Конспект урока по обществознанию человечность. Открытый урок "человек и человечность " план-конспект урока по обществознанию на тему

Эпиграф к уроку: Чем хуже нравы, тем лучше нравоучение (В. Воронцов, российский литератор)

Тип урока: комбинированный

Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.

Ход урока.

I .Опрос.

Ответьте «да» или «нет».

1. Способности — врожденные свойства человека, проявляющиеся в определённой деятельности (нет)

2. Способности — высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определённой деятельности (да)

3. Воля — специфическое человеческое свойство (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

5. Человек определяется только врожденными качествами (нет)

II . Изучение нового материала.

План.

1. Мораль и гуманизм.

2. Моральные нормы и поступки людей.

1. Обыгрывание ситуации:

1) в транспорте не уступили пожилому человеку место;

2) друзья обозвали друг друга;

3) сказали маме не правду

2. Лекция с элементами беседы.

Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненны опыт передавался из поколения в поколения и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы — правила поведения в обществе.

— Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе

— Докажите, что социальные нормы возникали с появлением с появлением человеческого сообщества

— Социальные нормы заменяли инстинкты. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

— Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были простые и категоричны. Это Табу — запрет. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определило действие, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, роды, племени.

— Приведите примеры табу.

По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.

Обычай — это совокупность правел поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той лил иной сфере жизни.

Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, формы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с/х трудом и т. д.

Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, действует по образцу.

Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев?

Новым шагом явилось возникновение этических норм, или моральных норм.

Этика (греч. etnos)- устойчивая природа какого — либо явления, позднее — устойчивый порядок

Этика — философское учение о морали, ее развитии, роли в обществе.

Этика — совокупность норм поведения (С. И. Ожегов).Его синоним — нравственность.

Стержнем этики является определение «добра» и «зла».

— Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро» и «зло»?

Общество защищает себя, свою целостность, порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.

Человек, совершив какой — либо проступок, испытывает угрызение совести или нет.

Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.

III . Закрепление.

Групповая работа.

1-я группа. Объясните смысл высказываний

«Суть всякой морали — рассматривать человеческую жизнь как партию, которую модно выиграть или проиграть, и научить человека средствам игры» (Симон де Бовуар)

2-я группа. Проанализируйте

«4 главных добродетели: мудрость, мужество, сообладание, нравственность» (Платон)

3-я группа. Как вы понимаете высказывания

«Нравственный закон — это инстинкт самосохранения социума» (А. Круглов — писатель)

Завершить обсуждения высказыванием Робиндраната Тагора: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтобы оставаться шайкой»

Д/З: п.4, задание 1- 4.

  • Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. ФГОС. УМК Начальная школа 21 века
  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Урок обществознания.Тема: «Человек и человечность»(1 ур)

    Тип урока: Комбинированный

    Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

    Задачи урока:

    Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

    Развивающая: продолжение работы с глоссарием

    Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

    Оборудование урока: Рисунок атомного взрыва, эпиграф: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

    Этапы урока:

    Организационный момент

    Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

    Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

    Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Что является главным объектом изучения обществознания?

    Ответ: Человек.

    Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?

    Экспресс-опрос

    Опрос: Ответьте «да» или «нет». (Игра « крестики – нолики»)

    1. Человек – это биосоциальное существо (да)

    2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

    3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

    4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

    5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

    6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека (да)

    7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение (нет) эмоции

    8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? (да)

    9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)

    Учитель: Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек относится к тому, что его окружает?

    Ученики отвечают.

    Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.

    Ученики приводят примеры.

    Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

    Ответ: Жизненные обстоятельства.

    На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного.

    Изучение нового материала

    Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

    Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве.

    Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применении ядерного оружия.

    Что вы почувствовали, услышав об этом?

    Ответ: Страх.

    Как вы оцениваете действия правительства США?

    Ответы учеников.

    Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

    Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.

    Мозговой штурм:

    ассоциации со словом Человечность

    Запись на доске:

    уважение к людям доброта милосердие гуманность

    Сострадание человеколюбие

    Работа со словарем (задания даются по рядам)

    СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

    несчастьем, горем.

    ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

    делать добро другим.

    УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

    нибудь достоинств.

    ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

    достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

    ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ- любовь к людям, гуманность.

    МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

    Человечность – каждодневное проявление гуманизма (Запись в тетрадь)

    Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью - это стихи, высказывания, рисунки

    Абугалиев Дидар рассказывает о японской девочке Садако, которая стала символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.

    «Журавлики» Александр Дерксен – читает Муканова Руфина.

    Она хочет жить до весны,

    Отпуская журавликов в небо,

    Но сжигают тело костры,

    Словно жар уходящего лета.

    Ей всего ничего отродясь,

    Но вы мудрость познаете взгляда,

    Но боль убивает смеясь,

    Не боясь пропитавшего яда.

    Верит птицам бумажным в руках,

    Что спасают нетронутой душу,

    Светлый мир посещает во снах,

    Близость смерти покой не нарушит…

    Учитель: Для чего нужно быть человечным?

    Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.

    Человечность - это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

    Гуманизм от латинского- человеческий, человечный. Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. Человечность, гуманизм, гуманность, человечное отношение к окружающим. В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий. Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность. "У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком", считает Л.Шефер.

    Из курса истории вы знаете, что гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

    Вспомните и назовите фамилии гуманистов.

    Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

    Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке.

    Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.

    Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности.

    Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» (стр.101)

    Кратко сформулируй принцип отношения к жизни, описанный в этом рассказе.

    Если затрудняешься в выполнении задания, выбери одну из предложенных формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте рассказа « Легенда».

    Живи так, как тебе хочется.Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.Живи так, чтобы не навредить другим людям.Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.Живи так, как тебе нравится, лишь бы никто тебе не мешал.

    Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

    Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

    Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

    Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

    У каждого человека есть право выбора: протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?

    Ответы учащихся: А вдруг это обман?

    Учитель: Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.

    Ответы учащихся: Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.

    Ответы учащихся: Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.

    Вспомним, золотое правило нравственности.

    Гуманным или негуманным может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.

    Рефлексия.

    Объясните слова эпиграфа: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

    Ответ ученика.

    Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном (человечном) отношении людей друг к другу.

    (Эти высказывания ученики подготовили дома)

    Кто из вас читал произведение « Маленький принц» ?

    В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за...

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана 3

    1. Что такое гуманизм. 2. Прояви внимание к старикам.

    Пункт плана 1 Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 ◊ 1. Прочитать § 12. ◊ 2. Ответить на во­просы рубрики «Проверим себя». ◊ 3. Задания в рубрике «В классе и дома» - устно.

    Пункт плана Пункт плана Пункт плана 4 Пункт плана 5 « Человечность - гуманность, человеческое отношение к окружающим.» Толковый словарь Д. Н. Ушакова

    Пункт плана Пункт плана Пункт плана 4 Пункт плана 5 « Человечность - это система нравствен- ных и социальных уста- новок, предполагающая необходимость проявле- ния со­чувствия к людям, оказания помощи, непричинения стра­даний.»

    Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 Гумани́зм (от лат. humanitas - «человечность», humanus - «человечный», homo - «человек») - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

    Пункт плана Пункт плана Пункт плана 4 Пункт плана 5 Гуманизм - система взгля- дов передовых мы­слителей эпохи Возрождения, для которых был характе- рен интерес к человеку, вера в его возможности и дарования. С точки зрения филосо- фов-гуманистов, человек - центр Вселен- ной, лучшее творение Бога.

    Пункт плана Пункт плана Пункт плана 4 Пункт плана 5 В.В. Вересаев Прочитайте материал параграфа № 12, стр. 101, абз. 3-5 и ответьте на вопросы: «1. Что такое притча? 2. Какую мысль в своём произведении хотел донести до нас В. В. Вересаев?»

    Пункт плана Пункт плана Пункт плана 4 Пункт плана 5 система взглядов, признающих ценность человека, его жизни, свободы и права принцип поведения, кото­рому человек следует в своей деятельности

    Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет». С. Маршак

    Пункт плана Пункт плана Пункт плана 4 Пункт плана 5 На какие периоды делится человеческая жизнь?

    Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 Прочитайте материал параграфа № 12, стр. 101- 102 и ответьте на вопрос: Как вы понимаете слова К.И. Чуковского: «Быть с мо­лодыми – наш радостный долг»? Корней Иванович Чуковский

    Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 1.Каким образом Вы по­могаете своим преста-релым родственникам? 2. О чём с ними разговариваете? 3. О чём узнали и чему научились у них? 4. Какой опыт хотели бы перенять?

    источник шаблона Чернакова Наталия Владимировна Преподаватель химии и биологии ГОУ НПО Архангельской области «Профессиональное училище №31» «http://pedsovet.su/»


    Тема: «Человек и человечность»

    Тип урока: комбинированный

    Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

    Задачи урока:

    Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

    Развивающая: продолжение работы с глоссарием и ИКТ

    Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

    Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, видео-фрагменты, раздаточный материал в конвертах (прил.№1)

    Этапы урока:

      Организационный момент

      Экспресс-опрос

      Изучение нового материала

      Итоги урока

    Опрос => Ответьте «да» или «нет».

    1. Человек – это биосоциальное существо (да)

    2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

    3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

    4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

    5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

    Лекция с элементами беседы.

      Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не всегда могут мирно сосуществовать друг с другом. К чему это может привести?

    ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Хиросима»

    В небольшом фрагменте документального фильма вы увидели одно из событий Второй Мировой войны. США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

      Что вы почувствовали, глядя на кадры этого фильма?

      Как вы оцениваете действия правительства США?

      Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? (человечность)

    Мозговой штурм: ассоциации со словом человечность (запись на доске)

      уважение к людям

      сочувствие

      доверие

      добро

      самопожертвование

      честность

      искренность.

    Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью = > стихи, фразы, рисунки

      Для чего нужно быть человечным? (чтобы был мир, чтобы люди были счастливы)

    На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.

      Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.

      Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

    Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

    Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.

      Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

    Работа с глоссарием

    Человечность - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

    Гумани́зм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности

    Эмпа́тия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека

    Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, призванные обеспечивать устойчивое социальное развитие.

    Табу - это строгий запрет на совершение какого-либо действия.

    Творческое задание «Проблемы общества»

    Перечислить проблемы современного общества, например: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм и т.д . Все перечисленное записывается на доске.

    => какие качества необходимо иметь, чтобы помочь людям справиться с той или иной проблемой? Чаще проявлять человечность?

    Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В и генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве. Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применения ядерного оружия.

    При взрыве бомбы в Хиросиме 6 августа 1945 года девочка Садако находилась в полутора километрах от эпицентра взрыва. В 1955 году она попала в больницу с диагнозом «лейкемия». Ей было всего 12 лет, она было вашей ровесницей. Надеясь на выздоровление, она делала бумажных журавликов. Японская легенда гласит, что если сделать 1000 таких журавликов, то исполнится любое желание. 25 октября 1955 года она умерла, успев сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячью бумажных журавликов.

    Садако стала символом неприятия ядерной войны. О ней написаны книги, сняты фильмы, придуманы стихи. Во многих городах ей поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить .

    «Журавлики» Александр Дерксен

    Она хочет дожить до весны,

    отпуская журавликов в небо,

    но сжигают тело костры,

    словно жар уходящего лета.

    Ей всего ничего отродясь,

    но вы мудрость познаете взгляда,

    она боль убивает смеясь,

    не боясь пропитавшего яда.

    Верит птицам бумажным в руках,

    что спасают нетронутой душу,

    светлый мир посещает во снах,

    близость смерти покой не нарушит...

    В память об этом уроке, я хочу подарить каждому из вас бумажных журавликов – символ человечности и доброты

    Хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!!!

    Можно пройти мимо, можно не заметить, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг и помогать, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

    ФРАГМЕНТ ПРО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

    Спасибо за урок, чтобы выяснить понравился он вам или нет, я попрошу достать из конвертов маленькие желтые круглые листочки и поставить там смайлик, который соответствует вашему отношению к уроку  

    Приложение №1

    Тема: Человек и человечность.

    Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.

    Учащиеся должны знать, что:

    1) человечность означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей;

    2) мораль - общепринятое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо;

    3) нравственные качества делают человека человеком;

    4) главная задача моральных норм заключается в том, чтобы создать образец поведения человека по отношению к другим людям.

    Учащиеся должны понимать, что такое:

    1) человек;

    2) мораль;

    3) нравственность;

    4) гуманизм;

    5) нормы морали.

    Учащиеся должны уметь:

    1) объяснять основные понятия;

    2) высказывать собственную точку зрения;

    3) анализировать высказывания;

    4) обосновывать свое мнение.

    Тип урока: комбинированный.

    Ход урока

    I. Проверка домашнего задания.

    Ответьте «да» или «нет».

    1. Способности - врожденные свойства человека, проявляющиеся в определенной деятельности. (Нет.)

    2. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности. (Да.)

    3. Воля - специфическое человеческое свойство. (Да.)

    4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

    5. Человек определяется только врожденными качествами. (Нет.)

    II. Изучение нового материала.

    ПЛАН

    1. Мораль и гуманизм.

    2. Моральные нормы и поступки людей.

    1. Обыгрывание ситуации:

    1) в транспорте не уступили пожилому человеку место;

    2) друзья обозвали друг друга;

    3) сказали маме неправду.

    Затем обсуждается увиденное и выясняется, что же нарушалось в данных ситуациях. Учитель подводит учащихся к пониманию, что такое социальные нормы и как они регулируют жизнь человека.

    2. Лекция с элементами беседы.

    Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?

    На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.

    Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.

    Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

    Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

    Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.

    Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

    По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.

    Обычай - это совокупность правил поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той или иной сфере жизни.

    Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, формы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с сельскохозяйственным трудом и т. д.

    Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, воспринимает их опыт, действует по образцу.

    -Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев по мере отдаления от времени их возникновения?

    Новым шагом, свидетельствующим об осознанном отношении человека к самому себе, к обществу, в котором он живет, и к миру в целом явилось возникновение этических, или моральных, норм.

    Этика (греч. etnos ) - устойчивая природа какого-либо явления, позднее - устойчивый порядок, добродетели человека.

    Этика - философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

    Этика - совокупность норм поведения. (С. И. Ожегов.)

    Аналог в лат. языке - mores - «мораль».

    В русском языке синоним - нравственность (от слова «нрав»).

    Термин « мораль» чаще употребляется для обозначения существующих в обществе социальных норма, «этика» - для обозначения науки о морали, «нравственность» - для обозначения индивидуальных моральных принципов, которыми руководствуется человек.

    Стержнем этики является определение «добра» и «зла». В соответствии с этикой добро должно являться ориентиром для всех поступков и действий человека.

    Усвоенные человеком моральные нормы составляют стержень внутреннего мира человека, руководят его мыслями и поступками.

    Задание 1. Любой человек всегда стоит перед необходимостью морального выбора. В его действиях довольно часто сталкиваются противоположные мотивы. Он выбирает между сиюминутными интересами, возможно, идущими вразрез с общепринятой нравственной нормой, и поведением, соответствующим этой норме, но противоречащим его непосредственным интересам.

    Оказывались ли вы, ваши друзья, герои книг или кинофильмов в такой ситуации? Опишите, как вели себя вы, друзья, герои.

    Ответить на вопросы вам поможет с х е м а 1 на с. 23:

    Таким образом, нормы морали - это поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориентирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки. Нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к другим людям и в целом к сообществу.

    Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро», а что «зло»? Докажите. Что влияет на нравственные установки личности?

    Общество защищает себя, свою целостность, установившийся порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.

    Человек, совершив какой-либо проступок, испытывает угрызения совести, но не всегда.

    Рассмотрите схему 2 «Две этические системы». Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.

    III. Закрепление.

    Домашнее задание: § 4; выполнить задания 1-4, с. 26.



    Поделиться