Социальный портрет современной личности. Социальный портрет личности сотрудника правоохранительных органов Что такое социальный портрет

Понятие «социальный портрет» широко используется в современной социологии, но понимается не всегда однозначно, поскольку не выработано общего научно обоснованного определения этого понятия. Теоретической основой составления социального портрета в социологии стала концепция идеальных типов M. Вебера. Определение понятия социальный портрет дано в работе М.П. Карпенко, М.В. Кибакина, В.А. Лапшова. Социальный портрет молодёжи, студенчества и возрастных когорт рассмотрен в исследованиях Л.А. Беляевой, Ю.Р. Вишневского, Л.Я. Рубиной и т. д.

«Социальный портрет» - это особый жанр социологических исследований, в котором характерные черты определенной социальной группы максимально детализируются.

По словам Луначарского: «социальный портрет» -- это такой портрет, когда художник «в конкретном лице, в конкретном индивидууме увидел и показал нам целый общественный слой».

Социологический портрет - это особый жанр научного исследования, который должен содержать описание главных аспектов жизнедеятельности изучаемой социальной общности.

Следует отметить, что понятия «социологический портрет», «социальный портрет» используются в отечественной социологии еще с 1970-х гг., когда было популярно разрабатывать портреты представителей определенных социальных групп (например, социальный портрет советского рабочего). Сегодня исследователи составлением социологических портретов занимаются довольно часто - можно встретить социологический портрет среднего американца (исследование Ф. Голова, Л. Гудкова, Б. Дубина), социологический портрет студенчества (исследование Т. Суярковой), социологический портрет Украины или пермского сотового абонента. Все подобные портреты представляют собой некоторое социологическое описание, в основу которого были положены усредненные данные, полученные в ходе различных социологических исследований, исключающие построение каких-либо типологий и выявление каких-либо закономерностей. Категория «социологический портрет», несмотря на широкое использование ее в социологическом дискурсе, является довольно размытой, определяемой в рамках каждого отдельного исследования по-разному. Поэтому прежде всего необходимо дать четкое определение понятия «социологический портрет» и выработать методологию составления социологических портретов различных социальных объектов вообще и регионов в частности.

Под социологическим портретом мы будем понимать целостное описание социальной сущности объекта (социальной группы, общности, организации и пр.), включающее системную характеристику всех составляющих его компонентов, а также социальных процессов и отношений, с ним связанных.

Составление социологического портрета любого социального объекта предполагает реализацию ряда базисных принципов, к которым следует отнести универсальность формируемого портрета, его целостность и сохранение уникальности описываемого объекта.

Говоря о частоте появления определений термина в научной литературе, следует отметить, что в ряде исследований не было предпринято даже попытки каким-то образом обосновать необходимость применения термина “социальный портрет”, при этом сам термин объяснен не был. Отсутствие методического описания характерно не только для современных исследователей, но и для советских ученых, которые достаточно часто пользовались термином “социальный портрет”, понимая под ним некую абстрактную обобщенную характеристику определенного социального класса - “среднее арифметическое” в социологии. .

Под социальным портретом в самом широком смысле понимается описание человека или группы людей при этом портрет запечатлевает вместе с внешним сходством и духовный мир человека (модели), иногда создает типичный образ представителя народа, сословия, эпохи .

Очень частное определение, применимое ситуативно и очень локально, было предложено группой ученых из Современной гуманитарной академии (СГА): «Под социально-типологическим портретом <...> мы понимаем интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности <…>». Не ставя под сомнение правомерность использования термина, отметим, тем не менее, что экстраполяция индивидуального опыта на групповые характеристики еще не является социальным портретом совокупности из-за недооценки всех входящих в нее личностей.

Близкое к «социальному портрету» определение «социального типа» было введено Якубовским А.Э.: «Социальный тип в современном понимании <…> - это определённое число людей, находящихся в сходном социальном положении, обладающих близкими социальными и ценностными установками (то есть ментальным родством) и примерными социальными возможностями, реализующие единую модель образа жизни». Действительно, социально-ценностные установки людей должны быть одной из составляющих, хотя эти установки более характерны для совокупного образа целого поколения, а не группы людей.

Интересный подход продемонстрировали составители сборника документов, объединив и опубликовав под понятием «социальный портрет» ряд исторических источников, повествующих о судьбе «лишенцев» в период с середины 20-х до конца 30-х гг.

Ушаков Б.Г. ассоциировал понимание «социального портрета» с социопсихологическим анализом определенного состояния и его социального статуса , что также можно назвать, одним из компонентов искомого определения. Исследователь фольклора отождествлял «социальный портрет» с социальным анализом, однако, «социальный портрет» предполагает не только анализ, но и синтез, воссоздающий «портретную составляющую».

Необходимо понимать, что «социальный портрет» не научный метод, применяемый в социологии, так как его определение и описание отсутствуют в методической литературе по социологии , а скорее один из факторов сбора и группировки материала, своеобразный алгоритм, направляющий работу по определенному руслу. При этом в зависимости от тематики проводимого исследования «социальный портрет» в качестве фактора обобщения материала может включать в себя различные критерии.

Надо сказать, что портретные исследования мы находим, прежде всего, в социологии, хотя именно в социологической справочной литературе определения такого понятия не содержатся .

Итак, социальный портрет - это интегрированные и обобщенные характеристики социальной группы, часто получаемые с применением математических и компьютерных методов научного исследования и фиксирующие наиболее общие и устойчивые - «усредненные» - признаки исследуемого объекта, реализующего определенную модель поведения.

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Эпизодические (ситуационные) статусы

К ним относятся те, которые существуют очень короткое время (пешеход, пассажир и т.д.).

Все статусы существуют во времени, если под временем понимать жизнь человека. С его смертью заканчивается его социальное время. У человеческого общества время тянется гораздо дольше.

Вневремененные статусы. Некоторые статусы индивида (их именуют приписываемыми) не исчезают до тех пор, пока он жив. В нашем смысле они существуют вечно. Например: пол, национальность, раса и некоторые другие.

Постоянные (основные)статусы - это статусы, сохраняющиеся на протяжении длительного времени.

Временные статусы. Большинство статусов временные. И самые яркие из них – эпизодические. Они и названы так благодаря своей кратковременности. Гостем можно быть несколько часов или дней, но вряд ли несколько лет. То же самое можно сказать о пассажире, покупателе или пациенте поликлиники. Яркий пример эпизодического статуса – находящийся в очереди. Очередь со своими общепринятыми нормами и правилами, распределением ролей и неформальных статусов возникает стихийно и на непродолжительное время. Через некоторое время вы покинули магазин и вышли на улицу. Теперь у вас эпизодический статус прохожего. А через 10 минут вы спустились в метро и превратились в пассажира. На стене вагона висят права и обязанности, предписанные данному статусу.

Экономические, политические, религиозные статусы могут быть временные и постоянные. Примеры политических статусов. Постоянные те, которые включены в систему государства (правительство, полиция). Статус избирателя – временный. Доверенное лицо президента в избирательной компании – временный статус. Кандидат в президенты – также временный статус, но представитель президента на местах – постоянный.

С помощью статусов социолог может так же точно характеризовать объект исследования, как художник, рисуя портрет человека с набором индивидуальных черт. Можем ли мы сказать, что совокупность статусов характеризует именно этого конкретного человека?

Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон.

Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду.

Статусный набор каждого человека индивидуален, то есть неповторим во всех деталях. Стоит поменять один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похожего, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно будут различаться несновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может оказаться в метро (эпизодический статус «пассажир»), а другой – передвигаться на собственной «Аудио» («водитель – владелец собственной автомашины»).

Проблема изучения личности в социологии занимает одно из центральных мест, а индивидуальное поведение представляет собой основу понимания жизни как данной социальной группы так и всего общества.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но только в качестве члена социума.

Формирование личности осуществляется в процессе ее социализации и направленного воспитания как освоения индивидом норм и функций при овладении им различных видов и форм деятельности, в данном случае речь пойдет о правоохранительной деятельности.

Отечественная социология качественно различает институционализированные и конвенционные социальные роли личности, где первые являются ведущими, что особенно важно при рассмотрении социального портрета личности сотрудника ОВД, т.к. они вытекают из социальной структуры общества. Однако для преодоления односторонности ролевого подхода в рассмотрении личности необходимо исследовать и ее субъективные свойства как: самосознание, нормативное сознание, ценностные ориентации, которые формируются в процессе предметной деятельности и выражаются в различных творческих проявлениях, включая и активное становление новых общественно необходимых функций и образцов поведения с учетом социально-исторических и предметно-локальных условий для достижения общественно-значимых целей. При этом специфика условий и содержание труда представителей различных профессий определяет и особые черты профессионального типа.

Социологический же анализ личности ставит своей целью выделение социально типического как целостного необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации, социальных установок, доминирующих мотивов в деятельности правоохранительных органов.

В условиях демократизации всех сфер общества и расширения гласности резко возросла роль самой личности в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы. Нравственность и культура сотрудников ОВД приобрели огромную значимость. Своеобразным символом Закона и Государства должен быть сегодня каждый сотрудник правоохранительных органов. Поэтому личные представления о добре и зле, долге, справедливости, патриотизме есть дело государственной важности.

Профессиональная солидарность, взаимопомощь, морально-психоло-гическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях, постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, повышение общей культуры, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта - все эти перечисленные требования дают достаточно наглядное представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов.

Однако соответствует ли образ сотрудника ОВД столь значимой цели? В результате научных исследований и опросов граждан получен такой обобщенный социологический портрет: грубый - 44%; безразличный - 39.8%; некультурный - 31.8%; энергичный - 30%; смелый - 25%; вежливый - 19.1%; профессионально - подготовленный – 9.1%.

В чем же причины достаточно противоречивого образа представителя правоохранительных органов?

Каждая эпоха, отличающаяся своими традициями и новациями, создает присущий ей исторический тип личности, а также нравственный идеал. Переоценка ценностей при этом не означает отрицания преемственности определенных нравов, ценностных ориентации. Адаптируясь к новым условиям окружающей среды, представители правоохранительных органов также пытаются «план о-во войти» порой не лучшим образом в новые социально-экономические условия жизни, происходящие в обществе, которые диктуются товарно-денежными отношениями. Повышение степени криминализации повседневных социально-экономических отношений, возрастание правового нигилизма, падение уровня нравственности населения, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, негативно воздействуют на возможность реального восстановления должного правопорядка. Неверие в возможности права как эффективного средства упорядочения и гармонизации общественных отношений играет роль психологической защиты как своеобразного внутреннего оправдания в ситуациях отчуждения от целей правоохранительной деятельности и переориентации определенной части сотрудников ОВД на достижение собственного благополучия. В результате такой установки у сотрудника ОВД формируется безразличие к задачам оперативно-служебной деятельности, что также может стать решающим условием, к совершению действий, противоречащих правовому статусу и нравственному характеру деятельности. Требования службы замещаются исполнением функций по охране объектов негосударственной собственности, сопровождению перевозимых ценностей и приватного обеспечения личной безопасности сомнительных личностей, а также осуществлением оперативно-розыскных действий по поручению частных лиц, детективных агенств, использованием других служебных возможностей для получения незаконного дохода. Отчужденность порождает служебную пассивность, скептическое отношение к таким нравственным категориям как профессиональный долг, честь, неподкупность. Действие экономического фактора не только причина оттока кадров, но и фактор, облегчающий ангажирование криминалитетом сотрудников правоохранительных органов, их коррумпирование, и создающий предпосылки для других форм невыполнения своих прямых служебных обязанностей. Социологические исследования позволили ученым выявить дефекты правосознания сотрудников ОВД, порождаемых спецификой службы и произвести их классификацию. Первая группа: «правовое невежество»;

вторая - «правовой нигилизм»; третья - «неприятие личностью известных и одобряемых правовых предписаний. При этом важно отметить и такой фактор, порождаемый спецификой службы у сотрудников ОВД, как правовой негативизм, обусловленный в частности, низким уровнем общей и нравственно-правовой культуры, а также рядом отклонений нравственно-психологического характера.

Исследования показали, что основными мотивами правонарушений, совершаемые сотрудниками ОВД являются следующие: - совершая правонарушение по службе, сотрудник правоохранительных органов руководствуется чаще всего общественнополезной целью - изобличить и наказать преступника, забывая о норме мере, которая исходит из конкретных реальных возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю границу, перейдя которую, какой бы социальной целесообразностью оно ни оправдывалось, становится однозначно безнравственным. Опыт правоохранительной деятельности наглядно свидетельствует, что в основе низкой служебной дисциплины, поступков и даже преступлений, совершенных сотрудниками ОВД, лежит не столько низкий профессионализм, сколько низкая культура и ущербная нравственность.

Общество на всех этапах своего исторического развития всегда сохраняло и развивало идеалы подлинной человечности и гражданственности, которые не оставались лишь благими пожеланиями, а практически подтверждались жизнью многих людей. Из чего следует, что:

1. Ни социальность, ни индивидуальность, взятые сами по себе, не раскрывают особенностей личности;

2. Индивидуальные характеристики личности вне их соотношения с социальными не имеют этического смысла, только в единстве этих характеристик, где при признании ведущего значения социального открывается путь для определения личности как субъекта нравственных отношений. Это означает, что складывающиеся в условиях совместной общественной жизни нравственные способности и потребности людей и являются выражением социальной необходимости, где создание совершенного правового порядка и соотносимое с этим развитие общества в сторону его гуманизации постепенно сократить область отношений, связанных с необходимостью жертв или строгих ограничений собственных интересов. Тогда и происходит сокращение оснований для абсолютного подхода к морали. Понятно, что несмотря на все теоретические объяснения того, почему человек может пожертвовать жизнью ради других, на практике - это есть реакция подсознания, как абсолют, что выходит за пределы контроля со стороны сознания.

В абсолютистской тенденции мораль как бы преодолевает сама себя, передавая свои функции гаранта равноодинакового отношения между людьми более действенному и в то же время более дифференцированному применительно к конкретным ситуациям жизни регулятору, т.е. правду. Закрепление этих функций в правовом порядке не есть ослабление моральной позиции, не есть признание факта, что мораль не справляется с регулятивными функциями, а, напротив, рассматривается как усиление морали. Мораль соединенная с правом, приобретает силу практической стабилизации всего целого - силу, которой она не имеет, оставаясь этикой, ориентированной преимущественно не мотивы, а не на результаты поведения. Кратко говоря, можно отметить, что мораль переключается с традиционных вопросов о счастье и благе человека на вопрос о том, как можно создать справедливые правила общественной жизни, которые выполнимы для всех, независимо от их жизненных ориентации, от их частных представлений о счастье, смысле своего бытия, добре.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что личность - это сложное, многомерное и в то же время вполне конкретное понятие, отнюдь не тождественное понятиям "человек", "индивид", "индивидуальность". Скорее всего, это человеческий индивид, рассматриваемый с позиции его социальных качеств.

Личность является субъектом социальных отношений, обладает способностью активно влиять на общество, творчески преобразовывать действительность. Это подтверждают, правда, каждая по своему, марксистская, диспозиционная, ролевая и другие теории личности.

Личность является и объектом общественных отношений. В этом и состоит ее сущность и подтверждается большинством социологических теорий, рассматривающих процесс социализации личности.


Вопросы для самопроверки

1. Каково соотношение понятий: "человек" - "индивид" "индивидуальность" - "личность"?

2. Что изучает социология личности и чем отличается ее подход от философии и социальной психологии?

3. В чем проявляется сущность личности?

4. Назовите основные подсистемы структуры личности, какова их роль?

5. Каковы основные элементы социальной структуры личности?

6. Каковы основные подходы к исследованию типологии личности.

7. Какую роль в социализации играют мотивационный механизм, диспозиционный механизм и механизм памяти?

8. Что представляет собой процесс социализации индивида?

9. Каковы основные этапы социализации?

10. Какие факторы обуславливают процесс социализации?

11. В чем проявляется социальная активность личности?

12. Раскройте понятия «агенты» и «институты» социализации?

13. Что такое первичная и вторичная социализация?

14. В каких случаях мы сталкиваемся с десоциализацией и ресоциализацией?

Литература

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: l968.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: 1992.

Асмолов А.Г Психология личности. М.: 1990.

Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: 1986.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений, Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: 1994.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.И. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. М.: 1995.

История социологии в Западной Европе и США. М.: 1993.

Коган А.Н Человек и его судьба. М.: 1988.

Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник для вузов. М.: 1994.

Кон И.С. Социология личности М.: 1967.

Кон И.С. Открытие «Я». М: 1978.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: 1979.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: 1984.

Кон И.С. Ребенок и общество. М.: 1988.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: 1989.

Кравченко А И. Введение в социологию. Учебное пособие. М.: 1995.

Кравченко А И Социология. Словарь: Учебное пособие для вузов. М.: 1997.

Краткий словарь по социологии. М.: 1988.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.

Лисовский В.Г. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995.

Смелзер Н Социология. М.: 1994.

Современная западная социология: Словарь. М.: 1990.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992.

Социология. Учебное пособие. (МГИМО Университет) МИД РФ. М.: 1995.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.Л.Ядова.Л.: 1979.

Столин В.В. Самосознание личности. М.: 1984.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: 1969.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

"Социальный портрет современной личности"

Береговой В.

Социальный портрет -- это важнейший элемент любого социологического исследования, так как именно с его помощью определяют состояние человека и его отношение к внешнему миру. В основном социологи разделяют общество на три группы: молодежь, поколение родителей и старшее поколение, то есть наши бабушки и дедушки. Я предлагаю рассмотреть социальные портреты представителей каждой из этих групп.

Современную молодежь можно охарактеризовать её стремлением к своему развитию как моральному, так и интеллектуальному; чутким отношением к родным и близким; пониманием главных ценностей жизни, ведь сейчас почти все молодые люди определяют, что важнее для них семья, деньги, карьера или просто отдых. В возрасте до 20 лет, по моему мнению, люди всё же больше стремятся к деньгам и отдыху, но когда они становятся взрослее на пару лет - их жизненные приоритеты меняются, потому что кто-то влюбляется и хочет завести семью, кто-то находит работу, о которой действительно мечтал, и желает сделать себе блестящую карьеру. Но, к сожалению, не вся молодежь имеет такой типаж. Многие студенты не желают ни учиться, ни работать, что в будущем значительно отразится на нашем обществе, ведь именно молодежь должна сделать будущее своей страны, но на данный момент людей, которые действительно желают этого, очень мало и это огорчает. Также странным фактом является то, что современные молодые люди не спешат заводить свою собственную семью, потому что считают, что ещё не пришло то самое время. В заключении можно сказать, что современная молодежь развивается на уровне развития общества, является патриотами своей страны и имеет уважение к старшему поколению, что является немаловажным фактором.

Наши родители застали времена, когда происходили глобальные перемены в обществе, можно сказать, что они успели побывать в двух разных государственных строях. Поэтому, я считаю, что именно они это те люди, которые верят во всё хорошее, искренне относятся ко всему происходящему, знают свои жизненные ценности и понимаю важность своего материального состояния. Это люди, которые имеют какой-то жизненный опыт и могут помочь, они разбираются в вопросах современного трудоустройства и формирования карьеры, знают всё необходимое. Можно сказать, что состояние этого поколения более благополучное, чем у молодежи. Родители - это самое главное в нашей жизни, поэтому мы должны любить их и уважать за всё то, что они для нас сделали, ведь если бы не они, то нас бы вовсе не было на этом свете.

Старшее поколение - это те люди на которых мы должны равняться. Именно бабушек и дедушек можно охарактеризовать такими чертами как честность, порядочность, ответственность, любовь к своей Родине и, конечно же, совершенно искренняя любовь к своим детям, внукам и правнукам. Также именно они сохранили настоящую дружбу, ведь очень интересно наблюдать за тем, как твоя бабушка отмечает свой 70-летний юбилей со своими школьными подругами. В современном обществе дружба цениться не настолько, поэтому я искренне завидую старшему поколению и очень хочу, чтобы и у нас дружба длилась годами и никогда не прекращалась.

Почти все ожидают от нашего поведения чего-то особого. Каковы же социологические ожидания родителей, друзей, родственников и преподавателей относительно нашего поведения. Я считаю, что родители полагают самые большие надежды на своего ребенка, ведь это продолжение их рода и именно от них зависит, каким он будет в дальнейшем. Естественно мои родители хотят, чтобы я стал достойным членом общества, занимал соответствующие положение в нём. Они ожидают от меня только всего самого хорошего и именно поэтому у меня есть цель в жизни, которую я буду пытаться достичь в скором времени.

Что касается друзей, то, наверное, они желают видеть меня в своей компании уверенным в себе, дружелюбным человеком. Друзья - это важная часть нашей жизни, именно они иногда понимают нас лучше всего, поэтому реализовать свое "Я" гораздо проще в компании друзей, нежели просто дома. Это те, кто поймут и подадут руку помощи в любой момент и это необходимо ценить и всегда отвечать взаимностью. Я считаю, что именно взаимности и поддержки ожидают мои друзья от моего поведения. Отношение преподавателей к нашему социальному поведению очень даже заинтересованное. Каждый преподаватель желает видеть своего студента или ученика только на активистских и лидерских позициях, сделать из нас достойных членов общества, которые в дальнейшем будут стремится только к новому и лучшему.

Для меня самое главное в жизни это правильно реализовать свое "Я". Для этого мне необходимо проводить больше времени в обществе, достигать каких-либо результатов в своей деятельности, а самое главное относится ко всему с открытой душой и человечностью.

Сравнивая социальные ожидания с социальным портретом современного студента, можно сказать, что всё же они имеют разницу. Ведь сейчас молодые люди не хотят нести большую ответственность за свои поступки, не желают создавать семью, потому что это тоже ответственность, при чем на всю жизнь. Они потихоньку забывают о том, что такое искренняя любовь, настоящая дружба и чувства к своим родным и близким. Я думаю, что такое происходит из-за того, что поколения перестали уделять друг другу должное внимание в общении, потому что сейчас у всех свои проблемы. Родители пытаются заработать как можно больше денег, для того чтобы прокормить свою семью и сделать ребенка счастливее, ну а дети всё больше сидят в интернете и играют в компьютерные игры, что плохо влияет на развитие нашего общества. Поэтому необходимо пропагандировать в обществе моральные и культурные ценности.

Исходя из всего вышесказанного, я думаю, что смогу составить портрет среднестатистического украинца. Я думаю, что украинец - это добрый, и отзывчивый человек, который щедр и всегда может помочь, имеет моральные ценности, ценит настоящую дружбу и любовь. Также можно сказать, что это тот, кто по-настоящему любит свою Родину, хочет сделать всё для лучшего развития страны, в которой проживает, желает трудиться и приносить этим пользу обществу. социологический индивидуальность молодежь родитель

Я считаю, что на современном этапе развития нашего общества, формирование личности все-таки зависит от среды, в которой человек родился и проживает. Когда мы идем в школу, именно там мы начинаем формировать себя как личность и это происходит под влиянием тех, кто нас окружает. Мы смотрим на окружающих, повторяем за кем-то какие-либо действия, пытаемся самоутвердиться. Поэтому можно с уверенностью сказать, что на формирование личности влияет именно среда обитания.

Но не каждая личность может стать индивидуальностью. На мой взгляд, индивидуальность - это тот человек, который самоутвердился в обществе, тот, кто имеет лидерские качества, тот кому доверят какое-либо важное дело и всегда поддержат. Я думаю, что меня можно считать индивидуальностью, потому что я действительно хороший сын, заботливый брат, отличный друг и товарищ, всегда добиваюсь своих целей и развиваю в себе все качества, которые необходимы для современного человека.

На мой взгляд, все жители современного общества должны пытаться стать индивидуальностью и именно тогда нас ждёт развитие, которого мы действительно достойны.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анкетирование как один из наиболее эффективных орудий исследования. Характеристика социального облика молодого поколения, рассмотрения основных видов досуга. Анализ диаграммы "Любимый вид досуга молодежи". Предпочтения молодежи: музыка, телепередача.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2012

    Социальный портрет молодежи: социальные проблемы и потребности. ОСновные формы и методы социальной работы с сельской молодежью. Опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью. Особенности программы "Молодежь Хайбуллинского района".

    дипломная работа , добавлен 09.06.2010

    Социально-демократический портрет современной молодежи, его сущность и особенности. Семейная и внесемейная инициализация как важнейший период жизни молодого поколения, его этапы и характеристика. Сущность и направления государственной молодежной политики.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2009

    Социально-психологическое и демографическое определение поколения. Антропологические, идейно-нравственные и этнокультурные характеристики современного поколения. Общность людей определенного возраста со сформировавшейся типичной ценностной системой.

    реферат , добавлен 08.09.2015

    Психологическая и социальная характеристика граждан, находящихся в поиске работы, но не имеющих возможности трудоустроиться в данный момент. Самооценка безработными своей личности, соответствия поведения социальным нормам. Социальный портрет безработного.

    реферат , добавлен 01.05.2015

    Определение понятия молодежь как особой социально-возрастной специфической группы в обществе. Характеристика современной белорусской молодежи, анализ системы ее социокультурных ценностей. Решение проблем патриотического воспитания молодого поколения.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2010

    Основные концепции бюрократии, понятие "социальный портрет" в научной литературе. Портрет современного чиновника: результаты социологических эмпирических исследований. Рекомендации по преодолению негативного образа чиновничества и их PR-сопровождение.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Причины социальной деградации молодежи. Влияние средств массовой информации на развитие массовой агрессии. Факторы трудовой беспомощности молодого поколения. Проблема трудоустройства. Непатриотическое отношение к Родине. Программа по половому воспитанию.

    реферат , добавлен 07.05.2016

    Понятие "молодежь" в России. Социальные аспекты образа жизни молодежи России. Социальное здоровье российской молодежи. Современный социально-демографический портрет молодежи в городах разного функционального типа.

    реферат , добавлен 05.06.2007

    Социально-психологический портрет молодежи. Психологические особенности первоначального вхождения в рынок труда молодежи и социальные проблемы молодежи. Роль социальных работников в защите безработных. Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути.

1

Как известно, социальный портрет студента – это интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся. В статье представлены результаты социологического исследования по составлению социального портрета современного российского студента на примере регионального юридического вуза. С этой целью были проанализированы следующие аспекты жизни студента: гражданское и семейное состояние, социальное положение, жилищно-бытовые условия, профессиональная социализация, трудовая деятельность, психологические взаимоотношения в семье, материальное положение и др. Данный социологический мониторинг позволяет выявить острые проблемные стороны развития и трансформации студенческого сообщества в определенный период времени и создает перспективы для оперативного реагирования общества в целом, органов управления образованием, руководителей подразделений как на ситуацию в целом, так и на отдельного студента.

социальный портрет

1. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ. – Вып. 17. – Саратов, 2009. – С. 24–27.

2. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. – Вып.10. – Саратов, 2009. – С. 56–57.

3. Социальное положение студентов в России [Электронный ресурс] // Информационное телеграфное агентство России: сайт. – Режим доступа: URL: http://itar-tass.com/spravochnaya-informaciya (дата обращения 10.10.2014).

4. Стипендия в 2013-2014 учебном году [Электронный ресурс] // Деловая жизнь: сайт. – Режим доступа: URL: http://bs-life.ru/rabota/zarplata/stipendiya.html (дата обращения 18.10.2014).

5. Хромов А.М. В российских вузах начинается приемная кампания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://studombudsman.ru/ (дата обращения 21.10.2014).

Социальный портрет студента - это интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся . Деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации. Основное в деятельности студента - учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью .

Система высшего профессионального образования насчитывает 1090 гражданских высших учебных заведений (без учета филиалов), среди них 482 - частные (в СССР было не более 600 вузов). Таким образом, в настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных вузов с целью привлечения новых студентов.

В 2014 году на бюджетные места российских вузов смогли поступить 503 тыс. абитуриентов, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Минобрнауки . В настоящее время на содержание каждого студента выделяется около 80 тыс. рублей в год. Объем государственного финансирования вузов за последние шесть лет вырос более чем в 3 раза. Однако, несмотря на возросшие объемы финансирования, жизнь современного студента проходит в сложных условиях . Большинство студентов вузов, учащихся на бюджетной форме обучения, получают всего 1200 рублей, в то время как прожиточный минимум для взрослого человека составляет около 7000 рублей . Помимо минимальных стипендиальных выплат, перед российским студентом также остро ставится вопрос с жильем. Более 350 тыс. российских студентов вынуждены сами решать квартирный вопрос (чаще всего вопрос аренды жилой комнаты или квартиры) .

Одновременно с учебной деятельностью студенты пытаются реализовать себя в профессиональной сфере. Сложнее всего в этой ситуации приходится гуманитариям. Они вынуждены искать себе дополнительные заработки, занимаясь неквалифицированной деятельностью и зачастую не по специальности .

Цель настоящей работы: подробное исследование социального портрета современного российского студента. Данное исследование позволит выявить острые проблемные стороны развития и трансформации студенческого сообщества и создаст возможность как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики вуза, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов вуза.

Материал и методы исследования

В основу нашего исследования легли результаты анкетного опроса, проведенного среди студентов очного отделения Астраханского филиала ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» за 2014 г. В ходе опроса проанкетировано 100 студентов, среди них лица мужского пола составили - 49 %, женского - 51 %. По возрасту студенты распределились следующим образом: 19 лет - 3 %; 20 лет - 6 %; 21 год - 50 %; 22 года - 22 %; от 23 лет до 29 лет - 11 %; старше 30 лет - 8 %. При этом средний возраст учащихся составил - 21 год.

Из выборки следует, что уроженцы г. Астрахани составили 62 % опрошенных, а приезжие из других населенных пунктов - 38 %. Что касается ранее полученного образования, то среднее общее имеют 74 % опрошенных студентов, среднее специальное - 20 % респондентов, высшее образование имеют 6 % респондентов.

Большую часть респондентов (71 %) составили студенты 5 курса. При этом 13 % опрошенных нами студентов учатся на бюджетной форме обучения, остальные (87 %) - на коммерческой форме.

Результаты исследования
и их обсуждение

На вопрос «Совмещаете ли Вы работу и учебу?» ответили «да» 52 % из опрошенных респондентов. Те участники нашего опроса, которые совмещают работу и учебу, работают, как они указали в анкете, либо в сфере услуг: продавец-консультант, секретарь-референт, официант, оператор на телефоне, - либо по специальности, непосредственно относящейся к юриспруденции: секретарь судебного заседания, судебный пристав-исполнитель, помощник юриста, помощник следователя. При этом большая часть (71,2 %) студентов совмещает работу в сферах, которые находятся вне зоны их будущей специальности и лишь третья часть (28,8 %) смогли найти работу, связанную с их будущей специальностью.

Что касается гражданского и семейного положения, то, согласно нашему опросу 77 % опрошенных не имеют собственной семьи, 19 % респондентов состоят в официальном браке, 2 % - состоят в гражданском браке и 2 % опрошенных разведены. Данное процентное соотношение связано с тем, что большинство опрошенных нами студентов в силу своего возраста, из-за обучения в вузе, небольшого жизненного опыта, минимального заработка или вообще его отсутствия не считают необходимым создавать семью в данный момент.

Из тех, кто потенциально на момент исследования мог бы иметь детей, т.е. та группа, которая состоит в официальном браке, гражданском браке или в разводе, на вопрос «У вас есть дети?» ответили «да» - 56,5 % респондентов. На вопрос «Сколько у Вас детей?» имеющие детей ответили: «один ребенок» - 53,8 %, «двое детей» - 38,5 %, «трое детей» - 7,7 %.

Чтобы определить социальный статус студента, необходимо в первую очередь охарактеризовать его родительскую семью, а именно образование родителей и их социальный статус, состав семьи (полная или неполная), финансовое положение, количество детей в семье, взаимоотношения в родительской семье.

Согласно нашему опросу высшее образование имеют 53 % матерей опрошенных нами респондентов, среднее общее - 10 % матерей, среднее специальное - 36 % и отметили графу «другое» только 1 % из опрошенных студентов. Что касается отцов опрошенных, то высшим образованием обладают 52 % отцов, среднее общее имеют - 11 %, среднее специальное - 31 %, другое - 6 %.

Социальный статус матерей опрошенных располагается в следующем порядке: рабочими являются 47 % матерей опрошенных, служащими - 14 %, домохозяйками - 22 %, пенсионерками - 9 %, другое - 8 %. По социальному статусу отцы респондентов распределились следующим образом: рабочие - 54 %, служащие - 8 %, военно-служащие - 3 %, предприниматели - 13 %, пенсионеры - 9 %, другое - 13 %.

По результатам нашего анкетирования следует, что большинство (90 %) опрошенных воспитывались в полных семьях и только 10 % - в неполных семьях. На вопрос «Сколько в родительской семье детей?» ответили «я один ребенок» - 18 % респондентов, «двое детей» - 56 %, «трое детей» - 14 %, «более трех детей» - 12 %. Лица, отметившие графу «более трех детей», указали, что в родительских семьях воспитывалось 4-5 детей.

Подавляющее большинство (96 % респондентов) отметили, что у них хорошие и ровные взаимоотношения в семье, и только 4 % отметили не всегда ровные отношения в семье. На вопрос о материальных трудностях в семье 62 % опрошенных заявили, что их родители не испытывают материальные трудности, 33 % семей испытывают материальные трудности время от времени, и только 5 % студентов отметили, что их родители находятся в трудном финансовом положении.

Как мы отметили выше, 23 % опрошенных нами студентов имеют уже свои семьи, а 56,5 % из них имеют собственных детей. В связи с этим не лишним было рассмотреть социальное положение студенческой семьи, образование и социальный статус супруга(и), взаимоотношения между супругами, материальное положение, наличие или отсутствие трудностей в воспитании детей, наличие времени на занятия с детьми и т.д.

По результатам нашего анкетирования в отношении образования супругов респондентов можно отметить следующее: высшее образование имеют 52,4 % супругов опрошенных, среднее общее - 19 %, среднее специальное - 28,6 %. Их социальный статус представлен следующим образом: рабочими являются 76,2 % супругов респондентов, служащими - 9,5 %, студентами - 4,8 %.

Согласно нашему исследованию, взаимоотношения в семье хорошими, ровными считают 86,4 % опрошенных, и не всегда ровные отметили 13,6 %. На вопрос «Ваша семья испытывает материальные трудности?» 54,5 % респондентов ответили, что не испытывают и 45,5 % опрошенных ответили, что испытывают время от времени.

В семьях, где есть дети, все респонденты ответили, что сами занимаются воспитанием своих детей. Большинство респондентов (84,6 %) не испытывают трудности в воспитании детей, оставшиеся 15,4 % ответили, что испытывают такие трудности. 77 % опрошенных проводят время со своими детьми регулярно и 23 % - редко. Из тех, кто считает, что регулярно занимается с детьми, 77 % тратят на воспитание детей 1-2 часа в день, остальные указали более длительное время (около 4 часов и больше).

Жилищно-бытовые условия и место проживания также являются немаловажными критериями определения социального портрета современного студента. Согласно нашему исследованию, 68 % опрошенных нами лиц проживают ещё у родителей, 14 % - снимают квартиру, остальные 18 % либо живут у родственников, либо имеют уже собственное жилье. Большинство (88 %) опрошенных ответили, что их устраивают жилищно-бытовые условия, 12 % ответили, что не устраивают. Причины данного недовольства объясняются либо проблемами с коммунальными услугами, либо невозможностью ужиться с родителями, родственниками, либо просто считают жилищно-бытовые условия непригодными для проживания. Однако большинство не объясняет причины недовольства жилищно-бытовыми условиями.

Как мы уже писали, совмещают работу и учебу 52 % опрошенных нами студентов. Чтобы выяснить, что побудило студентов искать работу, было предложено несколько вариантов для ответа. Итак, основными причинами трудоустройства являются: желание стать самостоятельным и независимым - 61,5 %; стремление к карьере - 34,6 %; желание помочь родителям - 30,8 %; желание стать профессионалом и быть эрудированным в будущей профессии - 25 %; заработать на карманные расходы - 25 %; другое - 3,9 %.

Самым значимым в работе для каждого из опрошенных нами респондентов является: коллектив, в котором они работают - 34,7 %; зарплата - 28,8 %; получение профессионального опыта и трудовых навыков - 13,5 %; карьерный рост - 7,7 %; успехи в трудовой деятельности - 5,7 %; нерутинность работы - 1,9 %.

При этом респонденты отметили характер трудовой деятельности как легкий - 51,9 %; тяжелый - 28,9 %; опасный - 9,6 %; другое - 9,6 %. На вопрос: «Ваша трудовая деятельность обладает определенной степенью вредности?» ответили «да» только 7,6 % опрошенных респондентов; остальные (92,4 %) ответили «нет». В дневную смену работают 69,3 % опрошенных лиц; в вечернюю - 3,8 %; в ночную - 1,9 %; графу «другое» отметили 25 %, т.е. работают в разные смены. 63,4 % респондентов ответили, что их работа заключается в большей степени в умственном труде; 21,2 % - в физическом труде; 15,4 % ответили другое, т.е. их работа заключается как в умственном, так и физическом труде.

В нашей анкете мы также попросили участников опроса указать количество часов, которые они отрабатывают. Результаты оказались следующими: от 2 до 4 часов работают 5,8 % респондентов; 5-6 часов уделяют работе 11,5 % респондентов; 7 часов - 3,8 %; 8 часов - 17,4 %; 9 часов - 1,9 %; 10 часов - 7,7 %; 11 часов - 1,9 %; 12 часов и больше - 13,6 %; ненормированно - 36,6 %.

Согласно результатам нашего исследования, 69,3 % опрошенных работают официально, т.е. заключали трудовой договор; 30,7 % работают неофициально. Несмотря на то, что трудовые права знают все 100 % опрошенных нами работающих студентов, только 13,5 % считают, что у них были нарушения трудовых прав со стороны работодателя, чаще всего эти нарушения связаны с задержкой (или невыплатой) заработной платы, сверхурочных, с неправильным распорядком трудового дня. Однако остальные 86,5 % опрошенных не отметили никаких нарушений трудовых прав со стороны работодателя.

Выйти на работу студентов побуждают различные обстоятельства (материальное положение в семье, размер платы за обучение в вузе и т.д.), поэтому студенты начинают свою трудовую деятельность достаточно рано. Как показали результаты нашего анкетирования, 32,7 % респондентов начали работать уже с 1 курса, 7,7 % респондентов начали свою трудовую деятельность со 2 курса, 17,4 % - с 3 курса, 21,2 % - с 4 курса, 13,5 % - с 5 курса. Также согласно нашей выборке, 44,2 % респондентов уже работали до поступления в Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», остальные - не работали до поступления в это учебное заведение.

В настоящее время складывается такая ситуация, что половина опрошенных респондентов совмещают работу с учебой, при этом трудовая деятельность отражается на учебе у каждого по-разному. Результаты таковы: 53,8 % ответили, что их трудовая деятельность никак не отражается на учебе; 15,5 % опрошенных говорят, что она им мешает; 26,9 % - помогает; 3,8 % отметили графу «другое», т.е. из-за работы они вообще не успевают учиться.

Заработная плата, как и трудовая деятельность опрошенных нами подрабатывающих студентов, также имеет существенную разницу. Ответы распределились следующим образом: 40,4 % ответили, что им платят достойную заработную плату; 25 % считают, что им платят недостаточно; 34,6 % отметили, что им хватает на жизнь, но хотелось получать больше денег. На вопрос «Сколько бы вы хотели получать в качестве зарплаты?» - 3,8 % ответили, что хотели получать хотя бы до 10 тыс. рублей; 7,7 % хотят получать от 10 до 15 тыс. руб., 7,7 % - больше 15 тыс. руб., 21,2 % - 20-25 тыс. руб., 15,4 % - 30-35 тыс. руб., 11,6 % - 40-45 тыс. руб., 7,7 % - 50 тыс. руб., 1,9 % - больше 50 тыс. руб., 9,7 % - 100 тыс. руб., 13,5 % не указали сумму.

На вопрос «На что Вы тратите заработанные деньги?» 67,4 % наших респондентов ответили, что расходуют их на продукты питания, одежду, лекарства, услуги ЖКХ, 42,4 % платят за учебу, 30,8 % помогают материально родителям, родственникам, 13,5 % тратят деньги на собственные нужды.

Заключение

Итак, подводим итоги настоящей работы, касающиеся социального портрета студента юридического вуза: средний возраст наших опрошенных составляет 21 год; большинство из респондентов являются холостыми и незамужними (77 %); из тех, кто обзавелся семьей в 56,5 % случаев имеют детей (56,5 %); 87 % опрошенных учатся на коммерческой форме обучения; высшее образование имеют 53 % матерей и 52 % отцов наших респондентов; рабочими являются 47 % матерей и 54 % отцов опрошенных; 90 % опрошенных из полных семей; 96 % наших респондентов отметили, что у них хорошие взаимоотношения в семье; 62 % опрошенных заявили, что их родительская семья не испытывает материальные трудности; 68 % опрошенных проживают у родителей; больше половины участников нашего социологического опроса имеют собственный заработок, т.е. совмещают учебу и работу (52 %); в качестве основной причины трудоустройства большинство работающих студентов отметили желание стать самостоятельным и независимым (61,5 %); самым значимым в трудовой деятельности, по мнению большинства работающих респондентов, является коллектив, в котором они работают; 51,9 % из числа трудоустроенных респондентов отметили легкий характер трудовой деятельности; 69,3 % опрошенных работают в разные смены; 36,6 % отметили гибкий график работы (36,6 %); 63,4 % отметили, что их работа заключается в большей степени в умственном труде; поскольку участники нашего социологического исследования являются студентами юридического вуза, то трудовые права знают все опрошенные нами совместители и большинство из них работают официально (69,3 %) и не замечали никаких нарушений трудовых прав со стороны работодателей (86,5 %); большинство из работающих респондентов начали свою трудовую деятельность с 1 курса (32,7 %) и не работают пока по будущей специальности (65,4 %); 53,8 % опрошенных утверждают, что их трудовая деятельность никак не отражается на учебе; 40,4 % опрошенных считают, что они получают за свой труд достойный заработок; 21,2 % опрошенных хотели бы получать зарплату в размере 20-25 тыс. рублей; 67,4 % работающих респондентов тратят свои заработанные деньги на товары первой необходимости (продовольствие, лекарства, одежда, услуги ЖКХ). Таким образом, исходя из вышеперечисленных выводов, можно составить следующий социальный портрет современного студента юридического вуза: средний возраст студентов составляет 21 год; обладают средним общим образованием; в период учебы пока не заводят собственные семьи; учатся на коммерческой форме обучения; поддерживают отношения с родительской семьей; живут у родителей; большинство современных студентов имеют собственный заработок и, как следствие, стремятся к самостоятельности и финансовой независимости; большинство работающих студентов начинают свою трудовую деятельность уже с 1 курса, работают в дневную смену, работают ненормированно (гибкий график), знают трудовые права, работают официально, но работают пока не по специальности, довольны своим заработком и тратят его на вещи первой необходимости (продукты, лекарства, одежда, услуги ЖКХ).

Рецензенты:

Рябцева Е.Е., д.пол.н., профессор, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью, Астраханский государственный университет, г. Астрахань;

Лепехин А.А., д.ю.н., профессор ка-
федры уголовно-правовых дисциплин, Астраханский филиал Международный юридический институт, г. Астрахань.

Работа поступила в редакцию 19.12.2014.

Библиографическая ссылка

Ермолаева Ю.Н., Ермолаев Д.О., Петрашова О.И., Петрашова В.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА) // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-6. – С. 1343-1347;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36329 (дата обращения: 27.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Поделиться