Сп 1 папанин 1937 1938 что открыли. Северный полюс штурмовали всем ссср

Михайлов Андрей 13.06.2019 в 16:00

Много славных страниц в истории открытия и изучения российской Арктики. Но есть в ней особая глава, с которой началась героическая полярная эпопея. 21 мая 1937 года, полярная воздушная экспедиция АН СССР достигла Северного полюса и высадила на дрейфующий лед научную станцию "Северный полюс-1" на долгих девять месяцев.

С этой экспедиции началось планомерное освоение всего Арктического бассейна, благодаря чему навигация по Северному морскому пути стала регулярной. Ее члены должны были собрать данные в области атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии. Станцию возглавил Иван Дмитриевич Папанин, ее сотрудниками стали гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт, пилотом флагманского самолета Н-170 был герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов.

А начиналось все так. 13 февраля 1936 года в Кремле на совещании об организации транспортных полетов Отто Шмидт изложил план воздушной экспедиции на Северный полюс и основания там станции. Сталин и Ворошилов на основании плана поручили Главному управлению Северного морского пути (Главсевморпуть) организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолетах оборудование для научной станции и зимовщиков.

Была сформирована эскадра воздушной экспедиции из четырех четырехмоторных самолетов АНТ-6-4М-34Р "Авиаарктика" и двухмоторного разведчика Р-6. Чтобы выбрать место промежуточной базы для штурма полюса на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа), весной 1936 года в разведку отправились летчики Водопьянов и Махоткин. В августе туда направился ледокольный пароход "Русанов" с грузом для строительства новой полярной станции и оборудования аэродрома.

Готовила экспедицию вся страна. Например, палатку для жилого лагеря создал московский завод "Каучук". Ее каркас был сделан из легко разбирающихся алюминиевых труб, брезентовые стены были проложены двумя слоями гагачьего пуха, резиновый надувной пол также должен был сберечь тепло.

Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции - мощную на 80 ватт и 20-ваттную аварийную. Основным источником питания служили два комплекта щелочных аккумуляторов, заряжавшихся от небольшого ветряка или от динамо - легкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Все оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано при личном наблюдении Кренкеля, вес радиооборудования укладывался в полтонны.

По специальным чертежам ленинградский Судостроительный завод имени Каракозова построил нарты из ясеня, весившие всего 20 килограммов. Институт инженеров общественного питания приготовил дрейфующей станции обеды на целых полтора года весом около 5 тонн.

21 мая 1937 года около пяти утра с острова Рудольфа в воздух поднялась машина Михаила Водопьянова. На всем протяжении полета поддерживалась радиосвязь, уточнялись погода и характер ледяного покрова. Во время полета произошла авария: в верхней части радиатора третьего мотора образовалась течь во фланце, стал испаряться антифриз. Бортмеханикам пришлось разрезать обшивку крыла, чтобы подкладывать тряпку, которая впитывала жидкость, выжимать ее в ведро, а из него насосом перекачивать охлаждающую жидкость обратно в бачок мотора.

Эту операцию механикам приходилось проводить до самой посадки, высовывая голые руки из крыла при -20-ти и стремительном ветре. В 10:50 достигли полюса. А 25 мая был дан старт оставшейся группе самолетов.

После высадки на Северном полюсе исследователи сделали множество открытий. Ежедневно они отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения. Вскоре после высадки обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования в районе Северного полюса, через 274 дня льдина превратилась в обломок 200 на 300 метров.

Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это вопросы диктанта. Попробуй ответь.

1. Как называется воображаемая линия на поверхности земного шара, соединяющая по кратчайшему расстоянию Северный и Южный полюса?

2. Как называется поверхность раздела тёплых и холодных воздушных масс в нижней части атмосферы?

3. Как называется город, находящийся вблизи более крупного города и тяготеющий к нему в хозяйственном и культурно-бытовом отношении?

4. Какое название носит часть речной долины, затапливаемая в половодье или во время паводков?

5. Укажите сочетание природных зон и почв, характерное для территории Центрального федерального округа (достаточно указать букву):
А) лесостепь – краснозёмы;
Б) северная тайга – коричневые почвы;
В) смешанные леса – дерново-подзолистые почвы.

6. Выберите из списка объект с наименьшей солёностью воды (достаточно указать букву):
А) залив Сиваш;
Б) Белое море;
В) Финский залив;
Г) Чёрное море.

7. Что обозначает данный условный знак на топографических картах?

8. Расположите горные системы по убыванию их максимальной абсолютной высоты (проставьте цифры):
1) Алтай; 2) Кавказ; 3) Сихотэ-Алинь; 4) Хибины.

9. Название этого народа России переводится как «настоящий человек», а устаревшее название – самоеды. Численность в России составляет около 45 тысяч человек, большая часть проживает вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Основные занятия — оленеводство, рыболовство, охота. Название народа присутствует в наименовании двух субъектов Российской Федерации. Назовите народ.

10. Этот народный промысел носит название деревни в Московской области, где он возник в начале XIX века. Традиционные изделия промысла – металлические подносы, расписанные масляными красками, как правило, с рисунком цветочного букета. Назовите промысел.

11. Как называются твёрдые атмосферные осадки, образующиеся на поверхности земли и растений при отрицательной температуре почвы, малооблачном небе и слабом ветре?

12. Назовите природную зону России, где произрастают дуб и лещина, обитают иволга и кабан.

13. Расположите населённые пункты по направлению с севера на юг (проставьте буквы):
А) Вологда; Б) Салехард; В) Хабаровск; Г) Новосибирск.

14. Назовите архипелаг, являющийся самой северной островной территорией России.

15. Выберите из списка город, где солнце иногда можно увидеть в полночь (достаточно указать букву):
А) Сыктывкар; Б) Мурманск; В) Омск; Г) Томск.

16. Новгородский кремль и церковь Петра и Павла на Синичьей горе включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расстояние между ними по прямой составляет 1,5 километра. Чему оно будет равно на карте масштаба 1:50 000? Ответ дать в сантиметрах.

17. Выберите из списка субъект Российской Федерации, значительная часть которого расположена в субарктическом климате (достаточно указать букву):
А) Республика Карелия;
Б) Республика Татарстан;
В) Тюменская область;
Г) Пермский край.

18. Назовите приток реки Оби, который пересекает две государственные границы, прежде чем попасть на территорию России.

19. Укажите, в каком городе из списка раньше других наступает восход (достаточно указать букву):
А) Якутск;
Б) Охотск;
В) Ханты-Мансийск;
Г) Великий Устюг.

20. Назовите субъект Российской Федерации, в котором время отличается от камчатского на 10 часов.

21. Выберите из списка реку, низовья которой изображены на космическом снимке (достаточно указать букву):
А) Волга;
Б) Лена;
В) Селенга;
Г) Енисей.

22. Назовите город-герой России, один из крупнейших портов Чёрного моря, расположенный на берегу Цемесской бухты.

23. Назовите море, омывающее берега России, для которого характерны самые высокие приливы. Море богато рыбой, морепродуктами и углеводородным сырьём. Раньше оно называлось Камчатским. В его южной части имеются Одесский залив и залив Терпения.

24. Выберите из списка пару объектов, географически не связанных друг с другом (достаточно указать букву):
А) озеро Таймыр – полуостров Таймыр;
Б) остров Беринга – Берингово море;
В) остров Белый – Белое море;
Г) река Камчатка – полуостров Камчатка.

25. Назовите город, древнюю столицу Северо-Восточной Руси, в настоящее время – областной центр на реке Клязьме, входящий в туристический маршрут «Золотое кольцо России».

26. О какой природной зоне пишет Василий Докучаев:
«… кажется так густо занятой каким-либо растением, что ничто другое, по-видимому, и уместиться здесь не может: то покрывается она лиловыми пятнами, - это зацвели анемоны, то целые луговины принимают голубой лазурный колорит, - это распустились незабудки; в другое время можно встретить большие участки, сплошь покрытые душистым чабрецом…».

27. Узнайте город, описанный в стихотворении Александра Северного:
Этот город в пять веков
Стоит на кромке берегов,
Граница снега, вечных льдов,
Столица рек, лесов, болот.
Стоит на вековом пути,
Никто не сможет обойти.
Встречались здесь все корабли
Что с Беломорья к людям шли.
Встречал норвегов и славян,
Встречал голландцев, англичан
Варяги шли в последний бой
И шведы биты за кормой.
У вековой у сей реки
Поморы город возвели…

28. «Великий комбинатор двинулся стрелковым шагом по горной дороге, ведущей вокруг Машука к месту дуэли Лермонтова с Мартыновым, мимо санаториев и домов отдыха. Обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу» (Илья Ильф и Евгений Петров) .
Достопримечательностью какого города считается упомянутый в отрывке Провал?

29. Назовите территорию, описанную в рассказе Константина Паустовского:
«Край этот лежит… между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком «великого пояса хвойных лесов». В … крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной» .

30. Назовите экспедицию, состоявшуюся в 1937-1938 годах, участием в которой прославились изображённые на почтовой марке Иван Папанин, Евгений Фёдоров, Эрнст Кренкель и Пётр Ширшов.

1. Меридиан. 2. Атмосферный фронт (фронт окклюзии). 3. Город – спутник, 4. Пойма, 5. В, 6. В, 7. Кустарник, 8) 2,1, 3, 4. 9). Ненцы, 10. Жостовская роспись, 11. Иней 12. Смешанные и широколиственные леса. 13. Б, А, Г, В. 14. Земли Франца-Иосифа. 15. Б, 16. 3 см. , 17. В, 18. Иртыш, 19. Б, 20. Калининградская область, 21. В, 22. Новороссийск, 23. Охотское. 24. В, 25. Владимир, 26. Степь, 27. Архангельск, 28. Пятигорск, 29. Мещера, 30. Северный полюс 1.

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Комментарии к «Географический диктант 2016. Вопросы.»

  • Юрий Чурляев , 03.12.2016 в 08:18

    Татьяна, я учитель и человек. Я тоже могу ошибаться.

  • Татьяна , 28.11.2016 в 20:02

    Просмотрела правильные ответы сразу 25.11.16г, была возмущена ответом на 6 вопрос было указана буква А, и ответ на вопрос 8 было написано 2143.Это было не верно. Для верности сохранила ваши так называемые «правильные ответы». Позвонила по телефону указанному на сайте 27.11.16г, чтобы уточнить почему же вы указали не верные ответы, как правильные и получила ответ «Смотрите ответы правильно». Сейчас зашла снова и что же вижу- ответы на вышеуказанные вопросы уже исправлены на верные. Хотя бы принесли извинения людям участвовавшем в диктанте за сделанные вами ошибки.

  • Юрий Чурляев , 26.11.2016 в 18:01

    Игорь, я не претендую на последнюю инстанцию. Тем более на истину! Это личный блог!

  • людмила , 26.11.2016 в 15:09

    если вместо букв написаны полные ответы будут ли зачитыватся ответ

  • Игорь , 26.11.2016 в 14:33

    В общем, у вас на сайте отсебятина с несколькими неверными ответами. Так бы сразу и написали, а не выдавали за истину в конечной инстанции.
    *Скорее всего, этот пост не будет добавлен модераторами).

  • Юрий Чурляев , 26.11.2016 в 10:01

    Тогда, действительно Финский!

  • Ольга , 26.11.2016 в 09:56

    Юрий,а в вопросе спрашивали наименьшее содержание солей, а вы говорите в заливе Сиваш добывают соль,так значит и правильный ответ Финский залив?

  • Юрий Чурляев , 26.11.2016 в 09:08

    На вопросы отвечали сами, мы так думаем.

  • Юрий Чурляев , 26.11.2016 в 09:06

    Ольга, в заливе Сиваш даже добывают соль.

  • Игорь , 25.11.2016 в 23:43

    Здравствуйте. Скажите, откуда взяты ответы, представленные на данной странице? На официальном сайте их пока не выложили.
    *Хотя, это удивительно. Подсчитать всех и кто, сколько набрал, еще позавчера было известно, а дать готовые ответы — надо ждать!

  • Ольга , 25.11.2016 в 23:07

    А еще в вопросе номер 6 ответ финский залив,а не залив Сиваш;

  • Юрий Чурляев , 25.11.2016 в 22:45

    Хорошо, хорошо. Согласен!)))

  • Людмила , 25.11.2016 в 22:43

    А у вас было наоборот: 2,1,4,3.
    Вот теперь правильно: 2,1,3,4

  • Людмила , 25.11.2016 в 22:36

    Но вы же исправили после моего вопроса, первоначально у вас была ошибка (или опечатка: 2,1,4,3). Некрасиво с вашей стороны

  • Юрий Чурляев , 25.11.2016 в 22:28

    Да, на своих. Сихотэ-Алинь выше Хибин

  • Людмила , 25.11.2016 в 22:08

    А у вас в ответах Хибины и Сихотэ-Алинь на своих ли местах?

  • Юрий Чурляев , 25.11.2016 в 17:25

    Вера, в ответах ошибок нет! Где вы их нашли?

  • Вера , 25.11.2016 в 17:17

    Как так?В ответах ошибки! И это Всероссийский географический диктант!!!

  • Юрий Чурляев , 24.11.2016 в 10:07

    Роман, спасибо за комментарий. Ошибку исправил.

  • Роман , 24.11.2016 в 09:49

    «Всероссийский географический диктант 2017 года, который состоялся 20 ноября 2017 года. Это вопросы диктанта. Попробуй ответь». Как тут ответить, если диктант только через год, а он УЖЕ состоялся…Ах, это неизведанное будущее)

  • Юрий Чурляев , 23.11.2016 в 14:00

    Аврора, Ответы даны для проверки твоих знаний, а не для вбивания их в тест онлайн.

  • Аврора , 23.11.2016 в 13:10

    ответила по вашим ответам и набрала только 96 баллов из 100! Как так? Вы же учитель. . . . ?

  • Юрий Чурляев , 23.11.2016 в 08:18

    В онлайн тестах могут быть заложены другие ответы. Например, не Атмосферный фронт, а просто фронт, не Город – спутник, а просто спутник или не Жостовская роспись, а просто Жестово и т.п.

  • ольга , 23.11.2016 в 00:39

    я нашла ошибки в ваших ответах,теперь понятно почему 90 балов

  • Светлана , 23.11.2016 в 00:07

    За 10 минут ответила на все вопросы, из них на 24 правильно. О каких ужасных сложностях писали отзывы, непонятно.Очень легкий диктант. Географию изучала последний раз в 9 классе в 1980 году. Тут больше на общую информированность.

  • ольга , 23.11.2016 в 00:06

    ответила по вашим ответам и набрало только 90 балов,как так?

  • сеpгей , 22.11.2016 в 23:33

    Мне кажется,что npошлогодний был интеpеснее

  • Саныч , 22.11.2016 в 22:37

    Неожиданно каверзные вопросы и интересные ответы. Обнаружил брешь в своих незнаниях. За Державу обидно!

  • Сергей , 22.11.2016 в 19:25

    Диктант интересный, познавательный и нам туристам пешеходникам очень интересен. Ответили на 28 вопросов правильно. Спасибо!

  • Владимир , 22.11.2016 в 16:36

    Спасибо! Очень интересно. Ответили на 70%

  • Сергей , 22.11.2016 в 11:07

    не знаю точного ответа, где наименьшая соленая вода? Вроде бы в Белом море, там много льда, впадают реки Северная Двина и Онега=с другой в Финском заливе-он далеко от океана вдавился в сушу,а чем дальше, тем соленость уменьшается, в него впадает река Нева. Какие ваши мнения?

  • Эдуард , 21.11.2016 в 21:17
  • Дмитрий , 21.11.2016 в 11:43

    Хотелось бы иметь возможность доступа к правильным ответам, для самопроверки.

  • Татьяна , 21.11.2016 в 08:51

    Первый раз писала диктант (он-лайн). Набрала 80 из 100 баллов. Хотелось лучше написать

  • татьяна , 20.11.2016 в 21:41

    Вопросы стали интереснее, требуют размышления и общекультурной эрудиции. К сожалению, нет вопросов экономико-политического и социально-демографического характера.характера

Иван Дмитриевич Папанин

ПАПАНИН Иван Дмитриевич (14/26.11.1894-30.01.1986), арктический исследователь, географ, контр-адмирал. Родился в семье матроса. Возглавлял первую советскую дрейфующую станцию “Северный полюс-1” (1937 - 38). Начальник “Главсевморпути” (1939 - 46), во время Великой Отечественной войны уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере. С 1951 начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР. Директор Института биологии внутренних вод АН СССР (1952 - 72). Автор книг “Жизнь на льдине” (1938) и “Лед и пламень” (1977).

ПАПАНИН Иван Дмитриевич (1894-1986) - советский деятель культуры, ученый, полярный исследователь, доктор географических наук (1938), контр-адмирал (1943), Герой Советского Союза (1937, 1940).

Активный участник Гражданской войны в России в 1918-1922 гг. В 1923- 1932 гг. работал в Наркомате связи. В 1932-1933 гг. возглавлял полярную станцию в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа; в 1934-1935 гг. - полярную станцию на мысе Челюскина; в 1937-1938 гг. - первую дрейфующую станцию «Северный полюс» («СП-1»), Начальник Главсевморпути (1939- 1946); одновременно в 1941-1945 гг. - уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере. В 1948-1951 гг. - зам. директора Института океанологии АН СССР; с 1951 г. - начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР и одновременно в 1952-1972 гг. - директор Института биологии внутренних вод АН СССР. С 1945 г. - пред. Московского филиала Географического общества СССР.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 380.

Иван Папанин. Фото на память. 1930-е годы.
Оригинал хранится в музее "Московский Дом фотографии".

Из энциклопедии

Папанин Иван Дмитриевич [р. 14(26).И. 1894, Севастополь], советский исследователь Арктики, дважды Герой Сов. Союза (27.6. 1937 и 3.2.1940), контр-адмирал (1943), доктор геогр. наук (1938). Чл. КПСС с 1919. В 1914 был призван на воен. службу во флот. В Гражд. войну участвовал в боях против белогвардейцев на Украине и в Крыму. В составе особого отряда был направлен в тыл армии Врангеля для организации партиз. движения в Крыму. В 1923-32 работал в Наркомате связи. В 1931 в качестве представителя этого Наркомата участвовал в арк тич. экспедиции ледокола «Малыгин» на Землю Франца-Иосифа. В 1932-33 возглавлял полярную экспедицию в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, в 1934-35 - полярную станцию на мысе Челюскин, в 1937-38- первую дрейфующую станцию «Северный полюс» («СП-1»), работа на к-рой положила начало планомерному изучению высокоширотных районов полярного бассейна в интересах навигации, метеорологии, гидрологии. В 1939-46 П.- нач-к Главсевморпути, одновременно в годы Великой Отечеств, войны уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере. В 1948-51 зам. директора Института океанологии АН СССР по экспедициям, а с 1951 нач-к Отдела мор. экспедиц. работ АН СССР, в 1952-72 одновременно директор Института биологии внутр. вод АН СССР. С 1945 пред. Моск. филиала Геогр. общества СССР. На 18-й Всесоюзной конференции ВКП(б) (1941) избирался членом Центр, ревизионной комиссии. Деп. Верх. Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Награждён 8 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, а также медалями. Именем П. назван мыс на п-ове Таймыр, горы в Антарктиде и подвод, гора в Тихом ок.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 8-ми томах, т. 6

Для снабжения ГУЛАГа

Папанин Иван Дмитриевич (14.11.1894, Севастополь - 30.1.1986), полярник, государственный деятель, контр-адмирал (1943), доктор географических наук (1938), дважды Герой Советского Союза (27.6.1937, 3.2.1940). Участник Гражданской войны. В 1919 вступил в РКП(б). С 1931 руководил полярными экспедициями. В 1937-38 возглавлял первую советскую дрейфующую станцию "СП-1". Трагическая судьба станции была центром крупной пропагандистской кампании, развернутой для доказательства превосходства СССР над Западом. В 1937-50 депутат Верховного Совета СССР. В 1939-46 нач. Главсевморпути, игравшего важнейшую роль в снабжении лагерей ГУЛАГа . В 1941-52 член Центральной ревизионной комиссии БКП(О). Во Время Великой Отечественной войны одновременно уполномоченный Государственного комитета обороны по перевозкам на севере. С 1948 зам. директора Института океанологии АН СССР. С 1951 нач. отдела морских экспедиционных работ АН СССР. В 1951-72 директор Института биологии внутренних вод АН СССР. Автор мемуаров "Жизнь на льдине" (1938) и "Лед и пламень" (1977).

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

И.Д. Папанин. Таймыр. Фото Я.Халина.

...Если бы не случай

Имя Папанина никогда бы не вошло в историю мировых открытий, если бы не случай. В 1937 году он был назначен руководителем первой советской дрейфующей научной станции «Северный полюс».

В остальном его биография достаточно традиционна. Он родился в Одессе в бедной семье, дошел до должности судового механика, долго работал слесарем. Как и многие люди его поколения, Папанин был Участником гражданской войны. Затем работал на Севере и плавал на ледоколах. Во время экспедиции на «Графе Цеппелине» находился на ледоколе «Малыгин».

До экспедиции Папанина человек уже достиг Северного полюса. Первым туда добрался норвежец Роальд Амундсен, в 1926 году американец Берт и, наконец, в 1928 году итальянец Умберто Нобиле. Организация станции «Северный полюс» преследовала совсем иные цели. Исследователи должны были оставаться в районе полюса в течение многих месяцев и проводить разнообразные научные исследования.

Группа отважных полярников состояла из четырех человек: кроме Папанина в нее вошли гидролог и биолог Петр Петрович Ширшов, геофизик и астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Начальником экспедиции, а также поваром был утвержден Папанин. Всей научной программой этой уникальной экспедиции руководил известный полярник Отто Юльевич Шмидт.

Экспедицию снаряжали долго и очень тщательно: был специально сконструирован утепленный домик-палатка, создана уникальная радиоаппаратура, разработаны особые продукты питания, которые могли выдержать и сильный мо-роз в 50 градусов, и многомесячное хранение. Участники прошли разностороннюю подготовку. Например, П.П.Ширшов даже прошел курс медицинской подготовки, поскольку врача на станции не было.

В марте 1937 года грандиозная по тем временам воздушная экспедиция на четырех тяжелых бомбардировщиках конструкции А.Н.Туполева вылетела на север. 21 мая 1937 года экспедиция была высажена на льдину в районе Северного полюса. Целых две недели продолжалось оборудование научной станции, и только в начале июня самолеты улетели. Льдина начала медленно передвигаться к югу.

За время дрейфа был собран уникальный научный материал. Исследователи открыли огромный подводный хребет, пересекавший Северный Ледовитый океан, вели метеорологические наблюдения, ежедневно в одно и то же время Кренкель отправлял на Большую землю сводку погоды. Оказалось, что полярные районы густо заселены. Вопреки прогнозам, к полярникам приходили и белые медведи, и тюлени, и даже нерпы. Вода Ледовитого океана также оказалась насыщенной планктоном.

Двести семьдесят четыре дня продолжался дрейф этой научной станции. К февралю 1938 года размеры льдины сократились настолько, что полярников необходимо было снимать. Началась знаменитая эпопея их спасения. В это время станция находилась в Гренландском море и приближалась к теплым водам Атлантического океана.

Первым к дрейфующей станции отправился небольшой зверобойный корабль «Мурманец». Он отважно вошел во льды, но вскоре был зажат и Унесен в Атлантический океан. Вылетевший на номощь дирижабль «СССР-В6» разбился, врезавшись в гору около города Кандалакши. Во льды были направлены и две подводные лодки, Однако они не смогли бы всплыть в районе дрейфа.

Только 19 февраля к экспедиции смогли приблизиться два мощных ледокола - «Таймыр» и «Мурман». С борта «Таймыра» был спущен небольшой одномоторный самолет, который первым добрался до дрейфовавшей льдины. Его пилотировал известный полярный летчик Власов.

На следующий день к станции подошли ледоколы. Полярники перешли вначале на «Таймыр», а с него на борт подоспевшего к тому времени «Ермака» - дедушки русского ледокольного флота. Он и должен был доставить полярников в Ленинград. Однако внезапно капитан «Ермака» получил приказ следовать в Таллин. Все, кто находился на судне, недоумевали, зачем нужно было заходить в столицу Эстонии.

Лишь много лет спустя стало известно, что как раз в эти дни в Москве проходил печально известный процесс над Бухариным, и Сталин потребовал, чтобы встреча полярников состоялась после него. Действительно, встреча отважных героев превратилась во всенародное торжество. Они были удостоены государственных наград и стали Героями Советского Союза.

После этого Папанин работал начальником Северного морского пути, а после войны трудился в системе Академии наук.

Перепечатывается с сайта http://visserf.com/?p=35

Хождение из чекистов в полярники

Герои жестокого времени

Мало кто знает, что знаменитый полярник Иван Папанин был… чекистом именно в то время, когда на Крымском полуострове шло уничтожение десятков тысяч инакомыслящих. И все-таки легендарный крымчанин вошел в историю как создатель самого мощного в мире научно-исследовательского флота, который вывел СССР в бесспорные лидеры в изучении Мирового океана.

Иван Дмитриевич Папанин относился к категории людей, которых обычно называют самородками. Родился он 26 ноября 1894 года в Севастополе в семье портового матроса, которая вела полунищенское существование, не имея даже своего дома. Ютились в странном сооружении из 4-х стен, две из которых были трубами, старались заработать хоть какую-то копейку, помогая матери вытянуть семью. Особенно доставалось Ивану, старшему из детей. Учился мальчик отлично, был первым в классе по всем предметам, за что и получил предложение продолжить обучение за казенный счет. Но впечатления нищего и бесправного детства станут решающими при формировании его личности и характера.

Во главе партизанского движения

Самым ярким событием, по воспоминаниям самого Папанина, было для него восстание моряков на «Очакове» в 1905 году. Он искренне восхищался мужеством моряков, шедших на верную смерть. Именно тогда в нем сформировался будущий убежденный революционер. В это время он учится ремеслу, работает на заводах родного Севастополя. К 16-ти годам Иван Папанин - в числе лучших работников Севастопольского завода по изготовлению навигационных приборов. А в 18-летнем возрасте его как наиболее способного отобрали для дальнейшей работы на судостроительном заводе г. Ревеля (нынешний Таллинн). В начале 1915 года Иван Дмитриевич был призван во флот как специалист по технике. В октябре 1917-го вместе с другими рабочими перешел на сторону красногвардейцев и с головой ушел в революционную работу. Возвратившись из Ревеля в Севастополь, Папанин активно участвует в установлении здесь советской власти. После оккупации Крыма германскими войсками на основании Брестского мира Иван уходит в подполье и становится одним из руководителей большевистского партизанского движения на полуострове. Профессионалы революции Мокроусов, Фрунзе, Кун доверяют ему секретные и труднейшие задания. За эти годы он прошел все мыслимые трудности - «и огонь, и воду, и медные трубы».

В августе 1920 года в Крыму высадилась группа коммунистов и военных специалистов Красной Армии во главе с А. Мокроусовым. Их задачей была организация партизанской борьбы в Крыму. К Мокроусову присоединился и Папанин. Собранная ими повстанческая армия наносила Врангелю серьезные удары. Белогвардейцам пришлось отозвать с фронта войска. Чтобы уничтожить партизан, воинские части из Феодосии, Судака, Ялты, Алушты, Симферополя стали окружать лес. Однако партизанские отряды сумели вырваться из окружения и отступить в горы. Нужно было связаться с командованием, доложить об обстановке и согласовать свои планы со штабом Южного фронта. Было решено отправить в Советскую Россию надежного человека. Выбор пал на И. Д. Папанина.

В сложившейся ситуации попасть в Россию можно было только через Трапезунд. Удалось договориться с контрабандистами, что за тысячу николаевских рублей они переправят человека на противоположный берег Черного моря. Путешествие оказалось долгим и небезопасным. Ему удалось встретиться с советским консулом, который в первую же ночь отправил Папанина на большом транспортном судне в Новороссийск. А уже в Харькове его принял командующий Южным фронтом М. В. Фрунзе. Получив необходимую помощь, Папанин стал собираться в обратный путь. В Новороссийске к нему присоединился будущий известный писатель Всеволод Вишневский.

Стоял ноябрь, море беспрерывно штормило, но упускать время было нельзя. В одну из ночей десантники вышли в море на судах «Рион», «Шохин» и катере, где находился Папанин. Шли в темноте, с потушенными огнями, в условиях сильнейшего шторма. Катер долго кружил, разыскивая в темноте «Рион» и «Шохин», но, убедившись в бесполезности поисков, взял курс на Крым. В пути наткнулись на белогвардейское судно «Три брата». Чтобы команда не донесла о десанте, хозяина судна и его компаньона… взяли в заложники, а экипажу предъявили ультиматум: в течение 24 часов не подходить к берегу. Непрекращающийся шторм вымотал всех. В темноте подошли к селу Капсихор. Перетащили на берег весь груз. Пополнившись местными жителями, отряд Мокроусова и Папанина двинулся к Алуште, по дороге обезоруживая отступающих белогвардейцев. На подходе к городу красные партизаны соединились с частями 51-й дивизии Южного фронта.

Комиссар, которому было стыдно

После разгрома последней армии белого движения - армии Врангеля - Папанин назначается комендантом Крымской чрезвычайной комиссии (ЧК). Во время этой работы он получил благодарность за сбереженные конфискованные ценности.

Стоит ли говорить, что такое ЧК, особенно в Крыму. На эту организацию здесь была возложена чрезвычайно важная миссия - физически уничтожить остатки белых, цвет русского офицерства. Несмотря на обещания Фрунзе сохранить им жизнь после того, как они сложат оружие, были расстреляны, утоплены, закопаны заживо около 60 тысяч человек.

К сожалению, сложно проследить трансформацию мировоззрения Папанина за страшные годы революции. Но, несомненно, эти кровавые события оставили немало рубцов на его сердце. Как комендант ЧК, он видел и знал все, но ничего об этом не писал и не говорил нигде и никогда. Не написал, да и не мог написать, ибо в противном случае он был бы превращен в «лагерную пыль», как многие тысячи его соратников.

Конечно, Иван Дмитриевич, будучи веселым и доброжелательным по натуре человеком, совестливым и гуманным, не мог не задумываться о происходящем. Любопытно, что именно Папанин стал прообразом матроса Шванди в пьесе драматурга К. Тренева «Любовь Яровая». Он, конечно, сравнивал те идеалы, к которым призывали большевики, и то, что происходило в реальной жизни на его глазах и с его участием. Он сделал выводы и решился на неожиданный поступок, который можно объяснить только изменениями во взглядах на происходящее. Он всерьез решил отойти от политики и революции и заняться наукой.

Не получив специальных знаний, пройдя тернистый путь самообразования, он достигнет значительных научных высот. Таким образом, «первая» жизнь Папанина была отдана революции, а «вторая» - науке. Его идеалы утонули в потоках крови большевистского красного террора, и, осознавая свою вину и раскаиваясь, он решает отмежеваться от революционного насилия. Однако в течение следующих четырех лет Папанин не мог найти себе места в прямом и переносном смысле слова.

Судьба распорядилась так, что в будущем И.Д. Папанин будет обласкан Сталиным, находясь всегда у него на виду. Для Папанина «вторая половина» жизни значительно длиннее - целых 65 лет. Он становится военным комендантом Украинской ЦИК в Харькове. Однако волею судеб вновь попадает в реввоенсовет Черноморского флота в качестве секретаря, а в апреле 1922 г. переводится в Москву комиссаром Административного управления Главмортеххозупра. В следующем году, уже демобилизовавшись, переходит на работу в систему Народного комиссариата почт и телеграфов управляющим делами и начальником Центрального управления военизированной охраны.

Папанин постоянно меняет работу и место жительства. Его как будто что-то терзает, отчего-то болит душа, он ищет ей успокоения и такого занятия, где бы она обрела покой, получила возможность отрешиться на время от пережитого, одуматься и разобраться во всем. И таким местом стал для него Север. Здесь в 1925 году Папанин занялся строительством радиостанции в Якутии и проявил себя прекрасным организатором и просто человеком, которому можно доверять решение сложных вопросов и который никогда не подведет, даже находясь в труднейших условиях. Именно за эти качества Политбюро ЦК ВКП(б) назначило его в 1937 году начальником полярной станции СП-1.

Путь на Север - путь к себе

Для Советской России важнейшее значение имело открытие постоянной навигации судов по Северному морскому пути. С этой целью даже было создано специальное ведомство - Главсевморпуть. Но для эксплуатации пути необходимо было провести серию многоплановых научных исследований в Арктике: обозначить наличие подводных течений, пути дрейфа льдов, сроки их таяния и многое другое. Для решения этих вопросов необходимо было высадить научную экспедицию прямо на льдину. Экспедиция должна была работать на льду длительное время. Риск погибнуть в этих экстремальных условиях был очень велик.

Пожалуй, ни одно событие между двумя мировыми войнами не привлекало такого внимания, как дрейф «папанинской четверки» в Арктике. Научная работа на льдине продолжалась 274 дня и ночи. Вначале это было огромное ледяное поле в несколько квадратных километров, а когда папанинцев снимали с него, то размер льдины едва достигал площади волейбольной площадки. Весь мир следил за эпопеей полярников, и все желали только одного - спасения людей.

После этого подвига Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Евгений Федоров и Петр Ширшов превратились в национальных героев, стали символом всего советского, героического и прогрессивного. Если посмотреть кадры кинохроники о том, как встречала их Москва, становится понятно, что означали эти имена в то время. После торжественного приема в Москве были десятки, сотни, тысячи встреч по всей стране. Полярникам присвоили звание Героя Советского Союза. У Папанина это была вторая подобная награда - первую он получил еще в начале дрейфа.

Было это в 1938 году, страшном для страны. В это время были уничтожены тысячи людей, в большинстве своем составляющих интеллектуальную элиту народа. Критерием для расправ служило одно - способность оказать не только активное, но и пассивное сопротивление тоталитарному режиму. Особенно целенаправленно расправлялись с теми, кто устанавливал советскую власть, с большевиками первого призыва. В этом ничего удивительного нет - старая гвардия первой могла выступить против ревизии марксистско-ленинского учения, а посему подлежала уничтожению. И Папанин оказался бы в числе этих жертв, если бы в 1921 году не ушел из ЧК.

Папанин прожил еще 40 лет, наполненных делами, событиями, людьми. После дрейфа в Арктике он становится первым заместителем, а затем и начальником Главсевморпути. На его плечи легли задачи огромной государственной важности. С началом войны он занимается строительством нового порта в Архангельске, который был просто необходим для приема судов, привозящих из США грузы по ленд-лизу. Подобными проблемами он занимается и в Мурманске, и на Дальнем Востоке.

После войны Иван Дмитриевич вновь работает в Главсевморпути, а затем создает научный флот АН СССР. В 1951 году его назначают руководителем Отдела морских экспедиционных работ при аппарате Президиума АН СССР.

Заслуги Папанина были по достоинству оценены. Такой «иконостас» наград, как у него, мало кто имел. Кроме двух званий Героя Советского Союза, 9 орденов Ленина и множество других орденов и медалей, не только советских, но и зарубежных. Ему также присвоено воинское звание контр-адмирала и ученое - доктора географических наук.

Наверное, выдающийся человек в любую историческую эпоху и при любых жизненных обстоятельствах способен реализовать потенциальные возможности. Внешняя канва событий, обрамление судьбы возможны различные, но внутренняя, решающая сторона остается постоянной. Во-первых, это касается усилий в достижении основных целевых установок, и, во-вторых, в способности оставаться человеком высоких нравственных принципов при любых исторических условиях. Жизнь Папанина яркое тому подтверждение.

Умер И.Д. Папанин в январе 1986 года. Его имя трижды увековечено на географической карте. Воды полярных морей бороздят корабли, названные в его честь. Он почетный гражданин Севастополя, родного города, в котором одна из улиц носит имя Папанина.

Сергей Ченнык

Здесь перепечатывается с сайта http://www.c-cafe.ru/days/bio/21/papanin.php

Сочинения:

Жизнь на льдине. Дневник. Изд. 7-е. М., 1977;

Лед и пламень. М., 1977.

Литература:

Люди бессмертного подвига. Кн. 2. Изд. 4-е. М., 1975.

Биологические процессы во внутренних водоемах [к 70-летию И. Д. Папанина]. М.-Л., 1965.

Кpемеp В. А. Иван Дмитриевич Папанин.- «Метеорология и гидрология», 1964.

Спасательная экспедиция по эвакуации папанинцев

Правительство СССР было серьёзно озабочено тревожным положением на станции «СП-1». Уже 10 января 1938 года к папанинцам вышли ледокольный пароход «Таймыр» с самолётом Р-5 на борту и мотобот «Мурманец». Спирин перегнал два самолёта ЦКБ-30 в Мурманск, чтобы оттуда в случае необходимости лететь в ледовый лагерь. Срочно заканчивался в Ленинграде ремонт ледокола «Ермак».

Пробиваясь к лагерю Папанина, «Мурманец» отчаянно воевал со льдами, а на чистой воде «Таймыр» боролся с жестоким штормом. Палубные надстройки судна получили серьёзные повреждения, палуба и снасти обледенели, за борт смыло баллоны с водородом для шаров-зондов.

Труден оказался поход и для трёх подводных лодок, выделенных командированием Северного флота. Это были Д-3, Щ-402, Щ-404, только что вернувшиеся с учений. Их направили на помощь «Таймыру» и для обеспечения полёта дирижабля «СССР В-6».

2 февраля командир эскадры дирижаблей Н.С. Гудованцев обратился в Главное управление ГВФ с предложением использовать для спасения папанинцев дирижабль. В тот же день на экстренном совещании в ЦК ВКП(б) по этому вопросу принимается положительное решение. Сразу же начинается подготовка дирижабля «СССР В-6», на которую отводится всего трое суток.

«СССР В-6» являлся самым большим дирижаблем в стране и соответствовал типу полужёстких дирижаблей «Норвегия» и «Италия». Он был также спроектирован итальянским конструктором Умберто Нобиле и построен в 1933 году на предприятии «Дирижаблестрой» в г. Долгопрудном Московской области. Его оболочка имела объём 18,5 тыс. кубометров, длину – 104,5, диаметр – 19,5 метра. Три двигателя по 265 л.с. обеспечивали скорость с грузом 8,5 тонны до 110 км/час. Дальность полёта достигала 4,5 тыс. км. В 1937 году на этом аппарате был установлен мировой рекорд продолжительности полёта без дозаправки – 130,5 часов. На «СССР В-6» неоднократно совершались беспосадочные рейсы из Москвы в Ленинград, Петрозаводск, Казань, Свердловск.

Экипаж дирижабля усилили лучшими специалистами. Первым штурманом утвердили А.А. Ритслянда, участника высадки папанинцев в экипаже Молокова. На многие рядовые должности помощников рулевых и механиков взяли командиров с других дирижаблей, что оказалось ошибкой – у них был утрачен опыт практической работы.

Тщательно проверялась материальная часть, на борт загружались топливо, продовольствие, экипировка. Была смонтирована электрическая лебёдка для спуска и подъёма двухместной кабины, при помощи которой рассчитывали эвакуировать папанинцев со льдины. Подготовка шла круглосуточно

«СССР В-6» с экипажем в 19 человек вылетел из Москвы поздним вечером 5 февраля 1938 года. Провожал его член Политбюро А.И. Микоян. В официальной прессе прошло сообщение: дирижабль отправился в тренировочный полёт по маршруту Москва – Мурманск. В свете прожекторов гигантское туловище дирижабля оторвалось от земли и растворилось в ночной темноте. Днём 6 февраля, благополучно пройдя Петрозаводск и Кемь, корабль двинулся к Кандалакше, где попал в зону сильного снегопада. Около 20 часов от местных жителей поступили тревожные сообщения о сильном гуле и взрыве. Из воспоминаний бортинженера дирижабля В.А. Устиновича:

«Я отдыхал в гамаке над гондолой экипажа перед своей вахтой, когда был разбужен страшным ударом и треском деревьев. Почувствовал дым, понял – горим… Пробил обшивку киля и вывалился наружу. Почти 20 тыс. «кубиков» водорода – это море огня! Горящие обломки разламывались на деревьях и падали вниз. Снег был глубокий, не меньше метра, и это спасло…

Собралось нас шестеро из девятнадцати – все, кто остался в живых. Кроме меня, спаслись механики Константин Новиков, Алексей Бурмакин и Дмитрий Матюнин, находившиеся на вахтах в моторных гондолах, четвёртый помощник командира Виктор Почекин и радиоинженер Арий Воробьёв». (Каминский, 2006).

Спасшиеся вспоминали, что показания высотомера по маршруту не соответствовали высотам возвышенностей, над которыми пролетал дирижабль. Штурман Мячков первым увидел по курсу большую гору и поднял тревогу. Рулевые лихорадочно заработали штурвалами, пытаясь задрать нос дирижабля и увеличить высоту. Но гора неотвратимо надвигалась. После удара о склон конструкция не выдержала и стала разваливаться. Разбившиеся фосфорные осветительные бомбы вызвали пожар.

Роковым препятствием стала Небло-Гора в 18 км от железнодорожной станции Белое море. Причиной же катастрофы можно считать схематичные карты, составленные ещё в начале века, и решение командира двигаться на опасно малой высоте в плохую погоду. Почему бы сразу не уйти вверх, за облака? В Москве, на Новодевичьем кладбище, в стене старого монастыря покоятся урны с прахом 13 погибших астронавтов. Всё устроено по высшему разряду, но кому от этого легче?

…Теперь в роли спасателей могли выступить только моряки. 15 февраля ледокольные пароходы «Мурман» и «Таймыр» были в 50–60 км от папанинской льдины. Между кораблями возникло своеобразное соперничество: кто первым достигнет цели. 12 февраля Кренкель увидел на горизонте огни, отличавшиеся от звёзд своей неподвижностью. Фёдоров навёл теодолит и убедился в их «земном» происхождении. Условившись по радио с «Таймыром» об обмене сигналами, Папанин зажёг магниевую ракету. На пароходе её заметили.

В это время льдина с остатками лагеря находилась вблизи Гренландии, отчётливо был виден суровый гористый берег. «Таймыр» не мог подойти ближе из-за торосов, а для бортовых самолётов нужны были ровные молодые поля.

14 февраля лёд начало разводить, и «Таймыр» продвинулся ближе к лагерю. В тот же день сюда подошёл второй ледокольный пароход «Мурман», на борту которого находился самолёт Ш-2 Черевичного. Этот пилот дважды вылетал на поиски, но из второго рейса не вернулся. Для его обнаружения с «Таймыра» послали Власова, который случайно наткнулся на аэродром «СП-1» и совершил посадку. Встретивший его Папанин посоветовал пилоту не терять на них время и продолжить поиски Черевичного, который мог находиться в критическом положении.

Прочёсывая окрестности, Власов обнаружил пропавший самолёт и двумя рейсами вывез лётчиков на пароход. Позднее «Таймыр» подошёл к этому месту и поднял машину на борт. Оказалось, что наступившая темнота и густой туман вынудили пилотов пойти на посадку. Ради экономии горючего мотор выключили. Длинную полярную ночь просидели в тесной кабине, а световой день провозились с изношенным мотором. Запустить его так и не удалось, после чего последовала ещё одна трудная ночёвка.

В ночь на 19 февраля к лагерю «СП-1» подошёл «Мурман», а позднее и «Таймыр». Это был 274-й день на льдине. Неподалеку, светясь многочисленными огнями, стояли два корабля. Папанинцы связывали в пачки тетради с ценными записями, тщательно укладывали их и фотоплёнки в рюкзаки. Метеоприборы не стали снимать, чтобы утром провести последние наблюдения. Никому не спалось. Папанин и Кренкель молча склонились над шахматами. Утром в лагерь пришла большая группа моряков. Следуя приказу руководства экспедиции, они собрали разбросанное по поверхности льдины снаряжение, выкопали из снега занесённую палатку и перенесли всё это на пароход. Благодаря такой предусмотрительности, палатка «СП-1» в настоящее время находится в экспозиции Музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

Когда зимовщики и встречающие подошли к кораблям, возник спор: кто кого заберёт. Соблазняли запасами пива, фруктов и овощей, пугали обилием клопов у соперников. В итоге потянули жребий. Папанину с Кренкелем выпало идти на «Мурмане», а Фёдорову и Ширшову – на «Таймыре». Их проводили в кают-компании и сходу налили по стакану спирта под селёдочку и солёный огурец. После горячей ванны, первой за девять месяцев, последовал уже настоящий банкет.

Вскоре суда встретились с ледоколом «Ермак» во главе с О.Ю. Шмидтом. Папанинцы перешли на его борт. В Северном море ледокол попал в жестокий шторм, во время которого его клало на 45 градусов. Невозможно было не только ходить и стоять, но даже спать. Пополнив запасы угля в Таллине, «Ермак» пошёл в Ленинград. Жёны и журналисты встретили их заранее, выйдя навстречу на портовом ледоколе «Трувор».

После митинга в порту папанинцев вместе с жёнами на машинах повезли в город. С трудом протиснувшись сквозь людское море, добрались до гостиницы «Европейской». Но полярникам она практически не понадобилась, так как в полночь, после концерта, они сели на московский поезд. На Октябрьском (ныне Ленинградском) вокзале их встречали нарком иностранных дел М.М. Литвинов, начальник Гражданского воздушного флота В.С. Молоков, лётчики-герои А.В. Беляков, М.М. Громов, В.П. Чкалов, А.Б. Юмашев. Комсомольская площадь, несмотря на пасмурный и сырой день, была запружена людьми. После краткого митинга с выступлением Папанина двинулись в Кремль.

В Георгиевском зале героев ждало около 800 человек, пришли члены Политбюро во главе с И.В. Сталиным. Все разместились за накрытыми столами; папанинцы, естественно, за отдельным столом вместе c руководством страны. Официальная часть завершилась концертом. Домой все попали только под утро.

Из воспоминаний И.Д. Папанина:

«В Ленинград мы прибыли во вторник 15 марта. Газеты писали тогда, что встреча вылилась в народное торжество. А как волновалась наша четверка…

В 3 часа 50 минут, когда могучий ледокол, разукрашенный флагами, появился в порту, все суда приветствовали его гудками. На берегу гремели оркестры, заглушая их, над портом пронеслась в небе эскадрилья самолётов.

17 марта участники экспедиции прибыли в Москву. Их ожидала дорога, усыпанная цветами. Кремль, Георгиевский зал. Полярников встречало всё Политбюро во главе со Сталиным…

Сталин посадил меня рядом с собой.

– Теперь выпьем, товарищ Папанин, за победу, – сказал он, поднимая бокал. – Работа была трудная, но все мы были уверены, что ваша четвёрка выполнит её с честью!». (Папанин, 1977).

Участники дрейфа получили высокие правительственные награды. После завершения воздушной экспедиции «Север» в июне 1937 года И.Д. Папанину было присвоено звание Героя Советского Союза, а Кренкель, Фёдоров и Ширшов награждены орденами Ленина. После завершения дрейфа звание Героя было присвоено Кренкелю, Фёдорову и Ширшову, а Папанин получил орден Ленина. Высшая аттестационная комиссия присвоила всем четверым звания докторов географических наук без защиты диссертаций, а Академия наук вскоре утвердила Фёдорова и Ширшова в звании членов-корреспондентов. Высокие почести не обошли даже пса Весёлого, доставившего немало радостей и забот участникам экспедиции.

«Когда мы брали с собой пса, то о его дальнейшей судьбе как-то не задумывались. О его проделках мы рассказывали в печати, чем создали Весёлому мировую известность.

На приёме в Кремле Сталин поинтересовался:

– А где же Весёлый?

Я ему объяснил, что он пока на «Ермаке».

– Думаю, что ему будет неплохо на моей даче.

Потом, когда я лечился в Барвиxе, часто видел Весёлого на прогулке – он сопровождал Аллилуева, тестя И.В. Сталина. Меня Весёлый не забывал, приветливо махал хвостом, но от нового хозяина не отходил. Всё правильно: новый каюр – новая привязанность». (Папанин, 1977).

Достижения советских полярников нашли широкий отклик во многих странах мира. На центральной площади испанской Барселоны, например, был установлен большой полуглобус северной половины Земного шара. На его вершине находилось красное знамя, указывающее местоположение дрейфующей станции «Северный полюс», красной полосой обозначалась линия дрейфа.

Оценивая научное значение работ, проведенных на станции «СП-1», профессор В.Ю. Визе писал:

«Наблюдения первой советской дрейфующей станции внесли крупнейший вклад в сокровищницу мировой науки. Они открыли взору учёного часть Земного шара, остававшуюся до того неисследованной». (Визе, 1948).

Много нового в познание природы Арктического бассейна дали океанографические наблюдения. Ещё Ф. Нансен во время дрейфа «Фрама» обнаружил проникновение в высокие широты атлантических вод с положительными температурами. Но как далеко на север они заходят, никто не знал. Исследования «СП-1» показали, что эти воды достигают полюса и составляют там мощную прослойку – до 500 метров.

За время дрейфа Ширшовым было взято 38 полных гидрологических станций между полюсом и 76-м градусом северной широты. Важным достижением явилось подтверждение предположения Нансена о существовании подводного хребта между Гренландией и Шпицбергеном, так называемого «порога Нансена». Норвежец обнаружил его восточный склон со стороны Шпицбергена, а Ширшов – западный, со стороны Гренландии. Глубина вершины хребта составляла там всего 1300–1400 метров.

Интересные материалы были собраны по изучению дрейфа льдины, на которой располагалась станция. За 274 дня она прошла 1134 мили, или 2100 км, в генеральном направлении на юго-запад.

Ширшов, Кренкель, Папанин и Фёдоров на борту ледокола

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тайны пропавших экспедиций автора Ковалев Сергей Алексеевич

Дирижабль «СССР–В6» должен был спасти папанинцев В Заполярье заканчивался зимний день 1938 года. В 19.00 6 февраля люди, собравшиеся на полузаметенном перроне небольшой железнодорожной станции «Белое море», неожиданно среди морозной тишины

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Питание папанинцев (1937-1938 гг.) Чтобы получить представление, как питались советские люди во второй половине 30-х годов, небезынтересно ознакомиться с организацией питания четверки папанинцев на станции «Северный полюс-1» (СП-1).Сведения о составе используемых ими

Из книги Полководец автора Карпов Владимир Васильевич

План эвакуации В Приморской армии назначение генерала Петрова командармом было воспринято так (вспоминает Крылов):«Отношения с новым командующим сразу установились простые и ясные. К Ивану Ефимовичу я давно уже испытывал не просто уважение, но и глубокую симпатию. И

Из книги Пять лет рядом с Гиммлером. Воспоминания личного врача. 1940-1945 автора Керстен Феликс

XXXIV Скандинавская спасательная кампания 1944 года и освобождение голландских заключенных Осенью 1943 года у меня состоялось несколько разговоров с шведским министром иностранных дел Гюнтером. Мы в самых общих чертах разработали план по освобождению норвежцев и датчан,

Из книги Немецкие гренадеры. Воспоминания генерала СС. 1939-1945 автора Мейер Курт

От эвакуации из Кана до «Фалезского мешка» После кровопролитных боев вокруг Кана 12-я танковая дивизия была отведена к югу в район Потиньи (к северу от Фалеза) для отдыха и пополнения. 12-й артиллерийский полк СС и 12-й зенитно-артиллерийский дивизион СС были приданы в

автора

План экстренной эвакуации (30 августа) Прорыв противника на позиции 21-й батареи произвел сильное впечатление на все командование Одесского оборонительного района. Имевшиеся в распоряжении противника силы были неизвестны, но они могли оказаться вполне достаточными для

Из книги Оборона Одессы. 1941. Первая битва за Черное море автора Юновидов Анатолий Сергеевич

Прикрытие эвакуации (3–14 октября) После нанесения второго контрудара румынские войска в Южном секторе оказались в том же положении, в которое их коллеги 10 днями раньше угодили в Восточном. Перейдя к обороне и интенсивно укрепляя позиции, на которые им пришлось отойти,

Из книги Оборона Одессы. 1941. Первая битва за Черное море автора Юновидов Анатолий Сергеевич

Первый план эвакуации (4 октября) К разработке плана эвакуации командующий ООР Жуков и его заместитель, командующий Приморской армией Софронов приступили после принятия 1 октября Военным советом ООР решения об эвакуации Одессы. Командующий ООР и подчиненное ему

Из книги Оборона Одессы. 1941. Первая битва за Черное море автора Юновидов Анатолий Сергеевич

Начало эвакуации (1–14 октября) 1 октября, согласно полученной директиве Ставки, части 157-й СД дивизии приступили к погрузке на транспорты для отправки в Крым, что стало началом эвакуации из Одессы всей Приморской армии.Эвакуация дивизии являлась первоочередной задачей, и

Из книги Подъём затонувших кораблей автора Горз Джозеф

«СКВОЛУС» н СПАСАТЕЛЬНАЯ КАМЕРА МАККЕННА «Скволус», американская подводная лодка водоизмещением 1450 т и длиной 94,5 м, вступила в строй 4 марта 1939 г. Строительство лодки обошлось американской казне в 4 млн. 300 тыс. дол. 23 мая, в 8 ч 30 мин утра, менее чем через 12 недель после

Из книги Царское золото автора Курносов Валерий Викторович

Консульское прикрытие эвакуации После начавшегося контрнаступления войск Красной Армии условия для вывоза ценностей становились все более сложными.На Симбирск энергично наступали части 1-й армии красных под командованием 25-летнего Михаила Тухачевского. Эсеровское

Из книги Поход «Челюскина» автора Автор неизвестен

Заместитель начальника экспедиции И. Копусов. Подготовка эвакуации на лед В конце ноября 1933 года, когда стало ясно, что зимовка неизбежна и в любой момент может произойти сильное сжатие, мы стали подумывать о необходимых мерах предосторожности. Корабль в это время уже

Из книги Гибель императорской России. Воспоминания автора Курлов Павел Григорьевич

XXII. Вопрос об эвакуации города Риги Вопрос об эвакуации торговых и промышленных предприятий города Риги. Пререкания по этому вопросу в Петрограде. Генерал Залюбовский и его роль в эвакуации Риги, Нападки на меня по этому поводу в Государственной Думе. Оставление

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе (1918–1952) автора Шварц Соломон Меерович

Общий характер эвакуации В годы войны о характере эвакуации населения в восточные области Советского Союза ходили самые фантастические слухи. В американской печати в частности получило широкое распространение мнение, что советское правительство, кроме общих

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Дрейф папанинцев В мае 1937 г. на льду в районе Северного полюса сели 4 советских самол ета, доставившие сюда четырех исследователей и около 10 тонн грузов для организации первой в мире дрейфующей научной станции «Северный полюс». Разгрузившись, самолеты 6 июня

Так уж исторически сложилось, что в России часто делают вещи, остальным миром признанные недостижимыми и невозможными. Великий путешественник Джеймс Кук провозгласил, что никакого материка у Южного полюса нет, а если и есть, то проникнуть к нему нельзя из-за сплошного вечного льда.

Куку поверили все, кроме русских. В 1820 году корабли Фаддея Беллингсгаузена и Михаила Лазарева , не послушавшись Кука, пошли дальше него и открыли Антарктиду.

Великий путешественник Руаль Амундсен , первооткрыватель Южного полюса, пролетев над Северным полюсом на дирижабле «Норвегия», заявил: «Мы не видели ни одного годного для спуска места в течение всего нашего далёкого пути от Свальбарда до Аляски. Ни единого! И вот наше мнение: не летите вглубь этих ледяных полей, пока аэропланы не станут настолько совершенными, что можно будет не бояться вынужденного спуска!»

К середине 1930-х годов авиатехника в мире была ещё очень далека от совершенства. Но нашлись люди, которые решили, что предупреждение Амундсена, который, кстати говоря, и сам сгинул на просторах Арктики, к ним не относится. Надо ли говорить, что эти храбрецы были из России?

В феврале 1936 года один из главных энтузиастов и организаторов советских арктических исследований Отто Юльевич Шмидт на совещании в Кремле изложил план воздушной экспедиции на Северный полюс и основания станции в его районе.

Ничего подобного в мире никто ещё не делал. Больше того, слова Амундсена прямо говорили о том, что это невозможно.

Но Отто Юльевичу Шмидту советские лидеры верили, даже несмотря на то, что за несколько лет до этого погиб пароход «Челюскин», причём гибель его многие связывают именно с ошибочными решениями Шмидта.

Новый проект Шмидта был принят, и правительственным постановлением предписывалось организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование научной станции и зимовщиков.

Гидролог, участник экспедиции дрейфующей станции «Северный полюс-1» Пётр Ширшов работает с гидрологической лебёдкой. 1937 год. Фото: РИА Новости

Полярников готовили так, как потом готовили космонавтов

Экспедиция была необходима для получения данных, которые позволили бы продолжить освоение Северного морского пути и Арктики в целом. Кроме того, сама по себе советская станция у Северного полюса утверждала приоритет СССР в исследовании и освоении этого края. К тому же мы снова делали то, чего не делал никто в мире, — такие вещи всегда укрепляют престиж державы.

Правда, провал экспедиции или, того хуже, гибель её членов могла обернуться серьёзными потерями для того же престижа. Но кто не рискует, тот первопроходцем не становится.

Промежуточную базу для штурма полюса летом 1936 года заложили на острове Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа. Сюда кораблями завозили стройматериалы, припасы и оборудование для будущей станции.

Полярные исследователи Пётр Ширшов и Иван Папанин укладывают на нарты имущество жилого домика на дрейфующей станции «СП-1». 1937 год. Фото: РИА Новости Готовили экспедицию не менее тщательно, чем спустя четверть века готовили космонавтов. Палатку для жилого лагеря строил московский завод «Каучук». Её каркас сделали из легко разбирающихся алюминиевых труб; стены — брезентовые, между ними проложили два слоя гагачьего пуха, пол — резиновый, надувной. Две радиостанции — основную и аварийную — специально создавали в Центральной радиолаборатории в Ленинграде. Нарты построил судостроительный завод, а еду заготавливал Институт инженеров общественного питания.

В эскадрилью самолётов, которым предстояло высадить экспедицию на Северном полюсе, вошли четыре четырёхмоторных самолёта АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» и двухмоторный разведчик Р-6 (АНТ-7).

Командиром лётного отряда был назначен Герой Советского Союза Михаил Водопьянов , один из тех, кто спасал экспедицию «Челюскина». Общее руководство было возложено на Отто Шмидта.

Высадка

В общем составе экспедиции были четверо полярников, которым предстояла главная миссия, — остаться на льдине в качестве личного состава станции «Северный полюс-1». Начальником «СП-1» был назначен Иван Папанин , радистом — многоопытный Эрнст Кренкель , обязанности гидролога исполнял Пётр Ширшов , а геофизика — Евгений Фёдоров .

В феврале 1937 года Шмидт доложил в Кремле о готовности к экспедиции и получил «добро» на осуществление проекта.

19 апреля эскадра самолётов добралась до базы на острове Рудольфа. После этого начались попытки прорыва к полюсу. Но тяжёлые погодные условия срывали их одну за одной.

21 мая 1937 года самолёт Михаила Водопьянова, несмотря не технические трудности, совершил посадку на льдину в районе Северного полюса, «перелетев» его географическую точку примерно на 20 километров. Именно этот день стал днём основания станции «Северный полюс-1».

Михаил Водопьянов вспоминал забавный эпизод: когда начальник станции Иван Папанин ступил на лёд, он инстинктивно потопал по нему ногой: выдержит ли? Стоящий на льду многотонный самолёт при этом как бы намекал: пожалуй, да!

К 5 июня самолёты доставили на льдину всё необходимое для функционирования станции. Последним на «СП-1» прибыл «пятый папанинец» — полярная лайка по кличке Весёлый.

6 июня на льдине прошёл митинг и был поднят флаг СССР, после чего самолеты улетели. На льдине остались четверо участников экспедиции и собака.

Фотофакт «АиФ»

На станции бунтовал только Весёлый

К началу экспедиции льдина представляла собой ледовое поле три на пять километров с толщиной льда около трёх метров. Однако постепенно льдина начала уменьшаться, и этот процесс не прекращался до самого завершения экспедиции.

Экспедиция станции «Северный полюс-1» работала в условиях, мало отличающихся от космических. Надеяться не на кого, кроме себя, помощь в чрезвычайной ситуации придёт не сразу, и выжить можно, полагаясь только на товарищей.

Психологическая совместимость в такой обстановке — важнейшее дело. Самый маленький конфликт может обернуться полной катастрофой.

Не все знают, но у руководителей арктических экспедиций, работающих в изоляции от внешнего мира, есть особые полномочия. Если один из членов экспедиции, не выдержав перегрузок, начнёт вести себя неадекватно, начальник имеет право на самые крайние меры ради спасения остальных. На сленге это называется «уйти в торосы».

Иван Дмитриевич Папанин, участник Гражданской войны, в прошлом чекист, с 1932 года руководивший различными научными станциями в Арктике, был человеком жёстким и решительным. Недостаток образования у него компенсировался природной наблюдательностью, практической сметкой и талантом руководителя. Созданный лагерь на льдине устоял в самых тяжёлых условиях, а члены экспедиции выполняли свои обязанности даже тогда, когда обстановка стала по-настоящему угрожающей. Ни Эрнст Кренкель, ни Пётр Ширшов, ни Евгений Фёдоров не подвели своего начальника.

Пожалуй, единственным, кто отбился от рук Папанина, был его четвёртый подчиненный — пес Весёлый, который воспринял продовольственный склад экспедиции как свой персональный собачий рай, наведываясь туда регулярно. Тем не менее, эти проделки Весёлому прощали, поскольку он, соответствуя своему имени, заменил полярникам «кабинет психологической разгрузки».

Участники экспедиции на дрейфующей станции «Северный Полюс-1». 1937 год. Фото: РИА Новости

На грани возможного

18 июня 1937 года произошло историческое событие: над первой в мире дрейфующей станцией в Арктике пролетел самолёт АНТ-25 под управлением Валерия Чкалова , совершавший первый в мире беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку. Мир был потрясён: эти «советские русские» делают вещи, о которых никто и помыслить не может!

Фотофакт «АиФ»

В конце июня 1937 года в Москве прошло чествование Отто Шмидта, Михаила Водопьянова и других участников экспедиции, сделавших работу станции «Северный полюс-1» возможной. Государственных наград в тот момент, по понятным причинам, не могли получить только четверо отважных полярников, работавших на льдине.

Но за их судьбу в тот момент тревоги не было — работа экспедиции шла в нормальном режиме, связь с «СП-1» была устойчивой, научные данные шли практически непрерывным потоком. Словом, никаких поводов для беспокойства.

Но чем дальше дрейфовала льдина в сторону Гренландии, тем сложнее становилось работать папанинцам. В январе 1938 года уменьшение ледового поля стало угрожающим. А утром 1 февраля Папанин сообщил: шторм разорвал льдину, оставив экспедиции обломок 300 на 200 метров, лишив «СП-1» двух баз и технического склада. Вдобавок трещина образовалась и под жилой палаткой.

Стало ясно: экспедицию пора эвакуировать. На помощь папанинцам срочно отправились ледокольные пароходы «Мурманец», «Мурман» и «Таймыр». Началась гонка со временем. Льдина продолжала уменьшаться и покрываться трещинами. В последние дни ширина ледового поля, на котором находилась станция, не превышала 30 метров. Значительно позже участники экспедиции рассказывали, что в этот момент они стали мысленно готовиться к самому худшему.

Но 19 февраля 1938 года к «СП-1» подошли ледоколы «Таймыр» и «Мурман». Эмоции у спасателей зашкаливали не меньше, чем у спасаемых. На льдину высыпало до 80 человек, но, слава Богу, она выдержала и это последнее испытание. В считанные часы лагерь был свёрнут. Радист Эрнст Кренкель передал последнюю радиограмму с «СП-1»: «В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу».

Награды и доходы

15 марта 1938 года участники экспедиции прибыли в Ленинград, где их ждала торжественная встреча. Всем четверым полярникам, работавшим на «СП-1», было присвоено звание Героев Советского Союза.

Встреча сотрудников советской полярной дрейфующей научной станции «Северный полюс-1» Ивана Папанина, Петра Ширшова, Эрнеста Кренкеля, Евгения Фёдорова на улицах Москвы. 1938 год. Фото: РИА Новости / Трошкин

С «СП-1» началась история советских и российских дрейфующих полярных станций, которая продолжается и по сей день.

Свою награду получил и пес Весёлый — ставший любимцем не только полярников, но и всей детворы Советского Союза лохматый покоритель полюса был подарен товарищу Сталину и прожил свою оставшуюся собачью жизнь в почёте и уважении на даче вождя.

Фотофакт «АиФ»

И последнее, что хотелось бы сказать об истории станции «Северный полюс-1», — государство не только окупило все расходы на неё, но даже неплохо заработало на этом проекте. Дело в том, что режиссёр Марк Трояновский , входивший в состав экспедиции, за дни, пока на льдине возводился базовый лагерь станции, снял целый фильм, получивший название «На Северном полюсе». Лента была продана за валюту во многие страны мира, где вызвала небывалый ажиотаж, принеся советской казне большую прибыль.

Участники экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс-1»: Иван Папанин, радист Эрнст Кренкель (на переднем плане), геофизик Евгений Федоров и гидролог Петр Ширшов (стоят). 1939 год. Фото: РИА Новости / Иван Шагин



Поделиться