Памятник в память о героях войны. Проектная работа «памятники великой отечественной войны

Здравствуйте уважаемые.
Накануне праздника вспомним о некоторых памятниках знаменитых
Итак...
«Воин-освободитель» — монумент в берлинском Трептов-парке.
Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус.
Открыт 8 мая 1949 года.
Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн.


«Родина-мать» (Батьківщина-мати)
Автор мемориала — Евгений Вучетич;
После смерти Вучетича проект возглавил украинский скульптор Василий Бородай;
Скульпторы: Фрид Сагоян, Василий Винайкин. Архитекторы: Виктор Елизаров, Георгий Кислый, Николай Фещенко.
Открыта в составе музейного комплекса в 1981 году в День Победы.
Высота скульптуры «Родина-мать» (от пьедестала до кончика меча) — 62 метра.
Общая высота с постаментом — 102 метра.
В одной руке статуя держит 16-метровый меч весом в 9 тонн, в другой — щит размером 13×8 метров с гербом СССР (весом в 13 тонн).
Всё сооружение — цельносварное и весит 450 тонн.
Сам каркас начинается на глубине 17,8 метров (от входа в музей). На эту глубину уходит бетонный колодец диаметром 34 метра.


«Родина-мать зовёт!» — Волгоград.
Монумент является центральной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине
Скульптор - Е. В. Вучетич. Инженер Н. В. Никитин
Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура)— 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.
Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.


Памятник «Тыл — фронту» . Магнитогорске. Он считается первой частью триптиха, состоящего также из монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.
Скульптор — Лев Николаевич Головницкий, архитектор — Яков Борисович Белопольский.
Материал — бронза, гранит. Высота — 15 метров.

Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы в Санкт-Петербурге
Скульптор: М. К. Аникушин. Архитекторы: В. А. Каменский,С. Б. Сперанский
Строительство 1974—1975 годы
Высота 48 м
Материал: бронза, гранит


"Мать-Родина" — в Санкт-Петербурге на Пискарёвском мемориальном кладбище.
Авторы ансамбля — архитекторы А. В. Васильев, Е. А. Левинсон, скульпторы В. В. Исаева и Р. К. Таурит («Родина-мать» и рельефы на боковых стенах), М. А. Вайнман, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин, М. М. Харламова (горельефы на центральной стеле).

«Алёша» — памятник советскому солдату-освободителю, в болгарском городе Пловдив на холме Бунарджик («Холм Освободителей»).
Скульпторы В. Радославов и др., архитекторы Н. Марангозов и др.
Высота 10 метров
Прообразом памятника является рядовой сводной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка, переведённый из-за тяжёлого ранения в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. В Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым, участником болгарского Сопротивления. Методи Витанов передал фотографию Алексея скульптору Василу Родославову, и тот создавал памятник, основываясь на этом изображении

Мемориал - "Бресткая крепость - герой"
Мемориал «Брестская крепость-герой» построен по проектам скульптора Александра Павловича Кибальникова.

Скульптура «Непокорённый человек» в Хатыни
Архитекторы: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин. Скульптор С. Селиханов. Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года.


Разорванное кольцо. (Коккарево. Ленинградская область)
Архитектор В. Г. Филиппов. Скульптор К. М. Симун, Инженер-конструктор И. А. Рыбин;


Приятного времени суток.

Мемориал Славы.
(г. Орск)
Мемориал славы находится в Ленинском районе на площади Победы у проспекта Мира.
Открыт 9 мая 1965 года. В 1967 году зажжен Вечный огонь. Мемориал сооружен на братской могиле воинов Советской армии, умерших в годы Великой Отечественной войны в орских госпиталях (1941-1945). 27 апреля 1965 года останки 216 воинов были перезахоронены с закрытого городского кладбища на месте будущего мемориала в 12 урнах. Первоначально была установлена глыба неполированной орской пестроцветной яшмы и бронзовой доски, на которой рельефно изображался памятник советскому солдату в берлинском Трептов-парке. Перед камнем была установлена чаша с Вечным огнем. Все сооружение размещалось на бетонном постаменте. Авторы памятника - орские архитекторы Е.Я. Марков, Б.Г. Заводовский, А.Н. Силин. В 1975 году памятник был реконструирован: братская могила была облицована полированной орской яшмой красного цвета.
В центре ее - Вечный огонь, над которым зависает бронзовый венок Славы. За могилой стена из черного камня с надписью"Родина! Земля русская, орошенная кровью своих солдат, чтит их память вечно" . За стеной - ели. Авторы - орские архитекторы П.П. Приймак, Г.И. Соколов, В.Н. Якимов. В ходе реконструкции мемориала в 1988 году заменена облицовка воинской могилы на змеевик зелено-черного цвета, по периметру мемориала установлены мраморные плиты с фамилиями солдат, умерших в орских госпиталях, орчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а также погибших в Афганистане.
Надпись из черного камня перенесена на белые мраморные плиты по центру мемориала.
В 1995 году установлены дополнительные мемориальные пилоны с фамилиями орчан, погибших в 1941 - 1945-м годах, в афганской войне 1979-1989 годов, в горячих точках России (Северный Кавказ) в 1990-е годы.
В апреле - августе 2000 года проведена реконструкция сквера Славы, установлена вторая линия пилонов, куда внесено дополнительно более 8000 фамилий орчан, погибших в военных действиях. Основная часть мемориального комплекса обустроена газонами, цветниками и посадками деревьев лиственных и хвойных пород.
8 мая 2008 года, в канун Дня Победы на территории сквера Славы состоялось открытие Аллеи Героев. Мемориал меняет свой облик уже четвертый раз, становится все лучше и значительней.
Идея этого проекта появилась еще в восьмидесятых годах прошлого века. Тогда, учитывая пожелания ветеранов войны, главный художник Орска П. Приймак работал над проектом реконструкции сквера и предусмотрел открыть Аллею Героев. Но установить девять бронзовых бюстов Героев Советского Союза и два Героев России удалось только сейчас, благодаря решению нынешнего главы города.
Подготовка к реализации проекта аллеи началась с 2008г., когда в Челябинск были отправлены необходимые фотоматериалы. Ваяла бюсты орчан-героев творческая группа челябинских скульпторов под руководством председателя Челябинского отделения Союза художников России Е. Варгота. Профессионалам удалось передать не только внешнее сходство защитников Родины, но и их характер. Как уверяют сами скульпторы, образы создавались, исходя из личной истории каждого героя. Устанавливали бронзовые бюсты весом около 2 тонн каждый на гранитных постаментах специалисты МУП "Реквием".
На пилонах, воздвигнутых по обе стороны аллеи, размещены имена героев орской земли, завоевавших Победу и отстоявших свободу не только россиян, но и других народов.

Литература

  1. Мемориал Славы // Орская городская энциклопедия. - Оренбург, 2007. - С. 219.
  2. Пост № 1 // Орская городская энциклопедия. - Оренбург, 2007. - С. 234 - 235.
  3. Мемориал Славы: фотоснимок // Орск: фотоальбом. - М. 1995. - С. 87.
  4. Иванов, А. Бюст Героя пополнил Аллею Славы / А. Иванов // Орская газета. - 2008. - 5 сентября. - С. 2.
  5. Светушкова, Л. "Наследие" - городу / Л. Светушкова // Орская хроника. - 2008. - 5 сентября. - С. 2.
  6. Гончаренко, В. Десять бюстов Героев войны установлены на колоннах / В. Гончаренко // Орская хроника. - 2008. - 22 апреля. - С. 1, 2.
  7. Резепкина, Н. Это нужно живым / Н. Резепкина // New Ведомости. - 2007. - 9 мая. - С. 3.
  8. Ефимова, Т. без прошлого нет будущего / Т. Ефимова // Орская хроника. - 2000. - 31 августа. - С. 2.
  9. Карандеев, А. Цветы к обновленному мемориалу возложили орчане / А. Карандеев // Орская хроника. - 2000. - 13 мая. - С. 2.

Нет в России семьи, где вам не расскажут о трагической потере близкого человека в годы Великой Отечественной войны. Тем событиям мы обязаны не только ужасными потерями, но и небывалым взлетом народного самосознания. Горе и страдание всегда делали людей чувствительными к несправедливости. Вспомните фильмы послевоенных лет - Голливуду с его заоблачными бюджетами никогда не приблизиться к тем шедеврам с их правдивостью и благородством.

То, как лежащая в руинах страна в считанные годы поднялась с колен, внушило обоснованный страх геополитическим врагам, а друзьям по соцлагерю - уважение и восхищение. История не сохранила подобных коллективных подвигов. И каждое свидетельство тех лет, каждый памятник Великой Отечественной войны оживляют у неравнодушных генетическую память, заставляя благородную, как в песне, ярость вскипать от зрелища наглых супостатов, старающихся умалить вклад русского народа в победу над мировым злом.

Могила Неизвестного солдата

Легендарный, воспетый в сотнях творений Вечный огонь, горящий в Александровском саду, олицетворяет все те миллионы безымянных жизней, брошенных в это символичное пламя войны. А то, что это самый известный из всех мемориалов, что он расположен в сердце страны, что у него круглосуточно несут караул современные герои, говорит о значимости жертвы и о благодарности выживших.

И сколько чувств вызывает короткая надпись - «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Когда читаешь эти слова, внутри все замирает - это сердце отзывается, вспоминая о великом горе, чувства цепенеют, представляя масштаб трагедии, а воображение рисует картины сожженных деревень и выстланных телами дорог - трупами тех, чьи имена никогда не узнают. На всех потомков тех страшных дней так действуют памятники, посвященные Великой Отечественной войне. Именно поэтому тяжело смотреть на кровавые события в братской Украине и на все несправедливые конфликты в мире, которых становится пугающе много.

Мамаев курган - монументальный памятник Великой Отечественной войне

Высота 102 - так помнят эту стратегическую точку на офицерском планшете те, кто проливал кровь на Сталинградском фронте. Получивший название во времена не менее тяжелые, Мамаев курган еще при нашествии татар служил опорным пунктом для защитников родной земли. И как будто созданный быть оплотом обороны, курган подтвердил призвание в годы нового нашествия нечисти.

Сухой военный язык вместе с громом пушек ушел в прошлое, а высота 102 стала Курганом славы. Почему современные памятники, посвященные Великой Отечественной войне, не вызывают того трепета и благоговения, которое охватывает при взгляде на творения периода восстановления страны от фашистского вторжения? Наверное, нужно пережить это историческое событие, с его болью, смертью и неотвратимостью, чтобы суметь передать значимость войны и феномена всеобщего объединения.

Родина-мать

Центральной фигурой на Мамаевом кургане выступает колоссальная фигура матери, ведущей в бой сыновей и дочерей войны. Нечто менее грандиозное было бы не достойно служить напоминанием о более чем полугодовой битве и 34,5 тысячах падших. Этот памятник Великой Отечественной войны в высоту достигает 85 м, а его вес колеблется в пределах 8 тысяч тонн. Но не только масштабность архитектуры заставляет с уважением замереть на высоте 102. Что-то в лицах и фигурах статуй не позволяет повысить голос, а мысли не могут рутинно перебирать домашние проблемы - в голову лезут непривычные мысли о героизме и самопожертвовании.

Дань павшим на Курской дуге

И хотя тяжело создать монумент так, как это сделает художник, прошедший по полям сражений, это не значит, что нужно забыть о новых творениях, прославляющих подвиги отцов. Особенно если речь идет о таком событии, как сражение на Курской дуге. Полтора месяца в кровопролитном 1943 году Россия и Украина сообща боролись за выживание в районе Курска. Числом невероятных потерь командованию удалось обратить противника в бегство.

И не слушайте тех, кто говорит о неподготовленности генералитета и о том, что стольких жертв можно было избежать. Мы противостояли превосходящим, отменно подготовленным частям, с лучшим оснащением и вооружением. На нас напали исподтишка, ударили в спину, а мы в одиночку справились с чудовищем. Никто не имеет право нас судить, пока мы помним и строим все новые памятники героям Великой Отечественной войны.

Несмотря на странные попытки извратить историю и обелить нацизм, мы помним героев и строим им новые памятники Великой Отечественной войны. Детям и взрослым, всем, кто идет за нами, останется величественная арка, увенчанная фигурой Георгия Победоносца. Вместе со статуей Жукова и могилой неизвестного солдата Курской земли она на сотни лет сохранит жертвы победителей в сердцах их детей.

Парк Победы на Поклонной горе

Как бы ни ругали нашу память о годах войны, памятников о тех временах в России не счесть. Хотя хотелось бы больше таких выдающихся, как парк Победы на Поклонной горе в Москве. Этот памятник Великой Отечественной войны занимает 135 гектаров, включая музей, посвященный подвигам солдат, монумент Победы и три храма. Главная достопримечательность - обелиск высотой 141,8 м. Эта цифра имеет сакральное значение - 1481 день продолжалась самая страшная и кровопролитная война в истории. Компанию обелиску составляют фигуры Ники - богини победы и Георгия Победоносца руки З. Церетели.

Маршалу Покрышкину

Богатая история памятников героям Великой Отечественной войны насчитывает сотни фигур и бюстов, посвященным конкретным личностям, внесшим вклад в дело победы. Одним из них является бюст трижды Герою Советского Союза, маршалу авиации Александру Ивановичу Покрышкину, установленный у него на родине - в Новосибирске. Начав войну молодым лейтенантом, 19 августа 1944 года Покрышкин становится первым троекратным героем страны.

Памятник Жукову в Москве

Самым знаменитым и многократно запечатленным в камне полководцем стал несгибаемый Георгий Константинович Жуков. Маршал Советского Союза, четырежды герой войны и кавалер двух орденов победы, он был не просто командиром - бойцы называли его батей. Он мог жить в окопах с простыми солдатами, стойко, как в уставе, перенося все тяготы. Как никто, часто в ущерб своим удобствам, радел за рядовой состав, чем нередко вызывал недовольство офицеров.

Памятник Великой Отечественной войны, посвященный Жукову, можно найти почти в каждом городе России. Это ли не свидетельство его заслуг и народного уважения? Но самый впечатляющий и знаменитый находится на Манежной площади в Москве. Это величественная фигура руки мастера Клыкова. Неудивительно, что такой человек, как Жуков, удостоился того, что так часто название памятников Великой Отечественной войны содержит эту легендарную фамилию.

Стоит ли помнить

История памятников Великой Отечественной войны составляет карту потерь и страданий человечества. Войны всегда были для человека повседневностью, и то, что сегодня в безопасности только те страны, которые могут атомным оружием гарантировано стереть с карты противника, говорит о том, что мир - это миф. К хорошему быстро привыкают. Но, как свидетельствует история, война необходима для развития - самые крупные взлеты в развитии наций происходят во время наивысшего напряжения. И бесчисленные памятники героям Великой Отечественной войны служат лучшим тому напоминанием и предупреждением.

Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур - «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: «Тыл - фронту», который установлен в Магнитогорске и «Воин-освободитель», расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент - Меч Победы.

Два из трех монументов триптиха - «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» - принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча. Третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. Композиция под названием «Перекуем мечи на орала» демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле.

Первая часть трилогии «Тыл - фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага - в Берлине.

Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь - стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Согласно статистическим данным - каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали. Отсюда и такой символизм этого монумента - работник оборонного завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который отправляется на Запад. Туда, откуда пришла беда.

Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Сталинграде на Мамаевом Кургане «Родина-Мать». В том месте, где произошел перелом в войне. И уже в завершение композиции «Воин-освободитель» опустит меч на свастику в самом центре Германии, в Берлине, довершив разгром фашистского режима. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне.

Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 года. А первый монумент серии «Тыл - фронту» был готов только летом 1979 года.

«Тыл - фронту»

Монумент «Тыл - фронту»

Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала - гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Этот эффект создает то, что монумент располагается на высоком холме. Центральная часть памятника - это композиция, которая состоит из двух фигур: рабочего и солдата. Рабочий ориентирован на восток (в ту сторону, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин смотрит на запад. Туда, где происходили основные боевые действия во время Великой Отечественной войны. Остальная часть монумента в Магнитогорске - это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита.

На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах (всего перечислено чуть больше 14 тысяч фамилий).

«Тыл - фронту»

Монумент «Родина-мать зовет!»

Монумент «Родина-мать зовет!» расположен в городе Волгограде и является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который расположен на Мамаевом кургане. Данная статуя считается одной из самых высоких на планете. Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. В ночное время монумент эффективно освещается прожекторами. Данная скульптура была создана по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Данный монумент - это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага.

Проводя некоторую аналогию можно сравнить статую «Родина-мать зовет!» с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывала своих детей дать отпор силам захватчиков. В последствии силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» был помещен на герб и флаг Волгоградской области. Стоит отметить, что вершина для строительства монумента была создана искусственным образом. До этого наивысшей точкой Мамаева кургана в Волгограде была территория, которая располагалась в 200 метрах от нынешней вершины. В настоящее время там находится храм Всех Святых.

«Родина-мать зовет!»

На создание монумента в Волгограде без учета постамента ушло 2400 тонн металлоконструкций и 5500 тонн бетона. При этом общая высота скульптурной композиции составила 85 метров (по другим данным 87 метров). Перед тем, как приступить к строительству монумента, на Мамаевом кургане был вырыт фундамент под статую глубиной 16 метров, а на этом фундаменте была установлена двухметровая плита. Высота самой 8000-тонной статуи составила 52 метра. Для того чтобы обеспечить необходимую жесткость каркаса статуи было применено 99 металлических тросов, которые находятся в постоянном натяжении. Толщина стен памятника, выполненных из железобетона, не превышает 30 см, внутренняя поверхность памятника представляет собой отдельные камеры, которые напоминают конструкции жилого здания.

Первоначально 33-метровый меч, который весил 14 тонн, был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Но огромные размеры статуи приводили к сильному раскачиванию меча, особенно это было заметно в ветреную погоду. В результате таких воздействий конструкция постепенно деформировалась, листы титановой обшивки начали смещаться, а при покачивании конструкции появлялся неприятный металлический скрежет. Чтобы устранить данное явление, в 1972 году была организована реконструкция монумента. В ходе работ лезвие меча было заменено на другое, которое было изготовлено из фторированной стали, с проделанными отверстиями в верхней части, которые должны были снизить эффект парусности конструкции.

«Родина-мать зовет!»

Однажды главный скульптор монумента Евгений Вучетич рассказывал Андрею Сахарову о своей самой известной скульптуре «Родина-мать зовет!» «Часто меня спрашивало начальство, зачем у женщины открыт рот, это же некрасиво», - рассказывал Вучетич. На этот вопрос известный скульптор отвечал: «А она кричит - за Родину… вашу мать!»

Монумент «Воин-освободитель»

8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский. Памятник был открыт 8 мая 1949 года, высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма.

Скульптура солдата общим весом примерно 70 тонн был произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе «Монументальная скульптура», она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор А. Г. Котиков. В сентябре 1949 года все обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.

«Воин-освободитель»

Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов - уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин - освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.

Памятник, как и все три монумента триптиха, расположен на насыпном кургане, к постаменту ведет лестница. Внутри постамента располагается круглый зал. Его стены были украшены мозаичным панно (автор - художник А. В. Горпенко). На панно были изображены представители различных народов, включая народы Средней Азии и Кавказа, которые возлагают венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед человечества». В центре зала был установлен постамент кубической формы, выполненный из черного полированного камня, на котором установлен золотой ларец с пергаментной книгой в красной сафьяновом переплете. В эту книгу были вписаны имена героев, которые пали в боях за немецкую столицу и были похоронены в братских могилах. Купол зала был украшен люстрой диаметром в 2,5 метра, которая изготовлена из хрусталя и рубинов, люстра воспроизводит орден «Победа».

«Воин-освободитель»

Осенью 2003 года скульптура «Воина-освободителя» была разобрана и отправлена на реставрационные работы. Весной 2004 года отреставрированный монумент вернулся на свое законное место. Сегодня данный комплекс является центром проведения памятных торжеств.

Источники информации:
http://ribalych.ru/2014/08/04/unikalnyj-triptix
http://www.pravda34.info/?page_id=1237
http://defendingrussia.ru/love/pamyatniki_pobedy
http://www.tgt.ru/menu-ver/encyclopedia/tourism/countries/dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti_155.html
https://ru.wikipedia.org

Безусловно, Великая Отечественная война оставила огромный след в истории нашей Родины. Вот уже на протяжении 68 лет мы ежегодно чтим память погибших в праздник 9 мая. Все мы знаем, что на просторах России были построены памятники Великой Отечественной войне в огромных количествах. Ниже в статье мы рассмотрим самые знаменитые из них, что располагаются в городах-героях России: Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Туле, Волгограде, Новороссийске и Смоленске. Именно эти города больше всех прославились своей отважной обороной во время военных действий 1941-43 г.г.

Начнем с Москвы. Все москвичи, безусловно, скажут, что наиболее значимой для этого города является Поклонная гора, на которой расположен Парк Победы. парка был торжественно открыт 9 мая 1995 года во время празднования Дня Победы. Находящиеся здесь памятники Великой Отечественной войне включают выставки военной техники, музеи ВОВ и холокоста, мемориальную мечеть и синагогу, а также храм Помимо этих памятников, встречаются и другие незначительные сооружения, которые можно увидеть по всей Москве.

Далее перейдем к Санкт-Петербургу. Как и в столице, в "Северной Венеции" также есть Парк Победы, однако здесь он представлен в дубле: Приморский, что посвящен морским победам, и Московский, который выстроен как целостная память о победе. Первый ничем особо не выделяется, а вот последний имеет на своей территории большое количество построек, являющих собой памятники воинам Великой Отечественной войны. Среди них особо выделяются где выстроены памятники-бюсты дважды Героев Социалистического труда, уроженцев города. Также следует отметить монумент "Ротонда", памятные кресты и доски, различные скульптуры и "Временную" часовню. Помимо этих парков, стоит упомянуть о музее-заповеднике "Прорыв блокады Ленинграда", а также мемориальном музее "Обороны и блокады Ленинграда", в которых высветлена вся тяжесть сражений и "вырывание" победы у фашистских захватчиков.

Тула не особо изобилует памятниками, однако, стоит отметить монумент защитникам Тулы в ВОВ, что расположен на а также курган Бессмертия в городе Ефремов, сооруженный на собственные средства жителей.

Безусловно, один из величайших городов, проявивших героическую оборону и не менее героическое контрнаступление, - это Волгоград. На самом известном холме, где с сентября 1942 года до января следующего проходили кровавые бои - Мамаевом кургане, находится архитектурный ансамбль памятников, посвященных ВОВ. Он включает, пожалуй, наиболее знаменитый памятник ВОВ России "Родина-Мать зовет!", являющийся, к слову, одним из 3 площади (пл. Скорби, пл. Героев, пл. Стоявших насмерть), Монументальный рельеф, горельеф «Память поколений», Военное кладбище, Стены-руины. Строительство, во время которого было задействовано множество архитекторов, продолжалось почти 10 лет, с 1959 по 1967 год.

Далее мы бегло осмотрим памятники Великой Отечественной войне в Смоленске. В парке Реадовка расположен Курган Бессмертия, что был сооружен смолянами в память о погибших во время ВОВ воинах и обычных людях. Он был торжественно открыт 25 сентября 1970г. Недалеко от Кургана вы можете увидеть Вечный Огонь, а в самом парке сооружен также где захоронены тысячи воинов. Среди других монументов Смоленска достоен упоминания памятник Великой Отечественной войны "Штык", который был установлен в память воинам легендарной 16-й армии, оборонявшей город в июле 1941г.



Поделиться