Броненосный крейсер «Рюрик. Броненосный крейсер "Рюрик" (1892)


Броненосный крейсер "Рюрик" - один из известнейших русских кораблей, принимавших участие в Первой мировой войне. Проектирование и постройка крейсера осуществлялись английской фирмой "Виккерс" в городе Барроу-ин-Фернесс по техническому заданию, разработанному в 1904 году Морским техническим комитетом (МТК) российского Морского министерства. Стоимость заказа составляла около 1,5 млн. фунтов стерлингов, в том числе корпус с броней 799500 фунтов.

Тип "Рюрика" явил собой развитие идеи о создании "башенного 15000-тонного крейсера", предложенный еще в 1895 г. Балтийским заводом и воплощенный в броненосцах типа "Пересвет". "Рюрик" вобрал в себя не только последние достижения науки и техники того времени, но и новейшие тактические взгляды на об эскадренной службе крейсеров.

Первоначально предполагалась постройка еще двух крейсеров по чертежам "Рюрика" на отечественных верфях, однако из-за предложения применить турбины в качестве главных механизмов и необходимости переделки проекта постройку кораблей сначала отложили, а затем и вовсе отменили.

Корабль был заложен (начат постройкой) 9 августа 1905 года, спущен на воду 4 ноября 1906 года. Имя "Рюрик" крейсер унаследовал от своего славного предшественника, броненосного крейсера , героически погибшего в бою с японской эскадрой 14 августа 1904 года.

Окончательно "Рюрик" вошел в состав Российского флота в июле 1909 года. До начала войны корабль совершил несколько заграничных плаваний, в частности в Англию и Францию.

Для России Первая мировая война началась 1 августа 1914 года (по старому стилю). В этот день кайзеровская Германия объявила войну Российской империи. 5 августа к Германии присоединилась Австрия. К моменту начала боевых действий "Рюрик" являлся флагманским кораблём командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена. Крейсер активно участвовал в боевых операциях против германского флота на Балтике, в обеспечении и самостоятельном выполнении минных постановок. Ниже приведены основные операции, в которых принимал участие "Рюрик".

1.09.1914. Отряд крейсеров - "Рюрик" (флаг), "Россия" , "Олег", "Богатырь", эскадренный миноносец "Новик" и ряд других кораблей вышли из Ревеля (Таллинн) для разведки на линии Стейнорт-Хоборг.

19.11.1914. Прикрытие минной постановки с минного заградителя "Амур" на путях германского флота. На выставленном "Амуром" минном заграждении погибли 4 немецких корабля.

14.12.1914. Самостоятельная постановка мин вместе с крейсером "Адмирал Макаров" у германских берегов, перед Данцигской бухтой.

13.01.1915. Прикрытие совместно с крейсерами "Адмирал Макаров" и "Баяном" минной постановки с крейсеров "Олег" и "Богатырь", на которой через несколько дней подорвался и получил повреждения крейсер "Аугсбург".

14.01.1915. Прикрытие минной постановки к северу от маяка Арнона.

13.02.1915. Отряд крейсеров в составе: "Рюрик", "Адмирал Макаров", "Олег", "Богатырь" (на борту каждого корабля находилось по 100 мин) получил задание поставить мины на подходах к Данцигской бухте. Около 4 часов утра при плохой погоде из-за неточности в счислении "Рюрик" на 16-узловом ходу ударился днищем о подводные камни в районе маяка Фарэ. Повреждение оказалось серьёзным, крейсер принял до 2400 тонн воды. Под конвоем отряда "Рюрик" 5-узловым ходом прибыл в Ревель, а затем в Кронштадт. Ремонтные работы заняли 3 месяца.

2.07.1915. Бой у Готланда: "Рюрик", встретив броненосный крейсер "Роон", крейсера "Любек" и "Аугсбург", вступил в бой, продолжавшийся около 30 минут. Получив попадание, "Роону" вместе с остальными кораблями удалось скрыться в тумане.

31.07.1915. Участие в переводе линкора "Слава" из Эре через Ирбенский пролив в Рижский залив.

11.11.1915. Постановка вместе с другими кораблями отряда минных заграждений к югу от острова Готланд под прикрытием линкоров "Петропавловск" и "Гангут".

6.12.1915. Для усиления поставленного ранее минного заграждения на зюйд-вест от острова Готланд выставлено более крупное заграждение, на котором через месяц подорвался легкий крейсер "Любек". Постановку мин прикрывали линкоры "Петропавловск" и "Гангут".

20.11.1916. "Рюрик", следуя совместно с линкором "Андрей Первозванный" и крейсером "Баян" из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, подорвался на мине в 2-х милях к югу от Готланда. Приняв около 500 тонн воды, крейсер самостоятельно дошёл до Кронштадта. Пострадало 52 чел. экипажа. Ремонт занял 2 месяца.

Февральская революция 1917 года в России, свергнувшая самодержавие, не могла не отразиться на судьбе Балтийского флота. Успешное наступление Германии вынудило увести корабли из Гельсингфорса, где они могли быть захвачены немцами, в Кронштадт. В этом знаменитом ледовом походе участвовал и "Рюрик". В конце 1918 года "Рюрик" был сдан на долговременное хранение, а в 1923 году - разобран на металл. Башни 203-мм оpудий использованы на фоpтах Кpонштадтского обоpонительного pайона.

За время службы крейсер несколько раз проходил модернизацию. Самая серьёзная была проведена перед Первой мировой войной и заключалась в установке ходовой рубки и фок-мачты вместо флагштока. В ходе войны были установлены дополнительные опоры фок-мачты, на которой также устроили наблюдательную площадку.

Постройка крейсера "Рюрик" - важный этап в развитии Российского флота. Броненосные крейсера во всем мире послужили толчком к созданию нового класса кораблей - линейных крейсеров, которые появились в составе флотов ведущих морских держав незадолго до Первой мировой войны.

Класс и тип судна Крейсер Изготовитель Балтийский завод Строительство начато 19 мая 1890 года Спущен на воду 22 октября 1892 года Введен в эксплуатацию 16 октября 1895 года Статус Погиб 14 августа 1904 года в 10 ч. 42 м Основные характеристики Водоизмещение 10 993/11 960 т Длина 126 м Ширина 20 м Высота 7,9 м Бронирование Пояс - 127…254 мм, траверсы - 203…254 мм,
палуба - 37 мм Мощность 13 250 л. с. (9,7 МВт) Скорость хода 18 узлов (33 км/ч) Дальность плавания 6700 морских миль на скорости 10 узлов, (12 400 км/19 км/ч) Экипаж 22 офицера, 719 матросов Вооружение Артиллерия 4 × 8″/35 калибров (203 мм),
16 × 6″/45 калибров системы Канэ (152 мм),
6 × 120-мм в 45 калибров системы Канэ,
6 × 47-мм, 10 × 37-мм Минно-торпедное вооружение Шесть 381-мм торпедных аппаратов

Проект крейсера был предложен Балтийскому заводу адмиралом Шестаковым .

Крейсер стал первым кораблём из планировавшейся серии (последующие крейсера «Россия » и «Громобой » оказались не однотипными, а последовательно усиливавшимися проектами) океанских броненосных крейсеров увеличенного водоизмещения (вдвое от водоизмещения предшественника кр. 1 р. «Память Азова»), в числе требований к проекту - возможность перехвата британских коммерческих судов в случае войны с Великобританией , а также возможность перехода с Балтики на Дальний Восток без дозаправки углём. После постройки крейсера британские эксперты отмечали, что крейсер выглядит устаревшим по сравнению с британскими кораблями аналогичного класса.

Сразу после постройки «Рюрик» был отправлен во Владивосток , по прибытию незначительно модернизирован во время двух ремонтов во Владивостоке по приказу командующего Тихоокеанской эскадрой адмирала Дубасова . Успел принять участие в высадке международного десанта для подавления беспорядков «боксёрского восстания » в Китае и в занятии русскими кораблями Порт-Артура после Японо-Китайской войны . После начала Русско-японской войны участвовал в нескольких успешных рейдерских операциях Владивостокского отряда крейсеров Тихоокеанской эскадры. Погиб в бою с японскими кораблями, героически сопротивляясь более современным и многочисленным крейсерам противника.

Героический бой в Корейском проливе

Российские корабли вступили в бой с японскими, но в виду очевидного превосходства японцев в огневой мощи было принято решение уводить корабли во Владивосток . Около 5:30 «Рюрик» получил пробоину в корме ниже ватерлинии, снизил скорость и вышел из кильватерного строя. В 6:28 в ответ на запрос флагмана он поднял сигнал: «Руль не действует». «Рюрик», получив несколько японских снарядов в корму, имел затопленными румпельное и рулевое отделения, разбитые рулевые приводы. Попытка восстановить управление сначала увенчалась успехом, но по злосчастному совпадению уже через несколько минут очередной японский снаряд заклинил рулевую лопасть на правый борт, и хотя бы вернуть её в прямое положение уже не удалось. Крейсер пытался удержаться на курсе, сбавляя ход левой машине или даже давая на неё задний ход, но уже не мог поспеть за другими кораблями отряда. По приказу адмирала Иессена «Россия» и «Громобой» неоднократно предпринимали попытки прикрыть крейсер, оттеснить японские корабли от «Рюрика» и отвлечь огонь на себя, но в результате под сильным огнём японцев, с большими повреждениями и жертвами среди членов команд, были вынуждены уйти от места боя. В 8:20 на флагмане решают идти на Владивосток, оттягивая японские броненосные крейсера на себя, в надежде, что «Рюрик» сможет отбиться от лёгких бронепалубных крейсеров, исправить повреждения и самостоятельно продолжить плавание, дойти до Владивостока или хотя бы выброситься на корейский берег. Ушедшие корабли преследовались японцами, но когда у тех стали заканчиваться снаряды, в 10:04 Камимура приказал повернуть назад.

В бою с лёгкими японскими крейсерами «Рюрик», лишившийся рулевого управления, маневрировал, варьируя обороты левой и правой машин, что позволяло менять скорость и радиус циркуляции. Поскольку огонь крейсера существенно ослаб, японские корабли сблизились с «Рюриком», продолжая методично его добивать. В это время русский крейсер, резко увеличив ход, на очередной циркуляции попытался протаранить один из неприятельских кораблей, одновременно выпустив по второму торпеду из последнего исправного торпедного аппарата. Уклонившись от этих манёвров, японские крейсера отошли на дальнюю дистанцию и больше не предпринимали попыток сближения, пока «Рюрик» не начал тонуть. Это был один из единичных в истории случаев применения крупным надводным кораблём в реальном бою торпедного вооружения, как и один из последних слуачаев попытки боевого тарана крупным кораблём с использованием специально для этой цели делавшегося подводного носового «таранного выступа ».

Командир (капитан 1-го ранга) Евгений Александрович Трусов и старший офицер были смертельно ранены в самом начале боя. Из 22 офицеров убиты и умерли от ран 6, ранено 9, остались невредимыми 7. Из 800 человек команды 200 было убитых, раненых тяжело и легко 278. К моменту окончания пятичасового боя в живых на «Рюрике» из старших офицеров остался только один лейтенант Иванов 13-й (по принятой тогда в российском флоте нумерации однофамильцев), из вооружения в строю осталось всего одно 47-миллиметровое орудие, расстрелявшее весь боезапас. Возвращавшийся с основными силами Адмирал Камимура ждал капитуляции «Рюрика», о чём японские корабли несколько раз подавали сигналы. Убедившись, что все средства сопротивления исчерпаны, Иванов-Тринадцатый отдал приказ уничтожить крейсер. Поскольку подрывные заряды оказались повреждёнными, были открыты кингстоны . Корма крейсера понемногу погружалась в воду; в 10:20 крен усилился, и крейсер опрокинулся на левый борт, на мгновение обнажился таран и в 10:42 крейсер окончательно затонул неподалеку от острова Ульсан . Из 796 матросов крейсера погибли 193, ранено 229 человек. Из 22 офицеров 9 было убито, 9 ранено.

Бой устарелого и плохо бронированного «Рюрика» сначала в общем строе с двумя другими русскими крейсерами против броненосных крейсеров Камимуры, а затем в уже беспомощном состоянии, без руля, с крейсерами «Нанива» и «Такачихо» был оценён как образец доблестного поведения не только русскими, но и рядом иностранных, в том числе и японских авторов.

См. также

На «Рюрике» в должности помощника вахтенного начальника проходил службу Александр Васильевич Колчак .

Другие корабли с тем же названием

Ссылки

  • Р. М. Мельников. «Рюрик» был первым.

Крейсер «Рюрик»

Краткая справка по справочнику Бережного
Крейсер «Рюрик»

Типа «Рюрик», в серии 3 систершипа «Рюрик», «Россия» и «Громобой». Различались толщиной бронирования, более поздние корабли имели более мощную броню, поэтому «Рюрик» был наиболее слабо бронирован.

22.01.1890 года в качестве броненосного крейсера зачислен в списки судов Балтийского флота и 19.05.1890 года заложен на стапеле завода Карра и Макферсона в Санкт-Петербурге, спущен 22.10.1892 года, вступил в строй 04.11.1895 года. 01.02.1892 года отнесён к подклассу крейсера 1 ранга. 07 – 13.07.1895 года принял участие в торжествах по случаю открытия Кильского канала. В 1901 году прошёл капитальный ремонт. Участвовал в Русско-японской войне 1904 – 1905 годов (набеговые действия в составе Владивостокского отряда крейсеров на коммуникациях противника между Японией и Кореей; совместно с другими крейсерами потопил 29.01.1904 года японский транспорт «Nakanoura Maru», 12.04.1904 года транспорт «Haginura Maru», 13.04.1904 года транспорт «Kinsu Maru», а в период с 04.07. по 19.07.1904 года – 6 японских шхун, английский пароход «Night Comender» и германский пароход «Tea», 02,06.1904 года торпедировал и сильно повредил японский пароход «Sado Maru», а 26 – 27.04.1904 года захватил в плен и по призовому праву отправил во Владивосток шхуны «Koey Maru», «Taiey Maru», «Hokusey Maru» и «Senrio Maru»). 01.08.1904 года геройски погиб в Корейском проливе в неравном бою с японской эскадрой и 11.09.1904 года исключён из списков судов Балтийского флота.

Водоизмещение – 11930 тонн.

Длина – 129,85 метра.

Ширина – 20,42 метра.

Осадка – 7,85 метра.

Мощность машины – 2 Х 6794 л.с.

Скорость хода максимальная – 18,84 узла.

Дальность хода – 7800 миль.

Бронирование:

  • Башни – 203 – 254 мм.
  • Палуба – 51 – 76 мм.
  • Рубка – 152 мм.

Вооружение: 4 – 203-мм АУ, 16 – 152-мм АУ, 6 – 120-мм АУ, 2 – 64-мм АУ, 10 – 47-мм АУ, 12Х5 – 37-мм АУ, 6 – 381-мм ТА.

Экипаж – 719 человек.

МОНОГРАФИЯ

29 июля 1904 года в штаб адмирала Скрыдлова во Владивостоке поступила короткая и сбивчивая шифровка из штаба наместника: «Амурская эскадра вышла, сражается с неприятелем, вышлите крейсеры в Корейский пролив». Наспех завершив текущий ремонт, «Россия», «Громобой» и «Рюрик» через сутки снялись с якоря. Выход отряда удалось засекретить. Японское командование не получило данных о нём. Сам Скрыдлов в операцию не пошёл. Отряд двинулся на юг под флагом адмирала Иессена. Как и при Шантунге, действовать пришлось не полновластному командующему, а младшему флагману. Инструкцией командования флотом ему предстояло оказать содействие портартурцам в Японском море и Корейском проливе. Инструкция в противоположность указанию наместника была длинной и чрезмерно подробной. В частности, в ней указывалось, где именно и сколько времени следует ждать встречи. Ввязываться в сражение крейсерам запрещалось. При появлении врага надлежало отходить, выбрасывая за борт запасы угля и воды (?). Приказы были парадоксальны. Они были раскритикованы как участниками войны (В.Е. Егорьев), так и исследователями (Р. Давелюи, И.М. Кокцинский, А.И. Сорокин). Три крейсера, из них один устаревший, должны были в очередной раз помогать намного более сильной эскадре из шести броненосцев и четырёх крейсеров! Маршрут Витгефта и его эскадренная скорость между тем оставались неизвестными факторами задачи. А разрешение избавляться на полном ходу от лишних грузов напоминало фантастику. Слабым звеном отряда был тихоходный, изношенный и слабо защищённый парусно-паровой «Рюрик». Он мог быть полезен в блокаде и в крейсерских набегах, но не в затяжном сражении. Имело смысл не брать его в опасную дальнюю операцию. Но верх взяли соображения номинального численного превосходства: ведь без «Рюрика» отряд утрачивал более трети артиллерии. Участие старого крейсера в походе увеличило не шансы на победу (впрочем, о ней в инструкциях не говорилось), а риск, которому отряд подвергался.

Как и ранее, владивостокцы были направлены в район господства вражеского флота вслепую. Штабные работники хорошо умели отдавать замысловатые приказы, но разведка по-прежнему не могла добыть достоверных сведений об обстановке. Где находится адмирал Камимура, каковы примерно его силы, имела ли успех Порт-Артурская эскадра, каким маршрутом она следует – известно не было. Через сутки похода на «России» обнаружились неполадки в котлах. Они были прямым следствием износа механизмов и плохо выполненных ремонтных работ.

С вечера 31 июля наш отряд крейсировал между Кореей и Японией, в 40 милях от Фузана. Приказ требовал провести тут сутки, затем полным ходом возвращаться. Поблизости патрулировало основное ядро сил адмирала Камимуры из 4-х тяжёлых крейсеров. Перед ним стояла задача запереть пролив и не допускать прохода вырвавшихся из Порт-Артура «Аскольда» и «Новика» на север. Неподалёку Камимура развернул несколько лёгких крейсеров. О выходе владивостокцев штаб Камимуры не имел сведений, хотя и считал его вероятным. Не видя друг друга в темноте, противники разошлись. Японцы оказались при этом севернее неприятеля.

Перед рассветом японские сигнальщики засекли в тумане огни, и Камимура сразу пошёл на сближение. Русские, напряжённо ждавшие появления своих, опоздали с опознаванием противника и потому оказались в невыгодном положении. К тому же неисправный флагманский крейсер не мог дать полного хода. Наши корабли с артиллерией в палубных установках обладали преимуществом в запасе топлива и в водоизмещении. Японские башенные крейсера – в количестве боевых единиц, броневой защите, огневой силе и подвижности. Их корабли, меньшие по размерам и тоннажу, имели и меньшие поражаемые площади. Высокобортные корпуса наших судов, их многочисленные трубы и высокие мачты облегчали вражеским артиллеристам прицеливание. Японские базы были в 2 – 3 часах хода, наша единственная база – в 36 часах пути. Неприятель горел желанием отомстить владивостокцам за их дерзкие рейды к берегам Японии. Окрылённый Камимура дал в эфир приказ о стягивании подкреплений к проливу, и навязал сражение, дав в 5 часов 10 минут, первый залп с 6-мильной дистанции. Пристрелявшись в считанные минуты, его отряд развил сильнейший огонь на поражение. Такой шквальной стрельбы, при Шантунге не было. Приказы японского командующего были даны в эфир открытым текстом. Они были перехвачены радиотелеграфистами «России», что помогло Иессену ориентироваться в обстановке. Возможностью создать в эфире помехи и забить переговоры японцев русские не воспользовались. Как ни странно может показаться на первый взгляд, быстрая и точная стрельба японских комендоров и большая разрушительная сила их снарядов первое время почти не давали плодов. Наш отряд, стрелявший хуже неприятельского, час с лишним не очень страдал от учащённого огня японцев. Тому были 3 причины:

Во-первых, русский отряд впервые минуты схватки достиг попаданий в японские концевые суда – «Ивате» и «Токиву», вызвав на них несколько взрывов и пожаров. Флагманский «Ивате», хотя и считался прекрасно защищённым тяжёлым крейсером, запылал сразу в 2-х местах. По официальным японским данным, одним из попаданий на «Ивате» было разбито сразу 4 орудия и выведено из строя до 80 человек команды.

Во-вторых, Камимура в завязке сражения нерасчётливо дал предельную скорость, из-за чего его колонна проскочила вперёд, сражаясь главным образом с головной «Россией», конструкция которой отличалась прочностью и надёжностью. Не успевшие поднять паров «Ивате» и «Токива» отстали от флагмана, и японская колонна временно разделилась, что сказалось на действенности её стрельбы.

В-третьих, наши корабли при вступлении в сражение стихийно образовали не предусмотренный уставами строй. Они следовали ломаным уступом – треугольником, вершиной которого была «Россия» под флагом адмирала, а основанием – два её собрата. «Россия» из-за неполадок в механизмах сильно замедлила ход, чем заставила «Громобоя» тоже сбавить скорость, а «Рюрика» – совсем выйти из кильватерной колонны.

Находчивость и разумная инициатива опытного и знающего руководства «Рюрика» – капитана I ранга Трусова и его старшего офицера лейтенанта Хлодовского принесли пользу. Хлодовский недаром писал аналитическую работу «Опыт тактики эскадренного боя». Оригинальный строй обнаружил бесспорные достоинства. Хорошо бронированный «Громобой», находившийся ближе к врагу, закрывал от японцев корпусом и дымом из труб уязвимого «Рюрика». Отметим, что «Рюрик», прозванный его экипажем «дедушкой», а в отряде – «медлительным», тем не менее, вовремя поднял пары в старых изношенных котлах и уверенно шёл общеэскадренным 17 – 18 узловым ходом, нисколько не задерживая более новых собратьев. Импровизация командиров, давала нашему отряду некоторые шансы на прорыв к Владивостоку без существенного урона. Приказ высшего командования выполнялся. Владивостокский отряд сковал превосходящие броненосные силы врага, увлёк их за собой и тем самым оказал содействие портартурцам. Но тут, в события вмешалась не случайность, как при Шантунге, а закономерность. (Времена творчески действовавших Потёмкина, Спиридова и Ушакова давно миновали. Во всех наших командных инстанциях господствовал въевшийся в плоть и кровь страх перед нарушением хотя бы одной буквы устава. В военное время положение не менялось. Иессен и его штаб, несмотря на откровенно стрессовую ситуацию, нашли расположение одного из крейсеров вне кильватерной линии не отвечающим уставным требованиям. А требования эти диктовали всем исправным судам строго соблюдать классический строй – кильватера, фронта, уступа, пеленга или клина). Поэтому, через час протекавшего на равных боя наш командующий поднял сигнал: ««Рюрику» вступить в строй». А чтобы крейсер при перестроении не протаранил соседа – «Громобоя», дали и другой сигнал: ««Рюрику» меньше ход». Приказы оказались роковыми. Они не соответствовали рискованной обстановке, в которой находился отряд.

Неприятель не потерял боеспособности после нескольких наших прямых попаданий в суда Камимуры. Японский адмирал и его капитаны успели восстановить кильватерный строй с правильными промежутками. Он быстрее, чем мы ожидали, справился с пожарами и, кроме того, сохранял высокий темп стрельбы. Колонна Камимуры неотвратимо нагоняла наши корабли; она в полном смысле висела у русских на фланге. Крейсеры уже страдали от огня японских тяжёлых орудий, размещённых в бронированных вращающихся башнях. Новых же наших попаданий во врага не отмечалось. (Следовало добиваться не досконального соблюдения уставного строя и не уменьшения, а максимального наращивания скорости – или же применить неожиданный маневр, чтобы «стряхнуть» преследователей). Результаты же неукоснительного выполнения буквы уставов (разумеется, с наилучшими намерениями!) оказались сквернейшими.

«Рюрик» под огнём врага, застопорив машины, пропустил вперёд «Громобоя» и встал, как было положено, в строй концевым – и очень скоро на нём грянуло несколько взрывов. Японцам теперь ничто не мешало пристреляться к слабому звену неприятельского отряда. Крейсер вспыхнул, «рыскнул» на курсе и сильно убавил ход. Затем на его мачте появился тревожно звучащий сигнал «Руль не действует». Ответный сигнал «России»: «Управляйтесь машинами» был теоретически правильным, но бесполезным. Прямым попаданием 8-дм снаряда в корму рулевое устройство крейсера было разрушено. Ещё через несколько минут крейсер покинул кильватерный строй, в который по приказу свыше только что вступил. Колонна Иессена, совершившего тяжелейший просчёт, сократилась до двух кораблей. Между тем, с разных румбов к японцам подошли подкрепления в виде 3-х кораблей – лёгких крейсеров и канонерок под флагом адмирала Уриу.

В тяжкой обстановке адмирал Иессен, крейсерские силы которого таяли, проявил лучшие качества моряка. Он вместе с командиром «России» и её главным механиком был повинен в выходе флагманского крейсера в дальний и опасный поход с неисправными механизмами. Следованием букве Морского устава 100-летней давности он поставил под удар слабейшее звено отряда. Но труса он не праздновал.

На 2-м часу сражения корабли Камимуры, увлечённо стрелявшие по «Рюрику», отстали, и перед нашей колонной открылся свободный путь во Владивосток. Но вместо отступления Иессен сделал поворот на 180 градусов и устремился обратно. Он действовал по принципу русских моряков «Сам погибай, а товарища вручай». Экипаж «Рюрика», воодушевлённый возвращением товарищей, прилагал отчаянные усилия, чтобы исправить руль. Управления нашим отрядом Камимуре нарушить не удалось. Адмирал и чины его штаба, находившиеся на открытом мостике «России», остались невредимыми и руководили сражением. Почти 2 часа «Россия» и «Громобой» описывали вокруг объятого пламенем «Рюрика» циркуляции, прикрывая тяжело раненного систершипа собственными бортами. Всё более выявлялось превосходство противника. Японцы, по нашим оценкам, стреляли «чрезвычайно быстро и метко». Лейтенант Колоколов позже писал: «десятая пушка выведена, двенадцатая, восьмая… Орудия левого борта не действуют… Трубы – в клочья… две мачты в пробоинах держатся на честном слове…». Многие наши орудия выбыли из строя из-за технических поломок. Через 3 часа сражения смолкло более половины артиллерии отряда. Взрыв снаряда у броневой рубки «Громобоя» вывел из строя командира и 2-х рулевых. На «Рюрике» взорвался заряженный торпедный аппарат. На нём и на «России» вспыхивали громадные пожары. Неоднократно пламя проникало в пороховые погреба и охватывало заряды. Правда, ввиду сильного увлажнения пороха заряды только горели, что спасло корабли от внутренних взрывов. Отряд, прикованный к подбитому собрату, нёс жестокие потери в живой силе. Появилась опасность гибели всех кораблей или же их захвата противником.

Адмирал Камимура прочно удерживал инициативу. Броненосными силами он действовал против 2-х кораблей Иессена, лёгкими крейсерами и канонерками не спеша расстреливал обречённого «Рюрика». Одновременно он подтянул к месту сражения несколько миноносцев. Ни разорвать вражеское кольцо вокруг «Рюрика», ни исправить его руль русским так и не удалось. Около 8 часов 30 минут Иессен приказал отходить на север. Уход вызвал у матросов «России» и «Громобоя» беспокойство вместо облегчения. Хотя экипажи понесли большой урон и устали, они были против оставления товарища в беде.

«Куда мы идём и не бросили ли мы «Рюрика»?» – требовали многие ответа у офицеров. Тем приходилось отвечать, что «мы увлекаем врага за собой, чтобы дать «Рюрику» оправиться, починиться и идти за нами. Но фактически этому мало кто верил», – говорится в судовых журналах владивостокских крейсеров. Камимура с лучшими силами немедленно бросился в погоню. Схватка 4-х японских тяжёлых крейсеров с 2-мя нашими длилась ещё около 2-х часов. Японцы пытались прижать наш отряд к корейскому берегу, но успеха не имели. Как и в Шантунгском сражении, у них подошли к концу боеприпасы, а качество и темп огня упали из-за утомления комендоров. Сказывались и повреждения. На флагманском «Идзумо» была разбита носовая 8-дм башня и шла борьба с подводной пробоиной. «Адзума» из-за неисправности машины выкатился из колонны и отстал. Неполадки обнаружились ещё на одном крейсере – «Токиве», который занял место «Адзумы» и плохо держался в строю. Ход сражающихся снизился до 13 – 14 узлов: у русских – ввиду растерзанных дымовых труб и неисправностей в котлах, у японцев – из-за подводных пробоин. Около 10 часов японская колонна легла на обратный курс и пошла на соединение с кораблями Уриу.

Лишённый управления, а затем потерявший ход, командира и треть команды (погибли Трусов, Хлодовский и другие офицеры), окутанный дымом и паром «Рюрик» превратился в груду исковеркованного металла, но продолжал сражаться. Его комендоры под градом вражеских осколков починили часть орудий и ввели их в действие. Увеличивая дальность огня, матросы без указаний офицеров наловчились собственными спинами поднимать орудийные стволы под большим углом, который в артиллерийском ведомстве до войны находили немыслимым и ненужным. Таким образом, из нескольких оставшихся в строю орудий несколько раз поразили неосторожно приблизившиеся на 2 мили «Наниву» и «Такачихо». Когда не стало снарядов и комендоров, «рюриковцы» выпустили торпеду из единственного исправного аппарата. Когда корабли Уриу уклонились от торпеды, искалеченный, пылающий, почти неуправляемый крейсер пошёл на таран. Конечно, совершить таран в таком положении было невозможно, однако японцы бросились назад и резко увеличили дистанцию.

Японские моряки рассказывали, что «Рюрик» напоминал им ужасного сказочного дракона, у которого вместо отрубленной головы тотчас вырастает другая. В японской официальной истории войны говорится: «Крейсер «Рюрик» продолжал оказывать доблестное сопротивление. С наших кораблей сыпался град снарядов; оба мостика были снесены, мачты повалены; не было ни одного места куда бы не попали наши снаряды… Четыре котла было разбито, и из них валил пар… Крейсер понемногу садился кормой…»

Гибель корабля была неминуемой. Экипаж имел основания прекратить бой и спасаться. Но вступивший в командование лейтенант К.И. Иванов приказал сначала открыть кингстоны. На 6-м часу сражения, в половине двенадцатого «Рюрик» на глазах намного превосходящего врага пошёл ко дну, не спуская флага. Около половины моряков поднятых противником из воды, составили раненые, контуженные и обожжённые. Английский корреспондент С. Райт отмечал, что пленные моряки держались с достоинством и даже надменно, а японские моряки оказывали им неподдельное уважение.

Через 13 лет после сражения японские дипломаты вручили находящемуся в эмиграции контр-адмиралу Иванову подарок – шёлковый Андреевский флаг вышитый супругой императора, в знак восхищения доблестью экипажа «Рюрика».

Броненосный крейсер "Рюрик" - русский броненосный крейсер первого ранга, предназначавшийся для борьбы с торговым судоходством противника на большом удалении от собственных баз. На момент вступления в строй был одним из самых крупных крейсеров мира. Участвовал в Русско-японской войне, в составе Владивостокского отряда крейсеров провел ряд успешных рейдерских операций против японского флота. Героически погиб в ходе Боя в Корейском проливе. По значительно усовершенствованному проекту "Рюрика" в дальнейшем были построены "Россия" и "Громобой".

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение : 10 993 т.

Длинна : 132,6 м.

Ширина : 20,42 м.

Скорость хода : 18 узлов.

Дальность плавания : 6700 миль при 10 узлах.

Вооружение :

  • 4 орудия калибра 203 мм;
  • 16 орудий калибра 152 мм;
  • 6 орудий калибра 120 мм;
  • 6 орудий калибра 47 мм;
  • 10 орудий калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм;
  • 6 торпедных аппаратов (381 мм).

Бронирование: до 254 мм.

Экипаж : 741 человек, из них 22 офицера.

Введен в строй : 1895 г.

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Во второй половине XIX века в качестве вероятного противника флота Российской Империи рассматривалась Великобритания, имевшая разветвленную сеть морской торговли и полностью зависевшая от поставок из колоний. Как следствие, одной из главных задач русского флота должны были стать длительные рейды на торговых путях. Действовать при этом предстояло на большом удалении от собственных портов.

Подобная концепция была отражена в судостроительной программе 1882 г. Эта программа предусматривала строительство девяти больших крейсеров, предназначенных для "истребления торговли" на просторах Тихого океана и способных действовать максимально автономно.

Проект "Рюрика" ведет свое начало от инициативного (без задания) эскизного проекта Балтийского завода, представленного в Морской технический комитет в 1888 г. В 1889 г. проект был кардинально переработан, после чего МТК утвердил основные характеристики корабля. Водоизмещение должно было составлять около 10 000 тонн, скорость хода до 18 узлов, в качестве основного вооружения принимались 203-мм орудия. Запас угля должен был позволить крейсеру иметь дальность плавания до 7000 миль. Закладка крейсера на Балтийском заводе состоялась 19 мая 1890 г.

Постройка и испытания.

Проблем при строительстве "Рюрика" возникло множество: начиная от постоянно срывавшихся сроков поступления материалов, заканчивая регулярными "пожеланиями" МТК по внесению изменений в конструкцию.

По ходу строительства несколько раз перекомпоновали устройство боевой рубки, что было вызвано необходимостью установки дополнительных систем. 4 раза переделывали погреба боезапаса и элеваторы, т.к. МТК никак не мог определиться с типом заряжания 120-мм орудий. Активные дискуссии шли даже по отделке, в частности, долго обсуждался вопрос стоит ли делать мебель для крейсера из красного дерева.

Позже было решено установить более мощные динамомашины, что тоже не добавило скорости строительства. Лишь в сентябре 1894 г. "Рюрик" вышел на первые ходовые испытания, которые прошли в общем успешно: крейсер легко достигал скорости 18,8 узлов.

Испытания и дооснащение, а местами - и достройка корабля продолжались около года. 16 октября 1895 г. "Рюрик" вступил в строй. Большую роль в строительстве и испытаниях "Рюрика" сыграл С.О. Макаров, благодаря стараниям которого крейсер был принят действительно без недоработок.

Описание конструкции.

Именно в августе 1904 г. все недостатки уже устаревшего "Рюрика" дали о себе знать и привели к гибели корабля: удачно попавший снаряд заклинил руль и снес штурвал. Если бы румпельное отделение крейсера имело защиту, подобных повреждений, скорее всего не случилось и "Рюрик" смог бы благополучно отступить. Неуправляемый корабль потерял ход и, несмотря на ураганный огонь с "Громобоя" и "России", стало ясно, что крейсер до Владивостока не доберется.

"Громобой" и "Россия" ушли, за ними последовали и основные силы японцев. "Рюрик" к этому времени получил многочисленные повреждения, а незащищенная артиллерия была выведена из строя. Тем временем два японских бронепалубных крейсера продолжали обстрел, противопоставить которому было нечего. Тогда же стало ясно и то, что легкие японские корабли сделать с "Рюриком" ничего толком не могут: крепкий бронепояс не позволял нанести фатальные повреждения. При сближении с противником "Рюрик" выпустил торпеду из последнего оставшегося аппарата и попытался пойти на таран, но японские корабли легко уклонились.

Когда на горизонте показались дымы возвращающихся японских крейсеров (погоня за "Россией" и "Громобоем" закончилась полным провалом), на "Рюрике" были открыты кингстоны. Героический корабль ушел на дно не сдавшись и не спустив флага. В ходе боя погибло 203 члена экипажа, остальных подобрали японские корабли. Раненным была оказана вся возможная помощь и в дальнейшем к пленным относились с колоссальным уважением, что было вполне заслуженно. Часть экипажа отпустили на родину почти сразу, другие смогли вернуться домой после окончания войны.

Крейсер 1-го ранга, ставший первым специализированным рейдером («истребителем торговли»). Явился развитием проекта крейсера «Память Азова», служил на Балтийском флоте.

Главный пояс из гомогенной стальной брони (по другим данным, типа «компаунд»), проходивший на уровне ватерлинии, имел длину 97 и высоту 2 метра. Его максимальная толщина составляла 203-254 мм, в нижней части она уменьшалась до 127 мм, в оконечностях пояс упирался в 229-254-мм траверзы, продолжавшиеся до верхней палубы.

Батарея была защищена только с оконечностей. Броневая карапасная палуба имела толщину 37 мм за главным по
ясом, к носу она утолщалась до 89 мм. в корме - до 76; поверх пояса проходила 50-мм плоская палуба. Защита борта, котлов и машин представлялась вполне достаточной - общий вес брони достигал 1485 тонн (13% стандартного водоизмещения).

Днище было покрыто тиком и медными листами.

Орудия ГК находились в спонсонах, 152-мм пушки - на главной палубе, 120-мм - на верхней. Артиллерию на верхней палубе защищали только легкие броневые щиты, зато мощные траверзы прикрывали от продольного огня 14 шестидюймовых орудий.

Количество и мощность машин (котлы огнетрубные, привод на две линии валов) по тем временам являлись просто беспрецедентными. Высокий борт обеспечил крейсеру отличную мореходность, а запас угля, превосходивший все российские аналоги - значительную автономность. Впрочем, на всякий случай «Рюрик», призванный действовать в отрыве от баз, получил полное парусное вооружение барка. Это стало одним из главных недостатков проекта, наряду с расположением 203-мм пушек - огонь по борту могли вести только две из них. Кроме того, артиллерия ГК была слабо прикрыта. Помимо курсового торпедного аппарата, крейсер получил внушительный шпирон (таран).

Англичане, ознакомившись с конструкцией первого рейдера, вздохнули с облегчением: пресса писала, что ощетинившийся тремя десятками бортовых орудий русский крейсер выглядит весьма грозно, но взрыв нескольких снарядов в его открытой батарее сразу же приведет к гибели большинства расчетов и выводу из строя множества пушек. Справочник Конвэя вторит этому: «совершенно неудовлетворительный проект - лишь с половиной артиллерии, действующей на каждый борт, ненадежной защитой и плохим разделением корпуса на отсеки».

Но при этом британцы как-то забывают, что «Рюрик» готовился отнюдь не для эскадренного сражения и даже не для боя с крейсерами противника, а для уничтожения судоходства. При этом вес залпа, способного сразу пустить на дно крупный транспорт, имел решающее значение, а броневая защита была вполне достаточной для противодействия нескорострельной артиллерии старых британских бронепалубных (а то и вовсе небронированных) крейсеров, основная масса которых как раз и дислоцировалась в Тихом океане.

Строго говоря, подобные упреки можно в полной мере отнести к английским линейным крейсерам эпохи лорда Фишера и тем более к «линейным легким крейсерам» типа «Courageous»: эти корабли ни в коем случае не могли вынести тяжести боя с линейными силами противника, что показал Ютландский бой. Пожалуй, единственно справедливыми выглядят нарекания к архаичному расположению артиллерии главного калибра, хотя в конце XIX века «Рюрик» в этом плане был совсем не уникален.

В общем, узкая специализация «Рюрика» и последовавших за ним броненосных крейсеров потребовала слишком большого увеличения автономности в ущерб бронированию и артиллерии. «Рюрик». «Россия» и «Громобой». соперничавшие с японскими крейсерами в толщине броневого пояса, не были защищены по всей длине корпуса. В любом случае быстро устаревший рейдер использовался в несвойственной ему роли корабля «линии баталии» и в итоге вполне закономерно погиб.

Крейсер неоднократно модернизировался (к 1904 численность экипажа достигла 822 человек).
Во время русско-японской войны входил в состав Владивостокского отряда крейсеров контр-адмирала К.П. Иессена и проводил рейдерские операции на коммуникациях японцев.

Крейсер погиб 1/14.08.1904 во время боя с японскими кораблями адмирала Камимуры в Корейском проливе (японцы и англичане называют этот бой сражением при Ульсане). Русский отряд вышел в море 30 июля (12 августа по новому стилю) с тем, чтобы попытаться оказать помощь прорывающейся из Порт-Артура 1-й Тихоокеанской эскадре. Правда, приказ на операцию Владивостокский отряд получил через два дня после того, как артурская эскадра была снова загнана в свою базу, в соответствии с этим приказом (наместник на Дальнем Востоке адмирал Алексеев передал его Иессену через адмирала Скрыдлова) крейсера должны были встретиться с эскадрой на широте корейского порта Пусан. Южнее него спускаться запрещалось, предписывалось крейсировать в этом районе. В случае появления японской эскадры адмирала Камимуры русские корабли бой не принимали, отрывались от противника и уходили во «Владик». Но, поскольку новейшие японские броненосные крейсера были быстроходнее, выполнение этого плана было нереальным.

Адмирал Камимура тем временем прочесывал море, разыскивая отдельные корабли из Порт-Арту-ра, возможно, прорывающиеся в Россию, но вместо этого в районе острова Окиносима встретил владивостокские крейсера. В 5.10 утра 1/14 августа четыре японских броненосных крейсера (вскоре к ним присоединились два бронепалубных крейсера из отряда адмирала Урну) открыли огонь с дистанции 2,5 мили (4,63 км), на который русские ответили через 8 минут. Первые же прямые попадания 203-мм и 152-мм снарядов с мелинитом, как и предсказывалось раньше, вызвали большие потери среди расчетов плохо защищенных орудий русских крейсеров.

Когда в 5.30 адмирал Иессен приказал лечь на другой курс, вся японская эскадра воспользовалась этим и сосредоточила огонь на концевом «Рюрике». На корабле быстро вспыхнул сильный пожар, охвативший палубу и деревянные надстройки. Крейсер вышел из ордера и стал отставать от своих. К шести часам пожар удалось погасить, но «Рюрик» почти потерял ход, на нем вышло из строя рулевое управление, и корабль начал описывать беспорядочные циркуляции. «Россия» и «Громобой» несколько раз возвращались к месту боя и ожидали, пока экипаж корабля наспех устранит повреждения и присоединится к ним. Однако положение всего отряда становилось угрожающим, и в 7.12 адмирал Иессен отдал приказ: «Полный вперед, направление - Владивосток».

Главные силы Камимуры некоторое время преследовали русских, а у поврежденного «Рюрика» остались оба бронепалубных крейсера («Naniwa» и «Takachiho»). После трехчасового преследования русские скрылись из виду, а японцы вернулись к месту боя. «Рюрик» находился в безнадежном положении - мачты были сбиты, мостики и надстройки разрушены, палуба вскрыта почти по всей длине. Большинство экипажа на верхней палубе было выведено из строя, артиллерия разбита, прекратили работу четыре котла, из которых валил пар. рулевое отделение постепенно заполнялось водой.

В 10 часов крейсер прекратил огонь. Экипаж пытался взорвать корабль, но сделать этого не удалось: были открыты кингстоны, после чего в 11.45 «Рюрик» пошел на дно. За время боя из 22 офицеров погибли 6 (включая командира, капитана 1 ранга Е. Трусова, и старшего офицера, капитана 2 ранга Н. Холодовского), ранены 9; команда потеряла 150 матросов и унтер-офицеров убитыми, 305 ранеными. Японцы спасли 625 человек, в том числе 230 раненых - остальные 40-41 человек погибли в воде.



Поделиться