Студент ФФМ МГУ Максим Казарновский — о сложной, но интересной учебе на «Фармации» и о том, куда устраиваются выпускники. МГУ Факультет Фундаментальной Медицины (ФФМ МГУ) Списки поступивших на бюджет фундаментальной медицины

Специалитет, граждане РФ и приравненные к ним:

  • МАТЕМАТИКА (ЕГЭ, профильный )
  • химия (ЕГЭ);
  • биология (ЕГЭ);
  • русский язык (ЕГЭ);
  • химия (дополнительное вступительное испытание, ДВИ) 18 июля 2019 года

Все экзамены оцениваются по 100 бальной шкале.
Баллы, начисленные за , включаются в сумму конкурсных баллов, максимальная сумма баллов равняется 510.
Победителям может засчитаться 100 баллов вместо соотвествующего ЕГЭ.
Внимание! На вступительном экзамене не допускается использование средств связи и прочих электронных устройств, за исключением простых калькуляторов!

Специалитет, другие категории

При поступлении на второе высшее образование абитуриенты в качестве вступительного испытания сдают ДВИ по химии.

При переводе на второй и последующие курсы студенты сдают собеседование по химии устно.

Абитуриенты других государств при поступлении на ФФМ МГУ сдают русский язык и химию устно.

Подача документов

Сроки подачи документов для поступления на первый курс и перевода на второй и последующие курсы, в том числе для лиц, имеющих высшее образование: с 20 июня по 10 июля включительно.

При поступлении на первый курс по программа «лечебное дело» и «фармация» предоставляются следующие документы:

  • копии документов, удостоверяющих личность и гражданство поступающего (паспорт РФ);
  • оригинал или копия документа о среднем общем образовании;
  • не менее 2х фотографий размером 3х4 (черно-белый или цветной снимок без головного убора на матовой бумаге, сделанный в 2019 году).
  • !!! медицинские справки (врачи-специалисты: терапевт, психиатр, нарколог, дерматовенеролог, оториноларинголог, стоматолог, аллерголог (для отделения «фармация»); лабораторные и функциональные исследования: рентгенография грудной клетки, исследование на носительство возбудителей кишечных инфекций (брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия) и на гельминтозы).

Документы могут быть поданы:

  • лично или через доверенное лицо (при наличии нотариально заверенной доверенности);
  • по почте (почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения) по адресу: 119234, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет фундаментальной медицины, приемная комиссия (дата проверяется по оттиску календарного штемпеля объекта почтовой связи места назначения письма);
  • по электронной почте , письмо должно быть заверено электронно-цифровой подписью абитуриента;
  • на сайте https://webanketa.msu.ru/ .

При подаче копий документов оригиналы нужно показать секретарю приемной комиссии.

Предоставление общежития

Общежитие предоставляется только при наличии постоянной регистрации за пределами города Москвы и Московской области, либо в Московской области, если ближайшие к месту жительства железнодорожная станция, платформа, разъезд, остановочный пункт находятся за пределами тарифных зон Московской железной дороги, Московского отделения Октябрьской железной дороги с нулевой по пятую.

  • абитуриентам: с 1 июля по 28 июля включительно;
  • лицам, включенным в списки поступающих (для личного предоставления документов): с 28 июля по 3 августа на первом этапе зачисления и с 3 августа по 8 августа включительно на втором этапе зачисления;
  • студентам: на время обучения (для обучающихся на контрактной основе - при наличии свободного жилого фонда и по контрактным расценкам).

В случае получения двойки на экзамене абитуриент обязан выехать из общежития.

Учет индивидуальных достижений

При приеме на ФФМ МГУ начисляются дополнительные баллы за следующие индивидуальные достижения:

  • наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или аттестата о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании), содержащего сведения о награждении золотой или серебряной медалью или диплома о среднем профессиональном образовании с отличием - 5 баллов;
  • наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца - 2 балла;
  • оценка, выставленная по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, - от 0 до 3 баллов.

Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.

Абитуриенты, сдавшие ДВИ по химии, но не прошедшие по конкурсу на бюджетные места, могут участвовать с набранными баллами в конкурсном отборе на контрактное обучение . В 2019 году стоимость контрактного обучения для граждан РФ по специальности «лечебное дело» составит 493 000 рублей в год , по специальности «фармация» - 436 000 рублей в год.

Стоимость обучения для иностранных граждан по специальности "лечебное дело" 510 980 рублей в год , по специальности "фармация" 454 900 рублей в год .

Льготы, предоставляемые победителям олимпиад I уровня за 11 класс

Олимпиада

Предмет

Право

Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников , члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации, победители и призеры IV этапа всеукраинских ученических олимпиад из числа лиц, указанных в части 3.1. статьи 5 Федерального закона № 84-ФЗ, члены сборных команд Украины, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, из числа лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Федерального закона № 84-ФЗ, в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады, принимаются в МГУ на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Зачисление без вступительных испытаний

Биология

Математика

Русский язык

100 баллов вместо ЕГЭ

ПОБЕДИТЕЛИ олимпиад школьников I уровня в 11 классе , если результаты ЕГЭ по данному предмету составляют не менее 75 баллов :

10. Всесибирская открытая олимпиада школьников (только для специальности «фармация»)

7. Всероссийская олимпиада школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!»

(только для специальности «фармация»)

32. Олимпиада «Юные таланты»

35. Московская олимпиада школьников

100 баллов вместо ЕГЭ

46. Олимпиада «Ломоносов»

54. Олимпиада школьников СПбГУ

Биология

100 баллов вместо ЕГЭ

48. Олимпиада «Покори Воробьевы горы»

Биология

100 баллов вместо ЕГЭ

План приёма на ФФМ МГУ в 2019 году

контракт*

экзамены

Лечебное дело

химия (ДВИ, письменно) (1)

химия (ЕГЭ) (2)

биология (ЕГЭ) (3)

математика (ЕГЭ) (4)

русский язык (ЕГЭ) (5)

Квота** (инвалиды, сироты) из 55 мест

Квота*** (целевой набор) из 55 мест

Второе высшее

Химия письменно

Иностранные студенты

Русский язык устно

Химия устно

55 (бюдж.) +65 (контр.) = 120

контракт

экзамены

Фармация

химия (ДВИ, письменно) (1)

химия (ЕГЭ) (2)

биология (ЕГЭ) (3)

математика (ЕГЭ) (4)

русский язык (ЕГЭ) (5)

Квота** (инвалиды, сироты) из 15 мест

Квота*** (целевой набор) из 15 мест

Второе высшее

Химия письменно

Иностранные студенты

Русский язык устно

Химия устно

15 (бюдж.) + 15 (контр.) = 30


*В 2019 году стоимость контрактного обучения для граждан РФ по специальности «лечебное дело» составит 493 000 рублей в год, по специальности «фармация» - 436 000 рублей в год.

Стоимость обучения для иностранных граждан по специальности "лечебное дело" 510 980 рублей в год, по специальности "фармация" 454 900 рублей в год.

**квота бюджетных мест для лиц, имеющих особое право по общегосударственной льготе

***Целевой набор в 2019 году . Обращаем внимание, что Московский университет не предоставляет перечень и не осуществляет подбор организаций, направляющих граждан на целевое обучение.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА

Согласно Правилам приема в МГУ имени М.В.Ломоносова в 2019 году, Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2015 № 1147 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" п. 74 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 года No 697, при поступлении на факультет фундаментальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова (специальности «лечебное дело» и «фармация») поступающий должен пройти обязательное медицинское обследование в соответствии с нижеприведенным перечнем врачей-специалистов, лабораторных и инструментальных исследований и предоставить медицинскую справку о результатах обследования. Медицинская справка признается действительной, если она получена не ранее года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний.

Перечень врачей-специалистов: терапевт, психиатр, нарколог, дерматовенеролог, оториноларинголог, стоматолог, аллерголог (для отделения «фармация»).

Перечень лабораторных и функциональных исследований: рентгенография грудной клетки, исследование на носительство возбудителей кишечных инфекций (брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия) и на гельминтозы.

Противопоказания: общие: врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем; последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени; заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями; нарколепсия и катаплексия; заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.; психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах (В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача-профпатолога); болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 - 4 степени; злокачественные новообразования любой локализации (После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом); заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы); гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV; хронические болезни сердца и перикарда с хронической сердечной недостаточностью 2-ой и более степени либо ФК III-IV по NYHA; ишемическая болезнь сердца: стенокардия ФК III - IV; с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синуснового узла); пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики; постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца; аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий; облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов; облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей); варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше; лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 - 4 степени; ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 - 3 степени; болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 - 3 степени; активные формы туберкулеза любой локализации; осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений; хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 - 3 степени и портальной гипертензии; хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 - 3 степени; неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения; диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 - 4 степени, системные васкулиты; хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций; хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 - 3 степени; хронические заболевания кожи; глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.

Моя поступила на ФББ по всероссу, но баллов ЕГЭ ей бы тоже вполне хватило (ДВИ достаточно было сдать на 65). Поэтому расскажу про наш опыт - возможно, что-то будет для Вас полезным.

В общем, конкретно по предметам.
Биология. Вполне реально написать перечневую олимпиаду (и лучше это сделать). Тот же Ломоносов по биологии - это добротно выученная программа, чуть более углубленная, чем школьная (думаю, уровень Вашей школы вполне подойдет). Никаких особых способностей там не требуется. В чем именно трудности по биологии у Вашей дочери? Если она не любит ботанику с зоологией, то ничего страшного - материала там не так уж много, он не сложный, надо просто выучить "через не хочу". Я бы прямо сейчас посадила деточку за этот предмет - подтянуть ботанику и зоологию за 1 летний месяц можно. Если ей не нравится клеточная и молекулярная биология, то идти на ФББ, пожалуй, не стоит - это, собственно, та самая область, в которой работают выпускники факультета.
На олимпиады по биологии надо начинать ходить уже в 10м классе. На всеросс тоже (для тренировки. Теоретические задания до региона включительно - это уровень перечневых). Заодно оцените степень подготовки и стоит ли вам, помимо школы, заниматься где-то еще.

Химия. Этот предмет надо понять на самом начальном этапе. Как говорила первая учительница дочери по химии - "таблица Менделеева - это ваша официальная шпаргалка и я научу вас ею пользоваться". Если ребенок хорошо усвоил основы, то все остальное "надстраивается" гораздо проще. Можно, конечно, прорешать 20 сборников и написать ЕГЭ на 90+. Но это очень трудоемкий процесс, а у Вас не один предмет. Кроме того, на ФББ химии много, изучается она достаточно глубоко, и отсутствие базы может стать проблемой вплоть до вылета. В общем, если с химией не очень, то, наверное, нужен хороший репетитор, который все проработает с самого начала.
Что касается олимпиад, то лучше выбрать или химию, или мат-ку. Написать и то, и другое достаточно сложно (не забываем про биологию).

Математика. Даже не знаю... Моей хватило того, что давали в не профильном классе, плюс дополнительные занятия 1р/нед, которые у них вела школьная учительница. Был репетитор, но, как оказалось по факту, не очень хороший. Но у нее была очень сильная школа. Не думаю, что в Вашей нынешней школе делают упор на мат-ку - возможно, нужно будет добирать этот предмет как-то еще.

Русский. Если школа хорошая, то проблем быть не должно. Для ЕГЭ вполне достаточно школьной программы.

"Я вообще не представляю себе, что должен делать ученик, чтобы сдать ЧЕТЫРЕ экзамена на 95+.
Это он должен не есть, не спать, а только учиться?"

Ну, 4 экзамена на 95+ не обязательно. Во-первых, отнимите баллы за достижения (только за медаль МГУ в прошлом году давал 10 баллов). А во-вторых, олимпиады Вам в помощь (тогда будет достаточно 75 баллов) - 2 перечневые написать вполне реально. И потом, в прошлом году был какой-то дикий наплыв на ФББ всероссников - в этом, кажется, уже меньше, значит, проходной тоже снизится.
Насчет "не есть, не спать". Если ребенок предмет понимает, и нормально учит его с самого начала, а не спохватывается в 11м классе, то все проходит довольно спокойно. Могу сказать, что моя, "по горло" занятая всероссом и прочими турнирами, в 11м классе посетила едва ли половину уроков в школе. Непосредственно к ЕГЭ она начала готовиться только после последнего звонка. При этом меньше 8 часов/сут моя дама не спит в принципе - в 23.00 она отправляется в постель в любой ситуации (у нее, видите ли, голова не работает, если она не выспится). Но, повторю, школа у нее была сильная - там учили, а не натаскивали на ЕГЭ.

Ну и еще один момент. На ФББ есть подводный камень - английский язык. Очень желательно, к окончанию школы, иметь уровень В2 (уверенный). Просто потому, что в сутках 24 часа. А объем материала, который обрушивается на первокурсников, довольно большой. В реальности получается, что, если студент не знает хотя бы 2 предмета на хорошо углубленном уровне (мат-ка, химия, биология, английский), то учебу ему потянуть будет крайне сложно. 21.07.2017 14:47:57, Хелен67

1 0 -1 0

Я наконец внимательно прочитала Ваш ответ (работаю, не успеваю).
Спасибо большое за точ, то ответили так подробно и исчерпывающе.
Насчет биологии, я как горе-мамаша, даже не знаю, что именно ей там не нравится. У нас была, как мне кажется, очень хорошая репетитор по биологии. Она нас подготовила с нуля за учебный год к хорошей сдаче ОГЭ (я хорошо понимаю, что ОГЭ - это только база, не более). Эта репетитор, когда мы начинали заниматься, была, по-моему в легком шоке от того, то у нас нулевые знания по биологии. И, как она потом говорила, она в первый раз увидела такой случай, когда ребенок был нулем, и так продвинулся.
Все пробники по ОГЭ по биологии дочь писала на уверенные пятерки.
К сожалению, сам экзамен мы сдали на 4. Видимо, не повезло.
К чему это я? к тому, что база то у нас, как я понимаю, есть, но не более. Т.е., углубленных знаний нет. Вот мы и собираемся постараться за оставшиеся два года получить углубленные.
Правда, как с олимпиадами получится, не знаю.
Но Ваши советы постараюсь принять к сведению. Правда, я нерадивая, поэтому, мне нелегко будет проштудировать вопрос олимпиад. Но я работаю над собой).

Химия. С ней хорошо. Но, опять-таки, на базовом, обычно-школьном уровне. А поскольку нужен-таки углубленный, то, получается, что репетитор тоже нужен.

Русский язык. Тут, она сдала все на наивысший балл практически без подготовки. Поэтому, думаю, что с ним все будет проще. МОжет конечно и нужно будет натаскаться перед самим экзаменом, Но это потом.
Сейчас пока не паримся этим.

Математика. Видимо, Вы правы, нуно как-то добирать.
Тоже, видимо, придется репетитора брать.

Лишний раз убеждаюсь, что очень напрасно мы не озаботились хорошей школой раньше.
Но теперь сделанного не воротишь.

Кстати, школы у нас неплохая. Лучшая в районе.
Но она совсем не на том уровне, на котором бывают хорошие школы.
Но она английская.
И это наш плюс.
С английским у нас как раз все хорошо.
Вот тут, мне кажется, без вопросов.
Тут мы даже заниали 1 место на какой-то олимпиаде.
(потом дочь перестала участвовать в этих олимпиадах. Но, как я успела заметить, олимпиады по английскому содержат в себе множество вопросов нисколько не проверяющих знание самого языка, зато имеющих отношение к общему кругозору и страноведению.)
Вобщем работа нам предстоит очень большая.
И, выходит, что из плюсов у нас есть только база по химии, биологии и математике и хороший английский.
А остальное начать и кончить((
Еще раз спасибо Вам за проработку моей темы.

Я сохранила себе Ваше сообщение. Буду перечитывать и действовать в соответствии с ним если пойдем дальше по этому пути (на что я надеюсь).

21.07.2017 17:27:24, Агнесса

1 0 -1 0

Факультет фундаментальной медицины МГУ был открыт 1 июля 1992 года в соответствии с решением ректората и Учёного совета МГУ. Первым деканом факультета (до 2000 года) стал академик РАМН , профессор Олег Стефанович Медведев (в настоящее время - заведующий кафедрой фармакологии факультета). С 2000 года факультет фундаментальной медицины возглавляет академик РАН и академик РАМН , профессор Всеволод Арсеньевич Ткачук .

Принятое в 1992 году решение ректората и Учёного совета МГУ об открытии факультета фундаментальной медицины прервало 60-летний перерыв в обучении студентов и научных исследованиях в области медицины в составе Московского университета . Перед новым факультетом были поставлены следующие основные цели :

  • подготовка опытных, компетентных врачей-исследователей;
  • получение новых биомедицинских знаний путём проведения фундаментальных и клинических исследований;
  • интеграция усилий учёных и специалистов разных специальностей для проведения фундаментальных исследований в медицине;
  • внедрение в клиническую практику новых лекарственных средств, методов исследования и диагностики.

Факультет был образован в составе всего двух кафедр: фармакологии и биохимии. Первоначально факультет разместился на 10-м этаже главного здания МГУ в помещениях, освободившихся от парткома университета, освободившимся после событий 1991 года.

Факультет непрерывно развивается, создаются новые направления обучения и научных исследований, открываются новые кафедры и лаборатории:

  • 1992 год - кафедра медицинской биофизики.
  • 1992 год - кафедра нормальной и топографической анатомии.
  • 1994 год - кафедра общей и частной патологии.
  • 1995 год - кафедра терапии.
  • 1996 год - кафедра многопрофильной клинической подготовки.
  • 1996 год - кафедра экологической и экстремальной медицины.
  • 2000 год - кафедра акушерства и гинекологии.
  • 2001 год - кафедра внутренних болезней.
  • 2002 год - кафедра хирургии.
  • 2004 год - кафедра нормальной и патологической физиологии (в 2009 году объединена с кафедрой общей и частной патологии).
  • 2007 год - кафедра офтальмологии.
  • 2009 год - кафедра общей и специализированной хирургии.
  • 2010 год - кафедра фармации (с 2012 года - кафедра фармацевтической химии, фармакогнозии и организации фармацевтического дела.
  • 2010 год - кафедра урологии и андрологии.
  • 2012 год - кафедра фармацевтической технологии.

Получили развитие новые направления обучения и научных исследований, опирающиеся, как на межфакультетское взаимодействие, так и взаимодействие в рамках институтов АН РАН, открываются новые центры и лаборатории:

В сентябре 2007 года были открыты первые корпуса Медицинского научно-образовательного центра МГУ (МНОЦ МГУ) , который предназначен как для оказания высококвалифицированной стационарной и консультативной помощи, так и для научно-исследовательской деятельности факультета фундаментальной медицины МГУ ; центр полностью введён в эксплуатацию в августе 2013 года . Создание медицинского центра обеспечило новый этап развития факультета фундаментальной медицины. Собственная клиническая база позволила факультету готовить ординаторов и клинических аспирантов в стенах Московского университета, сохранить связь выпускников с факультетом и сделать медицинский факультет самовосстанавливающимся, способным создавать и накапливать свои традиции, формировать классические школы университета усилиями врачей и педагогов университетской клиники.

В 2016 году факультет переместился в новое здание - Ломоносовский корпус МГУ .

В 2016 году открыт первый в стране Институт регенеративной медицины (ИРМ) .

В 2017 году факультет фундаментальной медицины отметил 25-летний юбилей. В период 1992-2017 гг. на факультете окончили курс около 800 выпускников (врачей и провизоров), десятки специалистов, завершивших обучение в ординатуре и аспирантуре.

Учебный процесс

На факультете существуют два отделения: лечебного дела и фармацевтическое.

Лечебное дело

Обучение по специальности «лечебное дело» рассчитана на шесть лет. Первые три года студенты получают естественнонаучные знания при содействии различных факультетов МГУ и других вузов, а в последующие три года преподаются в основном клинические дисциплины. Выпускникам присваивается квалификация врача .

Фармация

В 2008 году на факультете открыто фармацевтическое отделение. По окончании обучения выпускники фармацевтического отделения получат диплом по специальности «фармация» с присвоением квалификации «провизор». Продолжительность обучения составляет шесть лет. Программа обучения студентов включает гуманитарные, социально-экономические, естественно-научные, медико-биологические и профессиональные дисциплины; при этом преподавание медико-биологических дисциплин базируется на специальных кафедрах ФФМ: медицинской биофизики, физиологии и общей патологии, биологической и медицинской химии, фармакологии, экологической и экстремальной медицины .

Научная деятельность

Научная работа, проводимая на факультете, тесно связана с международными научными центрами. Сотрудники проводят исследования совместно с университетом Пенсильвании (США), Бейкеровским институтом сердца и диабета (Мельбурн , Австралия), институтом иммунологии и клеточной терапии имени Фраунхофера (Лейпциг , Германия), институтом молекулярной онкологии (Милан , Италия), национальным институтом охраны здоровья и медицинских исследований INSERM (Франция), институтом медицинских исследований (Лондон , Англия). В сотрудничестве с российскими и европейскими исследователями учёные факультета принимает активное участие в выполнении ряда международных проектов .

С момента образования факультета началось его тесное сотрудничество с Учебно-научным центром Главного медицинского управления (ГМУ) Управления делами Президента РФ (с 2004 года - ФГБУ «Учебно-научный медицинский центр», УНМЦ ). Ряд сотрудников УНМЦ (В. И. Шмырёв , С. Л. Архипов, Н. В. Бабенков, Г. И. Резков, Н. В. Миронов и др.) одновременно являются профессорами факультета фундаментальной медицины, ведут на нём педагогическую и исследовательскую деятельность. С другой стороны, УНМЦ и другие подведомственные ГМУ медицинские учреждения входят в число клинических баз факультета, а УНМЦ охотно предоставляет для выпускников факультета места в клинической ординатуре .

Большое значение в обучении студентов имеет фундаментальный анатомический музей, в котором демонстрируются натуральные препараты по всем разделам анатомии, обеспеченные соответствующими аннотациями, и различные анатомические модели. Все эти материалы и учебные пособия позволяют студентам с успехом изучать нормальную и топографическую анатомию человека, так необходимую для всех областей медицины.

Многие научные разработки факультета выполняются в тесном сотрудничестве с рядом факультетов Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова .

В 2011 году на факультете была установлена электронная хирургическая система Da Vinci Si Surgical. Эта система включает в себя четыре управляемые электроникой сверхчувствительные конечности, которые позволяют проделывать минимально инвазивные медицинские процедуры, недостижимые с помощью традиционных средств.

В 2013 году начала функционировать уникальная медицинская информационная система, созданная специалистами факультета совместно с сотрудниками группы компаний IBS для Медицинского научно-образовательного центра при ФФМ. Система обеспечивает хранение и обработку значительных объёмов информации, доступ к разнородным неструктурированным данным , автоматизацию процессов оказания медицинской помощи, обработку медицинских изображений и включает подсистемы телемедицины и дистанционного обучения .

Учёные и преподаватели факультета

Структура факультета

Кафедры

В состав факультета входят 16 кафедр:

Кафедра Заведующий кафедрой
Акушерства и гинекологии Профессор
Панина Ольга Борисовна
Биохимии и молекулярной медицины Академик РАН , профессор
Ткачук Всеволод Арсеньевич
Внутренних болезней Академик РАН , профессор
Мухин Николай Алексеевич
Медицинской биофизики Академик РАН , профессор
Владимиров Юрий Андреевич
Многопрофильной клинической подготовки Профессор
Габбасова Ляля Адыгамовна
Нормальной и топографической анатомии Профессор
Николенко Владимир Николаевич
Общей и специализированной хирургии Профессор
Дубров Вадим Эрикович
Офтальмологии Профессор
Акопян Владимир Сергеевич
Терапии Профессор
Баранов Анатолий Петрович
Урологии и андрологии Академик РАН , профессор
Камалов, Армаис Альбертович
Фармакологии Профессор
Медведев Олег Стефанович
Фармацевтической технологии Академик РАН , Доктор химических наук
Габибов Александр Габибович
Фармацевтической химии, фармакогнозии и организации, фармацевтического дела Доктор фармацевтических наук
Каленикова Елена Игоревна
Физиологии и общей патологии Профессор
Кошелев Владимир Борисович
Хирургии Академик РАН , профессор
Кубышкин Валерий Алексеевич
Экологической и экстремальной медицины Академик РАН , профессор
Григорьев Анатолий Иванович

Лаборатории

На факультете действуют научно-исследовательские лаборатории:

Лаборатория трансляционной медицины

Лаборатория трансляционной медицины преобразована в 2017 году из научно-исследовательской лаборатории адаптационной медицины, созданной в 2004 году доктором биологических наук, профессором Ю. В. Архипенко. Заведующий - кандидат биологических наук В. С. Попов. Лаборатория ведёт научные разработки новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики, лечения, а также приборов для клинических учреждений. С этой целью при лаборатории в отдельном корпусе создана клиника экспериментальных животных с виварием. В 2016 году лаборатория открыла курс дополнительного образования «Современные методы использования лабораторных грызунов в трансляционных биомедицинских исследованиях».

Лаборатория генных и клеточных технологий

Лаборатория генных и клеточных технологий создана при кафедре биологической и медицинской химии. Заведующий - академик РАН, доктор биологических наук В. А. Ткачук. Лаборатория ведёт работы по поиску молекулярных маркеров и ДНК-диагностике таких наиболее распространённых заболеваний человека, как инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, гемохроматозы, гепатиты, тромбофилии. В рамках научно-исследовательской работы изучается также возможность использования аутологичных стромальных клеток жировой ткани с целью терапевтического восстановления кровотока тканей после инфаркта миокарда, инсульта, а также при хронической ишемии нижних конечностей.

Лаборатория постгеномных технологий в медицине

Лаборатория постгеномных технологий в медицине. Заведующий - профессор Е. В. Парфёнова.

Лаборатория исследования механизмов апоптоза

Лаборатория исследования механизмов апоптоза создана в 2010 году. Заведующий - профессор Б. Д. Животовский . Основной задачей лаборатории является изучение фундаментальных основ апоптоза и других форм клеточной гибели и применение полученных знаний в преклинических исследованиях (роль гибели клеток в патогенезе различных заболеваний, в частности, онкологических). Лаборатория проводит теоретические и практические курсы на английском языке «Гибель клеток: теория и практика» и «Токсикология».

Лаборатория магнитной томографии и спектроскопии

Лаборатория магнитной томографии и спектроскопии организована в 2010 году на базе созданного в 1996 году учебно-научного межфакультетского и междисциплинарного центра магнитной томографии и спектроскопии МГУ. Заведующий - академик РАН, доктор физико-математических наук А. Р. Хохлов . Лаборатория ведёт работы по изучению структуры, изотопного состава и превращений органических, элементоорганических и супрамолекулярных соединений , включая метаболиты и физиологически активные соединения. Проводятся исследования по двум основным направлениям: магнитно-резонансной томографии и спектроскопии ядерно-магнитного резонанса.

Лаборатория фармакологии сердечно-сосудистой системы

Лаборатория фармакологии сердечно-сосудистой системы создана при кафедре фармакологии. Заведующий - профессор О. С. Медведев. Лаборатория занимается изучением роли коэнзима Q 10 и альфа-токоферола в механизмах защиты сердца и мозга от транзиторной и хронической ишемии c привлечением современных методов экспериментальной фармакологии.

Лаборатория анализа изображения клеточных структур

Лаборатория анализа изображения клеточных структур организована при кафедре экологической и экстремальной медицины. Заведующий - доктор медицинских наук, профессор С. В. Буравков.

Лаборатория компьютерных технологий в медицине

Лаборатория компьютерных технологий в медицине . Лаборатория обеспечивает сопровождение программно-аппаратного комплекса локальной сети факультета, контролирует и развивает использование сети Интернет среди лабораторий и кафедр, поддерживает проведение курса медицинской информатики, обеспечивает бесперебойную работу оборудования и программного обеспечения факультета в круглосуточном режиме, ведёт работы по расширению использования информационных систем в учебном процессе.

Центр отработки мануальных навыков

Центр отработки мануальных навыков организован в 2010 году. Центр обеспечивает освоение практических навыков по уходу за больными, элементов сердечно-лёгочной реанимации, изучение методики обследования пациентов, отработку методов оказания медицинской помощи при различной патологии. В 2011 году была введена в эксплуатацию симуляционная роботизированная хирургическая система Da Vinci Si . В 2016 году симуляционная система была дополнена роботами-пациентами и виртуальными тренажёрами. В 2017 году на базе системы проведена первая аккредитация выпускников по специальности «лечебное дело».

Медицинский научно–образовательный центр

В 2005 году, в 250-летний юбилей Московского университета было начато строительство первой в России университетской клиники в рамках классического университета - комплекса медицинского научно-образовательного центра МГУ (МНОЦ МГУ). В сентябре 2007 года был открыт первый корпус медицинского центра - учебный корпус МНОЦ, оснащённый оборудованием, позволяющим обучающимся в реальном времени наблюдать за ходом сложных хирургических операций с использованием компьютерных терминалов. Поликлиническое отделение МНОЦ открылось в 2014 году. Стационар МНОЦ был открыт в 2015 году. В 2016 году университетская клиника ГУ была включена в перечень учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь.

Медицинский научно–образовательный центр МГУ ведёт работу по трём направлениям: клиническое, педагогическое и научное. На базе центра проводится обучение студентов факультета фундаментальной медицины, клинических ординаторов и аспирантов .

Подразделения медицинского центра :

  • Отдел урологии и андрологии
  • Отдел травматологии, ортопедии и реабилитологии
  • Отдел возраст-ассоциированных заболеваний
  • Отдел лабораторной диагностики
  • Отдел клинической патологии
  • Отдел хирургии
  • Отдел внутренних болезней
  • Отдел нарушений ритма и проводимости сердца
  • Отдел гинекологии и репродуктивной медицины
  • Отдел лучевой диагностики
  • Поликлиники медицинского центра.

В сентябре 2014 перед учебным корпусом Медицинского научно-образовательного центра был открыт памятник студенту Антону Чехову , выпускнику медицинского факультета Московского университета 1884 года (работа скульптора А. И. Рукавишникова).

Институт регенеративной медицины

Институт регенеративной медицины (ИРМ) был создан в 2016 году . Директор института - В. А. Ткачук .

В состав института входят:

  • научно-исследовательская лаборатория молекулярной эндокринологии
  • лаборатория генно-клеточной терапии
  • лаборатория генодиагностики.

Институт разрабатывает препараты для генной и клеточной терапии, ведёт разработки по тканевой инженерии - созданию искусственных эквивалентов тканей и органов человека, исследует способы контроля биологической активности клеток и повышения безопасности медицинских препаратов, создаваемых на их основе. Производственный участок института организован с соблюдением правил GMP (good manufacture practice) и обеспечением самых высоких классов чистоты помещений, предназначенных для работы с генными и клеточными продуктами.

Примечания

  1. Литературная газета
  2. РИА Новости
  3. Факультет фундаментальной медицины МГУ (неопр.) . // Сайт Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Дата обращения 11 июля 2016.
  4. Летопись факультета фундаментальной медицины (неопр.) . // Сайт «Летопись Московского университета». Дата обращения 11 июля 2016.

Студент ФФМ МГУ Максим Казарновский - о сложной, но интересной учебе на «Фармации» и о том, куда устраиваются выпускники. Как и почему вы выбрали именно этот факультет? С выбором факультета у меня были сложности. В определенный период жизни понял, что хочу заняться улучшением здоровья людей. Всегда интересовался предотвращением возрастных заболеваний и болезней образа жизни. Хотелось делать новые прорывные вещи в этом направлении. Долго выбирал между медицинским вузом, биофаком МГУ и спортивным вузом. В тот момент еще не знал, что в МГУ есть медицинский факультет, потому думал о ММА имени Сеченова. Однажды в донорском центре познакомился с девушкой из Сечки, разговорились о моих интересах, и она надоумила поступать на ФФМ МГУ, за что ей огромное спасибо! Сложно ли было поступить? Какие были проходные баллы? Очень сложно. Я на момент начала подготовки был выпускником прошлых лет, школьный курс хорошенько выветрился из головы. Плюс работа. Но зато у меня был целый год на подготовку. В МГУ тогда надо было сдавать 3 ЕГЭ (химию, биологию и русский) и внутренний экзамен по химии. 2 года назад добавили еще ЕГЭ по математике (профиль), так что теперь у нас 5 экзаменов. ФФМ считается одним из 3-х самых сложных для поступления факультетов МГУ. Средний балл по всем 4-м экзаменам никогда не падает ниже 90 баллов, и это при том, что дополнительное вступительное испытание по химии (которое тоже оценивается по 100-балльной системе) намного сложнее и нетривиальнее ЕГЭ. На ФФМ на бюджет попадают очень умные ребята, призеры и победители международных олимпиад, хотя много и просто усердных ребят. Если задаться целью, поступить можно. В мой год на «Лечебное дело» брали с 380 баллами из 400. На «Фармацию» можно было попасть с 362 баллами. Контракт у нас совершенно неподъемный – почти 350 000 в год, потому для меня это было нереально. На «Лечебное» не хватило 2-х баллов, пошел на «Фармацию». Сложно учиться на факультете? Зависит от курса и направления. На «Лечебном деле» сложно учиться на первом курсе и очень сложно – на третьем. А потом начинаются клинические дисциплины, ребята много времени проводят в больницах – там легче. На «Фармации» фундаментальный блок наук занимает первые 2 курса. Это время мы проводим в лабораториях химфака МГУ, изучаем общую, органическую, коллоидную, физическую и аналитическую химии. Параллельно есть ботанический блок – провизор-фармацевт должен разбираться в лекарственных растениях. С третьего курса начинаются специальные предметы, за исключением фармакологии они не очень сложные. Фармакологию и нам, и лечебникам дают очень глубоко и там придется попотеть. Самый сложный курс на мой взгляд, хотя и наиболее интересный – второй. Какие дисциплины вызывают наибольший интерес? Среди дисциплин мне больше всего нравятся биохимия, молекулярная биология и иммунология. Иммунологии у нас в программе нет, но мы попросили руководство факультета сделать нам электив – и нам его сделали. Наука очень сложная, но ее изучение стоит всех трудов! Из практических дисциплин привлекает биофармация – процесс получения белковых препаратов, моноклональных антител, препаратов для генной и клеточной терапии. Этим я занимаюсь и во внеучебное время, в лаборатории при факультете. Расскажите о студенческой жизни на вашем факультете. Могу сказать, что она есть. Я довольно много учусь и работаю, потому не могу принимать в ней участие. Коллеги же часто выезжают на различные экскурсии, организуют концерты, устраивают праздники и так далее. Сейчас факультет ждет 25-летнего юбилея в сентябре 2017 года – это будет что-то! Какие вы видите перспективы своей профессии? Самые радужные. Вопреки распространенному среди медицинских студентов мнению, ФФМ – факультет, ориентированный на практику. «Лечебное дело» выпускает врачей, «Фармация» – провизоров (с этого года мы даже вводим на своей базе аккредитацию фарм-персонала, которая сменила фармацевтическую ординатуру). Разница в том, что нам дают очень глубокие фундаментальные знания, достаточные для работы в науке или на высокотехнологическом профессиональном оборудовании. Потому неудивительно, что выпускники «Лечебного дела» работают в очень хороших клиниках по России и за рубежом, а провизоры легко находят свое место в фарм-компаниях и пока ни один из наших выпускников не пошел простым аптекарем. Многие после обучения поступают в аспирантуру. Для себя я пока не решил, что будет мне интереснее. Работаю в лаборатории генных и клеточных технологий, а полученный опыт пригодится как в передовой науке, так и в прорывной терапии. Кстати говоря, совсем скоро на факультете фундаментальной медицины МГУ состоится День открытых дверей: в субботу 14 января, начало в 11:00. Вопросы можете задавать в официальной группе в Вконтакте.

Медицинский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова был основан одновременно с самим учебным заведением в 1755 году. Изначально на факультете числилось три профессора. Они преподавали анатомию, химию и науки о природе. За время своего существования научный коллектив внес неоценимый вклад в развитие Российской медицины.

Так же, как и выпускникам других вузов по специальности «Лечебное дело», выпускникам ФФМ дается право называть себя врачом. По окончании обучения они могут пройти специализацию в интернатуре, остаться на факультете или поступить в другое учебное заведение в аспирантуру, или же заниматься наукой в той области, которая их заинтересовала.

О вузе

При факультете фундаментальной медицины имеются курсы по повышению квалификации. Также для будущих абитуриентов имеются подготовительные курсы.

ФФМ МГУ дает студентам знания фундаментальных предметов в медицинской науке. В вузе читают лекции академики, а также члены-корреспонденты Российской Академии Наук.

Для закрепления теоретических знаний и для наработки практических при факультете имеются специальные лаборатории:

  • адаптационной медицины,
  • генетическая,
  • клеточных технологий.

Кроме того, практическое обучение студентов-медиков проводится на клинических кафедрах.

При ФФМ МГУ основана команда КВН, совет молодых ученых, медицинская помощь в МГУ. Также функционируют многочисленные спортивные кружки. Для иногородних студентов есть общежития. В них созданы комфортные для проживания условия. Предпочтение при заселении отдается студентам-бюджетникам.

Уровни и направления подготовки

Специальности

  1. Лечебное дело.
  2. Фармация.

Кафедры

  • фармацевтической технологии;
  • нормальной и топографической анатомии;
  • общей и специализированной хирургии;
  • акушерства и гинекологии;
  • фармакогнозии и организации фармацевтического дела;
  • биохимии и молекулярной медицины;
  • экологической и экстремальной медицинывнутренних болезней;
  • медицинской биофизики;
  • офтальмологии;
  • многопрофильной клинической подготовки;
  • терапии;
  • фармацевтической химии,
  • фармакологии;
  • физиологии и общей патологии;
  • хирургии;
  • урологии и андрологии.

Курсы

Специально для абитуриентов медико-биологического профиля на Биофаке МГУ работают подготовительные курсы для учащихся 9, 10 и 11 классов. Химический факультет МГУ приглашает абитуриентов и учащиеся 8 -11 классов на подготовительные курсы для дополнительных занятий по Химии.

Поделиться