Путем из варяг в греки. «Торговый путь из варяг в греки

О легендарном торговом пути мы знаем из «Повести временных лет» (начало XII в.) — источника уникального и незаменимого, но не самого надежного. Если верить летописцу, путь «из варяг в греки и из грек…», коим пользовался и апостол Андрей Первозванный, соединял «море Варяжское» и Царьград (а между ними Русь) и был водным. Он, однако, являлся участком более масштабной системы коммуникаций европейского Севера и Юга: из Царьграда плавали на Запад, там корабли проходили Гибралтар, огибали западное побережье Европы и шли снова на север и в Балтийское море.

Маршрут пути «из варяг в греки…» (более 2,5 тыс. км): «Варяжское море» (Балтийское) и Финский залив — «озеро Нево» (Нева) — Ладожское озеро — Волхов — озеро Ильмень — Ловать — Днепр — Черное море — Царьград (Константинополь).


По такому пути, который сложился в IX-X вв., ходить на варяжских кноррах и русских ладьях (долбленых однодерёвках) было не так-то просто. Из-за порогов и участков, не соединенных водою, часть его приходилось преодолевать по суше — волоком. Путешественники меняли одни суда на другие, переоборудовали их и продолжали движение. От Балтийского моря до Константинополя добирались, вероятно, не менее чем за три месяца.

Технические проблемы пути и данные географии и климатологии заставили ученых в ХХ в. сомневаться, что водный путь «из варяг в греки», обрисованный в «Повести временных лет», вообще мог существовать. Тысячу лет назад из-за сухого климата Ловать и Волхов были значительно мельче, а ведь по ним и сегодня на ладье двигаться очень трудно — с 1986 г. несколько научных экспедиций пытались пройти путь «из варяг в греки» с использованием древних технологий, но терпели неудачу. Одни историки считают, что в действительности значительная часть торговых коммуникаций Севера и Юга пролегала по суше, другие — что часть рек преодолевалась зимой.


Источник: muzei-mira.com

Прим.: Еще одной неприятностью были, конечно разбойники. Печенеги подстерегали русских у днепровских порогов, где ладьи нужно было перетащить по суше. Именно на порогах печенеги убили в 972 г. князя Святослава Игоревича, возвращавшегося в Киев из .

Летописные сведения довольно скудны, и точных, детально описанных маршрутов мы не знаем (они могли быть разными). Например, неясно, как переправлялись от Ловати до Днепра, или из Днепра в Западную Двину. Из-за этой неопределенности под понятием «путь из варяг в греки» принято понимать не один конкретный маршрут, а вообще систему существовавших и проходивших по территории Древней Руси транспортных связей между Византией, восточными славянами и Балтийским регионом.



Сомнений, что эти связи не просто имели место, но и активно использовались, нет никаких. Купцы перевозили широкий набор товаров. Варяги и славяне везли на юг меха (соболиные, бобровые, лисьи, куницы…), мед, воск, смолу, амбру, серебро и железо (возможно), кость, оружие, различные предметы искусства (в том числе ювелирного), хлеб, рабов… Из Византии на Русь доставляли оружие и драгоценности, ткани и вина, стекло и керамику, стремена, инструменты, статуэтки, иконы и книги…

В общем, торговали в огромных количествах и всем подряд — от фибул и сковородок до мечей и якорей. О развитости купеческих связей говорит тот факт, что в Скандинавии или в устье Невы археологами найдено немало арабских монет того периода. На Руси уже тогда было немало заморских товаров, и люди, пользующиеся достатком, на себе носили вещи, произведенные в разных уголках мира. К примеру, богатая женщина непременно имела южные бусы и подвески, стеклянные изделия, вероятно, также и «импортные» шелковые ткани. Воины-дружинники обзаводились франкскими мечами с Рейна, хазарскими и византийскими поясами.


Торговля — двигатель цивилизации

Торговля стимулировала развитие ремесел — в X-XII вв. активно развивались Новгород, Псков, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Любеч, Киев и другие города. В них строили места для хранения товаров, постоялые дворы, мастерские. Разнообразие и высокий уровень ремесленного мастерства на Руси надолго подорвали затем монголо-татары, уводившие к себе русских ремесленников в большом количестве. Кроме того, развитие торговых коммуникаций способствовало политическому объединению Новгорода, Киева и вообще восточнославянских племен под началом сначала новгородского, а затем киевского князя. Путь «из варяг в греки» стал осью, вокруг которой складывалась и укреплялась Древняя Русь. Подлинное историческое значение пути «из варяг в греки» состоит также в культурном и политическом влиянии, которое оказали на Русь ее торговые партнеры. Варяги дали Руси как минимум правящую и (вероятно) название народа и государства. Они же способствовали военным успехам, в результате которых с начала Х в. Русь торговала на выгодных условиях с Византией. Знакомство с Константинополем завершилось принятием христианства на Руси. По пути «из грек» восточным славянам доставляли первых священников и ремесленников, первые иконы и книги. Так Русь приобщилась к христианской цивилизации и ступила на новый исторический путь.

Наиболее активно путь «из варяг в греки» использовался в X — первой половине XI вв. и на участке Новгород — Киев. После этого международные торговые коммуникации смещаются, лишь связи с Царьградом остаются еще какое-то время интенсивными (варяжские и русские наемники даже участвовали в от крестоносцев в 1204 г.). В XII в. падает роль норманнов и налаживаются сухопутные пути из Германии и Польши через Галицкую Русь. Новгород в то же время ориентируется все больше на балтийскую торговлю (затем особенно активно — с ), что было намного выгоднее. А затем и Византию превзошли по богатству и торговой активности итальянские города. Опасные и трудные речные пути на территории Руси постепенно утратили актуальность. Но прежде путь «из варяг в греки и из грек» сполна выполнил свое историческое предназначение.

Знаменитый Волховско-Днепровский путь «из варяг в греки» занимает исключительное место в средневековой истории Восточной Европы. Ведь помимо чисто экономического значения ему приписывают и выдающуюся государственнообразующую роль — того географического «стержня», на который были «нанизаны» древнерусские земли. Однако последние исследования убеждают в том, что перед нами типичный для Средневековья историко-географический фантом.

Путь «из варяг в греки» появляется в «Повести временных лет» на первых же страницах, во вставном сказании о хождении апостола Андрея на Русь: «И бе путь из варяг в греки и из грек до Днепру и верх Днепра волок до Ловати, и по Ловати внити в Илмерь озеро великое; из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево; и того озера внидет устье в море Варяжское; и по тому морю внити даже и до Рима...». После вставки об «Оковском лесе» летописец продолжает: «А Днепр втечет в Понтеское [Черное] море треми жерелы [устьями], иже море слывет Руское, по нему же учил апостол Андрей, брат Петров...». И далее оказывается, что Первозванный апостол и был первым, кто проделал весь этот путь (в обратном направлении — «из грек в варяги»).

Из приморского малоазийского города Синопа Андрей приходит в крымскую Корсунь (Херсонес Таврический). Здесь, узнав, что рядом находится устье Днепра, он довольно неожиданно «всхоте поити в Рим». Случайно («по приключаю») апостол останавливается на ночлег на берегу Днепра, где позже суждено было возникнуть Киеву. «Заутра встав», он пророчествует своим ученикам о будущем величии Киева, осененного Божией благодатью, поднимается на «горы сия», благословляет их и воздвигает на этом месте крест. Затем он продолжает свой путь до Новгорода, где становится изумленным свидетелем банного самоистязания новгородцев: «…како ся моют и хвощутся... едва вылезуть еле живы; и обольются водою студеною, и тако оживут; и тако творят по вся дни, не мучимые никемже, но сами ся мучают...». Добравшись до Рима, он рассказывает об этом поразившем его обычае, и римляне «слышавше дивляхуся». После этого апостол без всяких приключений возвращается в Синоп.

Можем ли мы поставить под сомнение это известие «Повести временных лет»? Не только можем, но и должны. Дело в том, что ни в каком другом средневековом источнике этот путь не описан. И более того, хождение по нему апостола Андрея — сомнительное во всех смыслах, о чем речь еще впереди — на сегодняшний день является единственным подтверждением его существования. Это может показаться невероятным, но, тем не менее, дело обстоит именно так.

Прежде всего о пути «из варяг в греки» молчат скандинавские источники, что признают даже те ученые, которые не сомневаются в реальности Волховско-Днепровского маршрута (См.: Брим В. А. Путь из варяг в греки // ИАН СССР, VII серия. Отделение общественных наук. Л. 1931. С. 219, 222, 230; Джаксон Т. Н., Калинина Т. М., Коновалова И. Г., Подосинов А. В. «Русская река»: Речные пути Восточной Европы в античной и средневековой географии. М., 2007. С. 285 ). Ничего не знают о нем и арабские географы и историки, сообщающие только о некоей Русской или Славянской реке, чьи истоки граничат с Морем мрака и страной Йаджуджа и Маджуджа (Гога и Магога), то есть с Балтийским морем и Северным Уралом. Но на роль этой реки может претендовать отнюдь не Днепр, а Дон или Волга, так что в арабских известиях мы видим смутные очертания Балтийско-Волжского пути.

Император Константин Багрянородный, человек, безусловно, сведущий в русско-византийской торговле, описывая плавание русов по Днепру к Черному морю, заметил, что русские ладьи рубятся и спускаются на воду в верховьях Днепра и по его притокам. И это были всего лишь заготовки для судов, которые оснащались в Киеве, где, собственно, и снаряжался торговый караван в Константинополь. Ни о каких торговцах с Балтики, плавающих по Днепру, в Византии не ведали.

Из западноевропейских историков имеется лишь показание Адама Бременского (повторенное затем Гельмольдом) о том, что «из шлезвигской гавани обыкновенно отправляются корабли в Склаванию [славянское Поморье], Сведию [Швецию], Семланд [Земландский полуостров] и до самой Греции». Чтобы понять, как попали в этот отрывок греки, необходимо помнить, что немецкие хронисты XI - XII вв. вообще имели довольно смутные представления о Восточной Европе. Судя по географическому описанию того же Адама, ему казалось, что Балтийское море «наподобие пояса (название Балтийского моря производилось от лат. balteus — «пояс». — С. Ц .) простирается по областям Скифии до самой Греции», соединяясь с Мраморным морем — Геллеспонтом. Таким образом, Киев оказывался «достойным соперником державного Константинополя, славнейшим украшением Греции».

По-видимому, источником формирования подобных географических представлений явилось энциклопедическое сочинение римского ученого-компилятора V в. Марциана Капеллы «О свадьбе Филологии и Меркурия», в котором можно прочитать, что «Меотийские болота» (Азовское море) являются «заливом Северного океана». Адам Бременский, по его собственному признанию, стремился в своих географических описаниях опереться на авторитет античной традиции, но не нашел упоминаний о Балтийском море ни у кого, кроме Марциана (Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 276 ).

Итак, «Греция» Адама Бременского начинается сразу за Восточной Прибалтикой. Что же касается самого пути «в греки», то Адам, как мы видим, был убежден в существовании не речного, а морского маршрута из Балтики в Константинополь — в обход Новгородской земли и прямиком в Азовское море. Поэтому связать его известие с Волховско-Днепровским путем невозможно.

Сохранилось описание средневекового пути из Риги в Смоленск (договор 1229 г.). Согласно этому документу, после доставки товаров по Западной Двине, товары перегружались на телеги и сухим путем отправлялись в Смоленск. Здесь даже Западно-Двинский и Днепровский бассейны оказываются полностью замкнутыми водными системами.

По сообщению «Повести временных лет», Владимир, готовясь в 1014 г. совершить поход на Новгород, чтобы привести к покорности своего сына Ярослава, прекратившего платить «урок» Киеву, наказал своим людям: «Требите путь и мостите мост». Если даже прав Данилевский, полагая, что в данном случае «автор летописи устами Владимира косвенно процитировал пророка Исайю: «И сказал: поднимайте, поднимайте, равняйте путь, убирайте преграду с пути» (Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). Курс лекций. М., 1999. С. 121 ), — то все равно, пусть и чужими словами, летописец отразил реальное обстоятельство: чтобы попасть в начале XI в. из Киева в Новгород, требовались специальные инженерные мероприятия. Вообще, ни о каких плаваниях из Новгорода в Киев и Черное море летопись ни сообщает.


Топография кладов куфических монет с находками граффити.

Не в силах подтвердить рельность Волховско-Днепровского пути и археология. В. Я. Петрухин формулирует ее выводы следующим образом: «По данным археологии, в IX веке основным международным торговым маршрутом Восточной Европы был путь к Черному морю по Дону, а не Днепру. С рубежа VIII и IX веков и до XI в. по этому пути из стран Арабского халифата в Восточную Европу, Скандинавию и страны Балтики почти непрерывным потоком движутся тысячи серебряных монет — дирхемов. Они оседают в кладах на тех поселениях, где велась торговля и жили купцы. Такие клады IX века известны на Оке, в верховьях Волги… по Волхову вплоть до Ладоги (у Нестора — «озеро Нево»), но их нет на Днепре» (Петрухин В. Я. Скандинавия и Русь на путях мировой цивилизации // Путь из варяг в греки и из грек в варяги. Каталог выставки. Май 1996. М., 1996. С. 9 ).


Пути поступления серебра в Бирку : 1 — западного; 2 — восточного; 3 — места
чеканки восточных монет, найденных в Швеции (по X. Арбману); 4 — прочие города
и торговые центры; 5 — исходный ареал западного серебра; 6 — исходный ареал
восточного серебра; 7 — ареалы восточноевропейских аналогий вещам, найденным в Бирке

Византийский археологический материал также не подтверждает существования Волховско-Днепровского пути. Самые ранние византийские сосуды в культурных наслоениях Новгорода относятся к X в. (при том, что подобные им изделия не найдены ни в Киеве, ни в других крупных городах Руси), а византийские монеты IX-X вв. — редкость даже на берегах Днепра. В то же время только в Прикамье (на Балтийско-Волжском торговом пути) археологами найдено около 300 византийских монет. Само месторасположение древних новгородских поселений не ориентировано на связи с Днепром. За Руссой к югу (на Днепр) нет крупных поселений, зато к юго-востоку (Балтийско-Волжский торговый путь) выросли Новый Торг и Волок Ламский.


Карта кладов арабских и других монет IX—XI вв. в Северо-Западной Руси (Носов, 1976) :
1 — Старая Ладога; 2 — Княжчино; 3 — Вылеги; 4 — Демянск; 5 — Набатово; 6 — Семёнов Городок;
7 — Загородье; 8 — Углич; 9 — Угодичи; 10 — Сарское городище; 11 — Старая Ладога;
12 — Новгород (Кириллов монастырь); 13 — Потерпилицы; 14 — Шумилово; 15 — Кузнецкое;
16 — Лучесы; 17 — Витебская губерния; 18 — оз. Зеликовье; 19 — Панкино; 20, 21 — Тимерёво;
22 — Москва; 23 — С.-Петербург; 24 — Старая Ладога; 25 — Петрозаводск; 26 — Новая мельница;
27-29 — Новгород; 30 — Любыни; 31 — Подборовка; 32 — оз. Шлино; 33 — Иловец; 34 — Пальцево;
35 — Торопецкий уезд, р. Кунья; 36 — Великолукский уезд; 37 — Великие Луки; 38 — Витебск;
39 — Ржев; 40 — Владимир.
Условные обозначения: I — конец VIII в. — 833 г.; II — 833-900 гг.; III — 900 — 970 гг.

Неизменным провалом заканчивались попытки современных энтузиастов преодолеть маршрут из Ловати к Днепру — большую часть пути от водоема к водоему их ялы и шлюпки транспортировали армейские вездеходы (Никитин. Основания русской истории. М., 2000. С. 129. Исследователь ссылается на показания участника экспедиции 1985 г. А. М. Микляева). А ведь уровень воды в этих гидросистемах в IX - X вв. был ниже на 5 метров!


Экспедиция «Айфур» (1994). Волок.
« Опыт, полученный в этой экспедиции, показывает, что для северной части
древнего пути из варяг в греки подходили только очень легкие суда» .
То есть не торговые ладьи. Вуаля!


Карта 1. Предполагавшиеся разными авторами варианты путей через водораздел
Ловать — Западная Двина — Днепр:

1. Через оз. Жаденье (Охват) — оз. Лучанское;
2. Через оз. Выдбино — р. Полу;
3. Через оз. Челно — оз. Сережу;
4. Через оз. Двинье — р. Кунью;
5. Через оз. Усвятское — р. Кунью;
6. Через оз. Усвятское — оз. Узмень;
7. Через оз. Езерище — оз. Еменец.
Кроме того, предполагались пути:
8. Через р. Ущу — р. Удрайку;
9. Через р. Ущу — р. Насву

Наконец, путь на Балтику через Новгород и Ладогу просто лишен смысла, поскольку, повернув от верховьев Днепра к Западной Двине, путешественник сокращает маршрут в 5 раз.

Ю. Звягин, автор единственного на сей день комплексного исследования пути «из варяг в греки», подытоживает свои наблюдения следующими словами: «Собранные данные говорят о том, что в VIII - IX вв. нахоженного пути между Киевской и Новгородской Русью не было. Климат в это время был более сухим, реки — мельче и потому непроходимые» (Звягин Ю. Великий путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории. М., 2009. С. 236 ).

Положение начало меняться в Х в., когда из-за наступившего потепления и увлажнения речные системы Северо-Восточной Руси стали более многоводными. Однако и тогда путь по Днепру имел преимущественно внутреннее, а не транзитное значение. Международная же торговля осуществлялась из двух центров: Киева и Новгорода, постоянное сообщение между которыми (и не обязательно водное) наладилось не раньше XII в. (Бернштейн-Коган С. В. Путь из варяг в греки // Вопросы географии. 1950. № 20 ). В указателе путей из Новгорода XVII в. наличествует только сухопутный путь вдоль Ловати до Холма и до Великих Лук (см.: Голубцов И. А. Пути сообщения в бывших землях Новгорода Великого в XVI - XVII веках и отражение их на русской карте середины XVII века // Вопросы географии. 1950. № 20 ).

И тем не менее путь «из варяг в греки» существовал, хотя официально никогда так не назывался. И пролегал он не по Волхову, Ловати и Днепру, а по речным долинам Рейна и Эльбы с дальнейшим выходом к верховьям Дуная, откуда путешественнику предоставлялось на выбор два направления: одно — к Верхней Адриатике с последующим плаванием вокруг Греции, другое — вниз по Дунаю. По этому пути с XVI в. до н. э. в Южную Европу попадал балтийский янтарь (и, очевидно, именно по нему были привезены в Новгород упомянутые византийские сосуды).

Янтарный путь в древности по М. Гимбутас

И конечно, никому не приходило в голову менять наезженный веками маршрут по давно обжитым местностям на ненадежный, полный превратностей путь, терявшийся в дремучих чащобах вдоль волховско-днепровских берегов и выходивший на свет божий только южнее Киева, но лишь для того, чтобы отдать путешественника в руки степных хищников: участок пути от Киева до устья Днепра Константин Багрянородный называет «мучительным, страшным, невыносимым и тяжким» — отличная рекомендация для торговцев и путешественников! Именно «рейнско-дунайским» путем, через Германию, в 1098 г. проехал в Константинополь король Эрик Эйегода в «Кнутлингасаге». Вспомним и Святослава: « Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы» .

Понятно, что все это забивает кол в сердце « норманнской теории» . У торговцев с Балтики не было никакой заинтересованости в Киеве, который они старательно огибали по рейнско-дунайской или по волжско-донской дуге.

Теперь мы можем поближе присмотреться к легенде о хождении апостола Андрея.

Урок окружающего мира

Тема урока: «Торговый путь из варяг в греки»

Цели урока: создание условий для формирования у учащихся представления о торговых путях, возникновении городов и их названий, раскрыть исторический смысл понятия «путь из варяг в греки»; через использование приёмов критического мышления формировать навык осознанного чтения, учить воспринимать смысл познавательного текста; формирование универсальных учебных действий.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию представлений о торговых путях, возникновении городов, их названий, познакомить с наукой топонимикой, учить читать историческую карту.

Развивающие: совершенствовать умение рассматривать, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом и информацией слайдов, умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности.

Воспитательные: формирование гражданственности и патриотизма, способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

УУД:

Личностные:

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни;

Познавательные:

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Выполнила: Антонова Н.А.

Ход урока

    Организационный момент.

Мир прекрасен и удивителен.

Сколько событий, сколько открытий!

Отправляйся смело в путь,

Ум, смекалку не забудь!

Каким способом можно путешествовать? (по земле, по воздуху, по воде)

Отгадайте загадку и узнаете к какому путешествию я вас сегодня приглашаю.

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.

С горы пришла, в море ушла.

(река)

II. Актуализация опорных знаний.

1. В в о д н а я б е с е д а.

Что ты знаешь о торговых путях на Руси? (Древние славяне обычно строили свои поселения по берегам рек. Вода была необходима для жизни и ведения хозяйства, а кроме того, реки использовались и как торговые пути. Через Древнюю Русь проходил один из старинных торговых путей «из варяг в греки». Реки были той единственной дорогой, используя которую славяне могли обмениваться товарами как между собой, так и с другими народами.)

О чем бы вы хотели сегодня поговорить? Что узнать? (О торговле. О пути «из варяг в греки».)

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по торговому пути «из варяг в греки».

III. Изучение нового материала.

На доске написаны слова «варяги» и «греки».

Можете ли вы сказать, кто такие варяги и греки?

За морем Балтийским жили в те времена храбрые витязи – варяги. Оттого и само Балтийское море нередко называлось Варяжским. Отправлялись варяги на крепких ладьях грабить и воевать не только соседние, но и дальние страны.

Славяне называли народ, живущий за Варяжским морем, варягами, а другие называли этот народ норманнами.

Земля у норманнов не хлебородная, обрабатывать ее тяжело, а море близко. Вот они с давних пор и привыкли плавать по морю и грабить, кто им на море или на берегах попадался. А потом из моря стали они по рекам и внутрь разных земель пробираться и навели такой страх на те земли, что там даже в церквах особая молитва была – «Спаси меня, Господи, от норманнов». Норманны так любили воевать, что придумали, будто на том свете, в раю, только и будут делать, что биться и пировать. Были у них даже такие охотники биться между собой, которые огонь глотали, железо грызли.

Покажите на карте, где жили греки. (Империя Греческая, звали ее также империей Византийской.) Лежала эта империя там, где ныне Турция, – за Черным морем. Главным городом православных греков был в то время Царьград, или Константинополь, который после завоевания Византии турками в 1453 году был переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи.

Как же пробирались варяги к Царьграду? Как плыли они из Балтийского моря в Черное? Через какие земли лежал их путь? (Финские и славянские земли лежали на пути варягов.)

Дети смотрят по исторической карте.

Плыли варяги по реке Неве, по которой корабли входили в Ладожское озеро. Из Ладожского озера по реке Волхов плыли до озера Ильмень, на берегу которого находился Новгород, один из древнейших русских городов. От Новгорода по реке Ловать двигались дальше. Но Ловать вскоре поворачивает на восток, а купцам надо было на юг. Поразмышляйте, что делали купцы, чтобы попасть в Днепр. (Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра.)

На этом испытания не заканчивались.Опасности, которые подстерегали купцов на Днепре.

Длинная вереница людей, в такт ударяя по воде веслами, движется по Днепру. Это торговый караван. Цель – Константинополь, столица Византийской империи, или Царьград, как называли этот город на Руси. Впереди – около шести недель плавания. Внимательно приглядевшись, можно заметить, что торговцы больше похожи на воинов. Все они хорошо вооружены и всегда готовы дать отпор незваным гостям. Но пока все спокойно. Вот издалека слышится неясный шум. По мере приближения он нарастает. «Первый порог!» – кричит опытный лоцман на носу первой лодки. Начинаются испытания.

Первый порог скандинавы именуют Эссули, что означает «не спи». Он узок и коварен. Посредине русла выступают обрывистые высокие скалы, торчащие множеством островков. Не меньше их, готовых пропороть борт корабля, скрывается и под водой. Клокочущая меж скал и низвергающаяся вниз вода издает страшный гул. Караван причаливает недалеко от порога. Воины, слуги и рабы высаживаются на сушу, чтобы облегчить корабли и уменьшить их осадку. Некоторые, раздевшись, становятся у бортов в воду и, ощупывая ногами дно, медленно волокут ладьи, чтобы не натолкнуться на какой-либо камень. В это время на кораблях с носа, кормы и средней части оставшиеся отталкиваются шестами.

Благополучно миновав препятствие, караван движется дальше. Второй порог по-скандинавски называется Улворси – «островок порога», третий – Геландри – «шум порога». Их преодолевают сходным способом. Но главные тревоги еще впереди. Самый опасный порог – четвертый, который называется Аифор – «ненасытный». Именно здесь чаще всего подстерегает купцов засада. Чтобы избежать неожиданностей, как только корабли причалят, первыми на берег прыгают воины-стражи. Выгружаются все вещи, выводятся в цепях рабы, предназначенные для продажи. Ладьи – одни волоком, другие на плечах – тащат несколько километров до безопасной воды. Наконец самое главное препятствие преодолено. Впереди еще три порога («Большая заводь», «Кипение воды», «Малый порог»). Но они не настолько опасны. Когда порожистый участок пройден, самое время сделать остановку. Вдали показывается остров Святого Георгия (современный остров Хортица). На нем стоит огромный раскидистый дуб, которому приносят жертвы в благодарность за то, что удалось счастливо миновать пороги и кочевников-грабителей.

Сколько времени занимал путь по Днепру до Царьграда?

Какие испытания преодолевали торговцы?

Почему четвертый порог назван «Ненасытный»? В чем таилась опасность?

Какой обряд совершали путешественники после прохождения всех порогов Днепра?

В устье Днепра, где река впадает в Черное море, торговцы становились на стоянку, чтобы подготовиться для морского плавания.

Представьте, что вы торговцы. Какие предметы надо запасти для морского плавания? (Ответы детей.)

Главное было поставить больше парусов и много вязанок хвороста. Зачем нужен хворост? (Ответы детей.)

Мы сказали, что длиннейший торговый путь проходил через славянские земли. Чем такое расположение было выгодным для славян?

1. Удобные водные пути способствовали развитию торговых связей Киевской Руси с другими государствами Европы и Азии. Ведь по рекам можно было добраться до Волги, а оттуда через Каспийское море и до Средней Азии. Русские купцы не боялись далеких путешествий и вели интенсивную торговлю. Вот почему уже к концу Х века новгородские гости – так тогда называли купцов из-за их мирных намерений, связанных только с желанием торговать, – освоили почти весь русский Север от берегов Финского залива до самого Урала.

2. Такое расположение было очень выгодным для славян, так как часто встречаемые варяжские и греческие суда останавливались у берега какой-нибудь славянской реки, чтобы обменяться различными товарами как между собой, так и с местными жителями (показ на исторической карте). На этом пути там, где купцы делали остановки, выросли большие города. Подумайте, чем занималось население этих городов. (Там жили ремесленники, которые чинили корабли, крестьяне привозили в города съестные припасы.)

Городов было много, но только те, которые стояли на больших торговых дорогах, стали крупными. Назовите их по карте. (Новгород, Смоленск, Чернигов.)

Э т о и н т е р е с н о.

Особенно активно торговали с Русью купцы из северных немецких городов, их называли варяжскими гостями, поскольку варягами русские люди называли каждого человека, который приплыл к ним из-за моря.

Иноземные купцы плохо говорили по-русски, и поэтому народ иронически прозвал их немцами, то есть немыми. Только с конца ХVII века это название прочно связалось с теми, кто приезжал на Русь из Германии.

Какое место вам кажется наиболее надежным для ведения торговли с местными жителями? Обоснуйте свой выбор.

По пути следования иноземных купцов на славянской территории возникали многочисленные места складирования товаров и обмена ими. Товары нужно было огораживать, охраняя их от врагов. Так торговая площадь становилась главным местом, вокруг которого разрастался город. Подобным образом на славянской территории возникали многочисленные города: Новгород, Смоленск, Киев и другие.

В городах для охраны товаров на складах создавались военные дружины, в состав которых входили самые сильные мужчины (витязи) разных народностей, чаще всего варяги. Во главе таких дружин стояли обычно варяжские предводители – князья. Они или сами торговали, охраняя с оружием свои товары, или нанимались на службу в города для охраны товарных складов. Наконец, бывало, что князья захватывали силой власть в городах и становились их правителями.

При каких обстоятельствах Рюрик стал князем?

Русская летопись ХI века рассказывает такую историю: «…Новгородские славяне и кривичи, устав от споров и беспорядков, решили найти себе князя за морем. Надеялись, что «чужаку» удастся установить мир и порядок в славянских землях.

Отправились славяне к варягам и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка на ней нет; придите княжить и владеть нами».

И вызвались три брата: Рюрик, Трувор, Синеус – со своими родами и дружинами. И стали они княжить: Рюрик – в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Через два года Трувор и Синеус умерли, Рюрик остался полновластным правителем, а его потомки правили уже всей Русью».

IV. Закрепление.

Чем торговали купцы? Что везли из Византии?

Варяги везли с севера оружие и доспехи, полотно, кожи, стеклянные бусы и драгоценный янтарь. Русская земля торговала дорогими мехами (соболя, горностая, куницы, рыси), мёдом, воском, пенько‘й (прядильное волокно из стеблей конопли), скотом.

С юга на север купцы везли главным образом па‘волоки. Это греческие шёлковые ткани с золотом или без него. Па‘волоки очень ценились как в Русской земле, так и у варягов, и всякий человек с достатком обязательно шил себе одежду из па‘волок. Греки торговали южными плодами, винами, пряностями, восточными сладостями, драгоценными камнями.

Деньги в это время на Руси были кожаные: «ку‘ны» (мордочки куниц), «ре‘заны» (отрезки) и «нога‘ты» - лапки и ушки белок. Кроме кожаных денег, для крупных оборотов употреблялись арабские серебряные монеты – дирхе‘мы.
- Какое значение имел торговый путь «из варяг в греки»?

Торговая дорога всегда ускоряет развитие земель , по которым проходит. Вдоль такого пути возникают города . Это не были города в современном значении. Слово «град » означало огороженное место . Такие поселения стали возникать вдоль всего пути «из варяг в греки». От них пошло скандина‘вское название Древней Руси – Гарда‘рика – страна городов.

Первым в списке городов стоит Старая Ла‘дога , основанная норма‘ннами в 730 году.

В города тянулись окрестные жители, развивались различные производства . Путешественники – купцы (в те времена их называли гости ) знакомили население с новыми товарами, с культурой других народов, с новостями о мире .

К XI веку на Руси насчитывается около 90 городов, в XII веке – 224 , а к середине XIII в. – около 300 (академик М.Н. Тихомиров)

Заселяя новые земли, люди давали названия рекам, городам, посёлкам. Географические названия изучает наука ТОПОНИМИКА (по - гречески топос – место, местность, онома – имя), наука, которая раскрывает их исторические тайны и связывает историю и географию.

Объясните происхождение г. Волоколамск, Вышний Волочёк, Белгород, Новгород. (Белгород – грунт местности – белый; Вышний Волочёк – здесь тащили волоком ладьи из одной реки в другую; Волоколамск – первоначально город находился на месте волока между реками Лама и Волоˊшня; Новгород - новый город, Рюриково городище)

VII. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Какое открытие совершили?

Возникший в конце IX начале Х в., путь этот соединил северную Русь с южной, Прибалтику и Скандинавские страны с Византией. Как указывалось в "Повести временных лет", он шел "Из грек (Черного моря) по Днепру и вверх Днепра волок до Ловати, по Ловати внити в Ильмер (Ильмень) озеро великое из него же озера вытечет Волхов и втечет в озеро великое Нево (Ладожское) того озера внидеть устье (так называет летописец Неву) в море Варяжское (Балтийское)". Но такой волок невозможен, ведь верховья Днепра и Ловати нигде не соприкасаются, к тому же между Ловатью и Днепром находится Западная Двина. По-видимому, в "Повести временных лет" допущен пропуск и путь проходил по Балтийскому морю, Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, Ловати, Кунье, Сереже, волок в Торопу, далее по рекам Торопе, Западной Двине, Каспле, озеру Касплинское, волок в речку Катынь и по Днепру в Черное море.

Среди историков существовало также мнение, будто путь "из варяг в греки" распадался на три основных направления: 1) Смоленско-Новгородско-Балтийское - по нему, начиная с XIII в., шла основная торговля с Ганзой; 2) "греческое" - по нему до половины XIII в. осуществлялись сношения Киева с Византией; 3) Киево-Новгородское - использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений.

Путь "из варяг в греки" был связан и с другими водными путями Руси. Из Западной Двины можно было пройти в Прибалтику, в море Варяжское, а по выходе в Черное море сразу открывались три направления.

Направления путей.

1. Прямо, вдоль побережья в Царьград (имело наибольшее значение в Х--XI вв.). Из Северной Руси возили лес, меха, мед, воск, из Скандинавии - оружие, художественные изделия, из Южной Руси -- хлеб, изделия из серебра, а из Византии - ткани, книги, вина и пряности. По сведениям Константина Багрянородского (X в.) кривичи и другие племена весной возили в Смоленск, Чернигов большие долбленые ладьи на 30 - 40 человек - однодеревки, которые затем сплавляли по Днепру в Киев. Там их переоборудовали, загружали и отправлялись на них вниз по реке.

Пройдя волоком Ненасытецкий порог, а также узкое скалистое место - Крарийскую переправу, купцы делали остановку на острове Хортица, где, оснастив ладьи парусами, проходили лиман и плыли вдоль побережья Черного моря до Царьграда.

  • 2. От устья Днепра налево (на восток), через Перекопский перешеек Крыма в Азовское море, где существовал древний канал, "но с течением времени канал засыпался и обратился в густой лес" (Константин Багрянородский). Далее путь шел вдоль северного побережья Азовского моря к устью Дона, вверх по Дону, затем, по его левому притоку - Иловле, волок к правому притоку Волги - Камышинке и вниз по Волге в Каспийское море.
  • 3. Направо к устьям Южного Буга, Днестра и Дуная, ведущим в Западную Европу.

Благодаря большому количеству рек и озер северо-запад служил в древности своеобразным транспортным узлом. На Валдае сходятся верховья Днепра, Западной Двины, Ловати, Волги с близко текущими друг от друга притоками, что позволяло создать ряд путей с волоками из одного бассейна реки в другой.

Отсюда начиналось множество водных путей, связывавших центр тогдашней Руси с путем "из варяг в греки", а также ведших на север и восток. О существовании таких путей говорят названия населенных пунктов - Волок, Переволока, Наволок и др.

Значение путей.

Начало функционирования пути «из варяг в греки» относят к самому началу X века. Наибольшее значение путь имел в X -- 1-й трети XI вв. , то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко. Во 2-й половине XI -- начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

По мере освоения этого пути варяги расселялись на прилегающие к нему земли и ассимилировались с заселенными славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Существовавшие сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда и шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Приглашение Рюрика на княжение у ильменских словен в городе Ладоге. Затем он перешёл в Новгород, что и способствовало дальнейшему развитию государства-княжества династии Рюриковичей. Случай этот был весьма типичен для всей европейской истории. Сохранились сведения, что приглашенные князья были родственниками прежней местной княжеской династии приильменских словен. Сначала в Новгороде (Рюриково Городище) и Старой Ладоге, а затем в Смоленске и Киеве.

Со временем значение торгового пути падало. Раздробленность Руси, централизация стран Скандинавии, упадок Византии, когда в 1204 году крестоносцы разрушили Константинополь и центр мировой торговли переместился в Венецианскую республику и, наконец, окончательно пришел в упадок, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье, и положили конец пути «из варяг в греки».

Основные плавательные средства.

Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров, а с XII в. -- шнеккеры (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами, то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода, где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.

Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья). Также существовали «корабли», насады, скедии, бусы и шитики. По сведениям Константина Багрянородного (X век) кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долбленые ладьи на 30-40 человек -- однодеревки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок -- в районах Торопца и Смоленска, очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками -- бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей.

Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль.

Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами, по-славянски -- кормчими, корщиками, а по-гречески -- кибернетами.

Путь «из варяг в греки» - условное название водного пути, который пролегал по рекам и вел из Балтийского моря в Черное, к берегам Византии. Это был один из ключевых маршрутов , важный для ее торговых и культурных связей.

Одно из самых известных древнерусских свидетельств о пути «из варяг в греки» содержится в Повести временных лет монаха Нестора: «Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река» . Несмотря на такое подробное изложение маршрута и данные исторических дисциплин, определить точную географию пути современная наука не может.

Историки продолжают спорить, кто же первым проложил этот маршрут. Сам Нестор описал его изначально, скорее, как путь «из греков в варяги», сделав акцент на движении с юга на север. Некоторые участки пути подразумевали плавание против течения рек, что до сих пор вызывает сомнения у исследователей. Тем не менее путь, вероятнее всего, был инициирован жителями северных земель. В течение IX столетия почти все регионы Европы затронула экспансия скандинавов, так называемое движение . Проникнув на север Восточно-Европейской равнины, викинги встретились со славянами, а один из их именитых конунгов - - стал во главе ильменских словен. Кроме того, одной из теорий происхождения самого термина «Русь» является «северная» концепция. Согласно ей, словом, образованным от скандинавского глагола «грести» в финском варианте ruotsi , называли себя дружины викингов, проходивших на гребных судах по рекам.

Что касается конкретных имен, если верить средневековым скандинавским сагам, слава первооткрывателя пути «из варяг в греки» принадлежит датскому конунгу Эйрику Путешественнику. Сага гласит, что вождь искал Одаинсак - мифические сады бессмертия, которые, по преданию, находились где-то на Востоке. В их поисках Эйрик Путешественник преодолел множество преград и оказался на территориях будущих Руси и Византии. События этой саги подтвердила и археология: ученые обнаружили в местах следования конунга скандинавские предметы быта, характерные для Средневековья.

Альтернативная точка зрения на этот вопрос принадлежит шведским ученым. Они утверждают, что путь «из варяг в греки» был известен раньше событий саги почти на 100 лет. Ученые приписывают открытие пути Ивару Видфамме - еще одному древнескандинавскому конунгу, побывавшему в Константинополе. Однако эта версия не подтверждается материальными находками.

В целом путь «из варяг в греки» стал магистральным как для формирования древнерусского государства, так и для торгового и культурного обмена между северными и южными странами. Он пережил свой расцвет при древнерусских князьях Святославе и Владимире Святом в X–XI веках, а окончательно лишился своего значения после захвата Нижнего и Среднего Поднепровья во время монгольского нашествия.



Поделиться