Что представляют собой сочинительные и подчинительные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы презентация к уроку по русскому языку на тему

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

Русский язык

Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия

К девятому классу школьники должны знать, что такое союз, его функции, особенности по строению и значению; соотношение союзов и значений сложносочиненных предложений; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях.

Назначение союзов

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:


Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:


2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:


3) Союз можно заменить только другим союзом:


4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:


Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

  • Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем - с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).

  • Запишите, указывая, в каком падеже употреблено относительное местоимение (союзное слово) в придаточном предложении (упражнение 93 на с. 67).

  • Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения (упражнение 98 на с. 69).

  • Какие два значения может иметь предложение Ученик знал, что надо отвечать ? Как в зависимости от смысла произносится это предложение и чем в нём в каждом случае является слово что (упражнение 99 на с. 70)?
  • Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких - союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).

  • Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

    Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

    Союзы, как составная часть речи, представляют собой взаимосвязь простых понятий предложений и однородных членов определенного предложения в середине сложного предложения. Существует несколько видов союзов, которые делятся на блоки по строению фраз и значению словосочетаний. В статье мы разберем сочинительные и подчинительные союзы русского языка, а также покажем примеры в таблице.

    Понятие сочинительных союзов

    Сочинительными называют союзы, которые предназначены для объединения членов предложения. Они отвечают на один и то же вопрос в предложении и равных по смысловому значению простых предложений в написании сложного предложения.

    Пример: (Наступило утро, и пошёл дождь. Я не балерина и никогда не смогу ею стать.).

    Сочинительные союзы разделяют на три блока по определению значения:

    • Соединительные – отражают перечисление однородных членов. Такие союзы выражают одновременное действие или последовательность событий, явлений (а-, да-, тоже-, также-, но и-, не только-, как так и-). Пример: В синеве тучи плывут и летают, и на земле создается чудо. Но сильный ураган разрушил все и облака забрал, и на небесной мгле стало пусто.
    • Противительные – отражают противопоставление действий, явлений или разграничение (а-, но-, да-). Пример: Рассказать бы печальную историю, да некогда печалиться.
    • Разделительные – предают предложению смысл чередования, выбора (или-, то. . . то-, то ли-). Пример: За горой гитара поет, то затихнет, то снова запоет. Если дождь или смерч – я и ты убежим.

    В сложноподчиненных устойчивых предложениях разделительная запятая употребляется между похожими по значению членами предложения, которые соединяются разделительными или соединительными союзами (и-, ни-, или-, либо-).

    Пример: И небо, и солнце пели. То ли я смотрю на небо, то ли кажется все мне.

    Там, где однородные члены сложного предложения связаны союзами с одним словом, запятая не ставится, без исключения.

    Пример: Карусель поднялась, опустилась и взлетела.

    В случае разделения составных союзов, запятая располагается между частями союза.

    Пример: Среди лесных деревьев есть как огромные, так и мелкие старожилы. Не то мы стояли у леса, не то нас окутывал страх.

    Понятие подчинительных союзов

    Подчинительными являются союзы, которые логически объединяют в своем составе простые предложения в сложноподчиненное. В данных сложных лексических конструкциях от одного простого предложения ко второму простому предложению в составе сложноподчиненного можно поставить вопрос. Пример: Тетради сильно испачканы чернилами, (почему?) потому что маленькая Ульяна любит рисовать узоры. Чем сильнее дождь, тем больше радуга.

    Сущность подчиненных союзов подразделяется по значению на:

    Участие в предложении в подробная таблица

    По смысловому и логическому значению
    Сочинителные Подчинительные
    примеры примеры
    Соединительные: а, да, также, но и, не только,как так и Изъяснительные: чтобы-, как-, будто-, как будто-, ли-
    Противительные: а, да Временные: как только-, прежде чем-, едва-, перед тем как-
    Разделительные: или, то…то,то ли Причинные: потому что-, ибо-, так как-, оттого что-, вследствие-, в связи с тем, что-
    Условные: если-, раз-,
    Уступительные: несмотря на то что-, пускай-
    Сравнительные: как-, словно-, как будто-, точно-, подобно тому как-
    Следственные: так что-

    Отличие между сочинительными союзами и подчинительными (союзами) в отношении морфологического анализа и синтаксического довольно противоречивые и не являются устойчивыми. Предположим союз - хотя-, может воссоединять как однородные, так и простые предложения в разборе сложного.

    Примеры главного и придаточного предложения

    Функциями союзов для пояснения могут выступать местоимения, как часть речи, и наречия, которые при таких условиях называются союзными или словами относительными. Когда такие слова выступают союзами и объединяют несколько предложений, они выполняют роль вспомогательной части в сложноподчиненном предложении.

    Таким образом, мы разобрали, что представляют собой сочинительные и подчинительные союзы, а также представили примеры в таблице.

    §1. Общая характеристика союзов

    Союз - это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль - выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей. В отличие от предлогов союзы не связаны с грамматическими признаками других слов. Почему? Потому что они служат для синтаксических связей более высокого уровня.

    Союзы - неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы - класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.

    §2. Образование союзов

    Как и предлоги, союзы по способу образования делятся на непроизводные и производные.

    • Непроизводные союзы: и, а, но, или, как, что и др.
    • Производные образованы по-разному:
      • соединением непроизводных союзов: как будто, но и, так как
      • соединением указательного слова и простого союза: для того чтобы, с тем чтобы
      • соединением союза с местоимением и словом с обобщенным значением: в то время как, до тех пор пока
        от других частей речи: хотя, чтобы

    §3. Строение союзов

    По строению союзы делятся на простые и составные:

    • Простые : и, а, но, или, что, чтобы, как, если, однако, зато, тоже, также, причем, притом и др., состоящие из одного слова.
    • Составные : так как, в то время как, как скоро, вследствие того что, в связи с тем что . Составные делятся на двойные и повторяющиеся: не только…, но и… , ни… ни…, то… то…

    §4. Функция (роль) союзов. Разряды по значению

    Функция (роль) союзов - выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных.

    Сочинительная связь - это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.

    Сочинительные союзы. Разряды по значению

    1. Соединительные: и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также
    2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
    3. Противительные: а , но , да (=но: хорош собой, да беден), однако , зато
    4. Градационные*: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
    5. Пояснительные*: то есть, а именно
    6. Присоединительные*: тоже, также, да и, и притом, причем

    * Традиционно предложения с сочинительной связью считаются более доступными для понимания и вводятся в обучение раньше, чем другие: уже в начальной школе. Тогда же ребят учат различать значения союзов. Поэтому материал подается в упрощённом виде. Так усваивается идея, что сочинительные союзы бывают трех видов: соединительные, разделительные и противительные. В старших классах ребята сталкиваются с более широким кругом явлений, которые нужно понимать, осознавать. Например, все должны уметь различать и правильно писать союзы тоже, также и сочетания то же, так же, нужно знать, как пунктуационно оформлять предложения с разными союзами. А вопрос о том, какие это союзы, не возникает. Однако градационные, пояснительные и присоединительные союзы очень частотны, они могут попасться в тестовых заданиях. Поэтому старшеклассникам и выпускникам советую обратить на них особое внимание.

    Подчинительная связь - это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.

    Подчинительные союзы. Разряды по значению

    1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
    2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
    3. Условные: если (кабы, коли, ежели - устар.), если бы, раз, ли, как скоро
    4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
    5. Следствия: так что
    6. Уступительные: хотя, несмотря на то что
    7. Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
    8. Изъяснительные: что, как, чтобы

    Внимание:

    Некоторые союзы многозначны и могут, выполняя разные функции, входить в разные разряды. Для примера сравним:

    Передай ему, чтобы он не звонил: меня не будет дома.
    чтобы - изъяснительный союз

    Чтобы порадовать маму, он вымыл посуду, оставшуюся в раковине с утра.
    чтобы - целевой союз

    Когда учитель вошел в класс, Мишка разговаривал по телефону.
    когда - временной союз

    Я не знаю, когда он позвонит.
    когда - изъяснительный союз

    Когда он не хочет ничего понимать, как ему объяснишь?
    когда - условный союз

    Внимание:

    Многие союзы имеют омонимичные формы, что создает проблемы в их различении и правильном написании. См. ЕГЭ: "A, В, С" - всё для подготовки. А18. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

    Проба сил

    Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

    1. Для чего служат союзы?

      • Для связи слов в предложении
      • Для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и отдельных предложений в тексте
    2. Есть ли различие между сочинительными и подчинительными союзами?

    3. Верно ли считать, что простые союзы сочинительные, а составные - подчинительные?

    4. Верно ли считать, что простые союзы употребляются в простых предложениях, а составные - в сложных?

    5. Какая синтаксическая связь выражает равноправные отношения элементов?

      • Сочинительная
      • Подчинительная
    6. Какая синтаксическая связь выражает неравноправные отношения элементов, при которой один зависит от другого?

      • Сочинительная
      • Подчинительная
    7. Сочинительные или подчинительные союзы выражают сочинительную связь?

      • Сочинительные
      • Подчинительные
    8. Сочинительные или подчинительные союзы выражают подчинительную связь?

      • Сочинительные
      • Подчинительные
    9. Существуют ли в русском языке многозначные союзы?

    10. Верно ли, что у многих союзов есть омонимы?

    11. Производными или непроизводными являются союзы: и, а, но, или, как - ?

      • Производными
      • Непроизводными

    СОЮЗ

    Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте. Союзы не изменяются и не являются членами предложения.

    По образованию союзы бывают:

    1) непроизводные (первообразные), то есть такие, которые не связаны по происхождению с другими частями речи: а, но, или, да и ;

    2) производные (непервообразные), образованные:

    Соединением непроизводных союзов: как будто ,

    Соединением указательного слова из главной части и простого союза: для того чтобы,

    Соединением союза со словом с обобщённым значением: до тех пор, в то время как,

    Исторически от других частей речи: пока, хотя, чтобы.

    По строению различают союзы:

    1) простые, состоящие из одного слова: а, ибо , чтобы ;

    2) составные, состоящие из нескольких компонентов: так как, в то время как .

    По употреблению союзы делятся на:

    1) одиночные (неповторяющиеся): но, же, однако, зато;

    2) повторяющиеся, которые состоят из одинаковых частей (ни...ни, то...то, или...или, либо…либо ).

    3) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной или не обязательной второй частью: не столько...сколько, не только...но и ; если...то, когда...то, едва...как .

    По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на: 1) сочинительные: и, а, но, даже, зато, однако ;

    2) подчинительные: хотя, чтобы, если, потому.

    Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте.

    Сочинительные союзы в зависимости от передаваемых смыслов объединены в разряды по значению.

    Классификация сочинительных союзов по значению

    Название

    Союзы

    Примеры

    Соединительные

    и, да (=и), тоже, также, ни… ни и др.

    1. Сухо трещат кузнечики, и убаюкивает, и волнует этот шёпот-треск (И. Бунин). 2. Пётр встал, я тоже поднялся.

    Разделительные

    или, либо, то… то, не то… не то и др.

    1. Запрягли коня, сбросили на телегу два или три узла, кровать да деревянный топчан – вот и всё хозяйство (В. Распутин). 2. То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко (И. Крылов).

    Противительные

    а, но, да (=но), однако, зато, же и др.

    1. Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем (М. Лермонтов). 2. На нас цыкают, прогоняют с холода домой, но мы не уходим (В. Астафьев).

    Градационные

    не только… но и, не столько… сколько, не то чтобы… а и др.

    И.Е. Репин не раз утверждал, что Леонид Андреев не только наружностью, но и характером напоминает ему одного из обаятельнейших русских писателей – Гаршина (К. Чуковский).

    Пояснительные

    то есть, а именно, или (=то есть) и др.

    Он принадлежал к числу молодых людей, которые на всяком экзамене «играли столбняка», то есть не отвечали ни слова на вопросы профессора (И. Тургенев).

    Присоединительные

    да и, причём, притом и др.

    Когда измученные музыканты перестали играть, вызванное музыкою возбуждение исчезло и я почувствовал, что вот-вот упаду, да и упал бы, не случись вовремя остановка на отдых (В. Гаршин).

    Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных членов: Книга интересная, хотя немного затянутая . Союзы как , будто, словно, чем связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день; Пруд словно зеркало.

    Разряды подчинительных союзов по значению разнообразны.

    Классификация подчинительных союзов по значению

    Название

    Союзы

    Примеры

    Изъяснительные

    что, чтобы, будто и др.

    1. Казалось, что на землю сыплются разноцветные лоскутки (Ю. Олеша). 2. Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице (И. Бунин).

    Временные

    когда, пока, с тех пор как, лишь, едва и др.

    1. В морозном воздухе раздался первый удар колокола, когда Макар вошёл в избу (В. Короленко). 2. Так и будет кособениться изба, пока не завалится совсем или не дождётся доброго хозяина (В. Распутин).

    Причинные

    потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что и др.

    И теперь трудно было иностранному пришельцу бороться с простою местною дудкой, потому что она явилась слепому мальчику в сопровождении всей родственной украинской природы (В. Короленко).

    Целевые

    чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.

    1. Тогда, чтобы вознаградить себя за тоскливый день, пассажиры сбились вместе с моряками в кают-компании (И. Бунин). 2. Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин (В. Сухомлинский).

    Условные

    если, ежели, если… то, ли и др.

    Если вы удачно выберете работу и вложите в неё свою душу, то счастье само вас отыщет (К. Ушинский).

    Уступительные

    несмотря на то что, хотя и др.

    1. Некогда было любоваться видом, хотя вид этого заслуживал (Ю. Олеша). 2. Лошадь начинал уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то что он поминутно был по пояс в снегу (А. Пушкин).

    Сравнительные

    как, словно, будто, как будто, как бы, точно и др.

    Пламя появлялось в одну секунду, как будто кто-то пускал в толпу солнечных зайчиков (Ю. Олеша). Сравнительные союзы могут присоединять сравнительный оборот: Гром запрыгал, как мяч , и покатился по ветру (Ю. Олеша).

    Следствия

    так что

    Всё идёт по плану, так что действуйте смело.

    Эти примеры подчинительных союзов можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др. (см. выше). Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).

    Подчинительные союзы присоединяют придаточные части к главным частям сложноподчиненного предложения. Некоторые подчинительные союзы используются и при построении простого предложения. Так, союз как может ставиться перед именной частью составного сказуемого: Дом как проходной двор или входить в обстоятельство образа действия: Как дым рассеялись мечты (Лермонтов), союз чтобы может присоединять обстоятельство цели, выраженное инфинитивом: Собрались, чтобы обсудить план действий. Ср.: Собрались обсудить план действий.

    Подчинительные союзы принято делить на семантические и асемантические. К последним относят союзы, присоединяющие придаточные изъяснительные предложения: что, как, чтобы, будто. Их обычно сравнивают с грамматическими падежами, так как при помощи изъяснительных союзов нередко замещаются такие синтаксические места, в которых может быть и грамматический падеж (Слышно шум ветра, Слышно, что как будто шумит ветер; Снится весна. Снится будто весна; Вспомнил о случившемся. Вспомнил, что случилось). Подобно грамматическим падежам изъяснительные союзы выражают синтаксические отношения, предопределенные (заданные) семантикой того слова (или словоформы), к которому относится придаточное предложение. Изъяснительный союз не формирует синтаксического смысла сложного предложения, а только его выражает.

    Однако было бы неверно думать, что в содержательном отношении изъяснительные союзы – это пустые слова. Изъяснительные союзы различаются между собой модальными компонентами значения. Союз чтобы выражает желательную модальность (скажи, чтобы пришел), будто – неуверенность (вижу, будто кто-то стоит), что и как связаны с реальной модальностью.

    Семантические подчинительные союзы имеют собственные значения. Они определяют синтаксические отношения в структуре сложного предложения.

    Семантические союзы делятся на группы по значению:

    1) временные союзы когда, перед тем как, после того как, едва... как, как только, едва лишь,

    2) причинные потому что, оттого что, так как, ввиду того что, тем более что, из-за того что, благодаря тому что, в силу того что, в связи с тем что, вследствие того что, в результате того что;

    3) условные если, если... то, в случае если, в том случае если, при условии что, ежели и др.;

    4) уступительные несмотря на то что, хотя, невзирая на то что, вопреки тому что, при всем том что, независимо от того что;

    5) следствия так что, в результате чего;

    6) цели чтобы, для того чтобы, ради того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы;

    7) сравнительные: как, как будто, будто, словно, так же как, подобно тому как, вроде того как, как если бы;

    8) сопоставительные союзы, совпадающие с подчинительными союзами по формальному признаку, а по значению не противопоставленные сочинительным союзам если... то, в то время как, между тем как, тогда как, по мере того как, чем... тем. Например, Отцы друг к другу не ездили, она Алексея еще не видала, между тем как (= а) молодые соседки только об нем и говорили (Пушкин).

    Союзные слова

    Союзные слова (или относительные местоимения) – это местоименные слова различных частей речи, используемые при построении сложноподчиненного предложения в роли подчинительного союза. Подчинение, оформляемое союзным словом, принято называть относительным.

    В роли союзных слов используются следующие лексемы: кто, что, какой, который, каков, чей, где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем, сколько.

    В отличие от союзов союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить смысловой вопрос, и, что важно, они вводятся в придаточные части на основе синтаксической связи с другими компонентами. Например, в предложении Самое удивительное было то, как быстро они договорились (Фадеев) слово как образует словосочетание с наречием быстро, в котором выражается значение степени, а потому не может считаться союзом. Точно так же союзное слово что – это всегда или сильноуправляемый В. п. (Вспомни, что ты говорил утром), или И. п. подлежащего (Трудно понять, что происходит).

    Союзная функция относительных местоимений опирается на разные их свойства.

    1.При оформлении придаточных изъяснительных предложений местоимения реализуют свою вопросительную семантику и выбираются в зависимости от того, на что направлен вопрос: Нас спросили, кто приезжает, что случилось, когда наступят холода, почему не летают самолеты, какое ожидается лето и т. п.

    Примечание. Лексема когда является союзом, если присоединяет придаточное времени.

    2. Если придаточное предложение относится к существительному или соотносительному местоимению, то в союзном слове реализуется его способность употребляться анафорически: чаще всего оно вводит в придаточное предложение компонент, упомянутый в главной части: расскажи о письме, которое ты получил; я тот, кого вы ждете; мы были там, куда вы идете; на березе, что растет под моим окном, галки свили гнездо.



    Поделиться