Евангелическо-лютеранская церковь. Во что верят лютеране? Что такое лютеранская церковь определение

Особенности евангелическо-лютеранского вероучения

В центре евангелическо-лютеранской теологии находится учение об оправдании по милости Божьей (по благодати) через веру. Конкретизировать и развить его можно через принципиальное различие между законом и Евангелием . Согласно лютеранскому вероучению Бог говорит с человеком двумя совершенно разными способами. Эти способы именуются Закон и Евангелие . Закон и Евангелие, согласно классической лютеранской теологии, - это два принципиально различных Слова Божия, два принципиально различных образа, при помощи которых Бог обращается к людям.

По Мартину Лютеру, закон - это все требования, которые Бог предъявляет людям (как через записанные заповеди в Писании, так и через голос совести), причём требования, по его мнению, заведомо невыполнимые в их падшем состоянии. Главным является требование превыше всего любить Бога. Тем самым закон показывает человеку всю его несостоятельность и греховность, а также приоткрывает ему невероятную святость Божью. Таким образом, единственное, что может закон, по мнению Лютера, - это довести человека до отчаяния.

Закон должен показывать человеку, что никакие его дела, никакие его качества и усилия не могут ему помочь приблизиться к Богу, бесконечно далёкому в Своей святости. Ведь, идя по пути исполнения закона, стараясь оправдаться перед Богом через исполнение закона, человек так или иначе полагается на себя, на свои дела и силы, а не на Бога и тем самым вольно или невольно ставит себя самого в центр своей религиозной жизни. Поэтому путь закона для Мартина Лютера - это путь «проклятия и только проклятия».

Лютеранское вероучение особенно подчёркивает: самое главное и, по сути, единственное, что требует от нас Бог, - это то, чтобы люди чтили Его как Бога, т. е. чтобы целиком и полностью в жизни и смерти, во времени и в вечности доверились Богу. Однако грех человека заключается именно в обращённости человека к себе самому, его отдалённости от Бога.

В большинстве религий, да и во многих христианских церквях учат, что человек сам должен в той или иной мере нравственно совершенствоваться, «работать над собой», грех должен быть преодолён изнутри человеческого существа. И таким образом спасение становится человеческим делом. Человек уповает отчасти на себя самого, и поэтому он не может всё своё упование возложить целиком и полностью на Бога. Таким образом, как ни странно это звучит, согласно лютеранскому вероучению, чем благочестивее и религиознее в традиционном смысле человек, тем дальше он от Бога. В этом трагедия человеческого греха: даже если человек своими усилиями действительно становится лучше, он всё равно тем самым отдаляется от Бога.

Евангелие, как Слово Божие, учит Мартин Лютер, принципиально иное, чем закон . Оно выражает абсолютное и безусловное принятие человека Богом; ставит отношения человека и Бога на совершенно иную основу. Если человек постигает Евангелие, то он уже не должен что-то делать для своего спасения. Он просто понимает, что уже спасён, спасён без всяких заслуг и усилий со своей стороны. Спасением он обязан только Богу. Человек смотрит уже не на себя, а на Иисуса Христа, уповает только на Него. Это и есть вера: взгляд вне себя, взгляд на Христа, отказ от того, чтобы самому спасать себя, полное и безраздельное доверие одному Богу.

Лютеранское богослужение и лютеранская церковь

Главными элементами лютеранского богослужения являются проповедь и таинства. Проповедь - это свободная речь пастора или проповедника, обращённая к конкретной общине, возвещающая Евангелие, весть о Божьем прощении и принятии.

Таинствами в лютеранском богословии признаются два священнодействия - это крещение и причастие. В крещении через обливание водой верующему возвещается прощение его грехов ради Христа. Крещение младенцев означает то, что только Бог может спасти человека, но не человек сам себя.

Причастие точно так же возвещает мир с Богом и прощение грехов: «Я могу сомневаться в том, касаются ли меня лично слова пастора о Божьем прощении, но я не могу сомневаться в простом факте своего крещения или в том, что я могу регулярно причащаться». При этом для лютеран причастие (так же, как и крещение) не просто некий знак. Согласно лютеранскому вероучению в причастии человек сталкивается с реальным присутствием Христа.

Из учения о богослужении вытекает и лютеранское учение о церкви. Церковь (в отличие от православного или католического богословия) - это не «богочеловече-ский организм», не мистическая связь со Христом или «продолжение» Христа в этом мире. Церковь для лютеран - это не посредница в деле спасения и не «сосуд благодати», она сама по себе не обладает спасительной ценностью. Она лишь собрание людей, слушающих Слово Евангелия. Центр церкви и её основание - вне её, в Иисусе Христе. В понимании лютеран церковь - это сообщество людей, сосредоточенных на Иисусе Христе, на Евангелии.

Евангелическо-лютеранская этика

Для евангели-ческо-лютеранской этики характерны следующие особенности: реалистичность; евангельская спонтанность и ситу-ативность; положительное отношение к миру.
Реалистичность лютеранской этики выражается прежде всего в лютеровском учении о двух царствах , которое лежит в основе взаимодействия церкви с государством и обществом. Согласно этому учению, Бог правит в мире двумя совершенно различными способами. Во-первых, Он действует через Слово Евангелия, через безусловное прощение и спасение грешников. Возвещение этого Слова является прямой и непосредственной задачей церкви. Во-вторых, Бог действует через мирские институты, законы и порядки. Задача государственной власти, общественно-политических и экономических институтов - заботиться о земном благе людей, решать их внешние проблемы и сдерживать зло. Эта область жизни тоже управляема Богом.

Мирская жизнь не автономна. Она тоже в руках Божьих. Однако здесь Бог управляет совершенно другим способом. В мирской жизни действуют другие законы, чем в провозвестии Евангелия. Например, вполне может быть применено насилие с целью противостояния злу (необходимость полицейских сил или армии обосновывается именно этим).

Задача государства и общества - заботиться о благе человека. Церковь должна признавать эту задачу государства, уважать и принимать её. Это может выражаться прежде всего в молитве о государстве, властях, об успехах в политической или экономической жизни. Церковь, будучи социальным институтом, не может уклоняться от выполнения других, пусть второстепенных для неё, но всё же важных задач. Там, где государство не выполняет свою основную задачу или выполняет её недостаточно хорошо, церковь может и должна критиковать его, предлагать пути решения проблем: призывать отказаться от избыточного применения насилия или противостоять ксенофобии, распространённой в обществе, и т. д. Тем не менее церковь не может брать на себя проблемы государства, хотя должна оказывать сопротивление государству, если оно навязывает ей формы жизни, противоречащие Евангелию. Так было в нацистской Германии, когда многие церковные деятели активно выступали против государственного преследования евреев, спасали обречённых на отправку в концлагеря и смерть людей.

Второй особенностью лютеранской этики является евангельская спонтанность и ситуативность . Например, в дискуссии, нужно ли подавать милостыню нищему, если заведомо знаешь, что он распорядится ею не лучшим образом, мнения расходятся. Типичный ответ - милостыню подавать нужно, ведь она важна не столько для нищего, сколько для тебя самого. Лютеранство категорически против этого, так как считает, что доброе дело только тогда является по-настоящему добрым, если совершается не из желания заслужить одобрение у Бога или даже улучшить самого себя, а из спонтанного и бескорыстного желания помочь ближнему. Поэтому подлинно нравственным импульсом является не исполнение абстрактного закона, общих заповедей, а поиск способа эффективной помощи нуждающемуся человеку. Соответственно лютеранин в ситуации, требующей этического решения, ориентируется не только на «вечные» нормы и заповеди, но и на конкретную ситуацию, в которой он оказался и которая, может быть, требует нетрадиционного подхода.

Отсюда исходят две особенности лютеранской церкви: первая - кажущаяся «сухость и бюрократичность» (ведь необходимо точно выявить нужду и определить пути помощи), но в то же время эффективность её социального, диаконического служения. Вторая - большая, чем у других церквей, готовность к новым, нестандартным подходам в решении этических вопросов, с полным осознанием своей ответственности за эти решения: поступать не по написанному закону, а по любви. Любовь же очень конкретна, она всегда смотрит на конкретную нужду конкретного человека, а не на некие вечные принципы.

Третьей важнейшей особенностью лютеранской этики является положительное отношение к миру . Истоки такого отношения также были заложены Мартином Лютером, и суть их в следующем. Средневековая культура была во многом культурой аскетизма. М. Лютер открывает человеку совершенно другой взгляд на мир. Он создан Богом на радость людям, поэтому истинная духовность не может заключаться в бегстве от мира. Только живя в мире, можно жить подлинно духовной жизнью. И более того, жить в мире не значит принимать на себя всё трудное и печальное и избегать радостей мира.

Для Лютера религиозная жизнь, подлинная духовность не только включала в себя телесный аспект, но и требовала его. Телесность - неотъемлемый аспект человеческой жизни. Согласно убеждению лютеран, мы не должны делить свою жизнь, свои потребности на «возвышенное» и «низкое», «бездуховное». Отказываться от человеческих потребностей - значит противостоять Богу. Для лютеранской этики в чувственности человека нет ничего постыдного.

Разумная реализация потребностей и чувство ответственности перед Богом и ближними - вот что определяет поведение человека. Поэтому сплочённая многодетная семья представляется наиболее естественной и предпочтительной формой организации человеческой жизни, и тем не менее с точки зрения лютеранской церкви трудно раз и навсегда провести абсолютно чёткие границы допустимого. Поэтому многие современные лютеранские богословы, всячески подчёркивая безусловную ценность семьи, всё же готовы вести критический диалог и о других формах реализации человеческой сексуальности, ни в коем случае не пропагандируя её сомнительные формы, но в то же время внимательно относясь к нуждам и потребностям конкретных людей. Например, активные дискуссии ведутся по проблеме церковного отношения к незарегистрированному официально «гражданскому браку». Большинство богословов не отвергают добрачные интимные отношения.

Божьим призванием в лютеранстве становится любой честный труд. Но не только работа, профессия является призванием, призванием является и повседневная семейная жизнь. Лютер считал, например, великолепным, что отец меняет и стирает детские пелёнки, люди насмехаются над этим, но зато Бог вместе со всеми ангелами улыбается этому. По Лютеру, настоящая духовность, духовное призвание - честно вести простую, мирскую, семейную жизнь. Для лютеран идеалом являлась и до сих пор является дружная, многодетная семья. При этом сегодня подчёркивается равноправие и необходимость взаимного служения друг другу мужчины и женщины. Патриархальное распределение ролей как в семье, так и в обществе считается изжившим себя.

Организационная структура и особенности религиозной практики

Каждая лютеранская церковь является независимой. Нередко на территории одного государства может существовать сразу несколько лютеранских церквей, отличающихся друг от друга своими историко-этническими корнями, традициями или богословием. Единого центра, способного принимать обязательные для всех лютеранских церквей решения, не существует. Тем не менее подавляющее их большинство объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию, занимающуюся развитием внутриконфессиональных связей, а также отношениями с другими христианскими сообществами. Всемирная Лютеранская Федерация большое значение придаёт и гуманитарному, социальному служению в мире.
Каждая местная община решает свои вопросы на своём собрании, а в промежутках между ними общиной руководит церковный совет (совет общины) совместно с её пастором. Несколько общин одной церкви и одного региона могут быть объединены в пробство (деканат) с пробстом (деканом) в качестве духовного руководителя. Необходимо учитывать, что церковное служение в лютеранстве значительно отличается от того служения, которое существует в некоторых традиционных церквях (особенно православной и католической). Пастор в лютеранстве по своему духовному статусу не отличается от остальных верующих. Каждый верующий в силу Крещения является священником, т. е. не нуждается в посредниках в своих отношениях с Господом и имеет право и духовную способность проповедовать Слово Божие (учение о всеобщем священстве верующих ). Однако поскольку в церкви необходим порядок, то во избежание хаоса служение публичной проповеди и преподания таинств, как правило, поручается лишь отдельным, специально назначенным на это людям - пасторам. В этом смысле служение пастора ничем не отличается от любого «мирского» призвания. Оно ничуть не более «священно». Пастор не обладает никакой особой «благодатью» или особыми «духовными дарами». Духовные предпосылки для своего служения он получает не в результате ординации (рукоположения), а, как и любой другой верующий, ещё в Крещении. Необходимость пасторского служения имеет скорее не духовную, а организационную, техническую природу.

Поскольку пастор не является священником в католическом или православном смысле слова и в духовном смысле ничем не отличается от других верующих, поскольку во Христе, в свете Евангелия, стираются внешние различия между людьми, то в большинстве лютеранских церквей на пасторское и епископское служение призываются как мужчины, так и женщины.

Порядки богослужения в разных лютеранских церквях и общинах могут быть различными. Лютеранская церковь в этой области готова к восприятию совершенно новых подходов, равно как и к возрождению древних традиций. Важным для лютеран является обряд конфирмации, на котором девушки и юноши (после соответствующего, иногда многолетнего обучения) публично свидетельствуют о своей вере и получают благословение от пастора. Этот обряд вырос, с одной стороны, из таинства миропомазания, до сих пор сохраняющегося в православной или католической церкви, с другой стороны, из необходимости наставления молодёжи в вопросах вероучения.

Заключение брака сопровождается красивым и торжественным обрядом венчания, которое, однако, таинством не считается. Оно является лишь молитвой о новобрачных, их обетом вести христианскую жизнь в браке и их благословением на совместную жизнь. Брак понимается как «светское дело» (Лютер), и моментом его заключения считается момент его официальной регистрации. Разводы не запрещаются. Повторное венчание также является возможным, хотя и требует более тщательной предварительной душепопечительской беседы с пастором.

Во время богослужений и официальных актов пасторы и проповедники лютеранской церкви, как правило, носят специальные облачения. Это может быть чёрный талар (то же, что и знакомая всем судейская мантия) или более древнее, традиционное западноцерковное белое облачение - альба. Никакой специально предписанной внебогослужеб-ной одежды не существует, однако многие пасторы носят рубашку с колларом (специальным воротником с белой полоской или вставкой). В некоторых церквях каждый пастор носит служебный наперсный крест, в других такие кресты имеют право носить лишь пробсты и епископы.

Лютеранские церкви могут быть построены в любом архитектурном стиле. В случае если у той или иной общины нет церковного здания, она может проводить свои богослужения в любом технически подходящем для этого месте или даже под открытым небом.

Во время богослужения прихожане сидят на стульях или скамьях, поднимаясь (или иногда опускаясь на колени) лишь во время молитвы или в самые важные моменты литургии. Огромную роль в жизни лютеранской церкви играет музыка. С самого начала движение Реформации завоёвывало новых сторонников своими песнопениями. И сейчас лютеранское богослужение невозможно представить себе без общинного пения. Это могут быть переложенные на современный язык древнецерковные песнопения, хоралы времён Реформации (многие из которых написаны самим Лютером), песнопения более поздних времён, современные духовные песни из разных стран и традиций.

Почти в каждой лютеранской церкви установлен орган. Без имён таких церковных музыкантов и глубоко верующих лютеран, как, например, Дитрих Букстехуде или Иоганн Себастьян Бах, невозможно представить себе мировую культуру. Имея такое богатое наследие, лютеранская церковь и сегодня большое внимание уделяет сохранению и развитию музыкальной культуры. Убранство лютеранской церкви может быть очень скромным, создающим ощущение пустоты. Такое, какое описал Ф. Тютчев в своём знаменитом стихотворении: Я лютеран люблю богослуженье, Обряд их строгий, важный и простой - Сих голых стен, сей храмины пустой Понятно мне высокое ученье.
(Я лютеран люблю богослуженье...)

Но лютеранская церковь может быть и богато украшенной, полной картин и скульптурных изображений.

Единых правил и канонов здесь не существует. Важно лишь, чтобы всё убранство церкви и всё происходящее на богослужении помогало верующим сосредоточиваться на восприятии Евангелия. Свои отношения с другими христианскими церквями лютеранство строит на принципе взаимоуважения и взаимной заинтересованности.

Плодотворный диалог на самых разных уровнях лютеранские богословы ведут с православной, католической церквями и другими христианскими конфессиями. Хотя здесь до полного церковного общения ещё очень далеко, лютеране надеются, что принцип примирённых различий может в конце концов оказаться продуктивным и в отношениях с этими церквями.

В России первые лютеране появились уже в XVI в. Первая лютеранская церковь в Москве была построена в 1576 г., спустя несколько десятилетий после Реформации.
Сегодня в силу ряда обстоятельств лютеранская церковь представляет собой две структуры: Евангелическо-лютеранская церковь и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории России. Первая объединяет прихожан прежде всего немецкого происхождения, вторая - финского. Общая численность российских лютеран на сегодня - 50-150 тыс. человек.

Лютеранство - протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство - старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название Евангелическая лютеранская церковь приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии.

Как известно, лютеранство относится к христианским конфессиям, являясь одним из главных течений в протестантизме. Именно оно было первым течением, возникшим в период Реформации - религиозного, политического и общественного движения XVI века, отразившего рост национального самосознания народов Европы.

В настоящее время лютеране имеют в некоторых странах по нескольку лютеранских церквей, часто объединяющих лиц определенной национальной принадлежности. Те лютеранские церкви, которые включают в свой состав лиц различных национальностей, продолжают обычно сохранять национальные традиции. Сегодня в мире насчитывается 192 лютеранские церкви, объединяющие приблизительно 75 млн. лютеран, из которых около 50 млн. входят во Всемирный лютеранский союз, ведущий свою деятельность с 1947 года. Распространившись в среде разных этносов в различных странах мира, лютеранство заняло наиболее прочные позиции в Европе. Лютеране составляют более половины верующих в Германии, подавляющее большинство населения в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и на Фарерских островах. В таких странах, как Норвегия, Дания, Исландия, в которых к лютеранским организациям соответственно относится 97% и 96% населения, лютеранской церкви придан государственный характер. Подавляющее большинство образуют лютеране также в Швеции и Финляндии (соответственно 95% и 90%). В первой из названных стран лютеранская церковь пока занимает положение государственной, хотя и принят закон, предусматривающий постепенное отделение церкви от государства.

Вследствие эмиграции немцев из Германии, лютеранское вероисповедание проникло на территорию России. От немецких лютеранских церквей российские немцы переняли опыт устройства церковных организаций и управления духовными делами, в Россию также приглашались пасторы для обслуживания лютеранских общин. В ходе наблюдаемого сейчас возрождения лютеранства в России лютеранские церкви ряда европейских стран, в особенности Германии и Финляндии, а также США, наряду с международными лютеранскими организациями оказывают активную поддержку российским лютеранам. В СССР по численности верующих лютеранство после баптизма представляло собой самое значительное из протестантских вероисповеданий, прежде всего за счет живущих в нашей стране немцев, а также эстонцев и латышей. Большинство лютеран России - лица немецкой национальности, живущие в Омской, Новосибирской и Кемеровской областях, Алтайском Крае, Поволжье, Москве, Санкт-Петербурге, финны, расселенные в Карелии, Ингерманландии, Сибири (латыши, эстонцы). Есть лютеране и среди русских.

Основы лютеранского вероучения первоначально были изложены Лютером в трех главных его трактатах, относящихся к 1520 году: "Послание к христианскому дворянству германской нации", "О свободе христианина" и "О вавилонском пленении церкви". В них он проводит идею о всеобщем священстве, говорит о праве каждого христианина самостоятельно толковать Писание и участвовать в преобразовании церкви и набрасывает состоящий из 27-ми пунктов общий план реформы. Кроме того, Лютер излагает учение о спасении одною верою и дает лютеранское толкование таинств. Позже были подготовлены специальные книги, объясняющие основные вопросы лютеранского вероисповедания. Евангелическо-лютеранская церковь с самого начала исповедовала учение, основанное на пророческих и апостольских писаниях Ветхого и Нового Заветов, Апостольском, Никейском и Афанасьевском символах веры и особых книгах лютеранской церкви: Аугсбургском исповедании, составленном ближайшим соратником Лютера Филиппом Меланхтоном; Шмалькальденских артикулах, созданных Лютером в качестве руководства для прений с католиками на предполагавшемся Вселенском соборе; Катехизисах Лютера: большом - для учителей и пасторов (1528) и малом - для народа (1529) и Формуле согласия, написанной с целью примирения образовавшихся в лютеранстве партий. Все эти произведения были собраны в одну книгу под названием "Книга согласия" в 1580 году. Из перечисленных лютеранских книг на русский язык на сегодняшний день переведены Аугсбургское вероисповедание, Краткий катехизис и Большой катехизис Лютера.

Будучи одной из деноминаций протестантизма, лютеранство обладает главными особенностями всех протестантских церквей, основным авторитетом для которых служит исключительно Священное Писание, т.е. Ветхий и Новый Заветы. Как известно, в отличие от протестантизма, православие и католицизм придают также большое значение Священному преданию (писаниям святых отцов и постановлениям церковных соборов), которое большая часть течений протестантизма не признает вообще. В отличие от православной и католической церквей центральный догмат всех протестантских исповеданий считает единственным средством стать угодным Богу исключительно выполнение мирских обязанностей, так как они определяются для каждого человека его местом в жизни и становятся для человека его призванием. Следование монашеским обетам, как и выполнение других излишних дел, противоречило общей доктрине лютеранства о призвании людей, специфической склонности лютеран к экономическому рационализму.

С точки зрения лютеранского вероучения, монашеские обеты, соблюдение постов, невкушение определенных видов пищи, выполнение различных церковных обрядов и следование обычаям не искупают грех, не способствуют обретению Божественной благодати. Напротив, при бремени на совесть, из-за невозможности соблюдения всего этого загораживается все христианское учение о более важных делах, таких как вера, утешение в тяжелом духовном борении. Некоторые необходимые дела из-за частоты их свершения оценивались как светские и бездуховные. Под делами, заповеданными Богом, в лютеранстве подразумевались дела, совершаемые каждым в меру своего призвания: "Отец должен трудиться, чтобы прокормить жену и детей и воспитать их в страхе Божьем, мать должна рожать и воспитывать детей и ухаживать за ними, князь и все облеченные властью должны управлять землей и людьми".

Лютеранство не отвергает пользу других добрых дел, однако учит, что они должны совершаться не в расчете заработать ими благодать, а ради Бога и во славу Божию, поскольку через веру даруется Святой Дух и сердца становятся способными совершать добрые дела. Из семи таинств, которые признает православная и католическая церковь, у лютеран совершаются два: крещение и причащение. На исповедь в лютеранстве не выработалось единой позиции. Брак, рукоположение, конфирмация и соборование выполняются лишь как обряды. Крещение по правилам совершает пастор, однако в случае крайней необходимости это долг и право всякого христианина (как, впрочем, и в католицизме и православии). На свободное усмотрение верующих отдается способ крещения: это может быть обливание, погружение или окропление. В отличие от баптистов лютеране признают крещение детей правильным, поскольку через него ребенку даруется благодать.

Брак по лютеранскому учению - установленное Богом соединение жизни мужчины и женщины. Служа основой упорядоченного общества, он выступает лишь как исполнение гражданского и естественного закона и не является таинством. В силу того что обет целомудрия монахов и священников приводил к многочисленным прелюбодеяниям и мешал реализации человеческого призвания, лютеране относятся к нему отрицательно. Лютеране обосновывают на Божественном слове и заповеди право священников и других духовных лиц вступать в брак. Первый пример такого отношения к браку показал сам лидер Реформации, заключив в 1525 году брачный союз с бывшей монахиней Екатериной фон Бора, бежавшей из монастыря. лютеранство протестантский конфессия конфирмация

Развод по лютеранскому вероучению, в отличие от более строгого отношения к нему католицизма, допустим в двух случаях: неверности одного из супругов или если решение развестись исходит от неверующего. Согласно лютеранскому учению о священстве всех истинно верующих во Христа, в церкви существует понятие Власти Ключей, под которой понимается духовная власть, осуществляемая словом Божьим, которую Христос дал всей Церкви своей на земле, так что всякий христианский приход имеет ее с полным правом.

Особым обрядом в лютеранстве является конфирмация - публичный акт со стороны молодых людей, выражающий сознательное принятие веры в Иисуса Христа и включение в состав религиозного общества. Устав Евангелическо-лютеранской церкви в России (1832 год) требовал от юношей и девушек, принадлежавших к лютеранскому вероисповеданию, до приобщения святых тайн получить наставление в законе Божьем и осуществить конфирмацию в возрасте не ранее 15 и не позже 18 лет. Надо отметить, что обычай обязательной конфирмации по достижении совершеннолетия предполагал умение читать и писать, вследствие чего лица лютеранского вероисповедания получали необходимое образование. Как обряд выполняется в лютеранстве и соборование. Чин общественного богослужения, церковные обряды и обычаи подробно определяются в особом сборнике - агенде.

В отличие от православной и католической церквей, богослужения у лютеран проводятся значительно реже, обычно по воскресеньям и в праздничные дни, а Причастие совершается один раз в месяц. Посещение церкви не входит в строгую обязанность лютеранина, занимая второстепенное место по сравнению с хранением им личной веры. Наиболее существенными чертами организации лютеранской церкви являются: подчиненность светским властям, коллегиальность, самоуправление, большая роль мирян в управлении, наличие национальных традиций, выборность руководства. Коллегиальный характер управления Евангелическо-лютеранской церковью, прежде всего выражался в существовавшем строе исполнительной власти, которую осуществляли коллегиальные учреждения - консистории. Исполнительные же органы общих приходских собраний создавались в виде комитетов, приходских советов. Консисториальное управление в лютеранских церквах было узаконено уже договором немецких князей в Аугсбурге в 1555 году, и с того времени консистории постепенно стали появляться в немецких протестантских государствах. По действовавшим в XIX веке в России законам все лютеранские приходы, за исключением находившихся в Закавказье приходов иностранных поселенцев, состояли в ведении пяти консисторий: Санкт-Петербургской, Лифляндской, Эстляндской, Курляндской и Московской. По действующему в России в настоящее время Уставу Евангелическо-лютеранской церкви ее высшим органом является Генеральный синод. Исполнительная власть принадлежит Консистории, надзор за которой осуществляется епископом и Епископским советом. Епископ избирается из числа пасторов церкви Генеральным синодом и ему подотчетен. Основой Евангелическо-лютеранской церкви являются общины. Собрание общин созывается не реже одного раза в год. Эти собрания образуют все полноправные члены общин.

Руководство общинами осуществляют их церковные советы. Развитие лютеранства на территории собственно России (в Московском и Петербургском консисториальных округах) было тесным образом связано с Прибалтикой. Так, первая лютеранская община в Москве была создана лифляндскими лютеранами. Церковный устав, введенный в 1832 году, являлся результатом усилий балтийских церковных служителей. Наконец, большая часть лютеранских пасторов в России закончила богословский факультет университета в Дерпте (нынешнем Тарту). Эмигранты из Прибалтики создали в России эстонские и латышские лютеранские общины. Образовавшиеся в Латвии и Эстонии самостоятельные лютеранские церкви ныне покровительствуют своим братьям по вере - эстонцам и латышам, живущим в России. В возрождении в России лютеранских общин активнейшее участие принял латышский епископ Калнынь. Ныне существующая Евангелическо-лютеранская церковь сохраняет традиции лютеран России с XVI века и церкви, которая впервые конституировалась в 1832 году, была преобразована в 1924 году и вновь организована в 1989 г. после периода репрессий, отчуждения собственности и насильственных переселений. Базируясь на общих догматических основах лютеранского вероучения, существующие в России лютеранские общины в силу исторических условий своего появления являются носителями, прежде всего скандинавской и немецкой традиций с определенной спецификой для латышских, эстонских, финских, шведских и немецких общин. Некоторые различия наблюдаются и в одеянии лютеранских священников. В облачении пасторов Церкви Ингрии, официально возрожденной в России в 1992 году, чувствуется влияние финнов, поскольку принято одеяние (альба) белого цвета. В общинах же немецкой и латышской традиции священники надевают черный талари маленький белый галстук с двумя короткими концами равной длины. Естественны и различия в языке богослужений; в зависимости от этнической принадлежности прихожан они совершаются на латышском, эстонском, шведском и немецком языках (для эмигрантов, утративших родной язык, или русских лютеран либо осуществляется параллельный перевод, либо проводится дополнительное богослужение). Различия наблюдаются в праздниках и памятных днях. К примеру, в немецкой по традиции Евангелическо-лютеранской церкви России отмечается день памяти жертв репрессий, Церковь Ингрии празднует в ноябре день всех святых, особый день поминовения усопших имеется летом у латышей, финны и эстонцы почитают день св. Иоанна.

Использованный источник

1. http://www.skatarina.ru/library/lutvros/lutvros/lr01.htm

ЛЮТЕРАНЕ
протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство - старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название Евангелическая лютеранская церковь приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии.
Учение. Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и убеждены, что в Реформации не создана новая церковь, а восстановлена древняя. Реформы предпринимались в тех областях, где - по мнению реформаторов - средневековые учения отклонялись от Библии и где религиозная практика и церковные институты противоречили свидетельству Писания. Последователи Лютера утверждали, что в вопросах веры каждый человек отвечает только перед Богом, и заменили традиционное церковное учение о спасении доктриной об оправдании только верой. Эти положения сохранили свое фундаментальное значение в лютеранском вероисповедании, они в значительной мере повлияли на развитие вероучения и этики лютеранства. Согласно общему определению, оправдание означает, что Бог принимает грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Лютеране верят, что вся инициатива в этом акте примирения человека с Богом принадлежит Богу. Поэтому, в соответствии с лютеранским учением, оправдание заключается в принятии Богом грешника, в создании им нового отношения между собой и целостной личностью человека. Прощение грехов и избавление от вечного наказания за него не достигается путем совершения церковных обрядов; спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание - не награда за исполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на кресте и обретаемый в вере. Человек даже не участвует в приготовлении к получению этой благодати, поскольку вера в человеке создается только по выбору и действием Святого Духа. Как и католики, лютеране верят в существование Троицы, наличие двух природ в Христе, воскресение, Страшный суд и жизнь после смерти. Многое в лютеранском вероучении восходит к Апостольскому, Никейскому и Афанасьевскому символам веры. Лютеране признают таинство евхаристии и верят, что Тело и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Хотя хлеб и вино сохраняются в своем виде, причастник принимает Христа в божественной и человеческой природах. Лютеране признают и еще одно таинство - крещение, которое обычно осуществляется в младенческом возрасте. Оба таинства рассматриваются как средства благодати, а не как символы или воспоминания.
Вероучительные тексты. Лютеране верят, что Библия представляет собой слово Бога и единственную безошибочную норму для веры и религиозной жизни. Большинство из них признает Книгу согласия (Konkordienbuch, 1580) в качестве истинного изложения учения Библии и главного вероучительного авторитета лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов содержит оба лютеровских катехизиса (Большой и Малый катехизисы, Groes und Kleines Katechismen, 1529); Аугсбургское исповедание (Augsburgische Konfession, 1530) и Апологию Аугсбургского исповедания (Apologie der Konfession, 1531) немецкого теолога Филиппа Меланхтона; Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры; Шмалькальденские статьи (Schmalkaldische Artikel, 1537); и Формулу согласия (Konkordienformel, 1577). Лютеране считают, что вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия, хотя и согласуются с Писанием, все же находятся на ином уровне. В соответствии с Формулой согласия, исповедания веры суть "просто свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом в различные времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах Божиих теми, кто тогда жил". Библия, с другой стороны, есть "единственный судья, правило и норма, в соответствии с которым следует... судить обо всех учениях". Таким образом проводится разграничение между Преданием, которое касается Христа и его деятельности как Спасителя, о чем свидетельствуют канонические тексты Писания, и другими более поздними преданиями. Другое разграничение проводится уже в самом Писании, оно касается различия между божественным Законом и Евангелием. Назначение божественного Закона состоит в поддержании гражданского порядка и в том, чтобы человек осознавал свою греховность перед Богом. Евангелие несет благую весть о дарованном прощении грешного человека. По вере лютеран, Закон и Евангелие в совокупности и составляют слово Бога.
Богослужение. В лютеранских церквах нет установленных литургических форм, обязательных для общественного богослужения. Как говорится в Аугсбургском исповедании: "Для истинного единства христианских церквей достаточно, чтобы единым образом в соответствии с чистым пониманием проповедовалось Евангелие и совершались таинства согласно божественному слову. И нет нужды для истинного единства христианской церкви, чтобы всюду совершались учрежденные людьми единообразные обряды". Вот почему лютеране, опираясь на авторитет Книги согласия, рассматривают богослужение как диалог между Богом и человеком, и в их богослужениях имеется сходство, но не единообразие. Лютер пересматривал традиционные средневековые религиозные богослужения только там, где они вступали в противоречие с новым пониманием Евангелия. В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов и ритуалов. Общая структура римской мессы не была затронута, хотя латинский текст заменен текстом на местном языке и были добавлены оригинальные гимны - протестантские хоралы. Введенное Лютером, который сам сочинил множество церковных песнопений, пение хоралов и активное участие общины в литургии являются отличительной чертой лютеранского богослужения. Обычно в лютеранских церквах имеется алтарь и кафедра для проповеди, используются традиционная церковная одежда и утварь - облачения, распятия, свечи.
Церковное устройство. Лютеране не отдают предпочтения той или иной организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви. Всюду, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства, люди приходят к вере и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди слышат слово Бога и отвечают на него в вере. Так, лютеранская церковь была свободна в выборе тех организационных форм, которые она считала отвечающим нуждам времени и места. В некоторых странах, например в Швеции, сохранилась епископальная форма управления церковью. Во многих частях Германии князь или другой государь назначал консисторию, состоявшую из клириков и правоведов, для управления всеми общинами на данной территории. Время от времени вносились организационные изменения, чтобы удовлетворить новые потребности или обеспечить более эффективную деятельность церкви. В Северной Америке оправдала себя комбинация конгрегациональной и пресвитерианской структур, когда автономия местных общин (конгрегаций) уравновешивалась властью синода. Каждая местная община управлялась церковным собором, состоявшем из чиновников-мирян и пастора, избираемых общиной. Общины могли объединяться в синоды, территориальные участки или конференции, они представлены на ежегодных собраниях своими пасторами и выбранными представителями из мирян. Синоды объединяются в более крупные структуры - в масштабах государства или международные и обычно носят название церкви. Лютеране подчеркивают всеобщее священство всех верующих. Пасторы отличаются от мирян только по тем функциям, которые они исполняют в церкви. Согласно лютеранскому вероучению, они не обладают никакими особыми отличительными признаками или властью, подобными тем, что характеризуют священников Римско-католической церкви. Ординация (посвящение в сан), которая происходит на ежегодных собраниях синода, рассматривается просто как публичное утверждение в должности, связанной с христианской проповедью, религиозным обучением и совершением таинств. Поэтому говорят, что пастор - это должность, а не сан.
История. О том, как родилось "лютеранство"
см. также
ЛЮТЕР Мартин ;
РЕФОРМАЦИЯ .
Возникнув в маленьком городке Виттенберге, где сосредоточилась группа критически настроенных монахов, лютеранское движение стремительно распространилось по всей Германии, охватив примерно две трети ее территории. Вскоре его влиянием была охвачена Северная Европа, и, наконец, в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли государственные протестантские церкви. Большинство населения Латвии и Эстонии также приобщилось к лютеранской вере, тогда как в других странах (Чехия, Венгрия, Польша) возникли лютеранские меньшинства. Когда в 17 в. европейцы проникли в западное полушарие, лютеранские поселения в Северной Америке появились практически сразу. Географическая экспансия лютеранства продолжалась и в 18 в.: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае, Африке и других удаленных от Европы регионах. В 1600, по оценкам, в мире насчитывалось около 15 млн. лютеран, а к 1975 их число увеличилось почти в 5 раз.
Развитие лютеранской идеологии. Начиная с эпохи Реформации, сменявшие друг друга идейные направления влияли на лютеранство во всех странах. Примерно с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее влиянием возобладал рассудочный подход к христианской вере. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами. К концу 17 в. схоластическая протестантская ортодоксия была вытеснена пиетизмом, создавшим совершенно иной духовный климат. Правая вера представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало культивирование личного благочестия. В период с 1850 до 1914 тщательному исследованию были подвергнуты исторические корни христианства в целом и протестантизма в частности. Сторонникам нового критического подхода, представителям либеральной теологии, некоторые выводы, которые прежде делались на основании чувства, казались теперь несостоятельными. Представители либерального направления внесли существенный вклад в лучшее понимание не только Священного Писания и раннего христианства, но также Реформации и последующей истории церкви. После Первой мировой войны господствовала более консервативная атмосфера. Трагические события в мире подорвали прежний оптимизм в отношении человека и человеческого общества. В такой обстановке центральное содержание Нового Завета и заветы Реформации воспринимались охотно и серьезно; тогда и возникла т.н. диалектическая теология (которую в Новом Свете чаще называют неоортодоксией).
Лютеране в Северной Америке. Лютеране были среди первых поселенцев в североамериканских колониях. В 1619 в одном из поселений в Гудзоновом заливе было проведено лютеранское рождественское богослужение, и вскоре лютеранские общины распространились по всему атлантическому побережью. Число их резко увеличилось в период с 1830 по 1914 за счет иммигрантов из Германии, Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, а в 20 в. Атлантику пересекли лютеране из Восточной Европы и прибалтийских стран. Национальные и языковые различия не могли не привести к тому, что каждая группа лютеран организовывала свои собственные общины и синоды. Религиозная свобода, характерная для Северной Америки, допускала дальнейшее деление даже внутри этнических групп иммигрантов. В результате с 17 в. возникло около 100 отдельных и независимых лютеранских объединений. К концу Первой мировой войны большинство языковых и культурных различий, разделявших лютеран, исчезли. В длинной череде слияний, которые начались в 1917 и продолжаются до настоящего времени, число отдельных объединений уменьшилось и возникли две основных лютеранских церкви. Это Евангелическая лютеранская церковь в Америке (более 5 млн. членов), образовавшаяся в 1988 в результате слияния Лютеранской церкви в Америке с Американской лютеранской церковью, и Лютеранская церковь - Миссурийский синод (более 2,6 млн. членов). Остальные небольшие лютеранские церкви охватывают не более 5 % лютеран в Северной Америке. Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей. Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования лютеранства и координации общей деятельности на международной основе. Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей, межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран. В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный лютеранский совет (возникший в 1918). Лютеране в США также входят в межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США. Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях с представителями других христианских вероисповеданий.
См. также
КНИГА СОГЛАСИЯ ;
ЛЮТЕР Мартин ;
РЕФОРМАЦИЯ .
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Зассе Г. На том стоим: Кто такие лютеране. СПб, 1994 Христианство: Словарь. М., 1994 Очерки истории западного протестантизма. М., 1995 Лютеранская церковь в Советской России (1918-1950 гг.): Документы и материалы. М., 1997 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ЛЮТЕРАНЕ" в других словарях:

    Последователи Лютера, который отрицает священную иерархию и вообще все таинства, за исключением крещения и причащения, допускает совершенную свободу чтения и толкования священного Писания, отвергает почитание святых и проч. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Мн. Те, кто исповедует лютеранство. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · Лолларды · Гуситы Реформистские церкви Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм … Википедия

    Католики и лютеране празднуют Пасху - В христианском понимании Пасха символизирует собой избавление от зла и начало новой жизни. В 2006 году лютеранская и католическая церкви отметят Пасху 16 апреля, раньше, чем православная. Пасха не имеет постоянной календарной даты и каждый год… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Лютеранство (от имени основателя Мартина Лютера) — христианское протестантское учение , возникшее в 16 веке в результате реформационного движения в Германии . Основные принципы вероучения сформировались в ходе борьбы лютеранства со злоупотреблениями, распространёнными в римско-католической церкви , а также с другими более радикальными протестантскими учениями , такими как анабаптизм, кальвинизм и др.

Мартин Лютер (1483-1546 гг.) родился в Саксонии, в городе Эйслебен. Несмотря на то, что семья Лютеров была бедной , Мартин смог получить хорошее образование , окончив Эрфуртский университет. Отказавшись от преподавательской работы, М. Лютер, принимает монашеский постриг и становится католическим священником . Обычно момент основания лютеранства связывают с 31 октября 1517 года , когда Лютер открыто выступил с критикой римско-католической церкви , прибив доску с 95 тезисами к дверям своей церкви в Виттенберге. Но сам термин "лютеране" впервые возник только в 1520 году , причём он использовался оппонентами учения исключительно в уничижительном смысле . Во время контрреформации лютеране, как и другие протестанты, подвергались жестоким гонениям со стороны римско-католической церкви.

Все положения лютеранского вероучения изложены в Книге Согласия . Её квинтэссенцией являются 5 принципов , сформулированных в виде кратких латинских лозунгов:

  • Sola Gratia — "Только милость": люди не могут заслужить вечную жизнь с Богом никакими своими делами, этот дар может быть получен ими только в виде Божьей милости, выраженной через Иисуса Христа;
  • Sola Fide — "Только вера": искупление грехов может быть получено только через веру в Евангелие Христово, но человек обладает свободной волей — принять данную веру или отторгнуть;
  • Sola Scriptura — "Только Св. Писание": почитается только Библия как точное и безошибочное выражение божественной воли, а все последующие религиозные тексты (Священные предания, сочинения богословов и др.) можно принимать только в той части, в которой они согласуются с Писанием. Это относится и к сочинениям самого М. Лютера, которого уважают, но не делают из него культа;
  • Solo Christo — "Единственно во Христе": спасение может быть получено только через Иисуса Христа, который в единой Ипостаси объединил божественное и человеческое начала;
  • Soli Deo Gloria! — "Одному Богу слава!": лютеране поклоняются только Богу, хотя уважительно относятся к памяти Богородицы и других святых.

Лютеране признают только 2 таинства: крещения, посредством которого люди становятся христианами, и причастия, через которое укрепляется вера. При этом священники в лютеранской общине воспринимаются исключительно как проповедники , ничем не возвышенные над мирянами .

В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране проводят чёткую границу между сферами действия Евангелия и мирских законов . Первая относится к церкви, а вторая — к государству. Закон рассматривается как Божий гнев , Евангелие же — как Божья милость .

Лютеранские богослужения характеризуются хоровым исполнением гимнов (иногда количество участников хора достигает нескольких тысяч), а также использованием органной музыки , в частности многих произведений Иоганна Себастьяна Баха , написанных специально для лютеранских собраний.

Среди других известных лютеран , внёсших большой вклад в искусство и науку , можно отметить В.И. Даля (русский писатель и лексикограф), И.В. Гёте (немецкий поэт, естествоиспытатель), Г.Р. Герца (немецкий физик), Ф.Ф. Беллинсгаузена (русский мореплаватель), И. Кеплера (немецкий астроном) и мн.др.

В настоящее время в мире насчитывается около 85 миллионов лютеран . После возникновения в Германии учение Лютера распространилось в странах Европы — Австрии, Венгрии, Франции, Нидерландах, Скандинавских и Прибалтийских регионах, в дальнейшем проникло в Северную Америку . В качестве преобладающей религии лютеранство сейчас существует в северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтике. На территории России лютеранство получило распространение с 16 века, благодаря немецким переселенцам . При этом не существует единой мировой лютеранской церкви — есть несколько достаточно крупных церковных объединений и ряд независимых деноминаций, которые делятся на две группы:

  • Либералы , большинство из которых воспринимают лютеранство как добрую традицию , при этом крайне редко посещают богослужения ; данное направление лютеранства признаёт женщин-священников (первым в мире епископом-женщиной стала лютеранка Мария Йепсен) и однополые браки;
  • Конфессиональные лютеране — более консервативны , выступают против ординации женщин и благословения браков между сексуальными меньшинствами.

Немалый вклад лютеране внесли в развитие искусства . В частности, большое внимание всегда уделялось архитектурной красоте церквей (кирх), выполненных в барочном, классическом и модерновом стилях. При этом вероучение не предъявляет никаких требований к эстетическому оформлению церковных строений, что обеспечивает архитекторам широкую свободу для творческого самовыражения . Наряду с росписью зданий , лютеране уделяли внимание портретной живописи : внешность многих деятелей Реформации увековечена такими известными художниками как Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах Старший.

Лютеранство сыграло ключевую роль в реформировании христианской церкви, став первым протестантским учением , открыто выступившим против злоупотреблений католической церкви, дав дорогу распространению гуманистических ценностей на севере Европы.

ЛЮТЕРАНСТВО, одно из основных и наиболее крупных по численности последователей течений протестантизма. Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическо-лютеранскими церквами.

Лютеранство названо по имени основателя Мартина Лютера (1483-1546). М. Лютер родился в небольшом саксонском городке Эйслебен в бедной семье. Его отец дал сыну хорошее образование. Окончив Эрфуртский университет и получив степень магистра, М. Лютер, однако, отказывается от преподавательской работы в университете, принимает монашеский постриг и затем становится католическим священником. Будучи священником, он получает степень доктора теологии.

Обычно датой основания лютеранства считают 31 октября 1517, когда М. Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, в которых подверг суровой критике католицизм. Но иногда основание этого течения приурочивают к зиме 1513-14, так как именно в это время М. Лютер пришёл к выводу о решающем значении для спасения Божьей милости. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой возникновение лютеранства связывают с 1530, когда было опубликовано написанное сподвижником М. Лютера Филиппом Меланхтоном (1497-1560) Аугсбургское исповедание, содержащее основы лютеранского вероучения.

Доктринальные положения лютеранства даны в так называемой Книге согласия. В неё включены три исторических символа веры (Апостольский, Никейский, или Никео-Константинопольский, и Афанасьевский), Аугсбургское исповедание и Апология Аугсбургского исповедания (1531), Малый и Большой (для детей и для взрослых) катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (содержащий резкую критику католицизма ответ лютеранских лидеров на приглашение папы Павла III на собор в Мантуе, который должен был состояться в 1537) и Формула согласия (принятый в 1577 церковный документ, в котором был разрешён возникший после смерти М. Лютера спор между его сторонниками). Среди этих документов особое значение придаётся Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера.

Лютеране, как и большинство христиан, принимают учения о Святой Троице и о двойной природе Иисуса Христа - божественной и человеческой. Они верят также в искупительную жертву Христа, Его воскресение и вознесение.

Одной из важнейших доктрин лютеранства является положение о спасении человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа (так называемые sola gratia и sola fide). Лютеране считают, что из-за первородного греха человек нуждается в примирении с Богом, а это примирение вместе с прощением грехов являются сущностью оправдания. Христова праведность вменяется верующему, который получает её через Святого Духа. Согласно лютеранству, оправдание человека перед Богом происходит не в результате его заслуг и добрых дел, а по милости Божьей. Лютеране не отрицают того, что верующие должны совершать добрые дела, но утверждают, что сами эти дела являются плодом веры.

В лютеранстве, как и в кальвинизме, принята доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, однако в этом течении протестантизма, в отличие от кальвинизма, отсутствует положение об избрании людей к осуждению. Лютеране, как и большинство других протестантов, признают единственным источником, правилом и нормой веры Священное Писание. Символы веры и другие принятые традицией положения имеют, согласно лютеранству, лишь подчинённый характер. В лютеранстве отвергаются признаваемое в католицизме чистилище (промежуточное звено между адом и раем), молитвы за умерших, возможность заступничества святых перед Богом.

Догматика лютеранства строго христоцентрична, в отличие от учений кальвинизма, для которого скорее характерен богоцентризм, и пятидесятничества с его духоцентристскими тенденциями.

Двумя общепризнанными таинствами в лютеранстве являются крещение и причащение (Вечеря Господня, евхаристия, таинство алтаря). Они не рассматриваются лишь как простые культовые обряды. Крещение, совершаемое в детском возрасте, воспринимается лютеранами как вода возрождения, крещёный человек как бы вновь рождается во Христе, ему прощаются грехи и он освобождается от власти зла. Крещение считается обязательным условием спасения. Оно обычно совершается у лютеран окроплением, но может совершаться и в другой форме. Вечеря Господня, считают лютеране, была учреждена Христом для укрепления веры, для выражения союза верующего с Богом. Веря в истинное присутствие в элементах причастия - хлебе и вине - тела и крови Христа, лютеране тем не менее отказались от католической и православной доктрины пресуществления (изменения субстанции) хлеба и вина. Вечеря Господня празднуется в одних лютеранских церквах только раз в году - в Великую Пятницу, в других - значительно чаще. На исповедь у лютеран не выработалось единого взгляда. Если в лютеранских исповеданиях XVI в. она считалась таинством, то теперь часть лютеран рассматривает её просто как обряд. Только обрядами считают лютеране также конфирмацию, рукоположение, брак и соборование.

В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране строго разделяют сферы действия Евангелия и закона. Первая из них связана с церковью, вторая - с государством. Закон осуждает, а Евангелие оправдывает. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же - как Божья милость.

Богослужебная практика в лютеранских церквах, как и в других церквах протестантизма, сильно упрощена по сравнению с католическим культом. Тем не менее лютеране не пошли так далеко в упрощении обрядности, как кальвинисты, баптисты, методисты, и сохранили ряд элементов католической литургии. Во время богослужения в лютеранских церквах возжигаются свечи, в некоторых из них используется ладан. Не признавая икон, лютеранство допускает наличие в церквах настенной живописи на библейские сюжеты. В церквах имеется алтарь, крест является официальным церковным символом. В отличие от кальвинистских священнослужителей, лютеранские пасторы надевают особые церковные облачения, хотя они гораздо скромнее, чем у католических священников. Прежде облачения были чёрного цвета, теперь же пасторы носят альбу (белое литургическое одеяние), поверх которого надевается ещё одно облачение, различающееся в разных национальных церквах.

Центральное место в церковных службах занимает проповедь. Кроме неё поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания. Богослужения совершаются на национальных языках. В XX в. некоторые лютеранские церкви несколько упростили свою обрядность.

Лютеранство провозгласило священство всех верующих и этим стёрло резкую грань, отделявшую мирян от священников. Тем не менее священнослужители (пасторы) в лютеранских церквах всё же имеются, поскольку священнослужение, как подчёркивают лютеране, было установлено самим Христом. Пасторы в лютеранских церквах избираются и остаются в сане пожизненно. Рукоположение (ординация) рассматривается в лютеранстве как обычай, имеющий корни ещё в древней церкви, но не считается обязательным. В связи с этим большинство лютеранских церквей утратило апостольскую преемственность рукоположения. В последние десятилетия XX в. во многих лютеранских церквах была введена в практику ординация женщин. Отсутствует в лютеранстве и единая система церковного устройства. В лютеранских церквах существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Главы церквей могут иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно самостоятельны (в некоторых странах, например, в США , существует по нескольку лютеранских церквей).

Вообще лютеранские церкви склонны рассматривать и обрядность, и церковное устройство как сферы адиафоры, то есть того, что безразлично с точки зрения веры, так как оно не подтверждается, но и не опровергается Священным Писанием. Поэтому некоторые обряды можно совершать, но можно и не совершать. Церковное устройство также может быть различным.

В 1947 в Лунде (Швеция) была создана Всемирная лютеранская федерация, штаб-квартирой которой стала Женева. Однако эта организация не является каким-то управленческим центром, а лишь призвана способствовать единению лютеранских церквей, оказывать помощь нуждающимся, содействовать миссионерской работе.

Общая численность последователей лютеранства во всём мире составляет 76 млн. человек. Наибольшее число лютеран по-прежнему сосредоточено в Германии (27 млн., или 35% населения страны). Сторонники лютеранства образуют большинство населения в странах Северной Европы: в Дании (4,6 млн., или 89%), Швеции (4,4 млн., или 53%; данные церковной статистики показывают гораздо более высокую цифру, однако значительная часть лиц, формально числящихся лютеранами, на самом деле отошла от религии), Финляндии (4,2 млн., или 85%), Норвегии (3,8 млн., или 89%), Исландии (243 тыс., или 96%), на Фарерских островах (38 тыс., или 79%). Из других европейских стран значительные группы приверженцев лютеранства имеются в



Поделиться