Фразеологические обороты сказуемые. Как отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого? Составное глагольное сказуемое – СГС

Сказуемое — это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Примеры сказуемого и наиболее распространённые способы его выражения:

Идёт дождь (что делает предмет? сказуемое выражено спрягаемым глаголом).

Ему скучно (что с ним происходит? сказуемое выражено предикативным наречием — категорией состояния).

Он велик (каков он? сказуемое выражено кратким прилагательным).

Алексей — учитель (кто он такой? сказуемое выражено одушевлённым существительным).

Байкал — огромное озеро (что он такое? сказуемое выражено неодушевлённым существительным).

Типы сказуемых:

  1. Простое глагольное сказуемое.
  2. Составное глагольное сказуемое.
  3. Составное именное сказуемое.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое — это сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительное наклонение; условное наклонение, повелительное наклонение):

Наступает хмурое утро (изъявительное наклонение, настоящее время).
Наступило хмурое утро
(изъявительное наклонение, прошедшее время) .

Сергей будет поступать в театральное училище (изъявительное наклонение, будущее время).
Он с удовольствием уехал бы в деревню (условное наклонение).
Запишите домашнее задание (повелительное наклонение).

Другие способы выражения простого глагольного сказуемого:

1. Инфинитив: Жить — родине служить .

2. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг ): Подруга каждая тут тихо толк подругу .

3. Фразеологический оборот с главным словом — глаголом в спрягаемой форме: Команда одержала победу в чемпионате. Он опять дурью мается .

Другие примеры: задел за живое, вышел из терпения, попал впросак, бьет баклуши, впал в сомнение, пляшет под чужую дудку, пришел к убеждению, пришел в негодование, ходит ходуном, принимает участие, точит лясы, мозолит глаза, поднял тревогу, без ножа зарезал, из пальца высосал, приказал долго жить, положил зубы на полку, выжил из ума, обдал презрением и т.п.

4. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.):

Давай я поеду с тобой.
Пусть уезжает с отцом.
Да приснятся тебе сладкие сны.
Он было пошёл к двери, но вдруг остановился .
В комнате как будто попахивало гарью.
Он словно остолбенел от испуга.
Он чуть не умер с горя.
Он только что не кувыркался , стараясь рассмешить публику.
Он едва ли не помешался от радости.

Особого внимания требуют следующие способы выражения простого глагольного сказуемого:

1. Форма сложного будущего времени (буду писать ; будут петь и др.) — это простое глагольное сказуемое.

2. Словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом — модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!) .

3. Модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется. Ср.: Он было пошёл к двери, но вдруг остановился (часть сказуемого). — Он, бывало , неделями в деревне не показывался (вводное слово).

4. Чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:

а) фразеологизм часто можно заменить одним словом:

одержать победу победить; иметь значение значить; дать обещание обещать; отдать приказ приказать и др.;

б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть , а в составном именном сказуемом — можно. Ср.: Он повесил нос (нельзя сказать: Он был нос) ; Она сидела усталая Она была усталая (составное именное сказуемое); Он родился счастливым Он был счастливым (составное именное сказуемое).

В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые.

Осложнённое простое глагольное сказуемое — это сочетание двух глаголов или сочетание глагола с различными частицами.

Наиболее распространёнными среди них являются следующие:

1) сочетание двух глагольных форм с частицей так (Удружил так удружил ! );

2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме (Пойду позову маму );

3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и (Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду — это не однородные сказуемые, а одно осложнённое сказуемое);

4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе (А Иванушка знай себе держись ; Я так и вскрикнула );

5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа (Он её поедом ест ; Она ревмя ревёт );

6) сочетание двух однокоренных глаголов и частицы не между ними, с модальным значением невозможности: Ждем не дождемся весны; Дышит не надышится чудесным, горным воздухом ;

7) сочетание инфинитива с личной формой того же глагола, которой предшествует частица не , для усиления отрицательного значения сказуемого: Сам работать не работает , да и другим мешает;

8) сочетание оборота только и делаю , что с последующим глаголом в той же форме для обозначения интенсивности действия: Он только и делает, что рисует ;

9) повторение сказуемого для обозначения длительности действия: Еду, еду в чистом поле.


Дополнительно:

Источник:

  • Глава «Осложненное глагольное сказуемое» в пособии Валгиной Н.С. «Современный русский язык»
  • Глава «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс русского языка»

Дополнительно на Геноне:

Материалы по подготовке к ЕГЭ (Приложение№3)

Цель: 1. актуализировать и обобщить базовые знания обучающихся по темам: - члены предложения; - обособленные члены предложения. 2. Закрепить умения и навыки, необходимые для выполнения заданий ЕГЭ: - в части А: А8, 20 ; - в части В: В6; 3. Совершенствовать умение использовать разнообразные синтаксические конструкции при написании сочинения (частьС: К5, К6, К8, К9).

Члены предложения

Информация для повторения

Подлежащее

*Подлежащие, выраженные разными частями речи, словосочетаниями

Сказуемое

*Простые и составные сказуемые, сказуемые, выраженные фразеологическими оборотами и др;

Определение

*Определение и его роль в предложении; *определение и определяемое слово; *способы выражения определений *определения и приложения одиночные и распространённые; *согласованные и несогласованные; *обособление определений*;

Дополнение

*Дополнение и его роль в предложении; * способы выражения дополнений; * обособление дополнений;

Обстоятельство

*Обстоятельство и его роль в предложении; * способы выражения обстоятельств; * обособление обстоятельств;

Подлежащее

Упражнение№1 Задание: Рассмотрите таблицу, найдите в предложениях подлежащее, определите, чем оно выражено. Составьте или подберите из художественной литературы аналогичный пример. Заполните таблицу.

Чем выражено подлежащее (укажите часть речи или др. способ выражения подлежащего)

Предложение для анализа

(подчеркните подлежащее)

Пример, подобранный самостоятельно

Сытый голодного не разумеет.

Неправдой нажитое впрок не пойдёт.

Жить – Родине служить.

Двенадцать – чётное число.

Ваше постоянное «завтра» уже всем надоело.

Далече грянуло ура. (П.)

Этак всякий может спеть.

Горный хрусталь считается полудрагоценным камнем

Красных мухоморов ряд, как карлы сказочные, спят (А.Майков)

Я с подругой пошла в библиотеку.

Мы с дедушкой решили отправиться на рыбалку.

Упражнение №2

Подумай и ответь. 1. Где подлежащее из стихотворения В.Дыховичного и М Слободского: А за стеной ревущее, звенящее, гремящее, спешащее, бегущее несётся настоящее? 2. Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры. 3. В каком из трёх предложений слово это является подлежащим: а) Марки – это его хобби; б)Это занятие было его страстью; в) Это было его увлечение? (Ответы: 1. Настоящее. 2. Если оно сочетается с колич. числ. или существ., обозначающим какую-либо меру: Стакан чаю. Два товарища. 3. В 3-м.)

Сказуемое

Вопросы сказуемого: что делает предмет? Что с ним происходит? Что сказано о предмете? Каков (какой) предмет? Что есть предмет? (словом предмет условно называем подлежащее).

Простое глагольное = глагол в форме одного из наклонений Составное * Глагольное = Вспомогательная часть + Инфинитив * Именное = Вспомогательная часть + не Инфинитив (именная часть)

Сказуемые разных типов

Вспомогательная часть

Часть сказуемого, содержащая лексическое значение

Любой глагол в форме одного из наклонений (помни: глагол в форме будущего ложного времени – буду учиться – простое глагольное сказуемое; фразеологизм – взялся за ум (=поумнел – 1 глаго) – простое ГС

Составное глагольное сказуемое

Начал (а, и) , стал, продолжал, перестал, хотел, был бы рад, готов

Инфинитив (если вместе со вспомогательным глаголом относятся к одному лицу: Он хотел прийти . Но: Он попросил меня (о чём?) прийти (действия относятся к разным лицам).

Осложнённые глагольные сказуемые

Сказуемые следующего типа: Пойду погуляю в саду. Он взял да и ушёл . Ждём не дождёмся весны. Он только и делает, что читает. Вот уж действительно спел так спел . А он знай себе посмеивается . Я собралась было в оперу.

Составное именное сказуемое

Глагол-связка быть в форме одного из наклонений, в настоящем времени – есть или нулевая связка (на месте нулевой связки на письме перед именной частью, выраженной существ-м, инфинит-м, числит-м,обычно ставится знак тире) ; другие связки: казался, становился, жил, родился и др.

* существительное (как+существительное) * прилагательное * причастие * числительное * местоимение * наречие *словосочетание

Упражнение№1.

Составьте предложения, «превратив» данные слова и словосочетания в сказуемые. Определите тип сказуемого.

1.Увлекаюсь. 2. Будем изучать. 3. Давайте споём. 4.Пусть расскажет. 5. Начали строить. 6.Пустился бежать.7. Обязанность. 8. Не переставал лить. 9. Можем подождать. 10.Был нелёгким. 11. Был невысок. 12. Любитель. 13. Как зеркало. 14. Было следствием. 15.Казалось невыполнимым. 17. Интересен. 18. Стало привычкой. 19. Пальцем не пошевелил. 20. Будьте внимательны. 21. Будет учиться. 23. Без единой ошибки. 24. Сорок два. 25. Не к лицу. 26 Неудобно. 28. Должен быть построен. 29. Не верили своим глазам. 30.Как сквозь землю провалился.

Упражнение№2

Подумай и ответь.

1. Чем интересна с синтаксической точки зрения пословица Соли - не пересаливай, хвали – не перехваливай? 2. Чем выражена грамматическая основа предложения в пословице Говорить не думая – что стрелять не целясь ?. 3. Где сказуемые в следующих предложениях:

1) Мы пахать, а он руками махать. (Посл.)

2) Охотница была до цветов, как девчонка. (Айтм.)

3) Варя была с заплаканными глазами.

4) Я не мастер рассказывать.

5) Он желал казаться храбрым на четвёртом батальоне. (Л.Т.)

6) Старый друг лучше новых двух. (Посл.).

Упражнение№3

Составьте по аналогии такие предложения, где в состав сказуемого, помимо связки быть (в настоящем времени – нулевое,) входило бы:

1.Сочетание существительного и прилагательного в родительном падеже: Афанасий Иванович был высокого роста (Г.) 2. Существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом: а) без: Маша была без чувств. (П.) б) для: Эта комната как раз для ребёнка. (Ч.) в) из: Вы, часом, не из Москвы? (Пауст.) г) от: Одно письмо было от матери. д) против: Кто против этого предложения? 3.Существительное в предложном падеже с предлогом: Трава по пояс. 4. Существительное в предложном падеже: Вся в инее шапка большая, усы, борода в серебре (Н.) 5. Прилагательное в краткой форме: Здание было огромно. 6. Прилагательные в сравнительной степени: Зимою дни короче, а ночи длиннее. 7. Прилагательные в превосходной степени: Из всех древесных пород ель и бук у нас самые распространённые. 8. Наречие или предложно-именное сочетание наречного характера: И всё нам впору, всё по силам, всё по плечу, что впереди (Тв.)

Упражнение №4

В скольких предложениях представлено составное глагольное сказуемое? 1. Фёдор отправился купаться. 2.Аню попросили закрыть окно. 3. Ветер начал крепчать. 4. Мы будем отдыхать после обеда. 5. Работа никак не шла ему на ум.

Упражнение №5

Найдите синтаксические (грамматические) ошибки в предложениях (согласовании сказуемого с подлежащим) 1. Большинство студентов, выполнявших контрольную работу, справились с предложенными заданиями. 2. Два ученика медленно шло по дорожке к школе.. 3. Лекарственное растение чистотел рос рядом с домом. 4. Платье-халат висел на спинке стула. 5. Никто из сестёр, даже старшая, не знали о внезапном приезде отца.6.Прибыли 500 участников конференции.

Второстепенные члены предложения

Определение

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей? Определения зависят от членов предложения, выраженных существительными, местоимениями (определяемых слов). В предложении могут находиться перед определяемым словом – согласованные - или после него -несогласованные. Это прямой порядок слов в предложении. Если согласованные определения занимают положение после определяемого слова, а несогласованные – перед определяемым словом, изменяется порядок слов (непрямой порядок слов называется инверсией) . Инверсия служит для выделения при помощи интонации (на письме такие определения чаще всего выделяются запятыми, реже – тире) важных по смыслу членов предложения, усиливает эмоциональную окраску речи, служит одним из средств связи слов в предложении (см. таблицу)

Место определяемого слова и определений в предложении

Прямой порядок слов

Согласованное определение

Согласованное определение

Определяемое слово

Несогласованное определение

Наша кочевая дорога с глубокими колеями вьётся среди полей.

Согласованное определение

Определяемое слово

Несогласованное определение

Улыбающийся от счастья, мчался через поле почтальон в развевающейся накидке

Изменённый прядок слов – инверсия

Определяемое слово

Согласованное определение

Море, сверкающее, торжественное , волновало необыкновенно.

Ассоль, мечтающая о счастье , верила в предсказание.

Виды определений по способу выражения

Согласованные

Одиночные

Морской ( прилаг. ) берег усеян засохшими (причаст.) водорослями. Моя (мест.) дочка проснулась.

Распространённые

Тёмный от времени (прилаг.+зависим. сущ.) портрет, украшавший гостиную ( причаст. оборот) , напоминал о былом благополучии семьи.

Несогласованные

Одиночные

Экран компьютера (сущ. в Р.П.) светился в темноте. Дайте задачу посложнее (сравн. степ. прилаг.) . Я получил возможность учиться (инфинитив) .

Распространённые

Построили дом в шесть этажей (сущ. с предлогом + числит.) Девушка с голубыми глазами пела о весне.

Приложения

Одиночные

Мы познакомились с лётчиком-испытателем ( сущ. в том же падеже, что и опред. слово; профессия)

Распространённые

Скворцы, вестники весны (сущ.+сущ.) , весело кружились над старым садом.

Обособление определений и приложений

Согласованные определения

Несогласован-ные определения

Приложения

Все виды определений и приложений

Обособляются: после определяемого сущ. (или слова, в роли существительного)

1.распространённые (причастные обороты и обороты прилаг.+ сущ.) после определяемого сущ.

Мы смотрели на тучу, медленно выраставшую на горизонте. Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству (Л.Т.); Стоят и те трое, хмурые все (М.Г.).

Обособляются после определяемого сущ. (или слова, в роли сущест-вительного)

1.выраженные прилагательным в сравнительной степени:

Одна птица, посмелее других , подлетела к нам.

2.в сочетании с согласованными определениями (см.ниже)

Обособляются после определяемого сущ. (или слова, в роли сущест -вительного)

1.распростра-нённые приложения Могучий лев, гроза лесов , лишился силы (И.Кр.);

2. после имени собственного:

Пушкина , великого поэта, знают все.

3.перед собственным именем, если приложение имеет добавочное обстоятельственное значение:

Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении.

4. приложения с союзом КАК, если имеют добавочное значение причины (= потому что, будучи, как)

Брат , как инициатор, должен играть главную роль. 5. приложения, присоединяемые словами: по имени, по фамилии, по прозвищу, родом: Была у Ермолая легавая собака, по прозвищу Валетка.

Обособляются, 1.если относятся к личному местоимению:

Весёлая и оживлённая , она ждала гостей.

А он, мятежный, просит бури…(Л.)

Как ВЫ, с вашим умом, этого не поняли.

Умница, он был любим всеми.

2. Если отделены от опред. слова другими словами:

Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна.

2. несколько однородных определений (с союзом и без него): Мартовская ночь, облачная и туманная , окутала землю (А.Ч.) Я увидел странного человека, пожилого, в лохмотьях.

Вместо запятой может ставиться тире:

1. Определение выражено инфинитивом: Я пришёл с одной целью – помочь тебе (тире = а именно).

2.Приложение стоит в конце предложения: Пришёл ноябрь – месяц заморозков.

Упражнение №1

Указанные ниже словосочетания с несогласованными определениями превратите в словосочетания с согласованными определениями и придумайте с ними короткие предложения:

1. Билет в театр. 2. Заказ вне очереди. 3. Рощи под Москвой. 4. Туман перед рассветом. 5. Пробег в 200 километров.6. Девочка с круглым лицом. 7. Сияние луны. 8. Лунное сияние.

Упражнение №2

Для того, чтобы определить, какое из двух написанных существительных является приложением, нужно помнить, что приложение по-новому характеризует предмет, даёт ему другое название: женщина-врач – женщина, работающая врачом. При сочетании нарицательного существительного с собственным именем человека приложением будет нарицательное существительное: врач Петрова.

Задание: словосочетания с согласованными несогласованными определениями преобразуйте в приложения, отметьте * определяемое существительное.

1. Квартира, являющаяся музеем. 2. Рабочий нефтяной промышленности. 3. Инженер, работающий в области электротехники. 4. Ковёр, который сам летает. 5. Студент, приехавший из Америки. 6.Иванов, работающий каменщиком.

Упражнение№3

Составить предложения на литературоведческие темы, используя в качестве определений слова из списка:

грустный и одинокий, великий и могучий, заботящийся о судьбе Маши Мироновой, гордый за одержанную в войне с Наполеоном победу, обличающий фамусовское общество, презирающий Грушницкого, влюблённый юноша, «добрый мой приятель» , страдающий эгоист, «русская душою», порабощённый идей, хранитель Михайловского, чужая в «тёмном царстве», «последний из могикан» в имении Лопахиных.

Определения подчеркните, охарактеризуйте определения, используя условные обозначения:

ООСО – обособленные одиночные однородные согласованные определения, ОСРО – обособленные согласованные распространённые определения, ОРП – обособленные распространённые приложения. Какие определения не встретились в списке условных обозначений? Приведите примеры таких определений.

Упражнение №4

Спишите, расставьте знаки препинания, определите вид обособленных членов: 1.Старуха Гришкина мать умерла, но старики отец и тесть были ещё живы. 2.Веков минувших великаны преданья славы сторожа стоят казацкие курганы. 3.В дальнем углу светилось жёлтое пятно огонь квартиры Серафимы. 4.Молодая казачка нарядная в цветастом сарафане прислонившись к высокой створке открытых ворот тянула песню страдание.5.Он упрямец ничего не хотел слушать. 6.Его тётушка весёлая болтливая старушка любила выпить чаю с соседками. 7.Мария его сестра была чудо как хороша. 8.Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. 9.Глава семейства Владимир Михайлович Головлёв ещё смолоду был известен своим безалаберным и озорным характером. 10.Николай как человек осторожный никому не рассказывал о своём плане. 11. Наш новый приятель по прозвищу Жук был и впрямь похож на медлительного и важного жука.

К государственной (итоговой ) аттестации ...

  • Дополнительного профессионального образования результаты (2)

    Документ

    ... подготовки . Качественный анализ уровня их подготовки ... без двоек ... Формы организации обучения... подготовке обучающихся к государственной (итоговой ) аттестации ЕГЭ ...

  • Дополнительного профессионального образования результаты (1)

    Документ

    Доступность качественного образования – ... (без двоек ) ... и т.д. Формы организации обучения, ... подготовке обучающихся к государственной (итоговой ) аттестации . Руководителям муниципальных и школьных методических объединений и учителям: Изучить результаты ЕГЭ

  • Теоретический блок

    Типы сказуемого

    Простое глагольное сказуемое

    К простым глагольным относят и сказуемые, у которых нет формального показателя наклонения, времени и грамматического подчинения подлежащему. Это сказуемые, выраженные:

    усеченными глагольными формами: толк, хвать, бац и т.д. ...Легче тени Татьяна прыг в другие сени, с крыльца на двор... (А.С. Пушкин); А ты, сударыня, чуть из постели прыг , с мужчиной! с молодым! (А.С. Грибоедов); ...А князь Гвидон с берега душой печальной провожает бег их дальный; глядь - поверх текучих вод лебедь белая плывет. (А.С. Пушкин); Сюда спешу, хвать , об порог задел ногою и растянулся во весь рост. (А.С. Грибоедов); Но царевна в обе руки хвать - поймала. (А.С. Пушкин);

    инфинитивом в значении изъявительного наклонения: И царица хохотать , и плечами пожимать , и подмигиват ь глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться , подбочась, гордо в зеркальце глядясь. (А.С. Пушкин)

    сложной формой будущего времени глагола : Я завтра буду работать (это простое глагольное сказуемое).

    фразеологическими сочетаниями с различной степенью спаянности частей, так как им присуще единое цельное значение (ср.: вышел из себя - рассердился). Например: задел за живое, вышел из терпения, попал впросак, бьет баклуши, впал в сомнение, пляшет под чужую дудку, пришел к убеждению, пришел в негодование, ходит ходуном, принимает участие, точит лясы, мозолит глаза, поднял тревогу, без ножа зарезал, из пальца высосал, приказал долго жить, положил зубы на полку, выжил из ума, обдал презрением и т.п.

    сочетанием двух глаголов или сочетанием глагола с различными частицами . Сюда входят:
    1. Сочетание двух глаголов в одинаковой форме, из которых первый указывает на действие, а второй - на цель этого действия: Пойду погуляю в саду; Сядь напиши матери письмо.
    2. Соединение при помощи союзов и, да, да и и формы глагола взять и одинаковой формы другого глагола для обозначения произвольного действия, обусловленного личной прихотью субъекта: Возьму и сделаю наоборот; Он взял да и ушел совсем.
    3. Сочетание двух однокоренных глаголов и частицы не между ними, с модальным значением невозможности: Ждем не дождемся весны; Дышит не надышится чудесным, горным воздухом.
    4. Сочетание инфинитива с личной формой того же глагола, которой предшествует частица не, для усиления отрицательного значения сказуемого: Сам работать не работает , да и другим мешает.
    5. Сочетание оборота только и делаю (делаешь, делает и т.д.), что с последующим глаголом в той же форме для обозначения интенсивности действия: Он только и делает, что рисует .
    6. Повторение сказуемого для обозначения длительности действия: Еду, еду в чистом поле.
    7. Повторение сказуемого с усилительной частицей так для обозначения действия, полностью осуществленного: Вот уж действительно спел так спел .
    8. Соединение глагола с частицей знай или знай себе для обозначения действия, которое совершается несмотря на препятствия: А он знай себе посмеивается .

    Бывает, что в простых глагольных сказуемых употребляются глагольные формы одного наклонения в значении другого; тогда возникают дополнительные смысловые оттенки. Например, в предложении Она его не замечает, как он ни бейся , хоть умри (А.С. Пушкин) форма повелительного наклонения употреблена в значении изъявительного (ср. как он ни бился), но с дополнительным значением условного (ср. как бы он ни бился).
    В предложении...Ногу в стремя и носишься на борзом жеребце; осенний ветер дуй хоть спереди, хоть с тыла (А.С. Грибоедов) повелительное наклонение в значении изъявительного создает дополнительный оттенок возможности (ветер может дуть откуда угодно - он ничему не помешает).

    Составное глагольное сказуемое

    Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и глагола в неопределенной форме (в инфинитиве). Основное лексическое значение выражено глаголом в инфинитиве, а вспомогательный глагол выражает общие грамматические значения наклонения, времени, лица, а также добавочные значения.

    В составном глагольном сказуемом могут употребляться вспомогательные глаголы двух типов:

    фазисные глаголы , обозначающие начало, продолжение или конец действия:

    начать, начинать, стать, приниматься (в значении «начать»), продолжать, кончать, прекратить-прекращать, бросить-бросать (в значении «кончить».

    Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна! (А.С. Грибоедов);

    модальные глаголы , обозначающие намерение, волеизъявление, способность, предрасположенность, необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональную оценка действия и т.д:

    хотеть, желать, уметь, мочь, намереваться, пытаться, стараться, отказываться, ухитряться, разучиться, суметь, готовиться, мечтать, надеяться, бояться, готовиться, стремиться, решить, рассчитывать, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

    Он славно пересмеять умеет всех. При нем не смела я дохнут ь, у вас спросить , на вас взглянуть . Нам, Алексей Степаныч, с вами не удалось сказать двух слов. А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить ... (А.С. Грибоедов) Чичиков, как уж мы видели, решился вовсе не церемониться ... Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы... (Н.В. Гоголь) Но почему с рифмовником бродить по белу свету наперекор стихиям и уму так хочется и в смертный час поэту? Я сделал для грядущего так мало, но только по грядущему тоскую и не желаю начинать сначала... (А.А. Тарковский)

    Модальное значение могут выражать и некоторые краткие прилагательные и причастия, наречия (слова категории состояния), существительные: рад, должен, готов, обязан, способен, вынужден, надо, можно, нельзя, мастер(в значении «мочь, могу») , в состоянии, в силах и пр.

    Молчалин за других себя забыть готов . Она не родила, но, по расчету по моему, должна родить . А ты расславить это рад ? Ведь надобно ж зависеть от других. Не мастерица (в значении «не могу») я полки-та различать . (А.С. Грибоедов)
    В этом случае грамматическое значение наклонения и времени выражает глагол-связка быть в нужной форме, так что сказуемое состоит из 3 слов: 1) связки; 2) вспомогательного компонента, выраженного кратким прилагательным или причастием, наречием, существительным; 3) глагола в неопределенной форме (отсутствие связки, как в примерах, приведенных выше, указывает на настоящее время изъявительного наклонения; правильнее сказать, что в таких предложениях связка нулевая). Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. ...Алкид, зажмурив глаза и открыв рот, готов был зарыдать самым жалким образом, но, почувствовав, что за это легко можно было лишиться блюда, привел рот в прежнее положение и начал со слезами грызть баранью кость. Фетинья, как видно, была мастерица взбиват ь перины. Кучер, заметивши, что один из них был большой охотник становиться на запятки, хлестнул его кнутом... (Н.В. Гоголь)
    Составное глагольное сказуемое может иметь осложненную форму; в этом случае, кроме инфинитива основного глагола, употребляется инфинитив вспомогательного глагола: В мои лета не должно сметь свое суждение иметь . (А.С. Грибоедов)

    Как определить синтаксическую роль инфинитива?

    Не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым. Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено несколько условий:

    Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении: я начал — что делать? (ответа нет, глагол лексически неполнозначный); я хочу — что делать? (ответа тоже нет, глагол лексически неполнозначный).

    Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол полнозначный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив — это второстепенный член предложения: Она (что сделала?) присела (с какой целью?) отдохнуть (присела — глагол полнозначный, значит, это простое глагольное сказуемое, а инфинитив отдохнуть — это обстоятельство цели ).

    Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом: Я хочу петь (хочу петь — составное глагольное сказуемое, потому что хочу — я и петь буду — я). Я попросил её спеть (попросил — простое глагольное сказуемое, инфинитив спеть — дополнение , потому что попросил — я, петь будет — она).

    Инфинитив может быть определением, если относится к существительному и отвечает на вопрос какой?: Возникло желание спеть (возникло желание — это основа предложения, возникло — простое глагольное сказуемое, т.к. глагол полнозначный; желание (какое?) спеть — инфинитив в роли определения ).

    Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные сложной формой будущего времени глагола: Мы будем помнить и в летейской стуже, что десяти небес нам стоила земля. (О.Э. Мандельштам) (это простое глагольное сказуемое).

    Составное именное сказуемое

    В составном именном сказуемом есть глагольная связка, выражающая грамматическое значение, и основной (именной) компонент - слова или словосочетания разных частей речи (чаще всего - имена существительные или прилагательные), в которых содержится лексическое значение сказуемого.

    В качестве связки в составном именном сказуемом чаще всего используется глагол быть в форме какого-нибудь наклонения. Он в Риме был бы Брут , в Афинах - Периклес (А.С. Пушкин) - условн. накл. В суровой доле будь упрям , будь хмурым , бедным и согбенным... (Н.С. Гумилев) - повелит. накл. Его голос был песней огня и земли... (Н.С. Гумилев) - изъявит. накл., прош. вр. Разрушающий будет раздавлен , опрокинут обломками плит... (Н.С. Гумилев) - изъявит. накл., буд. вр.
    В настоящем времени глагол быть обычно отсутствует; иными словами, связка нулевая: Не грешен он ни в чем, вы во сто раз грешнее . Лгунишка он, картежник, вор . (А.С. Грибоедов) Однако встречается и связка в форме настоящего времени глагола быть: Дщерь ада, злоба есть содетель бесчисленных лютейших бед. (В.А. Жуковский) Мысль изреченная есть ложь . (Ф.И.Тютчев)

    В составном именном сказуемом могут использоваться и другие глаголы-связки : являться, оставаться, становиться, стать, делаться, считаться, называться, казаться, оказаться, представляться и т.п.; они различаются значениями. Поместье наше называлось хутором , - хутор Каменка, - главным имением нашим считалось задонское, куда отец уезжал часто и надолго, а на хуторехозяйство было небольшое , дворня малочисленная .
    Всего же поразительнее оказалась в городе вакса.
    Затем детская жизнь моя становится разнообразнее . (И.А. Бунин)
    Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые . Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими ... Злодейства же малые и шуточные именуются срамными ... (М.Е. Салтыков-Щедрин) И кажется совсем не трудной , белея в чаще изумрудной, дорога не скажу куда. (А.А. Ахматова)

    В качестве именной части составного именного сказуемого обычно выступают

    краткие прилагательные и причастия - Дом зеленью раскрашен (причастие) в виде рощи. Сам толст (прилагательное), его артисты тощи (прилагательное) (А.С. Грибоедов);

    имена существительные в именительном или творительном падеже - Покойник был почтенный камергер. (А.С. Грибоедов) Супружество нам будет мукой. (А.С. Пушкин) Кружевом , камень, будь и паутиной стань ... (О.Э. Мандельштам);

    полные имена прилагательные в именительном или творительном падеже - Ведь полоумный твой отец... (А.С. Грибоедов) Неужели я настоящий и действительно смерть придет? В такие минуты и воздух мне кажется карим ... (О.Э. Мандельштам) Я не буду больше молодым . (С.А. Есенин);

    имена прилагательные в сравнительной или превосходной степени - Ах, злые языки страшнее пистолета. Ну, постоянный вкус в мужьях всего дороже ! (А.С. Грибоедов)

    Кроме того, именная часть сказуемого может быть выражена предложно-падежными формами существительного - А я перед ней в неоплатном долгу. (А.А. Тарковский) Ум с сердцем не в ладу. (А.С. Грибоедов); местоимением - Как все московские, ваш батюшка таков ... Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой. (А.С. Грибоедов); наречием - Ведь я ей несколько сродни. (А.С. Грибоедов); инфинитивом - Его утеха - по лесам скитаться за зверями. (В.А. Жуковский); фразеологическим оборотом - Он не в своем уме. Любезнейший! Ты не в своей тарелке. (А.С. Грибоедов)
    Именная часть может быть выражена словосочетанием, основное лексическое значение которого содержится не в главном, а в зависимом слове. Старушки все - народ сердитый. Он человек заметный ... Мой муж - прелестный муж ... Бал вещь хорошая , неволя-то горька. (А.С. Грибоедов)
    В именную часть могут входить союзы как, будто, словно и др., вносящие в сказуемое значение сравнения. Твой каждый стих - как чаша яда, как жизнь , спаленная грехом. (А.А. Тарковский)

    Бывает нелегко правильно определить границы сказуемого и его вид, если в предложении есть глагол быть в спрягаемой форме. Этот глагол может быть не только связкой в составном именном сказуемом. Если он употреблен в значении «иметься», «находиться», «происходить», тогда он является в предложении простым глагольным сказуемым. Вчера был бал, а завтра будет два. (А.С. Грибоедов) Налево был угрюмый лес, направо - Енисей. (Н.А. Некрасов) Тут были родные ушедших туда, куда я сама торопилась. (Н.А. Некрасов)

    Практическая работа по теме «Типы сказуемых»

    Найдите сказуемые и выделите их.

    Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер. Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал, как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон. Это шапка-невидимка. Как только вы ее наденете, так и исчезнете, и бедный мастер вовеки не узнает, идет она вам или нет. Берите, только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу! (Е.Л. Шварц)

    1. Найдите составные глагольные сказуемые.

    Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
    Весь этот мир, меняющий обличье...

    Я боюсь, что слишком поздно
    Стало сниться счастье мне.

    Я не буду спать ночью новогодней,
    Новую тетрадь я начну сегодня.

    Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
    Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
    Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
    И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

    (А.А. Тарковский)

    2. Найдите простые и составные глагольные сказуемые.

    Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, - это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» - строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» - «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», - гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)

    3.

    Один молодой афинянин обратился в суд. Он утверждал, что его одряхлевший отец выжил из ума и потому не способен распоряжаться имуществом семьи. Старик не стал оправдываться - он лишь прочел судьям только что законченную трагедию. После этого спор был сразу решен в его пользу, а сына признали бессовестным лжецом. Трагедия называлась «Эдип в Колоне», а старика звали Софокл. (О.Левинская)

    1) обратился в суд - простое глагольное;
    2) выжил - простое глагольное;
    3) не способен распоряжаться - составное глагольное;
    4) не стал - простое глагольное.

    Найдите составные именные сказуемые.

    Любимое занятие Васьки Печенкина - пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)

    1. Найдите простые глагольные сказуемые, выраженные 1)глаголом быть в нужной форме; 2) фразеологическим оборотом; 3) составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть.

    Медвежонок был довольно рослый, с умными глазами, с черной мордой, и жил он в будке на лицейском дворе. Принадлежал он генералу Захаржевскому, управляющему царскосельским дворцом и дворцовым садом. Каждое утро лицеисты видели, как, собираясь идти в обход, генерал трепал по голове медвежонка, а тот порывался сорваться с цепи и пойти вслед за ним.
    И вот однажды на глазах у лицеистов произошло событие, которое внесло медвежонка в политическую историю лицея.
    Генерал Захаржевский, проходя однажды мимо будки, к ужасу своему, обнаружил, что будка пуста: медвежонок-таки сорвался с цепи. Начали искать - безуспешно: ни на дворе, ни в саду медвежонка не было. Генерал потерял голову: в двух шагах был дворцовый сад... (Ю.Н. Тынянов)

    2. Найдите 1) составные глагольные сказуемые; 2) составное именное сказуемое.

    Александр Македонский мечом прошелся по Персии, подчинил своей власти Египет, достиг берегов Индийского океана. На обширнейшей территории образованного им государства утвердился греческий язык. На его основе во втором веке до нашей эры возникло латинское письмо. Около тысячи лет греческий язык был государственным языком Византийской империи.
    Но в Западной Европе лишь в четырнадцатом столетии начали изучать язык великих мыслителей древности. Только тогда он стал признаком учености для просвещенных людей своего времени.

    3. Найдите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано неправильно.

    Был он заяц обстоятельный, высмотрел у вдовы, у зайчихи, дочку и жениться хотел. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

    1) был обстоятельный - составное именное;
    2) высмотрел - простое глагольное;
    3) хотел жениться - составное глагольное.

    4. Найдите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно.

    Был он старый служака зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать; следовательно, до некоторой степени и инженерное искусство знал. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

    1) был - простое глагольное;
    2) умел строить - составное глагольное;
    3) выворачивать с корнями - составное именное;
    4) знал искусство - составное именное.

    Ответы

    Ответ. Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер . Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал , как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон . Это шапка-невидимка . Как только вы ее наденете , так и исчезнете , и бедный мастер вовеки не узнает , идет она вам или нет. Берите , только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу ! (Е.Л. Шварц)

    1. Ответ : хочу вдохнуть, стало сниться, не мог проститься, начал падать.

    Сказуемое не буду спать простое глагольное, т.к. это будущее составное время глагола. Глагол начну можно принять за фазовый вспомогательный, но в предложении нет глагола в неопределенной форме, поэтому начну - простое глагольное сказуемое.

    2. Ответ: простые глагольные - увидели, бросалось в глаза (устойчивое выражение), позволяете, услышал, растопырился, буду слушать, потеплел, зовут, ответил; составные глагольные - хочу слушать, придется проткнуть, в состоянии помочь.

    3. Ответ: 3.

    Ответ: пускание, пущен, чувствует себя хозяином, все равно что воробьи, могуч и

    1. Ответ : 1) …ни на дворе, ни в саду медвежонка не было; в двух шагах был дворцовый сад; 2) потерял голову; 3) был довольно рослый, с умными глазами, с черной мордой….

    2. Ответ: 1) был государственным языком; стал признаком; 2) начали изучать.

    3. Ответ: 1.


    ^ ГОТОВИМСЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
    СКАЗУЕМОЕ

    ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
    Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

    Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).

    ^ Типы сказуемых:

    Простое глагольное сказуемое – ПГС

    Составное глагольное сказуемое – СГС

    Составное именное сказуемое – СИС

    Простое глагольное сказуемое (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно.


    1 . Глагол в форме какого-либо наклонения

    Наступает хмурое утро .

    Наступило хмурое утро.

    Сергей будет поступать в театральное училище.

    Он с удовольствием уехал бы в деревню.

    Запишите домашнее задание.


    2 . Независимый инфинитив

    Жить – родине служить.

    3 . Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг )

    Подруга каждая тут тихо толк подругу.

    4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме

    Команда одержала победу в чемпионате.

    Он опять лодыря гоняет .


    5 . Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

    Давай я поеду с тобой.

    Пусть уезжает с отцом.

    Да приснятся тебе сладкие сны .

    Он было пошёл к двери, но вдруг остановился.

    В комнате как будто попахивало гарью.

    Он словно остолбенел от испуга.

    Он чуть не умер с горя.

    Он только что не кувыркался , стараясь рассмешить публику.

    Он едва ли не помешался от радости.


    !!! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

    1) Форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое;

    2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);

    3) модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется .

    Ср.: ^ Он, бывало, неделями в деревне не показывался;

    4) чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:

    а) фразеологизм часто можно заменить одним словом :

    одержать победу – победить; иметь значение – значить; дать обещание – обещать; отдать приказ – приказать и др.;

    б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть, а в составном именном сказуемом – можно.

    Ср.: ^ Он повесил нос (ПГС) – нельзя: Он был нос; Она сидела усталая (СИС) – Она была усталая; Он родился счастливым (СИС) – Он был счастливым.

    ПРИМЕЧАНИЕ

    В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые с экспрессивным значением. Наиболее распространёнными среди них являются следующие:
    1) сочетание двух глагольных форм с частицей так (Удружил так удружил!);

    2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме (Пойду позову маму);

    3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и (Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз);

    4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе (А Иванушка знай себе держись; Я так и вскрикнула);

    5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа (Он её поедом ест; Она ревмя ревёт).
    ^ Осложнённые типы простого глагольного сказуемого

    ^ Образец разбора

    Мои дела идут в гору .

    Идут в гору – простое глагольное сказуемое; выражено глагольным фразеологизмом в настоящем времени изъявительного наклонения.

    Забыть бы обо всём.

    Забыть бы – простое глагольное сказуемое; выражено глаголом в условном наклонении.

    ЗАКРЕПЛЯЕМ.
    Задание 1. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите подлежащие и сказуемые по плану.
    1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).
    ^ СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
    Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.

    Ср.: Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС)

    Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

    а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);

    б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.

    ^ СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

    Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

    Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

    Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным , то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

    Cр.: я начал – что делать?; я хочу – что делать?.
    Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный , то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.

    Ср .: Она присела (с какой целью?) отдохнуть.
    Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

    1. Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое (хочу – я, петь буду – я).

    2. Я просил её спеть. Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение (просил – я, просил (о чём?) её, петь будет – она).


    ЗНАЧЕНИЕ

    ^ ТИПИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ И ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

    ПРИМЕРЫ

    1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия)

    Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

    ^ Он стал готовиться к отъезду.

    Он продолжал готовиться к отъезду.

    Он закончил писать книгу.


    2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.)

    Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь и др.

    Я умею петь .

    Я хочу петь .

    Я боюсь петь .

    Я люблю петь .

    Я стыжусь петь .

    Я рассчитываю спеть эту арию.


    План разбора составного глагольного сказуемого

    1. Указать тип сказуемого.

    2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.
    Образец разбора

    Заяц пустился бежать от охотника.
    Пустился бежать – составное глагольное сказуемое. Основная часть (бежать) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
    ЗАКРЕПЛЯЕМ.

    Задание 1. Выделите грамматические основы предложений. Разберите простые и составные глагольные сказуемые по плану.

    1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Приходил лакей звать меня к княгине (Лермонтов). 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович). 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский). 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский). 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский). 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский). 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский). 11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь (Паустовский). 12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи (Паустовский). 13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук (Гончаров). 14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (Гончаров). 15. Море временами совсем переставало шуметь (Паустовский). 16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев). 17. Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий). 18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни (Луконин). 19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл (Дичаров). 20. Она даже не успела поздороваться с ним (Федин).

    ^ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
    Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

    а) вспомогательная часть связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);

    б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

    СИС = связка + именная часть

    Например: Он был врачом; Он стал врачом; Он был болен; Он был больным; Он был ранен; Он пришёл первым.
    ^ ВИДЫ ГЛАГОЛОВ-СВЯЗОК


    Вид связки по значению

    Типичные глаголы

    Примеры

    1. Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.

    Глаголы быть, являться. В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

    ^ Он был врачом .

    Он будет врачом .

    Он врач .

    Он был больным .

    Он будет здоровым .

    Он больной .

    Он является больным .

    Лирика есть самое высокое проявление искусства.


    2. Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может.

    а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться;

    б) сохранение признака: остаться;

    в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться;

    г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть;

    д) название признака: зваться, называться, почитаться.


    ^ Он стал больным .

    Он остался больным .

    Он бывал больным каждую осень.

    Он оказался больным .

    Он считался больным .

    Он казался больным .

    Он является больным .

    Он слыл больным .

    Их называли больными.


    3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).

    а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять;

    б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить;

    в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть.


    ^ Она сидела усталая .

    Он ушёл сердитый .

    Он вернулся расстроенный.

    Он жил отшельником .

    Он родился счастливым.

    Он умер героем .


    Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

    ^ У него было три сына; У него было много денег.

    Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

    ^ Он оказался в центре города; Он стал у стены.

    Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом (Он сидел усталый; более важным является то, что он был усталым, а не то, что он сидел, а не стоял или лежал).

    Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:


    • знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть:
    ^ Он сидел усталый – Он был усталый; Он родился счастливым – Он был счастливым; Он пришёл первым – Он был первым;

    • связку можно сделать нулевой:
    ^ Он сидел усталый – Он усталый; Он родился счастливым – Он счастливый; Он пришёл первым – Он первый.

    Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой?), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

    ^ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИМЕННОЙ ЧАСТИ


    ФОРМЫ

    ПРИМЕРЫ

    1. Имя существительное

    1.1. Существительное в именительном или творительном падеже

    Он мой брат .

    Он был моим братом .


    1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

    Штурман был в забытьи .

    Я без гроша .

    Этот дом – Мешкова .


    1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)

    Зять был молчаливой породы .

    Эта девушка высокого роста .


    2. Имя прилагательное

    2.1. Краткое прилагательное

    Он весел.

    Он стал весел.


    2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже

    Он весёлый.

    Он стал весёлым .


    2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени

    Здесь звуки музыки были слышнее .

    Ты самый лучший .


    3. Причастие

    3.1. Краткое причастие

    Он ранен.

    Стекла были разбиты .


    3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже

    Стекла были разбитые .

    Стекла были разбитыми .


    ^ 4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

    Вся рыба – ваша .

    Это что-то новенькое .


    ^ 5. Числительное в именительном или творительном падеже

    Их изба – третья с краю.

    Их изба была третьей с краю.


    6. Наречие

    Я был настороже .

    Его дочь замужем за моим братом.

    !!! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

    1) Даже если сказуемое состоит из одного слова – имени или наречия (с нулевой связкой) , это всегда составное именное сказуемое;

    2) краткие прилагательные и причастия всегда часть составного именного сказуемого ;

    3) именительный и творительный падежи – основные падежные формы именной части сказуемого;

    4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее.
    Наиболее типичные ошибки при разборе составного именного сказуемого :

    1. Краткую форму прилагательного и особенно причастия принимают за глагол, поэтому сказуемое ошибочно считают простым глагольным. Чтобы не ошибиться, поставьте сказуемое в прошедшее время: в глаголе появляется суффикс -л, а у краткого прилагательного или причастия появится связка был (была, было, были).

    Например:

    ^ Он болеет (ПГС). – Он болел;

    Он болен (СИС). – Он был болен;

    Город взят (СИС). – Город был взят.

    2. Краткое прилагательное среднего рода (именную часть сказуемого) путают с наречием на -о. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на форму подлежащего:

    Если подлежащего нет (предложение односоставное), то именная часть сказуемого – наречие.

    ^ Ср.: На море спокойно;

    Если подлежащее – инфинитив, существительное женского, мужского рода, существительное во множественном числе, то именная часть сказуемого – наречие:

    ^ Жить – это хорошо; Жизнь – это хорошо; Дети – это хорошо;

    Если подлежащее – существительное среднего рода, измените число подлежащего или подставьте другое подлежащее – существительное женского или мужского рода: форма наречия не изменится; окончание краткого прилагательного изменится; можно также заменить краткое прилагательное на полное.

    ^ Ср.: Море спокойно (СИС; именная часть выражена кратким прилагательным). – Река спокойна; Моря спокойны; Море спокойное).

    3. Именную часть сказуемого, выраженную полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, ошибочно разбирают как второстепенный член – определение. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на то, от какого слова ставится вопрос какой? к данному имени.

    Если вопрос ставится от подлежащего или дополнения, то это определение.

    Ср.: У неё было красное (какое?) платье ; красное – определение.

    Если вопрос какой? ставится от глагола, то это именная часть сказуемого.

    ^ Ср.: Её платье было (какое?) красное ; красное – именная часть сказуемого.

    Если глагола в предложении нет, то обратите внимание на порядок слов:


    • определение обычно стоит перед подлежащим-существительным.
    ^ Ср.: У неё красное платье;

    • именная часть сказуемого обычно стоит после подлежащего-существительного.
    Ср.: Её платье красное.

    4 . Именную часть сказуемого, выраженную существительным, местоимением в именительном падеже, часто путают с подлежащим. Особенно трудно разграничить подлежащее и сказуемое, если оба члена выражены формами именительного падежа.

    Для разграничения подлежащего и сказуемого, выраженных формами именительного падежа, учитывайте следующее:

    Подлежащее обычно предшествует сказуемому:

    ^ Москва – столица России; Столица России – Москва.

    Однако в русском языке сказуемое тоже может предшествовать подлежащему.

    Ср.: Хороший человек Иван Иванович;

    Указательная частица это стоит или может быть поставлена перед сказуемым:

    ^ Москва – это столица России; Столица России – это Москва; Иван Иванович – это хороший человек.

    Обратите внимание, что в предложениях типа: Это хорошо; Это мой брат это является подлежащим, выраженным указательным местоимением в именительном падеже;

    Подлежащее может быть выражено только формой именительного падежа; у сказуемого две основные падежные формы – именительный и творительный падежи. Если поставить в предложении связку быть в прошедшее время (был, была, было, были ) или связку являться, то форма именительного падежа сказуемого изменится на форму творительного, а у подлежащего она останется прежней.

    ^ Ср.: Москва была столицей России; Москва является столицей России; Иван Иванович был хорошим человеком; Иван Иванович является хорошим человеком.

    План разбора составного именного сказуемого


    1. Указать тип сказуемого.

    2. Указать, чем выражена именная часть, в какой форме стоит глагол-связка.
    Образец разбора

    Жизнь – это хорошо .
    Хорошо – составное именное сказуемое. Именная часть хорошо выражена наречием; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.
    Я пришёл первый .
    Пришёл первый – составное именное сказуемое. Именная часть первый выражена порядковым числительным в именительном падеже; знаменательная связка пришёл выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
    ^ Этот парень среднего роста .
    Среднего роста – составное именное сказуемое. Именная часть среднего роста выражена цельным словосочетанием с главным словом – существительным в родительном падеже; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

    ЗАКРЕПЛЯЕМ.

    Задание 1. Выделите грамматические основы предложений. Разберите сказуемые по плану.

    1. Последняя дверь была закрыта (Бондарев). 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (А.Н. Толстой). 3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством (Мамин-Сибиряк). 4. С час она лежала неподвижная (Лермонтов). 5. Муж и жена люди самые почтенные (Пушкин). 6. Вся рыба – ваша (Солоухин). 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов). 8. Уступить – позорно (Тендряков). 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев). 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький). 11. Как некстати было это воспоминание (Чехов). 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова (М. Горький).
    Задание 2. Выделите грамматические основы предложений. Какие из данных сказуемых являются простыми, а какие – составными? Обоснуйте ответ.

    1. А матрос шагал израненный, усталый (Семерин). 2. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь (Бунин). 3. В начале августа жары часто стоят нестерпимые (Тургенев). 4. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу (Тургенев). 5. Видно, родился я такой (Бунин). 6. От второй жены у лесника родились две девочки (Исаковский). 7. Вся эта история оказалась глупым вздором (А. Островский). 8. В одно мгновение сани оказались над обрывом (Марков). 9. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый (Солоухин). 10. Тёплый дождик сыплется впотьмах (Бергольц).
    Задание 3. Выделите грамматические основы предложений. Обоснуйте разграничение подлежащих и сказуемых.
    1. Для тебя все люди – покупатели и продавцы? (М. Горький). 2. Что же я такое? (М. Горький). 3. Ну и забавник ты! (М. Горький). 4. Ловкая штучка – умишко человеческий (М. Горький). 5. Потребность упрощать – наша детская болезнь (М. Горький). 6. Какое счастье – уметь всё делать (М. Горький). 7. Точность и определённость – одни из главнейших и необходимейших качеств и условий истинной поэзии (Белинский). 8. Оленёнок родился таким же пятнистым, как мать (Пришвин). 9. Замечательным свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете (Тургенев). 10. В книге было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой (Паустовский). 11. Я проснулся на жёсткой вагонной лавке весь закоченелый от жёсткости и утреннего холода (Бунин). 12. На другой день я рано поутру велел заложить свою коляску (Тургенев). 13. Я пошёл побродить по небольшому, некогда фруктовому, теперь одичалому саду (Тургенев). 14. Принялся я с напряжением глядеть в полумрак лунного, парами застланного света (Тургенев). 15. Аннушка стояла у стены бледная (Паустовский).


    В 1. Укажи номер предложения, в котором сказуемое выражено именем сущ. _____________________
    В 2. Напиши, какими членами предложения являются однородные члены в предложении 3.

    (1) Геракл – любимый герой древних греков. (2) Его деяниям посвящен популярный цикл мифов. (3) Геракл наделен доблестью, храбростью, настойчивостью,

    смекалкой. (4) Эти качества помогли герою совершить двенадцать славных подвигов.
    В 1. Укажи номер предложения, в котором сказуемое выражено именем сущ.

    1 найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием. А. Листва берёзовой аллеи была вся прозрачна. Б. Несколько казаков о

    бступили Савельича.

    В. Подойти к зверю было страшно.

    Г. Отец с родными братьями шёл по полю.

    2 Укажитее предложение с простым глагольным сказуемым.

    А. ничто нас в жизни не может вышибить из седла.

    Б. парус белый из тумана начинает выплывать.

    В. мы будем говорить с тобою до рассвета.

    Г. при блеске солнца огонь был красив.

    3 Укажите предложение с несогласованным определением.

    А. второе зренье нам дает разлука.

    Б. он с детства жил мечтой совершить подвиг.

    В. летом день длинее ночи.

    Г. над утомленным городом луна стоит в зените.

    4 Найдите предложение, в котором определение выражено именем прилагательным

    А. берег быстро темнел, становился голубым, лиловым.

    Б.как своей тревогой милому помочь?

    В. сколько прелести есть в человеческих лицах!

    Г. смелый к победе стремится.

    Задание№1. Укажите номера предложениий, которые содержат правильноые утверждения.

    1.Союз и союзное слово – это служебные части речи, которые связывают однородные члены и части сложных предложений.
    2.Союз – это служебная часть речи, которая не изменяется и не является членом предложения.
    3.Союзы – это неизменяемые слова, которые указывают на предмет.

    4.Союз – это служебная часть речи, которая определяет грамматические отношения между словами.
    5.Союзные слова относятся к самостоятельным частям речи.
    6.Союзными словами могут быть только наречия.
    7.Подчинительные союзы - союзы, служащие для связи синтаксически неравноправных единиц.

    Задание№2. Расставьте знаки препинания. Обведите в кружок простой(ые) по строению союз(ы).

    1.Он говорил на том изысканном французском языке на котором не только говорили но и думали наши деды.
    2.Более всех других в это первое время как делами Пьера так и им самим овладел князь Василий.
    3.Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
    4.Ростовы до 1-го сентября то есть до кануна вступления неприятеля в Москву оставались в городе.
    5.Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей толстый мальчик сердито побежал за ними как будто досадуя на расстройство происшедшее в его занятиях.
    Задание №3. Раскройте скобки.
    1.Вы никогда не думали о том, что (бы) женить вашего блудного сына Анатоля?
    2.Мне всё равно, что (бы) обо мне ни думали.
    3.Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но за (то) он ему высказывал всё, что у него было на душе.
    4.Раза два на него сердито крикнули за (то), что он был на дороге.
    5.При (том) некоторые люди писали в это время книжки.
    6.Петя отвечал, что он то (же) привык все делать аккуратно, а не наобум
    7.И в то (же) мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
    8.В Финляндской войне ему удалось так (же) отличиться
    9.Она была теперь совершенно некрасива; но думала, что она не только так (же) хороша, но еще гораздо больше привлекательна, чем была прежде
    Задание№4. Укажите, в каких предложениях допущены ошибки в правописании союзов или союзных слов, и исправьте эти ошибки.
    1.Но за чем же так беспокоиться?
    2.Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера
    3.От чего вы не взяли нам одного, хоть одного маршала?
    4.Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам.
    Графа ответа на задание №4:

    Задание№5. Укажите номера предложений, где союз «и» связывает части сложносочинённого предложения, а не однородные члены. Вставьте недостающие знаки препинания.
    (Использованы отрывки из стихотворений Б.Пастернака и С.Есенина).

    1. Мело весь месяц в феврале
    И то и дело С деревьев тысячи грачей
    Свеча горела на столе, Сорвутся в лужи и обрушат
    Свеча горела. Сухую грусть на дно очей.
    2.Где, как обугленные груши,С деревьев тысячи грачейСорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.3. Я по-прежнему такой же нежный
    И мечтаю только лишь о том,
    Чтоб скорее от тоски мятежной
    Воротиться в низенький наш дом.

    Графа для ответа на задание №5:

    Задание№6. Выделите в тексте союз(ы) (!).

    1.Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!»...
    Задание№7. Укажите предложения, в составе которых подчинительные временные союзы.
    1.Князь Андрей находился во время сражения при убитом в этом деле австрийском генерале Шмите.
    2.Он дочитывал, не поднимая головы, в то время как отворилась дверь и послышались шаги.
    3.Не то, что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем-то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним.
    Графа дла ответа на задание №7:

    Задание№9. Укажите номер(а) предложения(ий) с разделительным союзом.

    1.Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала?
    2.Глаза могут обмануть зверя, но обоняние никогда.
    3.Я там чуть-чуть не умер с голоду, да ещё вдобавок меня хотели утопить.

    Графа для ответа на задание №9:

    Задание№10. Найдите предложение(я) со стилистической ошибкой.

    1.Сыночек, мы пойдём сейчас гулять с тем, чтобы поиграть в песочнице.
    2.Коли тост застревает, выключите прибор и аккуратно, дабы не повредить внутренние детали, достаньте тост.
    3.Казалось бы все ждали войны, и всё-таки в последнюю минуту она обернулась как снег на голову.
    Графа для ответа на задание № 10.



    Поделиться