Формирование ууд в начальной школе через внеурочную деятельность. Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы в процессе внеурочной деятельности мейрманова ж.с Формирование ууд на внеурочных занятиях

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Выполнила: учитель начальных классов

Наприенко О.А.

2012 год

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.

Цели универсальных учебных действий:

Воспитывать культуру общения;

Воспитывать любовь и уважение к окружающим;

Сблизить и сплотить детский коллектив;

Развивать адекватную самооценку у школьников;

Научить анализу собственных действий и поступков;

Научить планированию действий;

Развивать устную речь учащихся;

Развивать творческие способности;

Привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий

  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика (полевая, социальная)
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант
  • другие формы

В том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и т.д.

Следует рассматривать направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любую из предлагаемых видов и форм деятельности в отдельности и комплексно (возможно комбинирование всех компонентов при разработке конкретной программы внеурочной деятельности).

Конкретные программы внеурочной деятельности являются составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Структура программ включает: цели и задачи, ожидаемые результаты, ресурсное обеспечение, содержание работы, план мероприятий, сроки и формы контроля.

Самостоятельно составленные педагогами программы внеурочной деятельности должны быть представлены в письменном виде, приняты решением педагогического совета образовательного учреждения.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочной деятельности.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе.

Виды и направления внеучебной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеучебной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая деятельность. Следовательно, все направления внеучебной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир.

Одним из основных направлений и ценностных основ воспитания и социализации учащихся является воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде – экологическое воспитание. На котором я бы хотела остановиться. От состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека. Экологическое образование и воспитание начальных форм экологической культуры детей начинается с понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Воспитание экологической культуры – это прямая связь с предметом окружающий мир, что способствует формированию метапредметных результатов.

Участие в различных экологических мероприятиях способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), т.е. способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребенка путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Экологические акции («Покормите птиц»; «В защиту зеленого друга»; «Чистый берег», и др.) способствуют формированию:

Личностных УУД, т.е. формируют умения оценивать жизненные ситуации, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить. Например, отношение человека к нашей зеленой лесной красавице, к соучастию и посильной помощи в подкормке птиц, изготовлении скворечников, сохранению редких растений и т.д.

Регулятивных УУД (целеполагание, планирование, саморегуляция). Это постановка учебной задачи, составление плана действий, преодоление препятствий.

Познавательных общеучебных УУД: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Например, дети уже знают, что птицы нуждаются в зимней подкормке, но не всегда знают, какой корм необходим тем или иным видам птиц.

Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение современными средствами коммуникации, умение донести свою позицию до других, умение договариваться и уважительно относится к позиции другого. Например, при совместном планировании, подготовке выступлений, изготовлении плакатов и др.

Творческие экологические конкурсы способствуют формированию:

Познавательных логических УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей; преобразование информации из одной формы в другую. Например, чтобы нарисовать животное или написать про него рассказ, сказку, необходимо знать его внешний вид, особенности жизни, повадки, отличия от других и т.д.

Коммуникативных УУД - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Экологические кукольные спектакли способствуют формированию:

Познавательных общеучебных УУД: умение моделировать, смысловое чтение.

Логических УУД: обобщение, сравнение.

Коммуникативных УУД - умение выполнять разные социальные роли.

Здесь важно вживание в роль, передача особенностей персонажа голосом, жестами, поведением, взаимодействием с другими и т.п. Кукольные спектакли способствуют приобретению основных знаний по экологии в простой ненавязчивой форме. Это обеспечивает общение между детьми, вызывает положительные эмоции, стимулирует активность ребенка.

Исследовательская деятельность способствует приобщению школьников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному отношению с объектами и явлениями окружающего мира и т.д.

Проектная деятельность. Метод проектов в экологическом образовании открывает новые возможности переноса образовательного процесса в реальную среду жизнедеятельности социума. Так, в сотрудничестве, мечте и практике развивается экологическая культура и социальная активность подрастающего поколения.

Эти виды деятельности позволяют формировать и личностные, и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные универсальные учебные действия. В их основе лежит способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом.

Уважение к природе складывается из мелочей, из повседневного с ней общения и даже самый маленький гражданин должен осознать ответственность за свое отношение к природе.

Таким образом, мы можем сказать, что формирование учебных универсальных действий может проходить и через внеурочную деятельность.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Опыт работы учителя начальной школы. Формирование УУД через внеурочную деятельность посредством проектов

Формирование УУД в деятельности учителя, безусловно, самое важное. Особенно часто по отношению к внеурочной деятельности педагоги встают в тупик.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями и навыками, но и способности, готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено и во внеурочной деятельности, где происходит непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка во взаимодействии с педагогом, в дружественной детской среде и во взаимодействии с социальными субъектами.
Направления внеурочной деятельности составляют единую образовательную линию с учебными предметами. Так, например, предмет «Окружающий мир» тесно сотрудничает с проектной деятельностью, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Данный метод находит своё применение в кружках «Первая экология», «Юные краеведы», «Природа – наш дом». Объектом изучения является Крутинский район: его социальная, культурная, духовная, а также природная среда. Ведь именно основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребенка микромира создают условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Цель проектов – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе, в социуме с её объектами. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования, самостоятельного поиска и открытия. Их действия становятся более осмысленными.

Добиться главного результата любой проектной деятельности возможно в совместном творчестве детей, педагогов, родителей, включением каждого ребёнка в самостоятельный поиск и созданием для каждого ученика ситуации успеха. Поэтому, самое ценное для меня при работе над любым проектом - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего я формирую и развиваю умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом, затем составлять план для себя и других как инструкцию для решения проблемы и, наконец, учатся выполнять все этапы технологии проектирования. Перед проведением работы руководителю необходимо чётко выстроить логическую схему: цель, задачи, методы, конечный продукт.
Безусловно, в начале 1 класса мы выполняли краткосрочные (простейшие) проекты. Например, проект ко Дню Матери «Руки наших мам самые, самые..!». Дети ещё печатными буквами признавались в любви мамам, составляли композицию, используя рисунки о том, что умеют делать мамины руки, а в центре к золотому солнышку прикрепляли контуры раскрашенных собственными руками ладошек своих мам. Каждый ребёнок имел возможность рассказать всем желающим о своей маме и прикоснуться к её ладошке.
С целью развития у детей представления о зимующих птицах и интереса к ним, ответственности за все живое, развития коммуникативных способностей и помощи зимующим птицам силами учащихся 1и 4 классов, родителей, педагогов был создан и реализован проект «Не оставим птичек в беде!». Среди планируемых результатов особо хочется отметить, что конечным продуктом является сборник «Пернатые друзья зимой». Познакомившись с его разделами, ни один человек не останется равнодушным к прекрасным творениям матушки – природы.
В ходе реализации данного проекта применялись разнообразные формы работы: беседы, экскурсии, наблюдения, зарисовки, игра, практические работы, создание сборника, природоохранительная акция.
После экскурсии в школьный парк, работы в изостудии, игрового занятия мы начали практические работы по изготовлению кормушек и других приспособлений. Затем их разместили в школьном парке. С тех пор ребята постоянно работали с птичьими столовыми. В сборник была помещена информация о зимующих рядом с нами птицах, литературные произведения о них, памятки «Как накормить пернатых зимой», а рисунки в картинной галерее сборника «Наши пернатые друзья». С акцией ребята вышли в другие классы начальной школы. Она была доступна и понятна для всех, имела широкий резонанс, большое воспитательное воздействие и служила эффективной экологической пропагандой.
Сейчас в стадии реализации находится совместный (с ребятами 4 класса) проект «Перелётным птицам тоже нужна помощь!».
Работая над проектом , ребята очень легко включились в работу, так как имеющийся опыт дал положительный результат. А именно: дети уже умели с помощью взрослых планировать и осуществлять свою деятельность, рассматривать проблему и выстраивать последовательность действий, решающих проблему. Собран богатый материал о перелётных птицах края, прочитаны десятки произведений, в том числе и старинные заклички птиц весной, сделаны и раскрашены подвески на окна - фигурки птиц из солёного теста для «зазывания» их в свои края, вместе с родителями изготовлены и развешаны скворечники на территории школы вблизи огорода, чтобы птицы помогали уничтожать насекомых- вредителей.
Таким образом , у детей, открывающих новые стороны в уже привычном, знакомом, начинает формироваться любовь и привязанность родным людям, к Родине, преданность ей, ответственность за всё живое на Земле, желание трудиться на ее благо и беречь её.
Особо хочется отметить, что проектная деятельность позволяет работать над получением личностных результатов в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Направленность на достижение конкретных целей, координированное выполнение взаимосвязанных действий, ограниченная протяженность во времени с определённым началом и концом, неповторимость и уникальность – вот её отличительная черта от других видов деятельности. Работая в группе (команде) ребята становятся более внимательными к своим партнёрам, учатся серьезно относиться к мыслям и чувствам других, терпимости, дружелюбию.

И.А.Суранова ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формирование УУД (универсальных учебных действий) во внеурочной деятельности через реализацию программы «Бумажное моделирование»

Суранова И.А. (из опыта работы)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя лучше отражает программа по внеурочной деятельности «Бумажное моделирование». Главная цель которой –гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества. Занятия по данному курсу знакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогают освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Поэтому основной задачей является развитие творческого потенциала детей средствами художественного труда и формирование у обучающихся прикладных умений и навыков.

Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается «по спирали», т.е. изменяется степень сложности выполнения заданий. Программа рассчитана на 4 год и состоит из 4-х разделов: «Оригами», «Жесткое конструирование», «Бумагопластика», «Фантазия».

Остановлюсь на положительных, на мой взгляд, моментах этой программы в рамках формирования универсальных учебных действий. Программой

предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.),окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок).

В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).Дополнена она и заданиями для учащихся 4 класса информационно практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет пространстве. Детям предлагаются разные виды работы – от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров http://stranamasterov.ru

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге. Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает работа с учебными пособиями.

На первом этапе дети наблюдают, анализируют изображение поделки, пытаются понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее они определяют основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. Задача каждого занятия - освоение нового технологического приёма или комбинация ранее известных приёмов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Это позволяет учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Ребята могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне.

Возьмём тему «Оригами».

НАЧАЛО - это складывание из квадрата, знакомство с условными обозначениями; знакомство с информацией о происхождении; с людьми, занимающимися этой техникой

ИТОГ – сложные композиции, создание проектов; выставки и отчёты о работе.

Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это

гарантирует успех каждого ребёнка и как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Большим подспорьем в работе являются рабочие тетради:

«Школа волшебников» - 1 класс, «Волшебные секреты» - 2

класс, «Бумажное волшебство» - 3 класс, которые представляют собой новый тип учебных пособий С первых страниц тетради ребят встречают сказочные герои – Волшебница Фантазия, Мастер Клей, Тяпляп, Грязнокрас. Это персонажи сказки Т.Смирновой Страна Мастеров». Знакомство с их волшебными приключениями делают занятия еще более увлекательными.

Хотя у меня небольшой опыт работы, но я хочу отметить ряд положительных моментов при использовании рабочих тетрадей в рамках формирования универсальных учебных действий:

первое - дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;

Те ученики, которые любят получать знания экспериментальным путем, выполняют работу самостоятельно, глядя на фотографию или карту; Для тех, кто затрудняется, предусмотрены схемы этапов работы. Если и этот способ действий оказывается сложным для ребенка, он может воспользоваться шаблонами.

второе - в конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, аккуратность, способ действия.

третье - все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно

четвертое - выполнение заданий в тетрадях направлено на отработку основных операционных навыков - вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т.д. Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.

Кроме рабочих тетрадей можно использовать тетради для практических работ: «Бумажные фантазии» , «Бумажный калейдоскоп», «Бумажные вещицы».

Данной программой рекомендовано использование книг серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья (автор Т.Н.Проснякова). В них содержится интересная естественно-научная информация, сказки, загадки о представителях мира живой природы.

Остановлюсь на теме « Подсолнух» (2 класс)

На внеурочном занятии при изготовлении этой поделки я использую материал из книги «Цветы». Дети читают стихотворение про это растение, узнают, как подсолнух называли испанские завоеватели, впервые увидевшие его в Южной Америке. «Перуанский цветок солнца», то есть формируются познавательные УУД.

Но главное – рассматривая эту страницу, дети приходят к выводу, что эту поделку можно выполнить, используя другую технику – технику оригами.В 1-м случае – лепестки выполнены в технике скручивания гофрированной бумаги. Во 2-м случае – в технике оригами.

Ребята проводят наблюдение, сравнивают поделки и рассуждают, находят варианты решения, планируют свои действия при выполнении следующей работы. Таким образом формируются регулятивные учебные действия.

Высказывая собственное мнение, выслушивая мнение и идеи товарищей, соблюдая коррекцию в высказываниях, учащиеся формируют коммуникативные действия, а также личностные УУД – положительное отношение к занятиям, интерес к данному виду деятельности.

И еще ценность книг серии «Любимый образ» заключается в том, что в них рассказывается и показывается, как один образ (например, кошки) дети могут воплотить своими руками в различных техниках из самых разных материалов. Это от простых ниток, гофрированного картона, бархатной бумаги, ткани, пластилина до оригами и моделирования конусов. Хочу познакомить вас с не

менее интересными книгами. Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» (автор Т.Н. Проснякова)посвящена работе с одной техникой - конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. В основе фигурок оригами лежит простой модуль, его могут складывать дети с 5 лет. Модульное оригами прекрасно подходит для учебного процесса, так как крупные поделки гораздо проще выполнять в коллективе.

Книга «Квилинг: создаем композиции из бумажных лент» (авторы А. Юртакова и Л. Юратова). Все изделия выполнены в очень популярной сегодня технике «квилинг» - из различных бумажных спиралей. Выполнении каждого изделия сопровождается по- шаговыми инструкциями авторов и цветными фотографиями, поэтому выполнить предложенные композиции детям не составляет трудности.

ИТАК, в ходе занятий «Бумажное моделирование» формируются УУД:

Личностные УУД – положительное отношение к занятиям творчеством; навыки организации рабочего места.

Регулятивные УУД – умение работать с бумагой; навыки правильного расположения пальцев – мелкой моторики;

Познавательные УУД – навыки работы с бумагой, понимание информации, предложенной в пособиях, поиск информации по другим источникам; работа с интернет ресурсами;

Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Бумажное моделирование»

рабочего места

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие в выставках, конкурсах по различным темам:

    «Пасхальное чудо»;

    «Волшебный пакет»;

    Конкурсы прикладного творчества (Всероссийские);

  • Марш парков и др.

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е!

Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности.

Учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 629

Баева М.Л.

Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Цель внеурочной деятельности по предмету – английский язык :

  • Создание условий для развития личности учащихся;
  • Создание условий для позитивного общения вне урока;
  • Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;
  • Проявление интереса к внеклассной работе по предмету – английскому языку.
  • Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например, результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время направлено, прежде всего, на развитие УУД, таких как:


Познавательных УУД :

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • рефлексия.

Регулятивные УУД :

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка: умение давать оценку своим действиям;

Коммуникативные УУД :

  • планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
  • управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;
  • умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д.

Личностные УУД :

  • самоопределение;
  • смыслообразование;
  • умение решать проблемы планирования свободного времени.
  • осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
  • ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
  • осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)

УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.

Универсальные учебные действия - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Предназначение УУД:

  • обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
  • обеспечение целостности содержания образования;
  • профилактика школьных трудностей обучающихся.

Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план .

В результате овладения познавательными УУД учащийся успешно может применять конкретные способы преобразования учебного материала в практической деятельности. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

  • социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовывать свою учебную и внеурочную деятельность. Учащиеся учатся правильно выбирать средства для организации своего поведения и деятельности, распределять рационально свое свободное время, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с учетом норм, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также учитывать возможные ошибки, сдерживать отрицательные эмоции.

Регулятивные УУД :
Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.

Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью.
Для планирования формирования у обучающихся УУД в урочной и внеурочной деятельности можно использовать следующую форму поурочного планирования:

"Виды УУД и их характеристика"

УУД

Характеристика

Регулятивные УУД

Целеполагание

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно

Планирование

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий

Прогнозирование

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Контроль

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Оценка

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Волевая саморегуляция

Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Познавательные УУД

Моделирование: замещение, кодирование, декодирование

Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую)

Преобразование модели

Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре

Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации

Понимание

Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Постановка вопросов

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Управление поведением партнера

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Личностные УУД

Самоопределение

Результат выбора учащимся своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных ситуациях

Смыслообразование

Процесс творческого освоения субъектами образования созданных человеком знаний в процессе общественного развития

Осознание себя активным гражданином страны

В гражданской позиции выражаются гражданские качества личности, в которой человек идентифицирует себя как полноправного суверенного субъекта социума, способного влиять на социум

Умение решать проблемы планирования свободного времени

Воспитание внутренних потребностей совершенствования физических, нравственных и интеллектуальных сил человека; умение расходовать свободное время продуктивно

Осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями

Принятие учащимся самостоятельных решений, развитие творчества, выбора содержания и способов самоучения и поведения

Ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина

Воспитание фундаментальных жизненных ценностей – добро, красота, истина

Планируемые результаты:

  • становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника;
  • развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности;
  • развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.


Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность на английском языке:

  1. Ежегодное участие в конкурсе Драмы на иностранных языках «Глобус» с драматизацией сказок на английском языке с учащимися 5Г класса.
  2. Организация и проведение окружного конкурса на английском языке «Я люблю спорт!» для учащихся начальной школы.
  3. Создание сценария и съемка мультфильма, посвященного спорту и Олимпийским играм;
  4. Участие в конкурсах различного уровня:
  • Фестиваль Ирландской культуры в УГЛУ
    «Британский Бульдог» - институт инновационного развития;
  • «Школа просвещения» - конкурс видеороликов на иностранном языке;
  • «Я с книгой открываю мир!» - издательство «Просвещение»;
  • «Символы» - издательство «Просвещение»;
  • «Россия спортивная» - издательство «Просвещение»;
  • «Поздравительная открытка» - издательство «Просвещение»;
  • Другие.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формирование УУД во внеурочной деятельности. Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 629 Баева М.Л.

Создание условий для развития личности учащихся; Создание условий для позитивного общения вне урока; Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях; Проявление интереса к внеклассной работе по предмету – английскому языку. Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.

Познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка: умение давать оценку своим действиям; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; управление поведением партнера в совместной работе над диалогом; умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д. Личностные УУД: самоопределение; смыслообразование; умение решать проблемы планирования свободного времени. осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина; осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)

становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Учащиеся 4В класса работают над созданием мультфильма по собственному сценарию “ A Tale about Six Brothers”

«Британский Бульдог» - институт инновационного развития; «Символы» - издательство «Просвещение»; «Россия спортивная» - издательство «Просвещение»; «Поздравительная открытка» - издательство «Просвещение»; Другие.

Проектные работы на английском языке, посвященные 70-летию Великой Отечественной войны, учащихся 7-х классов: Немова Александра и Рыжака Андрея.


Требования ФГОС и практика обнаружения существенных затруднений у выпускников школ, связанных с самоидентификацией и выбором жизненного пути, повышают важность школьной воспитательной работы и социальной адаптации учащихся, в том числе, в рамках направлений внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе .

Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности детей, которые реализуются согласно ООП и способствуют:

  • оптимизации образовательной нагрузки в учреждении;
  • социальной адаптации и всестороннему развитию учеников;
  • формированию универсальных учебных действий;
  • успешной подготовке школьников к предстоящему решению жизненных задач;
  • получению учащимися необходимой базы знаний и навыков для творческой и профессиональной самореализации.

Цели и задачи внеурочной деятельности в 1-4 классе по ФГОС

Реализуя требования ФГОС, внеурочная деятельность является обязательной частью школьной образовательной программы и учебно-воспитательного процесса. При этом образовательные учреждения имеют достаточную самостоятельность в контексте выбора содержания внеурочной деятельности детей, как одной из форм организации свободного времени учеников.

Независимо от формы внеурочной деятельности в начальной школе , целью ее является помощь в максимальном охвате ООП и достижении запланированных предметных, метапредметных и личностных результатов по итогам обучения в младших классах. Так, по итогам учебы в начальных классах дети должны не только знать и уметь, но также чувствовать, действовать и принимать решения. Именно для этого в школах создается воспитательная среда, которая позволяет активизировать интеллектуальные и социальные интересы учеников, развить творчески активную, здоровую личность, демонстрирующую правовое самосознание и гражданскую ответственность. Только в определенных условиях дети приобретают социальный опыт, на основании которого принимают установленную в обществе систему ценностей. При наличии свободного выбора дети успешно развивают свои интересы, постигают культурные традиции и духовно-нравственные ценности.

Все направления и виды внеурочной деятельности в младших классах ориентированы на реализацию следующих задач:

  • воспитание в учениках настойчивости и целеустремленности;
  • социальное становление личности младшего школьника, которое осуществляется в процессе коллективного творчества и общения;
  • творческое самовыражение ученика на базе позитивного отношения к окружающей действительности;
  • эффективное задействование материально-технической и учебно-методической базы ОУ, кадрового и методического потенциала.

Внеурочная деятельность в начальной школе организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Результатами освоения внеурочной деятельности должны стать:

  • получение социального опыта, социальная компетентность;
  • практика самостоятельного общественного действия;
  • положительное отношение и принятие основных социальных ценностей;
  • готовность к познанию;
  • сформированные основы гражданской идентичности.

Результаты всех видов деятельности в начальной школе по ФГОС квалифицируются по уровням:

  1. В дружеском коллективе одноклассников дети получают социальные знания (1 класс).
  2. Взаимодействуя с социальными объектами, ученики учатся сопереживать базовым общественным ценностям (2-3 класс).
  3. Школьники получают опыт самостоятельного общественного действия (4 класс).

Для этого педагогам следует определить факторы, которые способствуют развитию детей, и которые его тормозят. Внеурочная деятельность должна проходить в атмосфере взаимного доверия и полной педагогической поддержки в формате диалога между учителем и учеником, при котором педагог отказывается от внешнего оценивания, стимулирует самостоятельность ребенка, подчеркивает сильные стороны его личности.

Виды деятельности в начальной школе по ФГОС

Направления и виды внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС взаимосвязаны и являются содержательными ориентирами для организации занятий, тогда как разработку форм внеурочной занятости осуществляют на их основании. В образовательных учреждениях доступны различные внеурочной деятельности.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

!!! Об обучении детей с нарушениями здоровья
!!! Изучение уровня адаптации выпускников начальных классов

Трудовая (производственная) деятельность

Трудовое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности направлено на развитие активности, трудового сознания, трудолюбия и практического мышления. Ученики должны понимать социальную важность разных профессией, иметь базовые трудовые навыки, уважительно и положительно относиться к любой трудовой деятельности.

В кружках в 1-4 классах трудовая внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС осуществляется на примере взрослых, которые используют различные методы, включая художественный и ручной труд (изготовление поделок и рисунков), благоустройство территории школы и класса, уборку учебных помещений, помогающие сформировать у детей понимание различных трудовых действий, социальных ситуаций, профессий. На помощь педагогам приходят:

  1. Игры. Поскольку профпросвещение является ключевым направлением трудового воспитания учеников младших классов, в сюжетно-ролевых играх на трудовые сюжеты дети могут на время перевоплощаться в строителей, агрономов, врачей, учителей, что позволит понять принципы торговых отношений, работы в строительной сфере, сельском хозяйстве.
  2. Экскурсии. С учениками младшего звена можно посетить местные кондитерские фабрики, больницы, заводы, предприятия аграрного сектора и легкой промышленности: подобные экскурсии, организованные при участии родителей, познакомят детей с технологией производства той или иной продукции, трудовыми функциями представителей разных профессий.
  3. Мастер-классы. Пробуя самостоятельно делать елочные игрушки или шоколадные конфеты, дети получают неоценимый практический опыт и те положительные эмоции, которые позволят выбрать правильный курс в профориентации.
  4. Выставки. Соревновательный момент в организации конкурсов и выставок стимулирует творческую и трудовую активность детей, любознательность, увлекает их, формируя положительное отношение к труду.

Игровая деятельность

Для дошкольников игра была ведущей формой деятельности, движущей развитие ребенка, однако в младших классах игровая деятельность отходит на второй план, уступая место образовательной. При этом именно в форме игры ученики лучше осваивают социальные роли, получают новые знания и навыки взаимодействия, поскольку большинство игр отличает свободная развивающая деятельность, значительная доля импровизации, широкое поле для творчества, состязательность, соперничество, действия по правилам, отражающим логическую последовательность и содержание игры.

Таким образом, игра, как одна из форм проведения внеурочной деятельности в начальной школе , выполняет следующие функции:

  • социализации - включая ученика в систему социальных отношений;
  • коммуникации - позволяя усваивать общекультурные и общечеловеческие ценности, входить в контекст взаимоотношений между людьми;
  • самореализации - открывая для ребенка поле для самовыражения, разрешения жизненных затруднений, демонстрации свободы действий.

Для этого в практике внеурочной деятельности используются не только педагогические, но и ролевые («Моя семья», «Моя школа», «Моя будущая профессия», «Путешествие по ПДД»), спортивные («Бег в мешках», «Выбивной», «Пятнашки», «Попади в корзину», «Городки», «Веселые старты»), военно-патриотические («Щит», «Я - будущий солдат», «Зарница»), интеллектуальные («Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес», игры-головоломки, викторины), настольные игры (шахматы, шашки, домино, крестики-нолики, монополия).

Художественно-эстетическая деятельность

Художественное творчество ставит целью воспитать творческую личность ребенка, сформировать у него способность видеть прекрасное повсюду, положительно воспринимать окружающий мир, получить базовые представления о красоте, чистоте и аккуратности, что даст мощный импульс для освоения мировой культуры, наполнения духовной жизни ученика. Эстетическое воспитание детей начинается не с программы кружков видов внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС , а с декоративно-прикладного искусства, народного творчества, фольклора, скульптуры, танца, театра, музыки, кино, живописи и архитектуры, познакомиться с которыми младшие школьники должны на внеурочных занятиях в школе, различных мероприятиях в каникулярное время и в ходе посещения учреждений допобразования. Учителям важно приобщить детей к прекрасному, развить в них эстетические потребности и способность видеть красоту, научить воспринимать разные виды искусства (в начальной школе особое внимание уделяется восприятию художественных произведений).

Для этого детям предлагается:

  1. посещение кино, музеев, художественных выставок, спектаклей, фестивалей;
  2. занятия в кружках прикладного искусства и ИЗО (коллажи, вышивка, витражная техника, холодный батик, работа с соломкой и кожей, пошив мягких игрушек, флористика, роспись по дереву, лего-конструирование и прочее);
  3. игры-миниатюры, инсценировки, компьютерные игры (одобренные и отобранные педагогом), просмотр познавательных программ, чтение.

Научно-познавательная деятельность

Познавательная внеурочная деятельность младших школьников осуществляется посредством работы школьного научного общества, кружков, факультативов, интеллектуальных клубов, проведения викторин, олимпиад, экскурсий, что позволит детям познакомиться со всеми аспектами познавательной деятельности человека, которая не ограничивается рамками школьных занятий, а лишь начинается с них.

Социальные знаний или результаты первого уровня дети постигают в процессе изучения социального мира: они получают навыки и информацию, которые необходимы для комфортного сосуществования в обществе. На познавательных занятиях школьники узнают о повседневной жизни, получают социальные знания, знакомятся с нормами морали и этики, общечеловеческими ценностями, спецификой межконфессиональных и межрасовых отношений.

Результаты второго уровня - формирование благосклонного отношения к общественным ценностям - возможно при добавлении ценностной составляющей во все направления, виды и формы внеурочной деятельности , направленной на познание. Учителям важно стимулировать в детях мышление, предоставляя возможность свободно высказывать свои мысли, доказывать свою позицию, вести дискуссию, обсуждать предложенную тему, стимулировать дискуссии внутри малых групп. В связи с этим наиболее эффективны:

  • внутригрупповые дискуссии, на которых школьники могли бы высказывать свое мнение касательно вредных привычек, социальных проблем, массовой культуры, экологии, нравственности и безнравственности людей, героизма, войны и прочего;
  • исследовательские проекты;
  • интеллектуальные марафоны, олимпиады, конференции учеников;
  • предметные факультативы, интеллектуальные клубы.

Все эти формы взаимодействия помогают ученикам не только выражать свое отношение к предмету дискуссии, но и соотносить его с мнениями других подростков, что может менять его взгляды на мир. Чтобы привнести ценностную составляющую в познавательную внеурочную деятельность, достаточно затронуть нравственные предметы взаимодействия науки и мира, например, этические аспекты генной инженерии, двойственность значения расщепления ядра атома, последствия эпохи великих географических открытий или экологических последствиях производства дешевых синтетических материалов.

Новые возможности для карьерного роста

Чтобы лучше разобраться с нормативным обеспечением педагогической деятельности, требованиями ФГОС и профессионального стандарта к учителю начальных классов, знать больше о психолого-педагогической культуре учителя по

За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Результаты третьего уровня будут достигнуты при условии взаимодействия учеников с субъектами социума в открытой общественной среде, во время социально ориентированных акций.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Предполагает закладывание основ безопасного и здорового образа жизни. С началом школьных занятий детский организм получает физические нагрузки, которые необходимо компенсировать, для этого навыки, которые дети получают на уроках физкультуры, должны закрепляться в рамках самостоятельной оздоровительной деятельности. Младшие школьники могут делать дома утреннюю зарядку, на переменах в школе - легкую гимнастику или участвовать в подвижных играх, а после школы - посещать дополнительные занятия и секции. Через взаимозависимость внеучебной и учебной деятельности достигается нужный оздоровительный эффект: дети активно используют полученные знания, участвуя в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, выполняя физические упражнения. Одним из видов внеурочной деятельности в младшей школе является процесс овладения двигательной активностью общеразвивающей направленности, что позволяет совершенствовать физическую форму детей, стимулировать их самостоятельность, творческие мышление и сознание.

Место проведения Время проведения Формы организации внеурочной деятельности
Школа Первая половина учебного дня Утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками
Вторая половина учебного дня Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр
Учреждения дополнительного образования детей, спорта Вторая половина учебного дня, выходные дни Детские спортивные секции, кружки
Школьные оздоровительные лагеря Каникулярное время Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря)

Туристско-краеведческая деятельность

Начиная осваивать туристско-краеведческую деятельность, ребенок получит базовые социальные знания первого уровня, познакомится с принципами поведения на реке, в горах, в лесу, правила поведения в архиве, библиотеке, музее. Однако наиболее эффективно новые знания младшие школьники усваивают в полевых условиях, знакомясь с жизнью земляков и жителей других регионов, социумом, этическими нормами, общественными ценностями, разными религиозными убеждениями. Именно поэтому этот реализуется через следующие формы :

  • организацию музейных, факультативных и кружковых занятий, походов выходного дня, краеведческих экскурсий и экспедиций, спортивных и оздоровительных походов;
  • работу полевых лагерей, слетов, архивную и библиотечную работу;
  • проведение краеведческих викторин и олимпиад;
  • переписку и встречи с интересными людьми.

Маршруты походов и экскурсий педагоги стремятся прокладывать так, чтобы дети попутно посетили храмы, монастыри, старинные дворянские усадьбы, памятники истории, музеи и другие знаковые места. Особенно важно организовать встречи с очевидцами исторических событий, местными жителями, краеведами, известными и интересными людьми, общение с которыми в значительной мере расширит кругозор детей.

Чтобы младшие школьники достигли результатов второго уровня - принятия базовых общественных ценностей, - педагогу следует:

  • установить неписанные правила туристского коллектива, положить начало туристским традициям класса. Например, дети должны делиться с товарищами, поддерживать чистоту всех посещаемых группой объектов, стремиться использовать правильную красивую речь. Усвоив эти нехитрые правила, дети, став уже опытными туристами, будут предъявлять их новичкам.
  • Побуждать к соблюдению учениками режимных моментов и отказу от безделья. Поскольку в экспедиции всегда хватает работы для каждого, школьники должны складывать рюкзаки, разводить костер, готовить еду быстро и слаженно.
  • Стимулировать у детей терпение, силу воли, концентрацию, без которых не удастся преодолеть препятствия, попадающиеся на пути, и все трудности походной жизни. Учителю следует помочь школьникам достойно встретить испытания и пройти через них, не утратив силы духа и уверенности в себе.

Третий уровень результатов - получение опыта самостоятельного социального действия - дети приобретают, активно включаясь в походный ритм жизни и систему сменных должностей (например, штурман, хронометрист, краевед, дежурный и командир) - важную форму организации походной жизни. В этом случае учитель должен стать примером для подражания, привлекая детей к расчистке братских могил, туристических стоянок, колодцев от мусора, оказанию помощи ветеранам, заботе о животных и других благотворительных акциях. Школьники осмыслят и усвоят такой опыт социального действия, а после будут применять его рефлексивно.

Последним важным аспектом туристско-краеведческой деятельности является рефлексия. Дети должны уметь анализировать сложности, с которыми они столкнулись, свои способности и силы, работу коллектива, оценивать степень достижения целей и свой вклад в них.

Социальное творчество (общественно-полезная деятельность)

Школьное идейное и нравственное воспитание направлено на формирование сознательных граждан, а потому детям важно прививать трудолюбие, честность, уважение к старшим, стремление быть полезными обществу, целенаправленность, социальную активность. Дети должны проявлять ответственное отношение не только к личному, но и к общественному делу.

В младших классах социальное развитие детей возможно посредством такой формы организации внеурочной деятельности в начальной школе , как проблемно-ценностное общение, социальное творчество, трудовая деятельность. Все они незаменимы для социальной коммуникации и развития культурных и личностных ресурсов ребенка, перенятия коллективного опыта поколений. В рамках внеурочной общественно-полезной деятельности в школе, летних школьных оздоровительных лагерях или в учреждениях допобразования ученики младшей школы могут:

  • принимать участие в различных праздниках, мероприятиях для ветеранов, инвалидов и пожилых людей;
  • приобщаться к озеленению класса и пришкольной территории, субботникам;
  • организовывать дежурства по классу;
  • проводить социальные акции в рамках школы или района;
  • практиковать социально-моделирующие ролевые игры;
  • разрабатывать социальные проекты;
  • принимать участие в дискуссиях, беседах, круглых столах, затрагивающих социально значимые темы;
  • поддерживать тимуровское движение, коллективное творчество и трудовой десант.

В качестве примера внеурочной деятельности в начальной школе социальное творчество может быть реализовано в ключе патриотического воспитания. Лучшими формами воспитания патриотизма служат уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ и войны в Афганистане, просмотр фильмов патриотической тематики, военно-спортивные мероприятия, работа в музейных фондах и архивах, посещение музеев, организация выставок или творческих конкурсов. Помимо этого общественно-полезная деятельность может быть реализована в форме трудовой или волонтерской деятельности, которые призывают детей ценить труд, проявлять инициативу в коллективной и групповой работе.

Досугово-развлекательная (досуговое общение)

Досугово-развлекательное общение как одна из форм воспитательной работы способствует гармоничному развитию личностных качеств ребенка, объединению ученического коллектива, формированию благоприятной психологической атмосферы. Культурно-досуговая - такой вид внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС , который:

  • дает школьникам социальные навыки и знания, умение ориентироваться в заданной социальной среде;
  • развивает воображение, творческие способности и мышление, познавательные процессы, эмоциональную и волевую регуляцию;
  • вовлекает учеников в совместную деятельность;
  • воспитывает эстетические и нравственные чувства, желание и умение учиться;
  • формирует положительное отношение к социальным ценностям и реалиям, умение находить компромиссы, общаться;
  • дает понимание повседневной жизни, позитивное эмоционально-ценностное восприятие окружающих и себя.

Поскольку всесторонне развитая личность - гуманный идеал современности, культурно-досуговая деятельность является залогом индивидуальной самоактуализации личности и представляет собой взаимодействие тенденции к социализации и индивидуализации личности. Следовательно, досугово-развлекательная деятельность выполняет функции социализации, коммуникативности, накопления и хранения культурного наследия и ценностей, производства новых ценностей, рекреации и гедонизма.

В ходе организации внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС применяются пять видов детского активного и пассивного досуга:

  1. Игровая, техническая, художественная, научно-исследовательская и трудовая деятельность - все то, что связано с активным творческим началом.
  2. Посещение выставок, музеев, чтение, экскурсии - то, что связано с потреблением культурных и духовных ценностей.
  3. Спортивные мероприятия, вечера отдыха, игры на свежем воздухе, прогулки - то, что направлено на восстановление моральных и физических сил ребенка.
  4. Праздники, кружковая работа, детские клубы - то, что реализует коммуникативные потребности.
  5. Олимпиады, конкурсы, викторины, краеведческие и туристические походы, летние лагеря - то, что связано с творческой и учебной деятельностью.

В начальной школе детский досуг принято организовывать в формате бесед, конкурсов, викторин, различных праздников, концертов, инсценировок, театрализаций, КВНов, интерактивных игр, читательских клубов и конференций, встреч с интересными людьми. Педагоги-воспитатели выбирают актуальную форму и методику, руководствуясь потребностями учеников, их возрастными особенностями, состоянием ученического коллектива и отдельных его членов.

Проблемно-ценностное общение

Внеурочная деятельность в формате проблемно-ценностного общения опирается на такие формы и методы работы , которые влияют на детское восприятие мира, смысла жизни, повседневных проблем. Как правило, этот вид деятельности строится в формате дискуссий, тематических диспутов, этических бесед, которые позволяют детям достичь результатов всех уровней.

  1. Этическая беседа дает младшим школьникам социальные знания и является личным высказыванием, насыщенным переживаниями и эмоциями, нацеленным на обратную связь от детей. Она сочетает в себе импровизацию и строгую программу, поднимает важные коллизии художественных текстов или реальных ситуаций и строится на канале общения «педагог-дети», что не предполагает коммуникацию детей между собой.
  2. Дебаты позволяют сформировать позитивное отношение к социальной действительности. В них принимают участие две стороны: поддерживающая тему мероприятия и отрицающая. Стороны должны убедить судей в правоте своей версии, приводя разумные аргументы и доводы. Важно, что в ходе дебатов участники иногда могут отстаивать ту точку зрения, которую в реальности не поддерживают, реализуя ролевой принцип. Воспитательный момент проявляется в том, что дети, подбирая сведения и аргументы в пользу изначально не близкой им теории, постепенно приходят к ценностному самоопределению.
  3. Проблемно-ценностная дискуссия отражает переход от теории обсуждения к практическому действию и ставит участников перед выбором: действовать или нет, позволяя достичь результатов третьего уровня, запустив процесс социального самоопределения. Это групповая форма работы, где учитель играет роль организатора. На дискуссии поднимаются вопросы социальной реальности, которые интересны и близки детям. Наиболее подходящей темой является «Роль молодежи в жизни родного города/поселка/села». Чтобы определить наиболее актуальные темы и острые вопросы потребуются данные локальных социологических опросов, важно подготовить пакет материалов СМИ, которые связаны с выбранной темой.

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе

Академические часы, которые выделены на различные виды и направления внеурочной деятельности в начальной школе , ориентированы на реализацию всех форм организации занятости младших школьников вне уроков. Чтобы педагоги смогли раскрыть в детях творческий потенциал, приобщить их к труду, познакомить с культурными и духовными ценностями, занятия проводятся в формате классных часов, торжественных мероприятий, конкурсов, викторин, олимпиад, спортивных соревнований, кружков и секций, КВНов, исследовательской работы. Все это позволяет детям адаптироваться среди одногодок, определить и развить свои способности, выбрать курс дальнейшего развития, ощущая собственную востребованность и уникальность.

Психофизиологические особенности младших школьников делают невозможными долгие статические нагрузки: детям нужно оперативно переключаться с одной формы работы на другую. К тому же ученики начальной школы еще во многом заинтересованы в тех видах деятельности, которыми они увлекались в детском саду. Администрация школы выбирает не только число часов, отведенное на каждый тип внеурочной деятельности, но также направление и содержание этой деятельности, принципы чередования учебных и внеучебных занятий, формы коллективной или индивидуальной работы, отличные от учебных занятий, принимая во внимание потребности детей, имеющуюся материально-техническую базу и пожелания родителей учеников. Если у школы нет материально-технической возможности должным образом организовать внеурочную деятельность , для этих целей задействуют возможности организаций культуры и спорта, учреждений допобразования детей.

Говоря об организации и формах внеурочной работы, следует отметить, что успех этих занятий в большей степени зависит от выбора тематики, которая интересна ученикам. Современные дети в начальных классах умело пользуются смартфонами, интересуются робототехникой, программированием, информационными технологиями. Внеурочные занятия, посвященные инновационным технологиям, вызывают неизменный интерес учащихся начальных классов и, таким образом, отвечают целям и задачам внеурочной деятельности.



Поделиться