Частная медицинская психология. Цели и задачи медицинской психологии

Известно, что в России основатель отечественной медицинской психологии В. М. Бехтерев вслед за Вундтом, открывшим в 1879 г. первую психологическую лабораторию в Лейпциге, организовал в 1885 г. в Казани вторую в Европе экспериментально - психологическую лабораторию. Позже создаются аналогичные лаборатории в Санкт-Петербурге. Вслед за В. М. Бехтеревым в конце XIX – начале XX века В. Ф. Чиж, С. С. Корсаков и А. А. Токарский, Н. Н. Ланге, Г. И. Россолимо, А. И. Сикорский создают в других городах России психологические лаборатории, в которых разрабатывались и апробировались экспериментальные подходы для решения задач клинико-психологической диагностики, в частности в психиатрии.

Нельзя не сказать и о роли, и о значении созданной В.Н.Мясищевым проблемной комиссии "Медицинская психология" при АМН СССР в 1962 г. Это был период "оттепели", и ситуация требовала, среди прочего, и "легализации" психологии, особенно в медицине. Проблемная комиссия под руководством В.Н.Мясищева и М.С.Лебединского собрала единомышленников. Во многом благодаря рекомендациям комиссии стали возможными новые направления в официальных планах исследований, диссертационных работах, в совершенствовании организационных форм и содержании преподавательской работы, в частности в Ленинградском университете, где преподавал в те годы В. Н. Мясищев. Несколько позже он впервые добился введения аспирантуры по этой, тогда казавшейся экзотичной, дисциплине.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая личность, индивидуальность больного человека; особенности психической деятельности, изменения ее при заболеваниях; влияние личности больного на процессы возникновения заболевания и выздоровления, а также взаимоотношения между пациентом и медицинским персоналом в ходе лечебно – реабилитационного процеса.

Предмет изучения медицинской психологии

По направленности психологических исследований можно выделить общую и частную медицинскую психологию .

Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

1.Основные закономерности психологии больного человека, психологии медицинского работника, психологии общения медицинского работника и больного, психологический климат отделения.

2. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения, то есть психологические факторы, влияющие на болезнь, изменение психологических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни, влияние психических процессов и особенностей личности на возникновение и протекание болезни.

3. Индивидуальные особенности человека и их изменения в процессе жизни.

4. Медицинскую деонтологию и биоэтику.

5. Психогигиену и психопрофилактику, то есть роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболевания.

6. Психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни.

7. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

8. Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает:

1. Особенности психологии конкретных пациентов при определенных формах болезней, в частности при пограничных нервно-психических расстройствах, различных соматических заболеваниях, наличии дефектов органов и систем;

2. Психологию пациентов при подготовке и проведении хирургических операции и в послеоперационный период;

3. Медико-психологические аспекты трудовой, военной и судебной экспертизы;

4. Психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

5. Психику больных алкоголизмом и наркоманией;

6. Частную психотерапию.

Задачи медицинской психологии:

1. психокоррекционная работа (психотерапия)

2. психогигиена

3. психологическая экспертиза, связанная с социальной и трудовой реабилитацией больных

· лечебно-диагностического и лечебно-реабилитационного.

Лечебно-диагностический блок включает в себя патопсихологическую, нейропсихологическую, соматопсихологическую, психофизиологическую, социально-психологическую диагностику.

Лечебно-реабилитационный блок включает психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические и социотерапевтические мероприятия.

Основные методы исследования в медицинской психологии:

· наблюдение за поведением пациента,

· эксперимент: лабораторный и в естественных условиях,

· анкетирование - анкетный опрос

· беседа с пациентом (сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения),

· интервью,

· исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки и т.п.)

· клинические диагностические тесты.

Наблюдение:

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путём прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения.

Стандартизированное наблюдение заранее определено и чётко ограничено в плане того, что наблюдается, ведётся по предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

Включенное наблюдение характеризуется непосредственным участием наблюдателя в исследуемом процессе.

Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос – это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и больших затрат времени на проведение исследования.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространённая его форма – это анкета. Но её недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание её вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определёнными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос – при нём вопросы и характер ответов на них обычно ограничены узкими рамками, он более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тесты предполагают чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Проективный тест – в его основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Наиболее распространенные тесты для исследования личности

Метод исследования уровня притязаний. Методика используется для исследования личностной сферы больных. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспериментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для больного, при этом анализирует его реакцию в этих ситуациях. Для исследования уровней притязаний можно использовать кубики Кооса.

Метод Дембо-Рубинштейн. Используется для исследования самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках, символизирующих здоровье, ум, характер, счастье, отмечает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает на вопросы, раскрывающие его представление о содержании понятий “ум”, ”здоровье” и т.д.

Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого метода исследуются характерные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени социальной адаптации.

Метод незаконченных предложений. Тест относится к группе вербальных проективных методов. Один из вариантов этого теста включает 60 незаконченных предложений, которые испытуемый должен закончить. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, в результате исследуются отношения испытуемого к родителям, лицам противоположного пола, начальству, подчиненным и т.д.

Тематический аперцептивный тест (ТАТ) состоит из 20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по каждой картине. Можно получить данные о восприятии, воображении, способности осмысливать содержание, об эмоциональной сфере, способности к вербализации, о психотравме и т.д.

Главная > Лекция

Цели и задачи медицинской психологии.

Медицинская психология изучает психологические особенности пациентов и медперсонала в лечебно-диагностическом процессе. Для психологии важна возможность изучать человека в состоянии кризиса – болезни, то есть изучать особенности изменений психики в патологическом состоянии тела. Основное положение медицины – врач должен лечить не болезнь, а больного – требует знания не только биологических и физиологических особенностей человека, но и особенностей его психики. Участие личности в страданиях тела, связанное с переносимым заболеванием, было известно давно. Единство клинического и психологического подходов в лечебной практике всегда отличало великих врачей древности и современности. М.Я.Мудров, С.П.Боткин, Г.А.Захарьин, В.М. Бехтерев, В.Н.Мясищев, З.Фрейд и многие другие врачи – ориентировали своих учеников на необходимость понимания больной личности и учет ее особенностей в ходе диагностики и лечения. Определение 1: В отечественной психологии медицинская психология рассматривается как отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления и приспособления к болезни, с решением экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей (Психол. словарь, ред. ЗинченкоВ.П. и Мещерякова Б.Г., 2004). Определение 2: Медицинская психология понимается как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию. Содержание МП, ее место, объем до сих пор по-разному определяются различными специалистами. Общим является то, что МП понимается как пограничная область между психологией и медициной. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии. Различия между названиями «клиническая» и «медицинская» относят: - во-первых, к различиям между медиками и психологами: медики предпочитают говорить «медицинская», а психологи – «клиническая», - во-вторых, в зарубежной научной литературе чаще используют термин «клиническая», а в отечественной – «медицинская». Различные психологические школы по-разному понимают предмет и задачи клинической психологии. Одни считают, что медицинская психология должна изучать психические расстройства при различных заболеваниях. Другие полагают, что медицинские психологи должны исследовать особенности личности и заниматься психологической коррекцией. Третьи считают задачей медицинской психологии разработку программ коррекции дезадаптивной картины болезни и дезадаптивного поведения. По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей или на особенности конкретного больного) можно выделить ОБЩУЮ и ЧАСТНУЮ МП. Общая медицинская психология включает в себя следующие разделы: - основные закономерности психологии больного человека, психологии врача, психологии общения больного и врача, психологической атмосферы лечебного учреждения; - психосоматические и соматопсихические влияния; - медицинскую деонтологию (вопросы врачебного долга, тайны, этики); - психогигиену (обучение, тренинг взаимоотношений врач-больной, психология брака, психология семьи, кризисных периодов). Частная медицинская психология изучает: - особенности психических процессов у психически больных; - психика больных на различных этапах подготовки, выполнения операций, в послеоперационный период; - особенности психики больных с различными заболеваниями (сердечные, инфекционные, онкологические, кожные и др.); - особенности психики больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и пр.); - особенности психики больных при проведении экспертизы (военной, трудовой, судебной); - психику больных алкоголизмом и наркоманией. Основной задачей медицинской психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов человека в ситуации болезни и лечебного взаимодействия. Предмет медицинской психологии – особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации лечения, а также для сохранения и укрепления здоровья. Задачи медицинской психологии. Конкретные задачи МП формулировались следующим образом (Лебединский, Мясищев, 1966, Кабанов, Карвасарский, 1978):
    Исследование влияния заболеваний на психику человека и его поведение; Анализ влияния психологических факторов на возникновение, развитие и лечение заболеваний, а также на профилактику; Изучение роли психического как фактора, противостоящего возникновению и развитию болезни; Изучение нарушений развития психики; Изучение проявлений и динамики нарушений психики при различных заболеваниях; Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; Исследование влияния особенностей взаимоотношений больного с медицинским персоналом и микросредой на процесс течения болезни и выздоровления; Создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных целях.
Взаимосвязь медицинской психологии с другими науками. На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимно. Медицинская психология близка и к ряду психологических наук: экспериментальной психологии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и другим. Медицинская психология оказывает влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии: - соотношение социального и биологического в развитии психики, - анализ компонентов, входящих в состав психических процессов, - развитие и распад психики, - роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности. Экспериментально-психологическое исследование в клинике. В психиатрической клинике ЭПО используется: - для целей экспертизы (трудовой, военной, судебной), - для дифференциального диагноза, - для контроля эффективности лечения. Предметом исследования являются психические процессы испытуемого (восприятие, память, внимание, мышление, эмоции), мотивационная, волевая сферы. В клинике внутренних болезней (соматической) предмет исследования: - особенности эмоциональной сферы, - особенности мотивации. Реже: когнитивные процессы, поведенческие особенности.

Методы исследования в медицинской психологии.

Методы делятся на основные и вспомогательные. Основные – наблюдение и эксперимент, все остальные – вспомогательные. Наблюдение – изучение психологических явлений без вмешательства в их течение. Житейское наблюдение – ограничивается регистрацией фактов, имеет случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение – организовано, имеет план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение – предполагает участие исследователя в деятельности, которую он изучает. Невключенное наблюдение – не предполагает участия исследователя. Метод наблюдения является наиболее фундаментальным методам психологического исследования. Он заключается в профессиональной регистрации всех выявляемых во внешнем поведении испытуемого проявлений внутренней психологической структуры. Разновидность метода наблюдения – клинико-психологический метод (профессиональная психологическая беседа с больным). Роль метода наблюдения возрастает при подозрении о симуляции и диссимуляции, Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным , когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкциями, естественным , когда изучение осуществляется в естественных условиях, констатирующим, когда изучаются лишь определенные психологические явления, формирующим – в процессе которого развиваются определенные качества. Вспомогательные методы. Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос может быть письменным (анкетирование), устным (беседа) и в форме интервью. Интервью предполагает установление личного контакта с испытуемым, имеет свои принципы, этапы и схему проведения. Тестирование – метод, в ходе которого испытуемый выполняет определенные действия по заданию исследователя. Для тестирования разработаны многие методики. Отличие тестирования от опроса:

Учебная программа (Syllabus) дисциплины «_Медицинская__психология__» составлена на основе ГОСО по специальности «Психология», типового учебного плана «Медицинская психология», типовой учебной программы _Медицинская психология и логической

  • Учебная программа (Syllabus) Дисциплина: Медицинская психология Специальность 050503 Психология (2)

    Программа

    Учебная программа (Syllabus) дисциплины «_Медицинская__психология__» составлена на основе ГОСО по специальности «Психология», типового учебного плана «Медицинская психология», типовой учебной программы «Медицинская психология» и логической

  • Пояснительная записка Медицинская психология

    Пояснительная записка

    О.А.Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,

  • Задания в тестовой форме.

    Методом медико-психологического исследования является

    а) осмотр;

    б) беседа;

    в) пальпация;

    г) перкуссия.

    Родоначальником медицинской психологии является

    а) З.Фрейд;

    б) Э.Кречмер;

    в) С.С.Корсаков;

    г) Р.А.Лурия.

    Первая экспериментально - психологическая лаборатория была создана

    а) И.П.Павловым;

    б) В.Вундтом;

    в) И.М.Сеченовым;

    г) Д.Локком.

    Предмет медицинской психологии изучает

    а) психологические воздействия, оказывающие травмирующее и

    исцеляющее влияние на человека;

    б) психологический аспект различных форм общественной жизни;

    в) правосознание руководителей и рядовых граждан;

    г) психологические основы деятельности человека.

    Медицинская психология изучает

    а) личность больного, медработника, их взаимоотношения;

    б) психологию онкологического больного;

    в) познавательную и практическую деятельность;

    г) психологическую саморегуляцию.

    Разделы медицинской психологии включают

    а) психопрофилактику и психогигиену;

    б) возрастную психологию;

    в) сравнительную психологию;

    г) психологию аномального развития (специальную психологию).

    7. Медицинская психология изучает

    а) психологические аспекты целебных воздействий;

    б) психические факторы происхождения и течения болезней;

    в) психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики,

    лечения, экспертизы и реабилитации больных;

    г) закономерности психических процессов, раскрытие

    психических свойств личности, психических состояний человека

    8. Социопсихосоматика изучает

    а) ухудшение демографического показателя здоровья населения;

    б) возникновение соматических заболеваний в обществе;

    в) влияние психологических факторов на возникновение ряда

    соматических заболеваний в обществе;

    г) патологические процессы в организме.

    9. Составляющая здоровья:

    а) телесная;

    б) саногенная;

    в) патогенная;

    г) физическая.

    10. К психосоматическим болезням относится:

    а) перитонит

    б) плеврит

    в) бронхиальная астма

    г) глаукома

    11. Психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями, – это:

    а) психогении;

    б) инсульт;

    в) нарушение сердечного ритма;

    г) соматогении.

    12. При хронических соматических заболеваниях изменение характера

    а) происходит;

    б) возможно;

    в) невозможно;

    г) не претерпевает резких изменений.

    13. Больной отличается от здорового человека тем, что:

    а) у него плохое настроение;

    б) у него неадекватная реакция на происходящее;

    в) у него наряду с изменениями функционирования

    внутренних органов качественно меняется психическое

    состояние;

    г) изменяется внешний вид.

    14. Заболевание, которое ассоциируется у пожилых людей со смертельным исходом, - это:

    а) инфаркт;

    в) аллергия;

    г) невроз.

    15. Психологические заболевания формируются, как правило, вследствие:

    а) острых психических травм;

    б) хронических психических травм;

    в) внутриличностного конфликта;

    г) межличностного конфликта.

    16. Соматонозогнозия – это:

    а) невротическая реакция на болезнь;

    б) осознание собственной болезни;

    в) неосознание наличие болезни;

    г) невроз у соматического больного.

    17. Профессиональная деформация медицинской сестры проявляется в виде:

    а) равнодушия;

    б) любезности;

    в) доброты;

    г) аккуратности.

    18. Сестра – рутинер - это:

    а) автоматическое, скрупулезное выполнение своих обязанностей;

    б) забота о пациенте – жизненное ее призвание;

    в) ипохондричное, эмоциональное, неустойчивое, вспыльчивое

    проявление характера;

    г) фанатичность и преданность своей узкой деятельности.

    19. Функциональные обязанности медсестры проявляются в виде:

    а) обучения пациентов и сестринского персонала;

    б) осуществления сестринского ухода;

    в) деятельности, направленной на практически полезный

    результат;

    г) развития исследовательской деятельности.

    20. Черты личности медицинской сестры - это

    а) смелость;

    б) отвага;

    в) героизм;

    г) сострадательность

    21. Действия, противоречащие этике медицинских работников:

    а) вежливость;

    б) характер;

    в) интриги;

    г) общение.

    22. На качество работы медицинского работника благоприятно влияет:

    а) психологический климат;

    б) социальный климат;

    в) политический климат;

    г) моральный климат.

    23. Общение сестра – больной - это:

    а) бригада;

    в) давление;

    г) монолог.

    24. Бригадный метод общения:

    а) сестра – больной;

    б) сестра – больной – родственники больного;

    в) врач - сестра – больной;

    г) врач – сестра.

    25. Этап взаимоотношений сестра – больной называется:

    а) начальным;

    б) премедицинским;

    в) стационарным;

    г) диспансерным.

    26. Тип среднего медицинского персонала по Харди:

    а) сестра – хозяйка;

    б) старшая сестра;

    в) сестра – рутинер;

    г) главная сестра.

    27. Действие медицинской сестры, если больные в палате курят, употребляют спиртные напитки:

    а) пресечь нарушение дисциплины;

    б) сделать инъекцию;

    в) взять кровь на биологическое исследование;

    г) не обращать внимание.

    28. Может ли медицинская сестра вносить изменения в назначения врача?

    в) только с разрешения врача;

    г) по желанию больного.

    29. Медицинская сестра с плохо слышащим больным должна воспользоваться:

    а) письменной речью;

    б) специальными терминами;

    в) устной речью;

    г) мимикой;

    30. Действие медицинской сестры при пассивном отношении

    больных к лечению:

    а) поговорить с больным;

    б) сделать ему инъекцию;

    в) вызвать врача;

    г) не обращать внимания.

    31. Качества медицинской сестры, способствующие созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении:

    а) строгость;

    б) грубость;

    в) приветливость, выдержанность;

    г) доверчивость.

    32. Внутренняя картина болезни - это:

    а) совокупность клинических данных, полученных при

    обследовании пациента;

    б) показатели осмотра, лабораторных исследований;

    в) определенная динамика развития болезни;

    г) осознание, целостное представление пациента о своем

    заболевании.

    33. Сенситивный уровень ВКБ включает:

    а) комплекс субъективных ощущений пациента, вызванных

    болезнью;

    б) переживания пациентом своего заболевания;

    в) представления пациента о своей болезни;

    г) неадекватное отношение пациента к своей болезни;

    34. При утилитарном отношении к болезни пациент

    а) проявляет чрезмерное внимание к своему заболеванию;

    б) фиксирован на болезненных ощущениях;

    в) стремится извлечь какие-то материальные или моральные

    г) не верит в благоприятный исход заболевания

    35. Пациент прислушивается к любому отклонению от привычного состояния при:

    а) пренебрежительном отношении к своей болезни;

    б) отрицательном отношении к своей болезни;

    в) ипохондрическом отношении к своей болезни;

    г) утилитарном отношении к своей болезни.

    36. Истерическая реакция на болезнь – это:

    а) резкая смена настроения, демонстративность, утрированность

    б) при малейшем недомогании, больные думают об опасности для

    здоровья;

    в) отрицание болезни;

    г) тоска, грусть, суицидальные настроения.

    37. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в болезнь» относится к:

    а) ипохондрическому типу;

    б) эргопатическому типу;

    в) эгоцентрическому типу;

    г) истерическому типу.

    38. При каком типе психического реагирования на заболевание особое значение придается реакции на социальную значимость диагнозу?

    а) тревожном;

    б) апатическом;

    в) эгоцентрическом;

    г) сенситивном.

    39. Какой тип психического реагирования, как правило, возникает у пациента в ответ на диагностику злокачественного новообразования:

    а) ипохондрический;

    б) анозогнозический;

    в) неврастенический;

    г) апатический.

    40. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в работу» относится к:

    а) эргопатическому типу;

    б) истерическому типу.

    в) истероидному типу;

    г) ипохондрическому типу.

    41. Психологически немотивированная злоба, раздражительность, гневливость входят в структуру:

    а) предменструальной психопатии;

    б) предменструальной дисфории;

    в) предменструальной астении;

    г) предменструальной депрессии.

    42. Типичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведения хирургической операции является:

    а) предоперационная тревога;

    б) предоперационный стресс;

    в) предоперационная истерия;

    г) предоперационная депрессия.

    43. Отношение больного к болезни:

    а) диссимуляция;

    б) неприязнь;

    в) неврастении;

    г) рефлекс.

    44. Преувеличение признаков заболевания и субъективных жалоб называется:

    а) диссимуляцией;

    б) аггравацией;

    в) гипохондрией;

    д) гиперстезией.

    45. Притворство в болезни - это:

    а) аггравация;

    б) симуляция;

    в) диссимуляция;

    г) стимуляция.

    46. Скрывание болезни и ее признаков:

    а) аггравация;

    б) симуляция;

    в) диссимуляция;

    г) рефлексия.

    47. Типы реакция на болезнь:

    а) астенический;

    б) генетический;

    в) наблюдательный;

    г) инструментальный.

    48. Болезненные нарушения, возникающие под влиянием психических факторов:

    а) соматогении;

    б) психогении;

    в) неврастении;

    г) неврозы.

    49. Эмпатия – это:

    а) обязательная активная помощь;

    б) идентификация себя с другими;

    в) переживание по поводу чувств другого человека;

    г) способность чувствовать эмоциональное состояние другого

    человека.

    50. Патопсихология изучает:

    а) распад психической деятельности и свойств личности при

    болезнях;

    б) соотношение психических явлений с физиологическими

    мозговыми структурами;

    в) средства психического воздействия на лечение больных;

    г) систему мероприятий для обеспечения психического здоровья

    51. Реакция меланхолика на болезнь проявляется:

    а) несогласием с той или иной процедурой;

    б) бессонницей, подавленностью и отрешенностью;

    в) нежеланием обсуждать вопросы своей болезни;

    г) медлительностью во всем.

    52. Неврозы - это:

    а) собственно психические заболевания;

    б) «пограничные» состояния;

    в) болезненные изменения характера;

    г) глубокое расстройство психики.

    53. Причиной заболевания нервной системы, непсихогенной природы является:

    а) срыв внешней нервной системы;

    б) интоксикация;

    в) травма;

    г) нарушение обмена веществ.

    54. Для неврастении (астенического невроза) характерно:

    а) игра в переживания;

    б) повышенная внушаемость;

    в) сомнения и фобии;

    г) утомляемость и слабость.

    55. Психастения – это:

    а) невроз навязчивых состояний;

    б) истерия;

    в) ипохондрия;

    г) диссоциация.

    56. Нарушение контакта с действительностью - это:

    а) деперсонализация;

    б) диссоциация;

    в) аутизм;

    г) шизотимия.

    57. Расстройство настроения - это:

    а) дисфория;

    б) депрессия;

    в) деменция.

    г) делирий.

    58. Синдром, возникающий после отмены сильнодействующих препаратов, называется:

    а) делирием;

    б) абстиненцией;

    в) дисфорией;

    г) деменцией.

    59. Однообразные, повторяющиеся действия и слова, наблюдаемые у больных, – это:

    а) апраксия;

    б) эколапсия;

    в) стереотипизация;

    г) типизация.

    60. Приспособление функций организма, органов и клеток к условиям среды называется:

    а) адаптацией;

    б) устойчивостью;

    в) лабильностью;

    г) инертностью.

    61. Стресс, вызывающий горе и страдание, - это:

    а) стрессор;

    б) дистресс;

    в) дисфория;

    г) аффект.

    62. Психическое состояние, сопровождающееся дискомфортом, иногда и страхом, - это:

    а) безусловное торможение;

    б) состояние аффекта;

    в) психическая напряженность;

    г) сублимация.

    63. Наиболее распространенные проявления всех психических болезней, - это:

    а) депрессивные состояния;

    б) делирий;

    в) алкогольное опьянение;

    г) шизофрения.

    64. Кататоническое и гебефреническое возбуждение бывает у людей больных:

    а) идиотией;

    б) шизофренией;

    в) эпилепсией;

    г) инфарктом.

    65. Психопатическое возбуждение развивается после:

    а) конфликтных ситуаций;

    в) депрессии;

    г) нарушение сна.

    66. Эгогения – это:

    а) взаимное влияние пациентов друг на друга;

    б) самовнушение пациента;

    в) влияние медперсонала на пациента;

    г) непонимание в семье.

    67. Соррогении являются следствием:

    а) дефектов общения пациентов друг с другом;

    б) неосторожных слов и действий медицинской сестры;

    в) неправильного поведения родственников;

    г) чтения специальной медицинской литературы.

    68. Ятропатия – это:

    а) ошибочный диагноз;

    б) лечение, основанное на неправильном диагнозе;

    в) формы отрицательного воспитательного влияния;

    г) страх перед предстоящим лечением.

    69. Паралингвистика изучает:

    б) расположение собеседника в пространстве;

    в) телесный контакт;

    г) мимику, моторику тела.

    70. Психопрофилактика – это:

    а) система специальных мероприятий, направленных на

    сохранение и укрепление психического здоровья человека;

    б) психическое воздействие на расстройства организма;

    в) комплексное лечебное воздействие на организм;

    г) мероприятия, направленные на предупреждение психических

    заболеваний.

    71. профилактика – это:

    а) генетическая профилактика;

    б) ранняя диагностика;

    в) применение методов коррекции;

    г) предупреждение возникновения инвалидности.

    72. Психическая декомпенсация – это:

    а) чувство обманутых надежд;

    б) определенное представление о заболевании;

    в) адаптация;

    г) капитуляция

    73. Состояние, имевшее место до начала болезни называется:

    а) преморбидным состоянием;

    б) анозогнозией;

    в) эгоцентризмом;

    г) эргопатией.

    74. Наука, направленная на предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний называется:

    а) психотерапией;

    б) психопрофилактикой;

    в) психогигиеной;

    г) психологией.

    75. Приспособление больного к условиям среды - это:

    а) реабилитация;

    б) реадаптация;

    в) собственно ресоциализация;

    г) компенсация.

    76. Обмен действиями во время общения – это:

    а) коммуникация;

    б) перцепция;

    в) интеракция;

    г) деградация.

    77. Диагностические и лечебные методы, основанные на использовании медицинских инструментов – это:

    а) суггестивные методы;

    б) психоаналитические методы;

    в) поведенческие методы;

    г) инвазивные методы.

    78. Процесс лечебного воздействия врача на психику больного - это:

    а) психогигиена;

    б) психотерапия;

    в) психопрофилактика;

    г) депрессия.

    79. Методы психотерапии - это:

    а) внушение;

    б) аутогенная тренировка;

    в) все выше перечисленное;

    г) самовнушение.

    80. Психологическое воздействие одного человека на другого - это:

    а) самовнушение;

    б) внушение;

    в) аутогенная тренировка;

    г) беседа.

    81. Состояние покоя и расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снижения напряжения, называется:

    а) релаксацией;

    б) гипнозом;

    в) ремиссией;

    г) стимуляцией.

    82. Метод психотерапии, при котором пациенты выступают попеременно в качестве партнеров или актеров, называется:

    а) Т-группой;

    б) психодрамой;

    в) психосинтезем;

    г) трансактным анализом.

    83. Техника психотерапии, при которой формируется приемлемое для личности объяснение его поведения, называется:

    а) рациональной терапией;

    б) логотерапией;

    в) психоанализом;

    г) гипнозом.

    84. Степень восприимчивости и готовности подчиниться воздействию – это:

    а) внушаемость;

    б) сознание;

    в) безволие;

    г) аутентичность.

    85. Способность некритически воспринимать получаемую информацию является

    а) гипнабельностью;

    б) внушаемостью;

    в) отрешенностью;

    г) катарсисом.

    86. При летаргической стадии гипноза возникает

    а) восковая гибкость;

    б) ступор;

    в) сонливость;

    г) снохождения.

    87. Жизненное событие, затрагивающее значимые стороны

    существования человека и приводящие к глубоким

    психологическим переживаниям, называется:

    а) стрессом;

    б) психотравмой;

    в) дистрессом;

    г) эустрессом.

    88. Во время стадий «депрессий» человек испытывает:

    а) слабость;

    б) утомление;

    в) беспомощность;

    89. Кто сообщает диагноз пациенту?

    а) медицинская сестра;

    б) родственник;

    г) зав. отделением.

    90. При сообщении больному его диагноза, у него может возникнуть такое эмоциональное состояние, как:

    б) отчаяние;

    г) все выше перечисленное.

    91. Эмоциональные стадии, через которые проходит умирающий больной - это:

    а) отрицание;

    б) депрессия;

    г) все выше перечисленное.

    92. На восприятие диагноза и прогноза влияет:

    а) возраст;

    б) религиозность человека;

    в) воспитание;

    г) все выше перечисленное.

    93. Для того, чтобы помочь больному справиться со страхом, необходимо:

    а) молчать;

    б) уметь общаться;

    в) не отвечать на его вопросы;

    г) внушать надежды.

    94. Страх смерти является проблемой?

    а) психологической;

    б) социальной;

    в) духовной;

    г) физической.

    95. Путь осуществления медицинского ухода называется:

    а) профессиональным;

    б) медицинским;

    в) государственным;

    г) индивидуально-страховым.

    96. Для клинической смерти характерно:

    а) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание

    редкое, аритмичное;

    б) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание

    отсутствует, зрачок широкий;

    в) сознание ясное, пульс нитевидный, АД снижается, пульс

    нитевидный;

    г) сознание отсутствует, пульс нитевидный, АД снижается,

    дыхание четкое.

    97. После подтверждения врачом биологической смерти пациента, медицинская сестра должна заполнить:

    а) лист врачебных назначений;

    б) титульный лист истории болезни;

    в) температурный лист;

    г) сопроводительный лист.

    98. Необратимым этапом умирания организма является:

    а) биологическая смерть;

    б) клиническая смерть;

    в) агония;

    г) преагония.

    99. Как называется учреждение, обеспечивающее уход за умирающим?

    а) больница;

    б) профилакторий;

    в) хоспис;

    г) санаторий.

    100. Добровольное безболезненное лишение жизни пациента,

    страдающего неизлечимым недугом, называется:

    а) эвтаназией;

    б) эмпатией;

    в) эйдетизмом;

    г) евгеникой.

    101. Наибольшую роль в появлении и формировании невротических расстройств играют свойства:

    а) высшей нервной деятельности;

    б) темперамента;

    в) характера;

    г) личности.

    102. Выделяются все нижеследующие типы девиантного поведения, за исключением:

    а) криминального;

    б) делинквидного;

    в) аддиктивного;

    г) психопатологического.

    103. Психологическая совместимость супругов - это:

    а) соответствие характеров, личностных особенностей;

    б) согласованность ролевых представлений о функциях супругов в

    в) понимание различий мужской и женской сексуальности;

    г) совпадение средств и способов достижения жизненной цели.

    104. Принципы семейной психотерапии включают:

    а) семейную динамику;

    б) самовнушение;

    в) развод;

    г) перспективы роста.

    105. Конфликты в семье – это результат:

    б) ревности;

    в) головной боли;

    г) зависти.

    106. Важная составляющая «семейной тревоги» – это:

    а) чувство беспомощности;

    б) кроткий нрав;

    в) эгоизм;

    г) перспектива роста.

    107. Семейно-обусловленные психотравмирующие переживания способствуют:

    а) крепкой семье;

    б) нарушению жизнедеятельности семьи;

    в) пониманию различий мужской и женской сексуальности;


    Похожая информация.


    Психическое здоровье выступает одной из необходимых составляющих социального благополучия личности, уровня его физического комфорта и трудоспособности. Несмотря на огромные усилия, прилагаемые к развитию и совершенствованию системы здравоохранения, за последнее столетий в мировых странах многократно выросла распространенность психических расстройств.

    Подходы к дефиниции медицинской психологии

    В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает развитие медицинской (клинической) психологии - научной области, призванной решить наиболее сложные проблемы современности. Специфика статуса научного направления заключается в его междисциплинарном характере, позиции на стыке медицинских и психологических знаний и практик. Выступая самостоятельной научной областью, медицинская психология не утрачивает связей ни с медициной, ни с психологией.

    Определение 1

    На современном этапе своего развития медицинская психология представляет собой самостоятельный раздел медицинских знаний, который включает психологические проблемы, возникающие у людей на различных этапах развития заболеваний в различных условиях обращения за медицинской помощью.

    В центре внимания науки – психология больного, психологическое состояние личности, которое имеет решающее значение в возникновении заболевания, обуславливает особенности его течения, определяет развитие и успех лечения.

    Задачи медицинской психологии

    В процессе оказания медицинской и психологической помощи медицинская психология направлена на решение ряда актуальных задач, включая психологический анализ природы заболеваний, в частности нервно-психических, исследование психических болезней; изучение всего диапазона пагубных и благотворных влияний на личность.

    Определение 2

    Предметом научной области выступает исследование многообразных проявлений психики больного, их влияние на болезнь и здоровье, обеспечение оптимальных условий, психологически целебных влияний.

    Медицинская психология призвана оптимизировать контакты между пациентом и врачом, способствовать быстрейшему и полному выздоровлению, предупреждению возникновению заболеваний.

    Общая и частная медицинская психология

    Медицинская психология может быть условно разграничена на общую и частную.

    Определение 3

    В центре внимания общей – основные закономерности психических состояний больного (выработка критериев болезненной, частично измененной и нормальной психики), психология медицинского работника, психология повседневного взаимодействия пациента и врача, психология атмосферы лечебных организаций.

    Определение 4

    Частная клиническая психология исследует ведущие аспекты профессиональной деятельности медицинского работника в процессе его взаимодействия с конкретным пациентом при определенных заболеваниях.

    Болезнь как базовая категория медицинской психологии

    Любое заболевание выступает патологическим состоянием не отдельных органов, но всего организма в целом, соответственно, и лечение должно носить комплексный характер.

    В современной медицине патологические состояния условно подразделяются на:

    • внутренние (соматические), при которых патологические трансформации осуществляются в системах и органах человеческого тела;
    • нервные заболевания. Патологические состояния данного типа чаще всего носят системный характер;
    • психические болезни, сущность которых заключается в расстройстве специфически субъективных, идеальных, рассудочных форм человеческой деятельности. Патологии данного вида находят свое отражение в изменениях продуктивности, результативности целенаправленной деятельности, изменениях последовательности, полноты и адекватности психомоторики, пантомимической выразительности, неадекватности оценок окружающих и пр.

    Вне зависимости от характера заболевания, патологическое состояние приводит к изменениям психики личности. Снижение негативных переживаний, стрессовых состояний вследствие психических изменений выступает одной из наиболее актуальных задач медицинской психологии.

    Таким образом, клиническая психология выступает одним из перспективных научных направлений, позволяющих оптимизировать психологическое состояние больного человека, способствующих быстрейшему и полному выздоровлению личности.

    отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Определяет специфику отношений между врачом и больным. Обосновывает процедуры диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных.

    В область исследования психологии медицинской входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных:

    1) с возникновением и течением болезней и влиянием на это психических факторов;

    2) с влиянием заболеваний на психику человека;

    3) с диагностикой патологических состояний;

    4) с психопрофилактикой и психокоррекцией заболеваний;

    5) с обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий;

    6) с характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.

    Принято выделять две основные области приложения психологии медицинской: заболевания нервно-психические и заболевания соматические.

    Структура психологии медицинской содержит ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицины и практического здравоохранения. Самый общий из них - психология клиническая, включающая патопсихологию, нейропсихологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли психологии медицинской, связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармакология, психотерапия, реабилитация психическая.

    К важнейшим проблемам психологии медицинской относятся такие, как:

    1) взаимодействие психических и соматических процессов при возникновении и развитии болезней;

    2) закономерности формирования представления о своем заболевании у больного;

    3) изучение динамики осознания болезни;

    4) формирование адекватных установок личностных, связанных с лечением;

    5) использование компенсаторных и механизмов защитных личности в терапевтических целях;

    6) изучение психологического воздействия лечебных методов и средств для обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние клиента, и пр.

    Существенное место среди исследуемых вопросов занимают:

    1) психологические аспекты организации лечебной среды;

    2) изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом.

    В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеют:

    1) изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной и профилактической работы;

    2) изучение рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса;

    3) предупреждение иатрогений.

    На базе данных, полученных в психологии медицинской, можно строить продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

    МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    англ. medical psychology) - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных. . М. п. изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней, на процесс выздоровления людей.

    Современная М. п. делится на 2 основные области. Одна связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией, либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями. Др. область М. п. связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (см. Психосоматика).

    Наиболее глубокое развитие в отечественной психологии получила 1-я область М. п., что проявилось в возникновении 2 научных дисциплин: нейропсихологии (Лурия А. Р.) и экспериментальной патопсихологии (Зейгарник Б. В.). Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных теоретических проблем - мозговой организации высших психических функций, соотношения развития и распада психической деятельности и др. - позволила заложить научные основы активного участия М. п. в решении диагностических, экспериментальных и реабилитационных задач.

    Менее развита 2-я область М. п., что обусловлено прежде всего недостаточной научной разработкой вопросов, связанных с природой и механизмами взаимодействия соматических (телесных) и психических процессов. К числу важнейших относится также и проблема изучения взаимоотношения врача и больного. В настоящее время при разработке проблем в данной области М. п. объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и др.

    М. п. играет большую роль в развитии самой психологической науки, поскольку в патологии м. б. нередко раскрыто то, что часто бывает скрыто в норме. М. п. - важнейшая область практического применения психологической науки, один из источников новых психологических знаний. См. Клиническая психология. (Ю. Ф. Поляков.)

    МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    область психологических исследований и знаний, связанных с диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях.

    Психология медицинская

    область отечественной психологии, изучающей весьма широкий круг проблем, таких, как психологические аспекты заболеваний человека, деятельности медицинских работников, отношений между ними и пациентами, а также тех отношений, которые складываются в группах пациентов и в коллективах медицинских сотрудников. Кроме того, это изучение роли психологических факторов в развитии патологии, исследование влияния соматического расстройства на психику пациентов, разработка способов диагностики психической патологии у пациентов разного профиля, методов профилактики психосоматической патологии, разработка и практическое применение приемов психотерапии, психологической коррекции, обоснование различных подходов к реабилитации и др. Иногда этот термин ассоциируют с психопатологией («частной медицинской психологией»), тем самым понимая последнюю как изучение психологических аспектов психиатрических расстройств или даже семиотику последних.

    Медицинская психология

    лат. medicus - врачебный, лечебный) - (1) отрасль психологии, использующая психологические закономерности, механизмы в профилактике, диагностике, лечении заболеваний, в реабилитации пациентов. М. п. изучает деятельность врача, медицинского персонала, их отношение к пациенту, психологию больного человека и его взаимоотношения с себе подобными, роль психических факторов в возникновении психосоматических заболеваний, ятрогении, психологический климат лечебно-профилактических учреждений; (2) раздел клинической психологии, связанный с профессиональной практикой и оказанием услуг пациентам с физическими, психическими заболеваниями, часто в условиях стационара. Основные области интересов - психическое здоровье, психосоматические заболевания, реакции и отношение личности к своему психическому и физическому состоянию, вопросы профилактики, лечения и реабилитации пациента, решение различных задач психологической экспертизы. В М. п. традиционно выделяют две основные области: 1) применение психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией либо врожденными, в частности генетическими аномалиями. Данное направление в отечественной психологии представлено двумя научными дисциплинами - нейропсихологией (А. Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологией (Б. В. Зейгарник); 2) применение психологии в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (данное направление представлено научной дисциплиной - психосоматика). В настоящее время применение психологии в медицине разнообразно: это и традиционные направления медицинской психологии, и психологическое сопровождение работы школ здоровья, профессиональной деятельности медицинского работника и фармацевта, применение психологии в семейной медицине, управлении лечебно-профилактическими учреждениями, медицинском и фармацевтическом образовании (в подготовке медсестер с высшим образованием, менеджеров здоровья, семейных врачей, военных врачей, др.), организации групп поддержки, проведение Балинтовских групп с врачами и медсестрами, участие психологов в программах по поддержанию общественного здоровья, пр. М. п., находясь в тесной взаимосвязи с клинической психологией (новой психологической специальностью), развивается на границе психологии и медицины.



    Поделиться