Вопрос мотивации студентов к обучению. Профессиональная мотивация студентов к обучению

  • Засорина Полина Евгеньевна , бакалавр, студент
  • Пензенский Государственный университет
  • МОТИВАЦИЯ
  • УЧЕБА
  • УНИВЕРСИТЕТ
  • ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
  • ПСИХОЛОГИЯ

Данная статья посвящена проблеме мотивации у студентов университета. Проблема является актуальной в настоящее время, так как высшее образование играет важную роль и влияет на качество жизни. В статье представлен опрос среди студентов Пензенского Государственного университета, который был проведен с целью глубже изучить поставленную проблему.

  • Психологическая интерпретация героини романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза»
  • Использование техник арт-терапии, в работе с подростками в условиях образовательной организации

Какие студенты чаще всего бросают обучение в университете или становятся отчисленными? Те, кто терпят неудачу? Быть может те, кто борется с определенной предметной областью или те, кому не хватает надлежащей подготовки из школы? Для ответов на эти вопросы был произведен опрос среди студентов разных курсов Пензенского Государственного университета, результаты которого будут изложены в данной статье.

Мотивация студентов- это вызов, с которым сталкиваются все члены образовательного сообщества. По мнению специалистов образования и специалистов по данной тематике, мотивация определяется желанием студента участвовать в учебном процессе, подкрепленным личными и внешними факторами. Порой мотивации студентов не уделяется должного внимания, что является ошибкой. Для начала нужно дать определение мотивации. Это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность .

В первую очередь мотивация делится на две категории: внешнею и внутреннею. А мотиваторами выступают друзья, родители, учителя и личные убеждения. Они помогают учащимся получать хорошие оценки, выполнять задания и участвовать в дискуссиях .

Внешняя мотивация порой играет значительную роль в деятельности человека. Многие студенты ненавидят то, что они считают «бесполезной» работой, или задания, которые они воспринимают как бессмысленные, не приводящие к каким-то позитивным изменениям в их учебе или приобретению полезных навыков. Но что, если в конце задания студентам, правильно выполнившим задание, был предложен удивительный приз? Разве это не побудило бы студентов быстро и точно подавать задания?

Внешняя мотивация включает в себя внешние мотивационные силы, которые подталкивают студентов к напряженной работе. Для студентов внешние мотиваторы приходят в виде оценок, родительских, педагогических и социальных ожиданий.

Но получение награды не гарантирует мотивации среди студентов, согласно проведенному мною опросу среди студентов Пензенского Государственного университета, лишь для 25% опрошенных студентов хорошие оценки являются мотиватором к обучению, гордость родителей не всегда зависит от успеваемости по каким-то предметам. Ведь для того, чтобы внешние мотиваторы были эффективными, студент должен желать наград и понимать, что академические достижения являются единственным способом получения этих наград.

Однако, несмотря на привлекательность вознаграждений, внешние мотиваторы не столь эффективны, как мотиваторы, являющиеся результатом самоопределения. По данным опроса внешние награды или наказания буквально фактически отвлекают студента от процесса обучения и не работают в долгосрочной перспективе. И студенты, изучающие материал за вознаграждение, как правило, перестают изучать материал, после получения награды в виде отличной оценки на экзамене .

Что касается внутренней мотивации, то она исходит изнутри и является наиболее эффективной формой мотивации учащихся. Независимо от внешних наград, личный интерес студента к материалу- это то, что заставляет его изучать что-либо, тратя при этом большое количество личного времени. Естественно, что результат прилежной работы, подкрепленный внутренним интересом принесёт свои плоды- успеваемость будет повышаться.

Студенты, которые мотивированы внутренне позволяют любопытству направлять их, они наслаждаются самим процессом обучения и освоение новой темы для них не проблема, а очередной шанс узнать что-то новое и самосовершенствоваться. Но часто студенты должны быть под руководством опытного преподавателя, чтобы реализовать свой потенциал и сделать свою учебой по-настоящему эффективной.

Преподаватели играют важную роль в укреплении внутренних мотиваторов для студентов, отвечают 30% опрошенных. По данным исследований, ежедневно празднуя успех студентов, используя юмор, чтобы сделать темы интересными, применяя обучение к будущим аспектам карьеры и предлагая возможности для личного выбора студентов, преподаватели делают занятия более интерактивными и увлекательными. Показывая учащимся, что предмет приятен и не скучен, они, скорее всего, будут держать внимание студентов, которые полностью будут погружены в изучаемое, у них появится желание продолжить изучение данного предмета самостоятельно.

Например, преподаватель, который читает лекции со слайда Power Point об Африканской культуре, был бы гораздо менее эффективен, чем тот, который организовал "день культуры", где студенты пробуют африканскую еду и игры, чтобы узнать о разных странах.

Почему студенты не мотивированы? Причин, почему студенты оставили образование, достаточно много, некоторые из них сугубо индивидуальны. Но все же есть много общих. Внешние факторы, такие как вопросы взаимоотношений, проблемы в семьях и проблемы социальной жизни, смещают акцент с занятий и образования, отвлекая учащихся от процесса образования. Но, пожалуй, одной из главных причин немотивированности студентов является скука.

Проведенный мною опрос показывает, что почти 40% студентов скучают при обучении, по крайней мере, каждый день. На самом деле, только 2% студентов сообщили, что никогда не скучают. Скука во время образовательного процесса проистекала из того, что студенты не находили материалы интересными или актуальными, слушали лекции, материал по которым они в состоянии найти сами и изучить его в более приятных для них условиях.

К тому же, многие опрошенные критиковали предмет и методы обучения, используемые преподавателями. Один из студентов написал: "Было бы неплохо узнать важные вещи для жизни после обучения в университете." Другой выразил разочарование в учебном процессе, сказав:" Я не нахожу учебу интересной, не люблю, когда говорят, и ненавижу, что все учат по стандартам." На вопрос: «Чувствуете ли вы, что ваши интересы при обучении учитываются?» 60% студентов ответили, что не чувствуют, что их мнения и взгляды уважаются или признаются, а это, как известно, приводит к повсеместной апатии в обучении.

Возникает вопрос как повысить мотивацию и привлечь студентов к обучению. Установление отношений между студентом и преподавателем является неотъемлемой частью образовательного опыта и может сделать разницу между студентом, который является внутренне мотивированным, и тем, кто внешне мотивирован.

В книге "Инструменты для обучения" Барбары Дэвис указано несколько способов, которые могут установить отношения со своими учениками.

Во-первых, обратная связь указывает на то, что преподаватель слушает студентов и готов привлечь их. Студент, подкрепленный положительной обратной связью, более готов продолжать участвовать в образовательном процессе.

Также, назначение работы, которая не является ни слишком сложной, ни слишком простой, обеспечит возможности для успеха, в то же время предоставляя студентам чувство выполненного долга для завершения работы.

Очень важна и помощь студентам в том, чтобы найти смысл в работе увеличить их внутренние интересы. Например, вместо того, чтобы просто запоминать материал и тестироваться на нем, студентам может быть представлена реальная жизненная ситуация, в которой изученный материал поможет разрешить те или иные проблемы. Опрос показывает, что студенты, которые считают, что у них есть выбор и контроль над обучением, больше участвуют в образовательном процессе. Предоставленный студентам выбор между несколькими заданиями дает им чувство контроля над собственным обучением, а значит и способствует личной мотивации, которая ведет к лучшему усвоению материала и повышению успеваемости. Возможность выбирать предметы, позволяет студентам сосредоточиться на тех, которые относятся к их конкретным интересам, и подталкивает их к тому, чтобы стать внутренне мотивированными, а значит и продвигаться в личном развитии.

Внешние награды также включают в себя и денежные средства, стипендиальные начисление студентам за хорошую и отличную успеваемость. Но некоторые эксперты считают, что предложение такого рода внешней награды студентам подрывает внутреннюю мотивацию, и как только финансирование закончится, студенты не будут продолжать работать. По результатам опроса лишь у 10% студентов двигателем мотивации к обучению является финансовое вознаграждение за успеваемость. Эта инициатива чрезвычайно эффективна со студентами, которые могут не понимать ценности образования, побуждая их приходить в класс вовремя, выполнять задания и участвовать в обсуждениях.

Опубликованная в Вашингтон Пост статья под названием "Денежные стимулы создают конкуренцию" подробно описывает эффективность таких программ. В ней автор, Тереза Варгас, подробно рассказывает о том, как студенты, выполняя домашнее задание, зарабатывая хорошие оценки.

Предложение внешних вознаграждений, по-видимому, оказывает негативное влияние на долгосрочную мотивацию, но иногда кажется необходимым для создания внутренней системы ценностей. Студенты, которые получают деньги за хорошие оценки, скорее всего, будут продолжать производить качественную работу, но учителя также должны связать хорошие оценки с будущим успехом в карьере и за ее пределами.

В заключении стоит заметить, что знания о мотивации и применение их в своей повседневной жизни- это возможность на глубинном уровне понять себя и окружающих. Также, мотивация является ключевым моментом в обучении и в самом процессе получения образования. Если человек желает добиться успехов в своей дальнейшей профессиональной деятельности, то ему следует большое внимание уделять собственной мотивации.

Список литературы

  1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.
  2. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
  3. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
  4. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
  5. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 182 c.
  6. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.

Лазарева О.П.

ORCID: 0000-0001-7242-8397, Доцент, Кандидат социологических наук, Тюменский государственный университет

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация

Целью данной статьи является изучение проблемы мотивации студентов к обучению в вузе. От истории исследования мотивации автор переходит к проблеме низкого качества образования в результате заниженной мотивации студентов к обучению и предлагает разные направления работы в вузе, повышающие мотивацию студентов. Работа со студентами, по мнению автора, создает атмосферу сотрудничества, повышает эмоциональную удовлетворенность пребыванием в стенах вуза и веру в свои силы, что приводит к успешному выполнению работы и, в конечном итоге, повышает мотивацию.

Ключевые слова : мотивация, обучение в вузе, профессиональная деятельность.

Lazareva O.P.

ORCID: 0000-0001-7242-8397, Associate professor, PhD in Sociology, Tyumen State University

PROBLEM OF MOTIVATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENTS TO STUDY

Abstract

The purpose of the article is to analyze the problem of students’ motivation to study in higher educational institutions. From the history of motivation research the author turns to the problem of low quality of education as a result of low motivation and suggests different directions of work at university that increase the motivation to study. The author suggests that the work with students creates the atmosphere of cooperation, increases their satisfaction of being a student and their self-confidence. All these lead to successful work and increases motivation.

Keywords: motivation, study at higher educational institution, professional activity.

Языковая подготовка будущих специалистов максимально востребована в настоящее время. Поэтому необходимо создавать благоприятные условия для этого, что, в свою очередь, определяет комплекс задач научно-методического характера, реализуемых в учебных программах. Одной из насущных задач преподавателей иностранных языков является формирование интереса к изучению иностранных языков; эта задача рассматривается как необходимая составляющая глобальной стратегии личностного и профессионального становления и развития студента.

Учебная деятельность студентов неязыковых вузов должна быть организована так, чтобы постоянно вызывать и поддерживать мотивацию к изучению иностранных языков, которая, по определению А.Н. Леонтьева является «мотором деятельности». Но, в отличие от целей, которые ставит перед собой человек, мотивы и мотивация им не осознаются: «когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают» . Студенты, заинтересованные в использовании языка для общения, для чтения оригинальной литературы, для продвижения по службе, в общем, стремящиеся к осуществлению каких-либо целей в будущей профессиональной деятельности, порой неосознанно начинают интересоваться изучением иностранных языков, достигая хороших успехов.

Мотивация рассматривается с различных точек зрения, поэтому данное понятие объясняется по-разному. Так, согласно Х. Хекхаузену, «мотивация не является единым процессом, равномерно от начала до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления; кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов» .

Попытки объяснить действия человека предпринимаются с давних пор. Мотивацией, которая вбирает в себя активизацию, управление и реализацию целенаправленного поведения, объясняют не только поведение и обучение человека, но также такие процессы, как восприятие, представление и мышление.

Проблема мотивации имеет более чем столетнюю историю. Данной теме посвящены труды таких за ученых, как Пфендер («Мотив и мотивация», 1911), Янг («Мотивация и поведение», 1936) и др. Существует несколько подходов к проблематике. Рассмотрим вкратце каждый из них.

Так, первый подход основан на теории инстинкта. Родоначальником этого направления считается Мак-Дауголл, его последователи – Лоренц и Тимберген. Согласно данной теории человеческое поведение основывается на инстинктах и побуждениях. Здесь выделяются следующие аспекты: познавательный (получаемая информация перерабатывается человеком), эмоциональный (после переработки информации человек эмоционально возбуждается) и двигательный аспект (готовность человека к моторным действиям).

Второе направление изучения мотивации основано на теоретико-личностном подходе. Здесь прослеживается линия психологии личности (мотивация является ключом к описанию и пониманию личности и индивидуальных отличий), или линия психологии мотивации (мотивация – это процесс, который объясняет актуальное поведение). Родоначальниками данного направления по праву считаются Вундт, Ах, Дарвин, Фрейд, которые доказывали, что способность человека делать выводы из приобретенного опыта позволяет быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям и тем самым сохранять свой вид.

Третье направление связано с интересом к изменению ассоциаций между стимулом и реакцией, т.е. основано на теоретико-ассоциативном подходе. Здесь следует выделить таких ученых, как Джеймс, Торндайк, Павлов, которые считали, что человеческое сознание является результатом развития нервной системы. Согласно данной теории, основную роль в человеческом поведении играют ситуационные факторы, управление человеком внешними и внутренними раздражителями, например, влечением.

Сегодня мотивация исследована не полностью, нет единых методов и теорий ее изучения, ученые не пришли к окончательному решению всех вопросов, связанных с данной проблемой. Поэтому тема, затронутая в статье, является актуальной, особенно для образовательной сферы.

«Высшее образование выступает значимым элементом образовательной траектории человека. На сегодняшний день это практически единственный демократичный инструмент вертикальной мобильности и построения успешной жизненной карьеры молодого человека. В настоящее время все граждане страны, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеют законодательное право получить образование, в том числе и высшее» . Но, к сожалению, на сегодняшний день низкое качество образования считается одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Причин этому множество, но наиболее существенными причинами низкого уровня образования считаются такие, как оказание вузами платных услуг, что приводит к тому, что в вузы приходят так называемые необучаемые студенты, под которых адаптируют все программы и преподаватели вынуждены с ними работать, так они для образовательных учреждений – источник инвестиций. Многие студенты ориентированы на формальные знаки – оценки, а не на содержание образования, для них важно получить хороший диплом, а не те знания, которые необходимы для профессиональной деятельности. Массовый по численности канал, по которому вузы набирают необучаемых студентов – это разные формы заочного, сокращенного, дистанционного и прочего обучения. «Студенты заочной формы обучения составляют значительный по численности контингент, по характеристикам базовой подготовки и мотивированности к учебе проигрывающий студентам – очникам. Данные опросов показывают, что ни престиж вуза, ни качество образования не являются для заочников существенными признаками при выборе вуза» . Некоторые студенты вообще приходят в тот или иной вуз для реализации совершенно других целей, например, студенты, успешные в спорте, музыке, актерстве, принимаются в вузы на целевое обучение. Их задача – не учиться, а показывать хорошие результаты на конкурсах, в соревнованиях, другими словами защищать честь вуза перед другими конкурентами в этой области. Ведь данный показатель в условиях нынешней конкуренции среди вузов очень важен. У таких студентов мотивация к учебе занижена, они знают, что получат хорошие оценки за то, что поют, танцуют и т.п.

Нельзя не упомянуть того факта, что нынешние студенты относятся к поколению, воспитанному в большей степени телевизором и компьютером, где они находят полную свободу для своих действий, в том числе основанных на асоциальных желаниях. В большей степени это касается компьютера с возможность выхода в интернет для общения в социальных сетях, виртуальных игр и т.д. По утверждению самих обучающихся, они выбирают социальные сети, потому что там они находят свободу, свободу от контроля взрослых, свободу безнаказанно делать то, что категорически запрещено в реальной жизни (например, безнаказанно кого-либо оскорблять, высказывать свое, порой отрицательное мнение …). В социальных сетях дети могут создавать желаемый образ и поддерживать его, проявлять свою индивидуальность, добиваться успеха и завоевывать популярность . У детей, которые проводят большую часть своего времени в интернете, постоянно перегружая свой мозг информацией, «атрофируется мотивация к обучению, им становится неинтересно, они не могут удержать внимание» .

Многие студенты не хотят учиться в вузе, но их заставляют родители, в результате мы получаем совершенно не замотивированных обучающихся. Многочисленные исследования показывают, что существует связь между желанием ребенка поступать в вуз и социально-демографическими характеристиками его семьи. Чем богаче социальный ресурс семьи (в том числе выше образовательный статус родителей), тем больше вероятность того, что ребенок будет стремиться получать высшее образование .

Таким образом, проблема мотивации студентов к обучению очень острая на сегодняшний день, поэтому преподавателям необходимо активизировать свою работу по вовлечению своих подопечных в процесс учебы, по прививанию интереса к получаемой специальности.

В системе высшего образования можно реализовать два направления деятельности, влияющих на мотивацию: воспитательная и учебная работа. Воспитательная работа в вузе помогает формировать у студентов необходимые моральные ценности. Необходимо проводить воспитательные мероприятия: развлекательные, обучающие, патриотические. Основная задача таких мероприятий – формирование заинтересованности у студентов к изучаемому предмету. Изучаемый предмет (независимо от того английский язык это или экономика) в этом случае становится не просто скучным академическим предметом, но и средством выражения себя в условиях игровой деятельности.

Учебная деятельность также направлена на повышение мотивации. На учебных занятиях отсутствует развлекательная составляющая, но, не смотря на это, методы обучения разнообразны. Так, повысить мотивацию студентов на занятиях можно такими способами, как: обмен студентами, приглашение зарубежных лекторов, проведение научно-практических, публикации статей в различных изданиях, защита курсовых и дипломных работ на иностранном языке.

Перечисленные направления работы со студентами помогают создавать атмосферу сотрудничества, веры в свои силы, активизируют общение студентов друг с другом и с преподавателями, что непосредственно ведет к повышению эмоциональной удовлетворенности, к успешному выполнению деятельности, и, в конечном итоге, к повышению мотивации к обучению.

Литература

  1. Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 123-130
  2. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) //Социологические исследования. 2015. № 9. С. 86-92
  3. Колесникова Е.Ю., Новикова Е.М. Влияние семьи на формирование мотивации к получению высшего профессионального образования у учащихся с инвалидностью // Социологические исследования. 2014. № 4. С.124-131
  4. Константиновский Д.Л. Опустеют ли аудитории вузов. Попытка опровержения прогнозов// Россия реформирующаяся: Ежегодник-2004/ Отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 50-60
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  6. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей: опыт социологического исследования / Т.А. Хагуров, А.А. Остапенко; Инс-т РАН; Рос. акад. соц. наук, Краснодар. регин. отд-е.- М.-Краснодар: Парабеллум, 2013. 107с.
  7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПБ: Питер; М.: Смысл, 2003.

References

  1. Gurkina O.A., Mal’ceva D.V. Motivy ispol’zovaniya virtual’nyh social’nyh setej podrostkami // Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 5. S. 123-130
  2. Denisova-SHmidt E.V., Leont’eva EH.O. Kategoriya «neobuchaemyh» studentov kak social’nyj fenomen universitetov (na primere dal’nevostochnyh vuzov) //Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 9. S. 86-92
  3. Kolesnikova E.YU., Novikova E.M. Vliyanie sem’i na formirovanie motivacii k polucheniyu vysshego professional’nogo obrazovaniya u uchashchihsya s invalidnost’yu // Sociologicheskie issledovaniya. 2014. № 4. S.124-131
  4. Konstantinovskij D.L. Opusteyut li auditorii vuzov. Popytka oproverzheniya prognozov// Rossiya reformiruyushchayasya: Ezhegodnik-2004/ Otv. red. L.M. Drobizheva. – M.: Institut sociologii RAN, 2004. S. 50-60
  5. Leont’ev A.N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ // M.: Politizdat, 1975. – 304 s.
  6. Hagurov T.A., Ostapenko A.A. Reforma obrazovaniya glazami uchitelej i prepodavatelej: opyt sociologicheskogo issledovaniya / T.A. Hagurov, A.A. Ostapenko; Ins-t RAN; Ros. akad. soc. nauk, Krasnodar. regin. otd-e.- M.-Krasnodar: Parabellum, 2013. 107s.
  7. Hekhauzen H. Motivaciya i deyatel’nost’. SPB: Piter; M.: Smysl, 2003.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 19 человек(а).

Учить студентов не так уж просто. Мотивировать их еще труднее. В школе или колледже вам постоянно приходится иметь дело с детьми, которые в штыки принимают чужое влияние. В этом-то и заключается проблема, это неприятие – лишь логичный результат неправильного толкования роли учителя и студента. Существуют способы преодоления конфликта поколений, и вы можете достучаться до детей, а они могут вас услышать...

Шаги

    Поймите, почему так сложно мотивировать учеников. Проблема в том, что школьников и студентов окружают столько людей, ведущих себя как «учителя», и все они усердно пытаются стимулировать детей, заставить их думать, работать и сделать из них достойных членов общества. Из-за этого непомерного стимулирования и влияния дети стараются найти свою собственную дорогу. Признав это, они, как правило, начинают отвечать на постоянное внешнее давление следующим важным заявлением: «Я позволю влиять на меня, только если ты мне докажешь, что ты того стоишь» . Эта политика помогает им убедиться, что нужный человек влияет на них в нужное время, и это хорошо. Это становится проблемой, только когда их впечатляет человек, имеющий на них плохое влияние, или когда хороший человек не прикладывает усилий, чтобы произвести на них впечатление.

    Выделяйтесь. Прочитав предыдущий шаг, вы уже поняли, что вам нужно зарекомендовать себя перед учениками, чтобы они позволили вам влиять на них. Вы не можете это сделать, если сливаетесь с безликой толпой. Вам нужно выделиться, привлечь их внимание и удержать его.

    • Выражайте свое мнение. Имейте собственное мнение и высказывайте его в нужный момент. Не говорите слишком много и слишком категорично. Вы должны выглядеть информированным, умным человеком, который не боится высказывать свое мнение, а не высокомерным эгоцентристом.
    • Будьте увлечены вашим предметом. Горящие глаза, улыбка и с трудом сдерживаемый энтузиазм творят чудеса с учекиками. Даже если их не интересует ваш предмет, ваше поведение их «зацепит». Более того, поскольку вы выражаете свою безусловную любовь к предмету, они, скорее всего, воспримут вас как искреннего человека.
    • Будьте энергичны. Энтузиазм заразен. Детям гораздо сложнее заснуть в классе, если учитель активен и подвижен. Запаситесь энергией на то, чтобы пиарить как свой предмет, так и самого себя.
    • Нарушайте иногда правила. Делайте это с осторожностью, но это, как правило, помогает установить доверительные отношения. Возьмем пример студента, который систематически не делает домашнюю работу и который говорит вам, что снова не выполнил задание. Вы должны признать, что что-то здесь неправильно (даже если это всего лишь отношение студента) и помочь. Тактично дайте ему немного больше времени на выполнение домашнего задания и немного упростите тему. Да, это нарушение правил, но таким образом вы не даете подобной ситуации повториться. Убедитесь, что студент понимает, что вы не будете постоянно давать подобные поблажки в будущем.
    • Сделайте немного больше, чем от вас ожидается... хотя бы один раз. Делайте больше , чем ожидается от среднего учителя. Вернемся к предыдущему примеру, представим, что студент снова не сделал домашнее задание в срок. Оставьте его после занятий и проработайте с ним все задание . Помогите ему написать его, покажите, как проводить исследования, покажите работы других студентов. Это здорово, поскольку устраняет все проблемы: если проблема – в отношении студента, вы ликвидировали любые отговорки, а если студент действительно испытывал трудности с домашней работой, он теперь точно знает, что делать. Будьте внимательны, ответьте на все вопросы и убедитесь, что студент все понял. Обязательно скажите ему, что вы не будете снова работать с ним таким образом. Спросите его, понял ли он, и отпустите его, дождавшись положительного ответа.
    • Заботьтесь о своей внешности. Вы должны произвести хорошее впечатление, поэтому вам необходимо прекрасно выглядеть, когда вы заходите в класс. Попробуйте одеваться немного лучше или по-другому, чем обычные люди.
  1. С готовностью давайте информацию. Это кажется не столь уж важным, но большинство учителей этого не делает или делает неправильно. Держите студентов в курсе последних открытий и инноваций в вашей области. Например, если вы преподаете химию или физику, принесите научный журнал, чтобы ученики почитали его в классе, или еще лучше – сделайте для учеников краткое изложение статьи, покажите им иллюстрации к ней, задайте вопросы об основных понятиях и спросите, что означают определенные предложения. Скажите им, что если кто-то захочет прочитать всю статью после урока, у вас есть ее ксерокопии. Вы должны осознавать, что заинтересовать учеников в первую очередь должны вы сами, а не учебные материалы.

    Осмельтесь выйти за границы привычного. Поработайте с классом над необычным и интересным проектом. Например, поставьте спектакль на тему вашего предмета и исполните его перед детьми младшего возраста. Целый класс может написать книгу или создать газету. Самое главное – чтобы идея была оригинальной. Вы должны работать над проектом в учебное время и в здании школы (чтобы не пользоваться транспортом и чтобы избежать значительных вложений времени) и работать вместе с учениками над каждой стадией проекта.

    Будьте осторожны с сарказмом. На самом деле сарказм – весьма неплохой способ найти общий язык со студентами. У студентов создается впечатление, что вы не ищете их одобрения, знаете правила и обладаете хорошим чувством юмора. В то же время ваш сарказм должен быть хорошо выражен, применен в подходящий момент, и не забудьте улыбнуться или во время саркастического замечания, или сразу после. Это довольно важно. Студентам сарказм нравится, но ваш язык тела должен с ним сочетаться, иначе вы покажетесь колким и неприятным.

    Хвастайте, только не переборщите. Вы ведь пытаетесь убедить студентов, что вас стоит послушать, особенно если вы стараетесь мотивировать их изучать ваш предмет. Вам нужно показать свои таланты, показать, что вы не просто учитель, а действительно превосходный специалист в своей области. Это немного похоже на собеседование при приеме на работу. Будьте скромны, но не скрывайте свои таланты. Говорите с гордостью о своем опыте и достижениях. Если вы знаете известных людей, работающих в вашей области, пригласите их в класс. Постарайтесь не просить их давать речь, гораздо лучше устроить сессию вопросов-ответов.

    Будьте внимательны. Если студент кажется нездоровым или подавленным, выйдите с ним из класса и спросите, все ли с ним в порядке. Старайтесь слишком сильно на него не давить, не смотрите на него пристально, пока он не ответит. Если он говорит, что он в порядке, скажите: «Хорошо, просто мне показалось, что ты немножко приуныл за партой», закончите на этом разговор и вернитесь к работе. Студентам уже достаточен сам факт того, что вы обеспокоены.

    Спрашивайте мнение студентов. Отличается ли их мнение от вашего или совпадает с ним, спорьте с ними чуть-чуть, как вы сделали бы с друзьями в неформальной обстановке. Признавайте поражение время от времени. Даже если вы думаете, что правы, вы можете закончить диалог так: «Молодцы. Мы еще к этой теме вернемся.»

    Сделайте что-то значимое, оставьте след после себя. Если вы видите проблему или вопрос, которыми стоит заняться, поговорите об этом со студентами. Скажите студентам, что вы хотите сделать что-то по этому поводу и спросите их, что они об этом думают. Вместе справьтесь с проблемой, тогда вы вместе добьетесь положительных изменений.

    Проясните свои ожидания. Скажите ученикам, чего вы от них ожидаете, кем вы хотите, чтобы они стали, какой вклад хотите, чтобы они внесли в данную сферу и в мир в целом. Говорите страстно и пылко. Роковая ошибка, которую совершают многие учителя, это то, что они произносят такую речь в начале учебного года или курса . Обычно это контрпродуктивно. Если вы стоите перед новым классом и говорите ученикам о том, какие они все замечательные и что на занятиях они узнают, как изменить мир к лучшему, ученики вам не поверят и потеряют уважение. Они думают о том, откуда вы знаете, что они за люди, не приложив ни малейшего усилия, чтобы это выяснить? Как вы можете ожидать от них, что они изменят мир, если вы не рассказали им о мире? Как вы можете иметь одинаковые ожидания ко всем? И они правы. Для большинства учителей все ученики одинаковы, поэтому они спокойно произносят подобную речь. Для хорошего же учителя все ученики разные. Такой учитель не будет говорить даже «некоторые из вас» («Некоторые из вас станут юристами, некоторые – врачами...») Приберегите речь для одного из последних уроков в данном классе и сделайте речь личной. Например: «Рита найдет лекарство от рака, Костя задаст жару Биллу Гейтсу, Мария украсит мир, а Нина Косте задаст жару...» Добавьте юмора и покажите ученикам, что вы узнали что-то о каждом из них. Это ваши ожидания от данных детей; как вы проявили себя с ними, они проявили себя с вами.

  2. Если вы обычно говорите медленно, попробуйте говорить быстрее.
  3. Не подвергайте риску установившиеся отношения учитель-студент. Не позиционируйте себя «как друг, а не учитель». Уважайте границу в отношениях. Вы – учитель, просто очень хороший и не как все.
  4. Не придирайтесь к каждому крошечному проступку. Ваши ученики должны чувствовать, что на первом месте стоит их образование, а не ваш авторитет.
  5. Не позволяйте себе позицию «я – обычный человек». Если у вас плохой день, если вы расстроены или рассержены, не показывайте этого . Вам нужно в этом отношении быть супергероем. Не делитесь с учениками своими проблемами, не показывайте свои слабости (если это только не какая-нибудь мелочь вроде неспособности проветси прямую линию). Если студенты подходят к вам со своими проблемами, отнеситесь с сочувствием и пониманием.
  6. Не улыбайтесь слишком часто, это покажется искуственным.
  7. Предупреждения

  • Вы не можете вдохновить абсолютно всех. Будьте к этому готовы. Как преподаватель, вы должны дать студентам понять, что хотите мотивировать их стать достойными и продуктивными членами общества.

В теории мотивация студентов рассматривает стимулирование их деятельности в сравнении с деятельностью других людей. Это процесс воздействия конкретных побуждений, влияющих на самоопределение и продуктивность профессиональной работы. Мотивация студентов влияет на выбор пути в специализации, на эффективность такого выбора, на удовлетворенность результатами и, соответственно, на успешность обучения. Главное здесь - положительное отношение к будущей профессии, то есть интерес к ней.

Проявление мотивации у студентов сильных и слабых

Два основных фактора влияют на эффективность обучения: уровень когнитивной сферы в развитии и мотивационная сфера личности. Проводился ряд исследований, и ученые доказали, что отнюдь не уровень интеллекта отличает сильного студента от слабого. Здесь самую главную роль играет как раз мотивация студентов. Сильные учащиеся постоянно держат эту мотивацию внутри, поскольку им интересно освоить данную профессию на самом высоком уровне, а потому получают и усваивают знания в полном объеме, чтобы знания, умения и навыки были полноценными. А слабым студентам профессиональная мотивация в таком объеме интересной не кажется, она у них только внешняя, главное - стипендию получить. Некоторым из них важно получение одобрения от окружающих. Однако сам процесс учебы у них живого интереса не вызывает и к получению как можно более широких знаний они не стремятся.

Только интерес, то есть положительное отношение к будущей практической деятельности может являться основой мотивации учебной деятельности студентов. Именно интерес к профессии напрямую связан с конечной целью обучения. Если та или иная специальность выбрана осознанно, если учащийся считает ее общественно и личностно значимой, тогда процесс профессиональной подготовки будет продуктивен и эффективен. Обычно первокурсники практически все считают сделанный выбор правильным, но уже к четвертому курсу эйфория снижается. К концу обучения далеко не в полном составе курс удовлетворен собственным выбором.

Однако интерес все равно остается положительным, поскольку мотивация учебной деятельности студентов постоянно подогревается с разных сторон: это и уважаемые преподаватели с интересными лекциями, и коллективные занятия играют огромную роль. Но если уровень преподавания в учебном заведении низок, удовлетворенность может пропасть даже у тех студентов, которые были замотивированы внутренне. Также влияет на охлаждение чувств по отношению к профессии несоответствие представлений юного ума о данной профессии и постепенно появляющиеся реальные знания, которые приносят понимание и иногда коренным образом меняют первоначальное мнение. В этом случае профессиональная мотивация студентов может сильно пострадать.

Негативные факторы

Меняют отношение к профессии и убивают желание обучаться ее секретам в основном три вещи, выявленные в процессе исследования мотивации студентов:

  1. Столкновение с реальностью в вузе, коренным образом отличающаяся от тех представлений, которые молодой человек имел до поступления в вуз.
  2. Низкий уровень подготовки, слабая обучаемость, сопротивляемость организма к напряженному и систематическому труду.
  3. Категорическое неприятие тех или иных специальных дисциплин, а потому стремление сменить специальность, хотя сам процесс обучения у студента может и не вызывать отторжения.

Обычно выделяют два источника активности в мотивации студентов вуза - внешний и внутренний. Внутренний источник - это социальные и познавательные потребности, интересы, установки, стереотипы, эталоны, влияющие на успешность самосовершенствования личности, на ее самореализацию, самоутверждение в любых видах деятельности. В этих случаях движущая сила активности - стремление к идеальному образцу собственного "Я" и ощущение несоответствия с реальным "Я". Внешними источниками учебной мотивации студентов, их личностной активности служат обстоятельства, в которых проходит жизнь и деятельность конкретного человека. Сюда нужно включать и требования, и набор возможностей, и ожидания.

Суть требований - соблюдение норм поведения, деятельности и общения в социуме. Ожидание можно трактовать как мотивацию студентов к обучению относительно отношения общества к образованию, поскольку это является нормой поведения, и студент должен принять это как данность, что поможет ему в преодолении трудностей в учебном процессе. А возможности создаются объективными условиями, которые необходимы для того, чтобы учебная деятельность продвигалась широко и мощно. Здесь движущая сила - стремление к тем общественным требованиям, которым реальный уровень знаний студента пока не соответствует.

Классификация мотивов

Для изучения мотивации студентов создано множество классификаций, где мотивы разнесены по значимости или по признакам однородности по соответствующим группам. Например: мотивы социальные, когда появляются осознание и принятие значимости обучения, потребности к развитию миропонимания и становлению мировоззрения. Это могут быть познавательные мотивы: интерес и стремление к получению знаний, когда учебный процесс приносит удовлетворение. И, конечно же, личностные мотивы играют важнейшую роль: авторитетная позиция на курсе, персонализация, самоуважение и даже честолюбие - все идет в ход.

Методики мотивации студентов направлены на учебный процесс, и потому первые два вида используются практически всегда, личные мотивы в этих случаях учитываются редко. А напрасно, потому что это явно приблизило бы результат, поскольку оценка преподавателя и реакция окружающих очень этому помогает. Успеваемость студентов значительно повышается, если в расчет берется все - результат настолько же важен, насколько важен процесс. Познавательная и социальная мотивации способствуют подготовке студентов с профессиональной стороны, они эффективно формируют навыки, шлифуют умения, а знания углубляют. Однако методики мотивации студентов должны брать во внимание и личностные мотивы.

Другой подход к классификации мотивов

Очень хорошо отвечает поставленной задаче классификация Д. Якобсона, где отдельно представлены мотивы, связанные с ситуациями вне учебной деятельности. Это мотивация профессионального выбора узкосоциальная (отрицательная): идентификация с родителями или другими уважаемыми людьми из окружения, когда выбор обусловлен тем, что студент не хотел потерпеть неудачу, а также брать на себя ответственность за самостоятельное решение, иногда ему диктовало выбор обычное чувство долга. И формирование мотиваций студентов в этом ключе представлено очень широко.

Сюда же относится мотивация общесоциальная: если студент ответственный, он стремится к успешной учебе, чтобы впоследствии приносить социуму пользу. Другая ипостась - мотивация прагматическая, когда к деятельности побуждает престиж профессии, возможность социального роста и материальные блага, которые профессия в будущем принесет. Развитие мотивации студентов к учебной работе тоже включает в себя разные побуждения:

  • Это мотивация познавательная, если студент стремится к получению образования, охотно впитывает в себя новые знания, овладевает умениями и навыками.
  • Мотивация профессиональная обусловлена интересом к будущей профессии, к ее содержанию. Тогда появляется творческий подход, и возможности увеличиваются, потому что есть уверенность в наличии собственных способностей, которые обязательны в данной профессии.
  • Очень сильны в повышении мотивации студентов и мотивы личностного роста, когда в основе обучения лежит желание самосовершенствования и саморазвития.

Для подготовки к будущей профессии важнее всех мотивы, связанные с учебой, и общесоциальная мотивация, а прагматическая и узкосоциальная чаще всего оказывают отрицательное влияние на учебу.

Для педагогов

В методике учебной мотивации студентов используется и классификация, выполненная Б. Б. Айсмонтансом, которая относится к деятельности преподавателей, направленной на данные проблемы. Превалируют в работе учителя мотивы долженствования, на втором месте - заинтересованность и увлеченность дисциплиной, которую они преподают. И, наконец, общение со студентами - это тоже должно входить в обязательный режим преподавательской работы, чтобы диагностика мотивации студентов была постоянно под контролем.

Учебная мотивация - структура сложная, включающая в себя и внутреннюю, и внешнюю, ее характеризуют устойчивость связей непосредственно учебной деятельности и уровня интеллектуального развития. Успехи в учебе зависят не только от способностей студента, которые он получил от природы, но в большей степени - от мотивации. Нужно признать, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны.

Сегодняшние проблемы

Сложившаяся современная ситуация обострила до предела проблему качественной подготовки специалистов. Она является проблемой первостепенного внимания среди всех остальных на сегодняшний день. Нужно развивать познавательную активность и творческие способности студентов, что делать очень сложно, поскольку слишком много скопилось неприятных моментов в этом самом узком месте педагогики. Профессиональная мотивация - движущий фактор развития личности, поскольку без формирования ее на самом высоком уровне невозможно эффективно развивать страну, в том числе и ее экономику. А высоких профессионалов год от года становится все меньше буквально во всех отраслях народного хозяйства.

Проблема из самых актуальных, поскольку мотивационная сфера в развитии специалиста определяет не только его внутреннее и внешнее состояние, но и подход к выполнению своего долга перед обществом. Мотивация студентов играет важнейшую роль в организации учебного процесса, это одна из сложнейших педагогических задач, решаемая по разным причинам все более медленно или не решаемая вовсе. Управлять мотивационными процессами преподавателям сложно именно потому, что престиж педагогической деятельности в последние десятилетия находится на исключительно низком уровне. Приходится создавать некие условия для того, чтобы студент развивал внутренние мотивы, каким-то образом этот процесс стимулировать.

Нельзя во всем винить тот огромный объем информации, который обрушивается на молодые и не до конца окрепшие умы, виновата, скорее, социальная политика государства, особенно в образовательной сфере. Хотя, конечно, медиа-социальные сети, например, всерьез мешают мотивировать студентов к учебному процессу, к систематической работе, к поиску серьезной информации. Интернет - огромный мир, где можно получить объемные знания на любую научную тему, однако студенты рассматривают картинки с котиками и чудовищно неграмотно пишут комментарии. Идет поиск способов, как мотивировать студентов, чтобы Интернет помогал получать знания, а не отнимал их. Этим и занимаются педагоги, психологи и общество в целом, но нужно признать, что пока не получается.

Проблема активности

Это тоже проблема животрепещущая. Нужны новые формы и методы обучения студентов, чтобы активизировать их отношение к учебной деятельности. Но прежде всего необходимо провести критический анализ существующих. Ведь часто все обучение опирается на то, что студент воспроизводит, запоминая только определенный круг фактического материала: "от сих до сих". Нужна творческая активность, желание заглядывать на десять страниц вперед. Здесь роли преподавателя и студента должны быть качественно пересмотрены. Нужны партнерские отношения, чтобы сделать студента действующим лицом. Иначе педагог не сможет даже диагностировать мотивацию студента или отсутствие ее.

А знать то, что движет студентом, какие мотивы побуждают его к действиям, преподаватель обязан, чтобы разрабатывать и реализовывать эффективную систему методов управления мотивацией во время учебного процесса. Главной задачей является правильная организация деятельности студента, в том числе и неучебной, чтобы максимально способствовать раскрытию внутреннего потенциала личности. Однако структура такой мотивации - и профессиональной, и педагогической - для подготовки специалиста пока не только не изучена, она еще и не выстроена. Стратегия профессионального образования сегодня должна обеспечивать усиление мотивации к профессиональной деятельности, стимулировать творческий потенциал, развивать интеллектуальные, эмоциональные, духовные и волевые качества студентов.

Мотивационная сфера

Изучать учебную мотивацию необходимо, чтобы выявить реальный уровень и возможные перспективы, зоны влияния на развитие студента, которому крайне требуется указать новые цели и обозначить основные потребности, именно тогда и проявятся процессы взаимосвязи между общественным устройством и формированием мировоззренческих категорий личности. Рассматривать необходимо все без исключения этапы развития мотивационных составляющих, поскольку результаты всегда разные, они зависят от многих факторов: мотивов познавательных и социальных, от уровня жизни, от иерархии учебного сообщества, когда непосредственные побуждения подчинены осознанным, произвольным их формам.

Побуждения должны гармонично согласоваться между собой, быть стабильными, устойчивыми и обязательно положительно окрашенными, ориентироваться на длительные перспективы по времени, быть действенными и реально влиять на поведение. Именно тогда и получится зрелая форма профессиональной мотивации. В данный момент у большинства студентов-первокурсников внутренняя мотивация преобладает, далее это число снижается, но сохранившие в себе этот внутренний стержень не теряют из вида поставленные цели, несмотря на воздействие многочисленных внешних факторов.

Становление мотивации

Особенности становления мотивации у каждого студента являются индивидуальным процессом, они буквально неповторимы, и здесь задача педагога - найти некий общий подход, выявить все сложные и даже противоречивые пути профессиональной мотивации, чтобы направлять ее ход. Прежде всего необходимо развивать познавательный интерес, поскольку без такого плана активности ничего достичь невозможно. Потому в обучении лучшим подходом является систематический мониторинг возбуждения, развития и укрепления познавательного интереса. Это основа мотивации, действующая мощно и как средство воспитания студента, и как средство повышения качества обучения.

Конкретные рекомендации разрабатываются, доводятся до учебных заведений и реализуются. Во главе угла стоят совершенствование самостоятельной работы. Очень многое зависит от самого преподавателя, от силы его обучающего воздействия. Повышают познавательную активность и содержание материала, который предстоит усвоить (и здесь как нигде необходима учебная мотивация), вдохновляет и сам процесс работы с новым материалом, где можно вводить в действие резервы качеств личности как студента, так и преподавателя.

Формирование личности

Мотивация студентов к обучению - это преследование целей и опора на ценности профессионального образования, перспектива удовлетворения потребностей личности, социума и государства. Именно это и предопределяет все текущие изменения в образовательном процессе, в том числе и в мотивационной сфере. Личность студента за время обучения должна стать высокомотивированной, чтобы трудиться и жить в постоянно изменяющихся условиях экономических и социальных.

Однако все сложнее становится исследовать специфику этой сферы, структура ее стремительно усложняется, и это не способствует хорошему освоению профессии в целом. Приоритетными становятся интересы личности, а не коллектива, становление эрудиции и компетентности, а не чувства долга и чести. Нужно повышать общую культуру и развивать творческое начало. Студент должен быть активным субъектом в социуме.

Уровень профессиональной мотивации показывает включенность студентов в учебный процесс, именно это и показывает, что они удовлетворены выбором профессии. Изучать состояние познавательного интереса нужно постоянно, на всех этапах развития личности, сообразуя полученные сведения с социальными мотивами, с иерархической мотивационной сферой. По согласованности и гармоничном сосуществовании разнообразных мотивов, стабильности и устойчивости появившегося эффекта, действенности мотивации можно сделать заключение о том, насколько высок уровень познавательной активности.

16.05.13

Все больше и больше взрослых людей, стремясь найти себе лучшую работу, садятся за виртуальные парты. Но окончательно вопрос «Как мотивировать взрослых учиться?» не закрыт. На пути у взрослых людей к учебе стоит немало препятствий. Попробуем их преодолеть.

Голова у взрослого человека набита разными мыслями гораздо плотнее, чем у ребенка. Он, может, и хотел бы выполнить задание онлайн-курса, да просто замотался. Кроме того, люди в возрасте не так явно ощущают плоды своих учебных усилий, как молодые студенты. Их учебные привычки тоже давно ушли на задний план или даже совсем забыты. Больше того, часто взрослым студентам не столько интересно учиться, сколько они вынуждены проходить онлайн-курсы, чтобы повысить квалификацию, сохранить рабочее место, устроиться на новую работу или продвинуться по карьерной лестнице. Вот почему взрослых студентов трудно мотивировать на учебу и сделать активными ее участниками.

Хорошо, что у нас есть 17 способов увеличить мотивацию взрослых студентов к учебе. Применим их все!

1. Объединяйте учеников в группы близкого возраста и одинаковой учебной подготовки.

Делайте акцент на практических занятиях. Отлично, если полученные знания можно будет немедленно применить на практике! Студенты в возрасте гораздо вернее предпочитают практические навыки, чем разного рода отвлеченные теории и факты.

2. Будите в онлайн-студентах исследовательскую жилку.

Известно, что у детей особенно развиты любопытство и жажда исследований. Однако и взрослым ученикам тоже приятно иногда побыть детьми и удовлетворить свой познавательный интерес. Дайте им такую возможность. Пусть в их распоряжении будут все виды бесплатных ресурсов: учебные материалы, справки, графики, короткие видео, подкасты и прочее. Идеальная информационная среда вдохновляет на получение знаний.

3. Объедините учащихся с помощью социальной сети.

4. Не ограничивайтесь закадровым голосом.

Добавьте личный контакт. Пусть онлайн-курс ассоциируется у студентов с вашим лицом. Будьте доступны для студентов. Устраивайте дискуссии в прямом эфире, сессии вопросов и ответов, а также приглашайте экспертов, других преподавателей и специалистов.

5. Вводите в онлайн-обучение игровую нотку.

Придумайте игровые упражнения и тематические исследования, которые можно было бы выполнить разными способами. Пусть ваши студенты ищут и находят решения!

6. Юмор – ваше все!

С помощью юмора вы заинтересуете самых незаинтересованных участников. Если студенты знают, что могут услышать на ваших лекциях нечто забавное, они будут слушать их очень внимательно, дабы случайно не пропустить самое интересное. Будьте остроумны – и вы всегда останетесь в выигрыше!

7. Дробите информацию.

Маленькие порции легче переваривать. Пусть онлайн-студентам будет легко усвоить и запомнить информацию.

8. Создайте напряжение!

Не раскрывайте сразу все свои карты. Пусть студенты недоумевают, что произойдет дальше. Если известно, чем кончается книжка, читать ее уже не так интересно.

9. Показывайте учащимся перспективы их карьеры.

Расскажите, как с помощью новых знаний они смогут удовлетворить свои потребности. Пусть они будут лично заинтересованы в получении знаний!

10. Стимулируйте студентов.

Поощряйте их, когда они включают свой мозг. Пусть-ка поломают голову над каким-нибудь интересным заданием.

11. Позвольте студентам учиться на своих ошибках.

Вот какой эксперимент провел один онлайн-преподаватель. Он разделил своих студентов на две группы. Первая группа получала учебный материал в течение 4 лекций. Другая группа тот же самый материал получила в течение одной лекции, причем 3 раза проходила тест на усвоение нового. И что же? Вторая группа усвоила материал на 50% лучше. Мораль – не бойтесь, если первый или даже второй блин будет комом.

12. Позаботьтесь о визуальном эффекте.

Вы ведь в курсе, что 83% информации мы воспринимаем глазами?

13. Наполните свою лекцию эмоциями.

Если в вашем рассказе нет ни искры вдохновения, если материал звучит скучно и плоско – как вы заставите учащихся его воспринять и запомнить? «Пробейте» студентов на эмоции – придумайте противоречивые тезисы, нажмите на воспоминания, включите в свой рассказ истории из реальной жизни.



Поделиться