Очень сложные вопросы по физике. Внеклассное мероприятие по физике

Слайд 2

Здравствуйте!

Сегодня мы предлагаем вам поиграть в викторину, которая называется «Мы и мир вокруг нас». Она позволит вам проверить то, насколько вы знакомы с привычными явлениями, как вы способны распознавать их… Правила викторины очень просты: Вам предлагается 12 вопросов. Верный ответ – 1 балл. Команда, набравшая большее количество баллов является победителем и признается знатоком. Кто набрал меньше баллов – все равно молодец…

Слайд 3

Вопрос 1

Характеристика этого движения, не описываемая числом – это…..

Слайд 4

Правильный ответ

Траектория (от позднелатинского trajectories – относящийся к перемещению) – это линия, по которой движется тело (материальная точка).

Слайд 5

Вопрос 2

Какие две характеристики создают общую конструкцию измерения окружающего мира?

Слайд 6

Затрудняетесь?

Вспомните старый фильм «Назад в будущее»… Нарушением чего был постоянно озабочен профессор Эммет Браун?

Слайд 7

Правильный ответ

Пространство-время (простра́нственно-временно́йконти́нуум) - физическая модель, дополняющая пространство равноправным временны́м измерением и таким образом создающая теоретико-физическую конструкцию, которая называется пространственно-временным континуумом.

Слайд 8

Вопрос 3

Как называется явление, изображенное на рисунке?

Слайд 9

Правильный ответ

Диффузия (лат. diffusio - распространение, растекание, изменение, рассеивание, взаимодействие) - процесс взаимного проникновения молекул или атомов одного вещества между молекулами или атомами другого, приводящий к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объёму

Слайд 10

Вопрос 4

Что заставляет крышку кастрюли, в которой кипит вода, подпрыгивать и греметь?

Слайд 11

Правильный ответ

При кипении пар вырывается из кастрюли. Для этого ему надо поднять крышку! Но после того, как определенная часть пара вырвалась наружу, давление пара в кастрюле упало и крышка падает. Давление опять подымается и всё повторяется. Это происходит быстро, вот крышка и гремит: падает - подымается, падает-подымается и т. д.

Слайд 12

Вопрос 5

Почему волны в микроволновой печи разогревают предметы?

Слайд 13

Правильный ответ

Приготовление пищи при помощи микроволновой печи - это электромагнитное возбуждение содержащихся в продуктах молекул воды. Мгновенно проникая, допустим, в глубину куска мяса, волны поглощаются содержащимися в нем молекулами воды. От этого молекулы возбуждаются, их тепловые колебания усиливаются, они сталкиваются друг с другом. А это и есть причина повышения температуры.

Слайд 14

Вопрос 6

Какой закон реализуется в этой ситуации?

Слайд 15

Правильный ответ

Закон сохранения импульса: сумма импульсов тел до взаимодействия равна сумме их импульсов после взаимодействия.

Слайд 16

Вопрос 7

Какой закон Ньютона в историческом варианте сформулирован следующим образом… Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны. А эту фразу я говорю именно в таком варианте в «Пункт назначения 4»…

Слайд 17

Правильный ответ

Это формулировка третьего законаНьютона Материальные точки взаимодействуют друг с другом силами, имеющими одинаковую природу, направленными вдоль прямой, соединяющей эти точки, равными по модулю и противоположными по направлению:

Слайд 18

Вопрос 8

Стабильна ли орбита Луны при вращении вокруг Земли?

Слайд 19

Правильный ответ

Луна улетает и с каждым своим витком она чутка подальше, но эта скорость измеряется в сантиметрах. Тем не менее, Луна в современности радикально дальше, чем во времена динозавров. На данный момент у луны и земли уже первая стадия выравнивания достигнута - хотя луна и крутится вокруг Земли, но при этом повернута одной стороной, следующей стадией будет, когда она "зависнет" над какой-то точкой земли и будет вращаться, но уже "синхронно" и дело кончится её дальнейшим отлетом… При этом вращение Земли всё время замедляется, что несколько снижает притяжение.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Трубчевская средняя общеобразовательная школа №1

Разработка внеклассного мероприятия

по физике

Викторина на тему

"Физика в жизни"

7 класс

Митенкова Ирина Анатольевна,

учитель физики

Трубчевск

2016

Цель: систематизировать знания учащихся по курсу физики; прививать интерес к предмету

Оборудование: карточки, листы бумаги

Ход мероприятия:

Мы рады приветствовать Вас на нашем мероприятии. В 7 классе вы начали изучать физику. Интересно, что же это за наука, интересна и полезна ли она?

Сегодня мы постараемся приоткрыть завесу для получения ответов на многие вопросы. Наша встреча пройдет в форме викторины. И чтобы в конце игры выявить победителя, нам нужно выбрать жюри, в количественном составе 5 человек. Обязанностью жюри будет следить за порядком, а также правильный подсчет верных ответов.

Каждый учащийся может стать победителем, если будет соблюдать следующие правила: не выкрикивать с места, уважать соперников, ответы записывать на листок.

Итак начинаем.

Конкурс «Понятия»

7 класс

Ответы: деформация, вещество, материя, молекула, сила, явление, тяготение, трение За каждое правильно угаданное слово – 1 балл

Конкурс «Исторический портрет»

Угадайте, чей портрет?

Предлагаются портреты: Архимеда, Ньютона, Ломоносова, Королева, Галилея, Циолковского, Гагарина Чем известны эти личности?

Конкурс « Физика в сказках и пословицах»

Для ответа нужно поднять руку, ответы с места не засчитываются. За правильное объяснение 2 балла. Объясните пословицу

1. Гвоздем моря не нагреешь.

(Гвоздь обладает небольшой массой. Поэтому, количество теплоты, которое может отдать гвоздь, остывая, будет не велико, и им не нагреешь большую массу воды).

    Много снега – много хлеба.

(Между кристаллами снега находится воздух, который плохо проводит тепло, поэтому, предохраняет посевы от вымерзания).

    Куй железо, пока горячо.

(Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства металлов, поэтому, многие из них поддаются ковке только в сильно нагретом состоянии).

    Без сала дегтя не смоешь.

(Поверхность, покрытая дегтем не смачивается водой. Но деготь растворяется в жирах и с их помощью легко может быть удален с поверхности предмета. Этот факт используется при изготовлении мыла).

А теперь вопросы по сказкам .

    Имя сказочной героини, связанное с твердым состоянием воды? (снегурочка)

    Частью какого звукового прибора служил для Совы хвост ослика Иа? (Колокольчика)

    Единица длины, которая есть в имени героини одной из сказок Г-Х Андерсона? (Дюйм)

    Прибор, с помощью которого девочка Оля попала в страну, где все имена звучат наоборот. Там она встретила свое отражение- девочку Яло. (зеркало).

Конкурс «Загадка»

1.Стою на крыше,

Всех труб выше.

(Антенна)

1. Не человек,

А разговаривает.

(Радио)

1. Сам металлический,

Мозг электрический.

(Робот)

1. В Москве говорит,

А у нас слышно.

(Радио)

2. Наведем стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помним вас.

(Фотограф, фотоаппарат)

2. Всю жизнь крыльями машет,

а улететь не может.

(Ветряная мельница)

2. Два конца, два кольца,

посередине гвоздик.

(Ножницы)

2. На что ни взглянет этот глаз –

все картинке передаст.

(Фотоаппарат)

3 Что за машина:

шея, как у гуся,

сила, как у слона?

(Подъемный кран)

3. Зубы есть, а хлеба не ест.

(Пила)

3. На пальце одном

ведерко вверх дном.

(Наперсток)

3. Гладит все, чего касается,

а дотронешься – кусается.

(Утюг)

4. Без головы, а в шляпе.

Одна нога, и та без сапога.

(Гвоздь

4. Ходит город-великан

на работу в океан.

(Корабль)

4. Начинает он копать,

заменяет сто лопат.

(Экскаватор)

4. Сам деревянный,

а голова железная.

(Молоток)

5. Держусь я только на ходу,

а если стану – упаду.

(Велосипед)

5. Живет в нем вся вселенная,

а вещь обыкновенная.

(Телевизор)

5. Что всегда идет,

а с места не сойдет?

(Часы)

5. Поверну волшебный круг,

и меня услышит друг.

(Телефон)

Конкурс «Физика вокруг нас»

Для ответа нужно поднять руку, ответы с места не засчитываются. За правильный ответ – 2 балла.

    Доктор бежит по льду к хоккеисту, получившему травму, мелкими шажками. Почему?

    Почему боксеров делят по весовым категориям?

    В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девочка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазуху?

    Если трение вокруг нас исчезнет, что станем кричать: «Ура!» или «Караул!»?

    Прилипнут ли друг к другу две одинаковые бумажки, если одну смочить водой, а другую окунуть в растительное масло?

    Почему кружки для чая обычно делают расширяющимися к верху?

Конкурс «Найди ошибку»

Один начинающий писатель принес в редакцию свою рукопись, в которой имелись следующие предложения .

Задание: В этих предложениях найдите ошибки и объясните, почему так не может быть. За правильно найденную и объясненную ошибку- 2 балла

    Машинист поезда резко нажал на тормоз, и поезд встал, как вкопанный.

    Теплоход проплывал мимо меня, и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянувшейся по всему борту теплохода.

    Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, откуда он появился.

    Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть.

Ответы: 1. Поезд движется еще по инерции, поэтому сразу остановиться не может.

    Ватерлиния не может быть под водой, она показывает допустимую осадку судна.

    Свет луны не рождается в ее недрах, так как Луна светит отраженным светом.

    Писк комара создается колебаниями его крыльев, а не голосовыми связками.

Конкурс «Объясни опыт»

Башня плотности

Различные вещества могут плавать на поверхности жидкости или тонуть в ней в зависимости от плотности. Так посмотрев на таблицу можно составить башню плотности. И это будет не просто многослойная жидкость, а в каждом слое будет находится небольшой предмет. Вот это уже здорово и необычно:) Для опыта понадобятся: стакан. Плотность некоторых веществ мед, вода, масло, спирт, шуруп, виноградина, кусочек свечки, пробка, пищевой краситель. В высокий стакан наливаем мед, что бы он занял не больше четверти емкости. В воду добавляем пищевой краситель. После меда наливаем воду. С краской мы переборщили, поэтому получился очень темный цвет. Далее в стакан отправляется масло, а затем спирт. Спирт я опять решила подкрасить. Итак, жидкости расположились в стакане слоями.

Вода морская и пресная
А этот опыт демонстрирует плотность воды. Для его реализации возьмите две прозрачные емкости с водой (можно взять две литровые банки), в одну из которых добавьте три столовых ложки соли. Дайте соли раствориться. Затем возьмите два сырых куриных яйца и положите в каждую из банок. Вы увидите, что в соленой воде яйцо не тонет, а всплывает на поверхность. Почему это происходит? Все дело в том, что плотность соленой воды гораздо выше, чем пресной. Жидкости, имеющие большую плотность, легче удерживают тело на поверхности. Для иллюстрации можно рассказать о Мертвом море в Израиле: концентрация соли в его воде более 30%. Именно поэтому в Мертвом море невозможно утонуть!
Течет ли вода вверх?

Опыт демонстрирует свойства воды, способной подниматься вверх по капиллярам корней растений. Возьмите салфетку, отрежьте от нее ленточку шириной 3 – 4 см. На этой полоске отметьте маркером деления, с расстоянием в один сантиметр. Опустите один кончик ленты из салфетки в тарелку с водой, а второй конец закрепите на высоте 10 см от поверхности воды. Можно пронаблюдать, как вода поднимается по салфетке вверх (это очевидно, если смотреть на деления, нанесенные на ленту). На этом простом примере можно объяснить, что вода заполняет пустоты целлюлозы и поднимется вверх. Благодаря таким свойствам воды, растения через корни получают питание.

Итак, физика - это факты, формулы, законы, важные следствия. Физика- удивительная: она всемогуща и интересна, даже если в ней очень слабо разбираешься.

Наши конкурсы подошли к концу. И пока жюри подводит итоги нашу встречу мы хотим закончить словами:

Все явления, о которых было рассказано, можно объяснить, только зная физику. Все машины, устройства, механизмы были созданы только благодаря ей. Поэтому физику заслуженно можно назвать царицей нашей жизни. О значении физики в жизни человека очень хорошо сказал Адам Мицкевич:

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей?

Слово жюри. Награждение победителей.

10 занимательных вопросов по физике

1. Почему толстостенные стаканы лопаются от горячей воды намного чаще, чем тонкостенные?

Ответ: Стекло - плохой проводник тепла. Чем толще стенка стакана, тем больше разница температур на его наружной и внутренней поверхностях, и тем вероятнее, что он лопнет от горячей воды, потому что внутренняя прогретая часть будет расширяться.

2. Возможно ли вскипятить воду на открытом пламени в бумажной коробке?

Ответ: температура кипения воды намного ниже температуры горения бумаги. Поскольку теплоту пламени забирает кипящая вода, бумага (или картон) не может нагреться до нужной температуры и поэтому не загорается.

3. В пустую стеклянную бутылку напустили дыма. Как вытряхнуть или вывести дым из бутылки, не наливая в нее воду или какую-нибудь другую жидкость?

Ответ: надо зажечь спичку и очень быстро, пока она разгорается, опустить ее внутрь. Дым сразу же будет вытеснен.

4. Слоненок, Удав, Попугай и Мартышка ушли гулять по джунглям. В это время приехала Бабушка Удава и поползла искать их по следам. Изрядно поплутав по джунглям, она обнаружила, что следы его друзей исчезли. Бабушка прекрасно знала физику и сразу поняла, в чем дело. Объясните и вы это странное явление.

Ответ: Слоненок посадил всех на спину, и давление на землю увеличилось.

5. Какая физическая ошибка допущена в следующем стихотворении?

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

И в мире поубавилось тепла.

Ответ: при кристаллизации воды тепло, наоборот выделяется.

6. Китайцы называли их чу-ши, греки – адамас, геркулесов камень, французы – айман, египтяне – кость Ора, немцы – магнесс, англичане – лоудстоун. Большинство этих названий означает «любящий». О чем (или о ком) говорится таким поэтическим языком древних?

Ответ: магнит.

7. Этот ученый – один из известных физиков древности. Ему приписывают фразу: « Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю» О ком идет речь?

Ответ: древнегреческий ученый Архимед.

8. На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии?

Ответ: да, будут. Всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело.

9. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?

Ответ: время, температура.

10. Когда сутки короче: зимой или летом?

Ответ: сутки – это всегда 24 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка пропедевтического интегрированного урока "Занимательные опыты по физике и химии" (Физика, химия, ОБЖ) для 7 класса общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учитель физики Колобухов А.В. Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Пропедевтический интегрированн...

Рабочая программа кружка "Занимательные вопросы по математике"

Программа кружка "Занимательные вопросы по математике" для обучающихся 8-9 классов.Программа кружка рассчитана на 2 года, 74 часа из расчёта 1 час в неделю.Главная цель: подготовить учащихся к сдаче м...

Внеклассное мероприятие по физике

Предмет : Физика

Подготовили: Петрусевич О. И., Банаховская И. В., Вакарчук А. А., Фролов Е.С.,Цыганеску Е. В.

Класс : 11 «А».

Время : 45 минут

Пояснения. Викторина проходит по типу программы «Своя игра». В игре принимают участие 2 или 3 команды. В каждой команде выбирается (или назначается учителем) капитан. Капитан является представителем команды, он подает знак, если участники готовы дать ответ, принимает участие в жеребьёвке.

Подготовитель

ный этап. Готовится стенд, на котором указываются темы, вопросы и их стоимость. Темы викторины: « А мы это проходили», «Пушкин и физика», «Ученые-физики – лауреаты Нобелевской премии», «О них говорят».

Проведение викторины. С помощью жеребьёвки определяется команда, первой выбирающая тему и вопрос. Ведущий зачитывает вопрос, затем участники приступают к обсуждению. Если команда знает ответ, то капитан поднимает руку. Отвечать может любой из участников. Если ни одна из команд не может ответить на вопрос, право ответа передается зрительному залу.


«О них говорят»

1. О нем наш великий поэт А.С. Пушкин сказал, что он создал первый в Россииуниверситет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским университетом».

О ком эти слова?

(о М.В. Ломоносове)

2. На его статуе помещена надпись: «Разумом он превосходил род человеческий», а на его памятнике можно прочитать слова: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».

О ком это написано?

(об Исааке Ньютоне)

3. Этот ученый очень любил фильмы Чарли Чаплина. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и вы непременно станете великим человеком». На это Чаплин ответил так: «Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию никто в мире не понимает, А Вы все-таки стали великим человеком.

Кто этот ученый?

(Альберт Эйнштейн)

4. О каком ученом говорят, что «он первым стал работать на войну и пал жертвой войны»?

(об Архимеде)

5. Говорят, что этот ученый принялся за одно из своих великих изобретений после скандала с газовой компанией. «Вы имеете большой долг за газовое освещение», - заявила газовая компания и отключила газ. «А я и без вас обойдусь», - возмутился ученый и изобрел электрическую лампочку. Назовите имя ученого.

(Томас Эдисон)

«Ученые-физики – лауреаты Нобелевской премии»

1. Альфред Нобель был известным инженером и изобретателем, выдающимся предпринимателем и финансистом. Он в совершенстве владел пятью языками. В 1968 году он был награжден медалью Шведской академии наук. По своим убеждениям он был ярым пацифистом (сторонником мира) и в 1905 году писал: «Мои открытия скорее прекратят войны, чем ваши конгрессы в защиту мира. Когда враждующие стороны обнаружат, что они в один миг могут уничтожить друг друга, люди откажутся от этих ужасов и от ведения войны».

Какое открытие сделал Альфред Нобель? (динамит)

2. Эта женщина в виде исключения дважды (!) была удостоена Нобелевской премии (обычно эти премии присуждаются единожды). В 1903 году она получила премию по физике (за изучение явления радиоактивности), а в 1911 году – по химии (за открытие элементов радия и полония).

Назовите имя этой женщины. (Мария Склодовская-Кюри)

3. Один великий физик был приглашен в гости. Сидя в гостиной, он заметил, что два кресла около него пустуют: никто не смел в них сесть.

-«Сядьте около меня», - смеясь, попросил он хозяина дома, - «А то мне кажется, что я в Прусской Академии наук.

В 1922 году ему была присуждена Нобелевская премия за заслуги в области математической физики (и, особо, за открытие закона фотоэлектрического эффекта).

Кто этот великий физик? (Альберт Эйнштейн)

4. Этот человек является первым лауреатом Нобелевской премии по физике. В 1901 году ему была присуждена Нобелевская премия за открытие (лучи), которое носит его имя.

Назовите его открытие. (Рентгеновские лучи)

5. В 1909 году Нобелевская премия по физике была присуждена итальянцу Гильельмо Маркони за работы по созданию беспроволочного телеграфа. На самом же деле первым это открытие сделал другой человек – русский физик и электротехник. У нас его имя известно каждому.

Назовите его имя. (Александр Степанович Попов)

"Пушкин и физика"

1. В каком из произведений Пушкина кот, известный своей ученостью, совершает механическое движение относительно дуба?

(У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит. «Руслан и Людмила»)

2. Прослушайте отрывок из одного из стихотворений великого поэта:

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом –

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

О каком физическом явлении идет речь?
(Эхо, стихотворение также называется «Эхо»)

3. Что можно сказать о действиях бесенка с точки зрения физики в следующем отрывке:

Бедненький бес

Под кобылу подлез,

Поднатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул.

(Бес совершил механическую работу.)

4. Отрывок из «Евгения Онегина».

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры.

Как образуются узоры на стеклах?

(Водяной пар конденсируется на стеклах и под влиянием низкой температуры окружающего воздуха переходит в твердое состояние.)

5. Прослушайте отрывок из стихотворения «Подражание Корану» и найдите физическую ошибку в нем.

Земля недвижна; неба своды,

Творец, поддержаны тобой,

Да не падут на сушь и воды

И не подавят нас с тобой.

(Земля не покоится, а вращается вокруг Солнца.)

"А МЫ ЭТО ПРОХОДИЛИ..."

1. В какой ситуации человек находится в состоянии невесомости?

· находясь в корзине летящего воздушного шара

· висит, ухватившись за люстру под потолком

· подпрыгнув

· при плавании под водой

2. Вы открыли дверцу холодильника. Что произойдет с температурой в комнате?

· Ничего

· Понизится

· сначала понизится, затем повысится

· повысится

3. Если в стакан с водой опустить кусок сахара и растворить его, то может ли в стакане вновь получиться кусок сахара?

· да, если нагреть сладкий раствор

· да, если охладить сладкий раствор

· да, если быстро разогреть, затем охладить

· никогда не получится

4. Бумажный стаканчик до краев наполнен водой. Если его поднести на не-которое время в пламя горелки, то …

· бумажный стаканчик загорится, вода закипит.

· бумажный стаканчик загорится, вода не закипит.

· бумажный стаканчик не загорится, вода закипит.

· бумажный стаканчик не загорится, вода не закипит.

5. В холодную погоду запотевает оконное стекло …

· с наружной стороны.

· с внутренней стороны.

· с двух сторон.

· с любой одной стороны.

6. Какие частицы были открыты первыми?

· Кварки

· Электроны

· Нейтроны

· Нейтрино

Внеклассное мероприятие по физике: интеллектуальная игра "Физбой"

7 – 8 класс

Цель игры: Актуализация знаний обучающихся в предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

    повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла;

    стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;

    научить применять знания в новой ситуации, а также грамотно объяснять происходящие физические явления;

    продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;

    формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать в группах, умения оценивать деятельность товарища.

Оборудование: два компьютера, два видеопроектора, приборы для эксперимента.

Пояснительная записка:

    В игре участвуют несколько команд в составе 4-5 обучающихся в 8 классе.

    Игрой руководит учитель-организатор. Членами жюри могут быть как учителя физики, математики, биологии.

    Перед конкурсом каждая из команд получает задание в письменном виде и бланк для ответов. Бланк с ответами закодирован.

    После выполнения каждого задания команды передают результаты своей работы через помощников учителя членам жюри.

Ход игры

Учитель-организатор предлагает членам команд задания, используя компьютерную презентацию.

Конкурс №1. “Блиц-опрос”.
Девиз: “Торопись, да не ошибись”.

Каждой команде поочередно задаются вопросы, на которые они дают ответы. Ответы вы должны давать быстро. Если какая-то команда на вопрос не ответила, то ответить имеет право та команда, которая первая зажгла лампочку на столе. (Количество вопросов можно регулировать самим).

Вопросы к 1 туру:

1.Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все месяцы)
3. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (почтовая марка)
4. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число “6”)
5. Какой рукой лучше размешивать чай? (лучше это делать ложкой)
6. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (веревка не была ни к чему привязана)
7. По какому городу течет кровь? (по Вене)
8. Какое женское имя состоит из двух букв, которые дважды повторяются? (Анна)
9. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (запасное)
10. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (имя)
11. На какой вопрос нельзя ответить “да”? (Вы спите?)
12. Какая единственная птица способна летать хвостом вперед? (колибри)
13. Как называется единица, служащая для измерения силы тяжести? (ньютон)
14. На каком языке впервые было произнесено слово “алгебра”? (на арабском)
15. Изготовление, какого продукта никогда не удается с первой попытки? (первый блин комом)
16. Какое вещество в земных условиях может существовать в трех агрегатных состояниях? (вода)
17. Чему равно три в третьей степени? (27)
18. Как называется мультипликационная версия повести Кира Булычева “Путешествие Алисы”? (“Тайна третьей планеты”)
19. Кто впервые доказал теорему о соотношениях сторон в прямоугольном треугольнике? (Пифагор)
20. Как называется четвертая буква греческого алфавита? (дельта)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Чему равна сумма внутренних углов четырехугольника? (360 0 )
2. Как называется правильный четырех угольник? (квадрат)
3. У людей какой профессии 5 параллельных линий постоянно перед глазами? (музыканты, нотный стан)
4. Как называется шестая нота? (ля)
5. Как на языке геометрии будет называться правильный шестигранник? (гексаэдр, куб)
6. Какой угол образуют часовые стрелки, когда на часах 6 часов? (180 0 )
7. Какую приставку обычно употребляют физики и математики, когда видя число 10 6 ? (мега)
8. Как называется самое большое созвездие на небе Северного полушария, состоящее из 7 видимых глазами звезд? (Большая медведица)
9. Какую единственную галактику можно увидеть на звездном небе Северного полушария невооруженным глазом? (Туманность Андромеды)
0. Какую процедуру народная мудрость советует совершить 7 раз, прежде чем один раз совершить другую? (7 раз отмерь, а один раз отрежь)
11. Какой инструмент объединят в себе фортепьяно и гармонь? (аккардион)
12. Какой музыкальный инструмент используют многие шаманы во время проведения культовых обрядов? (бубен)
13. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (балалайка)
14. Как называются графические знаки для записи музыкальных звуков? (ноты)
15. Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше пяти, но меньше шести? (запятую)
16. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя никаких арифметических действий? (перевернуть)
17. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
18. Когда делимое и частное равны между собой? (когда делитель равен 1)
19. В одной семье два отца и два сына. Сколько человек в семье? (три человека)
20. Цель решения уравнения? (найти ответ)

Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины»

В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Ответы к конкурсу № 2: время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура, масса, путь, скорость, вес.

Конкурс №3. «Всем известный метр...»

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...

Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: термометр – температура

Ответы к конкурсу №3:

    динамометр – сила;

    метр – длина;

    спидометр – скорость;

    барометр – атмосферное давление;

    манометр – давление;

    гигрометр, психрометр – влажность воздуха;

    электрометр – электрический заряд;

    амперметр – сила тока;

    вольтметр – напряжение;

    ваттметр – мощность и др.

Конкурс №4. «Физические загадки»

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

    Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)

    Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)

    Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)

    Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второйАнтошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

    Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

    Что с земли не поднимешь? (Тень)

    Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)

    Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)

    Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

    На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперёд Нам погоду узнаёт.(барометр)

Конкурс №5. «Согласны ли вы с тем, что... »

Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде .

    Водяной пар имеет вид белых клубов? (нет)

    Удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)

    Холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)

    В полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)

    Южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде? (нет)

    Появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома? (нет)

    Гигрометром измеряют влажность воздуха? (да)

    … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? (нет)

    …обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность? (нет)

    …словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины? (нет)

Конкурс №6. «Знатоки физики»

Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде) :

    Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)

    Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему? (Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх)

    Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? (Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)

    Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? ( Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)

    Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели? (Изморозь, или иней, – вода в кристаллическом состоянии, она испаряется при любой температуре.)

    Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка? (Нет, потому что облака задерживают излучение Землей тепловых лучей, и сильного понижения температуры на поверхности Земли не происходит.)

    Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение года Арктикой, значительно больше, чем получаемой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно? (Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом обратно.)

    Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Ломаются сотни снежинок-кристалликов)

    Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле? (При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)

    Для чего во всех электроприборах желательно ставить предохранители? (Проще заменить предохранитель, сгоревший при превышении силы тока относительно допустимой, чем важную деталь, – сгорая, предохранитель размыкает электрическую цепь.)

Конкурс № 7.«Обгоним на задаче»

Задача №1

В алюминиевый бак массой 2 кг налита вода массой 10 кг. Какое количество теплоты требуется для нагревания бака с водой от 20°С до 100°С? (Удельная теплоёмкость алюминия – 920 Дж/кг°С, удельная теплоёмкость воды– 4200 Дж/кг°С)

c ал = 920 Дж/кг °С

c в = 4200 Дж/кг °С

Q 1 = c ал m 1* (t 2 - t 1) = 920 * 2 * (100 - 20) = 147200Дж

Q 2 = c в m 2* (t 2 - t 1) = 4200 * 10 * (100 - 20) = 3360000Дж

Q = Q 1 + Q 2 = 147200 + 3360000 = 3507200Дж = 3507 кДж

Конкурс №8. «Кто – кого?»

Написать формулы для расчета известных вам физических величин (7-8 класс).

Формулы, составленные из одинаковых физических величин, оцениваются как одна формула в 1 балл.

Например: ρ= m/V, m= ρV, V=m/ρ (1 б)

Конкурс №9. «Загадки с подсказками»

Загадка 1.

1.Претендентов на поездку было много, но выбор пал на него.

2.Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

3.Сын крестьянина, учащийся ремесленного училища, рабочий, курсант аэроклуба.

4. Ему принадлежит историческая фраза «Поехали!», сказанная перед стартом.

5.Первый в мире человек совершивший полёт в космос. (гагарин)

Загадка 2.

1.Он жил в IV в. до н.э.

2.Он был воспитателем Александра Македонского.

3.Его учения относятся ко всем областям знаний того времени.

4.Его учение господствовало в науке около 100 лет.

5.Он ввёл в науку слово «физика».(Аристотель)

Загадка 3.

1.Он один из первых учёных работавших на войну.

2.Он крупный изобретатель, живший ещё до нашей эры.

3.Он изобрёл рычаг.

4.С одним из его открытий мы сталкиваемся регулярно, купаясь в ванной.

5.По легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!», который прозвучал вслед за сделанным им открытием.(Архимед)

1. Имя первой женщины-космонавта? (Валентина Терешкова)

2. Когда был запущен первый космический спутник? (1957)

3. Каким прибором измеряют давление? (барометр)

4. По легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным открытием? (Архимед)

5. Как ускорить процесс диффузии в твёрдых телах? (нагреванием)

6. Почему после дождя грунтовая дорога скользкая? (вода является смазкой).

7. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое? (кристаллизация или отвердевание)

8. Каким прибором измеряют работу тока? (счётчик)

9. Почему воспламеняется спичка при трении её головки о коробок? (при трении увеличивается внутренняя энергия, т.е. температура).

10. Космический аппарат, который вращается вокруг Земли? (спутник)

11. Кто говорит на всех языках? (эхо)

12. Какая планета была открыта только в 1930 году? (Плутон)

13. В каких единицах в СИ измеряется масса атома? (кг)

14. Изменится ли масса воды, когда часть её превратится в лёд? (нет).

15. Сколько протонов в молекуле воды? (18)

16. Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири? (нет).

17. Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич)

18. В воде не тонет и в огне не горит? (лёд)

19. Какую геометрическую фигуру представляет Земля? (шар)

20. На какое число надо разделить 2, чтобы получилось 4? (0.5)

21. Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры? (испарение)

22. Основной астрономический прибор для наблюдения? (телескоп)

23. Одно яйцо при нормальных условиях варят до состояния «крутого» 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)

24. Что идёт не двигаясь с места? (время)

25. Какая планета самая большая? (Юпитер)

26. Мировое пространство? (Вселенная)

27. Естественный спутник Земли? (луна)

28. Летательный аппарат с реактивным двигателем? (ракета)

29. Общее название 12 созвездий? (зодиак)

30. Кто в полёте машет чаще крыльями: шмель или комар? (комар)

Подведение итогов.

Жюри подводит подсчет набранных очков за игру каждой командой, объявляет победителей.

Протокол результатов интеллектуальной игры «Физбой»

Код команды

Количество баллов за конкурсы

Итого

баллов

Место



Поделиться