевых), так и невербальных (неречевых) средств.

Таким образом, общение социального работника многогранно, многофункционально и поэтому каждый социальный работник должен уметь общаться в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения, уметь понимать других людей, т. е. должен быть компетентен в общении, и это связано с тем, что социальная работа является одной из наиболее коммуникативных профессий

Специфика социальной работы заключается в том, что при решении

стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формы и

виды общественных отношений и деятельности людей, все стороны общества.

Выявление и решение этих проблем осуществляется прежде всего посредством

установления и поддержания контактов с представителями государственных

служб, общественных организаций и объединений, гражданами и социальными

группами (клиентами), нуждающимися в помощи, защите, поддержке, что

требует, в свою очередь, высокого развития у социальных работников

коммуникативных способностей.

Таким образом, профессию социального работника можно назвать

коммуникативной, поскольку его практическая деятельность подразумевает

общение, и успех этой деятельности в значительной мере зависит от его

коммуникативной компетентности - в межличностной коммуникации,

межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Кроме того,

интенсификация социальных связей, расширение поля общения увеличивают

психологические нагрузки и создают напряженность в процессе общения.

Высокий уровень коммуникативной компетентности защищает социального

работника от этих нагрузок и способствует интенсивному межличностному

Общение характерно для всех сфер жизни людей, это условие и средство

формирования систем отношений общества и самого человека. Но как особый

феномен жизнедеятельности общества общение обладает специфическими

Обычно выделяют перцептивную, коммуникативную и интерактивную

функции общения. Имеется в виду, что общение - это одновременно восприятие

партнерами друг друга, их обмен информацией, действиями и ролевыми

влияниями, установление определенных взаимоотношений.

Коммуникативные средства общения чрезвычайно разнообразны. К ним

относятся:

речевые (вербальные) средства:

лексика; стилистика, грамматика; семантика;

неречевые (невербальные) средства:

оптокинетические (жестикуляция, мимика, направление взгляда,

визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы__моторики);

Паралингвистические (интенсивность, тембр, интонация голоса, его

диапазон, тональность);

Экстралингвистические (паузы, темп речи, ее связность, смех,

покашливание, заикание);

Проксемические (персональное пространство, физическая дистанция

контакта: интимная (от 0 до 40-45 см), личная (от 45 до 120-150 см),

социальная (150-400 см), публичная (от 400 до 750-800 см), угол поворота

к собеседнику;

Предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия,



поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживание, касания);

Ольфакторные средства (связанные с запахом).

В области передачи смысла речи соотношение вербальных и невербальных

средств чрезвычайно противоречиво. Особенно трудно выявить «двойной план»

структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение

говорящего к содержанию своей речи. Недаром специалисты по коммуникации

отмечают, что есть 500 способов сказать «Да» и 5000 способов сказать «Нет»1.

Каковы же механизмы воздействия общающихся друг с другом людей?

1. Заражение - бессознательное воспроизведение эмоционального

состояния в условиях массового взаимодействия с другими людьми -

индукторами - на основе сопереживания с ними;

носит, как правило, невербальный характер.

2. Внушение - одностороннее произвольное, целенаправленное заражение

другого человека мотивацией тех или иных действий, содержанием представлений

или эмоциональных состояний, Посредством, как правило, речевого воздействия

на основе некритического восприятия действий внушающего лица («заражающая

манипуляция»).

Действие этого механизма во многом определяется рядом внешних

факторов, которые могут способствовать или препятствовать его эффективности:

Количество членов группы, оказывающих максимальное влияние на

индивида, должно быть равно трем;

Влияние группы зависит от положения индивида в этой группе: наименее

конформны лица, слабо зависящие от группы и ощущающие высокую

степень признания со стороны этой группы;

Единообразие оценок в группах, использующих коллегиальную систему

отношений, явственнее, чем в директивных группах но адекватность оценок

выше во втором типе групп, чти обусловлено особенностями

коммуникативных связей:

При публичном высказывании мнений их влияние сильнее, чем при__сообщении их в письменном виде или с помощью каких-то технических

Испытуемые, значительно отклоняющиеся от эталона (при

индивидуальном обследовании) и значительно разошедшиеся в оценках с

группой, более резки изменяют свои оценки в условиях группы;

Внушающее воздействие интенсивнее в диффузной группе, чем в

коллективе, в связи с эффектом коллективистского самоопределения;

Лица в возрасте 17 лет и более обнаруживают снижение степени

конформности;

Конформность девочек на 10% выше, чем конформность мальчиков;

Более внушаемы лица, обладающие инертной и слабой нервной системой.

3. Убеждение- осознанное, аргументированное, логически и фактически

обоснованное воздействие на систему взглядов и представлении, а также на

мотивационно-ценностную сферу другого человека.

Механизм убеждающего воздействия включает в себя информирование и

агрументирование. Приемы информирования: выдвижение тезиса, определение

понятий, формулирование гипотез-предположений, объяснение, указание-

демонстрация, характеристика отличительных признаков, сравнение и проведение

демонстрация средств наглядности, аналогия, эксцесс, инцидент.

4. Подражание - усвоение формы поведения другого человека на основе

как сознательной, так и неосознаваемой идентификации с ним («поступать как

другой»).

Традиционное общение разделяется на деловое и межличностное. В деловом

взаимодействии его участники выполняю"" социальные роли, следовательно, в нем

запрограммированы цели общения, его мотивы и способы осуществления

контактов. В отличие от делового в межличностном, неформальном общении

отсутствует жесткая регламентация поведения, эмоций, интеллектуальных

процессов. Сущность межличностного общения - это взаимодействие человека с

человеком, а не с предметам];. Психологи подчеркивают, что крайний дефицит

именно межличностного общения и неспособность его осуществлять

отрицательно влияют на деятельность и душевное самочувствие людей. По

убеждению А.А. Бодалева, психологически оптимально такое общение, «когда в

нем осуществляются цели участников в соответствии с мотивами,

обусловливающими эти цели, и с помошью таких способов, которые не вызывают

у партнера чувство неудовлетворения»1. При этом подчеркивается, что

оптимальное общение не обязательно предполагает «слияние умов, воли и чувств

участников» - такое общение может быть и при сохранении желаемой для

каждого партнера субъективной дистанции. Иначе говоря, психологически_полноценным общение становится только при условии взаимодействия партнеров

«на равных», когда постоянно делается поправка на своеобразие друг друга и не

допускается ущемление достоинства каждого. Оптимальное межличностное

общение - это всегда общение диалогическое.

Основными характеристиками диалога являются:

Равенство сущностных позиций обшающихся (отношения «субъект -

субъект»);

Доверительная взаимная открытость обеих сторон;

Отсутствие оценки, «измерения» каких-бы то ни было индивидуальных

особенностей каждого;

Восприятие друг друга как неповторимых и ценных личностей.

Особое отношение к партнеру по диалогу М.М. Бахтин определяет как

состояние «вненаходимости», А.А. Ухтомский - как «доминанта на

собеседнике», гуманистическая терапия - как способность к децентрализации1.

Суть такого отношения - отсутствие попыток приписывания партнеру по

общению каких-либо отсутствующих у него черт, мотивов, побуждений - как

чужих (стереотипное восприятие другого человека и как результат - атрибуция,

т.е. приписывание «по инерции» привычных в данной ситуации особенностей

типа «все продавцы грубы», «все мужчины эгоисты» и т.д.), так и собственных

(проекция, или «одаривание» партнера по общению своими качествами или

качествами, более выгодными в данный момент в зависимости от состояния

собственного внутреннего мира - так называемое эгоцентрическое восприятие).

Диалог является естественной средой развития личности, одной из

основополагающих форм проявления человеческой индивидуальности,

следовательно, диалог как форма общения может быть не только средством

достижения тех или иных целей (воспитательных, образовательных и т.д.),

решения задач (научных, творческих и пр.), но и самостоятельной ценностью

человеческой жизни. Отсутствие или дефицит общения в форме диалога

способствуют различным искажениям личностного развития, росту проблем на

внутри- и межличностном уровне, росту девиантного поведения.

Таким образом, общение как социальный вид деятельности является для

человека обязательным личностно формирующим фактором, а опыт и практика

ведущих педагогов, психологов, психотерапевтов убеждают, что только

диалогическое общение предоставляет большие возможности для творческого

преобразования личности.___ Компетентность общения в коммуникативных профессиях

Компетентное общение представляет собой сложное интегральное

образование, и разрешение его проблем возможно с разных позиций. Рассмотрим

некоторые характеристики компетентного общения, или мастерства общения,

существенные в первую очередь в контексте практики его развития.

В многообразных случаях общения инвариантными составляющими

оказываются такие структурные компоненты, как партнеры-участники, ситуация,

задача. Вариативность обычно обусловлена изменением характера

(характеристик) этих компонентов и своеобразием связей между ними.

Богатство, сложность общения и, соответственно, компетентности в

общении объясняются многообразием его видов. Обычно выделяют служебно-

деловое (ролевое), интимно-личностное, ритуальное (в том числе светское),

манипулятивное, диалогическое общение и др. Практика показывает, что далеко

не всегда компетентность в одном виде общения означает компетентность в иных

его видах. Весьма часто это могут быть достаточно автономные образования.

В данном контексте уместно специально оговорить понятие термина

«компетентный». В словаре иностранных слов этот термин переводится в том

числе как «знающий, сведущий в определенной области». Конечно, знание об

общении - необходимый элемент компетентности, но лишь в том случае, когда

оно становится социальной установкой - готовностью действовать

определенным образом по отношению к себе, другим, ситуации. Можно быть

очень осведомленным, информированным о проблемах общения человеком, но

это отнюдь не является гарантией компетентности. Основным критерием здесь

являются реальное решение возникающих при общении задач и одновременно

личностное развитие, самореализация.

Важный показатель компетентности в общении - отношение человека к

собственным ценностям: насколько он их рефлексирует, насколько сам себе

отдает в них отчет. Известно, что совсем непросто ответить себе на вопрос: «Чего

я больше всего хочу в этой жизни, к чему стремлюсь, зачем живу?» По сути речь

идет о рефлексивной культуре как составляющей компетентности. Именно

рефлексивно-эмпатийное развитие человека обеспечивает позицию децентрации в

отношении с партнером, умение анализировать ситуации общения не только «с

собственной колокольни». Рефлексивная культура предполагает, что участник

обшения способен стать как бы посредником по отношению к самому себе в этом

процессе, анализируя ситуацию, цели, последствия и т.п. Именно рефлексивная

позиция человека по отношению к самому себе и партнерам по общению в

большой мере обусловливает субъектность общающихся сторон, что является

предпосылкой построения общения как диалога.

Речь в данном случае идет о том, что развитие компетентности - это

развитие умений человека исследовать собственный психологический

потенциал, а также умений реконструировать компоненты психологического облика своих партнеров, ситуаций, задач.

В современной психологии накоплен большой объем эмпирических данных

относительно каждой из упомянутых граней общения.

Развитие компетентного общения можно рассматривать с разных точек

зрения. Можно ориентироваться на обогащение, полноту, полифоничность - в

таком случае основной оказывается, направленность на обретение многообразной

палитры психологических позиций и средств, которые помогают полному

самовыражению партнеров, реализации всех функций ~ перцептивной,

коммуникативной, интерактивной. Если оказывается помощь в преодолении тех

или иных трудностей общения, может быть акцентирована какая-либо одна грань

этих средств.

В частности, не случайно для совершенствования служебно-делового и

интимно-личностного общения используются различные виды социально-

психологического тренинга.

В целом же компетентность в общении означает не овладение какой-либо

одной психологической позицией в качестве наилучшей, а использование

комплекса этих позиций. Умение применять всю палитру личностных

возможностей, как бы играя на всех психологических «инструментах», - один из

показателей психологической зрелости и компетентности.

Основа коммуникативной компетентности - социальный интеллект, т.е.

устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов и аффективного

реагирования способность понимать самого себя, других людей, их

взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Формированию

социального интеллекта способствует прежде всего развитие наблюдательной

сензитивности - способности наблюдать другого человека и одновременно

запоминать, как он выглядит, что говорит; теоретической сензитивности -

способности выбирать и применять теории для более точного предсказания и

объяснения чувств, мыслей и действий других людей; номотетическои

сензитивности - способности понимать типичного представителя той или иной

группы; идеографической сснзитивности - способности понимать своеобразие

каждого человека.

Сензитивность развивается в ходе специальных тренингов, способствующих

более яркому проявлению эмпатии - способности принятия другого,

эмоционального резонанса на его переживания (условие снятия тревожности,

«защитных механизмов» клиента), помогающих идентифицировать себя с другим,

моделировать внутреннее состояние клиента на основе попытки представить себя

на его месте.

Развитие коммуникативной компетентности у социальных работников

посредством специальных научных методов предусматривает соответствующие

формы обучения. Одна из них - активное социальное обучение в условиях

групповой учебно-тренировочной деятельности. Учебно-тренировочная группа -

одна из организационно-дидактических форм, деятельность которой направлена__на формирование общей и профессиональной компетентности; социализирующей

средой является целостная профессиональная культура.

Один из показателей компетентности общения - умение слушать.

Известно, что многие из нас не умеют слушать (и слышать) то, что говорят

нам другие. Даже когда мы не перебиваем собеседника, многое из того, что

он говорит, «пролетает» мимо наших ушей - в основном потому, что в этот

момент мы думаем о чем-то другом. Это приводит подчас к весьма

негативным последствиям: разрушаются приятельские отношения и даже

семьи. Если же неумение слушать характерно для социального работника,

то у клиента создается превратное мнение о нем.

Умение внимать словам других имеет первостепенное значение в

человеческом общежитии. Социологи подсчитали: из всего времени,

необходимого нам для общения с коллегами и близкими нам людьми, 9% уходит

на писанину, 16 - на чтение, 30 - на разговор, 45% - на то, чтобы выслушать

других (точнее, на то, что мы должны были бы выслушать).

Предлагаем вам несколько тестов для проверки умения слушать. Лучше,

если вы ответите на вопросы нескольких тестов - результаты будут более

объективными.

Излишне напоминать, что вы должны отвечать на все вопросы с

максимальной искренностью.



Поделиться