Что отличает человека от других существ. Что такое человек и его отличие от других живых существ

Человек отличается от других живых существ тем, что он в своих действиях основывается не только на инстинктах. Человек способен мыслить, развиваться интеллектуально, он способен создавать что-то. Да, животные могут построить жилище. Но это только необходимость, основанная на инстинкте выживания. Ведь лиса не станет придумывать машину, чтобы не бегать. а ездить. А вот человеку свойственно мыслить нестандартно, создавать вещи, которые облегчают жизнь.

Но в тоже время, человек в отличие от животных может навредить природе, вмешиваясь в нее.

Рассмотрим чем человек отличается от других живых существ.

Живые существа

Под этим словосочетанием понимается организм который обладает свойствами восприятия реальности. Под это определение подпадает группы или царства:

  • человек;
  • животные;
  • растения;
  • грибы;
  • бактерии;
  • вирусы.

По факту, существуют и другие виды организмов, которые открыты и открываются учеными, но еще не изучены до конца и не определенны в отдельную группу.

Люди обладают определенным особенностями, которые в значительной мере отличают их от других живых организмов, поэтому они относятся к отдельной крупе, а не к животным.

Отличие человека от других живых существ

Главное отличие человека заключается в его сознание, в том что он может познать самого себя и взглянуть на себя со стороны. Также, человеку свойственны психологические и социальные качества, которые позволяют ему функционировать как социальный объект в обществе. Человечество создало цивилизацию, которую продолжает улучшать и совершенствовать.

Главными признаками человека, как самостоятельного вида есть:

  • наличие рук, способных выполнять действия;
  • прямохождение;
  • мозг, который отображает мир и в состоянии мыслить.

Также, есть такое понятия как душа, которое описывается в мировых религиях, что говорит о духовной составляющей человека. Христианство, например, объясняет например происхождения всего живого и описывает события при которых был создан человек и другие живые организмы. Так, религия отводит человеку ключевую роль в жизнедеятельности организмов, давая понять, что человек создан по Божьему образу и имеет определенные цели существования на Земле. Другие живые организмы дополняют общую картину жизни и им отводиться второстепенная роль.

Помимо физических и духовных отличий человека, фундаментальной его особенностью является умение адаптироваться под воздействием внешних факторов. Так, человек может жить в любом месте планеты, хорошо приспособившись под конкретные территориальные особенности.

Человечество живет не только биологическими инстинктами, но и руководствуется высокими мотивами бытия.

Задание: Определите черты сходства и отличия человека от животного1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Способность мыслить


Наличие развитого мозга
Обладание фантазией
Волосяной покров
Наличие сознания

Членораздельная речь

Сходство
Отличие

Задание: Определите черты сходства и отличия человека от животного

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Способность мыслить
Способность к воспроизводству
Способность создавать орудия труда
Наличие развитого мозга
Обладание фантазией
Волосяной покров
Наличие сознания
Приспособляемость к окружающей среде
Членораздельная речь
Способность к коллективным действиям
Сходство
Отличие
2 3 6 8 10
1 4 5 7 9

Наследственность – биологическая сущность всех людей

Особенности внешнего вида
Способность человека воспринимать
окружающий мир, мыслить, говорить.
Особенности своих эмоций: один – спокойный
и рассудительный, другой – активный и
эмоциональный.

Перечислите – какие возрастные отрезки жизни человека вам знакомы?

А в каком возрасте
находитесь вы?
Отрочество
Перечислите
– какие возрастные
отрезки жизни
человека вам знакомы?

Великий мудрец древности Пифагор сравнил периоды жизни человека с временами года

ЗИМА
ВЕСНА
Старость
Отрочество
Пифагор
ЛЕТО
Молодость
ОСЕНЬ
Зрелость
Почему Пифагор сравнивал периоды жизни с временами года?

Чем взрослый отличается от ребёнка?

взрослый
ребёнок

На сколько этапов делится ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ?

СТАРШИЙ
ПОДРОСТОК
(7-8 КЛАСС)
МЛАДШИЙ
ПОДРОСТОК
(5-6 КЛАСС)

Составьте словесный портрет подростка

подросток

Самостоятельность это -

Самостоятельность это 1. Стремление все делать по-своему, наперекор
разумным советам старших.
2. Дисциплинированность, умение подчиняться
разумным требованиям взрослых
3. Умение заслужить доверие взрослых
4. Никогда не признавать своих ошибок, даже если
не прав.
5. Пробовать все, что запрещают взрослые.
6. Умение самостоятельно принимать важные
решения, правильно оценивать результаты
своего труда, отвечать за свои поступки
7. Что хочу, то и делаю!

Найдите аргументы за и против в споре с теми, кто считает, что САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – это ХОРОШО

Аргументы против
Аргументы за

– это группа людей, основанная на
кровном или близком родстве
мать и дети
муж и жена

Слово восходит к корню «сем»,
имеющему отношение к семени и
продолжению рода

Зачем люди создают семьи?

Продолжение рода
Воспитание детей
Удовлетворение
потребности в любви,
общении, организации
досуга
Совместное ведение
домашнего хозяйства
Забота о малолетних и
престарелых

Расставьте этапы рождения семьи в правильной последовательности

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Обязанности по отношению к детям
Брак
Обязанности относительно друг друга
Рождение детей
Воспитание внуков
Встреча

Какие бывают семьи?

По числу
детей
По количеству
поколений
По
количеству
родителей
-
-

Какие бывают семьи?

По числу
детей
По количеству
поколений
-

Виды семьи

По числу
детей
По количеству
поколений
Многодетные
Однопоколенные
Малодетные
Двухпоколенные
Бездетные
Многопоколенные

Какие бывают семьи?

По количеству
поколений

Виды семьи

По количеству
поколений
Однопоколенные
Двухпоколенные
Многопоколенные

Какие бывают семьи?

По количеству
родителей

Виды семьи

По количеству
родителей
Полные
Неполные

Используя свои
знания и опыт,
назовите виды
помощи, которую
государство
оказывает семьям

Государство разрабатывает и проводит политику,
направленную на защиту семьи и прав ребенка.
1. Государство выплачивает денежное пособие по
беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних
детей.
2. Гарантирует бесплатное среднее образование и
медицинское обслуживание
3. Оплачивает полностью или частично питание в школе
детям из малообеспеченных семей.
4. Предоставляет льготы многодетным семьям.
5. Государственная программа «Дети России» особое внимание
уделяет оказанию помощи детям- сиротам, детяминвалидам.
6. Проводится государственная политика по увеличению
рождаемости.

- жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
- на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок
проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в
случаях, если родители проживают в разных государствах;
- на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет
право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);
- на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов,
пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и
расходуются ими на содержание, образование и воспитание
ребенка;
- на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих,
а также государства (в том случае, если ребенок остается без
попечения родителей);
- на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со
стороны родителей.

Термин “экономика”
“Ойкос” –
“хозяйство,
дом”
Номос” –
“закон”;
Каков был первоначальный смысл этого
термина?

ДОХОД
РАСХОД
Каково главное правило
ведения хозяйства?
ДОХОД
РАСХОД

Как называют запасы средств,
используемых для ведения хозяйства?
финансовые
технические
материальные
трудовые
энергетические

Что такое Труд?

это деятельность человека, которая
имеет определенную цель, требует
специальных знаний и умений и
всегда приводит к результату

В чем отличие труда человека от «труда» животных?

?
планирование своего труда,
создание нужных машин и механизмов,
умение человека работать творчески,
cовместное изготовление орудий труда

– продукт труда, изготовленный
для обмена, продажи.
– бытовые удобства,
предоставляемые кому-нибудь

Задание: закончить предложения:

Папа за работу на заводе получил
__________________________
ЗАРПЛАТУ (ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ)
.
Маша учится в строительном институте и
получает СТИПЕНДИЮ
__________________ .
Бабушка каждый месяц получает
_____________________
.
ПЕНСИЮ
На младших детей в семье мама получает
__________________ .
ПОСОБИЕ
Всё названное выше составляет
________________________
семьи.
БЮДЖЕТ семьи.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

составим синквейн на тему ВРЕМЯ

Существительное (выражает тему)
Прилагательное, прилагательное (какой?)
Глагол глагол глагол (смысл)
Фраза из четырёх слов (главный смысл)
Существительное (главный вывод)

– это получение знаний, умений
и навыков

Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального
образования в государственных или
муниципальных образовательных
учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе
бесплатно получить высшее
образование в государственном или
муниципальном образовательном
учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование
обязательно. Родители или лица, их
заменяющие, обеспечивают получение
детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация
устанавливает федеральные
государственные образовательные
стандарты, поддерживает различные
формы образования и
самообразования.

Школьное образование

Средняя (полная)
школа
10- 11 классы
Основная школа
5- 9 классы
Начальная школа
1- 4 классы

Средняя (полная)
школа
10- 11 классы
Основная школа
5- 9 классы
Начальная школа
1- 4 классы

Ольга учится в университете. На какой
ступени образования она находится?
а) Среднее полное общее образование
б) Послевузовское образование
в) Среднее профессиональное
г) Высшее образование

Иван учится на первом курсе
юридического колледжа.
Это означает, что он получает
а) основное образование
б) среднее профессиональное образование
в) полное (среднее) образование
г) дополнительное образование

Ханс Георг Гадамер,
немецкий философ
второй половины XX в

Как можно назвать одним словом следующие черты деятельности человека? выдумка фантазия воображение

выдумка
фантазия
воображение

– это создание чего-то
нового, ценного не
только для данного
человека, но и для
других

Мастер и ремесленник

Ремесленником называют
человека, владеющего ремеслом
Ремесло – это деятельность
человека по производству различных
важных и нужных предметов
Мастер – человек достигший высокого
мастерства (искусства) в своём деле.
Он вкладывает в свой труд смекалку,
творчество, делает уникальные
предметы

Мастер и ремесленник

Может ли один ремесленник всю
жизнь делать одинаковые изделия?
Если человек работает без выдумки и
фантазии, правильно его называть
ремесленником или мастером?
Будут ли отличаться друг от друга
изделия одного и того же мастера?
Что отличает труд ремесленника от
труда мастера?

Дени Дидро,
французский философ
XVIII в

самостоятельных частей

Государственным
языком в РФ
является
Что это значит?
1. На русском языке составляются
документы;
2. На русском языке Россия ведет
переговоры между субъектами;
3. Русский язык изучают во всех школах.

Человека, который любит свою Родину,
предан своему народу, готов на
подвиги во имя своей Родины
называют …
Патриот

- это человек, который имеет
правовую связь с
определенным государством,
что позволяет ему иметь все права,
предоставляемые законами этой страны и
исполнять все установленные законами
обязанности.

Все основные права и
обязанности граждан записаны
в главном законе – Конституции
Российской Федерации
Все граждане России имеют равные права и равные
обязанности.
Гражданином России можно стать с рождения или
приобрести гражданство позже.
Полноправным гражданином можно стать только в 18 лет.
В этом возрасте у тебя будут все права и все обязанности.

Избирать и
быть
избранными
Участвовать в
управлении
государством
Право на
жизнь
Право на труд
Право на
образование
Право на
отдых
Право на
пользование
достижениями
культуры

Соблюдать
законы РФ
Заботиться
о детях
Защищать
Отечество
Заботиться
о родителях
Платить законные
налоги и сборы
Получить основное
общее образование
Бережно
относиться к природе
Беречь памятники
истории и культуры

Что же отличает человека от животного? Отличий много, но прежде всего, это его мозг. Это - главное отличие человека от животного. Наш мозг приблизительно в 3 раза больше по объёму мозга шимпанзе, ближайшего к нам «родственника» из животного мира. Кроме того, есть и другие отличия человека от животного. Это, например, умение перемещаться на двух ногах. Благодаря этой смог освободить две другие конечности, используемые им для самой разнообразной деятельности, вследствие чего произошло увеличение гибкости кисти и мелкой моторики, которые, в свою очередь, как считают многие учёные, позволили развиваться и мозгу человека. Кстати, обезьяна не может совершить такое действие, как, например, вставить нитку в иголку, как ни пытались её научить этому несложному, на наш взгляд, действию. Есть ещё некоторые отличия человека от животного. Например, у людей достаточно хорошо развита речь, которая способна передавать довольно точно мысль.

Люди за долгие годы своего существования так и не смогли установить никаких контактов с «братьями по разуму» на Земле. Мы даже не можем предположить, о чем может «думать» домашняя собака или муравьи, которые ведут сложноорганизованную коллективную жизнь. Человек считает, что он - единственный мыслящий вид на планете. Может быть, оно так и есть. По крайней мере, нам известно, что люди наделены способностями к размышлению о вещах, весьма далёких от их непосредственных направленных на выживание. Такие способности связывают с Используя эту способность, люди создали цивилизацию, развили культуру, изучили далёкие планеты, написали замечательные картины, стихи, музыку, построили красивые города, смогли одержать победу над многими болезнями, холодом и голодом.

Биосфера как имеет свойства, связанные с саморегуляцией. Однако человек иногда идёт наперекор природным законам. Дикая природа может прокормить количество людей примерно в тысячу раз меньше, чем проживает сейчас на планете Земля.

На практике мы хорошо знаем, в чем состоят отличия человека от животного. Однако какие задействовать механизмы, для того чтобы определить, кто находится перед нами - человек или представитель животного мира, не так-то просто сформулировать. В царстве животных наблюдается огромное разнообразие видов и родов, а «Homo sapiens» является только одним из видов. Таким образом, получается, что понятие «животные» более широкое, так как включает в себя понятие «человек»!

Тем не менее, выделяются такие отличия человека от животного:

  1. Человек сам создаёт для себя окружающую среду, преобразуя и изменяя Животное же может только приспосабливаться к условиям природы.
  2. Человек меняет мир, не только сообразуясь со своими потребностями, но и по законам познания его, а также нравственности и красоты. Животное меняет мир, ориентируясь только на удовлетворение своих физиологических потребностей.
  3. Человеческие потребности всё время растут и меняются. Потребности же животного почти не меняются.
  4. Человек эволюционирует по биологической и социально-культурной программам. Поведение животных подчиняется лишь инстинктам.
  5. Человек относится к своей жизнедеятельности сознательно. Животное не обладает сознанием и следует только инстинктам.
  6. Человек создает продукты материальной и духовной культуры, творит, созидает. Животное ничего нового не создаёт и не производит.
  7. Человек в результате своей деятельности преобразует самого себя, свои способности, изменяет потребности, жизненные условия. Животные фактически ничего не меняют ни в себе самих, ни во внешних жизненных условиях.

Таковы основные отличия человека от животного.

  • Чем человек отличается от других живых существ?
  • Каким образом проявляются человеческие качества?

Отличие человека от других живых существ . Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек - это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что отличает людей от животных? Есть, например, признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных?

Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает «общественный»). (Вспомните из курсов истории и биологии, что вам известно о происхождении человека.) Итак, человек - это существо общественное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое не приспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться.

Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные.

Но, будучи общественным (социальным) существом, человек не перестает быть существом природы. Природа создала тело человека. Бестелесны только призраки в страшных сказках. Результатом длительного развития природы является человеческий мозг. Человек - чудесное создание природы. Он имеет многие биологические потребности: дышать, питаться, спать; он нуждается в определенной тепловой среде. Наше тело, кровь, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек - существо биологическое. Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в человеческом организме.

Социальное и биологическое слиты в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук - все это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребенок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения. Значит, в человеке биологическое и социальное начала органически связаны между собой, и только в таком единстве существует человек. Это неразрывное единство позволяет сказать: человек - существо биосоциальное.

Мышление и речь. Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить. Мыслительная деятельность развивалась вместе с развитием мозга. Даже самое высокоорганизованное современное животное - человекообразная обезьяна - не имеет столь высокоразвитого мозга. Попытки научить обезьяну мыслить, подобно человеку, путем многолетних занятий с ней не увенчались успехом.

Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создает то, что природа не производит. Ведь природа не строит машины, дома, железные дороги. А человек, преобразуя природные материалы, творит новые предметы с необходимыми ему качествами. Для этого он использует накопленные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Но для создания техники, транспорта, средств связи необходима не только способность накапливать знания, но и способность с помощью этих знаний создавать мысленные модели тех предметов, которые нужны человеку и которые он хочет сделать, произвести. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетет сеть паутины, пчела строит соты. Но этому их никто не учит, в них срабатывает врожденный инстинкт. И ничего более серьезного, сложного ни один из названных (как, впрочем, и других) представителей живой природы делать не может. К. Маркс писал, что «самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». Следовательно, деятельность человека имеет творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем практическими действиями.

Потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов (т. е. языка). Постепенно развивалась человеческая речь, помогавшая людям обмениваться мыслями. Можно, конечно, передавать какие-то сигналы друг другу и с помощью жестов (например, мы киваем головой в знак согласия), рисунков, чертежей и других знаков. Однако словесный язык - самое развитое, универсальное (всеобщее) средство выражения мысли. Когда человек читает книгу, он приобщается к самым высоким достижениям человеческой мысли, получает глубокие знания, воспринимает выраженные словом чувства автора. Когда человек думает что-либо про себя, это сопровождается внутренним «немым разговором» - незаметными движениями мышц языка в полости рта. Таким образом, кроме письменной и устной речи, бывает еще и внутренняя речь, беззвучная, не видимая и не слышимая другими.

Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

Обезьяны, которых пытались путем специальных занятий научить говорить, оказались неспособными овладеть речью. И не только потому, что голосовой аппарат человека формировался миллионы лет, но и потому, что высокоорганизованный мозг, способный мыслить, тоже является результатом длительного исторического развития.

Как человек реализует себя? Вероятно, каждый человек хотел бы, чтобы жизнь его не прошла напрасно. Когда человек уходит из жизни, на надгробии пишут: родился в таком-то году, умер в таком-то. Между двумя датами - черточка. Что стоит за этой черточкой? Пил, ел, ходил по земле - и все? Или оставил после себя добрую память?

Вспомним А. С. Пушкина: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит...» Что остается людям? Созданное творчеством поэта - его стихи, поэмы, повести. Архитекторы и строители оставляют людям города и села, ученые и писатели - книги, садовники - парки и сады. Но не всем же быть строителями и садовниками, скажете вы. И верно. Однако философы заметили: человеку свойственно желание чем-то выделиться, чем-то отличиться, стать замеченным, известным, заслужить признание, которое сохранилось бы и после того, как он уйдет из жизни. Однако такое желание иногда принимает уродливую форму. Так, грек из города Эфеса Герострат в IV в. до н. э., чтобы обессмертить свое имя, сжег храм Артемиды - одно из семи чудес света.

Сейчас в нашей жизни все большее внимание уделяется приобретению материальных благ. Обладание вещами само по себе не характеризует человека: тот, кто имеет вещи, может быть и достойным и ничтожным человеком. Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм (1900-1980) писал: «...Большинство людей считает, что отказаться от своей ориентации на обладание слишком трудно: любая попытка сделать это вызывает у них сильное беспокойство, будто они лишились всего, что давало им ощущение безопасности, будто их, не умеюших плавать, бросили в пучину волн. Им невдомек, что, отбросив костыль, которым служит для них их собственность, они начнут полагаться на свои собственные силы и ходить на собственных ногах». Как это понимать? Человек, как считает Э. Фромм, должен быть активным. А это значит «дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми - хотя и в разной степени - наделен каждый человек».

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Ребенок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в летчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребенка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней* шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учебой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека - профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремленности, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы - все это плоды производственной деятельности. «Русская Правда», Судебник 1497 г., другие законодательные акты - результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства - следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г.-результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева - продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников - воплощение художественной деятельности.

В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.

Жизненные цели могут быть самые разные: кто-то хочет посвятить свою жизнь науке, кто-то - бизнесу, иной видит себя военным или мечтает иметь большую семью и воспитывать детей. При этом важно, чтобы цели каждого не расходились с интересами общества. Поэтому, например, не случайно в наше время большую озабоченность повсюду вызывает деятельность хакеров - компьютерщиков, проникающих в чужие информационные системы с целью овладения информацией или введения в них ложных данных.

Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности, человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

И мы надеемся, что вы разделяете мысли, высказанные Антоном Павловичем Чеховым: «...хочется жить независимо от будущих поколений, и не только для них. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благоразумную роль, хочется делать историю, чтобы те же поколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество или еще хуже того...».

Подведем итог. Каковы же отличия человека от животных? Во-первых, человек способен производить орудия труда, использовать их. Во-вторых, он обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. В-третьих, человек способен к целенаправленной творческой деятельности.

Человек - биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле.

    Основные понятия

  • Человек, самореализация.

    Термины

  • Социальное, биологическое, мышление, речь.

Вопросы для самопроверки

  1. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?
  2. Какие свойства человека являются биологическими?
  3. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?
  4. В чем проявляется творческий характер деятельности человека?
  5. В чем заключается взаимосвязь между мышлением и речью?
  6. Как проявляются способности человека?
  7. Что такое самореализация человека?
  8. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

Задания

  1. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясните, чем деятельность человека отличается от действий бобра.
  2. Паук искусно плетет паутину - сеть, с помощью которой добывает пищу. Человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. Он использует сеть в решете, в ракетке для тенниса и бадминтона. Тюлевая занавеска на окне, сделанная человеком, тоже представляет собой сеть. Подумайте, чем производство сетей человеком отличается от плетения паутины пауком.
  3. Прочитайте стихотворение и выскажите ваше отношение к словам автора.

      Для человека мысль - венец всего живого.
      А чистота души есть бытия основа.
      По этим признакам находим человека:
      Всех тварей на земле превыше он от века.
      А если он живет не мысля и не веря,
      То человек не отличается от зверя.

      / Анвари /

  4. Объясните, чем различаются два утверждения:
    1. человек - существо биологическое и социальное;
    2. человек - существо биосоциальное.
  5. Укажите, что в человеке заложено природой, а что - обществом.
  6. Охарактеризуйте, в чем заключается социальная (общественная) сущность человека.
  7. Назовите, какие из рассмотренных человеческих качеств вы цените более всего.
  8. Обратитесь к приведенным выше словам А. П. Чехова и подумайте: может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой из вас делать историю? Если да, то каким образом?
  9. Выскажите ваше отношение к утверждению французского историка Марка Блока: «Истории... присущи ее собственные эстетические радости, непохожие на радости никакой иной науки. Зрелище человеческой деятельности, составляющее ее особый предмет, более всякого другого способно покорять человеческое воображение».

В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек - биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. С этим можно согласиться, не забывая: во-первых, что человека можно рассматривать и с физической точки зрения, и изучать происходящие в нем химические процессы и, во-вторых, что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные. Существует множество данных о том, что социальное поведение человека во многом генетически детерминировано. Человека также называют телесно-духовным существом, имея в виду его тело и дух.

Прежде чем говорить о времени появления человека, следует выяснить вопрос об отличии человека от животных, поскольку

именно представление о том, что такое человек, формирует выводы о его становлении. Сначала о сходстве человека и животных. Оно определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прошла эволюция живого. И в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например, аппендикс).

Однако и отличия человека от животных фундаментальны. К ним прежде всего относится разум. Что это такое? Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того, на что раньше считались способны только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно вести таким образом диалог. Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным.

Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека. Оценить действительное значение разума помогает, в частности, соперничество человека с шахматным компьютером, который пытается выиграть за счет громадных скоростей перебора всех возможных вариантов. Этология получает все больше данных о том, что в поведении человека и животных много схожего. Животные испытывают чувства радости, горя, тоски, вины и т. п.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. Тем не менее остается справедливым, что хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумительные произведения (например, паутина, которую ткет паук), человек отличается от всех животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и понимает мир.



Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (что, кстати, позволило говорить

о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И.П.Павлов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой - у животных) - общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных.

В естествознании, пытающемся выяснить естественные причины человеческих способностей, известна гипотеза происхождения речи из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум.

Способность к труду - еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки в виде орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что в конечном счете труд создал человека.



Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры, - использование огня и захоронение трупов.

Главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд - стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

Потребности человека

Американский ученый А. Маслоу определил в качестве фундаментальных такие потребности, неудовлетворение которых вызывает болезни. Фундаментальные потребности присущи человеку как представителю вида Homo sapiens. Они могут быть разделены на физиологические и психологические. Иерархия фундаментальных потребностей, по Маслоу, выглядит так:

1. Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.).

2. Потребность в безопасности (стабильность, порядок).

3. Потребность любви и общения (семья, дружба).

4. Потребность в уважении (самоуважение, признание).

5. Потребность самоактуализации (развитие способностей).

Ранее названные потребности должны удовлетворяться прежде названных позже. «Человек может жить хлебом единым, если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу же появляются другие, более высокие потребности, и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие, потребности выходят на сцену, и так далее» 1 . К этому надо добавить, что человек может не осознавать своих психологических потребностей и стремиться к удовлетворению других, нефундаментальных. Психологические потребности не так очевидны, как физиологические. Это само по себе создает проблему человеческого существования. Не всегда также физиологические потребности идут именно в данной последовательности. Потребность самоактуализации может быть и на втором месте, опережая остальные.

К данным фундаментальным потребностям можно добавить и другие, без которых существование человека невозможно, но которые вряд ли заслуживают названия потребностей, так как принципиально неудовлетворимы. Это такие чувства, от которых мы хотели бы отказаться, но не можем, потому что именно то, что от них не удается избавиться, обеспечивает существование человека. Например, страх смерти, который является разновидностью инстинкта самосохранения. Потребность в страхе смерти - особый вид негативных потребностей, или потребностей в негативном, неудовлетворимость которых обеспечивает жизнь. Если люди преодолеют страх смерти, жизнь потеряет для них большую долю ценности, и легко будет с нею расстаться. Наличие такой неустранимой потребности делает жизнь человека фундаментально противоречивой, хотя и неабсурдной. Жизнь абсурдна в том случае, если человек умирает «насовсем». Если же отказаться от этого предположения, то страх смерти сам по себе отнюдь не абсурден, а необходим для жизни и эволюции. Различие между позитивными и негативными потребностями показано в таблице.

1 Теории личности в западно-европейской психологии / сост. Д. Я. Райгород-ский. - М., 1996. - С. 418.

Маслоу также использует понятие высших, или метапотребно-стей, которые составляют единство с фундаментальными потребностями, так что неудовлетворение их вызывает «метапатологии». Это может быть ощущение недостатка ценностей, бессмысленности и бесцельности жизни. Так что к иерархии фундаментальных потребностей есть основания добавить такие потребности, как потребность в справедливости, истине, красоте, смысле жизни, добре, совершенстве и т. п. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метажалобы. Наличие таких жалоб показывает, что все обстоит достаточно благополучно. Уровень жалоб, по Маслоу, может свидетельствовать о степени просвещенности общества.



Поделиться