«Мещерская сторона» Паустовского. Краткий пересказ – Мещерская сторона – Паустовский Читательский дневник мещерская сторона главные герои

Рассказ «Мещерская сторона» Паустовского был написан в 1939 году. Произведение состоит из пятнадцати глав, небольших очерков, не связанных между собой. Они представляют собой описание природы средней полосы России.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мещерская сторона» на нашем сайте.

Главные герои

Рассказчик – заядлый рыбак, тонко чувствующий, глубокий человек.

Обыкновенная земля

Природа Мещерского края не отличается особым разнообразием, « но все же край этот обладает большой притягательной силой ». Скромную красоту этих мест можно сравнить с картинами Левитана. В Мещерском крае можно полюбоваться цветущими или скошенными лугами, лесными озерами, величественными соснами.

Первое знакомство

Рассказчик впервые попал в Мещерский край « с севера, из Владимира », приехав на неспешном паровозе узкоколейки, который местные жители прозвали «мерином». На одной из станций « в вагон влез косматый дед ». Он рассказал, что в мещерских озерах обитают « незнакомые птицы, громадного росту, полосатые, всего три ». Также в местных болотах был найден скелет доисторического оленя.

Старинная карта

По Мещерскому краю рассказчик путешествовал со старинной картой, составленной « по старинным съемкам, произведенным до 1870 года ». Она во многом была неточна, и автору приходилось постоянно ее подправлять. Однако путешествовать с ней было куда надежней, чем выслушивать путанные объяснения местных жителей.

Несколько слов о приметах

Чтобы не заблудиться в лесах, очень важно знать приметы. При этом « мир примет бесконечно разнообразен », и находить их или даже самому создавать – весьма увлекательное занятие. Самыми верными, настоящими приметами считаются те, что « определяют погоду и время ». Они бывают простыми и сложными. Например, самой простой приметой является дым от костра. Глядя на него, « можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине ».

Возвращение к карте

Незнакомый край всегда лучше изучать по карте – « это занятие не менее интересное, чем изучение примет ». К югу от реки Оки простираются плодородные Рязанские земли, на севере берут свое начало глухие сосновые леса и торфяные болота Мещерского края. На западе расположены восемь Боровых озер с удивительным свойством – чем меньше площадь озера, тем оно глубже.

Мшары

К востоку от Боровых озер « лежат громадные Мещёрские болота - «мшары», или «омшары» » . Раньше это были озера, которые успели зарасти в течение многих тысячелетий. Они занимают « площадь в триста тысяч гектаров ». Мшары усеяны песчаными островами, служащих пристанищем для лосей.

Однажды рассказчик с друзьями решил отправиться к Поганому озеру, которое так боялись местные бабы. Берега его были плавучими и « качались под ногами, как гамак ». Каждый шаг сопровождался появлением фонтанчиков теплой воды. Ни в коем случае нельзя было останавливаться и стоять на одном месте – ноги тут же засасывало. Вернувшись невредимыми, товарищи заслужили у баб славу « людей отпетых, готовых на все ».

Лесные реки и каналы

Помимо болот на старинной карте Мещерского края были отмечены могучие лесные массивы с загадочными белыми пятнами в глубине, реки Солотча и Пра, а также множество каналов.

Вода в неглубокой извилистой Солотче окрашена в красный цвет – « такую воду крестьяне зовут «суровой» » . В верховьях реки Пры расположена старинная ватная фабрика, из-за работы которой речное дно сплошь укрыто толстым слоем слежавшейся черной ваты.

В Мещерском крае очень много живописных каналов, которые уходят вглубь лесов. Они были вырыты еще при Александре II, « но на этой земле никто не захотел селиться - она оказалась очень скудной ».

Леса

Мещерский край – « остаток лесного океана ». Здесь есть и величественные, « мачтовые и корабельные », сосновые леса, а также еловые, березовые леса с вкраплениями дубрав и широколиственных рощ. Дорога в таких лесах – « это километры тишины, безветрия ».

Луга

Между Окой и лесными массивами « тянутся широким поясом заливные луга », которые в сумерках очень напоминают море. Посреди этих лугов тянется Прорва – старое русло Оки с крутыми берегами и глубокими омутами. В некоторых местах на Прорве растут такие густые и высокие травы, что невозможно высадиться с лодки на берег – « травы стоят непроходимой упругой стеной », отталкивающей человека.

Небольшое отступление от темы

С Прорвой у рассказчика было связано « много всяких рыболовных происшествий ». Однажды в село Солотчу приехал вежливый столичный старик с английским спиннингом. Несмотря на дорогую удочку, ему крайне не везло в рыбной ловле, в то время как местные мальчишки таскали рыбу « на обыкновенную веревку ». Но однажды старику крупно повезло, и он поймал крупную щуку. Он надел пенсне и принялся рассматривать ее « с таким восторгом, с каким знатоки любуются редкой картиной в музее ». Но неожиданно щука со всего размаха ударила старика по щеке, подскочила и скрылась в воде. В тот же день незадачливый рыбак вернулся в Москву.

Еще о лугах

В мещерских лугах очень много озер с говорящими названиями. Например, в Бобровке когда-то давно водились бобры, « в Тиши всегда затишье », а в Промоине водится такая капризная рыба, что выловить ее может только рыбак с очень крепкими нервами.

Луга поражают воображение разнообразием душистых трав. Нескошенные луга так ароматны, что « с непривычки туманится и тяжелеет голова ».

Старики

В лугах можно было встретить живущих здесь болтливых стариков: паромщиков, корзинщиков, сторожей колхозных огородов. Однажды рассказчик познакомился « с ворчливым дедом- корзинщиком », у которого было странное прозвище – «Борода на жердях». Старик долго рассуждал о том, какой тяжелой жизнь была при царе. Особенно нелегко приходилось девкам и бабам. При советской же власти у каждой появилась возможность заявить о себе. В качестве примера он привел голосистую односельчанку Маньку Малавину, которая теперь поет в московском театре.

Родина талантов

На краю Мещерских лесов « лежит село Солотча ». До революции здесь жил академик Пожалостин – « один из лучших русских граверов, работы его разбросаны всюду: у нас, во Франции, в Англии ». В селе нет дома, в котором не было бы картин – « солотчинцы были когда-то знаменитыми богомазами ». Неподалеку от Солотчи родился и знаменитый русский поэт Есенин, и однажды рассказчику довелось покупать молоко у его родной тетки.

Мой дом

В Мещере рассказчик жил в маленьком доме. Это была « бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом » и стоявшая в глубине густого сада. Но в самом доме рассказчик ночевал редко. Он предпочитал спать в старой беседке, на свежем воздухе, чтобы туманным утром отправиться на рыбалку и затеряться в « огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба ».

Бескорыстие

Рассказчик пишет, что любит Мещерский край не за его природные богатства, а за « то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно ». Он благодарен этой земле, научившей его « видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было ».

Заключение

Рассказ Паустовского учит находить прекрасное в малом, ценить и беречь природу, уметь наслаждаться красотой родного края, даже если на первый взгляд она может показаться неприметной.

После ознакомления с кратким пересказом «Мещерская сторона» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 44.

Увлекательная и наполненная яркими и тёплыми красками поэма о безграничной и все целой любви к родному и любимому месту. Данная поэма являлась одной из самых любимых и дорогих произведения великого художника слова Константина Паустовского.

Писатель доносит до читателей, что этот удивительный и неповторимы край привлекает его не за какие-либо красоты или богатства, а исключительно за прозрачный и чистый воздух, который окутывает Мещерские болота, за простой и открытый народ, за все краски и запахи русской природы. Автор даже сравнивает эти места с картинами знаменитого русского художника Левитана, в которых каждое произведение наполнено чем-то родным, лёгким и ненавязчивым.

Паустовский ярко раскрывает всё глубинную красоту цветущих лугов, запахи соснового бора и скошенной травы, изумительные звуки ветра, грозы напоминающие целый оркестр. В общем Паустовский уделяет немало внимания в своём произведении именно звукам природы, а именно: далёкого звука бубенцов пасущейся коровы, надрывного воя волка, стука дятла об дерево, пение лесных птиц, звук пробуждение сопровождающийся пением Мещерских петухов, которое особенно запало в сердце автора.

Автор вкладывает в своё произведение необъятную и бескорыстную любовь к родине, родным и любимым местам их красотам и просто к земле. Паустовский выделяет такой момент, что при любых обстоятельствах, или при наступлении войны, он не раздумываясь пойдёт защищать дорогие для его сердца и души места, и тем самым даёт яркий урок полной отдачи не только Мещерской стороне, но родине в целом.

Читать краткое содержание Мещерская сторона Паустовский

Паустовский также ярко описывает всю простоту и добродушность местных жителей Мещерской стороны. Он в красках и подробностях описывает их жизнь и быт. В повести рассказывается, что в мещерской стороне живут старики, которые очень любят заводить долгие беседы, паромщики, корзинщики, сторожа. Паустовский описывает и частые встречи с дедом Степаном, к которому пристало прозвище «Борода на жердях» из-за очень худого тела. Паустовский с трепетом выделяет в повести ночёвку у Степана, и их разговоры про жизнь, царский режим, леса и прочие темы. Дед Степан выделяет, что сколько возможностей появилось у деревенских женщин, которые сильно были обделены какими-либо правами при режиме царя и его власти.

Также особенно он выделяет, что Рязанский край очень наполнен разными талантливыми людьми. И, что здесь абсолютно в каждом доме можно встретить картины, написанные либо дедами, либо отцами, также очень богат край на иконописцев. Он припоминает его встречи с тётей великого русского поэта Сергея Есенина, у которой он постоянно покупал молоко.

Паустовский описывает и его жизнь в палатке, в лесной чаще. Автор удивляется, что, несмотря на то, что он достаточно мало спит его всецело переполняет бодрость и прекрасное настроение. Далее он рассказывает о своей жизни в бане, переделанной под жилой дом. Однако проводит ночи автор чаще на свежем воздухе в старой ветхой беседке, расположенной в саду возле дома. Особенно е у нравиться ночевать в ней осенью и ощущать, когда прохладные порывы ветерка колышут свечу на столе, а пролетающая бабочка садиться на раскрытую книгу. Он также расписывает своё утро, которое он начинает с чашки чая, а после отправляется рыбачить.

Очень величественно автор описывает Мещерские леса, сравнивая их с кафедральными соборами. В Мещере, также есть озёра с разнообразными оттенками цветов, большинство из них чёрного цвета, но также есть и фиолетовые, жёлтые, синие и оловянного цвета. Паустовский также сравнивает Мещерские луга с морем, среди которых протекает старое русло реки Прорвы. Описывается, что у этой реки по её крутым берегам прорастает высокая, с человеческий рост трава. Паустовский каждую осень останавливается у берегов этой реки, ночуя в палатке утеплённой сеном. По всей повести ярко и характерно прослеживается вся бескорыстная любовь к этому краю и к этим местам.

Паустовский также выделяет, что его любовь не основывается, не за наличие каких-либо природных ресурс и богатств, а просто из-за тихой и спокойной красоты, наполненной душевностью и уютом.

О рассказе

Произведение является прозаической поэмой, которая повествует о родном крае писателя.

Этот край очень дорог сердцу, хоть в нем и нет каких-то несметных богатств. Зато природа его неописуемо красива: чистый воздух, нескончаемые луга и поля, тихие сосновые боры, реки и озера, а также стога сена, которые так приятно пахнут свежей травой. Автор говорит о том, что вся эта природа невероятно проста, но в этом и заключается ее вечная истинная красота.

Природа, изображенная в «Мещерской стороне» является как бы олицетворением всей русской природы. Неоднократно Паустовский вспоминает об октябрьских ночевках в стогу сена, когда на улице холодно и дождливо, а в стогу невероятно тепло и уютно.

Не менее интересно описаны и звуки самой живой природы. Например, то, как шумят сосны, когда ветер беспокоит их своими порывами. Или как тихо иногда бывает в лесу, что можно услышать даже самые приглушенные звуки, которые раздаются где-то очень далеко. Автор говорит о том, что душу русского человека невероятно радуют самые простейшие звуки, такие как пение и крики птиц, стук дятла, а также звуки гармони, которые так часто можно услышать в вечернюю пору.

А как восхитительны озера в тихую погоду, когда их ровную водяную гладь ничего не нарушает. Особенно сильно в душу писателя запали болота Мещерского края, которые окружены осинами и ольхой, а также покрыты бесчисленными мхами. В этих местах всегда очень свежо и «пахнет» родным краем.

И, конечно же, если обратить свои взоры к небу, то оно очарует любого человека. Днем оно может быть ярко-голубого цвета, без единого облачка. А ночью небесный свод поразит обилием звезд.

Картинка или рисунок Мещерская сторона

Главный герой сидит вечером во дворе и ждёт маму. Всех детей родители уже забрали домой, поэтому он сидит в песочнице один. Он размышляет, почему мамы так долго нет и от этого еще больше хочет домой.

  • Краткое содержание Школа злословия Шеридан

    Действие пьесы начинается в салоне мисс Снируэл, который является основой «школы злословия». Его посетители развлекают себя тем, что распускают сплетни об окружающих и упражняются в остроте речи.

  • Паустовский Константин

    Мещёрская сторона

    Константин Георгиевич Паустовский

    МЕЩЁРСКАЯ СТОРОНА

    ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ

    В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачно-го воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незамет-ное на первый взгляд разнообразие русской природы.

    Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

    Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.

    В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун" заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

    В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

    Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенско-го сторожа.

    Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая и на над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивитель-ные истории.

    Я нарушил обычай географов. Почти все географические книги начинаются одной и той же фразой: "Край этот лежит между такими-то градусами восточной долготы и северной широты и граничит на юге с такой-то областью, а на севере - с такой-то". Я не буду называть широт и долгот Мещёрского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком "великого пояса хвойных лесов". Он тянулся некогда от Полесья до Урала. В него входили леса: Чернигов-ские, Брянские, Калужские, Мещёрские, Мордовские и Керженские. В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь.

    ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

    Впервые я попал в Мещёрский край с севера, из Владимира.

    За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: "мерин". Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося "мерина". Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

    Пассажиры с вещами сидели на площадках - вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскаки-вал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплевывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.

    Узкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе.

    Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.

    На станции Пилево в вагон влез косматый дед. Он перекрестился в угол, где дребезжала круглая чугунная печка, вздохнул и пожаловался в пространство:

    Чуть что, сейчас берут меня за бороду - езжай в город, подвязывай лапти. А того нет в соображении, что, может, ихнее это дело копейки не стоит. Посылают меня до музею, где совет-ско правительство собирает карточки, прейскуранты, все такое прочее. Посылают с заявлением.

    Чего брешешь?

    Ты гляди - вот!

    Дед вытащил измятую бумажку, сдул с нее махру и показал бабе-соседке.

    Манька, прочти,- сказала баба девчонке, тершейся носом об окно.

    Манька обтянула платье на исцарапанных коленках, подобрала ноги и начала читать хриплым голосом:

    - "Собчается, что в озере живут незнакомые птицы, громадного росту, полосатые, всего три; неизвестно, откуль залетели,- надо бы взять живьем для музею, а потому присылайте ловцов".

    Вот,- сказал дед горестно,- за каким делом теперь старикам кости ломают. А все Лешка-комсомолец, Язва - страсть! Тьфу!

    Дед плюнул. Баба вытерла круглый рот концом платка и вздохнула. Паровоз испуганно посвистывал, леса гудели и справа и слева, бушуя, как озера. Хозяйничал западный ветер. Поезд с трудом прорывался через его сырые потоки и безнадежно опаздывал, отдуваясь на пустых полустанках.

    Вот оно существование наше,- повторил дед.- Летошний год гоняли меня в музею, сегодняшний год опять!

    Чего в летошний год нашли? - спросила баба.

    Чегой-то?

    Торчак. Ну, кость древнюю. В болоте она валялась. Вроде олень. Роги - с этот вагон. Прямо страсть. Копали его цельный месяц. Вконец измучился народ.

    На кой он сдался? - спросила баба.

    Ребят по ем будут учить.

    Об этой находке в "Исследованиях и материалах областного музея" сообщалось следующее:

    "Скелет уходил в глубь трясины, не давая опоры для копачей. Пришлось раздеться и спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной температуры родниковой воды. Огромные рога, как и череп, были целы, но крайне непрочны вследствие полнейшей мацерации (размачивания) костей. Кости разламывались прямо в руках, но по мере высыхания твердость костей восстанавливалась".

    Был найден скелет исполинского ископаемого ирландского оленя с размахом рогов в два с половиной метра.

    С этой встречи с косматым дедом началось мое знакомство с Мещёрой. Потом я услышал много рассказов и о зубах мамонта, и о кладах, и о грибах величиной с человеческую голову. Но этот первый рассказ в поезде запомнился мне особенно резко.

    СТАРИННАЯ КАРТА

    С большим трудом я достал карту Мещёрского края. На ней была пометка: "Карта составлена по старинным съемкам, произведенным до 1870 года". Карту эту мне пришлось исправлять самому. Изменились русла рек. Там, где на карте были болота, кое-где уже шумел молодой сосновый лес; на месте иных озер оказались трясины.

    “Мещерская сторона” – эта поэма в прозе великого художника слова Константина Паустовского, посвященного любимому им краю.

    В этом краю, по словам писателя, нет особенных богатств и красот. Только прозрачный воздух, окутывающий огромные мещерские болота, луга, лесные реки и каналы, озера. Здесь можно увидеть сосновые боры, цветущие луга, или уже стога, пахнущие скошенной травой. Эту увиденную картину Мещерской стороны Паустовский сравнивает с картинами Левитана по своей скромной простоте. Но не в ней ли вся прелесть русской природы? Это ведь такое разнообразие красок, видов и форм, хотя совершенно незаметное с первого взгляда.

    Писатель так нежно вспоминает о ночевках в стогу сена в октябре, когда вокруг идет уже достаточно холодный дождь, порывами налетает ветер – а в середине тепло, как в запертой комнате.

    Сказкой звучит шум ветра над гигантскими соснами, когда их вершины “гнутся вслед пролетающим облакам”. И вдруг там же так торжественно тихо, что можно за километр услышать бубенчик заблудившейся коровы. Вообще звуки края достаточно подробно описаны в рассказах. Читатель явственно слышит стук дятла, вой волков, свист иволги, крики других лесных птиц – и не забыты автором звуки гармоники вечерней порой, утреннее пение деревенских петухов и колотушка сторожа по ночам.

    Темные воды озер по-своему привлекают не скрывающего свою любовь к этому краю писателя. Описание огромных мещерских болот, укрытых мхом, изредка ольхой и осиной наполняет душу спокойной тишиной, которую еще усиливает запах можжевельника и вереска. Поднимаешь голову – и видишь косяк журавлей или звезды, такие знакомые в этих широтах.

    Паустовский пишет, что “нарушил обычай географов”. Потому как те начинают описание какой-либо местности с точного указания широты и долготы, дают четкие границы. А он просто упоминает, что Мещерская сторона лежит между Владимиром и Рязанью, и до Москвы недалеко. Является этот край частью некогда “великого пояса хвойных лесов”, тянущихся от Полесья до Урала. Когда то в этих лесах спасалась от набегов монголо-татар древняя Русь.

    Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Мещерская сторона Паустовский

    Другие сочинения:

    1. Золотая роза Мудрое и очень глубокое по содержанию произведение “Золотая роза” Константин Паустовский написал уже в зрелом возрасте, когда люди задумываются над прожитой жизнью и подводят определенные итоги. Некоторые пересматривают свой жизненный путь и совершенные ошибки, и, переосмыслив их, начинают Read More ......
    2. Язык и природа В этом очерке Паустовский рассказывает, как необходимо создавать образы природы. Для этого сначала необходимо прочувствовать то, о чем потом будешь писать. Красной нитью проходит проблема: современные люди искусства не могут связать язык с природой. Душевные слова более Read More ......
    3. Дым отечества Получив от известного пушкиниста Швейцера приглашение приехать в Михайловское, ленинградский художник-реставратор Николай Генрихович Вермель отложил в Новгороде спешную работу над фресками Троицкой церкви и вместе со своим напарником и учеником Пахомовым отправился к Швейцеру, рывшемуся в фондах Михайловского Read More ......
    4. Алмазный язык Константин Георгиевич Паустовский был талантливым художником слова, и как ни кто другой имел право взять на себя обязанность научить молодых людей любить и грамотно использовать русский язык. Очерк “Алмазный язык” носит как учебный, так и социальный характер. В Read More ......
    5. Черное море Писатель Гарт убегает из промозглой Москвы в осенний Севастополь. Гарт любил писать о бродягах и моряках, путешествующих в интересные страны. Живя у старика-метеоролога Юнге, писатель нашел в одной из книг его библиотеки письмо, в котором была интересная история. Read More ......
    6. Теплый хлеб Жил – был в деревеньке Бережки мальчик Филька по прозвищу “Ну тебя”. Жил он с бабкой, и рос недоверчивым и малообщительным человеком. И вот приключилась с ним одна некрасивая история. В этой же деревне жил конь. Во время Read More ......
    7. 1. Краткие биографические сведения. 2. Отражение революционной эпохи. 3. Тема революции в поэме. 4. Двойственные стороны революции А. А. Блока. 5. Реакция читателей на появление поэмы, и мнение В. В. Маяковского. А. А. Блок родился в ноябре 1880 году в Read More ......
    8. Легкое дыхание Экспозиция рассказа – описание могилы главной героини. Далее следует изложение ее истории. Оля Мещерская – благополучная, способная и шаловливая гимназистка, безразличная к наставлениям классной дамы. В пятнадцать лет она была признанной красавицей, имела больше всех поклонников, лучше всех Read More ......
    Краткое содержание Мещерская сторона Паустовский

    Поделиться