Пунктуационный разбор предложения он. Что значит и как делать пунктуационный разбор предложения

Т.С.ЧЕРНЯЕВА,
г.Усть-Джегута,
Карачаево-Черкесская республика

Пунктуационный разбор простого предложения

Работаем по учебнику «Русский язык. 5-й класс». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

Цель урока : дать понятие о пунктуационном разборе предложения; формировать умение применять полученные знания на практике; прививать детям бережное отношение к слову, вырабатывать умение следить за правильностью речи.

Наглядность : информационные таблички, сигнальные карточки, иллюстрации.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Сегодня мы приглашены в Пунктуационное королевство. Отправимся мы туда для того, чтобы проверить, умеете ли вы дружить со знаками препинания, правильно ставить их в тексте. Мы научимся выполнять пунктуационный разбор предложения.

Сначала проверим, готовы ли вы к путешествию. Посмотрим, как вы понимаете грамматические термины.

II. Терминологический диктант

Учитель читает определение, учащиеся записывают термины.

1) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис) ;
2) сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание) ;
3) знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, а также выделяющий некоторые синтаксические группы (запятая) ;
4) главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (подлежащее) ;
5) предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное) ;
6) второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия (обстоятельство) ;
7) слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение) ;
8) предложение, в конце которого стоит восклицательный знак (восклицательное) .

Учитель . Я вижу, что вы хорошо усвоили грамматические термины. Но войти в Пунктуационное королевство можно только по билетам. В нашем билете есть несколько вопросов, на которые вам предстоит ответить.

III. Совместная работа

1. Что изучает пунктуация?
2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация ? (Оно образовалось от латинского слова punctum – точка.)
3. Назовите известные вам знаки препинания.

Задание . Выполните синтаксический разбор предложения: Знаки препинания служат нотами при чтении . (А.П. Чехов)

Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы учеников.)

Учитель . Молодцы, ребята! Вы справились с работой. Ворота королевства открыты. Но что это?! Впереди какая-то суматоха. Давайте попробуем навести порядок, правильно расставив запятые в тексте .

(На доске запись текста и рисунок «Корова в конуре».)

В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поет синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поет салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.

(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)

Наша следующая остановка в Пунктограмм-городке. Здесь нас встречает бабушка Пунктограммушка. (На доске закрепляется рисунок.) Мы должны ответить на ее вопросы.

1. Какие функции выполняют знаки препинания? (В конце предложения – это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова – знаки разделения или выделять их – знаки выделения.)
2. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе? (Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращениях.)

Бабушка Пунктограммушка предлагает нам объяснить знаки препинания в предложениях.

1. Ребята, вы любите спорт?
2. Клевер – один из самых надежных барометров. (Ю.Дмитриев)
3. Месяц светит, но не греет.

Впереди у нас – Город вежливых слов. Живут там волшебные слова и их верные слуги – знаки препинания.
– Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?
– С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста ?

(Ответы учеников.)

(На доске иллюстрация к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».)

У нас еще одна встреча в Городе вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить их.

ИНСЦЕНИРОВКА

Стрекоза : Никак не пойму, почему не пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не виновата в том, что люблю веселиться. Почему же муравей не пожалел меня?
Муравей : Я работал все лето. Готовился к зиме. А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь.
Ребята, как бы вы рассудили героев басни? Выберите один из вариантов ответов и поднимите сигнальную карточку.
(Варианты ответов заранее записаны на доске.)
Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее зимой. Зря она обижается на Муравья.
(Красная карточка)
Муравей, ты должен был проявить сострадание.5 Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для другого минуту нужно протянуть руку помощи.
(Зеленая карточка)
По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит кто-нибудь другой.
(Синяя карточка)

Учитель . Расскажите, почему вы выбрали такой ответ.
– Ребята, а что означает цифра «5» в конце предложения? Вспомните условные обозначения, помещенные в начале учебника. (Ответы учащихся.)
Давайте попробуем выполнить пунктуационный разбор предложения:
Муравей, ты должен проявить сострадание . 5

Учащиеся знакомятся с материалом учебника и с помощью учителя выполняют пунктуационный разбор предложения.

IV. Работа с учебником. Упражнение 220

Сначала выясняется значение слова предтеча .

– Ребята, обстоятельства сложились так, что вам придется провести урок русского языка в школе, в которой учится известный литературный герой Незнайка.
(Изображение Незнайки на доске.)
Наша задача: найти пунктуационные ошибки, допущенные Незнайкой, и исправить их.
(Дети записывают предложения в исправленном виде.)

1. Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку.
2. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.
3. Молодцы ребята хорошо работаете.

Задание . Выполните пунктуационный разбор 1-го предложения .

Игра «Подскажи ответ». Учитель читает начало фразы, а учащиеся должны ее закончить.

1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает... (пунктуационный разбор) .
2. Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой... (5) .
3. Выполнить пунктуационный разбор – значит объяснить... (какие знаки препинания нужно поставить в предложении) .

Задание . Выполните устно пунктуационный разбор предложения : Язык мой, давай с тобой дружить!

Задание . Как вы понимаете высказывания поэта А.Блока и ученого А.Шапиро?

Изымите все произведение, если вам в этом предложении не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.

(А.Блок)

Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.

(А.Шапиро)

V. Подведение итогов урока

Задание . Прочитайте текст. Расскажите, что случилось с человеком, который потерял знаки препинания.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искать фразу попроще.
За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!

(По А.Каневскому)

VI. Домашнее задание

На прощание знаки препинания дают вам наказ: не забывать их. А также просят поработать дома над упражнением 221 и выучить § 44.

Когда на доске записано предложение и объяснены все орфограммы в словах, ученик обычно приступает к выполнению устного пунктуационного разбора.

Как правильно его делать? В каком порядке называть условия постановки знаков препинания ? Эти и многие другие вопросы актуальны для средней и старшей школы.

Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора , который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.

Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.

Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.

Вот два предложения, давайте их проанализируем.

1)Встретились однажды во дворе Серёжа и Петя, разгребли на скамейке снег и сели. 2)Что бы такое поделать?

В первом повествовательном предложении используется только два знака: запятая, разделяющая однородные сказуемые, и точка. Во втором всего один вопросительный знак, поскольку в начале предложения есть вопросительное слово.

Когда знаков препинания внутри предложения нет, нужно ли на это обращать внимание? Да, необходимо пояснить условия отсутствия знаков. Рассмотрим пример.

Тётя Таня относилась к конькам как к семейной реликвии.

В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение "в качестве".

План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.

II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).

III. Функция знака препинания.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

Пример 1.

Подожжённые осенью берёзы и осины били в глаза яркими красками.1

1 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными подлежащими, соединёнными одиночным союзом И, нет запятой после причастного оборота ПОДОЖЖЁННЫЕ ОСЕНЬЮ, стоящего перед определительным словом БЕРЁЗЫ И ОСИНЫ.

Пример 2.

Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3

1 и 2 - запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,

Пример 3.

Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3

1 и 2 - запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,

3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пример 4.

Анна Александровна называла девчонок 1«барышнями»2,3 мальчишек 4«молодыми людьми»5...6

1, 2 и 4, 5 - кавычками выделены высказывания персонажа (способ оформления чужой речи),

3 - запятая разделяет однородные дополнения,

6 - знак завершения в повествовательном простом предложении (многоточие свидетельствует о незавершённости высказывания).

Пример 5.

Всё вокруг казалось необычайно чётким и невиданно красивым:1 и белые стволы берёз,2 и яркие листья,3 и бледно-синее,4 будто выцветшее небо.5

1 - двоеточие ставим перед рядом однородным членов, так как есть обобщающее слово ВСЁ,

2, 3 - запятые разделяют однородные подлежащие, соединённые повторяющимися союзами.

4 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом БУДТО,

5 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пример 6.

Однажды утром,1 выйдя во двор,2 Сергей увидел побелевшую от инея крышу сарая,3 поседевшую землю,4 прихваченную морозцем,5 затвердевшую траву,6 покрытую редким снежком,7 словно солью.8

1, 2 - запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ВЫЙДЯ ВО ДВОР,

3, 5 - запятые разделяют однородные дополнения,

4, 5 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРИХВАЧЕННУЮ МОРОЗЦЕМ, после определяемого слова ЗЕМЛЮ,

6, 7 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПОКРЫТУЮ РЕДКИМ СНЕЖКОМ, после определяемого слова ТРАВУ,

7 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом СЛОВНО,

8 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пример 7.

Поэзия -1 это сердце литературы,2 высшая концентрация всего лучшего,3 что есть в мире и в человеке.4

1 - тире разделяет подлежащее и сказуемое, выраженные именем существительным в Им.падеже,

2 - запятая разделяет однородные сказуемые,

3 - запятая отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной,

4 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Пример 8.

Красота земли тревожила сердце Сергея,1 напоминала о прошлых днях,2 так ярко запечатлевшихся в памяти.3

1 - запятая в середине простого предложения разделяет однородные сказуемые,

2 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ТАК ЯРКО ЗАПЕЧАТЛЕВШИХСЯ В ПАМЯТИ, после определяемого слова ДНЯХ,

3 - точка завершает повествовательное предложение.

Пример 9.

Деревья кончались на уровне пятого этажа,1 с балкона видны были только мелко-кудрявые макушки двух ясеней,2 и земля под ними едва просвечивала.3

1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

2 - запятая разделяет части сложного предложения (сочинительная связь),

3 - точка завершает повествовательное сложное предложение.

Пример 10.

Такая тишина была в лесу,1 что щебетанье синиц,2 прыгавших по веткам,3 казалось необычайно звонким.4

1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (подчинительная связь),

2 и 3 - парные запятые выделяют в придаточной части сложноподчинённого предложения обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРЫГАВШИХ ПО ВЕТКАМ, после определяемого слова СИНИЦ,

4 - точка завершает повествовательное сложное предложение.

В некоторых предложениях может встретиться несколько знаков препинания, и в этом случае нужно определиться, в какой последовательности делать пунктуационный разбор. Логично идти от конца к тем знакам препинания, которые находятся внутри предложения. Но возможен и последовательный подход – по порядку следования знаков.

Литература

1. Беднарская Л.Д. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах / Русский язык в школе. - 2008. - №8.

2. Блинов Г.И. Пунктуационный разбор / Русский язык в школе. - 1985. - №3.

3. Никеров А.И. О полном пунктуационном разборе на уроках русского языка / Русский язык в школе. - 1989. - №6.

Схема пунктуационного разбора предложения:

Образец пунктуационного разбора предложения:

[Спросив, 1 (которая посмирнее ), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают ) 7 и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания:

1) Точка в конце предложения.

В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2) Знаки препинания между частями сложного предложения.

Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 – запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».

3) Знаки препинания между однородными членами предложения.

Обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

При написании различного рода текстов перед многими из нас остро встаёт проблема корректного использования знаков препинания. Часто встречаются ситуации, когда автор текста пропускает необходимые запятые, не корректно работает с прямой речью, допускает иные пунктуационные ошибки. Для исправления указанных недостатков и улучшения общей работы с речью рекомендуется использовать пунктуационный разбор предложения, являющийся важным инструментом синтаксического анализа текста.

Для чего выполняется пунктуационный разбор предложения

Работа с пунктуационным разбором предложения позволяет «отточить» правильное использование пунктограмм (конкретных случаев применения пунктуационного правила), научиться определять границы смысловых отрезков в предложении, использовать на практике нормы расстановки знаков препинания.


При проведении пунктуационного разбора анализируют структуру предложения, наличие главных и второстепенных членов, количество частей предложения, его интонационные особенности, порядок следования членов предложения и так далее.

Порядок пунктуационного анализа текста

Перейдём к непосредственному алгоритму пунктуационного разбора предложения. Обычно он выглядит следующим образом:


Пояснения к знакам препинания

Если анализируемое нами предложение несёт в себе законченное сообщение, говорящее о каком-либо действии, событии, или факте, которые утверждаются или отрицаются — такое предложение повествовательное. Если в предложении содержится вопрос – оно вопросительное, а если в предложении имеется приказ или просьба – то такое предложение побудительное. Когда же в предложении имеется недосказанность, или речь прерывается паузок – в его конце стоит использовать многоточие.

При анализе сложного предложения определитесь с количеством его частей, и особенностей связи между данными частями (союзная или бессоюзная, подчинительная, сочинительная). Определившись со спецификой связи, вы сможете понять необходимость использования того или иного знака между частями рассматриваемого предложения.

Выделяющие знаки (запятая, тире, скобки, кавычки, двоеточие) используются для выделения в предложении особо значимых его частей. Такими значимыми элементами могут быть вводные слова, обращения, словосочетания, предложения, обстоятельства и дополнения, однородные члены предложения, уточняющие и пояснительные члены предложения.

Разделительные знаки (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие) в простом предложении обозначают границы между однородными членами (обычно используется запятая и точка с запятой). В сложном же предложении они помогают разделить простые предложения, входящие в состав указанного сложного предложения.

При анализе прямой речи определите, где находятся слова автора, а где расположена прямая речь. Если прямая речь находится перед словами автора или после слов автора, тогда используется правило четырёх знаков препинания, если же прямая речь прерывается словами автора, тогда применяйте правило семи знаков препинания.

Примеры использования пунктуационного анализа письменной речи

Рассмотрим примеры пунктуационного разбора простого и сложного предложений.

Пример простого предложения

В качестве примера простого предложения возьмём предложение:

«Слова «язык» и » речь» для человека, не занимающегося лингвистикой, обычно обозначают одно и то же».

Обозначим имеющиеся в данном предложении пунктограммы цифрами:

Слова «язык» и » речь» для человека, (1) не занимающегося лингвистикой, (2) обычно обозначают одно и то же. (3)

Разбираем предложение:


Пример сложного предложения

В качестве примера сложного предложения возьмём предложение:

«Разумеется, современный русский язык отличается от того, на котором говорили и писали Пушкин, Гоголь, Карамзин и Тургенев.»

Обозначим каждую имеющуюся пунктограмму в предложении цифрами:

Разумеется, (1) современный русский язык отличается от того, (2) на котором говорили и писали Пушкин, (3) Гоголь, (4) Карамзин и Тургенев.(5).

Разбираем предложение:

  1. Сначала поясняем пунктограмму в конце предложения. Поскольку мы имеем дело с повествовательным предложением, где присутствует законченная мысль, то здесь должна стоять точка (5).
  2. Запятая (2) отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной;
  3. Запятая (1) используется для сепарации вводного слова от остального предложения;
  4. Запятые (3) и (4) отделяют однородные члены предложения.

Заключение

Пунктуационный анализ текста состоит в последовательном пояснении использованных в рассматриваемом предложении пунктограмм. Его реализация предполагает знание необходимых правил русского языка в разрезе применения знаков препинания в том или ином предложении. Рекомендую воспользоваться приведёнными в данной статье советами для выполнения пунктуационного разбора нужного вам текста.

Порядок пунктуационного разбора

  1. Знаки завершения простого предложения.
  2. Знаки разделительные в простом предложении: между подлежащим и сказуемым тире (если есть); между однородными членами запятые (если есть); перед однородными членами после обобщающего слова двоеточие (если есть).
  3. Знаки выделительные при обращении (если есть).

Образец пунктуационного разбора

По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там . (А. Пушкин)

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между определениями мшистым, топким ставится разделительная запятая, так как они являются однородными, связь между ними бессоюзная. Между однородными обстоятельствами здесь и там не ставится запятая, так как они соединены неповторяющимся союзом и.

Письменный разбор

230 . Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

  1. Ветер осенний в леса подымается,
    Шумно по чащам идёт,
    Мёртвые листья срывает и весело
    В бешеной пляске несёт.
  2. Зимние вьюги - предтечи* весенние.

231 . Расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще. 2. Со(?)нце показалось из-за туч но вскоре скрыл..сь. 3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища. 4. До чего красив осенний лес. 5. Ребята вы видели когда-нибудь вековые могучие кор..бельные сосны



Поделиться