Системно-деятельностный подход к обучению на уроках русского языка. Проектирование уроков русского языка и литературы на основе системно-деятельностного подхода обучения компетенции зависит от способности учащихся




Актуальность Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять, принять, переработать, уметь применить содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.


Идея Для жизни, а не для школы учимся мы. Сенека Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Г. Гегель деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Задача учителя заключается в обучении деятельности, то есть так организовать работу, чтобы ученики умели ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий в соответствии с целями.




Задачи проекта: 1. проработать Примерную Образовательную Программу основного общего образования; 2. изучить теоретические основы проектирования современных уроков русского языка и литературы на основе системно-деятельностного подхода; 3. разработать серию уроков по русскому языку и литературе на основе системно-деятельностного подхода; 4. обобщить результаты работы.


Пути реализации проекта: Подготовительный этап: информационно-аналитический 2013–2014 уч.г. изучение педагогической и методической литературы по проблеме (обучение на курсах повышения квалификации по теме «Организация индивидуально-ориентированных учебных занятий в условиях ФГОС», участие в работе семинаров в школе и т.д.) ; отбор инновационных форм и методов обучения, ориентированных на развитие УУД в условиях личностно-ориентированной направленности образования (участие в работе районных семинаров, посещение открытых занятий «Формирование УУД» и т.д. ; осмысление основных принципов организации учебного процесса на уроках русского языка и литературы в логике системно - деятельностного подхода (участие в работе педсоветов, МО, РМО) ; освоение новой системы требований к оценке результатов образовательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы (участие в работе педсоветов, МО, РМО)


Пути реализации проекта: Организационно-практический 2014–2015 уч.г. апробация форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы в логике системно - деятельностного подхода; разработка и внедрение рабочих программ, соответствующих образовательному стандарту








Мотивирование к учебной деятельности; Актуализация знаний; Проблемное объяснение нового знания; Первичное закрепление во внешней речи; Самостоятельная работу с самопроверкой (внутренняя речь); Включение нового знания в систему знаний и повторение; Рефлексия. Структура урока с применением деятельностного подхода


В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек». Цель урока: определить сокровенную мысль, напутствие автора – народа в сказке Мотивация


При изучении басен в 5 классе тема «Уроки жизни в басне». В начале урока звучат слова учителя: «Жизнь сложна. Каждый человек в жизни совершает ошибки. Литература помогает их избежать. Одним из таких произведений является «басня». Ученики читают басни и готовят ответ на поставленный вопрос. Родной человек… Такие слова напесаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне». Мотивация


Создание проблемных ситуаций 1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ? 2) НАПИСАТЬ – I спряжения 3) НАПИШЕТЕ – будущее время 4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: напе´ш - ЕТЕ напеш – и´- ТЕ


Работа с текстом «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?


Инсерт (чтение с пометами) Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос.


Кластер Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.




Синквейн Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, напесанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.




Вопросы для рефлексии после этапа урока (самостоятельной работы) Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу? Что Вам в этом помогло? Какие трудности возникли? Рефлексия деятельности (итог урока) Что для меня самым полезным было на уроке? Что для меня на уроке было самым интересным? Что на уроке для меня было трудным? На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку? Где можно применить полученные знания?

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета)

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке . И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться . Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации . Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б., Эльконина, П.Я. Гальперина.

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы на основе деятельностного подхода в условиях введения ФГОС:

качественно организованный урок в основательно оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

    мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

    целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

    осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

    коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

    взаимопроверка, взаимоконтроль;

    рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя, умелое применение педагогом поощрения и порицания.

Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Самостоятельная работа, по сути, есть форма самообразования. Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.

Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение , в котором существует особый вид урока – урок-исследование.

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?

В процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма НАПИШЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же НАПИШИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.

Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект , который по своей сути представляет вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации , перевод ее в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется учителем для учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний. Уже давно я практикую на уроках ведение тетради-справочника, в которую заносятся различные схемы и таблицы. Часто предлагаю ученикам самим придумать краткую запись правила или составить алгоритм применения правила.

Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ , так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Наиболее эффективно реализовать деятельностный подход на практике позволяет групповая форма работы . Групповая деятельность учащихся предполагает повышение роли педагога в учебно - воспитательном процессе. Объём работы, конечно, увеличивается, она качественно изменяется. Важна специальная подготовка материала и разработка оригинальных методик проведения урока. Нельзя забывать, что важна также и психологическая сторона проблемы, т.е. взаимодействие учащихся в группе. Учитель выполняет разнообразные функции:

1 . Контролирует ход работы в группе.

2. Отвечает на вопросы.

3. Регулирует споры, порядок работы.

4. В крайнем случае оказывает помощь отдельным учащимся или всей группе.

При подборе групп необходимо учитывать реальные знания школьников и их успеваемость, зафиксированную в сознании одноклассников. Но этого для успешной работы мало. Надо учитывать и характер взаимоотношений учащихся друг с другом (симпатии, антипатии, готовность к сотрудничеству).

Выбор консультанта: Довольно распространённое мнение, что с этой ролью хорошо справляются хорошисты и отличники. Психологи утверждают, что высокая успеваемость ученика никоим образом не влияет на взаимоотношения в группе.
Члены группы (4-5 человек) должны быть близки в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Очень важно, чтобы ученики умели слышать друг друга, делать выводы, прийти к общему решению.

Какие виды работ можно решать в группах? Многие. Главное: определить оптимальность и эффективность. Есть уроки, где групповая форма присутствует только при проверке домашней работы, есть уроки, полностью идущие в группе, а иногда я за целый урок ни разу не скажу: «Сейчас мы работаем по группам». Все зависит от темы урока, цели, которая стоит перед учителем и его учениками, места урока в системе изучения проблемы, типа урока, формы обучения.

Хочу отметить видимые достоинства групповой учебной работы:

1. Ответственность каждого члена группы перед своим коллективом за учёбу, за труд.

2. Чувство локтя, навыки настоящей трудовой дисциплины.

3. Интенсивность и продуктивность совместной деятельности.

4. Достижение высокого уровня усвоения содержания.

5. Обмен способами действия.

6. Взаимопонимание.

Конечно, при организации такого рода занятий возникают определённые трудности организационного, педагогического и социального плана. Но дополнительные затраты времени учителя на подготовку к групповой работе компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Оптимальное место в современном уроке занимают и различные игровые формы работы.

«Четвертое лишнее» Пример: ключик, замочек, гномик. Третье лишнее: гномик, потому что ключик и замочек друг без друга не могут, потому что гномик – сущ.одушевленное и т.д.

Орфографическая эстафета . Группе привести примеры слов с указанной орфограммой. Кто быстрее и больше?

Анаграммы . Росинка-соринка, пальто-лапоть, коршун-шнурок и т.д.

Словообразовательные шарады: составь слово: корень из слова сказка, суффикс из слова извозчик, приставка из слова расход.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, давно уже использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, свободное высказывание, смайлики.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация , под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать “архитектором и строителем” образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы. Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

(Слайд 16)

2. Работа с текстом

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

(Слайд 17)

3. Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

(Слайд 18)

4. Составление кластера

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:

Портрет

Отношение к Му-му

Описание каморки

Герасим

Отношение к барыне

Отношение с дворовыми

Отношение с Татьяной

Синквейн

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

Герасим

добрый, трудолюбивый

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

человек

Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Эти возможности обеспечиваются тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В основу деятельности педагога на уроках положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий, т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно-деятельностного подхода. УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Что такое деятельностный подход в образовании? (слайд 2)

Процесс обучения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом (слайд 3)

Основные положения технологии деятельностного метода обучения:

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.

Сам процесс учения должен быть творческим.

Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Учитель в образовательном процессе должен реализовать ряд важных условий: (слайд 5)

Создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;

Обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат;

Развитие рефлексивных умений учащихся - умения смотреть на себя “со стороны”, “чужими глазами”; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использование метода совместных (учитель - ученик; ученик - другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития;

Предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.

Дидактические принципы в системе развивающего обучения: (слайд 6)

Принцип деятельности.

  • Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания.

Принцип целостного представления о мире.

  • У ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

Принцип непрерывности.

  • Преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Принцип минимакса.

  • Школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

Принцип психологической комфортности.

  • Снятие по возможности всех стресообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке комфортной атмосферы.

Принцип вариативности.

  • Предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

Принцип творчества (креативности).

  • Предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Первостепенная задача учителя - создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД. Если принять эту задачу и понять, что необходимо для ее реализации, то о формировании УУД может идти речь уже на организационном этапе урока .

Начать урок можно так:

У.- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

Почему это важно? Выскажите свои мысли.

У. – Проверьте “рабочее место” вашего соседа по парте.

В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей к уроку русского языка и высказыванием своего мнения, у обучающихся формируются регулятивные УУД: (слайд7)

Осуществлять самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Урок я начинаю с психологического настроя, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий.

У.- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Приготовьтесь узнать много нового, интересного. Пусть этот урок принесет вам радость общения.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации на начальном этапе изучения нового материала, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на этом этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Актуализация знаний.

Какие средства могут быть использованы на данном этапе урока?

Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы: (слайд 8)

Побуждающий диалог. Этот метод требует последовательного осуществления: создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной программы, принятие от учеников формулировок проблемы;

Подводящий диалог. Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите “лишнее”);

Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся

Учитель читает стихотворение В. Лукса “У доски”.

Вызвал внезапно учитель к доске –
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё как назло позабыл до утра!
Только учитель диктует “окно”,
Мелом пишу на доске я “акно”.

Д.- Надо писать через О!

Мел я в смущенье крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски.

Продуманная формулировка вопросов учителя позволяет создать условия для формирования УУД: (слайд 10)

познавательных :

Выполнять классификацию;

Обосновывать основание для классификации;

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивных : (слайд 11)

Осуществлять самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать.

Oпределять и формулировать цель деятельности на уроке

Oпределять последовательность действий на уроке

Далее я создаю условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач. В этом случае у обучающихся сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение работы, преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи.

Я обдумываю, какая из предложенных формулировок вопроса способствует формированию личностных УУД: (слайд 12)

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

У.– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

Д.- Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.

У. – Какие цели поставите перед собой? Чему вы можете научиться на данном уроке?

Д.- Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.

В процессе систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Дети учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики сравнивают, анализируют, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию, координируют различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы, применяемые на уроках русского языка в начальной школе, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.

Так как одним из ведущих видов деятельности у учащихся начальной школы остается игра, изучение нового материала целесообразно проводить в виде игры.

На уроках я практикую работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Использование парной формы контроля позволяет мне решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием (слайд 13) “Знаю – хочу узнать – узнал – научился”. Этап “Знаю” предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; “Хочу узнать” - формулирование цели; “Узнал” - соотношение старой и новой информации; “Научился” - осознание результативности деятельности.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикуются приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.

Активно используются на уроках информационные технологии, что позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Реализация программы “Школа 2100” через использование деятельностного подхода и проблемно-диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. (слайд 14)

При использовании технологии деятельностного метода учащиеся:

  • Быстрее всех своих сверстников усваивают учебный материал.
  • Спокойнее, увереннее отвечают у доски.
  • Умеют аргументировать свои высказывания.
  • Умеют отстаивать свою точку зрения, не боятся поспорить с учителями в случае необходимости.
  • Лучше владеют навыками самоконтроля и самооценки.
  • Умеют выбрать и предложить для выполнения работы свой способ деятельности.
  • Склонны к исследовательской деятельности.
  • У них значительно повышается качество знаний

Вся эта работа в комплексе помогает добиваться стабильных результатов.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы

«Человек достигнет результата,

только делая что-то сам...»

Александр Пятигорский

Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.

Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющий предписания учителя и домашнее задание, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемые жизнью. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Наша задача при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, так как от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Главные принципы деятельностного подхода:

научить учиться

научить объяснять явления действительности, их сущность, причины

научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, межкультурного взаимодействия и т.п.

научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения,

научить решать проблемы

Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.

Особенностью учебного процесса в системе деятельностного подхода является то, что центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

В чём же основное отличие традиционного урока от современного, требующего системно –деятельностного подхода в преподавании?

В традиционном уроке знания давались в готовом виде, а сейчас же учащиеся должны открывать знания сами.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.

На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников

Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы

Именно на уроках русского языка и литературы мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Также идет подготовка к ГИА, когда нужно будет написать сжатое изложение с элементами сочинения. На уроках русского языка и литературы учащиеся должны овладеть универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его, запоминать главное, выделять его и писать по нему сочинение короткого жанра, сформулировав проблему текста.

В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек».

Родной человек… Такие слова написаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне»

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. При изучении темы «Фразеология» дети готовили мини – проекты, оформляли свои фразеологические словарики, в которых давали объяснение записанным фразеологизмам.

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию.

Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы "Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели – Листья стали желтеть – Листья стали желтыми.

Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы: На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку?

Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?

– Чем различаются сказуемые второй группы? Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным?

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

«Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам».

Так сказал немецкий конструктор - Фердинанд Порше и создал автомобиль своей мечты. Свою мечту может воплотить каждый, только для этого нужно приложить усилия и сделать все самому.

Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

По моему мнению, очень важно положительно мотивировать учеников на уроке, то есть должно быть включение учащегося в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и ученика, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя; умелое применение педагогом поощрения и порицания.

На своих уроках мы с ребятами непосредственно работаем со словом, предложением, текстом. Я учу детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; учу аргументировать свои высказывания; воспитываю у учащихся бережное уважительное отношение к слову.


Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.


Также я готовлю к сдаче ОГЭ, где нужно будет написать сжатое изложение с элементами сочинения. На уроках русского языка и литературы учащиеся должны овладеть универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его, запоминать главное, выделять его и писать по нему сочинение короткого жанра, сформулировав проблему текста.


Уроки литературы являются простором для творческой деятельности учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе.

Я, в своей работе, практикую метод конспекта. Очень важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется учителем для учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ , так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии , когда традиционно учитель задаёт вопрос: «Понравился ли вам урок?», «Что вы узнали нового?» Это в прошлом, сейчас же мы используем различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; ; свободное высказывание; смайлики и т.д.

Ещё один важный момент: для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока , вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Основные этапы урока-исследования:

■актуализация знаний; ■мотивация; ■создание проблемной ситуации;

■постановка проблемы исследования; ■определение темы исследования;

■формулирование цели исследования; ■выдвижение гипотезы;

■проверка гипотез; ■интерпретация полученных данных;

■вывод по результатам исследовательской работы;

■применение новых знаний в учебной деятельности;

■подведение итогов урока; ■домашнее задание.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

5 классе при изучении сказок А.С.Пушкина, необходимо сформулировать тему. (А.С.Пушкин. «Руслан и людмила»).

На доске записаны слова : Добро всегда побеждает зло .Ученикам предлагается притча

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики приходят к мнению, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина «Руслан и людмила», а конкретнее, Руслане и Черноморе, будем сравнивать их.

На уроке ставится проблемный вопрос: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске.

Также, при изучении темы: Проблема равнодушия встихотворение М.Ю.Лермонтова «Листок», вырываются слова, которые пишутся на доске.
«Палка лучше, чем неверный друг, зеленый лист лучше пустоцвета»(узбекская мудрость).

Первый вопрос на уроке: « Ребята, какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какими словами вы могли бы выразить то чувство, которое вызвало это произведение? ». От понимания того, что в стихотворении столкнулись две противоположных образа, олицетворяющих собой отчаяние и молодость, ученики переходят к осознанию живости этих героев. Вспоминая биографию поэта, учащиеся предполагают самого поэта на чужбине. Тема равнодушия развивается далее.


Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха. Новая парадигма образования, образования 21 века – вооружение школьников умениями самостоятельно учиться: приобретать знания, умения, навыки УУД.


Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием) способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы "Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Щеки розовые – Щеки стали розоветь – Щеки стали розовыми.


Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:


– На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку?
- Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?
– Чем различаются сказуемые второй группы?
- Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему?

При изучении темы: Изъявительное наклонение глагола, на доске написан эпиграф: "Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –

Выражать само действие!”

Ученики догадываются, что речь пойдет о глаголах, признаки которых, вследствие, мы перечисляем всух. (Такие морфологические признаки этой части речи:

Спряжение, переходность-непереходность, время, лицо, наклонение, вид, род).

В слайде с морфологическими признаками, ребята видят, новый для них признак –Наклонение.

Снова делают вывод, что речь пойдет о наклонении.

Ну и, наблюдая слайд, на котором по очереди следуют реплики сказочных братьев-героев. Получают задание: изучить, 3 глагола, которые подчеркнуты.

Я бы сделал, я бы смог,
если б кто-нибудь помог!

То возьми! Подай того!

Слов на ветер не бросаю,

что надумал – выполняю!

Делают вывод, что наклонений всего – три. Начнем изучать первое- изъявительное наклонение.

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения о глаголах, наклонениях глаголов, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы.


Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Выполнила: Петрова Лиана Няимовна,

учитель русского языка и литературы «Черемишевская ООШ»




Поделиться