Филичева Т. Б

Прежде, чем начать работу над исправлением речевых нарушений, логопеду необходимо оценить состояние артикуляционного аппарата ребенка или взрослого. Проводя обследование мышц артикуляционного аппарата, логопед предварительно оценивает состояние всех мышц, принимающих участие в артикуляции. Результаты такого обследования позволяют установить его связь с характером нарушения звукопроизношения.

Опускание и поднимание нижней челюсти. Раскрывание и закрывание рта свободное и с сопротивлением рук. Челюсть в спокойном положении. Движения нижней челюсти вперед со счетом 1-2-3.

Движение челюсти влево-вправо, сначала медленные, потом быстрые одно зи другим (язык пассивен, язык подталкивает нижнюю челюсть). Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта и обратно. При сжатых челюстях верхняя губа несколько поднимается, обнажая зубы, носогубные складки резко выражены. Одновременное поднимание обоих углов рта. Поочередное поднимание левой и правой щеки. Вдох носом, выдох ртом.

Челюсти сжаты. Попеременное поднимание углов рта. Выдох струи воздуха из угла рта, который поднят. Надувание обеих щек одновременное.

Надувание щек попеременное (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

Втягивание щек в ротовую полость между зубами. Сомкнутые губы втягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение, челюсти сжаты. Губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, поднимаем вверх-вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к дёснам, а затем спокойно смыкаются вновь.

Губы хоботком с последующим оскалом при сжатых челюстях. Призносят звуки У-И, С, З.

Оскал с раскрытием и закрытием рта, с последующим смыканием губ (губы подняты вверх и вниз, вверх -верхняя губа, вниз — нижняя).

Вибрация губы при сильном выдохе (фыркание).

Движение губ хоботком вправо, влево — то же движение растянутыми губами.

При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево. Такое же движение верней губой.

Вращательное движение хоботком губ (вверх, вниз, вправо, влево). При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двигаются вверх к носу и вниз. Дыхание носом.

Сильно надувать щеки, по возможности удерживая воздух в ротовой полости. Выдыхать воздух при сжатых губах, воздух проходит по углам рта или через один из углов рта.

Оскал

а) открыть рот с оскаленными зубами

б) сомкнуть челюсти

в) сомкнуть губы

Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов.

Вытягивание губ широкой трубкой, воронкой, при раскрытых челюстях.

Вытягивание губ узкой воронкой, имитация надувания мыльного пузыря. Произносим как бы звук У, О. Вначале работы в движение определенных мышц вовлекаются и соседние мышцы, а затем постепенно движения концентрируются лишь на одних губах, а все остальные группы мышц остаются по возможности в покое.

При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Поднимание плотно сжатых губ вверх к носу и вниз при плотно сжатых челюстях.

Поднимание верхней губы, обнажаются только верхние зубы.

Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ.

а) верхнюю поднять

б) нижнюю опустить

в) верхнюю опустить

г) нижнюю поднять.

Имитация полоскания передних зубов. Воздух изнутри сильно давит на губы.

Набирание воздуха под верхнюю и нижнюю губы, одновременно и попеременно.

Всосывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием ее при раскрытии рта.

Арефьева Елена Геннадьевна,
учитель-логопед

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО) «ЧГПУ»

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра спец. педагогики, психологии

и предметных методик

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Выполнила студентка группы 552/41

специальность «Логопедия»

Вахитова Гузель Николаевна

Проверила: Голодинская Н.В,

ст. преп. кафедры СПП и ПМ

Челябинск, 2010

Введение……………………………………………………………………………..

1. Анатомо-физиологические механизмы речи……………………………………...

1.1 Центральный речевой аппарат…………………………………………………

1.2 Периферический речевой аппарат……………………………………………..

2. Артикуляционный аппарат………………………………………………………...

2.1 Рот……………………………………………………………………………….

2.2 Губы……………………………………………………………………………...

2.3 Щеки……………………………………………………………………………..

2.4 Твердое небо…………………………………………………………………….

2.5 Мягкое небо……………………………………………………………………..

2.6 Язык……………………………………………………………………………...

2.7 Подъязычная кость……………………………………………………………...

2.8 Зубная система………………………………………………………………….

2.9 Надставная труба……………………………………………………………….

3. Заключение………………………………………………………………………….

4. Список литературы…………………………………………………………………

Введение

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, то есть строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, представлять сложный механизм речи в норме, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Еще в начале ХХ века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь - особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие - полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.

1. Анатомо – физиологические механизмы речи

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).

Строение речевого аппарата.

      Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брокка). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брокка.

От периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба, а также мышцы шеи, мышцы языка.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому.

      Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного.

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного. Выдох намного длиннее вдоха. Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании.

Голосовой отдел состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей. Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею). На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны. У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18-20 мм, у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм. Голосовые складки своей массой почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель.

Как же осуществляется голосообразование (или фонация)? Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. срединное, положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

    Артикуляционный аппарат.

Артикуляционный аппарат-анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (см. прикус),губы, носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующих в порождении звуков речи и голоса.

Часть нарушений артикуляционного аппарата является нарушением прикуса. Нормальным считается прикус ортогнотический.

Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Органы речевой артикуляции – органы, которые обеспечивают движение ротовой полости.

Уклад (артикуляционный) – положение, которое органы занимают (принимают) при движении.

Особое значение для артикуляции имеют органы ротовой полости и сама ротовая полость. Именно в ней голос многократно усиливается и дифференцируется на определенные звуки, то есть обеспечивается возникновение фонем. Здесь же, в ротовой полости, образуются звуки нового качества – шумы, из которых впоследствии формируется членораздельная речь. Способность дифференцировать голос в определенные фонемы происходит потому, что органы ротовой полости и образующие ротовую полость структуры находятся в движении. Это приводит к изменению размера и формы ротовой полости, к образованию определенных затворов, которые либо замыкают, либо суживают ротовую полость:

При замыкании поток воздуха задерживается, чтобы потом с шумом прорваться через этот затвор и это способствует возникновению одних определенных звуков речи;

При суживании возникает достаточно длительный шум, который происходит в результате трения воздушного потока о стенки суженной полости и это вызывает возникновение другого рода речевых звуков.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными. В основном это органы, которые располагаются в ротовой полости.

В анатомическом соотношении рот делится на две части: преддверие рта и собственно полость рта.

Преддверие рта представляет собой щелевидное пространство, ограниченное снаружи губами и щеками, изнутри – зубами и альвеолярными отростками челюстей. В толще губ и щек заложены мимические мышцы; снаружи они покрыты кожей, а со стороны преддверия полости рта – слизистой оболочкой. Слизистая оболочка губ и щек переходит на альвеолярные отростки челюстей, при этом на серединной линии образуются складки – уздечки верхней и нижней губы. На альвеолярных отростках челюстей слизистая оболочка плотно сращена с надкостницей и называется десной.

Собственно полость рта ограничена сверху твердым и мягким небом, снизу – диафрагмой рта, спереди и с боков – зубами и альвеолярными отростками, я сзади через зев сообщается с глоткой.

2.2. Губы

Губы представляют собой очень подвижное образование. Губы, в основном, образованы круговой мышцей рта, которая обеспечивает:

Определенное состояние ротовой полости (открытое, закрытое).

Обеспечивает способность удовлетворить потребность в пище (сосание).

Круговая мышца имеет расположение волокон вокруг отверстия (нет начала, конца), таким образом образуется очень хороший сфинктер. Мышца прикрепляется к ротовому отверстию сзади.

Губы в своем составе имеют еще несколько мышц – это квадратная мышца нижней губы, подбородочная мышца, резцовая мышца, треугольная, квадратная мышца верхней губы, скуловая мышца (собачья), мышцы, поднимающие верхнюю губу и угол рта. Эти мышцы обеспечивают подвижность круговой мышцы – они одним концом прикрепляются к кости лица черепа, а другим концом они вплетаются, а определенном месте в круговую мышцу рта. Не образуя основу губ, они обеспечивают подвижность губ в разном направлении.

Губы покрыты слизистой оболочкой с внутренней поверхности, а снаружи еще покрыты эпидермисом. Круговая мышца рта обильно кровоснабжена и поэтому имеет более яркий цвет.

Роль губ в звукопроизношении.

Губы являются специальным затвором определенной группы звуков, губы активно участвуют в артикуляции других звуков, которым соответствуют тот или иной уклад языка. Но и очертания губ тоже обеспечивают артикуляцию. Губы способствуют изменению размера и формы преддверия рта и тем самым оказывает влияние на резонирование всей ротовой полости.

Большое значение в речевой деятельности имеет шейная мышца (мышца трубачей). Она, являясь достаточно мощным образованием, замыкающим ротовую полость по бокам, имеет достаточно видную роль и в артикуляции звуков:

Она образует определенный уклад совместно с круговой мышцей рта для произнесения некоторых звуков;

Она изменяет величину и форму ротовой полости, обеспечивая изменение резонанса при артикуляции.

2.3. Щеки

Щеки, как и губы, являются мышечным образованием. Щечная мышца покрыта снаружи кожей, а изнутри – слизистой оболочкой, являющейся продолжением слизистой оболочки губ. Слизистая оболочка покрывает изнутри всю полость рта, за исключением зубов. К системе мышц, изменяющих форму ротового отверстия, следует отнести также группу жевательных мышц. К ним относятся собственно жевательная мышца, височная мышца, внутренняя и наружная крыловидные мышцы. Жевательная и височная мышцы поднимают опущенную нижнюю челюсть. Крыловидные мышцы, сокращаясь одновременно с обеих сторон, выдвигают челюсть вперед; при сокращении этих мышц на одной стороне челюсть движется в противоположную сторону. Опускание нижней челюсти при открывании рта происходит главным образом в силу ее собственной тяжести (жевательные мышцы при этом расслаблены) и отчасти вследствие сокращения шейных мышц. Мышцы губ и щек иннервируются лицевым нервом. Жевательные мышцы получают иннервацию от двигательного корешка тройничного нерва.

      Твердое небо

К органам артикуляции относится также и твердое небо.

Твердое небо – это костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, является одновременно крышей полости рта и дном носовой полости. В передней (большой) своей части твердое небо образуется небными отростками верхнечелюстных костей, а в заднем отделе – горизонтальными пластинками небных костей. Слизистая оболочка, покрывающая твердое небо, плотно сращена с надкостницей. По средней линии твердого неба виден костный шов.

По своей форме твердое небо представляет собой выпуклый кверху свод. Конфигурация небного свода у разных людей значительно варьирует. В поперечном сечении он может быть более высоким и узким или более плоским и широким; в продольном направлении небный свод может быть куполообразным, пологим или крутым.

Твердое небо является пассивным компонентом язычно-небного затвора, оно различно по конфигурации и форме и от его конфигурации в значительной степени зависит то напряжение, которое требуется от мускулатуры языка для продуцирования того или иного уклада. Конфигурация твердого неба отмечается многообразием. Существует определенная классификация твердого неба:

1. По величине ширины, длины и высоты небного свода (большой, средний и малый размеры свода).

2. По взаимоотношениям показателей длины, высоты, ширины.

3. По профилю десневой дуги (линии), то есть эта часть верхней челюсти, которая содержит ячейки для зубов. В горизонтальном сечении различают три формы неба: овальная, притупленный овал и заостренный овал яйцевидной формы.

Для речевой артикуляции особенно существенна кривизна небного свода в сагиттальном направлении. При различных формах свода существуют определенные методики формирования различных укладов.

2.5. Мягкое небо

Мягкое небо – это образование, которое служит продолжением твердого неба, образованного костями.

Мягкое небо представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого неба называется небной занавеской. При расслаблении небных мышц небная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается кверху и кзади. В середине небной занавески имеется удлиненный отросток – язычок.

Мягкое небо находится на границе ротовой полости и глотки и служит вторым язычковым затвором. По своей структуре мягкое небо представляет собой эластичную мышечную пластинку, которая очень подвижна и при определенных условиях может закрывать вход в носоглотку, поднимаясь кверху и кзади и открывая ее. Эти движения регулируют величину и направление воздушного потока из гортани, направляя этот поток либо через носовую полость, либо через ротовую полость, при этом голос звучит по-разному.

Когда мягкое небо опущено – воздух попадает в носовую полость, и тогда голос звучит приглушенно. Когда же мягкое небо поднято – оно соприкасается со стенками глотки и это обеспечивает отключение звукообразования из носовой полости и резонируют только ротовая полость, полость глотки и верхняя часть гортани.

2.6. Язык

Язык – это массивный мышечный орган.

При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована и носит название корня языка. Различают кончик и передний край языка, боковые края языка и спинку языка. Спинка языка условно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Это деление носит чисто функциональный характер, и никаких анатомических границ между указанными тремя частями не имеется.

Большинство мышц, составляющих массу языка, имеет продольное направление – от корня языка к его кончику. Вдоль всего языка по средней линии проходит волокнистая перегородка языка. Она сращена с внутренней поверхностью слизистой оболочки спинки языка.

При сокращении мышц языка на месте сращения образуется заметная канавка. Мышцы языка.

Мышцы языка делят на две группы. Мышцы одной группы начинаются от костного скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней поверхности слизистой оболочки языка. Мышцы другой группы обоими своими концами прикрепляются к различным участкам слизистой оболочки. Сокращение мышц первой группы обеспечивает движение языка как целого; при сокращении мышц второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка. Все мышцы языка парные.

К первой группе мышц языка относятся:

1. подбородочно-язычная мышца: начинается на внутренней поверхности нижней челюсти; волокна ее, расходясь веерообразно, идут вверх и назад и прикрепляются к спинке языка в области его корня; назначение этой мышцы – выдвигать язык вперед.

2. подъязычно-язычная мышца: начинается от подъязычной кости, расположенной ниже языка и кзади от него; волокна этой мышцы идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка; назначение – осаживать язык книзу.

3. Шилоязычная мышца: начинается в виде тонкого пучка от шиловидного отростка, находящегося на основании черепа, идет вперед, входит в край языка и направляется к средней линии навстречу одноименной мышце противоположной стороны; эта мышца является антагонистом первой: она втягивает язык в полость рта.

Во вторую группу мышц языка входят:

1. верхняя продольная мышца языка, расположенная под слизистой оболочкой спинки языка; волокна ее заканчиваются в слизистой оболочке спинки и кончика языка; при сокращении эта мышца укорачивает язык и загибает кончик его кверху.

2. нижняя продольная мышца языка, представляющая собой длинный узкий пучок, располагающийся под слизистой оболочкой нижней поверхности языка; сокращаясь, сгорбливает язык и загибает кончик его книзу.

3. поперечная мышца языка, состоящая из нескольких пучков, которые, начавшись на перегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки бокового края языка; назначение мышцы – уменьшать поперечный размер языка.

Сложно переплетенная система мышц языка и разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и напряжение языка, что играет большую роль в процессе произношения звуков речи, я также в процессах жевания и глотания.

Дно полости рта образуется мышечно-перепончатой стенкой, которая идет от края нижней челюсти к подъязычной кости.

Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует на средней линии складку – уздечку языка.

Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва, чувствительную – от тройничного, вкусовые волокна – от языкоглоточного.

      Подъязычная кость

Подъязычная кость выполняет активную роль в процессе моторики языка, так как подъязычная кость является одним из опорных пунктов языка. Она располагается по средней линии шеи, чуть ниже и кзади от подбородка. Эта кость служит местом прикрепления не только скелетных мышц языка, но и мышц, которые образуют диафрагму или нижнюю стенку ротовой полости.

Подъязычная кость вместе с мышечными образованиями обеспечивают изменение ротовой полости по ее форме и величине, а значит, принимают участие в резонаторной функции.

      Зубная система

Зубная система является непосредственным продолжением небного свода – это система коронок зубов.

Зубы располагаются в виде двух дуг (верхней и нижней) и укреплены в альвеолах (ячейках) верхней и нижней челюстей.

В каждом зубе различают коронку, выступающую из челюстной ячейки, и корень, сидящий в ячейке; между коронкой и корнем имеется слегка суженное место – шейка зуба. По форме коронки зубы делятся на резцы, клыки, малые коренные и большие коренные. Резцы и клыки относятся к передним, или фронтальным, зубам, коренные – к задним. Передние зубы – однокоренные, задние – двух или трехкоренные.

Зубы впервые появляются на 6-8 месяце после рождения. Это так называемые временные, или молочные, зубы. Прорезывание молочных зубов заканчивается к 2,5-3 годам. К этому времени их оказывается 20: по 10 в каждой челюстной дуге (4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных зуба). Смена молочных зубов на постоянные начинается на 7-м году и заканчивается к 13-14 годам, за исключением последних коренных зубов, так называемых зубов мудрости, которые прорезываются на 18-20 году, а иногда и позже.

Постоянных зубов – 32 (по 16 зубов в каждой челюстной дуге, в том числе 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных).

Процесс формирования зубов оказывает влияние на конфигурацию небного свода. Так, при преждевременном выпадении молочного зуба и задержке прорезывания постоянного приводит к нарушению развития зубной дуги и зубного отростка. При задержке выпадения молочных зубов, при своевременном прорезывании постоянного идет искривление десневой дуги, что приводит к выступлению отдельных зубов из верхнего ряда. Нередко нарушается и прикус (это взаиморасположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях).

Виды прикуса:

1. Ортогнатия. Наблюдается, когда передние зубы выдвигаются над задними. При этом ряды верхней и нижней челюсти контактируют между собой. Это наиболее благоприятный вид прикуса для речевой деятельности.

2. Прогнатия. Наблюдается, когда верхние передние зубы выступают вперед, а нижние четь отодвинуты назад.

При этом зубы не контактируют между собой, а между ними при смыкании образуется пространство с выходом вниз.

3. Прогения. Наблюдается, когда нижняя челюсть выдвинута вперед, а верхняя в своей передней части отодвинута назад. Верхние передние зубы не доходят до нижних и при смыкании между ними образуется щель.

4. Открытый прикус – возникает пространство между передними верхними и нижними зубами. При этом боковые зубы своими поверхностями не контактируют между собой.

5. Прямой прикус – зубы находятся абсолютно симметрично и контактируют между собой по всей длине зубного ряда.

6. Открытый боковой прикус – боковые зубы имеют определенные щелевидные пространства, при этом передние зубы могут иметь нормальное соотношение.

7. Глубокий прикус – опускание верхней челюсти вниз, при этом наблюдается контакт внутренней поверхности зубов верхней челюсти и наружными поверхностями зубов наружной челюсти.

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

      Надставная труба

Надставная труба – это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных полости глотки и рта связанны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она выполняет важную функцию речевого резонатора.

Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и форме. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения надставной трубы и создают явление резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие – заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при произнесении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и , наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом, носовом).

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).

Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные.

При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

Ротовая полость и глотка принимают участие в произношении всех звуков русского языка.

Таким образом, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Заключение

Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуются в исполнительной части речедвигательного анализатора – в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.

Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируются устная (или экспрессивная) речь.

Нервные импульсы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в движение органы периферического речевого аппарата. Но имеется и обратная связь. Как же она осуществляется? Эта связь функционирует по двум направлениям: кинестетическому и слуховому пути. Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль: 1) с помощью слуха; 2)через кинестетические ощущения. При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен. Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать ее. Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируется, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс - о достигнутом результате. Так происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу - импульсы идут от центра к периферии и далее - от периферии к центру. Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система. Важная роль при этом принадлежит системам временных нервных связей - динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексических и грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ, 2006.

    Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

    Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Волковой Л. С. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 704 с.: ил.

    Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И.Селиверстова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.- 400 с.

    Правдина О.В.Логопедия.- М.: Просвещение, 1973.- 272 с.

    Руденко В. И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей/ В. И. Руденко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

ЯГПУ им К.д.Ушинсково


Студентки Малакаевой Дарьи

Александровны

дифектологического

факультета

Ярославль

Анатомо-физиологические механизмы речи.

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, то есть строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, представлять сложный механизм речи в норме, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Еще в начале ХХ века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис.1)


Строение речевого аппарата

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брокка). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брокка.

От периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба, а также мышцы шеи, мышцы языка.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного , голосового и артикуляционного .

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного. Выдох намного длиннее вдоха. Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании.

Артикуляционный аппарат.


Профиль органов артикуляции

Артикуляция – это деятельность речевых органов,

связанных с произнесением звуков речи

и различных их компонентов

составляющих слоги, слова.

Органы речевой артикуляции – органы, которые

обеспечивают движение ротовой полости.

Уклад (артикуляционный) – положение, которое органы

занимают (принимают) при движении.

Особое значение для артикуляции имеют органы ротовой полости и сама ротовая полость. Именно в ней голос многократно усиливается и дифференцируется на определенные звуки, то есть обеспечивается возникновение фонем. Здесь же, в ротовой полости, образуются звуки нового качества – шумы, из которых впоследствии формируется членораздельная речь. Способность дифференцировать голос в определенные фонемы происходит потому, что органы ротовой полости и образующие ротовую полость структуры находятся в движении. Это приводит к изменению размера и формы ротовой полости, к образованию определенных затворов, которые либо замыкают, либо суживают ротовую полость:

При замыкании поток воздуха

задерживается, чтобы потом с шумом

прорваться через этот затвор и это

способствует возникновению одних

определенных звуков речи.

При суживании возникает достаточно длительный шум, который происходит в результате трения воздушного потока о стенки суженной полости и это вызывает возникновение другого рода речевых звуков.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. В основном это органы, которые располагаются в ротовой полости.

В анатомическом соотношении рот делится на две части: преддверие рта и собственно полость рта.

Преддверие рта представляет собой щелевидное пространство, ограниченное снаружи губами и щеками, изнутри – зубами и альвеолярными отростками челюстей. В толще губ и щек заложены мимические мышцы; снаружи они покрыты кожей, а со стороны преддверия полости рта – слизистой оболочкой. Слизистая оболочка губ и щек переходит на альвеолярные отростки челюстей, при этом на серединной линии образуются складки – уздечки верхней и нижней губы. На альвеолярных отростках челюстей слизистая оболочка плотно сращена с надкостницей и называется десной.

Собственно полость рта ограничена сверху твердым и мягким небом, снизу – диафрагмой рта, спереди и с боков – зубами и альвеолярными отростками, я сзади через зев сообщается с глоткой.

Губы представляют собой очень подвижное образование.

Губы, в основном, образованы круговой мышцей рта, которая обеспечивает:

Определенное состояние ротовой

полости (открытое, закрытое).

Обеспечивает способность удовлетворить потребность в пище (сосание).

Круговая мышца имеет расположение волокон вокруг отверстия (нет начала, конца), таким образом образуется очень хороший сфинктер. Мышца прикрепляется к ротовому отверстию сзади.

Губы в своем составе имеют еще несколько мышц – это квадратная мышца нижней губы, подбородочная мышца, резцовая мышца, треугольная, квадратная мышца верхней губы, скуловая мышца (собачья), мышцы, поднимающие верхнюю губу и угол рта (рис.3 – мышцы губ и щек).

Эти мышцы обеспечивают подвижность круговой мышцы – они одним концом прикрепляются к кости лица черепа, а другим концом они вплетаются а определенном месте в круговую мышцу рта. Не образуя основу губ, они обеспечивают подвижность губ в разном направлении.

Губы покрыты слизистой оболочкой с внутренней поверхности, а снаружи еще покрыты эпидермисом. Круговая мышца рта обильно кровоснабжена и поэтому имеет более яркий цвет.

РОЛЬ ГУБ В ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИИ.

Губы являются специальным затвором определенной группы звуков, губы активно участвуют в артикуляции других звуков, которым соответствуют тот или иной уклад языка. Но и очертания губ тоже обеспечивают артикуляцию. Губы способствуют изменению размера и формы преддверия рта и тем самым оказывает влияние на резонирование всей ротовой полости.

Большое значение в речевой деятельности имеет шейная мышца (мышца трубачей). Она, являясь достаточно мощным образованием, замыкающим ротовую полость по бокам, имеет достаточно видную роль и в артикуляции звуков:

Она образует определенный уклад совместно с круговой мышцей рта для произнесения некоторых звуков;

Она изменяет величину и форму ротовой полости, обеспечивая изменение резонанса при артикуляции.

Щеки , как и губы, являются мышечным образованием. Щечная мышца покрыта снаружи кожей, а изнутри – слизистой оболочкой, являющейся продолжением слизистой оболочки губ. Слизистая оболочка покрывает изнутри всю полость рта, за исключением зубов.

К системе мышц, изменяющих форму ротового отверстия, следует отнести также группу жевательных мышц. К ним относятся собственно жевательная мышца, височная мышца, внутренняя и наружная крыловидные мышцы. Жевательная и височная мышцы поднимают опущенную нижнюю челюсть. Крыловидные мышцы, сокращаясь одновременно с обеих сторон, выдвигают челюсть вперед; при сокращении этих мышц на одной стороне челюсть движется в противоположную сторону. Опускание нижней челюсти при открывании рта происходит главным образом в силу ее собственной тяжести (жевательные мышцы при этом расслаблены) и отчасти вследствие сокращения шейных мышц.

Мышцы губ и щек иннервируются лицевым нервом. Жевательные мышцы получают иннервацию от двигательного корешка тройничного нерва.

К органам артикуляции относится также и твердое небо.

Твердое небо – это костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, является одновременно крышей полости рта и дном носовой полости. В передней (большой) своей части твердое небо образуется небными отростками верхнечелюстных костей, а в заднем отделе – горизонтальными пластинками небных костей. Слизистая оболочка, покрывающая твердое небо, плотно сращена с надкостницей. По средней линии твердого неба виден костный шов.

По своей форме твердое небо представляет собой выпуклый кверху свод. Конфигурация небного свода у разных людей значительно варьирует. В поперечном сечении он может быть более высоким и узким или более плоским и широким; в продольном направлении небный свод может быть куполообразным, пологим или крутым

Твердое небо является пассивным компонентом язычн-небного затвора, оно различно по конфигурации и форме и от его конфигурации в значительной степени зависит то напряжение, которое требуется от мускулатуры языка для продуцирования того или иного уклада. Конфигурация твердого неба отмечается многообразием. Существует определенная классификация твердого неба:

1. По величине ширины, длины и высоты

небного свода (большой, средний и

малый размеры свода).

2. По взаимоотношениям показателей

длины, высоты, ширины.

3. По профилю десневой дуги (линии),

то есть эта часть верхней челюсти, которая содержит ячейки для зубов. В горизонтальном сечении различают три формы неба: овальная, притупленный овал и заостренный овал яйцевидной формы.

Для речевой артикуляции особенно существенна кривизна небного свода в сагиттальном направлении. При различных формах свода существуют определенные методики формирования различных укладов.

Мягкое небо – это образование, которое служит

продолжением твердого неба,

образованного костями.

Мягкое небо представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого неба называется небной занавеской. При расслаблении небных мышц небная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается кверху и кзади. В середине небной занавески имеется удлиненный отросток – язычок.

Мягкое небо находится на границе ротовой полости и глотки и служит вторым язычковым затвором. По своей структуре мягкое небо представляет собой эластичную мышечную пластинку, которая очень подвижна и при определенных условиях может закрывать вход в носоглотку, поднимаясь кверху и кзади и открывая ее. Эти движения регулируют величину и направление воздушного потока из гортани, направляя этот поток либо через носовую полость, либо через ротовую полость, при этом голос звучит по разному.

Когда мягкое небо опущено – воздух попадает в носовую полость, и тогда голос звучит приглушенно. Когда же мягкое небо поднято – оно соприкасается со стенками глотки и это обеспечивает отключение звукообразования из носовой полости и резонируют только ротовая полость, полость глотки и верхняя часть гортани.

Язык – это массивныймышечный орган.

При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована и носит название корня языка. Различают кончик и передний край языка, боковые края языка и спинку языка. Спинка языка условно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Это деление носит чисто функциональный характер, и никаких анатомических границ между указанными тремя частями не имеется.

Большинство мышц, составляющих массу языка, имеет продольное направление – от корня языка к его кончику. Вдоль всего языка по средней линии проходит волокнистая перегородка языка. Она сращена с внутренней поверхностью слизистой оболочки спинки языка.

При сокращении мышц языка на месте сращения образуется заметная канавка. Мышцы языка (рис.5)


Мышцы языка

делят на две группы. Мышцы одной группы начинаются от костного скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней поверхности слизистой оболочки языка. Мышцы другой группы обоими своими концами прикрепляются к различным участкам слизистой оболочки. Сокращение мышц первой группы обеспечивает движение языка как целого; при сокращении мышц второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка. Все мышцы языка парные.

К первой группе мышц языка относятся:

1. подбородочна-язычная мышца: начинается на внутренней поверхности нижней челюсти; волокна ее, расходясь веерообразно, идут вверх и назад и прикрепляются к спинке языка в области его корня; назначение этой мышцы – выдвигать язык вперед.

2. подъязычно-язычная мышца: начинается от подъязычной кости, расположенной ниже языка и кзади от него; волокна этой мышцы идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка; назначение – осаживать язык книзу.

3. Шило-язычная мышца: начинается в виде тонкого пучка от шиловидного отростка, находящегося на основании черепа, идет вперед, входит в край языка и направляется к средней линии навстречу одноименной мышце противоположной стороны; эта мышца является антагонистом первой: она втягивает язык в полость рта.

Во вторую группу мышц языка входят:

1. верхняя продольная мышца языка , расположенная

под слизистой оболочкой спинки языка; волокна

ее заканчиваются в слизистой оболочке спинки и

кончика языка; при сокращении эта мышца

укорачивает язык и загибает кончик его кверху.

2. нижняя продольная мышца языка , представляющая собой длинный узкий пучок, располагающийся под слизистой оболочкой нижней поверхности языка; сокращаясь, сгорбливает язык и загибает кончик его книзу.

3. поперечная мышца языка , состоящая из нескольких пучков, которые, начавшись на перегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки бокового края языка; назначение мышцы – уменьшать поперечный размер языка.

Сложно переплетенная система мышц языка и разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и напряжение языка, что играет большую роль в процессе произношения звуков речи, я также в процессах жевания и глотания.

Дно полости рта образуется мышечно-перепончатой стенкой, которая идет от края нижней челюсти к подъязычной кости. Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует на средней линии складку – уздечку языка.

Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва, чувствительную – от тройничного, вкусовые волокна – от языкоглоточного.

Подъязычная кость выполняет активную роль а процессе моторики языка, так как подъязычная кость является одним из опорных пунктов языка. Она располагается на по средней линии шеи, чуть ниже и кзади от подбородка. Эта кость служит местом прикрепления не только скелетных мышц языка, но и мышц, которые образуют диафрагму или нижнюю стенку ротовой полости.

Подъязычная кость вместе с мышечными образованиями обеспечивают изменение ротовой полости по ее форме и величине, а значит, принимают участие в резонаторной функции.

Зубная система является непосредственным продолжением небного свода – это система коронок зубов.

Зубы располагаются в виде двух дуг (верхней и нижней) и укреплены в альвеолах (ячейках) верхней и нижней челюстей (рис.6).


В каждом зубе различают коронку, выступающую из челюстной ячейки, и корень, сидящий в ячейке; между коронкой и корнем имеется слегка суженное место – шейка зуба. По форме коронки зубы делятся на резцы, клыки, малые коренные и большие коренные. Резцы и клыки относятся к передним, или фронтальным, зубам, коренные – к задним. Передние зубы – однокоренные, задние – двух или трехкоренные.

Зубы впервые появляются на 6-8 месяце после рождения. Это так называемые временные, или молочные, зубы. Прорезывание молочных зубов заканчивается к 2,5-3 годам. К этому времени их оказывается 20: по 10 в каждой челюстной дуге (4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных зуба). Смена молочных зубов на постоянные начинается на 7-м году и заканчивается к 13-14 годам, за исключением последних коренных зубов, так называемых зубов мудрости, которые прорезываются на 18-20 году, а иногда и позже.

Постоянных зубов – 32 (по 16 зубов в каждой челюстной дуге, в том числе 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных).

Процесс формирования зубов оказывает влияние на конфигурацию небного свода. Так, при преждевременном выпадении молочного зуба и задержке прорезывания постоянного приводит к нарушению развития зубной дуги и зубного отростка. При задержке выпадения молочных зубов, при своевременном прорезывании постоянного идет искривление десневой дуги, что приводит к выступлению отдельных зубов из верхнего ряда. Нередко нарушается и прикус (это взаиморасположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях) (рис.7).



ВИДЫ ПРИКУСА

1. Ортогнатия. Наблюдается, когда передние зубы выдвигаются над задними. При этом ряды верхней и нижней челюсти контактируют между собой. Это наиболее благоприятный вид прикуса для речевой деятельности.

2. Прогнатия. Наблюдается, когда верхние передние зубы выступают вперед, а нижние четь отодвинуты назад. При этом зубы не контактируют между собой, а между ними при смыкании образуется пространство с выходом вниз.

3. Прогения. Наблюдается, когда нижняя челюсть выдвинута вперед, а верхняя в своей передней части отодвинута назад. Верхние передние зубы не доходят до нижних и при смыкании между ними образуется щель.

4. Открытый прикус – возникает пространство между передними верхними и нижними зубами. При этом боковые зубы своими поверхностями не контактируют между собой.

5. Прямой прикус – зубы находятся абсолютно симметрично и контактируют между собой по всей длине зубного ряда.

6. Открытый боковой прикус – боковые зубы имеют определенные щелевидные пространства, при этом передние зубы могут иметь нормальное соотношение.

7. Глубокий прикус – опускание верхней челюсти вниз, при этом наблюдается контакт внутренней поверхности зубов верхней челюсти и наружными поверхностями зубов наружной челюсти.

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба – это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных полости глотки и рта связанны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она выполняет важную функцию речевого резонатора.

Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и форме. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения надставной трубы и создают явление резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие – заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при произнесении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и, наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом, носовом).

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).

Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

Ротовая полость и глотка принимают участие в произношении всех звуков русского языка.

Таким образом, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуются в исполнительной части речедвигательного анализатора – в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.

Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируются устная (или экспрессивная) речь.

План

1. Анатомо – физиологические механизмы речи

1.1 Центральный речевой аппарат

1.2 Периферический речевой аппарат

1.1.1 Дыхательный

2. Артикуляционный аппарат

2.4 Твердое небо

2.5 Мягкое небо

2.7 Подъязычная кость

2.8 Зубная система

2.9 Надставная труба

3. Заключение

4. Список литературы

Анатомо-физиологические механизмы речи

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи.
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата.

1. Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из:
- коры головного мозга (преимущественно левого полушария)
- подкорковых узлов
- проводящих путей
- ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга)
- нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов ?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается в основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого).

- Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).

- Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражители (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.

Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга .

- Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

- Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

- Проводящие пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность речевого аппарата – центробежные (двигательные) нервные пути . Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути . Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставныхповерхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность.

Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга.


Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами . Главными из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

- Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

- Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движение губ, надувание и втягивание щек;

- Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

- Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.

2. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
1. Дыхательного
2. Голосового
3. Артикуляционного (звукопроизводящего)

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей .

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голособразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной – газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Понятно, что для более длительного выдоха необходим ибольший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхаемых мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину, и кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможно звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку . Снизу она переходит в трахею .
На границе гортани и глотки находится надгортанник . Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны.


Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии (рис 2). Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а так же под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. среднее положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.
В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.
Голос обладает силой, высотой, тембром.
Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т.е. силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают такие резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.
Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр . Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, тем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.
Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их напряжения.

Артикуляционный отдел . Основными органами артикуляции являются:
- язык
- губы
- челюсти (верхняя и нижняя)
- твердое небо
- мягкое небо
- альвеолы
Из-за них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными (рис. 3).

Главным органом артикуляции является язык.

Язык - массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка . В подвижной части языка различают: кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку.
Сложное сплетение мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень положения языка. Это имеет очень большое значение, т.к. язык участвует в образовании гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).

Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам . Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба – это всё то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных (например, у обезьяны) полости глотки и рта связаны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба у человека сформировалась в результате эволюции.

Надставная труба благодаря своему строению может меняться по форме и объему. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объема надставной трубы и создают явление резонанса . В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие - заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при возникновении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и , наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом).
Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).
Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и мягких вариантов. При произнесении остальных звуков небная занавеска, образуемая мягким небом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий – является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом, характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того, чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляционной программы . Артикуляционная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора - в дыхательной, фонационной и резонаторной системах.

Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.

Мимические движения Поднять брови
Нахмурить брови
Прищурить глаза
Надуть-втянуть щеки
Сглаженность носогубных складок
Гипомимия
Губы: толстые, тонкие слева, справа, расщелины, шрамы Улыбка-трубочка
Оскал
Вибрация «тпру»
Зубы: норма, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют
Прикус: прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный
Твердое небо: высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелина, сумбукозная щель
Мягкое небо: девиация влево -вправо, укороченное, раздвоенное, отсутствует
Язык: массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой Широкий: удержание
Узкий: удержание 5 сек
Узкий: влево- вправо
Широкий: вверх-вниз
Цоканье
Тонус: норма. Вялый, чрезмерный
Темп:нормальный, медленный, быстрый
Переключаемость:нормальная, замедленная; замены, синкинезии, гиперкинезы; тремор кончика языка, девиация кончика языка вправо– влево, гиперсаливация

Общее звучание речи

Состояние звукопроизношения

В-Ф
Т-Д-Н
К-Г-Х
Й (Е-Ё-Ю-Я)
С-СЬ
З-ЗЬ
Ц
Ш-Ж
Щ
Ч
Л-ЛЬ
Р-РЬ

Воспроизведение звуко-слоговой структуры

Дом
Каша
Снег
Крыша
Мостик
Помидоры
Температура
Мотоцикл
Сквозняк
Простокваша
Сковорода
Вертолет
Мальчики слепили снеговика
Водопроводчик чинит водопровод
Волосы подстригают в парикмахерской

Фонематическое восприятие, анализ и синтез

3 года 4 года 5 лет 6 лет
Па-ба Ба-па
Та-да Да-та
КА-га Га-ка
Та-да-та Да-та-да
Ка-га-ка Га-ка-га
Мишка-мышка
Уточка-удочка
Бочка-почка
Трава- дрова
Крыса-крыша
Миска-мишка
Есть ли звук М в слове: дом, кот, мама
Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утя
Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук
Сколько звуков в слове: сад, каша, кошка
Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, ма-ли-на
Составь слово из звуков: к-о-т, в-о-д-а, л-о-д-к-а

Состояние лексики и грамматического строя

3 года 4 года 5 лет 6 лет
Покажи, где кукла, стол, игрушки, посуда, одежда. Посади куклу, мишку
Понимание/ употребление предлогов В На
Под Над
Перед За
Из Около
Из-за Из-под
Муж., жен., ср. род имени прилаг. и сущ. Покажи, где красная?
Покажи, где красный?
Покажи, где красное?
Мужской, женский род глаголов в прошедшем времени Покажи, где Женя поймал рыбу?
Покажи, где Женя поймала рыбу?
Единственное и множ.число имен сущ. и глагоглов Покажи, где сидит аист?
Покажи, где сидят аисты?
Понимание падежных окончаний существительных Покажи карандашом ручку
Покажи карандаш ручкой
Покажи дочку мамы
Покажи маму дочки
Понимание соотношения между членами предложения Покажи, чем мальчик ловит рыбу?
Покажи, кто ловит рыбу?
Покажи, кого ловит мальчик?

Понимание рассказа

Активный словарь

3 года 4 года 5 лет 6 лет
Конкретные имена существительные/ Обобщающие слова Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь
Мебель
Овощи
Фрукты
Дикие животные
Домашние животные
Транспорт
Показ и называние части предметов Части тела: нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги
Локоть, колено, ноготь
Стул: спинка, сидень, ножка
Машина: руль колеса
Кабина, кузов, фары, мотор
Кто как голос подает с 3х лет, кто как передвигается с 5 лет Кошка
Утка
Корова
Собака
Петух
Лягушка
Гусь
Змея
Свинья
Что делает: Повар
Врач
Почтальон
Антонимы: Большой
Длинный
Широкий
Высокий
Светлый
Быстрый
Холодный
Больной
Сухой
Формы: Круг - круглый
Квадратный
Треугольный
Прямоугольный
Овальный
Имена прилагательные Коричневы, карий/ платье, глаза, костюм
Старый, пожилой/ человек, дом
Густой, дремучий/ лес, туман
Выбрать слова подходящие по смыслу К дому прилетела/ стая, стайка, стадо/ воробьев
Они уселись на крыше и весело/ пели, щебетали, чирикали
Вдруг незаметно/ прибежала, подкралась, пришла/ кошка
Она хотела/ поймать, схватить, взять/ одного воробья
Стало….., сирень начала….. /расцветать, зацветать/
На вершину горы…., в дом….. /войти, взойти/
Объем словаря соответствует возрастной норме: да/нет
Характеристика активного словаря: глаголы, имена существит., прилагательные, местоимения, наречия
Неточность употребления слов на основе: звуковой близости, сходных по своему назначению, ситуационной связи друг с другом, расширения/ сужения смыслового содержания, смещения лексико-грамматических признаков сходных слов

Словоизменение

3 года 4 года 5 лет 6 лет
Употребление имени существительных именительном падеже единственного и множественного числа Коса - косы
Муха - мухи
Окно окна
Лист – листья
Лев – львы
Рукав – рукава
Дерево – деревья
Употребление существительных в косвенных падежах без предлога У меня есть карандаш
У меня нет….
Я рисую….
Употребление формы родительного падежа множественного числа. Много чего? Стул…..
Стол….
Карандаш….
Книга….
Мяч….
Чашка….
Согласование прилагательных и существительных. Назвать цвет предметов: зеленый/ красный Лист….
Занавеска….
Дерево….
Роза….
Яблоко….
Барабан….
Согласование числительных 2 и 5 с именами существительных Кукла
Жук
Шар
Карандаш
Рыба
Ключ

Словообразование

Образование уменьшительно ласкательных форм Стул….
Миска…
Сани….
Кольцо….
Пуговица….
Шапка….
Образование названий детенышей животных У утки
У кошки
У гуся
У коровы
У лошади
У собаки
Образование прилагательных от существительных. Из чего сделано? /стакан из стекла/ Стекло
Дерево
Мех
Резина
Брусника
Бумага
Снег
Чей? Чья? Чье? Сумка мамы
Кофта бабушки
Хвост лисы
Уши зайца
Образование приставочных глаголов: Что делает мальчик Уходит
Входит
Выходит
Переходит
Образование приставочных глаголов Рисует
Убирает
Ловит

Связная речь



Поделиться