Справочник по русскому языку. Урок русского языка «Правописание буквосочетаний ЖИ,ШИ, ЧА,ЩА, ЧУ, ЩУ Рефлексия учебной деятельности на уроке

Урок 27 Сочетания ча, ща, чу, щу

Учимся правильно произносить и писать слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу

193. Прочитай. Быстро проговари скороговорку. Часто в чащах волки рыщут, добычу ищут.

В русском языке звуки [ч’], всегда мягкие, по-этому буквосочетания ча, ща, чу, щу надо произносить но писать после ч, щ следует а, у:

Ча, ща пиши с а. Чу, щу пиши с у.

194. Прочитай. Правильно произноси сочетания ча, ща, чу, щу.

Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка,

Чайник, роща, площадь, ищу, часто, часть, чудеса.

Составь предложения с двумя словами (на выбор).

195. Задание на выбор.

1. Образуй слова с сочетаниями ча, чу и запиши их.

2. Измени данные в скобках слова так, чтобы в них появились буквосочетания чу, щу. Запиши.

Решить (задача), позвонить (врач), пойду в (роща). 196. Прочитай. Как можно ответить на вопрос, поставленный в заглавии текста?

КТО ЖИВЕТ В ЧАСАХ?

Я знаю, что ч..йки живут в море, ч..баны – в горах, а ч..йники – на кухне.

Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а ч..чело – на огороде. Кроме того, я знаю,

Хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное ч..довище.

Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз аккуратно их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто там тикает?

По Г. Юдину

Выпиши из текста слова с пропущенными буквами. Поясни написание.

Рассмотри рисунки. Какой из них можно назвать иллюстрацией к тексту? Почему?

Найди в тексте слова с сочетанием жи.

197. Найди слова, близкие по значению. Запиши их парами.

Волшебник, скучаю, жалеть, грущу, чародей, щадить.

198. По образцу замени данные слова противоположными по значению. Запиши, подчеркни ча, чу.

О б р а з е ц. Радость – печаль.

Свои – ч… , редко – ч… , говорю – м… , конец – н… .

199. Проверь себя! Главные слова урока.

Сочетания ча, ща, чу, щу, написание, произношение.

200. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

1. Всегда помогай товарищ.. . 2. Цени ч..жой труд. 3. Сверяй время по ч..сам, а человека по делам. 4. Сам погибай, а товарищ.. выручай (Пословица).

Сочетания ча, ща, чу, щу - Російська мова

Схожі записи:

    СЛОВО УРОКИ 64 – 66 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ 327 Прочитай. Как ты думаешь, слово и предмет – это одно и то же или нет? Всему...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §25 Степени сравнения качественных прилагательных и их образование 229 1. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (См. с. 94). Почему только этот...

    20. Читаем: делим текст на части по содержанию. Учимся задавать вопросы по тексту. Пишем: составляем ответы на вопросы по тексту 161. Прочитайте молча. Какие вопросы...

    64. Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему 499. Послушайте текст, который прочитает учитель. Определите...

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом...

    50. Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное 400. Проверьте свои умения по пройденным темам: умеете ли вы использовать разные средства для...

    Урок 50 Сопоставляем высказывание с планом Учимся слушать высказывания с опорой на план 352. Послушай внимательно загадки и отгадай их. 1. Он зимою спит в...

    МОРФОЛОГИЯ МЕСТОИМЕНИЕ §40 Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения 369 1. Назовите вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Названные вами вопросы...

    Урок 64. СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Развиваем умение высказывать собственное мнение по поводу прослушанного текста 405. Послушай стихотворение. Перескажи его, выразив свое...

    ОТГАДКИ К ЗАГАДКАМ, ШАРАДАМ, РЕБУСАМ С. 21 – гость, знал. С. 32 – сумка. С. 43 – буквы. С. 48 – игрушки. С. 54 –...

    4 класс Части речи Имя существительное Именительный и винительный падежи имен существительных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ Записать предложения. Поставить вопросы к существительным. Подчеркнуть существительные в именительном падеже....

    Урок 51 Устный пересказ текста Учимся устно подробно пересказывать текст 359. Прочитай. О чем это стихотворение? Мы гостям хорошим рады, Всем есть место за столом!...

    Урок 19 Сочетания жи, ши Учимся произносить и писать слова с буквосочетаниями жи, ши 138. Прочитай русские и украинские пословицы. О чем они? 1. Век...

    60. Пословицы и поговорки (Прислів’я та приказки).Говорим: составляем высказывание по пословице. Читаем: составляем вопросы по тексту, отвечаем на них 474. Прочитайте. О чем этот текст?...

    3. ЗВУКИ И БУКВЫ ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БУКВАМИ е, е, ю, я 30 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Стол имелся в каждой русской избе....

    4 класс Части речи Имя числительное ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать сочетания числительных с существительными. ГЛУПЫЕ БРАТЬЯ Жили были пять глупых братьев, пятнадцати, шестнадцати, семнадцати, восемнадцати...

    МОРФОЛОГИЯ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ §54 Типы речи. Соединение типов речи в тексте 455 1. Найдите в содержании учебника материалы, посвященные типам и стилям речи....

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 24. УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В РЕЧИ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте стихотворение. Определите, о какой части речи говорится в...

    4. ТЕКСТ ПОНЯТИЕ ОБ АБЗАЦЕ 8 1. Прочитай. Докажи, что это текст. Ответь на вопросы. Варюша думала было надеть волшебный перстенек, чтобы повидать белый свет...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РАБОТА С ТЕКСТАМИ (УЧЕБНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ) 29 1. Прочитай текст. О ком он? Подбери заголовок к тексту из предложенных. ДЕД...

    УЧИМ НОВЫЕ БУКВЫ Ее Белый Здесь Третий Чем Первый Где Верю Ничем Верхний Мне Смотрела Тем Серый Хлеб На горе Две Полезный Место На дворе...

    СЛОВО УРОКИ 67 – 68 БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ 347 Прочитай. Мы поставили спектакль по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Аня Медведева, Нина...

    3 класс Состав слова. Правописание Написание слов с парными звонкими – глухими согласными в корне СЛОВАРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1. Подобрать и записать слова для проверки...

    59. Частицы. Междометия (Частки. Вигуки). Читаем: определяем тему и основную мысль текста 468. Прочитайте отрывок из сказки Антония Погорельского “Черная курица, или Подземные жители”. Определите...

Тема: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши- правильно пиши»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

Закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА,

ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;

Способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;

Развивать орфографическую зоркость учащихся;

Воспитать интерес к работе в группе

Воспитывать интерес к русскому языку, чувство культуры интеллектуального труда.

Подготовительная работа к уроку:

· деление класса на группы, изучение правил работы в группе.

1.Самоопределение к учебной деятельности

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам в прок.

Интересные заданья,

Игры, шутки - всё для вас!

За работу, в добрый час!

2.Постановка цели урока

Оценивать вашу работу будут родители.

Мы разбились вчера на команды- выбрали названия. А предлагала я такие слова

Доска: глупыши

чародеи

живчики

чумазики

смельчаки

ворчуны

крепыши

весельчаки

Что общего у этих слов? (орфограмма на тему: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши»)

Тема урока- (дети)

Доска : Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши

Капитаны, объясните почему ваши команды выбрали именно эти названия

(мы все здесь веселые, в нашей команде собрались все смелые дети и т.д)

Все дружно правила работы в команде

Говорим вежливо,

говорим по очереди, не перебивая друг друга,

внимательно слушаем,

четко высказываем свое мнение,

соблюдаем порядок на парте,

уважаем мнение собеседника.

……………………………………

Команда - это значит вместе,

Команда - все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

3.Актуализация знаний

1 задание «Знатоки правила»

- Команда рассказывает одно правило на выбор учителя, надо рассказать:

четко, правильно и дружно - 3б

В сочетаниях ЖИ-ШИ только И всегда пиши!

ЖИЗНЬ, КАМЫ ШИ

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи.

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

Все сочетания ЖИ - ШИ

Ты только с буквой И пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА ишем только букву А!

Например: ЧА ЙКА, ПИ ЩА

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА -

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча -

С буквой А и ЧА и ЩА.

Пища, чаща, роща, куча,

Саранча, кочан и туча,

Дача, гуща и свеча -

Все слова на ЧА и ЩА.

Чаща, дача и печать -

Нужно с буквой А писать!

В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем только букву У!

Я грамотно писать хочу,Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун.

Не стучу, не пищу,

Не ворчу и не кричу,

А учу да учу

Все слова на ЩУ и ЧУ:

Чум, чудак, чулок, чурбан,

Щука, чудо и чулан.

Сочетанья ЧУ и ЩУ

Пишем только с буквой У!

Результаты-итоги 1 задания- доска

4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

2 задание «Хорошие - чужие правила»

Прочитайте. Объясните значение пословицы.

Доска

Ж…знь дана на добрые дела. (Жизнь дана на добрые дела.)

Задание детям : Прочитать правила, вставить пропущенные орфограммы.Разбить правила на 2 группы « Хорошие- чужие правила »

давать прозвища товарищ. , смеш.ть и крич.ть на уроке, выруч.ть товарищ. , выполнять обещ. ния, громко ч.вкать, смеяться над ч.жими ошибками, защищ.ть слабых, убирать за собой ч.шки, общ.ться вежливо

Для родителей - каждая правильная орфограмма в слове -1б. , каждое словосоч. 1б., если верно разбили на группы (максм.количество 11+9=20б.)

выру ча ть товари ща

выполнять обе ща ния

защи ща ть слабых

убирать за собой ча шки

об ща ться вежливо

давать прозвища товари щу

сме ши ть и кри ча ть на уроке

смеяться над чу жими ошибками

громко ча вкать

Результаты 2 задания- доска

3 задание «Кроссворд жи-ши,ча-ща,чу-щу»

Предлагаю вам разгадать этот кроссворд, который так и называется: «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».(Выполняют по группам)

Во всех словах, из которых состоит этот кроссворд, встречаются сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Загадки для кроссворда

По горизонтали:

Ночь. Но если захочу,

Щёлкну раз - и день включу. (Выключатель)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

Перед тем, как лягу спать,

Съем котлетку я опять.

Я расту, и мне так нужен

Калорийный, вкусный … (Ужин)

Хлеб сегодня я купил,

Деньги в кассу заплатил.

Оказалось, вот удача,

Что положена мне … (Сдача)

В краях заснеженных живу.

Их на прогулку я беру.

Чтобы по снегу пробежать

И кислородом подышать. (Лыжи)

Залатать плохой башмак

Без него нельзя никак.

На иглу оно похоже

И поранить палец может. (Шило)

А то ни за что не решится … (Задача)

Распорядок этот дня

Был написан для меня.

Никуда не опоздаю,

Ведь его я соблюдаю. (Режим)

Мама мне пирог купила,

На тарелку положила.

Мне не нужно много класть -

Съесть смогу я только … (Часть)

По вертикали:

Теперь простуды не боимся

И среди луж мы веселимся.

Наденем на ноги … (Галоши)

Он хотя не самовар,

Выпускает так же пар.

В чашку воду я налью

И с баранками попью. (Чайник)

В городе находится.

Отсюда во все стороны

Улицы расходятся.

Как место называется,

Кто же догадается? (Площадь)

Однажды маг взмахнул рукой,

По воле мага что случилось? (Чудо)

Сочинение писала,

Всё черкала, исправляла.

Непонятно даже стало,

Где конец, а где … (Начало)

На обочине машина.

Гвоздь попал - спустила … (Шина)

Нас встретит с тобой эта милая … (Дача)

Очень длинный кусок ткани

Этот головной убор

На индусах с давних пор. (Чалма)

Солнце весело блестело,

Вдруг всё сразу потемнело.

Дождь пошёл и даже град.

Кто же в этом виноват? (Туча)

С длинной шеей африканец,

Он в России иностранец,

И уже, который год

В зоопарке он живёт. (Жираф)

Результаты 3 задания - доска

4 задание «Зоркий глаз»

Найди и исправь ошибки

Жизнь, щука, щявель, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чайка, передачя, чулок, учюсь, тащу, стучю, щявель, шырокий, чуточку, ищю, жывотное. (10 ошибок)

5 задание «Ребусы»

Ответы: машина, уши, щука

Памятка для родителей: за каждый верный ответ 1б.(максм.3б)

6 задание «Собери части слова»

- Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова.

Для родителей : за каждый верный ответ 1б

Результаты 6 задания- доска

5.Рефлексия деятельности

7 задание «Собери предложение»

у нас мы

замеч*тельные

родители дети сч*стливые

Ответ:

1вариант : Мы замечательные родители. У нас счастливые дети.

2 вариант : У нас замечательные родители. Мы счастливые дети.

- Я приглашаю мамочек,чтобы они объявили резульоты.

Подарок конфеты «Шипучка»

Чтобы в ваших сердцах шипело только доброе- светлое и для плохого не было места!

Домашнее задание (по выбору детей)

Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ж" и "Ш" не дружат с буквой "Ы", а дружат с буквой "И".

Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Я", а дружат с буквой "А".

Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Ю", а дружат с буквой "У".

Приложение фото к уроку

Фото к уроку русского языка

По горизонтали:

Ночь. Но если захочу,

Щёлкну раз - и день включу.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

Перед тем, как лягу спать,

Съем котлетку я опять.

Я расту, и мне так нужен

Калорийный, вкусный …

Хлеб сегодня я купил,

Деньги в кассу заплатил.

Оказалось, вот удача,

Что положена мне …

В краях заснеженных живу.

Их на прогулку я беру.

Чтобы по снегу пробежать

И кислородом подышать.

Залатать плохой башмак

Без него нельзя никак.

На иглу оно похоже

И поранить палец может.

Читаю учебник, нельзя мне иначе,

А то ни за что не решится …

Распорядок этот дня

Был написан для меня.

Никуда не опоздаю,

Ведь его я соблюдаю.

Мама мне пирог купила,

На тарелку положила.

Мне не нужно много класть -

Съесть смогу я только …

По вертикали:

Теперь простуды не боимся

И среди луж мы веселимся.

Гулять пойдём сейчас с Алёшей,

Наденем на ноги …

Он хотя не самовар,

Выпускает так же пар.

В чашку воду я налью

И с баранками попью.

Центр - свободное пространство,

В городе находится.

Отсюда во все стороны

Улицы расходятся.

Как место называется,

Кто же догадается?

Однажды маг взмахнул рукой,

И вдруг стал белым кролик мой,

Хоть чёрным был. Я удивилась.

По воле мага что случилось?

Сочинение писала,

Всё черкала, исправляла.

Непонятно даже стало,

Где конец, а где …

На обочине машина.

Гвоздь попал - спустила …

В лесочке над речкой тот домик стоит.

И пусть невысок он, небросок на вид,

Но лето придёт, быть не может иначе,

Нас встретит с тобой эта милая …

Очень длинный кусок ткани

Вспомним быстренько мы с вами.

Этот головной убор

На индусах с давних пор.

Солнце весело блестело,

Вдруг всё сразу потемнело.

Дождь пошёл и даже град.

Кто же в этом виноват?

С длинной шеей африканец,

Он в России иностранец,

И уже, который год

В зоопарке он живёт.

Задание: подумай и запиши правильно 2 предложения

у нас мы

замеч*тельные

родители дети

сч*стливые

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

На уроке мы познакомимся с правилом правописания сочетаний ча - ща, чу - щу. Если вы произнесете эти буквосочетания и сравните звуки с буквами, то возникнет вопрос, а в чём ловушка, зачем понадобилось правило, ведь нет расхождения между произношением и написанием. На занятии мы раскроем этот секрет, узнаем историю возникновения правила, а также потренируемся в применении правила на практике.

А теперь отправимся в город шипящих звуков. Впереди вас ждут разные задания. Вот первое. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

«С добрым утром!» я крич…

Кузнецу, ткач…, врач….

«Добрый вечер!» - так встреч…ю

Всех, домой спешащих к ч…ю.

Проверьте себя.

«С добрым утром!» я кри ЧУ

Кузнецу, тка ЧУ , вра ЧУ .

«Добрый вечер!» - так встреЧАю

Всех, домой спешащих к ЧАю.

Рис. 2. Город звуков ()

В этом городе (рис. 2) живут очень воспитанные жители. А ещё они и гостеприимные. Приглашают к чаю (рис. 3). Какие ещё слова с ЧА - ЩА вы можете назвать?

Рис. 3. Чаепитие ()

Конечно, для чаепития понадобятся чашка, чайник, чай для заваривания, он состоит из чаинок. Угощать гостей будем за чайным столиком. Наш стол украсит свеча. Торт разрежем на части. Вкусная пища!

Сосчитайте, сколько слов с ЧА - ЩА я назвала?

Целых 10. Не верите?

Проверьте ещё раз:

чаепитие, чашка, чайник, чай, чаинки, угощать, чайный, свеча, части, пища,

Ну и, конечно, в этом городе дети тоже ходят в школу.

Соберите из разбросанных слов предложение

Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

Проверьте себя.

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу.

Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

Запишите слова в два столбика: в первый - с сочетанием чу, во второй - щу.

Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

Проверьте себя.

Вот как много слов в нашем языке подчиняются правилам: ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У.

А вот слова, которые пришли в русский язык из других языков, могут не соответствовать нашим правилам, и вы прочитаете в орфографическом словаре, что слова «жюри» и «парашют» написаны с буквой ю (рис. 4). Но таких слов-исключений очень мало, написание их запоминают, как словарные слова.

Рис. 4. Слова-исключения ()

Сегодня на уроке мы узнали, что в русском языке существуют исторические правила, которые не объясняют написание слов, а требуют лишь запоминания и неукоснительного выполнения. К таким правилам относятся написание буквосочетаний ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ и ЖИ - ШИ. Старайтесь быть внимательными и находить эти сочетания в словах, чтобы не делать в них ошибок.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. Vlivkor.com ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали на уроке по теме «сочетания ча - ща, чу - щу».

2. Прочитайте скороговорки. Найдите в них слова на правила ЧА - ЩА и ЧУ - ЩУ:

Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек.

Волки рыщут, пищу ищут.

Тащу - не дотащу, боюсь, что выпущу.

3. Подберите к названиям животных названия детёнышей:

волк - ?

заяц - ?

белка - ?

сорока - ?

галка - ?

4. Выберите нужную букву. Запишите слова без ошибок.

Прич(у/ю)дилось, ж(у/ю)ри, ч(а/я)щ(а/я), площ(а/я)дь, щ(у/ю)пальце, пощ(а/я)да, прищ(у/ю)рился, ч(а/я)стушка, ч(у/ю)рбан, ч(у/ю)кч(а/я), ч(а/я)йка, параш(у/ю)т.

5. Замените слово противоположным по значению словом, чтобы в нём были орфограммы «жи - ши, ча - ща, чу - щу»

Узко - ш…… , маленькие - б……, свои - ч….., редко - ч……, радость - п……, много - ч……ссорились - д……, болтали - м…….

6. Соедините подходящие по смыслу слова, найдите в них сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ША, ЧУ - ЩУ.

машина жизнь

большие спешит

хорошие чаща

дремучая рыжики

чудесная животные

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Только и всегда пиши!

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

(Из сборника «Занимательная грамматика»)

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

А инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошёл -

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Поворчав себе в усы,

Осторожно взял часы.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

Слог. Ударение. Звуки и буквы

Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу

В сочетаниях жи, ши

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

Туча, роща, саранча,

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу.

Я с у пишу и чу, и щу.

(Из сборника “Занимательная грамматика”)

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы.

5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

А инженеру – лучше,

Я бы строить дом пошел –

Пусть меня научат.

Хороший дом, большущий дом

И заживут ребята в нем

Удобно и просторно.

Щуря глаз И хмуря брови,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнем

Да крутит хвостом. (Свинья)

Но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

Жужжит, как пчела. (Самолет)

Узоры вышивает. (Иголка)

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком – торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмет ерша с хвоста.

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на реке тишина. Мы плывем на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолетики.

Мой папа любит рыбалку. Он часто берет меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

school.home-task.com

Школа XXI век

(с) мы все учились понемногу

Сочетания ча, ща, чу, щу

.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Чай, чайник, чашка, чаща, роща, щавель, выручай, гуща, часто, час, часы, часовой, чайка, туча, чугун, хочу, часть, чуб, чудо, учу, щука, щуплый. (22 слова.)

Мяч, щенок, ящик, щука, часы, ножницы, плащ, кирпич, станция, рукавицы, чайка, туча, чашка, чайник, циркуль, цыплёнок. (16 слов.)

Чужие края, тёмные чулки, чуткий сон, кислый щавель, щадить растения, зубастая щука, щурить глаза, чистить зубы, лесная чаща, живой уголок, широкая дорога. (22 сло­ва.)

жи, ча, ща, щу.

ЧИЖИ.
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев. (39 слов.)

Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ща, щу.

ОБЫКНОВЕННАЯ РОЩА.
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники! (48 слов.)

Выборочные диктанты.

Записать слова с буквами ш, ч, щ.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лищь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Чашка, роща, щавель, часы, чулки, чуб, часть, чижи, чайка, щука, жёлтый, чёрный, ёжик, машина, жи­вой, широкий, туча, чулок. (19 слов.)

НАЧАЛО ЗИМЫ.
Птицы улетели в тёплые края. На землю падают пер­вые снежинки. Утренние заморозки побелили крыши домов, деревья. За ночь выросли снежные рощи на стёклах окон. Пришла зима. (28 слов.)

Письмо по памяти.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга. (14 слов.)
(А. П у ш к и н.)

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты. (22 слова.)
(М. Лермонтов.)

Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. 2-й класс

Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.

Задачи:

  • формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
  • воспитывать положительное отношения к учёбе.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.

1. Организационный момент

Учитель: Дети отвечают: Вот так! Показывают движения.

Как живешь? Вот так! (пальчик)
Как идешь? Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как молчишь?
А сидишь?

2. Актуализация знаний

– А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям.

Остановка «Догадайся!»

– Послушайте логическое упражнение:

В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.

(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)

– Определите, какие орфограммы встречались в этом упражнении и сформулируйте тему урока. (Ответы детей)
– Тема нашего урока: Правильное письмо сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Орфография». Орфография – это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок. Для этого поработаем с плакатом «Что такое орфограмма?»

(Интерактивный плакат: 1, 2 задание) 2, 3 слайды

Остановка «Чистюлька»

Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.

– Посмотрите на доску. 4 слайд – Какие буквы вы видите?
– Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте характеристику этих звуков. (Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие).
– Какие знаете сочетания с данными буквами?
– Запишите красиво буквы в тетрадь.

3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности

Остановка «Познавай-ка»

Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший

1) На этой остановке нас ждёт загадка:

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка! (Капуста) 5 слайд

– Это новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники и запишите. (Запись в тетради: Капуста, капустный лист, капустница.)
– Что знаете про капустницу? (Это бабочка, которая поедает капусту).
– Какая бывает капуста?

2) Прочитайте пословицы о капусте на классной доске, объясните смысл.

Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь капустой. 6 слайд
Без капусты – щи не густы

3) Распространите текст, подходящими по смыслу словами. (Карточки)

– Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по цепочке)

Наступила ________ осень. _______ ________ созрел урожай овощей. Капуста уродилась на славу! ______ _______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только _______, но и красивый овощ.

(Слова для справок: сочные, поздняя, богатый, на полях, на славу, крупные, вкусный.)

– А если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы говорим про такой урожай? (Богатый, большой, хороший). 7 слайд
– Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники.
– Когда ещё употребляем в речи это слово? (хороший ученик, хороший друг). Подберите противоположное слово (антоним).

Остановка «Проверяй-ка»

– Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните орфограмму.
Проверка по тренажёру «Волшебная труба». 8, 9,10 слайды
Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак, прищурил, щупальца.

Физкультминутка

4. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации

Остановка «Вспоминай-ка»

– Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!

Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.

Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.

Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).

Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.

Остановка «Думай-ка»

– А теперь мы поиграем. Игра называется «Найди ошибки»

(Интерактивный плакат) 11 слайд

5. Подведение итогов и формулирование выводов

Остановка «Конечная»

– На этой остановке мы подведём итоги урока.
– Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
– Слова, с какой орфограммой нам встречались?
– Какие правила русского языка помогали нам на уроке?
– Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные орфограммы.

(Рассказывают подготовленные дети)

1 учащийся:

Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!

2 учащийся:

Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

3 учащийся:

Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У .

Домашнее задание.

Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

– Урок окончен, молодцы! 12 слайд
– Спасибо за работу!

Урок по русскому языку по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу». 1-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и , ча–ща с буквой а , чу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу ;
  • получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
  • Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

    • познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
    • коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
    • регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
    • Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

      Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

      Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение ). Таблица словарных слов. Презентация.

      Ход урока

      I. Организационный момент.

      Встало солнышко давно
      Заглянуло к нам в окно.
      Нас оно торопит в класс,
      Вновь урок у нас сейчас!

      Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

      II. Актуализация знаний.

      Каллиграфическая минутка.

      – Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите

      внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?

      – Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их. Какие сочетания вы подчеркнули?

      – Какие буквосочетания мы сейчас повторили? (ЧК, ЧН, ЧТ)

      III. Самоопределение к деятельности.

      Картинный диктант.

      На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: роща , жи раф, ши шка, чу гун, щу ка, ча йник. Учащиеся произносят данные слова.

      – На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)

      – Запишите слова в три столбика.

      – Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга по шаблону.

      – Кто назовёт тему нашего урока?

      IV. Работа по теме урока.

      1. Наблюдения над слогами-слияниями ЖИ, ШИ.

      – Напишите транскрипцию слогов-слияний жи-ши. ([жы], [шы].)

      – Что заметили? (Звуки [ж], [ш] твёрдые, после них слышится гласный «ы».)

      – Звуки [ж ], [ш ] – всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать и. так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

      Жи и ши с буквой и всегда пиши:
      Мыши, ежи, ужи,
      Лыжи, лужи, камыши.

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)

      2. Наблюдение над согласными звуками [ч’], [щ’].

      Сделайте звуко-буквенный анализ слов туча, роща. [туч а], [рощ а]. (по вариантам)

      – Какие в этих словах звуки [ч’] , [щ ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).

      – Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)

      – А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам)

      – Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).

      – Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у ).

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)

      Работа по учебнику.

      А сейчас мы с вами применим наши знания на практике и начнём работу с учебником.

      Упр. 1 с. 115.

      Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.

      – Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?

      – Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу ?

      – Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

      – Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?

      – Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?

      – Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?

      Физминутка для глаз.

      Вы метёлочки метите
      Мои глазки остудите.
      Дети моргают ресничками.
      Надо глазочки сомкнуть
      И немного отдохнуть.
      Дети закрывают глаза и сидят спокойно.
      Глазки, глазки просыпайтесь
      За работу принимайтесь.
      Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.

      Упр. 2 с. 116.

      – Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

      – Выполните задание самостоятельно.

      – Прочитайте сведения о языке.

      – Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?

      – Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?

      – Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?

      – Рассмотрите рисунки и произнесите слова-названия предметов.

      – Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)

      – Какой буквой нужно обозначать его на письме? (И,)

      – Напишите слова-названия предметов.

      V. Физкультминутка.

      Ча-ча-ча,
      Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте) .
      Чу-чу-чу,
      Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте) .
      Жи-жи-жи,
      На плечи руки положи. (Круговые вращения руками) .
      Щу-щу-щу,
      Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками) .
      Ща-ща-ща,
      Приседаем, не пища. (Приседания).
      Ши-ши-ши,
      Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту) .

      VI. Закрепление изученного материала.

      1. Работа по учебнику.

      Упр. 4 (с.117).

      – Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)

      – Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

      – Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

      – Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.

      – Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

      2. Словарная работа.

      Пьёт бензин как молоко,
      Может бегать далеко.
      Возит грузы и людей.
      Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)

      Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.

      Инна: «Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»

      Савелий: «Машина – это автомобиль»

      – Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.

      – Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

      – Придумайте со словом машина предложение и запишите его.

      3. Индивидуальная работа с карточками над деформированным текстом.

      – Прочитайте. Что интересного вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

      – Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

      – Прочитайте получившееся стихотворение. Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)

      – Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. (Лужи, стужи.)

      – Запишите составленное стихотворение.

      – Сделайте самопроверку текста по шаблону.

      Упр. 6 (с. 118).

      – Сколько предметов называют данные слова? (Один.)

      – Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов.

      – Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

      4. Запись под диктовку.

      У Даши живёт кот Рыжик. Он рыжий и пушистый. Кончик хвоста белый. Рыжик любит играть.

      – Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.

      VII. Рефлексия.

      На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: ча сы, снежи нка, ши на, чу чело, щу пальце, ча шка, ща вель, чаща, площа дь . После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.

      – Подчеркните изученные орфограммы.

      – Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

      – Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

      – А кому нужно ещё потренироваться?

      VIII. Подведение итогов урока.

      – Что нового вы узнали на уроке?

      В сочетаниях жи – ши,
      Только и всегда пиши!
      В сочетаниях ча – ща
      Пиши только букву а!
      В сочетаниях чу – щу
      Пишут только букву у!

      – Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

      – Молодцы! Спасибо за урок! Вы все прекрасно поработали!

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      • Издательство Нестор история Запрос цены Римское право. Учебное пособие Шебалкин И.В.Римское право - М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. – 78 с. Римское право является фундаментальной наукой и учебной дисциплиной, закладывающей основы знаний будущих юристов. Её изучение […]
      • Перегон судов различного назначения Любое судно проектируется и строится для определенного района и конкретных условий эксплуатации, что отображается в классе судна.Но часто возникает необходимость в перегоне судна с одного водного бассейна в другой в условиях, на которые […]
      • Устав службы на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ ГЛАВА 3. ЭКИПАЖ СУДНА ГЛАВА 4. КАПИТАН ГЛАВА 5. ОБЩЕСУДОВАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 6. СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ […]
      • Итоговая контрольная работа по экологии, 11 класс Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Итоговая контрольная работа по экологии Часть А. (только один верный ответ в каждом вопросе) А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания […]
      • 6. Система налогов и сборов «Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом, […]
      • Федеральный закон 196-ФЗ О безопасности дорожного движения Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 […]
      • Образец заявления о выдаче паспорта. Форма N 1П Приложение N 1 к Административному регламенту исполнения государственной функции по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, по […]
      • Физика. 9 класс. Дидактические материалы. Марон А.Е., Марон Е.А. М.: 2014. - 128с. М.: 2005. - 128с. Данное пособие включает тренировочные задания, тесты для самоконтроля, самостоятельные работы, контрольные работы и примеры решения типовых задач. Предлагаемые […]

    Не пропусти сочетания букв: жи, ши, ча, ща, чу, щу

    В сочетаниях жи и ши пиши после согласных ж и ш букву и,

    в сочетаниях ча и ща после ч и щ - букву а,

    в сочетаниях чу и щу после ч и щ — букву у : жи ть, маши на, ча ща, чу до, щу ка.

    Примечание

    Почему пишем жи , ши ? Ведь буква и обычно показывает, что согласный перед ней мягкий, например: арт и ст - [т’]. А шипящие [ж] и [ш] — твёрдые! Дело в том, что это традиционное написание. Когда-то давным-давно шипящие были мягкими. Потом они стали произноситьcя твёрдо, а написание буквы и после ж и ш сохранилось: лыжи , маши на.

    Традиционными являются и написания букв а и у после ч и щ: ча ща , чу до, щу ка.

    Исключение

    Буква ю встречается в заимствованных словах: жю ри, брошю ра, парашю т , а также именах собственных, например Жю ль Верн.

    Не удивляйся, тебе могут встретиться и несоответствующие данному правилу сложносокращённые слова, например иж ю рколлегия (ижевская юридическая коллегия). При образовании сложносокращённых названий и аббревиатур возможны такие сочетания букв, которые нехарактерны для русского языка.

    Произноси такие слова правильно: бро [шу]ра, пара [шу]т, [Жу]ль Верн, и [жйу]рколлегия.
    Не удивляйся: слово жю ри произносят по-разному: и [ж"у]ри , и [жу]ри.



    Поделиться