Консультации для молодых специалистов клубных учреждений. Приоритетные направления и формы работы учреждений культуры клубного типа с семьёй

На сайте "Народная Экспертиза".

Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел - в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания - одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.

В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений. В один из таких клубов ходил в детстве и автор этих строк, и было это уже в 2000-х. Кинобудка, правда, уже в то время не работала, по субботам из полуживого магнитофона раздавались звуки музыки, призванные организовать "дискотеку", а сельская молодежь использовала клуб в качестве "перевалочного пункта" - всё основное "движение" происходило за зданием клуба, и характеризовалось оно одним ёмким словом: "Побухать ".


Современные реалии

Практически в таком же виде большинство сельских клубов существует и сейчас. В большинстве своем они носят статус "бюрократической отписки": раз в селе есть клуб, значит в нем есть "социально-культурные объекты для населения". Соответственно, участие государства в жизни современных сельских жителей (и в первую очередь молодежи) имеет место быть. Но так ли это на практике?

Да, клубы в деревнях и селах работают. Сотрудники этих домов культуры получают зарплаты, а вместе с ними и обязательства проводить культурно-массовые мероприятия для населения. Не будем кривить душой и обманывать себя - по большей степени это делается для галочки, но не для реального вклада в культурное развитие населения. Молодежь сейчас увлечена совершенно другими интересами, и её не затащишь в помещение с деревянным полом и музыкальным центром, даже если в нем проведен "евроремонт", чем так любят бравировать главы районов и сельских поселений. Более взрослое поколение тоже сидит по домам - концерты и кинопоказы давно перешли из кинобудок в экраны телевизоров. Интереса и мотивации "сходить вечером в клуб" нет ни у молодых, ни у старых. Единственные завсегдатаи этих "домов культуры" - подвыпившие селяне, для которых клуб - место, где можно погреться (зимой).

Между тем сельский клуб по прежнему остается практически единственным вариантом культурно-массового досуга в сельской местности. Более того, он может и должен являться площадкой не просто для культурного и современного отдыха, но и базой для формирования самосознания местного населения. Просто необходимо кардинально пересмотреть формат подачи и организации досуга. И сейчас, когда Губернатор Белгородской области говорит о "курсе на деурбанизацию" и привлечении молодежи в сельские территории, вопрос организации культурно-досугового отдыха в сельских поселениях должен стоять одним из ключевых приоритетов, наравне с обеспечением сельской молодежи жильем и рабочими местами.

Запросы сельской молодежи

Чего хочет сельская молодежь? Возможно, ответ покажется странным - но она хочет того же, чего и городская. И первоочередное желание - коммуникации со сверстниками. Посредством танцев, совместных игр либо же распития алкогольных напитков и драк происходят эти коммуникации - это уже, как раз, вопрос социально-культурный. Зависит он от среды и от того, что эта среда молодежи дает. Если у городской молодежи есть такие варианты вечернего досуга, как сходить в кино либо посидеть с друзьями в кафе-пиццерии, то для сельской варианты менее прозаичны - сидеть дома либо идти "за клуб".

Задача "возрождения" социально-культурной роли сельского клуба состоит в том, чтобы по возможности максимально перенести реалии городского досуга на тело сельского клуба. Вычеркнуть из программы то, что является атавизмом, пережитком прошлого. Например - дискотеки. Дискотека в сельском клубе - это от силы человек десять, девять из которых пьяны. С учетом текущего количества населения в деревнях и селах, сама идея сельских дискотек изжила себя. Молодежи нужно как можно больше сверстников вокруг. Сейчас дискотеки сосредоточились в районных центрах. Опять же, реалии XXI века - у значительного количества молодых людей есть автомобили. По крайней мере один на компанию из 3-4-х человек находится. Пусть даже отцовский. И эта компания лучше проедет 10-15 километров до райцентра, где на дискотеку собралось человек сто, чем останется сидеть в сельском клубе, где народу едва ли наберется с десяток. В сельских клубах дискотеки не нужны.

А что же нужно? Совместный просмотр кинофильмов я уже отметал выше - во-первых, телевизоры есть практически у каждого, во-вторых, оборудование для просмотра фильмов есть далеко не в каждом клубе и, в-третьих, в эпоху авторских прав коллективный просмотр киноновинок может влететь в копеечку для заведения. То есть танцы и фильмы мы отметаем. Что остается?

Остается вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) - место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер . Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодежной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке.

Почему в Белгороде так популярны кофейни? Неужели потому, что выросло целое поколение "гурманов и ценителей" настоящего вкуса кофе? Отнюдь. Кофейни и антикафе стали интересным и популярным местом проведение совместного культурного досуга, это и есть "клубы" XXI века. Поэтому - да, если утрированно - сельский клуб должен взять за основу своего устройства модель современных "антикафе".

Организация пространства клуба

Итак, основная цель, которую мы ставим перед помещением "современного клуба" - комфортное размещение населения для проведения досуга. Какую задачу должно решать это помещение? Время работы клуба - вечер. К этому моменту школьники заканчивают обучение в школе, взрослые возвращаются с работы. Самая первая целевая аудитория - это молодежь. Клуб должен предлагать этой категории населения достойную альтернативу прозибанию перед экранами телевизоров или бесцельному блужданию по подворотням.

В основном зале нашего клуба должны разместиться кресла (диваны) с журнальными столиками между ними. Вокруг одного такого столика смогут собраться до шести человек. Здесь компания может поиграть в настольные игры ("мафия", "элиас", "активити", "свинтус", "монополия", даже классические шахматы - сейчас тысяча их, и они являются достойной заменой алкогольному застолью - проверенно на собственном опыте многократно!), почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука - я пересказываю вам всё то, чем молодежь занимается в городских заведениях подобного формата.

Рядом с основным залом расположена детская игровая комната. Она может быть отделена от основного зала прозрачной перегородкой по типу пластиковых окон - с одной стороны, детский шум и визг не проникает в основное помещение и не отвлекает взрослых, с другой стороны родители всегда видят, чем занимаются их ребятишки.

Обязательно в клубе наличие туалета (да, сейчас их в подавляющем большинстве случаев нет). Во-первых, дети - это дети. Во-вторых... хм, да неужели в 2014-м году еще нужно приводить аргументы в пользу наличия туалета в общественном заведении?!.

Рядом с детской комнатой и туалетом должна быть небольшая комната-"кухня", как я её назвал. Здесь, опять же, принцип "антикафе" - любой желающий может налить себе чашку чая и перекусить печеньем. Люди могут приносить сюда пакетики чая из дома и что-нибудь сладкое. Соглашусь, что первое время это будет чем-то диковинным и отчасти немыслимым - но сознание людей способно меняться под влиянием примера окружающих (меняться как в хорошую сторону, так и в плохую). Людям нужно показать, что это - реально, что это так же естественно, как принимать гостей у себя в доме, как пить чай у себя на кухне. В деревнях практически все друг друга знают - просто за отсутствием консолидирующих моментов все привыкли жить разобщенно, по принципу "моя хата с краю". Совместное проведение досуга, совместная покупка чая для вечерних посиделок - это ли не шаг в сторону формирования "солидарного общества"?

В помещении клуба должен быть кабинет заведующего. Ведь работа заведующего - это не только "открыть клуб, включить музыку, выключить музыку, закрыть клуб". Это еще и отчеты (куда без них!), планирование работы, прочее, прочее.

Техническое помещение - это комната для коммуникаций. Счетчики воды, света. Система отопления. По площади (да и по структуре) помещение сельского клуба должно быть похоже на большой и уютный жилой дом - в соответствии с этим должны быть обеспечены и все коммуникации.

Еще одну комнату на схеме ниже я назвал "конференц-зал". За громким иностранным словом скрывается помещение, суть которого - большой стол и стулья вокруг. Здесь можно собраться большой компанией для какой-либо дискуссии, презентации, совещания, да и просто задушевного разговора за чашкой чая. Днем здесь могут проходить мастер-классы (или, говоря родным языком, "творческие кружки"), вечером - собираться компании старшей возрастной категории. Играть в домино или обсуждать последние деревенские новости за посиделками - и не отвлекаться на шум из соседнего зала.

Схематично всё вышеописанное выглядит так:


Главный мотив "нового сельского клуба" - собрать людей под одной крышей, предоставить им комфортное место для общения и проведения досуга, позволить им почувствовать себя "как дома". Это площадка, призванная вернуть людям в селах то, что утрачено уже не одно десятилетие - чувство единства, общности. Это не формальная "отписка" об успешной работе социально-культурного кластера на селе - это источник культуры и среда комфортного развития социума.

Организация досуга населения

Основа успешного функционирования подобного заведения, особенно на первых порах, когда это будет "в диковинку" для большинства посетителей - четкое регламентирование правил поведения и осознание меры ответственности каждого посетителя за помещение. Нет больше принципа "Всё вокруг колхозное - всё вокруг моё", и если ты что-то поломал или украл, то понесешь соответствующую материальную или уголовную ответственность. Пришел в заведение с паспортом, распишись у заведующего, что "С правилами поведения ознакомлен, меру ответственности сознаю" - а далее пользуйся всей "инфраструктурой" на здоровье.

А теперь давайте рассмотрим схему функционирования "нового сельского клуба" на конкретном, пусть и гипотетическом примере.

Я - молодой специалист, который переехал в сельскую местность со своей семьей. В плане жилья сейчас в Белгородской области существует несколько хороших программ для молодых семей, поэтому будем считать, что жильем мы обеспечены. В плане трудоустройства на селе тоже работает ряд областных программ, на крайний случай считаем, что супруга работает в социальной сфере, а я развиваю собственный бизнес по программе поддержки малого предпринимательства. На территории сельского поселения есть и детский сад, и школа - пока родители работают, дети тоже при деле.

Вечер. Работа окончена. Домашние хлопоты тоже разрешены. Возникает вопрос о досуге. Придя в сельский клуб мы встречаемся с друзьями - скажем, семьей моего одноклассника, который тоже живет в этом селе. Взрослые, то есть мы, садимся за один из столиков и общаемся на интересующие нас темы, а маленьких детей можно отправить развлекаться в детскую комнату. Я четко знаю, что у ребенка здесь есть развлечения не хуже, чем в белгородских заведениях вроде "Лукоморья" или игровой зоны в каком-нибудь "Мега-Гринне". В помещении есть Wi-Fi (Ростелеком, насколько я знаю, в настоящее время проводит высокоскоростной Интернет во все населенные пункты области - по крайней мере в моей деревне Интернет уже года полтора, как появился), и я по привычке обновляю ленту новостей в какой-нибудь из социальных сетей. А, может быть, даже и пишу какой-нибудь пост в блог.

Я могу встать и заварить себе чашку чая (конечно же принес с собой целую упаковку, да еще и с печеньем!). За соседним столиком сидят мальчишки постарше и что-то рисуют в своих раскрасках. В соседнем "конференц-зале" водитель школьного автобуса о чем-то бурно дискутирует с компанией друзей. Тем не менее, я могу быть спокоен за уши окружающих детей - в клубе четко действует правило трех НЕ: не пить, не курить и не материться.

И, главное, мы все не чувствуем ущербности в том, что это - сельский клуб. В эпоху глобализации границы просто обязаны стираться, и по-хорошему не должно быть разницы, сидим ли мы в сельском клубе или каком-либо заведении областного центра.

Да, я не считаю всё вышеописанное утопией. Это все может быть реальностью. Главное - захотеть.

Цена вопроса

По моим приблизительным расчетам, даже если строить такой клуб "с нуля", то общая смета не превысит семи миллионов рублей. Строительство одноэтажной "коробки" площадью до 250 кв. м обойдется в сумму до 4-х миллионов, еще около трех потребуется вложить во "внутреннее содержание" клуба. В таком помещении смогут комфортно разместиться до 50-ти человек единовременно.

С коммерческой точки зрения эти деньги невозможно будет "отбить". Однако социальная сфера - не то поле, на котором растут деньги. Здесь произрастает куда более важное со стратегической точки зрения зерно - культура общества, его консолидирующая идея, потенциал для реализации роста и развития людей.

Как реалист, я не вижу скорой реализации вышеописанного мною проекта в самом ближайшем времени. Однако посчитал своим долгом изложить своё видение ситуации. Как знать, может быть не сейчас, но через пять, десять лет сфера социально-культурной жизни в сельских поселениях выйдет на качественно новый уровень, которого требуют меняющиеся реалии нашего мира. Я верю, что когда-нибудь система перейдет от слов к делу, и заявленный процесс "деурбанизации" в нашем регионе затронет не только финансово-материальные аспекты жизни, но и духовно-нравственные. Когда-нибудь мы его построим.

Культурно-досуговая деятельность

в условиях модернизации клубных учреждений

Анализ показывает, что процесс модернизации КДУ вызвал к жизни востребованные населением позитивные изменения в социокультурной сфере. И примеров тому – уже немало.

Так, в Атнарском центральном сельском Доме культуры Красночетай­ского района, руководимом Геннадием Шуськиным, в рамках модернизации выполнен большой объем работы: произведен капитальный ремонт здания и помещений, обнов­лено оборудование, облагорожена прилегающая территория.

Несомненно, большая роль в культурно-досуговой работе принадлежит действующим в этом сельском Доме культуры 12 клубным формированиям. В них участвуют 165 человек. Творческих коллективов из общего числа – 9, в них участвуют 123 человека.

В 2010 году этим сельским Домом культуры проведено 370 культурно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – 60. Из общего числа на платной основе проведено 88 культурно-досуговых мероприятий, их посетили 2600 человек.

То же можно сказать и о работе Чуманкасинского сель­ского Дома куль­туры Моргаушского района. Еще в начале года состоялось орга­низационно-методическое посещение этого сельского Дома культуры специа­листами Мин­культуры республики и Дома народного творчества. Ими был сделан вывод о том, что работники Дома культуры во главе с директором Светланой Беловой в тесном сотрудничестве с руководством поселения и рай­она выполнили большой объем работ по капитальному ремонту здания и внут­ренней отделке помещений.

Культурно-досуговую деятельность Дома культуры обеспечивают 2 твор­ческих работника. Один из них имеет высшее, другой – среднее профессио­нальное образование. В 2010 году в Чуманкасинском сельском Доме культуры проведено 75 культурно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – 28. На платной основе проведено 21 культурно-досуговое мероприятие, их по­сетили 257 человек. Для детей проведено три платных мероприятия, которые посетили 74 чел.


В работе КДУ, конечно же, большая роль принадлежит дейст­вующим в Чуманкасинском сельском Доме культуры 15 клубным формирова­ниям. В них участвуют 126 человек. В учреждении действуют 4 клубных фор­мирования для детей до 14 лет. Творческих коллективов из общего числа – 7, в них участвуют 67 человек.

Заметные позитивные перемены произошли и в работе Большешигаев­ского центрального сельского Дома культуры Большешигаев­ского сельского поселения Мариинско-Посадского района. Здесь также выполнена объемная работа по ка­питальному ремонту здания Дома культуры и отделке его помеще­ний.

В настоящее время в сельском Доме культуры – 12 клубных формиро­ваний. В их деятельности участвуют 165 человек. В учреждении действуют 7 клубных формирований для детей до 14 лет. Творческих коллективов из об­щего числа – 9, в них участвуют 85 человек.

Культурно-досуговую деятельность Дома культуры обеспечивают 5 твор­ческих работников. Один из них имеет высшее образование , остальные про­фессионального образования не имеют. В 2010 году здесь проведено 213 куль­турно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – проведен­ное специалистами КДУ платное мероприятие посетили 5 тыс. человек.

Примером позитивного развития служит и Чувашско-Сорминский куль­турно-досуговый центр Аликовского района. В истекшем году здесь подготов­лено и проведено 175 культурно-досуговых мероприятий. Однако в данном клубном учреждении предстоит целенаправленно внедрять в практику прове­дение мероприятий на платной основе.

Лишь положительно характеризуется населением также работа Куль­турно-спортивного комплекса Опытного сельского поселения Цивильского района, Большешемердянского сельского Дома культуры Большешемердян­ского сельского поселения Ядринского района и двух культурно-досуговых уч­реждений Янтиковского района: Новобуяновского сельского Дома куль­туры Новобуяновского сельского поселения и Муниципального учреждения куль­туры «Янтиковский районный культурно-досуговый центр ».

Особую актуальность в ходе модернизации и создания в сельских посе­лениях базовых клубных учреждений приобретает работа по отслеживанию и анализу состояния дел в культурно-досуговой деятельности на местах. При этом важным ее фактором является опора на результаты мониторинговых ис­следований и данные объективного учета. Исходя из этого, в январе 2010 г. Чувашским республиканским Домом народного творчества осуществлен прием документов годовой отчетности культурно-досуговых учреждений за 2009 год. В соответствии с установленным графиком получены и систематизированы от­четы из всех районов и городов республики.

Фиксация итогов деятельности данных учета и отчетности культурно-до­суговых учреждений республики за 2009 год сделала возможным создание ин­формационной базы данных , как для контроля, так и для принятия после­дующих организационных и методических решений. Результаты работы спе­циалистов Чувашского республиканского Дома народного творчества в отчет­ный период изложены в итоговом аналитическом материале об объективной ситуации в культурно-досуговой сфере республики «Клуб и народное творче­ство Чувашии в 2009 году».

Итоги деятельности клубных учреждений республики в 2009 г. рассмот­рены на Республиканском семинаре-практикуме директоров муниципальных и межпоселенческих культурно-досуговых учреждений, проведенном в марте 2010 г. в рамках реализации Чувашским республиканским Домом народного творчества совместно с факультетом дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Чувашского государственного инсти­тута культуры и искусств долгосрочной Программы повышения управленче­ской компетентности руководителей и специалистов муниципальных куль­турно-досуговых учреждений на годы.

С участниками семинара встретились специалисты Минкультуры Чува­шии и ЧРДНТ. Были обсуждены актуальные вопросы обеспечения пропаганды и популяризации Послания первого Президента Чувашии Гос­совету республики «Чувашия - из будущего и для будущего», итоги развития отрасли, в том числе – культурно-досуговой деятельности, в 2009 году и за­дачи на 2010 год, а также проблемы формирования перечня культурно-досуго­вых услуг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, и сохра­нения традиционных культур народов, населяющих Чувашию.

В завершение творческой учебы директора муниципальных и межпосе­ленческих КДУ посетили г. Алатырь. Здесь они ознакомились с историко-культурным наследием города и приняли участие в показательном мероприя­тии Республиканского (в рамках Всероссийского) фестиваля народного твор­чества «Салют Победы», посвященного 65-летитю Победы в Великой Отечест­венной войне г. г.

В целях пропаганды культурно-досуговыми средствами исторического значения Победы в Великой Отечественной войне, создания и обогащения ре­пертуара клубных учреждений произведениями гражданской и героико-пат­риотической тематики, а также совершенствования работы, направленной на укрепление нравственных устоев общества, внедрение новых форм и методов патриотического воспитания, развитие массовости и повышение исполнитель­ского мастерства клубных формирований, в рамках фестиваля народного твор­чества «Салют Победы» с января по май 2010 г. Чувашским республиканским Домом народного творчества организован и проведен Республиканский смотр-конкурс агиткультбригад и передвижных клубных учреждений «Подвиг Сол­дата – в наших сердцах!». Смотр-конкурс проходил в III этапа:

На I этапе (январь-февраль 2010 г.) состоялись районные и городские смотры-конкурсы агиткультбригад и передвижных клубных учреждений «Под­виг Солдата – в наших сердцах!». Организация и подведение итогов I этапа смотра-конкурса производились конкурсными комиссиями, созданными при администрациях муниципальных территорий.

В результате обсуждения темы, членами совета – специалистами Рес­публиканского Дома народного творчества сделан вывод: культурно-досуговая работа с детьми, подростками и молодежью в Цивильском районе ведется сис­темно, целенаправленно активизируются востребованные формы досуговой работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поко­ления, формированию и развитию у молодежи культуры здорового образа жизни. В молодежной среде получает развитие волонтерское движение. Ак­тивно проходят в районе молодежные экологические акции. С октября 2009 года реализуется молодежный социальный проект «Школа молодых лидеров Цивильского района», развивается инфраструктура летнего отдыха детей. В рамках выполнения Республиканской целевой программы «Молодежь Чуваш­ской Республики: гг.» осуществляется социальный проект «Моло­дежное правительство Цивильского района», в составе которого - 17 предста­вителей молодежи.

В районе функционируют 3 пришкольных профильных лагеря военно-спортивной и военно-патриотической направленности, в работе которых уча­ствуют 70 детей и подростков. Их показательное выступление стало для участ­ников заседания наглядным свидетельством востребованности и эффективно­сти совместной работы учреждений культуры и образования с детьми, подро­стками и молодежью.

Следующее выездное заседание Координационно-методического совета Чувашского республиканского Дома народного творчества на тему: «Матери­ально-технический ресурс базовых клубных учреждений и инновации в куль­турно-досуговой деятельности» состоялось во II квартале в Муниципаль­ном культурно-досуговом центре Комсомольского района. На нем рассмотрен со­временный опыт работы базовых клубных учреждений на примере Вурнар­ского, Ибресинского и Комсомольского районов.

Программу учебно-методического мероприятия, в котором приняли уча­стие 75 руководителей и специалистов базовых клубных учреждений респуб­лики, предварила их поездка в Чичканское сельское поселение района. Здесь участники заседания посетили и ознакомились с деятельностью Чурачикского социально-культурного центра, прошедшего этап модернизации одним из пер­вых в республике. Об опыте решения базовым клубным учреждением социо­культурных задач в современных социально-экономических условиях гостям рассказали глава Чичканского сельского поселения Юрий Лукиянов и дирек­тор КДУ Елена Шуряшкина. Важные аспекты современного развития куль­турно-досуговых учреждений на селе на примере Чурачикского социально-культурного центра затронул в своем выступлении заведующий сектором куль­туры администрации Комсомольского района Василий Васильев. Впечатления от увиденного и услышанного в Чурачиках стали импульсом для последующего делового разговора клубных специалистов на пленарном заседании. С подроб­ной информацией об опыте работы базовых клубных учреждений своих терри­торий в ходе него выступили директора муниципальных культурно-досуговых центров Ибресинского, Вурнарского и Комсомольского районов Людмила Константинова, Инна Шашкова и Галина Бормотина. В ходе обсуждения вы­ступлений коллег, участники заседания обменялись опытом модернизации клубных учреждений. Состоялся заинтересованный разговор по вопросам ор­ганизации ремонтных работ , материально-технического обеспечения, привле­чения финансовых ресурсов, организации платных мероприятий в базовых клубных учреждениях.

В мае 2010 года коллегией Минкультуры Чувашии был рассмотрен во­прос: «О работе муниципальных культурно-досуговых учреждений республики по формированию перечня услуг, оказываемых населению на платной и бес­плат­ной основе и ведение билетного хозяйства». В соответствии с ее рекомен­да­циями Республиканским Домом народного творчества обобщен опыт работы клубных учреждений по нормативному регулированию оказания платных услуг населению. Примером для обобщения послужила реализация культурно-досу­говых запросов и предпочтений жителей Аликовского и Порецкого районов.

В материале содержится анализ состояния дел по нормативному сопро­вождению клубной работы в названных районах. Здесь же приведены решения и постановления органов местного самоуправления по вопросам регулирова­ния платных услуг КДУ, положения о платных услугах и социально-творче­ском заказе , перечни бесплатных и платных культурно-досуговых услуг, пре­доставляемых населению учреждениями культуры, а также прейскуранты на платные услуги.

Анализ современного опыта культурно-досуговой деятельности в респуб­лике показывает, что еще не во всех муниципальных территориях республики создана система нормативного регулирования культурно-досуговых услуг, ока­зываемых населению на бесплатной и платной основе, а также ведению би­летного хозяйства. Поэтому обобщенный ЧРДНТ опыт работы клубных учре­ждений Аликовского и Порецкого районов в этом направлении стал примером для совершенствования нормативной базы культурно-досуговой деятельности в республике.

Вопросы формирования спектра современных культурно-досуговых ус­луг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, а также исполь­зование в клубной работе туристических методик на примере Мариинско-По­садского района в сентябре 2010 г. рассмотрены на очередном выездном засе­дании Координационно-методического совета Чувашского республиканского Дома народного творчества, проведенного на базе Мариинско-Посадского районного Дома культуры.

В заседании приняли участие руководители и ведущие специалисты клубных учреждений Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Комсомольского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Порецкого, Ци­вильского, Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского, Яльчикского рай­онов и города Чебоксары.

Итогом заседания стало решение о наращивании процесса обучения и переподготовки специалистов культурно-досуговых учреждений по вопросам внедрения платных услуг. Важным признано также изучение и распростране­ние опыта работы по формированию перечня современных услуг, оказываемых КДУ населению на платной и бесплатной основе, работе по организации тури­стической деятельности и в других сельских территориях.

Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия в сфере культуры пе­реданы органам местного самоуправления, и им, как показывает практика, требуется организационная поддержка и методическая помощь в исполнении названных полномочий, в том числе и в ходе совместной реализации Указа Президента Чувашии № 97 от 9 ноября 2007 г. «О мерах по развитию сельских учреждений культуры в Чувашской Республике».

Исходя из этого, Домом народного творчества в 2010 г. разработаны и распространены методический материал «Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры клубного типа», и рекомендации по проведению мо­ниторинга «Культурно-досуговые потребности сельских жителей».

На основе результатов мониторинга «Культурно-досуговые потребности сельских жителей», проведенного с использованием рекомендаций ЧРДНТ в Вурнарском районе, специалистами Дома народного творчества разработана и распространена информационно-аналитическая справка. Материал содержит основные цифровые показатели и выводы, полученные в ходе мониторинга, осуществленного во исполнение Постановления коллегии Минкультуры Чу­вашии от 01.01.01 года № 8 «О работе муниципальных культурно-досуго­вых учреждений по формированию перечня услуг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, и ведению билетного хозяйства».

В целях совершенствования работы клубных учреждений сельских посе­лений, а также для получения объективной информации о культурно-досуго­вых потребностях и запросах населения Вурнарского района, в рамках мони­торинга осуществлен опрос.

Анкетирование проведено в течение месяца – с 22 сентября по 22 ок­тября 2010 года - в 10 сельских поселениях Вурнарского района: Большетор­ханском, Большеяушском, Ершипосинском, Вурманкасинском, Малояушском, Янгорчинском, Кольцовском, Хирпосинском, Шинерском и Апнерском. В нем приняли участие 100 респондентов в возрасте от 15 до 65 лет. Из них 41 – мужчины, 59 - женщины. Большая часть респондентов имеет среднее специальное образование - 48 %, среднее образование имеют 31 %, высшее образование – 21 %.

На вопрос «Чем Вы чаще всего занимаетесь на досуге?» большинство респондентов (58%) отметили, что в свободное время посещают культурно-до­суговое учреждение, смотрят телевизор - 24 %. 12 % опрошенных жителей в свободное от работы и учёбы время предпочитает заниматься спортом, чте­нием художественной литературы , газет и журналов, а 6 % предпочитают про­гулки на свежем воздухе.

Анализ ответов, полученных на вопрос «Как часто Вы посещаете Дом культуры (сельский клуб)?» показал следующее: 52 % респондентов ответили, что они занимаются в любительских объединениях клубных учреждениях, по­этому 2-3 раза в неделю бывают в местном ДК, клубе, 22 % посещают КДУ периодически, а четверть опрошенных (25 %) посещают его только тогда, ко­гда проводятся «масштабные», по их мнению, мероприятия. И лишь 1 % рес­пондентов совершенно не интересуется культурно-досуговой деятельностью и не посещает клубное учреждение.

Ответы на следующий вопрос анкеты позволяют оценить роль Дома культуры (сельского клуба) в жизни населения Вурнарского района. Ответы таковы: 88 % респондентов считают, что Дом культуры (сельский клуб) делает жизнь разнообразнее, интереснее, и без них она была бы скучной и серой. 9 % считают, что в необходимых случаях можно отдохнуть и посетить инте­ресное культурно-досуговое мероприятие, проводимое работниками клубного учреждения, а 3 % респондентов могут обойтись и без Дома культуры, так как ничего в жизни не изменится и без него.

Для большинства опрошенных жителей Вурнарского района, наиболее востребо­ванными культурно-досуговыми мероприятиями являются дискотеки (79 %), вечера, посвящённые календарным датам и праздникам (69 %), кон­церты кол­лективов народного творчества (64 %) и развлекательные шоу-про­граммы (62 %). Менее популярны среди сельских жителей района выставки (22 %), лите­ратурно-музыкальные вечера (22%), тематические вечера (18 %), фестивали (10 %). Менее всего востребовано сегодня в районе посещение и просмотр кино­фильмов в КДУ. Как показывают результаты опроса, 2 % жите­лей района во­все не интересуется тем, что происходит в клубном учреждении.

В то же время в подготовке культурно-досуговых мероприятий активно участвуют 42 % респондентов, 38% участвуют в них по просьбе работников культуры, а 17 % по тем или иным причинам не участвуют, но хотели бы. Лишь 3% опрошенных совершенно не изъявляют желания участвовать в клуб­ных мероприятиях.

Ответы респондентов на вопрос, «Какие, на Ваш взгляд, платные куль­турно-досуговые мероприятия востребованы населением Вашего поселка (села, деревни?)» представлены ниже в виде таблицы (в сравнении данных взрослого населения и детей до 14 лет):

взрослое население

дети до 14 лет

□- дискотеки – 8 %

□ - демонстрация кинофильмов - 0

□ - смотры-конкурсы – 25 %

□ - развлекательные шоу-программы – 8 %

□ – спектакли – 28 %

□ - театрализованные представления – 11 %

□ – концерты - 20 %

□- дискотеки -30 %

□ - демонстрация кинофильмов - 2 %

□ - смотры-конкурсы – 5 %

□ - развлекательные шоу-программы - 18 %

□ – спектакли – 10 %

□ - театрализованные представления – 19 %

□ – концерты – 16 %

Ответы на следующий вопрос анкеты позволили оценить удовлетворен­ность респондентов качеством предоставляемых клубными учреждениями ус­луг. 86 % - качеством услуг удовлетворены полностью, 14 % – не в полной мере, что связано с невысоким уровнем качества того или иного культурно-до­сугового мероприятия КДУ, отсутствием современной аппаратуры, компью­терной техники и опытных специалистов.

На вопрос «Хочется ли Вам чаще посещать клубные учреждения?»

75 % респондентов - жителей района ответили положительно, указав причиной посещения КДУ реже желаемого:

Финансовые затруднения – 19 %

Отсутствие свободного времени – 31 %

Опасаюсь криминальной обстановки – 3 %

Не позволяет здоровье – 3 %

Нет компании – 13 %

Другие причины, в том числе учёба – 6 %.

У 25 % респондентов нет особого желания чаще посещать клубные уч­реждения.

Результаты изучения показывают, что на сегодняшний день около 1/6 части жителей Вурнарского района не в полной мере удовлетворены качеством предоставляемых клубными учреждениями услуг. В целом же сельские жители удовлетворены работой КДУ (86 %). Они считают, что Дом культуры (сельский клуб) делает жизнь села, деревни разнообразнее и интереснее, и именно там можно с пользой провести свободное время, отдохнуть от житейских забот, посетив досуговое мероприятие. Следовательно, работники культурно-досуговых учреждений, используя разнообразные формы и методы работы с населе­нием, способствуют возрождению национальных художественно-творческих традиций и обрядов, выявлению и поддержке молодых дарований, развитию культуры республики.

Итоги мониторинга позволяют сделать вывод о том, что руководителям КДУ района необходимо системно решать следующие проблемы: переоснаще­ние учреждений современной техникой и аппаратурой, новыми музыкальными инструментами. В этой связи необходимо продолжить начатую модернизацию клубных учреждений, целенаправленно работать над приобретением музы­кального инструментария и сценических костюмов для творческих коллекти­вов; активизацией участия населения в культурной жизни, систематически приглашать с выступлениями творческие коллективы из соседних муници­пальных территорий и регионов. Важно также вести целенаправленную работу по привлечению в клубные формирования молодежь, молодые семьи и пожи­лых людей, расширяя спектр кружков любительских объединений и клубов по интересам.

Необходим также активный диалог работников культуры с представите­лями органов местного самоуправления, так как разъяснение своей профес­сиональной позиции позволит клубным специалистам более эффективно ре­шать вопросы развития культурно-досуговой деятельности на местах.

С целью получения объективной информации о работе КДУ, культурно-досуговых потребностях и предпочтениях граждан в муниципальных террито­риях, необходимо провести аналогичные мо­ниторинговые исследования и в других районах, городах, сельских поселениях республики.

В соответствии с Планом реализации Федеральной целевой программы «Культура России» на 2010 г. Государственным Российским Домом народного творчества в рамках VIII Всероссийского смотра информационной деятельно­сти домов (центров) народного творчества с 29 сентября по 3 октября 2010 г. в Москве проведен Всероссийский семинар-совещание, в котором принял уча­стие специалист ЧРДНТ. Согласно программе, в течение трех дней специалистами культуры страны рассмотрены следующие вопросы: «Издательское редактирование в современных условиях»; «PR-деятельность в социокультур­ной сфере: новые коммуникативные реалии и инновации»; «Мето­дика описания объектов нематериального культурного наследия»; «Искусство редактирова­ния изданий (печатных, электронных и т. д.) в сфере народного творчества и культурно-досуговой деятельности»; «О совершенствовании пра­вового положения и реформе финансирования государственных и муници­пальных учреждений». Проведены практические занятия по формированию реестра нематериального культурного наследия.

В завершение семинара оглашены итоги Всероссийского смотра инфор­мационной деятельности региональных домов и центров народного творчества, в ходе которого выступили рецензенты и члены жюри. Они ознакомили коллег с работой корпоративных информационных средств в сфере культуры. Состоя­лось также обсуждение проблем и перспектив развития информационной дея­тельности сети домов и центров народного творчества.

Чувашский республиканский Дом народного творчества по итогам пре­стижного смотра отмечен двумя наградами: дипломом лауреата - за сохранение традиционного песенного фольклора и издание сборника «Родные мои – кры­лья мои!» (составитель – Светлана Лаврентьева) и дипломом – за издание бук­лета «Родники, ах, родники!» к XVII Всероссийскому фестивалю народного творчества «Родники России» и VII Всероссийскому конкурсу мастеров деко­ративно-прикладного искусства «Русь мастеровая» (руководитель проекта Та­мара Шамсеева, ответственный за выпуск Лия Чернова).

Во втором полугодии 2010 г. Чувашский республиканский Дом народ­ного творчества продолжил работу по проведению выездных учебно-методиче­ских мероприятий.

Так, на базе Культурно-досугового центра Батыревского района в ок­тябре проведен выездной Республиканский семинар-практикум директоров муниципальных и межпоселенческих культурно-досуговых учреждений «Об опыте работы органов местного самоуправления Батыревского района по при­данию клубным учреждениям статуса юридического лица».

Участники семинара-совещания побывали и ознакомились с деятельно­стью муниципального учреждения культуры «Центр развития культуры и на­родного творчества Тойсинского сельского поселения», созданного на базе Староахпердинского сельского Дома культуры. В ходе методического посеще­ния КДУ района коллег интересовали вопросы, касающиеся работы по оказа­нию платных услуг, в том числе - в малонаселенных пунктах.

В ноябре проведено заседание Координационно-методического совета «О деятельности муниципальных (межпоселенческих) КДУ и информационно-методических служб культурно-досуговой деятельности Янтиковского, Канаш­ского и Цивильского районов по реализации Программы повышения управ­ленческой компетентности руководителей и специалистов культурно-досуго­вых учреждений». В нем приняли участие клубные специалисты Алатырского, Аликовского, Канашского, Цивильского, Чебоксарского, Урмарского и Ше­муршинского районов.

О деятельности муниципальных и межпоселенческих культурно-досуго­вых учреждений и их информационно-методических служб по реализации Программы повышения управленческой компетентности руководителей и спе­циалистов культурно-досуговых учреждений выступили специалисты Канаш­ского, Цивильского и Янтиковского районов.

В ходе обмена опытом обсуждены вопросы формирования годового плана районных семинарских занятий клубных специалистов, тематики учебно-методических мероприятий, методики их проведения.

Подводя итоги заседания, члены совета - специалисты Дома народного творчества заострили внимание коллег на том, что работа с кадрами - одна из наиболее сложных и трудных и многогранной деятельности руководителя. Для успешной деятельности он, прежде всего, должен учитывать индивидуальные характеристики, способности, мотивы поведения и трудовые стимулы каждого сотрудника.

Все ли делается на местах для того, чтобы помочь начинающим и моло­дым работникам культуры освоиться на рабочем месте? Увы, не всегда. Это приводит к тому, что, приходя работать в сельские дома культуры, молодые специалисты на протяжении долгого времени не могут правильно сориентиро­ваться и строить свою работу. Им недостает практических навыков решения вопросов организации труда, этики трудовых взаимоотношений и многого другого. Поэтому молодые специалисты, которым не хватает знаний и навыков работы с людьми, покидают сферу культуры и устраиваются на работу, порой, далекую от полученной ими специальности. В этом - одна из причин текуче­сти кадров КДУ. Потому главной целью руководителей и специалистов ин­формационно-методических служб культурно-досуговых учрежде­ний в работе с кадрами, по мнению участников Координационно-методического совета, должно стать опера­тивное определение роли и места работника в современном учреждении культуры. Координационно-методический совет рекомендовал коллегам системно проводить семинарские занятия с работниками культурно-досуговых учреждений, так как эта форма учебы является основной в работе по повышению профессиональной квалификации на муниципальном уровне. При этом подчеркивается необходимость включения в план учебно-методиче­ских мероприятий для клубных специалистов вопросов, связанных с организа­цией работы учреждений, являющихся прокатными площадками и филиалами базовых домов культуры, внедрения в практику выездных дней профессио­нальной учебы по обмену опытом работы базовых КДУ.

Современная семья ее проблемы и пути их решения Социальные функции современной семьи.3 Тенденции развития российской семьи: История вопроса. Для этого нужно узнать об уже изученных формах а также рассмотреть проблемы современной семьи исходя из которых можно сформулировать конкретные задачи для решения этих проблем. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разобрать социальные функции современной семьи выявить ее проблемы и пути их решения предположить путь ее дальнейшего развития а...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

15983. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С СЕМЬЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 71.45 KB
По данным медицинских исследований с каждым годом возрастает процент детей имеющих отклонения в здоровье наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Исторически так сложилось что от состояния здоровья детей от их всестороннего развития во многом зависит благополучие общества. Поэтому вопросы оздоровления детей были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания...
10014. Приоритетные направления развития продовольственного рынка Республики Бурятии 281.8 KB
Отечественное сельское хозяйство, принимая активное участие в мировой экономике, в данный момент находится в состоянии, когда сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают значительные трудности. Они связанны с тем, что Российская Федерация, участвуя во Всемирной торговой организации, принимает на себя обязательства по ограничению государственной поддержки отечественного сельского хозяйства.
9839. Формы работы с родителями по повышению социально-педагогической культуры в вопросах межнационального воспитания детей дошкольного возраста 67.87 KB
Учитывая сложившуюся социальную ситуацию, особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, доброжелательного и уважительного отношения к людям других
9912. Основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на этапе непрерывного обучения «детский сад - школа» 340.82 KB
К сожалению в настоящее время система работы по психологическому сопровождению детей в системе детский сад школа еще не сложилась хотя имеется определенный опыт организации преемственных связей между дошкольными учреждениями и начальной школой. Важнейшей предпосылкой решения этих задач и может стать психологическое сопровождение развития детей в период их перехода из дошкольного учреждения в школу. Цель исследования определить основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на этапе...
10366. Деятельность учреждений хосписного типа 11.17 KB
В эпоху крестовых походов на пути следования крестоносцев возникали монастыри которые давали приют паломникам путешественникам среди которых было немало больных раненых. Первой в России общиной сестер милосердия была Петербургская Свято-Троицкая обитель 1844 где наряду с женской больницей приютом для приходящих детей отделением сестер милосердия имелась также богадельня на 6 коек для неизлечимо больных. Направления на госпитализацию в дома отделения сестринского ухода и хосписы осуществляются участковыми врачами территориальных...
863. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 44.13 KB
Проблемы семьи в современном обществе. Сущность и содержание социальной защиты семьи. отношениях между мужем и женой родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими общее хозяйство такое определение семьи дается Э. Ключевым словом в этом определении могут считаться отношения так как семья это система элементами которой являются члены семьи связанные между собой определенного рода отношениями: супружескими родительскодетскими родственными и т.
17513. Технологии социальной работы с семьёй в системе социального обслуживания 93.1 KB
Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию психологические конфликты.
20801. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 168.67 KB
Профессиональная компетентность педагога является таким личностным образованием, которое имеет свойство изменяться и совершенствоваться. Поэтому важной задачей является определение путей повышения профессиональной компетентности. На наш взгляд, одним из таких путей может выступать активизация работы с семьей. В этом направлении повышение профессиональной компетентности педагогов является особенно актуальным, потому что семья играет важнейшую роль в развитии личности ребенка.
11219. О проблемах интеграции учреждений культуры и искусств, образовательных государственных и муниципальных органов 9.21 KB
Задачами округа является обеспечение интеграции образовательных научных государственных муниципальных организаций и учреждений единой системы подготовки переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы организация взаимодействия с органами исполнительной власти Министерствами культуры образования и науки молодежи спорта и туризма региона Среднего Поволжья развитие межрегиональных связей а так же ряд других актуальных проблем. Высокие достижения в области культуры и искусства стали возможны в...
7602. Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков 107.79 KB
Петровского Социально – педагогический факультет Кафедра педагогики и социального образования Курсовая работа Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков Научный руководитель: к. Теоретические основы технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков. Технологии социальной работы детей и подростков с девиантным поведением. Направления социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и...

Бытует мнение, что за последние годы престиж педагогических профессий стал ниже, в основном штате образовательных организаций преобладают возрастные педагоги с большим стажем работы в системе образования. Молодые кадры приходят в детские сады и школы неохотно, многие через год-два уходят из профессии, найдя более привлекательные варианты. Так что же делать? Профессия педагога, тем более работающего с особым ребенком и его семьей, бесспорно сложная, требующая самоотдачи, поиска решений и самообразования без поправки на праздники и выходные.
А если это работа с «особым» ребенком и его семьей, то круг решения задач, требующих вмешательства специалиста, становится еще шире. Но кроме трудностей, есть другая сторона этой деятельности - ясные глаза малыша, летящего к тебе со всех ног по коридору на занятия, тихие мамины слезы, когда она видит первые результаты и верит, что именно ты сможешь помочь, робкие выступления на методических советах и конференциях, когда маститые педагоги принимают позицию молодой девочки в решении профессиональных вопросов. Но для того чтобы почувствовать вкус этой второй стороны деятельности педагога, рядом должны быть профессионалы, которые поддержат при первых неудачах, помогут компенсировать недостаток практического опыта и пробелы в знаниях, не усвоенных на студенческой скамье. Наставничество - это необходимая часть адаптации и повышения уровня профессионального образования молодых специалистов.
Именно потому что неразрывная связь, профессиональная преемственность поколений являются обязательным условием прогресса в любой области развития современного общества, на базе Городского психолого-педагогического центра в первый же год его функционирования был создан Клуб молодых специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Основной задачей клуба являлась активизация деятельности молодых педагогов в решении актуальных профессиональных задач и создание условий для их личностно-профессионального роста. Во все округа нашего столичного мегаполиса были разосланы приглашения для тех, кто стремится к знаниям, хочет совершенствовать имеющиеся умения и быть максимально эффективным, делая первые шаги в начале своего профессионального пути.
Сегодня мы можем рассказать о том, как строилась работа с молодыми специалистами, откликнувшимися на наше предложение. В восьми заседаниях клуба приняли участие 324 педагога из 194 образовательных организаций Москвы.
В ходе заседаний рассматривались значимые для молодых специалистов вопросы, позволяющие ориентироваться в направлениях развития современной системы образования столичного мегаполиса: изменение нормативно-правовой базы, взаимодействие образовательных организаций столичного региона, качество предоставляемых услуг по вопросам организации помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.
Ведущими клуба и педагогами-наставниками использовались различные формы работы: практикумы, семинары, мастер-классы, деловые игры, тренинги.
Участники заседаний в ходе занятий смогли ознакомиться с современными педагогическими технологиями выстраивания отношений в семье (практикум «Гармонизация детско-родительских отношений»), работы с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (мастер-класс «Технологии работы с обучающимися младшего школьного возраста, имеющими особенности в поведении»), а также нейропсихологическим направлением работы в деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (семинар «Нейропсихологические технологии в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога»).
Особый интерес у участников вызвал формат деловой игры. Молодые специалисты разыгрывали сценарий часто встречающихся проблемных ситуаций. Было важно определить, как взаимодействовать с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью, как настроить коллективы образовательных школ (педагогический, родительский, детский) на принятие особых детей в свою среду.
Помимо активных методов работы (семинаров, практических занятий) огромное внимание было уделено индивидуальному и групповому консультированию. Молодые специалисты на практике ознакомились с супервизией «Анализ сложного случая из психолого-педагогической практики». Супервизия - одна из форм обучения начинающих специальных педагогов и психологов в процессе обмена мнениями опытных специалистов по поводу выхода из проблемных и нестандартных ситуаций.
Также особого внимания заслуживают тренинги по профилактике профессионального выгорания и разрешению конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Они позволяют молодым педагогам выстроить конструктивное взаимодействие в процессе общения с коллегами, детьми, родителями и находить компромиссные решения острых вопросов. Модератором клуба была И.И.Фокина. Занятия вели учителя-логопеды Е.А.Екжанова, О.В.Егупова, педагоги-психологи М.В.Малхасян, И.В.Воронкова, О.В.Кардашина, С.К.Сенатская и другие ведущие специалисты центра.
При подведении итогов работы клуба участникам встречи был предоставлен «Открытый микрофон», позволивший услышать пожелания, предложения и оценку деятельности сотрудников Городского психолого-педагогического центра по результатам проведенной работы.
И, конечно, ГППЦ планирует продолжить деятельность клуба в следующем учебном году. Как известно, «Кадры решают все!». И нам очень хочется, чтобы сегодняшние молодые специалисты и через десять-двадцать-тридцать лет с радостью каждое утро шли на любимую работу, снова и снова открывали для себя удивительный мир педагогической профессии и никогда не утрачивали желания приносить пользу маленьким и большим гражданам нашего столичного мегаполиса.

Уважаемые руководители!
Сообщаем вам, что на базе ГППЦ работает Клуб молодых специалистов психолого-педагогической службы (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и социальных педагогов).
Работа клуба длится весь учебный год и составляет 8 встреч различной тематики.
Наш клуб призван собрать молодых специалистов города, для того чтобы:
- содействовать их профессиональному развитию;
- создать профессиональное сообщество;
- способствовать эффективному построению работы психолого-педагогической службы образовательной организации.
Приглашаем молодых специалистов психолого-педагогических служб принять участие в работе клуба (участие бесплатное).
По окончании работы клуба выдается сертификат участия.
Встречи участников клуба будут проходить ежемесячно каждую третью среду месяца.



Поделиться