Ошибки в использовании родительного субъекта и родительного объекта. Нанизывание падежей

К числу стилистических недостатков относится так называемое нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление паде жей затрудняет понимание фразы, например: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А.М.

Пешковского). Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей в силу большой распространенности родительного приименного. Приведем несколько примеров: «В целях дальнейшего улучшения дела повышения идейно-теоретического уровня...»; «Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства...»; «Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы» (пример К. Чуковского); «Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия». Сохранение подобных текстов недопустимо. При правке отглагольные существительные обычно (см. § 125) заменяются инфинитивными или другими конструкциями, распространенные обороты - придаточными предложениями и т.д.; например, вместо первого словосочетания при правке напишем: Чтобы повысить идейно-теоретический уровень...; вместо второго - Чтобы ускорить подъем сельского хозяйства... Иногда достаточно «разбить» в каком-нибудь месте цепь родительных падежей, чтобы облегчилось восприятие текста. Реже встречается стечение других одинаковых падежей, но и оно возможно, особенно нанизывание творительных падежей, например: «Вопрос будет разрешен назначенной дирекцией комиссией»; «Нельзя было ограничиться принятыми студентами решениями»; «Речь была встречена гостями шумными аплодисментами»; «Охотники любовались освещенной луной поляной»; «Внесла свой вклад “Мартеновка” и в процесс овладения кадрами завода культурой»; «Антипов вторично избран месткомом председателем»; «Вы недовольны чем-то мною»; «Беседа со студентом, пришедшим неподготовленным»; «Был поднят слоном хоботом» и т.п. То же при других падежах, например: «Приступили к подготовке к соревнованию»; «На конференции обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи» и т.п. Исправить тексты можно так: Вопрос решит комиссия, назначенная дирекцией; Нельзя было ограничиться решениями, которые приняли студенты; Беседа со студентом, который пришел на экза мен неподготовленным; На конференции обсуждалось соглашение о взаимной помощи; Слон поднял его хоботом и т.д. Следует также избегать падежных форм с одинаковыми предлогами, например: «Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем» (вместо...имеющим большой производственный стаж); «Комсомольское бюро составило обращение к стремящейся к знаниям молодежи завода» (вместо...к молодежи, стремящейся получить знания). Неудачно также стечение омонимических форм типа мать дочь любит, море небо отражает, листья деревья покрывают и т.п., так как в подобных случаях создается двусмысленность или затрудняется понимание предложения (см. § 89). Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта. Под первым понимается родительный падеж, обозначающий субъект действия, например: приезд брата, выступление артистов; второй родительный указывает на объект действия, например: чтение рукописи, правка текста. Наличие обоих родительных падежей в одном и том же предложении приводит к стилистическим ошибкам, например: «Повесть “Степь” - это итог сложных поисков Чехова своей творческой манеры»; «В. Алпатов остановился на некоторых новейших оценках медицины влияния на человеческий организм табака, алкоголя, диеты, витаминов»; «Не согласилась также Л. Чуковская и с оценкой Д. Еремина рассказов А. Яшина и Н. Жданова»; «С выходом двухтомника советские читатели смогут вновь ознакомиться с талантливыми зарисовками героических будней нашего народа таких писателей, как М. Кольцов, Лариса Рейснер, А. Аграновский, А. Тодорский, и многих других»; «Поиски Пушкина новых средств и приемов художественной выразительности»; «Оценка Добролюбова “темного царства”». Ср. также: Принцип активности и сознательности усвоения знаний учащихся; Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (примеры М. Шагинян). В этих случаях исправление текста обычно достигается заменой родительного субъекта творительным падежом. Так, в последних приведенных выше предложениях вместо оценка Добролюбова мы бы сказали оценка Добролюбовым; вместо усвоения знаний учащихся - усвоения знаний учащимися, вместо изложения учителя - изложения учителем. В отдельных случаях может возникнуть неясность или двусмысленность при использовании даже одного родительного падежа, например в назывных предложениях: «Возвращение детей» (они сами вернулись или их возвратили?); или в таких предложениях: «Проверка месткома показала...» (местком проверял или его проверяли?); «Характеристика старосты была положительной» (староста дал характеристику или его характеризовали?) и т.п. Правка подобных предложений заключается в замене родительного объекта или субъекта другой конструкцией, например: Проверка, проведенная месткомом...; Характеристика, выданная старостой... - выданная старосте... Что касается предложений-заголовков, то в них возможна лексическая замена, распространение другими словами, и т.п.

Вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого строго определенной падежной/предложно-падежной формы, называется управлением. Наблюдается синонимия предложных и беспредложных конструкций (интересный всем – интересный для всех; лицо его покраснело – лицо у него покраснело; идти полем – идти по полю; вернуться поездом – вернуться на поезде).

Родительный падеж объекта – значение существительного в форме родительного падежа, при котором обозначается объект действия (чтение книги – читать книгу; постройка дома – строить дом). Родительный падеж субъекта – значение существительного в форме родительного падежа, при котором обозначается субъект действия (приказ начальника – начальник приказал; приезд друга – друг приехал).

Стилистической ошибкой является наличие в одном предложении двух слов в форме родительного падежа, но с разными значениями (поиск правительства денег на выплату пенсий) или неясность, двусмысленность предложения с родительным падежом существительного (передача заложников – они передавали? Их передавали? Письмо матери – ей или от нее). Двусмысленность может быть вызвана морфологической омонимией и других падежных форм, например дательного падежа субъекта и дательного падежа объекта (В таком случае демократам нужно было раздавать литературу бесплатно. – Демократы раздавали или им литературу раздавали?)

К разряду стилистических ошибок относится также нанизывание падежей. Суть этой ошибки состоит в том, что несколько слов в одной падежной форме располагаются цепочкой, завися друг от друга: Слушатели курсов подготовки помощников машинистов электропоездов. Часто наблюдается нанизывание родительного падежа Нанизывание родительного падежа во многих случаях является не стилистической ошибкой, а строевым элементом деловой или научной речи, в которой часто встречаются отглагольные существительные, предполагающие употребление другого, зависимого от него существительного в родительном падеже: Исследование вариантов синонимических конструкций; Разработка методов использования полезных ископаемых прибрежных районов реки Оби. Нанизывание других падежей встречается реже и только как стилистическая ошибка: Заделка щелей пеной нашими мастерами; Договор о соглашении о взаимозачете платежей.

Падеж управляемого слова зависит от его частеречной принадлежности.
Если зависимсое слово – имя существительное, то род. п.: доказательство чего доказательство теоремы, доказательство правоты; доказательства вины.
Если зависимое слово – указательное местоимение, то дат. п.: доказательство чему - доказательством тому служат следующие факты . БАС-2 квалифицирует это управление как устарелое.


Нельзя сочетать в одном предложении Родительный субъекта и Родительный объекта . Первый указывает на производителя действия (Выступление докладчика, приезд делегации ), второй На объект действия (Чтение книги, подбор иллюстраций ). При исправлении родительный субъекта обычно заменяется творительным падежом: вместо: Последовательное изложение ученика материала урокаНадо сказать: Последовательное изложение учеником материала урока.

В отдельных случаях может возникнуть неясность при использовании даже одного родительного падежа:Чтение Маяковского оставляло неизгладимое впечатление (читал сам поэт или читались его стихи?). При первом значении можно сказать: Чтение Маяковским своих произведений...; При втором значении:Чтение стихов Маяковского...

При двух илинескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: Читать и конспектировать книгу, выписать и проверить цитаты И т. п.

Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления, например: Любить и увлекаться поэзией (Любить Что? Увлекаться Чем?) .

Обычно такие предложения можно исправить, добавляя ко второму управляющему слову местоимение, заменяющее дополнение-существительное при первом слове: любить Поэзию и увлекаться ею.

Нанизывание падежей

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую - родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "нанизывание падежей" в других словарях:

    нанизывание падежей - ед. (склонение падежей, ед.). В синтаксической стилистике: речевая ошибка, возникающая вследствие соединения длинного ряда падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего происходит нанизывание… …

    Нанизывание одинаковых форм

    Нанизывание одинаковых форм - 1. Затрудняет понимание текста скопление одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание р о д и т е л ь н ы х падежей, например: «В целях лучшей постановки дела повышения теоретического уровня…»; «Для решения задачи ускорения… … Справочник по правописанию и стилистике

    склонение падежей - То же, что и нанизывание падежей … Учебный словарь стилистических терминов

    скопление падежей - Нанизывание одного родительного падежа на другой, цепная реакция падежей, приводящая к пустословию: дело развития художественной литературы (вм.: развитие художественной литературы). С.п. снижает выразительность речи … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    ОГЛАВЛЕНИЕ - ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике

    СТИЛИСТИКА - @Выбор слова XXXV. Выбор слова § 139. Смысловой и стилистический отбор лексических средств § 140. Устранение канцеляризмов и штампов § 141. Плеоназмы и тавтологии § 142. Благозвучие речи § 143 … Справочник по правописанию и стилистике

→ → → нанизывание падежей в Словаре лингвистических терминов

нанизывание падежей - это

нанизывание падежей

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую - родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А..

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/lingvistic/796/;
  • HTML-код ссылки: Что означает нанизывание падежей в Словаре лингвистических терминов;
  • BB-код ссылки: Определение понятия нанизывание падежей в Словаре лингвистических терминов.

Нанизывание падежей является одним из наиболее часто встречаемых речевых недостатков. Нанизывание падежей - это использование словосочетания из нескольких слов, имеющих форму одинаковых падежей. Очень часто можно встретить нанизывание родительных падежей : машина сестры племянника жены.

Подобные конструкции - это явление, относящееся к официально-деловому стилю и являющееся нормативным, но только в этой части русской речи: измерение колебаний уровня гемоглобина человека . Даже в официально-деловом стиле нужно пытаться упростить подобные конструкции, так как они сильно перегружают текст.

Это не всегда выдается возможным, так как может изменить значение выражения, что недопустимо в строгом официально-деловом и научном стиле. В обычной же речи предпочтительней использовать союзно-предложную связь для упрощения подобных конструкций:

Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручи - Чтобы не упасть при экстренном торможении, держитесь за поручни.

Опущение важных зависимых членов предложения.

Опущение зависимых членов предложения , важных для смысла предложения и текста в целом - грубая синтаксическая ошибка, которая, тем не менее, допускается очень часто. Так, можно встретить синтаксические ошибки в следующих предложениях:

Беседа по воспитанию - беседа по теме воспитания (корр.)

В этом свете… - В свете сказанного (корр.)

Желает лучшего - Оставляет желать лучшего (корр.)

Рейд по качеству - Рейд по проверке качества

Спросить с мастера, спросить за невыполнение - Спросить с мастера за невыполнение плана (корр.)

В живой разговорной речи очень распространено явление упрощения и сокращения конструкций. Так, часто можно встретить упрощение конструкций с глаголами «учиться» или «выучиться ». Из литературного варианта:

Он хотел выучиться, чтобы стать учителем - в живой речи появляется вариант: Он хотел выучиться на учителя.

Такие упрощения и сокращения допустимы в разговорной речи, но на письме и при официально-деловом общении все же лучше использовать полный вариант конструкций.



Поделиться