Опыты для викторины по физике. Внеклассное мероприятие "эта занимательная физика"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

Ликино-Дулевский индустриальный техникум

Методическая разработка мероприятия

к предметной неделе по физике

«Физическая викторина»

Пояснительная записка.

Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках.

Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путем самообразования.

Среди всех массовых внеклассных мероприятий наибольшей популярностью у школьников пользуются недели занимательной физики или наук связанных с ней. Подготовка таких мероприятий должна учитывать следующие моменты.

Во-первых, это развлекательное мероприятие и его главная цель – стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предметов, привить им интерес и вкус к занятиям данной темой.

Во-вторых, необходимо тщательно продумать не только содержание, но и форму проведения всего. Она должна быть живой и увлекательной, но вместе с тем занимательность не должна заслонить главного – познавательной ценности.

Главная задача не просто развлекать учащихся, а максимально активизировать их. Для тех учащихся, которые еще не имеют серьезного интереса к физике, еще пассивны по отношению к ней, средства занимательности могут служить первым шагом на пути заинтересованности предметом. Следующим шагом должно быт воспитание более глубокого и серьезного отношения к знаниям. По отношению к другой группе учащихся, уже интересующихся предметом, элементы занимательности будут служить дополнительным средством оживления учебного материала и разнообразия процесса его восприятия.

Цели: обобщение и углубление знаний по физике

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторить, систематизировать знания учащихся;
  2. Расширять кругозор учащихся по предмету;
  3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.

Воспитательные:

  1. Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
  2. Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
  3. Воспитывать инициативность и активность,
  4. Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Развивающие:

  1. В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;
  2. Развить способности логического мышления учащихся;
  3. Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  4. Развивать память, внимание
  5. Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для ответов, карточки с заданиями два зеркала, два набора для собирания электрической цепи (лампочки, источники питания, ключи, набор соединительных проводов).

Аннотация.

Викторина по физике проводится между двумя группами первого курса. Формируются команды по 6 человек. Мероприятие рассчитано на 40-45 минут.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент. Объяснение темы и смысла мероприятия.
  2. Первый раунд. Обеим командам предоставляется 15 вопросов (слайд 3-17). На каждый вопрос отводится 20 секунд, ответы команды записывают в специальных бланках. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

Вопросы первого тура:

  1. Единица измерения массы драгоценных камней.
  2. Объем 1 кг воды?
  3. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик?
  4. Какая планета самая большая?
  5. Общее название 12 созвездий?
  6. Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой?
  7. Где край света?
  8. Каким прибором измеряют атмосферное давление?
  9. Где пароход глубже погружается в воду: в реке или в море?
  10. Какой прибор служит для измерения скорости?
  11. Кто является изобретателем радио?
  12. Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении.
  13. Если это есть, ума не надо
  14. Специфическая единица измерения объема нефти?
  15. Чему равен 1 пуд?
  1. Второй раунд . Обеим командам нужно угадать физическое понятие, выслушав три подсказки-определения (слайд 19-32). Если команда отгадывает понятие после первой подсказки, то она получает три балла, после второй – два, а после третьей 1 балл. Ответ принимается у той команды, которая быстрее подняла руку.

Вопросы второго тура:

  1. для его измерения используется повторяющийся физический процесс
  2. основная единица измерения - секунда;
  3. делу это - потехе час.

(время)

  1. действует на дно и стенки сосуда
  2. увеличивается с глубиной:
  3. нужно, чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой (давление)
  1. Происходит при определенной температуре
  2. и в кастрюле, и в чайнике, и в самоваре;
  3. интенсивное парообразование с поверхности жидкости.

(испарение)

  1. Можем притягивать и отталкивать
  2. бывает и красного, и синего цвета;
  3. у него два полюса

(магнит)

  1. Обладают хорошей теплопроводностью
  2. хорошо проводят ток;
  3. железо, никель, алюминий

(металлы)

  1. Мера инертности тела
  2. основная единица измерения - килограмм;
  3. у бегемота больше, чем у осла

(масса)

  1. Скорость выполнения работы
  2. важнейшая характеристика всех двигателей;
  3. у КамАЗа больше, чем у ВАЗа

(мощность)

  1. Их основная часть - стержень - коромысло
  2. бывают лабораторные, технические, медицинские;
  3. помощник продавца

(весы)

  1. Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков.
  2. Но она есть на перемене и на уроках физкультуры.
  3. У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты.

(скорость)

  1. Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше. Ее совсем мало у больных.
  2. Она не вещь и не сохраняется.
  3. «Давай поборемся», - говорят те, у кого ее много.

(сила)

  1. Оно изменяется с изменением погоды.
  2. Если оно мало, то большинство больных пожилых людей чувствует себя плохо; если же оно очень-очень мало, то из носа может пойти кровь.
  3. Прибор для его измерения используют на уроках географии и физики.

(давление)

  1. Она большая у полных и высоких людей, малая - у худых и маленьких.
  2. Но у всех она направлена в одну точку.
  3. Эта величина - векторная. А точка находится в центре Земли

(сила тяжести)

  1. Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой ее не измерить.
  2. От одинаковых сникерсов она прибавится у всех одинаково: и высоких людей, и у маленьких, и у девочек, и у мальчиков.
  3. А если вместо сникерса съесть картошку, то прибавка будет меньше.

(энергия)

  1. Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.
  2. Ее весь день определяют продавцы.
  3. Эта величина скалярная, а не векторная.

(масса)

  1. Третий раунд. 3 балла получает команда, которая из 5 слов, написанных на листе, найдет слово, которое не является названием планеты (слова закодированы)

РЕНАВЕ

НУПЛОТ

ТЮРЕПИ

МЕЛЯЗ

НОСЦЕЛ

  1. Четвертый раунд. Нужно с помощью зеркала отгадать 15 слов, изображенных на листе бумаги. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее запишет слова. (За каждое слово один балл)
  1. Пятый раунд. В истории, в которой нарочно перепутаны все единицы измерения, нужно справить ошибки, правильно расставить единицы измерения. (3 балла той команде, которая быстрее).

«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое - 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 5 литров в час. Пришёл, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую: длинной 50 минут и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».

  1. Шестой раунд. Собрать электрическую цепь на скорость. Выигрывает та команда, у которой быстрее загорится лампочка. (Участвует один человек из команды, 5 баллов)
  2. Подведение итогов мероприятия. Объявление победителя. Обсуждение спорных вопросов.

Викторина

Физика вокруг нас

« В бой идут

одни знатоки!»


Этапы викторины

  • « Разминка»

2 « Подскажи, учитель…»

3 «Очевидное, но невероятное…»

4 «Выбери верную дорогу»

(Экспериментальные задания для команд)

5 «В мире техники»


Разминка

Что такое физика?

Это наука

о природе


Кто впервые ввёл слово «физика»?

Аристотель- древнегреческий философ


Кто создал первый учебник по физике?

М.В. Ломоносов


Что изучает физика?

Физические явления


Кто открыл явление инерции?

Галилео Галилей- итальянский учёный


Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик?


Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой?

Одинаковая масса


Какова основная единица измерения силы?

Ньютон

В честь английского физика Исаака Ньютона


Какую физическую величину измеряют мензуркой?

Объём


Общее название 12 созвездий?

Зодиакальные


Какая планета самая большая?

Юпитер

(В 13 раз больше Земли)


Где край света?

Там, где начинается тень.


Каким прибором измеряют атмосферное давление?

Барометр-анероид


Где пароход глубже погружается в воду: в реке или в море?

В реке


Какой прибор служит для измерения скорости?

Спидометр


Каков объем 1 кг воды?

1 литр


Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении.

Время


Если это есть, ума не надо

Сила


Специфическая единица измерения объема нефти?

1 Баррель =

159 литров


Чему равен 1 пуд?

1 пуд =

16 килограмм


На руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках?

50 пальцев


Подскажи,учитель…

1.Его совершают все тела, процессы, мысли.

2 . Это, что позволяет сначала оказаться в одном месте, а потом в другом.

3. Без него не было бы жизни.

Движение


Подскажи,учитель…

  • Эта «штучка» очень маленькая; она может двигаться с очень большой скоростью, а может просто качаться.

2. Она находится во всех веществах, но в разных веществах она различная.

3. Она состоит из атомов

Молекула


Подскажи,учитель…

  • Это может случиться с каждым в жизни, в природе; иногда случайно, иногда специально.

2. Если на улице гололед, то это происходит случайно, а если на игре в баскетбол, то специально

3. Из-за того, что это совершило яблоко, Ньютон открыл закон.

Падение


Подскажи,учитель…

  • Необычное старейшее сооружение высотой около 60 метров.

2.Один из ученых проводил свои опыты, находясь на ее верху.

3. Находится в городе Пиза.

Пизанская башня


Подскажи,учитель…

  • Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал именно на него.
  • Совершённое им прославило человеческий разум, его самого и его Родину.
  • Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом пути: «Поехали! ».

Ю.А. Гагарин


Подскажи,учитель…

  • Первая в России женщина в звании генерал-майор.
  • Лётчик-космонавт в СССР №6, 10 космонавт мира.
  • Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку.

В.В Терешкова


Очевидное, но невероятное…

Хлынул дождик проливной, но почему потом повисло цветное в небе коромысло?

Радуга возникает вследствие преломления световых лучей в дождевых каплях. Это доказывает сложный состав света.


Очевидное, но невероятное…

Во дворе мороз стоит,

Под ногами снег скрипит.

Ты подумай, расскажи,

Почему скрипит, скажи?

Снежинки имеют кристаллическую структуру, и поэтому под ногами снег скрипит, так как ломаются сотни тысяч снежинок-кристалликов.


Очевидное, но невероятное…

Дым от костра восходит ввысь

И тает, уходя во тьму.

Ты у костра, ты приглядись:

Уходит ввысь… А почему?

Дым от костра теплый, его плотность меньше, чем плотность более холодного воздуха, и он поднимается вверх под действием выталкивающей силы.


Очевидное, но невероятное…

Белый след за самолетом

Виден в синей вышине,

Почему он возникает,

Кто точней ответит мне?

Летящий самолет, выбрасывает частички горячего дыма. Водяной пар быстро конденсируется и за самолетом образуется облачный след(туман).


Очевидное, но невероятное…

В шарах и зондах, знаем наперед,

Применяют гелий, водород.

Почему, скажи мне побыстрей,

Тогда он ввысь бежит скорей?

Гелий и водород легче воздуха. (Имеют меньшую плотность по сравнению с воздухом)Поэтому устремляются ввысь.


Быт или не быт?

  • Почему хлопчатобумажные или шерстяные шнурки реже развязываются, чем шелковые?
  • Опытные хозяйки, прежде чем налить в стакан кипяток, опускают чайную ложку. Для чего?
  • Чем объясняется, что пыль не спадает даже с поверхности обращенной вниз?
  • Свежевыпеченный хлеб весит больше, чем остывший. Почему?
  • Почему острым ножом легче резать, чем тупым?

Очевидное, но невероятное…

Увидел, понял-

ОБЪЯСНИ


𝞾 = 〈м/с〉 скорость

𝞺 = 〈кг/м 3 〉 плотность

m = 〈кг〉 масса

F = 〈Н〉 сила

S=〈м〉 путь

V=〈м 3 〉 объём

t = c время

Выбери верную дорогу


Найди верную дорогу

Ц.д. (Мензурки) =

Ц.д. (Динамометра) =

Ц.д. (Термометра) =

Ц.д. (Амперметра) =


Найди верную дорогу

Объём тела

Масса тела

m = кг

V= 20 см 3


Найди верную дорогу

Рассчитайте плотность тела

масса

Плотность =

объём

𝞺 =


Технический тур

А.С Попов


Технический тур

Первое современное

телевидение 1938 год

В.К. Зворыкин


Технический тур

Первая атомная

электростанция

1954 год,

г. Обнинск

И.В. Курчатов


Технический тур

Первый запуск искусственного спутника Земли

1957 год

С.П. Королёв


Технический тур

Первые в космосе

Ю.А. Гагарин


Технический тур

Первый атомный ледокол «Ленин»

1959 г.

А.Д. Александров


Технический тур

Первое беспилотное прилунение с помощью космического зонда «Луна 9»

СССР 1966 год


Технический тур

Первый в мире марсоход, достигший поверхности Марса

СССР 1971 год


Технический тур

Современные марсоходы


НИИАР г. Димитровграда

1956 год


«Законы знай, решай задачи и не узнаешь неудачи!»

Спасибо за отличную игру!


6 раунд.

Собрать электрическую цепь на скорость. Выигрывает та команда, у которой быстрее загорится лампочка. (Участвует один человек из команды, 5 баллов)

Слайд 2

Здравствуйте!

Сегодня мы предлагаем вам поиграть в викторину, которая называется «Мы и мир вокруг нас». Она позволит вам проверить то, насколько вы знакомы с привычными явлениями, как вы способны распознавать их… Правила викторины очень просты: Вам предлагается 12 вопросов. Верный ответ – 1 балл. Команда, набравшая большее количество баллов является победителем и признается знатоком. Кто набрал меньше баллов – все равно молодец…

Слайд 3

Вопрос 1

Характеристика этого движения, не описываемая числом – это…..

Слайд 4

Правильный ответ

Траектория (от позднелатинского trajectories – относящийся к перемещению) – это линия, по которой движется тело (материальная точка).

Слайд 5

Вопрос 2

Какие две характеристики создают общую конструкцию измерения окружающего мира?

Слайд 6

Затрудняетесь?

Вспомните старый фильм «Назад в будущее»… Нарушением чего был постоянно озабочен профессор Эммет Браун?

Слайд 7

Правильный ответ

Пространство-время (простра́нственно-временно́йконти́нуум) - физическая модель, дополняющая пространство равноправным временны́м измерением и таким образом создающая теоретико-физическую конструкцию, которая называется пространственно-временным континуумом.

Слайд 8

Вопрос 3

Как называется явление, изображенное на рисунке?

Слайд 9

Правильный ответ

Диффузия (лат. diffusio - распространение, растекание, изменение, рассеивание, взаимодействие) - процесс взаимного проникновения молекул или атомов одного вещества между молекулами или атомами другого, приводящий к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объёму

Слайд 10

Вопрос 4

Что заставляет крышку кастрюли, в которой кипит вода, подпрыгивать и греметь?

Слайд 11

Правильный ответ

При кипении пар вырывается из кастрюли. Для этого ему надо поднять крышку! Но после того, как определенная часть пара вырвалась наружу, давление пара в кастрюле упало и крышка падает. Давление опять подымается и всё повторяется. Это происходит быстро, вот крышка и гремит: падает - подымается, падает-подымается и т. д.

Слайд 12

Вопрос 5

Почему волны в микроволновой печи разогревают предметы?

Слайд 13

Правильный ответ

Приготовление пищи при помощи микроволновой печи - это электромагнитное возбуждение содержащихся в продуктах молекул воды. Мгновенно проникая, допустим, в глубину куска мяса, волны поглощаются содержащимися в нем молекулами воды. От этого молекулы возбуждаются, их тепловые колебания усиливаются, они сталкиваются друг с другом. А это и есть причина повышения температуры.

Слайд 14

Вопрос 6

Какой закон реализуется в этой ситуации?

Слайд 15

Правильный ответ

Закон сохранения импульса: сумма импульсов тел до взаимодействия равна сумме их импульсов после взаимодействия.

Слайд 16

Вопрос 7

Какой закон Ньютона в историческом варианте сформулирован следующим образом… Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны. А эту фразу я говорю именно в таком варианте в «Пункт назначения 4»…

Слайд 17

Правильный ответ

Это формулировка третьего законаНьютона Материальные точки взаимодействуют друг с другом силами, имеющими одинаковую природу, направленными вдоль прямой, соединяющей эти точки, равными по модулю и противоположными по направлению:

Слайд 18

Вопрос 8

Стабильна ли орбита Луны при вращении вокруг Земли?

Слайд 19

Правильный ответ

Луна улетает и с каждым своим витком она чутка подальше, но эта скорость измеряется в сантиметрах. Тем не менее, Луна в современности радикально дальше, чем во времена динозавров. На данный момент у луны и земли уже первая стадия выравнивания достигнута - хотя луна и крутится вокруг Земли, но при этом повернута одной стороной, следующей стадией будет, когда она "зависнет" над какой-то точкой земли и будет вращаться, но уже "синхронно" и дело кончится её дальнейшим отлетом… При этом вращение Земли всё время замедляется, что несколько снижает притяжение.

Смешные задачи по физике Григория Остера

Григорий Остер. Сборник задач по физике (фрагменты)

Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются колины действия от толиных, и как такие действия называют физики?

Ответ: и физики, и химики назовут колины и толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.

Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из
вида?

Ответ: взаимное притяжение молекул семикласника мешает им расстаться навсегда и скрыться от директора.

Ученый с мировым именем Иннокентий сконструировал средство передвижения, которое, рванув с места и отмахав за минуту 121 километр, вдруг замирает, пыхтит, топчется на одном месте и только через два часа снова бросается в путь. За какое время ученый с мировым именем, катаясь на
своем средстве, проедет 605 километров? Вычисли среднюю скорость средства во время этой прогулочки.

Ответ: восемь часов и пять минут понадобятся ученому, чтобы, трясясь и подпрыгивая, на своем средстве преодолеть 605 километров пути. Среднюю скорость вычисляйте сами.

Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался — дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?

Ответ: над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.

Три друга: Антон, Костя и Лешенька знают, когда красавица Леночка выходит из школы и в каком направлении движется по прямой. Антон знает время, за которое красавица Леночка проходит некоторый путь. Костя знает величину этого некоторого пути в метрах, а Лешенька знает среднюю скорость, с которой Леночка обычно движется. Обязательно ли Антону, Косте и Лешеньке собираться втроем, чтобы не упустить красавицу Леночку в конце некоторого пути и напихать ей снега за шиворот?

Ответ: вдвоем справятся. Направление известно. Зная время выхода и скорость, Антон с Лешенькой запросто вычислят, где конец пути, и в известное время туда прибегут. Костя с Лешенькой по скорости и пути узнают время, когда надо ловить Леночку. А Косте с Антоном и считать почти ничего — не надо. Попалась, Леночка.

Если схватить Петю и резко встряхнуть — из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и 144 рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы?

Ответ: инерция — вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов трехнутого Пети.

Что заметил передовой Галилей, когда от него сначала отстала инквизиция, а потом все остальные тела?

Ответ: инквизиция, конечно, не тело, но передовой Галилей верно заметил, что если к нему никто не пристает, то он либо находится в покое, либо равномерно и прямолинейно движется сам не зная куда. По инерции.

Почему мороженое, которое уронил Вовочка, катаясь на карусели, перестало весело кружиться вместе с лошадками и летит прямо в милиционера, присматривающего за порядком?

Ответ: когда Вовочка отпустил недоеденное эскимо, на эскимо перестала действовать карусель, кружившая его вместе с Вовочкой. Однако, скорость свою эскимо, по законам инерции, сохранило. И помчалось прямолинейно и равномерно. Когда б ему ничто не мешало — вечно бы летело эскимо мимо звезд и туманностей. Но на пути мороженого встал милиционер.

Однажды семикласник Вася, только что изучивший на уроке физики взаимодействие тел, был сбит с ног нечаянно выскочившим из школы
третьекласником Димочкой. С какой целью Вася после этого случая гнался за Димочкой полтора часа?

Ответ: чтобы привести в исполнение закон природы, по которому действие тела на другое тело не может быть односторонним. Всякое действие
рождает противодействие.

Прогуливаясь по берегу озера, Миша пригласил Лялю посидеть в лодке без весел. Вдруг Ляля передумала сидеть с Мишей в лодке и выпрыгнула на берег. Как сложилась дальнейшая Мишина жизнь?

Ответ: в результате взаимодействия тел Ляли и лодки Миша уплыл на середину озера. А что с ним было потом — физике неизвестно.

Какая сила тяжести действует на один килограмм картошки, висящий у дяди Пети в авоське за окном?

Ответ: на этот килограмм, как и на всякое другое висящее за окошком тело массой в один килограмм, действует сила тяжести, равная 9,8 ньютонов.

Когда один килограмм картошки, висевший у дяди Пети за окном в авоське, сорвался и полетел вместе с авоськой вниз, скорость его под действием силы тяжести с течением времени все увеличивалась и увеличивалась. За что принимают физики силу, которая за 1 секунду изменяет скорость летящего
килограмма картошки на 1м/с?

Ответ: физики принимают такую силу за единичу измерения силы тяжести — 1 ньютон. Кстати, разные другие физические силы физики тоже любят измерять в ньютонах. Чтоб никто не обижался.

Наутро после встречи с друзьями физиками и математиками английский ученый Исаак Ньютон так ослабел, что его сила стала равна всего двум ньютонам. Сможет ли усталый ученый удержать в руках стакан с кефиром массой 200 грамм?

Ответ: сможет, сможет. Ссила в 2 ньютона позволяет удержать челых 204 грамма кефира. Или такое же количество грамм рассола.

Счастливый жених, масса которого 55 кг, несет на руках красавицу невесту, масса которой 110 кг. С какой силой эта парочка давит на пол?

Ответ: 1617 ньютонов — вот сила, которую выдерживает пол. Пол-то выдержит, жениха жалко. Надорвется, бедняга.

Талантливый мальчик, на которого действует сила тяжести, равная 200-м ньютонам, стоит на стуле и читает гостям свои стихи. Каков вес мальчика?

Ответ : если ножки у стула одинаковые, и сидение (опора, на которой стоит мальчик) расположено горизонтально относительно поверхности родной планеты, и если стул не шатается (опора неподвижна), тогда вес мальчика равен действующей на него силе тяжести, то есть тем же 200-м ньютонам.

Самое крупное животное в зоопарке — слониха Александра. Ее масса достигает 5 тонн, особенно после завтрака. Определите вес Александры после завтрака и сравните его с весом позавтракавшего без всякого аппетита самого мелкого существа в зоопарке попугая Шурика, масса которого 100 г.

Ответ: вес Александры 49000 Н, а вес Шурика 0,98 Н. сравниваем, сравниваем, сравниваем...... — сравнили.

Печальный дядя Боря забрел в магазин и рассеянно попросил взвесить 1 ньютон сосисок и 2 ньютона повидла. Вычисли, какова общая масса дядибориной покупки.

Ответ: вообще-то g = 9,8 н/кг, но, поскольку дядю Борю все равно обвесят, для удобства будем считать g = 10 н/кг. Тогда общая масса сосисок с повидлом примерно 300 грамм. Сосисок дядя Боря взял бы еще полкило, но зарплата маленькая.

Тяжелоатлет, масса которого 60 кг, замахнулся на легкоатлета гирей, масса которой 10 кг. В свою очередь легкоатлет массой в 70 кг челится в тяжелоатлета копьем массой 1 кг. На кого из них действует меньшая сила тяжести?

Ответ: на тяжелоатлета с гирей действует сила тяжести в 686 ньютонов, а на легкоатлета с копьем — 695,8 ньютонов. Тяжелоатлету легче.

Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы,
удерживающие репку в земле, равны 791 Н?

Ответ: модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, с которыми дедка тянет за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку, а мышка за кошку, будет равен 792 н. Вклад мускулистой мышки в этот могучий порыв равен 2н. Без мышкиных ньютонов дело не пойдет.

Тело всадника без головы имеет массу 70 кг. Масса его лошади 200 кг. До утраты головы общий вес лошади и всадника был 2695 ньютонов. Какова была масса всадника с головой, но без лошади?

Ответ: вес всадника с лошадью, но без головы равен его массе, умноженной на 9,8н/кг. Это будет 2646 н. Его же вес с лошадью и головой равен 2695 Н. Значит, на голову приходится 49 Н.
49: 9,8 = 5 кг. Получается, что масса всадника без лошади, но с головой 75 кг. Не очень-то он был головастый — этот всадник.

Великовозрастный Вася, масса которого 60 кг, сидит на шее у своей престарелой бабушки. Вычислите силу тяжести и вес Васи и объясните — к чему приложены эти вес и сила тяжести.

Ответ: Васин вес и сила его тяжести одинаковы. И то и другое приблизительно равно 600-м ньютонам. А вот приложены они по-разному. Сила тяжести к самому васе, а его вес — к горизонтальной опоре, то есть к бабушкиной шее.

Сможет ли нечистая сила величиной не более 1000 ньютонов голыми руками поднять из гроба покойника, масса которого 120 кг?

Ответ: не бойтесь, не сможет.

На обеденном столе, в тарелке, обложенный со всех сторон солеными огурчиками, лежит крупный кирпич массой 4 кг. Вычислите действующую на кирпич силу тяжести и скажите, как действует вес кирпича на огурчики?

Ответ: на огурчики вес кирпича физически не действует, он действует на тарелку. Но вес кирпича действует огурчикам на нервы. Они завидуют кирпичу, что он такой тяжелый. А на сам кирпич в тарелке действует сила тяжести в 39,2 ньютона. Приятного аппетита.

Что будет с одиноким и гордым телом, которое с одинаковым упорством напрасно тянут в разные стороны?

Ответ: одинокое и гордое тело под действием равных, но противоположно направленных сил, будет находиться в покое, если не лопнет, или двигаться равномерно и прямолинейно, если не разлетится в разные стороны.

Коля и Толя влюбились в Олю и стали тянуть ее в разные стороны. Коля тянет за ноги с силой 115 ньютонов, а Толя за руки с силой 110 ньютонов. Вычислите, чему равна равнодействующая этих сил и узнайте, как будет двигаться Оля: вперед ногами или головой?

Ответ: несчастная Оля начнет поступательное движение вперед ногами под действием результирующей силы в 5 ньютонов.

Пассажир, обладающий массой 95 кг, еще обладает чемоданом, масса которого 47 кг. С какой силой будет давить пассажир на чемодан, если в ожидании поезда ляжет на свой чемодан, чтоб не украли, и заснет, и с какой силой будет давить чемодан на пассажира, если тот, проснувшись, поставит его себе на голову и побежит за уходящим поездом?

Ответ: храпящий на чемодане пассажир давит на него с силой 931 ньютон. Воры устанут вытаскивать. А чемодан, догоняющий поезд на голове у своего хозяина, давит на хозяина с силой 441 ньютон. Своя ноша не тянет.

Папа тянет одеяло на себя с силой 0,5 килоньютонов, а мама тянет то же самое одеяло на себя с силой 600 ньтонов. Измерь результирующую этих двух сил, направленных в противо-положные стороны и догадайся, у кого из родителей сильнее мерзнут по ночам пятки.

Ответ: 600 ньютонов — это 0,6 килоньютонов. Пятки замерзнут у папы. И это правильно. Папы всегда уступают мамам одеяла.

После внезапной остановки своего велосипеда, неожиданно застявшего в колючих кустах, Петя некоторое время по инерции продолжал движение сквозь кусты в том же направлении. Пролетев кусты насквозь, Петя заметил, что скорость его значительно снизилась, и что он летит не прямолинейно, а приближается к луже. Какие силы притормозили Петю в кустах? Какие силы пригласили Петю приблизиться к земле?

Ответ: о Пете позаботились две силы: колючая сила трения по-матерински притормозила Петю, оставшегося без велосипеда в одиночестве, а ласковая сила земного притяжения гостеприимно пригласила в лужу.

Папа, мама и бабушка не пускают Катю на свидание к Артуру, хватают за руки и пытаются удержать дома, прилагая все вместе силу, направленную по одной прямой в одну сторону и равную 500 ньютонам. Однако Катя прямолинейно и равномерно движется в противоположную сторону — к двери. Чему равна сила, с которой Катя стремится на свидание к Артуру?

Ответ: раз Катя движется прямолинейно и равномерно — налицо равенство сил. Катя стремится к Артуру с силой 500 Н.

Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, какие три графы были бы в этих удостоверениях личности сил?

Ответ: не национальность. И не злость или доброта. Эизики не делят силы на добрые и злые. Три графы в паспорте каждой силы были бы: модуль, направление, точка приложения. А еще может быть графа: характер или происхождение. Не потому, что бывают взбаломошные, но покладистые силы, а потому, что они бывают, например, гравитационные или электрические.

Когда вратарь команды «динамо» обиделся на тренера и ушел домой, мяч, посланый с другого конча поля, не докатился трех метров до линии пустых ворот. Что спасло команду «Динамо» от гола?

Ответ: сила трения качения. Она всегда болела за «Динамо».

Один прекрасно воспитанный, скромный, вежливый мальчик погрузился в жидкость и вел себя там хорошо. Но жидкость все равно вытолкала его.За что выперли ни в чем не виноватого ребенка?

Ответ: за то, что вес мальчика меньше веса жидкости, взятой в объеме его тела.

Сможет ли нечистая сила в 1000 н с помощью рычага, большее плечо которого 2 м, а меньшее 0,5 м, поднять из гроба покойника, масса которого 120 кг?

Ответ: ой, сможет! Спасайся, кто хочет!

Грабители отняли у потерпевшего деньги, документы, раздели его до гола и решив, что взять с него больше нечего, кинули с моста в речку. Чем
все-таки обладал потерпевший на полпути к холодной воде?

Ответ: потенциальной энергией, постепенно переходящей в кинетическую. А еще в этом задачнике есть лабораторные работы!

В данной работе представлены материалы по физике для проведения викторины между учащимися 9 классов в период проведения предметных недель, на занятиях физических кружков, во внеклассных мероприятиях по физике. В качестве домашнего задания предполагается объявить учащимся за две недели требования и содержание 1 этапа “Конкурс визиток”, и 5 этапа “Творческий”. Данный материал может быть использован для проведения дистанционного телекоммуникационного проекта.

Наша викторина позволит учащимся задуматься над теми вещами, которые раньше ускользали от их внимания, увидеть “необычное” в “обычном”, познакомиться с некоторыми интересными фактами из жизни ученых-физиков, разгадать кроссворд и даже удивиться. Задания викторины помогут заглянуть за границы предмета, способствуют развитию логического мышления, творчества.

Цель викторины: Активизация деятельности учащихся, развитие интереса к физике, углубление знаний.

  1. Повторить основные понятия, формулы, единицы измерения, физические законы.
  2. Изучить биографию учёных, познакомиться с их открытиями.
  3. Проявить самостоятельность, творчество и смекалку при решении физических задач и творческих заданий.

1 этап “Конкурс визиток”

Требования к визитке: На этом этапе команды представляются друг другу.

В визитке должна прослеживаться тема: “Строение вещества”. Визитка должна содержать название команды, девиз, логотип, рассказ об участниках команды, педагогах, образовательном учреждении и соответствовать заданной теме.

Это может быть текстовый файл, презентация.

2 этап “ По страницам учебника”.

Задание №1: отгадайте кроссворд:

По горизонтали:

  1. Воздушная оболочка Земли
  2. Глубина погружения судна в воду
  3. То, чем обладает тело, если может совершить работу
  4. Единица измерения силы
  5. Прибор для измерения плотности жидкости
  6. Прибор для измерения массы
  7. Физическая величина, равная отношению массы тела к его объему
  8. Ученый, впервые измеривший атмосферное давление

Если вы правильно отгадали слова по горизонтали, то по вертикали получите название прибора.

Задание 2

Анаграмма - слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова или словосочетания. Вам нужно получить из слова при перестановке букв или слогов, или же при обратном прочтении (справа - налево) совершенно новое слово, например, лиса- сила.

1. Такое время года вы любите не зря
Хорошая погода, походы, лагеря.
Но буквы поменяй местами-
И мы предмет получим с вами.

2. Слева направо прочитаешь-
Зимой на печке он сидит.
Читай обратно и узнаешь-
Без ног по проводу бежит.

3. Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы.
Мои колеса быстро мчались по улицам былой Москвы.
Но только лишь двум буквам место
Вы перемените во мне -
Стремительно взлечу я с треском
И буду мчаться к вышине

Ответом на второе задание будут пары слов для каждой анаграммы

Задание 3

В этом задании вам предстоит ответить на вопросы, представить математические расчеты (если этого требует задача).

1.Осенью на зиму ставят двойные рамы, заклеивают окна. Воздух плохой проводник тепла. Поэтому, может быть, было бы лучше, если бы расстояние между рамами сразу увеличивать при строительстве здания, тогда слой воздуха будет толще, и будет теплее. Почему же этого никто не делает на практике?

2. Андрей измерил толщину слоя снега, выпавшего за зиму на огороде. Она оказалась в среднем около 58 см. На опыте он определил, что “рыхлость” приблизительно такова, что слой снега в 1 см, растаяв, образует слой воды в 1мм. Затем Андрей посчитал, сколько теплоты требуется на таяние снега, покрывающего 1м 2 поверхности Земли. Сколько у него получится в ккал?

3.Вова взял две монеты однорублёвую и пятирублёвую. Затем залез на стул, поднял монеты вверх на одинаковую высоту и одновременно, на счет “раз”, выпустил их из рук. Какая монета раньше ударится об пол?

4. Назовите самую маленькую единицу длины, применяемую на практике.

Задание 4

На рисунках показан ряд физических явлений.

Каждому соответствует своя расчетная формула.

1. F=GM m/r 2 7. M= F L
2 .F= m v 2 /r 8. t = m 1 t 1 + m 2 t 2 / m 1 + m 2
3. I = I 1 + I 2 + I 3 9. F = m a
4. n = sin / sin 10.< = <
5. E = m v 2 /2 11. a 1 / a 2 = m 2 / m 1
6. Q = I 2 R t 12.T = 2

Укажите для каждого рисунка формулу, позволяющую рассчитать изображенное на нем действие. Ответы представить в виде таблицы:

3 этап “Люди науки”

Наука физика прошла большой и сложный путь развития – от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов и т.д. Человечество прошло и проходит длинный и трудный путь от незнания к знанию. Стремление к знаниям, любопытство присуще природе человека. Но если бы не было великих людей, ученых-физиков, благодаря деяниям которых мы можем многое в нашем мире объяснить, представить, описать, то не было бы и науки. Любая наука является суммой знаний, достигнутых многими людьми прошлых поколений и современниками: это результат коллективного труда. Для дальнейшего развития науки и техники, для понимания размеров и сущности происходящих перемен важно оглянутся на прошлое науки. Третий этап называется “Люди науки”. Вам предстоит узнать по описанию, фотографиям - ученых – физиков, назвать их изобретения. Побыть в роли ученого и написать его доклад.

Задание 1:

Вашему вниманию представлены фотографии ученых. Вам предстоит написать фамилию, имя, отчество ученого, годы жизни, какими достижениями он известен.

Задание 2

На этом этапе участникам предстоит по описанию, или изобретению, или высказыванию другого человека, определить о каком ученом идет речь. Назвать его полностью (ФИО).

1. Русский изобретатель электрической лампочки.
2. В 1876 году на улицах Парижа появились новые источники света.

Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет, который называли “ русский свет”, “ русское солнце”.

Эта “свеча” представляла дуговую лампу, но без регуляторов.

Кто является создателем таких свеч?

3. На его памятнике было написано “Увеличил власть человека над природой”, так как он был создателем первой универсальной паровой машины.

4. Размышляя о процессах происходящих в человеческом организме (в зависимости от температурных условий, в которых находится человек), и энергии, выделяющейся в нем при “сгорании” пищи этот ученый открыл один из самых фундаментальных законов физики - закон сохранения и превращения энергии.

5. Жившего в IV веке до нашей эры знаменитого греческого ученого называли “отцом наук”, хотя некоторые его суждения, не совпадают с принятыми в настоящее время. Например, он считал, если на первый камень положить второй, то лежащий сверху камень будет подталкивать нижний, в результате чего скорость нижнего возрастет. Между тем сейчас известно, что все тела, независимо от их массы падают с одним ускорением.

6. Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы, Прием, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ.

7. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке.

8. По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов.

9. В школе он учился поначалу плохо, занимал в списке успеваемости предпоследнее место. Однако после драки с одноклассником он решил доказать, что может стать лучшим учеником школы. И таким стал.

Более того, он стал выдающимся ученым, которому принадлежит труд под названием

“ Математические начала натуральной философии”.

10. О каком русском ученом наш великий поэт А. С. Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что “ он лучше сказать, сам был первым русским университетом”?

11. Какому будущему известному американскому физику, изучавшему греческий язык и мечтавшему стать филологом, было предложено заняться преподаванием физики, так как “ кто хорошо усваивает греческий, может преподавать физику”

Задание 3 “Творческое”

Представьте доклад ученого Э. Торричелли об измерении атмосферного давления на научном совете.

4 этап “Вопросы знатокам физики”.

Итак, перед вами 4 этап “Вопросы знатокам физики”.

А задавать вам их будут: турист, хозяюшка, биолог и космонавт. Проявите находчивость, покажите свою эрудицию и попробуйте ответить на вопросы. Удачи вам в этом нелегком деле!

Вопросы туриста- любителя:

1.Чем объяснить, что при ходьбе по раскисшей от дождя глинистой проселочной дороге (или по болоту) трудно вытаскивать ноги из грязи?

2.Почему зимой туристы не должны оставлять на улице воду в стеклянной бутылке?

3.Почему мы дуем на пламя спички, когда хотим его погасить, и еще сильнее дуем на угли костра, когда хотим его разжечь?

4.Можно ли с помощью льда развести огонь?

5Почему нагруженный корабль движется медленнее ненагруженного?

Вопросы хозяюшки

1.Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле?

2.Почему у утюга нижняя часть, называемая “подошвой” сделана массивной и металлической?

3.Что охладится быстрее - ванна, наполненная горячей водой, или стакан с горячим чаем? Объясните свой ответ.

4.Почему продукты, оставленные в холодильнике неприкрытыми, быстро высыхают?

5.Почему подушка мягкая?

Вопросы космонавта:

1.Изменится ли плотность воздуха в кабине космического корабля в состоянии невесомости?

2.Космонавт вышел из корабля в космос и с помощью индивидуального ракетного двигателя совершает прогулку по окрестностям. Возвращаясь, он несколько передержал двигатель включенным, подошел к кораблю с избытком скорости и стукнулся о него коленом. Будет ли ему больно?

3.Можно ли для межпланетных полетов использовать двигатель внутреннего сгорания?

4.Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой обычным способом?

5.Могут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, переговариваться обычным способом?

Вопросы биолога

1Почему летучие мыши, летая в полной темноте, не натыкаются на препятствия?

2.Как акулы используют закон Ома для ориентации в воде и для охоты?

3.Видят ли глубоководные рыбы?

4.Верно ли, что заяц видит предметы у себя за спиной?

5.Почему бегущая в жару собака высовывает язык?

5 этап “Творческий”

Последнее задание позволит вам проявить бурную фантазию, остроумие, находчивость.

Вам предстоит придумать увлекательное путешествие по сказочной стране. Где она находится? Это решать вам. Может это где-то на Земле, а может и в космосе. В путешествие отправятся известные сказочные герои или вы сами. Придумайте название страны, ее сказочных жителей, пункты пребывания путешественников. На их пути могут встретиться различные трудности, которые придется им преодолеть, применяя знания по физике, может быть, они будут наблюдать различные природные явления, которые тоже объясняются законами физики. Придумайте вид транспорта, на котором они будут путешествовать, позаботьтесь о том, что они с собой возьмут в дорогу. Тема путешествия: “ Механические и тепловые явления”.

Для проведения телекоммуникационного проекта необходимо прописать технические требования и критерии оценки для каждого этапа.



Поделиться