Литература э шпрангер смысловая связь. Типы индивидуальностей по Э

Эдуард Шпрангер

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27 июня 1882, Рущук, Австро-Венгрия, ныне Русса, Болгария - 17 сентября 1963, Лондон) - немецкий философ, психолог и педагог. С 1912 - профессор в Лейпциге, с 1920 - в Берлине, с 1946 - в Тюбингене. Сформировался под влиянием Дильтея , испытал сильное воздействие Руссо и философии ценностей Боденской школы неокантианства .

В своем главном труде - «Жизненные формы» (Lebensformen, 1921) - Шпрангер выделил шесть главных культурно-психологических типов («жизненных форм»), каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и т. д. Так, для теоретического человека высшей формой деятельности, определяющей характер всех его жизненных проявлений, выступает познание. Все прочие ценности для него вторичны. В сфере мотивации он стремится преодолеть аффекты, старается быть независимым от частных, конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и поведения. «Экономический» человек - тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность; все становится для него средством поддержания жизни, квазиприродной борьбы за существование. Он экономит материю, энергию, пространство и время, чтобы извлечь из них максимум полезного для своих целей. Мотивы его отличаются от мотивов «теоретика» тем, что вместо ценностей логики решающую роль играют ценности полезности. «Эстетический» человек - тот, кто «все свои впечатления преобразует в выражения». Его специфическая форма мотивации - «воля к форме», выражающаяся в мотивах частного порядка, таких, как самореализация, «построение и оформление самого себя», универсализация эстетического видения, тотализация форм. Для «социального» человека организующим принципом жизни является любовь в религиозном смысле этого слова. «Властный» человек может существовать в любой из ценностных сфер. Это тот, кто хочет и может внушать другим людям собственную ценностную установку как мотив деятельности. В самом общем виде мотивация властного человека - это стремление преобладать над другими; все прочие мотивации вспомогательны. Эстетическое для него - лишь звено в цепи средств для достижения власти. Но если властным человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты переоформления мирового целого, то он стоит на границе между человеком властным и человеком эстетическим. Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории. «Религиозный» человек тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на обнаружение высшего ценностного переживания, приносящего бесконечное и абсолютное удовлетворение.

Созданная Шпрангером культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами (в частности, Г. Олпортом) для анализа жизненных стилей личностей и групп. Идея жизненных форм сочетается у Шпрангера с понимающей психологией в духе Дильтея: душа есть «смысловая взаимосвязь действий, переживаний и реакций, объединенных человеческим Я». Душа взаимодействует с духом, причем принципы и закономерности духовной работы имманентны душе, и субъективное «везде и всегда есть отпечаток с объективного». Однако надындивидуальные целостные «структуры», в которые включены индивиды (одной из таких структур является общество), остаются для нас непознаваемыми в их подлинном существе. «Для духовных образований у нас нет иного орудия познания, кроме индивидуальной духовной структуры. Поэтому общественные структуры, как они есть в себе, трансцендентны по отношению к нашему познанию» (Lebensformen. Halle, 1921, S. 57). А поскольку индивидуальные духовные структуры существуют в виде инвариантов - жизненных форм, восприятие и познание общества через призму этих форм носит окончательный характер - над ними нет никакой высшей познавательной инстанции. Отсюда враждебное отношение Шпрангера к социологии как науке, организованной по модели естественных наук: она не способна понять науку, искусство, религию, культуру в целом, «растворяя» их в абстрактных социальных структурах и взаимодействиях. По Шпрангеру, альфа и омега культуры - индивидуальность, а человек - это носитель духа. Такая позиция стала основой той огромной работы, которую вел Шпрангер в области педагогики, организации образования и культурной политики.

Л. Г. Ионин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 395.

Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882-1963)- немецкий философ, психолог и педагог. Биография. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора Университета Тюбингена. Исследования. Сторонник метода В. Дильтея, основанного на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности «Я», в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, «Формы жизни» (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914; в рус. пер.: (част.) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980; Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности: Тексты. М., 1982), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа» и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение «форм жизни». Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности); экономическая (материальные блага, полезность); эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению); социальная (обще-ственная деятельность, обращенность к чужой жизни); политическая (власть как ценность); религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая- то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Оллпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности (Psychologie des Jugendalters. Leipzig, 1924, в рус. пер.: Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.; Л., 1931). Здесь были описаны три типа личности на стадии юности, которая характеризуется целостным усвоением норм и ценностей общества и реальным переходом к взрослой жизни: с резкими и бурными изменениями, с появлением внешних и внутренних конфликтов, когда происходит ломка или кардинальное изменение личности; с плавным и постепенным переходом, без заметных изменений в личности самого индивида; с сильным и быстрым процессом перестройки, но без внутренних конфликтов, когда подросток обладает силой, чтобы справиться с возникающими трудностями ради своего будущего.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 678-679.

Сочинения: Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft, 1905; Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissen- schaftlichen Psychologie, 1918; Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. 2 Aufl. Berlin, 1928; Kultur und Erziehung. 4 Aufl, 1928; Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissen- schaften, 1929; Volk, Staat, Erziehung, 1930; Weltfrommigkeit, 1940; Lebensfuhrung, 1947; Die Magie der Seele, Tubingen, 1947; Gothes Weltan-schauung. 4 Aufl. Wiesbaden, 1949; Der unbekante Gott. 2Aufl. Stuttgart, 1955; Der Eigengeist der Volksschule. 2 Aufl., 1956; Der geborene Erzieher, 1958; Pestalozzis Denkformen. 2 Aufl. Heidelberg, 1959; Kulturfragen der Gegenwart. 3 Aufl. Heidelberg, 1961; Pedagogischen Perspektiven. 7 Aufl., 1962; Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen). 1974.

Литература: Croner E. E. Spranger В., 1933; Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948; Ярошевский M. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Сочинения:

Kultur und Erziehung. Lpz., 1919;

Goethe und die Metamorphose des Menschen. Weimar, 1924;

Psychologie des Jugendalters. Halle, 1924;

Die Kulturziklentheorie und das Problem des Kulturverfalls. Lpz., 1926; V

olk, Staat und Erziehung. Lpz., 1932;

Entwicklungspsychologie. В., 1942;

Kulturpathologie. Tub., 1947;

Kulturbegegnungen als philosophisches Problem. Stuttg., 1948;

Два вида психологии,- В кн.: Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

Литература:

Croner E. E. Spranger В., 1933; Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948;

Ярошевский M. Г . История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

Введение


Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с разного рода конфликтами. Без конфликтов человеческая жизнь невозможна, и Чарльз Диксон справедливо отметил: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».

Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим образом, так как мало кто заинтересован в конфликте самом по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца каждый решает исходя из своих конкретных представлений о конфликтной ситуации и её действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, о том, что можно делать и что нельзя и так далее.

Важным фактором возникновения конфликта являются установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Причиной конфликта в этом случае может быть противоречие между различными идеальными типами индивидуальности, если они выражены достаточно ярко.

Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята в 1914 г. немецким философом и психологом Эдуардом Шпрангером. Он разработал шесть «идеальных типов» личностина основе их мотивационной направленности.

Целью контрольной работы является рассмотрение типов индивидуальностей по Э. Шпрангеру.

Актуальность исследуемой темы очевидна, так как данная информация имеет существенное значение как психологический метод прогнозирования и предупреждения конфликтов.

Структурно контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения.

1. Типы индивидуальностей


Немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882 - 1963) утверждал, что исходным принципом психологии является понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа; а переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система.

В основном своем труде, "Формы жизни" он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре "объективного духа", и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение "форм жизни".

Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие "понимающей психологии". Основные положения его теории следующие:

) психическое развивается из психического;

) психическое сводится к интуитивному пониманию "модулей действительной жизни"; не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе. Последнее, в свою очередь, трактуется как внутреннее, интуитивное постижение, тесно связанное с переживанием. От общего утверждения В. Дильтея о соотношении структуры душевной жизни с культурой и о ценности как определяемой эмоциональным отношением субъекта Шпрангер переходит к классификации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональное отношение, как это было у В. Дильтея, основанию, а именно: ценности - это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие. Это весь мир - природа, наука, искусство и тому подобное.

В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой; руководящие, определяющие жизнь, образуют психическую структуру личности. На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Э. Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида.

Основываясь на этих формах, он выделил следующие типы индивидуальностей: теоретический, экономический, социальный, политический, религиозный. Ниже приведены подробные характеристики указанных типов личностей.


1.1 Теоретический тип индивидуальности


Теоретический человек, в чистом виде, знает лишь одну страсть: страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия, будь это даже то открытие, которое убивает его. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания - истина любой ценой. Мир для него - это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости. С помощью этого представления он преодолевает зависимость от момента. Он живет в мире без времени, его взгляд проникает в далекое будущее, иногда охватывает целые эпохи; погружаясь в них, он связывает прошедшее и будущее в закономерный порядок, создаваемый его духом. Его Я причастно к вечности, светящейся в непреходящей ценности его истин. В практическое поведение он также вносит систему, которая отсутствует у существ, живущих моментом, руководимых инстинктами. В равной мере он соединяет в себе предметность, необходимость, всеобщую закономерность и логику.

В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами. К данному типу индивидуальности Э. Шпрангер относил Платона и Канта.


1.2 Экономический тип индивидуальности

шпрангер индивидуальность психология

В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время - только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте. Греки назвали бы его «делающим», но не деятельным. Ценность познания для экономического человека - направленность на познание того, что приносит пользу себе, коллективу, человечеству.

Э. Шпрангер различает и другие, особые формы экономического типа на основании объекта практической, то есть профессиональной деятельности: земледелец, скотовод, книжный издатель и др. Однако он подчёркивает, что уже во времена Руссо лишь один крестьянин представляет собой целостного человека, который вкладывает ещё душу в свою работу, все остальные втягиваются в процесс овладения природой, который начинает господствовать и над самим человеком. И эта власть ещё страшнее, чем власть природы. Прототипом экономического типа индивидуальности Э. Шпрангеру назвал Жюльена Ламетри (французского философа и медика).


1.3 Эстетический тип индивидуальности


Эстетический человек отличается специфической формой мотивации, а именно: стремлением к форме, гармонии, красоте. Суть эстетического типа индивидуальности наиболее коротко можно сформулировать как стремление к оформленному выражению своих впечатлений.

Людей данного типа можно рассматривать с разных позиций. Например, с позиции того, является ли для них наиболее важной красота души, природы или произведений искусства, создают они эстетические ценности или только наслаждаются ими. Различие между ними касается и того, как они относятся к действительности, то есть реалисты они или идеалисты. Реалисты воспринимают впечатления в их исходной данности. Ценители сиюминутных впечатлений, - импрессионисты, - схватывают от жизни один только её запах. Идеалисты перерабатывают впечатления сообразно собственным эстетическим ценностям, они как бы создают свой внутренний мир. В своём крайнем выражении идеалисты - это сентиментальные экспрессионисты, которые во всём находят лишь отзвуки своих душевных состояний. Наконец, по степени развития эстетического органа различаются лирические натуры (их волнует моментальное воздействие на эмоциональную сферу каких - то мелких деталей происходящего в данный момент), эпические натуры (обращённые к осмыслению жизни во всей её полноте) и располагающиеся между ними драматические натуры.

Эстетический человек обладает собственным органом миропонимания: особой способностью предвидения или проникающей интуицией. Для теоретика люди подобного сорта - мечтатели, романтики. Для последнего природа представляет собой систему функциональных уравнений или комплекс понятийно определяемых энергий. Что касается экономических ценностей, то принцип полезности и эстетический взгляд противостоят друг другу. Приписывание полезности эстетическому разрушает его сущность. Эстетический человек, так же как и теоретический, беспомощен перед лицом экономических условий жизни.

Людей, относящихся к эстетическому типу, можно рассмотреть с точки зрения того, является ли для них наиболее важной красота души, или же их внутренняя жизнь сосредоточена на природе, или же, наконец, они чувствуют красоту только в завершенных формах конкретных произведений искусства. При рассмотрении эстетического типа имеется в виду не столько деятели искусства, создающие материальные произведения, сколько люди, творящие самих себя и обладающие внутренней структурой эстетического типа.


1.4 Социальный тип индивидуальности


Социальный человек живёт и действует ради любви к людям, вернее, ради людей, которых он любит, а не ради упоения любовью. Подлинная любовь, полагает Эдуард Шпрангер, не имеет ничего общего с жалостью, благотворительностью, она - отражение высшей всепоглощающей любви, вырастающей из внутренней духовной структуры человека. Социальные формы жизни определяются содержанием ценностей. Это может быть любовь к человеку, правде, просвещению, возвеличиванию в человеке красоты и формы. Это также любовь матери, у которой инстинкт любви организует всю её личность. Не меньшая тайна - любовь мужчины и женщины. При этом, по мнению Э. Шпрангера, женщина живёт любовью, мужчина же больше любит своё произведение.

Для социального поведения характерен особый акт, в частности обращенность к чужой жизни и чувство себя в другом. Особая жизненная форма, которую называют социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью. В качестве примера социального типа индивидуальности можно привести личность Л.Н. Толстого.


1.5 Политический тип индивидуальности


Политический человек живёт и действует, чтобы детерминировать поступки и мотивы других людей, исходя при этом из истинных духовных ценностей и при этом совсем не обязательно в собственно политическом смысле. Основной характеристикой данного типа является стремление воплощать в себе коллективную власть: действовать от имени многих. Власть представляется прежде всего общественной формой, в которой могут быть отражены четыре содержательные сферы ценностей. Один индивид может подчинить другого или благодаря своему уму и знаниям, или экономическим и техническим средствам, имеющимся в его распоряжении, или благодаря внутреннему богатству и законченности своей личности, или, наконец, благодаря религиозной вере, воспринимаемой другим как божья благодать. Власть всегда заключается в одной из этих форм. Особый случай, когда человек направлен не на одну из этих ценностей, а главным для него становится могущество само по себе.

Власть можно определить как способность, а также стремление делать собственную ценностную направленность ведущим мотивом других людей. Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия. Наиболее ярко эта сторона жизни проявляется в организованной коллективной власти государства. Так как государство по своей идее представляет высшую власть, то все частные проявления власти как-то связаны с ним, посредством его реализуются, ограничиваются или же направляются против него. Поэтому все проявления отношений, основанные на власти, носят стиль, который можно было бы назвать политическим в широком смысле слова. В связи с этим людей, ведущей ценностью которых является власть, называют политическими, пусть даже отношения, в которые они включены, и не являются политическими в прямом смысле.


1.6 Религиозный тип индивидуальности


Религиозным называют человека, чья духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей. Способность к последнему достигается путём особого воспитания души. Из данного определения сути религиозности следует, что имеются три основные формы религиозного типа, третья из которых на самом деле находится между двумя остальными и имеет еще целый ряд более четких проявлений

Различение проводится на основании того, в каком отношении находятся ценности к общему смыслу жизни позитивном, негативном или смешанном (как позитивном, так и негативном).

Если все жизненные ценности переживаются как стоящие в позитивном отношении к высшему смыслу жизни - это тип имманентного мистика; если же они ставятся в негативное отношение, то возникает тип трансцендентного мистика. Если же они оцениваются частью позитивно, частью негативно, то возникает дуалистическая религиозная натура.

Выделенные Э. Шпрангером типы не представляют собой, как он сам часто говорил, некую классификацию людей; он хотел этим выделением показать, что люди отличаются друг от друга не темпераментом, не конституцией и не поведением, а ценностями духовной ориентации человека. Эти ценностные ориентировки не вытекают ни из общественно-социальных отношений, ни из условий жизни человека, они создают лишь духовную индивидуальность личности. Согласно идеалистическим взглядам Эдуарда Шпрангера в этих духовных ценностях и выражается сущность человека. От них и зависит социальная формация общества.

Следует учитывать, что противоречие ценностных ориентировок личности имеет существенное, если не основополагающее, значение как причина возникновения конфликтов. Так, например, взаимодействие теоретического человека с экономическим уже с самого начала таит в себе опасность конфликта в силу их противоположных внутренних жизненных устремлений.

Для теоретического человека процесс его деятельности является самоцелью. Он знает лишь одну страсть - страсть к проблеме, к поиску истины. Его переживания оторваны от реальной жизни. Он может отчаяться от невозможности объяснить какое-либо явление и ликовать от чисто теоретического открытия, хотя оно не связано ни с какой материальной выгодой и более того может убить его в будущем. Этот человек живет как бы вне реального времени и пространства.

В то же время Экономическийчеловек во всех своих жизненных связях на первое место ставит выгоду, полезность. Для него все становится средством поддержания и наилучшего устройства реальной жизни, борьбы за существование. Из всего он стремится извлечь максимальную выгоду, пользу. Таким образом, этот тип прямо противоположен теоретическому человеку, ибо это практический человек. Следовательно, при их взаимодействии при выполнении какой-либо совместной работы им будет трудно найти «общий язык».

Такие же проблемы и противоречия возникнут, по всей вероятности, и при взаимодействии эстетического человека с экономическим человеком, с политическим человеком и другими типами личностей. Нетрудно представить, например, какие отношения могут возникнуть в межличностном общении между религиозным человеком, для которого ведущей жизненной установкой является любовь к ближнему и альтруизм, и политическим человеком, для которого установкой является власть над другими.

Таким образом, очевидно, что конфликтность и противоречивость установок может возникнуть между всеми выделенными Э. Шпрангером типами людей, хотя между отдельными типами она проявляется в большей степени, а между другими - в меньшей.


Заключение


Каждому типу личности соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и так далее. Идеальными моделями, обусловленными ориентацией человека на те или иные объективные ценности, стали: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический и религиозный типы. Исходя из этого, Э. Шпрангер выделил шесть типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности); экономические (материальные блага, полезность); эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению); социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом); политические (власть как ценность); религиозные (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих типов.

Исходя из этих психологических представлений, Э. Шпрангер делал педагогические выводы, в частности о том, что всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех, педагог должен интуитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути жизни.

Данная квалификация типов индивидуальности, сформулированная ученым в 1914 году, в настоящее время своей актуальности и значимости не утратила и активно используется в различных сферах деятельности.


Список литературы


Специальная и учебная литература:

1. Диксон Ч. Конфликт. Спб., 1997;

Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М., 2000.

Социальная конфликтология: Учеб. Пособие для студентов Высших учебных заведений/ под ред. Морозова А.В. - М., 2002;

Конфликтология/ под ре. Кармина А.С. -Спб., 2009;

Конфликтология: Учебник. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. - М., 2004;

Конфликтология. Учебник для вузов. Анупцов А.А. - Спб., 2013.

Конфликтология: Конспект лекций. Атоян А.Д. - М.,2010;

Психология личности. Тексты./ под редакцией Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. - М.,1982

Интернет ресурсы:

9.http://www.psyoffice.ru

Http://vocabulary.ru

Http://bibdocs.ru

Http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/shpranger-spranger-yeduard

Http://www.psyoffice.ru

15.

16.http://vocabulary.ru

17.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В начале XX в. сходная типология была предложена немецким психологом Эдуардом Шпрангером. Он разделял людей на типы в зависимости от основных форм жизни, к-рые они ценят и в к-рых видят смысл. Шпрангер выделил шесть главных видов ценностных ориентации и, соответственно, шесть типов людей. Для познавательной ориентации важны идеи как таковые. Эта установка свойственна людям теорет. типа. Подобно философам Платона, такие люди ценят знания и истину. Экономическая ориентация уделяет особое внимание объектам, значимым для телесных потребностей чел. Тип людей, для к-рых эта установка яв-ся ведущей, примерно совпадает с первым из выделенных Платоном типов, характеризующимся хорошим аппетитом, любовью к еде, питью, чувственным удовольствиям или деньгам.

Эстетическая ориентация связана с эмпатической реакцией на форму и интересом к внешним проявлениям вещей и событий. Люди эстетического типа ценят форму и гармонию. Религиозная ориентация стремится связать каждое событие со всеобъемлющим смыслом жизни чел. Руководствующиеся этой ориентацией люди стремятся к чувству гармонии в мироздании и в собственном опыте встречи с миром. Две др. ориентации касаются отношений индивидуума с др. людьми. Соц. ориентация и, следовательно, соц. тип, характеризует людей, к-рые испытывают интерес к другим и стремятся к идентификации с ними. Политическая ориентация направлена на приобретение превосходства и власти над др. людьми. Она присуща людям политического типа. Этот тип, в соответствии с описанием Э. Шпрангера, более всего напоминает платоновский тип страстных или амбициозных людей.

Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе. Последнее, в свою очередь, трактуется как внутреннее, интуитивное постижение, тесно связанное с переживанием.

Основные положения теории Шпрангера: 1) психическое развивается из психического; 2) психическое сводится к интуитивному пониманию "модулей действительной жизни"; не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Основные характеристика личности, по Шпрангеру, – это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Исходя из этого, Шпрангер выделил шесть форм познания мира, назвав их типами понимания жизни. Основываясь на этих формах, он предложил следующую типологию личности: 1) теоретический человек – тот, кто стремится к познанию, т. е. для которого гл. ориентация в жизни – осмысление в теоретическом плане того, что происходит, установление каких-то закономерностей; 2) экономический – ищущий пользу в познании; 3) эстетический – стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме; 4) социальный – тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям; 5) политический – стремящийся к духовной власти над другими; 6) религиозный – ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину.


На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты изучения ценностей (Оллпорт, Ф. Верной, Г. Линдсей) и интересов личности (Дж. Холланд). Эта теория использовалась также социологами и психологами для анализа стилей жизни личности и групп.

Э. Шпрангер (1882-1963) продолжил развитие описательной психологии Дильтея, учеником которого он был. В его концепции типология личности определяется доминированием одной из шести глубинных ценностей, которые проявляются в (избирательном) отношении к явлениям культуры .

Принцип активности у Шпрангера подобен его толкованию Дильтеем; весь мир культурных ценностей человечества является продуктом «объективации духа». Но Шпрангер развил это положение, конкретизировав, какие именно глубинные ценности души человека объективируются в культуре. Выделяя шесть основных человеческих ценностей, он создал концепцию о шести идеальных культурных типах человека: теоретическом человеке, экономическом, эстетическом, социальном, политическом, религиозном .

Принцип саморазвития у Шпрангера реализован в положении о том, что «...Нормативный дух [по Шпрангеру он тождественен гегелевскому абсолютному духу] означает этическое предписание, которое - по идее - выносится по отношению к каждым данным и лишь относительно ценным состояниям в направлении к настоящим и истинным ценностям» . Истинная ценность не навязывается извне, а из глубины души направляет индивидуальную духовную эволюцию человека.

Принцип иерархичности у Шпрангера реализован в положении о «надындивидуальных смыслах» и приоритете целого над частью: «Целое есть первичное, анализ имеет смысл и значение лишь постольку, поскольку найденные элементы и моменты мыслятся в целом» .

А.Ф Лазурский (1874-1917) в концепции об «эндопсихюсе» и «экзопсихике» разработал принципы типологии личности во многом подобные типологии Шпрангера, Трактуя развитие личности как «стремление к совершенствованию», Лазурский выделяет восемь идеалов Совершенства: «альтруизм» (по Шпрангеру - человек социальный), «знание» (теоретический), «красота» (эстетический), «религия» (религиозный), «обществ о, государство» (политический), «внешняя деятельность, инициатива» (экономический), «система, организация», «власть, борьба» .

Ø Сформулируем требования к определению личности с точки зрения трех принципов причинности.

Определение личности должно соответствовать трем принципам причинности. Принцип активности: Святости являются живыми глубинными Силами «бессознательного». Принцип салюразвития Святости являются эволюционно молодыми Силами, одухотворяющими эволюционно старые (животные) Силы, Принцип иерархичности: активность Святостей включена по принципу содействия в активность Духовности и подчиняет себе активность субсистемных Сил.

Активности принцип - приоритет внутреннего над внешним. Согласно этому принципу, «Ядро» личности должно быть образовано глубинными Силами сферы «бессознательного».

Персоналистический подход Шпрангера Э. к структуре личности Э. Шпрангер рассматривал характер как имманентную предрасположенность субъекта к определенной форме восприятия и деятельности (эстетической, практической и др.). Шпрангер развивал взгляды В. Дильтея, который считал, что психику человека можно только понять, но нельзя исследовать естественнонаучным методом, а также Рикерта. Задача психологии состоит, по мнению Дильтея, в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентаций человека, а этого можно достичь не путем объяснения, а только методом понимания. Психика объявлялась проявлением самовыдвижения духа.

Основные положения понимающей психологии Шпрангера:

1) психическое развивается из психического;

2) психическое сводится к интуитивному пониманию “модулей действительности жизни”, при этом Шпрангер подчеркивал, что речь идет не о сопереживании, а о понимании;

3) не следует искать каких-нибудь объективных причин развития человеческой личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями, с культурой общества. Духовную же ценность Шпрангер понимал как свойство духа.

Шпрангер считал, что главное в личности – это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. Исходя из этого, Шпрангер выделил 6 форм (типов) познания мира. Он называл их “формами жизни”. Ценностная ориентация, которая существует у каждого человека, является продуктом общей ценностной ориентации человечества, “культурного состояния человечества”. Психологизация социальной жизни Шпрангером.

Ценностная ориентация – это чисто духовное начало, которое определяет у каждого человека понятие мира и является производной частью общего человеческого духа. В этом положении заключается проявление субъективного идеализма Шпрангера. Он предпочитает говорить не столько о понимающей психологии, сколько о “духовной психологии”.

Шпрангер настаивал еще на одном положении, а именно на различии понятий “переживание” и “понимание”. “Понимание” – это понятие, которое сродни познанию, это вневременное, извечное.

Типы понимания жизни, или типы человека:

1. Теоретический человек – это тот, который стремится к познанию. Познание закономерностей, познание сущности мира, познание отношений людей является для него ведущим. Жизнь презентируется для него в виде «веера ценностных ориентаций».

2. Экономический человек характеризуется как человек, который ищет пользу в познании. При этом Шпрангер не отождествляет этот тип с человеком эгоцентричным, думающим только о собственном благе. Речь идет о том, что для такого человека познание должно привести к пользе. Ценность познания для экономического человека – это направленность на познание того, что приносит пользу: самому себе, семье, коллективу, человечеству.

3. Эстетический человек – это человек, который познает мир и стремится познать его через оформленное впечатление, через самовыражение. Все воспринимается эстетическим человеком как нечто гармоническое или негармоническое.

4. Социальный человек. Это человек, который хочет найти себя в другом. Шпрангер говорит, что существует особая деятельность. Эта деятельность – найти себя в другом, жить ради другого, стремление к всеобщей любви, любви к человечеству. Социальный тип действует, живет ради любви к другим людям.

5. Политический человек. Это не человек, который стремится к административной власти. В понимании Шпрангера власть заключается в том, чтобы иметь силу следовать высшим требованиям. Реальная власть – это власть, которая основывается на истинных духовных ценностях. В основном для него власть определяется в чисто психологическом плане, она детерминирует действия и мотивы других людей. Этот властный тип жаждет власти из-за того, что он стремится детерминировать действия и мотивы других людей, но это необязательно должно быть в политическом смысле.

6. Религиозный человек – это тип человека, у которого ценностная ориентация состоит в том, что он ищет смысл жизни. И первый тип, теоретический, тоже, по существу, ищет смысл жизни. Но если теоретический тип считает, что самое главное у него в жизни – стремление к познанию, то он стремится к поиску закономерности смысла жизни. Религиозный же тип ищет доказательство, что есть какая-то высшая духовная сила – божество; этот тип ищет начало всех начал. Он считает, что есть извечное, и оно является, оно детерминирует жизнь человека.

Выделенные Шпрангером типы не представляют собой некую классификацию людей; он хотел этим выделением показать, что люди отличаются друг от друга не темпераментом, не конституцией и не поведением, а ценностями духовной ориентации человека. Эти ценностные ориентировки не вытекают ни из общественно-социальных отношений, ни из условий жизни человека, они создают лишь духовную индивидуальность личности. Большинство людей не относятся строго к одному типу.

Эдуард Шпрангер (нем. Eduard Spranger; 27 июня 1882, Берлин - 17 сентября 1963, Тюбинген) - немецкий философ-идеалист, психолог, педагог; в разные годы - профессор университетов Берлина, Лейпцига, Тюбингена.

Э. Шпрангер обосновывал идеи философии жизни и философии культуры, в частности с помощью «понимающей психологии», основывающейся на принципах «наук о духе», выведенных Вильгельмом Дильтеем, и положениях учения о ценностях, разработанных Генрихом Риккертом.

Биография

Детство и юность

Э. Шпрангер родился 27-го июня 1882 года в Берлине в семье владельца магазина игрушек Карла Франца Адальберга Шпрангера (1829-1922) и Генриетты Берты Шёнебек (1847-1909), продавщицы этого магазина. Бракосочетание состоялось лишь в 1884 году, однако Шпрангер-старший признал и документально подтвердил своё отцовство.

Когда Э. Шпрангеру исполнилось шесть лет, родители устроили его в реальную гимназию. Э. Шпрангер отлично учился, поэтому в двенадцать лет при поддержке одного из своих преподавателей он был переведен в гимназию «у Серого монастыря» - одну из старейших и престижных гимназий Берлина, которую окончил в 1900 году.

Образование

Поначалу Э. Шпрангер рассматривал возможность получения музыкального образования, однако в итоге его выбор пал на философию, и он поступил в Берлинский университет, где также изучал психологию, педагогику, историю, экономику, право, филологию и теорию музыки. Среди его преподавателей были Фридрих Паульсен, Вильгельм Дильтей, Эрих Шмидт и Отто Хинце.

Первая попытка Э. Шпрангера защитить докторскую диссертацию в 1901 году, когда его научным руководителем выступил В. Дильтей, предложивший ему в качестве темы квалификационной работы «Историю развития Фридриха Генриха Якоби», оказалась неудачной. Однако в 1905 году, уже под руководством Ф. Паульсена и К.Штумпфа, Э. Шпрангер, получил докторскую степень, защитив диссертацию на самостоятельно избранную им тему «Гносеологические и психологические основы истории».

Во время своего обучения в Берлинском университете Э. Шпрангер познакомился с Катариной Хендлих, с которой он активно вёл переписку в течение всей жизни.

Преподавательская деятельность

Эдуард Шпрангер

С 1909 года Э. Шпрангер преподавал философию в Берлинском университете. В 1911 - 1920 годы был профессором Лейпцигского университета, а с 1920 по 1944 год - профессором Берлинского университета. Между 1936 и 1939 годами читал гостевые лекции в Японии. В 1944 году Э. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 году он был назначен ректором Берлинского университета. С 1946 года до своей отставки в 1953 году работал в качестве профессора Университета Тюбингена.

Награды и премии

В 1952 году Э. Шпрангер был удостоен ордена «За заслуги в области науки и искусства».

Последние годы жизни

В 1960 году скончалась Катарина Хендлих, близкий друг Э. Шпрангера, а в 1963 году - его супруга Сюзанна. Э. Шпрангер умер спустя пять месяцев после её кончины и был похоронен рядом с ней на городском кладбище Тюбингена.

Философия

Философские взгляды Э. Шпрангера сложились под влиянием идей Вильгельма Дильтея и философии жизни, а также учения о ценностях Генриха Риккерта. В основном философском сочинении «Формы жизни» Э. Шпрангер развивал идеи целостной, или «структурной» психологии, которую он - в духе неокантианского разграничения «наук о духе» и «наук о природе» - противополагал естественнонаучной «психологии элементов».

Психология как наука о духе

Сторонник метода В. Дильтея «наук о духе», который базируется на интуитивном постижении духовной целостности, основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Э. Шпрангер ввел понятие «понимающей психологии». Понимающая психология рассматривает душевный процесс как некую целостность в его смысловых связях, то есть в его включенности в определенное содержание культуры. В основном своем труде, «Формы жизни», Э. Шпрангер отверг психологию элементов, расчленяющую душевный процесс на составные части и основывающуюся на данных физики и физиологии.



Поделиться