Астеническая отрицательная эмоция. Эмоции

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические.

Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения. Заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Эмоциональный тон ощущения -- это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т. п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение -- идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то -- к запаху бензина и т. п.)

Эмоциональный отклик -- оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж -- восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония -- способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.

Настроение

Настроение -- самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий -- апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать.

Эмоция и мотивация

Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями заключается в том, что мотивация активируется процессами внутри организма и направлена на устранение возникшего внутреннего дисбаланса, в то время как эмоции есть ответ на информацию извне и направлена на источник этой информации.

Понятие эмоций.

Эмоции – одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности, отношение его к окружающему и к самому себе. Они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов.

Наши эмоции и чувства являются индикатором, мотиватором поведения, указывающим степень полезности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для взаимоотношения личности и общества (чувства). При этом различные формы отношений человека к воспринимаемому располагаются между приятным и неприятным. Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность.

Эмоции есть и у животных, но чувства, особенно высшие, присущи человеку. К ним относятся только те эмоции, которые интеллектуализировались и определяются включением в структуру их работы второй сигнальной системы. По качественному уровню эмоциональной деятельности (чувств) проявляются особенности личности в целом, ее высшие потребности.

Эмоции психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их субъективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции это психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к действительности и самому себе.

Эмоции имеют ряд свойств: качество, содержание, направленность, длительность, выраженность, источник возникновения и т. д.

Внешне эмоции проявляются мимикой, пантомимикой, особенностями речи и сомато-вегетативными феноменами.

^ Мимика – координированные движения мышц лица, отражающие эмоции человека.

Пантомимика (жестикуляция) – координированные движения тела и рук, которые сопровождают и выражают различные эмоциональные переживания и психические состояния.

^ Параметрами речи, выражающими эмоциональные переживания, являются ее темп, сила и напряженность голоса, его интонации, тембр, звучность.

Наибольшее значение имеет разделение эмоций в связи с удовлетворением общественных потребностей. Различают чувства интеллектуальные, моральные, эстетические и практические. Практические связаны с процессами трудовой деятельности, с решением различных практических задач.

^ Высшие эмоции развиваются на соответствующей интеллектуальной базе, занимают по отношению к низшим господствующее положение.

Низшие эмоции основаны на инстинктах (голод, жажда, чувство самосохранения и т. д.), еще они называются витальными.

В зависимости от того, какое возникает со стороны человека отношение к объектам и явлениям, выделяются эмоции положительные (дружба, родительское чувство) и отрицательные (отвращение, антипатия, оскорбленное самолюбие и т. д.). Эмоции тесно связаны с возрастными кризами. Например – эмоциональная жизнь подростков очень неустойчива, что объясняется временной дисгармонией между корой и подкоркой, первой и второй сигнальными системами, свойственной периоду полового созревания.

В течение жизни взрослого человека имеют место изменения типа его эмоциональности. Здоровый человек способен регулировать свои движения, действия, поступки. Значительно труднее руководить собственными эмоциями. В зрелом возрасте человек этого достигает.

Резко изменяется эмоциональная деятельность в предстарческом и старческом возрасте. В этот возрастной период эмоции становятся более лабильными. Настроение чаще становится подавленным, с элементами тревожности. В старческом возрасте появляется слабодушие, быстрый переход от угнетенно-плаксивого настроения к ровному или несколько повышенному.

Физиологические механизмы эмоций состоят как из филогенетически более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.

При сильном переживании какого-либо чувства у человека наблюдаются изменения многих жизненно важных физиологических функций: меняется частота и глубина дыхания, учащается или замедляется деятельность сердца, расширяются или суживаются кровеносные сосуды, усиливается или ослабляется функция желез внешней и внутренней секреции, меняется тонус мышц и обмен веществ в организме; другим становится выражение лица, голос, жесты, поза, движения человека. При выраженных эмоциональных состояниях человек бледнеет или краснеет, возникает тахикардия или брадикардия, гипотония или гипертония мышц, изменяется деятельность потовых, слезных, сальных и других желез. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Иногда появляется «гусиная кожа», волосы «становятся дыбом» и др., т. е. при переживаниях происходят те или иные сосудисто-вегетативные и эндокринные сдвиги. Многие из этих реакций организма непроизвольны. Нельзя заставить себя не краснеть при гневе или не бледнеть при страхе.

Физиологически эмоциональное переживание представляет собой целостную реакцию организма, в регулировании которой принимают участие почти все отделы нервной системы.

Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами. «Кто отделил бы в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физиологическое соматическое от психического, т. е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т. д.?!» (И. П. Павлов).

Исследованиями доказано, что эмоции тесно связаны с деятельностью возбуждаемых через вегетативную нервную систему органов внутренней секреции. Особую роль при этом играют надпочечные железы, выделяющие адреналин. Попадая даже в очень небольших количествах в кровь, адреналин оказывает сильное воздействие на органы, иннервируемые симпатическим отделом вегетативной нервной системы. В результате и возникают характерные для эмоции сердечно-сосудистые и вазомоторные реакции, усиление и ослабление сердечной деятельности, сужение и расширение кровеносных сосудов, расширение зрачков, характерные кожные реакции, убыстрение свертывания крови при ранениях. Также нарушается деятельность органов пищеварения, происходит отток крови от органов брюшной полости, и, наоборот, усиленный приток ее к сердцу, легким, центральной нервной системе и конечностям, усиливается распад углеводов в печени и в связи с этим увеличивается выделение печенью сахара и т. д.

Доказано, что при эмоциях возбуждения, боли и т. п. вегетативная нервная система стимулирует функцию надпочечных желез, в связи с чем происходит увеличенное выделение адреналина и значительное повышение процента содержания сахара в крови.

В целом эмоции возбуждения имеют динамогенное значение, сопровождаясь огромным увеличением нервно-мышечной силы и энергии. Этим объясняется то, что в состоянии сильного эмоционального возбуждения человек способен проявить мышечную энергию, далеко превосходящую ту, которая обычна для него в спокойном состоянии. Это объясняется тем, что в состоянии эмоционального возбуждения за счет снижения деятельности внутренних органов в результате оттока от них крови к мышцам, легким и центральной нервной системе мобилизуются значительные резервы сахара, необходимые для усиленной мышечной деятельности. Способствует этому также быстрое снижение под влиянием адреналина мышечного утомления (в страхе и гневе человек не чувствует усталости), усиление сердечных сокращении и приведение в действие гораздо большего числа эффекторных нейронов, чем это возможно при волевом усилии в спокойном состоянии.

Связанные с эмоциями нервные процессы в подкорке и в вегетативной нервной системе не могут рассматриваться как самостоятельные. Главной физиологической основой эмоций у человека являются процессы высшей нервной деятельности, совершающиеся в коре больших полушарий головного мозга. Большое значение при этом имеют процессы формирования, переделки и разрушения образующихся в коре динамических стереотипов нервной деятельности. Эмоциональные переживания являются субъективными отражениями этих сложных нервных процессов в коре.

Эмоции являются по своей природе субъективными отражениями легкости или трудности протекания нервных процессов при переходе от одного динамического стереотипа к другому, противоположному.

Большую роль в возникновении и течении эмоций играют временные связи второй сигнальной системы, благодаря которым те или иные эмоциональные состояния могут быть вызваны не воздействием непосредственных раздражителей, а словами.

У человека механизмы второй сигнальной системы приобретают главное значение в эмоциональных процессах, благодаря им резко меняется характер и сложность эмоциональных переживаний. Вторая сигнальная система оказывает следующее влияние на развитие эмоций у человека: 1) через вторую сигнальную систему эмоции входят в сферу сознания человека и перестают быть только биологическими процессами, свойственными животным; 2) расширяется область эмоциональных переживаний, в которую включаются не только элементарные, физические чувства, как у животных, но и высшие человеческие эмоции – интеллектуальные, эстетические, моральные; 3) чувства человека приобретают общественный характер, поскольку через вторую сигнальную систему человек усваивает содержание, характер и способы выражения эмоций, сформировавшиеся у человека в процессе его общественно-исторического развития, в эмоциях получают отражение общественные отношения людей; 4) повышается в эмоциональных процессах роль представлений и понятий, в связи с чем совершенствуется и приобретает особый, человеческий характер эмоциональная память, эмоции начинают играть большую роль в деятельности воображения; 5) оказывается возможным целенаправленная передача эмоционального опыта, а в связи с этим воспитание и развитие эмоций.

Под действием внешних или внутренних раздражителей, связанных с удовлетворением определенной жизненной потребности организма, в кору полушарий приходит нервное возбуждение от рецепторов тела. Оно тут же распространяется по коре и нижележащим нервным центрам, в результате чего происходит немедленная перестройка физиологических функций дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной, мышечной и других систем организма. Безусловно-рефлекторная перестройка жизненно важных функций организма как бы заблаговременно готовит его к удовлетворению текущих потребностей. От внутренних органов и мышц тела немедленно идут обратные сигналы в большие полушария. В результате этого в коре возникает сложное взаимодействие нервных процессов, переживаемое как определенное эмоциональное состояние гнева, тревоги, радости, страха, стыда и т. п.

^ Эмоциональное переживание служит источником произвольных и непроизвольных реакций, направленных на удовлетворение возникшей потребности.

Каждое выполненное или задержанное действие вновь сигнализирует коре, что ведет к новым изменениям во взаимодействии процессов возбуждения и торможения в нервной системе; это переживается как новый оттенок чувства, и так – до полного удовлетворения потребности или временного отказа от нее. Таким образом, эмоции и чувства физиологически означают сложное взаимодействие между условными и безусловными рефлексами различных видов.

Рефлекторное регулирование непроизвольных реакций организма осуществляется промежуточным, средним, продолговатым мозгом и мозжечком, включая центры вегетативной нервной системы. Подкорка постоянно оказывает влияние на кору большого мозга, что особенно отчетливо обнаруживается при сильных эмоциональных переживаниях. Возбуждение подкорки при эмоциях тонизирует кору, создавая условия для быстрого и прочного замыкания условно-рефлекторных связей. Активизирующее влияние подкорки на кору осуществляется с помощью ретикулярной формации, т. е. сетчатого нервного образования, расположенного в стволе мозга и тесно связанного с нервными центрами, регулирующими деятельность внутренних органов.

У больных с органическими поражениями коры головного мозга и ослабленным процессом торможения очень часто возникают сильнейшие вспышки гнева, ярости, страха и других эмоций по ничтожным поводам. Сходное поведение наблюдается и у бесполушарных собак. Таким образом, в механизме протекания эмоций и чувств принимают участие процессы возбуждения и торможения в коре и подкорке, взаимодействующие друг с другом по законам взаимной индукции.
^

Стенические и астенические эмоции

По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме и на деятельность человека, различают активные, или стенические, и пассивные, или астенические эмоции.

^ Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.

Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости различные люди могут жестикулировать, прыгать, плясать, бить в ладоши, издавать радостные восклицания, громко смеяться, совершать другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы. Усиливается приток крови и к периферическим органам – кожа краснеет, становится гладкой и блестящей, повышается температура тела, глаза блестят, лицо становится оживленным, сияющим: одновременно повышается деятельность органов внешней секреции – на глазах появляются слезы, во рту увеличивается выделение слюны. Значительно улучшается деятельность органов питания: систематически испытывающий чувство радости человек приобретает энергичный, юный, цветущий вид.

Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга. Лицо становится бледным, удлиняется, вытягивается, теряет свою полноту, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникает затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга вызывает снижение деятельности произвольного двигательного аппарата: движения становятся медленными, вялыми, совершаются с трудом и неохотно, вследствие чего уменьшается продуктивность работы; походка становится медленной, человек не идет, а как бы «плетется». Резко снижается мышечный тонус: человек чувствует себя вялым, расслабленным, спина у него согнута, голова и руки опущены, нижняя челюсть иногда отвисает; голос становится слабым, беззвучным; появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление обо что-нибудь опереться. Анемия мозга приводит к снижению умственной работоспособности, мышление становится вялым, заторможенным («неподвижным»), человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме, к нарушению питания внутренних органов и кожи: человек худеет, кожа его сморщивается, волосы быстро седеют, он выглядит не по возрасту рано постаревшим.
^

Эмоциональные проявления

В зависимости от непосредственной формы переживаний, направленности, длительности, выраженности, напряженности и источника возникновения, эмоциональные проявления делятся на: чувственный тон, настроение, чувство, страсть, аффект и эмоционально-стрессовые состояния.

Чувственный тон относительно постоянный, общий, недифференцированный эмоциональный фон, на котором протекают психические процессы.

Он отражает степень и качество отношения человека к объекту в целом. Источником чувственного тона, не имеющего своего содержания, является непосредственное ощущение или восприятие отдельных объектов или мира в целом. Чувственный тон обеспечивает полноту, яркость непосредственного восприятия окружающей действительности и лежит в основе осознания субъективной принадлежности психических процессов.

Настроение это длительное, относительно уравновешенное и устойчивое эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода, окрашивающее отдельные психические процессы и поведение человека.

Настроение определяет общий соматический тонус и общее состояние внешней среды. Продолжительность положительного или отрицательного настроения – от нескольких часов до нескольких дней и даже недель. Настроение обеспечивает соответствующий уровень жизнедеятельности. Если бы не было в эмоциональной деятельности уравновешивающего регулятора, обеспечивающего относительно стабильное настроение, то человек непрерывно находился бы во власти постоянно возникающих эмоций и чувств и был бы не способен к продуктивной деятельности. Подобные явления наблюдаются в клинике при болезненных расстройствах.

Чувство эмоциональное отношение, отличающееся относительно четкой ограниченностью во времени, интенсивностью переживаний и отражающее конкретную содержательную субъективную оценку человеком определенного объекта.

Страсть стойкое, сильное чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех устремлений и сил. Причины формированния страсти разнообразны. Они могут определяться осознанными идейными убеждениями или исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение.

Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов.

Изучая типологию той или иной личности, всегда можно прийти к выводу, что те или иные страсти играют огромную роль при выборе профессии. Сами страсти могут быть разделены на веселые, печальные и смешанные. Хронические болезни желудка, внутренностей, печени, поджелудочной железы, селезенки, меланхолия, ипохондрия больше всего производятся честолюбием, ревностью, завистью или продолжительным или глубоким горем. Из 100 больных раком 90 обязаны его возникновением грустным нравственым потрясениям. Страсть к учению, познанию производит много заболеваний: несварение желудка, трудное пищеварение, желудочные воспаления, бессонницу, геморрой, ипохондрию, нервную раздражительность, пагубно действуют на душу и тело.

Четыре господствующих страсти делят между собой человеческую жизнь: обжорство – в детстве, любовь – в юношеском возрасте, честолюбие – в зрелом, скупость – в старости.

Страсти. В церковной психологии теория страстей рассматривается в следующем порядке. Дурное употребление чувств – это гедонизм, деятельность в сторону наслаждения. Телесные чувства становятся материальным субстратом страстей как крайних проявлений гедонизма. Душевным субстратом страсти является деятельность двух сил души: желательной и чувствительной. Для страсти характерна чрезмерность, повышенная деятельность желательной части души, желания, влечения, не оправданная нормальными физиологическими потребностями организма.

Страсть есть неестественное влечение и пожелание. Сила страстного влечения и пожелания в сравнении с естественным влечением и желанием в том, что во влечениях участвует и другая часть души, именно раздражительная и чувствительная часть, тимос; это основная сила души, ее энергетический принцип. Вторая особенность страсти – чрезмерность, повышенный тонус чувства, превышающий нормальный физиологический уровень. В этой ненормальной, повышенной деятельности в страсти эти силы души, теряют свои первозданные черты разумности и естественности и становятся неразумными, составляя вместе неразумную человеческую душу.

Усиление функций неразумной души в страстях совершается главным образом благодаря участию этой деятельности и самого ума, и, в значительной степени, фантазии. Ум и фантазия стимулируют и взвинчивают, с одной стороны, внешние чувства, то есть материальный, телесный субстрат страсти, а с другой – повышают тонус желательной и раздражительной части души, то есть душевный субстрат страсти.

Ум сонаслаждается вместе с чувствами и душою и становится сам чувствительным и страстным.

В противоестественную деятельность тела и души вовлекаются и силы духа. Воля начинает служить страстям и становится плотской, сластолюбивой (гедонической) волей, по Исааку, а энергия почти целиком уходит в страсть, не оставляя места для духовной деятельности.

Высшие силы грубеют и уподобляются низшим; духовные силы уподобляются душевным, а душевные – телесным.

Дух и душа уподобляются плоти, становятся пассивными, следуют увлечениям чувств и фантазии. Никодим Агиорит говорит, что «тело посредством чувств и чувственных наслаждений старалось сделать ум и дух плотью».

Григорий Синайский и Максим Исповедник прибавляют к этим страстям еще надменность, расточительность, несправедливость, любовь к мирскому, привязанность человека к жизни, угнетенность и ненависть.

Григорий Синайский выделяет особый вид духовных страстей в виде фантастических образований в интеллекте. Эти интеллектуальные страсти выплывают из подсознания в сознание в виде фантазмов в интеллектуально-имагинативном созерцании и составляют главное содержание спекулятивной мистики Востока и Запада, свидетельствуя о неполноте катарсиса и неполноценности концентрации ума в спекулятивной аскезе.

В новой философии и психологии говорится о страсти, как об усиленном и привычном желании, как о склонности (Кант), диспозиции (Гербарт), связанной с представлением (помыслы), склонность к наслаждениям и желаниям (Бенеке), аффекте (Фихте), эмоции (Рибо), волевой привычке (Йодль). Вундт не отличает аффект от страсти. Хотя в этих определениях и есть некоторые указания на модификацию душевных движений, но ничего не говорится о генезисе страстей.

Определение страстей должно вытекать из понимания сущности страсти, как это вытекает из процесса комплексообразования страсти. Сущность страстности заключается в повышенной гипертрофированной чувствительности тела и души (внешней и внутренней сущности), при гипертрофированном воображении (фантазии). По Максиму Исповеднику, предосудительность и противоестественность страсти заключается в беспокойстве, в смятении души и есть болезнь, а бесстрастие есть мир души. По Иоанну Лествичнику, страсть есть дурное, злое применение чувств, а это применение – от ума.

В своем определении страсти Исаак исходит из понятия мира и отождествляет мир и страсти: «Мир есть имя собирательное, обнимающее собою страсти. Когда хотим наименовать страсти, называем их миром, когда хотим различать их, то называем их страстями. Страсти же суть части преемственности течения мира». Мир сей немыслим без страстей, и прекращение страстей означало бы конец сего мира и наступление нового века, мира иного. Поэтому аскетическое отрешение от мира есть отрешение от страстей, и наоборот. На основе древнецерковного учения о страстях можно дать следующее определение страсти. Страсть есть тримерический (духовно-душевно-телесный) комплекс, есть смешение катастатически измененных, метасхематизированных (извращенных), противоестественно приложенных, гедонически-аффективно устремленных сил человеческой тримерии, соединенных по законам ассоциативной и условно-рефлективной деятельности.

Из духовных страстей на первом месте стоят гордость, тщеславие и самолюбие, или себялюбие.

Гордость. Гордость знаменует самую глубокую ступень человеческого падения, и крайним ее проявлением является противление Богу, теомахия. Классическим образцом является древний титанизм и прометеизм, не чуждый и обыкновенной генерации людей. Историческими примерами человеческой гордости, засвидетельствованными в Библии, являются построение Вавилонской башни, Навуходоносор, Камбиз и другие, поплатившиеся за гордость. В гордости себялюбие и эгоизм, самоуверенность и самоутверждение всего заметнее и интенсивнее.

По аскетическому учению, гордость пагубнее всех других страстей и пороков. По Иоанну Лествичнику, «гордость есть отрицание Бога и источник гнева».

Тщеславие. Эту страсть Нил Синайский считает началом заблуждения ума, пытающегося охватить Божественное в образах и формах. Поэтому рекомендуется в молитве полная бесформенность и бесчувственность ума. «Тщеславие и наслаждение -материя ума» (Марк Подвижник).

Самолюбие. Исключительное значение о страсти в патогенезе выразил Нил Синайский: «Самолюбие – кормилица страстей». По Исааку, «прежде всех страстей – самолюбие». Исаак считает самолюбие основой, почвой, источником и корнем всех страстей. Самолюбие есть корень эгоизма и эгоцентризма, эрос, направленный на самого себя.

Отчаяние. Когда ущемлены гордость и самолюбие и нет пищи для тщеславия, когда истощены силы ума и души, тогда приходит отчаяние. «Чувственный ум погружает себя в бездну отчаяния через помышления» (Григорий Нисский).

Отчаяние связано с другими страстями, с унынием, малодушием, печалью. Корень отчаяния часто эвдемонический, от невозможности наслаждаться благами жизни, от переизбытка и неприятия страданий, от боязни жизненных испытаний. Отчаяние приводит иногда к самоубийству. Отчаяние также имеет свою метафизику в виде пессимизма, восточного и западного. В западном пессимизме преобладает эвдемонический мотив, а в восточном – неприятие страданий вообще.

Леность. Леность и праздность суть состояния души и духа. По народной поговорке, леность есть мать пороков. Исаак говорит о праздности: «Остерегайтесь, возлюбленные, праздности, потому что в ней скрыта дознанная смерть... В оный день Бог будет судить нас не о псалмах, не оставление нами молитвы, но за то, что отпущением сего дается вход бесам. Найдя себе место в ленивой душе праздного, бесы толкают его на другие грехи». Леность осуждена и в евангельской притче о талантах.

Чревоугодие. Нил Синайский ставит чревоугодие во главу всех страстей по следующим причинам: «Сухая диета создает трезвый рассудок, а жидкая затопляет ум. Перегруженный желудок рождает постыдные помыслы. Воздержание создает рассудительность, а приток крови вызывает отток духа». И Исаак говорит: «От чревоугодия рождается мятеж помыслов».

Чревоугодник Фальстаф полон постыдных помыслов. Поэзия и искусство чревоугодия были, несомненно, воплощены в Лукулле.

Сладострастие. Эта наиболее характерная для вожделевательной части души, страсть свойственна не только человеку, но и надземной, космической иерархии духов и князю мира сего, «сынам противления». «Вы хотите исполнять похоти отца вашего дьявола». Похоть, как и другие душевно-телесные страсти, усложнена участием наслаждения. В виде сластолюбия, сладострастия и любострастия похоть выражается в гиперсексуализме со всеми ее извращениями и ведет к греху прелюбодеяния. Инфернальный аспект сладострастия нашел свое предельное выражение в литературном типе Дон Жуана.

Гнев. Среди тимических страстей на первое место древнецерковные писатели ставят гнев, по его разрушительному действию на весь душевный строй человека. Психологической подкладкой гнева является самолюбие. Когда ускользает источник самоуслаждения, когда есть препятствие к осуществлению личных целей и стремлений, когда воля приходит в столкновение с другой волей, возникает страсть гнева. Гнев исходит из эгоистических побуждений, определяется не разумом, а другими страстями. В основе гневной страсти (аффекта) лежит раздражительность как функция чувствительной части души-ти-моса, который очень чувствителен ко всем колебаниям ума. В страстной деятельности ума функция тимоса изменяется, превращаясь в раздражительность. Раздражительность, в свою очередь, помрачает ум. Получается противоестественный порочный круг. «Раздражительность есть непостоянное движение нрава и благопристойности в душе» – говорит Иоанн Лествичник. Психофизиологической основой раздражительности и гнева является беспорядочная деятельность тимоса. Когда раздражительность достигает предельного физиологического уровня, наступает порыв гнева как срывная реакция. По своей стремительности и бурности гнев разрушителен. Он нарушает духовно-душевное равновесие больше, чем все другие страсти, вносит смятение, беспорядочность, устраняет рассудительность, ослепляет ум и притупляет все живые чувства, исключает терпение и кротость.

Авва Дорофей говорит: «Волнение есть дым, который возбуждает и ослабляет сердце. Нужно потушить этот небольшой уголь (гнев), чтобы не вышло волнения. Где гнева нет, там прекращается борьба. Кто удержал гнев, тот удержал демона. Где симпатия, любовь и смирение, там нет гнева». Диадох говорит: «От гнева волнуется глубина души, и созерцательный ум страдает. Когда душа волнуется от гнева, то ум не может быть воздержным. Гнев больше других страстей потрясает душу».

По Нилу Синайскому, «гнев есть отец безумия». Гнев опустошает душу (Марк Подвижник). Гнев связан с гордостью. Вспыльчивость есть мгновенное воспламенение сердца (Иоанн Лествичник).

^ Печаль и уныние. После гневной реакции в виде ослабления и упадка душевной энергии могут возникнуть новые аффективные состояния печали и уныния. По аскетическому учению, печаль не может найти доступ в душу, если нет других страстей, свидетельствующих о любви или пристрастии к мирскому, склонности к удовольствиям, так как именно отсутствие всего этого может привести к печали и унынию. Кто связан печалью, тот побежден страстями. Печаль и уныние несовместимы с любовью к Богу и ближним, со спокойствием и кротостью. При эгоцентризме печаль может перейти в мрачную и безысходную тоску, ведущую к апатии, бездеятельности, отчаянию и духовной смерти. Если печаль регулируется разумом, то она выражается в сознании несовершенства жизни и человеческой природы и может служить стимулом к духовному совершенствованию. Есть «печаль по Богу», которая не расслабляет ум и душу, а напротив, ведет к духовной активности и подвижничеству. Иоанн Лествичник говорит: «Уныние есть изнеможение души, расслабление ума». Исаак говорит: «Уныние – от парения ума, а парение ума от праздности, чтения, суетных бесед, или от пресыщения чрева».

Малодушие. Малодушие связано с унынием: «Когда угодно Богу подвергнуть человека большим скорбям, попускает ему впасть в руки малодушия. И оно порождает в человеке одолевающую его силу уныния, в котором ощущает он подавление души... Отсюда тысячи искушений: смущение, раздражение, хула, жалобы на судьбу, превратные помыслы, переселение от одного места в другое... Врачевание же всего этого одно: смиренномудрие сердца».

Скорбь. Душевная скорбь сходна с малодушием и отчаянием. Добровольное же принятие на себя скорби есть путь к совершенству. «Всякий приступающий к перенесению скорби сперва укрепляется верою, а потом приступает к скорбям» (Исаак). Такая скорбь есть добродетель и в борьбе со страстями занимает одно из первых мест. «Скорби и опасности умерщвляют сладострастие, а покой питает и возвращает их».

Ненависть. Диадох говорит: «Гнев и ненависть более всего потрясают душу. Пока в душе есть ненависть, гнозис (знание) невозможен».

Аффект

^ Физиологический аффект это предельно выраженная, но кратковременная эмоция, сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями функций внутренних органов.

Аффект – это большой силы эмоциональная реакция, внезапно овладевающая человеком, протекающая с бурными пантомимическими, вегетативными проявлениями и сопровождающаяся проявлениями нарушения контроля над своими действиями.

Аффект возникает в ответ на уже происшедшее событие. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку или он сам их себе предъявляет, и возможностями выполнить эти требования.

Для состояния аффекта характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощено породившими аффект обстоятельствами и навязанными им действиями. Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных или неожиданно сложившихся ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ разрешения ситуации – оцепенение, бегство, агрессия и т. д.

Аффект представляет собой такое состояние, когда возникающее чувство на короткое мгновение как бы ускользает от влияния рассудка. Наблюдаются аффекты ярости, ревности, гнева, радости и др. Аффект обычно сопровождается бурной двигательной реакцией.

В отличие от физиологического аффекта при ряде болезненных состояний наблюдается патологический аффект. Человек, находящийся в состоянии патологического аффекта, утрачивает способность руководить своими поступками, отдавать отчет в своих действиях и не помнит, что делал в период аффекта (амнезия). Он может совершить преступление, вплоть до убийства человека, вызвавшего у него такое состояние; покончить жизнь самоубийством. Патологический аффект наблюдается у лиц, страдающих психопатией, эпилепсией, органическим поражением головного мозга.

Одной из аффективных реакций человека является ажитация, проявляющаяся в ответ на угрозу для жизни, аварийную ситуацию и другие психогенные факторы. Ажитация проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целенаправленности в действии. При ажитации движения человека становятся суетливыми, при этом он способен выполнять только простые автоматизированные действия, появляется ощущение пустоты и отсутствия мыслей, нарушается возможность рассуждать, устанавливать сложные причинные связи между явлениями. Это сопровождается явными вегетативными нарушениями, такими как бледность, учащенное дыхание, сердцебиение, потливость, дрожание рук и т. п. Ажитация оценивается как препатологическое состояние в границах психологической нормы. Ажитация нередко воспринимается как растерянность в аварийных ситуациях среди профессий, связанных с риском, военных и т. д.

^ Эмоционально-стрессовое состояние это эмоциональная реакция, отражающая отношение человека к действительности в ситуациях, вызывающих эмоциональное напряжение. Эти состояния проявляются в определенной поведенческой реакции, которая называется эмоционально-стрессовой.

Следует отметить, что при отдельных заболеваниях положительные эмоции благотворно действуют на течение болезни, а отрицательные эмоции утяжеляют течение заболеваний.

Вопрос. Основы планирования и финансирования расходов.

Статья 69.1. Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования на:

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;

Предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

Закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:

Оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

Осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

Разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

Закупки товаров в государственный материальный резерв.

Расходы бюджета осуществляются через бюджетное финансирование. Это выделение денежных средств предприятиям, учреждениям и организациям на цели, предусмотренные бюджетом.

Бюджетное финансирование основано на следующих основных принципах:

Безвозвратность бюджетных ассигнований (предоставление средств без условия их обязательного возврата)

Безвозмездность бюджетных ассигнований;

Предоставление бюджетных средств при выполнении определенных условий (учет использования ранее отпущенных ассигнований, выполнение определенных показателей – предельный размер дефицита бюджета);

Получение максимального эффекта при минимуме затрат;

Целевой характер использования бюджетных ассигнований.

Предоставление средств из бюджетов осуществляется в следующих формах:

-ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

-средств на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых в соответствии с государственным или муниципальным заказом;

-трансфертов населению в виде установленных законодательством выплат;

-ассигнований на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни управления;



-бюджетных кредитов юридическим лицам;

-субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

-инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

-бюджетных ссуд, дотаций, субвенций бюджетам других уровней;

-кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, включая государственные или муниципальные гарантии.

Методы планирования бюджетных расходов:

При планировании бюджетных расходов используют следующие методы:

1 Нормативный метод. С учетом установленных норм и нормативов определяется потребность в бюджетных ассигнованиях. Нормативы являются основой для составления смет бюджетных учреждений. Бюджетное учреждение не вправе использовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой. Сметные расходы бюджетных учреждений включают следующие расходы:

Оплата труда работников;

Начисления на оплату труда;

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

Командировочные расходы;

Оплата коммунальных услуг и т.д.

Все указанные расходы осуществляются по установленным нормам расходов.

Нормативы могут быть в виде денежного выражения натуральных показателей, удовлетворяющих социальные потребности. Например, норматив на питание одного ребенка в учреждении дошкольного образования в день.

Другим видом нормативов являются нормы индивидуальных выплат. Третьей группой нормативов являются нормы расходов и потребления соответствующих услуг в виде физических показателей. Лимиты потребления энергии, лимиты потребления воды и др.

На основании натуральных показателей и финансовых нормативов составляются бюджетные сметы расходов. Каждое бюджетное учреждение имеет смету доходов и расходов. Формы смет для всех типов бюджетных учреждений определяются Министерством финансов РФ. Смета действует в течение бюджетного периода, т.е. с 1 января по 31 декабря, подписывается главным бухгалтером и руководителем бюджетного учреждения. Сметы утверждаются главным распорядителем кредитов, т. е руководителями вышестоящих органов (например, в сфере образования смет образовательных учреждений утверждаются Управлением образования)

На уровне субъектов РФ органы государственной власти могут устанавливать, в соответствии с федеральными нормативами, региональные нормы и нормативы, которые используются как для расчетов расходов региональных бюджетов, так и для определения контрольных показателей бюджетов муниципальных образований в целях определения объемов финансовой помощи муниципальным бюджетам.

2 Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.

Целевая программа – комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный период задачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет.

Программно-целевой метод планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств как для решения наиболее острых проблем государства, региона, муниципального образования, так и является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий.

Целевые программы подразделяются на: программы развития отраслей, например, Федеральная целевая программа модернизации транспортной системы России 2002-2012 г.; Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы»; программы развития регионов , например федеральные программы «Юг России», «Развитие Курил и Сахалина»; программы решения социальных задач – федеральная программа «Старшее поколении», «Молодежь России».

Целевые программы как документ содержат набор разделов, включая цели и задачи, ожидаемые от реализации результаты, заказчика программы, исполнителей, мероприятия и меры по годам реализации и объемы финансирования в целом и по годам.

Конкретные объемы финансирования на каждый год по каждой программе устанавливаются соответствующим законом о бюджете.

3 Расчетно-аналитический метод. На основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу и индекса его изменения в плановом периоде рассчитывается этот показатель в плановом периоде.

4 Балансовый метод. Он +П= Р + Ок

Остаток средств на начало планового периода

Поступление средств в фонд;

Расходование средств фонда;

Остаток средств фонда на конец периода.

5 Экономико–математическое моделирование. Количественное выражение взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель, математическое описание экономического процесса с помощью математических символов, уравнений, таблиц, графиков.

Применение того или иного из рассмотренных методов планирования бюджетных расходов определяется спецификой задач, стоящих перед соответствующим уровнем управления.

Для планирования текущих расходов используется нормативный метод, а для решения возникающих проблем, разрешение которых возможно в определенный отрезок времени, предпочтительным является программно-целевой метод.

Эмоции можно рассматривать и с точки зрения того, вызывают они активное или пассивное состояние. С этой точки зрения эмоции делятся на две группы стенические и астенические. астенические - повышают активность, энергию, вызывают подъем, бодрость, возбуждение. Астенические эмоции - уменьшают активность, угнетают жизнедеятельность.

Такие эмоции как горе и страх могут появиться и в стенической и в астенической форме в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от типа его нервной системы. Страх может парализовать одного человека, ослабить его духовные силы, у другого же страх мобилизует физические и умственные силы, делает его находчивым и сообразительный.

Индивидуальные различия в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств. Волевой человек всегда стремится к овладению своими эмоциями, не расслабляется под их влиянием.

с) Интенсивность и устойчивость эмоций.

В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды: настроения и аффекты.

НАСТРОЕНИЕ - это относительно слабое выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека

У каждого человека есть так называемый общий, характерный только Про одного говорят: «Жизнерадостный человек», хотя он может быть иногда и в печальном или подавленном состоянии, другого воспринимают как мрачного, недовольного, хотя иногда он может быть и радостным. И оживлённым Речь идёт о решительном преобладании у данного человека того или иного настроения. Настроение всегда имеет причину, но мы порой не можем объяснить, почему у нас то или иное настроение, так как настроение не предметно, а личностно и оно не является специальным переживанием, приуроченным к какому-то событию, это развитое общее состояние (С.Л. Рубинштейн). Вспомним К. Бальмонта:

Отчего мне так душно?

Отчего мне так скучно?

Я совсем остываю в мечте.

Дни мои равномерны,

Жизнь моя однозвучна,

Я застыл на последней черте.

Настроение часто бывает длительный, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывать целый период жизни человека. Оно, как и вообще все эмоции, может быть стеническим и астеническим.

Бодрое настроение (стеническое) стимулирует деятельность человека, положительно влияет на окружающих, повышает интерес к занятиям, улучшает восприимчивость, запоминание материала.

В плохом настроении учиться трудно и неинтересно, материал усваивается тяжело, быстро забывается.

Настроением можно и должно управлять. Человек должен быть хозяином своего настроения. Плохое настроение можно преодолеть волевыми усилиями. Особенно важно уметь преодолевать плохое настроение учителю.

АФФЕКТ - кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва, полностью захватывающая психику человека и предопределяющая единую реакцию на ситуацию в целом.

Аффект – это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации);

Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие. Вызываются аффекты сильными раздражителями (слова, действия других людей).

Аффект– это быстротечное состояние. Не имеет смысла его прерывать. Он должен быть выражен полностью (как негативный, так и позитивный).

Аффект возникает к концу действия и отражают итоговую оценку ситуации в отличии от эмоций, которые смещаются к началу действия и предвосхищают результат.

Признаки аффекта: экстремальная ситуация; импульсивность действия (автоматизм без размышления); сужение сознания (потеря эпизодов из действия, исчезает чувствительность к боли); телесные проявления: двигательное перевозбуждение или наоборот оцепенение, заторможенность речи, полное безучастие.

Фазы течения аффекта .: подготовительная, фаза взрыва, исходная (заключительная).

1. Подготовительная фаза : сознание сохраняется во всех случаях.

  • Появляется напряжение эмоций и концентрация представлений на определенном фокусе внимания.
  • Восприятие в этой фазе нарушается не резко, но способность наблюдать и осознавать происходящие психические процессы и переживаниярасстроена .
  • Характерен бедный, сильно суженный круг представлений, который резко аффективно окрашен.
  • Душевная деятельность проявляется односторонне и проявляется в стремление осуществить свое намерение. Вся остальная личность перестает существовать.

2. Фаза взрыва : с биологической точки зрения является процессом отреагирования. Для этой фазы характерно:

  • Комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий немедленного отреагирования.
  • Волевые расстройства: усиливающееся побуждение преобладают над тормозящим аппаратом, что проявляется в утрате самообладания
  • . Утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Поведение становится или агрессивным или пассивным.

3. Заключительная фаза, для которой характерно:

  • истощение психических и физических сил.
  • воспоминания о событиях нарушаются.

Особенности аффекта – отсутствие предварительного плана, использование того, что подвернется под руку, амнезия.

Основой аффекта являются: длительное аффективное напряжение или временное нервно-психическое истощение у психически здоровых людей..

Более склонны к аффектам представители неуравновешенного типа нервной системы с преобладанием возбуждения.

Чаще всего аффективные реакции есть следствие не достатка воспитания слабой волн, неумения владеть собой, контролировать свое поведение. Нередко такого рода реакции наблюдаются у детей и подростков, т.к. процессы торможения у них недостаточно выражены,

СТРАСТИ - скорее чувства, чем эмоции,

Страсть - длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности. Страсть связана с какими - либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляется все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности. Проявление страсти могут наблюдаться уже в детском возрасте, Хотя в этом случае правильнее говорить об увеличениях.

Стресс ( от анг. Слова stress – напряжение) – эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, то есть в необычной, трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряжённостью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения и пр. Экстремальные жизненные переживания – обиды, угрозы, разочарования. Измены, неожиданная опасность, катастрофы – требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, т.е. стресс. Стрессорами могут быть не только сильно реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник – информационный дефицит, ситуация неопределённости, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он совершал.

Для снятия состояния напряжённости необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства. Принятие ситуации как уже свершившегося факта.

Психологический стресс стали различать, и в связи с этим выделяют:

· эмоциональный стресс (тот предел напряженности, за которым эмоции мешают обычной деятельности);

· операциональный стресс (такой уровень напряженности, который оптимален и даже необходим для выполнения деятельности). (Петухов).

Стрессы приводят к различным физиологическим изменениям и нарушениям поведения (учащение сердцебиения и дыхания, повышение кровяного давления; нескоординированные движения, несвязанная речь). При стрессе возможны нарушения восприятия, памяти и мышления. Однако при слабом, умеренном стрессе нарушений не только не наблюдается, но и возникает общая физическая собранность и организованность. Умеренный стресс может быть даже полезным, например, у спортсменов перед ответственными соревнованиями, у артистов перед премьерой, у студентов перед экзаменом. К повторяющимся стрессам человек постепенно привыкает, адаптируется, Адаптация быстрее происходит у людей с сильным типом нервной системы, а так же волевые качества личности

Стресс полезен тогда, когда он даёт человеку силу и смелость. Когда же стресс вызывает неприятные чувства, слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказывает вредное воздействие на психику и психическое здоровье человека. Чаще всего значение «стресс» употребляется в его негативном значении.

Обычно в стрессе выделяют три фазы:

1. Реакция тревоги (организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору).

2. Фаза стабилизации (все параметры, выведенные из состояния равновесия в первой фазе стабилизируются и закрепляются на новом уровне, организм начинает работать в относительно нормальном режиме).

3. Фаза истощения (если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма третья фаза – истощение – становится неизбежной).

Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

Специфичность реагирования человека при стрессе:

1) высокая устойчивость к стрессу;

2) низкая, при этом у одних деятельность улучшается, у других ухудшается вплоть до срыва.

Это зависит как от ситуации, так и от самого субъекта. Поэтому при оценке напряженности используются показатели деятельности: характер сдвигов в деятельности (ухудшение или улучшение).

Напряженность характеризуется по двум признакам :

1. Характер нарушений в деятельности (тормозная форма – замедленное выполнение интеллектуальных операций, импульсивная – увеличение количества ошибочных действий, генерализованная – сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация и т.д., полный срыв деятельности).

2. Сила, стойкость этих нарушений (незначительная, быстро исчезает напряженность; длительная и заметно сказывающаяся на процессе деятельности; длительная, резко выраженная и практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры).

Физиологические сдвиги и показатели деятельности являются важными индикаторами психологической напряженности

ЭМПАТИЯ - это способность вживаться в психическое состояние другого, понимать его эмоциональное состояние, это сопереживание, эмоциональный интеллект.

Виды эмпатии

ФРУСТРАЦИЯ

Сам термин фрустрация в переводе с латинского языка означает обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями на пути к решению значимых для человека задач (Розенцвейг) Розенцвейг выделил 3 типа ситуаций - фрустраторов: 1 ситуация.лишения, то есть отсутствие средств достижения цели или удовлетворения потребности (внешнее лишение: человек голоден, а пищи достать не может; внутреннее лишение – человек любит женщину, но осознает, что он настолько непривлекателен, что не может рассчитывать на взаимность); 2 – потери (сгорел дом); 3- конфликт (человек, который любит женщину, оставшуюся верной своему мужу. Он хотел бы соблазнить её, но..).

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ШОК - своеобразное потрясение, выражается часто в кратковременной дезорганизации поведения (при внезапном испуге. Вспышке гнева).

НАПРЯЖЕНИЕ - возникает при реальной и мнимой опасности. Проявляется в особой переключаемости внимания, в скованности движений. Переход от состояния напряжения к его разрешению приятен.

ВОЗБУЖДЕНИЕ - возникает при ожидании какого - то значимого события (первый урок, первый выход на сцену).

ДЕПРЕССИЯ -патологически сниженное настроение в диапазоне грусти и печали до безвыходности и печали и глубокой тоски.

Виды депрессии:

1.Субдепресия- слабая депрессия.

2.Маскировочная депрессия - маскируется под «видимое заболевание» внутренних органов

соматическая депрессия, причиной которой может быть хроническое заболевание.

Органическая депрессия, она может быть вызвана вирусной формой гриппа.

3.Реактивная или психогенная депрессия - вызывается жизненными обстоятельствами. Все мысли сосредотачиваются на этих обстоятельствах (например, конфликте) и они начинают определять всё поведение ребёнка.

Если депрессия продолжается долго (стабильная депрессия), то она приводит к мысли о суициде

Виды суицида: 1.завершённый. 2 Незавершённый.

Суицидальная депрессия чаще возникает у женщин, но завершённый суицид чаще наблюдается у мужчин (в 3-4 раза чаще).

У школьников суицидальная депрессия носит чаще демонстративный характер(хотят чего то добиться от взрослых таким путём)

ВОПРОС №5 ВИДЫ ЧУВСТВ

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни. К людям. К убеждениям и взглядам. Выделяют три вида таких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испытываются. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками

Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлетворением органических потребностей в пище, тепле).

Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б. Л. Пастернак писал «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт самого себя».

К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности.

С.Л. Рубинштейн писал: «Моральное отношение к человеку – это любовное отношение к нему… Лишь через своё отношение к другому человеку человек существует как человек»

Каждое из нравственных чувств – сложнейшее единство переживаний и размышлений. Вот, например, как тонко определял М. Пришвин чувство совести: если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.

В основе чувства долга лежит осознание человеком общественных интересов своего народа Пример проявления чувства долга - подвиги тысяч советских людей во время Великой Отечественной войны.

Чувство долга может проявиться и в повседневной жизни. Чувство долга заставляет ученика отказаться от просмотра интересной передачи и сесть за уроки. Труд вызывает особую радость, связанную с сознанием его общественного значения. Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства, как совесть. Спокойная совесть связана с переживаниями большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.

Интеллектуальные чувства связанны с умственной, познавательной деятельностью человека, и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результату интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и пр. Эти чувства активизируют психические процессы, делая их более быстрыми и интенсивными.

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического (заключается в том, что обнаруживается резкое несоответствие между тем, что представляет в действительности какое-либо жизненное явление и тем, за что оно себя выдаёт, на что претендует), юмор (беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или к кому-либо), иронию (тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме), сарказм (язвительная насмешка, гневная ирония)..

Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться - очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, т.к. побуждает к тщательной проверке, полученных данных И.П Павлов подчеркивал, что для плодотворной жизни -мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предложений и гипотез, которые выяснились в результате проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например: тщательное выполненное учебное задание, остроумно решенная задача, вызывает у ученика чувства удовлетворения и радости.

Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства.

Они проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником является природа, произведения искусства, люди. Источник эстетических чувств: произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, литература, красота человеческих отношений.

Эстетические чувства проявляются в эстетических оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений: одним нравится лёгкая, другим серьёзная музыка и пр. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений искусства и окружающего мира, природы и людей – их красоту. Испытать эстетическое чувство прекрасного.

ВОПРОС №6 Эмоции и личность.

О личности мы судим не только не мыслям, действиям и поступкам, но и по эмоциям и чувствам, которые всегда на что-либо направлены. Здесь наблюдаются большие индивидуальные различия. Прежде всего, свойствами личности ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противоречивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У такого человека эмоции и чувства возникают по случайным мотивам, отражая неустойчивость его внутреннего, непостоянство его принципов и убеждений.

В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств: трудности и неудачи вызывают различные чувства. У одних это чувство неудовольствия собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других чувство беспомощности и досады, уныния и апатии.

Переживания человека могут быть как глубокими, так и поверхностными. Глубокие чувства связаны со стремлениями личности, желаниями. Иначе говоря, человека глубоко переживает лишь, то без чего он не может ни жить, ни существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной переживания находится устойчивость чувств. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не подвержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств.

Литература

1. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.

2. Общая психология (курс лекций для первой ступени пед. образования)

сост. Рогов Е.И. – М.: Владос, 1995.

3. Петровский А.В. Введение в психологию. –М.: Издательский центр «Академия», 1996.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 6-е изд. переработанное и дополненное

(серия учебники, учебное пособие) – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003 .

5.Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В Дубровиной. – 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Астенические эмоции (англ. asthenic emotions; от греч. а - отриц. частица + sthenos - сила) - окрашенные отрицат. эмоциональным тоном чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха и т.п. При переживании А. э. человек сутулится, дыхание становится медленнее обычного, глаза тускнеют.

Преобладание астенических эмоций в качестве характерологического признака определяет, по классификации Э. Кречмера, т.н. астенический тип, для которого в ситуации нагрузки свойствен отказ от борьбы с трудностями (см . Характер , Эмоции , Чувства , стенические эмоции).

Словарь конфликтолога. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.

Астенические эмоции (от греч. asthenes – слабый) – форма негативных эмоций, выражающихся в подавленности, унынии, печали, нелокализованном страхе. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки, в т.ч. в конфликтной ситуации. О переживании человеком астенических эмоций можно судить по внешним признакам, напр. он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Страница 1

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические.

Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения. Заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Эмоциональный тон ощущения - это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т. п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то - к запаху бензина и т. п.)

Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж - восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония - способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.

Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать.

Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями заключается в том, что мотивация активируется процессами внутри организма и направлена на устранение возникшего внутреннего дисбаланса, в то время как эмоции есть ответ на информацию извне и направлена на источник этой информации.

Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые.



Поделиться