Результат либеральных реформ 60 70. План изучения темы

Отмена крепостного права поставила перед властью новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и пр. Крушение этого строя диктовало необходимость дальнейших реформ. Земская и городская реформы Отмена крепостного права образовывала много пустых мест в существовавшей ранее системе местного управления, т.к. эта последняя была теснейшим образом связана с крепостным правом. Так, прежде каждый помещик в своем имении был для своих крестьян олицетворением власти. Да и в уездном и губернском управлении большая часть должностей еще со времен Екатерины II замещалась по выбору дворянства и из числа его представителей. После отмены крепостного права вся эта система рухнула. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности (особенно из нечерноземных губерний), которая ходатайствовала о введении местного всесословного самоуправления. Эти идеи были высказаны Н.А. Милютиным в записке на имя императора. После утверждения последним, они стали руководящими принципами реформы. Принципы эти выражались в формуле: дать местному самоуправлению возможно больше доверия, возможно больше самостоятельности и возможно больше единства. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Началась земская реформа, в ходе которой в России создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Распорядительными органами земства были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда (курии). К первой курии (частных землевладельцев) относились лица, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Ко второй (сельских обществ) - выборные от волостных сходов. Третья курия (городских избирателей) включала в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. Каждый из съездов избирал определенное равное число гласных (сроком на три года). Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство (строительство и содержание местных дорог др.), народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. В то же время эта реформа имела серьезное значение. Выборность земских органов, их относительная независимость от бюрократических структур позволяли рассчитывать на то, что эти органы, при всех своих недостатках, будут исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу. Эти надежды в целом оправдались. Уже вскоре после создания земств Россия покрылась сетью земских школ и больниц. С появлением земства стало меняться соотношение сил в провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. Политика правительства по отношению к земству во второй половине 1860-х - 1870-е гг. была направлена на лишение его всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством; еще большие права были даны им в отношении "лиц, служащих по найму”, - земских врачей, учителей, статистиков: по малейшему поводу их не только изгоняли из земства, но и высылали за пределы губернии. На аналогичных основаниях в 1870 г. было опубликовано Городовое положение (закон о реформе городского самоуправления). Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспорт, устройство городских проездов, набережных, мостов и др.), а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом, попечение о развитии торговли и промышленности. На Городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм (эти расходы поглощали от 20 до 60% городского бюджета). Городовое положение устранило сословное начало в формировании городских органов самоуправления, заменив его имущественным цензом. В выборах в городскую думу участвовали лица мужского пола, достигшие 25 лет по трем избирательным съездам (куриям) (мелких, средних и крупных налогоплательщиков) с равными общими суммами платежей городских налогов. Судебная реформа. В 1864 г. была проведена и судебная реформа, в корне преобразовавшая структуру русского суда и весь процесс судопроизводства. Прежние суды существовали безо всяких существенных изменений со времен Екатерины II, хотя необходимость судебной реформы осознавалась еще Александром I. Главные пороки старой судебной системы состояли в сословности (для каждого сословия свой суд и свои законы), полной подчиненности администрации и закрытости судебного процесса (открывавшей невиданные возможности для злоупотреблений и беззакония). Подсудимому не всегда сообщались даже все основания, на которых основывалось выдвинутое против него обвинение. Приговор выносился по совокупности системы формальных доказательств, а не по внутреннему убеждению судьи. Взяться за реформу удалось только после отмены крепостного права, заставившего отказаться от принципа сословности и смены консервативного министра юстиции гр. В.Н. Панина. Автором судебной реформы стал давний сторонник перемен в этой области статс-секретарь Государственного Совета Сергей Иванович Зарудный. В 1862 г. императором были утверждены разработанные им основные положения судебной реформы: 1) бессословность суда, 2) равенство всех граждан перед законом, 3) полная независимость суда от администрации (что гарантировалось несменяемостью судей), 4) тщательный подбор судейских кадров и их достаточное материальное обеспечение. Старые сословные суды упразднялись. Вместо них создавались суд мировой и суд коронный - две независимые друг от друга системы, которые объединялись лишь подчинением одному высшему судебному органу - Сенату. От старых судов, которые вели дела сугубо бюрократическим порядком, новые отличались прежде всего тем, что были гласными, т.е. открытыми для публики и прессы. Кроме того в основу судебной процедуры был положен состязательный процесс, в ходе которого обвинение формулировалось, обосновывалось и поддерживалось прокурором, а интересы подсудимого защищались адвокатом из числа присяжных юристов. Мировой суд, задачей которого было предоставить русским людям суд “скорый, правый и милостивый” состоял из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного коронного суда). В задачу мирового суда входило примирение виновных, а при нежелании сторон судье предоставлялся значительный простор в назначении наказания - в зависимости не от каких-нибудь внешних формальных данных, а от внутреннего его убеждения. Введение мировых судов значительно разгрузило коронные суды от массы мелких дел. И все же судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Кроме того, уже вскоре после начала реализации судебной реформы, во многом под влиянием небывалого размаха терроризма, власть начала подчинять суды господствующей бюрократической системе. Во второй половине 1860-х - 1870-е годы была значительно ограничена публичность судебных заседаний и освещение их в печати; усилилась зависимость судебных чиновников от местной администрации: им предписывалось беспрекословно “подчиняться законным требованиям" губернских властей. И все-таки, можно без колебаний признать, что судебная реформа была наиболее радикальной и последовательной из всех Великих реформ 1860-х гг. Военные реформы. В 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин. Учитывая уроки Крымской войны, он провел в 1860-х - I пол. 1870-х гг. ряд военных реформ. Одной из главных задач военных реформ было сокращение численности армии в мирное время и создание возможности для значительного увеличения ее в военное время. Одновременно для упорядочение системы военного управления была создана стройная, строго централизованная структура. В 1862 - 1864 гг. Россия разделялась на 15 военных округов, непосредственно подчиненных Военному министерству. В 1865 г. учрежден Главный штаб - центральный орган управления войсками. Серьезное значение имели и преобразования в сфере военного образования: вместо закрытых кадетских корпусов учреждались военные гимназии, близкие по программе к средней школе (гимназии) и открывавшие путь в любое высшее учебное заведение. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в учрежденные в 1860-е гг. специализированные юнкерские училища - артиллерийские, кавалерийские, военно-инженерные. Важной чертой этих училищ была их всесословность, открывшая доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения. Высшее военное образование давали академии - Генерального штаба, артиллерийская, военно-медицинская, морская и др. Было проведено перевооружение армии (первые нарезные казнозарядные орудия, винтовки Бердана и др.). Военные реформы встречали сильное противодействие консервативных кругов генералитета и общества; главным противником реформ был генерал-фельдмаршал кн. А.И. Барятинский. Военные “авторитеты” критиковали реформы за бюрократический характер, умаление роли командного состава, ниспровержение вековых устоев русской армии. Итоги и значение реформ 1860-х - 1870-х гг. Реформы 60--70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованный от прошлых эпох.

К 1860-м гг. Россия коренным образом изменилась. В 1861 г. Александром II было отменено крепостное право - в стране стало много свободных крестьян, обедневших помещиков, росла численность городов и строились новые города. Всё это требовало проведения новых реформ и изменений. Своеобразной компенсацией правительства дворянству стало проведение земской реформы органов местного самоуправления, позволяющая участвовать в этих органах представителям всех сословий, однако главная роль принадлежала дворянству. В городах также были созданы новые органы местного самоуправления - Городские думы и управы. Все эти органы решали вопросы сельского и городского хозяйства, а также актуальные проблемы населенных пунктов. Еще одной великой реформой стала судебная реформа Российской империи, которая вывела российскую судебную систему на качественно новый уровень. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

В итоге Александр II провел реформу органов местного самоуправления - земств. По идее правительства к участию в органах местного самоуправления должны были быть привлечены все слои российского общества. Однако на деле главную роль играли дворяне, так как они потерпели наибольшие убытки в ходе проведения крестьянской реформы и власти хотели отчасти компенсировать им убытки. Кроме того, правительство Александра II было уверено, что участие в хозяйственной жизни регионов поможет отвлечь наиболее радикальные силы российского общества от разрушительной для государства деятельности.

1 января 1864 г. императорским указом было введено Положение о губернских и земских учреждениях. Право принимать участие в земских органах имели исключительно мужчины, которые избирались по трем куриям. Первая курия - это землевладельцы - наиболее богатые люди, вторая - городское население, третья - вольные крестьяне, которые получили право представительства в земских органах. Деньги на земскую деятельность должны были собирать с помощью специального налога, который вводился на всё недвижимое имущество в уездах на заводы, участки, дома (рис. 2) и т. д.

Рис. 2. Завод в России XIX в. ()

Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - это земские собрания, которые собирались раз в год. На них присутствовали депутаты - гласные, выбранные от трех курий. Распорядительные органы собирались на короткий срок для решения наиболее важных хозяйственных проблем региона. В остальное время действовали исполнительные органы земств - земские управы. Они были гораздо меньше по численности депутатов, однако земские управы были постоянно действующими органами местного самоуправления, которые решали ежедневные вопросы населения.

Земства занимались достаточно широким кругом вопросов. Они строили школы и больницы (рис. 3), занимались их обеспечением, создавали новые пути сообщения, решали вопросы местной торговли (рис. 4). В сферу ведения земств входили также благотворительность, страхование, ветеринарное дело и многое другое. В целом стоит сказать, что сделано земствами было много. Даже противники реформ Александра II признавали, что старый чиновничий аппарат местного самоуправления не смог бы решить так много вопросов, как это сделали новые земские органы.

Рис. 3. Сельская школа XIX в. ()

Рис. 4. Сельская торговля в XIX в. ()

В 1870 г. по образцу земской была проведена и городская реформа органов местного самоуправления. Согласно ей старые городские власти были заменены новыми всесословными думами и управами. Теперь к управлению городом могли быть привлечены жители всех социальных слоев. Это заставляло власти бояться новых городских органов самоуправления и жестко их контролировать. Так, городской глава мог быть назначен только с согласия министра внутренних дел или губернатора. Кроме того, эти два чиновника могли наложить вето на любое решение Городской думы (рис. 5).

Рис. 5. Городская Дума XIX в. ()

Участие в органах городского самоуправления могли принимать мужчины не моложе 25 лет, обязательно платившие налоги в казну. Городские думы решали ряд вопросов, касающиеся развития города: предпринимательская и торговая деятельность, благоустройство, содержание полиции и тюрем.

Городская реформа стала важным этапом на пути развития российских городов в целом.

В условиях пореформенной России появилось огромное количество свободных людей, при этом дезориентированных, не понимающих, как жить в стране. Перед правительством Александра II встала серьезная проблема судов. Старые суды Российской империи были изрядно коррумпированы, власть в них принадлежала представителям дворянства или местной администрации. Всё это могло привести к глубоким социальным потрясениям.

В связи с вышеперечисленными обстоятельствами одной из самых системных и последовательных реформ Александра II стала судебная реформа. По замыслу этой реформы создавались два типа судов: общие и мировые.

Мировые суды действовали в городах и уездах. Они рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела. Мировые судьи (рис. 6) выбирались деятелями Городской или Земской управы. Они были единоличными вершителями правосудия на своем участке и всеми силами старались решить проблемы между жителями своего населенного пункта полюбовно.

Рис. 6. Мировой судья ()

Общие суды делились на окружные суды и судебные палаты. Они располагались в губернских городах и решали большое количество вопросов. В окружных судах рассматривались гражданские, уголовные и политические дела. Важной отличительной особенностью окружных судов было присутствие в них присяжных заседателей. Это были люди, которые методом жребия выбирались из числа простых горожан. Они выносили вердикт: виновен обвиняемый или нет. Судья же лишь определял меру пресечения в случае его вины либо отпускал невиновного человека на свободу.

В случае недовольства приговором осужденный мог подать апелляцию в Судебную палату. Верховной инстанцией российской судебной системы стал Сенат, куда можно было подать апелляцию, если была жалоба на действия Судебной палаты. Также Сенат осуществлял общее руководство судебной системой Российской империи.

Кроме всего прочего, в судебной системе произошли и другие изменения. Например, появились такие должности, как прокурор, который возглавлял обвинение, и адвокат, который защищал интересы подсудимого. Проводились судебные заседания впредь в атмосфере гласности: в зал суда допускались представители прессы и любознательные граждане.

Всё вышеперечисленное сделало судебную систему России более гибкой.

В целом можно сказать, что судебная система России после реформы Александра II стала наиболее эффективной и самой передовой в мире. Городская и земская реформы органов самоуправления также позволили государственному управлению страны выйти на новый, качественный уровень.

Список литературы

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1964.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
  4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  5. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П.Титова. - М.: Проспект, 1998.
  6. После реформ: правительственная реакция // Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1997.
  1. Российское военно-историческое общество ().
  2. History.ru ().
  3. Grandars.ru ().
  4. Studopedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте земскую реформу органов местного самоуправления. Каким образом она проходила? На что повлияла данная реформа?
  2. Как проходила городская реформа органов местного самоуправления? К чему привела данная реформа?
  3. Как изменилась судебная система Российской империи после проведения судебной реформы 1864 г.?

Вопрос 1. Почему после отмены крепостного права государство оказалось перед необходимостью проведения других реформ?

Ответ. Изначально было понятно, что для модернизации России нужен целый комплекс реформ, базой для которых должна стать крестьянская, но кроме неё нужны и другие преобразования с использованием отмены крепостного права. Например, Крымскую войну Россия проиграла во многом потому, что её солдаты пользовались устаревшими гладкоствольными ружьями. Освобождение крестьян само по себе не могло перевооружить армию, для этого нужна была специальная реформа.

Вопрос 2. Какими обстоятельствами было обусловлено создание местного самоуправления? Дайте характеристику земской реформы. В чем вы видите ее плюсы и минусы?

Ответ. До реформы вся полнота власти была в руках у чиновников, которые следили не за состоянием дел на местах, а за тем, чтобы хорошо выглядеть перед начальством (это отлично показано в «Ревизоре» Н.В. Гоголя), потому хозяйственная жизнь, просвещение, здравоохранение в провинции пришли в полный упадок. Одновременно дворянам требовалась какая-то компенсация за то, как провели крестьянскую реформу. В этих условиях разрабатывалась реформа земская. В целом реформа была проведена так, чтобы власть на местах получили представители имущих слоёв. Однако в условиях тех лет это было разумно, потому что именно имущие слои часто являлись более образованными и одновременно были против революционных преобразований, потому что боялись за своё имущество. Тем не менее, земства были выборными органами власти, избирались среди относительно ограниченного круга людей, что позволяло с большей лёгкостью отстаивать своё мнение, то есть в целом приучали россиян к использованию гражданских прав. Не даром в начале ХХ века сторонники легальной политической борьбы за реформы (кадеты) опирались в основном на земства. Не известно, к чему могла бы благодаря земствам придти Россия, если бы судьба дала этим органам местного самоуправления больше времени.

Вопрос 3. Какие принципы были положены в основу судебной реформы? Как вы думаете, почему именно судебная реформа оказалась наиболее последовательной?

Ответ. Судебная реформа воспроизводила готовую систему, которая с успехом действовала в некоторых западных странах. Потому она была самой последовательной: правительство чётко видело, к какому результату должна придти и какие принципы нужно при этом соблюдать. О теоретической разработке основных принципов также позаботились задолго до этого на Западе. Это такие принципы как:

1) равенство всех сословий перед законом;

2) гласность суда;

3) независимость судей;

4) состязательность обвинения и защиты;

5) выборность некоторых судебных органов.

Вопрос 4. Какие изменения произошли в армии? Почему рекрутская повинность перестала отвечать потребностям государства?

Ответ. Прежде всего, произошло перевооружение армии и флота, впредь они своевременно получали новинки в соответствии с последними достижениями мировой военной мысли. Особенно больших расходов это требовало в случае с флотом, ведь его приходилось фактически строить заново каждые несколько лет. Наиболее важным изменением было изменения подхода к обучению офицеров. Созданные в ходе реформы кадетские корпуса позволили готовить действительно грамотные кадры для армии. Но в обществе больше всего заметили, естественно, замену рекрутской повинность на всеобщую воинскую повинность. При наборе рекрутов армия оставалась почти одинаковой по численности в любое время. Из-за этого на войне её численности могло не хватить, а в годы мира она требовала слишком больших расходов казны. Теперь текущие задачи выполняли те, кто проходил действительную службу, а в случае войны могли быть призваны те, кто находился в запасе. Однако большой срок службы не вызвал большого возмущения в обществе, потому что призыву подлежали все мужчины, но на деле призывали не всех. Каждый год государство определяло, сколько ему нужно солдат и матросов и среди молодых людей соответствующего возраста одевали форму те, кому выпал жребий. Кроме всего прочего, такая система поощряло людей получать образование, потому что оно существенно снижало срок действительной службы.

Вопрос 5. В чем вы видите достоинства и недостатки реформы в области просвещения?

Ответ. Достоинства:

1) разрешалось создание начальных народных училищ учреждениями и частными лицами, благодаря чему появились учебные заведения разных типов;

2) гимназии разделились на классические и реальные со специализацией выпускников на фундаментальных научных знаниях, или на практических навыках (связанных также с инженерией) и естественных науках (таким образом, реальные гимназии давали образование не хуже классических, просто другой направленности);

3) детей в гимназии принимали независимо от сословия, звания родителей и вероисповедания;

4) появились также женские гимназии;

5) непосредственное руководство университетами было в руках профессоров, которые избирали основных должностных лиц, то есть в университетах фактически было введено самоуправление, чего до того в России не случалось;

6) для выпускниц женских гимназий вместо университетов открылись высшие женские курсы.

Недостатки:

1) объём знаний в женских гимназиях был гораздо ниже, чем в мужских;

2) определённые ступени образования оставались платными (и не было тех возможностей, которые имеются сегодня в некоторых западных странах, например, взять кредит и отдавать его потом с зарплаты, которую получаешь благодаря своему образованию), потому на деле они были доступны не для всех сословий.

Вопрос 6. Дайте оценку проекта Μ. Т. Лорис-Меликова. Можно ли считать этот проект конституционным?

Ответ. Проект можно назвать попыткой разработки конституции. Данный государственный деятель не предлагал конкретных основ будущего устройства государства, он предлагал принципы, на основании которых эти основы можно было выработать демократически. Далее всё зависело бы от работы описанных Лорил-Меликовым комиссий, Государственного совета и доброй воли самого императора. Разработанный механизм мог привести даже к принятию конституции, но только если бы монарх поделился своей властью добровольно. Однако сам по себе проект Лорис-Меликова, повторюсь, был лишь возможным механизмом разработки конституции, но не самой конституцией.

Император Александр Второй (прозванный Освободителем) в России проводил ряд реформ либеральной направленности. Причиной их проведения стала отсталость государственной системы, ее негибкость и несправедливость. От нее страдала экономика России и авторитет государства. Приказы и распоряжения властей практически не доходили до мест назначения.

Целью реформ также было снятие напряжения в обществе, возмущения, которое вызывала слишком жесткая политика государства и власть имущих. Итак, перед вами таблица с перечнем реформ.

Отмена крепостного права

1. Помещики лишены права собственности на крестьян. Теперь нельзя продавать, покупать крестьян, разлучать их семьи, препятствовать им в отъезде из деревни и так далее.

2. Крестьяне были обязаны выкупать свои земельные наделы у помещиков (по высоким ценам) либо арендовали ее.

3. За аренду земли у помещика крестьянин обязан был отбывать барщину или приносить оброк, но эта барщина теперь была ограничена.

4. Крестьянин, что пользовался арендным наделом земли у помещика, не имел права покидать деревню в течение 9 лет.

Значение крестьянской реформы проявилось далеко не сразу. Хотя формально люди стали свободны, помещики долгое время продолжали обращаться с ними как с крепостными, наказывали розгами и так далее. Земли крестьяне не получили. Тем не менее, реформа стала первым шагом в преодолении рабства и насилия над личностью.

Судебная реформа

Вводится выборная должность мирового судьи. Отныне его избирают представители населения, а не назначают «сверху».

Суд становится юридически независимым от административных органов власти.

Суд становится гласным, то есть обязан давать населению доступ к своим решениям и к процессам.

Учрежден окружной суд присяжных.

Значением судебной реформы стала защита судебной системы от произвола властей и имущих, защита честности правосудия.

Земская реформа

Учреждение земства как органа власти, в которое местное население избирало представителей.

В выборах земства могли участвовать и крестьяне.

Значением земской реформы стало усиление местного самоуправления и участия граждан всех сословий в жизни общества.

Городская реформа

Учреждены органы городского самоуправления, члены которых избираются городскими жителями.

Они получают название городских управ и городских дум.

Сокращены местные налоги.

Полиция переведена под подчинение центральной власти.

Значением городской реформы стало усиление местного самоуправления и одновременно ограничение произвола власти на местах.

Реформа образования

1. Разрешено выбирать деканов и ректоров в вузах.

2. Открыт первый вуз для женщин.

3. Основаны реальные училища, где упор делался на преподавание технических и естественных наук.

Значением реформы образования стало улучшение технического и женского образования в стране.

Военная реформа

1. Сокращен срок службы с 25 лет до 7 лет.

2. Ограничение срока военной службы 7 годами.

3. Теперь к военной службе призываются не только рекруты (раньше это были самые бедные слои населения, насильно загоняемые), но и представители всех сословий. В том числе и дворяне.

4. Раздутая ранее, небоеспособная армия сокращена почти наполовину.

5. Создан ряд военных училищ для подготовки офицеров.

6. Отменены телесные наказания кроме наказания розгами в особых случаях.

Значение военной реформы очень велико. Создана современная боеспособная армия, не потребляющая много ресурсов. Военные стали мотивированы служить (ранее рекрутский призыв считался проклятием, он полностью ломал жизнь призывника).

План изучения темы

1. Причины проведения реформ 60–70-х гг. XIX в.
2. Реформы местного самоуправления.
а) Земская реформа
б) Городская реформа
3. Судебная реформа.
4. Реформы системы образования.
а) Школьная реформа.
б) Университетская реформа
5. Военная реформа.

Реформы Александра II (1855 – 1881 гг.) Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863-1

Реформы Александра II
(1855 – 1881 гг.)
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)
Судебная (1864 г.)
Военная (1874 г.)
В области
просвещения (1863-1864 гг.)

*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие (К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев). *Советские историки считали их незавер

*Историки XIX – начала XX в.
оценили эти реформы как великие
(К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев).
*Советские историки считали их
незавершенными и
половинчатыми
(М.Н.Покровский, Н.М. Дружинина, В.П.
Волобуев).

Название
Крестьянская
(1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870
г.)
Судебная (1864
г.)
Военная (1874 г.)
В области
просвещения
(1863-1864 гг.)
Содержание
реформы
Их значение
Их
недостатки

Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861г.

Итоги
крестьянской
реформы
Носила незавершенный
характер,
порождала социальные
антагонизмы
(противоречия)
Открывала путь
к развитию
буржуазных отношений
в России
«Воля»
без земли
6

Реформы
Их значение
Крестьянск Переломный момент,
ая (1861 г.) грань между
феодализмом и
капитализмом. Создала
условия для
утверждения
капиталистического
уклада в качестве
господствующего.
Их недостатки
Сохранила
крепостнические
пережитки;
крестьяне не
получили землю в
полную
собственность,
должны были
платить выкуп,
потеряли часть
земли (отрезки).

Реформа местного самоуправления

1864 году было введено «Положение
о земских учреждениях». В уездах
и губерниях создавались органы
местного самоуправления -
земства.

Земская реформа (1864г.). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”

Содержание реформы
Создание губернских и уездных
земств –
выборных органов местного самоуправления
в сельской местности
Функции земств
Содержание местных школ, больниц;
строительство дорог местного значения;
организация сельскохозяйственной статистики и т.д.
9

10. Словарь

Земства – выборные
органы местного
самоуправления
решавшие хозяйственные
вопросы на местах.

11. Земская реформа (1864г.). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”

Структура земских учреждений
Земская управа
Земское собрание
исполнительный орган
избиралась
на 3 года
распорядительный орган
в составе гласных
(гласные – выборные члены
земских собраний и городских дум)
избирались
населением
на цензовой основе
по сословному
признаку,
11
собирались ежегодно

12. Земская реформа

В земстве, в том числе в его постоянных органах
(управах) совместно работали представители всех сословий.
Но ведущую роль все же играли дворяне, смотревшие на
«мужичьих» гласных сверху вниз. А крестьяне зачастую
относились к участию в работе земства как к повинности и
избирали в гласные недоимщиков.
Земское собрание в
провинции. Гравюра по
рисунку К. А. Трутовского.

13.

Курии - разряды, на
которые делились избиратели
по имущественному и
социальному признаками в
дореволюционной России при
выборах.

14. Земская реформа

1 гласный (депутат) по землевладельческой и крестьянской
куриям избирался от каждых 3 тыс. крестьянских наделов.
По городской курии – от владельцев имущества,
равного по стоимости тому же количеству земли.
?
Скольким голосам крестьян равнялся голос землевладельца,
имеющего 800 дес., если душевой надел составлял 4 дес.?
В этом случае 1 голос помещика = 200 голосам крестьян.
Почему при создании земских органов не было обеспечено
равное избирательное право для крестьян,
горожан и землевладельцев?
Потому что в этом случае образованное меньшинство
«потонуло» бы в неграмотной темной крестьянской массе.

15. Земская реформа

Земские собрания собирались 1 раз в год:
уездные – на 10 дней, губернские – на 20 дней.
Сословный состав земских собраний
Дворяне
Купцы
Крестьяне
Прочие
Уездное земство
41,7
10,4
38,4
9,5
Губернское земство
74,2
10,9
10,6
4,3
?
Почему среди губернских гласных доля крестьян
была заметно ниже, чем среди уездных?
Крестьяне были не готовы заниматься далекими
от их повседневных нужд губернскими делами.
Да и добираться в губернский город было далеко и дорого.

16. Земская реформа

Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.
Земства получили право приглашать на
работу специалистов по отдельным отраслям
хозяйства – учителей, врачей, агрономов –
земские служащие
Земства вводились на уровне уездов и
губерний
Земства решают не только местные
хозяйственные дела, но и активно
включаются в политическую борьбу

17.

Ваши комментарии.
Земства.
Московский дворянин Киреев
писал о земствах:
«Мы, дворяне – гласные; купцы,
мещане, духовенство –
согласные, крестьяне безгласные».
Объясните, что хотел сказать
автор?

18. Избирательная система в России

Принципы
избирательной
системы
Всеобщее
Равное
Прямое
Только мужчины
Курии,
имущественный
ценз
Многоступенчатые

19. Земская реформа

Земское собрание в провинции.
Гравюра по рисунку К.А. Трутовского.
1865 г.
?
На какие группы делятся
гласные земства на рисунке
К. Трутовского?
Земства занимались
исключительно
хозяйственными
вопросами:
устройством дорог,
борьбой с пожарами,
агрономической
помощью крестьянам,
созданием
продовольственных
запасов на случай
неурожая,
содержанием
школ и больниц.
Для этого собирались
земские налоги.

20.

Бездорожье в Тверской губернии.
Земский врач.
Худ. И.И. Творожников.
Благодаря
земским врачам
сельские жители
впервые получили
квалифицированную
медицинскую помощь.
Земский врач был
универсалом:
терапевтом, хирургом,
стоматологом,
акушером.
Иногда операции
приходилось делать
в крестьянской избе.

21. Земская реформа

Особую роль среди земских
служащих играли учителя.
?
В чем, по-вашему,
состояла эта роль?
Земский учитель не только
обучал детей арифметике
и грамоте, но зачастую был
Приезд учительницы в деревню.
и единственным грамотным
Худ. А. Степанов.
человеком в деревне.
Благодаря этому учитель становился для крестьян
носителем знания и новых идей.
Именно среди земских учителей было особенно много
либерально и демократически настроенных людей.

22. Земская реформа

Занятие в земской школе
Пензенской губернии. 1890-е гг.
?
Что, судя по фотографии,
отличало земскую школу
от государственной или
приходской?
В 1865–1880 гг.
в России было 12 тыс.
сельских земских школ, а
в 1913 г. – 28 тыс.
Земские учителя обучили
грамоте свыше 2 млн.
крестьянских детей, в т.ч.
девочек.
Правда, начальное
обучение так и не стало
обязательным.
Программы обучения
вырабатывало
Министерство
просвещения.

23. Земская реформа (1864г.). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”

способствовали развитию
Значение
просвещения,
здравоохранения,
местного благоустройства;
становились центрами
либерального общественного движения
вводилась первоначально в 35 губерниях
(к 1914г. действовали в 43 из 78 губерний)
Ограниченность
не были соданы волостные земства
действовали под контролем администрации
(губернаторов и министерства внутренних дел)
23

24.

Реформы
Земская
(1864 г.)
Их значение
Вокруг земств
сгруппировалась
наиболее энергичная,
демократическая
интеллигенция.
Деятельность была
направлена на
улучшение положения
народных масс.
Их недостатки
Сословность
выборов;
ограничен круг
вопросов,
решаемых
земствами.

25. Городская реформа

Городская реформа начала готовиться в 1862 г., но из-за покушения
на Александра II ее осуществление задержалось.
Городовое положение было принято в 1870 г.
Высшим органом городского самоуправления
оставалась Городская дума.
Выборы проводились по трем куриям.
Курии формировались на основе имущественного ценза.
Составлялся список избирателей по убыванию размера платимых
ими городских налогов.
Каждая курия платила 1/3 налогов.
Первая курия была самой богатой и малочисленной,
третья – самой бедной и многочисленной.
Как вы считаете: городские выборы проводились
на всесословной или бессословной основе?
?

26. Городская реформа

Городское самоуправление:
Городская
дума
(распорядительный
орган)
Избиратели
1-й курии
избирает
Городской голова
Городская
управа
(исполнительный
орган)
Избиратели
2-й курии
Избиратели
3-й курии

27. Городская реформа

Самарский
городской голова
П.В. Алабин.
Главой городского самоуправления являлся
выборный городской голова.
В крупных городах городским головой
выбирали обычно дворянина
или богатого гильдейского купца.
Подобно земствам, городские думы и управы
ведали исключительно местным
благоустройством:
мощением и освещением улиц, содержанием
больниц, богаделен, сиротских домов и
городских училищ,
попечением о торговле
и промышленности,
устройством водоснабжения
и городского транспорта.

28. Городская реформа 1870г. – “Городовое положение”

Суть
Создание в городах органов,
аналогичных земствам
по функциям и структуре
Городской голова
руководил
Городская управа
избиралась
Городская дума в составе гласных
избирались населением на цензовой бессословной основе
28

29.

Реформы
Городская
(1870 г.)
Их значение
Способствовала
приобщению широких
слоев населения к
управлению, что
служило предпосылкой
для формирования в
России гражданского
общество и правового
государства.
Их недостатки
Деятельность
городского
самоуправления
контролировалась
государством.

30. Судебная реформа

31. Судебная реформа - 1864

Принципы судопроизводства
Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.
Бессословность
– решение суда
не зависит от
сословной
принадлежности
обвиняемого
Выборность –
мирового судьи
и присяжных
Гласность – на
заседаниях суда
могла
присутствовать
публика, пресса
могла сообщать о
ходе судебного
процесса
Состязательность –
участие в судебном
процессе прокурора
(обвинение) и
адвоката (защита)
Независимость –
на судей не могла
оказывать влияние
администрация

32. Судебная реформа 1864г.

Основа реформы
Судебные Уставы
введение суда присяжных
32

33. Судебная реформа 1864г.

Основа реформы
Судья
назначается
Министерством
юстиции
(принцип
несменяемости судей)
Судебные Уставы
введение суда
присяжных
Выносит приговор
в соответствии
с законом
на основе вердикта присяжных
33

34. Судебная реформа 1864г.

Присяжные заседатели
выбираются
из представителей всех сословий(!)
на основе имущественного ценза
12 человек
Выносят
вердикт (решение)
о виновности, её степени
или невиновности подсудимого
34

35. Судебная реформа

Судьи получали высокое
жалование.
Решение о виновности
обвиняемого выносили
присяжные заседатели
после заслушивания
свидетелей и прений
прокурора и адвоката.
Присяжным заседателем
мог стать российский
подданный от 25 до 70 лет
(цензы - имущественный и
оседлости).
Решение суда могло быть
обжаловано.

36. Судебная реформа 1864г.

Дополнительные элементы
проведения
судебной реформы
Были созданы:
особые суды для военнослужащих
особые суды для священнослужителей
мировые суды
для рассмотрения мелких гражданских и уголовных правонарушений
36

37. Судебная реформа 1864г.

Структура судебной власти в России
Сенат
высший судебный и кассационный
(кассация – обжалование,
опротестование приговора суда низшей инстанции)
орган
Судебные палаты
Окружные суды
Адвокат
Прокурор
12 присяжных заседателей (ценз)
Мировые суды
суды для рассмотрения
наиболее важных дел
и аппеляций
(жалоба, обращение о пересмотре дела)
на решения окружных судов
Судебные органы первой инстанции.
Рассматривает сложные уголовные
и гражданские дела
мелкие уголовные и гражданские дела
37

38. Судебная реформа

Мелкие правонарушения и гражданские тяжбы
(сумма иска до 500 руб.)
разбирал мировой суд.
Мировой судья
решал дела единолично,
мог приговаривать к штрафу (до 300 руб.),
аресту на срок до 3-х месяцев или тюремному
заключению на срок до 1 года.
Такой суд был прост, скор и дешев.
Мировой судья.
Современный рисунок.

39. Судебная реформа

Мирового судью избирали
земства или городские думы из
числа лиц старше 25 лет, с
образованием не ниже среднего,
и судейским опытом от трех
лет.
Мировой судья должен был
владеть недвижимостью
на 15 тыс. руб.
Уездный съезд мировых судей
Челябинского уезда.
Обжаловать решения
мирового судьи можно было на
уездном съезде
мировых судей.

40. Судебная реформа

Современный рисунок.
Участие общественности:
В процессе участвовали
12 непрофессиональных
судей – присяжных
заседателей.
Присяжные заседатели
выносили вердикт:
«виновен»;
«виновен,
но заслуживает
снисхождения»;
«невиновен».
Исходя из вердикта, судья
выносил приговор.

41. Судебная реформа

Присяжные заседатели.
Рисунок начала ХХ в.
?
Что можно сказать
о составе коллегии
присяжных, судя
по этому рисунку?
Присяжные заседатели
избирались губернскими
земскими собраниями
и городскими думами
на основе
имущественного ценза,
без учета сословной
принадлежности.

42. Судебная реформа

Состязательность:
В уголовном процессе обвинение
поддерживал прокурор, а защиту
обвиняемого осуществлял адвокат
(присяжный поверенный).
В суде присяжных, где вердикт зависел
не от профессиональных юристов,
роль адвоката была огромной.
Крупнейшие русские адвокаты:
К.К. Арсеньев, Н.П. Карабчевский,
А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович.
Федор Никифорович
Плевако
(1842–1908)
выступает в суде.

43. Судебная реформа

Гласность:
В судебные заседания стала допускаться
публика.
Судебные отчеты публиковались
в прессе. В газетах появились специальные
судебные репортеры.
Портрет юриста
Владимира Даниловича
Спасовича.
Худ. И.Е. Репин.
1891.
Адвокат В.Д. Спасович:
«Мы до известной степени рыцари слова
живого, свободного, более свободного
ныне, чем в печати, которого не угомонят
самые рьяные свирепые председатели,
потому что пока председатель обдумает
вас остановить, слово уже ускакало
за три версты и его не вернуть».

44. Судебная реформа 1864г.

Значение
судебной реформы
Создана самая передовая
в тогдашнем мире судебная
система.
Большой шаг
в развитии принципа
«разделения властей»
и демократии
Сохранение элементов
бюрократического произвола:
наказания
в административном порядке
и т.п.
сохраняла ряд пережитков прошлого:
особые суды.
44

45. Военная реформа 60-х - 70-х гг. XIX века

Непосредствен
ный толчок –
поражение
России
в Крымской
войне 18531856гг.
45

46. Направления военной реформы

Направления
Военные
учебные
заведения
Всеобщая
воинская
повинность
Перевооружение
армии и
флота
Результат - массовая армия современного типа

47. Военная реформа

Милютин Д.А.,
военный
министр,
инициатор
реформы.

48. Военная реформа

Дмитрий Алексеевич
Милютин
(1816–1912),
военный министр
в 1861–1881 гг.
Первым шагом военной реформы стала
отмена в 1855 г.
военных поселений.
В 1861 г. по инициативе нового военного
министра Д.А. Милютина
срок службы был сокращен
с 25 лет до 16 лет.
В 1863 г. в армии были отменены
телесные наказания.
В 1867 г. был введен
новый военно-судебный устав,
основанный на общих принципах судебной
реформы (гласность, состязательность).

49. Военная реформа

В 1863 г. осуществлена реформа
военного образования:
кадетские корпуса преобразованы
в военные гимназии.
Военные гимназии давали широкое общее
образование (русский и иностранные
языки, математика, физика,
естествознание, история).
Учебная нагрузка возросла вдвое,
зато физическая и общевоинская
подготовка была сокращена.
Дмитрий Алексеевич
Милютин
(1816–1912),
военный министр
в 1861–1881 гг.

50. 1) Создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.) и Морской

1) Создание военных гимназий и
училищ для дворян,
юнкерских училищ для всех сословий,
открытие Военно-юридической
академии (1867 г.) и
Морской академии (1877 г.)

51. По новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено врем

По новым уставам ставилась
задача учить войска лишь тому, что
необходимо на войне (стрельба,
рассыпной строй, саперное дело),
сокращено время на строевую
подготовку, запрещались телесные
наказания.

52. Военная реформа

?
Какая мера должна была стать главной
в ходе военной реформы?
Отмена рекрутчины.
?
Унтер-офицер
русской армии.
Худ. В.Д. Поленов.
Фрагмент.
Каковы были недостатки
рекрутской системы?
Невозможность быстро увеличить армию
в военное время, необходимость содержать
многочисленную армию в мирное время.
Рекрутчина годилась для крепостных,
но не для свободных людей.

53. Военная реформа

?
Вахмистр
драгунского полка.
1886 г.
Чем можно было заменить
рекрутскую систему?
Всеобщей воинской повинностью.
Введение всеобщей воинской повинности
в России с ее огромной территорией
требовало развития дорожной сети.
Только в 1870 г. была создана комиссия
для обсуждения этого вопроса,
а 1 января 1874 г.
был опубликован Манифест
о замене рекрутской повинности
всеобщей воинской повинностью.

54. Военная реформа

Призыву подлежали все мужчины
в возрасте 21 года.
Срок службы составлял 6 лет в армии
и 7 лет на флоте.
Освобождались от призыва единственные
кормильцы и единственные сыновья.
?
«Отстал».
Худ.
П.О. Ковалевский.
Русский солдат
1870-х гг. в полной
походной выкладке.
Какой принцип был положен
в основу военной реформы:
всесословность или бессословность?
Формально реформа была бессословной,
но фактически сословность
во многом сохранилась.

55. Военная реформа

?
В чем проявлялись
остатки сословности
в российской армии
после 1874 г.?
В том, что офицерский
корпус оставался
в основном дворянским,
рядовой состав –
крестьянским.
Портрет поручика
лейб-гвардии
Гусарского полка
графа Г. Бобринского.
Худ. К.Е. Маковский.
Барабанщик
лейб-гвардии
Павловского полка.
Худ. А. Детайль.

56. Военная реформа

При проведении военной реформы
были установлены льготы для
новобранцев, имевших среднее
или высшее образование.
Окончившие гимназию служили 2 года,
окончившие университет – 6 месяцев.
Помимо сокращенного срок службы
они имели право жить не в казарме,
а на частных квартирах.
Вольноопределяющийся
6-го Клястицкого
гусарского полка

57. Гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Берда

Гладкоствольное оружие заменялось
нарезным,
чугунные орудия заменялись на
стальные,
принята на вооружение русской армии
винтовка Х. Бердана (берданка),
началось строительство парового флота.

58. Военная реформа

?
Как вы думаете, в каких социальных группах военная
реформа вызвала недовольство и каковы были его мотивы?
Консервативное дворянство было недовольно тем,
что выходцы из других сословий получили возможность
становиться офицерами.
Некоторых дворян возмущало то, что их могли призвать
солдатами наряду с крестьянами.
Особенно недовольно было купечество,
ранее не подлежавшее рекрутской повинности.
Купцы даже предлагали взять на себя содержание инвалидов, если
им позволят откупаться от призыва.

59. Военные реформы 60-х - 70-х гг. XIX века

Важнейший элемент реформы –
замена системы рекрутских наборов
всеобщей воинской повинностью
Обязательная военная служба
для мужчин всех сословий с 20 лет
(6лет – в армии, 7 лет – на флоте)
с последующим пребыванием в запасе
Предусматривались льготы для лиц,
имеющих высшее и среднее образование
(права вольноопределяющихся),
освобождались священнослужители
и некоторые другие категории населения
Значение
создание массовых боеспособных вооруженных сил;
повышение обороноспособности страны
59

60.

Военная реформа 1874 г.
Значение реформы:
создание массовой армии современного
типа,
поднят авторитет воинской службы,
удар по сословному строю.
Недостатки реформы:
просчеты в системе организации и
вооружения войска.

61. Реформы образования

61

62. Реформы образования

Школьная реформа
1864г.
Формирование новой структуры начального и среднего образования
Народные училища
Уездные
3 года
обучения
Приходские
с 1884г.
церковно-приходские
школы
Прогимназии
Городские
4 года
обучения
6 лет
обучения
3 года
обучения
Начальное образование
62

63. Школьная реформа (Среднее образование)

Для детей дворян и купечества были предназначены
классические и реальные гимназии.
«Устав гимназий и прогимназий» 19 ноября 1864 г.
Прогимназия.
Срок обучения
4 года
Классическая гимназия
7-классная,
срок обучения 7 лет
Реальная гимназия
7-классная
Срок обучения 7 лет
Готовили
к поступлению
в гимназию.
Располагались
в уездных
городах.
В программе
классических гимназий
преобладали древние
и иностранные языки,
древняя история,
античная литература.
В программе
реальных гимназий
преобладали
математика, физика
и другие
технические предметы

64. Школьная реформа

В 1872 г. срок обучения в классических гимназиях был
увеличен до 8 лет (7-й класс стал двухгодичным),
а с 1875 г. они официально стали 8-классными.
Реальные гимназии сохранили 7-летний срок обучения
и в 1872 г. были преобразованы в реальные училища.
Если выпускники классических гимназий поступали
в университеты без экзаменов, то реалистам приходилось
сдавать экзамены по древним языкам.
Без экзаменов они поступали лишь в технические ВУЗы.
?
Чем были вызваны подобные ограничения
для выпускников реальных училищ?
В классических гимназиях чаще учились дети дворян,
в реальных – дети купцов и разночинцев.

65. Университетская реформа

Андрей Васильевич
Головнин
(1821-1886),
министр просвещения
в 1861–1866 гг.
Университетская реформа стала
первой после отмены крепостного
права, что было вызвано
студенческими волнениями.
Новый университетский устав
взамен николаевского устава 1835 г.
был принят 18 июня 1863 г.
Инициатором нового устава стал
министр просвещения А.В. Головнин.
Университеты получили автономию.
Создавались советы университетов
и факультетов, которые избирали
ректора и деканов,
присуждали ученые звания,
распределяли средства
по кафедрам и факультетам.

66. Университетская реформа

Андрей Васильевич
Головнин
(1821-1886),
министр просвещения
в 1861–1866 гг.
Университеты имели собственную
цензуру, получали иностранную
литературу без таможенного досмотра.
В университетах действовали
собственные суд и охрана,
полиция не имела доступа
на территорию университетов.
Головнин предлагал создать студенческие
организации и привлечь их к участию в
университетском самоуправлении, но
Государственный совет отклонил это
предложение.
?
Почему это предложение было
исключено из устава университетов?

67. Реформа в области народного образования

Изменения в системе образования
Университетский устав
Школьный устав
1863 г.
1864 г.
Автономия
Создан совет университета,
Решавший все внутренние
вопросы
Избрание ректора и
преподавателей
Сняты ограничения
для студентов
(их проступки
рассматривал
студенческий суд)
Гимназии
Классические
Готовили к
поступлению в
университете
Реальные
Готовили к
поступлению в
высшие
технические
учебные
заведения

68. Женское образование

Курсистка.
Худ. Н.А. Ярошенко.
В 60–70-х гг. в России появилось
женское высшее образование.
В университеты женщин не брали,
но в 1869 г. были открыты первые
Высшие женские курсы.
Наибольшую известность приобрели курсы,
открытые В.И. Герье в Москве (1872 г.)
и К.Н. Бестужевым-Рюминым
в Петербурге (1878 г.)
На курсах Герье был только
словесно-исторический факультет.
На бестужевских курсах – математическое
и словесно-историческое отделения.
На математическом учились
2/3 слушательниц.

69.

Реформы в области просвещения
(1863-1864 гг.)
Значение реформ:
расширение и совершенствование
образования всех уровней.
Недостатки реформ:
недоступность среднего и высшего
образования для всех слоев населения.

70.

Реформы
Их значение
Их недостатки
Судебная Самая передовая в тогдашнем Сохраняла ряд
пережитков: особые
(1864 г.) мире судебная система.
суды.
Просчеты в системе
Военная Создание массовой армии
организации и
(1874 г.) современного типа, поднят
авторитет воинской службы, вооружения войска.
удар по сословному строю.
Расширение и
Недоступность
В
среднего и высшего
области совершенствование
образования для
просвещ образования всех уровней.
всех слоев
ения
населения.
(18631864 гг.)

71. Итоги и значение реформ

Привели
к значительному ускорению развития страны
приблизили Россию
к уровню ведущих держав мира
Носили неполный и незавершенный характер.
В 80-е годы сменились контрреформами Александра III
71

72. Значение реформ

Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути
Земское
собрание
в провинции.
по рисунку
К. А.демократии
Трутовского.
превращения
феодальной
монархииГравюра
в буржуазную
и развитие
Реформы были шагом от
помещичьего государства к
правовому
Реформы демонстрировали то,
что положительные сдвиги в
обществе могут быть достигнуты
не революциями, а
преобразованиями сверху,
мирным путем

73. Подводим итоги

?
В чем состоит историческое значение реформ 60–70-х гг.?
Благодаря реформам 60–70-х гг. многие вопросы повседневной
жизни были переданы из ведения бюрократии
в ведение общества в лице земств и городских дум;
установлено равенство российских подданных перед законом;
значительно повысился уровень грамотности населения;
университеты получили большую степень свободы
научной и учебной деятельности;
смягчилась цензура для центральной прессы и книгоиздания;
армия стала строиться на основе бессословной всеобщей воинской
повинности, что отвечало принципу равенства перед законом и
позволяло создать подготовленные резервы.

Поделиться