Тимуриды. Империя тимуридов Падение династии тимуридов в средней азии

    Династия, правившая в Ср. Азии в 1370 1507. Основатель Тимур. Наиболее известны: Шахрух (1377 1447). Улугбек (1394 1449); Бабур (1483 1530) основал в Индии в 1526 династию Великих Моголов … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 династия (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Династия, правившая в Средней Азии в 1370 1507. Основатель Тимур. Наиболее известны: Шахрух (1377 1447), Улугбек (1394 1449); Бабур (1483 1530), основал в Индии в 1526 династию Великих Моголов. * * * ТИМУРИДЫ ТИМУРИДЫ, династия, правившая в Ср.… … Энциклопедический словарь

    Династия, правившая в Мавераннахре, Хорезме и Хорасане и др. территориях в 1370 1507. Основана Тимуром, ещё при жизни разделившим государство между сыновьями и внуками. После смерти Тимура Т. объявили себя независимыми владетелями и… … Большая советская энциклопедия

    Династии потомков Тимура (см.), правившая в Мавераннехре и в Персии. В год смерти Тимура (1405) его сын Шахрух владел Хорасаном; из внуков Тимура Пир Мухаммед, сын Джехангира, правил в Афганистане, Омар и Абу Бекр (сыновья Мираншаха) в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Династия, правившая в Мавераннахре, Хорезме и Хорасане в 1370 1507. Основателем династии Т. был Тимур. В 1409 47 главой гос ва Т. считался Шахрух, правивший в Герате. Старший сын Шахруха Улугбек, назначенный отцом правителем Самарканда, сделался… … Советская историческая энциклопедия

    Тимуриды - Тимур иды, ов (династия) … Русский орфографический словарь

История Ближнего и Среднего Востока с середины I тыс. до н.э. до XVIII в. Овчинников А. В.

7. Государство Тимуридов

7. Государство Тимуридов

Весной 1366 г. эмиры Хусейн и Тимур со своими ополчениями разгромили сербедаров под Самаркандом и оказались единственными претендентами на верховную власть в Мавераннахре.

Тимур родился в селении Ходжа Ильгар, недалеко от г. Шахрисябза, был сыном небогатого, но влиятельного бека (князя). В юности Тимур любил лошадей, был хорошим наездником, прекрасно стрелял из лука. Среди сверстников он всегда пользовался авторитетом, рано проявив качества вожака. Тимур ещё в молодости был знаком с военным делом и принимал участие в междоусобных войнах феодальных правителей Мавераннахра. Он часто самостоятельно организовывал набеги на соседние области, не пренебрегая и возможностью ограбить на дорогах торговые караваны. Постепенно молодой Тимур собрал вокруг себя небольшой отряд хорошо вооружённых конников. Во время одного из сражений Тимур был тяжело ранен, отсюда и его прозвище Тимурленга – Тимура-хромца, в европейском произношении Тамерлана .

В 1370 г. между двумя эмирами произошло открытое столкновение. Хусейн потерпел поражение, попал в плен к Тимуру и был казнён. Не будучи потомком Чингисхана, Тимур не мог стать ханом; он удовлетворился титулом великого эмира и стал управлять страной (1370-1405) от имени им же поставленного марионеточного хана из потомков Чагатая. Первые годы правления Тимур употребил на завоевание всей Средней Азии. Завоевать богатый Хорезм, где незадолго до этого снова сложилось самостоятельное государство, ему удалось лишь в 1388 г., после пяти походов, во время которых был полностью разрушен Ургенч. Затем Тимур разгромил войска Могулистана. Тимур вёл долгую и упорную борьбу с Золотой Ордой. Только после трёх больших походов (1389, 1391, 1395 гг.) войска Тимура разгромили Золотую Орду. Во время последнего похода они разорили и ограбили также южную окраину Руси. Однако прочно присоединить к своим владениям территории Могулистана и Золотой Орды Тимур не пытался, понимая, что управлять этими обширными степями из отдалённого центра крайне трудно. Но Тимур стремился подорвать военную мощь и хозяйственную жизнь культурных областей Золотой Орды (Поволжья, Крыма), особенно её транзитную торговлю. С этой целью он полностью разрушил все её большие города: Сарай Берке, Астрахань, Азов и др. Разрушение этих городов, а также Ургенча привело к тому, что в течение почти тридцати лет вся средиземноморско-азиатская торговля направлялась только по караванным путям, проходившим через Иран, Бухару и Самарканд, подвластные Тимуру.

Начиная с 1380 г. Тимур стал предпринимать систематические походы для завоевания Ирана, а позже Азербайджана, Армении, Грузии, Ирака, Сирии и Малой Азии. Продолжавшиеся до 1404 г. походы натолкнулись на упорное сопротивление народов всех этих стран и сопровождались большими опустошениями и жестокостями, напоминавшими времена Чингисхана (Карта 38, Карта 39).

Чем можно оправдать постройку башни из 2 тысяч живых людей, переслоенных битым кирпичом и глиной, что имело место при взятии Исфизара (город на территории современного Афганистана), или сооружение в восставшем Исфагане башен из 70 тысяч голов, или, наконец, погребение заживо 4 тысяч людей после взятия города Сиваса в Малой Азии?! Однако самым ужасным из всех подобного рода злодеяний Тимура является убийство около 100 тысяч пленных индусов-гебров и идопоклонников перед генеральным сражением, которое он дал делийскому султану Махмуду.

Грабя завоёванные области, Тимур употреблял часть богатств для обогащения феодальной знати Средней Азии, а также для проведения там при помощи принудительного труда каналов и для строительства городов. В Самарканд (Карта 40) и другие города Мавераннахра переселялись десятки тысяч ремесленников, художников и учёных, вывезенных из завоёванных стран.

Внутренняя политика Тимура отвечала интересам кочевой и оседлой феодальной знати, на которую он опирался. Собирая феодальные владения в единое феодальное государство, Тимур вместе с тем сам дробил его, создавая новые владения, раздавая в суюргал, т.е. в лен или феод, округа, области, даже целые страны. Под суюргалом тогда подразумевали передачу в наследственное владение и управление определённой земли с правом взимания с её жителей (сельских и городских) государственных налогов и податей целиком или частично в пользу владельца суюргала. Тимур раздавал в управление отдельные части своего государства прежним владетелям, членам своей семьи (сыновьям и внукам), а иногда и выдающимся эмирам за их заслуги. Вскоре Тимуру пришлось столкнуться с их сепаратистскими стремлениями.

Ради прославления своего имени Тимур воздвигал, чаще всего при помощи принудительного труда, пышные постройки, привлекая для этого лучших архитекторов, художников и мастеров. Были проведены большие работы по перепланировке и перестройке Самарканда. Однако ни блестящие постройки, ни искусственно вызванный расцвет ремёсел и торговли в Мавераннахре, ни крупные оросительные работы не могут оправдать опустошения Тимуром богатых и культурных стран, разграбление городов и захват в плен ремесленников.

В феврале 1405 г. во время подготовки похода в Китай Тимур умер.

Могила Тимура находится в Самарканде, в мавзолее Гур-эмир (современный Узбекистан). Она была вскрыта в 1941 г. специальной правительственной комиссией под руководством профессора Кары-Ниязова.

Вскрытием обнаружено: 1) тело Тимура похоронено в деревянном гробу, в общем хорошо сохранившемся; 2) судя по скелету, Тимур был высокого роста, широк в плечах; кость правого бедра срослась с коленной чашкой, вследствие чего Тимур не мог разгибать правую ногу; кости правого плеча и предплечья правой руки также срослись, отчего правой рукой Тимур не владел, что вполне соответствует показаниям письменных источников.

Через некоторое время после смерти Тимура его обширное государство распалось14.

Из книги Россия при старом режиме автора Пайпс Ричард Эдгар

I ГОСУДАРСТВО

Из книги Расправа над СССР - предумышленное убийство автора Буровский Андрей Михайлович

Государство Еще одной миной под СССР было его государственное устройство: СССР с момента создания состоял из полугосударств внутри государства.Наверное, отцы-основатели искренне верили, что решили национальные проблемы раз и навсегда… Только вот одной детали они не

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Государство – это все Александр Сергеевич Пушкин однажды назвал государство в России «единственным европейцем». Оно культурно, цивилизованно, способно взаимодействовать с Европой. А народ – темен, страшен и невежествен. Вспомним-ка по этому поводу еще одни пушкинские

Из книги Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 автора Эрс Жак

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Отступление Чагатаидов на восток Тянь-Шаня. Влияние возрождения Тимуридов в Кашгарии. Историк Хайдар-мирза В то время как Ахмед правил в Аксу и в Турфане, на территории восточного Моголистана и Уйгуристана (1486-1503), его старший брат Махмуд наследовал у своего отца Юнуса

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Государство Сегодня нет никаких прямых сведений об устройстве и действии общественного механизма какого-либо общества этого периода (письменности еще не было). Поэтому обычно делают реконструкцию на основе таких материальных свидетельств, как жилища, орудия труда,

Из книги Монархи-долгожители автора Рудычева Ирина Анатольевна

«Государство – это Я!» Эта фраза, которую приписывают Людовику XIV, давно стала крылатой. Долгое время в этих словах усматривали лишь образец эгоцентризма, монаршего самомнения и вседозволенности. В действительности же она была адресована парламентариям и звучала так:

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Государство Шан-Инь Древнейшим периодом китайской истории, который в настоящее время можно изучать на основании документов и археологических данных, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

Из книги Гитлер автора Штайнер Марлис

Государство Государство для Гитлера – как и партия, как и экономика – всегда было лишь средством для увековечивания «расы» и создания новой империи германской нации.Из осторожности он избегал четких высказываний на эту тему, изложив их только в своем завещании. Так, в 1920

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

14.3. Средневековые наваррцы - это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев - это «античное» Афинское государство 78а. ВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО НАВАРРЦЕВ В XIV ВЕКЕ Н.Э. Наваррцы известны в истории средневековой Греции как воинственная «банда

Из книги Великое княжество Литовское автора Левицкий Геннадий Михайлович

Чье же это государство? В последние годы в некоторых исторических работах и средствах массовой информации настойчиво проводится мысль, что Великое княжество Литовское было белорусским государством. В связи с этим попытаемся выяснить, что стояло за термином «Белая Русь»

Из книги Имитаторы. Иллюзия «Великой России» автора Казинцев Александр Иванович

Часть I ГОСУДАРСТВО? ГДЕ ВЫ ВИДИТЕ ГОСУДАРСТВО?!

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

автора

Миниатюры эпохи Тимуридов: абстрактная изобразительность фигур Миниатюры в манускриптах времен монголов и Тимуридов стали еще одной вершиной развития изобразительного искусства, не связанного с репрезентативным символизмом природных мифов. В эпоху позднего

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Глава II Империя Тимуридов в Индии: сосуществование ислама и индуизма, 1526–1707 гг В отличие от Сефевидов две другие великие империи возникли преимущественно в немусульманских регионах, и этот факт обусловил как их силу, так и потенциальную слабость. Однако между ними

Государство Тимура и тимуридов (XIV -- XV вв.). В XIV в. в условиях противоречий внутри монгольской кочевой аристократии сложилась сильная держава, возглавляемая Тимуром. Ее основой были земли, входившие в Чагатайское государство.

Еще в 40-е годы XIV в. закончился процесс разделения улуса Чагатая на две части: Моголистан (так называли свои земли кочевники Семиречья и Кашгара) и Чагатайское государство в Мавераннахре. Оба государства враждовали друг с другом. Тимур укрепился в Чагатайском государстве, где он ранее был предводителем военной дружины.

В 1370 г. войско и приближенные Тимура провозгласили его единственным правителем Чагатайского государства. Тимур, проводя политику объединения Мавераннахра, в то же время начал осуществлять один за другим грабительские походы, применяя жестокую систему устрашения покоренных народов, которая принесла много зла не только Средней Азии, но и народам, проживающим за ее пределами.

В конце XV в. государство Тимура распалось на две части: Мавераннахр с центром в Самарканде и южную часть с центром в Герате. В южную часть входили Хорезм, Хорасан и часть современного Афганистана.

Образовав огромную империю, Тимур раздавал целые районы и области на правах суюргала* своим внукам, сыновьям и отличившимся бекам. Эта империя не была прочной, она держалась на жестокости и силе войска Тимура.

* Под суюргалом в конце XIV и в XV вв. подразумевали передачу в наследственное владение и управление определенной земли с правом частичного, а иногда и полного взимания с населения податей и налогов. Нередко вместе с землей передавались и административные права на соответствующую территорию и ее население.

После смерти Тимура (1405) в стране началась борьба за власть между его потомками -- тимуридами. Былая империя постепенно распалась. В Средней Азии усилилась феодальная раздробленность.

Общественный строй империи характеризуется наличием двух антагонистических классов -- феодалов (ханы, инаки, аталыки, беки, сеиды, ходжи, ахуны) и феодально зависимых крестьян. Продолжали существовать и рабы. Для Средней Азии была характерна тесная связь феодального землевладения с владением водой. Наряду с земледелием работы по сооружению и очистке ирригационной сети ложились тяжелой повинностью на плечи трудового дехканства.

При Тимуре сложился довольно разветвленный аппарат государственного управления. Сам эмир был типичным феодальным правителем-деспотом. При эмире существовал совет, состоявший из представителей высших слоев общества (родственников Тимура, представителей высшего духовенства, высших должностных лиц -- вазиров, диван-бегов и др.). При Тимуре была создана сильная военная организация, построенная, как у монголов, по десятичной системе: десятки, сотни, тысячи, тумены (10 тыс.). Органами отраслевого управления были вазираты: по делам гражданского населения, по делам военнослужащих (сипаев); по внешним сношениям, по финансовым делам и т.д. Областями, округами, городами, уездами и кишлаками управляли местные правители -- беки, хакимы, арбобы.

В конце XV в. на территории оседлых земледельческих районов Средней Азии с севера устремились кочевые племена, основная масса которых называлась узбеками. В XVI в., используя междоусобицы тимуридов, кочевники-узбеки захватили среднеазиатские земли и образовали здесь государство с центром в г. Бухаре. Оно вошло в историю как Бухарское ханство.

Общественный строй. Завоеватели не изменили экономической основы здешнего общества, они восприняли тот уклад жизни, который сложился здесь до их прихода. К этому периоду в Средней Азии не были еще изжиты тяжелые последствия монгольского нашествия, сказывались и последствия междоусобиц.

Население ханства занималось земледелием, скотоводством, ремеслом. Оно не было однородным в этническом и в социальном отношении. Крупными землевладельцами были хан, члены его династии, местная и пришлая феодальная знать, суфийско-дервишские братства. Глава государства считался верховным собственником государственных земель. Он обладал также и мюльковыми (частновладельческими) землями, которые могли отчуждаться. Своим приближенным хан раздавал земельные пожалования. Некоторые из пожалованньк земель освобождались от налогов и повинностей. Землевладельцами являлись также мечети, медресе и другие религиозные учреждения.

Мусульманское феодальное право (шариат) не содержало норм, которые регулировали бы правовое положение крепостных крестьян, но их фактическое положение ничем не отличалось от самых худших форм крепостной зависимости. Крестьяне платили налоги со всех видов имущества, со скота, с обрабатываемой земли (харадж), на содержание войска и т. д. Продолжало существовать в ханстве и патриархальное рабство.

Государственный строй. Бухарское ханство представляло собой монархическое государство. Носителем верховной власти был хан. Государственная и ханская казна были слиты. Ханство имело свою монету.

При хане существовал совет, состоявший из представителей племен, высшей знати и духовенства, имевшего большое влияние на государственную жизнь. Главной социальной опорой хана стали узбекские феодалы. Ближайшим к хану лицом был наместник, брат хана или старший представитель самого влиятельного рода. Во главе ханской администрации стоял «ближний и первый человек», выполнявший функции главного администратора и командующего войсками ханства. За ним шли диван-беги -- глава финансового и дипломатического дела, дворецкий, заведующий канцелярией хана, должностные лица, ведавшие сбором налогов в городах, и т. д. Во главе областей (вилайетов) стояли хакимы и беки-правители. Вилайеты подразделялись на тумены и амалдорства во главе со своими местными правителями. В кишлаках и аулах правили аксакалы (старосты) или мингбаши. Полицейские функции выполняли миршабы («правители ночи»). Мусульманские судьи именовались казнями. Верховный судья назывался казикалоном. Кочевые племена имели своих судей-биев, рассматривавших дела на основе адата (обычного права).

Площадь 4 600 000 км² (1405) Форма правления абсолютная монархия (эмират) Династия Тимуриды Великий эмир 1370-1405 Тамерлан (первый) 1506–1507 Бади аз-Заман Мирза (последний)

Официальное название государства [ | ]

Официальные языки государства [ | ]

В государствах Тимуридов в документации использовались только два языка: персидский и тюркский . Тюркский язык был родным для Тимуридов. Нефритовая чаша Улугбека (с ручкой в виде надкусывающего край льва) хранится в Британском музее и на ней выгравирована надпись на тюркском языке (Карами Хакка нихоят йукдур), что означает «Щедрость Бога бесконечна». Персидский историк Мирхонд передает подробный рассказ со слов провожавшего Улугбека хаджи Мухаммед-Хисрау. В частности он сообщает "…Улугбек посмотрел на огонь и сказал по-тюркски : Сен хам бильдин («ты тоже узнал»)…

Последний Тимурид Мавераннахра Захираддин Мухаммад Бабур - выходец из города Андижан, писал в своих мемуарах: «Жители Андиджана - все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным». «Мемуары Бабура написаны на той разновидности турецкого языка, которая известна под названием тюркского языка, являющегося родным языком Бабура», - писал английский востоковед Е. Дениссон Росс.

Религия [ | ]

В государствах Тимуридов государственной религией считался ислам. Почти все Тимуриды имели мусульманских суфийских духовных наставников. У Амир Темура было несколько наставников: Мир Сайид Барака, Саид Кулял. У деда Бабура Абу Саида духовным покровителем был Ходжа Ахрар.

Столицы [ | ]

При Амир Темуре (1336-1405) столицей был город Самарканд, при Шахрухе было две столицы: Самарканд и Герат. Первый ритуал коронации проходил в Балхе, а затем с 1405 года стал проводиться в Самарканде.

Символика [ | ]

В качестве символа государства Тимуридов обычно называют «три соединенных круга», причем сам флаг был синим, а круги серебряными . Также упоминаются штандарты с золотым полумесяцем . Главным духовным наставником Тимура потомком пророка Мухаммеда , шейхом были вручены Тимуру символы власти: барабан и знамя, когда он пришёл к власти в 1370 году .

Выпуск монет [ | ]

Тимур и его потомки выпускали монеты в более чем 40 городах, Мирзо Улугбек выпускал монету-танга, где помимо тамги Темура в виде трех колец, была тюркоязычная надпись: «Духовным покровительством Темура гурагана, Улугбек гураган, мое слово»

Ибн Арабшах о тюркском происхождении Тимуридов [ | ]

Ибн Арабшах подчеркивает тюркское происхождение Тимура и его окружения. Он пишет: «Сколько было у арабов племен и колен, столько же было и у тюрков. Каждый из вышеупомянутых визирей, являясь представителями одного племени, были светочью мнений и освещали свод умов своего племени. У одного племя назывался арлат, второго - жалаир, третьего - кавчин, четвертого - барлас. Темур был сыном четвертого племени».

Управление [ | ]

Империя Тимуридов представляла собой мусульманскую монархию, глава которой носил имя эмир . Распоряжения эмира назывались фармāном . Главе государства помогал Высший государственный совет, где правой рукой эмира был «амир-и-диван ». Регионы (Вилайет) управлялись наместниками вали . Судебная система была шариатской , где правосудие вершили кади . Управление областями доверялось как военачальникам Тимура из разных тюркских племен, так и представителям его семьи в лице детей и внуков. Современный исследователь из Принстонского университета Сват Соучек (Svat Soucek) в своей монографии про Тимура считает что «Родным языком Тимура был тюркский (чагатайский), хотя, возможно, в некоторой степени он владел и персидским благодаря культурному окружению, в котором жил. Он практически точно не знал монгольского, хотя монгольские термины не совсем ещё исчезли из документов и встречались на монетах» .

В числе племен пользовавшихся доверием Тимура упоминаются тюркизированные роды монгольского происхождения . Из рода дулат происходил пользовавшийся полным доверием Тимура эмир Давуд. Среди особенно близких Тимуру эмиров упоминаются, однако, не только барласы , но и представители других родов; одним из них был Акбуга из рода найман .

История [ | ]

Империя Тимуридов образовалась на территории современных республик: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, южного Казахстана, Туркменистана, Ирана, Афганистана, Пакистана, северной Индии, Ирака и Азербайджана. В 1370 году в Балхе состоялся курултай , избравший Тамерлана эмиром Турана. Ядром государства стали территории Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и северного Афганистана. В 1376 году Империя Тамерлана поглощает Хорезм , а в 1384 - Сеистан и Забулистан (юго-западный Афганистан). К 1393 году юго-западные владения Тамерлана достигают Багдада . В 1395 году его войско предпринимает поход против Золотой Орды (Дешт-и-Кипчак), а в 1398 году против Делийского султаната . В 1401 войска Тамерлана захватывают Дамаск , а в 1402 году наносят поражение турецкому султану , в результате которой в Самарканд привозят трофейный Коран Усмана .

Начавшуюся междоусобицу смог остановить тимурид Абу-Сеид , власть которого распространялась на территории Узбекистана и северного Афганистана. Именно он пригласил в Узбекистан кочевых (номинальных) узбеков Абу-л-Хайра . На западе (на территориях Ирана и Азербайджана) продолжалась война с туркменскими объединением Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу . При преемниках Абу-Сеида империя Тимуридов разделилась на две части: Мавераннахр - столица Самарканд и Хорасан со столицей в Герате.

Ренессанс [ | ]

Тимуриды Турана покровительствовали наукам и искусствам. Строятся мраморные купольные мавзолеи (Гур Эмир , мавзолей Ходжи Ахмеда Яссеви , Аксарай , Чашма-Айюб), мечети (Биби-ханым), медресе (медресе Улугбека), китабхане и даже Обсерватория Улугбека . Высокого уровня достигает поэзия (Лутфи , Алишер Навои), которая пронизана идеями суфизма (тарикат Яссавия (Мир Сайид Береке), Накшбандия , шейх Джами) и повествует о всепоглощающей любви. Широкую известность приобретает искусство миниатюры (гератская школа Бехзада). Вместе с тем развивается историческая наука (Хафизи Абру), математика (Аль-Каши) и астрономия Мирзо Улугбек и (Кази-заде ар-Руми).

Тимуриды-поэты [ | ]

Многие Тимуриды писали стихи, в основном на родном тюркском, а также на персидском языках. В числе известных Тимуридов-поэтов можно назвать: Мирзо Улугбека, Султан Хусейна Байкару, Бабура.

Армия [ | ]

В период своего могущества армия Тимуридов могла выставить до 200 тыс. солдат. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи (хазары ) и дивизии (тумэны). Среди воинских званий были эмиры , сардары , юз-баши. Еще у Тимура при осаде Урганча в 1379 году появились первые пушки, а ко времени Бабура , благодаря туркам-османам, у тимуридов появляется огнестрельное оружие (пушки , пищали), которое было закуплено в Османской империи .

Примечания [ | ]

  1. Subtelny, Maria E. Timurids in Transition: Turko-Persian Politics and Acculturation in Medieval Iran. - Brill, 2007. - P. 260. - ISBN 978-9004160316 .
    • Manz, Beatrice Forbes (1999). The Rise and Rule of Tamerlane . Cambridge University Press , p.109. ISBN 0-521-63384-2 . Limited preview в «Книгах Google ». p.109 .
      "In almost all the territories which Temür incorporated into his realm Persian was the primary language of administration and literary culture. Thus the language of the settled "diwan " was Persian."
    • B.F. Manz, W.M. Thackston, D.J. Roxburgh, L. Golombek, L. Komaroff, R.E. Darley-Doran. "Timurids" Encyclopaedia of Islam "Brill Publishers" 2007;
      "During the Timurid period, three languages, Persian, Turkish, and Arabic were in use. The major language of the period was Persian, the native language of the Tajik (Persian) component of society and the language of learning acquired by all literate and/or urban Turks. Persian served as the language of administration, history, belles lettres, and poetry."
    • Bertold Spuler. CENTRAL ASIA v. In the Mongol and Timurid Periodse (англ.) . Encyclopaedia Iranica . Проверено 14 сентября 2017.
      ... Like his father, Olōğ Beg was entirely integrated into the Persian Islamic cultural circles, and during his reign Persian predominated as the language of high culture, a status that it retained in the region of Samarqand until the Russian revolution 1917... Ḥoseyn Bāyqarā encouraged the development of Persian literature and literary talent in every way possible...)
    • Robert Devereux (ed.) "Muhakamat Al-Lughatain (Judgment of Two Languages)" Mir "Ali Shir Nawāi; Leiden, "E.J. Brill" 1966:
      ...Nawa"i also employs the curious argument that most Turks also spoke Persian but only a few Persians ever achieved fluency in Turkic. It is difficult to understand why he was impressed by this phenomenon, since the most obvious explanation is that Turks found it necessary, or at least advisable, to learn Persian – it was, after all, the official state language – while Persians saw no reason to bother learning Turkic which was, in their eyes, merely the uncivilized tongue of uncivilized nomadic tribesmen.)
    • David J. Roxburgh. The Persian Album, 1400-1600: From Dispersal to Collection. Yale University Press, 2005. pg 130:

Империя Тимуридов в период наивысшего расцвета Столица Самарканд (1370-1405)
Герат (1405-1507)
Язык(и) персидский (делопроизводства, культуры, поэзии и межнационального общения)
тюркский (язык дворца, делопроизводства, поэзии, военного дела и войск)
Религия Государственная: Ислам суннитского толка
Остальные: шиизм , исмаилизм , зороастризм , несторианство , тенгрианство , буддизм , индуизм .
Денежная единица динар Площадь 4,500,000 км² (в период расцвета) Население Несколько десятков миллионов человек (в период расцвета) Форма правления Теократическая абсолютная монархия Династия Тимуриды Официальный язык персидский Великий эмир 1370-1405 Тамерлан (первый) 1506–1507 Бади аз-Заман Мирза (последний)

Официальное название государства

Официальные языки государства

В государствах Тимуридов в документации использовались только два языка: персидский и тюркский . Тюркский язык был родным для Тимуридов.

Юридические документы государства Тимура, были составлены на двух языках: персидском и тюркском. Так, например, документ от 1378 года, дающий привилегии потомкам Абу Муслима , жившим в Хорезме , был составлен на чагатайском тюркском языке .

Нефритовая чаша Улугбека (с ручкой в виде надкусывающего край льва) хранится в Британском музее и на ней выгравирована надпись на тюркском языке (Карами Хакка нихоят йукдур), что означает «Щедрость Бога бесконечна». Персидский историк Мирхонд передает подробный рассказ со слов провожавшего Улугбека хаджи Мухаммед-Хисрау. В частности он сообщает "…Улугбек посмотрел на огонь и сказал по-тюркски : Сен хам бильдин («ты тоже узнал»)…

Последний Тимурид Мавераннахра Захираддин Мухаммад Бабур - выходец из города Андижан, писал в своих мемуарах: «Жители Андиджана - все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным». «Мемуары Бабура написаны на той разновидности турецкого языка, которая известна под названием тюркского языка, являющегося родным языком Бабура», - писал английский востоковед Е. Дениссон Росс.

Религия

В государствах Тимуридов государственной религией считался ислам. Почти все Тимуриды имели мусульманских суфийских духовных наставников. У Амир Темура было несколько наставников: Мир Сайид Барака, Саид Кулял. У деда Бабура Абу Саида духовным покровителем был Ходжа Ахрар.

Столицы

При Амир Темуре (1336-1405) столицей был город Самарканд, при Шахрухе было две столицы: Самарканд и Герат. Первый ритуал коронации проходил в Балхе, а затем с 1405 года стал проводиться в Самарканде.

Символика

В качестве символа государства Тимуридов обычно называют «три соединенных круга», причем сам флаг был синим, а круги серебряными . Также упоминаются штандарты с золотым полумесяцем . Главным духовным наставником Тимура потомком пророка Мухаммеда , шейхом Мир Сейид Береке были вручены Тимуру символы власти: барабан и знамя, когда он пришёл к власти в 1370 году .

Выпуск монет

Тимур и его потомки выпускали монеты в более чем 40 городах, Мирзо Улугбек выпускал монету-танга, где помимо тамги Темура в виде трех колец, была тюркоязычная надпись: «Духовным покровительством Темура гурагана, Улугбек гураган, мое слово»

Управление

Империя Тимуридов представляла собой мусульманскую монархию, глава которой носил имя эмир . Распоряжения эмира назывались фармāном . Главе государства помогал Высший государственный совет, где правой рукой эмира был «амир-и-диван ». Регионы (Вилайет) управлялись наместниками вали . Судебная система была шариатской , где правосудие вершили кади . Управление областями доверялось как военачальникам Тимура из разных тюркских племен, так и представителям его семьи в лице детей и внуков. Современный исследователь из Принстонского университета Сват Соучек (Svat Soucek) в своей монографии про Тимура считает что «Родным языком Тимура был тюркский (чагатайский), хотя, возможно, в некоторой степени он владел и персидским благодаря культурному окружению, в котором жил. Он практически точно не знал монгольского, хотя монгольские термины не совсем ещё исчезли из документов и встречались на монетах» .

В числе племен пользовавшихся доверием Тимура упоминаются тюркизированные роды монгольского происхождения . Из рода дулат происходил пользовавшийся полным доверием Тимура эмир Давуд. Среди особенно близких Тимуру эмиров упоминаются, однако, не только барласы , но и представители других родов; одним из них был Акбуга из рода найман .

История

Империя Тимуридов образовалась на территории современных республик: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, южного Казахстана, Туркменистана, Ирана, Афганистана, Пакистана, северной Индии, Ирака и Азербайджана. В 1370 году в Балхе состоялся курултай , избравший Тамерлана эмиром Турана. Ядром государства стали территории Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и северного Афганистана. В 1376 году Империя Тамерлана поглощает Хорезм , а в 1384 - Сеистан и Забулистан (юго-западный Афганистан). К 1393 году юго-западные владения Тамерлана достигают Багдада . В 1395 году его войско предпринимает поход против Золотой Орды (Дешт-и-Кипчак), а в 1398 году против Делийского султаната . В 1401 войска Тамерлана захватывают Дамаск , а в 1402 году наносят поражение турецкому султану , в результате которой в Самарканд привозят трофейный Коран Усмана .

Начавшуюся междоусобицу смог остановить тимурид Абу-Сеид , власть которого распространялась на территории Узбекистана и северного Афганистана. Именно он пригласил в Узбекистан кочевых (номинальных) узбеков Абу-л-Хайра . На западе (на территориях Ирана) продолжалась война с туркменскими объединением Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу . При преемниках Абу-Сеида империя Тимуридов разделилась на две части: Мавераннахр - столица Самарканд и Хорасан со столицей в Герате.

Ренессанс

Тимуриды Турана покровительствовали наукам и искусствам. Строятся мраморные купольные мавзолеи (Гур Эмир , мавзолей Ходжи Ахмеда Яссеви , Аксарай , Чашма-Айюб), мечети (Биби-ханым), медресе (медресе Улугбека), китабхане и даже Обсерватория Улугбека . Высокого уровня достигает поэзия (Лутфи , Алишер Навои), которая пронизана идеями суфизма (тарикат Яссавия (Мир Сайид Береке), Накшбандия , шейх Джами) и повествует о всепоглощающей любви. Широкую известность приобретает искусство миниатюры (гератская школа Бехзада). Вместе с тем развивается историческая наука (Хафизи Абру), математика (Аль-Каши) и астрономия Мирзо Улугбек и (Кази-заде ар-Руми).

Тимуриды-поэты

Многие Тимуриды писали стихи, в основном на родном тюркском, а также на персидском языках. В числе известных Тимуридов-поэтов можно назвать: Мирзо Улугбека, Султан Хусейна Байкару, Бабура.

Армия

В период своего могущества армия Тимуридов могла выставить до 200 тыс. солдат. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи (хазары ) и дивизии (тумэны). Среди воинских званий были эмиры , сардары , юз-баши. Еще у Тимура при осаде Урганча в 1379 году появились первые пушки, а ко времени Бабура , благодаря туркам-османам, у тимуридов появляется огнестрельное оружие (пушки , пищали), которое было закуплено в Османской империи .

Примечания

  1. НАДПИСЬ ТИМУРА 1391 г.
  2. Чехович О. Оборона Самарканда в 1454 году // Общественные науки в Узбекистане, № 4. 1960, с.37-38
  3. Josef W. Meri. Medieval Islamic Civilization: Volume 1. - New York, London: Routledge, Taylor & Francis Group, 2005. - 1088 с.
  4. Timurid dynasty | Asian history (англ.) , Encyclopedia Britannica
  5. On this day in history - Tamerlane - History Hop (англ.) , History Hop . Дата обращения 29 октября 2018.


Поделиться