Где проходить цт. Централизованное тестирование

Наши абитуриенты могут поступать в любой вуз Союзного государства. Фото: БЕЛТА

Этот вопрос архисложный, потому что страны успели создать свои самобытные системы обучения с множеством стандартов и тонкостей. Обсудить проблему на конференцию в Москву позвали ведущих экспертов.

Признание дипломов

Единый рынок образовательных услуг Союзного государства привлекателен для абитуриентов благодаря обеспечению равных прав граждан и отсутствию языкового барьера, - отметил советник-посланник Посольства Беларуси в РФ Юрий Ярошевич . - В российских вузах учатся 18 - 20 тысяч граждан Беларуси, а в республике - около двух тысяч россиян. Большинство белорусских абитуриентов предпочитают поступать в учебные заведения Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов. Белорусов сегодня можно найти в ведущих вузах России - в МГУ, Бауманке, МГИМО. Наши ребята чувствуют себя здесь как дома. Мы только приветствуем, что они получают в России образование. Ведь они возвращаются на родину прекрасно подготовленными, и нередко им предлагают хорошую работу.

Начальник отдела социальной политики Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Сергей Игнатьев отметил, что за прошедшие годы по сближению двух систем образования проведена большая работа.

Создан Белорусско-Российский университет, подписаны соглашения о взаимном признании дипломов, обеспечены равные права при поступлении в вузы, - подчеркнул Игнатьев. - Кстати, недавно на Совмине СГ этот вопрос еще раз рассмотрен, и было признано, что в сфере образования между нашими странами особых проблем нет. Надеемся, что в дальнейшем системы обучения будут унифицированы. Пока же они имеют существенные отличия, достаточно вспомнить российское ЕГЭ и белорусское ЦТ (централизованное тестирование).

В ВУЗ без блата

Замначальника Управления общего среднего образования Министерства образования Беларуси Ирина Каржова:

Значительным шагом вперед стало бы взаимопризнание результатов ЦТ и ЕГЭ. По этому вопросу длительное время шли переговоры, но пока решения нет. Однако для россиян у нас созданы вполне приемлемые условия для обучения как за счет средств бюджета, так и на платной основе, поэтому сейчас этот вопрос остро не стоит.

Мы ведем работу над единым пространством очень осторожно и взвешенно. Потому что системы сильно разнятся - начиная от учебных программ и стандартов до функций самих экзаменов. То есть у нас ЦТ - это форма вступительного испытания в высшие учебные заведения, а ЕГЭ - это симбиоз выпускного экзамена в школе и вступительного испытания в вузы. Требуется много усилий, чтобы появилась некая унификация.

ЦТ, как и ЕГЭ, было принято обществом далеко не сразу. ЦТ стало внедряться в Беларуси еще в 1998 году в качестве эксперимента. Были сомнения, что эта форма оценки знаний приживется. Но со временем ее эффективность стала очевидной, и с 2006 года ЦТ утверждено как основная форма вступительных испытаний. Дополнительные экзамены абитуриенты сдают лишь в творческих университетах и вузах силовых структур.

Анализ ЦТ показывает его надежность, независимость и объективность - это гарантия равноправия абитуриентов. С его помощью можно рассмотреть качество образования вплоть до конкретной школы и узнать, где есть недостатки.

Например, отмечено, что средний балл учащихся в лицеях и гимназиях выше, чем в обычных школах, благодаря факультативным занятиям. Опыт был учтен, и в этом учебном году в Беларуси в старших классах ребята получили возможность выбирать дополнительные предметы, чтобы подтянуть по ним свои знания. В целом сейчас происходит обновление всего процесса обучения, укрепляется связь между ним и производственным сектором.

Мы видим, что и Россия делает очень многое, чтобы укрепить свою систему ЕГЭ. Контингент абитуриентов, которые поступают в ведущие вузы РФ, по уровню знаний вполне соответствует престижности заведений. Совершенствование ЦТ и ЕГЭ - это совершенно нормальные вещи, и оно будет продолжаться.

Какие глаза у лошади Вронского?

Про ЕГЭ рассказывают много небылиц. Но у нас нет анекдотичных тестов с вопросами о том, какого цвета были глаза лошади Вронского! У нас все серьезно, - говорит Ольга Котова, замдиректора Федерального института педагогических измерений . - Мы постепенно уходим от заданий с выбором одного ответа к заданиям, где нужно писать небольшой ответ. То есть идет возврат к нашему старому качественному образованию. В будущем мы разделим ЕГЭ на базовый и продвинутый уровни, чтобы те, кто не собирается поступать в вузы, не чувствовали себя в приниженном состоянии. Они будут сдавать базовый уровень, и стрессов у людей будет меньше.

Ольга Котова напомнила, что уже второй год ребята пишут итоговое сочинение. Заметно, что дети вернулись к чтению - они стали давать больше литературных примеров на экзаменах.

На основе поручений президента мы также стали тщательнее проверять историю как предмет. Внимательно смотрим, какие темы и в каком ключе преподносятся ученику. Все-таки понимание нашего прошлого должно быть единым, - добавила Ольга Котова.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) Виктор Болотов отметил, что при получении любых результатов тестирования важно не допускать манипулирования цифрами.

Например, губернатор просит: пусть в нашем регионе появится школа, которая займет место в топе лучших по стране, - говорит Болотов. - И начинают искусственно создавать такую школу. Сгоняют туда отличников и лучших учителей, и получается образцовое заведение - при этом в ущерб другим школам. От рейтингов нужно переходить к рэнкингам. Они позволяют узнать, какова ситуация в определенной школе отдельно с математикой, литературой, химией и так далее, а не просто ее место в общем списке учебных заведений. И еще нужно понимать, что, условно говоря, 90 баллов на экзаменах для московского лицея может быть плохо, а для сельской школы - феноменальный результат.

Ты троечник? Нет, шестерочник!

Первый замдиректора Республиканского института контроля знаний Наталья Вайтехович рассказала «СВ» об особенностях вступительных экзаменов.

- Белорусские студенты рассказывали, что ЕГЭ их не пугает, потому что в республике изначально требования выше.

Не берусь судить, что сложнее - ЕГЭ или ЦТ. Но в Беларуси, пожалуй, требования выше, потому что конкуренция среди студентов жестче. Наверное, это связано с тем, что размеры государства меньше и меньше вузов, при этом каждый стремится поступить на бюджет.

В России во время ЕГЭ бывает, что на Кавказе русский язык сдают лучше (по крайней мере по отчетам), чем в Москве? В Беларуси подобное возможно?

У нас таких коллизий не возникает. В России экзамены идут в разное время в десяти часовых поясах. За это время ответы тестов могут быть переданы с Востока на Запад. Во всей Беларуси тесты идут синхронно в единый день. Государственная фельдъегерская служба доставляет все материалы под неусыпным контролем.

- Как россияне могут поступить в белорусские вузы?

Они находятся даже в лучшей ситуации, чем сами белорусы. У граждан РФ есть право выбора. Если они претендуют на обучение за счет бюджета, то проходят централизованное тестирование. Если претендуют на обучение на платной основе, то проходят лишь собеседование, как и другие иностранные граждане. Есть еще одна преференция. Понятно, что россияне не изучали в школе историю Беларуси, поэтому они сдают другой предмет - всемирную историю новейшего времени.

- А сами белорусы как поступают в России?

Кто-то по результатам олимпиад, кто-то сдает ЕГЭ. Причем наши ребята, как уже говорилось, достаточно успешно решают тестовые задания.

- В Беларуси десятибалльная система оценки знаний, а в России - пятибалльная. Можно их совместить?

У нас есть шкала перевода оценок, когда россияне поступают в белорусские вузы. Так что с этим проблем не возникает. Отмечу, что десятибалльная система себя оправдала - она дает более точную оценку уровня знаний учащихся.

- Как вы оцениваете работу Белорусско-Российского университета в Могилеве?

Этот вуз действительно готовит очень квалифицированные кадры. Там ведется интенсивная научная деятельность, идет обмен специалистами с другими университетами. И такое сотрудничество дает весомый результат.

Справка «СВ»

Белорусско-Российский университет - крупный региональный научно-образовательный центр, в состав которого входят также архитектурно-строительный колледж и лицей. Создан на базе Могилевского машиностроительного института в соответствии с соглашением между правительствами Беларуси и России, подписанным в 2001 году.

Подготовка специалистов идет по 16 специальностям и 31 специализации по белорусским образовательным стандартам и 7 специальностям по стандартам РФ. Факультеты - автомеханический, строительный, экономический и др. Общее число учащихся - 12 тысяч человек. Среди выпускников вуза большое количество директоров крупных предприятий и организаций.

У нас здесь каждый - полиглот

Зная о языковых баталиях на Украине и в Прибалтике, мы не могли не задать вопрос: а как обстоят дела в Беларуси? Ситуацию разъяснила методист высшей категории Республиканского института контроля знаний Ирина Саливон:

Белорусский и русский - два государственных языка. И мы должны обеспечить им мирное сосуществование. В этом плане учебный процесс сбалансирован. У нас нет деления страны на какие-то секторы, где опасно использовать тот или иной язык. Абсолютно спокойное, нормальное, толерантное отношение ко всем.

Но среда повседневного общения на данном этапе больше склоняется к русскому языку. И, конечно, государство делает все, чтобы и белорусский язык не терял свои позиции и развивался. В учебных заведениях созданы все условия, чтобы молодежь его изучала.

У нас нет в учебной системе какого-то упрощенного отношения к белорусскому языку. Два языка преподаются на одном уровне. Количество учебных часов сопоставимо. И выпускные экзамены наши дети сдают по двум языкам. Это обязательно для всех без исключения.

То есть, выходя из школы, любой парень или девушка владеют белорусским языком, как минимум, на базовом уровне.

Довольно любопытно наблюдать смешение языков. Рождаются слова-гибриды. Например, когда ребенок начало слова произносит по-белорусски, а окончание дает на русском. Также часто можно увидеть, как наши литераторы пишут на русском, но дают вставки на белорусском.

Централизованное тестирование -- форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего профессионального и профессионально-технического образования Беларуси и России.

По результатам тестирования участники получают сертификаты установленного образца с указанием количества набранных баллов. В России баллы затем переводятся приемной комиссией ВУЗа в шкалу оценок. При переводе учитывается средний балл, набранный всеми участниками тестирования, поступающими в данный вуз. В Беларуси общий балл формируется на основе суммирования баллов, полученных в ходе тестирования (максимальная оценка за тест 100 баллов) по всем сданным предметам, и среднего балла аттестата, умноженного на десять (в Беларуси используется десятибалльная система оценки знаний). Отставание России от мирового уровня в области тестирования весьма значительно, но в последние годы предпринимаются попытки созидать определенную культуру тестирования. Первым шагом в этом направлении со стороны федерального органа управления образования стало открытие в 1990 году лаборатории централизованного тестирования учащейся молодёжи при Московском педагогическом государственном университете (МПГУ).

Централизованное тестирование в России проводится с 1995 года на коммерческой основе. К участию в централизованном тестировании допускаются лица, имеющие общее среднее образование и учащиеся выпускных классов общеобразовательных школ. Но тем не менее, участвовать потенциально может любой

Тестирование проводится один раз в год по утверждённому расписанию. Обычно тестирование проводится в апреле, поэтому его часто называют апрельским тестированием. Разница в форматах показана в таблице. Кроме этого, ЕГЭ развивался фактически из тестирования.

В 2006 году более 200 тыс. человек подали свои сертификаты в приемные комиссии вузов, а свыше 73 тыс. человек поступили в вузы с помощью централизованного тестирования.

Таблица 1 Сравнение системы ЦТ и ЕГЭ в России

основание

автоматизированная проверка бланков или компьютерное тестирование (последнее в таблице не приведено)

автоматизированная проверка бланков A,B; ручная- C.

количество предметов

Территория

Территория вуза. Абитуриент имеет право выбирать площадку, но сдача платная.

Может быть как территория школы, так и территория вуза или большое помещение. Выбор площадки затруднителен.

вопросов

часть А 40 с одним вариантом из 5, часть B -- 6 вопросов

часть А 40 с одним вариантом из 4, Б, также C

Исправления

часть А до 6, часть B -- до 2 вопросов (указывается в поле ниже номер вопроса и исправленный вариант)

часть А до 10, Б -- до 2 вопросов, C- не допускается

Попытки сдачи

Существует возможность сдать обычный и тест повышенной сложности (по некоторым предметам), то есть дважды. Как абитуриент имеет право показывать или нет, так и вуз принимать или нет.

Одна попытка, результат обязателен как для абитуриента, так и для вуза. Возможна (и обязательна) пересдача только одной оценки, неудовлетворительной для школы.

Школьный экзамен

Не является школьным выпускным экзаменом. По решению участника и желания школы может быть засчитано как экзамен по выбору, но не сочинение и математику.

Является выпускным экзаменом

Центр тестирования осуществляет:

организацию и финансирование разработки тестов для централизованного тестирования, их апробации и экспертизы;

  • 2. ведение банка тестовых заданий
  • 3. методическое и организационное руководство проведением тестирования регионах России;
  • 4. автоматизированную обработку результатов тестирования;
  • 5. ведение банка статистического анализа результатов тестирования.

Суть централизованного тестирования состоит в том, что в один день в разных городах России тестирование выпускников школ по каждой дисциплине проводится по тестам, которые формируются из единого банка тестовых заданий. Такое тестирование предлагается школьникам как дополнительное платное образовательная услуга (независимая, объективная оценка знаний), использование которой носит сугубо добровольный характер.

Для развития системы тестирования в России на базе имеющегося потенциала Центра тестирования необходимо:

  • 1. доработать и утвердить концепцию централизованного тестирования;
  • 2. разработать и утвердить единую шкалу учебных достижений;
  • 3. разработать и внедрить нормативные ведомственные акты, указывающие правовую поддержку каждому этапу развития централизованного тестирования;
  • 4. сформировать организационно-правовые условия, создающие устойчивый мотивационный комплекс для использования объективной информации об уровне знаний учащихся для всех категорий пользователей: от самих учащихся и их родителей до руководителей образовательных учреждений (школы, вузы) и до руководителей региональных и федерального органов управления образования;
  • 5. ввести результаты централизованного тестирования в государственную систему отчетности по образованию и систему оценки качества образования;
  • 6. выделить средства из бюджетов региональных и федерального органов управления образования для частичной компенсации затрат Центра тестирования на подготовку информации по образовательной статистике.

Таким образом, централизованное тестирование в России -- форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего профессионального и профессионально-технического образования.

Централизованное тестирование (ЦТ) стартует в Беларуси с 12 июня и продлится до 2 июля. Первым абитуриенты сдадут тестирование по белорусскому языку, последним — по всемирной истории.

Как и любой другой экзамен, ЦТ имеет свои правила и запреты. Что нужно знать абитуриенту перед тем, как идти писать тестирование — в специальной памятке Sputnik.

Во сколько надо приходить?

Само централизованное тестирование начинается в 11:00, однако в пункт проведения необходимо прийти заранее, обязательно — до 10:30. Если вы замешкаетесь и зайдете в помещение уже после вскрытия конверта с заданиями, вас к экзамену не допустят.

Конечно, очень важно не перепутать корпуса университета, в котором вы сдаете ЦТ — лучше перепроверьте на сайтах вузов. Например, такую возможность предоставили в БГУ.

Как заполнять бланк ЦТ?

При заполнении бланка ответов на ЦТ помните: считывать их будет компьютер, и ему не объяснишь, перепутали ли вы что-то или сделали ошибку.

Важно, чтобы ответы вы заносили только в специальные поля: по букве (цифре) на одну клеточку. Пустые клетки заполнять не надо. Записывать все надо так же, как в образце наверху бланка — печатными знаками.

Заполнять область регистрации нужно на том же языке, на котором подано заявление на регистрацию. Подпись внизу листа не должна выходить за пределы специальной рамки.

Помните и то, что заштриховывать свои неправильные ответы или замазывать чем-то нельзя — на бланке указан способ отмены на такой случай.

Подробнее о нюансах заполнения бланков вам расскажут в пункте проведения ЦТ прямо перед испытанием, там же организаторы могут и ответить на вопросы.

Как себя вести в аудитории?

Нельзя ходить по аудитории, кричать через зал вопросы организаторам — лучше поднимите руку, и к вам подойдут. Если вам нужно в туалет, то сходить туда вы сможете только с одним из организаторов, дабы лишить вас возможности списывать.

Родители могут прийти поддержать?

Вход в пункты проведения ЦТ в дни проведения испытания открыт только для тех, кто зарегистрирован на испытание. Ваши родственники или друзья вас могут проводить только до входа в здание, дальше — нельзя.

Столица Белоруссии встречает гостей улицами и дворами почти стерильной чистоты, аккуратно подстриженными газонами с цветочными клумбами и полным отсутствием мигрантов-гастарбайтеров. Необъяснимый, с точки зрения москвича, парадокс подобного сочетания побуждает обратиться за разъяснением к местным жителям, однако вопросы вызывают у них лишь удивление. «Всегда так было», - отвечают они.

Национальная академия наук Беларуси. Поначалу, как и РАН, казавшаяся слепком с АН СССР, она сегодня представляет собой нечто иное.

Министр образования Республики Беларусь С. А. Маскевич на встрече с российскими журналистами.

Минск - безопасный город. Дети здесь передвигаются без сопровождения взрослых, любители ночных прогулок практически не рискуют оказаться объектом криминальной агрессии. Это тоже необычно, но к хорошему привыкаешь быстро, и очень скоро ощущение того, что ты находишься за границей, в другой стране, исчезает почти полностью.

Два государства - Россия и Беларусь - были чрезвычайно близки всегда и остаются таковыми поныне. Культурой, языком, складом мышления граждан, образом их жизни и бытовыми привычками, вплоть до мелочей. А также проблемами, которые предстояло решать после распада СССР. Насколько успешно они решались здесь, можно судить хотя бы по тому, что средняя продолжительность жизни белорусов превышает российскую на семь лет, а детская смертность ниже более чем вдвое.

Пресс-тур для российских журналистов, организованный Посольством Республики Беларусь при поддержке Национальной академии наук и Министерства образования Беларуси, был посвящён одной из важнейших проблем - нынешнему состоянию образования и науки в республике. После череды отечественных скандалов, связанных с проведением последних ЕГЭ, национального позора конвейерной штамповки липовых диссертаций было чрезвычайно интересно узнать, что же сегодня происходит в этой сфере в Белоруссии.

Похожие, но разные

В республике действуют 56 высших учебных заведений, в том числе 9 негосударственных - академии, университеты и институты в Минске и других крупных городах; один вуз примерно на 170 тысяч человек населения республики. Для сравнения: в России - один вуз на 120 тысяч. С окончания советского периода их количество в Белоруссии увеличилось вдвое (в РФ - в три раза). Соотношение числа студентов и населения у нас примерно одинаковое: в 9,5-миллионной Белоруссии - 450 тысяч, в 143-миллионной России - 7,5 миллиона. Но вот пути, которые предстоит проделать российским и белорусским юношам и девушкам, чтобы оказаться причисленными к благородному студенческому сословию, различаются довольно существенно.

Начать нужно с того, что Конституция Беларуси гарантирует своим гражданам получение не всеобщего среднего, как в России, а базового 9-летнего образования, которое начинается с шести лет. Далее, после сдачи экзаменов, выпускник может выбирать несколько способов дальнейшего получения знаний: поступить в колледж, лицей, гимназию, профессионально-техническое училище (всего их в республике более 400), где вместе с законченным средним образованием получить специальность квалифицированного рабочего либо специалиста среднего звена или же продолжить учёбу в школе до окончания 11-го класса.

Очень похоже на прежнюю советскую школу с 8- и 10-летним обучением. И сохранили её в республике для того, чтобы облегчить ориентирование молодёжи на получение профессионально-технического образования, система которого не только не была разрушена, о чём после осознания масштабов утраты российские власти не перестают горько сожалеть, но старательно сохранялась и развивалась. И около трети школьников действительно поступают после 9-го класса в средние специальные учебные заведения. Если, конечно, успешно сдают вступительные экзамены или проходят собеседование.

Одиннадцатилетка ориентирована на поступление в вуз. Хотя желающие могут и после неё поступить - уже без экзаменов - в выбранный колледж. И так делают ещё примерно 30% выпускников. Разумеется, дорога в вуз не заказана и окончившим колледжи. Во всяком случае, в республике устойчиво сохраняется баланс «пятьдесят на пятьдесят» среди получивших среднее профессиональное и высшее образование.

ЕГЭ или ЦТ?

«Я восхищался мужеством российских коллег, которые пошли на введение ЕГЭ, понимая, что будет множество издержек и трудностей», - совершенно искренне сказал на встрече с журналистами министр образования Беларуси Сергей Александрович Маскевич.

О том, что прежний порядок поступления в вузы после распада СССР необходимо реформировать, не спорил никто. Советская система образования, долгое время считавшаяся одной из лучших в мире, не могла существовать в условиях тотальной коррупции, поразившей российские учебные заведения и руководящие образованием бюрократические структуры. На многие годы основным средством получения высоких баллов в аттестатах и на вступительных экзаменах стали деньги, а результатом - катастрофическое падение уровня подготовки выпускаемых вузами специалистов. Предполагалось, что единый государственный экзамен станет неким спасительным средством. Тем более что подобный порядок прекрасно работает многие десятилетия в развитых (и даже не очень) странах мира, не вызывая нареканий.

Но у нас ЕГЭ спасением не стал. Более того, в нынешнем своём состоянии это нововведение близко к полной компрометации в глазах как преподавательского состава, так и школьников и их родителей. Мужество при отсутствии толики мудрости не помогло. Причин называется множество. Тут и разница в часовых поясах, и личная заинтересованность чиновников от просвещения и местных администраций в высоких результатах «своего» региона, и несовершенство работы наблюдателей и прочая, и прочая…

Всё это так. Однако главная причина осталась прежней: коррупция, охватившая все сферы бытия нашего государства, ибо в больном организме ни теоретически, ни практически невозможно излечить один отдельно взятый орган.

В Белоруссии ввели не ЕГЭ, а централизованное тестирование - ЦТ.

«Мы увидели, - рассказал С. А. Маскевич, - что если вводим систему тестирования в качестве единственной формы оценки знаний - как для окончания школы, так и для поступления в вуз, то сразу ориентируем молодёжь на натаскивание к тестам, а не на овладение науками. Поэтому решили эти два этапа развести и по времени, и по смыслу, для чего ввели централизованное тестирование».

С первого взгляда - это то же самое, что ЕГЭ. При ближайшем рассмотрении - нечто совсем иное.

Во-первых, проходят ЦТ только те, кто намерен поступать в вузы. Потому что, заканчивая 11-й класс, все школьники, как и в СССР, сдают экзамены на получение аттестата о среднем образовании. Во-вторых, проводится ЦТ не по месту жительства, а в городах, где вузы, собственно, и расположены. В-третьих, проверяют результаты тестов не любимые школьные учителя, а преподаватели, приглашаемые из самых различных учебных заведений и отбираемые методом, близким к случайному. В-четвёртых, за проведением тестирования наблюдает такое количество представителей контролирующих организаций - от МВД до Комитета государственного контроля Беларуси, - что любые попытки обойти правила пресекаются уже на стадии замысла. Нарушителей немедленно изгоняют - для этого, например, достаточно всего лишь попытаться пронести с собой на экзамен мобильный телефон или любой иной предмет, кроме документов и гелевой авторучки. Студенты Белорусского государственного университета - вчерашние абитуриенты, с которыми довелось побеседовать, в один голос утверждают, что списать или откорректировать результаты тестов практически невозможно.

Никаких исключений, вроде ставших в этом году популярными в России «досрочных сдач по состоянию здоровья», здесь не допускается. Ни одного инцидента с коррупционной подоплёкой при проведении ЦТ наши собеседники - студенты, преподаватели, чиновники - припомнить не смогли.

И наконец, пятое. Оцениваются результаты тестов в баллах. Однако не по количеству выполненных заданий, а исходя из общего уровня подготовки тестируемого, принимая во внимание степень сложности каждой решённой задачи. Сложность задания (весовой коэффициент) определяется статистически. Он зависит от количества участников тестирования, верно его выполнивших. Чем меньше абитуриентов справились с конкретным заданием, тем выше коэффициент его сложности, тем больше баллов начисляется тому, кто его успешно выполнил. То есть оценка получается рейтинговая. К ней приплюсовываются баллы, выведенные из школьных годовых оценок абитуриента и оценок, полученных на выпускных экзаменах. Итоговая цифра становится окончательной. С ней абитуриент «примеривается» к вузам, определяющим проходной балл в текущем году. Он может ежедневно меняться в зависимости от количества желающих поступить, о чём вуз сообщает на своём сайте или стендах приёмных комиссий. Тот абитуриент, чей результат выше объявленного проходного, автоматически зачисляется на первый курс бюджетного (бесплатного) набора. Правда, тех, кто намерен стать журналистом, художником либо избрать иную творческую профессию, ждёт ещё и собеседование в вузе.

Тот, кто не набрал достаточно баллов, но полон решимости окончить выбранный вуз, может поступить на платной основе. Однако отнюдь не каждый. Если суммарный результат ниже установленной Министерством образования минимальной планки - никакие деньги не помогут и студенчество искателю диплома не грозит. Ни в один вуз его не возьмут. Учить совсем ленивых и малограмотных и удовольствия никакого, и смысла нет. Всё равно вылетят после первой же сессии.

Я не идеализирую ситуацию. Коррупция существует в любом государстве, речь может идти лишь о её уровне и реакции власти на причины существования этого зла. И здесь, на белорусской земле, тоже - увы! - берут взятки. Брали, например, при выполнении заочниками контрольных работ. Но после нескольких уголовных дел, когда проблема стала очевидной, контрольные работы заочникам просто отменили. Теперь свои знания они обязаны предъявлять исключительно в очном порядке.

Трудный путь в науку

Республика Беларусь пока не стала участником болонского процесса, хотя такие намерения у власти есть. Но реорганизация системы высшего образования должна была обязательно произойти. Она и произошла. Теперь здесь тоже существуют две ступени обучения - бакалавриат и магистратура. Степень бакалавра присваивают после четырёх лет обучения гуманитарным и пяти - естественным и техническим специальностям. Магистром становятся ещё через год.

При этом магистратура может быть двух видов: профессионально ориентированная и академическая. Первая осуществляет углублённую подготовку специалиста для дальнейшей работы на производстве. Вторая готовит научные кадры для последующего поступления в аспирантуру. Поэтому академическая предусматривает обязательную сдачу кандидатского минимума. Обучающийся в профессионально ориентированной может сделать это по желанию.

Граждане Белоруссии по окончании магистратуры по закону обязаны отработать год по распределению (кроме тех, кто поступил в аспирантуру). Кому-то это не нравится, а кому-то - наоборот. «Платники», например, нередко просят включить их в число распределяемых. Степень магистра даёт возможность получить должность младшего научного сотрудника без предварительного рабочего стажа, который в иных случаях обязателен.

Далее будущего учёного ждёт аспирантура. Принимают туда только магистров со сданным кандидатским минимумом, а при успешном окончании присваивают научную квалификацию «исследователь». Исследователь получает право участвовать в конкурсах на должность старшего научного сотрудника. Ну а дальше всё как обычно: защита кандидатской диссертации, работа на научной ниве, докторантура и защита докторской.

Известия из России о скандалах с фальшивыми диссертациями белорусские учёные воспринимают с вежливым недоумением, которое, вероятно, скрывает более яркие чувства. Как диссертация может быть поддельной, если в республике давно работает система «антиплагиат», обязательная для всех диссертаций; до 10% работ отклоняются ещё на уровне экспертных советов научных учреждений, потому что члены экспертного совета, одобрившего плагиат или халтуру, серьёзно рискуют своей репутацией и карьерой. Утверждаются (и отнюдь не всегда) диссертации ВАКом, подчинённым напрямую президенту республики Александру Лукашенко, который своим распоряжением давно запретил чиновникам искать научных лавров. Что касается защиты докторской диссертации - это всегда событие для республики. Защитивший её конечно же прекрасно известен в научных кругах и случайным человеком оказаться никак не может.

О том, что представляет собой сегодня наука Республики Беларусь, в рамках одной статьи рассказать невозможно. Да, как и российская, она испытала и испытывает немалые трудности, связанные и с нехваткой средств на исследования, и с оттоком кадров (кстати, в том числе и в Россию), и со снижением престижности звания учёного из-за не слишком высоких зарплат. Всё это есть. Но работы учёных маленькой - в сравнении с Россией - страны неплохо известны мировому научному сообществу, научная жизнь в республике не замирала даже в самые сложные периоды, поскольку власть ясно представляла: государство без науки не имеет будущего.

В рамках Союзного государства Российская Федерация - Республика Беларусь успешно развивается сотрудничество российских и белорусских учёных, создаются и реализуются совместные программы исследований в областях компьютерных технологий и космической техники. Расширяется общее образовательное пространство - в вузах Белоруссии обучается всё больше студентов из России, и наоборот. И потому хочется верить, что достижению главной цели - сближению наших государств и народов - не помешают ни отзвуки экономических потрясений, ни сиюминутные интересы политиков.

Потому что цель эта благородна и прекрасна.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) сдают все выпускники школ России. Наше централизованное тестирование было создано именно по его примеру. Но всё же между ними есть отличия. , мы расскажем о разнице между ЕГЭ и ЦТ.

Предметы

Белорусские школьники могут выбрать только 4 предмета из 11. Для российских выпускников ЕГЭ по русскому языку и математике обязательно, а остальные предметы сдаются по желанию в неограниченном количестве. Кроме основных предметов россияне могут ещё писать русскую литературу и информатику. Спецификации и демоварианты есть на .

ЕГЭ — одновременно и школьный выпускной экзамен, и вступительное испытание в университет. ЦТ — экзамен только для поступления в университет

Уровни тестов по математике

Составители ЕГЭ предлагают сдавать математику на базовом и профильном уровне. Если абитуриент собирается поступать на специальность, где математика главный предмет, он должен осилить профильный тест. Все остальные сдают математику на базовом уровне. Этот тест простой, и выпускники могут пользоваться справочными материалами. В ЦТ профильных уровней нет.

Структура теста

Централизованное тестирование состоит из части А (открытые вопросы) и Б (закрытые вопросы). Единый государственный экзамен также состоит из двух частей. Но первая часть содержит одновременно вопросы закрытого и открытого типа, где нужно указать цифру или записать краткий ответ. А во второй части нужно дать развёрнутый ответ. По русскому языку и литературе пишется сочинение. В тестах по математике, информатике, химии, биологии, географии и физике расписывается решение задач. В ЕГЭ по истории и обществознании абитуриенты подробно отвечают на вопросы. Вторая часть в тестах по иностранным языкам — это проверка говорения. Она сдаётся по желанию. Во время ответа ведётся аудио- и видеозапись.


Время выполнения тестов

Так как структура ЕГЭ другая, даётся больше. Экзамен по русскому языку, химии и биологии пишется 210 минут. На профильный уровень математики, а также на литературу, обществознание, физику, информатику, историю даётся по 235 минут. Базовую математику, письменную часть иностранного языка и географию школьники выполняют 180 минут, а на устную часть иностранного языка отводится 15 минут.


А вот белорусский регламент на написание ЦТ

Бланк ответов

В отличие от одностраничного , . Первый — часть регистрации. Второй предназначен для ответов 1-й части, третья и последующие страницы представляют собой листы в клеточку для ответов 2-й части теста.


Правила проведения и баллов на ЕГЭ и ЦТ схожи

Место проведения и разрешённые предметы

ЕГЭ проводится на базе общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, а не высших учебных заведений, как в Беларуси. Абитуриент сдаёт экзамен не в своей школе. С собой нужно брать ручку, паспорт, а при необходимости — перекус и лекарства. На математику можно приносить линейку, на физику — линейку и непрограммируемый калькулятор, а на географию — линейку, транспортир и непрограммируемый калькулятор.

До недавнего времени белорусские выпускники, которые собирались поступать в российский вуз, ездили писать ЕГЭ в Россию. В скором времени , что сэкономит время и деньги многих абитуриентов. Кстати, поступить в вузы России можно . И, к слову, Министерство науки и высшего образования России планирует для иностранных студентов.

Пересдача и резервные дни

Для абитуриентов российских вузов предусмотрено восемь резервных дней. Сдать ЕГЭ в дополнительный день имеют право школьники, которые не смогли прийти по уважительной причине и те, кто в основной день не набрал пороговый балл по русскому языку или математике. Пройти ЦТ в по причине недобора баллов нельзя.

Но систему образования Беларуси ожидают изменения. Министр образования Игорь Карпенко высказался с идеей объединить школьные выпускные испытания с ЦТ в . Предполагается, что он по форме проведения будет похож на ЕГЭ. Поэтому что белорусских абитуриентов ожидает впереди, неизвестно. Но вступительная кампания 2020 года пройдёт, как и раньше.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях



Поделиться