Какие проблемы у ребенка возможны в школе. Что делать, если у ребенка проблемы в школе

27.08.2018 16:00:00

Проблемы школьников - достаточно серьезное испытание, как для наших детей, так и для нас, их родителей, ведь каждый из нас хочет видеть своего ребенка веселым и счастливым . Одно дело если проблемным вопросом становится «домашка» по английскому и уже совсем другое, если ребенок вообще не хочет идти в школу, которая становится для него символом испытаний, унижений и синонимом плохого настроения. Что делать, если родители понимают, что посещение ребенком учебного заведения превратилось в пытку? Давайте обсудим и попробуем в нашем сегодняшнем материале найти решение самых главных школьных проблем.

Ребенка обижают одноклассники

К сожалению, почти в каждом детском коллективе есть ребенок, который по той или иной причине исполняет роль «изгоя». Его обижают, над ним смеются, издеваются, в лучшем случае - просто не дружат или коллективно не обращают внимания.

Часто причиной такого отношения одноклассников становится какая-то весьма заметная внешняя особенность ребенка .

Да и зачастую не все ребята в классе настроены против ребенка. В таких группировках стоит только лидеру невзлюбить кого-то по той или иной причине (даже если ребенок просто гораздо умнее признанного обществом гения), и тот становится аутсайдером.

Согласитесь, чувствовать себя в такой роли не очень приятно и понимание, что каждый день несет тебе очередную порцию издевательств не вызывает ни малейшего желания переступать порог класса.

Часто ребенок даже сам себе боится признаться в том, что он оказался в такой, тупиковой с его точки зрения, ситуации.

Из-за этого он активно игнорирует проблему, и как правило если и жалуется, то не на неприятие одноклассниками, а на то, что у него не получается найти общий язык с или говорит, что в школе просто скучно.

Однако с каждым днем уговорить ребенка встать утром с постели становится все труднее и труднее. Нередко в работу включается и : буквально «на ровном месте» у ребенка может начат болеть голова, живот, повышается температура.

Что делать, если ребенка обижают одноклассники

  1. Заподозрили неладное - главное, не вмешиваться «напрямую».
    Если вы, в пылу эмоций, влетите в класс с целью разобраться с обидчиками сына или дочери раз и навсегда, ситуация только ухудшится.
    Ведь вы не сможете находиться с ним всегда рядом, а как только уйдете, его начнут дразнить с удвоенной силой, теперь еще и потому, что он «маменькин сыночек» и «ябеда».
  2. Конечно, мы все любим давать друг другу советы, но ребенку от наших «умностей» легче не станет. Взрослые советы пока совсем неэффективны по той просто причине, что у 10-ти летнего человека пока еще нет нашей 30-ти летней уверенности и силы, а также нашего, отточенного с годами, умения отгораживаться от проблем монолитной стеной или игнорировать обидчиков ледяным молчанием.
    Если бы он мог так поступать - проблем с переживаниями из-за отношения одноклассников у него бы вообще не возникало.
  3. Самое верное - оказывать ребенку максимальную поддержку. Выслушивайте его, когда он будет жаловаться, говорите, что вы его понимаете и любите.
    Возможно, такая ситуация - явление временное. В роли изгоя, согласно психологическим исследованиям, в той или иной степени побывал каждый четвертый ребенок. И благополучно из нее вышел!
    Поэтому не лишайте сына или дочь уникального шанса получить ценный опыт преодоления недоброжелательного отношения окружающих. Такое в жизни точно пригодится.
  4. Параллельно с родительским пониманием старайтесь повысить самооценку ребенка. Для этого ему необходимо почувствовать себя признанным и популярным.
    Причем не только родителями, а такими же детьми, как он сам. Необходимо найти детское общество, в котором его индивидуальность будут ценить, а не отторгать.
    Театральная студия поможет разговорить молчуна и найти применение слишком болтуну, секция баскетбола покажет, что рост это круто ребенку, который на голову выше своих сверстников, а заучка и ботан, над любовью которого к энциклопедиям смеются в обычной школе, будет незаменимым кадром в команде юных интеллектуалов во время турнира «Что? Где? Когда?».
  5. Увидев, что его особенностью можно гордиться, его будут гораздо меньше задевать насмешки одноклассников, чего, собственно, и необходимо было достигнуть.
  6. Если же ситуация развивается не так радужно, а отношения с одноклассниками становятся все хуже и даже доходят до рукоприкладства, стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу.
    Чтобы еще раз не наступить на те же «грабли», лучше предварительно уточнить, занято ли в новом классе место изгоя, а также понять, насколько в новом детском коллективе сильна группировка, направленная на учебу, а не на травлю неугодных ребят.

Ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Как давно ваш ребенок приходил из школы в слезах или прятал от вас дневник, в страхе, что родители увидят его плохую оценку? Его вообще не волнует успеваемость? Конечно, разгильдяйство - тоже форма защиты от внешнего мира, но и слишком сильные переживания по поводу собственной успеваемости также являются сигналом, что далеко не все идет так, как надо.

Что делать, если ребенок слишком переживает из-за плохих оценок

В 99% из 100, такое отношение ребенка - отзеркаливание вашего, взрослого, субъективизма. Ведь это мы, родители, безапелляционно говорим своим детям, что учиться необходимо только на «отлично», намекаем, что вот «Леночка уже давно освоила задачи по физике» или пугаем, что в случае плохих оценок ребенка ожидает будущее дворника.

Но, согласитесь, выполнять учебные задания на высший бал получается не всегда. Ведь мы с вами тоже не всегда пребываем в «полной боевой готовности» на работе.

Иногда хочется расслабиться, поболтать с коллегой, чуть дольше погулять в обеденный перерыв или заглянуть в интернет вместо заполнения злополучного отчета для начальства.

Правда, ведь, мы позволяем себе такие вольности хотя бы время от времени? А вот наши дети, как стойкие оловянные солдатики, должны всегда быть «на высоте».

Да что там оловянные - олово ведь достаточно плавкий металл, скорее титан.. Наши дети должны быть титанами в мире знаний. Не отвлекаться, не шалить, не расслабляться, задания выполнять только на «отлично»! А за невыполнение - суровое наказание…

Как думаете, уютно ли ребенку в таких условиях? Может ли он полюбить сам процесс обучения, если в его голове невыносимой занозой сидят родительские слова «и только попробуй мне принести другую оценку». Оценка…

Именно на ней сфокусировано все внимание ребенка. Она должна быть самая максимальная, ведь иначе его ждет суровое разбирательство дома, холодное презрение от перфекционистки-мамы или скандал от вспыльчивого отца.

А разве так должно быть? Родители обязаны транслировать ребенку мысль, что да, хорошие оценки это замечательно и очень важно, но гораздо важнее - интерес к предмету и учебе в целом. Хвалите ребенка за приложенные усилия и сравнивайте не с отличницей Катенькой, а с ним самим только год, месяц, день, неделю назад. Подчеркивайте, что его почерк стал лучше, что ему уже удается прочитать стихотворение с выражением, решить такую сложную задачку (а ведь в прошлой четверти не получалось!).

Психолог Наталья Карабута рассказывает :

«Часто именно такие, принципиально бескомпромиссные в отношении оценок ребенка родители, вырастают из тех самых детей, которые сами в детстве регулярно получали нагоняй за успеваемость. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок также боялся вашего праведного гнева, а потом, 30 лет спустя, все также сотрясал дневником над головой неразумного чада, зачастую не понимая, зачем он это делает? Вряд ли… Ведь именно так мы лишаем ребенка самого главного - понимания, что родители любят их не за что-то, а просто так. Что родительскую любовь ненужно заслуживать - она безусловна. А оценки - это, конечно, важно, но ведь теплые отношения между дочкой и мамой, сыном и папой - гораздо важнее. Стоит только вам, родителям, самим в это поверить».

У ребенка нет друзей в школе

Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает - иногда окружающие ребята его просто игнорируют. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются в двух случаях:

  • ребенок достаточно скромный, с трудом вступает в разговор, не инициирует общение, говоря современным языком - интроверт;
  • когда ребенок был вынужден поменять школьный коллектив и перейти в другой класс или школу.

Если в новый коллектив приходит бойкий и общительный новый ученик, для него часто не составляет труда найти новых друзей. Он просто начинает разговаривать сразу и со всеми. На различные темы. Постоянно. Это срабатывает!

А если новенький стоит и жмется тихонько в уголочке или стеснительно проходит мимо играющей кутерьмы одноклассников, хотя в его глазах и читается искренняя заинтересованность процессом - его вряд ли позовут. В таких случаях важно самому проявлять инициативу. И если сложно сразу входить в самую гущу событий, то, по крайней мере, дружелюбно заговорить с парой таких же тихонь, как и он - ребенок может. Его просто необходимо на это настроить.


Что делать, если у ребенка нет друзей в школе

Для начала удостоверится в том, что ребенок вообще хочет заводить новых друзей. Конечно, необщительные дети - это исключение из правил, но такое бывает.

Однако большинство детей испытывают необходимость быть частью коллектива и свободно общаться с одноклассниками. И родители могут ему в этом помочь. Несколько простых ситуаций помогут растопить лед между вашим ребенком и одноклассниками.

Курс на детей .

Устройте какое-нибудь небольшое веселое мероприятие - вылазку на природу, мастер-класс, пикник, небольшой поход, экскурсию. Пригласите ребят из класса своего ребенка. За стенами школы в ситуации, когда все расслаблены и отдыхают, дети более расположены к контактам, поэтому наладить общение ребенку удастся немного проще.

Желаем вам поменьше проблем и побольше счастливых школьных дней!

Почему так важно знать всю правду о том, что происходит с ребенком в школе? Дело в том, что в начальной школе дети только адаптируются к новой среде и не всегда понимают, правильно ли все то, что с ним происходит. Некорректное поведение учителей или грубое поведение одноклассников может обижать или унижать ребенка, но рассказать об этом решится далеко не каждый малыш, просто потому, что не знает, что должно быть по-другому. Предлагаем вам 10 вопросов, которые помогут быть в курсе обстановки в школе и избежать серьезных психологических проблем у вашего ребенка.

К сожалению, все чаще в Интернете можно наткнуться на истории о том, как учителя унижают или даже бьют своих учеников. И даже если преподаватель не прибегает к рукоприкладству - это не значит, что ребенок не получает психологических травм. Вот одна из подобных историй от матери, которая столкнулась с жестокостью педагога:

Отправила ребенка в этом году в первый класс, сегодня звонит его классная и орет: "Ваш ребенок обкакался на уроке, забирайте его"! Прихожу, он в шоке, рыдает, униженный, сидит в грязных штанишках в раздевалке, мимо проходят дети, смеются. Утешила, дома стала расспрашивать, как же такое вышло, неужели их не пускают в туалет? Оказалось, пускают, и чтобы пойти в туалет, нужно поднять руку, и тогда классная спросит: «Тебе по-большому или по-маленькому?» Если ответить «по-большому», она достает из стола большой рулон бумаги (в школьных туалетах с бумагой всегда проблема) и отрывает от него крошечный листочек. Если попросить больше, начинает высмеивать перед всем классом, типа «Ты сколько там навалить-то собрался», «Позови меня, когда дела сделаешь, я посмотрю, сколько там, и решу, нужна ли тебе еще бумажка», и так далее. Сын за осень пережил такую ситуацию уже дважды, на третий раз решил терпеть, и вот... Когда я пришла в гневе к классухе, она сказала в ответ: «А вы что, его не научили, что какать стыдно?».

По этой истории видно, что какими бы внимательными родители ни были, они не всегда знают, что их детей обижают. Спросив: «Как дела в школе?», скорее всего, вы услышите в ответ «нормально», но доверять односложному ответу не стоит. Чаще всего дети стараются скрыть постыдные эпизоды из своей жизни, поэтому так просто рассказать о проблеме они не решаются. Задача родителей – сформировать беседу таким образом, чтобы ребенок мог «намекнуть» на проблему, сам того не подозревая.

10 главных вопросов, которые помогут узнать об атмосфере в школе:

  1. Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? (А что самое плохое?).
  2. Если бы ты смог выбрать, с кем сидеть за одной партой, то кого бы ты пригласил, а с кем бы отказался сидеть? (Почему?)
  3. Какое самое странное слово, которое ты услышал сегодня? (Говорят ли учителя странные/смешные слова?)
  4. Если бы ты мог поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? (Почему?)
  5. От чего сегодня ты больше всего устал?
  6. Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе? (Почему?)
  7. Ты сегодня из-за чего-нибудь сердился в школе?
  8. Если бы ты стал учителем, что бы ты изменил в вашей школе?
  9. Как ты считаешь, все ли оценки ставят тебе заслуженно?
  10. Тебе сегодня делали замечания на уроках? (За что?)

По тому, как ребенок отвечает на эти вопросы, можно понять очень многое. Вы будете видеть, что его огорчает, есть ли у него недруги, какой из предметов, а может быть и учителей, доставляют ребенку дискомфорт. Даже если он промолчит на один из вопросов – это уже будет сигналом для вашего усиленного внимания. Глаза и жесты могут рассказать даже больше, особенно, если у ребенка действительно проблемы в школе.

Как заслужить доверие?

Конечно, чтобы ребенок честно отвечал на эти вопросы, важно, чтобы он вам доверял. А доверие к родителям нужно не то, чтобы заслужить, а, скорее, сохранить. Для этого соблюдайте несколько правил:

  • Всегда будьте искренними.
  • Если у вас нет времени на неторопливый разговор, лучше перенесите беседу на более позднее время, иначе вам в какой-то момент придется прервать малыша, а для него это будет очень важно.
  • Во время беседы смотрите друг на друга, не отвлекайтесь на уборку, готовку или еще что-то. Во-первых, для ребенка важно ваше участие, во-вторых, так вы можете упустить «тревожный звоночек» в глазах ребенка – будь то страх или боль.
  • Выполняйте свои обещания. Если вам пришлось нарушить данное слово, извинитесь. То, что родители тоже могут ошибаться и признавать это, поможет малышу по-другому смотреть на мир.

Что должно насторожить родителей?

  • Необъяснимые травмы. Слишком частое появление синяков, царапин и шишек, а также «случайные» причины появления: «Нечаянно упал», «Споткнулся», «Засмотрелся».
  • Испорченные вещи. Порванная тетрадь у мальчишки не повод поднимать панику. Но вот если вы заметили, что вещи ребенка стали портиться с излишней частотой, скорее всего, у него проблемы. Порванные учебники, рюкзаки, оторванные пуговицы и карманы на одежде – все это может свидетельствовать о травле другими учениками.
  • Резкое нежелание идти в школу. Слезы и истерики по утрам могут сигнализировать о проблеме.Если малыш с удовольствием проходит 3 четверти в школу, то вряд ли внезапно ему разонравится учеба – скорее всего, у этого есть серьезные причины. Но не все дети решают вопрос слезами – другие начинают врать о ежедневных болезнях: температуре, болях в горле или животе - и это тоже признак проблемы в школе.

Как известно, на сегодня в Казахстане очень высокий процент детского суицида. Отчасти, причина в том, что проблемы у детей не были замечены вовремя. Дорогие родители, разговаривайте со своими детьми, стремитесь к их доверию. Даже уделив всего полчаса своего времени на беседу, можно подарить своему чаду счастливое будущее.

Чтобы ребенок не грубил учителям, постойте с ним в очереди, чтобы сам делал уроки, прикидывайтесь тугодумом, а тем, кому сложно найти друзей, устраивайте вечера комедий

СЛОЖНО ВЛИТЬСЯ В КОЛЛЕКТИВ

Школьнику может быть сложно влиться в коллектив из-за внешних отличий, низкой самооценки, неразвитых социальных навыков, несамостоятельности и т.д. Поговорите с ребенком: почему, по его мнению, у него не складываются отношения в классе. Обратите внимание и на то, как вы сами обращаетесь с ним. Если «тюкаете» ребенка, делаете замечания, не уважаете его мнение, перебиваете, ничего не доверяете, то понятно, почему у него ничего не получается и в классе. Немедленно меняйте поведение.

Также помогите ребенку увидеть его сильные стороны, изюминку, благодаря которой он может выделиться на фоне других. Например, если школьник хорошо рисует, фотографирует, лепит или говорит по-английски — пусть продемонстрирует свои умения одноклассникам. Но перед этим узнайте, чем дышит класс ребенка: какие книжки читают, какую музыку слушают, как развлекаются. Возможно, школьник не может влиться в коллектив, потому что у него мало общего с ним — от стиля одежды до увлечений. Пусть ваш ребенок станет таким, как все, в хорошем смысле слова. Например, если в классе принято приглашать одноклассников на дни рождения, то пусть тоже так делает. Еще совет: развивайте в ребенке чувство юмора. Юмор не только помогает привлечь к себе внимание, но и сглаживает конфликты. Чтобы развить его, смотрите вместе комедии, придумывайте шутки.

НЕ МОЖЕТ САМ ДЕЛАТЬ УРОКИ

Причин, почему ребенок не может сам делать уроки, несколько. Например, он может быть недостаточно уверен в себе. В таком случае необходима работа с его самооценкой: поощряйте его и хвалите за успехи вне зависимости от их значимости. Также договоритесь с ним о системе поощрений-наказаний — пусть ребенок участвует в их выборе, так он будет ощущать себя частью процесса и ответственным за него. Еще идите с ним на компромиссы: договоритесь делать вместе уроки не каждый день, а например, три дня из пяти. Позанимавшись так неделю, похвалите за то, как он прекрасно справлялся в самостоятельные два дня. Затем сократите количество дней, когда вы делаете уроки вместе.

Не делают сами уроки еще и дети, которых родители слишком опекали: они с детства все делали за ребенка, и он привык, что и дальше так будет. Нужно развивать у него самостоятельность. Например, родители должны научиться не давать сразу готовый ответ, когда школьник просит о помощи в уроках: спросите, что конкретно ему непонятно, или просите несколько раз прочесть задание вслух, якобы потому, что вы не уловили суть. Так ребенок будет стремиться понять задание самостоятельно, чтобы объяснить его вам. Еще детям может просто не хватать внимания родителей, и они используют уроки как возможность побыть с ними. Поэтому проводите больше времени с ребенком.

НЕТ АМБИЦИЙ И ЖАЖДЫ ЗНАНИЙ

Может быть, ребенку не нужны пятерки, потому что он и без них уверен в себе и своих знаниях. В этом случае объясните, что школьные отметки — это не только оценка его знаний, но и показатель его успешности для других людей и они понадобятся ему, например для того, чтобы перейти в лучшую школу или поступить в вуз.

Возможен менее оптимистичный вариант: столкнувшись с негативом со стороны родителей за плохую отметку, ребенок потерял веру в свои способности и как следствие лишился желания проявлять себя в учебе. Возможно, вы слишком требовательны к чаду и ориентированы только на лучший результат. Если это так, то снижайте планку своих ожиданий, ограничьте контроль над учебой ребенка, чтобы он расслабился, поощряйте его стремления, даже если они не увенчались успехом, и замечайте его достижения в других сферах. Это поможет сместить фокус важности со школьных оценок, ребенок станет увереннее.

Еще убивают тягу к пятеркам неудачи: например, ребенок изо всех сил старается получить высшую отметку, но почему-то не может. В таком случае нужно его ободрить и немного ослабить авторитет школы, показав, что это не последняя инстанция в оценке его знаний. Например, родители могут завести так называемый альтернативный дневник школьника, ставя свои оценки за сочинения или домашние задания.

ПЛОХИЕ ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ

Если начались проблемы с учителем — надо говорить и с ребенком, и с учителем. Возможно, ее не устраивает поведение ученика, например, он постоянно выкрикивает (тогда попросите его так не делать), или он — единственный, кто отстает в предмете (тогда прямая дорога к репетитору). В свою очередь ученика может не устраивать, что его, например, критикуют при всех (попросите учителя сдерживаться). Конечно, если ситуация становится все критичнее, например, вы замечаете травлю со стороны учителя, то нужно показать ребенку, что вы на его стороне, и обратиться к директору школы.

Если неприязнь в виде хамства, неуважения изначально исходит только от ребенка, то объясните ему, что учитель — такой же человек, как мама, папа или его друзья, ему тоже не нравится неуважительное отношение. Научите ребенка терпимости и толерантности. Например, проведите так называемую 15-минутку критики, придираясь к ребенку по любому поводу (не так взял вилку, не так сел и т.д.). Спросите, приятно ли ему, когда с ним так обращаются. Так он сможет почувствовать себя в шкуре учителя. Еще вариант: стойте в очередях. Видя нетерпение и раздражение ребенка, спокойно (!) объясняйте ему, что рядом стоят такие же люди, как и он, и что, когда ничего не изменить, нужно просто смириться с обстоятельствами (в ситуации школьника — с тем, что ему не нравится учительница).

ОБЗЫВАЮТ ДЕТИ В ШКОЛЕ

Не бросайтесь наказывать обидчиков ребенка — это зачастую приводит к тому, что к обидным фразам в его адрес добавляется еще и «ябеда». Также не приходите встречать ребенка после школы (если он не младшеклассник), не одергивайте при других, чтобы не складывалось впечатление о нем, как о слабаке. Пусть с вашей помощью, но без непосредственного участия, он научится отстаивать себя. Для начала объясните ребенку, что лучшей реакцией на дразнилки будет равнодушие: нет смысла дразнить человека, которого не задевают обидные слова. Так, если дразнят за длинный нос, то ребенок может ответить: «Да, он у меня такой, и что?». Если же дразнилки касаются того во внешности, что можно изменить, то нужно это сделать. Например, если дразнят за полноту, то стоит задуматься о том, чтобы изменить рацион ребенка, приучить к спорту. Впрочем, иногда нужен радикальный выход: жесткая фраза в ответ обидчику или эффектный боевой прием.

СВЯЗАЛСЯ С ПЛОХОЙ КОМПАНИЕЙ

Если школьник поддался плохому влиянию, то ни в коем случае не надо сразу запрещать общаться с этими людьми. Единственное, чего вы добьетесь запретом: он просто не будет ничего вам рассказывать. Будьте умнее — пригласите этих детей к себе домой. Такой поступок вызовет доверие у ребенка, плюс вы, посмотрев на друзей чада, сможете выяснить, что именно в них так привлекает его. Вы сможете понять, как дать ребенку то, чего ему не хватает вне его компании. Например, если школьник сдружился с теми, кто бесцельно бродит по улицам, то, возможно, ему не хватает признания своей взрослости от родителей (поэтому чаще спрашивайте его мнение, дайте больше свободы выбора). А если ваша скромная дочь, например, сдружилась с хулиганкой, то, возможно, она хочет избавиться от излишней скромности (предложите ей пойти в театральный кружок или на развивающий тренинг). В итоге школьник, получив то, чего ему не хватает, просто поменяет компанию.

БОИТСЯ ВЫХОДИТЬ К ДОСКЕ

Фото vseodetyah.com

​Школьник может бояться отвечать у доски, потому что его пугает учительница, например своей строгостью. Поэтому дома предложите ему нарисовать ее в каком-то смешном образе, например со смешной прической — смех поможет расслабиться. Еще одна причина страхов — школьнику не хватает уверенности в себе. Выходов несколько. Попросите учительницу спрашивать вашего ребенка после уроков или в письменной форме. А параллельно развивайте в нем навыки публичных выступлений: устраивайте домашние театральные постановки и репетируйте с ним ответы у доски.

Наши эксперты: Наталья Дмитришена, детский и семейный психолог, руководитель психологической студии; Мария Аракелова, детский психолог, гештальт-терапевт; Ирина Колесник, детский и семейный психолог

ОПЫТ ЧИТАТЕЛЕЙ

  • Елена Ребикова, мама троих детей:

Моя дочь, 4-классница Варя, не хотела самостоятельно делать уроки и ленилась при этом. Она учится в школе полного дня, где после занятий ученики делают домашнее задание. Но Варя мало что делала, ждала меня, и в итоге мы сидели с уроками допоздна. Я начала забирать ее раньше из школы, но это не помогло: дома дочка, пользуясь моей мягкостью, искала любой повод, чтобы отложить уроки. В итоге я решила показать, к чему приведет такое ее поведение: например, я отказывалась гулять с ней по вечерам, отпускать к подружкам, пока уроки не сделаны, в общем, перестала идти на уступки. Сначала Варя обижалась, но потом поняла меня. Мы с ней договорились, что часть уроков она будет делать в школе, часть — дома. Со временем ей самой уже не хотелось нести что-то домой и она стала стараться все выполнять в школе.

  • Татьяна Урда, мама двоих детей:

Не все школьные друзья, с которыми общался мой сын-подросток, мне нравились. Но я, несмотря на это, никогда не запрещала общаться с ними — сын считает (и я его в этом поддерживаю), что он имеет право самостоятельно выбирать друзей. Поэтому я давала ему свободу и вместо того, чтобы осуждать друзей, вместе с сыном анализировала их поступки (не всегда красивые даже по отношению к нему самому), обращала внимание на показательные детали в их поведении — в общем, давала ему почву для размышлений. Со временем сын сам убедился, что такие товарищи ему не нужны, и нашел себе других. С помощью доверительных разговоров я боролась и с его несдержанностью, например по отношению к учителям. Однажды он сильно нагрубил одной из них. И поскольку для него важно, чтобы его воспринимали как равного, я объяснила ему, что взрослые люди так не поступают — они терпимо относятся к недостаткам других. Это помогло.

Почти все родители рано или поздно сталкиваются с тем, что у их ребёнка появляются . Безусловно, это связано с индивидуальными особенностями каждого ученика, но огромную роль в этом играет и родительское воспитание. По статистике, в начальной школе намного меньше учеников, отстающих в обучении, чем в средней и старшей.

Связано это с тем, что, во-первых, учебный материал в 1-4 классах относительно простой для усвоения, во-вторых, в таком возрасте ведущая деятельность детей – именно обучение. В это время формируются основные качества школьников, развиваются определённые психические процессы.

Именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность школьников характеризуется высоким уровнем результативности, т.к. ученики осознают свой долг перед обществом – а именно перед учителями и родителями, которые ставят перед ними определённые требования – выполнять те или иные задания, в общем – учиться.

Основной стимул к обучению для учеников в таком возрасте – хорошие оценки и поощрения со стороны родителей и учителей. То, что знания им пригодятся на протяжении всей жизни, ученики полностью осознают лишь в подростковом и старшем школьном возрасте.

Но, несмотря на столь высокий процент успевающих учеников в 1-4 классах, в каждом классе встречаются и неуспевающие. Причины их неуспеваемости могут быть самыми разнообразными – лень, проблемы в семье, нехватка времени (например, если ученик посещает много разнообразных кружков и секций, внешкольных учреждений), плохое влияние учителей.

Именно труд учителя и родительское воспитание в большей мере влияют на успехи ребёнка в школе. Не зря говорят, что учитель – «инженер человеческих душ». Именно он вносит максимальный вклад в умственное, моральное и эстетическое воспитание ребёнка.

Он должен заботиться о том, чтобы в ученика было достаточно мотивов учиться, ведь это его работа. Учитель должен организовывать свои уроки таким образом, чтобы каждый ученик, не отрываясь, слушал его и с нетерпением ждал следующего урока. Отличный инструмент для этого – периодическое проведение нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-фантазии, конкурсы и различные соревнования).

Например, если предупредить за несколько дней учеников о том, что вскоре по определённому предмету состоится конкурс или соревнование – они подготовятся к этому намного лучше, чем к обычному уроку, ведь в этом случае имеет место такое понятие, как конкуренция – она всегда способствует прогрессу. Почти каждый ученик захочет победить в конкурсе, поэтому приложит немало усилий для подготовки.

А если после такого конкурса провести контрольную работу, то её результаты, несомненно, порадуют любого учителя – уровень усвоенных знаний учеников будет достаточно высоким. Поэтому, следует сделать вывод, что использование таких приёмов учителем даст гораздо лучший результат, чем проведение обычных скучных уроков.

Что касается родителей, то им нужно обращать внимание на то, чтобы их ребёнок своевременно и добросовестно выполнял домашние задания. Следует регулировать время, которое он проводит за компьютером, телевизором, с друзьями, ведь именно это часто становится причиной неуспеваемости и потери трудолюбия.

Компьютерные игры – особенно влиятельный фактор. Хорошо, если ученик и в школе справляется со своими обязанностями, и успевает хорошо отдохнуть. Но если он много времени тратит на досуг, а в учёбе появляются проблемы – родителям следует принимать меры.

Нужно установить определённый порядок: за компьютер сядешь лишь тогда, когда выполнишь все домашние задания. Или же, час смотришь телевизор – а потом выполняешь домашние задания.

Понятное дело, что сразу приучить ребёнка к такому порядку не получится – он будет возмущаться, обижаться и демонстративно отказываться выполнять домашние задания. Поэтому надо вводить такой порядок постепенно.

Следует заранее предупреждать ребёнка о том, что, если он получит плохую оценку в школе – два дня не сможет сесть за компьютер или выйти на улицу к друзьям. Постепенно делать такой порядок более строгим. Ребёнок со временем привыкнет к этому и будет знать, что за плохие оценки и невыполнение домашних заданий его будет ждать наказание. Но должна быть и обратная сторона медали – поощрения.

Нужно стимулировать ребёнка к учёбе тем, что, например, если он за месяц не получит ни одной тройки, то родители купят ему велосипед.

Это для некоторых родителей может показаться ненормальным – таким образом стимулировать учеников к обучению, ведь каждый человек с молодости должен развивать в себе трудолюбие и чувство долга. Но это вполне нормально – ведь в таком возрасте дети ещё не способны заниматься самовоспитанием так, как следует, поэтому для как говорится, «все средства хороши».

Если у вашего ребенка проблемы в школе

Проблемы ребенка в школе, их характеристика. Способы решения имеющихся проблем.

Ваш ребенок уже ходит в школу. За первыми впечатлениями, оценками и радостями, неизменно приходит время первых трудностей. Определенные сложности появляются у детей уже на начальном этапе обучения. В этой статье мы поговорим о проблемах, возникающих у детей в школе, и о методах их решений.

Школьные проблемы у ребенка могут иметь различный характер: трудности в обучении, нежелание посещать школу и пр. Многие родители допускают огромную ошибку, не распознавая эти проблемы в самом начале, из-за собственной занятости или невнимательности. В результате, из «зародыша» проблема перестает в нечто большее.

Проблемы, связанные с регуляцией поведения ребенка
Неусидчивый, излишне активный ребенок, своим поведением мешает не только учителю и одноклассникам, но и самому себе. В силу определенных особенностей, ребенок не может усидеть на месте, он с трудом воспринимает все, что говорит учитель, вскакивает со своего места, перебивает других детей. Ему сложно заниматься однообразной монотонной деятельностью. Конечно, в первое время он будет старательно, как и все дети, выводить в тетради палочки и кружочки, однако, очень быстро ему это занятие надоест, и он потеряет интерес к происходящему на уроке.

Медлительный ребенок не может успеть за темпом учителя и одноклассников. Когда дети уже заканчивают выполнение задания, медлительный ученик к нему только приступает.

В обоих случаях нарушается качество усвоения учебного материала, наносится ущерб ученической трудоспособности.

Проблема социальной адаптации в школе
Ребенок не может влиться в коллектив, не может найти общий язык с одноклассниками, оставаясь всячески отвергнутым. Дома ребенок жалуется на детей, рассказывая о том, что его обижают в школе, смеются над ним и пр. Кроме того, он может жаловаться и на педагога: не поставил отметку, не спросил на уроке. Зачастую такие дети становятся изгоями среди одноклассников. Они не умеют согласовывать свои потребности с потребностями окружающих. Такому ребенку сложно о чем-либо договариваться, он не видит собственные социальные рамки, переступая через границу других, он не может в нужный момент остановиться. Все это, в свою очередь, вызывает насмешки у других учеников. В результате появляются обиды, взаимоотношения в классе нарушаются. Ребенок не реагирует на просьбы, он замыкается на своих эмоциях и мыслях, не концентрируя внимания на обучении и словах учителя, что, несомненно, сказывается на его успеваемости.

Обострение хронических заболеваний как проблема адаптации в школе
Новый ритм жизни и распорядок дня, изменение социального статуса, новый коллектив и обязанности – все это может стать первоисточником стресса для ребенка, который, в свою очередь, ослабляет иммунитет и повышает риск обострений имеющихся заболеваний.

Проблема готовности к школе
Многие мамы и папы спешат побыстрее отдать своего ребенка в школу. Не задумываясь о том, а готов ли он к обучению с психологической точки зрения. К сожалению, не все дети школьного возраста успевают «созреть» к началу обучения.

Что делать, если у вашего ребенка есть проблемы в школе?
Не затягивайте с решением существующих проблем. Не доверяйтесь самообману, полагаясь на то, что пройдет время и ребенок сумеет ко всему привыкнуть, и проблемы пройдут сами собой. Этого не произойдет. Из-за нерешенных проблем, ребенок начнет больше отставать от учебной программы, у него окончательно испортятся взаимоотношения с одноклассниками и учителем.

В первую очередь, обратитесь к педагогу. Спросите, какие, на его взгляд, трудности имеются у вашего ребенка, и как можно выйти из положения.

В основе большинства проблем лежат определенные сложности со здоровьем. В этом случае вам следует обратиться за консультацией к специалисту (педиатр, невролог).

Статья для тех, у кого есть бабушка: и как поздравить.

Беседа с опытным психологом поможет выяснить корень всех имеющихся проблем и подобрать эффективные способы их решения.

Нелишней будет и коррекция рациона питания. Задумайтесь, достаточно ли витаминов и полезных питательных веществ получает ваш ребенок с пищей. Исключите из рациона газировку и фаст-фуд. Для ребенка огромное значение имеют овощные и фруктовые блюда.

И напоследок хочется сказать пару слов. Дорогие родители, не ищите проблем, не имея для этого оснований. Если вас настораживают школьные проблемы вашего ребенка, однако учитель не видит этого, задумайтесь. Может быть, вы передаете своему ребенку личный негативный опыт, связанный со школой? Или, напротив, ждете от него таких же успехов в учебной деятельности, какие были у вас? Ребенку итак нелегко, не нагружайте его собственными проекциями. Со временем он обязательно раскроет свои способности, наберитесь терпения, и, может быть, в ближайшем времени ребенок вас приятно удивит.



Поделиться