Интерактивный КВН «Страна Словария. Квн по русскому языку - начальная школа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино

Павловский район Нижегородская область

КВН по русскому языку для учащихся начальной школы.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№2 р.п. Тумботно

Ундалова Ольга Валентиновна

р.п. Тумботино 2015 год

Цель и задачи:

- обобщить и систематизировать знания учащихся;

- продолжить работу по развитию грамотного письма, орфографической зоркости;

- развивать речь, мышление, смекалку, творческие и познавательные способности;

- воспитывать аккуратность и прилежание;

- прививать интерес к русскому языку;

Участвуют 2 команды. Каждая команда имеет свой символ, название.

"Язык-это инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть."

М.Горький.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Он- язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете, за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Учитель: Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!

«Приветствие команд».

1команда: Мы отвечаем дружно

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

2 команда: Мы веселые ребята

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть

1.Разминка: «Назовите одним словом»:

Конкурс болельщиков "Стань ласковым".

Учитель называет существительное, а дети, добавляя уменьшительно-ласкательные суффиксы, создают новые слова.

Ваня время книжка имя Соня сито темя дочка крошка полоска изюм береза лиса зайка.

2. Конкурс "Превращение слов"

Замени одну букву, чтобы получилось новое слово.

Слон-слог сом-сок

Салки-санки сон-сор

Село-сено соль-роль

Свет-цвет слон-стон

Сук-суп рок-рог

3. Конкурс. « Наборщик»

Из букв одного слова нужно составить другие слова. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ(поле лига ель толь роль ателье)

Конкурс болельщиков «Весёлые вопросы».

1. Какие местоимения мешают движению транспорта? (я-мы)

2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой (тень)

3. В каком числе букв столько же, сколько и цифр? (сто-100)

4. Какой болезнью никто на земле не болел? (морской)

5. Что стоит посредине земли? (м)

6. Что самое первое мы делаем утром? (просыпаемся)

7. Сколько горошин может войти в стакан? (сами они войти не могут)

8. За чем во рту язык? (за зубами)

9. У кого есть шляпа без головы, нога без сапога? (у гриба)

10. может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)

4. Конкурс капитанов « Словесная перестрелка».

Кто больше назовёт слов на букву Р.

5. Конкурс: «Части речи»

Выходят дети и читают стихи, члены команды называют часть речи.

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.(местоимение)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь. (прилагательное)

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.(существительное)

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду-все в действие придет.(глагол)

6. Конкурс « Анаграммы» придумайте новые слова, состоящие из этих же букв.

Глава-влага шарф-фарш

Гора-рога руда-удар

Города-дорога числа-силач

Гул-луг адрес среда

Гусли-слуги халва-хвала

Конкурс болельщиков «Ребусы».

С 100ЛИЦА (столица)

Р1А (Родина)

С3ЖИ (стрижи)

7я (семья)

7. Конкурс «Занимательные модели».

И- - - (игра икра иней)

И - - (лиса пила аист)

И (очки сани гуси)

Конкурс « Лесенка».

(рог рысь рыбак родина радость)

Конкурс « Пирамида».

А- - А

А - - - А

А- - - - А

А - - - - - А

(АРА АРФА АСТРА АЗБУКА АЛГЕБРА)

Конкурс 8 «Посчитай – ка!».

Сколько фразеологизмов в тексте .

С ног до головы.

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Ели ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет.

Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – даю руку на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

Спору нет- горячая голова. Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой что все вместе мы всегда сумеем намылить ему шею!

А. Шибаев. (20 фразеол.)

9. Дополни пословицы и поговорки.

Без языка и колокол … нем.

Язык царствами … ворочает.

Разговор дорогу … коротает.

Доброе слово дом построит, а злое …разрушит.

Доброе слово … окрыляет.

Умей вовремя сказать, умей вовремя и … молчать.

Доброе слово железные ворота … отпирает.

10. Подведение итогов.

Всем спасибо за внимание,

За задор, за звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Жюри объявляет итоги. Награждение участников.

Учитель:

Знание — это загадочная книга человеческой мудрости, которая всех людей планеты в любом возрасте поражает своими удивительными страницами. Перелистать до конца эти загадочные страницы невозможно никогда, а значит, на протяжении всей своей жизни, ежедневно человек открывает все новую и новую страницы книги знаний, становится мудрее и грамотней.

Звучит фонограмма веселой музыки или песни о школе. Выходят двое учеников— ведущих (в дальнейшем — помощники учителя).

Девочка:

Знанье — свет, а неученье — тьма!

Эта истина права.

Приглашаем всех ребят

С нами вместе поиграть!

Мальчик:

Вместе с юмором и шуткой

Знаньям уделим минутку

И проверим, кто из вас

Больше знает в этот час.

Учитель:

Сегодня две самые дружные команды, которые встречаются в клубе веселых и находчивых, отправятся в загадочный мир слова.

Но вначале мы должны поприветствовать наших знатоков. Встречайте!

1. Приветствие команд в клубе веселых и находчивых.

1-я команда — «Искатели».

Девиз:

Все разведать

Все узнать,

Легких тропок

Не искать.

2-я команда — «Мечтатели».

Девиз:

Гореть самим,

Зажечь других.

Быть впереди —

(Идут, приветствия команд).

1-й конкурс: «В мире пословиц и поговорок».

Вот вслушайтесь в народные мудрости, пословицы и поговорки:

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

За ученого двух неученых дают — и то не берут.

Грамоте учиться — вперед пригодится.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Кто много читает, тот много знает.

А теперь задание: продолжите пословицы и поговорки о знаниях. (Выигрывает та команда, которая больше назвала пословиц).

Возможные варианты ответов:

Прочел новую книгу — встретился с другом.

Знание — дерево, а дело — плоды.

Век живи — век учись.

Не обманывается тот, кто не советуется.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Чему учился, тому и научился.

Ученье без уменья не польза, а беда.

Без старания нет и знания.

Учись, размышляй, иначе толку не будет.

Недоучка хуже неученого.

2-й конкурс: «Назови одним словом».

Задания зачитываются поочередно каждой команде. Необходимо сочетание двух слов назвать одним словом, т.е. дать определение предыдущих словосочетаний:

Храбрый человек... (храбрец)

Болтливый человек... (болтун)

Ленивый человек... (лентяй)

Мудрый человек... (мудрец)

Богатый человек... (богач)

Грубый человек... (грубиян)

Сильный человек... (силач)

Веселый человек... (весельчак)

3-й конкурс: «Объясни афоризм».

Учитель:

Молодцы, а теперь прослушайте некоторые высказывания о знаниях великих людей и постарайтесь объяснить, как вы понимаете эти слова.

«Знание и только знание делает человека свободным и великим» (Д. И. Писарев).

«Один может открыть больше другого, но никто всего» (Древнеримское изречение).

«Кто учился наукам, но не применяет их, похож на того, кто пахал, но не сеет» (Саади).

«Уча других, мы учимся сами». (Сенека).

Учитель приглашает учеников поразмыслить над данными высказываниями. Выигрывает та команда, рассуждения участников которой были более убедительными.

4-й конкурс: «Грамотей».

От каждой команды выступают по три человека. Учитель или помощники раздают каждой команде по несколько карточек.

Учитель предлагает вставить пропущенные буквы там, где это нужно.

Чудес...ный, местность, гла...кий, но...ки, по...писать, об...явление, тр...пинка, к...ртофель.

Прекрас...ный, трос...ник, сколь...кий, ло...ки, о...дать, под...езд, сн...жинка, м...рковь.

Сосчитай, сколько звуков и сколько букв в словах.

Юла — ... Еж — ...

Коньки — ... Деньки — ...

Солнце — ... Сердце — ...

5-й конкурс: «Составь слово».

Из букв слова «транспорт» составьте как можно больше новых слов. Побеждает тот, кто назовет последнее слово. (Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).

6-й конкурс: «Четвертый лишний».

Определить, какое слово из пяти лишнее в данном сочетании:

Воды, водитель, подводный, водонос

Водить, наводнение, паводок, водичка

7-й конкурс: «Устами младенца».

Учитель или ребята-ведущие задают одновременно обеим командам вопросы. Чтобы отгадать загаданное слово, задаются несколько наводящих вопросов. Выигрывает та команда, участники которой быстрее догадаются о значении данного слова:

Если его нет, то и нет радости;

Без него не жизнь, а существование;

Его всегда желают друг другу, особенно в письмах; его не купишь ни за какие деньги.

(Здоровье);

Каждый человек о нем мечтает, чтобы в жизни у него все было хорошо;

Но никто не знает, где его искать;

Есть сказочная птица, которая его приносит.

(Счастье);

Такой человек все несет к себе в дом — нужно ему или нет;

Он не любит дарить подарки, делиться конфетами;

Лучше у него ничего не просить, потому что он все равно не даст.

Человека заставляют нести ответственность за свой нехороший поступок;

Взрослые говорят, что это помогает воспитывать правильно;

Человека чего-то лишают, не пускают гулять из-за плохого поступка.

(Наказание);

Ее всегда нам не хватает, и поэтому мы часто ее желаем уходящему или уезжающему;

Кому-то она сопутствует везде, и поэтому он счастлив;

Когда она бывает, говорят «Ну и повезло!»

За правильный ответ с первой попытки — 3 балла, со второй — 2 балла, с третьей — 1 балл.

8-й конкурс: «Исправь ошибку в пословице».

В данном конкурсе необходимо исправить ошибку и назвать правильно пословицу. Учитывается скорость выполнения задания. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее справились с заданием.

Задание первой команде:

Баба с возу, а хомут найдется. (Баба с возу, кобыле легче).

Беды мучат, а руки делают. (Беды мучат, да уму учат).

Без труда не накинешь платок. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

Задание второй команде:

Глаза страшатся, да уму учат. (Глаза страшатся, а руки делают).

На всякий роток не вынешь рыбку из пруда. (На всякий роток не накинешь платок).

Была бы шея — кобыле легче. (Была бы шея, а хомут найдется).

9-й конкурс: «Обгонялки».

Всем ребятам предлагаются вопросы, на которые надо отвечать в быстром темпе. За правильный ответ присуждается 1 балл. В итоге выигрывает та команда, игроки которой больше набрали поощрительных баллов за правильные ответы.

Глухой шум от трения. (Шорох)

Место соединения сшитых кусков ткани. (Шов)

Детеныш галки. (Галчонок)

Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами. (Крыжовник)

Водитель автомобиля. (Шофер)

Команда корабля, самолета, танка. (Экипаж)

Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью. (Экскурсия)

Подземная железная дорога. (Метро)

Волшебная скатерть, на которой само собой появляется кушанье. (Самобранка)

Одна сторона листа бумаги или книги. (Страница)

10-й конкурс: «Домашнее задание».

Члены одной команды загадывают соперникам загадки о лесе и его обитателях.

Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук)

Где у кузнечика ухо? (На ноге)

Какие ноги у жирафа длиннее — передние или задние? (Одинаковые)

Подведение итогов, определение победителей и награждение.

Цель: Формировать у учащихся интерес к русскому языку.

1. Закрепить имеющиеся знания учащихся по русскому языку.

2. Развивать речь, мыслительную деятельность учащихся.

3. Обогащать словарный запас учащихся.

4. Воспитывать умения работать в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВН по русскому языку в начальных классах

Цель: Формировать у учащихся интерес к русскому языку.

Задачи:

1. Закрепить имеющиеся знания учащихся по русскому языку.

2. Развивать речь, мыслительную деятельность учащихся.

3. Обогащать словарный запас учащихся.

4. Воспитывать умения работать в группах.

Оборудование:

Эмблемы команд;

Грамоты для награждения;

Карточки с заданиями;

Таблицы с критериями оценок для жюри;

Стакан с водой, игла, поднос – для приветствия жюри командой «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»;

Таблички с названиями команд;

Ручки, листочки для участников;

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят многие народы.

Сегодня мы проведём конкурс весёлых и находчивых, и как вы, наверное, догадались наш КВН будет посвящён русскому языку.

Тема нашего КВНа: «Что по русскому мы знаем, без ошибок применяем!»

Ни один КВН не обходится без команд и многоуважаемого жюри.

Сейчас я предлагаю занять свои места жюри и командам. Командам – приготовиться к представлению и приветствиям.

Пока команды у нас готовятся, я хочу проконсультировать жюри по поводу оценивания конкурсов. У вас лежат распечатки критериев оценки конкурсов. Баллы сообщаются после каждого конкурса.

Итак, начинаем наш КВН. Ребята, я вам желаю удачи!

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА.

1. КОНКУРС – «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД, ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД И ЖЮРИ.» оценивается от1 до 3 баллов

А) представление команд:

1 команда – « ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Название нашей команды обозначает название предмета,

Отвечает на вопросы кто? что? ,

В предложении бывает подлежащим и второстепенным членом предложения.

2 команда – «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Название нашей команды обозначает признак предмета,

Отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?,

В предложении бывает второстепенным членом предложения.

Итак, какое название имеет каждая команда?

(имя существительное, имя прилагательное)

Б) приветствие команд:

Им. Сущ. - Мы весёлые ребята,

И не любим мы ск

С удовольствием мы с

В КВН будем играть!

Им. П

Мы отвечаем

И здесь сомнений

Сегодня будет дружба

Владелицей побед!

В) приветствие жюри:

Им. Сущ. : Вам и слава и почёт! Все мы любим точный счёт!

Им. Прил.: Пусть глаз ваш будет остр как эта

А совесть чиста, как эта вода!

(на подносе относят жюри иголку и стакан воды)

Жюри оценивают команды.

Жюри, объявите оценки.

2 КОНКУРС – «РАЗМИНКА».

Я сейчас буду по очереди зачитывать вопросы командам, а участники посовещавшись, должны будут дать ответы. Каждый ответ оценивается в 1 балл.

Имя существительное

Имя прилагательное

Какая буква всегда стоит под ударением? (ё)

Чем кончается день и ночь?

(ь)

Какую часть слова всегда можно найти в земле? (корень)

Что стоит посередине земли? (м)

Чем кончается лето и начинается осень? (о)

Как большой дом превратить в маленький? (дом – дом ик)

Какой лошадь бывает когда её

покупают?

(мокрой)

В каком слове 40 гласных А?

(сорок А)

3 КОНКУРС - «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»

Дано слово (на доске) ДРУЖБА, каждый участник подбегает к доске и на каждую букву пишет слово, и определяет, к какой части речи относится написанное им слово.

Оценивается по 1 баллу за верное слово и часть речи.

Дом –сущ, ревёт – гл, убегает – гл., жёлтый – прил., барабан – сущ., астра – сущ.; день, роет, улыбка, жизнь, большой, апельсин.

4 КОНКУРС – «СЛОВАРИК» оценивается в 1 балл за слово.

Участникам команд нужно из предложенных мною слогов собрать как можно больше словарных слов. Количество слогов в каждой команде одинаковое.

Имя существительное

Имя прилагательное

Агроном, машина, овощи, беседа,

инженер, погода, воробей, капуста, самолёт.

Газета, комната, телефон, деревня,

лисица, урожай, директор, лопата,

ракета.

5 КОНКУРС - «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

1. Определите, к какой части речи относятся подчёркнутые слова в данном тексте.

Снежное покрывало покрывало всё поле. Посадила мама в печь пироги с капустой печь. Ведро дало течь, и вода стала течь. Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

2. Найдите ошибки в тексте, исправьте.

Наступила висна. Зазиленела на палях рож. Съёжылись от холода первые цвиточки. Ходит по полю важный белоносый грачь. Проснулся и выбрался из норки калючий ёжь.

6 КОНКУРС – «КОНКУРС ЗМЕЙКА». (проводится параллельно конкурсу капитанов) оценивается в 1 балл за слово.

Дано слово, вы цепочкой подходите и пишите своё слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова.

(дом - … ; снег -…)

7 КОНКУРС – «ШИФРОВАЛЬНЫЙ» , оценивается в 1 балл за слово и + 2 балла за определение лишнего слова и объяснения почему оно лишнее.

В словах перепутались буквы, нужно восстановить слова, найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

нако (окна) каер (река)

ведри (двери) лосва (слова)

нолс (слон) мод (дом)

понс (сноп) никга (книга)

8 КОНКУРС - «КТО БОЛЬШЕ НАЙДЁТ» оценивается в 1 балл за слово.

Из букв слова ТРАНСПОРТ составьте как можно больше новых слов. Побеждает та команда, которая назовёт больше слов.

(спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ор, тон, нота, тропа, пар)

9 КОНКУРС – «СОСЧИТАЙ НА 5» оценивается по 1 баллу за букву и по 1 баллу за звук.

Сосчитайте, сколько звуков и букв в каждом слове.

Внеклассное мероприятие в начальной школе "Русский язык с увлечением!" (КВН по русскому языку. 4-й класс)

Ведущий. Ребята, освоить русский язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

1 ученик .
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

2 ученик .
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днем рождения не поздравить.

3 ученик .
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

Приветствия и представления команд

1 команда .
На крохотное ушко
Похожа завитушка
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь.
Выйдет на дорожку
Всем подставит ножку. (Запятая)

2 команда
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца. (Восклицательный знак)

3 команда .
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу-
Разогнуться не могу.
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак)
(Команды поднимают свои эмблемы)

1 капитан
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

2 капитан .
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

3 капитан .
И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.

Музыкальная пауза «Песня про дружбу»

Разминка


В каких словах растет ель? Записать как можно больше слов, в состав которых входит слово ель.
(карамель, кисель, писатель, учитель, мебель, капель, портфель, мель, понедельник, картофель) По одному очку за слово.

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник)

На ноге одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль)

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)

Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книги)

Конкурс "Составь слово"

Из букв одного слова нужно составить другие слова. За каждое слово одно очко.
Грамматика. (Грамм, мама, кит, мак, кара, карат, тигр, тир, гамма, рама, рак и т. д.)

Конкурс болельщиков
- Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк? (Иван Крылов)
(Показать портрет).
- Какие его произведения вы знаете?

Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмы. У многих фразеологизмов интересная история возникновения. (Выступление подготовленных учеников).

1 ученик. На широкую ногу (жить)
Знаете ли вы, что в 15 столетии в Западной Европе знатность определялась…длиной башмака?
Башмак дворянина был в полтора фута, барона - в 2 фута, а башмак князя - в два с половиной фута.
Вот видите, по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо "жить на большую ногу " стали говорить "жить на широкую ногу", то есть богато, не считая денег.

2 ученик. Как пить дать
По обычаю древних славян никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение " как пить дать" в значении: точно, несомненно.

Задания командам
- Объясни фразеологизмы. За каждый правильный ответ одно очко.

Конкурс болельщиков
-Про каких животных говорится:
голоден, как …
упрям, как …
колючий, как…
изворотлив. Как…
надут, как.
здоров, как…
(волк, осел, еж, уж, индюк, бык)

Музыкальная пауза

Конкурс капитанов
Разгадай шарады.

Две ноты, союз,
Все вместе - игра,
В которую любит
Играть детвора. (Домино)

Мой первый слог-на дереве.
Второй мой слог-союз.
А в целом я материя
И на костюм гожусь. (Сукно)

Крик птицы - это первый слог.
Второй известный всем предлог,
А третий - бурная волна.
Теперь шарада всем ясна. (Карнавал)

Разгадай ребус . (Смотри приложение )

Найди в предложении ошибки:

Позней осинью листъя ребины жилтеют становяца богровыми и ападают.

Конкурс болельщиков. Ребусы (Приложение)

Творческий конкурс. "Сочини стихотворение"

Командам предлагаются рифмы: солнце-оконце
привет-кабинет

Конкурс болельщиков:
-В каких словах по сто согласных? (стог, стол, стон, стоп)
-Сколько гласных в словах: семья, сорока?
-Может ли страус называть себя птицей?
-Чем кончается день и ночь?

Найди антонимы . (Кроссворд)

По горизонтали:
1. Юг (Север)
4. Грусть (Радость)
6. Безобразие (Порядок)
7. Ночь (День)
8. Ложь (Правда)


По вертикали:
1. Несчастье (Счастье)
2. Низ (Верх)
3. Зло (Добро)
5. Холод (Жара)

Задание болельщикам
Собери слово.

Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. (Расписка) Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба. (Завязка) Его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики. (Подснежники)

Напишите диктант

(Ребёнок пишет по два слова и передаёт листок следующему участнику)

Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Лучи солнца осыпали холодным блеском местность. Стояли короткие зимние дни.
(Безошибочная работа – 10 баллов, за каждую ошибку убирается одно очко)

Задания болельщикам

Ваня шел по деревне и встретил каких - то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: "Очень! Целый табун!". Мама сразу догадалась. Кто же это? (собаки, овцы, коровы, лошади, гуси) Какое из этих слов по смыслу лишнее, объясни? (волкодав, борзая, пудель, собака, овчарка) Студент позвонил маме: "Денег осталось очень мало, ну просто кот …" (намяукал, намурлыкал, насмеялся, наплакал, наурчал)

Подведение итогов. Награждение по номинациям:

Самые грамотные
Самые дружные
Самые воспитанные

Заключительные слова говорит подготовленный ученик.

Изучение русского языка
Нелегко нам дается пока.
Но идет по земле новый век,
Должен грамотным быть человек!

Список литературы.

Барышникова зелёная планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы – Ярославль: Академия развития, 2006 Волина грамматика – Москва: «Знание», 1995 Волина словарь – «АСТ-ПРЕСС», 1997 Касаткина материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) – Волгоград: Учитель, 2005 Королёва олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений – Москва: АРКТИ, 2006 , Рыжанкова грамотность детей с помощью ребусов – Санкт – Петербург: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007 , Цыбина мероприятия. 3 класс – Москва: , 2005

КВН по русскому языку

для учащихся начальных классов

«Страна Словария»

Оформление сцены:

"Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооружённый знанием, – непобедим". А.М.Горький.

Оборудование. Карточки с буквами, карточки со словами, слово ГРАММАТИКА, текст стихотворения К.Чуковского «Путаница», карточки с началом пословиц, карточки с ребусами, карточки с текстом «Попались на удочку», жетоны, названия команд «Имя существительное» и «Имя прилагательное».

Организационный момент.

Сегодня наш КВН посвящён русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

Сегодня мы узнаем лучшего знатока русского языка. За правильные ответы вы будете получать жетоны.

«Приветствие команд».

1команда:

Мы веселые ребята

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

2команда:

Мы отвечаем дружно

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

Ведущий: Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!

Сначала проведём игру и узнаем названия наших команд.

Название 1 команды отвечает на вопросы кто? и что? Обозначает название предмета. В предложении может быть главным и второстепенным членом.

Название 2 команды отвечает на вопрос какой? Обозначает признаки предметов. В предложении бывает второстепенным членом предложения.

1. конкурс «Прочитай слова».

Команде №1: Команде №2:

ВУЗИК (звуки) КБЫУВ (буквы)

- Как эти слова связаны между собой? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем.)

2. Конкурс "Шифровальщик".

Расшифруй слова, найди среди них лишнее слово:

Команде №1. Команде №2.

3. Конкурс «Письмо от бабушки Загадушки»

Отгадайте загадки. Скажите, сколько в слове – отгадке звуков и букв?

Команде №1:

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим? (ЯЗЫК – 5 звуков, 4 буквы).

Команде №2:

Ребятам весело со мной:

На ножке я кручусь одной.

Пока верчусь, я не тужу,

Кружу – жужжу, жужжу – кружу? (ЮЛА- 4 звука, 3 буквы)

Конкурс болельщиков "Образуй существительное".

4. Конкурс. « Составьте слова»

Из букв одного слова ГРАММАТИКА нужно составить другие слова (грамм, мама. кит. мат, мак,кара,карат, тир, тик, там, гамма,рама, рак), у какой команды больше слов – та команда и побеждает.

5. Конкурс « Отгадай слово».

Команде №1:

Корень из слова СКАЗКА,

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ. (рассказчик)

Команде №2:

Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

Окончание в слове РЫБА. (завязка)

6. Конкурс « Путаница».

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поёт салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.

7. Конкурс капитанов « Дополни пословицу»

Без труда …(не вытащишь рыбку из пруда).

Век живи - …(век учись).

Нет друга - …(ищи. а нашёл – береги).

Друзья …(познаются в беде).

За двумя зайцами …(погонишься, ни одного не поймаешь).

Поспешишь…(людей насмешишь).

Семеро … (одного не ждут).

Цыплят по …(осени считают).

Красна птица пером, а …(человек умом).

8. Конкурс «Ребусы».

Командам предлагается выбрать по две карточками с ребусами и отгадать всей командой.

С 100ЛИЦА (столица) Р1А (Родина)

С3ЖИ (стрижи) (семья)

9. Конкурс «Слова – змейки».

Члены команд цепочкой выходят к доске и записывают имена существительные, начинающие с последней буквы слова, написанного предыдущим участником.

10. Конкурс « Крылатые выражения».

Найдите 10 фразеологизмов в тексте и объясните их смысл.

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу будем удить. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка та голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят к тётке.

Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

Ничего, ребятишки, - успокоил дед, - со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

(Пальчики оближешь, уши развесили, голову потерял, собаку на этом деле съел, попались на удочку, одним духом отшагали, морочит голову, слёзы в три ручья, не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).

11. Конкурс капитанов « Словесная перестрелка».

Кто больше назовёт имён прилагательных на букву Д.

12.Конкурс «Найди спрятавшиеся слова».

Задание: найти слова, которые спрятались (слова напечатаны на карточках).

Хлев – (лев ), коса – (оса ), щель (ель), зубр (зуб), столб (стол), укол (кол), удочка (дочка), точки (очки).

Подведение итогов.

Награждение участников.

1 ученик. Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
2 ученик . Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
3 ученик . Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!



Поделиться