Афганская национальная армия и полиция.

Афганская Национальная Армия

Эмблема Афганской Национальной Армии
Годы существования

с 2001 года

Афганская Национальная Армия (АНА) - вооружённые силы Республики Афганистан , предназначенная для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства. Состоят из Сухопутных войск и Национального воздушного корпуса . Афганистан не имеет флота.

О.Сидоров: Вооруженный Силы Афганистана сегодня и завтра
08:37 08.11.2006

Уже стало аксиомой, что вооруженные силы в любой стране мира являются гарантом сохранения суверенитета и политической стабильности. И Афганистан не стал исключением.

Указ "О создании афганской национальной армии", изданный главой афганского государства Хамидом Карзаем в 2002 году положил начало формированию очередных национальных сил обороны Афганистана.

Вместе с тем строительство афганских вооруженных сил постоянно наталкивается на различного рода препятствия. Но вопреки всему их создание постепенно сдвигается с мертвой точки.

Состав вооруженных сил Афганистана:

На сегодня Вооруженные силы Афганистана состоят из следующих видов войск:

Сухопутные войска;

Военно-воздушные силы;

Пограничные войска;

Служба государственной безопасности;

Войска противовоздушной обороны.

Сухопутные войска (а именно пять корпусов) дислоцируются в провинциях, где ранее уже были военные базы Талибов, а именно в Кабуле, Балхе, Герате, Кандагаре и Пактии.

История

Солдаты афганской национальной армии в 1950 -х.


Демократическая Республика Афганистан

С 1960-х годов до начала 1990-х годов, афганская армия подготавливалась и оснащалась Советским Союзом . В 1970-е годы, количество военнослужащих в афганской армии было на её пике - около 200000 человек. Армия Афганистана принимала участие в Гражданской войне в Афганистане. После падения ДРА в 1992 году власть перешла к талибам и единые вооружённые силы перестали существовать.


Настоящее время

После падения режима талибов в 2001 году, афганская армия была сформирована заново при помощи инструкторов из США и НАТО. Президент Афганистана Хамид Карзай установил численность вооружённых сил - 70000 человек к 2009 году. Многие военные эксперты считают, что этого недостаточно, и что необходимо как минимум 200000 человек, чтобы контролировать ситуацию в стране. К июню 2003 года был сформирован корпус численностью 3000 человек.


Нынешнее состояние


Численность

По состоянию на май 2008 года, численность составляет более 80000 военнослужащих. К середине 2009 года ожидается 86000 человек. В октябре 2008 года предлагалось увеличить численность до 134000 человек.

Военный оркестр афганского министерства обороны.


Структура

Базовой структурной единицей в афганской армии считается батальон, состоящий из 600 человек. Подразделения спецназа формируются по образцу армии США. К 2007 году запланировано 76 батальонов. В общей сложности 14 бригад, которые будут ориентированны на региональном уровне. Тринадцать из этих бригад должны быть легкой пехоты, одна будет механизированой и бригада спецназа.

Пять корпусов АНА:

  • 201-й корпус, базирующихся в Кабуле (из которых 3-й бригады, в Поль-е-Чакри, будет механизированные формирований из бронемашин М-113 и советских боевых танков
  • 203-м корпус, базирующихся в Гардезе,
  • 205 корпус, базирующихся в Кандагаре,
  • 207 корпус в Герате
  • 209 корпус в Мазари-Шарифе.

Солдаты афганской национальной армии, в том числе батальон АНА Commando.


Спецназ

В июле 2007 года в афганской армии был сформирован первый батальон спецназа. Спецназовцы прошли трёхмесячные курсы подготовки американских сил специального назначения. Они прошли подготовку в передовых пехотных навыках, а также подготовку по оказанию первой помощи и тактических приёмов. Они полностью оснащены оборудованием армии США. Спецназ - одно из самых элитных подразделений афганской армии. К концу 2008 года шесть батальонов коммандос АНА будут находиться в южной части Афганистана и оказывать поддержку канадским силам.


:


Вооружение


Стрелковое оружие

С начала 1970-х годов армия была оснащена советскими АК-47 в качестве основного стрелкового оружия. В 2008 году AK-47 заменяется на винтовки M16 производства США. В настоящее время почти всё стрелковое оружие производства стран НАТО. Некоторые подразделения специального назначения также оснащены M16. АНА также использует советское оружие, оставшегося со времён ДРА. Это оборудование также используется в Афганской национальной полиции. Все штурмовые винтовки АК-47 будут отправлены на хранение в военные склады для будущего использования. Эта мера принимается в связи с новым стандартом армии, в связи с которым АНА должна вооружаться оружием производства США и НАТО.


Тяжёлое вооружение

Модель Фото Тип Количество Дата Производитель Примечания
БТР-60 БТР СССР
БТР-80 БТР СССР
БРДМ-2 БТР СССР
БМП-1 БМП СССР
БМП-2 - БМП СССР
- БТР США
США


Основные боевые танки

Модель Фото Тип Количество Дата Производитель Примечания
ПТ-76 - СССР
Т-55 СССР
Т-62 - СССР
Тип 59 КНР
Германия Будут поставлены
в 2011 году Канадой


ПВО/Артиллерия


Модель Фото Тип Количество Дата Поставщик Примечания
БМ-14 - Реактивная артиллерия СССР
БМ-21 Град Реактивная артиллерия СССР
ПВО СССР
ЗУ-23-2 ПВО СССР
ЗПУ-4 - ПВО СССР
122-мм гаубица Д-30 Орудие СССР
152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20) Орудие СССР
152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1) Орудие СССР
122-мм гаубица образца 1938 года (М-30) Орудие СССР
Орудие США
Особое внимание в подготовке военнослужащих играют муллы частей. Как правило, при штабах соединений и частей, а также в учебных заведениях для личного состава имеются мечети.

Вместе с тем морально-психологическое состояние военнослужащих ВС Афганистана остается на низком уровне. Причиной тому являются несколько факторов:

регулярное столкновение подразделений афганских вооруженных сил с отрядами талибов;

как следствие этого рост потерь среди личного состава;

неадекватная риску зарплата военнослужащих, в результате чего служить идут далеко не лучшие кадры;

рост числа дезертиров среди военнослужащих.

Морально-психологическое состояние в афганских вооруженных силах напрямую влияет на набор добровольцев в регулярную армию.

Основной причиной снижения числа желающих служить в армии является низкий уровень денежного содержания военнослужащих. Так, согласно указу о создании добровольной Национальной армии Афганистана от 2002 г., военнослужащим выплачивается денежное содержание в размере 50 долларов во время прохождения действительной службы, что, по мнению призывников, является недостаточной суммой.

Наиболее острыми проблемами афганских вооруженных сил на сегодня являются низкая выучка личного состава и высокий уровень дезертирства.

Перспективы военного строительства в Афганистане

Являясь государством, не имеющим выхода к океану, Афганистан не планирует (да и не в состоянии в ближайшее время) обзавестись всей традиционной армейской триадой (включающей в себя сухопутные войска, ВВС, ВМФ). В результате национальные вооруженные силы Афганистана будут состоять из двух родов войск: сухопутных войск и военно-воздушных сил.

В отношении сухопутных войск планируется сформировать военно-территориальные единицы, размещенные в Кандагаре, Гардезе, Герате и Мазари-Шарифе. Будут сформированы 5 армейских корпусов (включающие 13 бригад и 78 батальонов).

В планах дальнейшего развития вооруженных сил Афганистана предусмотрено увеличение численности к 2007 г. до 70 тыс. солдат и офицеров. Далее, в течение еще нескольких лет их количество должно быть удвоено.


Представитель Министерства обороны Исламской Республики Афганистан (ИРА) Давлат Вазири заявил, что «спецподразделения армии должны быть усилены и лучше оснащены». По его словам, численность афганского спецназа будет увеличена до уровня армейского корпуса.

Армейский корпус — мощное оперативно-тактическое объединение сухопутных войск, в состав которого, как правило, входят от двух до четырёх дивизий. Каждая дивизия состоит примерно из 10-17 тыс. человек. Таким образом, численность армейского корпуса может достигать от 20 тыс. до 70 тыс. человек.

  • Афганские военнослужащие

Текущая численность спецназа Афганистана оценивается в 17 тыс. бойцов. Это элита афганской армии, ведущей борьбу с «Талибаном»*. Спецназовцы выполняют порядка 70% наступательных операций.

Вероятно, в состав афганских спецподразделений будут входить свыше 30 тыс. человек. Однако их формирование сопряжено с большими трудностями.

Во-первых, необходимо радикально повысить уровень боевой подготовки как минимум 15 тыс. военнослужащих. Во-вторых, Кабулу придётся изыскать средства на материальное обеспечение столь крупной группировки. Этот вопрос афганские власти намерены решить благодаря поддержке иностранных спонсоров.

Возрождение «Талибана»

В конце 2016 года исламистская группировка «Талибан» развернула очередное масштабное наступление на позиции официальных вооружённых сил. Радикалам удалось достаточно легко выбить силовиков из сельской местности, и они развернули наступление на крупные города. Идут уличные бои в Кундузе (65 км от границы с Таджикистаном). Силовики пытаются ликвидировать проникших ранее в город боевиков.

Центральное правительство в Кабуле не контролирует значительную часть территории страны.

26 марта командующий миссией «Решительная поддержка» (операция США в Афганистане) генерал Джон Николсон сообщил, что власть Кабула распространяется только на 62% населения и 57% территории страны.

Бои с «Талибаном» продолжаются с переменным успехом на протяжении 15 лет. Осенью 2001 года международной коалиции во главе с США удалось свергнуть режим талибов, которые управляли Афганистаном с 1996 года.

В 2002 году исламистов выбили из крупных городов и оттеснили в горную местность. Однако «Талибан» развернул мощную антиамериканскую «патриотическую» пропаганду среди местного населения. Экстремисты получили поддержку мирных жителей и начали масштабную партизанскую войну с целью «освобождения» страны.

В 2003 году «Талибан» стал возвращать утраченную мощь и отвоёвывать территории в Пакистане и Афганистане. Несмотря на определённые тактические успехи коалиции в середине 2000-х, экстремисты не были разгромлены и нарастили боевой потенциал.

  • globallookpress.com
  • Alex Macnaughton

Подготовка по-американски

С 2014 года ситуацию в Афганистане нередко характеризуют как критическую. Три года назад в страну проникло «Исламское государство»* (ИГ), при этом США официально прекратили боевую миссию, сосредоточившись на обучении афганских офицеров и точечных ударах по террористам.

На плечи Вооружённых сил и МВД Афганистана полностью легло бремя борьбы с радикалами. С огромным трудом силовые структуры республики сдерживают натиск «Талибана» и ИГ. Пентагон 15 лет занимается подготовкой афганской армии, однако за это время она не превратилась в боеспособную силу.

Старт созданию афганской армии был дан 2 декабря 2002 года, когда президент Афганистана Хамид Карзай подписал соответствующий декрет. Вооружённые силы республики создавались с нуля, причём в буквальном смысле.

В январе 2003 года численность регулярных войск составляла 2 тыс. человек. В сентябре 2008-го в армии служили 70 тыс. человек. Сейчас, по разным данным, в рядах Вооружённых сил ИРА — 200—300 тыс. человек.

Бывший президент США Барака Обама явно торопился выполнить предвыборное обещание по выводу основного контингента из Афганистана. Поэтому количественный рост афганских вооружённых сил не происходил параллельно с улучшением уровня боеспособности.

Американцы многократно увеличили численность войск, сокращая период подготовки солдат и офицеров. Также Пентагон не позаботился о техническом состоянии армии Афганистана. Основное вооружение — родом из СССР. Исключение составляют как раз отряды спецназа, которые используют в основном американское оружие.

Помимо слабой боевой подготовки и дефицита современной техники, ахиллесовой пятой Вооружённых сил ИРА являются ВВС. Ударная авиация Национального воздушного корпуса Афганистана представлена лишь парой десятков машин (статистика портала Global Firepower).

Костяк ВВС страны составляют 82 многоцелевых российских вертолёта Ми-17 и 11 советских транспортно-боевых Ми-35. Не имея нормальной поддержки с воздуха, армия Афганистана лишена возможности для развёртывания масштабного наступления без больших человеческих потерь.

  • Reuters

Спецназ бессилен

Директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров сомневается, что увеличение спецназа армии Афганистана положительно повлияет на обстановку в стране. «Спецназ всегда используется для проведения специальных операций или ликвидации каких-то лидеров. Перелом в войне наступить не может», — сказал RT эксперт.

Глава Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Омар Нессар не столь категоричен. «На сегодняшний день афганский спецназ — это самое боеспособное подразделение в армии. Он постоянно спасает армию от поражения, если где-то какая-то провинция находится на грани падения», — отметил эксперт в беседе с RT.

По мнению Нессара, увеличение численности спецназа необходимо, чтобы Кабул имел возможность воевать на нескольких фронтах, где идут наиболее тяжёлые бои.

«Сейчас очень важно предотвратить утрату отдельных районов. Но небольшое количество боеспособных войск не может переломить ситуацию по всей стране. Скоро начнётся весеннее наступление, и, судя по всему, талибы будут захватывать новые районы, а может, даже и провинции», — опасается Нессар.

Эксперты полагают, что ключевая проблема афганской армии — в её моральном состоянии. «Афганцы не хотят воевать против движения «Талибан». Вот основная причина того, почему никак не могут одолеть талибов. Талибы пользуются поддержкой значительной части населения и обладают богатым опытом противодействия регулярным армиям», — подчеркнул Багдасаров.

«Конечно, всегда сложно воевать с нерегулярными формированиями. Но дело не только в этом. Афганская армия и полиция превратились в структуры, где люди ищут работу. Другого легального способа заработать приличные деньги в стране практически нет. При этом талибы — это идеологически подготовленные люди», — пояснил Нессар.

Интерес в стабильном Афганистане

Ситуация в Афганистане вызывает большой интерес у мировых держав. США продолжают искать и уничтожать в ИРА главарей «Аль-Каиды»*, поддерживая нынешний политический режим.

Россия активно сотрудничает с действующим правительством Афганистана и также помогает ему в борьбе с талибами. Власти РФ стремятся перекрыть наркотрафик, идущий из горной республики в Центральную Азию, и одновременно урегулировать внутренние противоречия.

Москве выгодно обезопасить афгано-таджикскую границу, не допустив дестабилизации Таджикистана. С этой целью Россия держит в республике 201-ю военную базу, обучает таджикских офицеров и проводит с ними регулярные военные учения с привлечением авиации.

Омар Нессар считает, что Москва проводит грамотную политику, сочетая поддержку Кабула с попытками оказать политическое влияние на талибов.

«Национальные интересы России сводятся к появлению стабильного Афганистана. 15-летняя гегемония США привела к ухудшению ситуации, и усиление роли России скажется на ней положительно», — заявил эксперт.

«Особенность «Талибана» заключается в том, что оно (в отличие от ИГ) не стремится распространить влияние за пределами Афганистана и угрозу нам не представляет. Я думаю, что России не стоит глубоко погружаться в афганский конфликт», — отмечает в свою очередь Багдасаров.

*«Аль-Каида», «Исламское государство» (ИГ), «Талибан» — террористические организации, запрещённые на территории России.

Майор А. Меньшиков

С конца XX века Афганистан остается одним из наиболее нестабильных государств мира. К основным факторам, негативно влияющим на обстановку в стране, относятся низкий уровень ее социально-экономического развития, активная деятельность религиозно-экстремистских группировок, а также вывод большей части иностранных воинских контингентов с территории страны. Наиболее актуальным вопросом для афганского руководства в настоящее время является недопущение захвата власти в государстве вооруженной оппозицией, численность которой достигает 60 тыс. человек. При этом гарантом и ключевым инструментом недопущения негативного развития ситуации в Исламской Республике Афганистан (ИРА) остаются ее силовые структуры, проводящие большую часть мероприятий под руководством зарубежных инструкторов и во взаимодействии с частями и подразделениями иностранных воинских контингентов.

Постепенное завершение деятельности в ИРА Международных сил содействия безопасности и начало работы в 2015 году учебно-тренировочной миссии "Решительная поддержка" привело к существенному сокращению (с 145 тыс. в 2001-м до 20 тыс. человек в 2015-м) группировки иностранных вооруженных сил и, как результат, к активизации экстремистской деятельности незаконных вооруженных формирований на всей территории страны.

Данное обстоятельство предопределило усиление внимания военно-политического руководства Афганистана к созданию боеготовых национальных силовых структур, способных самостоятельно ликвидировать террористическую угрозу.

Современный облик государственных институтов обеспечения безопасности страны формировался при финансовой и военной помощи Советского Союза (1970-1980), а с 2002 года - под воздействием США и стран НАТО.

В настоящее время силовые структуры ИРА включают в себя вооруженные силы, Афганскую национальную полицию (АНП) и главное управление национальной безопасности (ГУНБ).

Основными компонентами ВС (Афганская национальная армия) являются сухопутные войска , военно-воздушные силы и силы специальных операций (ССО). Их общая численность около 170 тыс. военнослужащих. При этом СВ насчитывают более 140 тыс. человек, ВВС - около 6,5 тыс., ССО - до 10 тыс., центральный аппарат и вспомогательные командования - свыше 14 тыс. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент страны. Главные руководящие органы - министерство обороны и генеральный штаб, которые осуществляют административное и оперативное управление войсками, а также реализуют государственную политику в области обороны и военного строительства.

Основу сухопутных войск ИРА составляют шесть армейских корпусов (22 пехотные бригады), в военное время предназначенные для прикрытия государственной границы, отражения агрессии противника, удержания занимаемых районов, рубежей и позиций, разгрома вторгшихся в пределы страны группировок войск и овладения территорией противника во взаимодействии с другими видами войск. Вместе с тем на современном этапе одной из главных задач частей и подразделений СВ является проведение контртеррористических операций совместно с Афганской национальной полицией.

Кроме того, в боевой состав сухопутных войск входят 111-я дивизия, дислоцирующаяся в Кабуле, отдельная бригада обеспечения и сопровождения грузов и отдельная бригада охраны.

На вооружении СВ имеются около 50 танков (Т-62), до 200 боевых бронированных машин (Ml13, БМП-1 и БМП-2), более 1 тыс. орудий полевой артиллерии и минометов (в основном гаубицы Д-30, безоткатные орудия и 82-мм минометы). В зависимости от боевого предназначения, условий применения и особенностей решаемых задач штатная численность личного состава соединений и подразделений СВ такова: бригады - 4-4,6 тыс. человек, батальона - 650-850, роты - 140-160, взвода - до 40.

Военно-воздушные силы включают в себя: три авиакрыла, в том числе одно учебное, две отдельные авиаэскадрильи поддержки, два отдельных авиазвена и четыре отдельные авиагруппы, а также учебный авиационный центр и Кабульское военное авиационное училище. Они предназначены для оказания воздушной поддержки действиям сухопутных войск и обеспечения переброски личного состава СВ и сил специальных операций. На вооружении ВВС находятся 24 самолета (транспортные - С-130, Цессна 208В "Караван", учебные - Цессна 182Т) и 51 вертолет (транспортные -Ми-17, боевые - Ми-35, учебные - MD-530F). Большая часть авиатехники неисправна либо практически полностью выработала свой ресурс и нуждается в капитальном ремонте.

Силы специальных операций - наиболее боеспособные элитные соединения и части вооруженных сил, предназначенные для проведения спецопераций посредством комплексного применения разведывательно-диверсионных формирований на ТВД с целью нанесения значительного ущерба потенциальному противнику и подрыва его политического, экономического, психологического и морального потенциалов. Основным боевым соединением ССО является дивизия, которая состоит из двух бригад по четыре батальона. Последние переданы в оперативное подчинение штабам армейских корпусов. Силы спецопераций находятся в непосредственном подчинении начальника генерального штаба ВС страны. Афганская национальная полиция, являясь главным правоохранительным органом страны, структурно входит в состав министерства внутренних дел республики. В настоящее время во взаимодействии с другими компонентами афганских силовых структур части и подразделения АНП используются прежде всего для борьбы с терроризмом, при этом деятельность полиции осуществляется под непосредственным контролем международных специалистов.

Общая численность этой структуры составляет более 140 тыс. человек. Структурно АНП включает в себя постоянные формирования, которые подчиняются заместителю министра внутренних дел по безопасности, и приданные компоненты. Вооружение и военная техника полиции представлены в большинстве своем устаревшими образцами, а также переданными иностранными государствами в рамках оказания военной помощи.

Главное управление национальной безопасности Афганистана - специальная служба, которая в рамках своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности ИРА, защиты и охраны государственной границы, а также координирует деятельность контрразведывательных органов.

Кроме того, значительная часть сил и средств ГУНБ привлекается для нейтрализации экстремистских бандформирований в Афганистане и пресечения переброски на территорию страны отрядов боевиков, оружия и боеприпасов. Данная структура состоит из центрального аппарата и региональных управлений, их штатная численность около 20 тыс. человек.

В настоящее время состояние боевой готовности ВС Афганистана, а также АНИ и ГУНБ находится на низком уровне. Силовые структуры (всего около 330 тыс. человек) в условиях вывода из страны основной части иностранных воинских контингентов, а также с учетом существенного сокращения финансовой помощи из заграницы не способны самостоятельно решать возложенные на них задачи. Они могут обеспечить относительную безопасность только в столичном регионе и районах постоянной дислокации соединений и частей.

Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что до 70 % вооружения частей и подразделений СВ и ВВС неисправно. Практически отсутствуют резервы материально-технических средств. Слабая подготовка летного и технического персонала не позволяет обеспечить эффективную эксплуатацию имеющегося авиационного парка, в том числе оказывать необходимую поддержку проводимым антитеррористическим мероприятиям.

Созданию боеспособных вооруженных сил препятствует также нехватка добровольцев из-за низкого уровня денежного довольствия военнослужащих (у рядового - 70 долларов в месяц), нежелание покидать по служебной необходимости места постоянного проживания, высокий уровень дезертирства (около 40 тыс. человек в 2014 году), наркомания (более 20% призывников), состояние здоровья (50% не соответствуют предъявляемым требованиям) и безграмотность подавляющего большинства новобранцев (из 20 человек законченное начальное образование имеет только один).

В связи с этим афганское правительство реализует план строительства ВС, рассчитанный на 10 лет, который предусматривает формирование около 50 новых соединений, частей и подразделений. В соответствии с ним уже к 2018 году предполагается ввести в боевой состав сухопутных войск механизированные и артиллерийские бригады, отдельные танковые батальоны, подразделения РХБ-защиты, связи и противовоздушной обороны.

В конце 2013 года командование ВС ИРА приступило к формированию в СВ принципиально нового структурного элемента - сил быстрого реагирования в составе двух бригад быстрого реагирования. В настоящее время осуществляется комплектование данных соединений личным составом, вооружением и военной техникой (ВВТ).

Большое внимание уделяется созданию эффективной системы материально-технического обеспечения, в том числе ремонтно-восстановительной базы, а также повышению качества и интенсивности проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Командование вооруженных сил Афганистана рассчитывает в среднесрочной перспективе иметь в боевом составе национальных ВС шесть армейских корпусов, две дивизии (111-я пехотная и ССО), более 40 бригад (отдельные, в составе армейских корпусов и дивизий), семь вертолетных эскадрилий (отдельных и в составе авиакрыльев), а также семь зенитных ракетных дивизионов. На их вооружении планируется иметь до 200 танков, свыше 1 000 орудий полевой артиллерии, РСЗО и минометов, средства ПВО, более 800 боевых бронированных машин и около 100 самолетов и вертолетов различного назначения.

Общие расходы на реализацию намеченных планов, включая закупки за рубежом ВВТ, должны превысить 20 млрд долларов. При этом сам Афганистан сможет выделять не более 10 % необходимых денежных средств. Главным "спонсором" силовых структур этой страны останутся Соединенные Штаты и их союзники, которые, вероятнее всего, под предлогом необходимости совместного противодействия расширению влияния экстремистов попытаются переложить часть расходов на страны региона (прежде всего на Индию и Китай).

С учетом вышеизложенного можно ожидать, что успешное выполнение разработанного при участии США плана реформирования силовых структур Афганистана позволит несколько повысить их боеспособность, а также укрепить материально-техническую базу и улучшить финансовую обеспеченность личного состава. Несмотря на это, достижение полной победы над вооруженной оппозицией и нормализация ситуации в стране представляется маловероятным .

СХЕМА
дислокации соединений и частей армии ДРА.
(по состоянию на 1979 г.)

Вооруженные силы РА состояли из регулярных войск (сухопутные войска, военно-воздушные силы и войска ПВО) и вспомогательных войск (вооруженные формирования МВД и МГБ).
Главнокомандующий Вооруженными Силами - глава государства - председатель Революционного совета, председатель Высшего совета обороны родины.
Непосредственное руководство возложено на министра обороны.
Общее руководство осуществляло министерство обороны. В ведении Генерального штаба находились: общее оперативное управление войсками, вопросы мобилизации, боевой и оперативной подготовки.

Сухопутные войска.

Боевой состав: пехотные дивизии (пд) -10, горнопехотные дивизии (гпд) - 1, отдельные бригады -4, артиллерийские бригады (абр) - 1, отдельные полки - 11.
Высшее тактическое соединение - армейский корпус разного боевого состава (2-3 пехотные дивизии, корпусные части, части боевого, технического и тылового обеспечения и обслуживания). Дивизии сведены в три армейских корпуса, прикрывавших основные операционные направления с Пакистаном: 1-й АК - Джеллалабадское (Хайберский проход), 2-й АК - Кандагарское, 3-й АК - Гардезское. Руководство частями сухопутных войск Кабульского гарнизона осуществлялось МО ДРА через командование Центральным армейским корпусом - ЦАК.
Штатная численность сухопутных войск по состоянию на 1979 г - около 150 тыс. чел. Укомплектованность частей на конец декабря 1979 г. около 60% (по воспоминаниям советников, удаленные от штабов дивизий части были укомплектованы не выше 40 - 50%).
Организационно пехотная дивизия состояла из 3-х пехотных (моторизованных) полков, артиллерийского полка, отдельных - танкового, разведывательного, инженерно-саперного батальонов, батальона связи, зенитного дивизиона, подразделений боевого, тылового и технического обеспечения.
Пехотный полк трех батальонного (по 3 роты в каждом) состава. Штатная численность пехотного полка составляла около 130 офицеров и 1,5 тыс. солдат, дивизии около 7 тыс. чел.
Танковая бригада состояла из 3-х танковых батальонов, батальона на БМП, и вспомогательных рот, взводов и служб: ремрота, автопарк, служба ГСМ, фин. служба и др. Штатная численность бригады - до 750 чел.
Военно-воздушные силы и войска ПВО.
Состояли из трех родов войск: военно-воздушные силы (ВВС); зенитно-артиллерийские и зенитно-ракетные войска (ЗА и ЗРВ); радиотехнические войска (РТВ). Главнокомандующий ВВС и ПВО осуществлял руководство через командующего ВВС (штабы боевого и вспомогательного авиационных командований) и командующего ПВО (штаб командования ПВО). Главкому ВВС и ПВО также подчинялась летно-техническая школа (ЛТШ), преобразованная затем в училище ВВС и ПВО.

Боевой состав:

ВВС: авиационные полки - 6;
ПВО: - ЗА и ЗРВ: зенитно-ракетная бригада -1, зенитный артиллерийский полк - 2 (77 зенап:100 мм орудий -12, спаренных 23 мм автоматических установок ЗПУ-2 - 16), отдельных дивизионов ЗА - 4.
- РТВ состояли из полка и 2-х отдельных радиотехнических батальонов.
Общая численность ВВС и ПВО по состоянию на конец 1979 г. около 120 истребителей и истребителей-бомбардировщиков, около 30 бомбардировщиков, 20 транспортных самолетов, 25 вертолетов, около 15 тыс. чел.
В Баграме работал авиаремонтный завод (АРЗ), специализировавшийся на МиГ-17, а в Кабуле располагалась учебная база ЛТШ.
Наиболее боеспособным считался баграмский авиагарнизон.
С активизацией организованных действий мятежников возросло значение авиаперевозок. В этой ситуации для обеспечения афганской армии, а также решения первоочередных хозяйственных задач в распоряжение аппарата советников прибыл отряд ВТА из 10 самолетов Ан-12. Его возглавляли опытные летчики Маматов, Ишгиуратов и другие. Базировался отряд на аэродроме Баграм.
Для организации взаимодействия с наземными войсками и повышения эффективности боевого применения авиации на период боевых действий практиковалось командирование в дивизии и корпуса авиационных представителей и групп боевого управления.

Комплектование ВС.

Мобилизация и комплектование войск возложены на мобилизационное управление Генерального штаба Министерства Обороны. Специальные территориальные органы, на которые возлагалась бы организация призыва, учет военнослужащих и резервистов, отсутствовали. Призыв (отловом) военнообязанных был возложен на командиров соединений и частей. К весне 1979 г. была организована работа призывных пунктов, однако это не решило проблемы комплектования войск и система «отлова» существовала наряду с призывом.
Мобилизационные возможности - около 1 млн.чел.


Боевая подготовка.

Подготовка офицеров осуществлялась в объединенном военном училище "Харби Пухантун", на курсах офицерского состава, в политехническом институте, на военно-медицинском факультете Кабульского университета, в учебных частях и подразделениях и военно-учебных заведениях Советского Союза и других зарубежных стран. Военный лицей (подобно Суворовскому училищу) готовил мальчиков 5-12 классов к офицерской службе.
Боевая подготовка подразделений осуществлялась по разработанным советскими военными специалистами и советниками программам обучения, являвшимися копиями программ Советской Армии 60-х годов, без учета особенностей местности и уровня образовательной подготовки личного состава. Учебная материально-техническая база практически отсутствовала.
Полковая и дивизионная артиллерия практически не способна выполнять огневые задачи с закрытых огневых позиций.
На территории 4-й танковой бригады располагался учебный центр - т.н. "курсы -Б". На курсах осуществлялось обучение специалистов танковых подразделений.
Подготовка летного и технического персонала осуществлялась в основном в СССР (летчики - в Киргизии и на Кубани, инженеры - на Украине). Подготовка вертолетчиков на Ми-25 и Ми-24 осуществлялась в СССР, доподготовка - на месте инструкторской группой из 3 летчиков и 4 инженеров. Афганские летчики набирали боевой опыт в сложных условиях гражданской войны. Понимая, что воюют против своих же сограждан, они далеко не всегда до конца осознавали задачи и цели этой борьбы. Многие из них уклонялись от выполнения заданий по различным, включая религиозные, мотивам. Пользуясь отсутствием контроля за результатами ударов, некоторые летчики докладывали о выполнении задачи, а на самом деле сбрасывали смертоносный груз в безлюдных районах. Нередко бомбометание проводилось с высот, меньших минимально допустимых, и бомбы падали на землю, не взрываясь. Однако в целом ВВС и ПВО были лояльны к новому руководству. Случаев угона авиатехники и прямого перехода авиаторов к мятежникам в 1978-1979 гг. не было.

Вооружение и боевая техника.

Афганская армия была в достаточном количестве оснащена боевой техникой советского производства. На вооружении состояло:
- танков различных модификаций (Т-34/85, Т-55, Т-62) - около 600 ед., в т.ч. Т-62- 92 ед.;
- бронеобъектов (БТР-60, БРДМ, БМП-1, БТР-152) - около 300 ед.;
- артиллерийских орудий - калибра 76 мм и выше - около 1500 ед.
Для повышения мобильности полков «К» на их вооружении состояли автомобили ЗИЛ-157.
Значительная часть ВВТ была неисправна по причинам низкого уровня технической подготовки личного состава, грубого нарушения правил эксплуатации и периодичности технического обслуживания. Личный состав пренебрежительно относился к ее сбережению. При малейшей неисправности она оставлялась без присмотра, мер к восстановлению не принималось, либо она разукомплектовывалась, разворовывалась и к дальнейшей эксплуатации была непригодна.

Организация быта.

Части и подразделения размещались в военных городках. В крупных гарнизонах (Кабул, Герат, Кандагар) части располагались в казармах. Казармы представляли из себя невысокие глинобитные постройки. Солдаты спали на плетеных из прутьев кроватях. Приготовление пищи (суп-шурпа и рис на второе с подливкой) осуществлялось на пунктах питания. Офицеры и солдаты питались порознь. В рацион офицеров ежедневно входило мясо. Солдатам мясо полагалось два раза в неделю.
В отдаленных гарнизонах кроме казарм солдаты могли располагаться в землянках и небольших палатках. Кровати у большинства солдат отсутствовали. Солдаты спали на полу или во дворах на матрацах и постельных принадлежностях, принесенных из дома во время призыва. Столовая, кухня, баня отсутствовали. Пищу солдаты готовили себе сами на кострах в небольших котлах.
Лечение офицеров осуществлялось в центральном военном госпитале "Чарсад бистар".

Морально-психологическое состояние.

Отношение различных категорий офицеров к Апрельской революции было неоднозначным. Материально обеспеченная часть офицерского корпуса сразу же после совершения Апрельской революции оставила армию и заняла выжидательную позицию. Часть из них (в основном старшие офицеры) заняли второстепенные хозяйственные или штабные должности не соответствующие их чину, поскольку оклад офицера определялся не занимаемой должностью, а его званием. Некоторые офицеры эмигрировали или перешли на сторону контрреволюции.
Отсутствие единства в НДПА отрицательно сказывалось на взаимоотношениях между офицерами, членами которой они состояли. Большинство офицеров, особенно младшего звена, членов НДПА (фракции Хальк) безоговорочно поддерживали революцию и возлагали большие надежды на ее результаты. Захватив власть, хальковцы обвинили парчамовцев в пассивности и уклонении от активной борьбы. Вслед за таким обвинением они начали старательно выкорчевывать из партии и госаппарата своих союзников. Последовали репрессии, вплоть до физического уничтожения парчамовцев, что вынудило членов этой фракции уйти в подполье и скрывать свою принадлежность к ней.
Внутрипартийная борьба в виде арестов и перетрясок армейских кадров (не менее 10 на протяжении 1978-1979 гг.) привела на командные должности (включая Министерство Обороны, командование корпусов, дивизий и бригад) значительное количество офицеров (в основном на основании родственных связей или личной преданности руководству) не обладавших соответствующими знаниями и навыками. Численность офицерского состава сократилась почти в 10 раз, армии более чем в 2 раза. Командный состав армии распался на отдельные группы в зависимости от приверженности партийным лидерам. Многие откровенно выступали против НДПА.
Солдаты высказывали свое недовольство земельной реформой.

Боевые действия войск.

В условиях развернувшегося вооруженного противодействия государственным реформам на армию возлагалась охрана большого количества объектов (уездные центры, объекты инфраструктуры), которая могла быть выполнена только при условии создания малочисленных гарнизонов силою от взвода до батальона. Подразделения, выделенные для охраны, находились на значительном расстоянии друг от друга и не имели связи не только между собой, но и со штабами своих частей. Правительство РА, по существу, контролировало только центры провинций, опираясь на стоящие там гарнизоны. В ряде уездных и даже провинциальных центров гарнизоны были блокированы мятежниками — Ургун, Асадабад, Хост. В местах постоянной дислокации дивизий оставалось до двух пехотных батальонов, которые сопровождали грузы, необходимые для поддержания жизнедеятельности частей. Зачастую таким отрядам приходилось пробиваться с боем через территорию, контролируемую мятежниками. Малочисленность и разбросанность гарнизонов не позволяли вести боевую подготовку и воспитательную работу. В это же время такие условия были благоприятны для воздействия вражеской пропаганды на личный состав.
Прожектерство и иждивенческая позиция руководства республики и пассивность органов военного управления привели к тому, что к середине 1979 г. регулярная армия численностью около 100 тысяч человек фактически перешла к обороне против разобщенных и слабо вооруженных отрядов оппозиции, насчитывающих около 25 -40 тысяч человек.

Охрана госграницы.

Общая длина границ ок. 5 529 км, в т.ч с СССР ок. 2 350 км
Пограничные войска как род войск или вид вооруженных сил отсутствовали. Единого органа, который отвечал бы за организацию охраны границ и управление пограничными батальонами в стране не существовало. В составе части пехотных дивизий имелся отдел пограничной службы, отвечавший за охрану только отдельного участка границы. Ему подчинялись один-два пограничных батальона, которые несли службу на магистральных дорогах, соединяющих Афганистан с другими государствами и по которым официально разрешался переход государственной границы. Всего в Вооруженных силах насчитывалось около 15 пограничных батальонов, укомплектованных личным составом на 30-50%. Малочисленные батальоны, не оснащенные средствами передвижения и связи, не могли обеспечить охрану государственной границы и она не контролировалась (кроме КПП).
В значительной степени охрана государственной границы возлагалась на племена, живущие вдоль нее, за плату и льготы. Кроме этого государство обеспечивало их оружием и боеприпасами. После Апрельской революции новое правительство прекратило финансирование и обеспечение приграничных племен. Распространение на приграничные племена принудительного призыва в армию рассматривалось ими как посягательство на вековые традиции и отбросило племенные вооруженные формирования в ряды оппозиции. Племенное ополчение перестало выполнять традиционную роль пограничной охраны.

Части и подразделения МВД.

В августе 1978 года при помощи советников по линии МВД вместо существовавших ранее полиции и жандармерии началось формирование «Царандоя» и аппарата управления местными органами власти. На «Царандой» планировалось возложить обязанности по борьбе с бандитизмом (созданы подразделения по примеру нашей «Альфы» - их обучение возлагалось на сотрудников Балашихинской школы), охрана коммуникаций (дорог, мостов, туннелей и других государственных объектов). Кроме этих функций планировалось возложить и охрану государственной границы.
Уже весной 1979 года начато формирование Главного управления защиты революции, которому подчинялись оперативные батальоны (планировалось создание 12 батальонов общей численностью 9-10 тыс. чел, БРДМ - 72 ед., 82 мм минометов - 72 ед.), учебный полк для подготовки кадров МВД.
На октябрь 1979 г. создано несколько подразделений (роты по 60-80 чел.) «Царандоя» (общей численностью около 1600 чел), на которые возлагались обязанности по борьбе с бандитизмом, но фактически занимались охраной органов местной власти (на уровне провинциальных центров). На их вооружении состояли автоматы ППШ и карабины. До 2-х батальонов «Царандоя» выполняли задачи по охране объектов в Кабуле.

Советско-афганское военное сотрудничество получило развитие с 1955 г. (Договор о военно-технической и экономической помощи). Поставки техники потребовали присутствия советских военных специалистов и консультантов. Договором предписывалось их пребывание на территории Афганистана, а также направление афганских военнослужащих на учебу в СССР.
С 1972 г. численность советских военных специалистов и консультантов составляла около 100 чел.
Подготовка национальных военных кадров была организована в СССР и на местах. Оказание экономической помощи, обучение афганских военнослужащих позволило СССР стать самым крупным поставщиком финансовых средств и технической помощи. Постепенно Афганистан оказался в сфере советского влияния. С приходом к власти М. Дауда консультанты были допущены в МО и органы военного управления Сухопутных войск: МО - 11, в армейских корпусах -3, в дивизиях 21 (по 3 консультанта на каждую укомплектованную не менее 50-60% дивизию). Главным военным советником с октября 1975 по 4 декабря 1979 г. был назначен генерал-лейтенант Л. Горелов.
К 1978 г. в Афганистане находилось более 2 тыс. советских технических и экономических специалистов.
Сразу после Саурской революции (27 апреля 1978 г.) по просьбе афганских руководителей численность советских специалистов стала резко возрастать. Подписание межправительственного соглашения о военных советниках (в мае 1978 г.), позволило изменить их статус (вместо консультантов- советники), задачи и численность (до 400 чел.). Практически сразу после этого в Афганистан были направлены советники для формирования Главного политического управления ВС ДРА. В качестве советника начальника главного политуправления афганской армии был направлен генерал- майор В. Заплатин. Уже к августу 1978 г. были созданы политорганы корпусов, дивизий и бригад.
В январе 1979 г. в Афганистане работало 409 специалистов и советников.
К концу июня их численность резко возросла: почти 2500 воен. советников и 2000 советников из других ведомств и силовых структур СССР.
Советнический аппарат «Царандоя» подчинялся представительству КГБ в Афганистане.
Под прикрытием дипломатического аппарата работали и сотрудники КГБ. Кроме этого для формирования афганских органов безопасности привлекались и советники из центрального аппарата КГБ, в т.ч. преподаватели балашихинской школы (КУОС).
Следует отметить, что информации по деятельности ГРУ ГШ в этот период в Афганистане практически нет. Вместе с тем военные аналитики ГШ верно оценивали обстановку в Афганистане, что свидетельствует о наличии и эффективной работе резидентуры ГРУ.
До прихода к власти НДПА советнический аппарат был неприкосновенным. За посягательство на жизнь военного советника все родственники покушавшегося подлежали уничтожению. Начиная с марта 1979 г. положение советников (многие жили там с семьями) в отдаленных провинциях было очень рискованное. Подвергаются они и обстрелам, и риску быть захваченными мятежниками и возможным предательством своих подсоветных. Морально-психологическое давление от оторванности и удаленности от центра. Тем не менее, свой долг они выполняли добросовестно.
Сухопутные войска.

1 АК (штаб - Кабул):
- 7 пд (Кабул, гарнизон Ришхор - юго-западная окраина Кабула): 38, 45 (Пуло-Алам), 75 (Пуло- Аллам) пп, 3 ап (Кабул), 170 отб (Кабул); 8 пд: 32, 71, 76 пп; 11 пд (Джелалабад): 66 пп, 77 пп, 7 ап; 190 ап (Кабул).
2 АК (Кандагар):
- 5 пд; 7 тбр; 43 гпп; 191 ап; ореадн
3 АК (Гардез)
- 12 пд (Гардез): 67 пп (Гардез); 25 пд (Гардез):18 пп (г. Хост), 59 ап; 32 гпп; 192 ап

Части центрального подчинения:
- 18 пд (Мазари- Шариф); 17 пд (Герат); 14 пд (Газни): 15, 58 пп, пп (Ургун); 20 пд (Баглан): 10 пп (Пули-Хумри), 31 пп ((Кундуз, подразделения разбросаны), 24 пп (Файзабад), 27 пп??, 4 ап (Нахрин); 9-я гпд (Асадабад): 30 гпп (Асмар), 69 гпп (Асадабад), 55 гпп (Барикот);

- 4, 15 тбр (Кабул, Пули-Чархи); 88 абр (Кабул); бригада "Командос" (подразделения размещены в Кабуле, Кандагаре, Джелалабаде, Хосте); 26 пдп (Кабул); 157 пдп (Бамиан); 517 пдп (Малданишахр); 52 опс (Кабул); 10 инж.сап. полк; 21 полк охраны; 1 гв. полк (Кабул).

ВВС и ПВО

ВВС: 373 тап (Кабул); 322 иап (Баграм); 355 апиб (Баграм); 335 сап (Шинданд); 366 иап (Кандагар); 393 уап (Мазари-Шариф);
ПВО: - 99 зрб (3 дивизиона С-75 "Двина", 3 дивизиона С-125 "Печора", 2 технических дивизиона), 77 зенап:100 мм орудий -12, спаренных 23 мм автоматических установок ЗПУ-2 - 16), отдельных дивизионов ЗА - 4.


План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Демократическая Республика Афганистан
    • 1.2 Настоящее время
  • 2 Нынешнее состояние
    • 2.1 Численность
    • 2.2 Структура
    • 2.3 Спецназ
    • 2.4 Военно-воздушные силы
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Стрелковое оружие
    • 3.2 Тяжёлое вооружение
    • 3.3 Основные боевые танки
    • 3.4 ПВО/Артиллерия

Введение

Афганская Национальная Армия (АНА) - вооружённые силы Республики Афганистан, предназначенная для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства. Состоят из Сухопутных войск и Национального воздушного корпуса. Афганистан не имеет флота.


1. История

Солдаты афганской национальной армии в 1950-х.

1.1. Демократическая Республика Афганистан

С 1960-х годов до начала 1990-х годов, афганская армия подготавливалась и оснащалась Советским Союзом. В 1970-е годы, количество военнослужащих в афганской армии было на её пике - около 200000 человек. Армия Афганистана принимала участие в Гражданской войне в Афганистане. После падения ДРА в 1992 году власть перешла к талибам и единые вооружённые силы перестали существовать.

1.2. Настоящее время

После падения режима талибов в 2001 году, афганская армия была сформирована заново при помощи инструкторов из США и НАТО. Президент Афганистана Хамид Карзай установил численность вооружённых сил - 70000 человек к 2009 году. Многие военные эксперты считают, что этого недостаточно, и что необходимо как минимум 200000 человек, чтобы контролировать ситуацию в стране. К июню 2003 года был сформирован корпус численностью 3000 человек.

2. Нынешнее состояние

2.1. Численность

По состоянию на май 2008 года, численность составляет более 80000 военнослужащих. К середине 2009 года ожидается 86000 человек. В октябре 2008 года предлагалось увеличить численность до 134000 человек.

Военный оркестр афганского министерства обороны.


2.2. Структура

Базовой структурной единицей в афганской армии считается батальон, состоящий из 600 человек. Подразделения спецназа формируются по образцу армии США. К 2007 году запланировано 76 батальонов. В общей сложности 14 бригад, которые будут ориентированны на региональном уровне. Тринадцать из этих бригад должны быть легкой пехоты, одна будет механизированой и бригада спецназа.

Пять корпусов АНА:

  • 201-й корпус, базирующихся в Кабуле (из которых 3-й бригады, в Поль-е-Чакри, будет механизированные формирований из бронемашин М-113 и советских боевых танков
  • 203-м корпус, базирующихся в Гардезе,
  • 205 корпус, базирующихся в Кандагаре,
  • 207 корпус в Герате
  • 209 корпус в Мазари-Шарифе.

Солдаты афганской национальной армии, в том числе батальон АНА Commando.


2.3. Спецназ

В июле 2007 года в афганской армии был сформирован первый батальон спецназа. Спецназовцы прошли трёхмесячные курсы подготовки американских сил специального назначения. Они прошли подготовку в передовых пехотных навыках, а также подготовку по оказанию первой помощи и тактических приёмов. Они полностью оснащены оборудованием армии США. Спецназ - одно из самых элитных подразделений афганской армии. К концу 2008 года шесть батальонов коммандос АНА будут находиться в южной части Афганистана и оказывать поддержку канадским силам.


2.4. Военно-воздушные силы

3. Вооружение

3.1. Стрелковое оружие

С начала 1970-х годов армия была оснащена советскими АК-47 в качестве основного стрелкового оружия. В 2008 году AK-47 заменяется на винтовки M16 производства США. В настоящее время почти всё стрелковое оружие производства стран НАТО. Некоторые подразделения специального назначения также оснащены M16. АНА также использует советское оружие, оставшегося со времён ДРА. Это оборудование также используется в Афганской национальной полиции. Все штурмовые винтовки АК-47 будут отправлены на хранение в военные склады для будущего использования. Эта мера принимается в связи с новым стандартом армии, в связи с которым АНА должна вооружаться оружием производства США и НАТО.


3.2. Тяжёлое вооружение

СКАД-ракетоноситель

3.3. Основные боевые танки

3.4. ПВО/Артиллерия

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 00:00:14
Похожие рефераты:

Поделиться