Роль науки и инновационной деятельности. Роль науки в инновационном процессе Роль науки и инновационной деятельности

Алексеева С.Г., Иванова И.Л.

Сегодня принимается как аксиома, что экономическое развитие России уже немыслимо без создания эффективной национальной инновационной системы. Предметом дискуссии являются лишь возможные пути перевода экономики на инновационный путь развития. В сентябре 2011 года президиумом Правительства РФ был одобрен проект Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года «Инновационная Россия 2020». Одни из основных направлений инновационного развития РФ - это образование и наука. Стратегия «Инновационная Россия 2020» - это продолжение проводившейся на протяжении последнего десятилетия политики стимулирования инновационной активности. В рамках реализации этих стратегии заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций. В целом, на сегодняшний день не удалость переломить ряд значимых для инновационного развития тенденций. Не удалость кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций.

Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Не удалось решить проблему старения научных кадров, хотя для улучшения ситуация государство предприняло значительные усилия. Ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. Расходы на НИОКР в 2010 году в России оцениваются в 1,04% ВВП, против 1,43% ВВП в Китае, и 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии.

С точки зрения инновационного развития человеческий капитал - одно из важнейших сохраняющихся конкурентных преимуществ у России. Охват всего населения базовым образованием, одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием (23,4% от численности занятых в экономике, что соответствует уровню ряда ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает уровень таких стран, как Германия, Италия, Франция), высокий уровень высшего образования по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям – все это создает основу для выстраивания эффективной инновационной системы. В то же время, ситуация в этой сфере характеризуется рядом негативных тенденций, которые в перспективе могут фактически девальвировать это конкурентное преимущество. В рамках реализации поставленных задач стратегии «Инновационная Россия 2020» планируется значительно повысить ряд показателей инновационного развития в области образования.

Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия. Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале.

Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли научному комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.

Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития общественного сознания, информированности населения о возможностях применения результатов научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.

Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается.

Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности. Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная общественность ее не построит, а руководство страны своевременно не поддержит, то время и конкуренты на мировых рынках оставят для конструирования отечественной модели экономики и науки лишь менее благоприятные варианты.

Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальных интересам инновационные сферы, позволяющие прежде всего быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии. Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии.

1. В наше время наука уже не только дисциплинарно упорядочена, но и социально организована. Она приобрела статус социально-значимого института как системы, упорядочивающей познавательно-исследовательскую и прогностическую деятельность ученых. А это означает что она, став социальным институтом со сложной иерархической структурой, определяет совокупную творческую деятельность научных союзов и объединений ученых, государственных органов и учреждений, общественных организаций и фондов. В них и через них осуществляется целенаправленная исследовательская и прогностическая деятельность научных кадров в целях получения нового достоверного знания о саморазвитии мира, общества и самого человека. Одновременно наука, как социальный институт решает и такие задачи, которые воздействуют на культурные, политические, социально-экономические, юридические и иные процессы в общественной жизни.

Роль и значение современной науки, как особо уникального социального института заключается в организации системного познания разных объектов вселенной: процессов и явлений природы, общества и человека. Их уникальных свойств, многообразных связей и отношений, законов и закономерностей в интересах социально-культурной жизнедеятельности людей. Таким образом, современная наука, будучи реальным фактором общественного саморазвития, добивается укрепления функции ведущей производительной силы общества.

2. Развитие науки, как строго познавательной, просветительно-образовательной деятельности исследователей сопровождалось появлением новых форм и видов её социально-культурной институционализации, связанный с возникновением международных организаций научных исследований и новейшими способами коллективного распространения новых знаний среди широкой общественности. Именно тогда стали динамично складываться первые научные общества, академии, университеты, школы и союзы ученых как структурные единицы социально-культурного института.

В 973г.в Каире был основан первый университет берущий начало от платоновской Академии и аристотелевского Ликея. Спустя некоторое время и в Европе открылись первые университеты: Болонии (1088), Оксфорде (1168), Париже (1200), Кембридже (1209) , Падуе (1222), Тулузе (1229).

В середине XVII века идеи научного общества получают широкое распространение. В 1660 г. было создано Лондонское королевское общество, 1666г – Парижская академия наук, в 1700г. – Берлинская академия наук, в 1724 г. – Петербургская академия и др.



В наше время наука объединила ученых мира в профессиональные союзы, объединения и общества, в исследовательские труппы, лаборатории, институты и университеты. При этом они свою научно-исследовательскую деятельность проводят и на национальном, и на международном уровне. Наука сегодня стала представлять собой мощную интернациональную отрасль по целенаправленному изучению мира и жизни на Земле, по производству новых знаний о них, обладая огромной материально-технической базой с высокоразвитой системой связей и коммуникаций.

Сегодня наука, превращаясь в один важнейших социальных институтов созидательной жизнедеятельности всего человечества, представляет ему все необходимое для культурно-интеллектуального развития людей. Она занимает теперь первостепенное место и среди других социальных институтов культуры. Что касается видов и форм взаимосвязи с ними, то они настоятельно требуют скрупулезного изучения, критического переосмысления и недооценки роли и значения науки в общественной структуре жизни. Потребность в комплексном исследовании её как нынешнего, так и будущего состояния. Причем, важнейшее значение в оценке роли и значении науки в современном обществе имеют культурологические цели и новые технологии научно-познавательной и прогностической деятельности, посредством которых реализуется её преобразовательное назначение в истории человечества.

Научная коммуникация - совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов. Массированное изучение научных коммуникаций социологами, психологами, специалистами по информатике и др. в конце 1950-х - начале 1960-х гг. было связано с поиском возможности интенсифицировать исследовательскую деятельность, справиться с так называемым «информационным взрывом», удовлетворить отчетливую потребность в организационной перестройке американской науки в послевоенных условиях.
При этом коммуникационную интерпретацию получили практически все информационные процессы, происходящие в современной науке, начиная с массива дисциплинарных публикаций и важнейших информационных собраний и кончая личными контактами ученых.



Изучение коммуникаций в науке имело большое методологическое значение, так как в них удалось свести в единую картину данные, полученные в ходе эпистемологических, социологических, информационных и социально-психологических исследований.

3. Анализ современной научно-технической политики наиболее развитых в экономическом отношении стран убедительно свидетельствуют о том, что всемирное укрепление взаимосвязи между наукой, производством, и социальной жизнью является не просто одной из главных задач государственной политики этих стран, но составляет сущность функционирования нового типа экономики, созданной в этих странах за последние 20 лет инновационной эпистемологии. Инновационная экономика это не просто экономика, использующая достижение науки в своем развитии, а такая экономика, в которой интеллектуальный капитал составляет основную долю стоимости фирм, подавляющего большинства отраслей национальных экономик. В инновационной экономике именно научные знания обеспечивают основной прирост национального валового продукта. Структура интеллектуального потенциала фирм включает в себя следующие основные компоненты: 1) Вложение в НИОКР; 2) вложение в человеческие ресурсы; 3) торговая марка, лицензии, патенты, ноу-хау, 4) квалификация менеджмента; 5) корпоративная архитектура; 6) корпоративная культура; 7) корпоративная этика.

Эти многообразные составляющие интеллектуального потенциала получают соответствующие рыночные признания и оценку. Об этом убедительно свидетельствует изменение структуры биржевого индекса Доу-Джонса.

Роберт Солоу, профессор Массачусетского технологического института - одного из ведущих исследовательских университетов США, лауреат Нобелевской премии по экономике (1987г.) в своих работах доказал
что экономический рост Америки, по меньшей мере, на 50 % обеспечивается не наращиванием таких традиционных факторов, как труд и капитал, а достижениями НТП. Инновации обрели характер каскадов. Инновационный цикл начинается не с производственных технологий и рыночных товаров, а с фундаментальных исследований. Исходным этапом инновационного цикла является фундаментальное открытие.

Второй этап цикла нововведений - прикладная наука. На этом этапе выполняется возможность и целесообразность использования фундаментального результата в практической сфере, выполняются разработки макетов, опытных образцов, проводятся их испытания, коррекция, новые испытания и в конце концов возникает прототип изделия, с помощью которого уже можно оценить его рыночные перспективы.

Далее следует третий этап – конструирование, конструктивная доработка прототипа, превращение его в товарный образец, параллельно с этим идут маркетинговые исследования – и в итоге изделие поступает на рынок. Под изделием в данном случае имеется в виду любой вид товара – промышленный, сельскохозяйственный, сферы услуг.

Сегодня на характер инновационного цикла значительное влияние оказывают глобализация науки, экономики, информационных процессов, функционирование сети Интернет, транснациональный характер многих явлений. С учетом этих обстоятельств, страны и фирмы занимают свои ниши в соответствии со своими возможностями. При наличии собственной сильной фундаментальной и прикладной научной базы гарантия конкурентоспособных идей и разработок неоспорима, что является необходимым условием восприятия идей, появившихся во внешнем мире.

Сравнение научно-технической политики современных развитых стран показывает, что, несмотря на имеющиеся национальные особенности, существует целый ряд общих, универсальных закономерностей её эффективного существования. К их числу относятся:


См. «Национальная философская энциклопедия» http://www.terme.ru/

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Основы философии науки / под ред. проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. -М.: 2005, С. 40

К. Маркс, Энгельс Ф. Соч. Т.46 ч II/ c.212

Философия науки/под.ред. С. А. Лебедева - М.: Академический проект, 2006 -736 с. С.8.

Основы философии науки/ В. П. Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс.2010-с.25

Попович М. В. , Садовский В. Н. Теория: Философская энциклопедия. 1970. Т.5.с.205


по дисциплине «Инновационный менеджмент»

Орел–2013

1. Роль науки в развитии инновационной деятельности.

Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия. Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале. 1
Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли научному комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.
Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития общественного сознания, информированности населения о возможностях применения результатов научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.
Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.
Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается. 2
Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности.
Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная общественность ее не построит, а руководство страны своевременно не поддержит, то время и конкуренты на мировых рынках оставят для конструирования отечественной модели экономики и науки лишь менее благоприятные варианты.
Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальных интересам инновационные сферы, позволяющие, прежде всего, быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии.
Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии. 3

2. Организационные формы инновационных предприятий.

Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса – «исследование - производство». Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне присущей ему неопределенностью. Неопределенность достижения цели, т.е. вероятность получения положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5- 10%, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85 – 90%, а в процессе разработок – до 95 -97%. 4
Однако и на поздних стадиях инновационного цикла остается существенной неопределенность времени и затрат, необходимых для достижения эффекта. Жесткое нормирование сроков и затрат уменьшает вероятность получения заданного результата, а регламентация результата и сроков связана с допущением возможности значительного перехода средств. Короче говоря, организация инновационного процесса основывается на учете его вероятностного характера, статистической природы действующих здесь закономерностей.
Организация инновационного процесса в широком смысле включает организацию научно- производственного цикла (определение специализации и ответственности организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ), организацию труда персонала и организация управления. Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, - отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации (независимо от отраслевых и региональных особенностей, секторов науки) можно классифицировать следующим образом:
- научно-исследовательские институты (НИИ);
- конструкторское бюро (КБ);
- проектно-технологические институты (ПТИ);
- проектно-конструкторские институты (ПКИ);
- государственные проектные институты (ГПИ).
При этом под научной (научно-технической) организацией следует понимать специализированное и обособившееся хозяйственно самостоятельное учреждение, главной целью которого является проведение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных) или научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных). К научным организациям (учреждениям) относятся организации, которые систематически ведут научные исследования в определенной области знаний и отрасли наук по плану научных работ, составленному с учетом потребностей рынка в инновациях (новшествах) и государственных интересов, имеющие источники финансирования на проведение исследований. 5
Классификация научно-технических (инновационных) организаций
Для принятия правильных решений по созданию новых (малых инновационных фирм, в том числе венчурных и т.д.) и совершенствованию функционирующих научно-технических организаций необходима их классификация. Они могут быть классифицированы по следующим признакам:
- по содержанию работ (деятельности) – НИИ для фундаментальных и прикладных исследований; ПКИ, специализированные на экспериментально- исследовательских работах, конструкторских, технологических и организационных разработках: институты, научно-технической информации; институты социально- экономических исследований;
- по масштабам работ – международные, межотраслевые, отраслевые, подотраслевые, а также, всероссийские, республиканские, региональные. При этом отметим, что отраслевые научно- технические организации могут быть всероссийскими и республиканскими;
- по степени охвата процесса «наука» - производство» - научные, научно-технические, технические, научно-производственные;
- по степени специализации, профилю – научно-исследовательские институты, проектно- конструкторские и технологические организации узкого и широкого профиля;
- по степени юридической и оперативно- хозяйственной самостоятельности – организации, обладающие и не обладающие правом юридического лица;
- по характеру конечного продукта – организации, расширяющие научные знания (открытия, тенденции, зависимости, схемы, принципы работы), создающие новые виды продукции (машины, приборы, обувь, материалы и т.д.), разрабатывающие технологические процессы, разрабатывающие формы и методы организации производства и управления.
Организационные формы инновационной деятельности и их распространенность во многом зависят от отраслевых и региональных особенностей. О разнообразии форм организации научно- технических разработок в отрасли, вписывающихся в вышеприведенную классификацию, определенное представление можно получить на примере машиностроения. Машиностроение является наиболее разветвленной отраслью промышленности и наиболее прогрессивной, наукоемкой в масштабе страны. Научно-технические (инновационные) разработки в машиностроении в основном осуществляется в семи организационных формах:
1. научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты (НИПКИ);
2. научно-производственные объединения (НПО);
3. самостоятельные конструкторские бюро (ОКБ, СКБ, ПКБ, СКТБ);
4. конструкторские бюро (КБ) при объединениях (предприятиях) и конструкторские отделы (СКО, ОГК, КТБ) предприятий. Такие КБ не только производственно, но и в большинстве случаев территориально связаны с теми предприятиями, которые они главным образом обслуживают;
5. научно-исследовательские и проектно-технологические институты узкого и
6. широкого профиля (НИПТИ);
7. НИИ организации производства (НИИОП) и НИИ технико- экономических исследований и информации (НИИТЭИИ);
8. государственные проектные институты (ГПИ).
Эти сложившиеся организационные формы инновационных разработок отличаются по назначению, масштабу решаемых задач, отдельным выполняемым видам работ и их ведущим направлениям. Такое разделение не означает создания одних видов изделий в НИИ, других – в ОКБ, третьих – в ОГК. Здесь существует множество разновидностей форм, широкое разделение труда между ними. Так, в авиадвигателестроении новая конструкция двигателя разрабатывается в ОКБ, имеющем свою опытно-экспериментальную базу, могущую изготовить опытный образец и довести его, а СКО заводов работают только над непосредственным внедрением этих проектов в производство и частичным их совершенствованием. В станкостроительной и электротехнической промышленности инновации (новшество) разрабатываются в НИИ, СКБ и ОГК, т.е. функционируют все основные формы организации научно-технических разработок. 6
Формирование новых, прогрессивных организационных структур
В практике инновационной деятельности организационные формы в основном себя оправдали. Но изменившиеся условия производства, усложнение общественных потребностей и необходимость повышения конкурентоспособности новшеств требуют поиска новых форм инновационной деятельности. К настоящему времени сложились две группы прогрессивных форм инновационной деятельности, обеспечивающие интеграцию науки и производства. Первая группа этих организаций показала свою эффективность, получила определенное распространение и требует лишь дальнейшего совершенствования своей деятельности. К ним относятся:
- научно-производственные объединения (НПО);
- межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК);
- инженерные центры;
- временные научно-технические коллективы;
- специализированные внедренческие организации;
- региональные научные центры.
Вторая группа организаций связана с развитием рыночных отношений, приведших к возникновению принципиально новых организационных форм инновационной деятельности.
К принципиально новым формам интеграции науки и производства (ко второй группе) можно отнести: научно-технологические парки, малые инновационные предприятия, венчурные организации, финансово-промышленные группы (ФПГ). Многие из этих организационных форм находятся в стадии становления, развития и экономического эксперимента. Отсутствует четкое определение их роли и места в системе научного обслуживания, не уточнены их права и обязанности. Но, тем не менее, на основе опыта отдельных отраслей и организаций можно определить формы связи науки и производства, которые на этапе перехода к рыночным отношениям представляются более целесообразными. В этом плане малый бизнес в сфере инноваций, т.е. малые инновационные предприятия, в том числе венчурные (рисковые), является наиболее прогрессивной новой формой. В последние годы роль малых инновационных предприятий (организаций) резко возросла. Это обусловлено, во-первых, возможностью оснащения таких организаций адекватной их размерам современной техникой (микро-ЭВМ, микрокомпьютеры), позволяющей вести научные разработки; во-вторых, новой формой финансирования (рискового капитала); в-третьих, нежеланием крупных предприятий (фирм) разрабатывать принципиально новые изделия и осуществлять технологическую перестройку производства. Последнее особенно ярко проявилось в годы перехода к рыночным отношениям.
Малые инновационные предприятия
Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности показателей социально-экономического развития. Но важнейшей особенностью, характерной лишь дл малых инновационных предприятий, являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера. Такими путями являются разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и др.), повышение конкурентоспособности продукции и производства, создание обстановки инновационности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом. Такая важнейшая особенность не может быть ни учтена при определении содержания малого инновационного предприятия. С учетом этого определение малого инновационного предприятия может быть сформулировано следующим образом. Малые инновационные предприятия – это относительно новые хозяйствующие субъекты в сфере рыночной экономики, характеризующие независимостью и адаптивностью, призванные выполнять задачи по структурной перестройке производства, по расширению международного научно-технического сотрудничества и росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений (прежде всего, принципиально новых) и создания обстановки восприимчивости различных инноваций.
Преимущества и значение малых инновационных предприятий
За последние 15 – 20 лет во многих странах мира начался переход от массового производства в рамках крупных промышленных комплексов и корпораций к небольшим промышленным структурам, к оперативному учету запросов потребителей, предъявляющих повышенные требования к качеству продукции и оказываемым услугам. В этом переходе особая роль отводится МИП, что объясняется преимуществами их функционирования. К преимуществам малых инновационных предприятий, способствующим повышению эффективности внедрения нововведений с учетом особенностей современного производства, относятся:
- более быстрая адаптация к требованиям рынка;
- гибкость управления и оперативность в выполнении принимаемых решений;
- большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- гибкость внутренних коммуникаций;
- осуществление разработок в основном на первых этапах инновационного процесса, на выполнение которых требуются относительно незначительные затраты (около 2% общей суммы);
- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить прогрессивные изменения в продукцию и технологию процесса производства в ответ на требования рынков (местных и региональных);
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Малые инновационные предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньших капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные научные, трудовые и информационные ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации к достижению успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. В развитии экономики малые инновационные предприятия занимают особое место. Значимость их определяется не столько высокой экономической эффективностью, сколько направленностью деятельности МИП на внедрение наукоемких видов продукции и технологических процессов, на повышение конкурентоспособности производства в отдельных отраслях и в экономике в целом. Малые предприятия научно- технической сфере позволили России сохранить значительную часть высококвалифицированных кадров. Малые технологические предприятия занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют связующую роль между наукой, производством и рынком, выполняют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства ведут к повышению занятости населения и увеличению сбора налогов. Малые предприятия принимают участие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий, внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в технологические процессы, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги. Конкретно роль малых инновационных предприятий проявляется в следующем: создание новых рабочих мест; внедрение новых товаров и услуг; удовлетворение нужд крупных предприятий; обеспечение потребителей специальными товарами и услугами. По своей природе и особенностям функционирования МИП тяготеют к региональным и местным условиям. Поэтому за последние годы МИП начали интенсивно развиваться в регионах России. Этому способствует то, что регионы имеют большую самостоятельность в расширении ассортимента производимой продукции, финансовом обеспечении инновационного развития экономики и международном научно-техническом сотрудничестве. Каждый регион представляет собой конкретный хозяйствующий субъект с четко выраженными границами не только географического и организационно-правового характера. Кроме того, подход к вопросам формирования и функционирования предприятия малого инновационного бизнеса с региональным уклоном целесообразен и с точки зрения федеративного типа государства и бюджетного федерализма.
Венчурные (рисковые) инновационные предприятия и технопарки
В составе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, распространение получают специфическая их форма – рисковый бизнес (рисковые предприятия). Эти организации отличаются небольшой численностью персонала, высоким научным потенциалом, гибкостью и целенаправленной активностью. Они в основном занимаются поисково-прикладными исследованиями, проектно-конструкторскими разработками и освоением на их основе новых видов продукции, технологических процессов, организационно-управленческих решений. Этим они отличаются от распространенных форм малого бизнеса. Значение рисковых (венчурных) организаций не ограничивается лишь нововведениями. Они формируют новый инновационно- инвестиционный механизм, соответствующий требованиям структурной перестройки производства и быстрорастущим общественным потребностям. К преимуществам венчурных организаций следует отнести то, что, разрабатывая принципиально новые технологии и изделия, они могут одновременно выявлять наиболее перспективные направления инноваций и тупиковый путь развития исследований, что приводит к значительной экономии ресурсов. Значимость венчурных организаций состоит так же в том, что они стимулируют конкуренцию, подталкивая крупные объединения (компании) к инновационной активности.
Инвестирование в венчурные предприятия характеризуются рядом особенностей:
- средства предоставляются на длительный срок на безвозвратной основе и без гарантий, поэтому инвесторы идут на большой риск;
- долевое участие инвестора в уставном капитале компании (объединения);
- участие инвестора (инвесторов) в управлении созданной венчурной организацией.
Венчурные организации могут быть трех типов: 1) корпоративные; 2) внутренние венчуры; 3) самостоятельные.
Корпоративные венчурные структуры (они могут иметь различные разновидности) предназначены расширить приток на предприятия новых идей и технологий извне, что позволит ускорить процессы модернизации и обновления продукции и в конечном итоге повысить конкурентоспособность предприятий на рынке.
Внутренние венчуры относительно независимые, создаются в составе крупных объединений (компаний). В этом случае подразделения получают самостоятельность в выборе направлений исследований, организации работы, формировании персонала инновационного предприятия.
Самостоятельные венчурные организации нацелены на поиск и разработку принципиально новых инновационных решений, освоение опытных образцов и доведение результатов разработок до уровня коммерциализации. Они могут работать по своей инициативе и по заказу.
Прогрессивными формами организации инновационной деятельности являются также технопарки. Они поддерживают развитие инновационной деятельности и способствуют передаче на рынок готовых научно- технических новшеств. Впервые технопарки появились за рубежом. Так, первый технопарк был создан в 1950-е гг. в Стэнфордском университете (США). В настоящее время это крупнейший технополис, насчитывающий около 8000 инновационных фирм.
Существует множество разновидностей технопарков, главная цель которых – усиление связей между научными исследованиями, разработками и бизнесом. Эти связи порождают малые высокотехнологичные предприятия, способствуют ускоренному продвижению результатов научных исследований и разработок на рынок. Следовательно, основная функция технопарков заключается в интеграции науки и бизнеса. Финансовый итог деятельности технопарка – прибыль от реализации результатов научных и конструкторских работ и т.д., которая принадлежит его организаторам в соответствии с принятым уставом. Практически все технопарки образуются по инициативе государства с привлечением частных фирм, которые только и допускаются к финансированию. Выделяют следующие основные типы технопарков: научные, технологические, бизнес-инкубаторы, технополисы.
Главная функция научного парка – проведение теоретических, фундаментальных и прикладных исследований. Наукоемким фирмам, находящимся на разных стадиях развития и ограниченным в финансовых и материальных ресурсах, парк предоставляет возможность проводить научные исследования в течение достаточно продолжительного времени.
Технологический парк представляет собой научно-производственный комплекс, который обеспечивает разработку технологий, превращение их в коммерческий продукт и передачу в производство, тестирование и сертификацию продукции, сервисное обслуживание, экспертную оценку технологий. Производственная база парка определяется возможностями фирм-учредителей.
Бизнес-инкубаторы представляют собой сложные многопрофильные комплексы и предназначены для образования и поддержки малых предприятий, оказания им инновационных услуг и обучение персонала. Создают бизнес-инкубаторы крупные компании, местные органы власти, правительственные ведомства, частные фонды. Бизнес-инкубатор, являясь, по существу, своеобразной формой технопарка, выполняет его функции, поддерживая фирмы, преодолевающие предстартовый период, в течение строго ограниченного времени (инкубационный период 2-3 года). 7
Технополис представляет собой научно-производственный комплекс, созданный на базе отдельного небольшого города с развитой инфраструктурой и обеспечивающий его жизнедеятельность. В основном в технополисах принимают участие крупные компании, заинтересованные в проведении исследований и развитии новых фирм. Как правило, технополисы связаны с электроникой, биотехнологиями, информатикой, высокоточным машиностроением и другими наукоемкими производствами, а также приоритетным развитием наукоемких технологий, концентрацией научных сил на тех направлениях науки, которые будут определять уровень производства XXI века.
Следует отметить, что единой и упорядоченной модели создания технопарков не существует. Более того, теоретическая база, обосновывающая необходимость и конкретность условий их создания, пути и методы достижения их финансовой устойчивости, проработана недостаточно.
Тем не менее, в России функционируют более 40 технопарков, в которые входят несколько сотен малых инновационных фирм. Концепция технопарков в России имеет основной целью создание качественно новых организационных и экономических условий эффективного использования научно-технического потенциала страны в рамках, интегрированных в технопарки малых наукоемких предприятий.

ТЕСТЫ:
9. Продолжите фразу: риск – это…
а) неопределенность условий деятельности предприятия;
b) возможность финансовых потерь;
c) преодоление неопределенности в условиях обязательного выбора;
d) непредвиденные обстоятельства, которые невозможно предотвратить.
19. Что из перечисленного не относится к объектам интеллектуальной и промышленной собственности:
а) изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
b) ноу-хау;
c) фирменные наименования;
d) товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара.
29. В чем выражается одна из фаз жизненного цикла продукта - деструктуризация?

    остановке всех процессов жизнедеятельности системы и либо использовании ее в другом качестве, либо в проведении технологии утилизации.
    завершении снижения большинства основных показателей жизнедеятельности системы. Она подготавливается к переходу в новое состояние.

Список литературы

1. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008г.

2. Бовин А.А. Управление инновациями в организации / Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. - М.: Омега-Л, 2008

3. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. - М.: Дека, 2008г.

4. Инновационный менеджмент/Под ред. Оголевой Л.И. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2006.

5. Р. А. Фатхутдинов «Инновационный менеджмент»; Учебник для вузов; Издательство Питер, 2006 г

6. О. М. Хотяшева «Инновационный менеджмент»;Учебное пособие. 2 издание Питер, 2006 г.Сайт

7. Интернета - biznesinkubator.ru

8. Сайт Интернета - www.interros.ru

9. Сайт Интернета - www.globalteka.ru
1 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008г
2 Бовин А.А. Управление инновациями в организации / Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. - М.: Омега-Л, 2008
3 Коротков Э. М. Концепция менеджмента. - М.: Дека, 2008г
4 Инновационный менеджмент/Под ред. Оголевой Л.И. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2006.
5 Р. А. Фатхутдинов «Инновационный менеджмент»; Учебник для вузов; Издательство Питер, 2006 г
6 О. М. Хотяшева «Инновационный менеджмент»;Учебное пособие. 2 издание Питер, 2006 г.
7 Интернета - biznesinkubator.ru



Поделиться