Карточки задания на дифференциацию парных согласных звуков. Коррекционная дифференциация парных согласных звуков и букв

Коррекционная цель: Учить различать звонкие и глухие согласные [п-б] в устной речи и на письме.

Лексическая тема: Обогащать активный и пассивный словарный запас по теме «Искусство. Его виды»

Развитие неречевых процессов:

Развивать фонематические процессы;
- Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения;

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Искусство. Его виды», трафареты (береза, тополь), раздаточный материал каждому учащемуся в виде бревен и плотов, перфокарты, манка, разносы, рабочие тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационная часть.

Приветствие. Рассаживание по рабочим местам.

II. Сообщение темы занятия.

Сегодня у нас на занятие гости. Посмотрите, кто это? (Девочка и мальчик) Они брат с сестрой. Живут наши герои в Волшебной стране. Давайте с ними познакомимся. Представьтесь, как вас зовут.

А вот они так просто вам свои имена не назовут, вы должны сами догадаться. У меня есть лишь одна подсказка. Имена этих детей начинаются с согласных звуков [п] и [б].

Вы правильно догадались. Их зовут Полина и Борис. С какого звука начинаются имена детей?

Охарактеризуйте данные звуки. Какие они?

Работа с индивидуальными зеркалами, сравнение артикуляционных укладов.

Сегодня на занятие мы будем различать парные согласные звуки [п-б] в слогах и словах.

III. Изложение нового материала.

Злой волшебник забрал наших героев из их замка. И что бы вернуться назад домой им нужно преодолеть разные испытания. Давайте поможем им.

1. Первое испытание – это болото. Что бы через него пройти Полине и Борису придется перепрыгивать по болотным кочкам. А вы будете им в этом помогать.

Я буду называть слоги, а вы должны их запомнить и повторить в такой же последовательности. Если вы допустите ошибку, то один из героев провалится в болото. И вам придется его спасать, еще два раза повторить данные слоги.

па-ба-па бу-бу-пу по-бо-по-бо па-ба-ба-па пу-пу-бу-пу по-бо-бо-бо
ба-па-па пу-бу-бу бо-бо-по-по ба-па-па-ба бу-пу-бу-бу бо-бо-по-бо

2. Молодцы вы помогли преодолеть первое препятствие. Полина и Борис отправились в дальнейший путь и очутились на краю обрыва. Что бы перебраться на другую сторону нашим героям нужно пройти по узкой подвесной лестнице. Некоторые из дощечек прогнили, и чтобы не упасть в пропасть, вам нужно выполнить следующие задание.

Зашифровать слова с буквами «П» и «Б», цифрой указывая их место в слове. По образцу: Опера – П 2, балет – Б 1.

Слова: опера, балет, спектакль, премьера, публика, певец, билет, писатель, поэт, мольберт, палитра.

Вы справились и с этим заданием, и наши герои успешно добрались до другого берега. А теперь давайте вспомним, какие слова вы шифровали. Все эти слова, мы можем объединить в общую тему? Какую? (Искусство)

Кто может сказать, что такое искусство? Что мы понимаем под этим словом?

Искусство – это творческое отражение действительности в художественных образах.

Какие виды искусства вы знаете? Работа с сюжетными картинками, изображающими различные виды искусства (архитектурные строения, скульптура, живопись, театральное и балетное представления)

Посмотрите на картинки и скажите, как называется данный вид искусства.

3. Полина и Борис перебрались на другой берег и оказались в сказочном лесу. В этом лесу растут деревья, посмотрите какие. Это тополь и береза.

Сейчас я вам раздам трафареты, которые вы должны будете обвести, береза должна располагаться на рабочем листе справа, а тополь – слева.

Какие парные согласные встречаются в названиях деревьев, которые вы обвели? Напишите под березой букву «Б», а под тополем – «П». Чтобы нашим героям пройти сказочный лес. Нужно правильно записать слова, под каждым деревом, подчеркивая согласные «п, б».

Слова: пой, бой, палка, балка, борт, порт, бочка, почка, пашня, башня, забор, запор, бабочка, папочка.

4. И с этим заданием вы справились, Полина и Борис очутились на поляне, около реки. Но вдруг налетел сильный ветер, небо затянули темные тучи, и пошёл дождь. Чтобы он скорее закончился, и наши герои смогли продолжать путешествие, вы должны сложить слова из букв записанных в беспорядке. При этом нужно отгадать, какая буква превратилась в капельку «П» или «Б».

Слова: палка, гриб, забор, лопата

5. Дождь закончился, но маленький ручеек превратился в широкую реку. И чтобы через нее перебраться, нужно построить плот из бревен. Сейчас я вам раздам «бревна», и вы должны будете их соединить.

«Бревна» будут прочно соединены, когда вы правильно выполните задание. Нужно в каждое бревно вписать слова. В бревно, где написана цифра 1 вы будете записывать слова, в которых звук [б] находится в начале слова. В бревно, с цифрой 2 – слова, где [б] находится на втором месте, и т.д.

Слова: бока, горб, обои, дуб, лоб, болт, хлеб, обоз.

Ну, вот плот готов, теперь на нем нужно переправиться через реку. Вы должны выполнить аналогичное задание, только теперь со звуком [п].

Слова: палец, спад, карп, запах, суп, плот, залп, спуск.

6. Наши герои добрались до берега. Они очень устали и решили сделать привал. Давайте и мы отдохнем и сделаем небольшую гимнастику.

Все вышли из-за столов и стали на ковер. Сейчас я буду произносить стихотворение, а вы должны внимательно слушать его и выполнять те движения, о которых говорится.

Мы – туристы, мы – в дороге. Веселей шагайте, ноги!
Легче выдох, глубже вдох. Путь не близок, путь далек.
У речного плёса, взяли в руки весла.
Пусть скрепят уключины: Мы грести научены.
Тихо к берегу пристанем и на цыпочки привстанем.
Вверх потянемся слегка – станут ближе облака.
Мы в дремучей лес зашли, ветви гнутся до земли:
Ниже, ниже наклонись, под ветвями проберись.
На поляне отдохнем, и букет цветов нарвем.

IV. Закрепление.

Вот мы и размялись, а теперь давайте продолжим наше путешествие.

1. Следующим препятствием в пути стали – горы. Чтобы их преодолеть, вам нужно правильно заполнить перфокарты, которые я сейчас раздам, прочитав слова и вставив пропущенные буквы «п» или «б».

Слова: …ок, …ол, су…, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои, …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда,…о…оище, …ро…олка.

2. Горы остались позади, но вот еще одно испытание – это жаркая пустыня. Посмотрите, что у меня на разносах. Это манка. Сейчас мы будем по ней писать буквы «П» или «Б», а это будет зависеть от того, какой звук встречается в словах, которые я буду называть.

Слова: плакат, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пузырек, браслет.

3. Вот показался замок. Но его охраняют стражники. Что бы они пропустили Бориса и Полину, вы должны ответить на вопросы одним словом. Ответ записать в тетрадь, буквы «П», «Б» - подчеркнуть.

1. Кто ловит рыбу?
2. Какое дерево имеет белую кору?
3. Где растут рожь и пшеница?
4. Где растут клюква и брусника?

V. Итог занятия.

Стражники пропустили наши героев. Они оказались в замке и очень обрадовались возвращению домой. За путешествие они узнали много нового. А что узнали вы? Какие парные согласные мы различали сегодня на занятие?

Конспект индивидуального логопедического занятия

с учеником 2 класса на тему:

«Дифференциация парных согласных»

Учитель – логопед: Митрофанова Лариса Николаевна

Чебоксары, 2017

Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной речи, правильное обозначение их на письме.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

Создать условия для развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.

Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных.

Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза.

2. Образовательные:

Закрепить знания о звонких и глухих согласных, о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.

Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове.

3. Воспитательные:

Содействовать формированию положительного отношения учащегося к занятию, аккуратность, усидчивость.

1.Организационный момент. Проговаривание гласных.

Большой палец - А-Я

Указательный палец - О-Ё

Средний палец - У-Ю

Безымянный палец - Ы-И

Мизинец – Э - Е.

2. Вводная беседа.

Сколько букв в алфавите? (33)

На какие группы делятся все буквы алфавита? (Гласные и согласные)

Посмотри на эти буквы, что общего у них? (Они согласные).

В Т Б С Г Д

П Ш Ф К Ж З

–Можно ли их сгруппировать? (Да)

– В какие группы? (Парные звонкие и глухие согласные.)

Давай образуем пары из этих согласных.

Б Д Г З Ж В

П Т К С Ш Ф

Давай произнесем звонкие согласные, приложив руку к горлышку, что мы почувствовали? (Голосовые связки вибрируют. Звонкие согласные произносятся звонко, с голосом и шумом).

Давай произнесем глухие согласные, приложив руку к горлышку. Что мы заметили? (Вибрации нет. Связки спокойные. Глухие состоят из шума).

3.Сообщение темы.

Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков. Давайте начнем.

4.Развитие фонематического слуха.

Я буду называть звуки, а ты услышав звонкий гласный позвони в колокольчик. (Б,П, Ф, Д, Т, Г. С, З, П, К. В)

А теперь слоги со звонкими и глухими согласными.(ВА, ПЫ,ТУ,ДА,СО,ЗА, ГУ, БИ,ФИ,КО).

5. Работа по теме.

Пальчиковая гимнастика.

Живут себе два брата

Глухой и звонкий звук.

И все вокруг стараются

Их различить на слух.

Но братья друг за друга,

Так прячутся порой,

Что не поймешь ни звука

Где звонкий, где глухой.

Но тут приходит гласный
Такой хороший звук
И сразу два согласных
Мы различим на слух.

а) Как надо проверять парный согласный? (После согласного должен стоять гласный звук. Чтобы правильно написать парный согласный на конце слова, нужно изменить это слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный. Сугроб-сугробы)

-Посмотри на слова, данные на карточке. Впиши недостающие буквы.

Са_, сторо_, гла_, шар_, ястре_, огоро_.

б) Работа по карточке.

Впиши в скобки звуки, которыми различаются слова. Соедини их парами.

Почка-бочка, сова-софа, зайка-сайка, шар-жар, крот-грот, дачка-тачка.

в) Физминутка.

г)Дидактическая игра «Прятки». (Презентация).

Вставь пропущенные буквы в слова.

Ло…ка, ло…ка, мо…ка, пово…ка, поло…ка, бро…ки. шка…чик, ко…ти, ло…ти, про…ка, тря…ка, ре…ко, ска…ка, брю…ка, мя…ко.

д) Найди проверочное слово.

Тетрадь груз сад

Тетради погрузить садовый

Тетрадка погрузка посадка

Почему эти слова являются проверочными? (Потому. что согласная звучит четко).

Слова, в которых после согласного произносится гласный называются проверочными.

8.Итог занятия.

– Какие звуки мы учились различать?

Чем они отличаются?

«Дифференциация парных согласных»

«Дифференциация Д – Т»

Диктант

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в тёплые страны. Дни стали короткие.

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением

В чём жарят картошку? Где растут фрукты?

На чём растут жёлуди? Кто долбит клювом?

На ком ездят верхом? Где растут овощи? Куда ты записываешь домашние задания?

Письмо по памяти

Дятел на суку сидит. Топоры стучали до поры.

Дятел дерево долбит.

На дворе трава. На траве дрова.

Не руби дрова. Посреди двора.

«Дифференциация В – Ф»

Зрительные диктанты

Мы ехали на дачу в первом вагоне.

На даче мы ели свежие фрукты.

Вова не видел финиковое дерево.

Ребята повесили разноцветные флажки.

Дует северный ветер.

Свежие овощи и фрукты полезны всем.

Мы пили чай с фруктовыми конфетами.

Диктант

Рядом с нашим домом красивый парк. В парке бьют фонтаны.

Около фонтанов цветут фиалки и высокой стеной растёт трава.

На ветках деревьев весело чирикают воробьи.

Самостоятельное письмо

Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Что вывешивают на домах в праздник?

Письмо по памяти

У Фомки в гостях Фимка. Наш Филат не бывает виноват.

Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

«Дифференциация З – С»

Зрительный диктант

Наступила зима.

Были сильные морозы.


Зина взяла санки и пошла на горку.

Она каталась на санках с горки.

За ней бегала собака Тре…ор.

Не боится Зина мороза.

Предупредительный диктант

В …аду бере…ка. Берё…ка была …ухая.

На бере..ке гне…до …яблика. …яблик та…кал в гне…до ли…тики.

Диктант

Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зелёный. Когда я днём шёл домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои лепестки в зелёную чашечку.

Письмо по памяти

По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд!

Мы растём смелыми, на солнце загорелыми.

Ноги наши быстрые. Метки наши выстрелы.

«Дифференциация Б – П»

Зрительный диктант

Арбуз и капуста - овощи. В парке было много лип.

На берёзе набухли почки. Бочка по морю плывёт.

Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

Предупредительный диктант

Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан. Слава и Маша были в саду. Услышали они барабан и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением.

Какое дерево имеет белую кору?

У какого зверька на ушках кисточки?

Кто поедает вредителей в саду?

Какой день наступает после пятницы?

Как называется первый день недели?

Диктант.

Колхозники убирали сено. На небе показалась большая туча. Ребята шли на прогулку. Они бросились помогать колхозникам. Все вместе успели убрать всё сено.

«Дифференциация Г – К»

Зрительный диктант

Небо заволокла грозовая туча.

Галя каждый день кормит голубей.

Гриша любит гречневую кашу.

Мы ели горячую картошку.

У Алёнки есть беговые коньки.

Предупредительный диктант

Кабачо… - толстячо…, лё… на …ряд…у на бочо… .

Он лежит на …ряд…е с мая, …оловы не поднимая.

Слуховой диктант.

Гроза прошла.

К вечеру прошла гроза. Она долго ворчала в лесах. Молния ударила в далёкие стога. Внезапно дождь перестал. Гром затих. Мы разожгли костёр и согрелись. В овраге кричали ночные птицы. Наконец, всё успокоилось, и мы крепко уснули.

Слуховой диктант.

Гриша и гуси.

Мама отпустила Гришу погулять. На лугу были гуси: гусь, гусыня и два гусёнка. Гриша хотел погладить маленьких гусят. Гусыня забеспокоилась, загоготала. А гусь выгнул шею и больно клюнул Гришу в ногу. Гриша испугался, но не заплакал. Больше он никогда гусей не трогал.

«Дифференциация Ж – Ш»

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением.

Где живёт аист? Чем режут бумагу?

Что вешают на ёлку? Кто боится кошки?

Кто квакает в болоте? Что кладут в книжный шкаф?

У какого животного самая длинная шея?

Предупредительный диктант

На теле…ке ле…али ме…ки.

Ми…а поло…ил кни…ку в …каф.

Бабу…ка набрала луко…ко кры…овника.

…кольники дол…ны …ить дру…но.

Слуховой диктант.

Серёжа и Шура, побежали на лужайку.

Они построили шалаш на лужайке возле большого дуба.

Стояла жаркая и душная погода. В воздухе жужжат шмели и пчелы. Вдруг набежали тучи и пошёл сильный дождь. Капли дождя дружно застучали по крыше шалаша.


Письмо по памяти

Что посеешь, то и пожнёшь.

Лёжа хлеба не добудешь.

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Поверочные задания и упражнения по теме:

«Дифференциация согласных»

«Дифференциация С – Ш»

Зрительный диктант

Саша спешит в школу.

Саша собирает шишки под сосной.

Сухие листья шелестят под ногами.

Пушистым снегом покрыты кусты.

На лесной полянке растёт душистый ландыш.

Предупредительный диктант

Ве…ёлая …тару…ка ве…ь день …егодня …ьёт.

За кругленькой кату…кой …ледит пу…и…тый кот.

У…тала …ить …тару…ка и села у ворот,
А с кругленькой кату…кой играть пу…тил…я кот.

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением.

Кто ведёт поезд? Что светит днём?

Как называется человек, который пасёт стадо коров?

Чем покрыто тело кошки, собаки?

Как называется дорога, по которой едут машины?

Слуховой диктант.

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шерстку на спинке, хвостик и уши.

Поверочные задания и упражнения

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

"ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Б - БЬ, П – ПЬ»

Цель: Продолжать учить различению парных согласных звуков б – п , бь – пь .

Задачи: 1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б – п , бь – пь .

2. Развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза на материале слов со звуками б – п , бь – пь .

3. Обучение составлению распространенных предложений, описательных рассказов с опорой на картинный план.

4. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся.

5. Развитие мелкой моторики, работа над просодической стороной речи.

6. Развитие зрительной и слуховой памяти, восприятия и др. психических процессов.

7. Формирование пространственных представлений.

8. Формирование положительного отношения к учению, воспитание интереса к окружающему миру.

9. Развитие и совершенствование навыков и приемов самоконтроля, анализа и оценки продуктивности деятельности.

Оборудование.

Демонстрационное :

1. Игрушка Буратино.

2. Картинный план.

3. Таблица для описания звуков.

4. Картинки с изображением белки, бабочек, черепахи, Карабаса Барабаса, пня, березы, подберезовика, Буратино, одежды.

5. Две бумажные куклы.

6. Буквы Б и П.

7. Слова: футболка, пиджак, напечатанные на табличках.

8. Пряжка, золотой ключик.

9. Картинный план для составления описательного рассказа по теме: "Одежда".

Раздаточное : 1. Картинки с изображением колокольчиков.

2. Цифровой ряд (1 – 7).

3. Тетради, ручки.

    Орг. момент.

Отгадайте, кто пришел к нам в гости:

Это что за очень странный Человечек деревянный? На земле и под землей

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это? (Буратино.)

Злой Карабас Барабас украл у Буратино золотой ключик и спрятал. Без нас Буратино не сможет найти пропажу. Давайте поможем ему. Если вы будете внимательными, находчивыми, старательными, то очень быстро отыщем ключик. Карабас Барабас оставил план, как искать золотой ключик. (Картинный план – на доске.)

2.1. Определение звуков б – бь, п – пь в словах, сравнение звучания, работа с таблицей, обозначение буквами.

С какого звука начинается имя "Буратино" ? (б) Что вы знаете о звуке б? (Согласный, твердый, звонкий, парный).

Посмотрите на план. Куда указывает стрелка? (прямо) Что встретилось нам на пути? (береза) Какой 1-й звук слышите в слове "береза" ? (бь) Что вы о нем знаете? (Согласный, мягкий, звонкий, парный).

Чем похожи звуки б – бь ? (Согласные, звонкие, парные).

Чем различаются? (Звук б – твердый, бь – мягкий).

Заглянем за березу. Карабас Барабас забыл конверт. Посмотрим, что в нем? (картинки)

(Картинка "подберезовик". ) - Что это? Как называется гриб, который растет под березой? (подберезовик) Назовите 1-й звук в этом слове? (п) Какой он? (Согласный, твердый, глухой, парный).

Что находится справа от березы? (пень ) С какого звука начинается слово "пень"? (пь) Что вы о нем знаете? (Согласный, мягкий, глухой, парный).

Чем похожи звуки п – пь ? (Согласные, глухие, парные).

Чем различаются? (Звук п – твердый, пь – мягкий)

Давайте послушаем звуки. Что помогает нам услышать звуки? (уши, горлышко)

б – бь ? (Буквой Б.)

Какой буквой обозначаются звуки п – пь ? (Буквой П.)

Какие звуки сегодня у нас в гостях? (Звуки буквы Б и звуки буквы П.)

      Дифференциация звуков б –п, бь – пь в слогах.

Куда указывает стрелка? (направо) Куда мы пришли? (В густой лес.) - - В лесу нас встречает веселый зверек. Отгадайте, кто это?

С ветки на ветку, быстрый, как мяч

Скачет по лесу рыжий циркач,

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Как называют детенышей белки? (бельчата)

Белка, бельчата. С какого звука начинаются эти слова? (бь)

Где живут белка с бельчатами? (в дупле)

Назовите 3-й звук в слове "дупло" (п)

Белочка укажет нам дорогу, если мы споем ее песенки:

па – ба – па – ба (хором)

бы – пы – бы – пы (громко)

би – пи – би (тихо)

пу – бу – пу (радостно)

пе – бе – пе (с вопросом)

С какими согласными вы пели песенки?

      Дифференциация б – п, бь – пь в словах.

Куда указывает стрелка? (прямо) Прямо пойдем, болото найдем. В болоте живет черепаха Тортила.

Какие звуки мы повторяем на уроке? Подумайте, какой звук есть в слове "черепаха"?(п) Где он находится? (в середине слова)

Тортила поможет найти золотой ключик, если вы выполните ее задание. Услышите слова со звонкими согласными б – бь – поднимайте

карточку с изображением колокольчика.

Услышите слова с глухими согласными п – пь - поднимайте карточку с зачеркнутым колокольчиком.

Слова: пень, Буратино, болото, белка, черепаха, береза, репа, письмо, план, шуба, пряжка.

2.4. Работа со словом "пряжка".

Показ, объяснение значения.

Пряжка – твердая застежка, через которую продергивается тесьма, ремень.

У кого есть пряжка на одежде или обуви?

Составление предложения с данным словом.

2.5. Определение места звуков б – бь, п – пь в словах. Работа с цифровым рядом.

Молодцы, помогли Буратино выполнить и это задание. Черепаха Тортила сказала, чтобы мы обошли болото. Куда ведет тропинка? (направо)

Пойдем направо и увидим полянку. А кто же порхает над красивой полянкой, где много цветов? Догадайтесь, кто может встретиться там? (бабочки )

Чем интересно слово "бабочки"? (2 звука б) На каком месте слышится звук б в этом слове? (на 1-м и 3-м)

Бабочки рады помочь, если узнают, все ли мы умеем определять место звука в слове. Они хотят вас послушать. (Цифровой ряд от 1 до 7.)

Ищем место звуков буквы Б (показ буквы): забор(3), болото(1), клумба(5), шуба(3), кубики(3), обои(2), рубашка (3).

Место звуков буквы П (показ буквы): пень (1), шапка (3), апрель (2), лампа (4), спички (4).

(Дети определяют место звука в слове, поднимая соответствующую букву.)

2.6 Физминутка.

Отдохнем на полянке.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

2.7 Дифференциация б –п, бь – пь в словах.

Полянку обойдем. Куда указывает стрелка? (прямо)

    Что встретилось нам на пути? (забор)

За высоким забором живут 2 брата. Мальчика справа зовут Павлик, а слева – Боря.

    Какой 1-й звук в слове "Павлик"? А в слове "Боря"?

Боря и Павлик очень часто теряют и путают свои вещи. Как можно назвать ребят, которые держат свои вещи в беспорядке, не кладут на свои места и теряют? (неряхи, растеряши, рассеянные)

Давайте поможем мальчикам найти свои вещи. Подумайте, какие звуки в названии вещей Бори? (б – бь) Подберите одежду, в названии которой есть звуки б – бь. (Дети называют вещи, картинки выставляются на наборное полотно.)

Картинки: брюки, рубашка, футболка, шуба .

Какие звуки в названии вещей Павлика? (п – пь) Подберите одежду, в названии которой есть звуки п – пь .

Картинки: кепка, пиджак, шапка, пальто .

(Слова: футболка , пиджак заранее написаны на доске.)

    Назовите вещи Бори (Павлика). Еще раз посмотрите и запомните их. (Слова закрываются полосками.)

2.8 Пальчиковая гимнастика.

В гости

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья.

Друг без друга им нельзя.

2.9 Работа в тетрадях.

Вспомните, какую одежду мы помогли найти Боре и Павлику. Запишите названия одежды в тетрадь.

Проверка : - Встаньте те, кто написал 8 (7, 6 и т.д.) слов.

2. 10 Устное составление предложений с записанными словами.

Выберите любое из записанных слов. Составьте с ним предложение. Предложение должно быть правильным, красивым и большим.

(Устное составление предложений.)

Контроль : 1 ученик составляет предложение, остальные анализируют. ("Хорошо составлено предложение? Почему?)

2. 11 Составление описательного рассказа по таблице-схеме.

Помогли мальчикам и отправимся в путь. Куда ведет дорожка? (направо) Что мы видим перед собой? (пещеру) Кто ждет нас там? (Карабас Барабас )

Злой Карабас отдаст Буратино золотой ключик, если мы расскажем об одежде, которую мы видели у Бори и Павлика.

(Таблица – схема для составления описательного рассказа.)

Я опишу одну вещь, а вы догадайтесь, о чем я рассказала: Это головной убор оранжевого цвета. Связан он из мягкой шерсти. Головной убор состоит из донышка, которое надеваем на голову и забавного фиолетового помпончика. Носят этот головной убор ранней весной, осенью и зимой взрослые и дети.

Догадались, о чем я рассказала? (о шапке) Кто хочет рассказать о другой одежде? (Дети подходят к наборному полотну, выбирают предмет одежды и составляют рассказ с опорой на таблицу.)

3. Подведение итога занятия.

    Все задания мы выполнили, и Карабасу Барабасу ничего не остается, как отдать Буратино золотой ключик. Он не простой, это ключик к знаниям. Он будет открывать нам на уроках что-то новое и интересное.

    Какие звуки помогли нам отыскать золотой ключик? (б – бь, п – пь)

Островская Ольга Валериевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 150
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе
Тема: Тема: "Дифференциация парных согласных д – т".
Дата публикации: 10.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект группового логопедического занятия в подготовительной

группе

Тема:
«Дифференциация парных согласных
д

т
».
Цели:
1. Закрепить знания детей о звуках [т], [д]. 2. Учить различать эти звуки в словах и предложениях. 3. Развивать навыки звукового анализа. 4. Закреплять звуко-буквенные связи. 5. Развивать слуховое внимание. 6. Формировать усидчивость.
Оборудование:
предметные картинки (петух, радуга, дым, стол), сигнальные карточки, картинки с изображением колокольчика, перечеркнутого колокольчика.
Ход занятия.

I. Оргмомент.
- Покажите правую руку, сожмите ее в кулак, покажите два пальца. Назовите первый звук в слове «два». Покажите три пальца. Назовите первый звук в слове «три».
II. Подведение к теме
- Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня? Верно. Тема нашего занятия – различение звуков [т] и [д] в словах и предложениях.
III. Работа по теме.
Задание 1. Характеристика звуков. Вопросы логопеда: - Звуки [т], [д] – согласные или гласные? Как вы определили, что это согласные звуки? Это мягкие или твердые звуки? Приложите руку к горлышку. Дрожит ли горлышко при произнесении звука [д]? С голосом или без голоса произносится этот звук? Какой это звук? На доске выставляется картинка с изображением колокольчика. Участвует ли голос в произнесении звука [т]? Какой это звук? На доске выставляется картинка с изображением перечеркнутого колокольчика. Задание 2. Выделение звуков из слов. - Будьте внимательны! Сейчас я буду произносить слова. Если слово будет произнесено неправильно, то поднимите красную карточку и назовите правильно. Речевой материал: таракан, дыква, тырка, домино, дапки, тым, ведро, лопада, ракеда, бесета.
Задание 3. Дифференциация звуков в словах. - Я загадаю вам загадки. Если в отгадке вы услышите звук [т], покажите три пальца, звук [д] – два пальца. (Когда дети отгадывают загадку, на доску выставляется картинка с отгадкой). Загадки: - Что за будильник: Живой, с гребешком, Крыльями машет, А ходит пешком? (петух) - Мост воздушный без перил Дождик с солнцем сотворил. И никто, хоть рядом был, По нему не походил. (радуга) - Чем морознее, тем выше Поднимается над крышей. (дым) - Держат крышу четыре ноги, А на крыше – чай, пироги…(стол) Задание 4. Соотнесение звука и буквы. - Какими буквами мы обозначает звуки [т], [д]? Напишите подушечкой указательного пальца правой руки на ладони левой руки букву д, т. Сейчас я буду называть слова, если услышите в них звуки [д] – [т], напишите соответствующие буквы на левой ладони. Речевой материал: дуга, кино, туман, пловец, потушил, добрый, приду, Таня. Физкультминутка. - Давайте немного отдохнем. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Слушайте внимательно и повторяйте. Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо – влево. А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим, Повороты вправо – влево Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками пол. Распрямили плечи, спинки. А теперь конец разминки! Задание 5. Сравнение слов по смыслу. - Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова если заменить один звук. Я буду называть слово со звуком [т] или [д], а вы будете менять его на противоположный и объяснять смысл слов. Речевой материал: дочка – точка, трава – дрова, душ – тушь, кадушка – катушка, удочка – уточка. Задание 6. Графический диктант. - Я буду диктовать слова. Если услышите звуки [т], [д] – пишите буквы т, д. (Дается образец для тренировки). Речевой материал: дом, туча, вата, вода, газета, дует; торт, стыдно.
IV. Подведение итогов.
Вопросы логопеда: - Напомните мне, чем мы сегодня занимались? Какие звуки сравнивали? Чем они похожи? Чем различаются? Зачем их надо различать?



Поделиться