Покорение южного полюса амундсеном и скоттом. Амундсен — Скотт (антарктическая станция)

В 1909 году Южный полюс оставался последним невзятым из крупных географических трофеев. Ожидалось, что в ожесточенную схватку за него США вступят с Британской империей. Впрочем, ведущие американские полярники Кук и Пири в то время сосредоточились на Арктике, и британская экспедиция капитана Роберта Скотта на судне «Терра нова» получила временную фору. Скотт не собирался торопиться: трёхлетняя программа предусматривала обширные научные исследования и методичную подготовку для похода к полюсу.

Эти планы были спутаны норвежцами. Получив сообщение о покорении Северного полюса, Руальд Амундсен не захотел быть там вторым и тайно направил свой корабль «Фрам» к Южному. В феврале 1911 года он уже принимал британских офицеров в лагере на леднике Росса. «Не подлежит сомнению, что план Амундсена является серьёзной угрозой нашему», - написал в дневнике Скотт. Гонка началась.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/polar_01.jpg", "alt": "Капитан Скотт", "text": "Капитан Скотт"}

{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/polar_02.jpg", "alt": "Руальд Амундсен", "text": "Руальд Амундсен"}

В предисловии к мемуарам один из участников экспедиции «Терра новы» позже писал: «Для научных исследований дайте мне Скотта; для рывка к полюсу - Амундсена; о спасении молите Шеклтона».

Пожалуй, склонность к искусствам и наукам - одно из немногих достоверно известных положительных качеств Роберта Скотта. Его литературный талант особенно ярко проявился в собственном дневнике, который стал основой для мифа о герое, павшем жертвой обстоятельств.

Сухарь, нелюдим, человек-функция - Руальд Амундсен был создан для достижения результатов. Этот маньяк планирования называл приключения печальным следствием плохой подготовки.

Команда

Состав экспедиции Скотта потрясал полярников того времени численностью - 65 человек, включая команду «Терра новы», двенадцать учёных и кинофотооператора Герберта Понтинга. В поход к полюсу отправились пятеро: капитан взял с собой кавалериста и конюха Отса, начальника научной программы Уилсона, своего помощника-завхоза Эванса и в последний момент моряка Бауэрса. Это спонтанное решение многие специалисты считают смертельным: количество еды и снаряжения, даже лыж, было рассчитано только на четверых.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/polar_03.jpg", "alt": "Капитан Скотт", "text": "Команда Капитана Скотта. Фото Норвежской национальной библиотеки."}

Сборная Амудсена могла бы выиграть любой из современных зимних ультрамарафонов. С ним в Антарктиде высадилось девять человек. Никаких работников умственного труда - это были прежде всего физически крепкие мужчины, обладавшие набором необходимых для выживания навыков. Они хорошо ходили на лыжах, многие умели управлять собаками, имели квалификацию навигаторов и только у двоих не было полярного опыта. Пять лучших из них пошли к полюсу: путь упряжкам Амундсена прокладывал чемпион Норвегии по лыжным гонкам.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/polar_04.jpg", "alt": "Руальд Амундсен", "text": "Команда Руальда Амундсена. Фото Норвежской национальной библиотеки."}

Экипировка

Как и все норвежские полярники того времени, Амундсен был сторонником изучения эскимосских способов адаптации к экстремальному холоду. Его экспедиция одевалась в анораки и сапоги-камикки, усовершенствованные на протяжении зимовки. «Любую полярную экспедицию без меховой одежды я назову неадекватно экипированной», - писал норвежец. Напротив, культ науки и прогресса, отягощённый имперским «бременем белого человека», не позволял Скотту воспользоваться опытом аборигенов. Британцы были одеты в костюмы из шерсти и прорезиненного полотна.

Современные исследования - в частности, обдувание в аэродинамической трубе - не выявили значительного преимущества одного из вариантов.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/polar_05.jpg", "alt": "Руальд Амундсен", "text": "Слева экипировка Руальда Амундсена, справа - Скотта. "}

Транспорт

Тактика Амундсена была одновременно эффективной и жестокой. Четвёрку его 400-килограммовых саней с едой и снаряжением тянули 52 гренландские лайки. По мере продвижения к цели норвежцы их убивали, скармливали другим собакам и ели сами. То есть по мере уменьшения груза транспорт, в котором больше не было необходимости, сам превращался в еду. В базовый лагерь вернулись 11 лаек.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/polar_10.jpg", "alt": "Руальд Амундсен", "text": "Упряжка собак в экспедиции Руальда Амундсена. Фото Норвежской национальной библиотеки."}

Сложный транспортный план Скотта предусматривал использование моторизованных саней, монгольских пони, подстраховку упряжками сибирских лаек и финальный рывок на своих ногах. Легко прогнозируемый провал: сани быстро сломались, пони умирали от холода, лаек было слишком мало. На многие сотни километров британцы сами впряглись в сани, причём нагрузка на каждого достигала почти центнера. Скотт считал это, скорее, преимуществом - в британской традиции исследователь должен был прийти к цели без «посторонней помощи». Страдание превращало достижение в подвиг.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/polar_09.jpg", "alt": "Руальд Амундсен", "text": "Моторизованные сани в экспедиции Скотта."}

{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/polar_13.jpg", "alt": "Руальд Амундсен", "text": "Сверху: монгольские пони в экспедиции Скотта. Снизу: британцы тянут на себе груз."}

Еда

Провальная транспортная стратегия Скотта привела его людей к голоду. Волоча на своих ногах сани, они значительно увеличили длительность путешествия и количество необходимых при такой физической нагрузке калорий. При этом британцы были не в силах тащить на себе нужное количество провианта.

«Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей. Конец всем нашим мечтам. Печальное будет возвращение», - написал Скотт в дневнике.

Сказалось и качество еды. В отличие от норвежского печенья, содержавшего непросеянную муку, овсяные хлопья и дрожжи, британское было сделано из чистой пшеницы. Ещё не дойдя до полюса, команда Скотта пострадала от цинги и нервных расстройств, связанных с дефицитом витамина В. Ей не хватило еды на обратную дорогу и не хватило сил, чтобы дойти до ближайшего склада.

О питании норвежцев достаточно будет сказать, что на обратном пути они стали выбрасывать лишнюю еду для облегчения саней.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/polar_20.jpg", "alt": "Руальд Амундсен", "text": "Остановка. Экспедиция Руальда Амундсена. Фото Норвежской национальной библиотеки."}

На полюс и обратно

Расстояние от норвежской базы до полюса равнялось 1 380 километрам. На её прохождение команде Амундсена потребовалось 56 дней. Собачьи упряжки позволили увезти более полутора тонн полезного груза и создавать по ходу склады запасов для обратной дороги. 17 января 1912 года норвежцы достигают Южного полюса и оставляют там палатку-пульхейм с посланием королю Норвегии о покорении полюса и просьбу Скотту доставить его по назначению: «Путь домой очень далёк, случиться может всякое, в том числе и то, что лишит нас возможности лично сообщить о нашем путешествии». На обратной дороге сани Амундсена стали быстрее, и команда попадает на базу через 43 дня.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/polar_16.jpg", "alt": "Руальд Амундсен", "text": "Команда Руальда Амундсена на Южном полюсе. Фото Норвежской национальной библиотеки."}

Через месяц пульхейм Амундсена на полюсе находят британцы, прошедшие 1 500 километров за 79 дней. «Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей. Конец всем нашим мечтам. Печальное будет возвращение», - написал Скотт в дневнике. Разочарованные, голодные и больные они ещё 71 день бредут назад к побережью. Скотт и два последних его выживших спутника умирают в палатке от истощения, не дойдя до очередного склада 40 километров.

Поражение

Осенью того же 1912 года палатку с телами Скотта, Уилсона и Бауэрса находят их соратники из экспедиции «Терра новы». На теле капитана лежат последние письма и заметки, в сапоге хранится письмо Амундсена к норвежскому королю. После публикации дневников Скотта на его родине развернулась антинорвежская кампания, и прямо назвать Амундсена убийцей британцам помешала только имперская гордость.

Впрочем, литературный талант Скотта превратил поражение в победу, а мучительную смерть его спутников поставил выше идеально спланированного рывка норвежцев. «Как можно равнять деловую операцию Амундсена и первоклассную трагедию Скотта?» - писали современники. Первенство «туповатого норвежского моряка» объясняли его неожиданным появлением в Антарктиде, сорвавшим планы подготовки британской экспедиции, и неблагородным использованием собак. Гибель джентльменов из команды Скотта, по умолчанию более сильных телом и духом, объяснялась несчастливым стечением обстоятельств.

Только во второй половине XX века тактика обеих экспедиций была подвергнута критическому разбору, а в 2006 году их снаряжение и рационы были проверены в максимально реалистичном эксперименте BBC в Гренландии. Британские полярники и в этот раз не достигли успеха - их физическое состояние стало настолько опасным, что медики настояли на эвакуации.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/polar_18.jpg", "alt": "Руальд Амундсен", "text": "Последняя фотография команды Скотта."}

А чем же занимается все эти годы Роберт Скотт? Подобно многим морским офицерам ее величества, он делает обычную флотскую карьеру.

В 1889 году Скотт произведен в лейтенанты; через два года поступает в минно-торпедное училище. Закончив его в 1893 году, некоторое время служит на Средиземном море, а затем по семейным обстоятельствам возвращается к родным берегам.

К тому времени Скотт знает не только навигацию, лоцманское и минное дело. Он также освоил геодезические инструменты, научился съемке местности, хорошо разбирается в основах электричества и магнетизма. В 1896 году его назначают офицером на эскадру, располагающуюся в Ла-Манше.

Именно в это время и происходит вторая встреча Скотта с К. Маркхэмом, который, став уже президентом Королевского Географического общества, упорно побуждал правительство направить экспедицию в Антарктиду. Во время бесед с Маркхэмом офицер постепенно увлекается этой идеей... чтобы не расстаться с ней уже никогда.

Впрочем, прошло еще около трех лет, прежде чем Скотт принял судьбоносное для себя решение. При поддержке Маркхэма он подает рапорт о своем желании возглавить экспедицию на крайний юг Земли. После многомесячного преодоления разного рода препятствий, в июне 1900 года, капитан второго ранга Роберт Скотт наконец-то получает командование Национальной антарктической экспедицией.

Итак, по удивительному стечению обстоятельств, на рубеже ХІХ и ХХ веков два главных участника будущего грандиозного состязания практически одновременно были готовы к своим первым самостоятельным полярным экспедициям.

Но если Амундсен собирался отправиться на Север, то Скотт намеревался покорить крайний Юг. И в то время, как Амундсен в 1901 году предпринимает пробное плавание на своем судне в северной Атлантике, Скотт уже направляется к Антарктиде.

Экспедиция Скотта на судне «Дискавери» прибыла к берегам ледяного континента в начале 1902 года. На зимовку корабль был поставлен в море Росса (южная часть Тихого океана).

Она прошла благополучно, и антарктической весной, в ноябре 1902 года, Скот впервые отправляется в поход на юг с двумя спутниками - военным моряком Эрнстом Шеклтоном и ученым-натуралистом Эдуардом Уилсоном, втайне надеясь дойти до Южного полюса.

Правда, несколько странным выглядит то, что, собираясь сделать это с помощью собак, они не сочли нужным заранее приобрести необходимый опыт обращения с собачьими упряжками. Причиной тому были представления англичан (оказавшиеся впоследствии роковыми) о собаках, как не слишком важном транспортном средстве в условиях Антарктиды.

Об этом свидетельствует, в частности, такой факт. Впереди основной группы Скотта некоторое время шла вспомогательная партия с дополнительным запасом продовольствия, собственноручно таща несколько саней с грузом, и с флагом, на котором была гордая надпись: «В услугах собак не нуждаемся». Между тем, когда 2 ноября 1902 года Скотт со своими товарищами выступили в поход, они были удивлены быстротой, с которой собаки потащили их груженые сани.

Впрочем, довольно скоро животные утратили первоначальную резвость. И дело было не только в необычайно трудной дороге, многочисленных неровностях, покрытых глубоким рыхлым снегом. Главной причиной быстрого упадка сил у собак стал некачественный корм.

При неполноценной помощи собак экспедиция продвигалась медленно. К тому же, нередко свирепствовали метели, вынуждая путешественников останавливаться и пережидать непогоду в палатке. В ясную же погоду белоснежная поверхность, легко отражавшая солнечные лучи, вызывала у людей снежную слепоту.

Но, несмотря на все это, группа Скотта смогла дойти до 82 градуса 17" южной широты, туда, где никогда еще не ступала нога человека. Здесь, взвесив все «за» и «против», первопроходцы приняли решение повернуть назад. Это оказалось своевременным, поскольку вскоре собаки одна за другой стали дохнуть от истощения.

Наиболее ослабевших животных убивали и скармливали остальным. Кончилось тем, что люди, опять-таки, сами впряглись в сани. Огромные физические нагрузки в чрезвычайно неблагоприятных природных условиях быстро истощали силы.

У Шеклтона все отчетливее стали проявляться симптомы цинги. Он кашлял и харкал кровью. В меньшей степени кровоточивость проявлялась у Скотта и Уилсона, которые и стали тащить сани вдвоем. Шеклтон, ослабленный своей болезнью, кое-как плелся за ними. В конце концов, спустя три месяца, в начале февраля 1903 года все трое вернулись на «Дискавери».

Достичь Южного полюса мечтали многие, среди них - французский мореплаватель Жан-Батист Шарко, известный исследователь Арктики и Антарктики (он и погиб в 1936г. во время очередной экспедиции в Гренландию).

Мечтал первым достичь полюса в Антарктиде и Нансен, намеревавшийся отправиться в южные полярные моря на своем любимом "Фраме". В 1909г. англичанин Эрнест Шеклтон с товарищами проник в самое сердце материка и вынужден был повернуть к побережью всего в 100 милях от полюса из-за острой нехватки продуктов.

В октябре 1911 г. морозной антарктической весной, к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции, норвежская и британская. Одной руководил Руаль Амундсен (1872-1928), полярный исследователь, который уже зимовал на судне в антарктических водах в конце Х1Х в. И успел прославиться Арктике, преодолев на крошечном суденышке "Йоа" лабиринт Канадского архипелага в 1903-1906 гг.

Второй - капитан первого ранга, кавалер ордена Виктории, Роберт Фолкон Скотт (1868-1912). Скотт был морским офицером, успевшим на своем веку командовать и крейсерами, и линкорами.

В самом начале XX столетия он провел два года на антарктическом берегу, руководя исследовательской зимовкой. Возглавляемый Скоттом небольшой отряд предпринял попытку проникнуть в глубь континента, и за три месяца им удалось продвинуться почти на 1000 миль по направлению к полюсу. Возвратившись на родину, он начал готовиться к следующей экспедиции. Когда их судно "Тера Нова" было на пути к Антарктиде, англичане узнали, что туда же на всех парах идет "Фрам" с экспедицией Амундсена на борту и цель норвежцев - все тот же Южный полюс!

Дальнейшее состязание шло уже под девизом: " кто кого?". Амундсен исключительно умело выбрал место зимовки и будущего старта - на целых 100 миль ближе к полюсу, чем у Скотта. На своем пути, который проходил под углом к маршруту британцев, люди Амундсена не встретили ни страшных холодов, ни убийственных затяжных метелей. Норвежский отряд осуществил поход туда и обратно в значительно более краткие сроки, не выйдя за пределы короткого арктического лета. И здесь можно лишь воздать должное организатору экспедиции.

И вот 17 января 1912 г. Роберт Скотт и его товарищи пришли в географическую точку Южного полюса. Здесь они увидели остатки чужого лагеря, следы нарт, собачьих лап и палатку с флагом - ровно за месяц до них полюса достиг соперник. С присущим ему блеском, без единой жертвы, без тяжких травм, едва ли не до минуты выдержав составленный им же график маршрута (и, что выглядит совершенно фантастическим, с такой же точностью предугадав сроки возвращения на береговую базу), Амундсен продемонстрировал очередное и далеко не последнее свое достижение.

В дневнике Скотта появилась такая запись: "Норвежцы нас опередили. Ужасное разочарование, и мне больно за моих верных товарищей. Никто из нас вследствие полученного удара не мог заснуть…".

Отряд англичан двинулся в обратный путь, следуя от одного промежуточного склада с продуктами и топливом до другого. Но их навеки остановила нескончаемая мартовская пурга.

Их тела семь с лишним месяцев спустя обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа. Рядом с телом Скотта лежала сумка с дневниками и прощальными письмами. Тут же были и 35 фунтов образцов, собранных во время маршрута на скалах, обрамляющих антарктические ледники. Англичане продолжали тащить эти камни даже тогда, когда смерть уже глядела им в глаза.

Последней строкой в дневнике стала фраза, облетевшая впоследствии весь мир: "Ради Бога, не оставьте наших близких…"

Признаваясь жене, что никаких шансов на спасение нет, Роберт Скотт просил ее заинтересовать их сынишку естественной историей, чтобы он в будущем продолжил его дело путешественника-натуралиста. Доктор Питер Скотт (ему не было и года, когда его отец отправился в свою последнюю экспедицию) стал выдающимся биологом и экологом, одним из руководителей Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

На побережье материка рядом с базой британской экспедиции, на вершине высокого холма, обращенного к величественному ледяному Барьеру Росса, поднялся трехметровый крест, сделанный из австралийского эвкалипта.

На нем - надгробная надпись в память о пятерых погибших и заключительные слова классика британской поэзии: "Бороться, искать, найти и не сдаваться!".

Амундсен, узнав о гибели Скотта и его спутников, написал: "Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!".

Амундсен и Скотт, Скотт и Амундсен… Сегодня в той самой точке, которая принесла великую победу одному и смертельное поражение другому, ведет научные исследования антарктическая станция, которую назвали Амундсен-Скотт.

К концу XVIII века эпоха Великих географических открытий была уже в прошлом. Неизвестные земли оказались под властью европейских монархий, а их жители попали под гнет колониальной администрации и предприимчивых купцов из метрополии. Именно тогда искатели приключений стали все чаще обращать свои взоры на юг, туда, где должна находиться неизвестная доселе Антарктика. Наиболее яркой страницей в летописи этой эпохи стала борьба норвежца Руаля Амундсена и англичанина Роберта Скотта за право называться первым человеком, побывавшим на Южном полюсе. Тем более что проигравшим в ней пришлось поплатиться своими жизнями.

Не так давно стало известно, что норвежские режиссеры Йоахим Рённинг и Эспен Сандберг, авторы фильма «Кон-Тики» о другом легендарном путешественнике, Туре Хейердале, планируют посвятить свой новый фильм своему соотечественнику Руалю Амундсену и истории той самой полярной гонки. FURFUR решил освежить в памяти события одной из самых известных экспедиций XX века.

Неизвестная земля

Еще ученые Древней Греции считали, что на Крайнем Юге должна быть земля, на картах времен Средневековья и эпохи Возрождения всегда изображался континент, лежащий на полюсе. Большинство ученых и мореплавателей придерживалось мысли о том, что Южный континент существует, некоторые строили предположения о численности его населения и богатстве природы, но все сходились в утверждении о трудности его достижения.

В 1772 году Английское адмиралтейство, обеспокоенное экспансией Франции в южные широты, приняло решение о направлении экспедиции, среди прочих задач имеющей целью обнаружить Южный континент. Командование экспедицией было поручено прославленному капитану Джеймсу Куку.

В январе 1773 года корабли экспедиции смогли пересечь Южный полярный круг, чего до них не делал никто, но сложная ледовая обстановка и постоянные штормы заставили Кука повернуть на север и заявить, что никакого материка нет и не может быть за этими непроходимыми льдами. Авторитет утверждений Джеймса Кука на 45 лет прекратил какие-либо серьезные попытки поисков Антарктиды.

Лишь в 1820 году кораблям русского флота «Восток» и «Мирный» удалось достичь побережья ледового континента, а затем и совершить плавание вокруг Антарктиды. Руководитель экспедиции Беллинсгаузен сделал однозначный вывод о том, что морякам встретилась твердая земля, а не скопление айсбергов, однако о том, чтобы ступить на нее, по-прежнему не шло и речи, поскольку никакой возможности пробраться сквозь льды и высадить на берег партию не имелось.

Доподлинно известно, что первым человеком, ступившим на землю Антарктиды, стал норвежец Карстен Борхгревинк. Этим событием было ознаменовано начало Героического века антарктических исследований.

Доподлинно известно, что первым человеком, ступившим на землю Антарктиды, стал норвежец Карстен Борхгревинк. Этим событием, произошедшим 25 января 1895 года, было ознаменовано начало Героического века антарктических исследований, как его принято назвать в англоязычный литературе. В последующие 20 лет развернулась невиданная доселе гонка, в которой приняли участие крупнейшие европейские державы, поставившие своей целью водрузить флаг в любом возможном месте которое бы не посещалось соперниками до того момента. Но главное соревнование шло между первопроходцами, их собственными и амбициями и тщеславием, ради которых они были готовы рисковать жизнью, как своей собственной, так и своих спутников.

Руаль Амундсен

Руаль Амундсен был потомком норвежских мореходов и купцов. На момент его рождения Амундсены в 1872 году владели несколькими судами, кроме того, у них была собственная верфь. Плохой ученик в школе, он демонстрировал выдающиеся спортивные достижения и мечтал о путешествиях. Начав изучать медицину по настоянию матери, Амундсен оставил университет сразу после ее смерти, поступив на зверобойное судно. Сдав экзамены на звание штурмана, в 1895 году он продолжил плавания на промысловых судах.

Знаменательным событием в жизни Амундсена стало путешествие в Антарктику в 1897–1899 годах в составе бельгийской научной экспедиции на судне «Бельжика». Экспедиция не достигла Южного магнитного полюса, который и был целью всего предприятия, поскольку судно оказалось зажато во льдах моря Беллинсгаузена и осталось там, на вынужденной зимовке. Однако для Руаля это событие стало настоящим подарком судьбы. Вместе с доктором Куком, ставшим одним из тех немногих, кого можно было бы назвать его другом, они совершали лыжные переходы, вели научные наблюдения, охотились на тюленей, снабжая всю команду свежим мясом, и развивали собственные навыки выживания в условиях высоких широт.

Будучи опытным лыжником, Руаль в совершенстве освоил и собачью упряжку, совершая на ней 50–60-километровые переходы.

В начале 1901 года Амундсен купил старую яхту «Йоа», которую он переоборудовал и подготовил для плаваний в полярных широтах. После нескольких экспедиций в северные моря экипаж в составе семи человек был готов к выполнению сложной и амбициозной задачи: пройти из Атлантического в Тихий океан через Северо-Западный проход, попутно посетив Северный магнитный полюс. Путешествие продлилось три года, окончившись прибытием в порт Сан-Франциско, состоявшимся 19 октября 1906 года. За это время «Йоа», потеряв умершим от болезни одного из членов команды, прошла через острова, лежащие к северу от Американского континента, а также совершила на своем пути три зимовки.

Ценность экспедиции для Амундсена состояла не только в личной славе и общенаучном значении его исследований, но и в том, что он в совершенстве овладел навыками, используемыми местными жителями в их повседневной жизни, проходящей в экстремальных условиях Крайнего Севера. Будучи опытным лыжником, Руаль в совершенстве освоил и собачью упряжку, совершая на ней 50–60-километровые переходы. Еще более ценными приобретением были люди, прошедшие через испытание Севером, чтобы в будущем вместе с Амундсеном бросить вызов Южному полюсу.

Роберт Скотт

Роберт Скотт родился в 1868 году и принадлежал к фамилии потомственных военных, посвятивших жизнь службе британской короне. Уже в 13 лет он поступил кадетом на учебное судно, через два года, в 1883-м, в звании мичмана начал службу в британском флоте. На первый взгляд казалось, что молодой человек ничем особенным не выделялся на фоне множества своих сослуживцев-одногодок и был ровно тем, кем и должен быть юноша его возраста и положения. Однако совсем другого мнения о Скотте придерживался Клемент Маркэм - секретарь Королевского географического общества, с которым они повстречались на Антильских островах. Во время учений, проходивших в Карибском море, молодой мичман выиграл шлюпочные гонки, а потому был удостоен приглашения на обед со старшими офицерами, гостем на котором был и сэр Маркэм. Секретарь географического общества, сам в прошлом офицер военно-морского флота, был приятно удивлен сообразительностью и обаянием мичмана Скотта.

Продвижение молодого офицера по карьерной лестнице из-за отсутствия влиятельных покровителей шло самым обычным образом, а потому не было быстрым. В 1894 году, когда Скотт служил офицером на минном транспорте «Вулкан», его семью постигло разорение, а через три года умер его отец. Ему как воздух необходимо было повышение по службе, поскольку иных возможностей обеспечить осиротевшую семью у Скотта не имелось. И вскоре такая возможность ему представилась: случайно встретив на улице Маркэма, ставшего к тому времени президентом Королевского географического общества, Роберт выяснил, что тот озабочен поиском человека, способного возглавить экспедицию в Антарктиду.

Первые месяцы пребывания в Антарктике были испытанием для всей команды. Один за матросов сорвался с утеса и разбился насмерть, а походы в окрестностях зимовки требовали полного напряжения сил от участников.

На новом месте ему пришлось начинать с нуля: весь его опыт службы в военно-морском флоте не имел особой ценности, когда речь заходила о подготовке к зимовке в полярных широтах. Поэтому вместе с Маркэмом они обратились за помощью к Фритьофу Нансену, обладавшему непререкаемым авторитетом самого опытного полярника своего времени. Нансен щедро делился своими знаниями относительно необходимых припасов, технических средств, конструкции судов, приспособленных для плаваний во льдах, и проведении зимовок. Другое дело, что большая часть его советов была проигнорирована, как, например, те, что касались преимуществ передвижения на лыжах и собачьих упряжках.

6 августа 1901 года исследовательское судно «Дискавери», названное в честь корабля Джеймса Кука, покинуло Британские острова с тем, чтобы вернуться к ним через три года. Среди официальных целей экспедиции не числилось покорения Южного полюса, а лишь присутствовала расплывчатая формулировка «продвинуться сколь будет возможно на юг». Первые месяцы пребывания в Антарктике были испытанием для всей команды. Один за матросов сорвался с утеса и разбился насмерть, а походы в окрестностях зимовки требовали полного напряжения сил от участников.


Несмотря на трудности первого года, в ноябре 1902 Скотт в сопровождении офицера экспедиции Эрнеста Шеклтона и врача Эдварда Уилсона вышел в направлении Южного полюса. Назвать их поход удачным не имелось никакой возможности: собаки, и так не подчинявшиеся малоопытным погонщикам, передохли к концу пути, Уилсон страдал от острой формы снежной слепоты, а Шеклтон заболел цингой. Приблизившись к полюсу на расстояние 850 километров, путешественники были вынуждены повернуть обратно, преодолев за три месяца путь в 1500 километров. Эти события окончательно укрепили Скотта в сомнительном выводе, теперь основанном на собственном отрицательном опыте, о том, что наилучшем средством перемещения грузов в условиях Антарктиды является мускульная сила человека.

Полярная гонка

К 1910 году планы экспедиции в Антарктиду строили исследователи из множества стран. До этого ближе всех к заветному Южному полюсу в 1909 году сумел приблизиться капитан Шеклтон, организовавший собственную экспедицию. Однако стихия и недостаток припасов заставили повернуть его группу обратно, всего в 180 километрах от цели. С огромным трудом они проделали обратный путь, едва преодолевая расстояние между промежуточными складами с провизией. Все его спутники единогласно одобряли решение начальника, так как понимали, что достигни они полюса, сил на обратный путь у них бы уже не было. Сам Шеклтон как-то сказал своей жене: «Живой осел лучше мертвого льва».

На этот раз экспедиция Скотта на судне «Терра Нова», начавшаяся в ноябре 1910 года, имела вполне определенное задание: достижение Южного полюса, а иные цели, имеющие научное значение, были подчинены этому политическому жесту. До 1909 года Амундсен занимался подготовкой к путешествию в Арктику, причем делал это самым основательным образом, вплоть до того, что добился согласия Нансена предоставить в свое распоряжение легендарный «Фрам», планируя дрейфовать на нем к Северному полюсу. Но окружающая истерия, связанная с Антарктикой, захватывает и его, поэтому он решается отправиться к противоположной стороне земного шара и стать тем самым человеком, кто победит в гонке и первым ступит на Южный полюс. Для очистки совести Амундсен направляет Скотту телеграмму, извещающую того о появлении еще одного конкурента, намеревающегося покорить полюс.


Оба путешественника решили отправиться вглубь континента от берегов моря Росса, причем Скотт разбил базовый лагерь на старом месте, том же, где зимовала экспедиция «Дискавери» девять лет назад. Дорога к полюсу на этом направлении была, за исключением последних 180 километров, пройдена Шеклтоном. Амундсен выбрал для базового лагеря Китовую бухту, расположенную почти на один градус южнее, что давало ему выигрыш в 96 километров. Другое дело, что территории, расположенные на этом маршруте, были настоящим белым пятном и, как оказалось впоследствии, маршрут норвежцев, отличавшийся сложным рельефом, был много сложнее пути англичан.

Скотт решил использовать, помимо собак, такие экзотические средства передвижения, как мотосани и маньчжурских лошадей. Из двух саней, имевшихся в наличии, одни были потеряны при разгрузке, а вторые вскоре вышли из строя. Лошади, привычные к условиям Забайкалья и Монголии, оказались неспособны противостоять местным холодам и пали одна за другой; как уже было известно, никакого желания использовать собак у Скотта не имелось, а потому его группе приходилось рассчитывать на свои силы в буквальном смысле слова.

Амундсен же, закупив сотню гренландских ездовых собак, был готов платить собачьими жизнями чуть ли не за каждые десять миль пройденного пути: выйдя к полюсу с 52 собаками, экспедиция обратно вернулась лишь с 11. Любая собака, начинавшая терять силы, тут же отправлялась на корм своим сородичам. Их мясом не гнушались и люди.

14 декабря 1911 года группа Руаля Амундсена в составе пяти человек достигла Южного полюса и водрузила на нем флаг Норвегии.

Пережидая самые холодные месяцы антарктической зимы, приходящейся на календарное лето, обе экспедиции готовились к финальному броску к полюсу. 20 октября 1911 года к полюсу вышла группа Амундсена, 11 днями позже, 1 ноября, в путь отправился и Скотт со своими спутниками. Расставшись через некоторое время с группами сопровождения, закинувшими запасы на промежуточные склады, по пять человек с каждой стороны устремились к цели.

Норвежцев, перемещавшихся на собаках, задерживали условия местности - ледник Росса в том районе изобилует неровностями и разломами, на преодоление которых уходило много времени. Англичан, вышедших к полюсу пешком, задерживала необходимость транспортировать весь груз на себе.

В итоге, 14 декабря 1911 года группа Руаля Амундсена в составе пяти человек достигла Южного полюса и водрузила на нем флаг Норвегии. Проделав все необходимые навигационные измерения, подтверждавшие факт их пребывания в точке полюса, норвежцы двинулись в обратный путь, чуть ли не пролетев его.

16 января следующего 1912 года Скотт наткнулся на следы норвежцев, прошедших там месяцем ранее. Нет смысла описывать состояние людей, изможденных долгой дорогой через ледяную пустыню, которые вдруг узнали, что они будут лишь вторыми. На следующий день, 17 числа, англичане достигли Южного полюса и остатков лагеря Амундсена, который не преминул оставить им послание с «великодушным» разрешением использовать любое из брошенного норвежцами имущества.


Оставив на Южном полюсе флаг Великобритании, Скотт и его спутники двинулись в обратный путь, на который у них уже не оставалось сил. В одно утро не проснулся моряк Эдвард Эванс, служивший с Робертом Скотом на «Маджестике». 16 марта вышел босиком из палатки со словами «Я выйду на воздух и вернусь не сразу» кавалерийский офицер, ветеран англо-бурской войны Лоуренс Оутс. Страдая от сильнейших обморожений, Оутс не мог выдерживать общий темп, что тормозило группу на пути к складу с топливом и продовольствием. Товарищи не посмели остановить его и, несмотря на предпринятые поиски, так и не смогли найти тело Лоуренса Оутса.

Антарктида не хотела отпускать их живыми. Силы путешественников таяли, каждая следующая миля пути давалась им труднее предыдущей. Очень часто емкости с топливом на складах оказывались пусты: мороз разрушал пайку, и керосин вытекал сквозь трещины, поэтому они не могли отогреться даже на привале.

19 марта Скотт, его преданный друг доктор Эдвард Уилсон и Генри Бауэрс остановились в 19 милях от лагеря Одной тонны, где их ожидали запасы продовольствия и горючего. Но никакой возможности продолжить путь сквозь снежную бурю у ослабших людей не было. Они не стали принимать смертельной дозы опиума, как предлагал вначале сделать Скотт. Голод и мороз сделали свое дело и смертельно уставшие люди угасли в своей палатке. Последним в живых оставался Скотт, он, вероятнее всего, умер 29 марта. Когда спасательная партия наткнулась на их палатку, они обнаружили Роберта лежащим в расстегнутом спальном мешке, положив руку на тело Уилсона. Скотт оставался в ясном уме до последнего момента и вел дневник их путешествия, а также оставил письма родственникам погибших товарищей. Письмо собственной жене он начал обращением «моей вдове».

Бороться и искать

Над палаткой, в которой решили оставить тела погибших, была возведена пирамида из глыб снега и льда, увенчанная крестом. В настоящее время тела Скотта и его спутников, погребенные под многометровым слоем снега, вместе с ледником Росса движутся в сторону моря, где они окажутся через несколько сотен лет.

Материалы экспедиции, дневниковые записи коммандера и фотографии поведали миру о героическом путешествии и смерти его участников. Посмертная слава Скотта и его товарищей затмила достижение Амундсена, которому незаслуженно приписывали подлое и вероломное поведение по отношению к погибшим героям. До самой своей гибели в 1928 году, во время поисков потерпевшей крушение в арктических льдах команды дирижабля «Италия» во главе с Умберто Нобиле, Амундсен был под гнетом приписываемой ему вины в смерти английских исследователей. К слову сказать, Руаль Амундсен вместе с Нобиле и командой дирижабля «Норвегия» были первыми людьми достоверно достигшими Северного полюса, что произошло 12 мая 1926 года.

Когда «Терра Нова» покидала берега моря Росса, то на холме около лагеря командой был поставлен крест в память о погибших первопроходцах. На нем были начертаны строки из поэмы «Улисс», принадлежащей перу Альфреда Теннисона, любимого поэта королевы Виктории:

«Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Лучшим решением в спорах о приоритете в исследованиях Антарктики и личных качествах самих исследователей стало имя, полученное полярной станцией США, основанной в 1956 году на Южном полюсе. В честь двух выдающихся путешественников своего времени, погибших при спасении товарищей, станция получила название «Амундсен - Скотт».

В декабре 1911 года, знаменитый норвежский путешественник Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса. В честь этого дня мы решили посмотреть, как в наше время живут полярники.

Рассказывает фотоблогер Сергей Доля: «Станция «Амундсен - Скотт», названная в честь первооткрывателей Южного полюса, поражает своим размахом и технологиями. В комплексе зданий, вокруг которых на тысячи километров нет ничего, кроме льда, находится прямо-таки свой отдельный мир. Нам не раскрыли всех научных и исследовательских секретов, однако провели интереснейшую экскурсию по жилым блокам и показали, как живут полярники…»

Спонсор поста: Ветряная оспа : Профилактика и лечение.

3. Первоначально, при строительстве, станция располагалась ровно на географическом Южном полюсе, однако из-за движения льда за несколько лет база сместилась в сторону на 200 метров.

4. Это наш самолет DC-3. На самом деле он был сильно модифицирован компанией Basler, и практически вся начинка в нем, включая авионику и двигатели, стоит новая.

5. Самолет может садиться как на землю, так и на лед.

6. На этой фотографии хорошо видно, насколько близко стоит станция от исторического Южного полюса (группа флажков по центру). А одинокий флажок справа - это географический Южный полюс.

8. Оно стоит на сваях, так же как и многие дома на севере. Сделано это для того, чтобы здание не растапливало лед под собой и не «плыло». Кроме того, пространство снизу отлично продувается ветрами (в частности, снег под станцией не чистили ни разу с момента ее возведения).

9. Вход на станцию: необходимо подняться по лестнице два пролета. Из-за того, что воздух разрежен, сделать это непросто.

10. Жилые блоки.

11. На полюсе во время нашего посещения было –25 градусов. Мы прилетели в полном обмундировании - трех слоях одежды, шапках, балаклавах и т.д. - и тут нас вдруг встретил парень в легком свитерке и кроксах. Он сказал, что привыкший: пережил уже несколько зим и максимальный мороз, который застал тут, - минус 73 градуса. Минут сорок, пока мы ходили вокруг станции, он разгуливал в таком виде.

12. Станция внутри просто поражает. Начнем с того, что в ней есть огромный спортзал. Популярные игры среди сотрудников - баскетбол и бадминтон. Для обогрева станции используют 10 000 галлонов авиационного керосина в неделю.

13. Немного статистики: на станции проживает и работает 170 человек, зимой остаются человек 50. Кормят бесплатно в местной столовой. Работают 6 дней в неделю по 9 часов в день. В воскресенье у всех выходной. У поваров тоже выходной, и все, как правило, едят то, что осталось недоеденного в холодильнике с субботы.

14. Есть комната для музицирования (на заглавной фотографии), и кроме спортивного есть тренажерный зал.

15. Имеется комната для тренингов, конференций и тому подобных мероприятий. Когда мы шли мимо, там проходил урок испанского языка.

16. Станция двухэтажная. На каждом этаже ее пронизывает длинный коридор. Направо уходят жилые блоки, налево - научные и исследовательские.

17. Конференц-зал.

18. Рядом балкон, с него открывается вид на хозяйственные постройки станции.

19. Все, что может храниться в неотапливаемых помещениях, лежит в этих ангарах.

20. Это нейтринная обсерватория IceCube, с помощью которой ученые ловят нейтрино из космоса. Вкратце это происходит так: столкновение нейтрино и атома производит частицы, известные как мюоны, и вспышку голубого света, называемую излучением Вавилова - Черенкова. В прозрачных арктических льдах оптические датчики IceCube смогут его распознавать. Обычно для нейтринных обсерваторий роют шахту на глубине и заливают водой, но американцы решили не мелочиться и построили IceCube на Южном полюсе, где льда предостаточно. Размер обсерватории - 1 кубический километр, отсюда, видимо, название. Стоимость проекта - 270 миллионов долларов

21. Тема сделал лук на балконе с видом на наш самолет.

22. По всей базе висят приглашения на семинары и мастер-классы. Вот, например, писательский воркшоп.

23. Обратил внимание на гирлянды-пальмы, приделанные к потолку. Видимо, тоска по лету и теплу имеет место среди сотрудников.

24. Старая табличка станции. Амундсен и Скотт - два первооткрывателя, которые покорили Южный полюс практически одновременно (если смотреть в историческом контексте), с разницей в месяц.

25. Перед этой станцией была другая, называлась она «Купол». В 2010 году ее окончательно разобрали. На этой фотографии запечатлен последний день.

26. Комната для отдыха: бильярд, дартс, книжки и журналы.

27. Научная лаборатория. Нас туда не пустили, но приоткрыли дверь. Обратите внимание на мусорные ведра: на станции практикуется раздельный сбор мусора.

28. Отделения для пожарных. Стандартная американская система: у каждого свой шкаф, перед ним полностью готовое обмундирование.

29. Надо только подбежать, запрыгнуть в ботинки и облачиться.

30. Компьютерный клуб. Наверно, когда строили станцию, он был актуален, но сейчас у каждого есть ноутбуки, и приходят сюда, я думаю, чтобы порезаться в игрушку по сети. На станции нет вайфая, но есть персональный доступ в интернет со скоростью 10 кб в секунду. Нам его, к сожалению, не дали, и мне так и не удалось зачекиниться на полюсе.

31. Так же как и в лагере ANI, вода - самое дорогое удовольствие на станции. Например, смыть в туалете стоит полтора доллара.

32. Медицинский центр.

33. Я поднял голову и посмотрел, как идеально уложены провода. Не так, как бывает у нас и уж тем более где-то в Азии.

34. На станции находится самый дорогой и самый труднодоступный сувенирный магазин в мире. Год назад тут был Евгений Касперский, и у него не было наличности (хотел расплатиться карточкой). Когда я поехал, Женя дал тысячу долларов и попросил выкупить все, что есть в магазине. Я, конечно, набил сувенирами сумку, после чего меня стали тихо ненавидеть попутчики, так как я создал очередь на полчаса. Кстати, в этом магазине можно купить пиво и газировку, но продают их только сотрудникам станции.


37. Каждый сотрудник имеет право воспользоваться прачечной раз в неделю. Сходить в душ можно 2 раза в неделю по 2 минуты, то есть 4 минуты в неделю. Мне сказали, что обычно все экономят и моются раз в две недели. Честно говоря, по запаху я и так уже догадался.

38. Библиотека.

40. А это уголок творчества. Тут есть все, что только можно представить: нитки для шитья, бумага и краски для рисования, сборные модели, картон и т.д. Теперь я очень хочу попасть на какую-нибудь нашу полярную станцию и сравнить их быт и обустроенность.

41. На историческом Южном полюсе стоит палка, которая не меняется со времен первооткрывателей. А указатель географического Южного полюса передвигают каждый год в связи с поправкой на движение льда. На станции есть небольшой музей набалдашников, накопленных за эти годы.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на нашу страницу в



Поделиться