Гиперактивный ребенок в обычной школе. Гиперактивный ребёнок в школе: что делать? Какие жалобы бывают у взрослых

Прошло чуть больше месяца с начала учебного года, и во многих классах учителя столкнулись с похожими проблемами: дети, обычно мальчики, не слушают на уроках, делают, что вздумается, и с трудом контролируют себя. Сегодня таких детей принято называть гиперактивными. Могут ли такой диагноз поставить в школе? Как родителям наладить школьную жизнь ребенка?

«Мой сын в этом году пошел в школу. Он с рождения был очень подвижным и нервным мальчиком, а в школе его проблемы обострились: учительница жалуется, что он громко разговаривает на уроках, вертится и мешает всему классу. Да, он сложный ребенок. Школьный психолог говорит, что у него синдром гиперактивности. Что это такое?»

Полностью этот диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ. Дети с этим синдромом не только очень подвижные, болтливые и суетливые; у них есть проблемы с концентрацией внимания, с сосредоточенностью. В среднем в мире детей с СДВГ около трех процентов, следовательно, в классе, состоящем из тридцати учеников, вполне может оказаться такой ребенок.

Когда проявляются симптомы СДВГ? Считается, что это происходит до семилетнего возраста, хотя иногда они могут впервые проявиться и лет в десять-одиннадцать. Чаще всего к врачу обращаются родители первоклассников: «Все сидят спокойно, а мой не может!». Впрочем, некоторые уточняют: «А вообще-то с ним было очень трудно с самого рождения».

Заостренный темперамент

Вообще внимательность и активность — это свойства темперамента, и в этом смысле все люди делятся на тех, кто может долго быть сосредоточенным, может выполнять кропотливую работу, и тех, кто такую работу терпеть не может. Диагноз СДВГ означает, что эти свойства темперамента крайне заострены, так, что человек не может вписаться в нормальную жизнь, не в силах выполнять те задачи, которые ставят перед ним окружающие и он сам, и это очень мешает полноценным отношениям с родителями и друзьями.

Сейчас нередко любого импульсивного, очень подвижного малыша, не задумываясь, называют гиперактивным. Однако диагноз СДВГ может поставить только врач. На глазок определить, есть ли у ребенка СДВГ или он просто истерику закатывает, невозможно. Для постановки диагноза требуется внимательно оценить жизнь и развитие ребенка, проследить, как и в каких ситуациях проявляются его проблемы внимательности и активности.

Уровень активности можно определять по специальным шкалам, которые заполняют родители, и врач сравнивает, насколько показатели конкретного ребенка отличаются от стандартных. Эти шкалы основаны на серьезных исследованиях, проводившихся в США и Европе. Нормы в них, правда, американские и европейские. В своей работе я опираюсь на них, хотя и с осторожностью.

Не расстройство личности

Первое, что нужно знать родителям: СДВГ — не психическое заболевание, а расстройство развития. Просто у ребенка изначально нарушена функция самоконтроля. Чаще всего он не заболевает этим — он уже рождается таким. Часто родители спрашивают у меня: «Это мы где-то недоглядели, чего-то вовремя не сделали?». Нет. Родители здесь не виноваты. Если бы мы могли заглянуть к такому ребенку в мозг, то увидели бы, что те области, которые отвечают за самоконтроль, за управление поведением, у него работают иначе, чем у других.

Парадокс в том, что эти дети выглядят абсолютно нормальными. Вот он просит прощения и обещает исправиться, однако раз за разом свои обещания нарушает — и его начинают считать испорченным... Я спрашиваю у одного мальчика: «Что ты на уроках-то разговариваешь?». А он отвечает: «Да я забываю, что нельзя». Дети с СДВГ забывают правила и ведут себя, поддавшись импульсу. Родители, которые знают об этом, легче прощают такого ребенка, не навешивают на него всевозможные ярлыки и, надеюсь, не винят себя понапрасну.

Причин у СДВГ может быть несколько. Например, наследственность. Исследования говорят о том, что примерно у половины детей с этим диагнозом хотя бы у одного из родителей СДВГ тоже есть. Также известно, что у детей с низким весом или низкими оценками по шкале Апгар сразу после рождения чаще развивается СДВГ.

Подпорки

К сожалению, нет способа вылечить СДВГ раз и навсегда. Но от поведения родителей во многом зависит . Понимая, в чем проблема, они способны значительно облегчить ему жизнь. Поставив этот диагноз, я своей главной задачей считаю объяснить родителям, что происходит.

Самое эффективное, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь ребенка с СДВГ, — выстроить для него систему внешнего контроля.

  1. Детям с СДВГ сложно удерживать в голове большой объем информации. Это значит, что задачи для них следует дробить на части . Сделал одно — получи новое задание.
  2. Известно, что у детей с СДВГ большие проблемы с ощущением времени . Они «близоруки к будущему». Если мы можем планировать свою деятельность и примерно представляем себе, к чему она приведет, то у детей с СДВГ «окно во времени» — десять минут максимум. Они живут исключительно этим моментом, они не представляют последствий. Поэтому, если в результате их действий происходит «что-то не то», это не их выбор, они этих последствий не хотели.
    При этом такой ребенок остро нуждается в немедленной обратной связи от родителей. И в этом случае последствия ему нужны здесь и сейчас. С ним не сработает подход: «Если ты будешь в течение месяца следить за порядком в своей комнате, мы подарим тебе велосипед» или «Если ты сейчас же не сядешь за уроки, вечером вернется отец и тебя накажет». Вечер — это какое-то туманное будущее. Лучше говорить так: «Если ты прямо сейчас сделаешь вот это, то сможешь получить то-то и то-то сразу же».
    Таким детям очень трудно в школе. Они должны просидеть сорок минут не отвлекаясь и выполнить классную работу, а оценка появится только через два дня, когда учитель проверит тетради. В такой ситуации сложно сосредоточиться, потому что результат и награда — очень далеко.
  3. С этими детьми хорошо работает «очковая» или «жетонная» система . За выполнение повседневных дел ребенок получает награды в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. Так он постоянно видит результат своих действий, понимает, что его возможности с каждым разом и с каждым делом увеличиваются.
  4. Применение таймеров. Они помогают детям, у которых есть проблемы с ощущением времени, отслеживать его. Можно использовать обычные песочные часы.
    Есть еще одна прекрасная вещь — часы, у которых на циферблат нанесен цветной круг, и вместе с проходящими минутами этот круг исчезает. По этим часам «вживую» можно увидеть, как уходит время. Ведь сам ребенок не чувствует, что оно заканчивается, и из-за этого откладывает дела.
  5. При посещении общественных мест , например поликлиники, нужно заранее продумать, чем в течение часа или двух будет заниматься ребенок, особенно если мама будет занята. Запаситесь бумагой, фломастерами и игрушками. Нелишне будет взять в помощь родственника.
    К сожалению, взрослые часто реагируют реактивно: поместили ребенка в ситуацию, в которой у него, скорее всего, начнутся проблемы, и потом начинают его ругать.
  6. Принимать ли при СДВГ медикаментозные средства? Этот вопрос родители должны обсуждать со специалистом. Конечно, применение лекарств имеет свои плюсы и минусы, но в подавляющем большинстве случаев я очень советую хотя бы попробовать лечение, потому что эффект может оказаться значительным. Однако непременно уточняйте у врача, проходило ли назначаемое им лекарство клинические испытания на эффективность. К сожалению, подавляющее большинство назначаемых в нашей стране при СДВГ препаратов таких испытаний не проходили.

СДВГ и окружающие

Одна из проблем, с которой сталкиваются родители детей с СДВГ, — недостаточная информированность общества, учителей и даже некоторых специалистов. Но главное, сами родители должны четко понимать, с чем они имеют дело.

Просто сказать учителю: «Знаете, у моего ребенка СДВГ» — значит не сказать ничего. Надо описывать поведение ребенка очень конкретно, например: «Моему сыну очень сложно усидеть на месте, сложно себя сдерживать, это у него давно, мы много чего перепробовали, сейчас ходим к врачу, занимаемся этим, но я опасаюсь, что на уроках он будет вертеться и даже разговаривать... Я очень хочу, чтобы у него было хорошее поведение. Давайте договоримся: я буду к вам подходить на минутку каждый день после уроков, а вы мне будете рассказывать, что и как у него получалось».

Нужно взять учителя себе в союзники. Иначе бывает, что обе стороны, и учителя, и родители, только жалуются: «Эти родители ничего не хотят делать, весь груз на нас», «Эти учителя ничего не понимают про нашего ребенка, только гнобят его». Конечно, и то и то бывает, и довольно часто, но эффективнее работать вместе.

По мере взросления способность к самоконтролю, умение управлять своим поведением у любого ребенка улучшается. Суетливость, подвижность, болтливость уменьшаются обычно уже к концу начальной школы. Чуть медленнее уменьшается импульсивность.

Конечно, люди приучаются сдерживать себя, однако они продолжают оставаться порывистыми и вспыльчивыми. Проблемы, связанные с недостатком внимания и сосредоточенности, обычно остаются и сопровождают этих людей и во взрослой жизни. Но тогда хотя бы появляется возможность выбирать, чем заниматься.

Существует немало профессий, которые вполне подойдут человеку с проблемами самоконтроля. Известно, что, например, в США люди с СДВГ охотно идут в армию (таких там, по некоторым подсчетам, более десяти процентов), потому что армия предполагает четкие правила и рамки, понятную структуру, прописанные обязанности и двигательную активность.

С одной стороны, сложно винить родителей, ведь оказаться в такой ситуации никому не пожелаешь. Это огромный труд — воспитывать детей с СДВГ. Но лучше все-таки не забывать: сложное поведение — отнюдь не свободный выбор ребенка. Не так давно ко мне обратилась семейная пара, уже вырастившая двоих детей. У третьего, появившегося на свет значительно позже, диагностировали СДВГ. И муж с женой сказали мне: «Знаете, долгое время мы считали себя замечательными родителями и ставили себе в заслугу то, что воспитали прекрасных детей. Лишь теперь мы поняли: легко воспитывать „легких“ детей, а попробуй-ка воспитать ».

Множество родителей и учителей задают такой вопрос. Рассказываем, как взаимодействовать с учениками, у которых синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Вы можете быть в легком или в тяжелом замешательстве, если сталкиваетесь с такими детьми в первый раз. Они носятся по классу, отвечают без поднятой руки, не могут усидеть на одном месте и мешают другим и самим себе. Так? Отчасти. Но, если вы читаете эту статью, значит, вы настоящий профессионал и беспокоитесь за своих учеников. А наше дело – постараться вам помочь.

Для начала давайте попробуем разобраться: правильно ли мы понимаем явления СДВ (синдром дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Оля Каширина. Постоянно говорит, причем говорит без умолку, на уроках и на перемене, по теме и не по теме. На месте ей не сидится, она постоянно ерзает, грызет ногти или ручку.
Вася Загорецкий. Тихоня со среднего ряда. Витает в облаках, полностью отрешен от происходящего, на вопросы учителя отвечает невпопад, а иногда спонтанно выдает что-то далекое от темы обсуждения.

Кто из них страдает указанными синдромами? Конечно, кажется, что Оля. Но на самом деле и Вася тоже.

Основные показатели

Импульсивность . Внезапные ответы, резкие движения, таких детей даже называют «себе на уме».
Невнимательность . Рассеянность, витание в облаках, постоянное отвлечение от темы занятия и большие проблемы с концентрацией.
Гиперактивност ь . Тема нашего обсуждения. Шило вместо внутреннего стержня, уж простите нам эту шутку.

Эти три показателя могут комбинироваться, и в итоге мы получаем детей не только «реактивных», но и просто невнимательных, порой даже немного заторможенных, которые тем не менее все равно попадают в категорию СДВГ.
Возможно, ребенок с гиперактивностью может показаться настоящей проблемой для учителя. Дерганый, мешающий другим отвечать, а иногда, наоборот, подавленный. Зато такой ребенок всегда «в теме», не правда ли? Он легко привлекается к обсуждению, тянет руку и проявляет интерес к нестандартным форматам.
Но самой распространенной комбинацией, одновременно приносящей самый разнообразный набор впечатлений как родителям, так и учителям, являются дети и импульсивные, и невнимательные, и гиперактивные. «О, такого ребенка я знаю!» – сейчас воскликнули читающие нашу статью. Все мы знаем таких детей. Именно у таких учеников бывают «периоды» поведения, приливы и отливы.

И хотя в этой статье мы собирались говорить только о детях гиперактивных, обойтись без комментариев относительно «мечтателей» с СДВ/СДВГ нельзя.

Ученик-невидимка

Таких вы тоже знаете. В каждом классе есть свой тихоня, тихий мечтатель у окна или девочка, рисующая что-то на полях тетради. Увы, те дети, чье СДВГ скорее «невнимательное» (второй показатель из нашего списка), становятся невидимками. Будто бы Гарри Поттер дал им на время свою мантию. Признаков буйного поведения они не проявляют, так что учителя относятся к ним спокойно или даже никак. Что в результате? А в результате ребенок замыкается и «отсутствует».
Родители ругают его за плохие оценки, учителя за невнимательность, сверстники дразнят, наклеивая ярлык «не от мира сего». Но что, если виноват не ребенок?

Нужно отметить, что скучные или однотипные задания и приводят к переходу таких детей из состояния «вкл.» в состояние «выкл.». И дело не в «отсутствии», рассеянности или невнимательности, ведь вы сами знаете: такие ребята включаются, когда у них есть любимое занятие. Они способны концентрироваться на том, что им интересно. То есть учителю придется экспериментировать с методиками преподнесения информации и работать над включенностью большего процента класса (об этих методиках мы часто пишем в нашей группе в социальных сетях).

Таким детям для успешной адаптации может потребоваться помощь психолога или наставника, который «разговорит» ребенка и поможет найти себя. Подробнее об этом на осенней конференции по наставничеству GlobalMentori 2017 .

Поговорим о положительных сторонах

Ваши гиперактивные непоседы обладают некоторыми уникальными особенностями, попробуйте использовать их на занятиях.

1. Гибкое мышление
Да, эти мечтатели и фантазеры одновременно могут рассмотреть 3–4 варианта ответа или решения определенной задачи. В естественных науках предлагайте им больше «качественных задач», направленных на поиск причин явлений. На русском или литературе разрешайте использовать нетипичные формы ответа. Пусть сочинение будет в стихах, мы не на ЕГЭ. Заинтересуйте их.
2. Личное мнение
Да, когда мы спрашиваем на уроке истории о дате крещения Руси, нам хочется услышать в ответ четкий год. Но, если вопрос предполагает многовариантность, спросите гиперактивного ребенка. Причин революции 1917 года было точно больше 5. Я, как историк, могу назвать 15. Вдруг ваш ученик найдет еще больше?
3. Комментарии
Да, своими комментариями, неуместными шутками или жестами такие дети могут сбивать общий серьезный настрой. Зато это ваш способ получить желаемое вовлечение. Класс молчит? Спросите вашего гиперактивного мечтателя. Красноречие пламенного ребенка точно пробудит спящий класс.

И да, дорогие коллеги, такие дети держат нас, педагогов, в тонусе. Одинаковое задание такие дети ни за что не будут делать дважды.

Советы по работе с детьми с гиперактивностью, СДВ и СДВГ

    Если речь идет о поставленном медицинском диагнозе, пожалуйста, не полагайтесь только на эту статью, вам понадобится учебный план и школьный психолог.

    Оставайтесь в диалоге с родителями или начните его. Обязательно! Они будут вам только благодарны за простое человеческое отношение. Иногда родители могут предложить методики, которые можно смело взять в работу.

    Не пытайтесь изменить ребенка, да, вы можете его воспитать, но не надо корректировать его личность.

    Спрашивайте у самих детей, что им нравится. Берите информацию у первоисточника, он точно знает, КАК ему нравится учиться.

    Поговорите с классом. И тихоне, и вынужденному выскочке может быть сложно адаптироваться в среде «нормальных» детей, и вам лучше ненавязчиво проконтролировать ситуацию, чтобы в дальнейшем избежать травли.

    Чтобы вернуть к работе ребенка с гиперактивностью, используйте не повышенный тон, а личное обращение и контакт глаз.

    Учащимся с СДВГ может быть сложно систематизировать информацию и концентрироваться на чем-то. Им нужна система. Используйте инфографику (найдете ее в нашем разделе на сайте), пошаговые инструкции, советы – как учебные, так и жизненные.

    Любые требования к ребенку преподносите по-разному. Напишите на доске, проговорите, положите на стол распечатанное задание. Для младших классов очень хороши карточки с заданиями и опорные картинки.

    Постарайтесь не выпускать ребенка с СДВГ из поля зрения. Тихони часто садятся на задние парты, равно как и излишне активные ребята. Лучше посадите их поближе к своему столу. Если речь идет о младших школьниках – дайте ребенку лист или блокнот, обычные каракули помогут ему сосредоточиться. И заведите игрушки для снятия стресса. Обычный кубик или мягкий мячик с манкой, который можно теребить, очень поможет успокоить «беспокойные ручки».

    Ваша главная задача как учителя – добиться того, чтобы ребенок осмыслил полученный материал. А осмысливать можно всегда по-разному, так что используйте различные методы фиксации информации. Стикеры, доски с карточками, цветные карандаши, маркеры, ручка и бумага, заполнение таблиц – в ход может пойти все, пробуйте.

    Разбивайте любую задачу на части. Лучше меньше и постепенно. И не забывайте повторять задание, еще и еще раз.

    Не забывайте про игровой формат. Да, «мы в школе, а не в цирке», но здоровый юмор и качественное вовлечение в образовательный процесс еще никому не мешали.

    Детям с дефицитом внимания, как это может быть ясно уже из самого названия, нужна от вас обратная связь. Комментируйте их работу и хвалите, только тогда они будут лучше стараться. Им важно не только понимать требования, но и получить оценку их результата. При правильной похвале в самом ребенке можно сформировать мотивацию, которая поможет ему держать себя в руках.

Бывает, что ребенок плохо адаптируется к школе. По разным причинам он не вписывается в школьные правила, не может учиться сам и мешает другим. Родители в отчаянии: вроде ребёнок как ребёнок, совсем неглупый, но при этом сплошные двойки и разочарования. Вооружившись исследованиями, литературой и собственным опытом, рассказываем о поведенческих проблемах гиперактивных детей и о том, что с ними делать.

Для описания этой проблемы нередко используется «модный диагноз» — СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Мы, однако, не будем пользоваться этим клиническим штампом.

Во-первых, гиперактивность и нарушения внимания далеко не всегда идут рука об руку. Проблемы это совершенно разные, и о дефиците внимания нужно говорить отдельно. Во-вторых, даже у самых передовых медиков на данный момент нет консенсуса ни по поводу критериев СДВГ, ни по поводу того, что делать, если диагноз поставлен.

В США используется протокол WWK3, по которому детей с диагностированной гиперактивностью лечат риталином (метилфенидат — препарат-психостимулятор). Но по некоторым исследованием (например, по данным австралийских ученых) риталин при СДВГ долгосрочно неэффективен.

Другой основной препарат для лечения СДВГ — атомоксетин, известный у нас под названием страттера. Лекарство это достаточно эффективное, но вызывает значительные побочные эффекты, заставляющие многих родителей от него отказаться (тошнота, резкое снижение аппетита, замедление роста мышечной массы).

В странах СНГ гиперактивность практически не лечат лекарственно, назначая разве что ноотропы, по поводу которых полноценных, масштабных исследований не проводилось, или в тяжелых случаях нейролептики, что уж совсем необоснованно.

Каким же образом лично мы можем сгладить проявления гиперактивности у ребенка и помочь ему адаптироваться в школе, если его особенности мешают учиться и общаться так, как это делает большинство его сверстников?

Вот экстремальный непоседа. Он бегает, раскачивается на стуле, машет руками, все время болтает, не хочет и не может слушать учителя, читать учебник, нормально писать в тетради. Зато отлично мешает учиться другим. При этом он нередко отстает в эмоциональном развитии: умеет только «бегать с ребятами», но ему не хватает терпения, чтобы хоть как-то подстроиться, выслушать товарища. И потому у него не получается завести друзей.

Учителя от него стонут, сверстники быстро начинают считать шутом или вообще изгоем. Интеллект у него может быть высоким или нормальным — но бесконечная суета, бег, прыжки и вопли просто не дают ребенку проявить себя.

Как же определить свою позицию по поводу обучения нашего активного ребенка в школе? И что надо делать? Эти советы базируются как на личном опыте автора, воспитывавшего гиперактивного ребенка, так и на различной литературе. В частности, — отличной книге «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» петербургского психолога Екатерины Мурашовой.

1. Режим

Гиперактивному ребенку нужно продолжать вести «дошкольный образ жизни» лет до десяти. Ему нельзя быть маленьким менеджером, у которого все дни расписаны по кружкам и секциям. Нельзя оставлять его на продленке, если там нет дневного сна. Послеобеденный отдых, прогулка, приготовление уроков, тихие игры и сон — только так.

При подъеме в 7.30 гиперактивный младшеклассник должен «выключать свет» максимум в 21.00. А перед этим — 20-30 минут лежать в постели и читать, рисовать или слушать аудиокнигу.

2. Никакого спорта

Распространенное заблуждение о гиперактивном ребенке — ему просто «надо дать выбегаться и устать», что если его «отдать в спорт, то он будет тратить свою чрезмерную энергию, и станет как шелковый». На самом деле сил у него не так уж много, просто он не может остановиться. А уж выносливости нет и вовсе никакой.

Если такого ребенка дополнительно возбуждать и «выбегивать», можно получить только вечерние истерики: дико устал, но все равно бешусь, пока не свалюсь.

Кроме того, спорт как раз требует не неуправляемого, а точно отмеренного энергетического потока. Гиперактивный ребенок и на бытовом-то уровне не способен направлять свою энергию. Лучше выбирать такие секции, где главным предметом внимания является не результат, а процесс, чередование нагрузки и расслабления. Они могут быть и спортивными, но уж точно не профессиональными.

3. Не медленнее, а ритмичнее

У гиперактивного ребенка импульсы между корой и подкоркой головного мозга, регулирующие активность и торможение, проводятся медленнее, чем надо.

Как ни парадоксально это звучит, гиперактивный ребенок — в чем-то тормоз. Он быстро соображает, но еще быстрее выдыхается, и потому просто не успевает сам за собой

Это быстрый, но «рваный» контакт, мигающий свет. Наши основные усилия должны быть направлены не на то, чтобы что-то замедлить или целенаправленно успокоить, а на то, чтобы сделать ребенка во всех отношениях более плавным, ритмичным. Менее «дёрганым».

Этому служит и тот же режим (мерно, циклически повторяющийся круг дел — обязанностей, практик, видов отдыха), и маленькие циклы во время приготовления уроков (если каждый три или пять минут отвлекаться по плану, а не самопроизвольно — то постепенно учишься работать эти три минуты уже не отвлекаясь).

Главная идея в том, чтобы находить ритм во всякой деятельности, заменять ритмом непроизвольные судорожные «включения» в активность и «выключения» из неё.

4. Работа с ритмом в школе

Здесь у опытных учителей обычно есть свои приемчики. Они знают, что ребенку надо трижды за урок под каким-нибудь предлогом выдернуть с места — к доске или в коридор. И что Антон будет меньше мешать, если дать ему отдельное поручение и не обращать внимание на то, что он качается на стуле во время контрольной.

Если учитель ничего такого не придумывает, возьмем инициативу в свои руки. Договоритесь с учителем, например, о том, чтобы ребенок во время урока мог пару раз на пять минут выйти из класса. А ребенку поставьте на телефон таймер — но не со звуковым сигналом. Иногда уже этого «короткого ритма» бывает достаточно, чтобы поведение существенно улучшилось.

5. Как можно бережнее с оценками

Это нужно всем детям, но тем, у кого проблемы с поведением и прилежанием — в первую очередь. Внушите ребенку, что он — это не то, что ему поставили, будь то оценка или диагноз. И не то, как его назвали или прозвали. Он — не сумма своих особенностей и странностей, не «тот самый Иванов».

Нужно обязательно противопоставить школьной репутации ребенка что-то сильное и весомое. Конечно, идеально учить ребенка так и в таком месте, чтобы подобная репутация у него вообще не начинала складываться. Но получается не всегда. Во всяком случае, за порогом дома — никаких оценок, упреков и бесконечных «какой же ты…». Какой есть, такой и слава Богу!

Если гиперактивный ребенок растет в атмосфере постоянного недовольства, ему труднее компенсировать свои особенности.

И к ним начинают добавляться другие: тяга к опасному экстриму, агрессивность, аддикции, сильные перепады настроения. Так что от школы его надо беречь, служить буфером, и по возможности выбирать мягких, бодрых и понимающих учителей.

6. Вовремя отдать пульт управления

Гиперактивный ребенок не может обеспечить сам себе постоянную включенность (см. пункт второй). Поэтому родитель должен формировать вокруг него волшебную коробочку, включая и выключая его вручную, но позволяя постепенно сформировать выносливость и усидчивость. Эти вещи действительно крепнут путем долгих тренировок.

Вот мы завели помидор на десять минут, и точно знаем, что эти десять минут ребенок будет сидеть тихо и с нашей рукой на голове решать уравнения. Помидор зазвенел, ребенок получил маленькое поощрение, затем пять минут покувыркался на кольцах — и снова десять минут математической отсидки под гипнозом родителя.

Но как только родитель замечает, что ребенок уже в состоянии обеспечить себе этот ритм сам, он вручает пульт управления самому ребенку. Крайне важно помочь ему самостоятельно поддерживать свои ритмы. Для этого можно приспособить самые разные приемы. От доски, где можно плюсиками отмечать сделанные дела, до упомянутого помидора или таймера на телефоне.

Крайне важная задача — перевести гиперактивного ребенка на самообеспечение.

Ведь если мы продолжим управлять им вручную, то неизбежно задолбаемся до крайности, да и дитятко инфантилизируем. А если просто махнуть рукой, то… кто-то выплывет, а кто-то съедет так, что потом трудно будет наверстать. Нет, я не про оценки, а про психическое здоровье, зависимости, образ жизни. Гиперактивные дети в группе риска по многим параметрам.

7. Посмотрите на себя

Очень часто гиперактивные дети рождаются у гиперактивных родителей. Если это про нас, то поразмыслим над собственными привычками и над теми приемами, которые помогают нам все-таки адаптироваться в обществе.

В гиперактивности на самом деле масса плюсов, особенно по нынешним временам.

Адаптированный гиперактивный человек быстрее соображает, легко переключается (в то время как неадаптированный гиперактивный переключаться вообще не умеет). И хотя быстро устает, но быстро и отдыхает.

Работающий короткими циклами проект-менеджер, intraday-трейдер, легкий на подъем журналист, фрилансер, которого «ноги кормят», любитель постоянных командировок (приехать и отоспаться сутки) — гиперактивные живчики при умелом управлении своим неровным потоком энергии способны быстро и легко сворачивать разнообразные горы. Но очень важно научиться правильному обращению со своими особенностями, чтобы они не перерастали в патологию, а, наоборот, делали человека более эффективным.

Статья.

Гиперактивный ребенок в школе: Проблемы и решения.

На сегодняшний день самой распространенной формой нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ проявляется непосредственно рассеянием внимания, двигательной активностью (гиперактивностью) и четкостью поведения. Гиперактивность у детей характеризуется тем, что дети чрезвычайно подвижны. После поступления детей в школу проблема гиперактивности увеличивается. Их поведение не соответствует их возрасту, поэтому в школе они не могут достичь каких-либо результатов в обучении. Но при этом множество таких детей имеют высокий уровень интеллектуального развития. Навыки чтения или письма намного ниже чем у обычных детей. Письменные работы содержат в себе множество ошибок, которые характерны именно при невнимательности ребенка. У таких детей также переодически возникают обострения во взаимоотношениях со своими сверстниками, с педагогами, а также с членами семьи. Так как для всех проявлений синдрома типичны колебания во времени и ситуациях, поведение ребенка не предсказуемо.

Гиперактивность представляет собой некую болезнь, которая передается отчасти генетическим путем (по наследству), такие данные были представлены в нескольких исследованиях. Семейные опросы также придерживаются этой гипотезы.

Отечественные исследователи в свою очередь провели свои расследования, в которых пришли к такому выводу: заболевание развивается в результате изменения структуры Х-хромосомы. Исследования, проводимые много лет назад, и сегодня утверждают лишь одно, на развитие болезни непосредственное влияние оказывают гены.

Впервые описал синдромы гиперактивного ребенка, который ни минуты не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хаффман.

М.М. Чистякова в книге «Психогимнастика» говорит, что для таких детей необходимы занятия психогимнастикой. Также он доказал, что уроки изобразительного и музыкального искусства – это средства, которые помогают наладить контакт с детьми, имеющими такие нарушения.

А.Д.Столяренко в книге «Детская психодиагностика и профориентация» в разделе «Гиперактивность» рассуждает о том, что в основе синдрома СДВГ лежат незначительные, но все же поражения участков головного мозга, возникшие в результате осложнений во время беременности и родов, истощающие организм заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические, психические травмы.

Но отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. В 1972 году известный педиатр Ю.Ф. Домбровская выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют значительно больше всего проблем родителям и педагогам. Говоря о детях с этим нарушением, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М. Трошин, А.М. Радаев, Ю.С. Шевченко, Л.А. Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Сегодня это заболевание начинает принимать огромные масштабы во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует огромное число публикаций как в газетах, так и в книгах, журналах по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-2000, а в 19977-1980 гг. – 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг .

Цель статьи - изучить особенности внешнего и внутреннего развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

«Активный» - от латинского « aktivus » (деятельный, дейтсвенный). «Гипер» - от греческого « hyper »- над, сверху – указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется на ранних этапах, не соответствует возрасту, развитию у ребенка невнимательности, характеризуется отвлекаемостью, импульсивностью [ 11,с.20 ] .

Гиперактивность- комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности .

Причины гиперактивности у детей в младшем школьном возрасте:

Гены – гиперактивность больше присуща мальчикам, причем преимущественно большинство таких детей имеют светлые волосы и голубые глаза;

Здоровье генетических родителей – зачастую гиперактивные дети рождаются у матерей с аллергичными заболеваниями (астмой, экземой;

Отсутствие либо дефицит жирных кислот и питательных элементов (особенно Zn ? Mg , витамина B -12) симптомами при этом являются постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы;

Неправильное питание- в рационе ребенка преобладают сладкие продукты (шоколад, сахар и т.д.), молочные продукты, белый хлеб, помидоры, апельсины, яйца:

Неправильное воспитание- вседозволенность, нестабильность в поведении взрослых (наказание и поощрение со стороны родителей за один и тот же поступок) .

Родителям стоит помнить, что лучше их их ребенка никто не знает: ни врачи, ни учителя, ни знакомые. Ведь только родители могут оценить «нормальность» своего ребенка. Ну, а оценивая, также стоит не забывать, каждый ребенок индивидуален и имеет право быть личностью, не похожей на других.

Гиперактивность у ребенка может проявляться еще в дошкольном возрасте. Дома таких детей зачастую сравнивают с их старшими братьями, сестрами, сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего, собственно говоря, и страдают дети. Они не хотят быть похожими на других и зачастую специально ведут себя так. Первые проявления неусидчивости можно пронаблюдать в возрасте до 7 лет. Обычно днем такой ребенок не спит даже будучи еще малышом, ночной же сон у него беспокойный. Такие дети постоянно привлекают внимание, находясь дома либо в общественных местах, потому что все время сто-то трогают, хватают, не слушают своих родителей .

Особенности работы с гиперактивными детьми.

Система предоставления школьного материала в учебном заведении представляет сбой прежде всего педагогический монолог, который требует от детей внимательного слушания и удовлетворительного поведения, тогда как гиперактивным детям нужны визуальные и тактильные опоры в получении информации. В первую очередь родителям и преподавателям следует запастись терпением. Также нужно обязательно соблюдать распорядок дня .

Итак, гипреактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают огромную потребность в движении, что противоречит школьному уставу.

Таким образом, можно сказать, что наши школы не совсем готовы к обучению гиперактивных детей. Сам гиперактивный ребенок не способен структурировать свое время, поэтому на первых этапах его обучения взрослые должны помочь ему с пользой распределять данное ему время, в домашние задания были выполнены. Можно даже в некоторых случая отдавать ответственность за их выполнение самому ребенку, но родители контролируют процесс сами .

Так же проблемой в обучении гиперактивных детей является отсутствие игровых площадок в школе. Ведь гипреактивным детям оно жизненно необходимо, так как позволяет снять с себя некое напряжение, полученное в результате получения новых знаний. А поскольку в школах этого пространства нет, дети его могут устроить там, где захотят.

Эта проблема не однобока, она требует огромного внимая, как родителей, так и врачей, как педагогов, так и психологов .

Правила работы с гиперактивными детьми:

Работать с ребенком в начале дня, а не вечером:

Уменьшить рабочую нагрузку ребенка;

Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки;

Быть драматичным, экспрессивным педагогом;

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;

Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым;

Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания);

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;

Давать короткие, четкие и конкретные инструкции;

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее;

Предоставлять ребенку возможность выбора;

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Выводы. Проанализирова литературу, можно сказать, что причин возникновения синлрома дефицита внимания и гипреактивности у ребенка может быть несколько: психофизиологическая незрелость, нарушения работы мозга, социально-психологически неблагоприятная семейная обстановка.

Также можно смело сказать, что гиперактивные дети не очень хорошо приспосабливаются к непривычной обстановке и новому коллективу. Гиперактивному ребенку нужно уделять больше внимания и давать возможность физической разрядки во время занятия, это, конечно, не говорит о том, что необходимо работать лишь с этим ребенком или вообще не обращать на него внимания, просто к таким детям нужно разработать индивидуальный план и индивидуальных подход: чаще спрашивать, просить что-то принести или подать учителю, помочь собрать работы, рисунки, раздать материалы для занятий, т.е. занять ребенка полезной общественной работой, и тогда он будет ощущать, что полезен, будет стремиться к идеалу. Это поможет ребенку с удовольствием высидеть все 35 минут занятия, не нарушая дисциплины. Внимательный преподаватель может предоставить множество таких приемов. Конечно, приведенные советы не заменят никогда консультации у невропатолога и психолога. Гиперактивному ребенку необходимо постоянное наблюдение у специалистов. Конечно же, главная роль в борьбе с таким отклонением отводится семье. Именно родители должны предпринимать меры по борьбе с гиперактивностью. Зачастую говорят, что даже обычные ссоры в семье могут повлиять на развитие СДВГ, поэтому родители должны стараться при детях сохранять в доме спокойную обстановку.

Также родителям и учителям стоит помнить, что данный диагноз не смертелен. С этим дети могут жить и ничего страшного в этом нет, если, конечно, родители уделяют внимание проблеме внимания. Для большинства детей повышенная активность – это абсолютно нормально, на то он и ребенок. Нужно только, чтобы в процессе этой активности ребенок серьезно не травмировался, т.е. нужно внимательно контролировать его занятия и параллельно обучать осторожности как в физических движениях, так и в словесных, а со временем и осмысленности в поступках.

Список использованной литературы:

    Безруких М.М. Ребенок-непоседа\ М.М.Безруких.-М.: Вентана-Граф,2001.

    Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок\И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова.-М.: Искусство психотерапии,2001.-289с.

    Воспитание здорового ребенка: пособ. Для практических работников детских дошкольных учреждений \ сост.: М.Д.Маханева.-М.,1997.-295с.

    Горпинич Ж.О. Гиперактивность детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] . Ж.О. Горпинич.

    Готов ли ваш ребенок к школе?: пособие для родителей\сост Л.А. Венгер, А.Л.Венгер.-М.,1994.-288с.

    Ефремова О.Н. О гипреактивных детях\ О.Н. Ефремова\\ Дошкольное воспитание.-2010.-№10.-33с.

    Ковикова Е.П. СДВГ у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс ].

    Макарова Н.В. СДВГ.\Н.В.Макарова\\Воспитательная работа в школе.-2010.-№6.-144с.

    Педагогический энцеклопедический словарь\сост.:Б.М.Бим-Бад.-М.:РАГС,2003.-126с.

    Психологический словарь\под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко.-М.: РАГС,2003.-627с.

    Шахова Н.С. Психологические особенности готовности к школьному обучению гиперактивных детей [Электронный ресурс]

Школа - враг гиперактивных детей, ведь там нужно быть внимательным и сосредоточенным. Без концентрации и умения доводить начатое до конца успеваемость гиперактивного ученика будет оставлять желать лучшего.

Гиперактивность - бич младшеклассников . Их ведущая деятельность меняется с игровой на учебную, из-за чего нагрузка на мозг многократно возрастает.

Систематичность, длительность, повторение - все то, без чего сложно представить себе обучение никак не стыкуется с гиперактивным ребенком. Что делать в таком случае родителям?

Признаки гиперактивности

Как понять, гиперактивен ли ваш ребенок? Ответьте «да» или «нет» на 10 вопросов нашего теста:

  1. Ребенок постоянно шевелит кистями и стопами?
  2. Не может спокойно посидеть на месте даже минуту?
  3. С трудом дожидается своей очереди в игре?
  4. Отвечает на вопросы быстро, не дослушав до конца?
  5. С трудом выполняет предложенные задания?
  6. С трудом переключает внимание с одного занятия на другое?
  7. Его игры или рисунки часто остаются незавершенными?
  8. Много болтает, мешает другим, вмешивается во все разговоры?
  9. Не умеет играть сам, тихо и спокойно?
  10. Часто совершает импульсивные действия, не задумываясь о последствиях?

Если у вас 8-10 ответов «да», ваш ребенок склонен к гиперактивному поведению.

И вы не одиноки. По данным статистики, среди детей в возрасте от 5 до 11 лет гиперактивных больше 25%, причем мальчики страдают в два раза чаще девочек.

Психолог Елена Фролова рассказывает: «Причин, почему на гиперактивность своих чад чаще жалуются родители мальчиков, чем девочек, несколько. Мозг плода мужского пола более раним к различным патологиям беременности и родов. У психики девочек лучше развиты компенсаторные функции, а также они более эмоциональны и послушны. Например, девочке легче устроить истерику, и она уже получает разрядку, а в этой ситуации мальчик - начинает много говорить, сходить с ума и бегать по потолку».

Какие проблемы в школе

Возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые — такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам.

Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они не слышат, часто что-то теряют, забывают.

Гиперактивным детям необходимо постоянно двигаться, а это идет в разрез со школьными правилами. Просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 35-40 минут для них - непосильная задача. 15, максимум 20 минут - и ребенок теряет нить, его внимание рассеивается, необходима смена деятельности.

Как помочь гиперактивному ребенку

Запастись терпением . Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема, требующая внимания и длительной работы со стороны родителей, врачей, педагогов и психологов. Посещайте разных смециалистов, спрашивайте несколько мнений, ищите альтернативы, собирайте опыт.

Забыть слово «нет ». Для гиперактивного ребенка нет ничего хуже, чем слово «нет». Нет, нельзя, не бегай, не прыгай, не ходи, не бери, не кричи - сколько еще ему предстоит выслушать? Не формулируйте приказы - озвучивайте предложения. И подключайте выдумку. Ваши новые фразы-выручалочки: «Давай будем ходить как кошечки», «Давай минутку послушаем, что нам говорит тишина», «Давай попробуем договориться с ручкой». Если запрет жизненно необходим, старайтесь подать его с позитивной стороны, не говорите «не ходи по лужам», предложите «выйди на асфальт».

Найти свою схему . В семье, где , важно избегать крайностей. Не должно быть вседозволенности и равнодушия, но и требовать от такого ребенка беспрекословного подчинения, соблюдения правил и запугивать карающими санкциями - бессмысленно. Категоричность, упреки, одергивание не пойдут ему на пользу. Вырабатывайте свою тактику, схему, стратегию, ищите ее путем проб и ошибок.

Искать дзен . В школе и дома ребенку пригодится опыт овладения своими эмоциями. Учите маленького человека самоконтролю, шаг за шагом показывайте, как можно сгладить нахлынувшие чувства. Лучший пример - собственный, поэтому сдерживайте свои бурные аффекты, особенно в сторону ребенка. Вместе учитесь переключать внимание, менять направление деятельности и мысли, изучайте дыхательные практики, ходите на восточные единоборства.

Оказывать поддержку . Если бы вы знали, как много значат для гиперактивного ребенка слова «я тебя понимаю»! Ему просто необходима поддержка взрослых. Ему и так неуютно и беспокойно внутри себя, а тут еще вы со своими нотациями. Искренне пытайтесь понять ребенка, поддерживайте его попытки самоконтроля, хвалите за сдержанность и хорошее поведение.

Обнимать. . Никто так не нуждается в обнимашках, как гиперактивные дети. Они могут затихать в ваших руках, вырываться или елозить на коленях, но им просто необходимо ощущать физический контакт с близким человеком. Обнимите ребенка и спокойно поглаживайте его по спинке, словно успокаивая. Чем чаще вы будете проводить такое простое упражнение, тем лучше. Умеете делать массаж? Замечательно, приступайте, не раздумывая, только помните, ваша цель - расслабление ребенка.

Быть кратким. Гиперактивному ребенку задачи нужно обозначать четко, короткими предложениями, без длинных формулировок. В домашних заданиях выделяйте самые важные слова яркими фломастерами, одно слово ребенку будет легче запомнить.

Соблюдать очередность . Если вы скажете «допиши в тетради, помой руки и приходи ужинать», гиперактивному ребенку будет сложно сосредоточиться и удержать во внимании сразу три задачи. Поэтому ставьте задания по очереди. Выполнил одно - начинаем следующее.

Помнить о распорядке дня . Да, гиперактивному ребенку сложно придерживаться каких-то рамок. Но понимать, что после обеда ему нужно будет сделать уроки, а после уроков - собрать портфель - необходимо. Не нужно зацикливаться на минутах, важно соблюдать очередность действий. О том, что ребенку предстоит предупреждайте его заранее: «Мы сейчас досмотрим мультик и пойдем делать уроки». Следить за сроками - ваша задача, не перекладывайте ее на ребенка. В качестве помощника отлично работает календарь, на котором помимо расписания дня можно отмечать какие-то цели и планы на неделю, месяц, год.

Убрать отвлекалки . Ребенок делает уроки? Выключите радио, телевизор, уберите со стола все отвлекающие предметы. Гиперактивному ребенку чтобы сосредоточиться необходимо сделать над собой нечеловеческие усилия. Помогайте ему в этом - убирайте все, что может его отвлечь. Даже цвет стен, мебели, текстиля, одежды выбирайте успокаивающий, не раздражающий.

Гиперактивность чаще всего проходит к подростковому возрасту: признаки повышенной двигательной активности уменьшаются, изменения в психике сглаживаются.

Важно, чтобы к этому моменту ребенок пришел с верой в себя, положительными эмоциями и без груза комплекса неполноценности. А это - в ваших руках!



Поделиться