Скачать презентацию на тему мир глазами эколога. Перевернутый класс селезневой елены: мир глазами эколога

СЛАЙД 4

– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.

СЛАЙД 5

– Где жили первобытные люди?

– Какой материал требовался первобытному человеку?

– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).

СЛАЙД 6

– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.

СЛАЙД 7

Работа в учебнике.

– Откройте учебник на с. 41.

(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).

– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники).

– К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).

СЛАЙД 8-12

– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).

– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).

– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел?

– Что вы чувствовали?

– А может ли планета заболеть?

– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы.

СЛАЙД 13

три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора.

  1. Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.
  2. Выявить причины проблем.
  3. Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.

СЛАЙД 14-18

– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности: спикеры, исследователи, оформители. Четвертая группа – это эксперты. Они сегодня будут оценивать нашу с вами работу.

– Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».

Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»;

группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»;

группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер, с. 133-138 «Горит трава».

Обсуждение проблем

Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?" . Заслушаем докладчика 1 творческой группы.

Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

– Что является причинами загрязнения океана?

– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.

Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы», «Красная книга РФ».

Выступление спикера группы:

Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.

Меры защиты океана от загрязнения –Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях.

– Переходим к обсуждению второй проблемы.

«Как спасти тропические леса?»

Предоставляем слово 2 группе – «лес»

Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.

Выступление спикера группы:

– Итак мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:

Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.

Результаты уничтожения лесов

Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.

– Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.

Меры защиты тропических лесов

– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;

– усилить меры пожаробезопасности в лесах.

– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.

– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"

Выступление докладчика 3 группы – «Земля».

Выступление спикера группы:

Причины появления мусора

– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.

Меры по борьбе с мусором

Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.

Урок познания мира в 4 классе

Тема : Мир глазами эколога.

Цель: Углубление понятий об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязях человека с природой, на основе экологических связей; развитие логического мышления, памяти, воображения, речи, учить учащихся строить своё поведение в природе.

Задачи

1.Создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия.

2.Учить детей эффективно работать в группе, формировать культуру общения.

3.Развивать креативное мышление детей, устную речь, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

4.Формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает.

Ход урока:

1 .Психологический настрой

Ребята, найдите своё сердечко, прижав обе руки к груди, прислушайтесь как оно стучит: тук-тук-тук. Представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте немного света и тепла передадим нашему классу, нашим гостям.

2 .-Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я вас познакомлю с тем,что вы, наверняка, знаете, но без моей помощи не сможете дать этому название.

Что такое природа? Для чего она нужна? (Это то, что нас окружает, это красота, без которой человек не может обойтись. Это то,что не сделано руками человека: деревья, ветер, вода…)

Составление кластера на доске «Что такое природа?»

А вот связь человека с природой-это что? Давайте разгадаем кроссворд:

Живёт без тела, говорит без языка.

Никто не видит, а всякий слышит. (Эхо)

Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,

И бормочет и поёт, убаюкивает? (Дождь)

В лесу родилась, а в воде живёт. (Лодка)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)

Две антенны на макушке, а сама живёт в избушке,

На себе её везёт, по соломинке ползёт. (Улитка)

Не пловец, а плывущему плыть помогает,

Не храбрец, а мигает, мигает, мигает.(Маяк)

Какое ключевое слово получилось? (Экология ) Это тема нашего урока.

3.- Что такое экология? Деление на группы и составление кластера, затем защита постеров.

4.- Слово экология образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по которым мы должны жить.

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. В природе установилось равновесие. Это равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.

Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.

Сегодня мы попробуем посмотреть на мир глазами эколога, подумаем почему каждый из нас должен хоть немного быть им.

Порою мы сами, не замечая, губим окружающую природу, её красоту. Именно сейчас она находится в большой опасности: загрязняются реки, моря, воздух, вырубаются леса, сгорает много гектаров земли, вымирает много животных, насекомых, птиц. И всё это от рук самого человека.

А знаете, ребята, если не соблюдать чистоту в лесу, то бумага до полного разложения будет лежать более двух лет, консервная банкаа-90 лет, полиэтиленовый пакет-200 лет, а стекло- свыше 100 лет.

Поэтому мы должны беречь, любить природу и не засорять её.

Три матери есть у каждого из нас: первая - это мама, вторая – это Родина, третья - это природа. Человек в большом долгу перед природой, он должен стремиться делать её щедрой, красивой, бережно относиться к ней.

4 .Физминутка.

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови
И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?

5. -В природе всё взаимосвязано, поэтому всё, что делает человек должно быть продумано. Необдуманные поступки приносят непоправимый вред природе.

Однажды жители Китая решили избавиться от воробьев, но не учли, что они в разные периоды могут приносить как пользу, так и вред людям. Воробьи в течение всей весны и начала лета уничтожают большое количество насекомых. Но после вывода птенцов они собираются в огромные стаи и наносят большой ущерб сельскому хозяйству, поедая большую часть урожая пшеницы, ячменя, овса. Через некоторое время после поголовного уничтожения воробьев произошло катастрофическое размножение вредных насекомых, которые стали наносить большой ущерб сельскому хозяйству.

Летом много комаров, они мешают людям работать, отдыхать. Поэтому приходится бороться с ними. Может их надо вообще уничтожить? (Комары нужны в природе. Их личинки живут в воде, ими питаются птицы.)

6. Практическая работа в группах. Указать связь:

1 группа «Живая природа-неживая природа.»

2 группа «Неживая природа-живая природа

3 группа «Человек-природа.»

6 .Просмотр видеофильма «О братьях наших меньших.»

Что произойдёт на нашей планете, если исчезнут насекомые? (Они нужны, чтобы опылять растения. Если исчезнут насекомые-санитары, лес будет загрязняться. Если исчезнут насекомые, то начнут исчезать рыбы, птицы, звери, которые ими питаются.) Люди должны беречь насекомых.

7. Чтение стихотворений учащимися.

Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб леса вокруг шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь.

8. Практическая работа в группах.

Составьте цепь питания из списка живых организмов:

КУЗНЕЧИК, СОКОЛ, РАСТЕНИЕ, СКВОРЕЦ.

9. Решение экологической задачи:

Обходил Лесовичок свои владения, глядь-выскочила из воды рыбка и молвит человеческим голосом: «Не отпускай ты меня, Лесовичок, назад в воду, нет сил больше жить там.»

Почему рыбка не захотела оставаться в воде, ведь там её дом? (работа в группах)

10 .Входит Водяной.

Я-одинокий водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои-лягушки

Болеют как старушки!

На дне моей квартиры-

Бутылки, тряпки, вилы.

Не озеро-помойка!

Не уходи, постой-ка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки-

Тьфу, какая гадость.

А мне так жить охота!

Ребята, если в воду перестанут бросать мусор, то постепенно она сама очистится, а если озеро очистить от отходов, то тогда в водоём вернётся жизнь.

11. Чтение экологической сказки «История о мальчике Алёше и божьей коровке.»

12 .Рефлексия.

Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы дожны сохранять природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

Закончить наш урок я хочу такими словами:

Все, все на свете нам нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мёд и кто делает яд:

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

Если вам было интересно, всё понятно, то прикрепите на доску весёлое солнышко.

Если у вас возникали сомнения-солнышко, которое выглядывает из-за тучки.

Если не разобрались и урок не понравился, вам было не очень интересно –тучку.

Молодцы! Спасибо за урок.

Использованная литература:

1. С.И.Исмаилова Энциклопедия для детей. 1994г.

2.Учебник «Познание мира», Алматы, «Атамұра», 2013г.

3. В.Лархер «Экология растений», 1988 г.

Кочеткова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №3 села Пионерское» Осакаровского района Карагандинской области

Адрес: 101016 Карагандинская область Осакаровский район село Пионерское улица Рабочая, 28

Электронный адрес: [email protected]

Контактные телефоны:

Сотовый: +77012623100

Рабочий: 87214934299

Домашний: 87214934283

Урок окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" разработан для учащихся 4 класса. Цель: - Углубление понятий об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязях человека с природой, на основе экологических связей; развитие логического мышления, памяти, воображения, речи, учить учащихся строить своё поведение в природе.

Этот урок проведён в форме групповой работы с целью повышения мотивации учащихся. На уроке обобщаются знания экологического содержания, полученные обучающимися в течение учебного года. Данная разработка урока может быть использована учителями начальных классов для экологического воспитания младших школьников.

1. Волнует ли тебя состояние окружающей среды в твоём крае, в стране, на всей планете? Если да, то почему? Напиши.

Да, конечно! Ведь это может коснуться меня и моих близких. Нам нужна еда и вода, но если будет грязная вода мы не сможем ее пить. Если вырубать деревья в огромном количестве, то будет меньше кислорода, а нам нужно дышать!

2. Папа Серёжи и Нади предлагает задание. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем.

Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы.

3. Какие ещё экологические проблемы планеты тебе известны? Напиши.

Загрязнение воздуха, озоновые дыры, вымирание животных.

4. С помощью учебника приведи примеры (1-2 в каждом пункте).

а) Международные соглашения по охране окружающей среды.

Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.

б) Международные экологические организации.

Всемирный фонд дикой природы, Гринпис.

в) Международные экологические дни.

Всемирный день воды, День Земли, День работников леса.

5. По заданию учебника (с. 47) подготовь сообщение о работе международных экологических организаций в России.

Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.

Тема сообщения : Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

План сообщения:

  1. Создание Всероссийского общества охраны природы
  2. Современные функции и задачи ВООП
  3. Возможности ВООП в наши дни.

Важная информация для сообщения:

Всероссийское общество охраны природы (ВООП) было основано в 1924 году. Сначала главной задачей этой общественной организации было сохранение и восстановление природных запасов, а также пропагандирование необходимости защиты и охраны окружающей среды среди населения.

Сейчас функции и задачи общества расширились. Так ВООП проводит следующие мероприятия:

  • экологическое образование и воспитание населения
  • пропаганда экологических знаний
  • работы по озеленению и благоустройству городов и поселков
  • расчистка берегов рек и родников
  • научные исследования в сфере экологии и сохранения окружающей среды
  • общественные контроль за соблюдением природоохранного законодательства,
  • консультации по охране природы
  • обеспечение населения качественным посадочным материалом и семенами
  • создание и поддержание клубов по цветоводству, садоводству, голубеводству, аквариумистике, а также клубов любителей животных

Также Всероссийское общество охраны природы реализует значимые общероссийские экологические программы: «Общественный контроль», «Родники», «По оздоровлению малых рек», «Памятники природы».

Расширились и возможности этой общественной организации, например, в наше время в её рядах насчитывается около 2,5 миллионов членов и сторонников. В распоряжении ВООП современные лаборатории, научно-исследовательские центры, центры воспитательной работы с населением и детские секции.

Источник (источники) информации: Интернет

6. Изготовь для себя «Экологический календарь». Вырежи его из Приложения и наклей на плотную бумагу. Объясни, как ты понимаешь смысл каждого международного дня. Если потребуется, обратись к дополнительной литературе, Интернету. Используй этот календарь при подготовке в классе различных экологических мероприятий.

Ежегодно во всем мире 3 марта отмечается Всемирный день дикой природы. Всемирный день дикой природы предоставляет возможность обратить внимание на многообразие и красоту проявлений дикой фауны и флоры, а также помогает повысить информированность о получаемой человеком пользе от занятий природоохранной деятельностью. Кроме того, этот День напоминает нам о необходимости усиления борьбы с преступлениями в отношении дикой природы, имеющими далеко идущие экономические, экологические и социальные последствия.

21 марта в мире отмечается Международный день лесов . В этот день государствам-членам ООН рекомендуется проводить массовые мероприятия, например, кампании по высадке деревьев, с учетом традиций и природных особенностей стран.

Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день водных ресурсов или Всемирный день воды . Всемирный День воды призван привлечь внимание общественности к состоянию водных объектов и проблемам, связанным с их восстановлением и охраной; задуматься о роли воды в жизни каждого человека на Земле; привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов, принимать необходимые меры для решения проблемы снабжения населения питьевой водой.
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, государствам предложено проводить в этот день мероприятия, посвященные сохранению и освоению водных ресурсов.

22 марта по всему миру отмечается День Матери - Земли . Он призван привлечь внимание мировой общественности к экологическим проблемам. Поэтому в этот день проводятся экологические акции и мероприятия - научные конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев. В России День Матери-Земли считается днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами. Проводятся различные экологические акции и мероприятия, направленные на экологическое просвещение и заботу об экологии.

Ежегодно 22 мая в мире отмечается Международный день биологического разнообразия . Главная задача Международного дня биологического разнообразия – обратить внимание общественности на проблему безвозвратного исчезновения на Земле многих представителей флоры и фауны. Одним из способов борьбы за сохранение разнообразия жизни на нашей планете является охрана редких и исчезающих видов растений и животных. Эксперты подсчитали, что каждый день на Земле исчезают десятки представителей флоры и фауны.

Всемирный день окружающей среды ежегодно отмечается во всём мире июня. В этот день в разных странах мира проводятся мероприятия, подтверждающие стремление общества к сохранению и улучшению окружающей среды.

8 июня отмечается Всемирный день океанов . Всемирный день океанов – день, который дает повод вспомнить о том, что Мировой океан является колыбелью жизни на планете Земля, 70% которой покрыто водой, ресурсы океана – залог развития и дальнейшего существования человеческой цивилизации, его пространства – арена мировой торговли. Роль Мирового океана в регулировании климата является системообразующей, его воды – один из главных поглотителей углекислого газа. Во Всемирный день океанов по всей планете проводятся фестивали и парады на морскую тематику, выставки, экологические митинги и акции. Жителям разных стран рассказывают о том, какой вклад они могут внести в защиту океанов.

Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой проводится ежегодно 17 июня. В этот день правительство всех стран мира должно задуматься о том, какой ущерб наносит опустынивание, и какие меры могут быть приняты для борьбы с этим явлением. Опустынивание приводит к потере биологической продуктивности земель. Оно является одной из самых больших угроз человечеству. Это глобальная проблема затрагивает около 1/5 часть населения нашей планеты и касается более 100 стран. Для эффективного решения данной проблемы необходима высокая информированность о причинах и процессах опустынивания. Очень важно при этом также и международное сотрудничество.

Международный день охраны озонового слоя - это 16 сентября. Деятельность человека, в частности промышленность, привела не просто к истончению озонового слоя, но и к образованию в нем так называемых дыр. Первая озоновая дыра была зафиксирована учеными над Антарктидой в 1985 году, потом были обнаружены и другие озоновые дыры над нашей планетой. Разрушение озонового слоя над земным шаром чревато непоправимыми отрицательными последствиями для всего населения Земли: к раковым заболеваниям населения и к гибели животных и растений. Поэтому очень важно проводить работу по сокращению выбросов опасных для озонового слоя веществ.

Всемирный день почв ежегодно отмечается многими государствами 5 декабря. В этот день проводятся всевозможные акции по защите почв, парады, торжественные заседания общественных организаций, фестивали и мероприятия по защите и восстановлению почв, например, посадка деревьев.



Поделиться