Как методически грамотно применять здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Презентация на тему: "Здоровьесбережение в школе

Здоровье «маленького человека» – важнейшая тема для обсуждения, вызывающая пристальный интерес как у родителей, так и у педагогов. Ребёнок большую часть дня проводит в школе, значит, именно школа несёт немалую ответственность за сохранение и укрепление иммунитета подрастающего поколения. Заметим, что задача школы не ограничивается желанием сохранить здоровье только на период обучения, ведь счастливую и самодостаточную жизнь любого человека сложно представить без хорошего самочувствия. Существуют программы, основанные на здоровьесберегающих технологиях. Ниже рассмотрим способы и методы их реализации в начальной школе.

Цели здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС

Понятие и термины

Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребёнка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.

Сухомлинский, В.А.

Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский - М.: Просвещение, 1979.

В научной литературе можно обнаружить более трёх сотен формулировок понятия «здоровья».

Международная организация здравоохранения характеризует понятие здоровья, как достижение состояния абсолютного физического, психического и социального удовлетворения и чувства полноты жизни, т. е. отсутствие физических нарушений и патологий - это ещё не полная картина здорового человека, поскольку здоровое самочувствие в большой мере является производным от образа жизнедеятельности человека.

«Здоровьесберегающие технологии» - это реализация профилактических мероприятий с детьми, целью которых является сбережение и преумножение ресурса здоровья младших школьников.

Этап начальной школы в физиологическом и психосоматическом развитии ребёнка является определяющим в формировании основ здоровья на перспективу всей жизни человека. В настоящее время, по информации системы здравоохранения, вызывают тревогу статистические данные, свидетельствующие о проблеме снижения качественных показателей здоровья школьников. По результатам медицинских осмотров только 20–30 % первоклассников можно считать здоровыми, у остальных были выявлены различные врождённые или приобретённые нарушения. Сегодня особенно значимым стал поиск эффективных мер совершенствования оздоровительных методик в школе. Для учителя руководством к педагогической деятельности является «портрет выпускника младшей школы», в котором одной из значимых характеристик является соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни.

«Научным отцом» самого понятия здоровьесберегающих технологий стал профессор, кандидат медицинских наук Н.К. Смирнов, по его мнению, оно включает в себя комплекс взаимосвязанных мер, совокупность педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала физического и психического здоровья учеников и учителей. Под термином педагогические технологии понимается набор конкретных практических психологических и педагогических шагов, воспитательных мер и действий, обеспечивающих достижение целей по образованию и развитию личности ребёнка.

Педагогическая технология включает:

  • совокупность базовых научных психолого-педагогических установок, которые учитывают особенности возрастных возможностей ребёнка и грамотное распределение учебной нагрузки;
  • условия и содержание образовательного и воспитательного процесса, предусматривающие создание благоприятной для школьника атмосферы, отсутствие стресса и адекватность предъявляемых к нему требований;
  • практические средства и методы реализации образовательного процесса, ориентированные на индивидуальные интеллектуальные и эмоциональные особенности каждого ребёнка и обеспечивающие достаточную двигательную активность воспитанников.

От качества питания зависит уровень защитно-приспособительных механизмов детского организма и состояние органов пищеварительного тракта. Медицинские работники ежедневно контролируют все этапы продвижения продукта от момента его поступления в учреждение до выдачи приготовленных блюд

Цели здоровьесберегающих технологий

Для ребёнка:

  • воспитание внутренней потребности осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью и человеческой жизни в целом;
  • формирование знаний о здоровом образе жизни;
  • обучение практическим навыкам оказания элементарной медицинской самопомощи и помощи.

Для взрослых - способствовать формированию валеологического сознания у ребёнка, сохранению здоровья педагогов, организации просветительских лекций и семинаров для родителей.

Основные группы мер по сохранению здоровья учеников

1. Медико-профилактические - направлены на сохранение здоровья воспитанников при непосредственном участии администрации школы и коллектива медицинских работников, руководствующихся медицинскими нормами и использующих медицинские средства.

Практические меры:

  • Проведение мониторинга детского здоровья и подготовка рекомендаций для учеников. В обязательном порядке информация о необходимости обратить внимание на проблемы здоровья ребёнка доносится до родителей с помощью классного руководителя.
  • Контроль уровня физического развития, исследование которого проводят медики, и физической подготовленности, мониторинг осуществляет учитель физической культуры.
  • Организация и контроль полноценного питания. За помещение столовой отвечает администрация школы, а качество и разнообразие меню обеспечивает администрация столовой, контроль качества питания осуществляют медики.
  • Пропаганда и распространение оздоровительных техник в образовательных учреждениях (лектории медиков и психологов, методические семинары).
  • Организация необходимых условий в соответствии гигиеническим стандартам СанПиН - комфортная температура и свежесть воздуха, достаточный уровень освещения кабинета. Обеспечивает классный руководитель, отвечает администрация школы, контролирует санэпидемстанция.

2. Физкультурно-оздоровительные - опираются на природные свойства двигательной активности ребёнка, стремятся к повышению качественных характеристик физических данных, воспитанию навыков заботы о здоровье и формированию физической культуры учеников.

Осуществление этих мер требует создания специальных материально-технических условий: комфортные классные кабинеты с пространством для физической активности, имеющие музыкальные центры и интерактивные доски; залы для физической подготовки, оснащённые необходимым оборудованием и инвентарём, тренажёрами; бассейн. Проводятся педагогическими работниками по физическому воспитанию, а также учителями.

Практические меры:

  • Оздоровительные процедуры закаливания.
  • Профилактика проблемы плоскостопия и неправильной осанки.
  • Упражнения по дыхательной гимнастике.
  • Изучение техник массажа и самомассажа.
  • Подвижные игры.

3. Меры, направленные на социальную самореализацию и сохранение психологического комфорта ученика - обеспечивает психическое здоровье воспитанника.

Основная цель этих методов работы состоит в создании позитивного настроя эмоционального благополучия и гармоничного психологического самочувствия ребёнка в ситуации общения с окружающими сверстниками и взрослыми. Реализует эти меры педагог-психолог в сотрудничестве с коллективом учителей.

Практические меры:

  • Отсутствие авторитарного стиля работы учителя, поиск демократических методов положительного стимулирования активности ученика.
  • Создание условий для релаксации, учитель должен вовремя обратить внимание на возникшее перенапряжение и усталость у детей и посвятить несколько минут снятию умственного и эмоционального напряжения;
  • Обучающие психологические тренинги и занятия для детей с целью формирования у них позитивной мотивации, навыков самоанализа и оказания профессиональной помощи в развитии сильных качеств личности ребёнка.
  • Организованные встречи и беседы на темы болевых и проблемных психологических состояний: профилактические беседы о вреде табака, алкоголя, наркотических средств для психики человека, коррекционные занятия для детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы или общении со сверстниками, родителями, учителями).
  • Нестандартные уроки, внедрение педагогических приёмов с использованием ролевых и дидактических игр;
  • Современные интерактивные методы обучения, которые заинтересуют учеников, позволят почувствовать себя успешными и интеллектуально состоятельными и станут профилактикой эмоционального перенапряжения, помогут получать удовольствие от процесса обучения, создадут комфортный эмоциональный климат.

4. Бережное отношение к потенциалу здоровья педагогического коллектива школы - развитие здравоохранительной профессиональной культуры и популяризация мировоззрения здорового образа жизни. Осуществляют эти меры социальный работник и психолог при поддержке со стороны администрации школы.

Практические меры:

  • Профилактика синдрома эмоционального выгорания и хронического стресса, проведения психологического тестирования, разработка рекомендаций педагогам.
  • Спортивно-оздоровительные мероприятия, организованные администрацией школы: спартакиады для учителей, регулярное посещение секций и групп здоровья, которые проводятся в помещении школы.
  • Система лекториев и тренингов на темы здорового образа жизни.
  • Создание специальных условий для работы: уютная учительская, столовая, спортивные и тренажёрные залы, удобные классы.
  • Проведение дней здоровья с выездом на природу или базу отдыха.
  • Создание здорового психологического климата в коллективе (совместные вечера, праздники).

Проблемы реализации внутришкольной политики по здоровьесбережению

В качестве здоровья подрастающего поколения заинтересованы семья и школа, но в реальной жизни в силу своей некомпетентности учителя и родители прикладывают мало сил для улучшения ситуации с сохранностью ресурса здоровья детей. Социальный заказ общества, состоящий в воспитании здорового гражданина, к сожалению, входит в противоречие с несовершенством системы сбережения потенциала детского здоровья в реальной школе и низком уровне профессиональной подготовки учителей в вопросах здоровьесберегательных технологий.

Причины некомпетентности учителей в вопросах здоровьесбережения:

  • недостаточная обеспеченность учителей новинками методической литературы;
  • низкий уровень социальной работы, ориентированной на осознание и принятие педагогами на себя ответственности за новую сферу профессиональных обязанностей.

Методическая литература по проблемам здоровьесбережения для учителей:

  1. Аллакаева, Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников / Л.М. Аллакаева - Нижний Новгород, 2004.- 22 стр.
  2. Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждения / Л.Н. Антонова. – М.:МГОУ, 2000. – 100 стр.
  3. Безруких., М.М., Сонькина, В.Д. ЗОТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Триада - фарм. 2002.- 346 стр.
  4. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Наука, 1987. – 368 с.
  5. Бычкова, Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий / Т.И. Бычкова. – Чебоксары, 2005.- 18 стр.
  6. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. – 2004. – №1.- 21 – 26 стр.
  7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько. – М.:ВАКО, 2007.- 304 стр.
  8. Круглова, Т.Ф. Совершенствование внеклассной, внешкольной работы по воспитанию разносторонней личности через целевые школьные проекты и основные виды деятельности // Завуч. № 1. – 2002. – 74 – 78 стр.
  9. Куценко, Г. И., Книга о здоровом образе жизни / Г.И.Куценко. – М.: Профиздат, 1987. – 376 стр.
  10. Марьясис, В.В. Берегите себя от болезней / В.В. Марьярис.- М.: Флинта - 1992. – 112 стр.
  11. Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе / Е.А. Менчинская. – М.: Вентана-Граф, 2008.-112с.
  12. Нестерова, Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. – № 11.- С. 78 – 83..
  13. Петров, К. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. – 2005. – №2. – С. 1
  14. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок / А.И. Севрук, Е.А. Юнна // Школьные технологии. – 2004. -№2. – 200 – 207стр.
  15. Селевко, П.К. Современные образовательные технологии. / П.К. Селевко - М.: 1998 – 253 стр.
  16. Синяков, А.Ф. Рецепты для здоровья / А.Ф.Синяков - М: Физкультура и спорт, 1986. – 52 стр.
  17. Смирнов, Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья / Н. Смирнов.- М.: Чистые пруды, 2005. – 241 стр.
  18. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 стр.
  19. www.kp.ru/daily/24570/742220/
  20. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский - М.: Просвещение, 1979. – 170 стр.
  21. Якиманская,И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская.- М.: АРКТИ, 1996. – 95 стр.

Поэтому проблема эффективности системы сохранения и укрепления здоровья учеников и освоения инновационных педагогических технологий именно в этом направлении может и должна стать востребованной и перспективной в качестве темы по самообразованию учителей. Внутришкольная политика здоровьесбережения, проводимая по инициативе администрации школы и педагогического коллектива, может получить дополнительное развитие в направлениях, использующих межпредметные связи.

Опыт работы школы по программе «Здоровье»

Видео: семинар по ЗОТ в школе

В начале учебного года планируется последовательность мероприятий, направленных на укрепление здоровья. Такой план составляется на основе комплексной программы «Здоровье» и включает дни, недели, праздники здоровья, исследования состояния здоровья учащихся и комплекс профилактических мер.

Видео: день здоровья в гимназии

Функции дирекции заключаются в организации:

  • проведения координации и осуществление контроля реализации;
  • здорового полноценного питания;
  • планирования мероприятий во внеурочное время и обеспечения их проведения;
  • работы спортзала и спортивных секций во внеурочное время;
  • работы педагогического коллектива школы;
  • функционирования психологического кабинета и социальной службы;
  • контроля качества уроков физкультуры, организации рассмотрения проблем валеологической культуры на уроках ОБЖ и биологии.

Обязанности классного руководителя:

  • создание необходимых санитарно-гигиенических условий;
  • проведение классных мероприятий с детьми и родителями по профилактике вредных привычек, простудных заболевание и детского травматизма;
  • проведение внеклассных мероприятий в форме встреч с медицинскими работниками, профилактических бесед, диспутов, конкурсов и т. д.;
  • диагностические исследования уровня физического и психического здоровья детей, а также уровня знаний в вопросах личной гигиены и безопасной жизнедеятельности.

Реализация педагогических приёмов и методов, направленных на решение задач по здоровьесбережению

Методика В.Ф. Базарного

К практическим методам разрешения здравоохранительных проблем в начальной школе относятся технологии, предложенные доктором медицинских наук Владимиром Филипповичем Базарным, который в своих исследованиях аргументировано доказал, что существующая система обучения детей игнорирует природу ребёнка, а это приводит к угасанию его жизнеспособности и активности. Его авторская методика сохранения здоровья предполагает такие нововведения:

  1. Включение в работу ритмической сменяемости динамических и статических поз. Для решения выше обозначенной задачи используются специальные ростомерные парты и конторки с наклонённой поверхностью с углом наклона в среднем до шестнадцати градусов, таким образом, у ребёнка возникает возможность менять положение тела, стоя за конторкой или периодически сидя за партой, сохраняя комфортные условия для усвоения материала и письменной работы с тетрадями. Ребёнок сам определяет временной промежуток, который он проведёт за партой или за конторкой, обычно первоклашки могут выдержать за конторкой не более пяти минут, постепенно этот временной показатель увеличивается до получаса. Такой необычный подход, меняющий традиционно статические сидячие позы учеников на уроке на режим свободной моторики, позволяет добиться укрепления мышечного каркаса спины, улучшить осанку детей, активизировать работу нервной системы, гармонизировать сердечно-сосудистую систему.
  2. Практика «расширения зоны зрительного восприятия». Работа с наглядностью организована с помощью методической подвески крест, на которой в подвешенном положении располагается сенсорно-дидактический материал на уровне, который позволяет ребёнку дотянуться до неё на цыпочках и снять необходимую карточку. Такое методическое изобретение является эффективной профилактикой близорукости, поскольку для выполнения учебной задачи дети должны совершить многочисленные поисковые движений глазами. Таким образом, дети не ограничены однообразным статическим положением за партой, а находятся в телесной динамике.
  3. С целью расширения пространства зрительной активности детей, совершенствования творческого мышления и воображения, формирования целостной картины мира на уроках применяется настенное панно «Экологическое путешествие», состоящее из изображений природных объектов, расположенных по законам перспективы.
  4. В проведении физкультурных пауз применяется тренажёр, состоящий из изображения разноцветных траекторий, которые дети зрительно прорисовывают, совмещая движения головы и движения глаз.
  5. Раздельное обучение мальчиков и девочек, совмещённое с общением на переменах и внеклассных занятиях. Этот подход основан на убеждении в том, что у мальчиков и у девочек разные способы восприятия информации и иное мироощущение.

Видео: уроки по методу В.Ф. Базарного

1. Придерживаться соблюдения правила пробуждения любознательности и активного интереса. Это правило является критерием здорового психоэмоционального состояния и развитых коммуникативных навыков.

Культивировать интерес к учёбе путём формирования мотивации к познанию:

  • обучать самостоятельным навыкам работы с информацией (поиск и анализ, умение сформулировать мысль, выразить основную идею, акцентировать проблему);
  • умение полемизировать, формулировать вопрос, слышать оппонента.

2. Грамотно чередовать работу с разными каналами восприятия информации, учитывая индивидуальные особенности работы мозга ребёнка, т. е. различные способы восприятия мира. Для этого необходимо знать об особенностях восприятия информации левополушарными и правополушарными людьми.

  • левополушарная модель познавательной деятельности - предпочитает стройное, логическое мышление, проявляет ярко выраженную склонность к обобщению и абстрагированию;
  • правополушарная модель - проявляется развитое образное мышление, творческое воображение в описании окружающего мира;
  • равнополушарная модель - в равной мере развиты логическое и образное мышление.

Классификация способов восприятия информации:

  • слуховое (аудиальное);
  • зрительное (визуальное);
  • чувственное (кинестетическое) – общение с миром через осязание.

Учитель должен учитывать индивидуальные характеристики восприятия детей, для того, чтобы сделать информационную часть урока доступной для всех учеников в равной степени, а этого можно добиться благодаря взвешенному чередованию способов подачи материала. Допустимая продолжительность одного вида деятельности (рассказ, аудиовизуальный, коллективный, самостоятельный и т. д.) не более десяти - пятнадцати минут, кроме того, необходимо продумать комбинирование не менее трёх различных видов учебной деятельности в течение урока.

Видео: интерактивный урок авторского курса «Мамина школа»

3. Профилактика переутомления, умственного и психологического истощения.

Специальные исследования доказали существование прямой зависимости между затяжным переутомлением и возникновением психосоматических заболеваний.

Динамика работоспособности учащихся:

  • Высокая эффективность (80 %) – в промежутке 5–25 минут;
  • Средняя эффективность (60–40 %) – 25–35-я минута урока;
  • Низкая эффективность (10 %) – 35–40-я минута.

Физкультминутки должны стать полноценной частью урока, они включают от одного до трёх простых упражнений на протяжении одной минуты через каждые 15–20 минут урока.

Видео: физкультминутка с фиксиками

4. Желательно использовать методы, побуждающие к инициативности и самовыражению, например, беседу, дискуссию, чтение с игровым сопровождением, обсуждение в группах, ученики в роли учителя и т. д.

Учебная нагрузка должна подаваться с учётом грамотного распределения интенсивности интеллектуальной работы, недопустимости перегрузки второй половины занятия, иначе к концу урока можно столкнуться с проблемой сильного утомления детей, что причинит вред их здоровью.

5. Использование современных творческих методов проведения урока.

Методика игровых импровизаций на уроке в сочетании с нестандартными заданиями и интерактивными обучающими технологиями поможет нейтрализовать психологическое напряжение. Ребёнок получает знания в непринуждённой игровой или увлекательной познавательной форме, испытывая удовольствие от процесса обучения. Такой творческий подход к организации урока не только сбросит лишнее напряжение, но и вызовет глубокий интерес к освоению новых знаний.

6. Создание благожелательной, спокойной обстановки.

Уместный юмор, хорошее настроение, уравновешенная эмоциональная реакция учителя на ошибки и промахи учеников, умение управлять вниманием воспитанников, доверительная беседа помогут создать благоприятный тёплый психологический климат, который повысит работоспособность и желание осваивать тему урока.

7. Популяризация здорового образа жизни.

Включить вопросы охраны здоровья в темы уроков, это будет способствовать осознанию значимости теоретического материала в обычной каждодневной практике.

Технологические приёмы здоровьесбережения

1. Комплекс упражнений на растяжку и гибкость - продолжительность занятий 30 минут. Комплекс специально разработанных упражнений с музыкальным сопровождением желательно проводить с детьми, имеющими проблемную осанку и склонностью к плоскостопию, проводится в просторном, хорошо проветренном помещении, например, зал для музыкальных или физических занятий. Исполнитель: учитель физической культуры.

2. Динамические паузы - проводятся в течение двух-трёх минут во время уроков по мере утомляемости учеников. Можно комбинировать гимнастические упражнения для глаз, дыхания, на тренировку мелкой моторики в зависимости от востребованности именно этих упражнений. Цель подобных упражнений - понижение умственного и эмоционального напряжения и профилактика переутомления.

3. Для глаз (каждое упражнение повторяем три раза):

  • спокойные плавные горизонтальные движения глазами справа налево и наоборот;
  • движения глазами по вертикали вверх-вниз;
  • необходимо вообразить вращающееся колесо, «поймать» взглядом точку и следить за её движением;
  • сконцентрировать взгляд на кончике носа, зафиксировать и держать до возникновения чувства утомления, затем расслабиться;
  • несколько раз моргаем, затем закрываем глаза и сидим, мысленно считая до пяти, затем проделываем вращательные движения в одну сторону, а потом в другую, расслабляемся, отведя взгляд вдаль.

Видео: пальчиковая гимнастика

4. Для осанки:

  • принимаем ровную осанку, идём с высоко поднятыми руками;
  • лёгкий бег на носках;
  • ходьба на носках, сочетая с разведением рук в стороны, сдвигая лопатки.

5. Профилактика плоскостопия:

  • неглубокое приседание на наружных сводах стопы;
  • встать на носки, сгибая колени, из положения пятки наружу, носки внутрь;
  • поднять ногу из положения стоя с разворотом стопы наружу, затем внутрь.

6. Самомассаж, точечный массаж.

  • выполнение поверхностного кругового поглаживания от запястья к плечевому суставу и вниз;
  • кулачками слегка постукиваем бедру в течение двадцати - тридцати секунд.
  • точечный массаж лица и головы, закрыв глаза, проводим поверхностью ладони по лицу ото лба к вискам, от носа к скулам, захватываем волосы руками и мягко, плавно тянем, постепенно проходим всю поверхность головы.

Исполнитель: учитель.

Видео: точечный массаж

7. Спортивные игры разного уровня подвижности - используется ежедневно как часть занятия по физкультуре, на прогулке или в физкультурном зале. Игры выбираются в зависимости от возраста детей.

Исполнитель: учитель физической культуры, педагог группы продлённого дня.

Видео: урок по подвижным играм во втором классе

8. Релаксация - для всех воспитанников, в зависимости от потребности детей в эмоциональном расслаблении, умиротворении. Для проведения подойдёт любое помещение с атмосферой уюта и покоя, рекомендуется использовать классические музыкальные произведения (Моцарт, Шопен), звуки природной среды.

«Источник» - упражнение для аутотренинга.

Учитель предлагает детям сесть удобнее, закрыть глаза и расслабиться, желательно дополнительно включить аудиозапись со звуками природы.

– Ребята, вообразите, что вы находитесь возле источника воды, но вместо воды струится белый, мягкий свет. Представьте, что вы окунаетесь в этот живительный источник света и тепла, вы ощущаете его на своей голове, животе, плечах, ваши мышцы становятся мягкими и расслабленными, каждый вдох и выдох (с паузой в пятнадцать секунд) наполняет новыми свежими силами и делает вас здоровыми и крепкими. В конце упражнения учитель обращается к детям с просьбой о мысленной благодарности природе за силы и здоровье, которыми она их наполнила.

Видео: методы ароматерапии на уроках

Исполнитель: психолог, учитель.

10 Гимнастика для глаз - используется для всех детей в качестве профилактики зрительного утомления, расслабления глазных мышц, практикуется ежедневно на уроке по 3–5 минут. Желательно включать в работу демонстрацию иллюстраций.

Исполнитель: учитель.

11. Дыхательная гимнастика - применяется как часть разнообразных форм оздоровительных процедур. Необходимым требованием является хорошо проветренное помещение.

Исполнитель: учитель.

11. Ортопедическая гимнастика - предусмотрена для детей с проблемами плоскостопия, а также патологией опорного свода стопы, применяется как дополнительный компонент различных упражнений физкультурно-оздоровительного комплекса.

Исполнитель: учитель физической культуры.

Формирование привычки грамотного и заботливого отношения к собственному организму, уважения к здоровому образу жизни начинается с раннего детства. Здоровый, полный сил и энергии ученик с энтузиазмом включается в деятельность, он активен и жизнерадостен, поэтому тема применения методических идей и практических форм работы, обеспечивающих сохранность здоровья детей, расценивается как важнейшая в современном образовании.

«Растим здоровых детей"

(физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ)

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

  • принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, энуреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
  • принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;
  • принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
  • принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
  • физкультурные досуги
  • спортивные праздники
  • оздоровительные процедуры в водной среде.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

  • Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
  • Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Здоровьсберегаюшие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – вразличных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ- заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

· нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

· проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;

· прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;

Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе - 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).

В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л.Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

В подготовительной группе введение «рижского метода» - топтание на гальке в солевом растворе.

В повседневной работе использование, начиная с младшей группы схемы индивидуальных программ закаливания, в которых чётко расписывается, какую закаливающую процедуру должны проводить в определённый отрезок времени (утром, днём, вечером).

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.





(греч. téchnē искусство, logos учение) Здоровьесберегающая технология - построение последовательности факторов, предупреждающих разрушение здоровья при одновременном создании системы благоприятных для здоровья условий. Здоровьесберегающие технологии позволяют: - сформировать социальную зрелость выпускника, -обеспечить возможность учащимся реализовать свой потенциал, - сохранить и поддержать физиологическое здоровье учащихся. Понятие технологии здоровьесбережения


Виды здоровьесберегающих технологий Защитно – профилактические: направлены на защиту детей от неблагоприятных для здоровья воздействий (санитарно – гигиенические требования, чистота, прививки, др.) Компенсаторно – нейтрализующие: используются для нейтрализации какого-либо негативного воздействия. (физкультминутки, витаминизация пищевого рациона и др.) Стимулирующие технологии: позволяют активизировать собственные ресурсы детского организма. (закаливание, физические нагрузки). Информационно – обучающие: призваны обеспечить уровень грамотности в вопросах здоровья.


Возрастных особенностях детей, вариативности форм и методов обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, культивировании знаний у учащихся по вопросам здоровья. Здоровьесберегающая технология обучения основана на:


Психолого – педагогические технологии: связаны с работой учителя на уроке и воздействием на детей в течение классно – урочного времени. Педагогические технологии здоровьесбережения - Организационно – педагогические: определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний. - Учебно – воспитательные: включают программы, направленные на обучение грамотной заботе учащихся о своем здоровье, мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, просвещение родителей и др.


Подходы ОУ к здоровьесбережению. -Индивидуальный подход концентрация усилий на учете особенностей каждого учащегося. -Дидактический на первый план выступают учебные программы и уроки здоровья. - Событийный основное внимании уделяется конкурсам на тему здоровья и агитации -Проблемный все усилия на решение какой-то конкретной задачи: питания, двигательной активности, профилактики переутомления и т.д. -Физкультурный забота о здоровье школьников = забота об их физическом развитии.


Наиболее доступные технологии Образовательные: - Проектная деятельность по тематике здоровья, - Обучающий курс по основам здоровьесбережения, - Фестивали, конкурсы здоровья, - Построение уроков с позиции здоровьесбережения: интерактивность, презентации, -Внедрение тематики здоровья в предметы -Обучение родителей Стимулирующие: - Секции. - Прогулки, -Питание Компенсаторные: - Физкультминутки, - Организация переменок, - Пальчиковая гимнастика, - Ранцы, - Корректирующая физическая культура


Какие проблемы решат технологии здоровьесбережения в школе? На уровне учащихся Решение: -организация комплексного обучающего курса по основам здоровьесбережения - организация тематических тренингов по составляющим здоровья Проблема: Нехватка у школьников знаний в области здоровьесбережения, полученных из авторитетных источников Задача: Предоставление знаний и формирование навыков в области здоровьесбережения


Решение: Проведение мероприятий в рамках концепции здоровьесбережения: - образовательных: кружков, тренингов, фестивалей. - творческих: мастер-классов, театральных постановок, - спортивных: интеллектуально-спортивных игр, - развлекательных: тематических встреч и вечеринок здоровья, - культурных: тематических экскурсий, выставок, поездок, - нравственных: поездки в детские дома Проблема: Не всегда благоразумное досуговое времяпрепровождение Задача: Организация досуга школьников


Решение: -пропаганда ЗОЖ посредством организации встреч с успешными людьми, практикующий здоровый образ жизни, - разработка программы пропаганды ЗОЖ при непосредственном участии самих школьников. Проблема: Сформированная «престижность» вредного образа жизни Задача: Формирование моды на здоровый образ жизни



Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей. Здоровье человека, а также проблемы здоровьесбережения всегда были актуальны, а в XXI веке эти вопросы выходят на первый план.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
В настоящее время прослеживается тенденция к ухудшению здоровья и физической подготовленности населения. Особенно сильно она проявляется среди детей, подростков и молодежи. По данным Минздравсоцразвития России только 14% учащихся старших классов могут считаться полностью здоровыми.

Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45,5 % до 33,89 %), с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Если же обратиться к результатам диспансерного осмотра детского населения Тверской области, то результаты буду следующими: в возрастной период с 0 до 18 лет выявлено с патологией 61.3 %, из них в возрастной период с 0 до 6 лет - 56.3 %, с 7 до 18 лет - 63.2 %.

Значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастной период с 7 до 17 лет, то есть именно в период получения общего среднего образования.

Факторами риска школьной среды являются:

  1. Интенсификация учебного процесса и учебная перегрузка
  2. Стресс, как следствие перегрузок.
  3. Снижение возраста начального школьного обучения.
  4. Гиподинамичный характер обучения.

Исходя из всего вышеперечисленного, становится понятной обеспокоенность государства в сфере развития физической культуры и здоровьесбережения населения, и в первую очередь детей. Это нашло отражение в государственных документах (Национальной доктрине образования, федеральной, региональных и городских программах развития образования).

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Сегодня мы уже с уверенностью можем говорить о надвигающейся глобальной катастрофе современной цивилизации. Это связано не только с проблемами здоровьесохранения в школе, но и с наступлением эры всеобщего развития сфере высоких технологий (компьютеры, интернет, мобильные телефоны). По сути, мы и наши дети находимся в различных эпохах. Произошла очередная научно-техническая революция. Будущее уже наступило, оно стало нашим настоящим. Именно от нас зависит, сможем мы заложить основы физической культуры нашим детям или нет. Возможны конечно и возражения на этот счёт, что современные диагностические и медицинские технологии способны обеспечить здоровье конкретного человека, а как следствие и здоровье нации. Но при всей вооруженности современной медицины и профилактики, она не гарантирует здоровье последующих поколений. Соответственно, перед современным образованием (в первую очередь физкультурным) стоит задача научить ребёнка следовать принципам здорового образа жизни, обеспечить культуру своего здоровья.

Что же входит в понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ)? В медицинской энциклопедии ЗОЖ описывается следующим образом -это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья, образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование — важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа.
Поскольку большую часть времени бодрствования школьник проводит именно в образовательном учреждении, то появилась острая необходимость решения проблемы здоровья отдельно взятой школы. Эта задача решается через системное применение в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) включают в себя технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. К этим факторам относятся:

  • интенсификация учебного процесса;
  • отсутствие систематического образования по формированию ценностей здорового образа жизни;
  • недостаточная вовлеченность родителей в процесс формирования здорового образа жизни;
  • гиподинамия;

Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.

1. Гиподинамия.

Основной причиной ухудшения состояния здоровья происходит на фоне низкой двигательной активности как детей, так взрослых. Гиподинамия среди детского и взрослого населения России достигла 80%. Этот фактор, наряду с курением, алкоголизмом и наркоманией говорит о низком уровне культуры. Эти факторы в сумме своей характерны для населения стран «третьего» мира. Таким образом целью ЗОТ является воспитание и обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, то есть фактически создание цельной личности. У современных детей фактически уже нет альтернативы, где и как провести своё свободное время, поскольку соблазны окружающего мира весьма сильны. Движение и подвижные игры они заменяют многочасовым пребыванием за компьютером или у телевизора, что представляет реальную угрозу для организма, поскольку гиподинамия - это не просто недостаток движения, это болезнь, определение которой звучит так: "снижение нагрузки на мышцы и ограничение общей двигательной активности организма".

Гиподинамия способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей, 70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% - имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% - повышение артериального давления и т.д.

Дети большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Для этих нарушений очень часто используется термин - «школьные болезни».

Отдав ребёнка в школу, мы лишаем его активного образа жизни, который необходим ему в силу возрастных особенностей. В начальной школе дефицит физической активности составляет 35 - 40%, в старших классах этот процент уже растёт до 75 - 85%. Уроки физкультуры лишь в малой степени - на 10 - 18% - компенсируют дефицит движения, что явно недостаточно. Потому министерство и запланировало введение с 2010 года обязательного третьего часа физкультуры. Но даже введение этих трёх уроков не может покрыть дефицит двигательной активности у школьников. В этой связи уместно говорить о дополнительном образовании - спортивных школах и секциях.

К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении проблемы гиподинамии, развития физической культуры ребенка. Родители не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни: не занимаются спортом, имеют вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя и т.д.). Таким образом можно сделать вывод, что без активного участия родителей, показа собой «живого примера», в ребёнке воспитать потребность заниматься физической культурой только силами школы является проблематичным.

Также сейчас все большее время уделяется подготовке педагогических кадров для школы, которые готовятся с учетом применения ЗОТ. Особенно это касается учителей начальной школы. Они в процессе урока обязательно включают в свой учебный план построения занятия физкульт минутки. Также во многих школах вводятся дополнительные «Уроки здоровья и ОБЖ». Введение этих уроков даёт положительный эффект, так например, процент детей, которые интересуются ЗОЖ и хотят получать информацию о нём, увеличился с 60% в 1 классе до 88% в 3 классе.

2. Интенсификация учебного процесса.

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

Во-первых, это увеличение количества классных и индивидуальных занятий. Становится общепринятой нормой пребывание в школьных стенах учеников до 15-16 часов. Фактически это подменяет собой нормированный 6-тичасовой рабочий день взрослого человека. Этот же фактор ведёт за собой последующие: ребёнок не успевает проводить необходимое ему время на свежем воздухе, так как вынужден, придя из школы, снова садиться за уроки. Этот же фактор ведёт за собой, как следствие, гиподинамию.

Второй вариант интенсификации учебного процесса -уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Результатом интенсификации учебного процесса является возникновение у учащегося состояний усталости, утомления, переутомления. Все эти факторы являются причиной возникновения у детей хронических заболеваний, развития нервных, психосоматических и других нарушений.

Решением этой проблемы является организация педагогом учебного процесса, знание физиологических основ восприятия и мышления ребенка, умение правильно распределить учебный материал урока.

Но, решение проблемы интенсификации учебного процесса не является только задачей школы. Большая ответственность лежит и на плечах родителей. Они должны научить своего ребенка правильно использовать свободное время, а также составлять распорядок дня. После возвращения из школы, ребёнок должен заняться физической активностью. Для этого подходят и занятия в спортивных школах, и посещение спортивных секций. Смена деятельности с умственной на физическую и обратно следует из принципов гигиены ума. Физическая активность обеспечивает приток крови, занятия на свежем воздухе насыщают кровь кислородом. Всё это обеспечивает результативность дальнейшей умственной деятельности. Также сразу снимается вопрос гиподинамии.

3. Отсутствие систематического образования по формированию ценностей здорового образа жизни.

В стране не существует последовательной и непрерывной системы «обучения здоровью» и его сохранению. Информация, которую получает человек на протяжении всей своей жизни, носит обрывочный характер. Источниками такой информации являются родители, школьные учителя, обывательские разговоры, статьи в интернете и в периодических изданиях. Полученные знания из этих источников являются несистематическими, а зачастую весьма противоречивыми. Следствием этих проблем и является внедрение ЗОТ в образовательный процесс на всех этапах обучения (начиная от дошкольных учреждений заканчивая ВУЗами).

Перед педагогом стоит четкая и определенная задача - воспитывать у ученика интерес к вопросам своего здоровья и его сбережения. В результате успешного решения этой задачи у ребенка появиться возможность выбора, как провести свое свободное время - у компьютера или играя в футбол, хоккей, и т д. А значит у него будут формироваться задатки личности и самосознания.

Выводы.

Мы рассмотрели основные проблемы и пути их решения. В современной подготовке педагогических кадров для школы и дошкольных учреждений всё большее внимание уделяется вопросом здоровья и здоровьесбережения школьников. С другой стороны, обеспокоенность государства здоровьем детей находит препоны в тех же образовательных учреждениях.

Как уже было сказано, введение дополнительного урока физкультуры улучшает общую тенденцию оздоровления школьников, но не может покрыть весь дефицит движения детей. Поэтому многие школьники занимаются в секциях и спортивных школах. Именно здесь и возникает проблема сочетания общего и дополнительного образований. Во-первых, это проблема отношения преподавателей к таким детям отличается. Вместо того, чтобы стимулировать и всячески поддерживать занимающихся спортом детей, зачастую встречается именно критическое к ним отношение. Я не имею ввиду те педагогические кадры, которые получают образование в данный момент с учетом ЗОТ, а именно тот контингент педагогов, которые как раз-таки и не используют в своей педагогической практике ЗОТ.

С другой стороны, еще одним фактором, который не даёт детям возможность посещать спортивные школы и секции, а, следовательно, и восполнить дефицит двигательной активности, является интенсификация учебного процесса. Стало уже почти абсолютной нормой введение после основных образовательных уроков индивидуальных занятий с преподавателями и так называемых элективов. Также это усугубляется со стороны родителей тем, что они загружают детей занятиями с репетиторами. В результате учебный день старшеклассника зачастую заканчивается в 17-18 часов. С одной стороны, это нарушение всех возможных норм (санитарных и др.), с другой стороны ставится вопрос о качестве приобретаемых знаний в школе, если постоянно требуются дополнительные занятия и репетиторы. Но этот вопрос не является темой этого сообщения.

В связи с удлинение учебного дня школьника ставится вопрос о возможности посещения им секций и спортивных школ. Поскольку дополнительное образование по нормам должно заканчиваться не позже 20:00, то ребенок просто не успевает посещать такие занятия.

Поскольку основное образование и дополнительное образование направлены на развитие ребёнка, причём разностороннее, то есть преследуют одинаковую цель, стоит искать компромиссы, а не строить препоны. Да, дополнительное образование отнюдь не является обязательным для всех детей, но надо всячески поощрять и стимулировать детей, которые занимаются спортом. Именно они в будущем станут здоровым генофондом нации.

Введение дополнительного урока физкультуры также относится к действиям, которые соотносятся с применение ЗОТ.

Ещё одной из этих тенденций является заново введение сдачи . В современных школах сдача норм ГТО разделена на 5 ступеней:

  • 1 ступень — нормы ГТО для школьников 6-8 лет
  • 2 ступень — нормы ГТО для школьников 9-10 лет
  • 3 ступень — нормы ГТО для школьников 11-12 лет
  • 4 ступень — нормы ГТО для школьников 13-15 лет
  • 5 ступень — нормы ГТО для школьников 16-17 лет.

Также необходимо сказать о возрождении спортивных соревнований среди школьников - это и первенства районов, первенства города и спартакиады учащихся.

Всё большую популярность набирают такие федерально значимые проекты как «Лыжня России» и «Кросс наций». Также, в частности, в Твери проводится традиционная эстафета 9 мая, посвящённая Дню победы, в которой принимают участие все школы города.

Всё перечисленное выше относится к тем действиям, которые способствуют привлечению школьников к здоровому образу жизни.

Но существуют также некоторые проблемы в школах, касающиеся методов преподавания физкультуры. В свете последних тенденций в сфере преподавания стало возможно включение элементов пилатеса и фитнеса в учебный процесс. Но есть одно большое НО. Весь учебный день школьники проводят в замкнутых помещениях, и уроки физкультуры по сути являются единственной возможностью ребёнка побыть на свежем воздухе. Поэтому следует использовать всякую возможность для проведения уроков за пределами спортивных залов. Также необходимо развивать исконно русские виды спорта - лыжный спорт, хоккей. Это не означает, что надо забыть о новых тенденциях в современном физическом образовании, но нельзя также полностью отказываться от старого. К сожалению, введение физкультуры с использованием лыж зимой часто упирается чисто в материальную проблему. Многие школы просто не оснащены необходимым инвентарём. Решение этой задачи должно находить отклик в администрациях школ и управления образованием.

Если делать вывод из всего вышесказанного, то в современных школах создаются благоприятные условия для решения проблем здоровьесбережения подрастающего поколения. К этим условиям относится и подготовка педагогических кадров, и введение дополнительных уроков физкультуры. Часто педагоги и общеобразовательных школ, и спортивных устраивают родительские собрания, на которых поднимаются вопросы здоровья их детей. Таким образом, осуществляется еще и просветительская функция. Потому как, как бы мы ни старались привить ребенку основы здорового образа жизни и здоровьесбережения, основополагающую роль в воспитании ребенка имеет живой пример, и среда, в которой он находится. Если же родители не закладывали с юного возраста в ребенка основы ЗОЖ, преподавателям образовательных учреждений придется намного тяжелее привить эти качества ребёнку.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии »

« Забота о здоровье –

Это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей

Зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

Умственное развитие, прочность знаний,

Вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский.

Самое ценное у человека - это здоровье, именно оно обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с раннего детства.

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

«Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011))

Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.

Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения : средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. Отсутствие назидательности и авторитарности
  2. Элементы индивидуализации обучения
  3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  4. Интерес к учебе, желание идти на занятия
  5. Наличие физкультминуток
  6. Наличие гигиенического контроля.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения
Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.

За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке.

Современный здоровьесберегающий урок любого учителя-предметника разнообразен.

Урок, считаю, главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.

Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?

Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен:

Воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения» :

1.Выполнение требований СанПиН.

2. Соблюдение этапов урока,

3. Использование методов групповой работы.

4. Использование интерактивных методов.

Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:

оптимальная плотность урока,

индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени,

чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.,

оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы,

минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Какова же «Структура современного здоровьесберегающего урока»?

У каждого учителя свои методы, приемы.

Проверка домашнего задания (построена как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

Вводная часть урока организуется как актуализация знаний по теме урока.

Основная часть формулирует новые представления (это наиболее информативная часть урока).

Заключительная часть используется для закрепления.

Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

В своей педагогической деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям.

Динамические игры и паузы

Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.

Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу можно начинать с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»:

Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Упражнения для глаз

Основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении.

Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии

Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Мимические упражнения .

На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.

Релаксация

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку

Упражнение «Путешествие на облаке»

Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, снова будьте бодрыми, свежими и внимательными (также можно предложить упражнение «Сон» («Зүүдэн») - закрыть глаза, расслабиться, будто собираетесь спать. Подумать о чем-нибудь очень приятном.

Дыхательные упражнения используются на уроках с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

Скороговорки: Тээ хойно,гэрэй хойно

Хорин гаран хори галуун.

«Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции.

Работа с текстом

1. Словарная работа.

Дети списывают с доски слова: спасибо, пожалуйста, спокойной ночи, здравствуйте. Учитель просит подумать, что общего между этими словами, и продолжить список. Затем говорит: «Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются, давайте вместе скажем:

2. Контрольное списывание текстов о здоровье .

3. Анатомический диктант .

Изучая язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела:

Название пальцев: эрхы (большой палец), долеобор (указательный), дунда (средний), нэргүй (безымянный), шэгшы (мизинец). И тут же показывают и произносят, запоминают слова: тохоног (локоть), гар (рука), хурган(палец), альган(ладонь), хюмhан(ноготь).

Следует отметить необходимость того, чтобы и сами школьники ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить необходимые результаты (постоянно как учитель слежу за осанкой детей во время урока).

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний, положительных изменениях в состоянии здоровья учеников.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии?

снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной программы. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому, уделяя огромное внимание здоровью учащихся.




Поделиться