Этапы получения высшего образования. Уровни образования в российской федерации

Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями, усовершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации.

Высшее учебное заведение – это сложная педагогическая система, результаты деятельности которой оцениваются по тому, как адаптируются его выпускники в условиях практической работы и насколько успешно решают многочисленные профессиональные задачи. Высшая школа во все времена играла роль воспитателя интеллигенции, создателя кадров, способных развивать профессиональную деятельность, преобразовывать и создавать новые знания и ценности. Квалифицированного специалиста характеризует не только большой объём знаний, но и умение пользоваться исследовательскими методами, умение самостоятельно решать возникающие в профессиональной деятельности задачи.

Высшее учебное заведение (вуз) – это заведение, основной задачей деятельности которого является обеспечение условий, необходимых для получения личностью высшего образования, подготовка специалистов для потребностей государства.

К основным направлениям деятельности высшего учебного заведения относятся следующие:

– подготовка специалистов разных образовательно-квалификационных уровней;

– подготовка и аттестация научных, научно-педагогических кадров;

– научно-исследовательская работа;

– специализация, повышение квалификации, переподготовка кадров;

– культурно-образовательная деятельность, воспитательная работа со студентами;

– учебно-методическая работа, издательская деятельность;

– финансово-хозяйственная, производственно-коммерческая деятельность;

– осуществление внешних связей.

Главные задачи вуза :

Осуществление образовательной деятельностиопределённого направления, обеспечивающей подготовку специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней, которая отвечает стандартам высшего образования;

Осуществление научной и научно-технической, творческой, искусствоведческой, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности;

Обеспечение выполнения государственного заказа и договоров на подготовку специалистов с высшим образованием;

Осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров и их аттестация в аккредитованных высших учебных заведениях третьего и четвёртого уровней аккредитации;

Изучение спроса на отдельные специальности на рынке труда и содействие трудоустройству выпускников;

Обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитание лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, в духе украинского патриотизма и уважения к Конституции Украины;


Повышение образовательно-культурного уровня граждан.

Образовательный уровень высшего образования – характеристика высшего образования по признакам степени сформированности интеллектуальных качеств лица, достаточных для получения квалификации, которая соответствует определенному образовательно-квалификационному уровню.

Закон Украины «О высшем образовании» устанавливает следующие образовательные уровни высшей школы:

Неполное высшее образование – образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и является достаточным для получения им квалификаций после образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.▪ Базовое высшее образование – образовательный уровень образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и являются достаточными для получения им квалификаций следующих за образовательно-квалификационным уровнем бакалавра.▪ Полное высшее образование – образовательный уровень образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и являются достаточными для получения им квалификаций следующих за образовательным уровнем специалиста или магистра. Высшее образование имеют лица, закончившие обучение в высших учебных заведениях, успешно прошедшие государственную аттестацию согласно стандартам высшего образования и получившие соответствующий документ о высшем образовании государственного образца.Государственная аттестация лиц, которые окачивают высшие учебные заведения всех форм собственности, осуществляется государственной экзаменационной комиссией. Положения о государственной экзаменационной комиссии утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

Образовательно-квалификационные уровни:

√ Младший специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного среднего образования получило неполное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для осуществления производственных функций определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Лица, имеющие базовое среднее образование могут одновременно обучаться по образовательно-профессиональной программе подготовки младшего специалиста.

√ Бакалавр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного среднего образования получило высшее образование, фундаментальные и специальные умения и навыки касательно обобщенного объекта трудовой деятельности, достаточные для исполнения заданий и обязанностей определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренные для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавра может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.

√ Специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения обязанностей и первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

√ Магистр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренные для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Магистр – это академическая степень. Она присваивается лицу, освоившему конкретную профессионально-образовательную программу по соответствующему направлению высшего профессионального образования. Выпускник-магистр владеет методологией научного творчества, современными информационными технологиями, он подготовлен к эффективной исследовательской, консультационной, аналитической деятельности.

Название степени магистра происходит от латинского magister (учитель). Степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Она присуждается лицам, проявившим склонность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Степень магистра (master’s degree) – это ученая степень, которую получают студенты, окончившие второй этап высшего образования (postgraduate или graduate), длительность которого составляет от одного до трех лет.

Специалисту предпочтут магистра при приеме на государственную службу, на педагогическую работу, при поступлении в аспирантуру. Поэтому в последнее время конкурс в магистратуру вырос до 3-4 человек на одно место – лицензия на магистратуру по многим специальностям составляет только 10-20% от общего числа студентов на специальности.

В рамках Болонской декларации осуществляется переход на двухуровневую систему образования: бакалаврат и магистратуру.

4.2 . Стандарты высшего образования . Лицензирование и аккредитация в сфере высшего образования

Образовательная деятельность проводится вузами на основе лицензий.Лицензирование – процедура признания права высшего учебного заведения определенного типа начать образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, в соответствии с требованиями государственных стандартов высшего образования.Обязательным условием выдачи лицензии является наличие необходимой материально-технической, научно-методической, информационной базы, библиотеки, научно-педагогических кадров по нормативам, установленным государственными нормативами. Проводится лицензирование перед началом подготовки специалистов центральным исполнительным органом в сфере образования и науки по заявлению вуза. В результате выдается сертификат сроком до окончания цикла подготовки (не менее чем на три года), в котором указаны название направления или специальности, образовательно-квалификационный уровень и объем подготовки, срок действия лицензии, юридический адрес вуза, его структурные подразделения. Лицензированные учебные заведения вносятся в Государственный реестр высших учебных заведений. Аккредитация – процедура признания государственного статуса образовательного учреждения с целью контроля за эффективностью образовательного процесса и защиты прав граждан на получение образования. Аккредитация включает процедуры признания типа (среднее или высшее профессиональное) и вида (университет, академия, институт, колледж) учебного заведения. Осуществляется аналогично лицензированию с проведением экспертизы и оплачивается этим учреждением. Признание типа учреждения осуществляется по результатам оценки соответствия содержания учебных планов и программ государственным образцам, информационной базы учебного процесса, качества подготовки по результатам итоговых аттестаций. Признание вида осуществляется на основе универсальности образовательного учреждения, наличия условий для профессиональной деятельности по профилю подготовки специалистов, возможности продолжения образования (магистратура, аспирантура, дополнительное образование взрослых), объему научных исследований, научно-методической работы, состава научно-педагогического персонала. По результатам аккредитации выдается сертификат, где значатся: направление или специальность, образовательно-квалификационный уровень подготовки, срок действия сертификата (не более 10 лет), адрес и структурные подразделения (филиалы) вуза.

Уровень аккредитации – уровень способности высшего учебного заведения определенного типа проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации.

Согласно Закону Украины «О высшем образовании», который устанавливает правовые организационные, финансовые и другие основания функционирования системы высшего образования, существует четыре уровня аккредитации:

▪ І уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста;

▪ ІІ уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра;

▪ ІІІ уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня бакалавра и специалиста, а также по отдельным специальностям образовательно-квалификационного уровня магистра;

▪ ІV уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специалиста и магистра.

Кредитно-модульная система подготовки специалистов базируется на модульном (поэтапном) изучении дисциплины и специальной методике оценки качества усвоения студентами каждого модуля.

Данная система позволяет организовать планомерную, систематичную работу студента, стимулировать познавательную деятельность, повысить долю самообучения и самостоятельности студентов в выработке регламента обучения. Суть такой системы состоит в следующем: изучаемая дисциплина разбивается на модули, каждый из которых состоит из ряда связанных тем. Каждому смысловому модулю соответствует определенная сумма баллов. Усвоение материала оценивается в 100 рейтинговых баллов, включая практические и самостоятельные виды работ. Уровень знаний оценивается суммой баллов, набранных за изучение курса.

Получение образования происходит по двухступенчатой системе: после 4-х лет обучения выдается диплом бакалавра, после 5 лет – диплом специалиста или магистра. Государственная аттестация бакалавров проводится путем государственных экзаменов, а специалистов и магистров с помощью дипломных и магистерских работ, которые представляют собой выпускную квалификационную работу практического и научного содержания.

Существуют две модели кредитных систем оценивания:

1) кредитные системы, ориентированные на зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности – ECTS (European Credit Transfer System);

2) кредитные системы, ориентированные на накопление кредитов – USCS (United States Credit System). Данная система максимально отражает возможности студента, путем ранжирования вносит состязание в учебный процесс, повышая его качество.

Систему стандартов высшего образования составляет государственный стандарт высшего образования , отраслевые стандарты и стандарты высших учебных заведений. Стандарты высшего образования служат основой оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также образовательной деятельности вузов независимо от их типов, уровней аккредитации и форм обучения.

Государственный стандарт высшего образования содержит:

▪ перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням (названия работ, выполняемые специалистами определенного образовательно-квалификационного уровня на первичных должностях);

▪ перечень направлений специальностей, по которым осуществляется подготовка в соответствии с определенными образовательно-квалификационным уровнями (отражают обобщенные объекты деятельности или производственные функции и предметы деятельности);

▪ требования к образовательным уровням (требования сформированности у лица социальных и гражданских качеств с учетом будущей профессиональной деятельности);

▪ требования к образовательно-квалификационным уровням с учетом общественного разделения труда.

Таким образом, в структуру стандартов включаются:

‒ перечисление специализаций по специальностям;

‒ учебные планы (графики учебного процесса, набор, последовательность и период изучения учебных дисциплин);

‒ программы учебных дисциплин (объём, уровень сформированности умений и знаний, литература);

‒ образовательно-квалификационные характеристики выпускников;

‒ средства диагностики качества высшего образования;

‒ образовательно-профессиональные программы подготовки.

Отраслевые стандарты содержат: образовательно-квалификационные характеристики выпускников вузов (требования к компетентности), образовательно-профессиональные программы (нормативный срок, содержание, объем, уровень профессиональной подготовки).

Стандарты высшего образования учебных заведений содержат: перечень специализаций по специальностям, вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников вузов, вариативные части образовательно-профессиональных программ подготовки, вариативные части средств диагностики качества образования, учебные планы, программы учебных дисциплин.

Порядок разработки стандартов высшего образования, внесение изменений к ним и контроль за их исполнением определяется Кабинетом Министров Украины по представлению центрального исполнительного органа в сфере образования и науки.

В современном мире знания во многом определяют место и уровень любого человека в сложной цивилизационной иерархии. Проще говоря, масса людей с низшим качеством образования находятся внизу общества, а с хорошим образованием - в верхних слоях. Это, кстати, подтверждается и статистикой по безработице. Люди с высшим образованием (вне зависимости от их возраста) реже оказывались без работы, чем те, кто получил только средне-специальное или и вовсе только общее образование.

Именно поэтому во всем мире родители стремятся дать своим чадам высшее образование, стремятся определить вид уровней высшего образования, который более подходит их детям. Россия в этом отношении, конечно, не является исключением. Проблем в сфере образования у нас множество, но качество знаний все еще хорошее.

Общая характеристика

Высшее образование в нашей стране, созданное в советское время, представляет собой целостную структуру, объединяющую сейчас более шести с половиной сотен ВУЗов государственного образца. В них учатся более девяти миллионов человек, среди которых много иностранных граждан. Учеба проводится по целому ряду направлений: медицинскому, инженерно-техническому, финансово-экономическому и гуманитарному. Дисциплины, представленные студентам, дают возможность обучаться по различным видам специальностей высшего образования всем желающим. Главное - иметь документ об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ, техникум, колледж).

Базовые принципы

Фундамент отечественного университетского образования основывается на всемирно знаменитой школе, оригинальных знаниях и научной деятельности русских ученых, а также на большой тяге наших земляков к наукам.

ВУЗовское образование в России подкреплено утилитарными навыками дипломированных преподавателей, большинство из которых находятся на уровне кандидата или доктора наук, а часть даже получили звание профессора. Высшее образование позволяет не только приобрести прекрасные знания, блестящие умения, специализированные навыки, но и дает право рассчитывать на более высокое положение в обществе, так как документы российского образца об образовании высоко ценятся в большинстве зарубежных государств.

Новому поколению можно выбрать и виды образовательных учреждений высшего образования в нашей стране. Их существует три:

  • университет;
  • академия;
  • институт.

Все три вида учреждений дают полноценное высшее образование. Различаться они могут только аккредитацией и перечнем доступных направлений подготовки.

Наконец, надо отметить, что Россия - это государство с богатой историей, вековыми традициями, многообразной культурой, бесподобной природой и ее богатствами, со своей национальной спецификой. Приобретая высшее образование, студент одновременно становится частью обширного российского потенциала, присоединяется к практике поколений, отечественной истории, становится важной частью России.

Структура ВУЗовского образования

Надо признать, что сфера российского ВУЗовского образования прямо соединена с историей. Например, с его появлением и развитием. Та структура, которая имеется сейчас, возникла не сразу. Она создавалась по крупицам целыми веками, постепенно подходя к нынешнему состоянию.

Текущее высшее профессиональное образование в нашей стране имеет сложную структуру, в которой определяют разные виды высшего профессионального образования в России: базовый период приобретения специальности - около пяти лет, затем студенту дается квалификация «специалист». После этого можно учиться в аспирантуре, обучение идет в рамках трех лет. Есть возможность приобрести уровень «бакалавр наук» и «магистр наук», период образования - четыре и два года соответственно.

Особенности медицинского образования

Несколько по-другому обстоит положение дел в сфере медицинского образования, где существуют другие виды учреждений высшего профессионального образования. Здесь период обучения напрямую зависит от выбранной специализации: специальность клинического психолога, фармацевта или стоматолога студенту дастся через те же пять лет. На таких специальностях, как педиатрия, спортивная медицина и лечебное дело молодому специалисту нужно грызть гранит науки уже шесть лет. Затем обучение в медицинском ВУЗе можно продлить, учась в интернатуре (один год). Отталкиваясь от специальности и вкусов молодого специалиста, можно обучаться в клинической ординатуре (срок от двух до пяти лет). Или устроиться в аспирантуру, период обучения в ней будет три года.

График учебного года

Учебный год в отечественных вузах обычно идет с первого сентября по тридцатое июня, в принципе, вне зависимости от видов высшего образования в России. Подготовка структурирована на два полугодовых семестра, каждый из них завершается сессией (в конце астрономического года и летом). Перед сессией обучающиеся должны сдать ряд зачетов, а в период сессии - экзамены по пройденным ранее предметам. Каникулы у учащихся ВУЗов, разумеется, тоже существуют. И начинаются они после каждой сессий. Зимние проходят две-три недели, летние дольше, - как правило, восемь недель. Наиболее трудные экзаменационные препятствия студент преодолевает в последний год своего пребывания в ВУЗе. В зимний период он сдает государственные экзамены, они объединяют в себе вопросы по всем предметам учебного плана. А в летнее время защищает собственную оригинальную дипломную работу по какой-либо проблеме.

Виды обучения

Обучение в ВУЗах всех видов высшего образования идет на русском языке и ведется по трем ведущим формам высшего образования: наиболее массовой - очной (дневной), заочной (дает возможность одновременно с учебой работать) и вечерней (занятия идут вечером после работы или в выходные дни). В последние годы часть частных вузов предлагают еще одну, дистанционную форму получения образования, при которой студент работает в другом населенном пункте (и даже регионе), делает учебные задания в домашних условиях, регулярно прибывая на сессию. По этой же системе учебные занятия могут проходить через скайп, если, в частности, речь пойдет об обучении иностранным языкам.

После завершения обучения студент получает типовой российский диплом государственного образца с отметкой о квалификации. Виды дипломов о высшем образовании в России обычно делятся на документы с отличием (будет красного оттенка) и общие (синий). Надо указать, что сейчас российские дипломы о высшем образовании слывут действительными и даже престижными во всех государствах мира.

Бакалавриат

В наше время высшая школа приобрела сложную структуру. Возникло сразу несколько новых видов высшего образования. Из них низший уровень - бакалавриат. Студент, окончив ВУЗ, получает диплом выпускника заведения высшего профессионального образования, но разница с магистратурой в том, что образование это - только на базовом уровне. Обучение бакалавра идет четыре года, в ходе которого студент приобретает общие знания научного и профессионального содержания без узкой учебной специализации.

Фундаментальный уровень подготовки дает возможность легче приспособиться к регулярно изменяющемуся рынку вакансий, где нужно осваивать сопредельные профессии. В наши дни многим работодателям достаточно диплома базового высшего образования новичка. Нужные знания и навыки ему дадут на конкретном месте работы с ее спецификой.

С другой стороны, есть различные варианты. Студент приобретает диплом бакалавра, затем он может сразу продолжить учебу в магистратуре, а может взять перерыв. Через какое-то конкретное время, когда практический опыт будет набран, он уже более осмысленно сможет пойти на учебу в магистратуре любого ВУЗа России или зарубежья.

Специалитет

Это вид высшего образования, который имеет серьезное распространение, как правило, только по России. Срок учебы - 5 лет. Выпускник ВУЗа приобретает диплом специалиста. Положительные стороны здесь в том, что:

  • специалитет дает возможность учиться как в магистратуре, так и сразу в научной аспирантуре;
  • можно работать на должности в государственном или частном предприятии, по должностной инструкции, предполагающей наличие у сотрудника диплома о высшем образовании;
  • работодатели охотнее принимают на работу в свою фирму или государственное учреждение специалистов, поскольку считают (что, в принципе, будет чистой правдой), что этот уровень отличается более хорошей подготовкой.

Среди негативных сторон следует отметить следующие, наиболее видимые моменты:

  • учеба на один год дольше;
  • найти нужную специальность гораздо сложнее.

Специалитет дает более меньший выбор специальностей, чем бакалавриат, поскольку это более узкий спектр подготовки. Хотя этот вид обучения объединяет не так уж и мало потенциально хороших и перспективных специальностей. При этом надо поинтересоваться - существует ли обучение специалистов в каком-то конкретном направлении.

Магистратура

Этот вид высшего образования является последней ступенью высшего российского образования, разрешенного для любого гражданина, уже освоившего предыдущие ступени высшего образования (степень бакалавра или специалиста). Ее можно получить после завершения полноценного учебного процесса. Существенным отличием степени будет то, что на бесплатный курс могут иметь право не только бакалавры, но и полноценные специалисты, завершившие университет до болонской системы. Магистратура имеет следующие дополнительные возможности:

  1. Студент, окончивший вторую ступень образования, получает право переходить на руководящие вакансии гражданской государственной службы.
  2. Ряд рабочих мест или учреждений можно занимать только выпускникам магистратуры российских вузов.
  3. Курс учебных предметов составляется для обучения таким образом, что студент целиком погружается в научную и различную практическую деятельность.

Оценочная система

Оценочная система в ВУЗах на всех видах высшего образования находится в общих рамках отечественного образования. Наиболее качественной отметкой будет «5» - отлично; уровнем ниже стоит «4» - хорошо; последняя положительная оценка - это «3» - удовлетворительно; провальная оценка - «2» - неудовлетворительно. Оценка «1» - единица, - вопреки твердо циркулирующему предположению, не ставится.

Существует форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» обучающийся имеет право пересдать курс, обговорив дату пересдачи с преподавателем. На этот процесс ему отводится две попытки. И если студент не может использовать их, возникает опасность исключения из ВУЗа.

Отдельные нерадивые студенты совсем не допускаются деканатом к сдаче экзаменов. Причиной обычного "недопуска", как правило, является отсутствие на академических занятиях. Впрочем, и эта проблема решаема, если существует уважительная причина, если студент забывает про лень и к началу сессии отрабатывает необходимый минимум. Тогда профессор (доцент) разрешает двоечнику сдавать нужный экзаменам.

Кроме отрицательных учебных форм различных оценок, ВУЗовское образование в нашей стране имеет и поощрительную аттестацию. Студент может «заработать» «зачет» или хорошую оценку на экзамене заранее («автоматом») без сдачи учебного курса, при условии, что полный семестр прилежно посещал все лекции и семинары, активно работал на занятиях и выполнял все требования профессора.

Трудности текущего момента

Разумеется, Россию наших дней невозможно представить без текущих вопросов и прогнозов планирования в системе современного высшего образования. Среди самых острых проблем, пожалуй, нужно выделить вопрос платного обучения. С конца девяностых годов приобрести «корочки» об образовании в России можно и с помощью финансов. Конечно, можно смотреть на это, как хорошую возможность для некоторых не очень способных категорий россиян, однако такой вариант одновременно создает большое количество неоднозначных вопросов.

Ведь это одна из ведущих причин, приведшей к существенному падению уровня высшей школы. Так как все можно получить за деньги, от текущих оценок до дипломов о высшем образовании, их стали получать лентяи и откровенные двоечники. Из финансовой составляющей вытекает другая проблема - серьезная коррупция в органах высшего образования. И в последнее время она делается все крупнее. Проблемы высшей школы в России очень актуальны, а разрешаются очень неторопливо. Однако хорошо уже то, что в сфере образования есть хоть какие-то реформы.

Все это надо понимать, когда речь идет о будущем в уровнях высшего образования. Общая информация об учебе в России показывает, что этому очень сильно способствуют наши достижения в науке. Формирование нано- и биотехнологий совершенно точно в скором будущем приведет к росту числа новых специальностей. И одновременно с этим и к очередным учебным программам, методам и эффективным формам образования.

1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее общее образование.

Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:

  1. среднее профессиональное образование;
  2. высшее образование — бакалавриат;
  3. высшее образование — специалитет, магистратура;
  4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.

Уровни общего образования

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Уровни профессионального образования

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.

Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.

Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.

Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет , программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.

Лето - не только пора дачников, купания в речках, ...

Лето — не только пора дачников, купания в речках, сбора и заготовок всевозможных плодов, но и пора определения будущих студентов, ведь именно летом выпускники школ находят высшие учебные заведения (ВУЗ), в которых они продолжат свою учебу и выберут интересующую их рабочую специальность.

Не так давно из всех Российских ВУЗов выходили только специалисты с дипломами (например, после окончания технического ВУЗа выпускник назывался инженер, агроном, экономист — с приставкой той специальности, по которой он проходил обучение).

Еще в девяностых годах 20 века было принято эту схему изменить по аналогии с западной схемой образования. Европейцы и американцы производят в своих высших учебных заведениях бакалавров и магистров. Обе квалификации определены как высшее образование, но имеют два уровня градации.

После ряда обсуждений и реформ с 1 января 2011 года квалификации — или степени — высшего образования, а именно степени бакалавра и магистра являются утвержденными квалификациями для выпускников, которые закончили российские ВУЗы. Из обычного ранее "обычая" получения высшего образования пока действительна еще одна степень высшего образования - специалист, которая по уровню подготовки стоит после бакалавра и перед магистром, но в ВУЗах идет параллельно с новой схемой обучения на степени бакалавра и магистра.

Стоит разобраться поподробнее, чем являются сегодня квалификации бакалавр, специалист и магистр.

Бакалавр

Бакалавр - это степень высшего профессионального образования, которая завершается (обозначается) выдачей аттестата и записью о квалификации бакалавра. Период обучения на степень бакалавра должен составлять 4 года. В результате выпускник ВУЗа со степенью бакалавр имеет диплом, в котором указано, что он окончил общее высшее образование. Глубины познаний в специальности бакалавр не получает, но имеет общий теоретический подход и понимание работы в выбранной профессии.

Выпускники бакалавриата с одной стороны являются этакими «полуфабрикатами» от обучения по профессии, но, тем не менее, причислены к группе людей с высшим образованием: они могут начинать работать как выпускники ВУЗа. Недостаток в данном случае в том, что бакалавр не получил усиленной теории и более отработанных умений в выбранной профессии. Достоинство в том, что, приняв такого специалиста на работу, можно «затачивать» его на определенный вид деятельности дополнительными обучающими программами, наставничеством и практическим опытом труда.

Дипломированный специалист

Дипломированный специалист - это привычная в России форма высшего профессионального образования. Период обучения дипломированного специалиста составляет 5-6 лет в зависимости от выбранной профессиональной области. В результате выпускник ВУЗа со степенью дипломированный специалист держит в руках диплом, где обозначена специальность, т.е. является специалистом-практиком и может приниматься на работу в согласии с полученной специальностью. Дипломированных специалистов готовят с той целью, чтобы они могли заниматься практикой на производстве по выбранной профессии.

Возможно, что степень «дипломированный специалист» постепенно будет исключена из высшего образования в России.

Магистр

Магистр - это степень высшего профессионального образования, которая оканчивается выдачей аттестата, в котором обозначена надлежащая квалификация. Период обучения на степень магистра определяется 6-ю годами. При этом собственно само обучение на магистра занимает 2 года, а начальные 4 года будущий выпускник ВУЗа обучается на бакалавра. Будущие магистры приобретают больше знаний по научной теории. Магистр может быть квалифицирован только после того, как защитит диссертацию. В этом случае уже прослеживаются значительные элементы трудов научных работников. Защита магистерской диссертации может продолжиться новым уровнем учености, а именно обучением в аспирантуре.

Стоит учесть, что на обучение в магистратуру зачисляют по итогам прохождения конкурса. По статистике в магистратуру приходит не более 1/5 выпускников бакалавриата. Обучение на степень магистра — это право пройти практику в государственных ВУЗах России. К тому же, если есть желание заканчивать ВУЗ в статусе магистра, то об этом стоит позаботиться заранее, т.к. курсы обучения на бакалавра и специалиста практически одинаковы только в начальные 2 года обучения, затем в чтении курсов "вторгается" различие. Для поступления в магистратуру подойдет только диплом бакалавра.

Допускается смена ВУЗа при поступлении в магистратуру, т.е. получив диплом бакалавра в одном ВУЗе, можно поступить по конкурсу на магистратуру в другой ВУЗ. Хотя в таком случае стоит узнать о различии учебных планов обоих заведений.

Магистратура, в целом, присутствует в государственных ВУЗах, а негосударственные учебные учреждения подготавливают выпускников с дипломом бакалавров.



Поделиться