Образование Present Continuous
(am/is/are + … -ing)
Present Continuous (Present Progressive) образуется при помощи to be в настоящем времени (am, is, are ) и формы причастия настоящего времени смыслового глагола: I am smiling . При добавлении к глаголам окончания –ing иногда происходят изменения в их написании, например have/having . Дополнительно о .
Сокращенные формы :
‘m
= am
‘re
= are
‘s
= is
aren’t
= are not
isn’t
= is not
Употребление Present Continuous
1. Длительное действие, совершающееся в момент речи (now – сейчас, at the present moment – в настоящий момент, at this moment – в этот момент ).
Примеры:
What are
you doing
? – Что Вы делаете? (сейчас)
You are not listening
to me. – Ты меня не слушаешь. (сейчас)
My mother is reading
a book now. – Моя мама сейчас читает книгу.
2. Длительное действие, совершающееся в настоящее время, но и не обязательно в момент речи.
Примеры:
What are
you doing
here in Munich? – Что Вы делаете здесь, в Мюнхене?
You’re working
too much these days. – Вы работаете слишком много в эти дни.
3. Запланированное будущее действие, особенно с глаголами, обозначающими движение (to go – идти/ехать, to come – приходить, to leave – покидать/уезжать, to arrive – прибывать/приезжать, to start – отправляться/пускаться в путь ), когда выражается намерение совершить действие, или речь идет о заранее намеченном действии. В предложении обычно имеются обстоятельства времени, указывающие на будущее время.
Примеры:
She is leaving
for another city tonight. –Она уезжает в другой город сегодня вечером.
He is taking
an exam on Monday. – Он сдает экзамен в понедельник.
4. Выражение действия в будущем (вместо ) в обстоятельственных и , которые вводятся союзами if, when, while и т.д.
Примеры: If I am working when you come, don’t disturb me. – Если я буду работать, когда ты придешь, не беспокой меня.
5. Present Continuous (Present Progressive), как правило, не употребляются с:
- глаголами эмоционального состояния (to wish – желать, to desire – желать, to love – любить ),
- глаголами мыслительной деятельности (to agree – соглашаться, to believe – верить, to remember – помнить, to think – считать/полагать* ),
- глаголами ощущения (to hear- слышать* , to see – видеть* , to taste –иметь вкус* , to smell -пахнуть* ),
- группой глаголов обладания, отношения (to be* – быть, to consist – состоять, to belong – принадлежать .
Примечание .Глаголы отмеченные * могут употребляться в форме Continuous, но только с изменением значения. Дополнительно о .
Примеры:
I know
what I am doing. – Я знаю, что я делаю.
I think
she is beautiful. – Я думаю, что она красива. (мое мнение)
Be quite! I’m thinking
. – Тихо! Я думаю. (мыслительная деятельность)
Примечание .Для выражения намеченного или запланированного действия в будущем вместо часто употребляется . Данная конструкция означает намерение выполнить действие в самом близком будущем или придает оттенок обязательности, неизбежности выполнения действия, обозначенного инфинитивом.
Примеры:
I’m going to have
dinner with Bob tomorrow. – Я собираюсь завтра обедать с Бобом.
He is going to be
a surgeon. – Он собирается быть хирургом.
Present Continuous, или настоящее продолженное (длительное) время служит для описания действий, происходящих прямо сейчас, то есть в момент речи, что можно наблюдать в следующем примере:
Jim is at school now. He is having a history lesson. Jim is standing in front of the class and answering the teacher’s question. Jim is telling about the reign of Elisabeth I and the Golden Age of British Culture. He is answering with excitement. The teacher and Jim’s classmates are listening to him very attentively. | Джим сейчас в школе. У него урок истории. Джим стоит перед классом и отвечает на вопрос учителя. Джим рассказывает о правлении Елизаветы I и Золотом Веке британской культуры. Он отвечает очень увлеченно. Учитель и одноклассники Джима слушают его очень внимательно. |
В приведенном выше примере рассказывается не о том, что Джим делает регулярно или постоянно, а о том какие действия он выполняет одновременно с тем, что мы рассказываем о нем, то есть сейчас. Все эти действия носят длительный характер, то есть происходят не мгновенно.
Как построить утвердительное предложение
Для образования утвердительной временной формы Present Continuous требуется употребить после подлежащего соответствующую форму o be в настоящем простом времени , то есть am/is/are и с окончанием –ing (Ving ). Следующая таблица поможет выбрать верную форму глагола t o be :
I am Ving = I’m Ving | I am driving home now. | Сейчас я еду домой. |
He is Ving = He’s Ving
She is Ving = She’s Ving It is Ving = It’s Ving |
Jack is having a bath at the moment.
Sarah is watching a new Star Wars film right now. My cat is sleeping. |
Джек принимает ванну в настоящий момент.
Сара смотрит новый фильм «Звездные войны». Моя кошка спит. |
You are Ving = You’re Ving
We are Ving = We’re Ving They are Ving = They’re Ving |
Excuse me, you’re standing on my foot.
We are having a lot of fun here. Tom and Mary are getting married in the church at the moment. |
Извините, Вы стоите на моей ступне.
Мы весело проводим здесь время. Том и Мери венчаются в церкви в настоящее время. |
При этом добавление окончания –ing к смысловому глаголу имеет свою специфику, касающуюся орфографии некоторых глаголов:
если глагол оканчивается на –e , то при добавлении –ing , эта буква исчезает | to make (делать)
to take (брать) |
making |
если глагол оканчивается на –ie , то при добавлении –ing , это буквосочетание меняется на -y | to lie (лежать)
to die (умирать) to tie (завязывать) |
lying |
если глагол оканчивается на –y , то при добавлении –ing -y сохраняется всегда | to cry (плакать, кричать)
to stay (оставаться) to study (учиться) |
crying |
если глагол состоит из одного слога и оканчивается на одну гласную и одну согласную, то последняя согласная удваивается (за исключением -w ) | to stop (остановиться)
to rob (грабить) to plan (планировать) |
stopping |
если глагол состоит из двух и более слогов , удвоение происходит только, если конечный слог ударный | to regret (сожалеть)
to permit (разрешать) to begin (начинать) |
regretting |
если глагол состоит из двух и более слогов и оканчивается на — l , удвоение происходит при любой постановке ударения | to cancel (отменить)
to travel (путешествовать) |
cancelling |
Как построить отрицательное предложение
Для образования отрицания в настоящем продолженном времени, необходимо добавить непосредственно к вспомогательному глаголу, что в результате даст следующие сочетания:
I am not = I’m not | I’m not working at the moment. | Я не работаю в данный момент. |
You are not = You’re not = You aren’t | You aren’t going to bed now, as I can see. | Ты не ложишься спать сейчас, как я вижу. |
He is not =He’s not = He isn’t | Tom isn’t enjoying the party. | Тому не нравится вечеринка. |
She is not = She’s not = She isn’t | My sister isn’t listening to me. | Моя сестра меня не слушает. |
It is not = It’s not = It isn’t | It’s not raining now. | Сейчас нет дождя. |
We are not = We’re not = We aren’t | We aren’t sitting in the garden. We are walking home. | Мы не сидим в саду. Мы идем домой. |
They are not = They’re not = They aren’t | Tom and Ann aren’t talking now. They are searching for something in their mobile phones. | Том и Анна не разговаривают сейчас. Они ищут что-то в своих мобильных телефонах. |
И конечно, не забывайте ставить после нужной формы глагола to be смысловой глагол с окончанием –ing .
Как построить вопросительные предложения
Различные типы вопросов образуются в настоящем продолженном времени согласно правилам и схемам, указанным в следующей таблице:
тип вопроса | схема | правило | пример | перевод примера |
общий вопрос | Am/Is/Are + S + Ving…? | Нужная форма вспомогательного глагола Am/Is/Are занимает первое место, после чего ставится подлежащее (S ) и смысловой глагол в «ing овой» форме (Ving ); затем идут остальные члены предложения. В кратком ответе также употребляется am/is/are (в утвердительном) или am not/isn ’t /aren‘t (в отрицательном ответе). | Are you watching TV now? – Yes, I am.
Is James driving to work now? – No, he isn’t. |
Ты смотришь телевизор сейчас? – Да.
Джеймс едет на работу на машине сейчас? – Нет. |
специальный вопрос | Wh + am/is/are + S + Ving…? | Первое место занимает в предложении вопросительное слово (Wh ), в дальнейшем специальный вопрос повторяет структуру общего вопроса: am/is/are , подлежащее (S ), глагол в «ing овой» форме (Ving ) и все остальное, что нужно употребить в данном предложении. | What are you doing now? | Что ты делаешь сейчас? |
вопрос к подлежащему | Who/What + is + Ving …? | Вслед за вопросительным словом, в качестве которого выступает Who (Кто) или, реже, What (Что) , ставится глагол to be в форме is (поскольку Who/ What подразумевают 3-е лицо единственное число) с окончанием – ing (V 2 ), за которым следуют остальные члены предложения. В кратком ответе часто (но не всегда) используется am/is/are в зависимости от подлежащего. | Who is listening to the radio? – I am.
What is happening? – Nothing. Don’t worry! |
Кто слушает радио? – Я.
Что происходит? – Ничего. Не волнуйся! |
альтернативный вопрос | Am/Is/Are + S + Ving …or …? | Такой вопрос образуется так же, как и общий, но в нем обязательно присутствует альтернатива, выраженная посредством союза or (или) . На него уже нельзя ответить Yes/No. | Are you doing your homework or listening to music? | Ты делаешь домашнее задание или слушаешь музыку? |
разделительный вопрос | утвердительное предложение,
aren’t/isn‘t
+SP?
отрицательное предложение, am/is/are +SP? |
Структура «вопроса-ярлычка» противостоит структуре основного предложения, и если оно утвердительное, то вопрос содержит отрицание, а если отрицание содержится в базовом предложении, то в вопросе его уже не будет. Если с местоимениями you/we/they/he/she/it, выступающими в таком вопросе в качестве подлежащего в форме личного местоимения (SP ) все более или менее ясно, то с подлежащим I в отрицательном вопросе-ярлычке употребляется нетипичное для него aren’t (aren’t I ? )или более редкое сочетание am I not ? В утвердительной форме вопроса-ярлычка употребляется am I ? | Susan is working now, isn’t she?
Daniel and Paul aren’t playing tennis at the moment, are they? I’m doing some progress in learning English, aren’t I (am I not)? I’m not making a mistake, am I? |
Сьюзан сейчас работает, не правда ли?
Даниэль и Пол не играют в теннис в настоящий момент, не так ли? Я добиваюсь определенных успехов в изучении английского, не так ли? Я ведь не совершаю ошибки, не правда ли? |
Когда следует употреблять Present Continuous tense
К сферам употребления настоящего продолженного времени относятся:
1) обозначение действия, происходящего прямо сейчас, в момент речи | Please don‘t make noise. I’m working. | Пожалуйста, не шумите. Я работаю. |
2) обозначение продолжительного действия, которое имеет место сейчас в широком смысле этого слова (на этой неделе, в этом месяце и т.д.), то есть действия временного, уже начатого, но еще не законченного (прямо сейчас в прямом смысле человек может этого и не делать) | We are working on a very interesting project this week.
I’m reading a scary novel about ghosts these days. |
Мы работаем над очень интересным проектом на этой неделе.
Я сейчас читаю страшный роман о привидениях. |
3) обозначение действия, запланированного на ближайшее будущее; причем то, что именно так и будет, чем-то подтверждается (билетом, записью к врачу и т.д.) | I’m going to Moscow on business next Friday.
Matthew is visiting a dentist tomorrow. |
Я еду в Москву по работе в следующую пятницу.
Мэтью завтра идет к стоматологу. |
4) обозначение действия, происходящего часто, регулярно, и раздражающего именно этой частотой и регулярностью; Present Continuous служит для эмоционального выделения такого сказуемого | You are always losing your key!
This car is constantly breaking down! It’s useless! |
Ты все время теряешь ключ!
Эта машина постоянно ломается! Она бесполезна! |
Когда не следует употреблять Present Continuous
Существует ряд глаголов, которые не употребляются во временах группы Continuous, и даже если выражается действие, происходящее сейчас, употребить такой глагол следует в , а не в Present Continuous. Среди таких глаголов:
love (очень любить), like (любить), want (хотеть), need (нуждаться), know (знать), understand (понимать) и некоторые другие. Тема глаголов, не употребляемых в Continuous, требует отдельного более подробного освещения.
The Present Progressive Tense Настоящее длительное время
1) Это время выражает действие, происходящее в момент речи, сейчас, в данный момент.
«+» Формула этого времени: вспомогательный глагол to be в одной из форм настоящего времени (am, is или are) + смысловой глагол с окончанием -ing:
am/is/are + V-ing
Сокращённая форма: I am = I’m, Не is=He’s, We are=We’re, etc.
I’m watching TV now. - Я сейчас смотрю телевизор.
«-» am/is/are not + V-ing
Сокращённая отрицательная форма:
I am not = I’m not,
Не is not = Не isn’t
She is not = She isn’t,
It is not = It isn’t,
We are not = We aren’t,
You are not = You aren’t,
They are not = They aren’t
Come on in. He is not sleeping. - Заходи. Он не спит.
«?» (Where,Why) am/is/are + подлежащее + V-ing…?
What are you drawing? - Что ты рисуешь?
Вопросительно-отрицательная форма: Aren’t you looking for your keys? - Разве ты не ищешь свои ключи? Не ключи ли ты ищешь?
Характерные для этого времени слова и словосочетания:
now - сейчас,
right now-прямо сейчас,
still-всё ещё, до сих пор,
yet- ещё не, до сих пор не,
at the moment, at the present moment - сейчас, в настоящий момент, в данный момент,
Look! - Смотри!
«+» You are looking for your keys. - Ты ищешь свои ключи.
«-» You are not looking for your keys. - Ты не ищешь свои ключи.
«?» Are you looking for your keys? - Ты ищешь свои ключи?
I’m driving to Arizona right now. - Я сейчас еду в Аризону;
Our children are playing in the yard now. - Наши дети сейчас играют во дворе;
The baby isn’t sleeping yet (The baby is not yet sleeping.) - Малыш ещё не спит;
Look! John’s brother is playing basketball! What’s wrong with him? I know he hates basketball - Смотри! Брат Джона играет в баскетбол! Что это с ним? Я знаю, он ненавидит баскетбол;
Look! It’s raining. - Смотри! Дождь идёт;
Who are they staring at? - На кого они так смотрят (уставились)?
Не is talking on the phone at the moment - Он сейчас разговаривает no телефону.
2) Длительное действие, находящееся в процессе в настоящий период времени, не обязательно в тот момент, когда об этом говорится.
My son is getting ready for his final exams. - Мой сын сейчас готовится к выпускным экзаменам;
Не is writing a new play. - Он пишет новую пьесу.
3) Негативная характеристика. Используется для выражения действия, свойственного кому-то (чему-то) с негативным оттенком. Такие предложения обычно довольно эмоциональны. В них часто употребляют слова always - всегда, constantly - постоянно, all the time - всё время.
You are always losing things! - Ты всегда всё теряешь! /Вечно ты всё теряешь!
She is constantly chattering. - Она постоянно болтает;
Не is always doing things like that! - Он в своём репертуаре! Он всегда так делает!
They are constantly putting things in the wrong place! - Они постоянно кладут вещи не на своё место!
4) Используется для выражения действия, запланированного на ближайшее будущее (вместо Future Simple). Выражается намерение совершить действие или уверенность в том, что это совершится, так должно быть по договорённости, по плану, по расписанию.
My friends are going to the concert on the 8th of November. Lucky they are! - Мои друзья идут (пойдут) на концерт 8-го ноября. Везёт! (Повезло им!);
He is taking his Physics exam on Friday. - В пятницу он сдаёт (будет сдавать) экзамен по физике;
She is leaving tomorrow by the 5 o’clock tram. - Она уезжает завтра на 5-часовом поезде.
5) Есть ряд глаголов, которые не употребляются в Progressive
:
? Глаголы to be, to have, to possess
-обладать, to belong
-принадлежать.
Глаголы мыслительной деятельности: to know - знать, to seem - казаться, to think - думать, считать, полагать, to remember - помнить, to recall - вспоминать, to forget - забывать, to understand/to realize - понимать, to recognize - узнавать (кого-то/ что-то), to mean - иметь в виду, говорить серьёзно, без шуток, to suppose - предполагать, to believe - верить, полагать, to doubt - сомневаться, to agree - соглашаться, to mind - возражать, быть против, to refuse - отказываться.
Глаголы чувственного восприятия: to hear - слышать, to see - видеть, to notice - замечать, to smell - пахнуть, чувствовать запах, to feel - чувствовать, to forgive - прощать, to prefer - предпочитать, to (take) care (of/about) - заботиться (о), to want - хотеть, to wish/to desire - (очень) желать, to like - любить, нравиться, to love - любить, to adore - обожать, to hate - ненавидеть, to contain - содержать (в себе), to consist (of) - состоять из.
Глагол to feel не употребляется в Progressive в значении «иметь ощущение, чувствовать = считать, полагать и чувствовать/ощущать».
I feel that this time he has told us the truth - Я чувствую (считаю), что на этот раз он сказал нам правду (не солгал);
I feel someone is staring at me. - Я чувствую (ощущаю), что кто-то пристально смотрит на меня;
Are you feeling better? - Ты чувствуешь себя лучше? Тебе лучше?
Но:
How do you feel? - Как ты себя чувствуешь? How does it feel to be a celebrity? - Каково это - быть звездой (быть знаменитым)?
Глаголы to have, to think, to feel вместо Progressive употребляем в Simple. To есть вместо Present Progressive будет Present Simple, вместо Past Progressive - Past Simple, а вместо Future Progressive - Future Simple:
He is out at the moment - Его сейчас нет;
He is still having breakfast. - Он ещё завтракает (to have не в своём прямом значении иметь», а часть словосочетания to have breakfast);
Look out! A car is coming! Don’t you see that? - Осторожно! Машина идёт! Разве ты не видишь?
Do you understand what she is saying? - Вы понимаете, что она говорит?
I don’t hear you. (= I can’t hear you);
Could you speak a bit louder, please? - Я не слышу тебя. Говори немного громче, пожалуйста;
I think he doesn’t know the rules. -Думаю, он не знает правил.
Глаголы to love и to hate иногда могут употребляться в Progressive для более яркой эмоциональной окраски.
Сравните: I like apricots. - Я люблю абрикосы. Мне нравятся абрикосы. I love apricots! - Обожаю (очень люблю) абрикосы! (чуть более эмоционально). I’m loving apricots! - Как же я обожаю абрикосы! (ещё более эмоционально).
I love it! - Как я это люблю! I’m loving it! - Как же я это люблю!
I hate this town. - Ненавижу этот город! I’m hating this town! - Как же я ненавижу этот город!
(Е. Грицай — Шпаргалка по английскому языку)
Related Posts:
- Вербицкая М. В. Forward. Английский язык для 10…
>> The Present Progressive Tense
Употребление Present Progressive Tense
Present Progressive употребляется для выражения действий, которые происходят:
В точно указанный момент в настоящем:
She is reading the book now. - Сейчас она читает книгу.
в более длительный период в настоящем:
They are moving to a new flat. - Они переезжают в новую квартиру.
для выражения запланированных действий, которые произойдут в будущем:
I am leaving tomorrow. - Я уезжаю завтра.
Present Progressive не употребляется со следующими глаголами:
to remember - помнить to hate - ненавидеть
to know - знать to hear - слышать
to like - нравиться to want - хотеть
to need - нуждаться to think - (в значении) полагать
to forget - забывать to believe - верить
to be - быть, находиться to understand - понимать
Образование Present Progressive Tense
При прибавлении окончания -ing
Если глагол оканчивается на -е, то она отбрасывается:
take - taking, give - giving.
Конечная согласная удваивается, если ей предшествует ударная гласная, стоящая в закрытом слоге:
cut - cutting, begin - beginning.
Если буква l
travel - travelling.
Буквосочетание ie меняется на у: die - dying, tie - tying, lie - lying.
Спряжение глаголов в Present Progressive Tense
Образование утвердительных, отрицательных и вопросительных
Утвердительное предложение (УП)
Не is speaking to Jane now. - Сейчас он разговаривает с Джейн.
Отрицательное предложение (ОП)
Не is not speaking to Sabby now.
Общий вопрос (OB)
Ishe speaking to Jane now? - Он сейчас разговаривает с Джейн? -
Yes, he is. - Да.
Альтернативный вопрос (АВ)
What is he doing? - Что он делает?
Вопрос к подлежащему (ВП)
Who is speaking to Jane now? - Кто сейчас разговоривает с Джейн? -
Не is. - Он.
Разделительный вопрос
Не is speaking to Jane now, isn"t he? - Yes, he is.
Сейчас он разговаривает с Джейн, не так ли?
I know this man. - Я знаю этого человека.
Present Progressive (Continuous) Tense или Настоящее Длительное Время далеко не всегда используется лишь для выражения продолжительности действия. Оно может также выражать определённые оттенки и употребляться в частных случаях. Но обо всём по порядку:
1. Действие происходит прямо сейчас (в момент говорения) или носит продолжительный характер.
Например: I am playing football now . – СЕЙЧАС я играю в футбол.
Действие происходит прямо в момент говорения. Следует также обратить особое внимание на слово «now» - это типичный показатель Present Progressive Tense. Разберёмся со вторым случаем продолжительного действия.
Например: Tom is reading a new novel . - Том читает новый роман.
Действие является продолжительным, поскольку занимает какой-то отрезок, период времени.
2. Выражение запланированного действия, которое произойдёт в недалёком будущем.
Данный случай очень часто запутывает учеников при переводе предложений с русского на английский. Однако он вовсе не так сложен, если его разобрать на простом примере.
Например: John is coming next week . – Джон приезжАЕТ на следующей неделе.
Здесь особенное внимание нужно обратить на глагол «приезжает». “Именно эта форма несовершенного вида и выдаёт время Present Progressive. А вот если бы вы решили, что это будущее время и написали бы, используя Future Simple, то перевод бы поменялся.
Сравните:
John is coming next week.
– Джон приезжАЕТ на следующей неделе.
John will come next week.
– Джон приеДЕТ на следующей неделе.
Внимательно следите за переводом и не ошибётесь.
3. Сильная эмоциональная окраска или характеристика кого-либо
Этот случай тоже приводит в замешательство учащихся, поскольку его путают с Present Simple. Однако ничего сложного здесь на самом деле нет! Давайте разберёмся на примерах:
Пример: He is always losing his things. – Он вечно теряет свои вещи! Он всё время теряет свои вещи.
В этом случае в предложениях употребляются слова «always» и «constantly» (всегда и постоянно), однако они не имеют никакого отношения к Present Simple. Это ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА человека. Вот он такой рассеянный и постоянно всё теряет. Вы выражаете своё недовольство его поведением, и предложение несёт негативную окраску.
{banner_adsense}
А если бы вы употребили Present Simple, то можно было подумать, что человек намеренно теряет свои вещи. Мол, для него это привычное, обыкновенное действие, которое он с радостью выполняет каждый день. Это неправильно.
Не беспокойтесь, такие предложения всегда легко узнать.
Tom is always complaining!
- Том вечно жалуется!
Nick is constantly quarreling with his brother.
– Ник постоянно ссорится с братом.
Mother is always grumbling.
- Мама всегда ворчит.
(везде идёт негативная характеристика лица)
4. Глаголы восприятия, чувств и умственной деятельности.
Всегда следует помнить о том, что с Present Progressive Tense не употребляется с глаголами восприятия, чувств, так называемыми Stative Verbs: to see (видеть), to hear (слышать), to love(любить), to understand(понимать), to hate(ненавидеть) и т.д.
Эти глаголы не изменяют своей формы, хотя и находятся в продолжительном времени. Однако вы можете встретить их формы в английских книгах или в разговорных формах. Тогда они обозначают очень сильную эмоциональную окраску.
Например, представьте, как учитель обращается на уроке к ученику который всё время вертелся и не реагировал на замечания: Are you hearing me? - Да ты вообще меня слышишь?!
Но это допустимо к разговорному стилю речи и к носителям языка. Для изучающих язык лучше не употреблять такую форму, а придерживаться правильной. А то вдруг подумают, что вы просто человек неграмотный.