Приемы эйдетики в учебной деятельности дошкольников. Эйдетика: упражнения

Эйдетика - способность запоминать яркие образы с возможностью их воспроизведения. В большей степени она развита у детей. Именно они способны четко представить какой-либо предмет, ощущая его перед собой.

Но последние данные показали, что благодаря развитию современных технологий, большинство детей перестали включать воображение и потеряли способность к образному мышлению. Сказки, которые требуют богатой фантазии для восприятия, заменили мультфильмами, учеба в школе сводится к заучиванию правил и формул, не давая возможности нестандартно мыслить. А ведь именно образное мышление помогает ребенку гармонично и разносторонне развиваться, концентрировать внимание и тренировать память.

Школа эйдетики разработала специальные методики, по которым можно развить образное мышление, фантазию, память и воображение у ребенка.

  • Запоминание слов. Предложите малышу несколько слов для запоминания, а потом попросите его составить из них необычный рассказ. При этом слова должны обязательно следовать в том порядке, в котором Вы ему их предложили. Рассказ может быть любым, главное, чтобы была проявлена нестандартность мышления.

Также можно попросить ребенка воспроизвести список вещей, которые он должен надеть на прогулку. Вещи должны следовать в том порядке, в котором малыш их надевает.

Попробуйте вместе с ребенком придумать короткий и несложный стишок. Проговаривая стих, он должен ясно представлять картинку. Еще лучше, если Вы попросите свое чадо нарисовать представляемую картину, используя яркие цвета. Не обязательно самостоятельно придумывать стих, тем более, это получается не у каждого. Можно взять любое четверостишие.

  • Запоминание движений. Для развития воображения, разучивайте с ребенком танцы и разнообразные движения. Их можно связывать с интересными историями из мультфильмов. Постепенно, ребенок сам начнет придумывать подобные истории и движения.
  • Запоминание образов и картинок. Научите малыша превращать свои мысли в рассказ. Для этого, Вам понадобятся карточки с изображениями домов, животных, природы, домашней утвари, растений и т.п. Пусть ребенок придумает рассказ к каждым 10 картинкам на разные темы.

Эйдетика поможет в дальнейшем быстрее выучить буквы, запоминать слоги, складывать слова и сочинять предложения. Поиграйте с малышом в ассоциации: называйте слова или словосочетания, а он пусть называет слова, с которыми у него они ассоциируются.

Метод ассоциативного рисунка. Известно, что дети лучше запоминают образы, а не слова. Поэтому, используйте этот метод для заучивания сложных стихотворений и слов, а также для изучения иностранного языка. Глядя на стихотворение, Ваш ребенок сможет мысленно представить стихотворение и запомнить последовательность слов.

  • Объемное восприятие. Можно долго пытаться знакомить малыша с понятием формы, показывая шарик, кубик и др. геометрические предметы, но это занятие покажется ему скучным и непонятным. Лучше всего, постараться подключить к запоминанию элементы игр и фантазию. С помощью игры можно гораздо быстрее добиться желаемых результатов.
  • Развивающие игры. Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут кубики, шары, книги, ручки, карандаши, игрушки и т.д. Попросите назвать ребенка каждую вещь и постараться запомнить их. После переставьте предметы местами и накройте платком. Малыш должен угадать, где какой предмет находится. Чтобы было легче запоминать, он может опять составить рассказ.

Эйдетика: книги

Чтобы правильно подобрать методику, можно прибегнуть к книгам, которые помогут развить память, мышление и фантазию.

  • «Как развить хорошую память?»

Главная изюминка книги - это запоминание сказок, стихов с помощью пиктограммы. В издании присутствуют веселые истории про животных и мультипликационных героев. Родителям эта книга подскажет, как правильно развивать детское воображение и память. Учителя смогут найти план приведения занятий в соответствие с учебным планом. Психологические игры позволят разгрузить напряженную обстановку.

  • «Как развивать внимание?»

Достоинством книги являются простые советы и доступность. Она написана в игровой манере и представляет собой систему упражнений, направленных на развитие памяти и внимания. Советы из этой книги помогут не только детям, но и взрослым. Вы научитесь запоминать только необходимое.

  • «Как запоминать слова?»

В книге представлены советы, которые помогут запоминать правильность написания слов. Авторы издания предлагают интересные приемы, основанные на фантазии и воображении, которые позволяют быстро запоминать слова. Способы позволят усвоить более 120 словарных слов и быстро научиться грамотному письму. В конце книги есть кроссворд.

  • «Как запоминать английские слова?»

В книге даются простые советы по запоминанию английских слов. С ее помощью Вы и Ваши дети сможете без труда выучить иностранный язык. Кроме оригинальных методов запоминания, книга содержит множество английских слов с подобранными к ним ассоциациями.

Уже много лет я работаю преподавателем,стараясь отдавать предпочтение тем методам работы, которые позволяют получать знания легко и интересно. Работая в школе с учащимися начальных классов,я применяю одно из направлений практической психологии, которое называется эйдетика.

Эйдетика - это развитие внимания, памяти, мышления, воображения, интуиции, творческих способностей. В наше время современному человеку приходится работать с лавиной информации. Для того,чтобы чувствовать себя комфортно в этом информационном потоке, важно знать инструменты для работы с информацией.

Эйдетика и является таким инструментарием, упорядоченным набором методов и упражнений, которые помогают овладеть осмысленным использованием своего воображения для отображения какой - либо информации. Знание эйдетики дает каждому еще больше шансов, еще больше возможностей в своем развитии и духовном росте. Это очень здорово!

В работе со своими учениками я выбираю такие методы эйдетики, которые легко адаптируются к школьной программе. Они описаны в книге "Магия памяти" Игоря Матюгина, автора этой уникальной методики. На моих уроках всегда присутствует творчество и фантазия, смех и шутки.

Основные приемы эйдетики

Я считаю, что детям на уроках должно быть радостно! Нестандартные приемы вызывают у детей позитивные эмоции,учат видеть образами,фантазировать,мыслить творчески. Образное мышление сохраняется у учеников на всю жизнь, цифры и буквы становятся уже не просто сухими знаками, они имеют запах, вкус, цвет, разговаривают и движутся. Фантазия и воображение делают детей раскрепощенными и естественными, такими же становятся и их мысли, таким образом, раскрывается их творческий потенциал.

1. Одним из самых любимых учениками методов эйдетики является метод пиктограмм . Дети получают большое удовольствие и удовлетворение от выполненных заданий. Пиктограмма - это изображение, передающее рисунком какую-то информацию. Пиктограммы очень хорошо использовать при обработке текстов и стихотворений.

На уроках чтения они полезны как с точки зрения запоминания слов, так и с точки зрения развития художественного мышления. Сначала читается все произведение от начала до конца, затем по строчкам или по частям плана. После этого ученик рисует пиктограмму к каждому отрывку. Затем я продолжаю читать, а ребенок слушает и опять рисует. При этом рисунок должен напоминать текст.

После такого упражнения учащийся вдумывается в суть каждого слова, просит объяснить новое и непонятное,так как чтобы нарисовать схему понятия,нужно хорошо все представить. При этом пиктограмма не требует умения хорошо рисовать, она схематична, выполняется очень быстро и помогает легко запомнить и пересказать сюжет.

Интересно то, что пиктограммы помогают запоминать информацию без лишнего напряжения, без механического зазубривания. материал запоминается осмысленно и сознательно. Составляя пиктограммы, ребёнок размышляет над лексическим значением каждого отдельного слова, целой фразы, строки (если речь идёт о стихотворении), рассуждает о прямом и переносном значении слов, анализирует их, подбирает слова, созвучные данным.

2. При изучении умножения использую такие техники:

- "С нулем" - существует упражнение, называемое "Шляпа фокусника". Если накрыть ею любой предмет, зайца или букет цветов, мы увидим только шляпу. Вот так же ноль, накрывая, как шляпа, любое число - дает ноль.

Техника умножения на один называется "Зеркало" . Кого мы увидим в зеркале, если посмотрим в него? Свое отражение, то есть себя.Точно также любое число, посмотрев на единицу в зеркало, увидит себя.

Мне, как учителю начальных классов, знакомство с методами эйдетики дало очень многое. Их использование позволяет рационализировать урок и получить наилучший результат. Эйдетика дает возможность с помощью памяти,воображения и неординарного мышления изучать различные школьные предметы. В общем эти методы оптимизируют сознательное восприятие и усвоение учебной программы, вырабатывая навыки активного творческого мышления.

Цель мастер-класса

Задачи:

  • Дать педагогам представление о том, что такое эйдетика.
  • Познакомить с вариантами игр, основанных на методе эйдетики, для развития психических процессов старших дошкольников.
  • Показать возможности игр, основанных на методе эйдетики, для закрепления имеющихся у детей знаний по разным разделам ООП ДО.

Ожидаемые результаты:

  • У участников мастер-класса сформируются представления об эйдетике в целом, о необходимости применять методы эйдетики в своей работе с дошкольниками.
  • Педагоги познакомятся с вариантами игр, которые можно использовать в работе с детьми.
  • Участники мастер-класса придумают новые сюжеты для развивающей игры, основанной на методе эйдетики для закрепления имеющихся у детей знаний по разным разделам ООП ДО.

Уважаемые коллеги, внимательно посмотрите на стол в течении 10 секунд.

На столе расположены следующие предметы: книга, шкатулка, чашка, домик, кукла, матрешка.

Закройте, пожалуйста глаза (в это время поменять предметы местами и накрыть платком).

Скажите, где какие предметы находятся?

(Ответы участников мастер-класса)

Эта игра направлена на развитие образной памяти, мышления, воображения, внимания, в ее основу лег метод эйдетики.

Тема моего мастер-класса «Использование метода эйдетики для развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста».

Цель мастер-класса – разработка развивающих игр, основанных на методе эйдетики, для развития образной памяти и закрепления имеющихся у детей старшего дошкольного возраста знаний по разным разделам ООП ДО.

И так, что же такое эйдетика? «Эйдос» – в переводе с греческого «образ». Эйдетизм – разновидность образной памяти – это естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Сербский ученый Виктор Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Так же он ввел сам термин «эйдетика». Более глубоким изучением этого явления занялся немецкий ученый Эрик Йенш в 1911 году. В России проблемами эйдетики в 20–30-е годы занимались многие знаменитые ученые: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.П. Кононова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Л.С. Выготский утверждал, что эйдетизм – это нормальное явление в онтогенезе каждого ребенка.

В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Вы, наверное все прекрасно знаете, как легко запомнить на всю жизнь все цвета радуги по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции – в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколёнка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении. С 1989 года открыта школа эйдетики, образовательный процесс которой направлен на развития абстрактно-образной памяти у детей и взрослых. Основателем школы эйдетики является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается более 20.

Я же сегодня хочу познакомить вас с игрой, основанной на принципах и методах эйдетики, которую я сделала для старших дошкольников (Фотографическая память).

Демонстрирую игру «Посмотри и запомни», фотографии из коллекции «Памятники сказочным и литературным персонажам», сюжетную картинку для закрепления с дошкольниками знаний о частях суток.

Все игры имеют как одну общую задачу – развитие образной памяти, внимания, мышления, так и задачи, связанные с закреплением имеющихся знаний у детей по разным разделам ООП ДО. Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы, очень хорошо стимулирует детей соревновательный момент (у кого больше смайликов в конце игры).

Рассказываю, что стимульный материал может быть самым разнообразным (можно взять готовый картинки из интернета, из книг; самостоятельно нарисовать рисунок; скомпоновать иллюстрацию, используя компьютерные программы и т.д.). Такую игру можно проводить в ходе НОД, использовать на закрепление определенных знаний. Сюжет иллюстрации будет завесить от поставленных педагогом задач.

Предлагаю участникам мастер-класса разделиться на команды и придумать сюжеты картинок и составить к ним вопросы, для закрепления имеющихся у детей старшего дошкольного возраста знаний по разным разделам ООП ДО. Команды представляют свои наработки, рассказывают, какие знания у детей можно закрепить, используя данную картинку.

Благодарю участников мастер-класса за работу.

Предлагаю участников оценить мастер-класс (лимон – не понравилось, банан – понравилось, яблоко – остались вопросы).

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году. Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х годах как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи -
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, но затем в силу ряда обстоятельств эйдетические исследования в нашей стране были заморожены вплоть до современности.

На сегодняшний день эйдетика снова стала объектом для глубокого исследования, и приобрела практическую значимость. Система эйдетики позволяет не только активно запоминать и воспроизводить увиденные образы, но и является одним из ведущих условий для развития неординарного мышления и познавательной активности человека.

Основателем школы эйдетики в России является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России и далеко за ее границами.

Итак, эйдетика…

Эйдетика (от греч. слова “эйдос” - образ) - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Экспериментально доказано, что способностью к активному образному запоминанию обладают все люди. При этом эйдетизм является, по мнению многих психологов, логической стадией развития ребенка. Наилучший период для эйдетизма – возраст от 11 до 16 лет. Следует отметить, что с наступлением переходного периода яркие наглядные образы у большинства детей начинают постепенно исчезать. Считается, что лишь минимальный процент людей сохраняет данную способность на протяжении всей жизни.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Методы эйдетики

Рассмотрим детально некоторые инструменты методики "Эйдетика". Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.

    Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 - кочергу, а из 8 - очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак.

    Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.

    Метод запоминания точной информации. Эта техника включает в себя мнемонику, цепной метод и акровербальную технику.

    • Мнемоника - это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этом предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

      Цепной метод - заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

      Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого - «край», «вербо» - слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр.

Кроме того, система эйдетики предлагает для малышей интересные и веселые методики, позволяющие активнее запоминать необходимую информацию в процессе игры.

Эйдетика для детей - упражнения

Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время обучения.

1. Задания с карточками

Сочини свою сказку

Дайте ребенку 3 картинки и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Для детей постарше можно использовать 5-7 карточек. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.

Что исчезло

Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

2. Игры на развитие зрительного восприятия

Исследователи

Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например, чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.

Сыщик

Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

3. Игры на развитие слухового восприятия

Что так звучит

Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

Звуки вокруг нас

Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.

Кто в домике живет

Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее карточки с изображениями животных. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

4. Игры, развивающие восприятие запахов

Угадай аромат

Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты. Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их.

В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

5. Упражнение на все виды восприятия

Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов: зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного (какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как двигается).

Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

6. Упражнения на развитие памяти

Запомни слова

Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную свободу фантазии.

Запомни движение

Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни.

Эйдетика: книги

Чтобы правильно подобрать методику, можно прибегнуть к книгам Игоря Матюгина, которые помогут развить память, мышление и фантазию.

«Как развить хорошую память?» Главная изюминка книги – это запоминание сказок, стихов с помощью пиктограммы. В издании присутствуют веселые истории про животных и мультипликационных героев. Родителям эта книга подскажет, как правильно развивать детское воображение и память. Учителя смогут найти план приведения занятий в соответствие с учебным планом. Психологические игры позволят разгрузить напряженную обстановку.

«Как развивать внимание?» Достоинством книги являются простые советы и доступность. Она написана в игровой манере и представляет собой систему упражнений, направленных на развитие памяти и внимания. Советы из этой книги помогут не только детям, но и взрослым. Вы научитесь запоминать только необходимое.

«Как запоминать слова?» В книге представлены советы, которые помогут запоминать правильность написания слов. Авторы издания предлагают интересные приемы, основанные на фантазии и воображении, которые позволяют быстро запоминать слова. Способы позволят усвоить более 120 словарных слов и быстро научиться грамотному письму. В конце книги есть кроссворд.

«Как запоминать английские слова?» В книге даются простые советы по запоминанию английских слов. С ее помощью дети смогут без труда выучить иностранный язык. Кроме оригинальных методов запоминания, книга содержит множество английских слов с подобранными к ним ассоциациями.

По материалам открытых источников

Эйдетика - новое направление в современной детской психологии, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения малышей младшего школьного возраста, даже нравится им, так как использует в качестве основы простые игры. Получается, что вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.

Все родители могут использовать полезные, развивающие упражнения эйдетики для детей от 4 до 10 лет. Это поможет подготовить их к школе, облегчить привыкание к учебному процессу и усвоение предметов самой различной направленности.

Очень полезна эйдетика для детей дошкольного возраста: упражнения для них лёгкие, не сложные, но очень эффективно развивают ассоциативную память. Предлагаем вам одно из самых простых, которое подойдёт даже для трёхлетнего малыша.

Перед прогулкой попросите его перечислить ту одежду, которая ему понадобится для этого мероприятия. Причём называть её он должен в той последовательности, в которой будет надевать. Ещё один нюанс для данного упражнения: всё это нужно сказать, не видя этих вещей, т. е. малыш их должен будет воспроизвести самостоятельно. Это и есть развивающий момент в занятии для укрепления памяти.

Творческое задание

Эйдетика для детей хороша ещё и тем, что помогает развить фантазию, направить её в нужное русло. Если вовремя не заострить на этом внимание, ребёнок может сначала - сочинять нелепые и зачастую очень глупые истории, а там и до самого настоящего вранья недалеко. Чтобы избежать такого неприятного момента, можно использовать следующее творческое упражнение эйдетики.

Самостоятельно придумываете 10–12 слов (любых), проговариваете их малышу. Он должен их не только запомнить, но ещё и сочинить с ними рассказ. Во-первых, это развивает его речь. Во-вторых, тренирует память (слова в его вымышленном рассказе должны идти строго в той последовательности, в какой вы их назвали). В-третьих, такое упражнение поможет найти буйной фантазии полезное направление. Вы сами удивитесь, какой талант может проявить ваше чадо, выполняя это задание.

Визуальная память

Существует очень интересная игра с карточками для развития визуальной памяти, которая просто необходима в процессе обучения в школе. Отберите яркие картинки птиц, людей, животных, домов, игрушек. Ребёнок должен вытащить из целой пачки 10 карточек и составить рассказ с предметами и живыми существами, которые на них изображены. Задание похоже на предыдущее, но тем не менее существенно отличается от него с точки зрения эйдетики. Предыдущее развивает образную, а данное - визуальную память.

Как запомнить цифры

Упражнения эйдетики помогают малышам быстро и легко выучить цифры. Строятся они на основе образов и ассоциаций, которые числа вызывают в их сознании. Он мысленно должен связать каждую цифру с каким-то определённым образом, придумать, на что она может быть похожа, с каким цветом и звуком она у него ассоциируется. В дальнейшем, когда малыш будет вспоминать ту или иную цифру, у него в голове будут возникать образы, которые он сам же и придумал, что поможет воспроизводить их очень быстро и легко.

Как учить стихи

Очень часто детям бывает трудно запоминать стихи. Чтобы этот процесс не превратился в настоящее мучение и для родителей, и для самого ребёнка, некоторые упражнения эйдетики помогают преодолеть и эту трудность.

Они предлагают запоминать не сами слова, а те образы, с которыми они ассоциируются у ребёнка. Это называется у психологов «визуальная составляющая стиха». Строфы совместно с ребёнком родители должны превратить в маленький фильм. В нём каждое совершаемое действие будет в мыслях ассоциироваться с конкретным словом из стихотворения. В данном деле очень важно запомнить последовательность «кадров», т. е. слов.

Игра в ассоциации

В эту игру любят играть многие взрослые, даже не подозревая, что для детей она может стать прекрасным упражнением эйдетики. Ведь она очень хорошо развивает память. Вы называете любое слово и просите ребёнка назвать другое, с которыми оно у него ассоциируется. Дети очень любят подобные развивающие игры.

Во время подобных упражнений родители должны устраивать малышу так называемые отвлекающие манёвры. Они позволяют ему не только отдохнуть, но и попутно продолжить тренировку памяти. Причём сделать это можно с помощью элементарной смены положения тела. Мало кто знает, что такой простой приём способствует большей концентрации внимания. Ребёнок может пересесть на другое место, походить по комнате, потянуться, сделать пару несложных физических упражнений. Кроме этого, можно быстро переключить внимание малыша на что-то другое, отвлечь его. Это позволит ему сосредоточиться, а также тренирует внимательность.

Так что если ваше чадо страдает плохой памятью, медленно читает, не может усвоить программный материал в школе, не торопитесь зачислять его в бездарности, ругать и насильно засаживать за уроки. Наберитесь терпения и начните с ним заниматься эйдетикой. Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что повлечёт за собой успехи в обучении и лучшее усвоение предметов. Помогите своему малышу открыть для себя увлекательный мир знаний не «из-под палки», а посредством собственных желаний и умений.



Поделиться