Одна буква н в кратких причастиях. Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий

УРОК 117

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схема, ключевые слова, алгоритм),

анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Предметные:

4ЛР: опознавать новую орфограмму, анализировать выбор н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и

отглагольных прилагательных, писать одну или две буквы н с опорой на алгоритм, устно и графически объяснять выбор

написаний.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашней работы.

Ученики обмениваются приготовленными дома заданиями. Несколько человек выполняют задания у доски (желательно, чтобы задания были разными по типу), остальные на листочках.

Ученики у доски производят самооценку в диалоге с учителем.

Учитель собирает листочки с выполненными заданиями на проверку.

ТОУУ

III. Языковая разминка.

Учитель диктует сочетания слов:

конный спорт, песчаная отмель, ураганный ветер, соломенное чучело, серебряная медаль, карманные часы, горы величественны, юный герой, румяные щёки, даль пустынна, старинные здания, девочка легкомысленна, картинная галерея, стеклянная трубка.

Какая орфограмма есть во всех сочетаниях?

От слов каких частей речи образованы имена прилагательные?

Графически обозначьте условия выбора написаний.

Прочитайте слова группами: 1) с суффиксом - н -; 2) с суффиксом - ан -(- ян -); 3) с суффиксом - енн -. Сколько букв н в словах каждой группы?

Какие слова не попали ни в одну из групп? (Юный, румяные .) Почему? ( н – часть корня, не образованы от существительных).

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

IV. Постановка проблемы урока.

Ученики проводят наблюдение по материалу учебника: § 76, рубрика «Определяем проблему урока».

Выявляют противоречие в написании суффиксов выделенных слов:

с одной и двумя буквами н , формулируют проблему: в каких случаях

пишется одна буква н , а в каких две буквы н в суффиксах причастий?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

V. Открытие новых знаний.

1 . Используется подводящий диалог.

а) Учащиеся выписывают из текста Н.А. Тэффи слова группами и

проводят их анализ под руководством учителя (с опорой на вопросы учебника).

1-й слайд .

Выявляют две особенности, влияющие на написание: вид глаголов,

от которых образуются причастия и отглагольные прилагательные, и

структура слов (наличие или отсутствие приставки).

После предварительных выводов учеников о написании одной и

двух букв н на слайде по клику мыши появляются соответствующие

обозначения (СВ над глаголами 1-го столбика, НСВ – над глаголами

2-го столбика, приставки в причастиях нарезанная, выкрашенные ).

б) Продолжение наблюдений.

2-й слайд .

Задание: сравните пары слов и дополните ранее сделанный вывод.

(Приставка не не влияет на написание одной и двух букв н .)

в) Продолжение наблюдений.

3-й слайд .

Задание: найдите сходные слова в каждом столбике. Выскажите

предположения, с чем связана разница в написании одной и двух

букв н в этих словах.

После ответов учеников по клику мыши подчёркнуты слова на

гриле, углём, в бою , вверху надпись зависимое слово .

Сделайте общий вывод: в каких случаях в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных пишется две буквы н , а в каких – одна.

2. Упр. 620 – чтение текста правила.

Какую новую информацию вы обнаружили?

Запишите в виде ключевых слов признаки, влияющие на выбор двух букв н .

Назовите опознавательный признак новой орфограммы.

Представьте графическую модель орфограммы. (См. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов» к § 76.)

Знаком ли вам этот опознавательный признак? В каких орфограммах он встречается?

Как отличить эти орфограммы? Какое условие выбора орфограммы является основным для разграничения орфограмм разных видов? (От какой части речи образовано слово, называющее признак: от существительного или от глагола.)

Представьте правило в виде схемы. (См. материал предметного диска – схему правила выбора одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов к § 76.)

3. Упр. 621 – шуточная грамматическая миниатюра, придающая

правилу мотивирующий характер.

Найдите причастия, объясните написание в них двух букв н , опираясь на одно из условий, названных в этом тексте.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1 . Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2 . Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (графическая модель, схема).

VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 622 – анализируется ход рассуждений при выборе написания

одной или двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Ученики самостоятельно восстанавливают 1-й шаг алгоритма

(вспоминают начало этапа открытия знаний): найти слово (глагол),

от которого образовано причастие (прилагательное).

Выполняется письменно в тетрадях с комментированием.

Упр. 623 – развивается первичное умение находить слова с изученной орфограммой, объяснять написание двух букв н в причастиях, опираясь на алгоритм и одно из условий, названных в упр. 621.

Выполняется с комментированием устно.

Упр. 624 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой с опорой на алгоритм (либо схему правила), графически обозначать условия выбора орфограмм.

Выполняется с комментированием письменно.

Познавательные УУД

1 . Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть навыками отбора и систематизации материала.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст (правило) в алгоритм).

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII. Итог урока.

Прочитайте пары слов. Установите, в какой паре не работает заданная закономерность. Объясните, почему.

покрашенный – крашеный

выстиранный – стираный

подброшенный – брошенный

проглаженный – глаженый

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Воспроизводить правило, опираясь на схему.

2. Упр. 627.

Русский язык настолько многообразен, что у большинства людей создается впечатление невозможности освоения материала, но это не так.

Необходимо запомнить ряд правил, одно из которых «Правописание «н» и «нн» в причастиях». Оно поможет любому школьнику, студенту и человеку, умудренному опытом, в правильном оформлении текста и выполнении упражнений.

Правописание «Н» и «НН» в причастиях

Когда писать одну «Н»

Если в начале слова отсутствует приставка, то пишется одинарная буква. Варианты: мощен ые улицы, жарен ый картофель. Причастие перерождается в прилагательное.

Если слово состоит из двух словесных единиц и несет на себе перегруженность символами, так же пишется одинарный вариант. Вариант: глажен ый-переглажен ый галстук. Такое слово тоже имеет значение прилагательного, его наилучшего качества.

Получается так, что смысловое значение слова зависит и от его написания, а также принадлежности к типу.

Две «НН» в причастиях

В суффиксах причастий страдательной формы размещается удвоенная «н».

Так происходит, когда в слове размещена приставка:

  • пере правленн ая книга;
  • отрезанный ломоть;
  • за мощенные дороги;
  • пере жаренный картофель;
  • пере хоженн ая дорога;
  • учительница непре клонна.

Двойное «Н» пишется в причастиях без приставок в формах совершенного вида. Варианты: плененн ый, брошенн ый, решенн ый. А также в тех причастиях, которые образованны от вида несовершенного. Варианты: читанн ый, слыханн ый.

«Н» и «НН» в отглагольных прилагательных

Когда пишется «Н»

Прилагательные, имеющие в основе глагол, не похожи на причастия – в них не используется обычная приставная часть. Таким образом, слова, созданные на основе глагола и не содержащие при себе приставки, являются прилагательными. Примеры: жеван ый лист, кован ый гвоздь, смышлен ый парнишка, хожен ый путь, квашен ая капуста.

Приставка НЕ не оказывает изменений на слова, пишется одинарная буква. Варианты написания: незван ый кот, нехожен ый овраг.

Одна буква пишется в сложных прилагательных, которые имеют два корня и два значения. Примеры: цельнокроен ый (скроенный целиком), златокован ый (выкованный из золота).

Есть разные по значению выражения. Например, назван ый друг. Является прилагательным (отглагольным) и имеет смысл не родной, а являющийся братом в случае каких-то обстоятельств.

Но есть другой вариант — названн ый в честь кого-то . Получается, человеку дали имя в честь бабушки, дедушки. Такое слово будет причастием, и писаться будет с двумя буквами.

Случаи написания «НН»

«Являясь ранн еным, офицер оставался в дивизии». Такое предложение заменяет следующую фразу: «Солдата ранили , но он не покинул свою боевую территорию».

В данном случае получается обратное явление, происходит перерождение в причастие.

Двойное Н пишется в случаях использования «ОВАННЫЙ» И «ЁВАННЫЙ» – те, которые не входят в корень. Варианты: жалованный титул, корчёванный путь.

Исключения

Исключительные варианты для запоминания: виденн ый, деланн ый, желанн ый, жеманн ый, медленн ый, невиданн ый, негаданн ый, недреманн ое (око), нежданн ый, неслыханн ый, нечаянн ый, окаянн ый, священн ый, считанн ый, чванн ый, чеканн ый.

Правописание «Н» и «НН» в прилагательных, образованных от существительных

Одна буква размещается в суффиксальной части слова «АН» , «ЯН» и «ИН» . Варианты: ржаной, смоляной, голубиный.

В сочетаниях «ЕНН» и «ОНН» используются сдвоенные буквы. Варианты: каменный, оконный. В данном случае одинарная буква «Н» приходится на корень, а другая на суффикс.

Но есть исключительные варианты: стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый, ветрен ый. Их следует запомнить.

Как выбрать что писать «н» или «нн» в прилагательных и причастиях

Мы рассмотрели разные варианты использования и написании «Н» внутри причастий и прилагательных. Исходя из проанализированного материала, можно сделать нижеприведенный вывод.

Все причастия пишутся со сдвоенными буквами «Н». Все прилагательные слова, изначально созданные от глагола, используют одну «Н», кроме слов-исключений, которые необходимо запомнить.

Прилагательные, берущие начало у существительных, пишутся с двумя буквами «Н», если одна буква размещена в корневой части, а другая в суффиксальной. С одной буквой «Н» , если она находится непосредственно в суффиксальной части.

Не забываем об особенных словах, которые нужно запомнить. И напоследок, несколько примеров применения правила.

Причастие

Всегда двойное НН

Отглагольное прилагательное Прилагательное
Есть приставка:

пере правленн ая книга

Не используется приставка:

мощен ые дороги

Суффиксы «АН», «ЯН», «ИН»:

ржаной, глиняный, соловьиный

Есть приставка «НЕ» и другая приставка:

неприкаянн ый офицер

Приставка «НЕ» — ставим одинарную букву:

незван ый гость

В сочетаниях букв «ЕНН» и «ОНН»:

каменный, оконный

Нет перед словом приставки, но оно совершенного или несовершенного вида:

плененн ый, брошенн ый, решенн ый, читанн ый, слыханн ый

Слово включает в себя два корня:

цельнокроен ый

Слово занимает место глагола:

Являясь раненн ым, офицер оставался в дивизии.

В случаях использования «ОВАННЫЙ» и «ЁВАННЫЙ»:

жалованный титул,

корчёванный путь

Слово включает в себя два схожих по значению слова:

глажен ый-переглажен ый галстук

Исключительные варианты:

виденный, деланный, желанный, жеманный, медленный, невиданный, негаданный, недреманное (око), нежданный, неслыханный, нечаянный, окаянный, священный, считанный, чванный, чеканный.

Исключения с двумя и одной «Н»:

стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый, ветрен ый

Прочитайте. Какие причастия чаще других переходят в прилагательные? Есть ли разница в написании н в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных, образованных путём перехода причастий в прилагательные?

Причастия могут переходить в прилагательные.

В предложении Зрители любовались сдержанными, мягкими движениями актрисы слово сдержанный употребляется в значении «спокойный, нерезкий, мягкий». Слово, приобретя значение постоянного признака качества, стало качественным прилагательным. От него теперь образуются степени сравнения: сдержанный - сдержаннее, более сдержанный, самый сдержанный .

Применяя данное правило, рассуждайте так: сочинение написа(н, нн)о: написа(н, нн)о - краткое причастие, поэтому в суффиксе надо писать одну букву н : написано; дети рассея(н,нн)ы : слово рассеянный утратило значение времени и приобрело значение постоянного признака: рассеянный, невнимательный .

Рассеянный - полное прилагательное; краткое прилагательное, образованное от полного с двумя н , пишется тоже с двумя н : кр. прил.: рассеянн ы.

141. Образуйте и запишите краткие страдательные причастия прошедшего времени во множественном числе. Составьте два предложения с однородными членами, употребите в них причастия в краткой форме.

Отрезать, дать, потерять, увидеть, рассмотреть, найти.

142. Спишите. Обозначьте суффиксы причастий. Подчеркните страдательные причастия как члены предложения.

1. Волосы у Веры гла..ко причёса(н, нн)ы. 2. Гла..ко причёса(н, нн)ые волосы пр..дают лицу Веры строгость. 3. Вспом..наю лицо дяд.. с вечно нахмуре(н, нн)ыми бровями. 4. У дяди брови чаще всего нахмуре(н, нн)ы. 5. Интересно бесед..вать с ребятами, увлечё(н, нн)ыми своим делом. 6. Моя сестра всегда увлече(н, нн)а какой(либо) новой идеей. 7. Тучи рассея(н, нн)ы ветром. 8. Люди взволнова(н, нн)ы активностью солнца. 9. Море взволнова(н, нн)о.

143. От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы (см. образец в рамке).

Выразить, под..лить, доставить, ос..ждать, ост..влять, испортить, поправить, приобретать, присваивать, про..влять, разрешить, схв..тить, утратить, защ..мить, сохр..нить, сэкономить.

144. При списывании вставьте пропущенные запятые и замените глаголы неопределённой формы полными или краткими страдательными причастиями. Устно объясните употребление н и нн в суффиксах.

Есть немало ребят, которые сч..тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк.. или шапк.. с (ра..пустить) болта..щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не)хватает, ботинки не(чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(?)ся и такие, которые сч..тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и тро(л, лл)ейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

(А. Дорохов)

145. Опираясь на текст предыдущего упражнения, продумайте и запишите выступление в публицистическом стиле: используйте обращения, объясните, как нужно вести себя в общественных местах, призовите ребят к порядку. Произнесите подготовленный текст.

146. Проанализируйте слова. Спишите, распределяя их по видам орфограмм на месте скобок. Обозначьте условия выбора н или нн . Составьте два сложных предложения, используя записанные слова и подчёркивая их как члены предложения.

Неизме(н, нн)ый, жела(н, нн)а, нарисова(н, нн)ые, забрызга(н, нн)ый, соверше(н, нн)а, непрекло(н, нн)а, родстве(н, нн)ые, пересыпа(н, нн)ое, выраще(н, нн)а, выглаже(н, нн)а, запачка(н, нн)ые, песча(н, нн)ый, измуче(н, нн)ый (взгляд), измуче(н, нн)ый (дорогой путник), испечё(н, нн)ый (картофель), печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), истопле(н, нн)ая (печь), измуче(н, нн)ы, законче(н, нн)а.

147. Ниже приведён план работы школьного туристского кружка. Спишите, заменяя выделенные глаголы краткими страдательными причастиями. У вас получится отчёт ребят о подготовке к походу.

  1. Составить м..ршрут с указанием на карт., мест остановок для ночлега.
  2. Проверить исправность туристского сн..ряжения.
  3. Получить согласие родителей на участие в походе.
  4. Проверить у всех умения ставить палатку и разж..гать костёр.

148. Замените прилагательные, образованные от глаголов, однокоренными причастиями. Составьте предложения с любыми из однокоренных прилагательных и причастий.

Вязаная кофта, плетёная корзина, мощёная улица, гружёная баржа, крашеное полотно, мороженое мясо, пилёный сахар, кипячёное молоко, мочёные яблоки.

149. Прочитайте текст. Спишите, устно объясните правописание н и нн в суффиксах; вставьте пропущенные запятые. Назовите причастия, их виды.

Мамина родня жила в деревне. К ним я приезжал на каникулы. Бабушка держала корову. Из хлева, который был соединё(н, нн) с домом, слышалось, как корова вздыхала перетирала сено дышала.

Сам дом был стар но очень прочен(н, нн), хотя и срубле(н, нн) лет ещё пятьдесят назад. В доме всегда топилась печь а в ней томилась крынка топлё(н, нн)ого молока запечё(н, нн)ого до коричневой корочки. На столе духовитой горкой - пирожки. До чего вкус(н, нн)ы, аппетит(н, нн)ы, румя(н, нн)ы! Бабушка строгим голосом выговаривала мне, что я тощ, некормле(н, нн), непое(н, нн), вид у меня болезне(н, нн), но за нарочитым ворчанием угадывалась такая любовь, что я уплетал этих пирожков раза в два больше, чтобы только её порадовать.

(А. Лыков)

150. Конечно, у вас дома есть фотографии родных, друзей, знакомых. Выберите ту фотографию, где запечатлен человек, который вам нравится. Кто это? Давно ли у вас эта фотография? О чём вам говорит лицо этого человека, его поза, одежда? Составьте текст - подпись к фотографии. Используйте в случае необходимости синонимы (см. рамку). Подчеркните в сочинении причастия, если вы их употребили.

представить
вообразить
увидеть

151. Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. Подчеркните в своём изложении причастия.

Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

Здорово, браток!

Здравствуй.- Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

Беда мне с этим пассажиром!

Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.

если причастия образованы от приставочных глаголов: вы- чита нн ая рукопись, на- клее нн ая картинка, по- краше нн ый забор, про- йде нн ый путь, про- смотре нн ый фильм;

если причастия имеют при себе зависимое слово: недавно коше нн ый луг, три года тому назад писа нн ая картина, краше нн ая маляром крыша, моще нн ая булыжником дорога;

если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: броше нн ый (бросить), да нн ый (дать), казне нн ый (казнить), купле нн ый (купить), лише нн ый (лишить), плене нн ый (пленить).

если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, не содержащих суффиксов -ованн- , -ёванн-): белё н ый дом (белить — глагол несовершенного вида), беше н ая собака, варе н ый картофель, вороне н ая сталь, кале н ый штык, суше н ая ягода;

если прилагательные не имеют при себе зависимого слова: краше н ый пол (но: краше нн ый масляной краской пол), груже н ая баржа (но: груже нн ая песком баржа).

Примечание. Разграничение страдательных причастий и отглагольных прилагательных в некоторых случаях осуществляется не только по наличию или отсутствию приставок и зависимых слов, но и по смыслу. Например, в словосочетаниях то ‘ пле нн ая печь и топлё н ый жир признаки, обозначаемые словами то ‘ пле нн ая и топлёный, разного свойства: в первом случае сохраняется глагольное значение (налицо временной предел), т. е. определение выражено причастием; во втором случае назван признак постоянный (ср. также: топлё н ое молоко, топлё н ое масло), т. е. определение выражено прилагательным. Смысловое различие наблюдается и в таких предложениях: Будучи раненным, командир еще отдавал приказания (слово будучи вносит временное значение в форму раненным, усиливая тем самым ее глагольность). — На опушке показались солдаты, выносившие убитых и раненых товарищей (признак обозначен прилагательным).

В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется Н, в кратких отглагольных прилагательных, как и в отыменных, пишется НН:

при кратком причастии имеется (или мыслится) существительное в форме творительного падежа со значением деятеля; ср.: Территория около нового дома еще не благоустрое н а (причастие) . — Территория около нового дома была мала, неблагоустрое нн а (прилагательное) ; Сыновьям всегда везло, и они были избалова н ы судьбой (причастие) . — Сыновья были капризны и избалова нн ы (прилагательное) ; Статья начита н а для записи на пленку (причастие) . — Девушка была музыкальна и начита нн а (прилагательное) ; Население было взволнова н о сообщением по радио. — Море сегодня взволнова нн о;

краткие страдательные причастия употребляютсяв конструкциях с зависимым инфинитивом: Студентка намерена отвечать на вопрос; с зависимым дополнением: Спортсмены были уверены в победе; (но: Броски баскетболистов были точны и увере нн ы — без дополнения) .

Примечание 1. Некоторые отглагольные прилагательные в краткой форме пишутся с н (если они образованы от приставочных глаголов, что сближает их с причастиями): Глаза у нее были заплака н ы (ср.: заплака нн ые глаза); Пальто его было поноше н о (поноше нн ое пальто).

Примечание 2. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько их было в производящей основе: воспита нн ик (воспита нн ый), избра нн ик (избра нн ый), свяще нн ик (свяще нн ый), ставле нн ик (ставле нн ый) (об образовании слова «ставленник» см. «Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов», пр. 1) , варе н ик (варе н ый), копче н ости (копче н ый), муче н ик (муче н ый), мороже н ое (из прилагательного мороже н ое — морозить); организова нн о входить (организова нн ый), пута н о отвечать (пута н ый), удивле нн о смотреть (удивле нн ый).

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Правописание Н или НН в страдательных причастиях – одно из тех правил, на которые регулярно в диктантах, сочинениях и тестах встречаются ошибки.

Прежде всего, запомните правило: В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например, СПИЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н, например, ДЕРЕВЬЯ СПИЛЕНЫ.

Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

1) причастие имеет приставку (кроме НЕ-), например, ВЫСУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА — от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид);

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛНОВАННОЕ ЛИЦО.

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

Кроме этого, есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ.

(1) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЗАПУЩЕ_ЫЙ САД? Прежде всего, надо посмотреть, есть ли у причастия приставка. В нашем случае приставка есть, значит, писать это слово надо с двумя Н: ЗАПУЩЕННЫЙ САД.

(2) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания БРОШЕ__ЫЙ ВЗГЛЯД? Прежде всего, смотрим, есть ли у причастия приставка. В нашем примере у причастия приставки нет, следовательно, надо сделать следующий шаг: определить вид глагола, от которого это причастие образовалось. БРОШЕ__ЫЙ образовалось от глагола БРОСИТЬ (что сделать?) Этот глагол совершенного вида, значит, в причастии надо писать две буквы Н: БРОШЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

(3) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЖАРЕ__АЯ В ДУХОВКЕ РЫБА? У причастия в этом словосочетании есть зависимые слова: ЖАРЕ__АЯ (где?) В ДУХОВКЕ. Следовательно, в причастии надо писать две буквы Н: ЖАРЕННАЯ В ДУХОВКЕ РЫБА.

(4) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания АСФАЛЬТИРОВА_ОЕ ШОССЕ? Поскольку в этом причастии есть суффикс -ОВА-, в нем надо писать две буквы Н: АСФАЛЬТИРОВАННОЕ ШОССЕ.

(5) Сколько Н надо написать в слове ПЛЕТЕ_АЯ из словосочетания ПЛЕТЕ_АЯ КОРЗИНА? Поскольку у него нет приставки, нет зависимых слов, нет суффиксов -ОВА- или -ЕВА-, а также потому, что оно образовалось от глагола несовершенного вида ПЛЕСТИ (что делать?), нужно писать одну букву Н: ПЛЕТЕНАЯ КОРЗИНА.

«Разве я могу не любить его? – говорила она себе, вникая в его испуга _н ый и вместе обрадова _н ый взгляд.

Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа _н ое предположение…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Ну, гость неприглаше _н ый,
Быть может батюшка войдет!
Прошу служить у барышни влюбле _н ой!

Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невида _н ой красы.

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для зва _н ых и незва _н ых…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодра _н ым локтем.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

…Были затребова _н ы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие примене _н ы…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В уче _н ый комитет который поселился…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

И тут же думается ей –
Бог знает почему, –
Что небо звездное – песком
Посыпа _н ый листок,
Бессменно день и ночь в пути
На диво слаже _н ый возок…
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Левин приезжал в Москву всегда взволнова _н ый, торопливый, немножко стесне _н ый и раздраже _н ый этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Нет, в этот вырубле _н ый лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес
А нынче пни торчат!
(Некрасов, «Русские женщины»)

На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторже _н ых детей?!
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич уже сошел к себе вниз, разделся, опять умылся, облекся в гофрирова _н ую ночную рубашку и лег…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

В Нерчинск придете, если вас
Дорога не убьет.
Навряд версты четыре в час
Закова _н ый идет.
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

С изуродова _н ым страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

У Дарьи Александровны разбегались глаза на этот элегантный, невида _н ый ею экипаж…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Женился наконец на дочери его,
Прида _н ого взял — шиш, по службе — ничего.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Она вспомнила, как она рассказала почти признание, которое ей сделал в Петербурге молодой подчине _н ый ее мужа…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К обеду приехали: старая кузина Алексея Александровича… …и один молодой человек, рекомендова _н ый Алексею Александровичу на службу.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К перу от карт? и к картам от пера?
И положе _н ый час приливам и отливам?
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбле _н ому есть чувству уголок.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич… в этом шуточном ухаживанье… и зашел нечая _н о так далеко, что уже не знал, как выбраться назад…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявле _н ый мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

За то, что он смягчил разгнева _н ую гостью,
Хотел я похвалить.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Сидишь по часу нем,
Неугнете _н ый, бодрый ум
Работает меж тем.
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Н и НН в кратких прилагательных

Как не ошибиться в написании -н- и -нн- в кратких прилагательных? Нужно лишь руководствоваться простым правилом, которое описано в этой статье. Кроме того, здесь приведены ошибочные варианты употребления -нн- в причастиях.

  1. Правописание Н и НН в кратких прилагательных
  2. Правописание Н и НН в кратких причастиях
  3. Ошибочное употребление суффикса НН в причастиях
  4. Тест по теме

Правописание Н и НН в кратких прилагательных

В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных прилагательных, от которых они были образованы. Данное правило относится как к отыменным (образованным от существительных), так и к отглагольным прилагательным.

Примеры НН и Н в кратких отглагольных прилагательных: жареные грибы, рассеянный мальчик, сдержанный характер .

Правописание Н и НН в кратких причастиях

В кратких причастиях всегда употребляется одна Н , не зависимо от того, сколько Н было в полном причастии либо глаголе, от которых они были образованы. Как правило, краткие причастия употребляются с пояснительными словами.

Ошибочное употребление суффикса НН в причастиях

Достаточно частой ошибкой является написание суффикса НН в кратких прилагательных и причастиях, формы которых совпадают. Важно различать значение таких слов, правильно употребляя в них Н либо НН . Сравните:

  • Причастия (можно заменить глаголом) – книга начитан а для записи (книгу начитали для записи), люди взволнован ы новостью (людей взволновали новостью) ;
  • Отглагольное прилагательное (можно заметить прилагательным) – девушка начитанн ая (девушка умная, образованная), море взволнованн о (море беспокойное) .
  • Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

    А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?

    Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.

    1) 1,2 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 3

    Немного теории

    Несмотря на то, что в кодификаторе говорится об одной и двух буквах Н в суффиксах различных частей, в контрольных измерительных материалах мы будем иметь дело и со словами, в которых написание двух Н обусловлено тем, что первая из букв является частью корня (основы), а вторая — суффикс -Н- или часть суффикса, начинающегося на Н.

    Имена прилагательные:

    1) Имена прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -ин- пишутся с одним -н-: глин ян ый, серебр ян ый, кур ин ый. Исключения: стекл янн ый, олов янн ый, дерев янн ый .

    2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- пишутся с двумя -н- : авиаци онн ый, родств енн ый . Исключение: ветр ен ый, масл ен ый .

    3) В прилагательных, образованных от основы на с помощью суффикса -н- , пишется два -н- : картинный (карти н -а + н -ый) .

    Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:

    Две буквы -н- пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:

    1) если они имеют приставку: вс паха нн ый, от варе нн ый (но: с мышлё н ый мальчик, на зва н ый брат );

    2) если при них есть зависимые слова: варе нн ая на молоке ;

    3) если в слове есть суффиксы -ова-, -ева-, -ирова- : маринованный, асфальтированный ;

    4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме раненый ): лишённый ;

    В кратких причастиях пишется одна -н- , а в прилагательных – две (кроме формы единственного числа мужского рода). Следует различать полные и краткие формы страдательных причастий прошедшего времени с суффиксами -енн- и -нн- и прилагательных, образованных от глаголов. Сравните:

    воспитанный, причастие от глагола «воспитать»; краткая форма: воспитан, воспита н а, воспита н о, воспита н ы и воспитанный, прилагательное; краткая форма: воспитан, воспитанна, воспитанно, воспитанны.

    Как различить? Можно по смыслу, но проще попробовать подставить к краткой форме слово ‘более ’: Маша воспитана бабушкой и Маша воспитанна, вежлива и умна. Как видим, в первом случае неуместна подстановка предложенного слова, а во втором – вполне реальна. Кроме того, страдательные причастия требуют наличия (хотя бы на подсознательном уровне) указания на того, кто выполнил действие, обозначаемое в причастии.

    Написание одной или двух букв -н- в сложных прилагательных подчиняется общему правилу: гладкокрашеный (красить, несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить, совершенный вид).

    Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н- , также пишутся с двумя -н- : шли организова нн о .

    В именах существительных, образованных от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько -н- , сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный ), мученик (от ‘мученый ) .

    Две —н — пишутся во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на : пенный (пе н -а+ н -ый), шестигранник (шесть+гра н ь+ н ик).

    Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных. Правила и примеры

    Итак, сначала необходимо определить, от какой части речи образовано прилагательное, так как оно может быть отыменным прилагательным, т. е. образованным от имени существительного, и отглагольным - образованным от глагола.

    Правило I. Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

    1. Одна буква н пишется:

  • ан, ян, ин: кожа - кожан ый, глина - глинян ый, соловей - соловьин ый ; исключение: в словах деревянн ый, оловянн ый, стеклянн ый пишется две буквы н;
  • в первообразных прилагательных, или исконных прилагательных: багрян ый, един ый , зелен ый, красн ый, свин ой, син ий, прян ый, румян ый, юн ый. В данных прилагательных буквы н входит в состав корня.
  • 2. Две буквы н пишутся:

  • в прилагательных, образованных от существительных с основой на н и мя с помощью суффикса н : семя - семенн ой, лимон - лимонн ый.

В прилагательном семенн ой два суффикса - ен и н , поэтому в слове пишется две буквы н . В слове лимонн ый одна буква н будет относится к корню, а вторая н - к суффиксу, поэтому в нем также будет писаться две буквы н .

Примечание: прилагательное безымянный , образованное от существительного имя , сочетается только со словом палец (безымянн ый палец); с иными словами, например, станция, высота, герой и др. употребляется прилагательное безымённый (безымённ ая высота);

  • в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов онн-енн : торжество - торжественн ый, лекция - лекционн ый ; исключение: в слове ветрен ый пишется одна буква н , но в приставочных образованиях будет писаться уже две буквы н : без ветренн ый, об ветренн ый, про ветренн ый и т.д.
  • Правило II. Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов

    Одна буква н пишется:

  • в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида: коптить - копчен ая колбаса, вялить - вялен ая рыба; исключение : в словах деланн ый, желанн ый, жеманн ый, медленн ый, невиданн ый, негаданн ый, недюжинн ый, нежданн ый, неслыханн ый, нечаянн ый, священн ый , чванн ый, чеканн ый пишется две н , несмотря на то, что эти слова образованы от глаголов несовершенного вида, а также в словах посажен ый (отец или мать), назван ый (брат или сестра), смышлен ый.
  • От глагола задается вопрос: коптить (что делать?) - глагол несовершенного вида, поэтому образованное отглагольное прилагательное будет писаться с одной н - копчен ая колбаса.

    Две буквы н пишется:

  • в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: сказать - сказанн ое слово, купить - купленн ые билеты; исключение: в слове ранен ый пишется одна буква н , в приставочных образованиях - две: из раненн ый, по раненн ый.
  • От глагола задается вопрос: сказать (что сделать?) - глагол совершенного вида, поэтому образованного отглагольное прилагательное будет писаться с двумя н - сказанн ое слово;

  • в суффиксах ованн-еванн полных и кратких форм прилагательных, образованных от глаголов: взволновать - взволнованн ая актриса, актриса взволнованн а, организовать - организованн ые ученики, ученики организованн ы; исключение: в словахжеван ый, клеван ый, кован ый пишется одна буква н , так ова-ева входят в состав корня, а не являются частью суффиксов ованн-еванн , но в приставочных образованиях будет писаться две буквы н: про
  • Оформление приложения в дипломе по ГОСТу Для большинства научных дисциплин приложения являются важной составляющей научно-исследовательских работ, особенно дипломных работ и проектов. Они […]
  • Нотариусы Батайск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Антонова […]
  • Материал (5 класс) на тему: Расписка об ответственности родителей Предварительный просмотр: МБОУ Александровская ООШ Уведомление родителей (законных представителей) об ответственности за […]













  • Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • познакомить учащихся с орфограммой “Одна буква Н в суффиксах кратких страдательных причастий”;
    • закрепить навык правописания суффиксов кратких и полных причастий;
    • развивать мышление, память, речь учащихся;
    • прививать интерес к изучению родного языка.

    Оборудование:

    1) интерактивная доска;
    2) презентация к уроку;
    3) листы с заданием для закрепления нового материала;
    4) учебник “Русский язык. 6 класс”; авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Запишите в рабочей тетради число, классная работа.

    II. Актуализация знаний.

    Сейчас вы должны будете ответить на несколько вопросов, и тогда вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке, помимо важного разговора на лингвистическую тему.

    Слайд “Кроссворд”

    1. Какие причастия имеют краткую форму?
    (Страдательные.)

    2. Какой суффикс будут иметь страдательные причастия прошедшего времени, образованные от основ глаголов не на -а, -я?
    (-енн-)

    3. Определите падеж причастия в словосочетании развивающегося города .
    (Родительный)

    4. С какой частью речи мы работаем на последних уроках?
    (Причастие)

    5. Назовите вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже.
    (Управление.)

    6. Образуйте действительное причастие настоящего времени от глагола холодеть .
    (Холодеющий.)

    7. Каким членом предложения чаще всего являются полные причастия?
    (Определение.)

    8. Глагольными признаками причастия являются вид, время. Назовите третий признак.
    (Возвратность.)

    ТРАДАТЕЛЬНЫЕ
    Е НН
    Р ОДИТЕЛЬНЫЙ
    П РИЧАСТИЕ
    У ПРАВЛЕНИЕ
    Х ОЛОДЕЮЩИЙ
    О ПРЕДЕЛЕНИЕ
    В ОЗВРАТНОСТЬ
    • Прочитайте слово по первым буквам.
      (Серпухов.)

    III. Сообщение темы урока.

    Сегодня на уроке русского языка мы поговорим о нашем родном городе и познакомимся с новой орфограммой.

    Слайд “Мой любимый город”

    IV. Открытие новых знаний и формулирование темы урока

    Прочитайте текст.

    Слайд “Текст о гербе Серпухова”

    Наш город основан в XIV веке. Немало удивительных страниц вписано в его историю. Необычен и герб Серпухова. На нем изображена диковинная птица – павлин. История создания герба связана с визитом Екатерины Дашковой в один их монастырей города. Княгиня была очень удивлена, когда ей навстречу из монастырских ворот вышли два павлина.

    Слайд “Мой любимый город”

    V. Закрепление нового материала.

    1. Подберите определения, характеризующие наш город.
    2. Я подобрала такие определения.

    Отреставрированный, покрашенный, украшенный, построенный, освещенный, высаженный, позолоченный, ухоженный.

    (Причастия на листе на доске.)

    • Это слова какой части речи?
      (Причастия.)
    • Какие это причастия?
      (Страдательные причастия прошедшего времени.)

    3. Опишите, как выглядит наш город. Составьте предложения, образуя краткие причастия от данных. Вам помогут слова для справок и фотографии с видами Серпухова.

    (Слова для справок на листе на доске.)

    Слайд “Виды города”

    Слова для справок: деревья, дома, площади, купола церквей, здания, улицы, фасады домов, жилые кварталы, клумбы, парк.

    (Здания отреставрированы.
    Фасады домов покрашены.
    Площади города украшены к празднику.
    Жилые кварталы недавно построены.
    Улицы ярко освещены.
    Деревья высажены вдоль тротуаров.
    Купола церквей позолочены.
    Газоны и цветочные клумбы ухожены.)

    • 1–3 предложения – устно.
    • 4–6 предложения – “по цепочке” у доски.
    • 7, 8 предложения – 2 ученика за доской.

    VI. Развитие орфографических умений.

    Слайд “Деформированный текст”

    • Перед вами деформированный текст, нарушена последовательность предложений в тексте. Прочитайте его про себя.

    В 1982 году наш город награжде(н,нн) орденом Великой Отечестве(н,нн)ой войны I степени. Спустя четыре столетия, осенью 1941 года, путь устремившемуся к столице врагу вновь был прегражде(н,нн). Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы. Фашисты были вынужде(н,нн)ы отступить. В середине XVI века для защиты от войска крымского хана была построе(н,нн)а белокаме(н,нн)ая крепость. За мужество и героизм, проявле(н,нн)ые в годы войны, тысячи серпуховичей отмече(н,нн)ы высокими правительстве(н,нн)ыми наградами.

    • Восстановите деформированный текст, то есть поставьте предложения в нужном порядке.

    Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы. В середине XVI века для защиты от войска крымского хана была построе(н,нн)а белокаме(н,нн)ая крепость. Спустя четыре столетия, осенью 1941 года, путь устремившемуся к столице врагу вновь был прегражде(н,нн). Фашисты были вынужде(н,нн)ы отступить. За мужество и героизм, проявле(н,нн)ые в годы войны, тысячи серпуховичей отмече(н,нн)ы высокими правительстве(н,нн)ыми наградами. В 1982 году наш город награжде(н,нн) орденом Великой Отечестве(н,нн)ой войны I степени.

    Слайд “Восстановленный текст”

    • Найдите предложение, в котором отражена тема текста.

    (Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы.)

    • Какова основная мысль текста?

    (Мужество и героизм города и его жителей, стоящих на защите южных рубежей столицы.)

    • Запишите текст, решая орфографические задачи. Графически обозначьте орфограммы.

    Слайд “Проверка текста”

    Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы. В середине XVI века для защиты от войска крымского хана была построен а белокаменн ая крепость. Спустя четыре столетия, осенью 1941 года, путь устремившемуся к столице врагу вновь был прегражден . Фашисты были вынужден ы отступить. За мужество и героизм, проявленн ые в годы войны, тысячи серпуховичей отмечен ы высокими правительственн ыми наградами. В 1982 году наш город награжден орденом Великой Отечественн ой войны I степени.

    • Объясните правописание слов с удвоенной Н.

    (Белокаменная, проявленные, правительственными, Отечественной.)

    • Почему в остальных словах пишется одна буква Н?

    (В суффиксах кратких причастий всегда пишется одна буква Н.)

    • Каким членом предложения являются краткие причастия в предложении?

    (Входят в состав составного именного сказуемого.)

    • Подчеркните краткие причастия как член предложения.

    (На интерактивной доске.)

    • Найдите в тексте причастный оборот. Выделите его графически.

    (За мужество и героизм, проявленные в годы войны ,…

    устремившемуся к столице врагу…)

    • Объясните постановку знаков препинания при причастном обороте.

    (Причастный оборот обособляется, если стоит после определяемого слова;
    причастный оборот не обособляется, если стоит перед определяемым словом, выраженным существительным.)

    (На интерактивной доске.)

    Слайд пустой

    VII. Контроль знаний.

    Вам предстоит выполнить 6 тестовых заданий. Обращаю ваше внимание на то, что в каждом задании только 1 правильный ответ. Вы должны записать номер задания и вариант ответа. Время ограничено.

    Слайд “Тест. Задание № 1, 2”

    1. Чем в предложении чаще всего бывают причастия?

    А) Сказуемым и обстоятельством.
    Б) Определением и дополнением.
    В) Сказуемым и определением.
    Г) Определением и обстоятельством.

    2. Причастие увиденный – это…

    А) Действительное причастие настоящего времени.
    Б) Действительное причастие прошедшего времени.
    В) Страдательное причастие настоящего времени.
    Г) Страдательное причастие прошедшего времени.

    Слайд “Тест. Задание № 3, 4”

    3. В причастии из словосочетания построенные здания пишется две буквы Н, потому что…

    А) Это краткое причастие.
    Б) Причастие имеет зависимые слова.
    В) Причастие имеет приставку.
    Г) Причастие имеет суффикс -ова- (-ева-).

    4. В кратких причастиях пишется…

    А) Одна буква Н, если причастие образовано от глагола совершенного вида.
    Б) Всегда одна буква Н.
    В) Всегда две буквы Н.
    Г)
    Две буквы Н, если у причастия есть зависимые слова.

    Слайд “Тест. Задание № 5, 6”

    5. Выберите ряд, в котором все слова являются краткими причастиями.

    А) составлена, привезен, подготовлен
    Б) исследован, румян, сделанный
    В) обозначен, современна, укреплен
    Г) окружена, искусственны, построен

    6. Выберите ряд, в котором во всех причастиях пишется одна буква Н.

    А) выполне..ые мастером, невида..ый успех
    Б) вымоще..ый улицы, привезе..ый издалека
    В) сорва..ые цветы, туристыобрадова..ы
    Г) тайны разгада..ы, смышле..ый ученик

    • Проверьте себя.

    Слайд “Ключи к тесту”

    Ключи к тексту.

    1. В.
    2. Г.
    3. В.
    4. Б.
    5. А.
    6. Г.

    • Поставьте себе оценки.

    Слайд “Нормы оценок”

    “5” – нет ошибок.
    “4” – 1 ошибки.
    “3” – 2–3 ошибки.
    “2” – более 3 ошибок.

    • Кто выполнил работу на оценку “5”?

    Слайд пустой

    VIII. Итог урока.

    С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке?

    Слайд “Название орфограммы”

    Назовите ключевые слова урока.

    • Страдательные причастия прошедшего времени.
    • Краткие причастия.
    • Суффиксы причастий.

    Слайд “Ключевые слова”

    IX. Домашнее задание.

    Учебник § 76, № 642 стр. 270.



    Поделиться