Эксперимент как метод психологического исследования. Виды экспериментов и их характеристика

5. Метод эксперимента в психологии.

Эксперимент - один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальною организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными факторами и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого. Эксперимент позволяет осуществить относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно их планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ эксперимента перед наблюдением. Достоинство эксперимента заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий.

Выделяются такие разновидности эксперимента, как лабораторный эксперимент на основе моделированной деятельности и естественный эксперимент на основе реальной деятельности. Разновидностью последнего является полевое исследование.

Различают также констатирующий и формирующий эксперимент. Первый из них направлен на констатацию связей, складывающихся входе развития психики. Второй позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и др.

При проведении эксперимента большое значение имеет правильное планирование эксперимента. Различают традиционный и факторный планы эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном - несколько.

Обладая несомненными достоинствами эксперимент как метод психологического исследования имеет и ряд недостатков. При чем, многие из них оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент таким образом, чтобы испытуемый не знал об этом. Отсюда происходят вольные или невольные изменения в его поведении. Кроме того, результаты эксперимента могут искажаться некоторыми факторами, связанными с присутствием экспериментатора и тем самым оказывающими влияние на поведение испытуемого. Получаемое в результате эксперимента эмерические зависимости большей частью имеют статус корреляции т.е. вероятностных и статистических зависимостей, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. И наконец, применим не ко всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей.

Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Наиболее существенный недостаток этого метода - его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам. Данный недостаток лабораторного эксперимента до известной степени устраняется при организации.

Естественный эксперимент - особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения и метода лабораторного эксперимента. Он производиться в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Наблюдение не редко дополняется беседой с испытуемым. Недостатком этого метода является трудность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты естественного эксперимента обрабатываются путем количественного анализа полученных данных. Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение обучаемого и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

Одна из разновидностей эксперимента в психологии - социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.

Эксперимент в психологии – это особый опыт, который проводится в специальных условиях с целью получения новых знаний, путем вмешательства исследователя в жизни того, кто согласился на испытания. Это полноценное исследование, которое соответствует изменению некоторых факторов с целью проследить результаты изменений. В широком понимании метод эксперимента в психологии может включать в себя дополнительно опрос и тестирование.

Особенности эксперимента в психологии

Стоит отметить, что сами по себе наблюдение и эксперимент в психологии имеют значительные отличия от экспериментов в других областях науки. В данном случае всегда существует вероятность того, что в результате получится исследование вовсе не того объекта, который представлял собой конечную цель.

Например, когда химик изучает свойства вещества, он точно знает, с чем имеет дело. А вот психика человека не поддается конструктивным наблюдениям, и о деятельности ее судят исключительно по ее проявлениям. Т.е. реакцию психики предугадать невозможно. Например, экспериментатор хочет узнать, как влияет на психику свечение того или иного оттенка, а психика испытуемые реагирует не на это, а на личное отношение к экспериментатору. Именно поэтому само понятие эксперимента в психологии очень сложно и многогранно.

Виды эксперимента в психологии

Сам по себе такой метод исследования в психологии, как эксперимент, подразделяется на лабораторные, естественные и формирующие эксперименты. Роме этого, возможно подразделение на пилотажное исследование (первичное) и собственно эксперимент. Они могут быть как явными, так и со скрытой целью. Рассмотрим их все.

По способу проведения различают следующие типы экспериментов в психологии:

лабораторный эксперимент. Это наиболее престижный, уважаемые, и вместе с тем распространенный вид эксперимента. В нем доступно максимально точное управление переменными - как зависимыми, так и независимыми.

естественный (полевой) эксперимент. Это самый необычный эксперимент, поскольку он проводится в обычной жизни. Т.е. по факту практически никаких перемен не происходит, и экспериментатор практически не вмешивается, но в то же время наблюдение проходит.

формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. В данном случае человек или группа людей принимают участие в обучении с целью формировании неких навыков или качеств. В данном случае, если результат оказывается сформирован, нет необходимости гадать, почему произошли перемены – эксперимент считается успешным.

Кроме этого, существует деление на явные и скрытые эксперименты. Это влияет на уровень осознанности эксперимента со стороны испытуемого.

Явный эксперимент - испытуемому даны исчерпывающие сведения обо всех целях и задачах, которые ставит перед собой данное исследование.

Промежуточный вариант – испытуемому дается лишь какая-то необходимая часть информации, другая же часть либо утаивается, либо искажается.

Скрытый эксперимент - испытуемому неизвестно зачастую не только о целях эксперимента, но и вообще о самом его факте.

Таким образом, исследования проводятся самыми разными способами. Одни из них наиболее пригодны для изучения поведения взрослых людей, иные идеальны для рассмотрения особенностей детей. Кстати, именно на детской аудитории чаще всего приводятся скрытые эксперименты, поскольку дети нередко склонны замыкаться и менять свое поведение, если им сообщить все напрямую. Таким образом, скрытый эксперимент не является чем-то из области обмана – это необходимая мера для получения адекватных результатов. Вопрос 8. Вспомогательные методы психологии: опрос, анкетирование, беседа, биографический метод, изучение продуктов деятельности, метод текстов.

Опрос - может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

Беседа - один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест.

При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

строиться по заранее продуманному плану;

проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер

свободного диалога, а не допроса;

исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

Анкетирование - наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.

При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.

Для повышения уровня достоверности данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных.

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa - причина и греч. metro - измерение) - причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

Метод анализа продуктов деятельности.

Результаты деятельности людей – это созданные ими книги, картины, архитектурные проекты, изобретения и т.п. По ним можно судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенную в эту деятельность психических процессах и качествах. Анализ продуктов деятельности имеет большое значение и для науки и для практики. Так школьный психолог, к которому родители или учитель обращаются по поводу неуспеваемости ученик, может получить ценную информацию из тетрадей школьника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет сочинения. Сделанные им выводы могут быть ценным дополнением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами. Наиболее важное значение имеет результат самостоятельной деятельности детей, особенно рисунки, созданные ребенком по замыслу. Так, детские рисунки послужили многим исследователям материалом для выводов о разных сторонах психического развития ребенка. В них выражаются особенности восприятия детей и складывающихся у них представлений об изображаемых предметах. Например, по рисункам можно видеть, какую роль в образовании представлений о предметах играют собственные действия ребенка с этими предметами: обычно в рисунках подчеркиваются те особенности, с которыми ребенок познакомился в процессе действия. Детские рисунки дают возможность в известной мере судить и об уровне умственного развития их авторов. Изучение результатов деятельности не показывает, как ребенок разработал над получением того или иного продукта. Следовательно, продукты деятельности дают достаточно достоверный материал в том случае, если их изучение сочетается с наблюдением за процессом их создания.

Существует несколько основных целей, для достижения которых нужна такая наука, как психология. С помощью неё можно научиться познавать себя, других людей, а также регулировать отношения между ними. Эти знания, как и любые другие, преподаются человеку в и практики. Последняя представляет собой несколько видов эксперимента в психологии, благодаря которым можно сделать полный анализ поведения личности в определенной среде.

Представление о видах эксперимента

Что такое виды эксперимента в психологии? Под этим понятием подразумевают длительное исследование одного или нескольких объектов. Причем результат может быть совершенно непредсказуемым.

Например, когда математик начинает решать задачу, то он точно знает, какое в ответе у него получится значение. каким станет раствор, если он смешает несколько компонентов. Физик может рассказать наперед результат любого явления, происходящего вокруг.

С этой гуманитарной наукой ситуация обстоит немного иначе. Существуют основные виды эксперимента в психологии. Каждое исследование может стать самым непредвиденным.

Эксперимент, происходящий в лабораторных условиях

Можно выделить три самых основных вида эксперимента в психологии: лабораторный, естественный и формирующий. Первый является самым эффективным. Для его проведения создаются определенные условия в замкнутом пространстве. Например, необходимо завести в кабинет небольшую группу людей и попросить их сделать несколько конкретных действий.

В результате практического занятия можно определить реакцию личности на определенное действие, схожесть и различие характеров двух или более людей, скорость реакции каждого из них и многие другие индивидуальные особенности.

Можно выделить в каждом виде эксперимента в психологии достоинства и недостатки. В лабораторных условиях могут получиться самые точные результаты. Все практические занятия при необходимости можно повторять неоднократно. Уже через некоторое время все они будут повторяться, в дальнейшем их уже можно будет предугадывать. Также в этом методе не будет присутствовать какой-либо скрытности, все участники эксперимента будут знать о его проведении.

Есть и существенный недостаток - результаты могут заметно отличаться о тех, которые обычно происходят в реальной жизни. Именно по этой причине зачастую такой способ называют неоправданным.

Примеры исследования

Существует самый распространенный пример лабораторного вида эксперимента в психологии и педагогике. Группу людей заводят в заранее обустроенную студию и рассаживают её таким образом, чтобы каждый из них находился в одинаковых условиях. Далее включают телевизор, на котором показывают картинки с деталями определенного объекта. Каждый человек должен догадаться, что именно их объединяет, и предугадать название предмета, который из них состоит. С помощью такого исследования можно определить скорость реакции мышления каждого участника.

К лабораторному методу также можно отнести ролевые игры на мероприятиях в детском саду. Создаются определенные условия, а каждому участнику задается определенная роль. Появляется возможность определить манеру поведения каждого ребенка.

Самый простой пример - это создание для человека определенных условий (завести его в незнакомое место) и анализ его реакции на них.

Эксперимент, происходящий в естественных условиях

В большей степени современные специалисты отдают предпочтение естественному методу в психологии. Эксперимент и его виды имеет несколько особенностей.

  • Исследования проходят в стандартных условиях, в которых привык существовать каждый человек.
  • Личность, над которой ставят эксперимент, не обязательно должна знать о его проведении. Это может быть абсолютно любой прохожий человек.
  • Метод проведения его может наступить абсолютно в любой момент.

Исследование в естественных условиях больше приближено к реальности, именно по этой причине в психологии он используется достаточно часто.

Положительные и отрицательные качества

Всего можно выделить несколько основных плюсов такого вида эксперимента в психологии. В первую очередь - это простота проведения. Нет необходимости создавать специальные условия и искать определенного человека.

Однако, в отличие от лабораторного метода, здесь экспериментатор не сможет полностью проконтролировать ситуацию. Также не будет шанса повторить еще одно аналогичное исследование, которое будет соответствовать всем этим же параметрам. Анализ в естественных условиях является достаточно сложным, так как не всегда он может привести к определенному результату, но, тем самым, он интереснее.

Примеры исследования

В качестве естественного метода можно использовать абсолютно любую трудовую структуру: магазин, больницу, парикмахерскую и т.д. Можно определить, как несколько рабочих справляются с одними и теми же обязанностями, за какой срок они решат определенную задачу и как общаются с клиентами. По результату их поведения можно создать общую картину о человеке.

Формирующий эксперимент

Формирующий метод - это единственный вид эксперимента в психологии, результат которого можно предугадать заранее. Для его проведения необходимо набрать небольшую группу людей и заранее дать каждому участнику процесса определенное задание, учитывая все самые важные детали его выполнения.

Экспериментатор будет пытаться предсказать, какое действие совершит каждая личность, а потом определит, оправдано ли его предположение. Подобное исследование может проводиться на любой людей от 5 до 70 лет.

Положительные и отрицательные качества

Всего можно выделить несколько положительных и отрицательных сторон подобного метода. В основном, он применяется из-за того, что все полученные навыки можно впоследствии будет применять на практике. Для проведения исследования не обязательно собирать большое количество исследуемых объектов, достаточно двух-трех человек.

Этот эксперимент достаточно интересный, так как его можно повторять неоднократно, а при одинаковых условиях результат может получиться разнообразным. Существует один недостаток. Его нельзя назвать эффективным, так один из участников может слукавить.

Примеры исследования

Психологи настоятельно рекомендуют проводить формирующий детского сада, где возрастная категория исследуемых объектов составляет от 3 до 5,5 лет. Для них разыгрывается небольшая сценка. Главные персонажи из неё говорят разными голосами, постепенно снижая и увеличивая громкость звука.

Цель исследования - узнать, насколько четко каждый малыш может распознавать определенную речь. С помощью этого метода можно выявить психологическое заболевание на ранней стадии развития.

Уровни осознанности эксперимента

Для того чтобы узнать, как поведет себя личность в определенной ситуации, необходимо провести специальный эксперимент. Виды и особенности в психологии подобных исследований заметно отличаются друг от друга. В лабораторном, формирующем и естественном методе существует несколько вариантов осознанности личности.

  • Явное исследование. При нем человека, над которым будет проводиться эксперимент, полностью посвящают во все его подробности. Он будет знать ровно столько же, сколько и психолог, который будет наблюдать за ситуацией.
  • При скрытом исследовании, наоборот, объект ничего не знает о том, что ему предстоит делать.
  • Существует также промежуточное исследование, при котором объекта погружают в подробности частично.

Самым реалистичным является именно скрытый эксперимент, при нем личность не сможет как-то повлиять на его результат.

Эксперимент с камерой сенсорной депривации

Очень интересен, увлекателен и универсален каждый вид эксперимента в психологии. Кратко описать каждый из них практически невозможно. Например, существует самый популярный в психологии метод с использованием камеры сенсорной депривации, о котором можно рассказывать бесконечно.

Впервые это исследование в 1950 году применил Он создал определенные условия, которые полностью изолируют человека от внешней среды. На личность, над которой проводится эксперимент, надевается специальная непроницаемая маска и наушники, из которых доносится практически незаметный шум. Практикующий врач из медицинского института в результате своих опытов смог выяснить, что у объекта полностью изменяется восприятие всего происходящего. Например, при попытке определить вид объекта на ощупь он становился рассеянным, невнимательным и у него даже появлялось чувство тревоги.

Все эти условия для испытуемых казались невыносимыми, ни один из них не смог просидеть в камере более трех суток. Существуют и положительные стороны этого эксперимента: человек начинает лучше познавать себя, может полноценно расслабиться и даже значительно улучшить состояние своего здоровья.

Психология в настоящее время имеет большое значение для каждого человека. Благодаря этой уникальной науке человек может лучше понять себя, что ему нужно от жизни, как правильно поступить в определенной ситуации, наладить отношение с партнером, устранить конфликт, а также решить многие важные проблемы. Эксперименты в этой области позволят добиться положительного эффекта.

Психология как наука имеет свои предмет и методы изучения закономерностей, механизмов и психических фактов. Знание метод и умение с их помощью изучать особенности психического развития человека - путь к познанию его психологических особенностей для использования этих знаний в практической деятельности. Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. ЭКСПЕРИМЕНТ - основной метод психологического исследования. Эксперимент (от лат. «проба, опыт») - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Он направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

В отличие от наблюдения, эксперимент - активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить на вопросы "Как? Каким образом нечто происходит?", то эксперимент даст возможность найти ответ на вопрос другого рода - "Почему это происходит?"

Одно из основных понятий при описании эксперимента - переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Экспериментатор манипулирует переменными, тогда как наблюдатель ждет, пока возникнет то изменение, что экспериментатор производит по своему усмотрению.

Виды переменных:

Независимая - это та, которую изменяет экспериментатор.

Зависимая - фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной.

Промежуточные переменные - неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга. Например, физиологическое или психологическое состояние испытуемых (стресс, усталость, интерес к работе, безразличие и др.). Логика эксперимента требует, чтобы такого рода характеристики не были упущены из виду, так как они способны существенно изменить поведение испытуемых, повлиять тем самым на качество полученных результатов.

Контролируемые переменные - те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться. Иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства: динамику зависимой переменной можно будет объяснить не влиянием переменной независимой, а иными, незапланированными и незамеченными самим экспериментатором воздействиями.

Таким образом, экспериментировать - это, значит, изучать влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых промежуточных.

В науке различают два плана проведения экспериментов:

Традиционный, где меняется только одна независимая переменная;

Факторный, где меняется одновременно несколько независимых переменных.

Разумеется, психолог не имеет возможности непосредственно, "напрямую" управлять психической реальностью испытуемых. Он может воздействовать лишь через внешние условия ситуации, вводя те или иные независимые переменные. И изменять последние будет либо по одной (традиционный план), либо по несколько взаимосвязанных между собой (факторный план). Но, в любом случае, исследователь стремится варьировать только независимые переменные. Эксперимент, где такое условие соблюдено, называют "чистым". Чрезвычайно важно заранее, еще при планировании опытов, выделить независимые переменные и изолировать их от всех других.

К примеру, изучая влияние освещенности рабочего места на скорость возникновения состояния утомления у испытуемых, мы не вправе задействовать используемую на телевидении мощную осветительную аппаратуру. Дело в том, что телевизионные прожекторы испускают интенсивные тепловые лучи, значительно изменяя температуру помещения. Поэтому мы не сможем в дальнейшем однозначно интерпретировать возникновение утомления только через изменения освещенности. А если сделаем это, то результаты нашего эксперимента будут оспорены.

Гипотеза - так называют научное предположение, которое необходимо проверить. Выбор конкретной гипотезы во многом обусловлен целью исследования. Главное, чтобы гипотеза, во-первых, поддавалась проверке, а во-вторых, была сформулирована предельно точно и недвусмысленно.

В пауке выделяют три разновидности гипотез:

1)о наличии феноменов;

2) о наличии связи между феноменами;

3) о существовании причинно-следственной связи феноменов. Гипотезы последнего вида считаются собственно экспериментальными. В них, как правило, указаны независимая переменная, зависимая, характер отношений между ними, а также даны описания других переменных.

Обычно в эксперименте участвуют две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная. В работу первой из них вводится независимая переменная (одна или несколько), а в работу другой - не вводится. Если все остальные условия эксперимента одинаковы, а сами группы похожи по-своему составу, то можно доказать, что гипотеза является истинной или ложной.

Ранее мы упоминали о том, что для эксперимента является характерным активное вмешательство исследователя в ситуацию. Однако это вмешательство проявляется по-разному. Перейдем к описанию видов экспериментов.

1. В зависимости от условий деятельности данный метод подразделяется на лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяются инструкциями.

Эксперименту такого рода присущи свои достоинства и недостатки. Вот их примерное перечисление:

Естественный эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.

Естественный эксперимент, направленный на решение задач педагогики и педагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическим.

Значительный вклад в методику организации такого рода экспериментов внес отечественный ученый Александр Федорович Лазурский (1910). К примеру, до настоящего времени используется предложенная им схема экспериментального развития психологических качеств, включающая:

Измерение проявлений особенностей личности испытуемых;

Социально-педагогическое воздействие на них в целях повышения уровня отстающих качеств;

Повторное измерение проявлений личностных свойств испытуемых;

Сравнение результатов первого и второго измерений;

Выводы об эффективности осуществленных воздействий как педагогических приемов, приведших к зафиксированным результатам.

2. По характеру действий исследователя различают констатирующий и формирующий эксперименты.

Констатирующий эксперимент предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.

Поисковые, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области. Такие эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует ли причинно-следственная связь между независимой и зависимой переменной, или в тех случаях, когда не установлен характер зависимой переменной;

Уточняющие, целью которых является определение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона. При этом обычно по сравнению с исходными экспериментами варьируются условия, методика, объекты исследования;

Критические, организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами;

Воспроизводящие, предусматривающие точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных ими результатов.

Кратко опишем содержание основных этапов экспериментального исследования.

1. Теоретический этап, включающий в себя определение темы исследования, предварительную постановку проблемы, изучение необходимой научной литературы, уточнение проблемы, выбор объекта и предмета исследований, формулирование гипотезы.

2. Подготовительный этап, предусматривающий составление программы эксперимента, в том числе выбор независимых и зависимых переменных, выявление круга контролируемых и учитываемых переменных, анализ путей достижения "чистоты" эксперимента, определение оптимальной последовательности экспериментальных действий, разработку способов фиксации и анализа результатов, подготовку необходимого оборудования, составление инструкций испытуемым. В том случае, если эксперимент обещает быть длительным, дорогостоящим или трудоемким, подготовка к нему обычно предполагает осуществление пилотажного исследования, способного выявить грубые ошибки и несоответствия в экспериментальной программе.

3. Экспериментальный этап, объединяющий всю предусмотренную заранее совокупность исследовательской работы от инструктирования и мотивирования, испытуемых до регистрации результатов и постэкспериментальной беседы с участниками процедуры.

4. Интерпретационный этап, содержанием которого является формулирование вывода о подтверждении или опровержении гипотезы на основе процедур анализа полученных результатов, а также подготовка научного отчета.

Слово «эксперимент» употребляется психологами в двух смыслах, что приводит к некоторой путанице. Нередко словосочетание «экспериментальное исследование» употребляется в значении эмпирическое исследование , т.е. исследование, существенной частью которого является получение опытных данных с помощью эмпирических методов. Например, как синоним эмпирического исследования экспериментальное исследование трактуется во многих учебниках «Экспериментальная психология», где, как правило, представлены различные дизайны эмпирических исследований, описываются такие методы сбора эмпирических данных, как беседа, наблюдение, квазиэксперимент, эксперимент. В узком смысле «экспериментальное исследование» означает эмпирическое исследование, сбор данных в котором осуществляется методом эксперимента. Специфика метода эксперимента как особого метода сбора данных состоит прежде всего в том, что он позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных связях между переменными. Эксперимент в узком смысле - эмпирический метод, «предполагающий целенаправленное воздействие исследователя на контролируемую им ситуацию, количественную и качественную оценку последствий этого воздействия в изучаемом явлении или процессе и выявление причинных связей между переменными воздействия (независимыми) и переменными его последствия (зависимыми)» (Бреслав, 2010, с. 182).

Эксперимент нередко называют «королем науки». В методологических размышлениях психологов ему часто приписывается статус наиболее значимого метода. Доминирующее положение метода эксперимента относительно других методов связано с тем, что только в нем возможна полнота контроля над переменными. Организация эксперимента позволяет исключить большинство побочных влияний на интересующее психолога явление, получить достаточно «чистую» картину изменений зависимой переменной под действием независимых и тем самым сделать валидный вывод о наличии между ними причинной связи.

Развитие метода эксперимента сыграло очень важную роль в становлении психологии как самостоятельной науки. Благодаря экспериментированию ей удалось «эмансипироваться» от спекулятивного философского знания. Метод эксперимента сблизил психологию с естественнонаучными дисциплинами. Безусловно, сама идея экспериментирования с целью проверки выдвигаемых теоретических положений была заимствована из естественных наук, однако нельзя сказать, что в психологии метод эксперимента представлял собой полную копию физических экспериментов. С самого начала эксперимент в психологии отличался достаточной самобытностью. Многие техники экспериментирования не имеют аналогов в других дисциплинах в силу особого статуса предметной области психологии. Например, в лаборатории В. Вундта в дизайны экспериментов включались методические приемы интроспекции, и, по сути, экспериментирование первых психологических лабораторий представляло собой соединение собственно эксперимента с элементами субъективных качественных методов. Эксперименты Ж. Пиаже привели его к формированию авторского типа «клинического метода», в котором экспериментальные пробы сочетаются с беседой и эмпатическим вживанием в логику ребенка. Отличались своеобразием и эксперименты гештальт-психологов. Эксперименты но решению творческой задачи, проводившиеся К. Дункером, были нацелены на качественную реконструкцию мыслительных процессов и представляли собой скорее систематическое наблюдение в особо созданных условиях, чем эксперимент в строгом смысле этого слова. Стоит упомянуть и уникальную практику экспериментирования в школе К. Левина, когда сам эксперимент превращался из искусственной ситуации в некий «драматический сегмент» жизни, «психологическое пространство», в котором выявляется личность (Зейгарник, 2002).

Эксперимент в психологии - это всегда создание особой ситуации взаимодействия между испытуемым и экспериментатором, что радикально отличает его от экспериментов в области естественнонаучных дисциплин. Любое экспериментальное исследование включает инструкцию, поэтому уже на этом уровне объяснения/приглашения экспериментатор вовлечен в интеракцию с испытуемым. Кроме того, психологические исследования, как правило, укоренены в определенной социальной ситуации. Безусловно, степень выраженности и интерактивной, и социокультурной составляющих исследования зависит от его типа и особенностей затрагиваемой в нем проблемы, но в целом можно сказать, что в том или ином виде они присущи всем психологическим исследованиям, не исключая строгих в научном смысле экспериментов. Другое дело, что в обосновании метода эксперимента этот контекстуальный характер исследования, как правило, не берется во внимание. Точнее, метод эксперимента подается так, что главной проблемой (и главной задачей) исследователя является контроль над ситуацией, в том числе контроль над переменными, имеющими отношение к взаимодействию с испытуемым. Согласно сторонникам экспериментального метода, необходимо стремиться к тому, чтобы действие факторов коммуникации экспериментатора с испытуемыми было сведено к нулю. Однако подобные требования сами укоренены в определенной системе представлений о научности, основанной на давно уже поставленной под сомнение идее «абсолютного наблюдателя». В реальности же практика экспериментирования в психологии никогда не дистанцировалась от коммуникативного контекста; последний всегда не просто принимался во внимание, но был неотъемлемой частью целостной ситуации эксперимента, в которой экспериментатор должен был выступать не только в качестве ученого-исследо- вателя, но и в качестве компетентного коммуникатора.

Пример 17.1

Позиционирование в ситуации эксперимента

В последние двадцать лет в связи с развитием в психологии движения социального конструкционизма и дискурс-аналитичсских подходов коммуникативная составляющая эксперимента стала весьма частым предметом методологического обсуждения. И. Ледер и Ч. Антаки (Leudar, Antaki, 1996) убедительно показывают, что для того чтобы адекватно понять, что же происходит в процессе эксперимента, необходимо принять во внимание тот факт, что все психологические эксперименты суть диалоги, в которых и исследователи, и испытуемые всегда играют роль активных участников, причем каждый из них имеет возможность занять различные позиции в дискурсе. Ледер и Антаки приводят, в частности, такой пример.

Представим себе следующий эксперимент (он имел место в действительности), проведенный для проверки теории когнитивного диссонанса. Испытуемых приглашали принять участие в неких экспериментальных пробах (неважно, в каких именно, поскольку эксперимент заключался не в этом). Испытуемые приходили в назначенное место, и там их просили немного подождать. Пока они ждали, специально создавалась такая ситуация, когда им приходилось невольно подслушать детали предстоящего эксперимента, о которых рассказывал человек, якобы только что через него прошедший (на самом деле, подставное лицо). Затем их приглашали в экспериментальную комнату, где они выполняли какие-то задания. Половину из испытуемых экспериментатор спрашивал, не смогут ли они принять участие в следующей сессии. Все соглашались. Предполагалось, что такая просьба и отклик на нее усиливают обязательства испытуемых перед экспериментатором, причем они способны отдавать себе в этом отчет. Наконец, всем испытуемым - и тем, кого просили принять участие в следующей сессии, и тем, кого не просили, - задавали вопрос, не слышали ли они что-нибудь об эксперименте до того, как вошли в комнату. Те, кто согласился продолжать участие в экспериментах, давали менее честные ответы. С точки зрения исследователей, такие результаты поддерживают проверяемую ими теорию когнитивного диссонанса: чем более выражено обязательство, связанное с экспериментом (операционализированное через согласие еще раз принять участие), тем сложнее принять то, что может его разрушить, и соответственно, тем сильнее желание скрыть факт, что ненароком подслушал детали эксперимента. Ледер и Антаки проблематизируют подобный вывод. Хорошо искушенные в критической «этнографии эксперимента», они задаются вопросом, какие коммуникативные позиции могут занимать участники исследования. Например, испытуемые дают или не дают согласие на последующее участие в эксперименте. Этот ответ понимается исследователями так: «Я связываю себя с экспериментом» или, соответственно, «Я не связываю себя с экспериментом». За таким пониманием стоит допущение, что все участники приняли одну и ту же линию позиционирования, в которой испытуемый выступает в качестве «обычного говорящего», включенного вместе с экспериментатором в разговор, основанный на личностной кооперации. В контексте специфической лабораторной обстановки, однако, испытуемые нередко говорят лишь то, что от них требуется, никакого личностного принятия коммуникативной линии кооперации у них может не быть. Но тогда о каких когнитивных установках на согласие может идти речь? То же самое касается и ответов испытуемых на вопрос, не подслушали ли они детали эксперимента в комнате ожидания. Отрицательный ответ принимался за «ложь, необходимую для уменьшения когнитивного диссонанса». Такое понимание вновь основано на допущении ролей «обычных говорящего и слушающего» и очевидной диалоговой игры «вопрос-ответ». Однако коммуникативные линии говорящих могут быть очень разнообразными, и в таком случае смысл ответа будет тоже различным, и вовсе не обязательно связывать его с необходимостью уменьшения когнитивного диссонанса.

Согласно Ледеру и Антаки, значения экспериментальных операционализаций настолько пластичны, что они (а значит, и эксперимент в целом) допускают огромное количество интерпретаций. Можно возразить, что в данном случае проблема лишь с внутренней валидностью исследования, которая может быть решена более точным контролем над словами и экспериментальной обстановкой. Но никакие изменения в словах не способны исключить самого факта присутствия исследователя в процессе диалога и поиска испытуемыми оптимальной для них позиции участников. Экспериментаторы всегда вовлечены в разговор с испытуемыми, структура которого далека от наивной простоты; и для того чтобы вести диалог, экспериментаторы должны обращаться к собственному практическому знанию коммуникативных ситуаций. В интерпретации же исследователи, как правило, склонны игнорировать собственную роль в коммуникации: все участники помещаются в стандартный мир, сформированный лишь двумя позициями: говорящего и слушающего, что и позволяет думать, будто мы имеем непосредственный доступ к субъективности того, кто говорит, и потому можем объяснять высказывания испытуемых в контексте выдвинутой теории.

Заметим, что необходимо учитывать формы позиционирования не только в актуальной коммуникации, но и в более широком социальном контексте. Обычно это специально обсуждают сторонники качественных методов, в особенности дискурс-анали- тических подходов. Однако не только процедуры исследования на основе качественных методов, но и стандартизованные опросники создаются и существуют в рамках определенной социальной полемики и социальных представлений. Задавая респондентам вопросы, касающиеся душевного благополучия и отношения к себе или к тем или иным сторонам действительности, психологи ставят их перед необходимостью занять позицию в мире социальных ценностей и представлений. Так что опросники не просто фиксируют индивидуальные паттерны, установки и т.п., как это принято считать, но создают условия для позиционирования людьми самих себя и своих собеседников. Психологи, проводящие исследования, тоже не могут оставаться вне социальной полемики. Получается, что исследователи и исследуемые в процессе исследования могут позиционироваться по одну или по разные стороны баррикад. И ответы респондентов отражают эту ситуацию, а психологи при этом принимают их за выражение независимых от контекста психологических состояний или структур (Ibid.).

Экспериментальное исследование начинается с выявления проблемной области. Чаще всего ему предшествует довольно длительный период анализа научных публикаций по интересующей исследователя теме. Выявление проблемы влечет за собой построение теоретической гипотезы, объясняющей проблемное явление. После того как сформулировано теоретическое объяснение, из него выводятся эмпирические следствия, которые формулируются в виде гипотез о причинно-следственных связях между переменными. Логика размышлений примерно такая: если верна предложенная теория, то должна быть установлена причинно-следственная связь между конкретными независимыми и зависимыми переменными (Кэмпбелл, 1996; Основные методы сбора данных в психологии, 2012). Согласно Д. Кэмпбеллу (1996), причинно-следственную связь между переменными можно установить, если выполняются три требования:

  • 1) изменение независимой переменной должно предшествовать во времени изменению зависимой переменной;
  • 2) при изменении независимой переменной должно наблюдаться статистически значимое изменение зависимой переменной;
  • 3) изменение зависимой переменной не должно быть обусловлено изменением других (побочных) переменных.

Следующий этап - планирование и проведение самого эксперимента для проверки эмпирических гипотез о связи между переменными. В самом общем виде процедура эксперимента состоит в том, что исследователь целенаправленно изменяет независимую переменную, измеряет показатели зависимой переменной при разных уровнях независимой и создает условия, исключающие возможные альтернативные объяснения изменения зависимой переменной как обусловленного влиянием побочных переменных (Основные методы сбора данных в психологии, 2012). Если исследователю удалось показать, что различия в показателях зависимой переменной при разных уровнях независимой статистически значимы, то можно сделать вывод о наличии причинно-следственных связей между зависимой и независимой переменными. Если различия в показателях зависимой переменной статистически не значимы, делается вывод, что в эксперименте не удалось получить данные о существовании причинно-следственных связей между переменными. При этом нужно иметь в виду, что в этом случае более сильный вывод об отсутствии причинно- следственной связи между зависимой и независимой переменными будет неправомерен, поскольку статистические критерии устроены таким образом, что с их помощью невозможно доказать отсутствие различий (там же, с. 146).

Обратим внимание на следующее: наличие причинно-следственной связи между переменными логически следует из теории, поэтому если теория истинна, должна наблюдаться причинно-следственная связь. А вот истинность теории не следует с логической необходимостью из наличия показанной в эксперименте причинно-следственной связи между независимой и зависимой переменными, поскольку эта связь может быть объяснена и другими теориями. Вообще переход от эмпирических данных к теоретическим положениям весьма сложен. Вывод, касающийся статуса теории, не является утверждением, механически следующим за эмпирическими данными. Это всегда концептуальные размышления, теоретически нагруженные интерпретации, и исследователь не только ссылается на результаты эмпирических проверок, но и взвешивает качество теоретических суждений: логическую стройность, непротиворечивость, правдоподобность, объяснительный потенциал, значимость в контексте достижений определенной предметной области. Вообще истинность теории не может быть доказана эмпирически. Эксперименты - лишь способ испытать теорию на прочность. В сущности, вывод о ложности теории также нельзя сделать на основании одних эмпирических данных: это возможно лишь с помощью другой теории, выдержавшей пробы на прочность и обладающей большим объяснительным потенциалом и большей концептуальной силой.



Поделиться