Творческой самостоятельности. Развитие творческой самостоятельности студентов

УДК 373.1
ББК 85.7


Заглавие

Творческая самостоятельность детей младшего школьного возраста

Creative self-dependency in the primary school age
Аннотация

С.Н. Булгаков

На сегодняшний день в педагогической и социально‐психологической литературе нет единого точного определения понятия самостоятельности. Известные психологи (Л.C. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) определяют самостоятельность как волевое свойство личности, как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без посторонней помощи.

Самостоятельность – сложный и многоаспектный феномен. Его можно толковать и воспринимать по-разному: как свойство или качество личности, как показатель активности человека или как критерий его взрослости.

Человек как личность, пишет Л.И. Анциферова, «всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный путь» . Эту мысль продолжает Э. Ильенков, который говорит, что человек может «самостоятельно определять путь своей жизни, свое место в ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого».

Самостоятельность не является врожденной чертой человека, она формируется и развивается на каждом возрастном этапе и имеет свои особенности. По мере взросления ребенка формируются самостоятельные действия и умения (сначала сидеть, стоять, ходить), а затем, они постепенно усложняются в игре, на занятиях, в восприятии окружающего мира и в общении с другими людьми.

Назвать самостоятельным можно того ребенка, который способен сам ставить перед собой цели и достигать их, решать свои проблемы без помощи посторонних, в соответствии со своим возрастом. В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам организовать себе завтрак или постирать мелкие вещи, а в 8 лет он может качественно выполнять домашнее задание.

Педагог при любом взаимодействии с детьми (урок, беседа, игра…) должен давать ребенку возможность проявить свою самостоятельность, создавая ситуации, когда:


  • самостоятельность возможна и по силам ребенку;

  • самостоятельность, постановка цели и ее достижение является престижным и привлекательным для ребенка, и, безусловно, заслуживает поощрения;

  • проявление самостоятельности необходимо для выполнения какой-либо задачи.
Самостоятельность в переводе с английского языка (self-dependence) обозначает собственную независимость, которая склонна полагаться скорее на себя, чем на других, и не искать поддержки у других.

Ученые, определяя понятие «самостоятельность», основываются на различных ее признаках: виды деятельности учащихся, их мотивы, степень самостоятельности выполнения заданий, самооценка, творческая активность и другие.

Статья

«Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе»

Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если прививать ученикам стремление к активной самостоятельной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний. Внутренняя потребность в творческой деятельности, в творческой самостоятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности.

Этой важной проблеме посвящены теоретические статьи Л. Щербы, А. Потебни, Л. Доблаева о развитии творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы, о приемах самостоятельной работы с лингвистическим текстом; о некоторых формах и методах активизации творческих способностей учеников, о рациональных приемах самостоятельной работы с учебником, умении самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию, свободно пользоваться ею. Интересен в этом плане опыт Т.Я. Фроловой – «Методика интенсивного обучения правописанию», который позволяет осуществить цели личностно ориентированного подхода, направить ребенка на путь самопознания, саморазвития, самореализации.

Главная цель моей работы - формирование творческой самостоятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Основная задача – создать условия для прочного усвоения системы филологических знаний и умений, для творчества, сотрудничества и самореализации детей; показать перспективы саморазвития личности.

Развитие творческих лингвистических способностей – основной принцип развивающего обучения русскому языку.

В привитии самостоятельности приобретения знаний и умений можно выделить несколько последовательных и взаимосвязанных этапов с 5 по 8 класс:


  1. формирование коммуникативной и социокультурной компетентностей – понимание лингвистического текста (умение членить учебный текст на части, выявлять основное в каждой из них, выделять логические связи) 5 класс;

  2. повышение эффективности учебного процесса путем внедрения инновационных технологий: самостоятельная постановка вопросов, самопроверка, взаимопроверка (6 класс);

  3. свертывание лингвистической информации до опорных (ключевых) слов и развертывание до полного объема (7-8 класс);

  4. пересказ лингвистического текста по опорным словам (7-8 класс)
Остановимся на некоторых приёмах технологии развивающего обучения, оживляющих урок русского языка и способствующих проявлению творческой самостоятельности.

  • Самостоятельная постановка целей и задач урока (с использованием опорных слов, упражнение «Закончи предложение»).

  • Использование лингвистических задач и проблемных вопросов. Например, второстепенны ли второстепенные члены предложения? Какой главный член предложения главнее?

  • Диктанты по аналогии.

  • Написание лингвистических сказок.

  • Самостоятельное оформление учениками папок по разделам и темам.

  • Самостоятельный подбор лингвистического материала для объяснения закрепления и контроля пунктуационных и орфографических правил.

  • Карточки-зачеты по темам.

  • Выпуск лингвистического альманаха «Родничок» с рубриками: «Времена года», «Домашние питомцы», «Все во мне, и я – во всем», «Великий и могучий русский язык».

  • Творческие работы:
сочинения на основе личных впечатлений:

  • музыкальные;

  • читательские;

  • жизненные;

  • фантазийные.
сочинения-миниатюры:

  • по данному началу «Однажды ранней весной я побывал в парке и не узнал его…»

  • по данной концовке «Вот такая история произошла со мной летом на даче…»

  • по опорным словам
Творческое списывание (найди вторую часть)

  • «Исследование текста» - поиск особенностей текста в единстве формы и содержания, идеи и стиля. Ребята любят быть «исследователями»: отыскивать художественные средства, которыми пользуется автор, чтобы создать ту или иную картину; задавать вопросы к тексту; работать над толкованием слов; указывать сферу их употребления; работать над трудными орфограммами и пунктограммами. Такой вид работы не только развивает коммуникативные навыки, обогащает словарный запас, но и формирует «зоркость», самостоятельность, осуществляет межпредметные связи. Какие тексты используются? Миниатюры К.Паустовского, М. Пришвина, тексты из сборника Фроловой, развивающие коммуникативную и социокультурную компетентности учащихся.
Например: «Астра восхищает нас. Она великолепна. Этот цветок – последняя улыбка лета.» На этой миниатюре повторяются способы выражения главных членов предложения, знаки препинания между подлежащим и сказуемым, выраженных существительным; орфографические умения и навыки; художественно-изобразительные средства описания осеннего пейзажа.

Уроки литературы – это постоянный процесс сопереживания, соразмышления, «человековедения».

Начиная с 5 класса, уделяю особое внимание изучению сведений теоретического характера, направленных на выработку у учащихся способностей обсуждать, анализировать отдельные аспекты художественного текста.

Развивать творческую самостоятельность на уроках литературы помогают элементы технологии проблемного обучения. В своей практике широко использую вопросы проблемного характера, которые создают ситуацию, требующую исследовательской активности учащихся. Например, при изучении повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» использую проблемный вопрос: «Как ты понимаешь слова Тыбурция: «Каждый идет своей дорожкой, и кто знает, может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?»

При изучении романа Пушкина «Евгений Онегин» даю предварительно проблемные вопросы, настраивающие современных учащихся прочитать классическое произведение:


  • В романе главная героиня переживает состояние первой влюбленности и совершает непродуманный поступок, который вызвал бы осуждение окружающих, если бы о нём узнали. Как вы оцениваете его?

  • Как должен поступить молодой человек, если он не готов ответить на чувства девушки? Есть ли подобная ситуация в романе?

  • Кого выбрать: нелюбимого супруга или дорогого человека? Как поступила героиня? Возможны ли, на ваш взгляд другие варианты решения?
Помимо проблемных вопросов и заданий, использую и другие приемы, активизирующие творческую самостоятельность на уроках литературы.

  • Театрализованно-игровые задания: самостоятельно составить сценарий небольшого эпизода, продумать элементы костюмов героев, подготовить инсценированное выступление, музыкальное сопровождение.

  • Рассказ-сочинение от имени героя: рассказ о событиях от лица Вырина, Дуняши, гусара Минского (по повести А. Пушкина «Станционный смотритель).

  • Письмо литературному герою: Джульетте, Лизе (пишут девочки); Ромео, Эрасту (пишут мальчики).

  • Творческие работы: создание обложки к произведению, электронные презентации жизни и творчества писателей.

  • Активно использую элементы проектной деятельности, к уроку «Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» глазами современных читателей» ребятами были подготовлены презентации продукта деятельности в разных формах: таблицы, схемы, сочинения в разных жанрах.

  • Компетентностно-ориентированные задания на уроках литературы позволяют формировать учебно-познавательную, информационную и коммуникативную компетентности. Изучая балладу А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», прошу ребят дома найти в тексте устаревшие слова и объяснить значения этих слов, используя электронный словарь или словари в сети Интернет. Это необходимо для наиболее полного и осмысленного восприятия художественного произведения, анализа текста, погружения в эпоху, обогащения собственной лексики. Для решения данной задачи детям предлагается использовать пошаговую инструкцию:
1. На учебном компьютере запустите электронную книгу «Даль. Толковый словарь живого великорусского языка».

2. В поисковую строку введите нужное слово.

3. В информационном поле прочтите толкование слова.

В среднем звене дети учатся использовать различные источники информации и перерабатывать их в модели, схемы, графики, делать и представлять собственный продукт: проект, презентацию, эссе.

Более глубокое эстетическое воздействие оказывают произведения литературы, если они сочетаются с художественным творчеством и художественно-исполнительской деятельностью учащихся. Большие возможности для этого представляет внеклассная работа по предмету.

Создание литературной композиции – это форма организации не только учебно-познавательной, но и творческой деятельности учеников, т.к. в основе ее – взаимосвязь трёх видов искусства: литературы, музыки, живописи. Для создания композиции ученики объединяются в творческие группы: одни составляют композицию, другие готовят инсценировку, третьи занимаются оформительской деятельностью. В старших классах были подготовлены и проведены композиции: «Целый мир от красоты…» (по лирике Фета и Тютчева), «Мы были музыкой во льду…»(о судьбах М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака), «Пройдемте по миру, как дети…» (о личности М.Волошина)

Ежегодно использую музыкально-литературные композиции на родительских собраниях.

Заключительный урок литературы провожу как праздник творческой мысли учеников, проверку того, насколько в каждом из них велика потребность выйти за рамки произведения, взглянуть на него, дать самостоятельную оценку. В 5-7 классах – это бал литературных героев: ученики, или объединившись в группу, или индивидуально, представляют эпизоды, героев полюбившегося произведения. В 8-9 классах – это урок памяти. Готовясь к нему, ученики пишут сочинение «Мой любимый писатель». (Когда и как я познакомился с творчеством писателя? Что меня больше всего привлекает в его книгах? Чем близки мне его герои? Как помогло это произведение в становлении моего характера? Какие цветы я выбрал бы как символ творчества писателя?)

Этап подготовки выступления (коллективный или индивидуальный) – момент творчества, который нельзя переоценивать. Пусть не все захотят выступить, но разве такой урок не заставит всех задуматься, преклониться перед памятью о писателе!

Я остановилась на некоторых формах работы, которые я использую, чтобы развивать творческую самостоятельность учеников, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для самовыражения школьников. Это всего лишь составная, но крайне необходимая часть уроков русского языка и литературы, которая вместе с традиционной обеспечит необходимый результат и поможет нам подготовить обладающих высоким уровнем культуры выпускников, успешно использующих приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

1. Введение

8. Список литературы

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

(в приложениях конспекты уроков )

  1. Введение

В современных социокультурных условиях образование предполагает развитие исторически нового типа личности XXI в.; личности, обладающей ценностным сознанием, духовной, нравственной и интеллектуальной культурой, нестандартным мышлением, устойчивой системой ценностных ориентаций на познание и самопознание, творческую самореализацию, саморазвитие, творческий диалог.

В связи с этим актуализируется проблема воспитания творческой самостоятельности личности. По словам Л. С. Рубинштейна она проявляется в «выборе направления собственной деятельности через самостоятельную постановку целей и самостоятельный поиск средств деятельности».

Необходимость воспитания творческой самостоятельности ставит перед педагогом задачу - формировать деятельностные и мотивационные компоненты его личности в активном гуманистическом отношении к действительности. Ведь человечеству не безразлично, на что будет направлена деятельность людей: на созидание или разрушение. Воспитание творца - это социальный заказ общества сегодня, и задача педагогов - выполнить этот социальный заказ. В этих условиях изменяется роль школы и учителя, от которых в первую очередь зависит вероятность полноценного раскрытия творческого потенциала.

Период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для воспитания творческой самостоятельности. Внеситуативная активность, творческое воображение, совершенствование произвольности, рефлексивные действия выступают резервами формирования творческой самостоятельности младшего школьника (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков). Обладание творческой самостоятельностью позволит младшему школьнику создавать качественно новые продукты учебной деятельности, принимать ответственные решения в образовательном процессе, развиваться как субъекту творческой самостоятельности.

Цель работы : показать результативность работы учителя начальных классов по формированию творческой самостоятельности младших школьников.

Задачи:

1. Уточнение понятие «творческая самостоятельность» младшего школьника, используя педагогическую и методическую литературу.

2. Определение научных подходов и принципов организации учебно-воспитательного процесса по формированию творческой самостоятельности младших школьников.

3. Создание ситуации успеха в учебной деятельности для формирования творческой самостоятельности в начальной школе.

4. Внедрение современных образовательных технологий для формирования творческой самостоятельности младших школьников.

5. Демонстрация результативности некоторых форм взаимодействия педагога и младшего школьника по формированию творческой самостоятельности в учебно-воспитательном процессе.

2. Понятие «творческая самостоятельность» в педагогической и методической литературе

Основополагающее значение для нашего исследования имеют труды, в которых раскрыта сущность понятия «творческая самостоятельность».

В философии творческую самостоятельность как сущностное свойство человека рассматривали М. М. Бахтин, Н. Бердяев, Вл. Соловьев, и др.

В психологии проблема творческой самостоятельности анализируется в работах А. Г. Асмолова, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейна, и др.

В педагогической науке проблема творческого самовыражения личности освещалась В. И. Андреевым, В. А. Сластениным, В. А. Сухомлинским, А. П. Тряпицыной.

Выделены четыре направления исследования творческой самостоятельности: как способности мышления (А. В. Брушлинский, А. З. Рахимов); как способности к действию в новых условиях (А. Г. Асмолов, А. Б. Ительсон, К. К. Платонов); как совокупности творческих процедур учебно-познавательной деятельности (В. И. Андреев, И. Я. Лернер, В. С. Шубинский); как условия для проявления субъектной позиции (С. Л. Рубинштейн, А. П. Тряпицына).

Развитие творческой самостоятельности в образовательном процессе рассматривали В. В. Давыдов, А. И. Савенков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.

Особенностям творческой самостоятельности в младшем школьном возрасте посвящены работы В. Т. Кудрявцева, Б. Х. Пикалова, Г. А. Цукерман, Е. Л. Яковлевой.

Творческую самостоятельность понимают как личностное образование, выражающееся в способности человека:

Проявлять инициативу в постановке целей деятельности и выборе средств для их достижения (С. И. Гессен, С. Л. Рубинштейн),

Действовать в новых условиях на основе приобретенных знаний и навыков (А. Г. Асмолов, А. Б. Ительсон, К. К. Платонов);

Как способ бытия человека в качестве самостоятельного субъекта деятельности, проявляющего творческую активность (А. П. Тряпицына);

Как качество мыслительного процесса, обобщенно отражающего действительность с опорой на чувственное познание и практическую деятельность (А. В. Брушлинский).

Выявлено, что творческая самостоятельность младшего школьника первоначально проявляется в социально-коммуникативной области и ее содержанием выступают способности и умения выстроить учебное сотрудничество с педагогом, одноклассниками. Во внешне реализуемом поведении творческая самостоятельность выражается в единстве действий младшего школьника. Обнаружено, что, встречаясь с учебно-познавательной проблемой, творчески самостоятельный младший школьник не обращается сразу за помощью к педагогу, а без принуждения, применяя перенос или комбинирование известных способов действия, прибегая к дополнительным источникам информации, используя умения учебного сотрудничества с одноклассниками, стремится разрешить проблему. Самостоятельный контроль и самооценка отражают уровень развития рефлексивных действий. Самостоятельный поиск средств и определение целей учебно-познавательной деятельности способствуют реализации творческих возможностей младшего школьника.

Мы рассматриваем творческую самостоятельность младшего школьника как обобщенное личностное свойство, выраженное единством творческой мотивации, саморегуляции познавательных процессов, рефлексивной способности и проявляющееся в поиске способов познавательной деятельности на основе собственных представлений о средствах ее исполнения и контроля . Творческая самостоятельность детей – более высокий уровень деятельности, а значит и развития младших школьников, т. к. они выступают исполнителем практических задач и заданий, поставленных учителем.

3. Научные подходы и принципы организации учебно-воспитательного процесса по формированию творческой самостоятельности

Образовательный процесс, реализуемый педагогом, основывается на методологическую основу включающую:

Культурологический подход - это видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку. Компонентами культурологического подхода в образовании выступают:

  • отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
  • отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
  • отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;
  • отношение к школе как целостной культурно-образовательной среде, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

Личностно-ориентированный подход состоит в рассмотрении образования как среды, растящей и питающей развитие личности. Ребенок выступает как субъект образования. Механизмом его развития выступает персонализация.
В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в образовательно-воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности образования, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств – высшим показателем его эффективности.

Личностные качества, обнаруживаются и развиваются в деятельности, именно деятельность стоит между обучением и личностным развитием, поэтому мы опираемся на деятельностный подход . Деятельность - наиболее эффективное средство саморазвития, средство убеждения. Чтобы она была личностно-развивающей, деятельность должна быть разнообразной, охватывающей умственную, практическую, эстетическую, эмоциональную и физическую сферы, дающие возможность самовыражению личности. Следовательно, развитие личности как процесс представляет собой усвоение обобщенно смысловых структур деятельности.

Реализация целей и задач возможна, если ориентирами, направляющими образовательную деятельность, станут принципы:

Принцип природосообразности образования означает отношение к ребенку как к части природы, осуществление образования в соответствии с законами развития детского организма, учитывая особенности физического развития, состояние здоровья ребенка, создавая условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании, общении с людьми и природой, творчестве, обеспечивая адекватную преемственность этапов детского развития.

Принцип культуросообразности определяет отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность (П. Флоренский). Он означает, что культурное ядро содержания образования должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку определяться, исходя из его понимания как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Принцип ценностно-смысловой направленности образования ориентирован на создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни.

Принцип гуманизма провозглашает приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности в образовательном процессе.

Принцип активности личности требует рассматривать личность не как объект воздействия, а как субъект познания и преобразования окружающего мира, стремящегося к саморазвитию и самореализации.
Личностная направленность принципов образовательного процесса определяющим образом влияет на его ценности, в качестве которых выступают:

  • не знания, а личностные смыслы учения и жизни ребенка;
  • не отдельные умения и навыки, а индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
  • не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика;
  • не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика.

4. Создание ситуации успеха в учебной деятельности для формирования творческой самостоятельности младших школьников

Первое условие, обеспечивающее формирование творческой самостоятельности младшего школьника развитие положительной мотивации, так как мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность деятельности.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов-с другой.
Надо иметь в виду, что “интерес” – это синоним учебной мотивации (по И. Герберту). Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования познавательного интереса учителю необходимо создавать ситуацию успеха.

Создание ситуации успеха

Рис. 1 Схема ситуации успеха

Основа создания ситуации успеха «три кита» учебной мотивации:

1. Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Техника «Проблемные вопросы»: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

2. Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»

Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности - тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора - темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

3. Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

  • Авансирование успешного результата . Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
  • Словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика- необходимы.
  • Персональная исключительность . Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
  • Высокая оценка детали . Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Каждый учитель должен уметь формировать у учащихся положительную "Я-концепцию". Для этого необходимо:

Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя).

Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!".

Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").

Предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

5. Современные образовательные технологии для формирования творческой самостоятельности в начальной школе

Развивающая личностно-ориентированная система обучения «Перспективная начальная школа». Предпосылками для ее создания стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основная идея учебно-методического комплекса (УМК) «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. УМК «Перспективная начальная школа» позволяет системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий (УУД), которые являются приоритетным направлением в содержании образования.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Проблемный диалог – технология Образовательной системы «Школа 2100». Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени. Проблемный урок, считает М.И.Махмутов обеспечивает тройной эффект:

  • более качественное усвоение знаний;
  • мощное развитие интеллекта, творческих способностей;
  • воспитание активной личности.

Обеспечивая творческое усвоение знаний, ученик проходит четыре звена научного творчества:

Постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний;

Выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения, т.е. проговаривание знаний.

При этом, в отличие от научного творчества, ученик формирует исключительно учебную проблему и открывает новое знание, лишь для него самого, а не для всего человечества, выражая его в простых формах.

Проблемно-диалогическая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".

Технологические приемы организации учебного процесса.

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,

б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

Результативность можно оценить с помощью критериев:

а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации: "Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...»;

б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере: " Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...";

в) переживание учащимися субъективного открытия: "Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон...";

г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности: "Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны...";

д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. (Приложение № 1)

Образовательная технология «ИнтеллекТ» является инструментом развивающего образования и представляет собой научную систему конкретных педагогических способов повышения эффективности учебной деятельности через предметно-ориентированное развитие интеллектуальных способностей.

Образовательная технология «ИнтеллекТ» учитывает проблемы развития интеллектуальных способностей и ставит своими целями:

  • снижение утомляемости обучающихся на уроках за счет здоровьесберегающей организации учебной деятельности;
  • повышение мотивации обучающихся к предмету и учебе в целом за счет оптимизации учебного процесса и осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;
  • повышение эффективности учебного процесса за счет развития предметных интеллектуальных способностей.

На различных этапах уроках применяются специальные упражнения, которые развивают у учеников память, внимание, мышление и воображение. А также упражнения, направленные на развитие чтения, говорения, слушания, письма. То есть именно те свойства психики, достаточный уровень развития которых необходим и для успешного обучения и для личностного развития. Все упражнения выполнены в нетрадиционной форме, но только на материале школьной программы конкретного класса, многие задания носят игровой характер. (Приложение № 2)

Технология Г.С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: теория - катализатор творческого решения проблемы; знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Особое место в обучении занимает курс Развития Творческого Воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов мышления, выработки умения работать с нетривиальными идеями. Основные черты технологии являются:

  • идея развивающего обучения и развивающего образования;
  • деятельностный подход в обучении;
  • направленность на формирование теоретических обобщений;
  • диалогическая форма общения учителя и ученика;
  • использование в обучении проблемных задач;

ТРИЗ - исследование предполагает вторичную обработку информации, причем сама информация зачастую общеизвестна и широко доступна, новизна достигается за счет выбора оснований классификации и новых подходов к обработке фонда. ТРИЗ-подход к обработке информации реализуется через использование ряда моделей, реализующих системный и диалектический взгляд на изучаемый объект.

Большое место в тризовском обучении занимает самостоятельная творческая деятельность учащихся, направленная на получение нового результата. Продуктивная деятельность учащихся младших классов не столько направлена на решение технических учебных задач, сколько на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: изобрести загадку, высказать оригинальную гипотезу, сочинить сказку, метафору, пословицу, «да-нетку»; изобрести подвижную игру, придумать новое свойство объекта и его практическое применение, предложить вариант устранения возникшей проблемы в классе, придумать и изготовить новую игрушку и т.д.

Использование в школе методики ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное - формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение снимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач - что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни. (Приложение № 3 )

Информационно-коммуникационные технологии. Компьютерная техника применяется на различных этапах урока в качестве источника учебной информации, наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволяет проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

Интернет – технологии - уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: наблюдения звездного неба на настоящем телескопе, использование для перевода учебного текста онлайнового словаря, проведение виртуального опыта.

6. Формы взаимодействия педагога и младшего школьника по формированию творческой самостоятельности

Обучение является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или коллектива), протекающее в определенных условиях (учебно-материальных, морально-психологических и эстетических). Общение в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. Умелое общение значительно повышает воспитательный эффект обучения.

Диалог на уроке - это форма общения между учителем и учащимися. Диалог является важным средством формирования диалектического мышления учащихся. Эта форма общения позволяет ученику быть не просто потребителем знаний, но и активным соучастником их добывания. Неоспоримым достоинством диалога является и то, что он побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, приучает их к уважительному, терпимому отношению к позиции других участников диалога.

Диалог задевает эмоциональную сферу ученика. Он переживает, негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда прав. Знания, усваиваемые в аналоговом взаимодействии, бывают украшены особым эмоциональным оттенком. Поэтому эмоциональное отношение к содержанию диалога и к его участникам является важным условием выработки оценочных суждений и эмоционального воспитания учащихся.

Диалог можно осуществлять на всех видах учебных занятий. Для возникновения диалога важен характер вопросов учителя. Вопросы воспроизводящего характера, как правило, не способствуют возникновению содержательного общения. Вопросы должны требовать от учащихся не просто воспроизведения ранее усвоенных знаний, а раскрытия сути обсуждаемой проблемы. Они позволяют учителю создавать на уроке проблемные ситуации и активизировать мыслительную деятельность учащихся. Многие такие задания используются для установления интегрированных связей.

Для организации содержательного диалога необходимо в момент подготовки к уроку планировать и точно определить его цель, место, логику построения, предусмотрев заранее возможные варианты ответов учащихся. Тогда эффективность урока будет гораздо выше, поскольку на нем будут созданы условия для развития ума и речи учащихся. Так же возникает диалог в ходе ответа того или иного учащегося. Но эффективная организация общения между учителем и учащимися в форме диалога требует соблюдения определенных психолого- педагогических условий.

Первое условие – равенство учителя и учащихся в диалоговом взаимодействии. Равенство учителя и учащихся в учебно- воспитательном процессе, как известно, основа сотрудничества между ними.

Второе условие диалогизации учебного процесса – уважительное отношение к чужому мнению. Диалог должен допускать право ученика высказать любую точку зрения по обсуждаемой проблеме, какой бы вздорной учителю она ни показалась.

Третье условие. Эффективность диалогового общения на уроке возможна, если сходятся две позиции, сталкиваются две точки зрения на обсуждаемую проблему.

Диалог изначально допускает различные позиции в общении. Только так он и возможен. Для возникновения диалога его предметное содержание должно быть таким, чтобы оно допускало либо неоднозначное толкование, либо учителем он должен быть подготовлен так, чтобы вызывал столкновение двух и более позиций. Наиболее удачными формами для организации диалогового общения являются групповая работа, работа в парах, нетрадиционные уроки, поэтому удельный вес этих форм обучения в системе работы учителя должен быть увеличен. (Приложение № 4 )

7. Результаты работы по формированию творческой самостоятельности младших школьников

Для определения уровня творческого потенциала обучающихся учителем была проведена исходная и заключительная диагностика с применением теста «Солнце в комнате» В. Синельникова, В. Кудрявцева, тесты Поля Торренса для определения творческих способностей «Незавершенные фигуры», субтесты 4,5.

Показатели сформированности основных показателей творческой самостоятельности (в %)

Основные показатели

1 класс

2 класс

Динамика

Диагностический инструментарий

Познавательная самостоятельность

(44%)

17 (68%)

субтесты 4,5

Поля Торренса

Творческая активность

(48%)

16 (64%)

Тест Поля Торренса «Незавершенные фигуры»

Развитость творческой самостоятельности

(40%)

15 (60%)

Тест «Солнце в комнате» В. Синельникова, В. Кудрявцева

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Из 25 обучающихся 2-го класса уровень сформированности творческой самостоятельности обучающихся на 20% выше, чем в 1 классе. Умение высказывать и обосновывать собственную точку зрения показали 68% обучающихся. Высокий уровень готовности к принятию самостоятельного решения, вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения наблюдается у 64% обучающихся 2-го класса. Доля обучающихся, которые научились самостоятельно составлять творческий текст выросла на 20%.

О сформированности творческой самостоятельности обучающихся свидетельствуют результаты их участия в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Результаты участия обучающихся в конференциях и творческих конкурсах

Приложение № 5

ФИО уч-ся

Год

Название

Результат

Василенко Виктория

2012

(русский язык)

Диплом III степени

Барышников Даниил

2012

Всероссийский заочный конкурс «Интеллект-

Экспресс»

(математика)

Диплом III степени

Ивлев Андрей

Диплом III степени

Буракинский Илья

Диплом III степени

Василенко Виктория

Диплом II степени

Платонова Елизавета

Диплом I степени

Князева Елизавета

2013

Всероссийский Чемпионат начальной школы

Лауреат

Сидорова Полина

2013

Международный конкурс-игра по окружающему миру «Светлячок»

Диплом III степени

Масальский Марк

2013

Всероссийский заочный конкурс «Интеллект-Экспресс»

(русский язык)

Диплом II степени

Буракинский Илья

Диплом II степени

Платонова Елизавета

2013

Всероссийский заочный конкурс «Интеллект-Экспресс»

(математика)

Диплом III степени

Барышников Даниил

Диплом III степени

Буракинский Илья

Диплом III степени

Сайбель Андрей

2013

Областной фестиваль театрального искусства «Легенды Жигулей»

Капров Александр

Диплом и медаль за лучшую роль в спектакле

Команда мальчиков «Олимпийский дух» (6 чел.)

2013

Международная Интернет-олимпиада «Эрудиты планеты»

5 место в Высшей Лиге

Жирнов Александр

2013

Всероссийский конкурс «КИТ»

Диплом за I место в регионе

Масальский Марк

2013

Международная эвристическая олимпиада младших школьников «Совенок»

Призер 1 этапа

Василенко Виктория

Призер 1 этапа

Ивлев Андрей

Лауреат 1 этапа

Развитие творческой самостоятельности младших школьников проходит на занятиях в театральной студии «Надежда». Это часы внеурочной деятельности по программе «Театр», подготовка декораций к спектаклям и проектам, репетиций, придумывания костюмов. Занятия в театральной студии раскрывают творческих потенциал младших школьников.

Умение пользоваться информацией является важнейшей составляющей общего культурного развития личности. Информированный человек всегда успешен, ориентирован на саморазвитие. Поэтому участие младших школьников в создании школьной газеты, обучение основам детской журналистики является актуальной. Педагогическая целесообразность этой работы заключается в том, что она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, которые не всегда в полной мере удаётся «рассмотреть» на уроке (Приложение № 6).

Опыт учителю по формированию творческой самостоятельности представлен в статьях методических сборников, в выступлениях на семинарах и педагогических советах. Разработки уроков, методические материалы находятся в свободном доступе на личном сайте учителя.

Воспитание творца - это социальный заказ общества сегодня, и задача педагога - выполнить этот социальный заказ. Данная система работы учителя показывает, как меняется в этих условиях роль учителя, от которого в первую очередь зависит вероятность полноценного раскрытия творческого потенциала.

8. Список литературы

  1. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры / В.С. Библер. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 926 с.
  2. Курганов, С. Ю. Психологические проблемы учебного диалога// Вопросы психологии. 1988. № 2.
  3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.
  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации. – Вып.3.- М.: Баласс, 1999.
  5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл.ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1999.
  6. Синельникова В., Кудрявцева В. Методика разновозрастного сотрудничества для развития творческой самостоятельности учащихся // Педагогический вестник Республики Алтай. – № 10. - 2009. – С. 74-75.
  7. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. – Л., 1989
  8. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [Текст].- М.: Сентябрь, 2000.-162с.

Т. П. Поединкова

студентка Художественно-графического факультета, ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

С. В. Сидоров

кандидат педагогических наук, доцент, ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» г. Шадринск, Россия

Summary: The article reveals the essence and structure of the artistic-creative activities, identifies opportunities for its development in educational-creative process. Keywords: self-activity of pupils; artistic-creative activity; visual arts.

Выработка у учащихся навыков самостоятельной творческой работы - одна из центральных задач обучения, которая ложится на плечи учителя изобразительного искусства. На занятиях изобразительным искусством, где в основном идёт практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха невозможно .

В понимании сущности художественно-творческой деятельности мы основываемся на интерпретации наиболее признанных трактовок деятельности и творчества. Согласно определению С. Л. Рубинштейна, деятельность - это вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В свою очередь, творчество как процесс, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового , невозможно без активной преобразующей деятельности, отмеченной высокой степенью индивидуальности, самостоятельности. Таким образом, творческая деятельность представляет собой активность человека, направленная на познание и преобразование окружающего мира и себя в нём путём создания новых продуктов материальной и духовной общественной ценности. Примером такого продукта может быть создание художественного произведения, и в этом случае мы говорим уже о художественно-творческой деятельности, которая отражается в многообразных жанрах и видах искусств.

Художественно-творческая и самостоятельная деятельность учащихся имеют тесную взаимосвязь. Сознательная, активная и самостоятельная работа учащихся является прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям .

Обратимся к значению понятия «самостоятельность». Самостоятельность - личностное качество, выраженное в способности мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать собственное мнение, принимать решение и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов и способов разрешение тех или иных проблем . В педагогическом энциклопедическом словаре самостоятельность определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения . Данные определения ещё раз подчёркивают важную роль самостоятельности в творческой деятельности и приводят нас к выводу о том, что понятия художественно-творческая и самостоятельная деятельности имеют общую особенность - инициативность и целенаправленность действий учащихся в решении поставленных учебных задач - и служат для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Следовательно, самостоятельная художественно-творческая деятельность - это инициативная целенаправленная деятельность учащегося, направленная на познание и преобразование окружающего мира путём выбора творческой формы реализации и умение самостоятельно решать поставленные задачи в меняющихся условиях образовательного процесса.

Основываясь на общей структуре деятельности, мы представляем структуру самостоятельной художественно-творческой деятельности следующим образом:

Цель деятельности - формирование осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность;

Субъектами деятельности могут выступать: учителя, учащиеся, школа, государственные органы; - объектами деятельности могут быть: природа и природные материалы, предметы (вещи), явления, процессы, учащиеся, ученический коллектив, художественно-творческая сфера, внутреннее состояние человека;

Мотивом к деятельности могут являться: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы;

В качестве средств деятельности могут применяться материальные и духовные орудия (предметы, явления, процессы), т.е. все то, что, благодаря своим свойствам, служит орудием действий;

Процесс деятельности - действия, направленные на реализацию поставленной цели;

Итог деятельности - результат (продукт), к которому стремился субъект.

Говоря о проявлении творческой самостоятельности школьников в обучении, мы придерживаемся точки зрения Ф.Я. Байкова. По его мнению, творческая самостоятельность проявляется в том, что учащийся:

Активно участвует в осознании и исследовании выдвинутой проблемы;

Умело применяет свои знания, жизненный опыт для установления новых связей и отношений;

Мысленно установив новые связи между предметами и явлениями действительности, стремится первым сформулировать эти связи в виде нового закона;

Заслушав неточную формулировку закона, моментально обнаруживает и устраняет её недостатки;

Сформулировав закон, стремится самостоятельно определить следствия;

Открыв новый закон, самостоятельно находит ему практическое приложение;

При решении задачи предлагает обоснованные способы её решения.

Одна из центральных задач обучения состоит в выработке у учащихся навыков самостоятельной творческой работы . Для дальнейшего раскрытия сущности развития самостоятельности в творческой деятельности, введём определение творческой познавательной деятельности, под которой понимается наличие интеллектуальной способности ученика и его умений самостоятельно вычленять существенные и второстепенные признаки предметов, явлений и процессов действительности и путём абстрагирования и обобщения раскрывать сущность новых понятий . Соответственно творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика - нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте). Следовательно, основными критериями творчества в познавательной деятельности ученика являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и перебор возможных вариантов движения к цели (в полном или частичном объёме); создание в процессе движения к цели нового продукта (в полном или частичном виде).

Дети любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ей. Самостоятельная деятельность здесь и возникает, удовлетворяя их индивидуальные потребности. Задача педагога, не нарушая замысла ребёнка, помочь создать условия для самостоятельной деятельности . Самостоятельность творческой деятельности условна, так как сама субъективность познания нового учащимися несёт в себе обязательность контроля со стороны учителя. Учитель должен стимулировать и направлять творческую познавательную деятельность учащихся, вырабатывая у них умения и навыки самостоятельной работы. Так, на занятиях по композиции, проводимых нами в Каргапольской детской художественной школе (р.п. Каргаполье Курганской области), при использовании метода рисования с натуры, учащиеся самостоятельно организовывали наблюдение и анализ натуры при выполнении домашнего задания - выполнения набросков и зарисовок.

В организации урока изобразительного искусства важную роль играет организация коллективной деятельности, которая определяет направленность индивидуальных самостоятельных работ учащихся. В организации самостоятельных работ ведущим является процессуальная основа деятельности. Индивидуальная форма организации самостоятельных работ является вторичной. Если в классе не создана атмосфера коллективного творчества, то применение индивидуальных самостоятельных работ творческого характера может не дать желаемых результатов. Если же такая атмосфера создана, то учащиеся начинают работать на уровне своих возможностей, то есть при выполнении только фронтальных заданий достигают высокого уровня творческой деятельности . Отсюда следует, что на занятиях по изобразительному искусству мы предлагаем применять следующие формы организации самостоятельных работ: фронтальные, индивидуальные и групповые. В частности, на занятиях по предмету истории искусств для развития самостоятельности школьников в художественно-творческой деятельности мы использовали групповую форму организации занятий. С данной целью мы разделили школьников 4 класса (14-15 лет) на две группы для изучения и подготовки домашних докладов о творчестве французских художников-импрессионистов Э. Мане и К. Моне. Далее учащиеся продолжали работать по группам, выполняя на классном занятии различные задания, при этом их активность стимулировало соревнование между группами.

Поскольку одним из аспектов творчества выступает деятельность в области создания и реализации проектов, в организации развития самостоятельности школьников в художественно-творческой деятельности мы обратились к технологии проектного обучения. По мнению Н.И. Лазаревой , творческая проектная деятельность наиболее способствует творческой самореализации школьников, если школьный проект имеет не столько учебно-воспитательный, сколько творчески-практический характер.

Под творческой проектной деятельностью понимается сотрудничество учителя и учащегося направлено на освоение общечеловеческих ценностей посредством развития эмоционально-чувствительной сферы, эстетической активности и создание личностного образовательного продукта, обеспечивающее творческую самореализацию школьника в других сферах деятельности. К структурным компонентам творческой проектной деятельности в контексте нашего исследования мы отнесли: целеполагание, учебное сотворчество, эмоциональную и исследовательскую активность, рефлексию, которые способствуют созданию личного творческого образовательного продукта - творческого проекта. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п.

Возможности развития познавательной самостоятельности учащихся значительно расширяются при использовании в проектной деятельности разнообразных источников, в частности, познавательных интернет-ресурсов, которые можно обнаружить на страницах сайтов различной тематики. Так у детей постепенно будет формироваться целостное видение прекрасного, в котором взаимосвязаны история и современность, классическое искусство и повседневность.

Рассмотрим применение технологии проектной деятельности на занятиях по изображению пейзажной живописи, раскрывая содержание каждого этапа технологии проектного обучения, описанной в пособии Т.И. Шамовой и др. .

1-й этап проходит в форме обсуждения предстоящей темы художественно-творческой работы. Учитель предлагает общую тему (и тем самым форму выражения итогов проектной деятельности) будущего творческого проекта - создание изображения пейзажа водного пространства в технике масляной живописи.

2-й этап заключается в выборе учителем формы организации занятий. В частности, для реализации творческого проекта, мы уже выбрали интегрированную форму организации самостоятельной художественно-творческой деятельности, объединяющую: фронтальную, индивидуальную и групповую. На каждом определённом этапе проекта будут использоваться различное объединение данных форм: фронтальная и индивидуальная, групповая и фронтальная и т.п. в зависимости от поставленных целей занятия.

3-й этап предполагает подготовку материалов к творческой работе, выдача учащимся необходимого теоретического материала (стимулирование учащихся на данном этапе при использовании видео метода - показ слайд-шоу картин художников, наглядно-иллюстративный метод), проведение практических упражнений для выработки умений учащихся в технике масляной живописи.

4-й этап охватывает саму разработку проекта. Когда учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность при работе на пленэрных занятиях (метод рисования с натуры), разработке необходимых эскизов. Результатом данного поиска будет являться опорный эскиз, определяющий дальнейшие задачи создания творческого проекта. Самостоятельная творческая деятельность несёт в себе обязательность контроля со стороны учителя, поэтому учитель консультирует, контролирует работу учащихся, стимулирует деятельность учащихся.

5-й этап заключается в оформлении результатов учащихся своего творческого продукта. Работа школьников заключается в создании самого изображения пейзажа водного пространства в технике масляной живописи. Учитель в свою очередь выполняет те же функции, что и в вышеуказанном этапе.

6-й этап проходит в виде открытого обсуждения творческих проектов школьников. Экспертами являются сами учащиеся и руководитель проектной деятельность - учитель рисования. Затем организуется выставка творческих проектов, при подготовке к которой учащиеся делятся на группы и выполняют определённое задание. На рассмотренном этапе мы использовали возможности рефлексии и самооценивания.

Мы согласны с М. Поволяевой в том, что для развития творческих способностей школьников требуется, чтобы в процессе педагогического общения учителя и ученика школьник был активно включён в учебную деятельность, свободно проявлял своё отношение и преодолевал возникшие трудности . При этом возникает противоречие, которое при грамотном педагогической управлении деятельностью ребенка становится движущей силой творческой самостоятельности. Данное противоречие проявляется между необходимостью самостоятельного решения в меняющихся условиях и недостаточность развития самостоятельности ребёнка решать задачи без готовых алгоритмов в образовательном процессе. В связи с этим, выделяются следующие педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей. Во-первых, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца. Во-вторых, сам процесс обучения направленный на овладение этим материалом, должен стимулировать развитие творческих способностей школьников. Иначе говоря, в организации учебного процесса необходимо предусматривать возможность познавательной деятельности различного уровня, постепенного перехода от выполнения заданий репродуктивного характера к творческим.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия

Современной России как члену «Большой восьмёрки» предстоит развиваться в условиях глобализирующегося мира, в котором каждому приходится общаться с представителями разных культур. Одной из основных целей, преследуемых процессом модернизации образования, является вывод выпускника российского университета на уровень конкурентоспособного профессионала на мировом рынке труда, что неизбежно ведёт к выработке единого стандарта в мировой системе высшего образования . В связи с Болонским процессом следует отметить появление такого понятия как Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) EHEA (European Higher Education Area). Оно нацелено на развитие и поддержание сотрудничества между всеми высшими образовательными учреждениями стран участниц Болонского процесса, которые, в свою очередь, должны добиться введения единого образовательного стандарта и реализации общих целей образования. Европейское пространство высшего образования предполагает мобильность студентов и преподавателей, признание дипломов и унификацию программ.

Следует отметить, что переломный период в образовании не закончился с изменениями в политическом устройстве российского общества, поэтому уместно говорить не о корректировках в образовательной политике, а о новой парадигме российского образования, а также параллельном преобразовании идеологии населения. Россия уже вступила на путь отказа от «советского» образования, которое, не смотря на свою фундаментальность и обширность, предлагало не подлежащие сомнению и пересмотру истины. Теперь современное российское образование пытается воспитывать демократичных, свободных профессионалов, проявляющих творческую самостоятельность, способных отстаивать свои интересы, при этом, не нанося ущерб себе и другим.


Роль образования в информационном обществе значительно повышается. Развитие новых технологий и информационных средств делают возможным непрерывное образование, многоуровневое высшее образование, дистанционное образование.

Некоторыми исследователями отмечается противоречие между потоком поступаемой информации и аудиторным временем, выделяемым для усвоения этого материала, так как в последнее время наблюдается быстрое обновление знаний. Если раньше это происходило каждые двадцать четыре года, то теперь каждые два – четыре года . В связи с этим всё большую значимость приобретает самостоятельная работа студентов.

Основным направлением модернизации образования в развитых странах является оптимизация системы управления учебной работой студентов, воспитание творческой самостоятельности у будущих специалистов . В связи с этим в западных странах объём аудиторной нагрузки студентов снижен, что позволяет им использовать свободное время для самостоятельной работы, и обеспечивает индивидуальный график работы .

Мы считаем, что современной России, столкнувшейся с проблемами глобализации образования, необходимо придерживаться общемировых тенденций в воспитании нового типа специалиста, способного к планированию и предвидению результатов своей самостоятельной деятельности.

Необходимо отметить растущий интерес учёных к проблеме «самости» студентов вообще. Так в педагогической литературе для обозначения близких по значению явлений используются такие понятия как самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самообразовательная деятельность, самообразование, самовоспитание, самоорганизация .

Наиболее часто встречается термин «самостоятельная работа», который трактуется как:

Работа, выполняемая по заданию преподавателя в указанные сроки, но без его участия ();

Деятельность обучающихся по усвоению информации без посторонней помощи, способность рефлексии и трансформации усвоенного материала ();

Деятельность личности, которая выступает категорией и психологии, и педагогики ();

Учение, определяемое способностью учащихся ставить перед собой задачи, осуществлять их и рефлексировать ();

Определённая обязательность, стимулируемая преподавателем (,);

Целенаправленная, внутренне мотивированная и корригируемая деятельность личности ();

Деятельность обучаемого, направленная на применение опыта и знаний для решения новых задач ();

Средство закрепления изученного материала (, ёв);

Разнообразная индивидуальная и коллективная деятельность учащихся, выполняемая как на занятии, так и дома (,).

Таким образом, во многих исследованиях понятия самостоятельная работа и самостоятельная деятельность используются как синонимичные, при этом их рассматривают в качестве базового этапа на пути формирования творческой самостоятельности студентов, так как они в большинстве случаев предполагают обязательную деятельность, стимулируемую преподавателем, но ещё не самостоятельность.

А. Беляева предлагает своеобразную формулу самостоятельной работы студентов: информация – знание – информация, суть которой заключается в создании новой информации из уже имеющейся, что формирует у учащихся готовность и потребность к управлению своей познавательной деятельностью .


По мнению ряда учёных (, В. Графа,) успешность самостоятельной работы зависит от умения самоорганизации, которая выступает основой первой . Не следует забывать, что студенты не всегда обладают навыками поиска необходимой информации, умением самоорганизации, поэтому их самостоятельная работа должна контролироваться преподавателями.

считает, что оптимальным для самостоятельной работы является рефлексивный контроль, который представляет собой обмен мнениями между студентом и преподавателем по заданной теме в форме диалога .

Ковалевский и предлагают использовать проблемную ситуацию как метод активизации учебного процесса, что заставляет студентов делать выбор, использовать приобретенные знания в сходных ситуациях , что на наш взгляд может быть использовано в качестве одной из форм контроля, а так же побуждать студентов к самостоятельной деятельности в целях усовершенствования полученных знаний.

Более высокой формой проявления самостоятельности следует считать самообразование или самообразовательную деятельность, под которой понимают цель и результаты деятельности, а под самостоятельной работой – средство достижения данного результата . Самообразование студента – это добровольная деятельность, нацеленная на получение знаний в процессе самостоятельной работы без помощи преподавателя, которая невозможна, если у студентов не сформированы первоначальный опыт познавательной деятельности, потребность к ней и эмоционально-волевые качества . Таким образом, мы считаем, что самостоятельная работа является необходимым этапом, формирующим умения самообразования и, как следствие, развитие самостоятельности.

Мы согласимся с, которая рассматривает взаимосвязь выше упомянутых терминов и считает, что «самостоятельная работа готовит личность к самостоятельности и самоорганизации, которые, в свою очередь, являются основой самообучения, а готовность личности к самообучению является необходимым условием её самообразования» . Следует уточнить, что самостоятельная работа как обязательный элемент образовательного процесса, контролируемая преподавателем, учит студентов технике самообразования, а последняя зависит от уровня сформированности самостоятельности.

Сегодня всё чаще говорят о сдвиге ведущей роли в образовательном процессе с преподавателя на студента. Акцент образования переносится на развитие самостоятельности учащихся, умение получать необходимую информацию как в процессе обучения, так и после окончания вуза.

Анализ научных работ , и др. показал, что многие учёные рассматривают самостоятельность как качество личности, в значительной степени определяющее не только эффективность выполнения профессиональных обязанностей, но и отражающее способность личности к саморегулированию своего мышления.

Таким образом, одной из задач преподавателя вуза является воспитание самостоятельности как черты характера, как основы компетенции будущего профессионала, позволяющей «без посторонней помощи, основываясь на знаниях, умениях, убеждениях, жизненном опыте, ставить задачи, контролировать волю и настойчивость для достижения цели» .

В связи с этим меняется роль преподавателя вуза, которая заключается не просто в передаче определённых знаний студентам, а в «стимулировании их самостоятельной познавательной активности», формировании постоянной необходимости самосовершенствования и развития научно-исследовательских умений .

Преподаватель приобретает статус консультанта, который планирует, оценивает и контролирует самостоятельную деятельность студентов. При этом следует отметить особую роль педагогической поддержки, которая рассматривается многими учёными (, и др.) как сотрудничество субъектов педагогического процесса, направленное на выявление и устранение трудностей, возникающих на пути к реализации творческого потенциала учащихся.

Таким образом, учёные единогласно утверждают, что педагогическая поддержка направлена на развитие неповторимой индивидуальности обучаемого, раскрытие его умений и способностей в процессе взаимодействия преподаватель – студент. При этом создание креативной образовательной среды и совместная творческая деятельность преподавателей и студентов выступают важными факторами педагогической поддержки .

Следовательно, преподаватель должен всегда уметь создавать проблемную ситуацию, побуждающую студента к самостоятельному творческому поиску, при этом своевременная, но ненавязчивая педагогическая поддержка выступает залогом успеха учащегося в самостоятельном решении поставленных задач. На наш взгляд, именно, педагогическая поддержка позволяет находить индивидуальный подход к каждому студенту, что наилучшим образом раскрывает творческие умения самостоятельности учащихся.

При этом конечным продуктом воспитательной работы преподавателя должна стать особая профессионально-личностная компетенция будущего специалиста, основанная на высоко развитой творческой самостоятельности.

Литература:

1. Развитие навыков самообучения у студентов университета: Дис…канд. пед. наук / . – Магнтиогорск, 2004. – 197 с.

2. Управление самостоятельной работой студентов// Высшее образование в России / А. Беляева. – 2003. – №6. – С.105 – 109.

3. Управление самостоятельной работой: мировой опыт// Высшее образование в России / В. Жураковский. –2003.– №2. – С.45-50.

4. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в



Поделиться